cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Историзмы архаизмы неологизмы упражнения – Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа — Мегаобучалка

Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа — Мегаобучалка

Примечание:упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

 

Упражнение 1

 

Укажите слова активного и пассивного словарного запаса. От­вет аргументируйте.

 

Абсцисса, агитка, армяк, бердянка, бионика, велеречивый, виночерпий, виньетка, гносеология, гобелен, головотяп, дзюдо, дурашка, жрец, залихватский, зерцало, конка, ликбез, острог, палица, припарковаться, сеанс, стереоэлектроника, электромо­биль.

Упражнение 2

 

Найдите устаревшую лексику в отрывках из книги В. Гиляров­ского «Москва и москвичи». Определите значения устаревших слов и укажите, являются ли они историзмами или архаизмами.

 

1. Так я в первый раз увидел колибер, уже уступивший место дрожкам, высокому экипажу с дрожащим при езде кузовом, зад­няя часть которого лежала на высоких, полукругом, рессорах. Впоследствии дрожки были положены на плоские рессоры и стали называгься пролетками.

 

2.- Дедушка, в Хамовники!

— Кое место?

— В Теплый переулок.
— Двоегривенный.

Мне показалось это очень дорого.

— Последнее слово — пятиалтынный. Без почину стою.

 

3. Среди этих палаток барахольщики раскладывали рогожи, на которых был разложен всевозможный чердачный хлам: сло­манная медная ручка, кусок подсвечника, обломок старинной канделябры.

 

4. Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны та­кими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были ло­говища на двоих… Пространство в аршин высоты и полтора арши­на ширины между двумя рогожами и есть «нумер»…

 

Упражнение 3

 

Найдите историзмы в данных текстах. Укажите, с реалиями ка­ких эпох и народов они связаны.

 

1. Много надо трудиться смерду, чтобы и дань натурою опла­тить боярину, и свою семью прокормить. Но и это еще не самое страшное. Стрясется какая-нибудь беда — пожар ли подворье уничтожит, скот погибнет или неурожай случится, — тогда к бояри­ну нужно идти, в ноги ему кланяться, гривны занимать. Гривны-то он даст, но дорогой ценой — свободой своей приходится пла­тить за них: смерд становится полностью зависимым челове­ком — закупом (А. Хижняк).



 

2. В этой обстановке законодательное собрание все больше и больше чувствовало себя лишним, и 3 сентября 1792 года под давлением провинциальных коммун и Коммуны города Парижа были произведены выборы в Конвент.

 

3. В монгольском войске был порядок, установленный Чин­гиз-ханом. Каждый всадник знал свое место в десятке, и в сот­не, и в тысяче; тысячи воинов собирались в большие отряды, подчиненные воеводам. …Поодаль, в степи, широким кольцом рассыпались черные татарские юрты и рыжие шерстяные шатры. Это был личный курень Чингиз-хана, стоянка тысячи избранных телохранителей великого кагана

(В. Ян).

 

4. В Московских приказах пыль столбом — дьяки и подьячие шевелят лежалые бумаги… Скоро и звания эти будут забыты. Царь повелел учредить для управления страной Сенат… (В. Дру­жинин).

Упражнение 4

 

Определите лексические значения выделенных слов. Какие из значений являются современными, а какие — устаревшими? Укажите, в каких случаях устаревшие значения слов выступают как историзмы, а в каких — как архаизмы.

 

1. Рыцарь грозно смотрел из-под забрала своего шлемас картины, висевшей в той комнате, где мы спали (Акс). Сквозь круглое стекло водолазного шлемаСальваторе увидел, что над ним, в аршине над его головой, стоит гигантский электрический скат (Купр.). 2. Надзиратель, прижавшись спиной к стене, вы­пятил свой толстый

живот(М.Г.). Волк из лесу в деревню забе­жал, не в гости, но животспасая… (Кр.). 3. Чем вы, гости,торг ведете и куда теперь плывете? (П.). Вечером пришли гости…папины сослуживцы, тетины знакомые курсистки (Кат.).

Упражнение 5

 

Найдите архаизмы в отрывке из сказки А. С. Пушкина и опре­делите их тип.

 

Три девы, красоты чудесной,

В одежде легкой и прелестной

Княжне явились, подошли

И поклонились до земли.

Тогда неслышными шагами

Одна поближе подошла;

Княжна воздушными перстами

Златую косу заплела.

С искусством, в наши дни не новым,

И обвила венцом перловым

Окружность бледного чела.

За нею, скромно взор склоняя,

Потом приблизилась другая…

 

Упражнение 6

 

Найдите устаревшую лексику. Определите, с какой целью использованы историзмы и архаизмы:

1) для создания торжественно-приподнятого настроения;

2) для создания исторического колорита;

3) для речевой характеристики героев;

4) в сатирических целях.

 

1. Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он; отверз­лись вещие зеницы, как у испуганной орлицы (П.). 2. На большой дуге, где, противно всем законам, присутствовали иноземцы… Петр мужественным голосом сказал боярам: — Понеже фортуна скрозь нас бежит, которая никогда так близко на юг не бывала: блажен, кто хватает ее за волосы. Посему приговорите, бояре; разоренный и выжженный Азов благоустроить вновь и населить войском немалым (А.Н.Т.). 3. Вышитое золотом, покрытое жем­чужной сетью платье… бармы в лалах, изумрудах и алма­зах (А.Н.Т.). 4. Ликом (король Карл) светел, в левой ручке — держава, в правой ручке — вострая сабля, сам — в золоте, сереб­ре, конь под ним сивый, горячий (А.Н.Т.). 5. И на челе его высо­ком не отразилось ничего, потому что кроме спеси ничего на нем не было

(Л. Лиходеев). 6. И он отверз свои уста, чтобы выдать очередную шуточку — пошлую и мерзкую (А. Крон).

Упражнение 7

 

Ниже приведены слова, которые в 20-е или 30-е годы XX века явля­лись неологизмами. Проследите их дальнейшую судьбу в русском языке:

1) перешли в активный словарь;

2) стали историзмами или архаизмами.

 

Буденовец, громкоговоритель, женотдел, коллективизация, колхоз, красноармеец, ликбез, метро, октябренок, продотряд, проф­союз, пятилетка, рабфак, ревком, светофор, советский, совнарком, спартакиада, стахановец, субботник, троллейбус, ударник, управ­дом, шефствовать.

 

Упражнение 8

 

Проанализируйте данные неологизмы и определите пути их по­явления в русском языке:

1) слова, образованные в русском языке на основе имеющихся русских или заимствованных морфем;

2) заимство­вание;

3) придание слову нового значения.

 

Аэробус, варенки (джинсы), видеоклип, видеотека, виндсер­финг, гриль, металлисты (члены неформальной молодежной груп­пы), морж (любитель зимнего плавания), панки, пиццерия, рэке­тир, скафандростроение, слайды, супертурнир, телемост, универ­сам, фломастер, штрих (паста для исправления опечаток), элект­ромобиль.

 

Упражнение 9

 

Найдите неологизмы. Определите, какие из них являются язы­ковыми, а какие — авторскими.

 

1. Скорость марсохода невелика — за два года он может пройти лишь тысячу километров по поверхности планеты (Из газ.). 2. Отшельничаю, берложу, отлеживаюсь в березах, лужаечный, можжевельничий, отшельничаю (Возн.). 3. …Опрозрачила ткань паутинная твой призывно откинутый стан (Л. Мей). 4. Армстронгит — новый материал, названный так в честь астронавта, пер­вым вступившего на Луну (Из газ.). 5. В этом кипящем людовороте советской столицы такси нужны

(Кольц.). 6. Провинция патриархальна: нет рокеров, металлистов, люберов, панков, хип­пи. Только «фулиганы» (Из газ.).

Упражнение 10

Найдите авторские неологизмы в стихотворении В.В. Маяков­ского «Европатория». Определите, по каким образцам, моделям русского языка они образованы. Почему такие неологизмы называют потенциаль­ными словами?

 

Упражнение 11

 

Найдите авторские неологизмы. Укажите, являются ли они потен­циальными словами или окказионализмами — словами, возникшими не по имеющимся в языке моделям, а по случайным созвучиям.

 

1. Угреет. С богом! По домам!

Позвякивают колокольца (Вл.).

 

2. Но видимся ли миг, не видимся ль столетье –

Не все ли мне равно, не все ль равно тебе,

Раз примагничены к бессмертью цветоплетью

Сердца улыбные в медузовой алчбе (Сев.).

3.Стоял январь, не то февраль,

Какой-то чертовый зимарь.

Я помню только голосок,

Над красным ротиком парок

И песенку: «Летят вдали

Красивые осенебри,

Но если наземь упадут —

Их человолки загрызут» (Возн.).

 

 

Упражнение 12

 

Определите значения выделенных слов. В каком из примеров неологизмом является авторское значение слова? Как называются такие неологизмы?

 

I. Тоска по родине! Давно

Разоблаченнаяморока!

Мне совершенно все равно –

Где совершенно одинокой

Быть… (Цв.).

2. А там, в торжественном покое,

Разоблаченнаяс утра,

Сияет Белая Гора,

Как откровенье неземное (Тютч.).

Упражнение 13

 

В детской речи часто появляются неологизмы. Определите, ка­кие из неологизмов, приводимых в книге К.И. Чуковского «От двух допяти», являются потенциальными словами (укажите модели, по кото­рым они образованы) — окказионализмами, семантическими неологизмами.

 

Утки идут утьком, отпугивать (расстегивать пальто), коро­ва рогает, я намакаронился, секретарша (та, которая расска­зывает секреты), заключить дверь (запереть), сижу и отмухиваюсь, я мапин (мамин и папин), какой ты страшный спун! Что­бы сейчас было встато!, спец (тот, кто много спит), нанитывать бусы, отскорлупай мне яйцо, подфамилить бумагу, жукашечка (жук и букашечка), рукти (ногти на руках), оточительный нож (перочинный), журчей (ручей), начальная школа (школа для начальников), вихрахер (парикмахер).

Упражнение 14

 

Прочитайте статью Юрия Шаталова «Первая гробница Святого князя» (см. Приложение 30) и проанализируйте её с точки зрения активного и пассивного словарного запаса.

 

Контрольные задания

Задание 1

Укажите слова активного словарного запаса.

 

А) зерцало

В) жрец

С) виночерпий

Д) нет правильного ответа

Задание 2

Укажите слова активного словарного запаса.

 

А) ликбез

В) стереоэлектроника

С) припарковаться

Д) нет правильного ответа

 

Задание 3

 

Укажите слова пассивного словарного запаса.

 

А) конка

В) дом

С) зеркало

Д) нет правильного ответа

 

Задание 4

Укажите историзмы.

 

А) боярин

В) зеницы

С) уста

Д) нет правильного ответа

 

Задание 5

Укажите архаизмы.

 

А) перст

В) вече

С) стрелец

Д) нет правильного ответа

Задание 6

Укажите лексические архаизмы.

 

А) боярин

В) влиял

С) пиит

Д) нет правильного ответа

 

Задание 7

Укажите семантические архаизмы.

 

А) негодяй

В) вече

С) рыбарь

Д) нет правильного ответа

 

Задание 8

Укажите авторские неологизмы М.В. Ломоносова

 

А) гражданственность, гуманизм

В) чертеж, рудник, маятник

С) бокастый, надширье

Д) нет правильного ответа

 

Задание 9

Укажите авторские неологизмы В. Маяковского

 

А) буревал, пересуматошить

В) бокастый, надширье

С) мандолинить, разулыбить, серпастый, молоткастый

Д) нет правильного ответа

Словарь по теме

 

Активный словарный запас — это те повседневно упот­ребляемые слова, значение которых понятно всем людям, говоря­щим на данном языке. Слова этой группы лишены каких бы то ни было признаков устарелости или новизны.

 

Пассивный словарный запас – это слова, которые либо имеют ярко выраженную окраску устарелости, либо, наоборот в силу своей новизны еще не получили широкой известности и также не являются повседневно употребительными.

 

Старинные слова — это слова, которые в настоящее время совершенно неизвестны рядовым носителям современного русского языка и поэтому современному человеку непонятны.

Устаревшие слова – это реальные единицы языка, правда, имеющие ограниченную сферу употребления и специфические стилистические свойства.

Историзмы — это группа устаревших слов, которые уже совсем вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали.

 

Архаизмы — это группа устаревших слов, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.

 

Лексические архаизмы – это устаревшие слова, которые заменены новыми словами с тем же лексическим значением.

Семантические архаизмы — это слова, существующие в современном русском литературном языке, но имеющие устаревшее значение.

Неологизмы (от гр. neos — новый + logos — слово) – это новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, качеств.

 

Лексические неологизмы обозначают появление в жизни новых вещей, явлений, качеств.

Семантические неологизмы – новое название того, что уже имеет наименование.

 

Рекомендуемая литература к разделу «Лексика»

 

1. Аргументация в публицистическом тексте: (Жанрово-стилистический аспект): Учеб. пособие / И.В. Гущина и др.). – Свердловск: Изд-во Уральск. Ун-та, 1992.

2. Вакуров В.Н. и др. Стилистика газетных жанров: Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика». – М.: Высш. шк., 1978.

3. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М., 1987.

4. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. – М.: Высш. шк., 1981.

5. Вовчок Д.П. Стилистика газетных жанров. Учеб. пособие. – Свердловск: УрГУ, 1979.

6. Гальперин И.Р. Речевые стили и стилистические средства языка //Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА — М, 1999.

7. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Наука, 1981.

8. Кайда Л.Г. Эффективность публицистического текста /Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Изд-во МГУ, 1989.

9. Калинин А.В. Лексика русского языка. – М., 1971.

10. Крылова О.А. Современный русский язык. – М., 1997.

11. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.

12. Лазарева Э.А. Заголовок в газете. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989.

13. Левин В.Д. О некоторых вопросах стилистики //Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА — М, 1999.

14. Лекант П.А. Современный русский язык. – М., 2001.

15. Лысакова И.П. Язык газеты: социолингвистический аспект. – Л.: ЛГУ, 1981.

16. Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров: Лекции по спецкурсу. – Свердловск: УрГУ, 1987.

17. Майданова Л.М. Логическая схема газетного текста и способы её выражения // Журналистика развитого социализма: пути совершенствования работы журналиста: Сб. науч. тр. – Свердловск: УрГУ, 1984.

18. Майданова Л.М., Муравьева Н.В., Сметанина С.И. Целостность и связность газетного текста: Учеб. пособие. – Свердловск: УрГУ, 1984.

19. Мамалыга А.И. Структура газетного текста. – Киев: Вища шк., Изд-во при Киев. ун-те, 1983.

20. Мамалыга А.И. Структура газетного текста. – Киев: Вища шк., 1983.

21. Мучник Б.С. Человек и текст: Основы культуры письменной речи. — М.: Книга, 1985.

22. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 24-е, исправленное /Под общей редакцией Л.И. Скворцова. – М., 2003.

23. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Изд. 4. – М., 2003.

24. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М., 1997.

25. Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979; 1988; 2003.

26. Современная газетная публицистика: Проблемы стиля /Под ред. И.П. Лысаковой и др. – Л.: ЛГУ, 1987.

27. Современный русский язык /Под редакцией Д.Э. Розенталя. – М., 1995; 1997.

28. Солганик Г.Я. Лексика газеты: Функциональный аспект (Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика». – М.: Высш. шк., 1981.

29. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. – М.: Наука, 1979.

30. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста /Отв. ред. Л.А. Новиков. – М.: Наука, 1985.

31. Стилистика газетных жанров /Под ред. Д.Э. Розенталя. – М.: МГУ, 1981.

32. Терехова В.С. Специальная лексика в языке газеты: Учеб. пособие. – Л.: ЛГУ, 1982.

33. Толковый словарь русского языка конца ХХ в. /Ред. Г.Н. Скляревская. — СПб., 1998.

34. Трудности русского языка: Словарь-справочник журналиста /Под ред. Л.И. Рахмановой. Ч. 1-2. – М., 1993; 1994.

35. Функциональные стили. Лингвометодические аспекты /Отв. ред. М.Я. Цвиллинг. – М.: Наука, 1985.

36. Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика. – М., 1977.

37. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях: К постановке проблемы. – М., 1977.

38. Шанский Н.М. Русский язык: Лексика. Словообразование. – М., 1975.

39. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды: Печать, радио, телевидение, документальное кино /Под ред. Д.Э. Розенталя. – М.: МГУ, 1980.

 

 

megaobuchalka.ru

Дидактический материал по теме «Архаизмы, историзмы»

Хайруллина Лилия Ирдусовна,

МБОУ «Тетюшская татарская СОШ»

Тетюшского муниципального района РТ

Тест по теме «Устаревшие слова»

1.Найдите устаревшее слово:

а) наказ

б) наказание

в) приказ

г) приказчик

2.В каком ряду все слова являются устаревшими:

а) риза, челн, лодка

б) томленье, надежда, упованье

в) чело, владыко, древо

г) челн, водитель, меч

3. В каком варианте ответа верно указано значение слова«чело»:

а) человек

б) нос

в) щека

г) лоб

4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, поставленные после устаревших слов в предложении «И пот по бледному(1) челу(2) струился(3) хладными(4) ручьями»

а) 2,3

б) 2,4

в) 1,3,4

г) 2

5.Какое из приведенных ниже слов должно быть на месте пропуска в предложении «С пятилетнего возраста отдан я был на руки… Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки»

а) стремянному

б) конюху

в) слуге

г) господину

6.Какое значение имеет устаревшее слово «стремянный»:

а) дворник

б) конюх-слуга, ухаживающий за верховой лошадью своего господина

в) учитель

г) человек, награжденный орденом

7.Из какого произведения это предложение: «С пятилетнего возраста отдан я был на руки… Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки»

а) А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»

б) Н.В.Гоголь «Шинель»

в) И.С.Тургенев «Муму»

г) Л.Н.Толстой «Детство»

8.Какое устаревшее слово имеет значение «крытая дорожная повозка»

а) кибитка

б) погребец

в) урядник

г) верста

9.В каком ряду оба слова относят к историзмам

а) престол, власть

б) гумно, колос

в) вельможа, министр

г) кафтан, лапти

10.В каком ряду оба слова можно отнести к архаизмам

а) рать, сила

б) пашня, поле

в) нива, град

г) ланиты, очи

Ключ: 1.г) 2.в) 3.г) 4.б) 5.а) 6.б) 7.а) 8.а) 9) 10.г)

infourok.ru

урок «Архаизмы, историзмы и заимствованные слова

Урок русского языка в 6 классе Дата

Тема: Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и новые слова (неологизмы). Заимствованная лексика

Цель урока: научиться различать устаревшие слова, неологизмы и заимствованные слова, работать в группе, самостоятельно добывать знания по теме, составлять коллаж, уметь употреблять данные слова в речи, составлять предложения и тексты с ними, проверить свои знания по теме.

Предполагаемый результат: учащиеся могут различать устаревшие слова, неологизмы, заимствованные слова; работают в группе, самостоятельно добывают знания по теме, составляют коллаж, уметь употребляют данные слова в речи, составляют предложения и тексты с ними, работают со словарем и в интернете; проверить свои знания по теме.

Ход урока:

  1. Вводно-мотивационный этап урока. Разминка с мячом «Пожелай другу»

  2. Этап проверки домашнего задания.

  1. Презентация «Словаря профессиональных слов родителей».

  2. Модуль «Оценивание». Задание классу: оценить словарики одноклассников, «купив» за деньги всего 2 словарика.

  3. Стратегия «Домино». Проверка теоретического материала по предыдущему уроку.

  1. Стадия вызова. Модуль «Критическое мышление». Экскурсия в музей слов. А каких слов попробуйте догадаться?

  1. И царица налетела

На Чернавку: «Как ты смела

Обмануть меня? И в чем?»

Та призналася во всем:

Так и так. Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить.

— Что за рогатка? Найдите в словаре слово.(в старину ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключенным, колодникам)

— Дождь шел по авеню. Он играл гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома, закрывали жалюзи.

— Какие слова вам незнакомы. Найдите их в словаре. Какие пометы стоят у данных слов?

  1. Работа в группах: Модуль «Новые подходы» («Диалогическое обучение», «Обучение тому, как учиться»).

1 группа – архаизмы

2 группа – историзмы

3 группа – неологизмы

4 группа – заимствованные слова

Задание: Изучить полностью материал, составить коллаж, эстетично и грамотно его оформив. Лидер готовит экскурсию по музею, т.е. выступает с защитой коллажа. Остальные члены группы дополняют его.

  1. Презентация работы. Задание другим группам: разделить тетрадь на 4 колонки и записывать примеры слов, которые приводят одноклассники. С любыми 3 словами составить предложения.

  1. Стадия осмысления. Практическая работа

Задания выполняются в группах.

Задание 1

Найдите в словаре и в интернете значение слов и составьте с ними предложения.

Шоу – (англ.) пышное сценическое зрелище с участием артистов эстрады.

Консенсус – (лат.) общее согласие по спорным вопросам.

Коммуникабельный – (лат.) склонный к установлению контактов, с которым легко общаться.

Позитивный – (лат.) утвердительный, положительный.

Менталитет – (лат.) мировосприятие, определяющееся народно-национальными обычаями, образом жизни.

Интегрировать – (лат.) объединять части в одно целое.

Имидж – (англ.) представление о чьём-нибудь внутреннем и внешнем облике, образе.

Санкция – (лат.) утверждение чего-нибудь высшей инстанцией, разрешение.

Задание 2

Алешка шел рядом с с…нями, в которых с…дели трое холопов в военных колпаках и кафтанах с высок…ми в…ротниками. Это были работники Василия Волкова. На к…льчуги денег у боярина не хватило, одел их в кафтаны. Их обг…няло много дворян и боярских детей в к…льчугах и латах, и весь уезд с…езжался на площадь.

 Задание: Определите стиль и тип речи. О чем говорится в тексте?

Какова главная мысль данного отрывка?

(Весь народ поднялся на защиту Отечества.)

 О событиях какого времени идет повествование?

(о давнем, о прошлом, ушедшем в историю)

— По каким словам вы это определили?

(холопы, кафтаны, кольчуги, латы, боярин)

Продуктивное (творческое) задание 3

Синтез  в использовании языковых средств в тексте и в умениях и навыках учащихся.

– И все же есть время суток, когда мы все становимся иностранцами, причем говорим сразу на нескольких языках.
– Когда? (Утром, за завтраком.)
– Мы произносим слова: чай (китайский), кофе (французский), кекс (английский), какао (американских индейцев),  мармелад (португальский).
– Составьте диалог на тему «За завтраком», обязательно включив  данные слова и слова исконно русские: спасибо, пожалуйста.

Контроль знаний. Проверочный тест.

  1. Этап информирования о домашнем задании:

1 уровень – составить «Домино» по теме урока.

2 уровень – выполнить задание по карточке. Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым словариком.

Еда:

Посуда:

Одежда:

Женские головные уборы:

Кокошник, кулебяка, кафтан, коврига, лохань, ступа, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, квашня, корчага, ушат, повойник.

3 уровень – составить рассказ «путешествие на машине времени2, используя устаревшие и заимствованные слова и неологизмы (не менее 10 слов из урока)

  1. Рефлексия «Укрась торт»:

На уроке я узнал…

Урок для меня показался…

Материал урока мне был…

Шоу –

Консенсус

Коммуникабельный

Позитивный –

Менталитет –

Интегрировать –

Имидж –

Санкция –

Гусляр- 

Ланиты-

Уста-

Задание 2

Алешка шел рядом с с…нями, в которых с…дели трое холопов в военных колпаках и кафтанах с высок…ми в…ротниками. Это были работники Василия Волкова. На к…льчуги денег у боярина не хватило, одел их в кафтаны. Их обг…няло много дворян и боярских детей в к…льчугах и латах, и весь уезд с…езжался на площадь.

Задание 2

Алешка шел рядом с с…нями, в которых с…дели трое холопов в военных колпаках и кафтанах с высок…ми в…ротниками. Это были работники Василия Волкова. На к…льчуги денег у боярина не хватило, одел их в кафтаны. Их обг…няло много дворян и боярских детей в к…льчугах и латах, и весь уезд с…езжался на площадь.

Задание 2

Алешка шел рядом с с…нями, в которых с…дели трое холопов в военных колпаках и кафтанах с высок…ми в…ротниками. Это были работники Василия Волкова. На к…льчуги денег у боярина не хватило, одел их в кафтаны. Их обг…няло много дворян и боярских детей в к…льчугах и латах, и весь уезд с…езжался на площадь.

Задание 2

Алешка шел рядом с с…нями, в которых с…дели трое холопов в военных колпаках и кафтанах с высок…ми в…ротниками. Это были работники Василия Волкова. На к…льчуги денег у боярина не хватило, одел их в кафтаны. Их обг…няло много дворян и боярских детей в к…льчугах и латах, и весь уезд с…езжался на площадь.

Картридж ─ это устройство для заправки чернилами принтер

Консалтинг ─ деятельность по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов

Бонус ─ вознаграждение

Спам ─ сообщение, массово рассылаемое людям, не дававшим согласие на их получение

Хранение денежных средств клиентов в сейфовом депозитарии банка с указанием в договоре их суммы.

Дресс-код ─ форма одежды, требуемая для посещения определенных мероприятий.

Инаугурация ─ церемония вступления в должность

Иллюминация-освещение, 

Коммюнике— официальное правительственное сообщение о переговорах

Беспристрастный— справедливый

Вентиляция-проветривание 

Винегрет- уксусный салат

Пейджер- электронное средство связи 

Рента— регулярно получаемый доход с капитала

Электорат- совокупность избирателей 

Поручник- ходатай, поверенный

  • Кастинг– публичный просмотр; отбор, подбор актеров, часто на конкурсной основе

  • Логотип– буквенный символ, фирменная надпись, являющаяся эмблемой, торговой маркой фирмы-производителя

  • Ноутбук – портативный персональный компьютер, обладающий программной и аппаратной совместимостью

  • Слоган– рекламная формула в виде броской, легко запоминающейся короткой фразы

  • Спам – незапрашиваемая информация рекламного характера, рассылаемая адресатам по электронной почте

  • Фитнес — деятельность, направленная на повышение уровня здоровья.

  • Шопинг — посещение магазина с целью покупки

www.metod-kopilka.ru

Урок русского языка на тему «Устаревшие слова (архаизмы и историзмы) и новые слова (неологизмы). Заимствованная лексика». 6-й класс

Разделы: Русский язык


Цель урока: учащиеся учатся различать устаревшие слова, неологизмы и заимствованные слова, работать в группе, составлять коллаж, употреблять устаревшие, новые, заимствованные слова в речи, составлять предложения и тексты с ними, проверить свои знания по теме.

Предполагаемый результат: учащиеся могут различать устаревшие слова, неологизмы, заимствованные слова; работают в группе, самостоятельно добывают знания по теме, составляют коллаж, употребляют данные слова в речи, составляют предложения и тексты с ними, работают со словарем и в интернете; проверяют свои знания по теме.

Ход урока

1. Вводно-мотивационный этап урока. Разминка с мячом “Пожелай другу”

2. Этап проверки домашнего задания.

  1. Модуль “Талантливые и одаренные”. Презентация “Словаря профессиональных слов родителей”. Приложение 1
  2. Модуль “Оценивание”. Задание классу: оценить словарики одноклассников, “купив” за смайлик 1 словарик.
  3. Стратегия “Домино”. Проверка теоретического материала по предыдущему уроку. Приложение 2

3. Стадия вызова. Модуль “Критическое мышление”.

Экскурсия в музей слов. А каких слов попробуйте догадаться?

1) И царица налетела
На Чернавку: “Как ты смела
Обмануть меня? И в чем?”
Та призналася во всем:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.

— Что за рогатка? Найдите в словаре слово. (В старину ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключенным, колодникам)

— Дождь шел по авеню. Он играл гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома, закрывали жалюзи.

— Какие слова вам незнакомы. Найдите их в словаре. Какие пометы стоят у данных слов?

2) Работа в группах: Модуль “Новые подходы” (“Диалогическое обучение”, “Обучение тому, как учиться”).

1 группа – архаизмы.

2 группа – историзмы.

3 группа – неологизмы.

4 группа – заимствованные слова.

Задание. Изучить теоретический материал, составить коллаж, эстетично и грамотно его оформив.

Модуль “Лидерство в преподавании и обучении”. Лидер готовит экскурсию по музею, т.е. выступает с защитой коллажа. Остальные члены группы дополняют его.

3) Презентация работы. Задание другим группам: разделить тетрадь на 4 колонки и записывать примеры слов, которые приводят одноклассники. С любыми 3 словами составить предложения.

4. Стадия осмысления. Практическая работа. Модуль “ИКТ”

Задания выполняются в группах.

Задание 1

Найдите в интернете значение слов и составьте с ними предложения.

Шоу – (англ.) пышное сценическое зрелище с участием артистов эстрады.

Коммуникабельный – (лат.) склонный к установлению контактов, с которым легко общаться.

Позитивный – (лат.) утвердительный, положительный.

Менталитет – (лат.) мировосприятие, определяющееся народно-национальными обычаями, образом жизни.

Интегрировать – (лат.) объединять части в одно целое.

Имидж – (англ.) представление о чьём-нибудь внутреннем и внешнем облике, образе.

Санкция – (лат.) утверждение чего-нибудь высшей инстанцией, разрешение.

Бонус – вознаграждение.

Спам – сообщение, массово рассылаемое людям, не дававшим согласие на их получение.

Задание 2

Егерь шел позади саней, в которых сидели четверо холопов в военных колпаках и кафтанах. На кольчуги денег у барина денег не хватило, одел их в кафтаны. Их обгоняло много дворян и боярских детей в кольчугах и латах, и весь уезд съезжался на площадь.

Задание

 О событиях какого времени идет повествование? (О давнем, о прошлом, ушедшем в историю)

— По каким словам вы это определили? (Холопы, кафтаны, кольчуги, латы, барин)

Модуль “Оценивание”. Контроль знаний. Проверочный тест. Приложение 3

5. Этап информирования о домашнем задании:

1 уровень – составить “Домино” по теме урока.

2 уровень – составить рассказ “Путешествие на машине времени”, используя устаревшие и заимствованные слова и неологизмы (не менее 10 слов из урока)

6. Рефлексия “Укрась торт”

На 3 стикерах написать и разместить по ярусам:

Теперь я могу…

Было трудно…

Было интересно…

18.05.2015

urok.1sept.ru

Проверочная работа по теме»Архаизмы, историзмы»

Проверочная работа по теме «Архаизмы, историзмы, неологизмы»

5 класс

Автор- составитель: Гаврилова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

МКОУ «Сосновкая СОШ»

  1. Напишите архаизмы, обозначающие части тела. Подберите к архаизмам, обозначающим части тела человека, их синонимы в современном русском языке.

Слова для справок: ланиты, чело, очи , десница, шуйца, рамена, чресла,

перси, уста, перст;

Слова для справок: щека, шея, лоб, палец, грудь, правая рука, левая рука, губы, ладонь, бедра, плечи.

  1. После революции 1917 года стали историзмами приведенные ниже слова.

(Историзмы – это слова, вышедшие из употребления потому, что исчезли из жизни предметы, явления, которые они обозначают).

Акциз, дворецкий, гимназия, господин, госпожа, государь, губерния, губернатор, гувернер, дума, земство, кадеты, классная дама, лавочник, монополист, пансион, сенат, советник, урядник, фрейлина, чиновник, юнкер.

Какие историзмы вернулись в активный словарный запас?

С чем это связано?

  1. «Выиграй пять баллов».

Баллы за ответы складываются до тех пор, пока игрок не ошибется.Тот, кто правильно ответит на все вопросы , получает пятёрку.

  1. Как называлось холодное оружие русской пехоты в XIV – XVII веках – боевой топор в форме полумесяца, насаженный на длинное древко? – 0,5 балла

а) Алебарда в) Секира

б) Бердыш г) Палица

  1. Как полагалось называть брата царя ( короля) – 0,5 балла

А) Ваше величество в) Ваше высочество

Б) Ваша светлость г) Ваше благородие

  1. Как называлась старинная русская монета достоинством в три копейки? – 0,5 балла

А) Гривенник в) Полушка

Б) Грош г) Алтын

  1. Как назывались солдаты и офицеры особых полков гвардейской тяжелой кавалерии? – 0,5 балла

А) Гусары В) Драгуны

Б) Кавалергарды Г) Уланы

  1. Как называлась старинная мужская верхняя одежда в виде пиджака со сборками по талии? – 1 балл

А) Сюртук В) Камзол

Б) Зипун Г) Кафтан

  1. Как назывался короткий гусарский мундир с расшитой специальным шнуром грудью? – 1 балл

А) Колет В) Ментик

Б) Доломан Г) Венгерка

  1. Как называлось богатое женское платье для бала, приёма? – 1 балл

А) Кокошник В) Мантилья

Б) Кринолин Г) Роба

Использованные ресурсы:

  1. Рабочая тетрадь. 5 класс . Р.И. Альбеткова «Русская словесность» , Дрофа, М. 2009 г.

  1. «Функционирование лексики ограниченного употребления в произведении Н.Г. Помяловского «Очерки бурсы» Дипломная работа .Голубович И. Г. Винница, 2008 г.

  2. Яндекс картинки

multiurok.ru

Поурочный план на тему Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и новые слова (неологизмы). Лексический разбор (6 класс, русский язык)

Тема урока: Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и новые слова (неологизмы). Лексический разбор.

Цель: создание условий для развития исследовательских умений учащихся.

показать сферу их использования в речи.

Развивающая: развивать умение делать вводы на основе сопоставления и анализа языкового материала, монологическую речь учащихся.

Воспитательная: воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы: работа в парах, беседа.

Оборудование:

  • «Русский язык» учебник для 6 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения – Сабитова З.К., В.К.Павленко. – Алматы: Атамұра, 2015. – 288 с.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Тема урока.

1. Дотекстовая дискуссия:

1. Какой раздел русского языка изучаем? (Лексика)

2. Что такое лексика? (Все слова языка)

3. Как называется наука, изучающая лексику? (Лексикология)

3. Что такое лексикон? (Словарный запас отдельного человека)

4. Может ли лексикон быть широким или узким? Объясните?

5.Что нужно делать, чтобы у вас лексикон расширялся?

6. Зачем нужен человеку широкий лексикон?

7.Как вы думаете, чем мы займемся на сегодняшнем уроке?

2. Ввод в новую тему урока:

или о какой лексике там идет речь?

Они во мне звучат едва-едва,

Старинные, забытые слова.

«Долонь», «десница», «выя», «рамена»,

Как некогда в иные времена…

В. Перкин «Старинные слова»

(Речь идет о старых словах, о тех, которые забываются и уходят из языка)

  • А как, по – вашему, могут слова уходить из языка и почему?

  • Вот для этого мы с вами изучим новый материал учебника.

  • Откроем стр.61 учебника.

Выводы: (сл. 2)

  • Устаревшие слова те, которые устарели и ушли из языка.

  • Их два вида: архаизмы и историзмы.

  • Какие перед нами предметы? К какому виду устаревших слов мы можем их отнести? Объясните. Запишите слова в тетрадь. (сл. 3)

  • Рассмотрим картинку, прочитаем слова, определим, что они обозначают.

  • К какому виду устаревших слов мы можем их отнести и почему? Запишем слова с тетрадь.

IV. Закрепление.

1. Из какого произведения отрывок? Кто его автор? (сл.4)

В_р_тился2 старик ко старухе.
Что ж он вид_т? Высокий терем2.
На крыльце стоит его старуха
В д_р_гой с_больей душ_грейке1,
Парчовая на маковке кичка1,
Жемчуги огрузили шею,
На руках з_л_тые пер(ст,с)ни,
На ногах красные сапо_ки.
(Перед нею усердные слуги;
Она б_ёт их за чупрун1 таска_т.
Г_в_рит старик своей старухе
Здра(вст,ст)вуй барыня1 сударыня дворянка1!
Чай, теперь твоя душенька довольна.
На него прикрикнула старуха
На конюшне служить его послала.

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, над устаревшими словами, надпишите вид устаревшего слова (ист. // арх.)

2. стр. 62 упр. 222.

3. Работа по карточкам.

Карточка 1.

Выпишите слова в два столбика «историзмы», «архаизмы»:

Треуголка, веретено, чело, глас, кафтан, рыбарь, кольчуга, ветрило, царица, крепостной.

«историзмы» «архаизмы»

треуголка чело

веретено глас

кафтан рыбарь

кольчуга ветрило

царица

крепостной

Карточка 2.

Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым сло­вариком.

Еда: кулебяка, коврига, ботвинья, кваш­ня.

Посуда: лохань, ступа, корчага, ушат.

Одежда: кафтан, душегрейка, зипун, армяк,

Женские головные уборы: кокошник, повойник.

Карточка 3.

Найди пару.

Изгородь, челядь, войска, замарашка, чужеземец, кушанье, физкультурник, хата, шлюпка, благоухание, вонь.

Город, забор, народ, воевать, армия, аккуратный, неряха, иностранец, родина, еда, кушать, спортсмен, изба, лодка,

запах, аромат.

V. Слово учителя.

  • Русский язык постоянно изменяется. Уходят старые слова и понятия, а на смену им приходят новые слова – неологизмы. Не так давно вошли в обиход плееры и компьютеры, джойстики и принтеры, а с ними и соответствующие слова для обозначения. Не всем еще может быть понятны значения таких слов как брифинг, картинг, аутсайдер, дриблинг, стоппер, спичрайтер, хакер и др.

  • Неологизмы появляются в языке по двум причинам: во-первых, для обозначения новых предметов (признаков, действий), во-вторых, для усовершенствования лексической системы (так появляются многие синонимы; например, в ряду гостиница, отель, номера появилось слово мотель — «гостиница на автомобильной дороге для автотуристов»).

  • У имеющихся слов нередко появляются новые значения, пример, у слова окно — «вынужденный перерыв в чем-либо», у слова комета — «небольшое пассажирское судно на подводных крыльях», у слова морж -«любитель зимнего купания в реке (и др. водоемах)».

  • Неологизмы возникают в языке тремя путями.

Во-первых, они образуются на основе уже имеющихся слов с помощью разных способов словопроизводства (например, сложением: кровезаменитель — «вещество, препарат, заменяющий кровь», суффиксацией: оформительство — «искусство декоративного оформления, работа по декоративному оформлению», префиксацией: отреагировать и т. п.)

  • Во-вторых, новые слова заимствуются из других языков (например, палантин — «шарф увеличенных размеров», дизайнер — «худож­ник-конструктор, специалист по художественному проектированию предметов, производимых промышленностью» и т. п.).

  • В-третьих, отдельные лексические значения имеющихся в языке слов превра­щаются в самостоятельные слова-омонимы (например, ключ1 (у замка) и ключ2 (родник) и т. п.).

  • Неологизмы обычно являются плодом творчества всего народа, но известны новые слова, введенные в оборот кон­кретными людьми — писателями, учеными, общественными деяте­лями. Так, слова атмосфера, притяжение впервые употребил М. В. Ломоносов; человечность, промышленность — Н. М. Карам­зин; слово стушеваться — Ф. М. Достоевский.

  • Возникают неологизмы и в языке писателей, которые всегда ищут новых, свежих слов для выражения существующих понятий. Такие неологизмы называют авторскими в отличие от неоло­гизмов языка, которые называются языковыми. Лишь немно­гие из авторских неологизмов становятся общеупотребительными. Много авторских неологизмов создал В. Мая­ковский, например: громадье, тысячелистая (книга), разгромоздиться, разэлектричить, златокудрый.

VI. Закрепление изученного.

Учитель читает примеры. Ученики отвечают на вопрос: почему ребенок сказал именно так?

1. «Дети, знаете того дядю, который курит? Как его зовут?» ─ спрашивает воспитательница, показывая на садовника. «Знаем, ─ отвечают – те, ─ курятник!»

2. Лошадка копытнула!

3. «Разве в буфете нет булки?» — «Кусочек есть, только он пожилой».

4. Ого – го, как ладошкаются!

5. Положите мне на голову холодный мокресс!

6. Трехлетняя Таня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем и сказала:

Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки.

2. стр. 65 упр. 234.

VII. Итог урока.

Синквейн (1 вариант – устаревшие слова, 2 вариант – неологизмы)

VIII. Домашнее задание.

§§ 18-19 стр. 61, 65 – правила. Упр. 229, 237.

Запишите словарные слова режиссёр, фломастер, продюсер и определите их значения.

РЕЖИССЁР, — а, м. Творческий работник, художественный организатор, руководитель театральной, кино- или телевизионной постановки, вообще зрелищных программ.

ФЛОМАСТЕР — инструмент для письма в виде карандаша, авторучки, в котором пишущим узлом является пористый стержень, пропитанный спец. красителем; широко примен. для выполнения оформительских работ.

ПРОДЮСЕР — в США и ряде других стран — владелец кинофирмы, глава (или доверенное лицо) кинокомпании, организующий постановку кинофильма или спектакля (выполняя функции директора-распорядителя) и осуществляющий финансовый контроль над ней; иногда п. Сам является режиссером-постановщиком.

Карточка 1.

Выпишите слова в два столбика «историзмы», «архаизмы»:

Треуголка, веретено, чело, глас, кафтан, рыбарь, кольчуга, ветрило, царица, крепостной.


Карточка 2.

Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым сло­вариком.

Еда: _____________

Посуда: __________

Одежда: _________

Женские головные уборы:_________________

Кокошник, кулебяка, кафтан, коврига, лохань, ступа, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, кваш­ня, корчага, ушат, повойник.

Карточка 3.

Найди пару.

Изгородь, челядь, войска, замарашка, чужеземец, кушанье, физкультурник, хата, шлюпка, благоухание, вонь.

Город, забор, народ, воевать, армия, аккуратный, неряха, иностранец, родина, еда, кушать, спортсмен, изба, лодка,

запах, аромат.

multiurok.ru

Урок «Архаизмы, историзмы и заимствованные слова»

Урок русского языка в 6 классе Дата

Тема: Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и новые слова (неологизмы). Заимствованная лексика

Цель урока: научиться различать устаревшие слова, неологизмы и заимствованные слова, работать в группе, самостоятельно добывать знания по теме, составлять коллаж, уметь употреблять данные слова в речи, составлять предложения и тексты с ними, проверить свои знания по теме.

Предполагаемый результат: учащиеся могут различать устаревшие слова, неологизмы, заимствованные слова; работают в группе, самостоятельно добывают знания по теме, составляют коллаж, уметь употребляют данные слова в речи, составляют предложения и тексты с ними, работают со словарем и в интернете; проверить свои знания по теме.

Ход урока:

  1. Вводно-мотивационный этап урока. Разминка с мячом «Пожелай другу»

  2. Этап проверки домашнего задания.

  1. Презентация «Словаря профессиональных слов родителей».

  2. Модуль «Оценивание». Задание классу: оценить словарики одноклассников, «купив» за деньги всего 2 словарика.

  3. Стратегия «Домино». Проверка теоретического материала по предыдущему уроку.

  1. Стадия вызова. Модуль «Критическое мышление». Экскурсия в музей слов. А каких слов попробуйте догадаться?

  1. И царица налетела

На Чернавку: «Как ты смела

Обмануть меня? И в чем?»

Та призналася во всем:

Так и так. Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить.

— Что за рогатка? Найдите в словаре слово.(в старину ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключенным, колодникам)

— Дождь шел по авеню. Он играл гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома, закрывали жалюзи.

— Какие слова вам незнакомы. Найдите их в словаре. Какие пометы стоят у данных слов?

  1. Работа в группах: Модуль «Новые подходы» («Диалогическое обучение», «Обучение тому, как учиться»).

1 группа – архаизмы

2 группа – историзмы

3 группа – неологизмы

4 группа – заимствованные слова

Задание: Изучить полностью материал, составить коллаж, эстетично и грамотно его оформив. Лидер готовит экскурсию по музею, т.е. выступает с защитой коллажа. Остальные члены группы дополняют его.

  1. Презентация работы. Задание другим группам: разделить тетрадь на 4 колонки и записывать примеры слов, которые приводят одноклассники. С любыми 3 словами составить предложения.

  1. Стадия осмысления. Практическая работа

Задания выполняются в группах.

Задание 1

Найдите в словаре и в интернете значение слов и составьте с ними предложения.

Шоу – (англ.) пышное сценическое зрелище с участием артистов эстрады.

Консенсус – (лат.) общее согласие по спорным вопросам.

Коммуникабельный – (лат.) склонный к установлению контактов, с которым легко общаться.

Позитивный – (лат.) утвердительный, положительный.

Менталитет – (лат.) мировосприятие, определяющееся народно-национальными обычаями, образом жизни.

Интегрировать – (лат.) объединять части в одно целое.

Имидж – (англ.) представление о чьём-нибудь внутреннем и внешнем облике, образе.

Санкция – (лат.) утверждение чего-нибудь высшей инстанцией, разрешение.

Задание 2

Алешка шел рядом с с…нями, в которых с…дели трое холопов в военных колпаках и кафтанах с высок…ми в…ротниками. Это были работники Василия Волкова. На к…льчуги денег у боярина не хватило, одел их в кафтаны. Их обг…няло много дворян и боярских детей в к…льчугах и латах, и весь уезд с…езжался на площадь.

 Задание: Определите стиль и тип речи. О чем говорится в тексте?

Какова главная мысль данного отрывка?

(Весь народ поднялся на защиту Отечества.)

 О событиях какого времени идет повествование?

(о давнем, о прошлом, ушедшем в историю)

— По каким словам вы это определили?

(холопы, кафтаны, кольчуги, латы, боярин)

Продуктивное (творческое) задание 3

Синтез  в использовании языковых средств в тексте и в умениях и навыках учащихся.

– И все же есть время суток, когда мы все становимся иностранцами, причем говорим сразу на нескольких языках.
– Когда? (Утром, за завтраком.)
– Мы произносим слова: чай (китайский), кофе (французский), кекс (английский), какао (американских индейцев),  мармелад (португальский).
– Составьте диалог на тему «За завтраком», обязательно включив  данные слова и слова исконно русские: спасибо, пожалуйста.

Контроль знаний. Проверочный тест.

  1. Этап информирования о домашнем задании:

1 уровень – составить «Домино» по теме урока.

2 уровень – выполнить задание по карточке. Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым словариком.

Еда:

Посуда:

Одежда:

Женские головные уборы:

Кокошник, кулебяка, кафтан, коврига, лохань, ступа, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, квашня, корчага, ушат, повойник.

3 уровень – составить рассказ «путешествие на машине времени2, используя устаревшие и заимствованные слова и неологизмы (не менее 10 слов из урока)

  1. Рефлексия «Укрась торт»:

На уроке я узнал…

Урок для меня показался…

Материал урока мне был…

Шоу –

Консенсус

Коммуникабельный

Позитивный –

Менталитет –

Интегрировать –

Имидж –

Санкция –

Гусляр- 

Ланиты-

Уста-

Задание 2

Алешка шел рядом с с…нями, в которых с…дели трое холопов в военных колпаках и кафтанах с высок…ми в…ротниками. Это были работники Василия Волкова. На к…льчуги денег у боярина не хватило, одел их в кафтаны. Их обг…няло много дворян и боярских детей в к…льчугах и латах, и весь уезд с…езжался на площадь.

Задание 2

Алешка шел рядом с с…нями, в которых с…дели трое холопов в военных колпаках и кафтанах с высок…ми в…ротниками. Это были работники Василия Волкова. На к…льчуги денег у боярина не хватило, одел их в кафтаны. Их обг…няло много дворян и боярских детей в к…льчугах и латах, и весь уезд с…езжался на площадь.

Задание 2

Алешка шел рядом с с…нями, в которых с…дели трое холопов в военных колпаках и кафтанах с высок…ми в…ротниками. Это были работники Василия Волкова. На к…льчуги денег у боярина не хватило, одел их в кафтаны. Их обг…няло много дворян и боярских детей в к…льчугах и латах, и весь уезд с…езжался на площадь.

Задание 2

Алешка шел рядом с с…нями, в которых с…дели трое холопов в военных колпаках и кафтанах с высок…ми в…ротниками. Это были работники Василия Волкова. На к…льчуги денег у боярина не хватило, одел их в кафтаны. Их обг…няло много дворян и боярских детей в к…льчугах и латах, и весь уезд с…езжался на площадь.

Картридж ─ это устройство для заправки чернилами принтер

Консалтинг ─ деятельность по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов

Бонус ─ вознаграждение

Спам ─ сообщение, массово рассылаемое людям, не дававшим согласие на их получение

Хранение денежных средств клиентов в сейфовом депозитарии банка с указанием в договоре их суммы.

Дресс-код ─ форма одежды, требуемая для посещения определенных мероприятий.

Инаугурация ─ церемония вступления в должность

Иллюминация-освещение, 

Коммюнике— официальное правительственное сообщение о переговорах

Беспристрастный— справедливый

Вентиляция-проветривание 

Винегрет- уксусный салат

Пейджер- электронное средство связи 

Рента— регулярно получаемый доход с капитала

Электорат- совокупность избирателей 

Поручник- ходатай, поверенный

  • Кастинг– публичный просмотр; отбор, подбор актеров, часто на конкурсной основе

  • Логотип– буквенный символ, фирменная надпись, являющаяся эмблемой, торговой маркой фирмы-производителя

  • Ноутбук – портативный персональный компьютер, обладающий программной и аппаратной совместимостью

  • Слоган– рекламная формула в виде броской, легко запоминающейся короткой фразы

  • Спам – незапрашиваемая информация рекламного характера, рассылаемая адресатам по электронной почте

  • Фитнес — деятельность, направленная на повышение уровня здоровья.

  • Шопинг — посещение магазина с целью покупки

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *