Историческая основа басни обоз крылова – Какова историческая основа басни И.А. Крылова «Обоз»? Кто стоит за образами молодого и старого коня?
Какова историческая основа басни И.А. Крылова «Обоз»? Кто стоит за образами молодого и старого коня?
Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812г. Полководец постоянно подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодёжи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы, и после сдачи её Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеону, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькое нарекание его молодых сподвижников. Вероятно, Крылов не знал о словах, сказанных старым фельдмаршалом принцу Вюртембергскому: “Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели могло бы сделать наше оружие”. Тем значительнее историческое, политическое и военное чутьё Крылова, чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их патриотические чувства были объяснимы, но не становились то этого истинными.
Тем самым под образом “коня доброго” Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия. Обращая внимание на слова: “А примешься за дело сам, Так напроказишь хуже” – мы понимаем прозрачный намёк на Александра I, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение.
Басня написана во время войны 1812 года. «Конь добрый» — главнокомандующий русской армии М. И. Кутузов. Сберегая силы для решительного боя, Кутузов вел войну осторожно, отступал, заманивая врага в глубь страны, и наконец разбил и уничтожил огромную, считавшуюся непобедимой армию Наполеона. «Лошадь молодая» — царь Александр I и его окружение, которые не понимала планов Кутузова и были недовольны его медлительностью.
В чем смысл эпиграфа к рассказу Н.С. Лескова «Старый гений» («Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы»)? Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение?
Эту историю предваряет эпиграф: «Гений лет не имеет — он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы» . А в этом рассказе «гений» преодолел то, что не смогла сделать государственная власть. И ведь не о всесильной личности какой-нибудь шла речь, просто о молодом ветреном человеке, принадлежавшем к одной из лучших фамилий, надоевшем властям своей непорядочностью. Но не смогли судебные органы даже бумагу ему для исполнения вручить.
При нестандартных ситуациях границы общественнопринятого поведения часто становятся непроходимыми тупиками. Способность выйти за пределы общепринятых норм, совершить нечто, не регламентированное инструкциями, найти неожиданное для большинства решение настолько шокирует обывателя, что объявляется или сумасшествием, или гениальностью. Смысл эпиграфа в контексте произведения состоит в том, что обыватель раскованное мышление воспринимает как гениальность, полностью отделяя этим себя от качества простой находчивости.
Прочитанное произведение вызвало чувство уважения к сообразительности старика и отсутствию у него жадности. Наивная провинциальная бабушка вызвала сочувствие. Её естественное недоумение воспринималось чиновниками как плохое знание жизни, в то время как сложные мотивы, на основании которых ей отказывали в помощи, были порождением искусственных правил, сужающих человеческую волю до следования однажды заведённому распорядку.
Эпиграф отражает идею произведения. Главное слово в эпиграфе — «гений». Гениальность не зависит от возраста, потому что суть гениальности в том, чтобы решить ту задачу, с которой не могли справиться обыкновенные умы, иначе говоря, обычные люди, которые часто не находят выхода из создавшейся ситуации, потому что мыслят стереотипами. Рассказ интересен. Мы привыкли к тому, что добро побеждает только в сказках, а писатели-реалисты показывают жизнь реально, где всё далеко не как в сказке. Старушка вызывает чувство сострадания и уважения одновременно. Она настойчиво добивается своей цели, даже не имея порой надежды. Если бы все так боролись за себя, меньше было бы нарушений прав человека. Иван Иваныч и его товарищ вызвали чувство восхищения: они действовали не ради корысти, а ради восстановления справедливости. Справедливость восторжествовала. Такой финал дает надежду читателю, показывает, что никогда не нужно отчаиваться.
Прочитайте наизусть любое стихотворение поэтов Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Дайте определение понятию «рифма». Какие виды и роды рифм различают? Определите вид рифмы данного стихотворения.
Рифма — (от греч. rhythmos соразмерность)одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворныхстрок, отмечающее их границы и связывающее их между собой.
В связи с положением ударения в рифмованном слове, различают три рода рифмы:
Мужскую рифму, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Это самые простые рифмы: (Я моЯ, моЯсвиньЯ, рАЗквАСбАСнАС) ;
Женскую рифму, где ударение на предпоследнем слоге. В них совпадает больше звуков: вИНАкартИНА; плАНЫрАНЫ; странно туманно; стАЯбольшАЯ, крАЯигрАЯ;
Трехсложную рифму, дактилическую, в которой ударение на третьем слоге от конца. После ударной гласной следуют два слога (нОсИтсЯпрОсИтсЯ, трОстОчкАкОстОчкА, тЯнЕтсЯпьЯнИцА).
Билет № 11
studopedia.net
Басня Крылова «Обоз»: история создания
Басня Крылова «Обоз»: история создания.
В Отечественной войне 1812 года есть один знаменитый и самый сложный эпизод. После сражения была оставлена противникам Москва. Французы беспощадно разоряли ее, и весь народ Русской земли ждали от Кутузова активной борьбы за город. Активно высказывались военная молодежь. Им не терпелось дать французам бой, отбить столь значимый город. Поэтому они отчаянно критиковали Кутузова, считая его старым человеком, который боится лишних потерь в своей армии. Даже император был возмущен спокойствием главнокомандующего, поэтому отправлял ему рескрипт с призванием ринуться в бой! Александр I критиковал военную политику полководца, не понимая его продуманных неспешных планов.
Иван Андреевич Крылов понял замысел Кутузова. Он верил, что все действия полководца продуманы, а его нерешительность и отклонение от боевых сражений – продуманная тактика опытного главнокомандующего. Чтобы объяснить людям их ошибочное мнение, он написал басню.
Написал свою басню писатель в октябре 1812 года. Сразу после написания басни «Обоз» Иван Андреевич впервые продекларировал ее семье Оленина, знатного вельможи.
Закончил Крылов свое выступление словами, что Кутузов – конь старый, с большим опытом, поэтому он обоз довезет и горшков не перебьет, как думают другие. Под молодой лошадью можно увидеть образ императора Александра Первого, который сильнее всех критиковал полководца. Так как молодая лошадь разбила-таки горшки в басне, то можно заметить аллегорию, в которой писатель намекает на неудачное командование императором. В 1805-1807 гг. Александр I сам возглавлял русскую армию, в результате чего Российская Империя потерпела поражение.
Иван Андреевич очень умно и резко раскритиковал поведения императора. И тем не менее, уже в ноябре басня «Обоз» была выпущена в массовую печать.
Первая публикация данной басни появилась в 1812 году во второй части журнала «Сын Отечества». Она была по достоинству оценена публикой, что послужило более доброму настрою людей к М.И. Кутузову.
В наши дни басня Крылова «Обоз» является актуальной. Она говорит о том, что опытные люди знают, как добиться поставленной цели. И если молодому поколению их способ кажется медлительным и долгим, то не стоит смеяться над ним, так как в конечном итоге он будет единственным верным. А молодым следует прислушиваться к мнению старших.
Суть басни можно еще прировнять к известным русским пословицам: «Поспешишь – людей насмешишь» и «Тише едешь – дальше будешь».
www.istmira.com
Какова историческая основа басни И.А. Крылова «Обоз»? Кто стоит за образами молодого и старого коня?
Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812г. Полководец постоянно подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодёжи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы, и после сдачи её Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеону, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькое нарекание его молодых сподвижников. Вероятно, Крылов не знал о словах, сказанных старым фельдмаршалом принцу Вюртембергскому: “Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели могло бы сделать наше оружие”. Тем значительнее историческое, политическое и военное чутьё Крылова, чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их патриотические чувства были объяснимы, но не становились то этого истинными.
Тем самым под образом “коня доброго” Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия. Обращая внимание на слова: “А примешься за дело сам, Так напроказишь хуже” – мы понимаем прозрачный намёк на Александра I, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение.
Басня написана во время войны 1812 года. «Конь добрый» — главнокомандующий русской армии М. И. Кутузов. Сберегая силы для решительного боя, Кутузов вел войну осторожно, отступал, заманивая врага в глубь страны, и наконец разбил и уничтожил огромную, считавшуюся непобедимой армию Наполеона. «Лошадь молодая» — царь Александр I и его окружение, которые не понимала планов Кутузова и были недовольны его медлительностью.
2 В чем смысл эпиграфа к рассказу Н.С. Лескова «Старый гений» («Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы»)? Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение?
Эту историю предваряет эпиграф: «Гений лет не имеет — он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы» . А в этом рассказе «гений» преодолел то, что не смогла сделать государственная власть. И ведь не о всесильной личности какой-нибудь шла речь, просто о молодом ветреном человеке, принадлежавшем к одной из лучших фамилий, надоевшем властям своей непорядочностью. Но не смогли судебные органы даже бумагу ему для исполнения вручить.
При нестандартных ситуациях границы общественнопринятого поведения часто становятся непроходимыми тупиками. Способность выйти за пределы общепринятых норм, совершить нечто, не регламентированное инструкциями, найти неожиданное для большинства решение настолько шокирует обывателя, что объявляется или сумасшествием, или гениальностью. Смысл эпиграфа в контексте произведения состоит в том, что обыватель раскованное мышление воспринимает как гениальность, полностью отделяя этим себя от качества простой находчивости.
Прочитанное произведение вызвало чувство уважения к сообразительности старика и отсутствию у него жадности. Наивная провинциальная бабушка вызвала сочувствие. Её естественное недоумение воспринималось чиновниками как плохое знание жизни, в то время как сложные мотивы, на основании которых ей отказывали в помощи, были порождением искусственных правил, сужающих человеческую волю до следования однажды заведённому распорядку.
Эпиграф отражает идею произведения. Главное слово в эпиграфе — «гений». Гениальность не зависит от возраста, потому что суть гениальности в том, чтобы решить ту задачу, с которой не могли справиться обыкновенные умы, иначе говоря, обычные люди, которые часто не находят выхода из создавшейся ситуации, потому что мыслят стереотипами. Рассказ интересен. Мы привыкли к тому, что добро побеждает только в сказках, а писатели-реалисты показывают жизнь реально, где всё далеко не как в сказке. Старушка вызывает чувство сострадания и уважения одновременно. Она настойчиво добивается своей цели, даже не имея порой надежды. Если бы все так боролись за себя, меньше было бы нарушений прав человека. Иван Иваныч и его товарищ вызвали чувство восхищения: они действовали не ради корысти, а ради восстановления справедливости. Справедливость восторжествовала. Такой финал дает надежду читателю, показывает, что никогда не нужно отчаиваться.
3 Прочитайте наизусть любое стихотворение поэтов Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Дайте определение понятию «рифма». Какие виды и роды рифм различают? Определите вид рифмы данного стихотворения.
В связи с положением ударения в рифмованном слове, различают три рода рифмы:
Мужскую рифму, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Это самые простые рифмы: (Я моЯ, моЯ свиньЯ, рАЗ квАС бАС нАС) ;
Женскую рифму, где ударение на предпоследнем слоге. В них совпадает больше звуков: вИНА картИНА; плАНЫ рАНЫ; странно туманно; стАЯ большАЯ, крАЯ игрАЯ;
Трехсложную рифму, дактилическую, в которой ударение на третьем слоге от конца. После ударной гласной следуют два слога (нОсИтсЯ прОсИтсЯ, трОстОчкА кОстОчкА, тЯнЕтсЯ пьЯнИцА).
Билет № 11
3 Докажите, что комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» относится к произведениям эпохи русского классицизма.
Комедия «Недоросль» была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии XVIII века. Это произведение классицизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма, что делает новаторским данное сочинение.
Классицизм — литературное направление, основанное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении нормативности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. Гармония содержания и формы, строгое деление героев на положительных и отрицательных, использование «говорящих» фамилий, правила «трех единств», соблюдение иерархии жанров — вот основные черты классицизма.
Русский классицизм отличает сатирическая направленность произведений, преобладание национально-исторической тематики над античной.
Д. И. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачиваются в доме госпожи Простаковой и действие происходит в течение 24 часов. Но автор комедии нарушает единство действия, так как в произведении два конфликта: любовный и социально-политический. Любовный конфликт является основным. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, господин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья). Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои — Стародум, Софья, Милон — говорят правильным литературным языком, их речь поучительна; отрицательные же герои используют просторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. <…> Скажи, болван, чем ты оправдаешься?»). Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослеживается связь с фольклором: герои в разговоре употребляют пословицы и поговорки, которые делают комедию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте», «Век живи, век учись», «Не хочу учиться, хочу жениться»).
Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы воспитания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободневный характер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяготы крепостного права, недостатки обучения. Эта пьеса стала предшественницей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Билет № 15
1. Как пришло к И. Шмелеву умение писать? Почему главный герой рассказа «Как я стал писателем» почувствовал, что он «другой»?
Рассказ И.С. Шмелева «Как я стал писателем» носит автобиографический характер. Это рассказ-воспоминание, попытка творчески осмыслить призвание писателя, проявляющееся с самого детства. Первый период своей жизни автор называет «дописьменным»: он еще не писал на бумаге, но отличался способностями речи, был, как он говорит, писателем «без печати». Он говорил с игрушками, с вещами, которые казались ему живыми и «рассказывали сказки». В гимназии его прозвали «римский оратор» и часто делали замечания в дневнике: «Оставлен на полчаса за постоянные разговоры на уроках». Увлекшись романами Жюля Верна, автор пишет «поэму» о путешествии на Луну на воздушном шаре гимназических учителей. «Поэма» имела успех у учащихся, но после того как она попала в руки инспектору, «гонораром» автора было наказание. Иронически автор описывает, как в этом «письменном» периоде он писал сочинения, приплетая к теме что попало. Оправдываясь, что это у него «лирическое отступление», как у Гоголя, он добился того, что возмущенный преподаватель оставил его на второй год.
Таким образом, право на собственные размышления пришлось зарабатывать через множество испытаний. И лишь один любимый словесник поощрял творчество гимназиста. Писать на поэтические темы «было одно блаженство», и наградой за творчество были как оценки, так и похвалы учителя. Этот человек сыграл большую роль в становлении Шмелева как писателя, «и до сего дня – он в сердце».
Третий период творчества был «печатный». Написав большой рассказ, юноша робко отнес его в редакцию журнала. Кабинет редактора казался ему «святилищем». Ответа на рассказ надо было ждать «два месяца», потом еще «два месяца»… Юноша уже не верил в успех, позабыл о рассказе – и вдруг письмо из журнала, похвала редактора, книжка с его рассказом и неслыханный для бедного студента гонорар. И новые обязательства, и слова редактора смутили героя: «искусство – это благоговение, молитва». Сознание собственного несовершенства, несоответствия этим высоким словам его писательского труда ошеломили молодого писателя. Он почувствовал себя другим и понял, что для этого должен многое сделать, читать, думать.
Юноша осознал свое назначение и почувствовал высокую ответственность писателя за свое творчество. Умение писать пришло к нему нелегким путем, но читатель верит, что этот человек добьется творческих успехов.
3 Прочтите наизусть монолог из трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта». Докажите, что Шекспир поднимает в своём произведении общечеловеческие темы и чувства.
Трагедия «Ромео и Джульетта» на протяжении веков волнует сердца миллионов молодых людей, потому что они находят здесь отражение вечной проблемы конфликта искренней любви и общественных предрассудков.
Ромео и Джульетта – дети «двух равно уважаемых семей» Вероны, которые ведут многолетние и кровопролитные «междоусобные бои». Ненависть к противникам здесь, кажется, впитывается с материнским молоком. Но искренна ли, оправдана ли эта вражда, если молодые люди уже не помнят, из- за чего произошел конфликт между их дедами? И что может случится, если не знаешь противника в лицо?
Любовь зарождается в сердцах юных Ромео и Джульетты еще до того, как они узнают, что их избранник – враг семьи. Но могут ли предрассудки противостоять живому чувству? Героям вначале кажется, что да. Вот что думает по этому поводу Джульетта:
С таким лицом –и сын такого змея!
Что ж я пожну, когда так страшно сея?
Что могут обещать мне времена,
Когда врагом я так увлечена?
Однако время показало, что яркую и горящую любовь не может победить никакая вражда и ненависть. Скрывая свои чувства от родителей, которые ставила перед ними жизнь- и в этой борьбе они становились сильнее. Однако, к сожалению,
…им судьба подстраивает козни
И гибель их у гробовых дверей
Кладет коней непримиримой розни.
Да, любовь Ромео и Джульетты пережила смерть, совершила невозможное- примирила друг с другом враждующие семейства. Даже погибнув, герои остались неразлучными, ив этом великий драматург видит торжество жизни и искренних человеческих чувств. Так печально разрешились «вечные вопросы», терзавшие Монтекки и Капулетти на протяжении долгих лет.
Билет № 16
3 Назовите известные вам драматические произведения. По каким признакам вы относите эти произведения к драматическим? Фонвизин «Недоросль», Гоголь «Ревизор», Шекспир «Роиео и Джульетта». Пределяющей своеобразностьюдраматического произведения является то, что почти весь текст сочинения представляется речью персонажей. В диалогах действующие лица обмениваются мнениями, выражают свое отношение к предмету разговора, свое расположения духа и чувства. Свой монолог персонаж может обращать к зрителю, к себе самому. В одних монологах персонажи высказывают свои сокровенные мечты, стремления (неизвестный о «новой коммерции», Островский — о сокровищах, Некрасов — о земле и деньгах и др.) или рассказывают о том, что было раньше, в начале действия в пьесе или по ходу действия, но за пределами сцены (Городничий — о посещении заведений, Хлестаков- о деньгах). Слова в отдельном высказывании одного персонажа, на которые отвечает другой персонаж, называются репликой (от лат. геріісо — возражаю, отвечаю, раскрываю). Диалогическая форма пьес обусловлена тем, что они предназначены для спектакля на сцене.
Тем не менее, действующие лица пьесы не только говорят, но и что-то делают. Единство высказываний и действия персонажей в драматическом произведении неразрывны. Слова автора в пьесе занимает небольшое место. Это список действующих лиц, описания вида сцены, имена персонажей перед их высказываниями. В списке действующих лиц указывается, кто есть кто из персонажей, временами описывается их внешний вид, раскрываются некоторые черты характера. К словам автора относятся замечания в скобках (реже — между строк) о том, с какой интонацией, с какими чувствами, жестами, мимикой говорит персонаж, что при этом делает, как ведет себя. Слова автора в пьесе называются ремарками (от фр. — пометка, примечание). Наличие ремарок также обусловлено требованиями и особенностями сценического искусства. Они помогают создать сценический образ, который воплощал бы замысел автора, костюмеру, гримеру — создать актеру внешний вид, соответствующий роли; декораторам — воссоздать авторские описания сцены в интерьерах и пейзажах. Читателю ремарки помогают лучше вообразить изображенное в пьесе.
Обратите внимание на то, что в ремарках глаголы имеют форму настоящего времени. Эта мелкая, на первый взгляд, деталь очень существенная: она создает такое впечатление, словно бы действие в пьесе происходит сейчас, на наших глазах. Требованиям сцены подчинено и строение драматического произведения. Текст пьесы делится на действия потому, что события, изображенные в каждом из них, происходят в разных местах и сцена должна иметь соответствующий вид. Между действиями во время спектакля делаются перерывы (антракты). Они нужны актерам и зрителям для отдыха, а декораторам — для переоборудования сцены. Образы-характеры в пьесе создаются теми же приемами, что и в эпохе, тем не менее роль каждого приема не одинакова. Наибольшее значение приобретает речь персонажа, его поступки, поведение, внешность. Объем драматических произведений таков, чтобы спектакль мог продолжаться не более четырех часов.
Драма ( от гр. — действие) — литературный вид, в произведениях которого, предназначенных для спектакля на сцене, показаны жизненные явления, а характеры раскрываются в разговорах и действиях персонажей. Основные особенности драматических произведений: единство действия и слова; изображение персонажей через их поступки, поведение, высказывания; воспроизведение событий как живого процесса; наличие ремарок; назначение для спектакля на сцене; диалогическая форма. Вы знаете, что есть разные драматические жанры, основные из которых — драма (как вид), комедия, трагедия. Комедии могут быть юмористические и сатирические.
В юмористических комедиях разоблачаются недостатки в характеры отдельных людей, вследствие чего герои попадают в равные смешные ситуации. В сатирических комедиях разоблачаются и осуждаются коренные пороки общественной жизни. Критика здесь несравненно глубже, чем при юмористическом изображении, острее, направлена не на искоренение пороков (искоренить их и нельзя!), а на уничтожение самого порядка, который порождает такие безобразные явления.
Билет № 19
3 Прочитайте наизусть монолог из трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта » (по
выбору). Ромео называет Джульетту «светлым ангелом». Какая характеристика героини соответствует этому сравнению?
Джульетта Капулетти — один из центральных персонажей трагедии. Д. показана в момент перехода от наивной самодостаточности ребенка, которому неведомы сомнения в том, что окружающий ее мир может быть иным, к зрелости влюбленной женщины, способной пожертвовать всем ради любимого. В начале пьесы Д. — послушная и любящая дочь, родители для нее — высший авторитет, воплощение мудрости, добра и справедливости. В ее жизни нет и не может быть места для самоутверждения, которым в начале пьесы одержим влюбленный в Розалинду Ромео, ибо подчиненное положение женщины в доме отца исключает какую-либо внешнюю активность. До встречи с Ромео Д. не задумывается о причинах давней вражды между их семействами и видит во всех Монтекки только врагов. Но когда в ее душе пробуждается чувство к Ромео, вместе с ним оживает и разум. Она впервые задает себе вопросы, на которые не так просто ответить: как оставаться любящей и послушной дочерью и вместе с тем быть честной перед своей совестью? Можно ли любить врага семьи? И Д. произносит знаменитые слова: «Что есть Монтекки? Разве так зовут /Лицо и плечи, ноги, грудь и руки?.. Что значит имя? Роза пахнет розой, /Хоть розой назови ее, хоть нет». Однако и Д., и Ромео остаются людьми своей эпохи, они не властны вырваться из тисков ее нравов и предрассудков. Когда Д., желая отвести беду от бежавшего в Мантую Ромео, говорит матери, жаждущей отравить убийцу Тибальта, что она сама составит смертоносное зелье, леди Капулетти ничуть не удивлена ее познаниями в области отравляющих веществ и не порицает дочь, готовую мстить с такой же жестокостью, как и мужчины ее семьи. Шекспир чуть ли не с отеческой нежностью относится к своим персонажам, он, как их творец, «видит их насквозь», но не порицает за слабость. Он убеждает нас в том, что именно ЭТИ люди, со всеми их пороками и недостатками, достойны любви, ибо только она одна может возвысить их над несовершенством этой жизни и спасти от зла, царящего в мире.
Билет № 20
2 Можно ли предположить, как будут развиваться события в рассказе А.П. Чехова «О любви»? Аргументируйте свой ответ.
В рассказе “О любви”, наиболее психологичном в маленькой трилогии, ситуация несостоявшегося объяснения и погибшего чувства рассматривается как результат следования ложным представлениям. Так сам герой-рассказчик Алехин оценивает в конце все то, что помешало ему добиться соединения с любимой женщиной.
В любви не существует никаких общих правил, и весь опыт человечества оказывается бессилен и непригоден в каждом отдельном случае. “Тайна сия велика есть” (слова апостола из “Послания к Ефесянам”). История Алехина и Анны Алексеевны Луганович совершенно иная, чем, скажем, история любви красивой Пелагеи к “мурлу” Никанору. При всей обыденности происходящего с чеховскими героями за всякой рядовой любовной историей можно почувствовать своего рода тайну, загадку. Цель Чехова не указать на рецепты, образцы влюбленности или решить загадки любви; он исследует, как эти, конкретные, влюбленные осознают создавшуюся в их жизни ситуацию и избирают в соответствии с этим линию поведения. Алехин высказывает утверждение: “То объяснение, которое, казалось бы, годится для одного случая, уже не годится для десяти других, и самое лучшее, по-моему, — это объяснять каждый случай в отдельности, не пытаясь обобщать. Надо, как говорят доктора, индивидуализировать каждый отдельный случай”.
И его история подтверждает, с одной стороны, предельную индивидуализированность, неповторимость его любовной коллизии, а с другой — невозможность руководствоваться в любви какими бы то ни было предписанными правилами. Герои истории осложняли свою любовь разнообразными, как говорит Алехин, “роковыми вопросами”. Для героя является “тайной”, почему его возлюбленная замужем именно за неинтересным, бесцветным Лугановичем и ее муж уверенно владеет своим счастьем; “почему она встретилась именно ему, а не мне, и для чего это нужно было, чтобы в нашей жизни произошла такая ужасная ошибка”. Кроме этих “почему” и “для чего” Алехин задает еще шесть подобных вопросов. “И ее мучил вопрос…”
В конце истории герой понял, хотя и слишком поздно, чем должно руководствоваться в любви. “Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе”.
Здесь Алехин все-таки пытается “обобщать”, но очевидна неопределенность вывода, сделанного им: что такое это “высшее, более важное, чем счастье или несчастье”, — герой так и не знает, и случись ему полюбить еще раз, нет никакой гарантии, что на этот раз будет выбрано идеальное решение всех вопросов. Любовь чеховских героев редко оказывается прочной и счастливой, и причины их любовных неудач чаще всего непонятны им самим. Может быть, о неприложимости к любви всех существующих мерок говорится в записной книжке Чехова: “Любовь. Или это остаток чего-то вырождающегося, бывшего когда-то громадным, или это часть того, что в будущем разовьется в нечто громадное, в настоящем же она не удовлетворяет, дает гораздо меньше, чем ждешь”.
Произведения Чехова понятны и интересны людям любой страны и эпохи именно благодаря своей обращенности к общим проблемам человеческого бытия.
Чехов — и в этом отличие и сила его художественного языка — никогда не проповедует, не поучает, не вкладывает свои выводы “в уста” героев. Он использует иные, более действенные, но и более тонкие и сложные средства выражения своей авторской позиции.
Прежде всего, это, конечно, сама логика сюжетов, рассказываемых человеческих историй и судеб. О том, что представления героев ложны, говорят прежде всего развязки рассказываемых историй. “Действительная жизнь” торжествует, и довольно жестоко, над любым из футляров, в который ее пытаются заключить. Только в гробу вполне “достиг своего идеала” Беликов. Ценой утраты молодости, здоровья и — более того — человеческого облика достиг поставленной цели герой “Крыжовника”. Алехину нужно было утратить любимую женщину навсегда, чтобы понять, “как ненужно, мелко и как обманчиво было все то”, что сам он ставил на пути своей любви.
3 Прочитайте наизусть русскую народную песню (на выбор). Назовите
распространенный прием построения русской народной песни, используемый в ней. В чем он состоит?
По содержанию народные песни различны, но все они имеют общие черты в построении, в приёмах раскрытия настроений героев, а также в языке.
Во многих песнях применяется приём сравнения. Он состоит в том, что человеческие чувства и переживания сравниваются (сопоставляются) с миром природы. Благодаря этому какой-либо предмет или явление природы помогает понять чувства и настроения человека. Так, в песне «Ах, кабы на цветы не морозы» женщина сопоставляется с цветами, мороз — с кручиной, грустью, от которой героиня завяла, как цветы от мороза.
Так же, как и в былинах, в народных песнях часто применяются отрицательные сравнения. Ими начинается, например, песня «Не кукушечка во сыром бору куковала»:
Не кукушечка во сыром бору куковала,
Не соловушка в зелёном саду громко свищет;
Добрый молодец, во неволюшке сидя, плачет.
1 Во вновь — в новый.
2 Челобитье — в древней Руси: поклон до земли с прикосновением лбом (челом) к земле, а также письменная просьба, здесь: просьба.
Как и для других видов народной поэзии, для песни характерны постоянные эпитеты: «красная дезица», «добрый молодец», «белы рученьки», «резвы ноженьки», «горючая слеза», «чисто поле», «звёзды чистые», «зелёная дубравушка» и т. п.
Большую задушевность придают песням обращения героев или к природе: к полю чистому, к дубраве зелёной, к цветам и пр., или к людям. Такие обращения обычно даются в начале песни: «Не шуми, мати зелёная дубравушка»; «Ах ты, девица-красавица моя».
В обращениях к природе сказывается глубокая любовь русского народа к своей родине.
Задушевный тон песни усиливается широким применением существительных ласкательного значения: пташечка, цветики, реченька, сердечушко, кручинушка и т. п.
Напевность, музыкальность песен создаётся и поддерживается повторениями обращений, отдельных слов, приставок и т. д. Например:
Все каточки раскатилися; Все каточки раскатилися, Ко дубочку прикатилися.
Или:
Ах ты, птушка, птушка вольная!
Ты лети, лети в мою сторонушку…
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Открытый урок по литературе на тему»И.А.Крылов.Слово о баснописце.Басни «Обоз» и «Лягушки, просящие царя» и их историческая основа»
Открытый урок по литературе в 8 классе.
Тема урока «И.А. Крылов .. Слово о баснописце. Басни «Обоз» и «Лягушки, просящие царя» и их историческая основа».
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный (беседа, сообщения, презентация)
Место урока в учебном процессе: урок по учебному плану
Цель урока : развивать творческие способности и умение исследовать художественное произведение;
стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность восьмиклассников;
Задачи урока:
Образовательная: продолжить знакомство с биографией и творчеством И.А.Крылова.
Развивающие: развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;
. развивать творческие способности обучающихся через чтение басен;
. знакомство с баснями «Лягушки, просящие царя», «Обоз», выявление проблематики, идейно-художественного своеобразия жанра, исторической основы и морали басен; научить понимать и оценивать художественное произведение как объективную художественную реальность; расширить и углубить предметные знания о жанре басни;
обобщить и систематизировать знания обучающихся о баснях И.А. Крылова, полученные в 5-7 классах;
воспитывать интерес к литературе и в частности к жанру басни, в которой в сатирической форме высмеиваются человеческие пороки;
воспитывать устойчивый художественный вкус;
Цель применения ИКТ на уроке:
формировать умение работать с информацией, представленной в сети Интернет;
формирование информационной культуры;
формирование коммуникативной компетенции
Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков с элементами обобщения и систематизации.
Используемые образовательные технологии: (проект слайдов – презентации по теме «И.А. Крылов . Слово о баснописце. Басни «Обоз» и«Лягушки, просящие царя» и их историческая основа».
Тип проекта: информационно-исследовательский и метапредметный.
СТРУКТУРА УРОКА
Ход урока
Активизация опорных знаний и учебных ученических действий.
Организационный момент.
Объявление целей урока, темы, эпиграфа (слайд № 1).
Н. В. Гоголь сказал: « Его притчи – достояние народное… Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение».
Введение в тему
1.Вступительное слово учителя
Ребята,в течение урока постараемся понять, в чем заключается историческая основа басен, что такое историзм в художественном произведении, почему басни Крылова Гоголь назвал народными. Каким человеком был И.А. Крылов? О чем думал, почему его волновало то, о чем он писал, с кем общался, дружил, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Начнем с просмотра кинофрагментов о памятнике И. А. Крылову в Cанкт-Петербурге. Скульпторы изобразили баснописца, стоящим в полный рост в окружении персонажей из басен: здесь и свинья под дубом, и лиса и виноград, и квартет. Выделяется лицо баснописца с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Ему не пришлось учиться, но мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Он любил читать, размышлять о прочитанном. Детские годы Крылова прошли в Твери. Семья, приехав из Оренбургской губернии, поселилась в квартире на Миллионной улице. Отец Ивана Андреевича служил в магистрате. Усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате. Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык. За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако больше стал известен как баснописец. И.А. Крылов написал более 200 басен. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки. Меткий, образный, сочный язык крыловских басен, бесспорно, имеет народные корни и актуален в настоящее время.
«Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа»- говорил Н.В. Гоголь.
2. Беседа по вопросам : (слайды № )Почему же мы так любим басни Крылова?
— Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка.
— И.А.Крылов обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями-сравнениями.
Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками.
3. Попутно идет повторение понятия басня и «мораль» в басне.(Слайды)
1.Что такое БАСНЯ?
Басня – это краткий иносказательный нравоучительный рассказ, чаще в стихах. У каждой басни есть мораль – поучительный вывод.
2.МОРАЛЬ басни?
Басня начинается или заканчивается моралью – выводом (поучением), где объясняется смысл басни.
Учащиеся записывают, что мораль – это не только нравоучение, это высшая категория поведения человека в обществе. Образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.
4. Формирование новых знаний, умений и навыков на основе развития речи
Учитель. В России басни также писали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, В.И. Майков, И.И. Хемницер. Однако самым любимым для детей и взрослых в нашей стране мы считаем И.А. Крылова. Почему же мы так любим басни Крылова?
Ученик. Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни.
Учитель. Совершенно верно. Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка. В.Г. Белинский так говорил о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым». Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. Вот, например: «А Васька слушает да ест». «А воз и ныне там». «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться». В 1800-е годы И.А. Крылов пересматривает свое отношение и к самому ходу истории, и к сознательному вмешательству “теории” в историческую практику человечества. Теоретическое вмешательство в ход событий Крылов отвергает начисто, оно может привести только к еще большему злу. До французской революции Крылов возлагал, как и другие просветители, большие надежды на разум, широкое образование и воспитание дворян, на внедрение в их умы разумных общественных понятий. Такое умственное просвещение способно было, по его мнению, преобразовать все общество. Крылов, как и другие передовые люди, столкнулся с тем, что предсказания просветителей не сбылись. Надо было пересмотреть прежние позиции, извлекая уроки из истории. В начале XIX века Крылов обратился к жанру басен, связанному с народной культурой. В своих баснях он дал ответы на злободневные жизненные проблемы. Крылов прояснил ту истину, что история движется по своим законам, а не по «логическим», «головным» предписаниям людей, что попытки навязать истории некие «разумные» требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения. Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине.
5. Представление сообщения Кондаревич Анжелики «Историческая основа басни «Обоз». Историческая ситуация 1812 года.
Вторжение в пределы России в 1812году армии Наполеона во многом из-менило образ жизни каждого русского человека. В трудные для России дни Крылов не бросил пера. Зачастую поводом для написания новой басни служили сведения, почерпнутые из новостей. Однажды в столицу пришло известие,что Наполеон, вскоре после оставления Москвы, направил в ставку Кутузова генерала Лористона с предложением начать мирные переговоры. Кутузов отклонил их, а через некоторое время нанес поражение французам при Тарутине. Крылов не замедлил откликнуться на это событие басней «Волк на псарне». Эту басню Кутузов читал сам после сражения под Красным. Вскоре последовала новая басня Крылова. Онапоявилась после рескрипта царя к Кутузову, в котором выражалось неудовольствие медлительностью полководца. Мудрость Кутузова была по душе мудрому и никогда не спешащему Крылову. В басне «Обоз» баснописец высмеивал нетерпеливость и оправдывал осторожность и рассудительность, которые приходят с годами и опытом. В морали басни явный намек на Александра I, самоуверенность которого в войне с теми же французами в 1805 – 1807 годах привела ко многим неудачам. Басни Ивана Андреевича читались даже на заседаниях Государственного совета. Успех басен Крылова в армии был колоссальным. Они распространялись в списках, печатались в походной типографии Кутузова. Поэт Батюшков испытывал глубокое уважение к великому баснописцу и говорил: «…Его басни переживут века…».
6. Выразительное чтение басни «Обоз» наизусть (Захарова Юлия.)
«Обоз», 1812г.
С горшками шёл Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понёс,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
«Ай, конь хвалёный, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осёл! Добро бы было в гору
Или в ночную пору, —
А то и под гору, и днём!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнём!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезём, а скатим!»
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но, только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырёх ног
На славу;
По камням, рытвинам пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом — бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!
Басню читает наизусть заранее подготовленный ученик, первое знакомство с басней осуществлялось посредством прослушивания фонохрестоматии, где ба-сню читают артисты театра.
7. Анализ басни и беседа по вопросам (слайд № ).
— О чем рассказывает басня « Обоз»?
— Какую картину она рисует?
— В каких строчках заключена мораль басни?
— В каких жизненных ситуациях можно использовать слова этого вывода?
— Какие русские пословицы и поговорки можно вспомнить в связи с этой моралью?
— Что такое аллегория в басне?
8. Чтение статьи учебника. Давайте прочитаем статью учебника, в которой говорится о том, кого и что подразумевал И.А. Крылов в своей басне.
— В какой части басня намекает на Аустерлицкое сражение?
В учебнике предложен справочный материал о взаимоотношениях Кутузова с «молодёжью»: Александром I, принцем Вюртенбергским, адмиралом Чичаговым.
Записываем вывод: И. А. Крылов оправдывает осторожную тактику Кутузова и кажущуюся медлительность его действий, вызывавших неудовольствие со стороны Александра I, требовавшего более решительных мероприятий. Обвиняет адмирала Чичагова, который пропустил Наполеона через реку Березину. Композиция басен предельно сжата, динамична. Крылов – блестящий мастер диалога.
9. Представление сообщения ( Пантеев Максим)по теме «Историческая основа басни «Лягушки, просящие Царя». (слайды № ).
В нравственно-философских баснях затрагиваются вопросы о развитии общества. Выделим проблему об отношениях государственной власти и народа, рассмотрим ее на примере басни «Лягушки, просящие Царя». В этом отношении очень показательна крыловская разработка известного и популярного басенного сюжета – “Лягушки, просящие Царя” (1809). Общая идея этой басни, развитая Лафонтеном, сохранена и у Крылова: лягушки сами виноваты в своих несчастиях, в том, что, не довольствуясь правлением народным попросили себе царя. Басни И.А. Крылова – это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к «низким» жанрам, поэтому в них звучала простая разговорная речь. Героями басен могли быть либо люди из народа, либо животные, отражающие определенные черты характера. В басне «Лягушки, просящие Царя» героями становятся Лягушки, но это, конечно, аллегория. Аллегория – иносказание – одна из характерных особенностей басни. Под Лягушками подразумеваются люди, которые просят богов дать им государя. Зевес дал им Царя, но это был осиновый чурбан, который ни на что не реагировал. Отдохнув от страха, Лягушки стали смелы и дерзки, а потом и вовсе ни во что не ставили нового владыку. Попросив Юпитера дать им другого Царя, «подлинно на славу», они получили себе на власть Журавля. Теперь их ожидала другая крайность: Журавль ел виноватых, «а на суде его нет правых никого». Вскоре Лягушки раскаялись в своем желании и опять взмолились Юпитеру, «что даже им нельзя… ни носа высунуть, ни квакнуть безопасно». Но теперь уже Юпитер не идет на уступки. Заключительные слова Юпитера – это мораль басни, краткое поучительное высказывание, в котором заключается основной смысл басни:
«… Вам дан был Царь? – так тот был слишком тих:
Вы взбунтовались в вашей луже,
Другой вам дан – так этот очень лих;
Живите с ним, чтоб не было вам хуже!»
Это урок людям: они хотят изменить свою жизнь через вмешательство извне, не учитывая того, что общество должно развиваться постепенно, исторически. Глупые Лягушки исходят только из своих представлений о власти, но их ума не хватает на то, чтобы понять необходимость постепенного развития общественных отношений. За это их и наказывает бог. В басне автором используются разговорные и просторечные выражения: «треснулся на царство», «со всех Лягушки ног в испуге пометались», «вот пуще прежнего и кваканье, и стон», «глотает их, как мух». Многие слова и выражения устарели («Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?»). Но мысль крыловской басни не устарела, она по-прежнему значительна, вызывает и грусть, и смех в одно и то же время.
Учитель:
– Какое сомнение выражено в этой басне?
Ученик : Глубокое сомнение в договорной теории государства, особенно в том ее варианте, который был разработан Руссо и применен на практике якобинцами. В ней высказано сомнение в том, что возможно строить историю сознательно, на основе предвзятых, головных теорий. У Крылова правление Журавля изображено в 12 строках:
Царь этот не чурбан, совсем иного нраву:
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого;
Зато уж у него
Что завтрак, что обед, что ужин, то расправа.
На жителей болот
Приходит черный год.
В Лягушках каждый день великий недочет.
С утра до вечера их Царь по царству ходит
И всякого, кого ни встретит он,
Тотчас засудит и – проглотит.
У:
– Какими чертами наделяет Журавля Крылов?
Ученик:
-Журавль под своим именем появляется в басне только один раз; далее он всюду именуется Царь и все его действия изображены в двойном плане: как журавль он лягушек ест, как царь он судит свой “народ” и всех приговаривает к казни.
– Что советует голос с неба в ответ на жалобы лягушек?
Голос с неба советует им молчать и смириться: «Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!»
– За что были наказаны лягушки?
— Лягушки были наказаны за свою страсть к переменам, за нежелание считаться с существующим положением вещей, за стремление изменить свой образ жизни без оглядки на прошлое и на свой же опыт:
-И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.
-“Глупость” лягушек, по Крылову, – в теоретическом характере их стремлений, в их убеждении, что надо попробовать другую власть.
Слово учителя. Какой вывод мы можем сделать, прочитав басню Крылова? Чему она нас учит?
История, ребята, движется по своим законам, а не по «логическим», «головным» предписаниям людей, что попытки навязать истории некие «разумные» требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения. Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине. Историческая ситуация 1825 года. Восстание декабристов — попытка государственного переворота, состоявшаяся в Петербурге, столице Российской империи 14 декабря1825 года. Восстание было организовано группой дворян-единомышленников, многие из них были офицерами гвардии. Они попытались использовать гвардейские части для недопущения вступления на трон Николая I. Целью заговорщиков было упразднение самодержавия и отмена крепостного права. Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Историк В. О. Ключевский дал такую общую характеристику внутренней политики Николая I: «Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок… все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами…». Откликом на события, связанные с выступлением декабристов и царской политикой после 14 декабря 1825 года, является басня «Бритвы» (1828). Баснописец высказывается за то, что нечего бояться острой бритвы, ею надо только уметь пользоваться, тогда как тупая сдерет всю кожу.
«Вам пояснить рассказ мой я готов:
Не так ли многие, хоть стыдно им признаться,
С умом людей – боятся,
И терпят при себе охотней дураков»?
10. Представлены иллюстрации к басням и цитаты, по которым вы, ребятя, должны узнать басню И.А. Крылова, в основном это материал на обобщение изученного в 5,6,7 классах(Слайды)
• «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна: да только всё не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок». В какой басне звучат эти слова? (Ворона и Лисица).
У кого к зиме под кустом «Был готов и стол, и дом»? (У Муравья).
Перечислите героев басни, которые вздумали играть квартет. (Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да Косолапый Мишка).
Внимание! Одна из героинь басни Крылова лишилась этого предмета из-за своей глупости. Что это за предмет? (Сыр).
За кем по улицам «толпа зевак ходила»? (за Слоном).
Кто попал ночью на псарню, думая попасть в овчарню? (Волк).
Какой предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе достала». (Очки).
Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга «не боясь греха»? (Кукушка и Петух).
Послушайте фрагмент одной из басен и угадайте название:
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву!». (Волк и Ягнёнок).
11.Подведение итогов урока, обобщение темы.
Учитель. Итак, ребята, И.А. Крылов в аллегорической форме выразил своё отношение не только к историческим событиям, но и к их конкретным участникам. В его баснях современники узнавали Наполеона, Александра I, М.И.Кутузова, Николая I. Басни проникнуты патриотическим пафосом, чувством любви к Родине и ответственности за ее судьбу. Читая басни Крылова, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью. Крылов расширил возможности басенного жанра, а басню довел до совершенства.
— Что такое басня?
Басня – короткий иносказательный рассказ с нравоучением чаще в стихотворной форме.
— Что такое народность?
Народность – это отображение жизни народа в литературе.
— Что такое историзм?
Историзм – это отображение характерных черт действительности в литературе.
Задание на самоподготовку:
Дописать ответ по теме об исторической основе басен «Обоз», «Лягушки, просящие Царя». Дополнительно для желающих в ответ включить басню «Бритвы».
А. С. Пушкин. «История Пугачёвского бунта» (прочитать отрывки на стр. 89 – 98).
Собирать материал по новой теме.
Использованные материалы
Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М. : Вако, 2005.
Лебедев Н. М. Гений русской басни. – Вышний Волочёк: «Ирида — прос», 2009.
Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М.: Просвещение, 2012.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 8 класс
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Интернет-ресурсы:
infourok.ru
Урок «Историческая основа, идейно-тематическое содержание и художественные особенности басен И.А. Крылова «Обоз» и «Лягушки, царя просящие»»
О, смех — великое дело! Гоголь
Звери мои за меня говорят И.А.Крылов
Тема урока: Историческая основа, идейно-тематическое содержание и художественные особенности басен И.А. Крылова «Обоз» и «Лягушки, царя просящие».
Ход урока
Оргмомент. Цели урока: познакомиться с исторической основой басен И.А.Крылова . Увидеть глубину философской мысли баснописца, понять мнение автора по важным политическим и историческим вопросам, анализ художественного текста (басни).
С именем И.А.Крылова вы знакомы уже давно, но у многих складывается мнение, что он детский писатель. Как вы думаете, почему такой стереотип создался ( кто герои Крылова?, животные, сказки о животных)
К какому роду литературы относится басня? (лироэпическому) По теории трех штилей басня относится к высокому, среднему или низкому стилю? (низкий) Почему- вызывает смех. Какова же цель комического в литературе? (смех сквозь слезы) А писателям –сатирикам было не до смеха. Гонения, ссылки, цензура.
На ваших столах лежит басня Измайлова-современника Крылова «Происхождение и польза басни»
Саша читает наизусть
Беседа по басне:
Почему нагая правда вызвала раздражение правителя?
Что значит в блестящей дорогой одежде? Прием- метафора
Чем басня покоряет сердца слушателей, как и в басне с царем произошло- иносказательная манера, аллегория, герои отвлеченные,
Благодаря басням в обиход вошло много крылатых выражений и фразеологизмов.. Сейчас я предлагаю вам вспомнить их в викторине. Сюжеты и эти выражения могут вам пригодиться на ЕГЭ и ГИА в качестве литературных примеров.
Учащиеся :
И.А.Крылов стал классиком еще при жизни. А творения его понятны всем. Но не всегда мы знаем предысторию басен- повод для их написания. Сегодня мы проведем историческое расследование и посмотрим на знакомые басни под другим углом зрения.
Павел Историческая основа басен Крылова.
Саша «Кот и повар»
Лиза «Кот и щука»
Какой вывод можно сделать после сообщения?
Каким человеком и гражданином предстает И.А.Крылов в своих творениях.
А теперь предлагаю обратиться к тексту басни «Обоз» для детального анализа.
В каких сточках басни заключается мораль? Старый конь борозды не испортит
На чьей стороне симпатии автора? Почему вы так решили?
Проверка домашнего задания- таблица. Какие герои противопоставлены друг другу? Прием- антитеза, контраст
Старый конь | Лошадь молодая | |
Слова | молчит | Ругает коня: «Какой осел»Мы махнем, не свезем, а скатим. |
Поступки | Сводит легонько, на крестце понес, катиться не давал. | Кидает, толкает, пустился по камням, толчки, скачки Бух- в канаву |
Вывод | Тише едешь- дальше будешь | Прощай, хозяйские горшки |
Какие художественные средства использует автор для придания образности.
Аллегория конь Кутузов, лошадь Александр и его молодые генералы
Эпитеты (легонько) фразеологизм- выйдешь из терпенья
Олицетворения— говорят животные сравнение как рак,
Разговорная оценочная лексика (хваленый конь, осел, уж, принять влево) и грамматика- бух в канаву (междометные глаголы). Ряд однородных сущ- скорость передвижения лошади
Уменьшительно- ласкательная лексика (лошадка)
«Лягушки, просящие царя» презентация «История создания»
Первый царь портрет, поступки, реакция подданных | Второй царь, портрет, поступки, реакция подданных |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Анализ басни Крылова Обоз
Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года.
Автор использует характерный для басни прием – аллегорию, то есть иносказание. Такова басня «Обоз». Из истории известно, что полководец М.И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику. Нетерпеливый царь не мог понять уклонения Кутузова от решительных действий и сдачи Москвы Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, веря его военному опыту и житейской мудрости. Поэтому автор рисует опасную ситуацию, где Обоз с горшками должен был спуститься с крутой горы. Старый добрый конь не спешит, осторожно везет хозяйский груз. Молодая лошадь критикует коня за все его, как ей кажется, ошибки:
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору, –
А то и под гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
И, конечно, сама лошадь считает, что она сделает все намного лучше:
И возик свой мы не свезем, а скатим!
Но, не зная законов движения, лошадь жестоко просчиталась: напирающий сверху воз заставил телегу раскатиться и сделал ее неуправляемой. Промчавшись «по камням, рытвинам», конь уронил воз в канаву:
Прощай, хозяйские горшки!
Под образом «Коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова – осторожного и опытного полководца. А в образе «Лошади молодой» – Александра I, нетерпеливого, торопившего полководца к необдуманным, поспешным действиям.
В конце басни звучит авторская мораль – нравоучение, выражающее основной смысл произведения:
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
В последних словах скрыт намек на поражение Александра I в битве при Аустерлице (русской армией там командовал сам царь).
Таким образом, мы видим, что басня раскрывает отношение автора к конкретному историческому событию. Образы главных героев убедительны, они рисуются через их поведение, а также речевую характеристику. Автор использует разговорные просторечные выражения:
«Ай, конь хваленый, то-то диво!»;
«Гляди-тко нас, как мы махнем!»;
«… и с возом – бух в канаву!»
Это еще раз подтверждает то, что И.А. Крылов – поистине народный писатель, чьи басни читатели знают и любят с детства.
mirznanii.com
«Изучение басни И.А. Крылова «Обоз»». 8-й класс
Разделы: Литература
«Его басни переживут века»
К.Н. Батюшков.
Цели урока:
Обучающие:
- Продолжить знакомство учащихся с баснями И.А.Крылова.
- Повторить и обобщить знания о баснях.
- Обратить внимание на язык, крылатые выражения, пословицы и поговорки.
Воспитывающие:
- Формировать эмоциональную культуру личности и коллектива.
- Работать над воспитанием чувства ответственности за общее дело.
- Формировать навыки общения со сверстниками.
Развивающие:
- Работать над развитием воображения и ассоциативного мышления.
Оборудование:
- Портрет И.А. Крылова;
- Фотография памятника И.А. Крылову в Летнем саду;
- Выставка книг И.А. Крылова и о И.А. Крылове;
- Выставка работ, выполненных учащимися в предыдущие годы.
Ход урока
I. Организационный момент – приветствие.
II. Актуализация знаний – слово учителя, беседа.
– Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить о баснях Ивана Андреевича Крылова. Конечно, все вы знаете и Ворону, и Лисицу, и Волка, и Слона, и Моську, и Ягнёнка. Вспомните, как мы работали с баснями в предыдущие годы?
- Мы читали басни, инсценировали их
- Мы анализировали текст
- Искали мораль
- Учили наизусть
- Делали иллюстрации к басням
- Готовили костюмы и декорации
- Писали сочинения о героях басен
- Объясняли какую роль, как, и почему я играю в инсценировке
III. Мотивация деятельности учащихся.
– Теперь я хочу предложить вам другие подходы к работе. И то, насколько интересным получится урок, зависит от вас. Конечно, мы будем работать с текстом, как обычно. Важно, чтобы вы находили и тему, и главную мысль. Видели ключевые слова. Хорошо владели терминологией. Нам нужно повторить теоретические основы басни. Вспомнить об аллегории, морали. Нам необходимо умение хорошо воображать ситуацию о которой мы читаем в произведении. А начнём работу мы с нового для многих слова: «центон» (Слово записано на доске). Кто знает, что обозначает это слово?
IV. Усвоение новых знаний и умений.
Задание по группам:
Используя предложенные листы (Приложение), содержащие словарные статьи, объясняющие значение слова, ученики должны объяснить как они воспринимают понятие.
Идёт обсуждение в группах. Каждая группа выбирает то объяснение значения, которое она для себя освоила и сможет запомнить.
V. Социализация работы групп. Похвальное слово лучшим.
Выслушиваются представители групп.
Учитель читает центон, составленный из басен И.А. Крылова:
В июне, в самый зной, в полуденную пору, («Муха и дорожные»)
Сыпучими песками в гору, («Обоз»)
Из дальних странствий возвратясь, («Лжец»)
По улицам слона водили,
Как видно, напоказ, —
Известно, что слоны в диковинку у нас, —
Так за слоном толпы зевак ходили; («Слон и Моська»)
Какой-то повар-грамотей
С поварни побежал своей, («Кот и повар»)
Со всех дворов собак сбежалося с полсотни,
Как вдруг из подворотни («Прохожие и собаки»)
Проказница мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет. («Квартет»)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды лебедь, рак да щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе все в него впряглись.
Из кожи лезут вон
А возу всё нет ходу… («Лебедь, рак и щука»)
Задание по группам:
Какие басни вы узнали?
Какие строчки остались неопознанными?
VI. Социализация работы групп. Похвальное слово лучшим.
– Чувствуете ли вы, ребята, какую-то незавершённость истории?
Я предлагаю вам самим дописать последние строчки, используя материал домашнего задания – басни «Обоз». Вспомните значения слов «Воз» и «Обоз». Свяжите их между собой. Вчитайтесь в текст произведения ещё раз. Что вы видите?
Включите своё воображение и вспомните себя. Приходилось ли вам когда-нибудь спускаться с крутой горы на велосипедах, санках, бегом или пешком? Вспомнили?
– Какое чувство вы испытывали? Что для вас было важнее: скорость или безопасность? Как обычно поступаете вы? В ком из героев вы себя узнаёте? В «добром коне» или «лошади молодой»?
– Обратите внимание на те слова, которые передают движения и состояния героев, их поведение. Приготовьтесь изобразить движение животных. И интонацию высказываний «молодой лошади».
Выступают желающие, комментируя своё восприятие.
Учитель читает текст басни.
– Подумайте, данная ситуация возможна только при спуске с горы или в любом деле, при выполнении любой работы? Приведите свои примеры и, опираясь на текст, расскажите что и как вы видите, представляете, о чём размышляете?
Какие пословицы и поговорки можете вы вспомнить, чтобы лучше представить себе прочитанное и услышанное?
Делаем вывод:
– Мы сейчас говорили о бытовом уровне восприятия. О том, как мораль басни можно применить в повседневной жизни.
VII. Усвоение новых знаний.
– По отработанной доме статье учебника, вы узнали, что у этой басни есть не только бытовой, философский, но и исторический, политический смысл.
– С какими событиями связан «Обоз»? Что вы знаете о Наполеоновских войнах и об отечественной войне 1812 года?
– Кого и как защищала эта басня?
– Чью сторону в историческом споре заняли бы вы?
Выслушиваются ответы учащихся.
– Обратите внимание на фразу:
«Левей, левей, и с возом — бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!»
– Можете ли вы за этими «горшками» увидеть русских солдат и офицеров, жизнь которых старался сберечь Кутузов?
Видите ли вы императора, который «Взял Париж и основал лицей»? Александр I всегда спешил. А на поле Аустерлица он был ещё очень молод.
Намёк Крылова прекрасно понимали современники, а сейчас о нём знаем и мы.
Прочитайте мораль басни.
Подойдёт ли она нам для завершения центона, с которого мы начинали работу?
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам:
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Выслушиваются мнения представителей групп.
VIII. Усвоение новых знаний.
– Вспомните первую статью нашего учебника. Мы узнали, что до XVIII века в России не было разделения на историю, публицистику и литературу. Крылов, продолжая традиции XVIII века, бы писателем, в баснях которого отразилась не только война 1812 года, но и вся эпоха наполеоновских войн. Басни Крылова 1805-1807-1812 гг. «превращались в живую историю», объясняя современникам происходящее в доступной форме.
– Совершенно бытовая, на первый взгляд, басня «Кот и Повар» относится к началу столкновения России, её молодого императора Александра, с Наполеоном. Как вы думаете, кто из героев Кот, а кто Повар? Обоснуйте свой ответ. (Наполеон завоёвывал одну территорию за другой, одну страну за другой.) Очень советую вам почитать об этих событиях. Очень интересная история. «Но мы истории не пишем. А вот о том, как басни говорят». Так как же говорят в баснях? Мы отмечаем и серьёзность обозначенных проблем, и смех. Смех помогает людям раскрыть их пороки, их глупость.
Давайте подведём итоги.
Отметим что нового узнали мы сегодня? В чём состояла особенность работы на уроке?
Давайте отметим, какие из поставленных нами целей мы не достигли? О чём забыли? Какие теоретические сведения нам нужно ещё повторить? Над какими словами нужно ещё поработать?
IX. Домашнее задание.
Обратиться к двум-трём неизвестным вам басням Крылова.
Повторить «Волка и Ягнёнка», цитату из которого вы только что услышали.
Попытаться проанализировать басню «Лягушки, просящие царя», опираясь на вопросы учебника.
Использованная литература и электронные источники:
- Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др.
- Басни Ивана Крылова. В.И. Коровин. – Издательство Московского Университета, 1997.
- Материалы Фестиваля «Открытый урок», рассматривающие работу с баснями И.А. Крылова.
- Басни. И.А. Крылов. – Москва: «Детская литература», 1978.
- «Поэтический словарь» Квятковского.
- Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства.
- Большая советская энциклопедия.
10.08.2012
urok.1sept.ru