cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Исламский мир в средние века конспект – Исламский мир в Средние века

Конспект урока истории «Мир ислама»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя школа № 1» г. Вилючинск

Тема: Рождение средневекового мира Урок 6 Мир ислама

История Средних веков 6 класс

Гудзишевская Н.В.

2017/2018 учебный год

Конспект.

Цель: проследить процесс формирования исламского мира, выяснить его особенности, вклад народов Арабского халифата в развитие общемировой культуры.

Планируемые результаты:

предметные: научатся объяснять

особенности процессов формирования Арабского халифата и его распада; давать характеристику взаимоотношениям между арабами и завоёванными ими народами; определять достижения и вклад арабской культуры в общемировую, её связь с исламом.

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие; определять собственное отношение к фактам и явлениям истории; формулировать свою точка зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; формулировать и обосновывать выводы; решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в таблице;

личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-политический и культурный опыт предшествующих поколений.

Оборудование урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, карта «Арабский халифат».

  1. Оргмомент. Приветствие, проверка готовности учащихся, их рабочих мест к уроку.

  2. Актуализация знаний.

  1. В чем причины появления ислама у арабов?

  2. Каковы основные положения ислама? Есть ли сходство с христианством?

  3. (Для мотивированных обучающихся)* Почему, по вашему мнению, ислам стал мировой религией?

3.Изучение нового материала.

Мотвационно-целевой этап.

Ислам — мировая религия, т.е. религия, которая вышла за пределы одного государства и одного народа. Распространение новой веры и деятельность правителей арабского государства привели к возникновению целого мира ислама. Цель нашего урока – проследить процесс формирования исламского мира, выяснить его особенности, и тема нашего урока так и называется «Мир ислама».

Слайд 1. Тема урока: «Мир ислама». (запись в тетрадь). В прошлом году мы познакомились с цивилизациями Древнего мира, которые отличались , как правило, деспотическими режимами, с античными цивилизациями – колыбелью демократии, сегодня знакомимся с миром ислама. Как вы думаете, каково проблемное задание нашего урока? (выслушивает ответы обучающихся).

Слайд 2. Обобщает ответы, знакомит с проблемой урока: выяснить особенности государственного устройства и духовного развития мира ислама.

Слайд 3. План урока:

1. Арабские завоевания VII-VIIIвв. Возникновение Халифата.

2. Государственное устройство Халифата.

3. Распад Халифата.

4. Культура стран Халифата.

Слайд 4. В 632 году Мухаммед умер, не оставив после себя наследника. Между жителями Мекки и Медины начался спор о преемнике. В результате новым главой мусульман был избран Абу Бакр – ученик и близкий друг Пророка. Так управление перешло в руки последователей и сподвижников Мухаммеда. Они получили титул «халиф», который переводился как «наместник, заместитель» Пророка, а государство стало называться Халифатом.

Слайд 5. Линия времени.

За всё время существования халифата с 632 по 1258 год им правили три династии.

«Праведные халифы» – в середине 7 века. Омейяды – с середины 7 по середину 8 века. Абассиды: середина 8 – середина 13 века.

Слайд 6. Перед смертью Пророк поставил перед мусульманами общую цель – подчинить «неверных» новой религии. При первых халифах арабы начали завоевания за пределами Аравии.

Задание: прочитать п.1 §7, стр. 22-23, заполнить таблицу «Арабские завоевания».

Восточные провинции Византии: Сирия, Палестина, Египет.

Захват Ирана, средиземноморского побережья Африки.

  • Уверенность в победе Аллаха, стремление выполнить завет Пророка

  • Прекрасные военные качества, многочисленная сильная конница

  • Ослабление внутренней враждой противников арабов

  • Готовность населения сдаться без боя:

  • Усталость от войн и налогов

  • Терпимость арабов к христианам и иудеям

  • Ослабление налогового бремени

  • Привлекательность вероучения ислама

711-714гг.

Подчинение Вестготского королевства в Испании

732г. битва при Пуатье

Продвижение арабов в Европе остановлено франками

I пол.VIIIв.

Средняя Азия, вышли к р.Инд

751г. битва при Таласе.

Нанесли поражение китайскому войску

Проверка выполнения задания.

Слайд 7. Карта «Арабские халифат».

Вывод учителя: в результате арабских завоеваний VII– первой половины VIII веков было создано огромное государство – Арабский халифат – включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова. Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая.

Слайд 8.Государственное устройство халифата.

Успехи военных завоеваний развивались на фоне серьезных кризисов внутри страны и прежде всего жестокой борьбы за власть халифов. После смерти халифа Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда, к власти приходят представители старой арабской аристократии.  В 661-750 гг. установился Халифат Омейядов со столицей в Дамаске. Комментарии к схеме.

всех мусульман – должен быть

халиф, светский глава государства

Потомок Али

Как вы думаете, к каким последствиям могло привести разделения ислама на два противоборствующих течения? (выслушивает ответы обучающихся).

Обобщает выводы детей: борьба внутри ислама, междоусобицы заметно подрывали силы Арабского халифата.

Слайд 9. В 750 г. к власти пришла династия Аббасидов — потомков дяди Мухаммеда Аббаса. Столицей нового Халифата стал Багдад. К этому времени сложились основы государственного управления.

Халиф – верховный правитель,

собственник всех земель халифата.

Эмиры (родственники и приближенные) –

наместники провинций

  • Собирали налоги

  • Управляли провинциями

  • Руководили завоевательными походами

Органы центральной власти, регулярная армия,

особые отряды для контроля внутренних дел

Слайд 10. Постепенно сложилась налоговая система халифата.

Налоги

Поземельный налог

Платили все небедные жители государства

Подушный налог (джизья)

Платили только немусульмане

По всему государству были созданы почтовые станции. Налажены пути сообщения.

Слайд 11. Распад Арабского халифата.

Внимательно послушайте мой рассказ, вспомните историю создания Халифата, территориально-национальные особенности и сделайте выводы о причинах распада Халифата.

Временем расцвета Багдадского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768-809).Он был героем сборника сказок «Тысяча и одна ночь». Справедливый сказочный Харун на самом деле был коварным и жестоким деспотом. Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом.

Слайд 12. Жители завоеванных стран (немусульмане) не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман.

В VIII-IX вв. по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивала силы халифата. Чтобы успешно подавлять народные восстания, один из халифов приказал набрать войско среди пленных тюрок — жителей Средней Азии. Из них была создана преданная халифу гвардия. Позднее начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов.

Слайд 13. Наместники-эмиры, пользуясь возможностью собирать налоги, начали создавать собственные вооруженные силы и стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление провинциями. Они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями.

Проверка задания. Беседа о причинах распада халифата.

Обобщение ответов обучающихся:

Причины:

  • Народные восстания ослабили силу завоевателей.

  • Многонациональный состав населения (разные языки и обычаи)

  • Слабые торговые связи между частями государства

  • Усиление эмиров, превращение провинций в независимые государства

Слайд 14. Карта «Распад Арабского халифата».

В середине VIII в. один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании — Кордовский эмират (с X века — Кордовский халифат).

В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран, Афганистан. Под властью багдадского халифата осталась лишь Месопотамия. Но и ее подчинила правившая в Иране династия.

К середине XI в большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. В 1055 г. они захватили Багдад.

Крестовые походы европейцев также ослабили халифат.

В XIII в. монголы изгнали Аббасидов из Багдада.

Арабский халифат прекратил свое существование, но исламский мир сохранился. Сегодня ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всем мире.

Слайд 15. Культура стран Халифата.

Религия – одна из составных частей духовной культуры наряду с образованием, наукой, искусством. Духовная культура мира ислама формировалась не на пустом месте.

Исторические условия развития культуры стран Арабского халифата:

  • высокий уровень ремесла и торговли

  • наличие крупных городов

  • политика центральной власти в области культуры:

  • сохранение памятников древней культуры

  • сохранение традиций и художественных умений разных народов и поколений, их дальнейшее развитие.

Культура Халифата впитала культурное наследие Сирии, Египта, античного мира, но наибольшее влияние оказала культура Средней Азии. Широкое распространение получает арабский язык. Арабский язык становится государственным в странах халифата, языком
литературы и науки.

Слайд 16. Проанализируйте некоторые откровения Пророка и арабские пословицы:

«Чернила ученого должны цениться наравне с кровью мученика»;

«Тот не умирает, кто отдает жизнь науке»;

«Важнейшее упражнение человека — знание»;

«Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая».

О чем говорят эти пословицы? (О большом уважении к научным знаниям, научной деятельности.)

Ученые стран халифата изучали труды Евклида по геометрии и Птолемея по астрономии. На арабский язык были переведены труды иранских, индийских ученых.

В Багдаде при правлении Харуна ар-Рашида был основан «Дом мудрости» — хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги.

Слайд 17. Познакомьтесь снаиболее известными достижениями арабских ученых.

Математик Аль-Хорезми познакомил арабов с индийскими цифрами и написал труд «Алджебр», что означает счет. У арабов эти цифры заимствовали европейцы, они до сих пор называются арабскими.

Слайд 18. Высокого уровня достигла астрономия. В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Астрономы приблизительно вычислили диаметр Земли, описали положение видимых звезд на небе.

Аль – Бируни предположил, что центром Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.

Названия звезд Альдебаран, Альтаир, Бетельгейзе, Вега были даны арабскими астрономами.

Слайд 19. Арабские историки собирали предания и сообщения о Мухаммеде, прославляли походы арабов, изучали историю римских, византийских и иранских правлений.

Географы путешествовали и описывали страны и народы Африки, Китая, Индии, Восточной Европы, составляли карты освоенных стран и морей.

Слайд 20. Больших успехов достигла медицина. Авиценна – Ибн-Сина написал более 100 научных трудов, описал признаки многих болезней.

Слайд 21. Арабское искусство отличается своеобразием в связи с тем, что ислам
осуждал изображение человека и животных. Живопись и скульптура практически не развивались. Главным искусством в то время была архитектура. Строители возводили для халифов дворцы, крепости и гробницы.

Наивысшего расцвета архитектура достигает в создании мусульманских храмов — мечетей (от араб, «масдшид» — место поклонения).

Обряды мусульман первоначально не требовали специальных зданий для молитв. Арабским отрядам в далеких походах в качестве места поклонения служила очерченная на песке территория, а направление к Каабе (священному камню) определяли по тени воткнутого в землю копья.

В 665-670 гг. появляются первые построенные мечети. Они представляли собой квадратный двор, окруженный галереями на столбах или колоннах. На стороне, обращенной к Каабе, ставили
пять или больше колонн, которые создавали открытый во двор молитвенный зал. Это тип колонной мечети.

Со временем мечети стали различаться по своему назначению:

  • небольшая мечеть, масдшид — место индивидуальной молитвы;

  • соборная (пятничная) мечеть — место для коллективной молитвы;

  • муссалло — загородная мечеть, куда горожане отправлялись в дни больших праздников.

Слайд 22. Во время молитвы все становились лицом к специальной нише — михрабу, направленному в сторону Мекки.

Около каждой мечети возводили один или несколько минаретов — высоких башен, с которых 5 раз в день созывали верующих на молитву.

Убранство мечети по сравнению с христианским храмом очень простое:

нет мебели;

нет музыкальных инструментов;

нет дорогой утвари.

пол застлан коврами, на которых располагаются молящиеся.

Слайд 23. Выдающимися произведениями церковной архитектуры служат мечеть Омейядов (705-715 гг., Дамаск, Сирия) и Кордовская мечеть (VI1I- IXвв).

Слайд 24. С арабской литературой вы наверняка знакомы по сказкам «Тысяча и одна ночь».

В Средней Азии и Иране активно развивается поэзия на таджикско-персидском языке {фарси).

Самый знаменитый поэт, писавший на фарси, — Фирдоуси, более 30 лет работал над поэмой «Шах-наме» (Книга царей). Идея книги — призыв прекратить междоусобные войны и
объединиться для борьбы с внешними врагами, заботиться о благополучии народа и процветании страны.

Слайд 25. Как и в Европе этого времени, книги были рукописными. Рукописная книга высоко ценилась в мусульманском мире. Она была святыней, произведением искусства.

Книга была плодом совместных усилий каллиграфа, орнаменталиста, миниатюриста и переплетчика.

Миниатюры XII-XIV вв., созданные в мастерских городов Ирака, Ирана, Сирии, Египта, унаследовали традиции сирийской и византийской живописи. Наиболее популярными были изображения:

  • сцен царских приемов;

  • сцен охоты, пиров, сражений;

  • портреты правителей на коне или на троне.

Миниатюры со страниц рукописей переносились на керамические сосуды, на ковры и другие изделия. Расцвет искусства миниатюры пришелся на XII век.

Слайд 26. Рефлексия содержания материала.

Наш урок подходит к концу. Выберите 1-2 предложения из предложенных и закончите их.

    • сегодня я узнал…

    • было трудно…

    • я понял, что…

    • я научился…

    • я смог…

    • было интересно узнать, что…

infourok.ru

План-конспект урока по истории (10 класс) на тему: Разработка урока истории. Исламский мир в Средние века

Конспект урока истории

Учитель: Иващенко Л.Е.

Класс: 10

УМК: Всеобщая история. 10кл.Уколова В.И., Ревякин А.В. М.: Просвещение, 2015

Тема: Исламский мир в Средние века

Используемая педагогическая технология: здоровьесберегающие технологии

Цель урока: Выделить этапы и основные типологические черты развития арабского мира и османской империи.

Духовно-нравственный компонент урока: понять основные элементы и роль исламской культуры как связующего звена между культурами античности и средневековой Европы.

Ключевые термины:

ислам, шиизм, суннизм, халифат

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Актуализация знаний

Дает обучающимся прослушать азан (призыв на молитву). Спрашивает, какие ассоциации возникают у обучающихся, когда они слушают муэдзина. Записывает облако ассоциаций на доске.

Предлагает выбрать ключевое понятие, объединяющее все ассоциации. Пишет его в центре доски. Рекомендуется выделить понятие «ислам»

Слушают азан. Поочередно озвучивают ассоциации.

Выделяют ключевое понятие

Теоретическая часть

Демонстрирует обучающимся видеофрагмент «Хиджра». Предлагает обучающимся вспомнить событие, показанное в видеофрагменте и его участников.

Описывает с применением драматизации события, последовавшие после хиджры. Во время рассказа демонстрирует и оставляет на доске (экране) изображение фамильного древа родственников Мухаммеда (приложение 1)

Смотрят видеофрагмент. Называют (предполагают) событие и участников

Практическая часть

Предлагает обучающимся прогуляться по классу в течение минуты. По прошествии указанного времени отмечает, что часть обучающихся выполнила рекомендации преподавателя, а другая часть осталась сидеть. Указывает на общую закономерность: в схожих условиях люди ведут себя по разному и на основании этого единая человеческая общность делится на партии (шиа). Указывает генеалогические истоки шиитов

Прогуливаются по классу или остаются на месте. Анализируют причины своего выбора.

Работа в группах

Делит обучающихся на пять групп. Каждая группа получает один предмет или изображение предмета, о важности которого в исламской культуре должны рассказать. Предметы: Коран, Турба, сабля, Закят аль-фитр, изображение Каабы

Изучают полученный предмет, определяют его назначение, высказывают предположение о его важности в культуре ислама. Сопоставляют ценности ислама и духовные ценности средневековой Европы, выделяют общее и разное

Рефлексия

Предлагает обучающимся назвать предрассудки связанные с исламом и оценить, насколько они соответствуют действительности

Называют предрассудки и дают им оценку с точки зрения исторического материала урока или учебника

Домашнее задание

Прочитать материал §11 ИЛИ написать о своем опыте встречи с исламской культурой (архитектурой, литературой, философией) в формате эссе 1500 зн.

Приложение 1. Фамильное древо родственников Мухаммеда

nsportal.ru

Исламский мир в Средние века.

Исламский мир в Средние века

Вспомните !!!

Что являлось социально-экономической и социально –политической основой европейского средневековья?

На Востоке

Власть-собственность, государство в лице правителя оставалось верховным собственником земли, земля перераспределялась государством в форме ренты -найма

В Европе

Вассально-ленные отношения

Возникновение ислама

Средние века

VII в.

Аравийский

полуостров

Исла́м  — монотеистическая авраамическая мировая религия.

Ислам

Страны которые включил в себя Ислам

Африка

Европа

Азия

ИСЛАМ

Карта

Святилище

Главным святилищем всех арабских племен VII века была находившаяся в Мекке Кааба — здание кубической формы, покрытое со всех сторон черным шелком, в один из углов которого вмурован священный черный камень , упавший с неба(метеорит).

Святилище

Мухаммед и Аллах

Аллах

Мус (Моисей)

Юсуф(Иосиф)

Ис (Иисус)

Мухаммед

ИСЛАМ

Пять столпов”

Пять Столпов ислама”

Символ веры- “Бога нет”

Вера в единого бога – Аллаха и в пророческую миссию

Пятикратная ежедневная молитва (намаз) и пятничная молитва по пятницам в мечете

Соблюдать пост в священный месяц Рамадан

Хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку-хадж

При необходимости участвовать в священной войне за веру — джихаде

Коран

7 догматов ислама

  • Вера в единого Бога –Аллаха, в ангелов
  • Вера во все Книги Божьи
  • Вера во всех посланников Аллаха
  • Вера в конец света
  • Вера в Страшный суд
  • Вера в предопределение
  • Вера в воскрешение из мертвых

Направления в исламе Шииты и сунниты

Считали что Халифом может быть только потомок Али.

Священное писание только Коран

Добились большого влияния в Иране

  • Остальные последовали за Муавией новым халифом.
  • К Корану добавили еще предание-Сунну.
  • Их было значительно больше
  • Хи́джра  (араб.  هجرة ‎‎ —  переселение ‎) — переселение пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.
  • 622 год , год хиджры стал первым годом исламского лунного календаря (лунной хиджры). От хиджры ведётся отсчёт и в иранском солнечном календаре (солнечной хиджре).

Посчитайте!!!

Какой сейчас год в исламе?

Социальная структура мусульман в средние века

Мусульманская община

Социальное и имущественное неравенство было, но иерархической системы не получило

Территория распространения Ислама в наше время

Подумайте!!!

  • Какое значение имело возникновение и распространение ислама для мировой религии? Выясните , почему ислам называют мировой религией?
  • Как связаны меду собой ислам и христианство?

Победа ислама в Аравии и начало арабских завоеваний

Халифы мусульманской общины

Мухаммед

Абу-Бакр

Осман

Омар

Али

Смута

Раскол мусульманской общины

Завоевательные походы арабов

Враги арабов

Иран

Византия

Постоянная вражда

ИТОГ: Арабы победили

Сирия

Палестина

Египет

Иерусалим

Иран

Карта Завоевательных походов

Политическое устройство исламского (теократического) государства

Халиф

Эмиры

Чиновники ; военные

Халифат истема исламского теократического государства, либо феодальное арабо-мусульманское государство, созданное пророком Мухаммедом и впоследствии возглавляемое халифами.

Подумайте!!!

  • Вспомните теократическое государство, и докажите, что Арабский халифат был таковым.
  • Как принятие монотеистической религии способствовало политическому объединению арабов? Моно ли найти аналоги этому явлению в истории других народов?
  • Можно ли считать Арабский халифат типичным восточным государством? Ответ обоснуйте.

Арабский халифат во второй половине VII-X в.

Халиаф Маувия I

  • Стал основателем династии Омейядов
  • Сделал власть Халифов наследственной
  • Столицей Халифата Омейдов стал сирийский город Дамаск

Походы арабов

Восстания

  • В середине VII в. Противники Омейядов в том числе и шииты, объединились, что позволило им захватить власть в халифате.

Возник чиновничий аппарат

  • Но в IХ в. власть багдадских халифов стала ослабевать

Халифат распался на независимые государства

Не смотря на все, ислам стали исповедовать теперь еще и жители Северной Индии и Юго-Восточной Азии

Подумайте!!!

  • Какие факторы способствовали единству Арабского халифата, а какие – его распаду?

Мусульманская культура

Работа по группам

Пункт 4. Мусульмано-арабские государства в Европе и их культура

Пункт 6. Османская империя

Вопрос.

Вопрос.

  • Какова роль арабов в распространении знаний и культуры в средневековой Европе?
  • Какую роль в европейской истории сыграла Османская империя?

Арабские труды

  • Труды знаменитых мудрецов таких как Аристотеля, Платона — специально были переведены на арабский язык.
  • Арабы проявляли себя в то время в: медицине, астрономии, географии. математике.
  • Так же арабы позаимствовали десятичную систему счета у Индийцев. Так появились арабские цифры.
  • Каллигра́фия   (от греч. καλλιγραφία — «красивый почерк») — одна из отраслей изобразительного искусства. Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма

multiurok.ru

«Исламский мир в Средние века».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Исламский мир в Средние века В Европе Вассально-ленные отношения На Востоке Власть-собственность, государство в лице правителя оставалось верховным собственником земли, земля перераспределялась государством в форме ренты -найма Вспомните !!! Что являлось социально-экономической и социально –политической основой европейского средневековья?

2 слайд Описание слайда:

Возникновение ислама Средние века VII в. Аравийский полуостров Ислам Исла́м — монотеистическая авраамическая мировая религия.

3 слайд Описание слайда:

Страны которые включил в себя Ислам Азия Африка Европа ИСЛАМ Карта

4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда:

Святилище Главным святилищем всех арабских племен VII века была находившаяся в Мекке Кааба — здание кубической формы, покрытое со всех сторон черным шелком, в один из углов которого вмурован священный черный камень, упавший с неба(метеорит). Святилище

6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

Мухаммед и Аллах Мухаммед Аллах Мус (Моисей) Юсуф(Иосиф) Ис (Иисус) ИСЛАМ “Пять столпов”

8 слайд Описание слайда:

“Пять Столпов ислама” Вера в единого бога – Аллаха и в пророческую миссию Символ веры- “Бога нет” Пятикратная ежедневная молитва (намаз) и пятничная молитва по пятницам в мечете Соблюдать пост в священный месяц Рамадан Хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку-хадж При необходимости участвовать в священной войне за веру — джихаде Коран

9 слайд Описание слайда:

7 догматов ислама Вера в единого Бога –Аллаха, в ангелов Вера во все Книги Божьи Вера во всех посланников Аллаха Вера в конец света Вера в Страшный суд Вера в предопределение Вера в воскрешение из мертвых

10 слайд Описание слайда:

Направления в исламе Шииты и сунниты Считали что Халифом может быть только потомок Али. Священное писание только Коран Добились большого влияния в Иране Остальные последовали за Муавией новым халифом. К Корану добавили еще предание-Сунну. Их было значительно больше

11 слайд Описание слайда:

Хи́джра (араб. هجرة‎‎ — переселение‎) — переселение пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. 622 год , год хиджры стал первым годом исламского лунного календаря (лунной хиджры). От хиджры ведётся отсчёт и в иранском солнечном календаре (солнечной хиджре). Посчитайте!!! Какой сейчас год в исламе?

12 слайд Описание слайда:

Социальная структура мусульман в средние века Мусульманская община Социальное и имущественное неравенство было, но иерархической системы не получило

13 слайд Описание слайда:

Территория распространения Ислама в наше время

14 слайд Описание слайда:

Подумайте!!! Какое значение имело возникновение и распространение ислама для мировой религии? Выясните , почему ислам называют мировой религией? Как связаны меду собой ислам и христианство?

15 слайд Описание слайда:

Победа ислама в Аравии и начало арабских завоеваний

16 слайд Описание слайда:

Мухаммед Халифы мусульманской общины Абу-Бакр Омар Осман Али Раскол мусульманской общины Смута

17 слайд Описание слайда:

Завоевательные походы арабов Враги арабов Иран Византия Постоянная вражда ИТОГ: Арабы победили Иран Сирия Палестина Египет Иерусалим Карта Завоевательных походов

18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда:

Политическое устройство исламского (теократического) государства Халиф Эмиры Чиновники ; военные Халифат -система исламского теократического государства, либо феодальное арабо-мусульманское государство, созданное пророком Мухаммедом и впоследствии возглавляемое халифами.

20 слайд Описание слайда:

Подумайте!!! Вспомните теократическое государство, и докажите, что Арабский халифат был таковым. Как принятие монотеистической религии способствовало политическому объединению арабов? Моно ли найти аналоги этому явлению в истории других народов? Можно ли считать Арабский халифат типичным восточным государством? Ответ обоснуйте.

21 слайд Описание слайда:

Арабский халифат во второй половине VII-X в.

22 слайд Описание слайда:

Халиаф Маувия I Стал основателем династии Омейядов Сделал власть Халифов наследственной Столицей Халифата Омейдов стал сирийский город Дамаск

23 слайд Описание слайда:

Походы арабов

24 слайд Описание слайда:

Восстания В середине VII в. Противники Омейядов в том числе и шииты, объединились, что позволило им захватить власть в халифате. Возник чиновничий аппарат Но в IХ в. власть багдадских халифов стала ослабевать Халифат распался на независимые государства Не смотря на все, ислам стали исповедовать теперь еще и жители Северной Индии и Юго-Восточной Азии

25 слайд Описание слайда:

Подумайте!!! Какие факторы способствовали единству Арабского халифата, а какие – его распаду?

26 слайд Описание слайда:

Мусульманская культура

27 слайд Описание слайда:

Работа по группам Пункт 4. Мусульмано-арабские государства в Европе и их культура Вопрос. Какова роль арабов в распространении знаний и культуры в средневековой Европе? Пункт 6. Османская империя Вопрос. Какую роль в европейской истории сыграла Османская империя?

28 слайд Описание слайда:

Арабские труды Труды знаменитых мудрецов таких как Аристотеля, Платона — специально были переведены на арабский язык. Арабы проявляли себя в то время в: медицине, астрономии, географии. математике. Так же арабы позаимствовали десятичную систему счета у Индийцев. Так появились арабские цифры. Каллигра́фия (от греч. καλλιγραφία — «красивый почерк») — одна из отраслей изобразительного искусства. Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма

Курс профессиональной переподготовки

Учитель истории и обществознания

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-1468540

infourok.ru

Арабский мир в средние века. Видеоурок. Всеобщая история 10 Класс

В ходе данного урока будет рассмотрен вопрос о том, каким образом возникла Арабская цивилизация, как она развивалась и какую роль сыграла в истории современного мира.

Арабы, как группа племен, возникают задолго до начала эпохи средневековья. Еще в I тысячелетии до н.э. на территории современного Аравийского полуострова возникают первые государства. Но племенные объединения здесь существовали и ранее.

Основным видом деятельности для арабских племен этой эпохи была посредническая торговля. Именно этот фактор предопределил возвышение государств, расположенных на территории современного Йемена. Например, Химьяритское царство. Арабы в это время занимались торговлей между Эфиопией, Индией и территориями Ближнего Востока. Это позволяло накапливать значительные богатства, но в то же время приводило к тому, что три очень развитых региона Древнего Востока оказывали на зарождающийся арабский мир свое влияние. Например, в начале I века н.э. на территории Эфиопии появляется христианство. Ближний Восток влиял на арабский мир благодаря серьезному движению иудаизма.

Что касается индийского влияния, то оно осуществлялось со стороны науки и философии. Именно это привело к тому, что в арабском регионе между собой соприкасаются и сталкиваются различные религиозные учения. Все это дополнялось религиозными учениями самих арабов, которые также играли значительную роль.

Единое государство, которое бы охватывало весь Аравийский полуостров, в это время так и не сложилось. Государства были не очень многочисленными, и у них не было поводов для объединения. Наоборот, они соперничали друг с другом за торговые пути. На рубеже эр многие из этих государств переживали период упадка, связанный с климатическими изменениями.

В середине I тысячелетия до н.э. возвышается территория Хиджаза – района на западе Аравийского полуострова, прилегающего к Красному морю. Города этого региона также занимались посреднической торговлей. Большую роль там играли и такие отрасли хозяйства, как скотоводство и ремесло. Земледелие в Хиджазе было возможно далеко не всегда. В районе города Мекка земледелия не было вовсе. Там попросту не было плодородных земель, земли были непригодны для выращивания каких-либо злаков. Тем не менее, именно этот регион сыграл огромную роль как в истории Арабского мира, так и в истории человечества.

Раздробленность и разделенность всех территорий, постоянные конфликты друг с другом привели к тому, что очень многие люди в Аравии в это время осознали необходимость объединения. Такое объединение было возможным на религиозной почве. С 570 по 632 год в городе Мекка жил человек, который получил имя Мухаммед (Рис. 1). Именно его называют основоположником не только арабской религии, но и арабской цивилизации. Таким образом, Мухаммед стал основоположником новой религии – ислама. Именно ислам в начале VII века разработал новую религиозно-философскую доктрину, опиравшуюся как на доисламские учения и традиции арабских племен, так и на христианские и иудейские традиции. Можно проследить взаимосвязь ислама и христианства: например, исламские тексты упоминают библейских пророков под арабизированными именами, считая их предшественниками ислама.

Рис. 1. Картина Н.К. Рериха «Пророк Магомет» (Источник)

Именно такое синкретическое понимание религии стало залогом успеха ислама на территории западной Аравии, а затем и всего будущего арабского мира. Однако борьба между Мухаммедом и его видением религии и теми людьми, которые населяли в это время Аравию, не могла проходить мирным образом. Мухаммеду даже пришлось в 622 году бежать из своего родного города Мекки. Именно эта дата – 622 год – является моментом, с которого начинается отсчет истории исламской цивилизации и исламской культуры. Этот год также называется «хиджра», то есть «бегство», он стал точкой отсчета в исламском летоисчислении. Датируются события в исламском мире до сегодняшнего дня не по годам от рождества Христова, а по годам хиджры.

Из Мекки Мухаммед со своими сторонниками переехал в город Ясриб. Этот город стал называться Медина («город пророка»). Мекканцы поняли, что сторонники Мухаммеда, которые стекаются в Медину, вполне могли бы стекаться и в Мекку. В 630 году Мухаммед был приглашен обратно. Он вернулся в свой родной город, но настоял на том, чтобы именно ислам был признан официальной религией не только в Мекке, но и на тех территориях, на которые этот город распространял свое влияние. Именно в 630 году, когда Мухаммед возвращается в Мекку, начинается отсчет существования общего арабского государства. Это государство имело форму имамата (в одних руках сочеталась светская и религиозная власть). Имамат – это форма исламской теократии. После смерти Мухаммеда в 632 году к власти приходят его наследники или заместители – халифы. Первые четыре халифа, так называемые праведные халифы, правили в то время, когда арабский мир очень быстро расширяет свои границы. Халифы Абу Бакр, Оман Осман и Али, правившие до 661 года, внесли огромный вклад в распространение религии ислама на территории не только Азии и Северной Африки, но и на прилегающие территории Европы. Ислам оказался очень популярной религией благодаря тому, что исламское государство очень быстро набирало силу (Рис. 2).

Рис. 2. Первые халифы – Омар и Абу Бакр (Источник)

Росту популярности ислама не помешала даже гражданская война, которая началась в халифате в 650-е годы. Два последних праведных халифа (Осман и Али) были убиты во время междоусобиц в 656 и 661 годах. Все это не помешало расширять территорию Арабского государства. Под руководство Мекки и халифов перешла вся территория Аравии, а затем были завоеваны новые земли.

Завоевательные походы арабов в VII веке:

v  640 год – завоевание Палестины и Сирии,

v  642 год – завершение покорения Египта,

v  649 год – завоевание Карфагена,

v  651 год – распространение власти на территории современного Ирана (Рис. 3).

Рис. 3. Территории Арабского халифата (Источник)

Завоевания продолжались и при новой династии Омейядов, которая начала править в 661 году. За время их нахождения у власти до 750 года арабы распространили свое влияние на огромные территории, включая даже территорию современной Испании. Так был создан Арабский халифат. Официально он просуществовал до 1258 года, а временем его максимального расцвета считается именно эпоха правления династии Омейядов: 661–750 гг. В 750 году завоевания арабов были прекращены. После этого изменения границ происходили не в пользу Арабской цивилизации.

Новая династия Аббасидов (750–1258 гг.) также оставила свой след в истории Арабского мира. В их задачи уже не входили завоевания. Деятельность Аббасидов была направлена на то, чтобы сохранить единство земель, находившихся в их подчинении. Именно в это время единое Арабское государство постепенно начинает распадаться. Независимость получают территории, подчиненные арабам в Испании, а затем и государства, образовавшиеся на территории Магриба (Марокко, Алжир и Тунис). Аббасиды продолжали сохранять титул халифов. Они сочетали в своих руках светскую и духовную власть. С течением времени светскую власть они постепенно теряют. Она сосредотачивается в руках их заместителей – визиров. Также появляется специальный судейский аппарат, который оказывал свое влияние на внутреннюю политику государства. Кроме этого, появляется институт наместников (или эмиров). В 762 году Аббасиды перенесли столицу в Багдад, так как оттуда было удобнее управлять столь большим государством. В итоге эмиры получили власть на местах, и постепенно эта власть становится наследственной. Наместники Арабского халифата начинают постепенно формировать собственные династии и передавать власть своим сыновьям, внукам, не спрашивая даже формального согласия на то из Багдада. Так, династии превращают свои территории в отдельные государства. В итоге к XIII веку Аббасиды практически полностью потеряли рычаги управления страной. Это предопределило распад арабского государства.

Что касается внешней политики, то решающую роль играли руководители наемной армии, которая состояла из гулямов – недавних рабов, которые перешли на службу в Арабский халифат и приняли ислам. Гулямы, несмотря на их невысокий официальный статус, иногда даже диктовали халифам те условия, при которых они соглашались принимать участие в тех или иных политических делах. Использование таких недавних рабов в качестве наемников было характерной чертой не только арабского мира, но и впоследствии Османской империи.

Что же обусловило столь быстрое распространение арабской культуры на другие территории? Ислам на начальных этапах своего существования не был обязательной религией. В первые века существования Арабского халифата там проводилась политика веротерпимости. Арабы, приходя на новые территории, не меняли существовавших там ранее порядков. Они поощряли любые религии, а не только ислам.

Но в VIII–IX вв. эта политика постепенно начинает меняться. Для немусульман стали создаваться неблагоприятные условия. Например, они должны были выплачивать поземельный налог харадж, размеры которого постоянно увеличивались. Если человек принимал ислам, то харадж он все равно продолжал платить. Также в Арабском халифате существовала джизья – подушная подать с иноверцев в мусульманских государствах. От выплаты подати освобождались женщины, старики, инвалиды, нищие, рабы, монахи (до начала VIII в.) и христиане, воевавшие в мусульманской армии.

Таким образом, обращение людей в ислам было связано не только с идеологической обработкой сознания, но и с тем, что здесь были вполне явные экономические рычаги.

С другой стороны, ранний арабский мир был толерантным и веротерпимым. Вклад арабской культуры заключался в том, что она сохранила для нас античное наследие. Произведения некоторых античных авторов дошли до нас не в оригинале, а в их арабских переводах. Арабы эпохи раннего Средневековья бережно относились к античному наследию.

Распространение арабского образования и арабской науки означало не только изучение Корана. В большинстве крупных городов строились не только школы, но и медресе – своеобразные университеты, возникшие задолго до появления известнейших европейских университетов: Болонского, Оксфордского или Кембриджского. Арабы внесли огромный вклад в развитие таких наук, как математика, физика, астрономия и история. Арабы опирались не только на античное наследие, но и создавали собственную систему знаний. Например, в Багдаде был создан Дом мудрости (Рис. 4), который представлял собой нечто, наподобие академии наук. В городе Басры существовал особый религиозно-философский кружок «Чистые братья», распространявший идеи, перекликавшиеся с идеями, высказанными Платоном и Аристотелем.

Рис. 4. Дом мудрости в Багдаде (Источник)

Если говорить об арабских математиках, то следует отметить ученого Аль-Хорезми (Рис. 5). Он был основоположником алгебры. Именно он предложил сам термин «алгебра», что переводится с арабского языка как «восполнение». Также Аль-Хорезми написал книгу об индийском счете. Этот трактат считается первым документом, начиная с которого в арабском мире, а затем и в Европе распространяются современные арабские цифры (Рис. 6).

Рис. 5. Аль-Хорезми (Источник)

Рис. 6. Арабские цифры, заимствованные из системы индийского счета (Источник)

Если говорить об астрономии, то можно вспомнить современные карты звездного неба. Очень многие звезды до сегодняшнего дня имеют арабские названия. Астрономия была важна арабам для многочисленных плаваний, которые арабы совершали по всем водным просторам, доступным д

interneturok.ru

Trojden | Исламский мир в Средние века: Уколова В. И.

1. Средневековье как этап истории Востока. В историю Востока понятие «Средневековье» было перенесено из истории Европы. Для разных регионов Востока его хронологические рамки могут быть различными и не совпадающими с европейской периодизацией. Восточное Средневековье — это период между древностью и началом колониализма, т. е. активного проникновения европейских стран на Восток, в отдельных исторических регионах оно будет иметь разные временные границы.

В европейской истории социально-экономическим и социально-политическим содержанием Средневековья является феодализм. В своей основе феодальная система на Востоке отличается от таковой на Западе.

В Западной Европе существовала специфическая форма феодальной частной собственности. Феодалы, составлявшие господствующее сословие, владели землёй на основании договора и эксплуатировали зависимых крестьян. При сложном переплетении вассально-ленных отношений они обладали определённой степенью независимости от верховной власти. Это принципиально отличает европейский феодализм от восточного, где государство в лице правителя оставалось верховным собственником земли, а представители господствующих слоёв обладали своим богатством по мере причастности к верховной власти, не были отделены от государства. На Востоке господствовал сформировавшийся ещё в древности тип власти-собственности и перераспределения государством ренты-найма. При их существовании не могли сложиться формы феодального землевладения, подобные западным. Это гарантировало стабильность социальной структуры и «поглощённость» человека государством. Каждому причиталось столько, сколько предписывала традиция в соответствии с его положением в государстве и обществе.

2. Возникновение ислама. V—VII века — эпоха коренного перелома в мировой истории, время выбора, когда начинают формироваться два великих мира — христианский, из которого вырастет европейская цивилизация, и исламский, объединивший многие цивилизации Азии и Африки. Для обоих миров религия стала фактором, определившим их самобытность, духовный потенциал и культуру, устройство общества, обычаи и нравы.

В VIII в. эти нарождающиеся миры впервые сойдутся в решающем противостоянии, которое будет способствовать самоидентификации того и другого. С этого момента неразрывная взаимозависимость христианского и исламского миров, выражающаяся в самых разных формах — от крайнего неприятия до теснейшего взаимодействия, на многие века определяет пути развития всемирной истории.

Ислам возник в VII в. в Аравии, населённой семитскими племенами арабов. Слово «ислам» переводится как «покорность» (имеется в виду покорность Богу). Ислам также называют мусульманством, а последователей этой религии — мусульманами (теми, кто подчинил себя Богу). Ислам, испытавший при своём возникновении влияние иудаизма и христианства, — религия монотеистическая. Ислам признаёт существование единого Бога — Аллаха, Творца мира и человека. Священное Писание мусульман — Коран. В Коране, как верят мусульмане, запечатлено Божественное откровение, ниспосланное через архангела Джебраила (в христианстве — архангел Гавриил) пророку Мухаммеду.

Семь важнейших догматов составляют основу ислама: вера в единого Бога — Аллаха, в ангелов, во все Книги Божьи, во всех посланников Аллаха, в конец света и Страшный суд (судией в тот час будет Иисус Христос, которого мусульмане тоже почитают как пророка Иссу), в предопределение, в воскресение из мёртвых.

Можно заметить, что в догматике ислам и христианство имеют ряд общих позиций.

В исламе важна культовая, обрядовая сторона. Культ ислама опирается на «пять столпов веры»: оглашение догмата «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк Его»; ежедневная пятикратная молитва; ураза — пост в месяц рамазан; закят — обязательная благотворительность; хадж — паломничество в Мекку, священный город мусульман.

В ходе исторического развития в исламе появлялись дополнения и изменения. Кроме Священного Писания, возникло Священное предание — дополнение к Корану, которое называется Сунна. В Сунне рассказывается о поступках и изречениях пророка Мухаммеда. С возникновением в VIII в. Сунны связано разделение ислама на два течения — шиизм и суннизм. Шииты ограничиваются почитанием Корана, а также считают, что наследниками миссии Мухаммеда могут быть только его прямые потомки. Сунниты, сторонники наиболее многочисленного направления в исламе, наряду с Кораном признают святость Сунны и возвеличивают ряд халифов, не признаваемых шиитами.

Как и любая другая религия, ислам неоднороден, имеет много ответвлений и сект. Ислам стал мировой религией. В современном мире у него около полутора миллиардов последователей.

Зародился ислам в среде кочевых арабских племён. В племени курейшитов появился проповедник, звали его Мухаммед. Он утверждал, что ему открылась высшая истина и дано было узнать Аллаха — единого Бога. Проповедь Мухаммеда поначалу была встречена довольно скептически, тем более что он был человеком незнатного происхождения, бедным. Мухаммед призывал каждого предать себя всемилостивейшему Аллаху, проповедь включала и призыв к социальной справедливости. Это вызвало раздражение у богатой верхушки племени курейшитов; Мухаммед был изгнан из их главного города Мекки и вынужден был переселиться в Ясриб, переименованный в его честь в Медину (город пророка). Год, когда случилось переселение (хиджра) Мухаммеда из Мекки в Медину (622 г. по христианскому летосчислению), стал началом мусульманского летосчисления.

Учение Мухаммеда стремительно распространялось среди арабских племён, вскоре и курейшиты примкнули к сторонникам Мухаммеда. Мекка с её главным святилищем Каабой стала главным религиозным центром ислама. В 632 г. Мухаммед скончался и был погребён в Медине, которая тоже превратилась в один из важнейших центров мусульманства. Принятие ислама создало основу для политического объединения арабских племён.

3. Арабский халифат. Ислам — религия, которая не просто освящает власть, но и даёт исключительное право на неё. Преемником Мухаммеда как религиозно-политического главы мусульман, называвших себя правоверными, стал халиф Абу Бекр. При нём было создано теократическое мусульманское государство — халифат. Халиф же объединил функции светского и духовного правителя, пользовавшегося беспрекословным авторитетом у своих подданных и абсолютной властью над ними. В исламе есть понятие «джихад» — усердие, особое рвение в распространении ислама и обеспечении его господства. Первоначально джихад понимался как духовное движение, но очень скоро под джихадом стали понимать войну за веру (газават). Сначала призывы к джихаду служили политическому и религиозному объединению арабских племён, но со времени возникновения халифата они стали освящать арабские завоевания новых территорий. Уже при первых халифах государство арабов разрослось до грандиозных размеров. В него вошли земли Ирака, Сирии, Палестины, части Ирана, Северной Африки, в том числе Египта и Ливии.

Однако халифат был неустойчивым государственным образованием. Его раздирали внутренние противоречия. Исламская родовая знать и ближайшие родственники пророка Мухаммеда боролись за власть. Четвёртым халифом стал Али, зять Мухаммеда, женатый на его единственной дочери Фатиме. Однако родственная близость к пророку не спасла его. Он был убит представителем одной из мусульманских сект. После смерти Али был возвеличен шиитами, которые объявили Али первым имамом — верховным главой мусульман. В 661 г. к власти пришли халифы из рода Омейядов.

Распространение ислама

При Омейядах продолжались военные походы арабов, которые отторгали территории от Византии, Ирана, дошли до Кавказа, Средней Азии на востоке и до Атлантического океана на западе, захватив значительную часть Пиренейского полуострова. Включение новых народов в орбиту власти Омейядов сопровождалось активной исламизацией, носившей в большинстве случаев мирный характер, возможно, потому, что и персы-зороастрийцы, и христиане находили в исламе установления, в чём-то созвучные с их собственными религиозными представлениями. Но, скорее всего, успешной исламизации способствовала экономическая политика арабов. Налоги на мусульман были значительно ниже тех, которые должны были платить немусульмане.

Изменился механизм осуществления власти, хотя сущность её оставалась неизменной во всех мусульманских государствах Средневековья. Земля принадлежала Аллаху, от его имени землёй распоряжался правитель государства — халиф. В его лице государство являлось реальным верховным собственником земли, а халиф — её распорядителем.

При Омейядах произошла концентрация центральной власти, они создали эффективный государственный аппарат. Была налажена регулярная связь со всеми частями халифата (в том числе почтовая). Распоряжения центра оперативно доставлялись на места. Было реорганизовано войско, солдаты находились на жалованье у казны, они и их командиры вознаграждались за службу земельными наделами.

Государство Омейядов было разделено на пять крупных наместничеств, центры которых находились в Ираке, Аравии, Египте, Закавказье и Западной Африке. Эти наместничества управлялись эмирами, назначенными из центра. До поры до времени халифам удавалось удерживать эмиров в повиновении.

Усилению власти халифов способствовала и арабизация полиэтнического населения халифата. Арабский язык был языком религии, объединявшей народы мусульманского государства. Коран и другие священные тексты запрещалось переводить на иные языки. Всё государственное делопроизводство было переведено на арабский язык. К Аллаху предписывалось обращаться на арабском языке, что способствовало языковой интеграции населения.

На всей территории халифата утверждался единый порядок землепользования, складывались феодальные отношения, имеющие свои особенности. Наиболее распространённым было общинное землевладение. Владельцы наделов выплачивали налог-ренту в государственную казну. Значительную часть земельных владений составляли небольшие наделы отчуждаемой земли. Земли халифа и членов правящего дома и владения религиозных учреждений налогами не облагались.

Чиновники и военные за службу получали от государства земельные пожалования, точнее, право взимания налога (включая подушную подать) с этого владения — принцип, общий для большинства средневековых государств Востока. Земля обрабатывалась крестьянами, но были и рабы, в том числе государственные.

Основу социальной структуры халифата составляла религиозная мусульманская община. Структура общины задавалась шариатом — путём, предопределённым Аллахом в Коране и Сунне, официальным религиозным сводом правил и норм поведения. Все члены общины равны перед Аллахом, но в реальной жизни мусульманского общества существовало значительное имущественное и социальное неравенство, хотя в халифате не сложилась иерархическая система господствующих слоёв, подобная феодальной лестнице в Западной Европе.

В середине VIII в. власть в халифате перешла в руки династии Аббасидов, направлявших основные усилия на то, чтобы сохранить завоёванное. Они попытались уравнять в правах арабов и всех мусульман неарабского происхождения. Это способствовало дальнейшей религиозно-культурной интеграции мусульманского мира, которая, однако, не помешала постепенному политическому распаду халифата на ряд крупных и мелких исламских государств.

Мнение учёного

Распад халифата отразился на состоянии культуры скорее благоприятно. Борьба религиозных сект и направлений, так же как и общий политический кризис, дала толчок разнообразной духовной деятельности. Соперничавшие между собой правители мелких княжеств стремились перещеголять друг друга блеском своих провинциальных столиц, привлекали в свои резиденции учёных и поэтов и щедро осыпали их дарами. Особенно прославились своей интенсивной культурной жизнью столица империи Багдад, иракские города Басра и Мосул, в Сирии — Дамаск и резиденция хамданидских эмиров Алеппо, в Египте — Фустат (а позднее — Каир), а также многочисленные города мусульманской Испании. В культурную жизнь втягиваются выходцы из различных этнических групп и сословий. Происходит своеобразное «перемешивание» духовного наследия, национальных традиций…

И. Фильштинский

Чем учёный объясняет подъём культуры в арабских землях? Какой ещё фактор способствовал этому?

Окончательно Арабский халифат Аббасидов распался в 1258 г.

4. Мусульманско-арабские государства в Европе и их культура. Второе десятилетие VIII в. начинается с завоевания арабами Испании. В середине VIII в. здесь образуется Кордовский халифат, занявший большую часть Пиренейского полуострова. Почти восемь веков будет длиться Реконкиста — отвоёвывание коренным населением Испании захваченных арабами земель. Она завершится только в 1492 г. падением Гранадского эмирата.

Тем не менее в течение всех этих столетий мусульманская Испания (аль Андалус) была посредником в культурном общении Востока, Западной и Южной Европы, стимулировавшем европейское средневековое мышление и искусство.

Андалусские города Кордова, Гранада, Севилья, Валенсия и другие славились не только великолепием и красотой своих дворцов, мечетей, парков, фонтанов, но и богатейшими библиотеками. Так, например, библиотека кордовского эмира состояла более чем из 400 тыс. томов. Поиски рукописей для неё велись специальными библиографами во всём мусульманском мире. В прекрасно организованные учебные заведения Андалусии устремлялись жаждущие приобщиться к передовой науке того времени учащиеся из разных стран мусульманского Востока и христианской Европы. В Кордове даже существовала своеобразная консерватория, в которой можно было обучиться игре на восточных музыкальных инструментах и пению. При дворах мусульманских правителей существовал изысканный придворный этикет, публиковались даже специальные «календари мод».

Особое значение в мусульманской культуре занимало искусство каллиграфии. Её место в культуре мусульман сопоставимо с местом иконописи в восточно-христианской культуре. Арабское письмо вобрало священную символику ислама. Людям, искусным в каллиграфии, пророк Мухаммед обещал место в раю, как и воинам — защитникам ислама.

Исключительным уважением в мусульманстве пользовалось знание. Знание и книги назывались «вечным потомством мудреца», они считались столь же необходимым для «сердца», как пища для тела. В мусульманском мире высокого уровня достигли самые разные науки. Учёные-мусульмане пользовались величайшим авторитетом во всём просвещённом мире. Через мусульманскую Испанию в Европу пришли десятичная система счисления, связанная с изобретением нуля; химические методы дистилляции, перегонки, кристаллизации, коагуляции; магнитная игла, ставшая основой компаса; механические часы; хлопчатая, а затем и льняная бумага. Не всё это было изобретено арабами, однако именно через них ряд открытий и изобретений, осуществлённых в других регионах мира, получил широкое распространение и практическое применение.

Не менее важным, чем усвоение естественно-научных знаний, оказалось влияние критического духа и рационализма арабоязычной философии. В XI—XII вв. арабские мыслители обратились к учению древнегреческого философа Аристотеля. На основе этого учения были созданы доктрины, которые утверждали необходимость разделения истин теологии и того, что познаётся человеческим разумом. Сторонники существования «двух истин» считали, что возникающее иногда противоречие свидетельств разума данному в божественном откровении не может быть доказательством того, что человеческий разум ошибается. Они также пришли к ряду радикальных выводов, например к признанию вечности мира (религия же полагала вечным только Творца), отрицанию бессмертия индивидуальной души.

Изысканная арабская поэзия также проникла в Европу, её отзвуки можно обнаружить в поэзии средневековых трубадуров.

Арабская Испания и Норманно-Сицилийское королевство стали центрами перевода сочинений арабских и греческих философских и естественно-научных сочинений на латинский язык. Таким образом, они стали доступны средневековой Западной Европе, культура которой во многом тогда уступала культуре мусульманского мира.

5. Мусульманские государства в Африке. На рубеже IX—X вв. в Северной Африке был создан халифат Фатимидов, во главе которого встал имам, объявивший себя потомком дочери пророка Фатимы. Во владения Фатимидов входили также Сирия и Палестина. Халифат Фатимидов просуществовал более двух с половиной веков, пока в 1171 г. военачальник Салах-ад-дин не сверг последнего фатимидского султана. Салах-ад-дин провозгласил себя султаном и стал основателем новой династии Айюбидов.

В конце XI в. на земли Фатимидов (в Сирию и Палестину) устремились рыцари-крестоносцы для освобождения Гроба Господня. На отвоёванной земле они основали свои государства, правда просуществовавшие недолго. Особую роль в борьбе против крестоносцев сыграл Салах-ад-дин (в Европе его называли Саладином), который разгромил войска Третьего крестового похода, руководимого Ричардом Львиное Сердце. Однако он позволил христианам совершать беспрепятственно паломничества в Иерусалим и другие святые места Палестины. Салах-ад-дин прославился не только своим военным искусством, но и благородством; даже в Западной Европе в нём видели не врага, а благородного восточного рыцаря.

В середине XIII в. династия Айюбидов была свергнута мамлюками — воинами-рабами, составлявшими гвардию Айюбидов. Мамлюки создали военное мусульманское государство, конец могуществу которого был положен в начале XVI в. турками-османами, захватившими Египет и прилегающие территории Северной Африки.

Понятие «Средневековье» в традиционном смысле слабо приложимо к истории Центральной и Южной Африки. Однако в период, когда Европа переживала эпоху Средневековья, в Африке существовали крупные государства, текло своё историческое время, происходили важные события, велись войны, развивались религии и культуры.

Современные государственные африканские традиции восходят к империям, существовавшим в Средние века. В III в. в верховьях рек Нигер и Сенегал, к югу от пустыни Сахары сложилось государство Гана. Его земли простирались от Атлантического океана до реки Нигер. Современники-арабы восхищались богатством этой страны, которая имела огромные залежи золота и соли. Город Тимбукту был важнейшим центром, в котором сходились африканские торговые пути. Его называли «королевой пустыни», «жемчужиной Сахары».

С проникновением в глубь Африки мусульман Тимбукту стал одним из центров исламской культуры, имевшим мировое значение.

В конце XV в. в Африке появились первые европейцы. Они проводили агрессивную политику по отношению к местному населению. Африка стала основным поставщиком рабов. Средневековые африканские государства исчезли с лица континента.

6. Османская империя. В IX—X вв. ряд тюркских племён, живших в Средней Азии, приняли ислам. Среди них выделились турки-сельджуки, которые в середине XI в. дошли до Багдада, захватили его, а их глава стал именоваться «султаном Востока и Запада». К концу XII в. держава сельджуков распалась на несколько государств. В XIII в. некоторые из них попали под власть монголов, установивших там свои династии.

В последнее десятилетие XIII в. султан Осман I подчинил сельджуков, собрал силы турок и стал правителем Османского эмирата, находившегося у границ Византии. Этот эмират впоследствии перерос в Османскую империю. Турки-османы заняли главенствующее положение в этом государстве. Осман отвоёвывал одну за другой земли Византии. Его пр

trojden.com

Исламский мир в Средние века — лекция

11. Исламский мир в Средние  века

 

1. Средневековье как этап истории  Востока. В историю Востока понятие  «Средневековье» было перенесено  из истории Европы. Для разных  регионов Востока его хронологические  рамки могут быть различными  и не совпадающими с европейской  периодизацией. Восточное Средневековье  — это период между древностью  и началом колониализма, т. е. активного  проникновения европейских стран  на Восток, в отдельных исторических  регионах оно будет иметь разные  временные границы.

В европейской истории социально-экономическим и социально-политическим содержанием Средневековья является феодализм. В своей основе феодальная система на Востоке отличается от таковой на Западе.

В Западной Европе существовала специфическая форма феодальной частной собственности. Феодалы, составлявшие господствующее сословие, владели землёй на основании договора и эксплуатировали зависимых крестьян. При сложном переплетении вассально-ленных отношений они обладали определённой степенью независимости от верховной власти. Это принципиально отличает европейский феодализм от восточного, где государство в лице правителя оставалось верховным собственником земли, а представители господствующих сло- ёв обладали своим богатством по мере причастности к верховной власти, не были отделены от государства. На Востоке господствовал сформировавшийся ещё в древности тип власти-собственности и перераспределения государством ренты-найма. При их существовании не могли сложиться формы феодального землевладения, подобные западным. Это гарантировало стабильность социальной структуры и «поглощённость» человека государством. Каждому причиталось столько, сколько предписывала традиция в соответствии с его положением в государстве и обществе.

2. Возникновение ислама. V—VII века  — эпоха коренного перелома  в мировой истории, время выбора, когда начинают формироваться  два великих мира — христианский, из которого вырастет европейская  цивилизация, и исламский, объединивший  многие цивилизации Азии и  Африки. Для обоих миров религия  стала фактором, определившим их  самобытность, духовный потенциал  и культуру, устройство общества, обычаи и нравы.

В VIII в. эти нарождающиеся миры впервые сойдутся в решающем противостоянии, которое будет способствовать самоидентифика

ции того и другого. С этого момента неразрывная взаимозависимость христианского и исламского миров, выражающаяся в самых разных формах — от крайнего неприятия до теснейшего взаимодействия, на многие века определяет пути развития всемирной истории.

Ислам возник в VII в. в Аравии, населённой семитскими племенами арабов. Слово «ислам» переводится как «покорность» (имеется в виду покорность Богу). Ислам также называют мусульманством, а последователей этой религии — мусульманами (теми, кто подчинил себя Богу). Ислам, испытавший при своём возникновении влияние иудаизма и христианства, — религия монотеистическая. Ислам признаёт существование единого Бога — Аллаха, Творца мира и человека. Священное Писание мусульман — Коран. В Коране, как верят мусульмане, запечатлено Божественное откровение, ниспосланное через архангела Джебраила (в христианстве — архангел Гавриил) пророку Мухаммеду.

Семь важнейших догматов составляют основу ислама: вера в единого Бога — Аллаха, в ангелов, во все Книги Божьи, во всех посланников Аллаха, в конец света и Страшный суд (судией в тот час будет Иисус Христос, которого мусульмане тоже почитают как пророка Иссу), в предопределение, в воскресение из мёртвых.

Можно заметить, что в догматике ислам и христианство имеют ряд общих позиций.

В исламе важна культовая, обрядовая сторона. Культ ислама опирается на «пять столпов веры»: оглашение догмата «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк Его»; ежедневная пятикратная молитва; ураза — пост в месяц рамазан; закят — обязательная благотворительность; хадж — паломничество в Мекку, священный город мусульман.

В ходе исторического развития в исламе появлялись дополнения и изменения. Кроме Священного Писания, возникло Священное предание — дополнение к Корану, которое называется Сунна. В Сунне рассказывается о поступках и изречениях пророка Мухаммеда. С возникновением в VIII в. Сунны связано разделение ислама на два течения — шиизм и суннизм. Шииты ограничиваются почитанием Корана, а также считают, что наследниками миссии Мухаммеда могут быть только его прямые потомки. Сунниты, сторонники наиболее многочисленного направления в исламе, наряду с Кораном признают святость Сунны и возвеличивают ряд халифов, не признаваемых шиитами.

Как и любая другая религия, ислам неоднороден, имеет много ответвлений и сект. Ислам стал мировой религией. В современном мире у него около полутора миллиардов последователей.

Зародился ислам в среде кочевых арабских племён. В племени ку- рейшитов появился проповедник, звали его Мухаммед. Он утверждал, что ему открылась высшая истина и дано было узнать Аллаха — единого Бога. Проповедь Мухаммеда поначалу была встречена довольно скептически, тем более что он был человеком незнатного происхождения, бедным. Мухаммед призывал каждого предать себя всеми- лостивейшему Аллаху, проповедь включала и призыв к социальной справедливости. Это вызвало раздражение у богатой верхушки племени курейшитов; Мухаммед был изгнан из их главного города Мекки и вынужден был переселиться в Ясриб, переименованный в его честь в Медину (город пророка). Год, когда случилось переселение (хиджра) Мухаммеда из Мекки в Медину (622 г. по христианскому летосчислению), стал началом мусульманского летосчисления.

Учение Мухаммеда стремительно распространялось среди арабских племён, вскоре и курейшиты примкнули к сторонникам Мухаммеда. Мекка с её главным святилищем Каабой стала главным религиозным центром ислама. В 632 г. Мухаммед скончался и был погребён в Медине, которая тоже превратилась в один из важнейших центров мусульманства. Принятие ислама создало основу для поли-     тического объединения арабских племён.

3. Арабский халифат. Ислам —  религия, которая не просто освящает  власть, но и даёт исключительное  право на неё. Преемником Мухаммеда  как религиозно-политического главы  мусульман, называвших себя правоверными, стал халиф Абу Бекр. При нём  было создано теократическое  мусульманское государство —  халифат. Халиф же объединил функции  светского и духовного правителя, пользовавшегося беспрекословным  авторитетом у своих подданных  и абсолютной властью над ними. В исламе есть понятие «джихад»  — усердие, особое рвение в  распространении ислама и обеспечении  его господства. Первоначально джихад  понимался как духовное движение, но очень скоро под джихадом  стали понимать войну за веру (газават). Сначала призывы к джихаду  служили политическому и религиозному  объединению арабских племён, но  со времени возникновения халифата  они стали освящать арабские  завоевания новых территорий. Уже  при первых халифах государство  арабов разрослось до грандиозных  размеров. В него вошли земли  Ирака, Сирии, Палестины, части Ирана, Северной Африки, в том числе  Египта и Ливии.

Однако халифат был неустойчивым государственным образованием. Его раздирали внутренние противоречия. Исламская родовая знать и ближайшие родственники пророка Мухаммеда боролись за власть. Четвёртым халифом стал Али, зять Мухаммеда, женатый на его единственной дочери Фатиме. Однако родственная близость к пророку не спасла его. Он был убит представителем одной из мусульманских сект. После смерти Али был возвеличен шиитами, которые объявили Али первым имамом — верховным главой мусульман. В 661 г. к власти пришли халифы из рода Омейядов.

При Омейядах продолжались военные походы арабов, которые отторгали территории от Византии, Ирана, дошли до Кавказа, Средней Азии на востоке и до Атлантического океана на западе, захватив значительную часть Пиренейского полуострова. Включение новых народов в орбиту власти Омейядов сопровождалось активной исламиза- цией, носившей в большинстве случаев мирный характер, возможно, потому, что и персы-зороастрийцы, и христиане находили в исламе установления, в чём-то созвучные с их собственными религиозными представлениями. Но, скорее всего, успешной исламизации способствовала экономическая политика арабов. Налоги на мусульман были значительно ниже тех, которые должны были платить не- мусульмане.

Изменился механизм осуществления власти, хотя сущность её оставалась неизменной во всех мусульманских государствах Средневековья. Земля принадлежала Аллаху, от его имени землёй распоряжался правитель государства — халиф. В его лице государство являлось реальным верховным собственником земли, а халиф — её распорядителем.

При Омейядах произошла концентрация центральной власти, они создали эффективный государственный аппарат. Была налажена регулярная связь со всеми частями халифата (в том числе почтовая). Распоряжения центра оперативно доставлялись на места. Было реорганизовано войско, солдаты находились на жалованье у казны, они и их командиры вознаграждались за службу земельными наделами.

Государство Омейядов было разделено на пять крупных намест- ничеств, центры которых находились в Ираке, Аравии, Египте, Закавказье и Западной Африке. Эти наместничества управлялись эмирами, назначенными из центра. До поры до времени халифам удавалось удерживать эмиров в повиновении.

Усилению власти халифов способствовала и арабизация полиэтнического населения халифата. Арабский язык был языком религии, объединявшей народы мусульманского государства. Коран и другие священные тексты запрещалось переводить на иные языки. Всё государственное делопроизводство было переведено на арабский язык. К Аллаху предписывалось обращаться на арабском языке, что способствовало языковой интеграции населения.

На всей территории халифата утверждался единый порядок землепользования, складывались феодальные отношения, имеющие свои особенности. Наиболее распространённым было общинное землевладение. Владельцы наделов выплачивали налог-ренту в государственную казну. Значительную часть земельных владений составляли небольшие наделы отчуждаемой земли. Земли халифа и членов правящего дома и владения религиозных учреждений налогами не облагались.

Чиновники и военные за службу получали от государства земельные пожалования, точнее, право взимания налога (включая подушную подать) с этого владения — принцип, общий для большинства средневековых государств Востока. Земля обрабатывалась крестьянами, но были и рабы, в том числе государственные.

Основу социальной структуры халифата составляла религиозная мусульманская община. Структура общины задавалась шариатом — путём, предопределённым Аллахом в Коране и Сунне, официальным религиозным сводом правил и норм поведения. Все члены общины равны перед Аллахом, но в реальной жизни мусульманского общества существовало значительное имущественное и социальное неравенство, хотя в халифате не сложилась иерархическая система господствующих слоёв, подобная феодальной лестнице в Западной Европе.

В середине VIII в. власть в халифате перешла в руки династии Аббасидов, направлявших основные усилия на то, чтобы сохранить завоёванное. Они попытались уравнять в правах арабов и всех мусульман неарабского происхождения. Это способствовало дальнейшей религиозно-культурной интеграции мусульманского мира, которая, однако, не помешала постепенному политическому распаду халифата на ряд крупных и мелких исламских государств.

Мнение учёного

Распад халифата отразился на состоянии культуры скорее благоприятно. Борьба религиозных сект и направлений, так же как и общий политический кризис, дала толчок разнообразной духовной деятельности. Соперничавшие между собой правители мелких княжеств стремились перещеголять друг друга блеском своих провинциальных столиц, привлекали в свои резиденции учёных и поэтов и щедро осыпали их дарами. Особенно прославились своей интенсивной культурной жизнью столица империи Багдад, иракские города Басра и Мосул, в Сирии — Дамаск и резиденция хам- данидских эмиров Алеппо, в Египте — Фустат (а позднее — Каир), а также многочисленные города мусульманской Испании. В культурную жизнь втягиваются выходцы из различных этнических групп и сословий. Происходит своеобразное «перемешивание» духовного наследия, национальных традиций…

И. Филыитинский

Чем учёный объясняет подъём культуры в арабских землях? Какой ещё фактор способствовал этому?

Окончательно Арабский халифат Аббасидов распался в 1258 г.

4. Мусульманско-арабские государства  в Европе и их культура. Второе  десятилетие VIII в. начинается с завоевания  арабами Испании. В середине VIII в. здесь образуется Кордовский  халифат, занявший большую часть  Пиренейского полуострова. Почти  восемь веков будет длиться  Реконкиста — отвоёвывание коренным  населением Испании захваченных  арабами земель. Она завершится  только в 1492 г. падением Гранадского  эмирата.

Тем не менее в течение всех этих столетий мусульманская Испания (аль Андалус) была посредником в культурном общении Востока, Западной и Южной Европы, стимулировавшем европейское средневековое мышление и искусство.

Андалусские города Кордова, Гранада, Севилья, Валенсия и другие славились не только великолепием и красотой своих дворцов, мечетей, парков, фонтанов, но и богатейшими библиотеками. Так, например, библиотека кордовского эмира состояла более чем из 400 тыс. томов. Поиски рукописей для неё велись специальными библиографами во всём мусульманском мире. В прекрасно организованные учебные заведения Андалусии устремлялись жаждущие приобщиться к передовой науке того времени учащиеся из разных стран мусульманского Востока и христианской Европы. В Кордове даже существовала своеобразная консерватория, в которой можно было обучиться игре на восточных музыкальных инструментах и пению. При дворах мусульманских правителей существовал изысканный придворный этикет, публиковались даже специальные «календари мод».

student.zoomru.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *