cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Функции дидактической игры – Функции дидактических игр

Функции дидактических игр

Целесообразность использования дидактической игры зависит от того, какие задачи ставит учитель, организуя процесс обучения. Конечно, игра обладает чрезвычайной привлекательностью для учащихся, но ее возможности все же ограничены. Традиционные формы и методы обучения превосходят по своей эффективности игру на таких этапах обучения, как сообщение учащимся систематических знаний, контроль усвоения знаний. Тем не менее, и на этих этапах дидактическая игра может использоваться как вспомогательное средство, «выполняющее мотивационную функцию в процессуальном (психологическом) плане и иллюстративную в содержательном (предметном) плане. Основные же педагогические возможности дидактической игры связаны с формированием у учащихся опыта деятельности и ценностных отношений, углублением и творческим применением результатов предшествующего обучения.

Чтобы представить себе все возможности дидактической игры, весь ее потенциал, есть смысл подробнее рассмотреть функции, которые она реализует в учебном процессе.

Образовательная функцияобозначает получение учеником новых знаний по изучаемому предмету, информации более широкого плана об окружающем мире, о нормах отношений между людьми. Во все времена с помощью игры дети постигали опыт старших поколений, культуру своего народа. Дидактическая игра позволяет учащимся глубже понять изучаемые явления. Если игра не содержит новой информации для учащихся, построена только на том, что они уже давно знают, то она им неинтересна, так как не требует мобилизации интеллектуальных сил, не создает экстремальных условий, в которых знания становятся личным достоянием учащихся. В игре, особенно у взрослых, формируются умения сознательно использовать свои знания, свой опыт для решения поставленных задач…

Воспитательная — одна из важнейших функций игры. В игре ребенок учится различать добро и зло, правду и ложь. В ней он приобретает высшие нравственные достижения, которые со временем становятся для него нормой, его актуальным (по терминологии J1. С. Выготского) уровнем. В игре ребенок как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения. В этом действии он не ощущает себя объектом воздействия воспитателей, он сам стремится к преодолению трудностей, сам ставит задачи и решает их. Важный аспект дидактической игры — это формирование отношений к явлениям окружающего мира, к фактам истории, к другим людям, к себе и взятым на себя обязательствам. Игра — это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание.

Развивающая функцияобусловлена тем, что в основе игровой деятельности лежит, по мнению психологов, интрогенное поведение, то есть поведение, обусловленное внутренними факторами личности (потребностями, интересами), в отличие от экстрогенного поведения, определяемого внешней необходимостью (Д. И. Узнадзе). Психологической опорой игровой деятельности является переживание чувства собственного свободного выбора, поэтому игра и доставляет удовольствие, а само обучение становится ненасильственным, а значит, и более привлекательным для учеников. Кроме того, игра требует проявления воли, настойчивости, концентрации внимания в преодолении трудностей, заложенных в содержании и правилах игры. По мнению Ш. А. Амонашвили, в процессе игры ребенок, школьник как бы преодолевает свои индивидуальные пределы, в этом и есть развитие.

Н. В. Галкина указывает, что в игре происходит активизация рефлексии, в результате чего учащийся делает собственную деятельность объектом своего воздействия, совершенствуя или заново выстраивая ее. В этой ситуации достижение цели развития соприкасается с процессом саморазвития и в конечном счете включается в него. Автор выделяет следующие основные моменты игры, способствующие возникновению рефлексивного анализа:

а) в игре можно создать психолого-педагогические условия свободы, проблемности задания, тем самым заставляя ученика самостоятельно осваивать учебный материал;

б) игра обеспечивает «разыгрывание» разнообразных ролей, смену позиций игроков и в то же время — отстраненную позицию участника по отношению к деятельности партнеров по игре и по отношению к своей собственной деятельности;

в) при игровом обучении становится возможной организация коллективного обсуждения вариантов решения проблемного задания, предложенных отдельными игровыми группами, при этом участники анализируют не только свою точку зрения, но и позиции партнеров.

Функция эмоционального стимулированияучебно-познавательной деятельности школьника называется многими исследователями ведущей функцией дидактической игры. В психологическом значении стимул — это «побуждение, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами и т. д.». Стимул, в свою очередь, может превращаться в мотив. Смысл этой функции заключается в том, что дидактическая игра в качестве эмоционально-ценностного стимула поддерживает и закрепляет смыслообразующий мотив полимотивированной деятельности учения, то есть не только «обязан», но и «хочу». Это способствует формированию общественно ценностного мотива учения.

Дидактическая игра выполняет функцию оптимизации учебного процесса, так как повышает эффективность применяемого учителем организационно-методического инструментария, обеспечивает эмоционально-ценностное «наполнение» содержания, форм и методов обучения. Дидактическая игра является инструментом снятия противоречия между потребностью школьника (особенно начиная с подросткового возраста) к самостоятельности в учении и внешним педагогическим руководством, основанном на выполнении нормативных требований.

В игре можно выделить и функцию самореализации личности, так как игра — «это полигон человеческой практики» (С. А. Шмаков). В игре ее участник реализует свои намерения, желания, осуществляет выстроенный им самим план действий, поэтому игра привлекательна для него в качестве сферы реализации себя как личности.

С педагогической точки зрения очень важной является диагностическая функция игры. Игра диагностичнее, чем любая другая деятельность человека потому, что индивид ведет себя в игре на максимальном уровне проявлений физических сил, интеллекта, творчества. Во-первых, игра может служить средством выяснения тех объективных отношений, в которых ребенок живет, так как в игре он воспроизводит отношения окружающих его взрослых и шире — всего его социального окружения. Во-вторых, вступая в реальные отношения с другими играющими, школьник проявляет присущие ему качества и некоторые эмоциональные переживания (стремление командовать, застенчивость, ответственность или, наоборот, небрежность при выполнении игрового задания и т. д.). Причем, в этом плане взрослые участники игры ничуть не отличаются от детей.

С помощью игры можно диагностировать сформированность тех или иных личностных качеств у игроков; уровень знаний и умений; характер взаимоотношений в коллективе; интересы детей и др. Диагностичность игры важна и для самого школьника, так как позволяет ему провести самодиагностику, то есть узнать свои возможности, отношение к себе одноклассников, свое место в коллективе.

Коммуникативную функциюигры Г. К. Селевко называет освоением диалектики общения. Игры, включающие ролевую деятельность, формируют коммуникативные навыки, социальные ориентации, умения и навыки межличностного взаимодействия. Дидактическая игра дает возможность моделировать разные жизненные ситуации, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учит разнообразию эмоций восприятия всего существующего в жизни, в огромной гамме чувствования (С. А. Шмаков). Школьник учится в игре сенсибилизации, готовится и «созревает» для решения различных жизненных проблем. В сравнении с обычными дидактическими приемами на учебных занятиях, неигровыми формами общения в дидактической игре наблюдается активное повышение жизненной энергии в результате игрового взаимодействия, сопереживания, состязательности. Обусловлено это тем, что игра имеет ближайшее отношение к потребностной сфере, в ней происходит исполнение желаний ребенка.

Если судить объективно, то игра привлекает к себе внимание прежде всего своей развлекательной функцией, которая «связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов личности <…>. Развлечение в играх — это поиск».

Также доступна педагогу реализация коррекционной функции игры, то есть внесение позитивных изменений, дополнений в гибкую структуру личностных показателей индивида. Играя, дети успешно устраняют такие негативные проявления, как непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, утомленность, застенчивость, конфликтность, агрессивность, капризность, которые порождают несовместимость в общении детей, разрушают внутриколлективные отношения. Процесс коррекции в игре происходит естественно, если процесс и цель игры объединяют детей, создают условия согласованности действий.

Можно выделить и профориентационную функциюигры, которая заключается в том, что игра знакомит детей с различными приемами труда, дает представление о профессиях. Любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщить человека к какому-то виду деятельности, еще не освоенному им. Переходя постепенно от игровых форм деятельности к неигровым, учащиеся готовятся к будущей трудовой деятельности.

studfiles.net

Основные функции дидактической игры. — КиберПедия

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она может быть

— и игровым методом обучения детей дошкольного возраста,

— иформой обучения,

— и самостоятельной игровой деятельностью,

— и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

· игры – занятия

· дидактические или автодидактические игры.

ü В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к образовательной деятельности использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

С помощью игрзанятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

ü Дидактическая игра используется при формировании элементарных математических представлений, развитию коммуникативных и речевых умений, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения детейсодержит два начала:

ü познавательное

ü игровое (занимательное).

Воспитатель одновременно является и наставником, и партнёром по игре.Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если в образовательной деятельности расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах и группах раннего возраста, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно – ролевым играм:

— умение взять на себя определённую роль,

— выполнить правила игры,

— развернуть её сюжет.

Например, в дидактической игре «Уложи куклу спать» воспитатель обучает детей последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна. Таких игр проводится несколько: «День Рождения куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати». Игры с куклами являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно – ролевым играм.



Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр и более старших детей. Такие игры, как «Умные машины», «Молочная ферма», «Кому, что нужно для работы», не могут оставить ребят равнодушными, у них появляется желание играть в строителей, хлеборобов, доярок.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.

Умственное воспитание. Содержание дидактическихигр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию — главная задача многих словесных игр. В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В игре «Угадай, что мы задумали» необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами «да» или «нет».



Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно- гигиенических навыков. Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи – воспитание нравственных чувств и отношений.

Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре «Кто построил этот дом» дети узнают о том, что прежде чем построить дом архитекторы работают над чертежом и т.д. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.

Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.

Физическое воспитание. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе.

Основные виды игр.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

v игры с предметами (игрушками, природным материалом),

v настольно-печатные

v словесные игры.

 

 

Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Детям групп раннего и младшего дошкольного возраста дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

В средней группе используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Собери букет из осенних листьев», и др. Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа «Магазин»и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в страну сказок», о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку.Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (лесу, городе)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра «Что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета.

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре «Отгадай какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую их них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знания о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В группах раннего и младшего дошкольного возраста картинки разрезают на 2 -4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8 – 10 частей. При этом для игры детей раннего и младшего дошкольного возраста на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших- на картинке изображается сюжет из знакомых сказок, художественных произведений, знакомых детям.

Описание, рассказ о картине с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит образовательную задачу: развивать не только речь детей, но и воображение и творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картине, прибегает к имитации движений, или подражанию движениям животного, его голосу. В старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают кто нарисован на картине, что делают там люди, например пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом и др. В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих.В таких играх дети обучаются, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляются знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в старшем дошкольном возрасте, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

 

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.

v Игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка?», «Магазин», «Да – нет» и др.

v Игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?».

v Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом», и др.

v Игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает» и др.

cyberpedia.su

59. Роль дидактических игр в развитии дошкольников. Структура дидактической игры.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое слож­ное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошколь­ников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Значение дидактических игр:

— являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воз­действует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, вол», отношения, поступки и поведение вообще;

— выполняют обучающую функцию, являются средством первоначально­го обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети от­ражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Их содержание форми­рует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окру­жающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых;

— развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;

— развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное эвукопроиэношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;

— формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;

— воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к тру­довой деятельности, желание самим трудиться;

— свода красочным оформлением, художественным исполнением раз­вивают эстетический вкус;

— способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.

Структура дидактической игры:

I. Двдактическая задача — подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду,

2. Игровая задача — определяет игровые действия, становится за­дачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.

3. Игровые действия — основа игры, её сюжет, проявление актив­ности детьми в игровых целях.

4. Игровые правила — определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

60. Виды дидактических игр. Руководство ими в разных возрастных группах детского сада.

Существуют разные классификации дидактических игр.

По со­держанию дидактические игры делятся на игры по ознакомлению с окружающим, развитию речи, формированию математических представ­лений, музыкальные игры и др.

По степени активности детей и вос­питателя дидактические игры делятся на игры-занятия и автодидак­тические игры.

По наличию игрового материала игры делятся на: игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные.

В играх с предметами и игрушками дети учатся сравнивать, уста­навливать сходство и различие предметов. С их помощью дети зна­комятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величи­ной, формой и др. В них решаются задачи на сравнение, классифи­кацию.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.

В словесных иг­рах дети оперируют представлениями, имеются большие возможности для развития мышления, так как в них дети учатся высказывать са­мостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, развива­ют умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли,

А.И.Соро­кина предлагает свою классификацию дидактических игр: игра-пу­тешествие, игра-поручение, игра-предположение, игра-загадка-, игра-беседа.

Руководство дидактической игрой обусловлено требованиями программы, особенностями самой игры, возрастными возможностями детей; требует большого педагогического мастерства.

Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ,

у детей младшего возраста наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединять с показом игрового действия,

Если в игре есть несколь­ко правил, то не следует сообщать их сразу.

Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группами. В этом возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие пред­меты и возможные действия с ними, способствуют координации дви­жений, развитию глазомера, овладению пространственными ориенти­ровками.

С детьми этого возраста воспитателю целесообразно само­му включаться в игру и вызывать у детей интерес к дидактичес­кому материалу, учить играть с ним.

У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспита­тель принимает участие в дидактических играх. Воспитатель учит детей и играет с ними, стремится вовлечь в игру всех детей, по­степенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей.

Правила игры объясняются до ее начала.

Подбираются такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закре­пить бытовой словарь. Могут использоваться игры с куклой и комп­лектами всех предметов обихода. Широко используются музыкально-дидактические игры, вводятся словесные игры.

Дети старшего до­школьного возраста обладают значительным игровым опытом и дос­таточно развитым мышлением, поэтому они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ.

С детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами. В процессе совместных игр у детей складываются коллективные взаимоотношения. Поэтому можно вводить в игру элементы соревнования.

В играх отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд лю­дей, техника). Дети классифицируют предметы по материалу, назна­чению.

Широко используются словесные игры, требующие большого умственного напряжения.

У детей проявляется произвольное внима­ние, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполне­нии правил. Руководство должно быть таким, чтобы игра способст­вовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой.

Необходимо сохранить эмоциональное настроение детей, переживание радости от хода игры и удовлетворение от ее результатов. Воспитатель знакомит детей с игрой, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько её правила усвоены детьми. Затем предлагает детям играть самостоятельно, при этом сначала следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.

studfiles.net

Дидактические игры в образовательном процессе

Дидактические игры следует отличать от собственно детских игр.

Детская игра

Дидактическая игра

1) отсутствие принуждения, руко­водства со стороны взрослых

1) предлагается и организуется учителем

2) возникает спонтанно

2) заранее планируется учителем

3) цель игры — сама деятельность и получение удовольствия от нее

3) цель игры — учебная (усвоение знаний, умений и т. д.)

4) результат заранее не предпола­гается, игра заканчивается, когда наскучит детям

4) результат прогнозируется зара­нее, игра заканчивается, когда результат достигнут

5) неограниченность во времени

5) для игры на уроке отводится определенное время

6) игра, как правило, не подчиня­ется четко фиксированным правилам

6) обязательное соблюдение пра­вил, составленных заранее

7) игровая деятельность — основ­ная, другие виды (познание, общение) являются сопутству­ющими

7) учебно-познавательная деятель­ность доминирует во взаимо­связи с игровой

8) неограниченность средств игры,

дети используют в игре все

8) средства игры продумываются и готовятся заранее

При использовании дидактической игры в учебном процессе неизбежно встает вопрос, к какой категории педагогической науки ее можно отнести. По этому поводу у исследователей также еще не выработано единого мнения. В. С. Селиванов, основываясь на теоретических положениях К. Д. Ушинского, относит игровую деятельность к средствам педагогического процесса, наряду с другими видами деятельности — учением, трудом, общением. Г. К. Селевко характеризует дидактическую игру как метод обучения, способ передачи опыта старших поколений младшим. В. А. Ситаров называет игру методом и формой обучения.

Действительно, игра может выступать в процессе обучения и как метод, и как средство, и как форма. В частности, она может использоваться в качестве основного способа взаимодействия учителя и учащихся, а также учащихся между собой в процессе обучения, как это предполагается, например, методикой интенсивного обучения иностранному языку, где весь процесс обучения происходит в ролевой игре. В данном случае игра выступает в качестве основного метода обучения.

…Игру можно рассматривать как метод обучения в том случае, если она является способом организации познавательной деятельности школьника, развития его умственных способностей, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, школьников между собой, а также способом взаимодействия школьников с природной и общественной средой (Б. Т. Лихачев). Дидактическая игра органично вписывается в общую систему дидактических методов. Она может включать в себя целый ряд других методов обучения, выступающих в ее структуре в качестве методических приемов: объяснение, дискуссию, рассказ и др.

…Дидактическая игра превращается в метод обучения при следующих условиях:

• наполнение технологии игры определенным содержанием;

• придание содержанию игры дидактического смысла;

• наличие мотивации учащихся;

• установление дидактических связей с другими методами.

Сущность дидактической игры как средства обучения состоит в ее способности служить целям обучения и воспитания, а также в том, что она переводит указанные цели в результаты. Эта способность заключена в переносе основных видов деятельности личности в условные игровые ситуации где происходит накопление, актуализация и коррекция знаний, умений и навыков, опыта личности. Как средство игра используется многими учителями при традиционной организации обучения с целью создания мотивации познавательной деятельности. Например, опрос в младших классах может проводиться от лица Незнайки, которому ученики объясняют все изученный материал.

И, наконец, игра может использоваться в качестве формы обучения, заменяя собой традиционный урок. Например, урок- сказка может включать в себя целый ряд разнообразных игр (инсценировку, соревнование, отгадывание кроссворда и т. п.), наряду с традиционными методами и приемами обучения (рассказ, объяснение, практическая работа и т. д.).

Игра представляет собой систему, в которой все ее компоненты взаимосвязаны. Эффективность ее применения зависит от опоры педагога на закономерности и принципы игры, которые являются ее логическим основанием…

Анализ специальной литературы позволяет выделить следующие наиболее общие закономерности дидактической игры:

1. Воспитывающий характер дидактической игры. Всякий акт деятельности преподавания независимо от характера деятельности учения, который он вызывает, а также независимо от изучаемого содержания, оказывает на учащихся то или иное воспитывающее влияние.

2. Целенаправленное взаимодействие обучающего, обучаемого и изучаемого объекта. Без взаимодействия обучения в дидактической игре не бывает. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным, но оно есть. Даже если ученик сам подбирает литературу для решения учебной задачи, знакомится с ней дома, то и в этом сказывается взаимодействие, потому что учебную задачу поставил учитель в соответствии со своим замыслом, потому что рекомендованные книги заменяют и представляют учителя. Если нет целенаправленного взаимодействия, может идти речь о самообразовании, стихийном познании в процессе игры или общения, но не об обучении.

3. Активная деятельность учащихся при усвоении ими новых общих способов деятельности в дидактической игре. Чем больше и разностороннее обеспечивается интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности — репродуктивном, продуктивном или творческом.

4. Соответствие целей ученика целям учителя, который должен учитывать способы усвоения изучаемого содержания учащимися.

5. Закономерность свободной коммуникации. При участии в игре все учащиеся руководствуются едиными и понятными им правилами игры.

6. Закономерность единства цели выражает стремление всех игроков к достижению наилучшего конечного результата.

7. Закономерность постоянного действия (движения) выражается в необходимости, последовательности и очередности игровых действий.

8. Закономерность материального равенства проявляется в том, что все игроки в исходный момент игры имеют эквивалентные материальные возможности в предметах и средствах игры.

9. Закономерность цикличности означает непременный возврат игроков и предметов игры к исходному состоянию после фиксации педагогом полученного результата в момент достижения цели.

10. Закономерность ограничения свободы действий проявляется в том, что во всех интеллектуальных играх за нарушение правил, условий учитель обязан применять строгие санкции к любому игроку, вплоть до прекращения игры и аннулирования результатов.

Из перечисленных закономерностей вытекают принципы дидактической игры, выполнение которых детерминирует ее эффективность.

Теоретики игры называют следующие принципы:

1) активности играющих школьников. Это основной принцип игровой деятельности, предусматривающий активное проявление интеллектуальных и физических возможностей школьника как при подготовке к игре, так и в самом ее процессе, а также в ходе обсуждения полученных результатов;

2) эмоциональности дидактической игры, которая проявляется в сильном воздействии игры на учащихся, что, в свою очередь, является одной из основных причин их самостоятельных побуждений к участию в игре или наблюдению за ее ходом;

3) индивидуальной направленности игры. Этот принцип отражает сугубо личное отношение школьника к игре, в которой, наряду с интеллектуальными, развиваются те или иные его качества, имеющие вполне определенную ценность для учащегося;

4) коллективности, который отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности в группах или командах в условиях ролевого взаимодействия, где каждый школьник представляет собой индивидуальность. Дидактическая игра, в основе которой лежит коллективная деятельность интеллектуалов, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща, убеждает в необходимости и эффективности коллективной работы;

5) целеустремленности, который подчеркивает, что личные цели отдельного играющего должны совпадать с общими целями команды;

6) результативности, отражающий осознание итогов дидактической игры как конкретных достижений школьника в усвоении новых способов учебной деятельности;

7) развития игровой динамики, реализующийся через правила поддержания игровой атмосферы, который обозначает, что педагогу необходимо найти средства, которые заставили бы участников в вымышленных (игровых) условиях переживать реальные чувства (радость, сомнение, сопереживание, гордость и др.), то есть это — поддержание реальных чувств игроков;

8) взаимосвязи игровой и неигровой деятельности, который обеспечивает двуплановость игры. Совершение реальных учебных действий в игровых условиях приводит к переносу основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;

9) перехода от простейших игр к сложным игровым формам, который выражается в постепенном углублении содержания игровых заданий и правил, в переходе от подражательных игр к ролевым и деловым, от локальных игр к играм-комплексам.

studfiles.net

1.3. Требования к проведению дидактической игры.

Дидактическая игра — это игра только для ребенка. Для взрослого она — способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения — облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр:

1) функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

2) функция формирования психических новообразований;

3) функция формирования собственно учебной деятельности;

4) функции формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

5) функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

6) функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Итак, дидактическая игра — это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Организовать и провести дидактическую игру — задача достаточно сложная для педагога. ) Карпова Е.В. Дидактические игры Ярославль, «Академия развития», 1997г.

Можно выделить следующие основные условия проведения дидактической игры:

  Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.

  Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

  Необходимость включения педагога в игру. Он

является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

  Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения — эмоциональность, легкость, непринужденность.

  Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к

выполнению дидактических задач.

  Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

  Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога — направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.

Далее, необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.

Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение запланированных ситуаций при проведении дидактических игр.

И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует и быстроту, и — главное — качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявления поведения детей и качеств их личности в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Постоянно демонстрируйте детям их достижения.

Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры — организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. Она используется также и на уроках разного типа. Так, на уроке объяснения нового материала в игре должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала используют игры на воспроизведение свойств действий и вычисли-‘ тельных примеров. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

Требования к проведению учебно-дидактической игры.

Первое требование к учебно — дидактическим играм проводимым с детьми дошкольного возраста, состоит в том, чтобы они развивали познавательные интересы. С этой точки зрения наиболее полезны для ребенка игры отвечающие следующим требованиям:

— способность пробуждать непосредственный интерес у детей;

— обеспечение детям возможности проявить свои способности;

— вовлечение ребенка в соревнование с другими людьми;

— предоставление самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков;

— доступность для ребенка в игре источников новых знаний, умений и навыков;

— получение заслуженных поощрений за успехи, причем не столько за сам по себе выигрыш в игре, сколько за демонстрацию в ней новых знаний, умений и навыков.

        Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но, в то же время, в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета — темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть — сделать открытие и в результате что-то узнать.

        Использование дидактических игр как средство подготовки старших дошкольников к обучению в школе определяется рядом причин:

1) игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте [«…Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психол. 1966. N 6. С. 62—76]

], поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;

2) освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;

3) имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;

4) недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

        Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1)дидактическая задача;

2)игровые действия;

3)правила игры;

4)результат.

        Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его

обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с задачами обучающей деятельности закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета.

        Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.

        Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

        С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях, окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления, проявляемого в дидактических играх, является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний.

        В различных дидактических играх решаются задачи познавательного развития. Например, в играх «Кто быстрее соберет блоки?», «Что лишнее?», «Магазин» и другие дети учатся объединять предметы по 2-3 признакам и на основе общих понятий: мебель, одежда, посуда, овощи.

        В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение мыслительных определенных операций.

        Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психологических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и непроизвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета. Он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием.

        Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений, а развитие мышления в дошкольном возрасте является основным фактором формирования готовности к обучению в школе.

В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения, что также способствует психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие рефлексного мышления. В развитии мышления старшего дошкольника все большую роль начинает играть речь. Поэтому среди игр, адресованных этому возрасту, много чисто словесных. Некоторые из них специально направлены на развитие логического мышления, которое интенсивно формируется к концу дошкольного детства. Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексного мышления. Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения.

Необходимо давать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным. Нельзя забывать, чторебенок сможет большего добиться в жизни, а его обучение в школе будет успешнее, если созданные условия будут развивать у него уверенность в себе, в своих силах. А наиболее самостоятелен ребенок дошкольного возраста в игре — он сам выбирает, во что будет играть, действует в соответствии с замыслом и своей фантазией. В творческом характере игры заключено ее воспитательное значение.

Заключение

Главной проблемой в начале обучения дошкольников является их недостаточная мотивационная готовность к обучению, которая, в свою очередь, выражается в отсутствии устойчивого интереса к учению. Если какими-то способами удается обеспечить непосредственный интерес ребенка к обучению, то оно и развитие идут нормально. Преодолеть трудности мотивационного плана можно лишь сделав обучение интересным занятием для ребенка то есть проводя его в форме специальных учебно — дидактических игр, рассчитанных на увлечения ребенка и на его обучение, путем пробуждения интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам [Усова А.П. Обучение в детском саду 3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1981. — 176 с].

Наиболее важное значение для развития личности старшего дошкольника, а впоследствии будущего школьника имеет игра. Однако ее ведущая роль определяется не тем, сколько времени отводится ей как деятельности, а тем неоценимым значением, которое она имеет для психического развития, поскольку именно в игре происходят важнейшие изменения в психике ребенка, закладывается основа его отношений с окружающим миром, осуществляется подготовка к переходу малыша на новый этап, к более сложной ведущей деятельности – учению.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

        Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств познавательной активности. Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра имеет большое значение в развитии познавательной, мотивационной и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, так как именно игровая деятельность способствует развитию произвольности поведения и таких познавательных процессов как: память, мышление и речь, внимание, воображение, необходимых для успешного обучения в школе.

studfiles.net

Доклад на тему «Основные функции дидактической игры».

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида 2 категории

детский сад №5

Доклад

на тему:

«Основные функции

дидактической игры».

Подготовила:

воспитатель

Синягина И.В.

Основные функции дидактической игры.

1. Дидактическая игра как игровой метод обучения.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические, или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приёмы, создаёт игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр-занятий воспитатель не только передаёт определённые знания, формирует представления, но и учит детей играть.
Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребёнка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры-занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приёмов. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

2. Дидактическа игра как форма обучения детей.
Содержит два начала: учебное ( познавательное ) и игровое ( занимательное ). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети играя, учатся.
Дидактическая игра, к сожалению, реже используется при обучении детей старшего дошкольного возраста. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре ( в играх-занятиях, собственно дидактических играх )детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов. Обучение и игровая деятельность как форма обучения в детском саду направлена на развитие у детей произвольного внимания, наблюдательности, запоминания, сравнения, первичных форм аналитико — синтетической деятельности, деятельности воображения, развитие любознательности и познавательных интересов. Воспитательная и развивающая ценность обучения в игровой форме заключается в содержании и направленности его на решении задач нравственного воспитания — воспитания положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей , воспитание уважения в семье, к старшим. Содержание познавательной деятельности в сочетании с игровой содействует и эстетическому воспитанию, формированию эстетического восприятия и отношение к явлениям социальной жизни и природы, к предметам быта и произведениям искусств.

3. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.Как долго может интересовать ребёнка игра, если её правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждение этому могут служить народные игры, правила которых им известны: «Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», «Наоборот».В каждой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре «Краски» нужно выбрать какой-либо цвет. Дети обычно выбирают любимые и сказочные цвета: золотой, серебряный. Выбрав цвет, ребёнок подходит к водящему и на ухо шепчет ему название краски. «Скачи по дорожке на одной ножке», -говорит водящий тому, кто назвал краску, которой нет среди играющих.Сколько здесь интересных для детей игровых действий! Поэтому-то дети всегда играют в такие игры. Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.
Воспитатель заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это относится в большей мере к настольно-печатным играм ), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила. Например, в игре « Лото малышам» согласно правилам игры победитель тот, кто правильно подберёт карточки и закроет ими клетки на большой карте. Дети играют в эту игру с интересом, пока все карточки не станут им хорошо известны и они не научатся соотносить изображение с сюжетом картинки.
Для поддержания интереса к этой игре воспитатель организует действия ребят, говорит им: «Давайте теперь поиграем так: у меня значки(кружки)- красный, зелёный и синий(по количеству играющих детей).Мы поиграем и узнаем, кто быстро и правильно выполнит задание- закроет клетки на большой карте, -тот будет победителем, получит этот значок- красный кружок, второй- зелёный, а кто последний- получит синий кружок. Вася подаст сигнал, когда начинать игру: стукнет кубиком по столу два раза».Игра начинается всеми детьми одновременно. Играть можно несколько раз, обменявшись картами. Каждому хочется получить значок победителя, поэтому дети просят своих партнёров: «Давай ещё сыграем!» Самостоятельная игровая деятельность не исключает управление со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель как и все участники игры «Лото», получает карточку и старается выполнить задание в срок, участвует в поиске необходимых предметов, радуется если выиграет, т.е. является равноправным участником игры.
При определении победителя воспитатель даёт возможность самим детям оценить действия играющих, назвать лучшего. Но в присутствии педагога этот этап в игре тоже проходит более организованно, чётко, хотя сам он и не влияет на оценку, а лишь может, как и каждый участник игры, высказать своё «за» или «против».Так в играх, помимо формирования самостоятельности, активности детей, устанавливается атмосфера доверия между детьми и воспитателем, между самими детьми, взаимопонимание, атмосфера, основанная на уважении личности ребёнка, на внимании к его внутреннему миру, к переживаниям, которые он испытывает в процессе игры. Это и составляет сущность педагогики сотрудничества. Более широкий простор для воспитания самостоятельности в дидактической игре предоставляется детям в отведённые часы игр.
Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и в выборе игры, партнёра, в создании новых игровых вариантов, в выборе водящего. Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре «Уложим куклу спать» воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы- аккуратно складывать одежду на стоящий рядом стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельную. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна.По просьбе воспитателя малыши поочерёдно берут нужные для сна предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы в игровом уголке. Так появляются кровать, стульчик, постельные принадлежности, ночная рубашка или пижама. Затем под руководством воспитателя дети выполняют последовательно действия раздевания куклы ко сну: надевают ей пижаму и укладывают спать в подготовленную для этой цели кроватку. Все поют колыбельную «Баю-баю-баю, куколку качаю. Куколка устала, целый день играла».
Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр и более старших детей. Такие игры, как «Умные машины», «Кто быстрее наденет на артиста его национальный костюм», «Молочная ферма», «Кому что нужно для работы», «Кто построил этот дом?», «От зёрнышка до булочки», не могут оставить ребят равнодушными, у них появляется желание играть в строителей, хлеборобов, доярок.

4. Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.
Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, Армии, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. Тесная связь воспитания с жизнью российского народа- источник направленности воспитания.
Знания об окружающей жизни даются детям по определённой системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определённого вида труда:(строителей, хлеборобов, овощеводов),затем — с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапами производства при создании необходимых предметов, продуктов(строительство дома, выращивание хлеба), после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда. Многие дидактические игры направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих знаний. Такие игры, как «Кто построил этот дом?», «От зёрнышка до булочки», « Откуда стол пришёл?», « Кем рубашка сшита?», содержат дидактические задачи, при решении которых дети должны проявить конкретные знания о труде строителей, хлеборобов, плотников, ткачей. С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать, предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни.
Нравственное воспитание :
У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры.
В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков, культуры поведения. Это хорошо известные игры: «Уложим куклу спать», «Завтрак куклы», День рождения Машеньки», «Оденем куклу на прогулку».Само название игр направляет внимание воспитателя на то, чтобы дети, играя, усваивали культурно-гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались положительные игровые взаимоотношения.
Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи. В центре внимания педагога- воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважение к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю. Наблюдая за поведением детей в играх, воспитатель отмечает их поступки. Например, играя в какую-либо настольную игру,один из играющих(назовём его Дима) всё время выигрывает. Затем ему становится неинтересно играть, и он хочет бросить игру. «Давай ещё раз сыграем,- просит его товарищ. -Пожалуйста, Дима, поиграй ещё немного». И Дима снова включается в игру, помогает товарищу советом, как надо играть, чтобы стать победителем. Наконец, тот тоже стал победителем в игре. Оба довольны. Воспитатель рассказывает детям, как хорошо играли вдвоём два мальчика.
Трудовое воспитание :
Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре «кто построил этот дом?» дети узнают о том, что, прежде чем строить дом, архитекторы- проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры, и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство домов, мостов, железной дороги. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Старшие дошкольники отбирают иллюстрации, природный материал, изготавливают карточки, фишки, настольные игры для детей младших групп. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Так наряду с готовыми играми можно выполнять вместе с детьми полезные для работы материалы.
Кроме того, это является хорошим средством воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.
Эстетическое воспитание :
Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть сними. Весь материал для дидактических игр храниться в группе в определённом месте, доступном детям для его использования.
Физическое воспитание :
Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребёнка к письму, к изобразительной деятельности. Многие дидактические игры формируют культурно- гигиенические навыки. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать всё сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. В играх проявляются и такие черты характера ребёнка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность. Воспитатель обращает внимание играющих на эти качества, делая это очень осторожно. Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников.


Автор: Синягина Ирина Викторовна

pedportal.net

Классификации дидактических игр

Чрезвычайно важным и неоднозначным является вопрос о классификации дидактических игр. По характеру используемого материала дидактические игры подразделяют на три группы:

  1. предметные (с дидактическими игрушками и материалами),

  2. настольно-печатные, основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино) или по принципу сложения целого из частей (типа разрезных картинок),

  3. настенные,

  4. словесные.

К дидактическим играм относят: игры на внимание, развитие чувства времени, тренировку наблюдательности, на быстроту реакции, развитие творческих способностей.

Дидактические игры по способу организации деятельности делятся на (А.И.Сорокина):

    • игры-путешествия,

    • игры-поручения,

    • игры-предположения,

    • игры-загадки,

    • игры-беседы.

Если попытаться свести воедино разработанные исследователями подходы к систематизации дидактических игр, то классификацию можно представить в следующем обобщенном виде.

Классификация дидактических игр:

По виду деятельности:

• интеллектуальные;

• энергетические, социальные;

• трудовые, психологические;

• релаксационные

По предметной области:

• математические;

• физические;

• химические;

• лингвистические;

• экономические;

• литературные и т. д.

По этапу педагогического процесса:

• информационные;

• тренинговые;

• обобщающие;

• контрольные;

• диагностические.

По игровой методике: драматизации, соревнования, деловые, ролевые.

По количеству участников:

индивидуальные, парные; групповые; коллективные.

По характеру познавательной деятельности:

репродуктивные; продуктивные; творческие.

По времени проведения: часть урока, урок полностью, лонгитюдные (от нескольких дней до целого учебного года).

2.38. Ролевые игры Характеристика ролевой игры

(фрагмент издания «Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем» Федорова Л.И., С.72-78)

Наиболее популярной дидактической игрой при работе со школьниками и со взрослыми является такой ее вид, как ролевая игра, которая представляет собой развернутую форму игры в широком ее понимании. Надо заметить, что она используется самыми разными возрастными категориями и может выступать в жизни человека в двух основных значениях:

1) как вид деятельности, связанный с организацией досуга. Эти игры называют стихийными, вольными, спонтанными, так как они проводятся самими игроками без организационного вмешательства извне;

2) как деятельность, связанная с педагогическим процессом. Это дидактические ролевые игры, организуемые педагогом с целью решения задач образования.

Спонтанные ролевые игры, связанные с досугом, характерные главным образом для дошкольников и младших школьников, С. А. Шмаков определяет следующим образом: это форма моделирования ребенком социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям.

В отличие от спонтанной дидактическая ролевая игра имеет более жесткую структурную организацию и определяется как структурированная обучающая ситуация, в которой человек временно принимает на себя определенную социальную роль и демонстрирует поведенческие модели, которые, как он считает, соответствуют этой роли. Такая игра направлена в самом общем виде на формирование новых моделей поведения, развитие рефлексивных способностей участников. Она придает особое значение функциям, исполняемым людьми в разных обстоятельствах. Ролевая игра используется педагогом, как правило, в тех случаях, когда он хочет, чтобы учащиеся включились в какую- либо изучаемую ситуацию, пережили ее и сформировали свое отношение к ней. Участникам надолго запоминаются и сами ролевые игры, и, главным образом, чувства, которые они пережили в ходе игры, поэтому и знания, добытые в игре, запоминаются и переносятся, как правило, на внеигровую деятельность.

Ролевая игра — это одна из самых предпочитаемых детьми форм игровой деятельности. Поэтому объяснимо частое использование этого вида игр педагогами в процессе обучения. Но поскольку, как мы уже заметили, ролевая игра — это прерогатива, главным образом, младших возрастных категорий, то встает правомерный вопрос: насколько оправданно ее применение в средних и старших классах и тем более — при обучении взрослых?

…Ролевая игра претерпевает определенные изменения в зависимости от того, какой возрастной категорией она используется. Наиболее простые ролевые игры характерны для детей до трех лет, они основаны на подражании ребенком действиям взрослых (стучит молотком, кормит куклу и т. д.). Эти игры зачастую называют детскими в отличие от других более сложных игровых форм. С трех лет, согласно утверждениям психологов, у ребенка начинает формироваться воображение, он поднимается на следующую ступень в своем развитии. Прежние игры, основанные на повторении, копировании действий, которые он видел, ему уже неинтересны. За счет воображения он усложняет свои действия (например, не просто кормит куклу, а еще уговаривает ее, так как она капризничает). Таким образом, в жизни ребенка появляется новый, более сложный вид ролевой игры, которую иногда называют еще сюжетно-ролевой.

По мере того как дети младших возрастов все больше отстраняются от деятельности, совместной со взрослыми, значение развернутых ролевых форм игры для развития детей возрастает. Ребенок копирует уже не только действия взрослых, но и их отношения, воспроизводит их функции в условиях, которые не определяются извне (взрослыми), а создаются самим ребенком. Это всегда игры «во что-то», «в кого-то»: в «дочки-матери», в «больницу», в «школу» и т. п. В игре ребенок воспроизводит свой реальный опыт, свои знания. Ролевые игры не просто копируют окружающую ребенка жизнь, они являются проявлением его свободной деятельности, в которой, фантазируя и подражая, он раскрывает свой характер, свое понимание жизни, в них формируется и проявляется потребность ребенка активно воздействовать на мир.

… Дошкольники естественным образом используют ролевые игры как часть своих игр, поэтому таким же естественным является перенос этих игр в учебный класс. Использование ролевой игры в дидактических целях при работе с учащимися младших классов сопряжено с некоторыми специфическими трудностями. Известно, что объем знаний, вынесенных из ролевой игры, во многом зависит от широты и глубины опыта игрока. Небольшой объем жизненного опыта у детей значительно ограничивает их выбор аналогий и выводов. Впрочем, это препятствие может сохраняться и у более старших детей — у подростков.

Спонтанные ролевые игры, в которые дети продолжают играть вплоть до подросткового возраста, постепенно усложняются. Если основой для имитации в играх дошкольников служат семейный быт, профессии родителей, мультфильмы и сказки, то игры младших школьников усложняются за счет расширения опыта детей; в них имитируется уже не только сама деятельность (действия окружающих), но и отношения между людьми — как социальные, так и профессиональные. Можно наблюдать, как игра «в школу» довольно точно воспроизводит стиль отношений между учителем и учениками.

Игры подростков становятся более сложными, они включают элементы риска, экстремальности. Основной мотив участия в игре у подростка — это самоутверждение в среде сверстников. Поэтому они придумывают игры, где необходимо проявлять самообладание, смелость, ловкость и другие личностные качества, которыми подростки хотели бы обладать. Любимые игры подростков — это игры «в разведку», «в погоню», «в индейцев» и т. п. К сожалению, в последнее время эти коллективные игры все больше вытесняются индивидуальными компьютерными играми, лишая подростков возможности не только проявить себя среди сверстников, но и лучше узнать себя.

Работа с подростками, пожалуй, самая трудная, но она же и самая благодарная. Ролевая игра, даже если она не спонтанная, а придумана и проводится учителем на уроке, настолько захватывает ребят, что учителю приходится время от времени охлаждать пыл игроков. Основная трудность для учителя в работе с этой возрастной группой связана с преодолением застенчивости и смущения, свойственных подросткам. Стараясь скрыть эти качества, одни дети могут вести себя нарочито развязно, нарушая правила игры, другие, наоборот, могут замкнуться в себе и не вступать в игру или выйти из нее в самой середине, никак не мотивируя свои действия. В таких случаях педагогу рекомендуется провести серию упражнений на разминку, чтобы перед началом ролевой игры преодолеть застенчивость детей, которая может стать помехой в игре.

Подростки хотят видеть смысл в своих действиях, поэтому ролевые игры, используемые для обучения этой возрастной группы, должны быть увязаны с реальными проблемами, которые они могут осознать и отнести к себе. Поскольку подростки всеми способами показывают свое стремление к взрослости и нежелание заниматься «ребячеством», то и игры, предлагаемые им на уроке, не должны быть слишком «детскими».

В последнее время спонтанные ролевые игры перестали быть прерогативой младших возрастных групп и все больше захватывают досуг взрослых. К таким играм можно отнести представления исторических клубов, «толкиенистские» игры, основанные на сюжете книги Дж. Толкиена «Властелин колец», популярный в последнее время пейнтбол и другие. Деятельность, моделируемая в таких играх, переживается игроками как самоценная. Ее насыщенность игровым мироощущением, игровым поведением, символикой удовлетворяет потребность взрослого человека в самовыражении, является мощным средством снятия накопившейся усталости и стрессов.

Использование взрослыми спонтанных ролевых игр делает возможным и даже желательным их применение в процессе обучения данной возрастной категории. И уж никаких сомнений не должно возникать при ответе на вопрос: «Правомерно ли использование ролевых игр в старших классах?» Хотя учителя, работающие со старшеклассниками, в один голос возражают: «Какие игры при таких насыщенных учебных программах? Ребятам надо готовиться к поступлению в институт, а не играть в игры!» Но ведь этим юным взрослым предстоит вступать в мир созидания, сотрудничества, а дидактическая ролевая игра как раз и предоставляет широкое поле для творческой деятельности, для усвоения способов совместной работы.

При подборе ролевых игр для этой возрастной категории надо учесть, что прямые аналогии в игре с чем бы то ни было здесь не столь важны, как в играх для младших и средних классов. Старшеклассники уже понимают и осознают взаимосвязь явлений, поэтому предлагаемая им ролевая игра должна вызвать ощущение, что данное учебное упражнение серьезно по своей сути и не предполагает какого бы то ни было упрощения проблемы.

Ролевые игры начинают применяться и в процессе обучения студентов в вузах, а также на курсах повышения квалификации. Используются они и в производственных коллективах с целью решения различных профессиональных проблем. В ряду других игровых методов обучения они известны также под названием «разыгрывание ролей». Игры, использующиеся в работе с данными возрастными категориями, имеют свою специфику, которая выражается прежде всего в их обязательной связи с профессиональной деятельностью, решением профессиональных проблем.

М. ван Менте в своей книге «Эффективный тренинг с помощью ролевых игр» поделился, можно сказать, уникальным опытом использования ролевых игр в работе с пожилыми людьми. Он обращает внимание на особенности проведения такого рода занятий и дает некоторые рекомендации педагогу. Учитывая замедленность реакции пожилых людей, руководитель игры должен отводить больше времени, чем обычно, на изложение идеи игры, на подготовку ролей.. Темп занятия обычно бывает несколько ниже, чем при работе с другими возрастными категориями. Автор рекомендует также педагогу шире использовать различные вспомогательные средства (классная доска, плакаты) для записи идей и т. д.

Таким образом, дидактическая ролевая игра социальна по своему происхождению, относится к феноменам культуры и содержательно связана с детской игрой. Это обусловливает необходимость опоры на результаты исследований по психологии и педагогике детской игры при разработке теоретических основ использования ролевой игры в обучении.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *