cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Герой былины защитник русского государства картина в васнецова богатыри – Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме «Герой былины

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме «Герой былины

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме

«Герой былины — защитник Русского государства.

Картина В. Васнецова «Богатыри»

Тип урока: развитие речи.

Цели: обогатить знания о былинах; учить делить текст на части, понимать исторический текст, составлять рассказ о былинном герое, рассказ по картине, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты

Предметные:

рассказывать о картине в форме устного сочинения;

составлять характеристику героя по плану и опорным словам.

Метапредметные:

определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

извлекать информацию на основе репродукции картины;

оценивать результат своей работы на уроке.

Личностные:

осмысливать произведение живописи как отражение истории Русского государства;

проявлять интерес к произведениям русских художников.

Межпредметные связи:

Окружающий мир, темы «Во времена Древней Руси», «Из книжной сокровищницы Древней Руси»;

Музыка, тема «Святые земли Русской. Илья Муромец» «Богатырская симфония» А.Бородин.

Ресурсы урока: Учебник, ч.1, с. 33 – 34; выставка книг с былинами о русских богатырях; мультимедийная презентация, ИД, компьютер; карточки с опорными словами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка. Сообщение темы и постановка целей урока

— Прочитайте самостоятельно.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь — не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

— Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, скороговоркой, выразительно).

— Какие чувства возникли у вас при чтении?

— Определите задачи урока, прочитав название темы.

III. Проверка домашнего задания

— Вы должны были поделить текст на части. Сколько частей у вас получилось? (Дети могут дать различные ответы.)

Что ж, при проверке мы узнаем, кто же был прав. С кем-то мы согласимся, а с кем-то, может быть, и нет.(Учащиеся зачитывают планы по своим записям в рабочих тетрадях.)

— Обсудите с другом, каково значение трех поездок Ильи Муромца для Русского государства.

— Прочитайте последние строчки былины. Как они помогают понять характер героя?

— Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем новую запись?

— Как относился Илья Муромец к предсказаниям?

— Приведите примеры троекратного повтора.

— Расскажите об Илье Муромце. Какие опорные слова могут в этом помочь? (Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, хитрый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию.) (Ученики составляют рассказ об Илье Муромце.)

IV. Физкультминутка.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

V. Работа по теме урока.

— Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри». Расскажите, что вы на ней видите!

— Послушайте рассказ о том, как она создавалась.

Рассказ учителя: История мировой живописи знает немного картин, созданию которых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни. В числе таких картин «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова.

Много лет работал замечательный художник над этим знаменитым полотном, выразившим наиболее полно лучшие стороны его огромного дарования.

Еще в раннем детстве, затаив дыхание, с трепетным волнением вслушивался будущий художник в героические сказания, богатырские бытии и волшебные сказки. Образы национального фольклора глубоко запали в душу ребенка, завладели его фантазией, стали как бы частицей его поэтической натуры.

Эти настроения и чувства поддерживали и питали величественная, со сказочным оттенком, суровая природа родного Вятского края с ее дремучими, непроходимыми лесами, бытовой уклад, бережно хранивший давние предания и отголоски старины. С живым интересом приглядывался юный Васнецов к народным обрядам и к обычаям своих земляков. Позднее, уже в Петербурге, в Академии художеств, углублению и развитию этого страстного интереса молодого художника к родной старине и прошлому своего народа способствовало общее увлечение историей, народным бытом и искусством, характерное для I860—1870-х гг. В это время собиратель русского фольклора Афанасьев опубликовал свои собрания народных сказок, песен и былин, композиторы Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков создали гениальные переложения народного песенного творчества.

Уже в 1871 г. В. Васнецов сделал первый набросок картин карандашом. В последующие годы художник не раз снова и снова подступал к излюбленной теме и разрабатывал эскизы для будущей картины. В 1876 г. Васнецов написал маслом Алешу Поповича с бородой и делал этюды с натуры для Ильи Муромца, а в 1882 и 1883 гг. с увлечением работал над пейзажными этюдами, которые потом использовал для картины.

«Я всегда был убежден, — говорил В.М. Васнецов, — что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства, в сказке, песне, былине, драме сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с прошлым, настоящим, а может быть и будущим. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».

Васнецов был преданным сыном своего народа, он страстно любил историю родной страны и гордился ею. Он призывал художников с возможным совершенством и полнотой изобразить и выразить «красоту, мощь и смысл наших родных образов, нашей русской природы и человека нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу веру» и суметь «в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее».

Свое глубочайшее художественное проникновение в сущность народного характера он мастерски выразил в могучих образах трех славных русских богатырей.

Уже работа над предшествующими картинами «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880) и «Витязь на распутье» (1882) дала Васнецову большой опыт художественной разработки образов родной истории. Но, несмотря на многие блестящие опыты воплощения в живописных образах былинно-эпических сюжетов, «Богатыри» потребовали от В.М. Васнецова огромного творческого напряжения.

Один из близких друзей художника — жена СИ. Мамонтова, Елизавета Григорьевна, — писала из Абрамцева летом 1881 г.: «Васнецов весь ушел в своих «Богатырей», его видим только по вечерам, он очень усердно пишет».

В следующем году Васнецов сообщает своему почитаемому учителю П.П. Чистякову: «Картина моя «Богатыри» — Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого. Фигуры почти в натуру — удачнее других мне кажется Илья. Хотелось бы вам показать начало — исполнять такую картину, ох, дело нелегкое. Хотелось бы сделать дело добросовестно, а удастся ли?»

Для образного воплощения любимых народом героев Васнецов сумел найти такие художественные решения, которые сделали непререкаемо, непреложно живыми и Илью Муромца «из-под славного города из-под Мурома», и «сына богатого гостя Рязанского» Добрыню Никитича, и Алешу Поповича, «что из красна-города из Ростова». Образы всех троих правдивы, глубоко человечны, раскрыты в своем индивидуальном своеобразии.

Могучей, непоколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему. Через такую заставу, полную величавого спокойствия, мужества, сознания мощи, отваги, правоты своего дела и готовности отдать жизнь за любимую родину, не пройдет ни человек, не пролетит и птица из-за рубежа.

Непреоборимой силой веет от богатырей. Они полны народной красоты, в них неукротимый дух народа, готового в любую минуту все отдать за честь и свободу родной земли.

В каждом из богатырей художник сумел воплотить лучшие, типические черты русского характера, русской силы и доблести. Величавое спокойствие, идущее от сознания богатырями своей правоты и силы, насыщает всю картину. Кони под могучими всадниками под стать седокам — могучие, бесстрашные, смело и зорко глядят они с полотна.

Очень хорош — в полном и гармоничном сочетании с фигурами богатырей — пейзаж картины, необозримо просторный, с клубящимися в небе тяжелыми облаками, весь как бы насыщенный ветром, пригибающим травы и развевающим буйные гривы лошадей.

Мельчайшие, написанные с предельным тщанием достоверностью детали картины — одежда богатырей убранство коней — подчинены общей идее произведения и, не внимания в сторону «археологии», лишь усиливают полнейшей жизненной и исторической правдивости этого родного полотна.

VI. Организация познавательной деятельности.

  • Назовите богатырей на картине В.М. Васнецова и скажите, какими чертами характера они обладают.

  • В парах составьте рассказ о богатырях на основе картины (как они изображены, какой характер отражается). Для этого предлагаю карточки с планом описания и опорными словами.

План

  1. Внешность и одежда богатыря.

  2. Вооружение богатыря.

  3. Боевой конь.

Выступления учащихся.

1.Илья Муромец прост и могуч. У него мужественное лицо, движения неторопливы и уверенны.

На Илье Муромце кольчуга богатырская, на голове шлем. На правой руке, поднятой к глазам, он держит тяжелую палицу, будто не замечая ее веса. Щит у него на плече, огромное копье еще не взято наперевес, но уже зорко смотрит он вокруг.

У Ильи Муромца могучий вороной конь, он уже готов к битве: стоит спокойно и ждет приказания хозяина.

2.Добрыня Никитич изображен по правую руку от Ильи Муромца. Он знатного происхождения, тонкие черты лица подчеркивают его знатность и культуру. На Добрыне нарядный кафтан и красиво сплетенная кольчуга, в руках он держит красный щит.

Добрыня уже вынимает свой меч из золотых ножен, щит на грудь завел, ногу в стремена вдел: рвется в бой.

У Добрыни красивый белый конь, он поднял голову и смотрит вперед. Много раз конь и хозяин побеждали, не зря на его сбруе прикреплены три золотых полумесяца, которые означают победу над врагом-татарином.

3.Алеша Попович – самый младший из богатырей. Он лукавый и смекалистый, ловкий и находчивый. На картине Алеша смотрит вдаль и хитро улыбается. Одет он в кольчугу, под ней разноцветный кафтан. На голове у Алеши красуется шлем. Вооружение его невелико – только лук и стрелы. Но Алеша готов идти не только в бой, но и взять гусли, висящие за спиной, и спеть что-нибудь веселое.

Конь Алёши опустил голову, пытается щипать траву, чтобы не мешать своему хозяину целиться из лука.

VII. Составление рассказа по картине.

— Устно опишите картину.

— Есть ли сходство между богатырями?

VIII. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

— Что было трудным?

— Что легко удавалось выполнить?

IX.Подведение итогов урока

— Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?

— Чем закончилась поездка богатыря?

— Чем вам понравилась картина В. Васнецова?

X.Домашнее задание: Найти материал о Сергии Радонежском.

infourok.ru

Герой былины — защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри»

Урок 9.

Герой былины — защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри»

Цели: обогатить знания о былинах; учить делить текст на части, понимать исторический текст, составлять рассказ о былинном герое, рассказ по картине, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;

метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления при- чинно-следственных связей, построения рассуждений, К — ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения;

личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ, целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Оборудование: выставка книг по теме урока, репродукция картины В. Васнецова «Богатыри».

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Речевая разминка. Сообщение темы и постановка целей урока

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь — не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

  • Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, скороговоркой, выразительно).

  • Какие чувства возникли у вас при чтении?

  • Определите задачи урока, прочитав название темы.

  1. Проверка домашнего задания

  • Вы должны были поделить текст на части. Сколько частей у вас получилось? (Дети могут дать различные ответы.)

  • Что ж, при проверке мы узнаем, кто же был прав. С кем-то мы согласимся, а с кем-то, может быть, и нет.

  • (Учащиеся зачитывают планы по своим записям в рабочих тетрадях.)

  • Обсудите с другом, каково значение трех поездок Ильи Муромца для Русского государства.

  • Прочитайте последние строчки былины. Как они помогают понять характер героя?

  • Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем новую запись?

  • Как относился Илья Муромец к предсказаниям?

  • Приведите примеры троекратного повтора.

  • Расскажите об Илье Муромце. Какие опорные слова могут в этом помочь? (Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, хитрый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию.)

(Ученики составляют рассказ об Илье Муромце.)

Физкультминутка

  1. Работа по теме урока

  • Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри». Расскажите, что вы на ней видите.

  • Послушайте рассказ о том, как она создавалась.

  • (Рассказ учителя или заранее подготовленных учащихся.)

История мировой живописи знает немного картин, созданию которых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни. В числе таких картин «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова.

Много лет работал замечательный художник над этим знаменитым полотном, выразившим наиболее полно лучшие стороны его огромного дарования.

Еще в раннем детстве, затаив дыхание, с трепетным волнением вслушивался будущий художник в героические сказания, богатырские былины и волшебные сказки. Образы национального фольклора глубоко запали в душу ребенка, завладели его фантазией, стали как бы частицей его поэтической натуры.

Эти настроения и чувства поддерживали и питали величественная, со сказочным оттенком, суровая природа родного Вятского края с ее дремучими, непроходимыми лесами, бытовой уклад, бережно хранивший давние предания и отголоски старины. С живым интересом приглядывался юный Васнецов к народным обрядам и к обычаям своих земляков.

Позднее, уже в Петербурге, в Академии художеств, углублению и развитию этого страстного интереса молодого художника к родной старине и к прошлому своего народа способствовало общее увлечение историей, народным бытом и искусством, характерное для I860-1870-х гг. В это время собиратель русского фольклора Афанасьев опубликовал свои собрания народных сказок, песен и былин, композиторы Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков создали гениальные переложения народного песенного творчества.

Уже в 1871 г. В. Васнецов сделал первый набросок картин карандашом.

В последующие годы художник не раз снова и снова подступал к излюбленной теме и разрабатывал эскизы для будущей картины. В 1876 г. Васнецов написал маслом Алешу Поповича с бородой и делал этюды с натуры для Ильи Муромца, а в 1882 и 1883 гг. с увлечением работал над пейзажными этюдами, которые потом использовал для картины.

«Я всегда был убежден, — говорил В.М. Васнецов, — что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства, в сказке, песне, былине, драме сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с прошлым, настоящим, а может быть, и будущим. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».

Васнецов был преданным сыном своего народа, он страстно любил историю родной страны и гордился ею. Он призывал художников с возможным совершенством и полнотой изобразить и выразить «красоту, мощь и смысл наших родных образов, нашей русской природы и человека нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу веру» и суметь «в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее».

Свое глубочайшее художественное проникновение в сущность народного характера он мастерски выразил в могучих образах трех славных русских богатырей.

Уже работа над предшествующими картинами «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880) и «Витязь на распутье» (1882) дала Васнецову большой опыт художественной разработки образов родной истории. Но, несмотря на многие блестящие опьггы воплощения в живописных образах былинно-эпических сюжетов, «Богатыри» потребовали от В.М. Васнецова огромного творческого напряжения.

Один из близких друзей художника — жена С.И. Мамонтова, Елизавета Григорьевна, — писала из Абрамцева летом 1881 г.: «Васнецов весь ушел в своих “Богатырей”, его видим только по вечерам, он очень усердно пишет».

В следующем году Васнецов сообщает своему почитаемому учителю П.П. Чистякову: «Картина моя “Богатыри” — Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого. Фигуры почти в натуру — удачнее других мне кажется Илья. Хотелось бы вам показать начало — исполнять такую картину, ох, дело нелегкое. Хотелось бы сделать дело добросовестно, а удастся ли?»

Для образного воплощения любимых народом героев Васнецов сумел найти такие художественные решения, которые сделали непререкаемо, непреложно живыми и Илью Муромца «из-под славного города из-под Мурома», и «сына богатого гостя Рязанского» Добрыню Никитича, и Алешу Поповича, «что из красна-города из Ростова». Образы всех троих правдивы, глубоко человечны, раскрыты в своем индивидуальном своеобразии.

Могучей, непоколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему. Через такую заставу, полную величавого спокойствия, мужества, сознания мощи, отваги, правоты своего дела и готовности отдать жизнь за любимую родину, не пройдет ни человек, не пролетит и птица из-за рубежа.

Непреоборимой силой веет от богатырей. Они полны народной красоты, в них неукротимый дух народа, готового в любую минуту все отдать за честь и свободу родной земли.

В каждом из богатырей художник сумел воплотить лучшие, типические черты русского характера, русской силы и доблести. Величавое спокойствие, идущее от сознания богатырями своей правоты и силы, насыщает всю картину. Кони под могучими всадниками под стать седокам — могучие, бесстрашные, смело и зорко глядят они с полотна.

Очень хорош — в полном и гармоничном сочетании с фигурами богатырей — пейзаж картины, необозримо просторный, с клубящимися в небе тяжелыми облаками, весь как бы насыщенный ветром, пригибающим травы и развевающим буйные гривы лошадей.

Мельчайшие, написанные с предельным тщанием и археологической достоверностью детали картины — одежда богатырей, их вооружение, убранство коней — подчинены общей идее произведения и, не отвлекая внимания в сторону «археологии», лишь усиливают общее впечатление полнейшей жизненной и исторической правдивости этого подлинно народного полотна.

  1. Рефлексия

  • Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?

  • Подведение итогов урока

  • Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?

  • Чем закончилась поездка богатыря?

  • Чем вам понравилась картина В. Васнецова?

  1. Домашнее задание

infourok.ru

1 (68).docx — Герой былины


Расскажите об Илье Муромце. Какие опорные слова могут в этом помочь? (Смелый,
мужественный, мудрый, умный, справедливый, хитрый, сильный, добрый,
бескорыстный, способный к состраданию.)
(Ученики составляют рассказ об Илье Муромце.)
Физкультминутка
IV.
Работа по теме урока
Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри». Расскажите, что вы на
ней видите.

 Послушайте рассказ о том, как она создавалась.

(Рассказ учителя или заранее подготовленных учащихся.)
История мировой живописи знает немного картин, созданию которых художник
посвящал бы значительную часть своей творческой жизни. В числе таких картин «Богатыри»
Виктора Михайловича Васнецова.
Много лет работал замечательный художник над этим знаменитым полотном,
выразившим наиболее полно лучшие стороны его огромного дарования.
Еще в раннем детстве, затаив дыхание, с трепетным волнением вслушивался будущий
художник в героические сказания, богатырские былины и волшебные сказки. Образы
национального фольклора глубоко запали в душу ребенка, завладели его фантазией, стали как
бы частицей его поэтической натуры.
Эти настроения и чувства поддерживали и питали величественная, со сказочным
оттенком, суровая природа родного Вятского края с ее дремучими, непроходимыми лесами,
бытовой уклад, бережно хранивший давние предания и отголоски старины. С живым
интересом приглядывался юный Васнецов к народным обрядам и к обычаям своих земляков.
Позднее, уже в Петербурге, в Академии художеств, углублению и развитию этого
страстного интереса молодого художника к родной старине и к прошлому своего народа
способствовало общее увлечение историей, народным бытом и искусством, характерное для
I860­1870­х гг. В это время собиратель русского фольклора Афанасьев опубликовал свои со­
брания народных сказок, песен и былин, композиторы Балакирев, Бородин, Мусоргский,
Римский­Корсаков создали гениальные переложения народного песенного творчества.
Уже в 1871 г. В. Васнецов сделал первый набросок картин карандашом.
В последующие годы художник не раз снова и снова подступал к излюбленной теме и
разрабатывал эскизы для будущей картины. В 1876 г. Васнецов написал маслом Алешу
Поповича с бородой и делал этюды с натуры для Ильи Муромца, а в 1882 и 1883 гг. с
увлечением работал над пейзажными этюдами, которые потом использовал для картины.
«Я всегда был убежден, — говорил В.М. Васнецов, — что в жанровых и исторических
картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства, в сказке, песне,
былине, драме сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с прошлым, настоящим,
а может быть, и будущим. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего
детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».
Васнецов был преданным сыном своего народа, он страстно любил историю родной
страны и гордился ею. Он призывал художников с возможным совершенством и полнотой
изобразить и выразить «красоту, мощь и смысл наших родных образов, нашей русской
природы и человека нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу
веру» и суметь «в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее».
Свое глубочайшее художественное проникновение в сущность народного характера он
мастерски выразил в могучих образах трех славных русских богатырей.
Уже работа над предшествующими картинами «После побоища Игоря Святославича с
половцами» (1880) и «Витязь на распутье» (1882) дала Васнецову большой опыт
художественной разработки образов родной истории. Но, несмотря на многие блестящие

znanio.ru

Герой былины – защитник Русского государства. Картина В.М. Васнецова «Богатыри»

Урок литературного чтения в 4 классе

Герой былины – защитник русского государства.
Картина В.М. Васнецова «Богатыри»

Тип урока: развитие речи.

Цель урока: научить рассказывать о картине, давать характеристику героям по плану и опорным словам.

Задачи:

  • учить определять учебную задачу урока, планировать ее выполнение, осуществлять самоконтроль;

  • учить описанию картины.

Планируемые результаты

Предметные:

  • рассказывать о картине в форме устного сочинения;

  • составлять характеристику героя по плану и опорным словам.

Метапредметные:

  • определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

  • извлекать информацию на основе репродукции картины;

  • оценивать результат своей работы на уроке.

Личностные:

  • осмысливать произведение живописи как отражение истории Русского государства;

  • проявлять интерес к произведениям русских художников.

Межпредметные связи:

  • Окружающий мир, темы «Во времена Древней Руси», «Из книжной сокровищницы Древней Руси»;

  • Музыка, тема «Святые земли Русской. Илья Муромец» «Богатырская симфония» А.Бородин.

Ресурсы урока: Учебник, ч.1, с. 33 – 34; выставка книг с былинами о русских богатырях; мультимедийная презентация, ИД, компьютер; карточки с опорными словами.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Организационный момент

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

И.С. Никитин «Русь»

  • Предлагает учащимся ответить на вопрос, какие чувства они испытали, слушая это стихотворение?

  1. Актуализация опорных знаний

Кто за … горой, тот настоящий герой.

-мать, умей за нее постоять.

Одна у человека мать, одна у него и … .

  • Предлагает назвать синонимы к слову «родина».

  • Предлагает ответить на вопрос: как называли на Руси защитника Родины, наделенного силой и доблестью?

  • Предлагает назвать русских богатырей и рассказать об их подвигах.

  • Предлагает рассмотреть книги на выставке и классифицировать их по группам (былины об Илье Муромце, о Добрыне Никитиче, об Алеше Поповиче и других богатырях).

  • Предлагает учащимся разгадать кроссворд «Богатыри» (Слайды 2 – 18)

  1. Русская народная эпическая песня – сказание о богатырях, защитниках родной земли. (Былина)

  2. Богатыря прозвали так, потому что он родом из этого города. Что это за город? (Муром)

  3. В каком городе родился богатырь Добрыня Никитич? (Рязань)

  4. Из-за сопок и полей Покатился некий зверь. В ноздри он дышал огнём, Ночью стало, словно днём. Он украл Забаву, Потащил в дубраву. (Змей)

  5. Город, в котором родился Алёша Попович. (Ростов)

  6. Он ввалился на княжеский пир без приглашения. С ним бился богатырь Алёша Попович. (Тугарин)

  7. Князь, которому служили наши богатыри. (Владимир)

  8. Художник, который написал картины о богатырях. (Васнецов)

  • Называют синонимы к слову «родина» — Отечество, отчизна.

  • Отвечают на вопрос, что защитников Родины на Руси называли богатырями.

  • Называют русских богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича, Микулу Селяниновича, рассказывают, что все они сражались с врагами земли Русской – с Соловьем-разбойником, Тугарином Змеевичем, Змеем Огненным.

  • Рассматривают книги на выставке и распределяют их по группам в зависимости от героя былины.

  1. Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает рассмотреть репродукцию картины на стр. 34 учебника, прочитать название картины и имя автора.

  • Предлагает назвать другие картины В.М. Васнецова и сказать, что их объединяет.

  • Определяют, что на стр. 34 представлена репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

  • Называют картины «Витязь на распутье», «Иван-царевич на Сером волке», «Алёнушка». Отмечают, что герои картин – сказочные персонажи.

  • Определяют тему урока – описание картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Учебные задачи:

— научиться составлять рассказ по картине;

— научиться характеризовать героев картины, работать по плану;

— оценивать свою работу на уроке.

  1. Организация познавательной деятельности

  • Предлагает в парах составить рассказ о богатырях на основе картины (как они изображены, какой характер отражается). Для этого предлагает карточки с планом описания и опорными словами.

План

  1. Внешность и одежда богатыря.

  2. Вооружение богатыря.

  3. Боевой конь.

  • Предлагает выслушать рассказы учащихся о богатырях.

  • Предлагает познакомиться с описанием богатырей (Слайды 22 – 24)

  • Обращает внимание на краски, используемые для изображения природы на картине: черные тучи, как собирающиеся на бой враги; степная трава-ковыль шелестит, будто рассказывает о предстоящих или будущих сражениях.

  • Называют: Илья Муромец – сильный, спокойный, мужественный; Добрыня Никитич – сильный, умный, мужественный, добропорядочный; Алеша Попович – ловкий, хитрый, изворотливый.

1-й ряд – рассказ об Илье Муромце;

2-й ряд – рассказ о Добрыне Никитиче;

3-й ряд – рассказ об Алеше Поповиче.

Илья Муромец прост и могуч. У него мужественное лицо, движения неторопливы и уверенны.

На Илье Муромце кольчуга богатырская, на голове шлем. На правой руке, поднятой к глазам, он держит тяжелую палицу, будто не замечая ее веса. Щит у него на плече, огромное копье еще не взято наперевес, но уже зорко смотрит он вокруг.

У Ильи Муромца могучий вороной конь, он уже готов к битве: стоит спокойно и ждет приказания хозяина.

Добрыня Никитич изображен по правую руку от Ильи Муромца. Он знатного происхождения, тонкие черты лица подчеркивают его знатность и культуру. На Добрыне нарядный кафтан и красиво сплетенная кольчуга, в руках он держит красный щит.

Добрыня уже вынимает свой меч из золотых ножен, щит на грудь завел, ногу в стремена вдел: рвется в бой.

У Добрыни красивый белый конь, он поднял голову и смотрит вперед. Много раз конь и хозяин побеждали, не зря на его сбруе прикреплены три золотых полумесяца, которые означают победу над врагом-татарином.

Алеша Попович – самый младший из богатырей. Он лукавый и смекалистый, ловкий и находчивый. На картине Алеша смотрит вдаль и хитро улыбается. Одет он в кольчугу, под ней разноцветный кафтан. На голове у Алеши красуется шлем. Вооружение его невелико – только лук и стрелы. Но Алеша готов идти не только в бой, но и взять гусли, висящие за спиной, и спеть что-нибудь веселое.

Конь Алёши опустил голову, пытается щипать траву, чтобы не мешать своему хозяину целиться из лука.

  1. Физкультминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

  1. Составление рассказа по картине

  • Предлагает подумать и ответить на вопрос, есть ли сходство между богатырями?

  • Подводит итог ответам учащихся.

Все богатыри мужественны, сплоченны. Они будут сражаться за Родину до последней капли крови. И пока есть на земле такие богатыри, как Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, будет жива Русь.

  • Описывают устно картину.

  • Отвечают на вопрос, что все богатыри – защитники Русской земли. Все они смелые, дружные и справедливые.

  1. Итог урока. Рефлексия

На уроке мне особенно запомнилось …

Мне было интересно …

Мне показалось трудным задание …

Мне еще нужно научиться …

  1. Домашнее задание

Подготовить устное сочинение по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье».

infourok.ru

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Герой былины – защитник Русского государства. Картина В.М. Васнецова «Богатыри»


Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: Герой былины – защитник русского государства. Картина В.М. Васнецова «Богатыри» Тип урока: развитие речи.
Цель урока: научить рассказывать о картине, давать характеристику героям по плану и опорным словам.
Задачи:
учить определять учебную задачу урока, планировать ее выполнение, осуществлять самоконтроль;
учить описанию картины.
Планируемые результаты
Предметные:
рассказывать о картине в форме устного сочинения;
составлять характеристику героя по плану и опорным словам. Метапредметные:
определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;
извлекать информацию на основе репродукции картины;
оценивать результат своей работы на уроке. Личностные:
осмысливать произведение живописи как отражение истории Русского государства;
проявлять интерес к произведениям русских художников.
Межпредметные связи:
Окружающий мир, темы «Во времена Древней Руси», «Из книжной сокровищницы Древней Руси»;
Музыка, тема «Святые земли Русской. Илья Муромец» «Богатырская симфония» А.Бородин.
Ресурсы урока: Учебник, ч.1, с. 33 – 34; выставка книг с былинами о русских богатырях; мультимедийная презентация, ИД, компьютер; карточки с опорными словами.
Ход урока
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихсяОрганизационный момент
Предлагает послушать стихотворение в сопровождении отрывка из вступления к «Богатырской симфонии» А. Бородина.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
И.С. Никитин «Русь»
Предлагает учащимся ответить на вопрос, какие чувства они испытали, слушая это стихотворение? Слушают музыку и строчки стихотворения, эмоционально готовятся к восприятию учебного материала.
Отвечают на вопрос, что испытывают чувство гордости за свою Родину.
Актуализация опорных знаний
Предлагает учащимся дополнить пословицы подходящими по смыслу словами:
Кто за … горой, тот настоящий герой.
… -мать, умей за нее постоять.
Одна у человека мать, одна у него и … .Предлагает назвать синонимы к слову «родина».
Предлагает ответить на вопрос: как называли на Руси защитника Родины, наделенного силой и д

schoolfiles.net

Презентация к уроку (чтение, 4 класс) по теме: Презентация «Богатыри земли русской»

Слайд 1

Богатыри земли русской Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли.

Слайд 2

Богатыри — это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, стойкости, отваги, наделенные необыкновенным умом и смекалкой. Виктор Васнецов «Богатыри на конях.» 1896.

Слайд 3

За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Константин Васильев «Русский витязь»

Слайд 4

Сказитель так и говорил: Расскажу я вам про дела старые, Да про старые, про бывалые, Да про битвы, да про сражения, Да про подвиги богатырские !

Слайд 5

Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

Слайд 6

Андрей Рябушкин «Микула Селянинович», 1895г. МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ Он представитель земледельческого быта, обладающий не количественной, как Святогор, а качественной силой, которую можно назвать выносливостью. Былина о нём так говорит: Он одной рукой камень вывернет, А двумя – то руками быка свалит, Зовут его Микула Селянинович. Микула Селянинович помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?» Встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.

Слайд 7

Георгий Юдин Микула Селянинович и Святогор. Константин Васильев «Встреча Вольги и Микулы Селяниновича»

Слайд 8

Андрей Рябушкин «Волга Всеславьевич или Волх Всеславич », 1895 г. Основные былины о Вольге рассказывают о его чудесном рождении от змея, походе в Индию и противоборстве с Микулой Селяниновичем. Вольга Святославович, оборотень и охотник, относится к числу самых древнейших богатырей. ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

Слайд 9

Константин Васильев «Вольга Святославович»

Слайд 10

Самые известные былинные богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. В.М.Васнецова «Богатыри».

Слайд 11

— представитель всех русских богатырей и в глазах народа является представителем крестьянского сословия. Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри, но сила эта не количественна, а качественна, причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ Н.Каразин Иллюстрация к былине «Илья Муромец» Илья просит благословение у родителей на службу князю Владимирую.

Слайд 12

Памятник Илье Муромцу в Муроме.

Слайд 13

Андрей Рябушкин «Алёша Попович», 1895 г. Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитычем: он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти совершенно сходны друг с другом. АЛЁША ПОПОВИЧ

Слайд 14

Виктор Васнецов « Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» 1913—1918 г. — он стрелец и боец отличный, на речах разумен, в жизни был тихий и спокойный. Добрыню Никитича уже давно многие сопоставляли с летописным Добрыней, дядей Владимира, и считали его представителем высшего русского общества, типом князя-дружинника. ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ

Слайд 15

Виктор Васнецов «Богатырь» 1878. – Защищать свою Родину, беречь её. — — Защищать слабых, бедных, стариков и детей. — Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. — Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину. Завет богатырей к нам, своим потомкам:

Слайд 16

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается! И века простоит – не шелохнётся! А преданья старины Забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава русской стороне!

nsportal.ru

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме «Герой былины — защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри»


Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме
«Герой былины — защитник Русского государства.
Картина В. Васнецова «Богатыри»
Тип урока: развитие речи.
Цели: обогатить знания о былинах; учить делить текст на части, понимать исторический текст, составлять рассказ о былинном герое, рассказ по картине, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты
Предметные:
рассказывать о картине в форме устного сочинения;
составлять характеристику героя по плану и опорным словам.
Метапредметные:
определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;
извлекать информацию на основе репродукции картины;
оценивать результат своей работы на уроке.
Личностные:
осмысливать произведение живописи как отражение истории Русского государства;
проявлять интерес к произведениям русских художников.
Межпредметные связи:
Окружающий мир, темы «Во времена Древней Руси», «Из книжной сокровищницы Древней Руси»;
Музыка, тема «Святые земли Русской. Илья Муромец» «Богатырская симфония» А.Бородин.
Ресурсы урока: Учебник, ч.1, с. 33 – 34; выставка книг с былинами о русских богатырях; мультимедийная презентация, ИД, компьютер; карточки с опорными словами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка. Сообщение темы и постановка целей урока
— Прочитайте самостоятельно.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь — не шатается!
И века простоит, не шелохнется!
— Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, скороговоркой, выразительно).
— Какие чувства возникли у вас при чтении?
— Определите задачи урока, прочитав название темы.
III. Проверка домашнего задания
— Вы должны были поделить текст на части. Сколько частей у вас получилось? (Дети могут дать различные ответы.)
Что ж, при проверке мы узнаем, кто же был прав. С кем-то мы согласимся, а с кем-то, может быть, и нет.(Учащиеся зачитывают планы по своим записям в рабочих тетрадях.)
— Обсудите с другом, каково значение трех поездок Ильи Муромца для Русского государства.
— Прочитайте последние строчки былины. Как они помогают понять характер героя?
— Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем нов

univerfiles.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *