Имя прилагательное изменяется по родам числам и падежам – Род, число, падеж прилагательных / Имя прилагательное / Морфология и морфологический разбор / Справочник по русскому языку для начальной школы
Род, число, падеж прилагательных / Имя прилагательное / Морфология и морфологический разбор / Справочник по русскому языку для начальной школы
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Морфология и морфологический разбор
- Имя прилагательное
- Род, число, падеж прилагательных
Прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.А это означает, что все морфологические признаки прилагательного определяются по существительному, от которого оно зависит.
Таким образом, имена прилагательные могут быть трех родов:
Мужской род — вопрос (какой?), окончания: -ый, -ий, -ой. Например, океан (какой?) глубокий
Женский род — вопрос (какая?), окончания: -ая, -яя. Например, река (какая?) глубокая
Средний род — вопрос (какое?), окончания: -ое, -ее
Имена прилагательные могут стоять в единственном и множественном числе. Это зависит от числа существительного, с которым свзано это прилагательное.
В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам:
Мужской род, единственное число: | Женский род, единственное число | Средний род, единственное число |
---|---|---|
И. п. (какой?) вкусный апельсин | И. п. (какая?) вкусная ягодка | И. п. (какое?) вкусное мороженое |
Р. п. (какого?) вкусного апельсина | Р. п. (какой?) вкусной ягодки | Р. п. (какого?) вкусного мороженого |
Д. п. (какому?) вкусному апельсину | Д. п. (какой?) вкусной ягодке | Д. п. (какому?) вкусному мороженому |
В. п. (какой?) вкусный апельсин | В. п. (какую?) вкусную ягодку | В. п. (какое?) вкусное мороженое |
Т. п. (каким?) вкусным апельсином | Т. п. (какой?) вкусной ягодкой | Т. п. (каким?) вкусным мороженым |
П. п. (о каком?) о вкусном апельсине | П. п. (о какой?) о вкусной ягодке | П. п. (о каком?) о вкусном мороженом |
! В винительном падеже имя прилагательное, относящееся к одушевлённому имени существительному, будет отвечать на вопрос
! В творительном падеже у прилагательных женского рода могут быть вариантные окончания -ою, -юю. Они используются в книжной речи, в стихотворениях:
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
И. Бунин
Во множественном числе род имен прилагательных не выражен, но по падежам они изменяются, как и существительное.
Например:
ягодки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — ягодками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)
яблочки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — яблочками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)
Изменение прилагательных во множественном числе по падежам:
И. п. (какие?)
жёлтые, весенние (цветы)Р. п. (каких?) жёлтых, весенних (цветов)
Д. п. (каким?) жёлтым, весенним (цветам)
В. п. (какие?) жёлтые, весенние (цветы)
Т. п. (какими?) жёлтыми, весенними (цветами)
П. п. (о каких?) о жёлтых, о весенних (цветах)
Род, падеж и число имен прилагательных определяется по роду, падежу и числу существительного, с которым оно связано по смыслу. Для этого надо:
- Найти в предложении имя существительное, с которым связано имя прилагательное (от которого оно зависит).
- Определить род, падеж, число этого существительного.
- Такой же род, падеж и число у имени прилагательного.
Например:
На болотах поспела душистая клюква.
клюква (какая?) душистая
клюква — ед. ч., Ж. р., И. п., значит, душистая — ед. ч., Ж. р. И. п.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Полные и краткие формы имён прилагательных
Разряды имён прилагательных
Степени сравнения имён прилагательных
Морфологический разбор имени прилагательного
Части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
Частица
Союз
Предлог
Морфология и морфологический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 159, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 160, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 182, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 90, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 91, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 93, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 94, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 98, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 99, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 104, Полякова, Учебник, 2 часть
3 класс
Упражнение 132, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 146, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 6, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 45, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 104, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 111, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 187, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
Упражнение 201, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
Упражнение 204, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
Упражнение 39, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
4 класс
Упражнение 36, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 37, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 48, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 53, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 258, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 21, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 29, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 53, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 74, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 93, Полякова, Учебник, 2 часть
5 класс
Упражнение 106, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 110, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 119, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 322, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 363, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 366, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
6 класс
Упражнение 318, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 619, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
7 класс
Упражнение 76, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 79, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 85, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 99, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 104, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 109, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 114, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 221, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 248, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 296, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
8 класс
Упражнение 244, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
© 2019 — budu5.com, Буду отличником!
budu5.com
Методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме: Разработка урока «Имя прилагательное. Изменение по родам, числам и падежам»
Конспект урока по русскому языку
3 класс по программе «Начальная школа 21 века»
Тема: «Имя прилагательное. Изменение по родам, числам и падежам».
Цель: Показать изменение имён прилагательных по родам, числами падежам.
Задачи:
Обучающие:
- Создать условия для решения проблемных задач.
- Формировать умение анализировать, сопоставлять, рассуждать.
Развивающие:
- Развивать память, самооценку, внимание
Воспитательные:
- Воспитывать интерес, любовь и уважение к родному языку.
- Воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие.
Оборудование: презентация к уроку, проектор, интерактивная доска, спокойная музыка, сигнальные карточки, ёжик настроения с яблоками и грушами.
Диск «Наставник. Русский язык».
Ход урока.
1. Организационный момент урока. Настрой на работу. Упражнение, успокаивающее дыхание.
вдох | выдох | пауза |
4 с | 4 с | 2 с |
4 с | 5 с | 2 с |
4 с | 6 с | 2 с |
Минутка «вхождения» — получить положительные эмоции и жизненную силу. ( Взяться за руки, улыбнуться друг другу, сказать добрые слова соседу по парте и пожелать удачи на уроке).
2. Объявление темы урока.
Давайте подготовим руку к письму. (Поочерёдное касание с лёгким надавливанием подушкой каждого пальчика руки о большой палец).
Запись в тетрадях: число, классная работа.
— Сядьте удобно, закройте глаза и послушайте музыку.
Звучит спокойная музыка.
-Какая музыка была по характеру?
-Вы сейчас называли слова, какой частью речи они являются?
-Что вы уже знаете об имени прилагательном?
-Сегодня мы продолжаем изучать имя прилагательное. Слайд 1.
Нас ждут чудесные открытия.
3. Работа по теме урока. Выведение правила.
-Посмотрите на экран и составьте с этими предметами словосочетания с прилагательным волшебный. (Волшебный сундук, волшебная палочка, волшебное зеркало). Слайд 2.
-Посмотрите внимательно на словосочетания и скажите, слова какой части речи изменяются по родам, а какой не изменяются ?( изменяются прилагательные, а существительные- нет)
-Давайте проверим, правы ли мы.
-Откройте учебник на странице 74. Прочитайте правило.
-Итак, как же определить род имени прилагательного? слайд
Слайд 3.
Составление алгоритма на экране:
- Определить род имени существительного.
- Задать вопрос к прилагательному.
- Определить род прилагательного.
-Запишите составленные словосочетания, определите род имён прилагательных по алгоритму, выделите окончания.
Волшебный (м.р.) сундук (м.р.), волшебная (ж.р.) палочка (ж.р.), волшебное (ср.р.) зеркало (ср.р.).
4. Упражнение в определении рода имён прилагательных. Работа в паре.
Устное выполнение упражнения 1 учебник страница 75.
Ученик 1 варианта определяет род имени прилагательного, а ученик 2 варианта проговаривает окончание этого прилагательного.
Словосочетания упражнения: спелая (ж.р.) груша, крупный (м.р.) картофель, золотая (ж.р.) пшеница, соломенное (ср.р.) кашпо, холодное (ср.р.) молоко, горячее (ср.р.) какао.
-Что означает слово «кашпо»?
На доске иллюстрация. Слайд 4.
Учащиеся высказывают свои предположения.
Чтение значение слова из толкового словаря.
Кашпо- декоративная ваза для цветочного горшка.
Гимнастика для глаз.
1. Осторожно, без нажима, в течение 10-20 секунд массировать глазные яблоки, предварительно закрыв глаза.
2. Быстро моргать, не напрягая веки 30-60 секунд, закрыть глаза и отдохнуть в течение 1 минуты.
Такой отдых следует давать глазам при проявлении усталости.
5. Работа с разделом «Говори правильно».
Прочитайте словосочетания в рамочке. (Новый тюль – м.р., детский шампунь –м.р.).
-Составьте с одним из словосочетаний предложение. Ученики 1 варианта составят со словосочетанием «новый тюль», а 2 вариант –«детский шампунь».
Дети говорят свои предложения.
-Понравившееся предложение запишите. Над прилагательном надпишите род. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.
-Итак, каким членом предложения является прилагательное? (определением)
-Как определить род имён прилагательных?
6. Упражнение в определении рода имён прилагательных и как члена предложения.
Учащимся раздаются карточки.
-Спишите текст и определите род имён прилагательных.
Карточка для слабых учеников.
Кончилось тёплое лето. Пришла дождливая осень. Подул холодный ветер.
Карточка для сильных учеников.
Было летнее утро. В овраге журчал звонкий ручей. В поле чуть-чуть колыхалась золотистая рожь.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте по экрану работу. Исправьте ошибки. Слайд 5.
Вариант 1.
Кончилось тёплое (ср.р.) лето. Пришла дождливая (ж.р.) осень. Подул холодный (м.р.) ветер.
Вариант 2.
Было летнее (ср.р.) утро. В овраге журчал звонкий (м.р.) ручей. В поле чуть-чуть колыхалась золотистая (ж.р.) рожь.
Оцените работу сигнальной карточкой.
(У детей светофоры. Если всё правильно – зелёный цвет, если есть 1-2 ошибки – жёлтый, более 2 ошибок — красный).
— Как же вы определяли род имён прилагательных?
Речевая дыхательная разминка.
Встаньте. Повторяйте за мной.
Заяц пробежал. Заяц пробежал по лугу. Заяц пробежал по росистому лугу. Заяц пробежал по росистому лугу за травой. Заяц пробежал по росистому лугу за сочной травой.
7. Дополнение правила о прилагательном.
Посмотрите на экран. Прочитайте первую пару словосочетаний. Сравните. Слайд 6.
Сочная трава — за сочной травой
-Как изменилось прилагательное? Подумайте, а почему изменилось имя прилагательное? Может ли прилагательное изменяться по падежам?
-Прочитайте вторую пару словосочетаний.
Серебристая песенка – серебристые песенки
— Как изменилось прилагательное? Почему? Может ли прилагательное изменяться по числам?
-Ещё раз посмотрите на словосочетания. Давайте сделаем вывод. Как может изменяться прилагательное? (по родам, числам и падежам)
На экране правило, которое мы с вами уже изучали. Прочитайте его. Слайд 7.
Имя прилагательное – часть речи, которая называет признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чьё? Чья? Чьи?
А теперь давайте дополним его. Работа с экраном. Слайд 8.
Имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам. В предложении чаще всего прилагательные являются определениями.
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам называется склонением.
8. Упражнение для закрепления. Тест из программы «Наставник».
Тест: Правописание окончаний прилагательных в ед.ч. Т-1 (22).
Задание выполняется с помощью интерактивной доски и виртуальной клавиатуры, выведенной на экран.
9. Итог урока.
Итак, что нового мы сегодня узнали на уроке?
-Оцените свою работу на уроке. Вот перед вами Ёжик — настроения. Если вы встревожены, огорчены, то выберите красное яблоко и прикрепите его на ёжика. Если вы спокойны, довольны своей работой на уроке, то выберите зелёное яблоко и прикрепите его на ёжика. Если вы не можете себя оценить, выберите грушу и прикрепите её на ёжика.
nsportal.ru
Сценарий урока по русскому языку «Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам»
Русский язык, 3 класс
Тема: «Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам»
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1) сформировать умение определять род, число и падеж имен прилагательных;
2) развивать интерес к исследовательской деятельности;
3) сформировать умение применять изученные правила;
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Работа с пословицами.
Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.
Золото человек добывает из земли, а знания – из книги.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
— Какие части речи знаете?
— Что такое существительное?
— Какие бывают существительные? (одуш. и неодуш., собств. и нариц., м.р, ср.р, ж.р)
— Как изменяются сущ.? (по числам и падежам)
— Назовите падежи.
-Как определить падеж существительного?
— Найдите основу предложения.
Золото человек добывает из земли, а знания – из книги.
— Найдите все сущ., определите род, число и падеж.
— Что такое прилагательное?
— Какое правило уже знаете о правописании прилагательных?
— Дополните первую часть пословицы подходящими прилагательными.
Чистое золото терпеливый человек добывает из щедрой земли, а знания – из книги.
Запись предложения в тетрадях и на доске
— Определите род, число, падеж прилагательных. (1 минута)
Чистое золото терпеливый человек добывает из щедрой земли, а знания – из книги.
3. Выявление места и причины затруднения.
Дети понимают, что не могут выполнить данное задание, так как не знают правило нахождения рода, числа и падежа прилагательных. До этого они работали только с существительными.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать правило, научиться применять его на практике)
− Сформулируйте тему урока. (Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам)
Запись темы на доске и в тетрадях:
− Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану.
На доску вывешивается план:
1. Внимательно рассмотреть и провести анализ предложенных словосочетаний и предложений.
2. Сравнить род, число и падеж прилагательного и существительного.
3. Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока.
4. Создать эталон (правило) об изменении имён прилагательных по родам, числам и падежам.
− Прочтите каждый шаг плана и поясните, что вы на каждом шаге будете делать?
5. Реализация построенного проекта.
−Я предлагаю вам работать в группах. Вспомните, что надо делать, если при работе у вас возникли вопросы? (Ответственный поднимает руку и задает вопрос учителю.)
− Работайте.
Записи делаются крупно, чтобы было видно при представлении.
Как определить род, число и падеж имени прилагательного?
Вывод 1.
Имя прилагательное всегда стоит в том же _________ , ___________ и ___________ , в каком стоит имя ____________________, к которому относится имя прилагательное.
Вывод 2.
Род, число, падеж имени _____________________, определяется по роду, числу, падежу имени ____________________ .
Вывод 3.
Чтобы определить род, число и падеж прилагательного, нужно определить род, число и падеж
_______________________.
− Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в учебнике.)
− Смогли вы преодолеть затруднение?
− Что вы можете теперь делать? (сами определять род, число, падеж прилагательного)
− Какой следующий шаг на уроке? (Научиться применять новое правило.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа в группах.
Определите род, число и падеж прилагательных.
Мы увидели веселую девочку.
Волнуется синее море.
Старик жил у морского причала.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Лодка плыла по быстрой реке.
Дети плавали в новом бассейне.
Утки летели над осенним лесом.
− У кого возникли затруднения при выполнении задания?
− Какие слова у вас вызвали затруднение? (..)
− Каким правилом вы должны были воспользоваться?
− Исправьте ошибку.
− Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться в применении правила.)
− У кого задание не вызвало затруднения?
− Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили новое правило.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
— Определите род, число, падеж прилагательных. (1 минута)
Чистое золото терпеливый человек добывает из щедрой земли, а знания – из книги.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
− Какую цель вы перед собой ставили? ()
− Удалось ли достичь цели?
− Кто из вас смог сам открыть новое знание? Докажите.
− Кто встретил трудности? В чем? Почему?
infourok.ru
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||
Мужской род | Средний род | Женский род | ||
И. п. | Золотой, Круглый, Горячий, Утренний | Золотое, Круглое, Горячее, Утреннее | Золотая, Круглая, Горячая, Утренняя | Золотые, Круглые, Горячие, Утренние |
Р. п. | Золотого, Круглого, Горячего, Утреннего | Золотого, Круглого, Горячего, Утреннего | Золотой, Круглой, Горячей, Утренней | Золотых, Круглых, Горячих, Утренних |
Д. п. | Золотому, Круглому, Горячему, Утреннему | Золотому, Круглому, Горячему, Утреннему | Золотой, Круглой, Горячей, Утренней | Золотым, Круглым, Горячим, Утренним |
В. п. | Золотой/ золотого, Круглый/ круглого, Горячий/ горячего Утренний/ утреннего | Золотое, Круглое, Горячее, Утреннее | Золотую, Круглую, Горячую, Утреннюю | Золотые/ золотых, Круглые/ круглых, Горячие/ горячих, Утренние/ утренних |
Т. п. | Золотым, Круглым, Горячим, Утренним | Золотым, Круглым, Горячим, Утренним | Золотой/ золотою, Круглой/ круглою, Горячей/ горячею Утренней/ утреннею | Золотыми, Круглыми, Горячими, Утренними |
П. п. | О золотом, О круглом, О горячем, Об утреннем | О золотом, О круглом, О горячем, Об утреннем | О золотой, О круглой, О горячей, Об утренней | О золотых, О круглых, О горячих, Об утренних |
obrazovaka.ru
Организационный момент Сегодня, ребята, мы продолжаем наше путешествие по острову Прилагательное. Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. А потом мы скажем дружно: «Хорошо учиться нужно». | |||||||||||||||
Чистописание А чтобы отправиться в путешествие нужно, чтобы наш корабль расправил паруса. Для этого необходимо прописать строчную букву к и ее соединения. Запишите слово корабль. Соберите цепочку: предмет – вопрос – признак.
Проверьте себя.
Внимание! Поднять паруса! В путь! | |||||||||||||||
Изучение материала Самая замечательная пора года для путешествий – это лето. Но так как путешествие у нас необыкновенное, то и лето тоже необычное. Послушайте. | |||||||||||||||
Соломенное лето Соломенное лето, Соломенный песок. Соломенная шляпка Сползает на висок. Соломенное небо, Соломенный шалаш Соломинкой рисую, Забыв про карандаш. | |||||||||||||||
Проверьте себя Проверьте себя Соломенное лето (ед.ч., ср.р.), соломенный песок (ед.ч., м.р.), соломенная шляпка (ед.ч., ж.р.), соломенное небо (ед. ч., ср.р.), соломенный шалаш (ед.ч., м.р.). | |||||||||||||||
Посмотрите, впереди первый причал. И чтобы наш корабль смог к нему причалить, необходимо ответить на вопрос: Как изменяется прилагательное соломенный? Вы убедились, что имя прилагательное соломенный в сочетании с именами существительными разного рода и числа имеет разные окончания, то есть изменяет свою форму. Имена прилагательные изменяются по числам:
В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам.
Сделайте вывод: как определить род и число имен прилагательных? Имя прилагательное всегда стоит в том же роде и числе, в каком стоит имя существительное, к которому оно относится. Таким образом, чтобы определить род и число имени прилагательного, нужно определить род и число связанного с ним имени существительного. Запомните, чтобы определить род и число имен прилагательных нужно:
– Рассмотрите схему. Расскажите об изменении прилагательного по родам. Запомните! В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам. Прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? (в начальной форме), прилагательные женского рода – на вопрос какая?; прилагательные среднего рода – на вопрос какое? | |||||||||||||||
Закрепление материала Молодцы, ребята, благодаря вашей помощи наш корабль пришвартовался к причалу. Но посмотрите, нам доставлена депеша. Внимание! Срочно нужна помощь! Прилагательные никак не могут подружиться с существительными! Помогите! Для того чтобы подружить прилагательные и существительные, нужно: — составить словосочетания из имён прилагательных и существительных, данных в скобках; — определить число и род прилагательных; — обозначить окончания. Золотой (перстень, голова, сердце, руки). Ранний (рассвет, весна, утро, морозы). Мягкий (характер, зима, сиденье, булочки). Проверьте себя Перстень (какой?) золотой (ед.ч., м.р.), голова (какая?) золотая (ед.ч., ж.р.), сердце (какое?) золотое (ед.ч., ср.р.), руки (какие?) золотые (мн.ч.). Рассвет (какой?) ранний (ед.ч., м.р.), весна (какая?) ранняя (ед.ч., ж. р.), утро (какое?) раннее (ед.ч., ср.р.), морозы (какие?) ранние (мн.ч.). Характер (какой?) мягкий (ед.ч., м.р.), зима (какая?) мягкая (ед.ч., ж.р.), сиденье (какое?) мягкое (ед.ч., ср.р.), булочки (какие?) мягкие (мн.ч.). | |||||||||||||||
Физкультминутка Развиваем свою речь Посмотрите, ребята, чайка принесла нам новое задание. Отгадайте загадку. К дальним сёлам, городам Что идёт по проводам? Светлое величество, Это… Электричество – это вид энергии, с помощью которой работают электроприборы, транспорт, станки. Запомните, как пишется слово электричество. Запишите его. Образуйте от существительного электричество прилагательное. Запомните написание слова электрический, запишите его. – Как называется предприятие, на котором вырабатывают электричество? Электричество вырабатывают на электростанции. – Электростанция – это сложное слово. Как вы думаете, из каких слов оно образовано? Существительное электростанция образовано от двух слов: электрическая станция. В русском языке много слов, первой частью которых является часть электро-. Попробуйте от данных ниже словосочетаний образовать сложные слова. электрический утюг — электроутюг электрическая грелка — электрогрелка электрическая пила-электропила электрический двигатель – электродвигатель электрическая сварка — электросварка | |||||||||||||||
Закрепление материала Для того чтобы дальше продолжить путь, нам нужно пополнить запас. Игра «Какой магазин?» Как называется магазин, в котором мы можем купить:
| |||||||||||||||
Самостоятельная работа На каждом корабле есть судовой журнал. Давайте заполним его. Спишите текст, вставляя вместо точек подходящие по смыслу имена прилагательные. Определите род прилагательных. За грибами Три друга пошли в … лес за … грибами. У Миши была … корзинка, а у Кости и Вани … лукошки. Они собирали … грибы и перекликались … голосами. Вдруг … небо потемнело и пошёл … дождь. Миша, Костя и Ваня спрятались под … деревом. Слова для справок: проливной, съедобный, высокий, осенний, плетеный, звонкий, небольшой, голубой. Проверьте себя За грибами Три друга пошли в осенний (м.р.) лес за съедобными грибами. У Миши была плетёная (ж.р.) корзинка, а у Кости и Вани небольшие лукошки. Они собирали съедобные грибы и перекликались звонкими голосами. Вдруг голубое (ср.р.) небо потемнело и пошёл проливной (м.р.) дождь. Миша, Костя и Ваня спрятались под высоким (м.р.) деревом. | |||||||||||||||
Итог урока Молодцы, ребята, Вы справились со всеми заданиями. Подведем итог нашего путешествия. Имя прилагательное, Имя прилагательное изменяется по числам, а в единственном числе – по родам. Имя прилагательное всегда стоит в том же роде и числе, в каком стоит имя существительное, к которому оно относится. |
multiurok.ru
Как изменяется имя прилагательное? Формы прилагательных. Русский язык: прилагательные
Имя прилагательное – одна из основных частей речи в русском языке, используемая его носителями постоянно. Она обладает целым рядом показателей, поэтому прежде чем ответить на вопрос о том, как изменяется имя прилагательное, необходимо уточнить, что именно следует понимать под данной частью речи.
Термин «прилагательное» появился в русском языке достаточно давно, а был он образован от латинского слова adjectivum, что в переводе означает «прибавление». Именно поэтому лексическим значением слова «прилагательное» следует считать «имя, которое прилагается к существительному».
В общем и целом, прилагательное обозначает лексико-грамматический класс словоформ, обозначающих непроцессуальный признак предмета. Лексическое значение в данном случае выражается при помощи словоизменительных категорий. У прилагательных в предложении есть собственная синтаксическая функция – определение, в особо сложных случаях они являются составным именным сказуемым.
Прилагательное: три в одном
Говоря о прилагательном, следует отметить три понимания данного термина. Согласно первому, к данной части речи следует относить собственно прилагательные, местоимения-прилагательные, причастия и числительные порядкового типа. Лексическое значение данных слов (признак предмета) дополняется новыми оттенками. Данная точка зрения называется широким пониманием имени прилагательного.
Существует формальная позиция умеренного типа, при которой под прилагательными включаются только собственно прилагательные и порядковые числительные. Эта точка зрения была популярна в 60-70-х годах XX века, пока не уступила место широкому пониманию, активно лоббируемому «Русской грамматикой-80».
При узком понимании имени прилагательного в него включаются только собственно прилагательные. Многие лингвисты предпочитают придерживаться именно этого подхода, поскольку только он учитывает все признаки, при помощи которых осуществляется выделение той или иной части речи. Именно на основе данной точки зрения сегодня осуществляется разбор прилагательного.
Как изменяется имя прилагательное?
Прилагательное обладает целым рядом морфологических категорий, при помощи которых оно может изменяться при необходимости. Все эти категории являются зависимыми от других частей речи, окончание прилагательного является универсальной морфемой, способной указывать на словоизменительные категории.
Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам, при этом при переходе слова в множественное число род исчезает за ненадобностью. Чаще всего уточнить словоизменительные категории прилагательного можно при помощи его окончания в сочетании с окончанием существительного. Иногда случается так, что прилагательное используется с несклоняемым существительным, и по окончанию получить полную информацию о слове не представляется возможным. В этом случае от окончания прилагательного будет зависеть значение рода, числа и падежа существительного. Число имени прилагательного здесь играет важную роль, поскольку влияет сразу на все показатели.
Краткие и полные формы прилагательных
Большая часть прилагательных обладает краткой и полной формой. Во времена существования старославянского (древнерусского) языка приоритетом пользовались краткие формы, сейчас ситуация поменялась с точностью до наоборот.
Прилагательные в полной форме чаще всего ставятся перед существительным, в этом случае в предложении они играют роль определения. Если же полное прилагательное оказалось за существительным, оно чаще всего является именной частью составного именного сказуемого. Если в предложении отсутствует глагол, прилагательное берет на себя роль сказуемого.
Краткие прилагательные чаще всего располагаются за существительным, в данном случае они играют роль именной части составного именного сказуемого. Если в предложении имеется сказуемое, выраженное глаголом, краткое прилагательное может играть функцию обособленного согласованного определения.
Краткие формы прилагательных (качественных)
Некоторые качественные прилагательные сохранили краткую форму, это остатки активного использования данного явления в древнерусском языке. Эти формы обычно обозначают временные признаки, которые могут быть применимы к определенной ситуации, кроме того, они могут передать смягченную категорическую оценку того или иного признака.
В современном русском языке краткая форма образуется при помощи основ полных прилагательных, к которым следует прибавлять родовые окончания. При образовании кратких прилагательных мужского рода может появляться чередование букв «о» и «е» с нулем звука, это явление является следствием падения редуцированных.
Важно уметь отличать краткие формы от усеченных прилагательных, активно использующихся в фольклоре и художественной литературе. Краткие прилагательные способны быть только качественными и изменяться только по родам и числам, они чаще всего употребляются в постпозиции по отношению к существительному.
Разряды прилагательных
Чтобы понять, как изменяется имя прилагательное, необходимо затронуть его лексико-грамматические разряды. Качественные прилагательные могут обозначать качества людей, предметов и животных, цветовые признаки, а также давать общую оценку какому-либо явлению, о котором идет речь в предложении.
Относительные прилагательные отличаются тем, что выражают признак предмета косвенно, путем своего отношения к предмету или какому-либо действию. При помощи них обозначается отношение к лицам, животным, предметам, действиям, понятиям, местам, временам и числам. Лексическое значение передается при помощи специальных суффиксов.
Притяжательные прилагательные – самый сложный разряд. В широком смысле слова к нему относятся прилагательные с суффиксами притяжательности, в узком смысле – часть речи должна одновременно иметь два признака – суффикс и индивидуальную принадлежность к какому-либо лицу или предмету.
Как анализировать прилагательное?
Морфологический разбор прилагательного – достаточно простая процедура, которую можно выполнить за несколько минут. Схема разбора действует одинаково как для школьного уровня, так и для вузовского, поэтому никаких трудностей и дополнительных хлопот она не доставит. При необходимости можно консультироваться с лингвистическими справочниками.
В разборе необходимо указать: словоформу, принадлежность словоформы к части речи, категориальное значение, начальную форму + вопрос к ней и смысловой вопрос. Далее необходимо указать все лексико-грамматические показатели и тип склонения (с показателями). Для качественных прилагательных понадобится указать компаративы и краткие формы (с доказательствами в виде показателей). Далее необходимо отметить, по каким именным показателям прилагательное согласуется с существительным (род, число, падеж), и указать его синтаксическую функцию в предложении.
Безударные окончания имен прилагательных
Достаточно часто возникает ситуация, когда проверить окончание прилагательного очень сложно, поскольку оно является безударным. В этом случае понадобится использовать целый ряд вопросов (какая? какой? какое? какому? каких?). Следует помнить и об исключениях – прилагательных, оканчивающихся на «-ые», «-ье», «-ья», «-ий», у них в большинстве форм перед окончанием ставится мягкий знак: кроличий, кроличьего, кроличьих.
Исключение составляют формы именительного и винительного падежа единственного числа мужского рода. Если прилагательное было образовано от названия какого-либо месяца, мягкий знак будет сохраняться: июль – июльский.
Как изучается имя прилагательное?
Ранее срок, когда начиналось изучаться имя прилагательное (3 класс), устраивал далеко не всех, именно поэтому о частях речи дети сегодня узнают намного раньше предыдущих поколений. Прилагательное куда проще усвоить, поскольку оно тесно связано с другой частью речи – существительным, и даже обладает схожими грамматическими показателями.
Чтобы узнать, как изменяется имя прилагательное, необходимо на уроках прилагать все усилия и внимательно слушать своего педагога. Впрочем, если ребенок случайно пропустил занятие и нагнать ему теперь очень сложно, он может открыть любой справочник из большого количества научной литературы и найти ответ на интересующий его вопрос. Ответ в данном случае может быть далеко не всегда правильным, и это необходимо учитывать при поиске.
В вузовском формате прилагательное изучается намного глубже, но на его освоение предоставляется небольшое количество часов, которые студенту помогут повторить лишь базовое понимание о данной части речи. Впрочем, ученики вузов обладают доступами к библиотекам и могут легко и в кратчайшие сроки найти нужную им информацию.
fb.ru
7Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по числам и родам.
Дата:
Предмет: русский язык
Тема: Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по числам и родам.
Цель урока: углубить представления учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов.
Задачи:
знать части речи — имя существительное, имя прилагательное, уметь ставить вопросы к прилагательным, различать и использоватьих в речи, определять род и число;
способствовать развитию орфографической зоркости, творческой активности и познавательных интересов;
способствовать воспитанию культуры, умения сотрудничать в группах, уважать мнение товарищей.
Тип урока:комбинированный
Вид урока: урок – игра.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Методы работы: наглядный, репродуктивный, практический, частично-поисковый, проблемный, рефлексивный.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Психолого — педагогический настрой:
Мир, мир, мир везде. Мир в тебе, мир во мне.
Свет, свет, свет везде. Свет в тебе, свет во мне.
Любовь, любовь, любовь везде.
Любовь в тебе, любовь во мне.
III. Сообщение темы и цели урока:
Сегодня на урокеповторим имя существительное и углубим наши знания об имени.
IV. Минутка чистописания:
Уч ЧууччуУченье — свет, а неученье – тьма. Р М – Обведите цветным карандашом то написание, которое вам улыбается. Как вы понимаете пословицу: « Ученье — свет, а неученье – тьма»?
V. Словарный диктант:
Горизонт, желание, издалека, компьютер, оборона, охрана, футбол, гореть, костёр, сверкать, салют, победа, шелест. (Составить предложение. Разбор № 2).
VI. Актуализация знаний:
1.Работа с кластером.
— Сейчас каждая группа должна составить кластер. Перед вами лежат листы с облачком «имя существительное». Помните, что вы работаете в группах!
2.Защита кластеров: Лидеры групп выходят к доске и защищают свои работы.
VII. Работа с темой урока:
1. Послушайте внимательно стихотворениеи запомните слова, которые повторяются несколько раз.
Белая страна
Я вчера смотрел в окно,
Было там черным-черно.
Утром глянул – вот те на!
Что за белая страна?
Там белое небо,
Там белые ночи,
Там белое всё.
Что увидеть захочешь:
Там белые ели,
Там белые клёны,
Там белые ходят по тропам вороны…
В. Левин
2.Беседа:
— Какие слова повторяются?(белая, белое, белые). Запишите в тетрадь эти слова ивыделите окончания.
— Что это за слова?(имя прилагательное). Чем они отличаются друг от друга?(окончаниями). Почему?
3. Послушайте внимательносказку, а затем мне расскажите о том, что вы узнали.
В стране русского языка прилагательные появились удивительно несамостоятельными. Не было у них собственного рода. И решили они пойти к существительным. Милые существительные, пустите нас в свои владения, мы будем вам помогать ивсё у вас так приукрасим, что глаз не отвести. Понравились прилагательные существительным и взяли они их к себе жить, а заодно им свои формы рода и числа подарили. Так и живут прилагательныес существительными до сих пор и во всём с ними соглашаются.
— О чём говорится в сказке? Вот такая сказка. А теперь при помощи пантомимы покажите:
—Кто считает, что прилагательные действительно делают нашу речь: красивой, выразительной, точной, поднимают руки вверх, кто не согласен – голову вниз, кому безразлично – закрывают лицо руками.
4. Пока мы делали пантомиму,по электронной почте пришло письмо от Золотого Чуба.
-Здравствуйте, ребята! Помогите, пожалуйста, отгадать загадки-шутки:
Каких камней не найдёшь в море?(сухих).
Под какими деревьями во время дождя прячутся зайцы? (мокрыми).
В какую бочку нельзя налить воду? (полную).
Какой болезнью на земле никто не болеет? (морской).
Отгадали загадки от Золотого Чуба. Блиц – опрос: Что такое имя прилагательное? Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает имя прилагательное? С какой частью речи связано имя прилагательное? Как изменяются имена прилагательное?На какие вопросы отвечают имена прилагательные женского рода? На какие вопросы отвечают имена прилагательные мужского рода? На какие вопросы отвечают имена прилагательные среднего рода? Каким членомпредложения является имя прилагательное?
VIII. Физминутка:ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МАССАЖ.
IX. Первичное закрепление знаний
1. Работа в группах: Посмотрите внимательно на всё, что вас окружает в классе, и назовите словосочетания прилагательного с существительным. Дети называют словосочетание, определяют род , каждое словосочетание изменяют по числам. Сделаем вывод:
Имена прилагательные изменяются по … (родам и числам).
2. Игра. « Распредели слова по корзинам» Упражнение 249. (коллективно)
Ж.р., М.р., Ср.р.: Светлое, новый, любимые, домашнее, синий, большой, спелое, быстрый, средняя, добрые, красивая.
-Давайте проверим, как справилась с заданием каждая группа. Какие слова остались? Почему?
На какие вопросы отвечают прилагательные женскогорода? На какие вопросы отвечают прилагательные мужского рода? На какие вопросы отвечают прилагательные среднего рода?
X. Закрепление нового материала:№250 устно
1. Работа с учебником на с.97 №251. Письменная работа в тетради — взаимопроверка.
2. Упражнение 253 – самостоятельная работа.
3. РМ: «Оценочная лесенка» Нарисуйте лесенку на полях в тетради и поставьте солнышко на той ступеньке, на которую бы вы поставили себя при выполнении этого задания.
XI. Рефлексия:
Диаграмма Венна. Работа с кластерами(коллективная работа).
Имя существительное —часть речи,Имя прилагательное —
предмет,род,признак предмета,
вопросычисло,вопросы,
дополнение,падеж.определение.
Что общего? Чем отличаются?
2. «Солнышко» — Установление эмоционального состояния в конце урока.
XII. Итог урока
Xlll. Домашнее задание:
Стр.98Упражнение 254
infourok.ru