cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Игры для мелкой моторики – . , — .

Содержание

37 игр для развития мелкой моторики рук у детей — Все для развития ребенка

Предлагаем вашему вниманию детские игры, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей раннего и дошкольного возраста с использованием предметов и материалов, которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком.

(В тексте приведены ссылки для справки).

Игры для детей 0+

? Массаж кисти и пальчиков. Для большего эффекта проводите массаж с потешками, например, «Сорока-ворона»;

? Давайте ребёнку ощупывать предметы с разной текстурой, различного размера и температуры: кусочки льда, грецкий орех, колючий резиновый мячик, тёплую металлическую миску, меховую шапку и т д). Для стимуляции тактильных ощущений делайте сенсорные коробки.

Самодельные фоторамки с различными по фактуре материалами — отличный инструмент для массажа детских ладошек.

? Привяжите к обручу разные кусочки ткани, ленты, помпоны и т. п. Игра вызывает хватательный рефлекс и побуждает малыша к активным действиям в положении лежа на животе. Эти движения укрепляют мышцы кистей и пальцев и способствуют развитию мелкой моторики.

?  Создайте своими руками развивающую доску бизиборд с различными текстурами и предметами, которые малыш будет трогать, сжимать, тем самым совершенствовать мелкую моторику рук. Важно, чтобы все объекты доски были безопасными для ребенка и игра проходила под вашим присмотром!

? Предложите поиграть с бумагой различной текстуры (салфетки, вощёная пекарская бумага, гофрокартон, газета и т д). Покажите как мять и рвать. Продемонстрируйте, что большой лист бумаги может стать небольшим комочком, который можно катать и бросать. Заверните в фольгу или бумагу маленькие игрушки и предложите ребенку развернуть сюрпризы.

? Сделайте отверстие в картонной коробке и покажите ребёнку как проталкивать небольшие предметы (мячики, салфетки, ленты , грецкие орехи, крышки — что угодно), можно прорезать несколько отверстий разного диаметра, сделать нечто вроде самодельного сортера. Например, сортер из контейнера для салфеток.

?  Разложите на полу/столе мелкие предметы (кусочки бумаги, фасолинки, орехи, нитки, маленькие лоскутки) и предложите собрать это в заранее приготовленную посуду. Даже если малыш будет просто так пытаться поднять эти предметы — уже полезно.

? Приклейте к столу/доске маленькие игрушки при помощи пластыря или малярного скотча и попросите малыша освободить пленников из заточения.

‼Пожалуйста, не забывайте, все подобные игры — строго под наблюдением мамы!

Игры для детей 2+

? Предложите ребёнку кусочек солёного теста (рецепт тут) или мягкого пластилина типа Play doh (в Озоне, в Май-Шопе) и пригоршню бусин, фасоли и гороха, мелких макарон или игрушек и предложите испечь для кукол кексы.

? Смешайте в большой миске различные виды круп, также можно использовать разные орехи, фасоль, те же бусины, небольшие игрушки, стеклянные шарики Марблс и предложите рассортировать их по разным мисочкам.

?  Книжки с окошками и с клапанами. Дети любят яркие книжки, а ещё больше любят с ними играть. Выберите такие книжки, которые позволят маленьким пальчикам поработать. Например, серия «Книжки с кошками» — это красочные книжки с яркими иллюстрациями и простыми понятными текстами об окружающем мире. А под клапанами на страницах книги прячутся животные и познавательные элементы.

? Сделайте простую аппликацию из крупы «Мышка» (шаблон для печати тут).

? Предложите нанизывать крупные макароны на соломинки/шпажки.


РЕКОМЕНДУЕМ

? Научите ребёнка делать шарики и колбаски из пластилина, а затем расплющивать их пальцем, покажите, что на пластилине можно рисовать зубочисткой или специальными инструментами.

? Поиграйте в пальчиковые игры или пальчиковый театр, например, по сказке Красная Шапочка (шаблон для пчати тут).

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ:
? Покрасьте рис (рецепт тут), если вы ни разу этого не делали — подарите себе полчаса тишины и покоя, пока ребёнок с удовольствием будет перебирать радужную массу.

? Порисуйте пальчиковыми красками или попробуйте необычное рисование на зип-пакете.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ
? В таз с водой поместите мелкие игрушки или любые мелкие предметы, предложите вылавливать их руками, ложкой или ситечком.

Игры для детей 4+

?  При помощи нитки и иголки сделайте бусы из рябины, мелких макарон, шариков фольги или настоящих бусин. Макароны можно предварительно окрасить.

? Для развития мелкой моторики потренируйтесь сматывать пряжу в клубок или наматывать нитки на катушку.

? Сделайте шнуровку своими руками (шаблоны тут): вырежьте из картона контуры любого предмета (машинки, тучки, яблока), сделайте по контуру отверстия при помощи дырокола, привяжите к ушной палочке яркую толстую нитку и покажите, что нужно делать. Удивительно, но такие самодельные шнуровки интересуют детей в разы больше магазинных аналогов.

ЛАБИРИНТ.РУ

? Продумайте меню таким образом, чтобы максимально привлечь ребёнка к приготовлению пищи: пусть он взбивает венчиком, почистит сваренные яйца, порежет банан и т д.

? Потренируйтесь завязывать бантики, узлы разных видов, плести косички и зашнуровывать обувь.

Способствуют развитию мелкой моторики:

? Игры с прищепками (в Озоне, в Май-Шопе, в Лабиринте).

? Игры со всевозможными пинцетами. Например, нужно разложить бусинки на подставке для мыла при помощи пинцета.

? Игры с пипеткой. Предлагаем игру с блоками конструктора Лего.  Задача для детей состоит в том, чтобы заполнить каждую лунку водой настолько, насколько возможно и не пролить ни капли.

? Наклеивание мелких наклеек.

? Работа с ножницами. Поиграйте в парикмахерскую.

? Лепка. Идеи для занятий смотрите тут.

? Игры с резиночками (для плетения браслетов). Как сделать развивающую игру «Математический планшет» смотрите тут.

? Оригами.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ
? Пазлы. Вы сами можете сделать простой пазл из блоков конструктора и фотографий.

? Мозаика. Особенно, детям понравится делать поделки из термомозаики.

? Закручивание крышек. Например, нужно подобрать крышечки к баночкам.

? Эспандер (в Озоне, в Май-Шопе).

? Лего и прочие конструкторы с мелкими деталями.

? Всевозможное переливание жидкостей и пересыпание сыпучих материалов из одной ёмкости в другую.

? Творческая деятельность с использованием фигурного дырокола (в Озоне, в Май-Шопе).

Тренажеры для развития мелкой моторики

Обучающая игра «Развиваем основные навыки» (в Озоне, в Май-Шопе).

Доска «Развиваем основные навыки» — это одновременно и пазл и рамка с застежками. Поможет вашему крохе научиться застегивать пуговки, ремни, молнии, зашнуровывать обувь. Кроме того, в процессе игры, развивается моторика ручек и логическое мышление.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» (в Лабиринте, в Май-Шопе, в Озоне).

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» поможет ребенку развить мелкую моторику, речевые навыки и самостоятельность. Ваш малыш научится: завязывать шнурки, застегивать молнии, пуговицы, липучки и пряжки.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сам» (в Лабиринте, в Май-Шопе, в Озоне).
Комплект из 6 тренажеров (на Алиэкспресс)

С помощью тренажеров ребенок научится шнуровать, расстегивать-застегивать пуговицы, клепки, молнию, пряжки, потренируется завязывать бантики.

Книги по развитию мелкой моторики

Предлагаем подборку полезных и увлекательных книг для детей, которые помогут развить навыки, необходимые для овладения письмом. (Кликайте на изображение, чтобы узнать подробности).

Рабочие тетради по развитию мелкой моторики

Издательство «Я могу»:
Издательство «Проф-Пресс»:
Издательство «Клевер Медиа Групп»:

Альбомы по развитию мелкой моторики
Прописи для малышей


Больше идей для игр на развитие мелкой моторики можно увидеть в Pinterest!

Не забывайте, что помимо упражнений для развития мышц кисти, важно регулярно тренировать мышцы предплечий и плеч, ведь то же письмо — монотонный процесс, в котором задействована вся рука, а не только пальцы, и тренированному ребёнку длительное письмо в школе будет даваться легче. Поэтому не забывайте об активных прогулках, играх с мячом, банальной зарядке, занятиях в бассейне.

Понравились идеи — поделитесь друзьями в соцсетях, нажав на кнопку ниже!

www.iqchild.ru

Игры для развития мелкой моторики

Одно из самых важных направлений в занятиях с ребенком – это развитие мелкой моторики.

Главные помощники в этом деле: упражнения для пальчиков, массаж рук, ну и конечно, игры.

Игр для развития мелкой моторики существует великое множество. В этой статье я постаралась собрать те, которые проще всего организовать и в которые мы с удовольствием играли сами.

Важно помнить правило: чем меньше ребенок, тем крупнее должны быть предметы, с которыми он играет. Все мелкое только под вашим бдительным взглядом.

И еще: в любом возрасте мы не используем популярный сегодня гидрогель — он действительно опасен.

Для начала хочу порекомендовать вам следующие статьи из моего блога. Игры и занятия, о которых в них рассказывается, как раз развивают мелкую моторику.

Игры с манкой

Игры с крупами, макаронами и фасолью

Игры с прищепками

Игры с пластилином, лепка

Рисование

Аппликации

Игры с водой

Одно из самых любимых занятий у детей – это что-то куда-то засовывать и доставать. Поэтому игрушки-сортеры так интересны малышам. Пользуемся этим интересом и предлагаем следующие игры:

Проталкиваем предметы. Вырежьте в подходящей емкости (банка с пластиковой крышкой, бутылка, коробка) отверстие и предложите малышу засунуть туда:

  • счетные палочки, спички, ватные палочки, колпачки от фломастеров;
  • бусины, монеты, пуговицы, шашки, каштаны, фасоль, макаронины.
  • маленькие крышки – в маленькие отверстия, большие – в большие.

На коробку можно наклеить изображение животного и кормить его. Понятно, что чем меньше предмет, тем меньшего диаметра отверстие делаем.

Просовываем синельную проволоку (My-shop) в сито или чашу из пароварки.

Игры с ложкой, половником, ситечком. Эти игры развивают не столько мелкую моторику, сколько крупную. Но они очень полезны, т.к. способствуют развитию координации движений рук. Сын мог подолгу заниматься этим, да и сейчас любит.

  • перекладываем ложкой каштаны, орехи, контейнеры от киндеров;
  • пересыпаем крупы, фасоль;
  • переливаем воду;
  • вылавливаем предметы из воды.

Взбиваем венчиком пену.

Также скорее на крупную моторику, но очень увлекательное занятие.

Играем с кухонными щипцами:

  • сортируем каштаны, орехи, шишки, камушки, контейнеры от киндер-сюрпризов;
  • вылавливаем из воды плавающие в ней предметы.

Снимаем скрепки с CD-диска.

Или с картона. Цветные можно сортировать по цвету.

Раскручиваем и закручиваем крышки. Открываем и закрываем различные емкости.

Надеваем:

  • колечки от пирамидки, резинки для волос – на стержень от пирамидки;
  • сушки — на карандаш;
  • макароны — на шпажки. Мы их предварительно красили и заодно сортировали по цветам;
  • колпачки на фломастеры. Хорошо использовать высохшие, чтобы ребенок не перепачкался.

Шнуровка. Шнуровки бывают разных типов. Можно купить готовые (Лабиринт, Озон, My-shop).

Самым маленьким подойдут такие, где нужно просовывать в отверстия шнурок с твердым наконечником.

Детишкам постарше предлагаем нанизывать фигурки, бусины на шнурок.

И самый сложный вариант — прикреплять фигурки к основе методом шнурования:

А можно придумать свои игры:

  • нанизывать бусины на синельную проволоку;
  • разрезанные на части трубочки для коктейля – на шнурок;
  • сушки – на веревочку;
  • шнуровать настоящий ботинок.

А еще можно изготовить шнуровки самим. Для этого подойдут: плотный картон, фетр, гигроскопичные кухонные салфетки, большие полиэтиленовые крышки. Я создала в группе ВКонтакте альбом «Мелкая моторика». В нем вы найдете множество идей создания шнуровок своими руками.

Игры с мозаикой. Для самых маленьких есть специальная большая мозаика.

Мозаика – это не только выкладывание узоров. Можно играть в сюжетные игры. Например:

  • предлагаем ребенку воткнуть элементы желтого цвета – посадить цветы, красного – прилетели
  • бабочки, синего – пошел дождик, убрать красные – бабочки улетели из-за дождика;
  • выкладываем дорожки для человечков, фонарики для взлетной полосы;
  • кормим птичек, втыкая «зернышки», кладем яички в гнездо;
  • развиваем логику, играя в «продолжи ряд, последовательность»;
  • чиним или разрушаем дорогу. Антошка сам придумал эту игру. Поле полностью выложено крупной мозаикой и вдруг в земле начинают образовывать дырки. Антошкина задача быстрее их залатать, чтобы «дядя не провалился»;
  • создаем рисунок, используя шаблоны из бумаги.

Игры с бумагой:

  • ищем сюрпризы, завернутые в бумагу, салфетку, фольгу;
  • прячем клад, заворачивая его;
  • рвем салфетки, газеты, туалетную бумагу, фольгу – делаем салют;
  • мнем бумагу, делая из нее «снежки»;
  • разворачиваем конфеты;
  • разглаживаем смятую бумагу.

Играем с пинцетом:

  • играем в фармацевта — раскладываем «таблетки» (фасоль, горошины, витаминки) по ячейкам формочки для льда, Lego;

  • кормим птичку кусочками смятой бумажки;
  • вытаскиваем пинцетом червячков и кормим цыплят. Для этой игры я пришила мулине к фетру, и обрезала сзади, чтобы сыну было интересно вытаскивать червячков «из земли».

Игры с пипеткой, спринцовкой:

  • мой юный химик обожает с помощью пипетки смешивать краски. И делать он это любит в ячейках для льда.
  • спринцовкой переливаем воду из одной емкости в другую.

Игры со спичками:

  • достаем и складываем в коробок. Можно раскрасить спички и коробки и сортировать по цвету;
    просовываем в мелкое отверстие;
  • втыкаем в пластилин, делая плодоножку от вишни, заборчик, чупа-чупс;
    выкладываем фигуры по образцу.

Выкладываем рисунок по образцу из пуговиц, камешков, монет, фасолин.

Для этого нужно нарисовать контуры будущего изображения. Чем меньше ребенок, тем проще рисунок. Совсем маленьким детям предложите выложить дорожку.

Наматывание ленточек, веревочек, скатывание рулончиков.

Играем с цветными кнопками:

  • вырезаем из плотного картона (от коробки) подкову и предлагаем ребенку вставить в нее «гвоздики» (кнопки).
  • втыкаем «фонари» на взлетную полосу, чтобы самолет видел, куда садиться.

У нас еще есть конструктор от Djeco с пробковой доской и молотком. Здесь нужно прибивать гвоздями детали машин.

Магниты.

Прилепляем и отлепляем. Малыши могут делать это очень долго. А детей постарше заинтересуют магнитные пазлы, мозаика.

Наклейки.

До двух лет мы использовали только многоразовые наклейки (Лабиринт, Озон, My-shop). Это очень удобно, т.к. совсем маленькие дети часто промахиваются или клеят криво, и очень расстраиваются, если не могут переделать свою задумку.

Пальчиковый театр.

Можно обойтись и без игрушек, нарисовав глазки, ротик на пальчиках, а можно купить.

Такие игрушки полезно брать с собой в поездку, я рассказывала об этом в статье «Игрушки в дорогу».

Массажные и обычные маленькие мячики:

  • сжимаем, разжимаем ладонями, между двумя пальцами;
  • катаем по столу пальчиком, ладошкой;
  • продвигаем мячик по нарисованной извилистой дорожке.

Пальчиковые игры.

Это один из самых полезных видов деятельности для развития мелкой моторики.

Пальчиковых игр так много, что можно отдельную статью писать. Начините с «Сорока-сорока», а со временем добавляйте новые.

У нас есть книга «Расскажи стихи руками» (Лабиринт, Озон, My-shop). Читаете стихи, а ребенок проигрывает их руками. Заодно со временем он и сам эти стихи выучит.

Развитию мелкой моторики также помогают:

  • массаж ладошек и пальцев рук;
  • рисование по трафаретам;
  • штриховка, закрашивание, обведение контуров;
  • выковыривание игрушек из желе;
  • надевание резиночек на пальцы;
  • игры с заколками, бигуди, застежками;
  • мелкий конструктор;
  • пазлы;
  • игры на липучках;
  • лабиринты;
  • игры, где надо что-то втыкать, прикручивать;
  • стаканчиковая и обычная пирамидка;
  • рамки-вкладыши;
  • сенсорные коробки;
  • бизиборд (развивающая доска).

Детей постарше учим шить, вышивать, вязать, плести бисером.

Это далеко не весь список игр. Но уже и вместе с теми, ссылки на которые я дала в начале статьи, хватит, чтобы не задумываться, а во что же еще поиграть с ребенком.

mamaeasy.ru

Картотека игр для развития мелкой моторики у дошкольников

Картотека пальчиковых игр

Картотека составлена для организации развивающей деятельности с детьми в ходе взаимодействия со взрослым (педагогом, родителем) и самостоятельности детей. Игры могут быть включены в НОД, использованы в ходе режимных моментов.

Картотека может быть полезна педагогам и родителям заинтересованным в развитии ручной умелости, мелкой моторики рук, межполушарного взаимодействии, подготовки руки к овладению письмом, стимуляции речевой активности дошкольников. Все использованы фото материалы авторские и были сделаны в ходе практического взаимодействия автора с детьми среднего, старшего дошкольного возраста.

«Сухой бассейн»
Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: Ёмкость наполненная сушёным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам)

Ход игры: ребёнку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая горох (или другие крупы или материал нополнителя) и игрушки, пальчики массируются, становятся более чувствительными, а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его.

Речевое сопровождение:

«Сюда насыпали горох и пальцы запустили,

Устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили.»

Игра «Коробочка тактильных ощущений

Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Ход игры: Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях(гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые), затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы.

«Весёлые клубочки»

                 

Цель: Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.

Ход игры: Пособие предназначено для подгруппы детей до 5 человек.1) Ребёнок учится наматывать клубочек ниток. 2) Соревнования для 3-5 человек. Воспитатель предлагает детям выбрать клубочек определённого цвета, затем кто быстрее перемотает клубок.

Дидактическая игра «Собери бусы»

Цель: Продолжаем учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур( леску).

Ход игры: Игру провожу в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку.


«Разноцветная мозаика»

Цель: Учить различать и правильно произносить основные цвета (красный, желтый, зелёный, синий). Развитие мелкой моторики.

            

«Волшебные палочки».

Цель: Развиваем ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику, точность движений.

Предлагаем ребенку выложить из цветных палочек сюжет по схематическому изображению.

Усложнение: Выкладывание сюжета по собственному воображению.

«Заплети косичку» – для индивидуальных занятий.

Цель: Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.

Ход игры: Пособие «Заплети косичку» предназначено для индивидуальной деятельности и маленькой подгруппы детей (2-3 ребёнка)

Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.

Речевое сопровождение: «Для моей сестрички

                                           Я плету косички

                                           Из шнурков и из тесьмы,

                                           С нею очень мы дружны.»

«Черепашка»

Цель: Продолжать учить детей застегивать и расстегивать различные виды застёжек: пуговицы, кнопки, замки и т.д. Развивать ловкость пальцев, мелкую моторику детей.

Ход игры: Пособие предназначено для индивидуальной деятельности. Все детали крепятся на пуговицах, застёжках, кнопках, шнурках, липучках, замочках.

«Рисование по манке (муке)»

Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.

Ход игры: Ребенку предлагается разнос яркого цвета с манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает желанные предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если что то не понравилось, то легко можно всё исправить одним движением — разровнять.


«Игры с прищепками»

Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.

Ход игры: Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.

Усложнение: прищепки заменяются канцелярскими скрепками.

Использую прищепки для массажа пальцев, дети нанизывают прищепки на кончики пальцев на несколько секунд, прицепки не должны быть тугими.


«Дидактическая игра с крышками»

Цель: Учить закручивать и откручивать крышки, развивать координацию движений, умение складывать пальцы в щепоть.

Ход игры: Подбирать по цвету крышки, чередовать их в определённой последовательности и накручивать.


Игра с крышками от бутылок «Лыжник»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мышц рук, подвижности пальцев, координированности движений пальцев рук.

Ход игры: Положить две крышечки на стол резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» — «Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы снежной зимы». Из пластмассовых крышек сооружаем разнообразные постройки, выкладываем слова, предложения.


«Игры с резинками»

Цель: сенсорное обогащение, развитие мелкой моторики рук, умения действовать по образцу, воображения.

Ход игры: В начале игры мы проводим разминку-надеваем резинку (для волос, офисную) на 2 пальчика,

соединяем и раздвигаем пальчики. Дети надевают резинки по цвету — «Цветные дорожки».

Затем детям предлагается выложить картинку по образцу (домик- окна и крыша, кораблик плывет по волнам, солнышко, бабочка, рыбка, геометрические фигуры и т.д. Дети с удовольствием создают картинки по замыслу. Разноцветные резинки превращаются в веселые картинки!

Игры с конструктором.

Цель: Учить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления, создавая из них конструкции как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои. Сформировать навыки монтажа и демонтажа, развивать мелкую моторику пальцев рук.


 

«Играем с природным и бросовым материалом»

 

Цель: обогащение сенсорных ощущений, стимулирование нерных окончаний пальцев рук, развитие мелких двжений пальцев рук, умения сосредотачиваться, видеть границы форм и т.д.

Ход игры: детям предлагаются разнообразные природные материалы (семена арбуза и дыни, макаронные изделия, зерна кофе, крупы, шишки, другие семена растений и т.п.), бросовые материалы для выкладывания разнообразных изображений по лексическим темам, по собственному замыслу ребёнка.

 

 

«Геометрическая мозаика»

Цель: знакомство, закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики рук, комбинаторных способностей, умения работать по образцу и в соответствии с собственным замыслом.

Дети с удовольствием складывают яркие красочные картинки из геометрических фигур по образцу и по замыслу. Геометрическая мозаика закрепляет знания о геометрических фигурах и основных цветах, развивает фантазию, воображение, логическое мышление, мелкую моторику и связную речь.

 

Успехов в работе и творчестве!

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Картотека на тему: Игры для развития мелкой моторики рук

Игры для развития мелкой моторики рук

 Игры на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости.

Игры с баночками и коробочками

Подбери крышку Приготовьте несколько пустых баночек и ёмкостей (от питьевых йогуртов, от лекарств, от кремов, от духов и т.д.) разных по форме и размеру с крышками. Предложите ребенку открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать банки сразу открытыми, тогда это будет задание посложнее.

Баночки и палочки В пустые баночки с крышками от питьевых йогуртов положите карандаши, счетные палочки, ленточки. Малыш будет открывать баночки, извлекать из них содержимое, а потом стараться опять наполнить баночки.

Сундучок с сокровищами В сундучок или пластиковый контейнер с крышкой положите мелкие безделушки: брелок, камешек, счетную палочку, игрушку от киндер-сюрприза, короткую ленточку, резинку от волос и пр. Малыш с удовольствием будет открывать — закрывать сундучок, доставать и разглядывать его содержимое.

Яичный контейнер Возьмите пластмассовый контейнер от куриных, перепелиных или шоколадных (киндер-сюрпризов) яиц. Предложите малышу распределять в ячейки капсулы от киндер-сюрпризов. Чтобы малышу было интереснее – в капсулы можно насыпать различные крупы.


Игры с пирамидками

Колечки завертелись Наденьте на тонкий стержень пирамидки (или на не заточенный карандаш) 2-3 колечка. Возьмите руку ребенка в свою и, дотрагиваясь его рукой до колечек, раскручивайте их. Вскоре малыш поймет принцип игры и будет действовать самостоятельно.

Колечки — колесики Колечки можно катать по полу, как колесики или скатывать с наклонной самодельной горки-доски.

По порядку становись Снимите с пирамидки все колечки. Вместе с ребенком разложите их по принципу убывания: от самого большого колечка к самому маленькому.

Собираем пирамидку Помогите малышу разобрать и собрать пирамидку. Чтобы пирамидка получалась аккуратной, на начальных этапах подсказывайте ребенку, какое колечко большое, какое поменьше, а какое совсем маленькое.

Нанижи на шнурок Колечки от пирамидки можно нанизывать не только на стержень, но и на шнурок или веревочку.

Нанижи на стержень На стержень от пирамидки можно нанизывать не только колечки, но и предметы с отверстиями (крупные шарики, бигуди, резинки от волос и т.п.)

                                           Игры со стаканчиками

Стаканчики спрятались Сложите один стаканчик в другой и поставьте их перед ребенком днищем вверх. Под самый нижний стаканчик можно спрятать сюрприз. Скажите: «Что у нас тут прячется?» и поднимите верхний самый большой стаканчик – под ним будет стаканчик поменьше. Попросите ребенка поднять и его – там еще меньший стаканчик. Таким образом, малыш вскоре обнаружит сюрприз.

Пирамидка из стаканчиков Вам понадобиться набор из 5-7ми стаканчиков разных размеров. Стаканчики нужно ставить один на другой, чтобы получилась пирамидка.

Друг в дружке Помогите ребенку вкладывать один стаканчик в другой, соблюдая строгую последовательность: от большого к маленькому. 

Кто в стаканчике живет Для игры вам понадобится набор из пяти стаканчиков разных размеров. Подберите небольшие игрушки, которые смогли бы уместиться в стаканчиках. Предложите малышу распределить игрушки по домикам – кто где живет?

Кто тут прячется? Выложите стаканчики на столе в ряд, предварительно спрятав под каждым стаканчиком небольшую игрушку. Малышу надо будет поднимать каждый стаканчик и, заглянув под него, обнаруживать какую-то игрушку.

Переверни стаканчики Расставьте перед ребенком стаканчики днищем вверх и попросите его перевернуть их в обычное положение.

Игры с рамками-вкладышами

Рамки-вкладыши состоят из двух частей: рамки с подложкой и вкладыша со штырьком, за который удобно держаться. Ребенку нужно вкладывать вкладыши в соответствующие отверстия. Рамки – вкладыши могут быть на разные темы: овощи, фрукты, игрушки, животные, геометрические формы и т.д.

Игры с пазлами

Пазлы – это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т.д.).


Игры с абаками

Абаки представляют собой основу-подставку со штырьками разной формы и толщины, на которые нанизываются кольца, шарики и другие фигуры по определенному признаку (цвету, размеру, форме).

Игры с сортерами

 Сортер – это развивающая логическая игра, в которой нужно сортировать предметы по определенному признаку – цвету, форме или размеру.

Сортеры могут быть выполнены в виде дощечек, коробочек, ящичков, машинок, домиков, часов и других игровых панелей. В сортерах имеются разные по форме и размеру углубления или прорези, в которые вставляются или опускаются определенные фигуры.

Игры с мозаикой

Для маленьких детей подойдет мозаика в виде объемных шестиугольных фишек-сот  или в виде «гвоздиков-грибочков» с круглыми шляпками.

Дорожка Покажите малышу игрушку животного (например, зайчика) от киндер-сюрприза. Предложите выложить для зайчика из мозаики дорожку. Дорожка может быть однотонная или разноцветная.

Снег или дождь Предложите малышу изобразить дождь или снег (в зависимости от времени года на данный момент). Малышу нужно выложить в произвольном порядке на основе синие элементы мозаики.

Звездочки на небе Приготовьте игрушку животного, например волка. И скажите малышу, что волк бродит в лесу и ему темно. Надо зажечь на небе звездочки: расположить в произвольном порядке желтые детали мозаики. «Утром», когда взойдет солнышко, звездочки можно убрать.

Цветочки на поляне Предложите малышу посадить разноцветные цветочки на поляне из красных, синих, желтых и зеленых деталей мозаики. А затем можно вместе с ребенком собрать цветочки.

Грибы в лесу Приготовьте игрушки медведя и девочки Машеньки. Они отправятся в лес по грибы. Предложите малышу распределить по лесу как можно больше грибов. А затем пусть медведь и Маша соберут грибы.

Покорми курочку и цыпленка Вам понадобятся игрушки курицы и цыпленка (можно вырезать из картона). Предложите малышу насыпать для них (вставить в основу) желтые зернышки.

Горох для петушка Нужно покормить горохом игрушечного петушка. Для этого зеленые детали мозаики вставляются в доску-основу.

Курочка и цыплятки Посередине поля-доски выкладываем белую деталь мозаики (курочку). Курочка зовет своих цыпляток: «Цып-цып, мои цыплятки…». Ребенку надо выложить возле белой «курочки» желтые детали мозаики. Можно озвучить голос курицы и цыплят.

Утка и утята Поставьте на доску-поле игрушку маленькой утки и предложите ребенку выстроить маленьких желтых «утяток» позади мамы – гуськом, друг за другом: «кря-кря-кря».

Игры с конструктором

Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные  и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями,   которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.

Игры с магнитами 

Игры с магнитами для детей второго года жизни в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т.д.) или друг к другу.


Игры с прищепками

Годовалый ребенок пока не справится с прикреплением прищепок, зато у него хорошо получится снимать их с различных предметов: с пластмассового ведерка, с деревянной палочки, с книжки, с картонных силуэтов (ежика, солнышка, елочки и т.п.), с веревки, с ткани и т.д.


Игры с пуговицами, шашками и бусинами

Копилка Возьмите банку из-под кофе или чипсов, прорежьте в крышке отверстие и предложите малышу кидать в него плоские пуговицы или шашки.

Шашки – камешки Малышу нужно кидать шашки в банку из-под кофе с прорезанным отверстием в крышке, а камушки складывать в коробку.

Витаминки в пузырьке Возьмите пузырек из-под лекарства с достаточно широким горлышком. Предложите малышу сложить в него витаминки. Витаминами могут быть разноцветные пуговицы.

Пуговицы – карандаши Возьмите четыре банки разных цветов (можно от пальчиковых красок или от кофе, обклеенных цветной бумагой), прорежьте в крышках круглые отверстия. Покажите малышу, что красные пуговицы – карандашики надо бросать в красную баночку. Синие – в синюю и т.д.

Ячейки Возьмите ячейки от конфет или емкость для изготовления льда. Пусть малыш раскладывает пуговицы или бусинки по ячейкам.

Бусинки в домиках Возьмите лист картона, на него в произвольном порядке нанесите «кучками» пластилин разных цветов. Это будут домики для бусинок. Дайте ребенку бусинки и предложите поселить их в домики. В одном домике могут жить три бусинки, в другом две и т.д.

Яблоки на яблоне Вырежьте из цветного картона яблоню. Разложите на ней яблоки (пуговицы или красные шашки). Предложите малышу собрать в миску урожай яблок.

В какой руке Спрячьте в одной руке бусинку, покажите малышу две сжатые в кулак руки и спросите: «Где бусинка». Если малыш угадает, пусть попробует тоже спрятать бусинку в кулаке.

Дорожка Наклейте на линейку двусторонний скотч и предложите малышу выложить дорожку — наклеить на него пуговицы. Двусторонний скотч можно наклеивать на любые предметы и предлагать ребенку выкладывать на них пуговицы.


Игры со шнурками и ленточками

Узелки на память Свяжите несколько шнурков вместе и завяжите на каждом из них узелки. Предложите малышу их все отыскать.

Бусы Возьмите деревянные шарики с отверстиями и длинный шнурок. На конце шнурка привяжите погремушку (чтобы шарики не проскальзывали). Предложите малышу нанизать шарики на шнурок.

Дорожка Расположите недалеко друг от друга две игрушки-зверушки и предложите малышу проложить между ними дорогу из шнурка.

Круг Можно выложить из шнурка на столе круг. Круг может быть бусами, буквой О, колечком, обручем и т.п.

Непослушный шнурок Возьмите шнурок и пропустите его между пальцами ребенка: кладем на большой, пропускаем снизу под безымянным, сверху над большим и т.д.

Непослушный наш шнурок
Обвязать все пальцы смог.
Затем ребенок пытается самостоятельно распутать пальчики.

Шнуровка Предлагайте малышу пособия, в которых с помощью шнурка нужно пришивать различные детали.


Игры с палочками и спичками

Спички в коробке Предложите малышу уложить спички в коробок. Со спичек желательно заранее удалить серную головку.

Пузырек и спички Возьмите высокий пузырек с небольшим круглым отверстием и покажите малышу, как можно наполнять его спичками.

Волшебные палочки Разложите на столе счетные палочки. Возьмите с малышом по одной палочке и сделайте вид, будто вы чистите ими зубы. Потом положите палочки на стол и возьмите еще по одной палочке. Этой палочкой «причешитесь» и тоже положите её на стол. Возьмите с ребенком две следующие и как бы порисуйте ими и т.д.

Дорожка и забор из палочек Из счетных палочек помогите ребенку выложить забор или дорожку.

Большие и маленькие палочки Приготовьте пять палочек разной длины (можно использовать цветные карандаши). Предложите малышу выложить их на столе, начиная с самой маленькой палочки.


Игры с бумагой и салфетками

Снежки из бумаги Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку)  чтобы получился снежок.

Снежинки из бумаги Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.
 

Секретики Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.

Закладки Возьмите толстую крепкую книгу и положите в неё много бумажных закладок. Малыш с удовольствием займется их «выуживанием». Потом можно предложить малышу самому заложить в книгу закладки.

Волшебные конфетки Возьмите фантики от конфет и заверните в них небольшие игрушки. Малышу надо будет разворачивать фантики и доставать из них сюрпризы. 

nsportal.ru

35 игр и занятий для развития моторики рук

Развитие мелкой моторики! Сколько о ней написано статьей и публикаций! Как только рождается ребенок, все специалисты в один голос твердят, что нужно заниматься ребенком, особое внимание, уделяя моторике рук! В этой статье я решила не повторяться, рассказывая о полезности этого занятия, а просто привести ассортимент игр, развивающих моторику пальчиков малыша.

35 игр для развития мелкой моторики

1. Дайте ребенку одноразовые палочки для коктейлей и попросите засунуть их в отверстия дуршлага.

2. Игра очень похожа на предыдущую! Разница только в том, что вместо палочек для коктейлей вы дадите ребенку ушные палочки. Детям нравится заполнять все отверстия дуршлага ушными палочками. Отличная игра на развитие мелкой моторики рук.

 

3. Ещё одна увлекательная игра для мелкой моторики: распределение цветных помпонов по ячейкам формы для выпечки. Эта игра для деток, которые учат названия цветов и знают их различие.

Малышу даете много разноцветных помпонов, а он их раскладывает по ячейкам, сортируя по цветам.

 

4. Для игры вам понадобятся:

  • контейнер для яиц
  • палочки для коктейлей (желательно разноцветные)
  • рулоны из-под туалетной бумаги, разрезанные на кольца.

Проткните отверстия в каждой ячейке для яиц. Попросите малыша вставить в них палочки для коктейлей, а затем надеть кольца, вырезанные из рулонов туалетной бумаги.

 

5. Подготовьте все необходимое для этой игры! На доску для лепки прилепите шар пластилина, воткните в него палочку для шашлыка или шпажку. Попросите кроху надеть на нее кольца печенья, как показано на рисунке.

6. Игра очень похожая на предыдущую игру, только к комочку пластилина крепится коктейльная трубочка и на нее малыш нанизывает сырые макаронные изделия.

 

7. Игра на улице, которая поможет ребенку выучить цвет, развить внимание, координацию движения и моторику!

Разноцветными мелками нарисуйте на асфальте круги и попросите малыша стать в кружок названного вами цвета.

 

8. Дайте карапузу пластиковую бутылку и попросите ее наполнить разноцветными помпонами, кусочками ворсистой проволоки, цветными лентами и т.д.

 

9. В вертикальном положении на небольшом расстоянии от пола прикрепите или приклейте к стене картонную трубку из-под бумажных полотенец. Под ней поставьте пустой контейнер или емкость. Игра заключается в том, что малыш будет заполнять емкость, вкидывая помпоны в трубу.

 

10. Игра заключается в том, что ребенок будет брать кулинарными щипцами кубики и вкидывать их в пластиковую банку или контейнер

 

11. Еще один вариант игры – это рассыпать на поднос разноцветные помпоны, а затем попросить малыша собрать их в емкость.

 

12. Детям очень нравится играть с водой, поэтому предлагаю организовать игру с водой.

Поставьте две емкости, в одну из них налейте воду.

Дайте ребенку медицинскую грушу, и пусть нею переливает воду с одной емкости в другую.

 

13. В подготовке к этой игре малыш будет сам принимать активное участие! Дайте юному художнику краски и кисточку, чтобы раскрасить контейнеры для игры. Когда краска высохнет, вырежьте в крышках отверстия в виде маленького и большого прямоугольника. Контейнер, где отверстие с меньшим прямоугольником малыш будет заполнять палочками из-под мороженого, а контейнер с большим прямоугольником – заполнит крышками из-под лимонада или сока.

14. Внимание! Во время игры малыш может выпачкаться в краску! Суть игры состоит в том, что юный художник будет макать мочалку в разноцветные краски и делать отпечатки на бумаге или картоне.

 

15. Игра «Нанизывание на веревку»

Картонную трубку из-под туалетной бумаги или бумажных полотенец разрежьте на цилиндры одинаковой длины. Раскрасьте их разноцветными красками. В процессе раскрашивания должен принимать участие и ребенок.

Затем дайте малышу веревку и попросите нанизать на нее разноцветные цилиндры. Последовательность цветов называете Вы или решает ребенок!

16. Еще одна игра, когда малыш может научиться нанизывать фигуры на веревку! Для этого вырежьте из поролона фигуры в виде катушек и попросите малютку нанизать их на веревку.

 

17. Игра понравится даже полугодовалому ребенку. В присутствие взрослого малыш из тарелки или подноса берет разноцветные помпоны, пробки из-под бутылок, крупные пуговицы и вкидывает их в емкость через отверстие в крышке.

 

18. В отверстие пустой солянки кроха вставляет кусочки цветной ворсистой проволоки. Таким образом развивается мелкая моторика рук.

 

19. Научите свое чадо прищипывать прищепки! Для этого возьмите ведро и к его верхнему краю малыш будет прищипывать прищепки.

 

20. Учим малыша пользоваться молнией. Для этого к картону приклейте несколько разноцветных молний и покажите вашему малютке: как правильно расстёгивать и застёгивать молнию.

 

21. Игра заключается в том, что малыш вкладывает разноцветные пластиковые яичка в контейнер для яиц. Таким образом, он учит цвета и развивает моторику рук! Эти яичка можете взять из Киндер-сюрприза.

 

22. Игра, во время которой малыш разучивает цвета, а так же учиться застегивать прищепки.

Раскрасьте лист картона в разноцветные полоски. Затем, в те же цвета раскрасьте прищепки. Когда краска высохнет, попросите малыша прищипнуть прищепку так, чтобы ее цвет соответствовал цвету полосы.

 

23. Малыш учиться одевать пуговицу в отверстие. Для этой игры нарежьте разноцветные ткани на маленькие отрезки, в середину сделайте надрез. Попросите ребенка продеть пуговицу через отверстие.

24. Игра «На шнурок нанизываем пуговицы»! Для этого возьмите большое количество крупных пуговиц и научите кроху нанизывать их на шнурок.

25. Игра «Пронизываем нить в отверстия канвы»

Дайте ребенку нить или тонкий шнурок и покажите, как пронизывать его через крупные отверстия ткани.

26. Игра «Заворачиваем в фольгу предметы или игрушки»

Для этого дайте ребенку фольгу и попросите в нее завернуть игрушку или предмет! Для примера покажите: как это правильно сделать!

 

27. Игра с разноцветными перышками.

Вместе с малышом раскрасьте перышки в разные цвета, на бумаге нарисуйте небольшие разноцветные кружочки. Игра заключается в том, что карапуз вставляет перышко в тот кружочек, который соответствует цвету перышка.

 

28. Игра «Перекладывание мелких предметов из одной емкости во вторую».

Для игры можете взять емкость, пластиковую бутылку и пробки из-под вина. Попросите малютку переложить пробки из одной емкости во вторую.

 

29. Игра «Прикрепление магнитиков»

Дайте карапузу большое количество красивых, ярких магнитиков и покажите: как прикреплять их к любой поверхности, например к пластиковой миске. Затем малыш сам будет играть с магнитами, прикрепляя их и сдирая.

 

30. Для этой игры понадобится вата, пинцет и емкость для заморозки воды. Объясните своему чаду, что ему нужно будет пинцетом брать вату и перекладывать ее в ячейки контейнера.

 

31. Игра «Детский боулинг»

Распечатайте в компьютере фотографии членов семьи, сверните их трубочкой и склейте по краям. Поставьте их вертикально на стол. Малыш должен будет мячиком сбить эти цилиндры.

 

32. Спортивные упражнения на подушках

Малыш раскладывает в одну линию подушки, а затем прыгает на них, ползает и т.д.

33. Игра на ориентирование, логику и на развитие моторики рук.

Раскрутите крышки из разных тюбиков, бутылочек и т.д., выложите их в хаотичном порядке, а затем попросите малыша закрутить крышечки на каждую емкость. Причем крышечка должна соответствовать емкости.

 

34. Учимся прикреплять скрепки, а так же учим цвета

Для игры вам понадобятся цветные скрепки и кружочки, вырезанные из цветной бумаги. Попросите малыша прикрепить скрепки на кружочки так, чтобы их цвета совпадали.

 

35. Игра «Учимся клеить наклейки»

Распечатайте принтером или нарисуйте геометрические фигуры на листе бумаги, а затем попросите малыша наклеить на них наклейки. Для начала покажите: как правильно это сделать.

Детям очень нравится такая игра!

Читайте еще:

mamapapadetki.ru

Для развития моторики игры и упражнения


Ученые-исследователи подтвердили тесную связь развития мышц руки ребенка с развитием его речи и мышления. Высокий уровень сформированности мелкой моторики детских пальцев обеспечивает достаточный уровень памяти, внимания и подготавливает руку к письму.

Мелкая моторика рук связана с развитием левых височных и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих психических функций.

В. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка – на кончиках его пальцев». Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов).

Если ребенок касается некоего предмета, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

Процесс психического развития происходит при условии высокой двигательной активности детей. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга и способствуют развитию высших психических функций.

Для развития межполушарной взаимодействия можно выполнять упражнения с участием мышц рук.

Что необходимо для развития моторики и речи

Уровень развития речи зависит от степени сформированности мелких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму, что не менее важно, является мощным средством, стимулирующим работоспособность коры головного мозга, а следовательно развитие мышления ребенка.

Возрастные особенности развития мелкой моторики рук

Есть определенные возрастные особенности развития мелкой моторики рук:

1-2 года. Ребенок держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

2-3 года. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.

3-4 года. Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков.

4-5 лет. Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры помогут детям:

  • сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
  • подготовить руку к письму;
  • развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
  • стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
  • научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что устранит возможность появления неврозов.

Период от 2-х до 3-х лет

Период от 2-х до 3-х лет – чрезвычайно ответственный этап в жизни ребенка, в частности, в интеллектуальном и познавательном развитии.

Как известно, органом мышления, органом всей умственной деятельности человека является мозг. В процессе развития ребенка, когда происходит рост мозговых клеток, их оформление, когда быстро растут нервные волокна – проводящие пути, которые связывают мозг с органами чувств и с мышцами, во время сокращения которых происходят различные движения, прирост массы мозга имеет большое значение.

Наиболее интенсивное увеличение мозга в раннем и младшем дошкольном возрасте свидетельствует о том, что именно в это время дети развиваются особенно быстро. И действительно, как много знаний и умений приобретает ребенок в течение первых трех лет своей жизни!

Он учится смотреть и слушать, разговаривать, схватывать предметы и действовать с ними, стоять, ходить, бегать, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице. А еще ребенок овладевает многочисленными навыками – пользоваться ложкой, кисточкой, карандашом и многими другими предметами.

Память ребенка обогащается огромным количеством знаний о цветах и звуках, о явлениях и объектах природы, свойства различных предметов и продуктов труда людей. Малыш познает пространство и время, овладевает речью, учится общаться со взрослыми и сверстниками, усваивает основные правила поведения.

Условия и организация детской деятельности

Для полноценного развития малыша и для развития моторики ребенка существенное значение имеют условия и организация деятельности ребенка. В связи с этим значительную роль играют детские игрушки. Они должны быть разнообразными, яркими, интересными.

Дети совершенствуют двигательную координацию и зрение, учатся концентрировать внимание во многом именно благодаря игрушкам: малыши самостоятельно выбирают себе игрушки для игры, осуществляют с ними различные действия, в том числе по просьбе взрослого.

Это способствует развитию и совершенствованию речи и мышления детей.

В играх – занятиях взрослый знакомит ребенка с предметами, их особенностями и признаками, учит действовать с ними и называть.

Игра – удивительная деятельность, над изучением которой трудились многие ученые. Не смотря на то, что игра действительно кажется вполне свободным времяпровождением, она является исключительно ценным видом деятельности детей.

В жизни малыша игра имеет чрезвычайное значение, которое ни с чем нельзя сравнить. Ребенок, который не играет, не может хорошо и быстро развиваться.

Игры в детском саду и дома

В детском дошкольном учреждении дети, как правило, имеют место и время для игры. О эти необходимые для умственного развития малыша в речи следует позаботиться и родителям ребенка, дома. Полезно, когда папа или мама поощряют игру ребенка, рассказывают и показывают ему, как именно можно играть той или иной игрушкой.

Игра – своеобразная школа жизни и путь к развитию детского творчества, самостоятельности, приобретения коммуникативных навыков и тому подобное.

Слушая стихи и сказки, ребенок узнает много нового и интересного про окружающий мир, деревья и цветы, людей и зверушек, фантастических героев, их удивительные приключения и проч.

Естественно, что 2-3-летние малыши не сразу могут понять то, о чем рассказал им взрослый. Поэтому дети часто требуют многократного повторения одних и тех же сказок, рассказов, потешек, песенок, стихов.

Такое повторение играет важную роль: оно дает возможность ребенку вдуматься в сюжет услышанного. Если малышу предлагать все новые и новые книги, он с детства привыкает к поверхностному ознакомлению с ними.

Главное заключается в том, чтобы ребенок научился понимать прослушанное. Для этого важно задавать вопросы: о чем (или ком) рассказывается в стишке или сказочке?

Иногда после чтения взрослому полезно спросить малыша: про кого мы читали сегодня?», «Что он делал?», «Что с ним случилось?», «Чем закончилась сказка?» такие вопросы заставляют ребенка задуматься над прочитанным.

Аналогичная работа может проводиться и по картинкам, когда дети рассматривают иллюстрации в книгах или отдельные картинки с определенным сюжетом. Ребенка младшего дошкольного возраста целесообразно спросить: «Что это?», «Что здесь нарисовано?».

Важным средством не только познания окружающего мира, но и общение детей между собой является усвоение речи. Поэтому необходимо развивать у ребенка не только понимание им речи взрослого (пассивная речь), но и его собственную, активную разговорную речь.

Для этого у взрослого существует много возможностей. Обязательно нужно следить за чистотой детской речи, правильным употреблением малышом слов и построением предложений.

Средства для развития моторики

Не менее важно беспокоиться о развитии мелкой моторики, которая совершенствуется в разнообразных занятиях – рисовании, раскрашивании, лепке и тому подобное.

Рука для ребенка является органом не только труда, но и познания. Родители часто останавливают малыша, запрещая ему прикасаться ненужных, по их мнению, вещей. И совершенно зря!

Ведь этим они задерживают его умственное развитие, так как многое ребенок еще не может понять лишь на основе собственного суждения. Эта роль физического действия сохраняется на долгие годы и проявляется в работе с новыми и незнакомыми ребенку предметами. Установлено, что только на основе практического действия постепенно формируется действие интеллектуальное.

Умственное развитие ребенка дошкольного возраста происходит и совершенствуется в разнообразных играх и занятиях, творческих и учебных. Малыш с необходимой помощью взрослых учится наблюдать и получает множество ярких впечатлений об окружающем мире, постепенно приобретая умения практически действовать и осмысливать то, что видит и слышит благодаря овладению речью.

Если при этом ребенок еще и усваивает основные правила поведения, коммуникативные навыки, умение обращения с вещами, можно сказать, что она с пользой проходит через этот период своей жизни.

Как моторика связана с речью?

Одним из показателем готовности ребенка к школьному обучению считается уровень развития мелкой моторики, ведь уровень развития речи напрямую зависит от того, насколько хорошо сформированы тонкие движения пальцев рук.

Как выявили отечественные ученые, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие находится в пределах возрастной нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и развитие моторной стороны речи, хотя общая моторика при этом может соответствовать норме.

К сожалению, не все родители знают о такой взаимозависимости, а потому часто теряют возможность вовремя помочь ребенку избежать проблем в речевом развитии.

Проблемы моторики

Многие родители понимают необходимость развития малыша от рождения и с большим интересом занимаются с детьми. Но чтобы занятия были эффективными, а малыш получал от них удовольствие, они всегда должны быть интересными, веселыми и обязательно соответствовать возрасту малыша.

Каждому из нас приходилось встречать детей четырех — пяти лет, которые держат ложку в кулаке, не умеют правильно держать кисточку или карандаш, пользоваться ножницами, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, завязать шарф и тому подобное.

Не секрет, что некоторым родителям проще посадить ребенка перед телевизором или за компьютер, включив полнометражный мультфильм или поставив игру на часик, чтобы ребенок не отвлекал от разговоров по телефону с подругой или других взрослых дел.

Лишь некоторые родители признают тот факт, что им трудно спокойно ждать, пока их ребенок самостоятельно зашнурует ботинки, застегнет все маленькие пуговицы на рубашке, доест кашу и тому подобное.

Поэтому они покупают вместо ботинок со шнурками ботинки на липучках, вместо рубашки — свитер на молнии, сами кормят ребенка, чтобы освободить время для других дел. Мало кто из родителей задумывается над тем, что такая экономия времени лишает их ребенка возможности развивать движения пальцев рук, а следовательно, и улучшать качество вещания.

Влияние мелкой моторики на способность ребенка учиться

Результаты исследований ученых, практический опыт дефектологов, логопедов свидетельствуют, что в последнее время у детей заметно снизился уровень развития тонких движений пальцев рук и, к сожалению, возросло количество детей с задержкой речевого и психического развития.

Специалисты установили, что у большинства детей с общим недоразвитием речи пальчики малоподвижны, движения их неточные, несогласованные, нескоординированные. Таким детям сложно переключиться с выполнения одного движения на другой.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой у ребенка родители узнают лишь в период подготовки ребенка к школе или уже в школьном возрасте, когда ребенок во время учебы начинает отставать от сверстников, не успевает по программе.

При этом нагрузка на ребенка значительно возрастает, ведь, кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать ручку в непослушных пальцах. Но такие проблемы можно предупредить, если вовремя выявить отставание в развитии координации движений и мелкой моторики у ребенка. При правильно спланированной коррекционной работе можно исправить ситуацию еще в дошкольном возрасте.

Мелкая моторика как фактор устранения речевых нарушений

Стоит помнить, что речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием увеличения импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук.

Мелкая моторика напрямую связана с речью и сказывается не только на ее развитии, но и способствует предотвращению и устранению возможных речевых нарушений.

Кроме того, напрямую влияет на способность ребенка учиться — чем «умнее» руки, тем умнее малыш. Все дело в головном мозге. А точнее в центрах, отвечающих за движения пальцев рук и речи.

Данные центры расположены очень близко друг к другу. Таким образом, развивая мелкую моторику, мы тем самым стимулируем соответствующие отделы мозга, активизируем и соседние отделы, отвечающие за речь.

По мнению доктора медицинских наук, профессора, члена-корреспондента Российской Академии Образования М.Кольцовой, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи.

Значение раннего возраста для развития моторики будущей личности

Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение длительного времени. Поэтому начинать работу по развитию движений рук малыша нужно с рождения. Ведь ребенок и в возрасте младенца, и особенно в раннем возрасте, имеет огромный потенциал для формирования будущей личности, в частности ее интеллектуального развития.

Именно в раннем возрасте малыш может много получить, но и много потерять. Следует заметить, что потери этого периода с возрастом компенсируются труднее, а приобретения остаются на всю жизнь.

Не стоит забывать, что именно в первые три года жизни мозг развивается наиболее интенсивно: к семи месяцам мозг ребенка увеличивается вдвое, в полтора года — три, а до трех лет составляет уже 3/4 массы мозга взрослого человека.

Эффективные условия для развития моторики у детей дошкольного возраста

Необходимо задействовать все пальцы на обеих руках. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца.

Для развития моторики кистей ребенка важно тренировать обе руки. Важно в играх так же развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками.

Значение игр для развития мелкой моторики рук

Игры и упражнения для развития моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с низшими структурами.

Одновременно у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, формируется усидчивость, игровая и учебно-практическая деятельность.

Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.

Игры из подручных материалов

Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами:

Игра «Шнуровки»

Можно купить уже готовую «шнуровку», а можно ее изготовить самому. Уверена, что ребенок еще с большим удовольствием будет играть, если основу папа или мама сделают самостоятельно, специально для него. Будет нужен кусок линолеума, фанеры, пластика и т. п. с проделанными отверстиями и шнурок.

Игра «Застежки»

Застегивание пуговиц, кнопок, липучек, змейки. Нужна ткань, пуговицы и нитки.

Выкладывание, перебирание косточек

Нужно: тарелочка, косточки, желательно разные (например, из абрикоса, персиков, вишен). Но если ребенок еще маленький лучше брать крупные косточки.

Создание ожерелья из пуговиц, частиц соломинки, крупных бусинок

Для развития моторики посредством создания ожерелья понадобятся: шнурок, пуговицы с крупными отверстиями, несколько разноцветных соломинок для коктейля (разрезать на кусочки по 1-3 см длиной), бусины, ножницы.


Игры с прищепками

Потребуются прищепки и картон.

Откручивание и закручивание крышек

Потребуются горлышки и крышки от пластиковых бутылок, коробка из-под обуви, клей.

Скручивание лент

Игра «Волшебный мешочек»

Угадывание на ощупь предметов.  Потребуется мешочек с разнообразными мелкими игрушками и предметами.

Перекатывание карандаша

Перекатывание карандаша или ручки в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирует организм в целом.

Обводка трафаретов

Для развития моторики в этой игре потребуется пластиковая бутылка с плоской стенкой (подойдет бутылка из-под шампуня), ножницы.

Аппликации из круп

Для развития моторики посредством аппликации понадобятся: картон, пластилин, клей, крупы, семечки, макаронные изделия и тому подобное.

Пересыпание косточек, каштанов, круп, фасоли, ракушек, монет и т. п. с одной емкости в другую.

Нужно: две и более мисочки (можно одну пластиковую, а другую металлическую, тогда еще и развиваем слух), «сыпучие». Для усложнения можно соединить все «сыпучие» и попросить ребенка разложить их в разные емкости.

Рисование на песке или манке

Нужно: плоская тарелка или поднос, манка или песок.

Рисование пальчиками

Нужно: бумага, можно заготовку для раскраски, пальчиковые краски, вода, влажные салфетки.

Лепка из соленого теста

Нужно: соленое тесто (можно разноцветное), скалка, разные формочки для выдавливания.

Каждый из этих приемов для развития моторики также направлен на всестороннее развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.

Приятных вам игр и общения!

podrastu.ru

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Возьмите яркий поднос.

Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

 

Контейнер или миска заполненная каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы)

Ребёнок опускает туда кисти рук и как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается контейнер с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

Подберите пуговицы разного цвета и размера.

Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребёнок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Дайте ребёнку круглую щётку для волос.

Пусть катает её между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».

Возьмите решётку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек).

Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочерёдно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят».

Берём пельменницу.

Её поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

«Пальцы, как пчёлы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли мёда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?».

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли.

Ребёнок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи».

Насыпаем в кружку сухой горох.

Ребёнок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Насыпаем горох на блюдце.

Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берёт следующую горошину, потом ещё и ещё — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладём на столе резьбой вверх.

Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребёнок собирает спички или счетные палочки

одними и теми же подушечками пальцев разных рук: двумя указательными, двумя средними и т.д.

Строим «сруб» из спичек или счётных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой)

поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котёнок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Берём верёвку (толщиной с мизинец ребёнка) и завязываем на ней 12 узлов.

Ребёнок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Натягиваем верёвку на уровне плеч ребёнка и даём ему несколько бельевых прищепок.

На каждый ударный слог он цепляет прищепку к верёвке:

«Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину верёвку».

Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек)

так, чтобы он весь уместился в кулачке.

 

www.detiam.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *