cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Интересные игры для дошкольников по математике – Сборник математических игр (для дошкольников)

Содержание

Сборник математических игр (для дошкольников)

Сборник математических игр

(для детей дошкольного возраста)

Павлодар 2016 ж

Составитель: Романевич Т.Ф.

воспитатель я/с №86

г. Павлодара

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………..3

  2. Игры с цифрами и числами………………………………………………4

  3. Игры с геометрическими фигурами…………………………………….11

  4. Игры по разделу величина………………………………………………18

  5. Игры на логику………………………………………………………….. 20

Пояснительная записка

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»

Коменский Я.

Знакомство с удивительным миром математики начинается в дошкольном возрасте. Дети с интересом и желанием знакомятся с цифрами, учатся ими оперировать, сравнивают предметы по величине, изучают геометрические фигуры и осваивают навык ориентировки в пространстве и времени. Математика дает огромные возможности для развития мышления, логики и внимания.

Для успешного овладения знаниями по разделам формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) большая роль отводится дидактическим играм. Игра – ведущий вид деятельности детей, только в игре ребенок ненавязчиво усваивает и успешно закрепляет знания.

Каждая из игр по ФЭМП решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий по ФЭМП как одно из средств реализации программных задач, а также для индивидуальной работы по закреплению знаний детей во второй половине дня. Дидактические игры в структуре занятия по ФЭМП определяются возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия.

Предлагаю вашему вниманию авторские дидактические игры.

Игры с цифрами и числами

1. Дидактическая игра «Собери цветочки»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Оборудование: лепестки с примерами на состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10, серединки с цифрами 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям собрать красивые цветы. На столах раскладывает серединки цветов, карточки-лепестки раздаются детям. По сигналу дети должны найти нужную серединку и собрать цветок. Побеждает та команда, которая правильно и быстро соберет свою ромашку.

2. Дидактическая игра «Саночки»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить умение различать соседей числа.

Оборудование: карточкисаночки с числами, карточки с числами.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает отправиться на зимнюю прогулку на саночках. Дети по желанию выбирают себе любые карточки: кто с числами, кто с саночками. После этого воспитатель выстраивает детей в две шеренги: с саночками в одну, а с цифрами в другую. Обращает внимание, чтобы саночки поехали: нужно найти своего седока. Дети внимательно рассматривают свои карточки и ищут свою пару: ребенка с карточкой пропущенного числа. Нашедшие друг друга образуют саночки и ждут всех детей. Как только все встают парами, отправляются по группе на зимнюю прогулку, сделав кружок, раскладывают карточки снова на столе и игра продолжается

Игра может проводиться до трех раз.

3. Дидактическая игра «Угощение для белочки»

Возраст 5-6 лет

Цель:

закрепление прямого и обратного счета в пределах 10.

Оборудование: карточки в форме орехов и грибов с цифрами от 1 до 10, два шнурочка разноцветных, картинка или игрушка белочка.

Методика проведения:

Воспитатель загадывает загадку о белке:

С ветки на ветку

Могу я летать.

Рыженький хвост

Никому не поймать.

Некогда летом

В лесу мне играть

Надо грибы

Для зимы собирать.

(Белка)

Демонстрирует картинку или игрушку белки, просит помочь белочке: собрать орехи и грибы. Дает задание собрать орешки от одного до десяти, нанизав на шнурочек, а грибы от 10 до одного. Проверяет выполнение, просит ребенка назвать цифры в прямом и обратном порядке.

Усложнения:

Можно собирать четные числа и нечетные в прямом и обратном порядке.

4. Дидактическая игра «Соберем урожай»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить состав чисел 6,7,8.

Оборудование: три корзинки с ячейками, карточки морковка и капуста с примерами на состав чисел 6,7 и 8.

Методика проведения:

Воспитатель загадывает загадку об осени:

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек, я.

(Осень)

Проводит беседу о заботах колхозников на полях осенью.

Предлагает помочь собрать морковь и капусту, правильно разложив по корзинам.

Проверяет выполнение задания (можно для проверки предложить счетные палочки).

Усложнения:

Можно предложить детям соревнование: кто быстрей и правильно соберет урожай?

Играть можно индивидуально и по подгруппам.

Проверку может выполнять ребенок, хорошо усвоивший состав чисел.

5.

Дидактическая игра «Помощь бабе Федоре»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить умение сравнивать числа при помощи знаков больше, меньше и равно, различать цифры от 1 до 12.

Оборудование: картинка бабы Федоры, карточки с изображением посуды, небольшие белые листочки, скрепки, простые карандаши.

Методика проведения:

Воспитатель зачитывает отрывок из сказки К. И Чуковского «Федорино горе»:

«И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу! «

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит. «

— Ребята, из какой сказки посуда? Что случилось с ней? Кто ее обидел? Как можем помочь Федоре?

— Чтобы вернуть посуду, нужно правильно расставить знаки: больше, меньше или равно!

Предлагает детям внимательно рассмотреть карточку и выполнить задание.

6. Дидактическая игра «Рыбалка»

Возраст 5-6 лет

Цель:  познакомить и закрепить состав чисел 6, 7 и 8.

Оборудование: карточки рыбки с примерами на состав чисел 6,7 и 8; 3 ведерка с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям разложить улов рыбака по ведрам.

— Ребята, нужна ваша помощь — срочно необходимо накормить обитателей аквапарка: белый медведь съедает рыбу только 8 кг, тюлень — 6 кг, а дельфин — 7 кг. Ошибиться нельзя, будьте внимательны.

Дети выбирают карточку-рыбку и раскладывают в нужное ведро.

Воспитатель проверяет правильность выполнения. Можно выбрать капитана, который проверит все сложенные рыбки в ведре.

7. Дидактическая игра «Большая стирка»

Возраст 5-6 лет

Цель:  познакомить и закрепить состав чисел 8, 9 и 10.

Оборудование: карточки вещей с примерами на состав чисел 8,9 и 10; три стиральных машинки с ячейками.

Методика проведения:

Предложить детям разложить белье по стиральным машинам-автоматам.

— Ребята, близится праздник 8 марта, чтобы сделать маме подарок давайте поможем ей постирать белье.

8. Дидактическая игра «Помоги пчелкам попасть домой»

Возраст 5-6 лет

Цель:  познакомить и закрепить состав чисел 5,6,7 и 8.

Оборудование: карточки пчелок с примерами на состав чисел 5,6,7 и 8; три улика с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание на домики, прикрепленные на доске, уточняет, чьи они.

Создает проблемную ситуацию:

— Пчелкам нужно попасть домой, а они не могут этого сделать, потому что не знают, какой их домик.

Дети соглашаются помочь, выбирают карточку-пчелку и ставят ее в нужный улик.

Как только все дети справляются с заданием, воспитатель проверяет правильность выполнения задания и благодарит детей за помощь.

Усложнения:

Можно предложить детям соревнование: кто быстрей поможет пчелкам попасть домой.

Играть можно индивидуально и по подгруппам.

Проверку может выполнять ребенок, хорошо усвоивший состав чисел.

9. Дидактическая игра «Морское путешествие»

Возраст 5-6 лет

Цель:   закрепить умение решать примеры на + и – в пределах 6 — 11.

Оборудование: карточки лодочки с примерами на + и – в пределах от 6-11; четыре причала с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие, выбрав себе лодочку, и разойтись по группе. Дети выбирают карточку-лодочку, гуляют по группе, внимательно рассматривают ее, считают свой пример. По сигналу воспитателя «Швартуйся!»: дети выбирают нужный причал и причаливают свою лодочку.

Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

Игры с геометрическими фигурами

1.Дидактическая игра «Портрет»

Возраст 4- 5 лет

Цели:

* Учить детей видеть в схематичном изображении предметов знакомые образы.

* Закрепить умение различать понятия величины: большой, чуть меньше и самый маленький.

* Упражнять в умении различать геометрические фигуры.

* Развивать навык ориентировки на листе.

Оборудование: «волшебная коробка» с игрушками или картинками: зайчик, котик, птичка, снеговик; рамочки, наборы геометрических фигур круг, овал, треугольник разной величины: большой, чуть меньше и самый маленький.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание на «волшебную коробку».

— Сегодня к нам пришли гости, но чтобы их увидеть — нужно составить их портрет из геометрических фигур.

— Положите перед собой рамочку, слушайте внимательно:

— На середину нижнего края рамочки положите большой круг, сверху на него круг чуть меньше, на него два маленьких овала, справа от большого круга положите самый маленький круг.

— Кто получился?

— Молодцы, ребята, правильно угадали – это зайчик!

Воспитатель достает из коробки и показывает зайчика.

Дети убирают фигуры, игра продолжается.

Воспитатель дает указания детям, они раскладывают фигуры.

«Птичка» «Кошка»

Игру можно использовать для индивидуальной работы, как часть занятия для работы в подгруппах.

2.Дидактическая игра «Приключения колобка»

Возраст 4- 5 лет

Цели:

*Закрепить умение различать круглые формы в овощах, фруктах и ягодах.

* Упражнять в умении называть различать основные цвета.

* Развивать логическое мышление.

Оборудование: картинки — колобок и радуга, картинки овощей, фруктов и ягод по цветам радуги круглой формы.

Методика проведения:

Воспитатель:

— Сегодня к нам гости пришел сказочный герой: он круглый, от бабушки ушел. Кто это?

— Правильно, колобок!

Выставляет картинку колобка на доске.

infourok.ru

Дидактические игры по математике для дошкольников в детском саду

 

Дидактические игры по математике в детском саду: цели и задачи

Это важно знать

Дидактические игры своими руками для дошкольников

Дидактические игры по математике своими руками в картинках

Картотека дидактических игр по математике для дошкольников


 

Обучение ребенка математике – это долгий процесс, направленный на приложение огромных стараний не только наставником, но и учеником.

 

Дидактические игры по математике для дошкольников призваны разнообразить обучающий процесс, уничтожить строгий официоз, поднять степень результативности усвоения и понимания математических основ.

 

 

 

 

Дидактические игры по математике в детском саду: цели и задачи

 

Дидактические игры проводятся с целью повышения уровня информированности ребенка об окружающем мире. Они вырабатывают наблюдательность, учат фиксировать и находить отличия между предметами, сравнивая их по разным характеристикам. В ходе игрового процесса дети учатся находить элементарные причинно – следственные связи.

 

Дидактические игры по математике в ДОУ могут быть самыми разными, их выбор зависит от поставленной цели:

 

  1. Использование в играх цифр и чисел способствует ознакомлению с понятием счета, историей возникновения цифр, совершенствованию умений счета и сравнения.

 

Эти дидактические игры по математике для дошкольников содействуют:

 

  • совершенствованию навыка самостоятельно использовать однозначные числа;
  • воспитанию внимательности, памяти, мышления;
  • освоению способа распределения натуральных чисел, совершенствованию навыка счета.

 

  1. Игры, составленные с целью изучения времени приобщают ребят к знакомству с днями недели, названиями месяцев, учат запоминать их положение в календаре.

 

 

  1. Игры на развитие ориентации позволяют воспитанникам научиться фиксировать и излагать собственную позицию на местности, определять и называть местоположение какого-либо предмета относительно другого. При достигнутой воспитательной задаче дошкольники умеют применять слова для названия расположения предметов.

 

  1. Игры с фигурами применяют с целью укрепления знаний о форме разнообразных геометрических фигур, совершенствования навыка их поиска в располагающихся рядом вещах. Такие игры благоприятствуют воспитанию внимания и формированию творческой фантазии у дошкольников.

 

  1. Дидактические математические игры, развивающие логическое мышление, изначально предназначены для формирования компонентов научного мышления: высказывание суждений, приведение доводов, подведение итога. Также они помогают развивать креативность и нестандартное мышление.

 

 

 

 

Это важно знать

 

  1. Дидактические игры не должны проводиться длительное время. Для детей младшего возраста на них достаточно выделить 5 минут. Дидактические игры по математике в старшей группе могут длиться не более 15 минут. Превышение этого времени может привести к снижению активности и ослаблению познавательного интереса, что может негативно повлиять на результат.
  2. Если в игре принимает участие коллектив, нужно уделять внимание индивидуальным способностям каждого, и, если будет такая необходимость, оказывать помощь неуспевающим для благополучного исхода воспитательной проблемы.

 

 

 

 

Дидактические игры своими руками для дошкольников

 

С целью роста познавательного интереса воспитываемых педагоги должны стараться разнообразить ход учения. Для этого многие вырабатывают и производят собственные обучающие тренинги. В изготовлении наглядности может пригодиться все, что находится под рукой, основное условие – безвредность для воспитанников детского сада.

 

Материалы для создания дидактических игр могут быть следующими:

 

  • подручные материалы – ткань, пряжа, пуговицы;
  • природное сырье – листья, цветы, трава, шишки;
  • канцелярия – клей, гуашь, цветная бумага, картон;
  • воображение – самая главная составляющая.

 

 

 

 

Дидактические игры по математике своими руками в картинках

 

Сделать дидактические игры своими руками совсем не сложно. Вот примеры таких математических игр.

 


 

 

 

Картотека дидактических игр по математике для дошкольников

  

«Опиши узор»

 

Цель: тренировка ориентирования в пространстве, совершенствование коммуникативных навыков.

Ход игры. У каждого дошкольника рисунок с изображением ковра. Воспитанникам требуется описать положение частей узора на рисунке: с левой стороны, с правой, вверху или внизу.

 

 

«Реши пример»

 

Цель: тренировка выполнения действий сложения и вычитания в пределах десяти.

Ход игры. Воспитатель кидает мячик дошкольнику и называет пример. Воспитанник, поймав его, отвечает и возвращает мячик. Далее педагог кидает мячик следующему.

 

 

«Найди ошибку»

 

Цель: анализ геометрических фигур, сравнение и нахождение лишнего.

Ход игры. Дошкольнику предлагается проанализировать ряды геометрических фигур и указать на ошибку, предложив вариант исправления с пояснением. Ошибкой может быть круг в ряду квадратов, или фигура красного цвета среди желтых.

 

 

«Покажи»

 

Цель: совершенствование умения узнавать геометрическую фигуру по заданному критерию.

Ход игры. Перед дошкольником разложены в случайном порядке несколько фигур, различающихся цветом, формой и величиной. Педагог предлагает определить фигуру по названному критерию: маленький квадрат, большой красный круг и т.д.

 

 

«Одно свойство»

 

Цель: закрепление знаний о свойствах геометрических фигур, развитие умения характеризовать и выделять фигуры по их признакам.

Ход игры: играющим необходимо предоставить по одинаковому комплекту геометрических фигур. Один из играющих выкладывает на стол одну из них. Задача второго выбрать из своего комплекта фигуру, отличающуюся от выложенной предыдущим игроком только одним каким-либо признаком. Например, если первая выложенная фигура – большой красный круг, то следующей можно выкладывать большой красный квадрат или большой синий круг, или маленький красный круг. Игру следует строить по принципу игры в домино.

 

 

«Кто соседи»

 

Цель: совершенствование умения называть соседей числа.

Ход игры. Участники становятся в круг. Воспитатель кидает мяч и называет случайное число. Ребенок, поймав мяч, называет соседей этого числа. После этого мяч бросается следующему участнику.

 

 

«Соберем урожай»

 

Цель: тренировка навыка сравнения предметов по размеру.

Ход игры. Педагог советует детям собрать урожай в разные корзины – в одну корзину большие овощи и фрукты, в другую – маленькие.

 

 

«Магазин и геометрия»

 

Цель: тренировка в распознавании основных геометрических фигур, совершенствование коммуникативных качеств.

Ход игры. На столе располагаются предметы различной формы, выставленные на «продажу». Каждый воспитанник – покупатель получает карточку – чек, на которой нарисована фигура: круг, треугольник, квадрат или прямоугольник. Он может приобрести любую вещь при условии, что форма товара соответствует рисунку на карточке. Безошибочно сделав выбор и доказав его ребенок получает покупку.

 


  

Дидактические игры по математике

 

 

 

Презентация дидактических игр по математике

 

www.rastut-goda.ru

Картотека по математике по теме: Картотека подвижных игр с математическим содержанием.

Картотека подвижных игр с математическим содержанием.

                   «Путешествие»

                    Цель: учить ориентироваться в пространстве.

                  Содержание. В.обозначает направление на полу

                групповой комнаты стрелками разного цвета, а

                ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда

                указывает красная стрелка, потом поверни

               туда, куда указывает синяя, затем пройди три

              шага и там ищи». Задания могут быть любые

               как одному ребенку, так и всей группе детей.

                         «Найди пару»

          Цель: закрепить знание геометрических

          фигур, учить объединять их по

           существенным признакам.

            Содержание.

          Дети с фигурами ходят по группе

          по команде воспитателя ищут

           пару по цвету, по форме

           или по размеру.

                     «Неделя, стройся»

                        Цель: закрепить последовательность

                         дней недели.

                        Содержание.

                        Детям раздают ободки, на

                         которых разное количество кругов

                         (количество кругов соответствует

                       порядковому номеру дня недели).

                           По команде воспитателя дети

                                Должны занять свое место

                               и назвать день недели.

                             «Обруч»

                 Цель:  закреплять умение классифицировать

                 предметы по 2-4 свойствам.

                  Содержание. Воспитатель предлагает новую

                      ситуацию в игре с тремя обручами.

                    Устанавливается правило игры, например

                  фигуры, разложить так, чтобы внутри

               красного обруча оказались все красные.

                  Внутри зеленого все треугольники,

                           внутри черного — все большие.

                          Игру с тремя обручами можно

                       повторять много раз, меняя

                          правила игры.

                                     «Живые числа»

                                  Цель: упражнять в прямом и

                                обратном счете в пределах 10.

                               Материал. Карточки с нарисованными на

                                них кружочками от 1 до 10.

                                Содержание. Дети получают карточки.

                                  Выбирается водящий. Дети ходят по

                                   комнате. По сигналу водящего: «Числа!

                                   Встаньте по порядку!»- они строятся в

                              шеренгу и называют свое число».

                                 Водящий проверяет, все ли встали

                                    на свои места. Затем дети меняются

                                 карточками. Игра продолжается.

         

                         «Найди по звуку»

                       Цель: учить ориентироваться в пространстве.

                      Содержание.

                       Ребенок ищет спрятанный воспитателем

                       Предмет. При приближении к предмету

                       музыка усиливается, при отдалении

                       звучит тише.

                             «Встань на свое место»

        Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

          Материал. Два набора карточек из картона с

           нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

        Содержание. Играющие становятся в ряд, руки

         за спиной, перед ними 10 стульев. Воспитатель

         раздает всем карточки. Дети пересчитывают

         пуговицы, запоминают их число. По сигналу:

       «Числа встаньте по порядку», каждый из

         играющих становится за стульчиком,

       порядковый номер которого соответствует

        числу пуговиц на его карточке.

             «Пошли, пошли»

              Цель: развивать умение ориентироваться

            в пространстве.

              Содержание.

            Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и двигаются

            по указанному воспитателем направлению:

            вправо, влево, вверх, вниз, в центр, из центра.

           

   

              «Кто какого роста?»

         Цель: установление отношений между величинами.

        Содержание. Воспитатель вызывает  детей разного роста и

    предлагает им встать по росту за ребенком самого

    низкого роста. Когда дети построятся, задает

  вопросы: «Кто из детей самого низкого роста?

  Каких детей он ниже? Кто самого высокого роста?

 Каких детей он выше? Сравнивает рост детей,

 стоящих рядом. Кто выше, Коля или Лена? Лена или Вера?» Затем предлагает решить задачи.

В старшую группу ходят Юля, Боря, и Маша.

 Юля выше ростом. Бори. А Боря — выше Маши.

Кто из этих ребят самого высокого роста? Самого низкого?

 Почему вы так думаете?

             «Составь число»

      Цель: закрепить знание состава чисел из двух меньших.

      Материал. Набор карточек с числами.

      Содержание.  Ведущий держит  карточку с любым

    числом, например, 8. Дети должны встать в пары так,

     чтобы числа на их    карточках вместе

    составляли число 8.

    «Классики»

Цель: закрепить знание цифр.

Содержание.

Дети выбирают себе камешек и бросают его

последовательно на клетки классиков,

обозначенные цифрами. Каждый раз нужно

прыгать по клеткам от цифры 1 до 10.

 При промахе ход переходит к следующему

игроку. Выигрывает тот, кто первым дойдет

 до цифры 10.  

           

           «В лесу»

         Цель: учить решать примеры на сложение и

          вычитание в пределах 10.

          Содержание.

         Дети отправляются в «лес» (ходят по группе)

        и собирают грибы,     ягоды, цветы    с

        примером, ответ которого совпадает с  числом,

       указанным воспитателем.

nsportal.ru

Занимательная математика для дошкольников

Содержание:
15619 (52 за неделю) / 20.09.16 09:00 /

Любопытно, что занимательная математика для дошкольников интересует не только малышей, но порой увлекает и взрослых. Познавательные и одновременно интересные задачки развивают у детей логическое мышление, закладывают в детские головы основные математические понятия, а это чрезвычайно полезно в плане подготовки к школе.

 

Что входит в понятие «занимательная математика»?

Неожиданные сопоставления чисел и предметов, хитрые головоломки, ребусы, нестандартные решения тривиальных задач способны вызвать у ребёнка интерес к математической науке. Но нужно правильно донести базовые математические закономерности и принципы до детского сознания.
У дошкольников увлекательные и интересные занятия занимательной математикой проходят в форме дидактических игр. Знакомство с математикой у малышей начинается с освоения вначале цифр, а потом чисел – базы, которую необходимо заложить ещё до школы. Ведь чтобы ребёнок успевал за современной школьной программой, он уже должен иметь элементарные представления о математике. В рамках урока учитель не имеет возможности, учитывая скорость освоения материала и умственные способности каждого ученика, объяснять ему базовые понятия. Поэтому со стороны родителей необходима соответствующая помощь как в дошкольный период, так и в начальных классах.
Познакомить с арифметикой ребёнка нужно уже в 4-летнем возрасте, поэтому самая первая математика должна появиться дома. Малыш должен понять, что количество предметов обозначается числом, что их можно посчитать. Также родителям следует познакомить в игровой форме малыша с простейшими геометрическими фигурами, уча угадывать эти фигуры в окружающих предметах и сравнивать их с предметами (мячами, кубиками, пирамидками).
Постепенно ребёнок начинает делать простейшие вычисления с одинаковыми предметами. Под руководством взрослых в игровой форме он должен научиться сначала складывать и вычитать, потом умножать и делить, осваивает понятия размеров (длина, ширина, высота).
Если необходимые знания поступают дошкольникам в форме познавательной продуманной игры, то и математика становится для них увлекательной и интересной. При решении логических задачек они с интересом ожидают таящейся в описании условий задачи «закавыки», и поиск таких подвохов начинает их захватывать.

Математические игры

Таковыми называются игры, моделирующие математические закономерности, отношения и построения. Обычно чтобы найти решение, требуется предварительно проанализировать условия, вспомнить правила. Ход решения требует применения умозаключений и методов, присущих математике.

«Цепочка примеров»

Эта игра подходит для индивидуальной работы с 6-7-летними детьми, которые уже хорошо усвоили базовый уровень элементарной арифметики. Цель заключается в упражнениях дошкольников в арифметических действиях.

  1. В ходе игры две группы участников садятся напротив друг друга на стулья.
  2. Первый малыш с мячом в руках объявляет простую задачу, например, 2+1, после чего бросает мяч кому-то из соперничающей группы.
  3. Новый обладатель мяча должен дать ответ и бросить мяч команде соперников
  4. Поймавший мяч должен придумать новый пример, где участвует ответ из первого примера и т. д.
  5. Если кто-то даст неверное решение, задаст нерешаемый пример или дающий в результате не целое число, то он выбывает из игры. Побеждает та группа, где «уцелело» больше участников.

«Отгадай число»

Эта игра для старших дошкольников ставит целью закрепить их способности сравнивать числа.

  1. Ребёнок по заданию ведущего быстро должен назвать число или числа меньше 6, но больше 4; больше 7, но меньше 9 и т. д.
  2. Если ребёнок справился, то получает флажок.
  3. Если детей разделить на две группы, то можно проигравшего исключать из игры.

Обе приведённые игры имеют простую задачу – участники должны осуществить математическую операцию или назвать число, основываясь на знании последовательности чисел и отношении между ними. Интереса и занимательности играм добавляет бросание мяча, приёмы стимулирования работы мозга, игровая постановка цели.

5 Развитие мышления у детей дошкольного возраста Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Дети иначе, чем взрослые, воспринимают окружающую действительность, но с возрастом мы, родители, об этом забываем. Чтобы разобраться в этом вопросе, н …

Логические игры

В математические игры входят также логические упражнения и задачи, направленные на тренировку мыслительного процесса путём выполнения логических операций.

«Только одно свойство»

Материалом этой игры для старших школьников служат геометрические фигуры (треугольники, круги, прямоугольники и квадраты) двух размеров и четырёх цветов. Набор этих фигур нужно изготовить заблаговременно. То есть, на каждого участника игры должно приходиться по 64 фигуры разных цветов и размеров. Целью игры является закрепление у дошкольников знаний о свойствах геометрических фигур, развития способности моментально отыскать необходимую фигуру и дать ей характеристику.

  1. Например, у двух участников игры имеется полный комплект вышеупомянутых фигур.
  2. Первый участник кладёт любую фигуру на стол. Второй участник должен выложить на свою половину стола фигуру, которая отличается от первой лишь одним каким-нибудь признаком. Например, если первый игрок выложил маленький красный квадрат, то второй может предложить большой красный квадрат или маленький красный круг и далее по такому же алгоритму.
  3. Ошибкой будет считаться то, если второй участник выложит либо точно такую же фигуру, либо отличающуюся двумя или всеми тремя признаками. В таком случае игрок лишается этой фигуры.
  4. Проигрывает тот игрок, который первым лишится всех фигур, но можно придумать и другие варианты исхода игры.

Эта игра напоминает принцип домино. Процесс игры требует быстрой ориентации участников в формах, цветах и размерах фигур, что помогает развиваться обоснованности действий, мышлению и развитию логики.

Дидактические игры

Занимательными могут быть и разные дидактические игры, форма и содержание которых выглядят занимательно. Эти игры предназначены для развития у разновозрастных дошкольников пространственных представлений, логического мышления, позволяют упражняться им в вычислениях и счёте.

«Числовой ряд»

Целью этой игры для ребят старшего дошкольного возраста является закрепление запоминания последовательности ряда натуральных чисел.

  1. В игре принимают участие двое детей, которые сидят за одним столом и перед собой раскладывают вниз лицевой стороной карточки с числами от единицы до десяти.
  2. Каждому ребёнку при этом достаётся большее количество карточек (например, 13), поскольку на некоторых из них цифры повторяются.
  3. Каждый игрок по очереди должен брать карточку, открывать её и класть перед собой.
  4. Когда открывается следующая карточка, то игрок смотрит на указанное на ней число: если оно оказалось меньше, чем число на первой карточке, то он кладёт вторую карточку слева от первой, а если больше – то справа.
  5. Если же откроется карточка с числом-дубликатом, то он кладёт её на прежнее место, а ход переходит к соседу.
  6. Выигрыш за тем участником, который первым составил свой ряд.

Игры на смекалку

«Назови число»

Это занятие призвано упражнять умение дошкольников делать устные вычисления. Старший ребёнок или взрослый в ходе игры говорит: «Задумай число, которое я попытаюсь разгадать. Прибавь 6 к задуманному числу, затем отними 2 от суммы, потом также отними задуманное число, а к остатку прибавь единицу. Должно получиться 5, правильно?». Эта загадка на смекалку, ведь задуманное число в ней роли не играет, но здесь важно уметь вычислять устно, чтобы не запутаться.
При решении логических задачек специальной математической подготовки не требуется, здесь нужны лишь сообразительность и находчивость.

6 3 Опыты с водой для дошкольников Опыты с водой для дошкольников

Детей всегда привлекают различные опыты и эксперименты, любят они и повозиться с водой. Можно эти занятия совместить, в результате чего получится инте …

«Сколько конфет взять?»

Целью данной игры является научить детей соотносить с результатом условия задачи. Нужно в начале игры сформулировать условия задачи: «В непрозрачном пакете находятся два сорта конфет. Какое наименьшее число конфет нужно вытащить из пакета наугад, чтобы среди них обязательно оказались две конфеты одного вида. Путём логического размышления ребёнок должен найти правильный ответ (минимум три).
Аналогичное решение имеет задача про яблоки: «В блюде было три яблока. Мама угостила яблоками трёх детей, дав каждому по яблоку. При этом одно яблоко осталось в блюде. Как так получилось?». Для того чтобы найти ответ, решающий задачку, ребёнок должен использовать размышления и соотнести условия с результатом. Тогда он поймёт, что один из детей взял яблоко вместе с блюдом.
С помощью занимательной математики у дошкольников должны закрепляться первые математические знания, навыки счёта по порядку и количеству. Здесь дети учатся делать первые вычисления, используя операции вычитания и сложения. Но и увлекательной математикой не следует заниматься долее 15 минут в день. При этом учиться счёту можно не только сидя за столом, но даже и во время прогулки: можно, например, пересчитывать ступеньки лестницы, детей, играющих во дворе, а за обедом можно посчитать число пирожков в вазе.

Занимательные игры на развитие памяти

Занимательная игра на развитие памяти «Фотография».

На стол раскладываются различные геометрические фигуры и малышу предлагается выполнить интересное задание. Ребёнок смотрит на расположение фигур секунд 10, а затем отворачивается. Расположение фигур на поверхности меняется. Малыш должен восстановить предыдущее расположение фигур.

Игра «Лапки, рожки, хвост».

Сколько лапок и ножек у божьей коровки? А у лягушки? А сколько всего лапок у божьей коровки и у лягушки?

Сколько всего крылышек у бабочек на рисунке?

В лесу живёт три зайчонка. Посчитай, сколько всего у них лап? А хвостиков? А ушей?

 

Занимательные задачки на внимательность и логику

  1. На столе горело 5 свечей, 2 свечи погасло. Сколько свечей осталось?
  2. У дуба выросло 4 толстые ветки, на каждой толстой ветке выросло ещё по 2 тонкие ветки. На каждой тонкой ветке висит по одному яблоку. Сколько всего яблок висит на дубе?
  3. В пакете находится 4 яблока. Как раздать эти яблоки четырём девочкам, чтобы в пакете осталось одно яблоко?
  4. Если взять лист бумаги, сложить пополам и разрезать, как показано на рисунке, сколько листочков бумаги получится?
  5. Сколько концов у трёх палок? А у трех с половиной палок?

У Лены было 3 ленты. Одну из них она разрезала пополам. Сколько лент стало у Лены?

Занимательные задачки на воображение и логику

1. Это длинный фрукт. Когда он не спелый, он ещё зелёный. Когда ты хочешь его съесть, ты должен снять с него шкурку. Назови его.

2. Он маленький, красненький и внутри него есть косточка. Это ягода или фрукт?

3. Он не круглый и не гладкий, но очень вкусный и сладкий. Что это?

2 Пальчиковая гимнастика для дошкольников Пальчиковая гимнастика для дошкольников

Учёные давно установили тесную связь между общей двигательной системой человека и речевой функцией. В частности, существует связь между речевым центро …

4. Посмотри внимательно на картинку и найди на ней фрукты и овощи. Назови их.

5. Найди на картинке животных и насекомых. Назови их.


Занимательные считалки

1. Найди правильные соответствия между числами и картинками.

2. Найди правильные соответствия между числами и картинками.

3. На какой строке нарисовано 8 карандашей?

4. На какой строке нарисовано 5 муравьев?

4. На какой строке нарисовано 4 бабочки?

 

Оцените статью!
13 1

Вы можете оставить здесь свой комментарий.

blogs.bebeshka.info

IQsha.ru — занятия и игры по математике для дошкольников. Онлайн обучение

IQsha Регистрация Забыли пароль? Тренировки Упражнения Награды Отчеты Оплата
  • Главная
  • Упражнения
  • Математика
  • Сложение в пределах 5
  • Вычитание в пределах 5
  • Учимся решать задачи (до 10)
  • Количество и счет
  • Вычитание в пределах 5
  • Сложение в пределах 5
  • Вычитание в пределах 5
  • Сложение в пределах 10 — I ступень
  • Вычитание в пределах 10 — I ступень
  • Сравнение чисел в картинках до 10
  • Учимся решать задачи (до 10)
  • Сложение в пределах 10 — I ступень
  • Вычитание в пределах 10 — I ступень
  • Сложение в пределах 10 — II ступень

iqsha.ru

Математические игры и другие игры для дошкольников

Рада приветствовать вас на математических страничках моего блога!

Я создала этот раздел для родителей, вернее для необычных родителей, которые хотят:

  • играть с ребенком в развивающие игры, а не выступать в роли строгого учителя;
  • читать сказки и энциклопедии, а не включать малышу мультики;
  • учиться вместе новому, а не ругать современное образование.

Если вышесказанное про вас, то давайте знакомиться. Меня зовут Несютина Ксения.
В-первую очередь, я мама, поэтому мне интересно все, что связано с детьми, особенно с их обучением и развитием. Во-вторых, я программист и математика для меня − неотъемлемая часть профессии. В-третьих, будучи блогером со стажем, я с удовольствием делюсь с другими наблюдениями и выводами, почерпнутыми из собственного жизненного опыта.

Я люблю математику, почти так же как шоколад =)) Это началось с детства: может с 3-4 лет. Наверное, когда я еще и самого слова “математика” не знала. Мы жили в селе и добираться до детского сада приходилось больше часа, в переполненном автобусе. Моя мама нашла замечательный способ сократить это расстояние: мне казалось, что мы доезжаем за 5-10 минут. А все благодаря небольшой коричневой книжечке с математическими задачками. Я очень хорошо помнила ее обложку и задачки. А вот название забыла, а может и не знал никогда — ведь я тогда не умела читать.

Недавно все же я нашла ее в одной интернет библиотеки и теперь могу сказать “Игровые занимательные задачи для дошкольников”.

Тогда моими любимыми задачами были “магические квадраты”, но не с числами, а с фигурками человечков, котиков, шариков. Надо было догадаться, какой котик должен быть в нижней правой клетке, так чтобы форма его головы, туловища, усов, ушек и хвоста не повторялась.

До сих пор помню, как я напряженно думала одну минуты, две минуты, три… пять, а потом быстро выпаливала ответ, чтобы не забыть! И самым незабываемым был не тот момент, когда мама улыбалась и одобрительно кивала головой, а тот, когда получалось ухватить правильную логическую цепочку «за хвост»!

Потом была школа. Помню, как у старшего брата я брала какие-то задачники и пыталась решать квадратные уравнения и неравенства (учась в начальных классах). Я не знала алгоритмов или формул, мне хотелось опять почувствовать “момент напряжения извилин”.

Однажды я сама прочитала об отрицательных числах и квадратных уравнениях в математическом справочнике. Это была чистой воды магия: я никак не могла понять, как извлекать квадратный корень. Поэтому пыталась нарисовать квадратную табличку, так чтобы строк было столько же сколько столбцов. Затем я начинала ее заполнять точками и считать сколько получается. Ох, таблицу квадратов до 25 я вывела почти сама, изрисовав не одну тетрадку

Суммируя свой собственный подход к многотрудному делу развития и воспитания детей, я пришла вот к таким выводам:

  • Математика не просто сухие цифры и строгие формулы, это ключ к логическому мышлению, сообразительности и острому уму.
  • Математика не какая-то далекая от нас наука. Она порой гораздо ближе, чем география, биология или даже родной язык;
  • Математика для дошколят должна быть осязаемой, они приемлют только игры и наглядные задания;
  • Оказывается с дошкольниками можно изучать даже те разделы математики, которые “проходят” в школе . Парадоксально, но это факт!
  • Родители тоже обязаны полюбить математику. Поверьте, если у вас есть счеты с этим предметом со школьных времен, оставьте их в прошлом. Скорее всего, это лишь претензии к учителям или системе образования.

Рада знакомству и вперед к веселым играм!

ideas4parents.ru

Математика для дошкольников: примеры, лучшие задания

Рейтинг: 5/5 (1)

Начинать познавать основы математики дома – это залог дальнейшей удачной учебы ребенка. Прейдя в первый класс, он или она уже будут знакомы с основами и с легкостью освоят более глубокие знания. Сегодня мы поговорим о том, какие задания по математике подойдут для дошкольников, и как родителям правильно организовать это познавательное время.

Как организовать занятие

Почему необходима такая подготовка? Родителям важно подготовить познавательный процесс таким образом, чтобы у ребенка появился интерес к новым знаниям, и в дальнейшем этот интерес мог бы развиваться и возрастать. Ведь так часто бывает, что малыш загорелся чем-то в начале, а постепенно интерес к игре или какому-нибудь процессу пропадает. Итак, как же нужно подготовиться?

  • Каждый ребенок индивидуален, поэтому нужно учитывать, на каком этапе развития он находится, и подбирать соответствующие упражнения.
  • Помните о том, что удержать внимание на протяжении 50 минут многим ребятам трудно, поэтому подбирая программу, учитывайте этот фактор. Также не нужно заставлять ребенка продолжать обучение, если он устал, иначе у него может пропасть интерес к дальнейшим занятиям.
  • Обязательно подбирайте программу обучения с учетом интересов вашего малыша.
  • Очень важно дать дошкольнику подумать, а не сразу давать правильный ответ. Если вы будете злоупотреблять подсказками, ребенок не будет стремиться мыслить. Предложите ему или ей посмотреть на задачу с разных сторон, предложить варианты решений. Ребенок не должен бояться ошибиться, поэтому не ругайте его за неправильные ответы, а поощряйте и предлагайте еще раз хорошо подумать.

  • Старайтесь каждое занятие разнообразить чем-то интересным, используйте различные игры по математике для дошкольников, это очень нравится детям. Еще можно применять картинки, интересные и развивающие видео и другие различные наглядные средства информации.
  • Если вы видите, что малыш уже достаточно хорошо знает определенный уровень, усложняйте задания, должно происходить постепенное развитие.
  • Не разрывайте знания и жизнь, малыш должен понять, что все, что вы ему предлагаете, пригодится ему, ведь этими знаниями мы пользуемся каждый день. Можно даже выбирать соответствующие задачи и упражнения.
  • Прививайте своему крохе такое качество как самостоятельность. Пусть он попробует сам разобраться с условием и возможным решением.
  • Поддерживайте и хвалите. Это так необходимо, ведь каждому приятно, когда его хвалят, особенно детям.

Виды занятий по математике

Сегодня можно найти огромное разнообразие занятий, которые помогут ребенку освоить такую интересную и нужную науку. Это задачи для дошкольников по математике, различные игры, веселые головоломки, упражнения с фигурами и счетом. Все это должно способствовать:

  • Pазвитию быстрой реакции;
  • Aормированию логического мышления;
  • Aормированию у ребенка нестандартных решений и находчивости;
  • Pазвитию воображения.

И конечно, не стоит забывать, что подбирать упражнения нужно, исходя из уровня развития вашего малыша.

Математические игры

Математические игры должны быть составлены таким образом, чтобы дошкольник мог учиться анализировать то, что ему предложено в условии, и логически мыслить.
Предлагаем вашему вниманию примеры нескольких очень простых, но действенных упражнений по математике для дошкольников.

  • «Определить последовательность чисел». Для этого понадобятся небольшие карточки с цифрами от 1 до 10. Их просто нужно перемешать, разложить и предложить ребенку, чтобы он по порядку сложил предложенные числа.
  • «Сосчитать предметы». Малышу предлагаются карточки, на которых изображены животные и другие предметы в разном количестве и рядом предложены несколько цифр. Ему или ей необходимо сосчитать, сколько чего нарисовано, и обвести правильную цифру. Такие задания развивают еще и внимание

  • Есть еще одна очень интересная игра. Ребенку предлагаются картинки, на которых нарисованы «божьи коровки», которые потеряли свои пятнышки. Рядом с каждой картинкой написано число, это количество пятнышек, которые необходимо дорисовать на спинке насекомого. Малышу можно предложить разноцветные карандаши, ручки или фломастеры и познание основ математики превратится в очень интересное занятие. Вместо «божьих коровок» можно использовать другие картинки, которые необходимо дополнить какими-то элементами.

Для дошкольников постарше можно использовать следующие варианты заданий.

  • «Сравнения». Будущему первокласснику предлагаются два числа, и он должен их сравнить (что больше, а что меньше).
  • «Примеры». Ребенку выдаются бланки, на которых нарисованы различные предметы и соответствующие примеры. Он должен найти правильный пример к каждой картинке.

Задания на смекалку

Такие упражнения предлагают детям старшего дошкольного возраста и наиболее распространенными считаются задачи с геометрическими фигурами. Ребенку предлагаются фигуры, сложенные из специальных палочек и он должен преобразовать их в другие геометрические формы.

Можно использовать следующие задачи
  • «Складывание предметов по картинке». Дошкольнику выдаются палочки и специальные бланки, на которых нарисованы различные предметы, например дом, флаг, звезда и др. Ориентируясь по этим картинкам, он должен собрать из палочек соответствующие фигуры.

  • «Преобразования». Такая задачка заключается в том, чтобы предложить ребенку определенную фигуру из палочек, и он должен из нее получить другую фигуру или предмет, путем удаления палочек или перемены их мест.

  • «Сосчитать фигуры». Дошкольнику предлагается изображение со сложными фигурами и ему необходимо определить, сколько на картинке треугольников, кругов или других форм, из которых состоит предложенный вариант.

Развлекательные упражнения

  • Занятия такого рода отлично подойдут для разминки, т.е. перед началом занятия. Такая умственная гимнастика подготавливает ребенка к предстоящей работе и заинтересовывает. Можно использовать математические загадки, задачи-шутки или интересные и веселые вопросы.

Полезная информация

  • Подбирайте красочный и необычный материал, который бы заинтересовал внимание вашего крохи.
  • Поощряйте своих крох за правильные ответы и не ругайте за неправильные. Без ошибок не бывает крупных побед.
  • Старайтесь, чтобы ребенок сам попытался найти ответ, он должен научиться мыслить.
  • Активно участвуйте вместе с ним в этом увлекательном процессе познания, обговаривайте каждый пройденный урок и будьте внимательны к тому, что вашему гению наиболее интересно.

Занимательная математика для дошкольников – видео

Предлагаем вашему вниманию интересное видео, в котором представлены задания по математике для дошкольников, в возрасте 5, 6, 7 лет. Такие задания помогут не только научиться счету, но ребенок также сможет познакомиться с основными фигурами и цветами.

Дополнительная информация

Существует огромное количество различных программ, благодаря которым малыш может с легкостью научиться считать и логически мыслить.

  • Ментальная математика считается прогрессирующей методикой обучения, с которой знакомы уже достаточно много детей, поэтому мы предлагаем вам также ознакомиться с такой интересной информацией.
  • Любознательные родители могут также узнать о том, что должен уметь ребенок в 5-6 лет и проанализировать, что получается у вашего крохи, а чему нужно уделить больше внимания.

А как у вашего малыша обстоят дела с математикой? Какие методики изучения вы использовали. Делитесь своими историями в комментариях и пишите советы, которые могли бы помочь другим мамам правильно организовать процесс познания своему ребенку. И обязательно оставляйте ваши отзывы о полученной информации.

www.beremennost-po-nedeliam.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *