Герой былины защитник русского государства картина в васнецова богатыри – Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме «Герой былины
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме «Герой былины
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме
«Герой былины — защитник Русского государства.
Картина В. Васнецова «Богатыри»
Тип урока: развитие речи.
Цели: обогатить знания о былинах; учить делить текст на части, понимать исторический текст, составлять рассказ о былинном герое, рассказ по картине, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты
Предметные:
рассказывать о картине в форме устного сочинения;
составлять характеристику героя по плану и опорным словам.
Метапредметные:
определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;
извлекать информацию на основе репродукции картины;
оценивать результат своей работы на уроке.
Личностные:
осмысливать произведение живописи как отражение истории Русского государства;
проявлять интерес к произведениям русских художников.
Межпредметные связи:
Окружающий мир, темы «Во времена Древней Руси», «Из книжной сокровищницы Древней Руси»;
Музыка, тема «Святые земли Русской. Илья Муромец» «Богатырская симфония» А.Бородин.
Ресурсы урока: Учебник, ч.1, с. 33 – 34; выставка книг с былинами о русских богатырях; мультимедийная презентация, ИД, компьютер; карточки с опорными словами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка. Сообщение темы и постановка целей урока
— Прочитайте самостоятельно.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.Век стоит Русь — не шатается!
И века простоит, не шелохнется!
— Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, скороговоркой, выразительно).
— Какие чувства возникли у вас при чтении?
— Определите задачи урока, прочитав название темы.
III. Проверка домашнего задания
— Вы должны были поделить текст на части. Сколько частей у вас получилось? (Дети могут дать различные ответы.)
Что ж, при проверке мы узнаем, кто же был прав. С кем-то мы согласимся, а с кем-то, может быть, и нет.(Учащиеся зачитывают планы по своим записям в рабочих тетрадях.)
— Обсудите с другом, каково значение трех поездок Ильи Муромца для Русского государства.
— Прочитайте последние строчки былины. Как они помогают понять характер героя?
— Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем новую запись?
— Как относился Илья Муромец к предсказаниям?
— Приведите примеры троекратного повтора.
— Расскажите об Илье Муромце. Какие опорные слова могут в этом помочь? (Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, хитрый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию.) (Ученики составляют рассказ об Илье Муромце.)
IV. Физкультминутка.
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
V. Работа по теме урока.
— Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри». Расскажите, что вы на ней видите!
— Послушайте рассказ о том, как она создавалась.
Рассказ учителя: История мировой живописи знает немного картин, созданию которых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни. В числе таких картин «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова.
Много лет работал замечательный художник над этим знаменитым полотном, выразившим наиболее полно лучшие стороны его огромного дарования.
Еще в раннем детстве, затаив дыхание, с трепетным волнением вслушивался будущий художник в героические сказания, богатырские бытии и волшебные сказки. Образы национального фольклора глубоко запали в душу ребенка, завладели его фантазией, стали как бы частицей его поэтической натуры.
Эти настроения и чувства поддерживали и питали величественная, со сказочным оттенком, суровая природа родного Вятского края с ее дремучими, непроходимыми лесами, бытовой уклад, бережно хранивший давние предания и отголоски старины. С живым интересом приглядывался юный Васнецов к народным обрядам и к обычаям своих земляков. Позднее, уже в Петербурге, в Академии художеств, углублению и развитию этого страстного интереса молодого художника к родной старине и прошлому своего народа способствовало общее увлечение историей, народным бытом и искусством, характерное для I860—1870-х гг. В это время собиратель русского фольклора Афанасьев опубликовал свои собрания народных сказок, песен и былин, композиторы Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков создали гениальные переложения народного песенного творчества.
Уже в 1871 г. В. Васнецов сделал первый набросок картин карандашом. В последующие годы художник не раз снова и снова подступал к излюбленной теме и разрабатывал эскизы для будущей картины. В 1876 г. Васнецов написал маслом Алешу Поповича с бородой и делал этюды с натуры для Ильи Муромца, а в 1882 и 1883 гг. с увлечением работал над пейзажными этюдами, которые потом использовал для картины.
«Я всегда был убежден, — говорил В.М. Васнецов, — что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства, в сказке, песне, былине, драме сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с прошлым, настоящим, а может быть и будущим. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».
Васнецов был преданным сыном своего народа, он страстно любил историю родной страны и гордился ею. Он призывал художников с возможным совершенством и полнотой изобразить и выразить «красоту, мощь и смысл наших родных образов, нашей русской природы и человека нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу веру» и суметь «в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее».
Свое глубочайшее художественное проникновение в сущность народного характера он мастерски выразил в могучих образах трех славных русских богатырей.
Уже работа над предшествующими картинами «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880) и «Витязь на распутье» (1882) дала Васнецову большой опыт художественной разработки образов родной истории. Но, несмотря на многие блестящие опыты воплощения в живописных образах былинно-эпических сюжетов, «Богатыри» потребовали от В.М. Васнецова огромного творческого напряжения.
Один из близких друзей художника — жена СИ. Мамонтова, Елизавета Григорьевна, — писала из Абрамцева летом 1881 г.: «Васнецов весь ушел в своих «Богатырей», его видим только по вечерам, он очень усердно пишет».
В следующем году Васнецов сообщает своему почитаемому учителю П.П. Чистякову: «Картина моя «Богатыри» — Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого. Фигуры почти в натуру — удачнее других мне кажется Илья. Хотелось бы вам показать начало — исполнять такую картину, ох, дело нелегкое. Хотелось бы сделать дело добросовестно, а удастся ли?»
Для образного воплощения любимых народом героев Васнецов сумел найти такие художественные решения, которые сделали непререкаемо, непреложно живыми и Илью Муромца «из-под славного города из-под Мурома», и «сына богатого гостя Рязанского» Добрыню Никитича, и Алешу Поповича, «что из красна-города из Ростова». Образы всех троих правдивы, глубоко человечны, раскрыты в своем индивидуальном своеобразии.
Могучей, непоколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему. Через такую заставу, полную величавого спокойствия, мужества, сознания мощи, отваги, правоты своего дела и готовности отдать жизнь за любимую родину, не пройдет ни человек, не пролетит и птица из-за рубежа.
Непреоборимой силой веет от богатырей. Они полны народной красоты, в них неукротимый дух народа, готового в любую минуту все отдать за честь и свободу родной земли.
В каждом из богатырей художник сумел воплотить лучшие, типические черты русского характера, русской силы и доблести. Величавое спокойствие, идущее от сознания богатырями своей правоты и силы, насыщает всю картину. Кони под могучими всадниками под стать седокам — могучие, бесстрашные, смело и зорко глядят они с полотна.
Очень хорош — в полном и гармоничном сочетании с фигурами богатырей — пейзаж картины, необозримо просторный, с клубящимися в небе тяжелыми облаками, весь как бы насыщенный ветром, пригибающим травы и развевающим буйные гривы лошадей.
Мельчайшие, написанные с предельным тщанием достоверностью детали картины — одежда богатырей убранство коней — подчинены общей идее произведения и, не внимания в сторону «археологии», лишь усиливают полнейшей жизненной и исторической правдивости этого родного полотна.
VI. Организация познавательной деятельности.
Назовите богатырей на картине В.М. Васнецова и скажите, какими чертами характера они обладают.
В парах составьте рассказ о богатырях на основе картины (как они изображены, какой характер отражается). Для этого предлагаю карточки с планом описания и опорными словами.
План
Внешность и одежда богатыря.
Вооружение богатыря.
Боевой конь.
Выступления учащихся.
1.Илья Муромец прост и могуч. У него мужественное лицо, движения неторопливы и уверенны.
На Илье Муромце кольчуга богатырская, на голове шлем. На правой руке, поднятой к глазам, он держит тяжелую палицу, будто не замечая ее веса. Щит у него на плече, огромное копье еще не взято наперевес, но уже зорко смотрит он вокруг.
У Ильи Муромца могучий вороной конь, он уже готов к битве: стоит спокойно и ждет приказания хозяина.
2.Добрыня Никитич изображен по правую руку от Ильи Муромца. Он знатного происхождения, тонкие черты лица подчеркивают его знатность и культуру. На Добрыне нарядный кафтан и красиво сплетенная кольчуга, в руках он держит красный щит.
Добрыня уже вынимает свой меч из золотых ножен, щит на грудь завел, ногу в стремена вдел: рвется в бой.
У Добрыни красивый белый конь, он поднял голову и смотрит вперед. Много раз конь и хозяин побеждали, не зря на его сбруе прикреплены три золотых полумесяца, которые означают победу над врагом-татарином.
3.Алеша Попович – самый младший из богатырей. Он лукавый и смекалистый, ловкий и находчивый. На картине Алеша смотрит вдаль и хитро улыбается. Одет он в кольчугу, под ней разноцветный кафтан. На голове у Алеши красуется шлем. Вооружение его невелико – только лук и стрелы. Но Алеша готов идти не только в бой, но и взять гусли, висящие за спиной, и спеть что-нибудь веселое.
Конь Алёши опустил голову, пытается щипать траву, чтобы не мешать своему хозяину целиться из лука.
VII. Составление рассказа по картине.
— Устно опишите картину.
— Есть ли сходство между богатырями?
VIII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
— Что было трудным?
— Что легко удавалось выполнить?
IX.Подведение итогов урока
— Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?
— Чем закончилась поездка богатыря?
— Чем вам понравилась картина В. Васнецова?
X.Домашнее задание: Найти материал о Сергии Радонежском.
infourok.ru
Герой былины — защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри»
Урок 9.
Герой былины — защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри»
Цели: обогатить знания о былинах; учить делить текст на части, понимать исторический текст, составлять рассказ о былинном герое, рассказ по картине, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления при- чинно-следственных связей, построения рассуждений, К — ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения;
личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ, целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Оборудование: выставка книг по теме урока, репродукция картины В. Васнецова «Богатыри».
Ход урока
Организационный момент
Речевая разминка. Сообщение темы и постановка целей урока
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь — не шатается!
И века простоит, не шелохнется!
Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, скороговоркой, выразительно).
Какие чувства возникли у вас при чтении?
Определите задачи урока, прочитав название темы.
Проверка домашнего задания
Вы должны были поделить текст на части. Сколько частей у вас получилось? (Дети могут дать различные ответы.)
Что ж, при проверке мы узнаем, кто же был прав. С кем-то мы согласимся, а с кем-то, может быть, и нет.
(Учащиеся зачитывают планы по своим записям в рабочих тетрадях.)
Обсудите с другом, каково значение трех поездок Ильи Муромца для Русского государства.
Прочитайте последние строчки былины. Как они помогают понять характер героя?
Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем новую запись?
Как относился Илья Муромец к предсказаниям?
Приведите примеры троекратного повтора.
Расскажите об Илье Муромце. Какие опорные слова могут в этом помочь? (Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, хитрый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию.)
(Ученики составляют рассказ об Илье Муромце.)
Физкультминутка
Работа по теме урока
Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри». Расскажите, что вы на ней видите.
Послушайте рассказ о том, как она создавалась.
(Рассказ учителя или заранее подготовленных учащихся.)
История мировой живописи знает немного картин, созданию которых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни. В числе таких картин «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова.
Много лет работал замечательный художник над этим знаменитым полотном, выразившим наиболее полно лучшие стороны его огромного дарования.
Еще в раннем детстве, затаив дыхание, с трепетным волнением вслушивался будущий художник в героические сказания, богатырские былины и волшебные сказки. Образы национального фольклора глубоко запали в душу ребенка, завладели его фантазией, стали как бы частицей его поэтической натуры.
Эти настроения и чувства поддерживали и питали величественная, со сказочным оттенком, суровая природа родного Вятского края с ее дремучими, непроходимыми лесами, бытовой уклад, бережно хранивший давние предания и отголоски старины. С живым интересом приглядывался юный Васнецов к народным обрядам и к обычаям своих земляков.
Позднее, уже в Петербурге, в Академии художеств, углублению и развитию этого страстного интереса молодого художника к родной старине и к прошлому своего народа способствовало общее увлечение историей, народным бытом и искусством, характерное для I860-1870-х гг. В это время собиратель русского фольклора Афанасьев опубликовал свои собрания народных сказок, песен и былин, композиторы Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков создали гениальные переложения народного песенного творчества.
Уже в 1871 г. В. Васнецов сделал первый набросок картин карандашом.
В последующие годы художник не раз снова и снова подступал к излюбленной теме и разрабатывал эскизы для будущей картины. В 1876 г. Васнецов написал маслом Алешу Поповича с бородой и делал этюды с натуры для Ильи Муромца, а в 1882 и 1883 гг. с увлечением работал над пейзажными этюдами, которые потом использовал для картины.
«Я всегда был убежден, — говорил В.М. Васнецов, — что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства, в сказке, песне, былине, драме сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с прошлым, настоящим, а может быть, и будущим. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».
Васнецов был преданным сыном своего народа, он страстно любил историю родной страны и гордился ею. Он призывал художников с возможным совершенством и полнотой изобразить и выразить «красоту, мощь и смысл наших родных образов, нашей русской природы и человека нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу веру» и суметь «в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее».
Свое глубочайшее художественное проникновение в сущность народного характера он мастерски выразил в могучих образах трех славных русских богатырей.
Уже работа над предшествующими картинами «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880) и «Витязь на распутье» (1882) дала Васнецову большой опыт художественной разработки образов родной истории. Но, несмотря на многие блестящие опьггы воплощения в живописных образах былинно-эпических сюжетов, «Богатыри» потребовали от В.М. Васнецова огромного творческого напряжения.
Один из близких друзей художника — жена С.И. Мамонтова, Елизавета Григорьевна, — писала из Абрамцева летом 1881 г.: «Васнецов весь ушел в своих “Богатырей”, его видим только по вечерам, он очень усердно пишет».
В следующем году Васнецов сообщает своему почитаемому учителю П.П. Чистякову: «Картина моя “Богатыри” — Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого. Фигуры почти в натуру — удачнее других мне кажется Илья. Хотелось бы вам показать начало — исполнять такую картину, ох, дело нелегкое. Хотелось бы сделать дело добросовестно, а удастся ли?»
Для образного воплощения любимых народом героев Васнецов сумел найти такие художественные решения, которые сделали непререкаемо, непреложно живыми и Илью Муромца «из-под славного города из-под Мурома», и «сына богатого гостя Рязанского» Добрыню Никитича, и Алешу Поповича, «что из красна-города из Ростова». Образы всех троих правдивы, глубоко человечны, раскрыты в своем индивидуальном своеобразии.
Могучей, непоколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему. Через такую заставу, полную величавого спокойствия, мужества, сознания мощи, отваги, правоты своего дела и готовности отдать жизнь за любимую родину, не пройдет ни человек, не пролетит и птица из-за рубежа.
Непреоборимой силой веет от богатырей. Они полны народной красоты, в них неукротимый дух народа, готового в любую минуту все отдать за честь и свободу родной земли.
В каждом из богатырей художник сумел воплотить лучшие, типические черты русского характера, русской силы и доблести. Величавое спокойствие, идущее от сознания богатырями своей правоты и силы, насыщает всю картину. Кони под могучими всадниками под стать седокам — могучие, бесстрашные, смело и зорко глядят они с полотна.
Очень хорош — в полном и гармоничном сочетании с фигурами богатырей — пейзаж картины, необозримо просторный, с клубящимися в небе тяжелыми облаками, весь как бы насыщенный ветром, пригибающим травы и развевающим буйные гривы лошадей.
Мельчайшие, написанные с предельным тщанием и археологической достоверностью детали картины — одежда богатырей, их вооружение, убранство коней — подчинены общей идее произведения и, не отвлекая внимания в сторону «археологии», лишь усиливают общее впечатление полнейшей жизненной и исторической правдивости этого подлинно народного полотна.
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
Подведение итогов урока
Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?
Чем закончилась поездка богатыря?
Чем вам понравилась картина В. Васнецова?
Домашнее задание
infourok.ru
1 (68).docx — Герой былины
Расскажите об Илье Муромце. Какие опорные слова могут в этом помочь? (Смелый,
мужественный, мудрый, умный, справедливый, хитрый, сильный, добрый,
бескорыстный, способный к состраданию.)
(Ученики составляют рассказ об Илье Муромце.)
Физкультминутка
IV.
Работа по теме урока
Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри». Расскажите, что вы на
ней видите.
Послушайте рассказ о том, как она создавалась.
(Рассказ учителя или заранее подготовленных учащихся.)
История мировой живописи знает немного картин, созданию которых художник
посвящал бы значительную часть своей творческой жизни. В числе таких картин «Богатыри»
Виктора Михайловича Васнецова.
Много лет работал замечательный художник над этим знаменитым полотном,
выразившим наиболее полно лучшие стороны его огромного дарования.
Еще в раннем детстве, затаив дыхание, с трепетным волнением вслушивался будущий
художник в героические сказания, богатырские былины и волшебные сказки. Образы
национального фольклора глубоко запали в душу ребенка, завладели его фантазией, стали как
бы частицей его поэтической натуры.
Эти настроения и чувства поддерживали и питали величественная, со сказочным
оттенком, суровая природа родного Вятского края с ее дремучими, непроходимыми лесами,
бытовой уклад, бережно хранивший давние предания и отголоски старины. С живым
интересом приглядывался юный Васнецов к народным обрядам и к обычаям своих земляков.
Позднее, уже в Петербурге, в Академии художеств, углублению и развитию этого
страстного интереса молодого художника к родной старине и к прошлому своего народа
способствовало общее увлечение историей, народным бытом и искусством, характерное для
I8601870х гг. В это время собиратель русского фольклора Афанасьев опубликовал свои со
брания народных сказок, песен и былин, композиторы Балакирев, Бородин, Мусоргский,
РимскийКорсаков создали гениальные переложения народного песенного творчества.
Уже в 1871 г. В. Васнецов сделал первый набросок картин карандашом.
В последующие годы художник не раз снова и снова подступал к излюбленной теме и
разрабатывал эскизы для будущей картины. В 1876 г. Васнецов написал маслом Алешу
Поповича с бородой и делал этюды с натуры для Ильи Муромца, а в 1882 и 1883 гг. с
увлечением работал над пейзажными этюдами, которые потом использовал для картины.
«Я всегда был убежден, — говорил В.М. Васнецов, — что в жанровых и исторических
картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства, в сказке, песне,
былине, драме сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с прошлым, настоящим,
а может быть, и будущим. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего
детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».
Васнецов был преданным сыном своего народа, он страстно любил историю родной
страны и гордился ею. Он призывал художников с возможным совершенством и полнотой
изобразить и выразить «красоту, мощь и смысл наших родных образов, нашей русской
природы и человека нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу
веру» и суметь «в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее».
Свое глубочайшее художественное проникновение в сущность народного характера он
мастерски выразил в могучих образах трех славных русских богатырей.
Уже работа над предшествующими картинами «После побоища Игоря Святославича с
половцами» (1880) и «Витязь на распутье» (1882) дала Васнецову большой опыт
художественной разработки образов родной истории. Но, несмотря на многие блестящие
znanio.ru
Герой былины – защитник Русского государства. Картина В.М. Васнецова «Богатыри»
Урок литературного чтения в 4 классе
Герой былины – защитник русского государства.Картина В.М. Васнецова «Богатыри»
Тип урока: развитие речи.
Цель урока: научить рассказывать о картине, давать характеристику героям по плану и опорным словам.
Задачи:
учить определять учебную задачу урока, планировать ее выполнение, осуществлять самоконтроль;
учить описанию картины.
Планируемые результаты
Предметные:
рассказывать о картине в форме устного сочинения;
составлять характеристику героя по плану и опорным словам.
Метапредметные:
определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;
извлекать информацию на основе репродукции картины;
оценивать результат своей работы на уроке.
Личностные:
осмысливать произведение живописи как отражение истории Русского государства;
проявлять интерес к произведениям русских художников.
Межпредметные связи:
Окружающий мир, темы «Во времена Древней Руси», «Из книжной сокровищницы Древней Руси»;
Музыка, тема «Святые земли Русской. Илья Муромец» «Богатырская симфония» А.Бородин.
Ресурсы урока: Учебник, ч.1, с. 33 – 34; выставка книг с былинами о русских богатырях; мультимедийная презентация, ИД, компьютер; карточки с опорными словами.
Ход урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
Организационный момент
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
И.С. Никитин «Русь»
Предлагает учащимся ответить на вопрос, какие чувства они испытали, слушая это стихотворение?
Актуализация опорных знаний
Кто за … горой, тот настоящий герой.
… -мать, умей за нее постоять.
Одна у человека мать, одна у него и … .
Предлагает назвать синонимы к слову «родина».
Предлагает ответить на вопрос: как называли на Руси защитника Родины, наделенного силой и доблестью?
Предлагает назвать русских богатырей и рассказать об их подвигах.
Предлагает рассмотреть книги на выставке и классифицировать их по группам (былины об Илье Муромце, о Добрыне Никитиче, об Алеше Поповиче и других богатырях).
Предлагает учащимся разгадать кроссворд «Богатыри» (Слайды 2 – 18)
Русская народная эпическая песня – сказание о богатырях, защитниках родной земли. (Былина)
Богатыря прозвали так, потому что он родом из этого города. Что это за город? (Муром)
В каком городе родился богатырь Добрыня Никитич? (Рязань)
Из-за сопок и полей Покатился некий зверь. В ноздри он дышал огнём, Ночью стало, словно днём. Он украл Забаву, Потащил в дубраву. (Змей)
Город, в котором родился Алёша Попович. (Ростов)
Он ввалился на княжеский пир без приглашения. С ним бился богатырь Алёша Попович. (Тугарин)
Князь, которому служили наши богатыри. (Владимир)
Художник, который написал картины о богатырях. (Васнецов)
Называют синонимы к слову «родина» — Отечество, отчизна.
Отвечают на вопрос, что защитников Родины на Руси называли богатырями.
Называют русских богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича, Микулу Селяниновича, рассказывают, что все они сражались с врагами земли Русской – с Соловьем-разбойником, Тугарином Змеевичем, Змеем Огненным.
Рассматривают книги на выставке и распределяют их по группам в зависимости от героя былины.
Мотивация познавательной деятельности
Предлагает рассмотреть репродукцию картины на стр. 34 учебника, прочитать название картины и имя автора.
Предлагает назвать другие картины В.М. Васнецова и сказать, что их объединяет.
Определяют, что на стр. 34 представлена репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».
Называют картины «Витязь на распутье», «Иван-царевич на Сером волке», «Алёнушка». Отмечают, что герои картин – сказочные персонажи.
Определяют тему урока – описание картины В.М. Васнецова «Богатыри».
Учебные задачи:
— научиться составлять рассказ по картине;
— научиться характеризовать героев картины, работать по плану;
— оценивать свою работу на уроке.
Организация познавательной деятельности
Предлагает в парах составить рассказ о богатырях на основе картины (как они изображены, какой характер отражается). Для этого предлагает карточки с планом описания и опорными словами.
План
Внешность и одежда богатыря.
Вооружение богатыря.
Боевой конь.
Предлагает выслушать рассказы учащихся о богатырях.
Предлагает познакомиться с описанием богатырей (Слайды 22 – 24)
Обращает внимание на краски, используемые для изображения природы на картине: черные тучи, как собирающиеся на бой враги; степная трава-ковыль шелестит, будто рассказывает о предстоящих или будущих сражениях.
Называют: Илья Муромец – сильный, спокойный, мужественный; Добрыня Никитич – сильный, умный, мужественный, добропорядочный; Алеша Попович – ловкий, хитрый, изворотливый.
1-й ряд – рассказ об Илье Муромце;
2-й ряд – рассказ о Добрыне Никитиче;
3-й ряд – рассказ об Алеше Поповиче.
Илья Муромец прост и могуч. У него мужественное лицо, движения неторопливы и уверенны.
На Илье Муромце кольчуга богатырская, на голове шлем. На правой руке, поднятой к глазам, он держит тяжелую палицу, будто не замечая ее веса. Щит у него на плече, огромное копье еще не взято наперевес, но уже зорко смотрит он вокруг.
У Ильи Муромца могучий вороной конь, он уже готов к битве: стоит спокойно и ждет приказания хозяина.
Добрыня Никитич изображен по правую руку от Ильи Муромца. Он знатного происхождения, тонкие черты лица подчеркивают его знатность и культуру. На Добрыне нарядный кафтан и красиво сплетенная кольчуга, в руках он держит красный щит.
Добрыня уже вынимает свой меч из золотых ножен, щит на грудь завел, ногу в стремена вдел: рвется в бой.
У Добрыни красивый белый конь, он поднял голову и смотрит вперед. Много раз конь и хозяин побеждали, не зря на его сбруе прикреплены три золотых полумесяца, которые означают победу над врагом-татарином.
Алеша Попович – самый младший из богатырей. Он лукавый и смекалистый, ловкий и находчивый. На картине Алеша смотрит вдаль и хитро улыбается. Одет он в кольчугу, под ней разноцветный кафтан. На голове у Алеши красуется шлем. Вооружение его невелико – только лук и стрелы. Но Алеша готов идти не только в бой, но и взять гусли, висящие за спиной, и спеть что-нибудь веселое.
Конь Алёши опустил голову, пытается щипать траву, чтобы не мешать своему хозяину целиться из лука.
Физкультминутка
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Составление рассказа по картине
Предлагает подумать и ответить на вопрос, есть ли сходство между богатырями?
Подводит итог ответам учащихся.
Все богатыри мужественны, сплоченны. Они будут сражаться за Родину до последней капли крови. И пока есть на земле такие богатыри, как Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, будет жива Русь.
Описывают устно картину.
Отвечают на вопрос, что все богатыри – защитники Русской земли. Все они смелые, дружные и справедливые.
Итог урока. Рефлексия
На уроке мне особенно запомнилось …
Мне было интересно …
Мне показалось трудным задание …
Мне еще нужно научиться …
Домашнее задание
Подготовить устное сочинение по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье».
infourok.ru
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Герой былины – защитник Русского государства. Картина В.М. Васнецова «Богатыри»
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: Герой былины – защитник русского государства. Картина В.М. Васнецова «Богатыри» Тип урока: развитие речи.
Цель урока: научить рассказывать о картине, давать характеристику героям по плану и опорным словам.
Задачи:
учить определять учебную задачу урока, планировать ее выполнение, осуществлять самоконтроль;
учить описанию картины.
Планируемые результаты
Предметные:
рассказывать о картине в форме устного сочинения;
составлять характеристику героя по плану и опорным словам. Метапредметные:
определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;
извлекать информацию на основе репродукции картины;
оценивать результат своей работы на уроке. Личностные:
осмысливать произведение живописи как отражение истории Русского государства;
проявлять интерес к произведениям русских художников.
Межпредметные связи:
Окружающий мир, темы «Во времена Древней Руси», «Из книжной сокровищницы Древней Руси»;
Музыка, тема «Святые земли Русской. Илья Муромец» «Богатырская симфония» А.Бородин.
Ресурсы урока: Учебник, ч.1, с. 33 – 34; выставка книг с былинами о русских богатырях; мультимедийная презентация, ИД, компьютер; карточки с опорными словами.
Ход урока
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихсяОрганизационный момент
Предлагает послушать стихотворение в сопровождении отрывка из вступления к «Богатырской симфонии» А. Бородина.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
И.С. Никитин «Русь»
Предлагает учащимся ответить на вопрос, какие чувства они испытали, слушая это стихотворение? Слушают музыку и строчки стихотворения, эмоционально готовятся к восприятию учебного материала.
Отвечают на вопрос, что испытывают чувство гордости за свою Родину.
Актуализация опорных знаний
Предлагает учащимся дополнить пословицы подходящими по смыслу словами:
Кто за … горой, тот настоящий герой.
… -мать, умей за нее постоять.
Одна у человека мать, одна у него и … .Предлагает назвать синонимы к слову «родина».
Предлагает ответить на вопрос: как называли на Руси защитника Родины, наделенного силой и д
schoolfiles.net
Презентация к уроку (чтение, 4 класс) по теме: Презентация «Богатыри земли русской»
Слайд 1
Богатыри земли русской Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли.Слайд 2
Богатыри — это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, стойкости, отваги, наделенные необыкновенным умом и смекалкой. Виктор Васнецов «Богатыри на конях.» 1896.
Слайд 3
За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Константин Васильев «Русский витязь»
Слайд 4
Сказитель так и говорил: Расскажу я вам про дела старые, Да про старые, про бывалые, Да про битвы, да про сражения, Да про подвиги богатырские !
Слайд 5
Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
Слайд 6
Андрей Рябушкин «Микула Селянинович», 1895г. МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ Он представитель земледельческого быта, обладающий не количественной, как Святогор, а качественной силой, которую можно назвать выносливостью. Былина о нём так говорит: Он одной рукой камень вывернет, А двумя – то руками быка свалит, Зовут его Микула Селянинович. Микула Селянинович помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?» Встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.
Слайд 7
Георгий Юдин Микула Селянинович и Святогор. Константин Васильев «Встреча Вольги и Микулы Селяниновича»
Слайд 8
Андрей Рябушкин «Волга Всеславьевич или Волх Всеславич », 1895 г. Основные былины о Вольге рассказывают о его чудесном рождении от змея, походе в Индию и противоборстве с Микулой Селяниновичем. Вольга Святославович, оборотень и охотник, относится к числу самых древнейших богатырей. ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ
Слайд 9
Константин Васильев «Вольга Святославович»
Слайд 10
Самые известные былинные богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. В.М.Васнецова «Богатыри».
Слайд 11
— представитель всех русских богатырей и в глазах народа является представителем крестьянского сословия. Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри, но сила эта не количественна, а качественна, причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ Н.Каразин Иллюстрация к былине «Илья Муромец» Илья просит благословение у родителей на службу князю Владимирую.
Слайд 12
Памятник Илье Муромцу в Муроме.
Слайд 13
Андрей Рябушкин «Алёша Попович», 1895 г. Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитычем: он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти совершенно сходны друг с другом. АЛЁША ПОПОВИЧ
Слайд 14
Виктор Васнецов « Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» 1913—1918 г. — он стрелец и боец отличный, на речах разумен, в жизни был тихий и спокойный. Добрыню Никитича уже давно многие сопоставляли с летописным Добрыней, дядей Владимира, и считали его представителем высшего русского общества, типом князя-дружинника. ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ
Слайд 15
Виктор Васнецов «Богатырь» 1878. – Защищать свою Родину, беречь её. — — Защищать слабых, бедных, стариков и детей. — Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. — Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину. Завет богатырей к нам, своим потомкам:
Слайд 16
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается! И века простоит – не шелохнётся! А преданья старины Забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава русской стороне!
nsportal.ru
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме «Герой былины — защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри»
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме
«Герой былины — защитник Русского государства.
Картина В. Васнецова «Богатыри»
Тип урока: развитие речи.
Цели: обогатить знания о былинах; учить делить текст на части, понимать исторический текст, составлять рассказ о былинном герое, рассказ по картине, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты
Предметные:
рассказывать о картине в форме устного сочинения;
составлять характеристику героя по плану и опорным словам.
Метапредметные:
определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;
извлекать информацию на основе репродукции картины;
оценивать результат своей работы на уроке.
Личностные:
осмысливать произведение живописи как отражение истории Русского государства;
проявлять интерес к произведениям русских художников.
Межпредметные связи:
Окружающий мир, темы «Во времена Древней Руси», «Из книжной сокровищницы Древней Руси»;
Музыка, тема «Святые земли Русской. Илья Муромец» «Богатырская симфония» А.Бородин.
Ресурсы урока: Учебник, ч.1, с. 33 – 34; выставка книг с былинами о русских богатырях; мультимедийная презентация, ИД, компьютер; карточки с опорными словами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка. Сообщение темы и постановка целей урока
— Прочитайте самостоятельно.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь — не шатается!
И века простоит, не шелохнется!
— Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, скороговоркой, выразительно).
— Какие чувства возникли у вас при чтении?
— Определите задачи урока, прочитав название темы.
III. Проверка домашнего задания
— Вы должны были поделить текст на части. Сколько частей у вас получилось? (Дети могут дать различные ответы.)
Что ж, при проверке мы узнаем, кто же был прав. С кем-то мы согласимся, а с кем-то, может быть, и нет.(Учащиеся зачитывают планы по своим записям в рабочих тетрадях.)
— Обсудите с другом, каково значение трех поездок Ильи Муромца для Русского государства.
— Прочитайте последние строчки былины. Как они помогают понять характер героя?
— Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем нов
univerfiles.com