cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Фауст гете презентация к уроку – Презентация к уроку (9 класс) на тему: Гете «Фауст» Презентация к 1 уроку

Презентация к уроку (9 класс) на тему: Гете «Фауст» Презентация к 1 уроку

Слайд 1

Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст»

Слайд 2

Великий Поэт художник Гете написал знаменитое «Учение о красках» метеоролог Гете изобрел водяной барометр анатом Гете открыл новую кость в человеческом черепе. Гете был известен в научных кругах и трудами по оптике, минералогии, ботанике и астрономии, а из под его кисти вышло множество картин.

Слайд 3

Иоганн Вольфганг Гёте родился 28 августа 1749 года в городе Франкфурт на Майне ( Германия) в образованной богатой семье. Его отец, Иоганн Каспер Гёте, был имперским советником, он сам воспитывал сына Вольфганга и его младшую сестру Корнелию , нанимал хороших учителей и дал им отличное образование.

Слайд 4

Катарина Элизабета Текстор-м ать поэта, знатная дворянка и полная противоположность своего мужа. Молодая, цветущая и жизнерадостная она была любящей матерью и подругой своим детям.

Слайд 5

Читать начал рано, к семи годам знал латынь и греческий, в 16 лет Гёте поступил в Лейпцигский университет, на юридический факультет. В течение всей своей жизни вел дневники и записи, а к концу жизни благодаря им восстановил свое прошлое в единое целое.

Слайд 6

В 1775 году приехал в Веймар по приглашению герцога Карла Августа. Здесь Гёте стал государственным министром; ведал прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д. Гёте находился в самом центре придворного общества – неустанный выдумщик и устроитель балов, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев.

Слайд 7

Иоганн Вольфганг Гёте прожил долгую жизнь, наполненную плодотворным трудом в литературе. Начав писать стихи мальчиком, он не прекращал литературной деятельности до последних дней. Поразителен объем его лирического творчества — около 1000 стихотворений . Среди них лирические стихи: «Майская песня», «Дикая роза» «Фиалка», «Нашёл»; прекрасные баллады: «Лесной царь», «Рыбак», «Перчатка» и многие другие .

Слайд 8

«Вся моя жизнь – усилия и тяжкий труд, и я смело могу сказать, что за 75 лет не было у меня месяца, прожитого в своё удовольствие. Вечно я ворочал камень, который так и не лёг на место.» (И.В.Гёте) Иоганн Вольфганг Гете умер в Веймаре 22 марта 1832 года в возрасте 83 лет. Его последние слова были: » Mehr Licht …» («Больше света…»)

Слайд 9

Гёте создал ряд известных романов: «Годы учения Вильгельма Майстера »,«Годы странствий Вильгельма Мейстера », « Страдания юного Вертера» и драм « Ифигения в Тавриде», «Эгмонт» и др. Однако главным плодом последних лет жизни Гёте было завершение трагедии «Фауст», над которым поэт работал более 60 лет. В этом произведении изображён человек, который пытается исследовать и изучить мир, который неустанно ищет что-то новое.

Слайд 10

Народная легенда, бродячий сюжет ФАУСТ (нем. Faust ) — герой народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике», напечатанной во Франкфурте-на-Майне Иоганном Шписом (1587). Фауст — историческое лицо, сведения об этой фигуре сохранились весьма многочисленные. Он жил в первую половину XVI века и, по одним сведениям, был действительно доктор, по другим — магистр. Об Иоганне Фаусте упоминает соратник Лютера, Меланхтон ; есть воспоминания о пребывании его в Зальцбурге, а также свидетельства о его учености, разнообразных талантах, о занятиях чернокнижием, магией и ведовством. Все эти факты отразились в образе Фауста народной книги. Его история излагалась так, чтобы воздействие книги сохраняло назидательность. Родители Фауста были добрые христиане и богобоязненные люди, но сын не унаследовал от них благочестия и смирения. Изучая богословие, Фауст не гнушался занятиями колдовством. Ум у него был «быстрый, склонный и приверженный науке. При этом была у него дурная, вздорная и высокомерная голова» Оттого Фауст вознамерился узнать больше, чем обычные люди, постичь «все глубины неба и земли». При помощи всякого рода заклинаний Ф. решил вызвать черта, чтобы он помог достичь невозможного. «Любопытство, свобода и легкомыслие победили», и он пришел в Шпессерский лес, где и удалось ему встретиться с чертом. На другой день черт явился в жилище Фауста разузнать, что этот ученый, не насытившийся знаниями, хочет от нечистой силы. Фауст выдвигает свои условия, главное из которых — чтобы черт всегда был ему подвластен и выполнял любое желание, чтобы все тайны «мира сего», и не только сего, но и других миров (ада и рая), раскрывал ему в полной мере.

Слайд 11

Эпоха Просвещения Просвещением в Европе называется идейное течение среди образованной части населения Европы во второй половине XVII — XVIII вв. Главными идеями Просвещения были: — Идея гуманизма, естественного права каждого человека на признание ценности его личности, на счастье. Личность ценна независимо от ее происхождения, народности, расы. — Осуждение социального неравенства людей, эксплуатации человека человеком. Антифеодальные настроения. — Идея перестройки общества на началах разума и науки. Разум для просветителей — это активное орудие преобразования, а не пассивное вместилище идеально правильных знаний, данных Богом, как рассматривали его классицисты. — Критика церкви, религиозных запретов и предрассудков, критический пересмотр общепринятых духовных и интеллектуальных ценностей. — Осуждение политической тирании. — Идея просвещенного абсолютизма — правители стран должны заботиться о развитии науки и образования среди населения («союз королей и философии»)

Слайд 12

Просвещение в литературе В центре литературных произведений, написанных просветителями — образ интеллектуального героя, часто деятеля искусства или науки, который стремится реформировать мир или борется за достойное место в жизни. Произведения просветителей наполнены пропагандой чтения книг и образования. Герои выражают авторские идеи лучшего устройства общества. Авторы часто приводят объемные рассуждения своих персонажей, их переписку по поводу проблем экономики, эстетики, религии и церкви, политики, педагогики и др.

Слайд 13

«Фауст» Великий Гете выдумал своего «Фауста», когда ему было немногим больше двадцати лет, а завершил трагедию за несколько месяцев до кончины. Это произведение стало итогом философских и художественных исканий автора — поэта, драматурга, прозаика, крупнейшего ученого своего времени, человека энциклопедических познаний.

Слайд 14

Трагедия Конфликт Сюжет

nsportal.ru

Презентация на тему Иоганн Вольфганг Гёте Фауст

Слайд 1

Иоганн Вольфганг Гёте

Слайд 2

Иоганн Вольфганг Гёте родился во Франкфурте-на-Майне 28 августа 1749 года.

Слайд 3

Отец Гёте, зажиточный буржуа, «имперский советник», имевший степень доктора права, сам занимался воспитанием детей.

Мать читала сыну в детстве народные немецкие сказки.

Слайд 4

Гёте получил превосходное воспитание и образование. Подростком он овладел пятью иностранными языками: латинским. Греческим, английским, французским, итальянским. Он играл на клавесине и фортепиано, занимался рисованием, увлекался фехтованием и верховой ездой.

Слайд 5

В 1770 г. Примкнул к литературно-политическому движению «Буря и натиск», которое являлось крупнейшим событием XVIII века. Задачи этого движения: утверждение национальной культуры, воспитание свободной человеческой личности

Слайд 6

В это время Гёте создает свои лирические стихотворения, близкие по духу народной поэзии. Они воплотили юношеские переживания поэта, его первую любовь («Фридерике Бирон», 1771), жизнерадостность («Майская песня», 1771), светлый оптимизм («Новая любовь, новая жизнь», 1775)

Слайд 7

В лирике Гёте, впервые в немецкой поэзии, нашла живое отражение родная природа «Майская песня», 1771; «На озере», 1775; «Вечерняя песня охотника», 1776 и пр. Человек и природа, живущие одной жизнью, — вот два главных героя лирики Гёте.

Слайд 8

Мировую известность получил роман Гёте «Страдания юного Вертера» (1774).

Слайд 9

Когда воспитатели духовного училища в Берлине запретили недавно читать «Вертера», один пылкий юноша воскликнул: «Можете забирать у меня книгу, я знаю ее наизусть!»

Шубарт

Слайд 10

Пример Вертера в условиях Германии стал заразительным: по стране прокатилась волна самоубийств. Зачитавшись «Вертером», юноши стрелялись – в голубом фраке и желтом жилете, с томиком романа в руках.

Слайд 11

Мятущийся, разочарованный в жизни, Гёте мечтал найти выход своими силами в настоящей практической деятельности. Поэтому он принял предложение 18-летнего веймарского герцога Карла-Августа:

Поступайте ко мне на службу.

Согласен

В 1775 году Гёте переехал в Веймар, столицу крохотного феодального государства, где прожил до конца жизни.

Карл-Август Гёте

Слайд 12

В 1782 году Гёте становится первым министром Саксен-Веймарского герцогства. Ему были пожалованы дворянское звание и титул тайного советника.

Слайд 13

Гёте провел ряд реформ, много внимания уделял вопросам культуры и образования, но впоследствии охладел к государственной деятельности, посвятив себя занятиям литературой, наукой и искусством.

Слайд 14

В лирике Гёте 1775-1786 гг. звучат мотивы примирения, успокоения, гармонии, одиночества.

Поэт чаще всего обращается к лиро-эпическому жанру баллады. Многие из них, как, например, «Рыбак» (1778) и «Лесной царь» (1782), созданы на материале народных преданий.

Слайд 15

В 1792 г. Завязывается дружба Гёте с Шиллером, продолжавшаяся до смерти последнего в 1805 г. В 90-е годы в творческом соревновании с Шиллером Гёте пишет ряд замечательных философских баллад, проникнутых глубочайшим гуманизмом,

воспевающих величие человеческих чувств. Это «Коринфская невеста», «Бог и баядера», «Кладоискатель», !Ученик чародея», «Пария» и др.

Слайд 16

Вершиной художественного творчества Гёте явилась знаменитая трагедия в стихах «Фауст», над которой поэт работал в течении 60 лет (1771-1831).

Слайд 17

Самым грандиозным созданием Гёте бесспорно является его трагедия «Фауст», над которой он работал в течение всей жизни. Основные даты творческой истории «Фауста»: 1774—1775 — «Urfaust» (Прафауст), 1790 — издание «Фауста» в виде «отрывка», 1806 — окончание первой части, 1808 — выход в свет первой части, 1825 — начало работы над второй частью, 1826 — окончание «Елены» (первый набросок — 1799), 1830 — «Классическая Вальпургиева ночь», 1831 — «Филемон и Бавкида», окончание «Фауста».

Слайд 18

Структура Трагедии

Состоит из двух частей 1 часть: находится в ближайшей связи со штюрмерским периодом творчества Гёте. Тема покинутой возлюбленным девушки, в приступе отчаяния становящейся детоубийцей (Гретхен). Обращение к веку пламенной готики, вульгаризмами язык, тяга к монодраме  2 часть: Вторая часть, входит в круг литературы классического периода. Готические контуры уступают место древнегреческим. Местом действия становится Эллада. Очищается лексика. Появляются стихи античного склада. Образы приобретают какую-то особую скульптурную уплотнённость

Слайд 19

Художественные особенности

В «Фаусте» оказались органически слиты самые разные элементы — начало драмы, лирики и эпоса. Фауст» включает с себя элементы, различные и по своей художественной природе: реально — бытовые,лирические трагические, фантастические. 

Слайд 20

Фауст — доктор, чернокнижник, живший в первой половине XVI в. в Германии, легендарная биография которого сложилась уже в эпоху Реформации и на протяжении ряда столетий является темой многочисленных произведений европейской литературы.  Он родился, по-видимому, около 1480 года в городе Книттлинген, в 1508 при посредстве Франца фон Зиккингена получил место учителя в Крейцнахе, но должен был бежать оттуда из-за преследований своих сограждан. В качестве чернокнижника и астролога он разъезжал по Европе, выдавая себя за великого учёного, похвалялся, что может сотворить все чудеса Иисуса Христа или же «воссоздать из глубин своего познания все произведения Платона и Аристотеля, если бы они когда-нибудь погибли для человечества»

Слайд 21

В немецком городе Виттенберге на улице Collegienstrasse имеется мемориальная доска, согласно которой Фауст жил в 1480—1540 году, из них в Виттенберге с 1525 по 1532 год.

Слайд 22

Доктор Фауст. Наиболее мощного своего художественного выражения тема о Фаусте достигает в трагедии Гёте. В трагедии со значительной рельефностью отразилась вся многогранность Гёте, вся глубина его литературных, философских и научных исканий: его борьба за реалистическое мировоззрение, его гуманизм и пр.

Слайд 23

Если в «Прафаусте» (1774—1775) трагедия носит ещё фрагментарный характер, то с появлением пролога «На небе» (написан 1797, изд. 1808) она усваивает грандиозные очертания своего рода гуманистической мистерии, все многочисленные эпизоды которой объединены единством художественного замысла. Фауст вырастает в колоссальную фигуру. Он — символ возможностей и судеб человечества. Его победа над квиетизмом, над духом отрицания и гибельной пустоты (Мефистофель) знаменует триумф творческих сил человечества, его неистребимой жизнеспособности и созидательной мощи. Но на пути к победе Фауста суждено пройти ряд «образовательных» ступеней. Из «малого мира» бюргерских будней он входит в «большой мир» эстетических и гражданских интересов, границы сферы его деятельности все расширяются, в них включаются все новые области, пока перед Фаустом не раскрываются космические просторы финальных сцен, где ищущий творческий дух Фауста сливается с созидательными силами мироздания. Трагедия пронизана пафосом творчества. Здесь нет ничего застывшего, незыблемого, здесь все — движение, развитие, непрестанное «нарастание», могучий творческий процесс, воспроизводящий себя на все более высоких ступенях.

Слайд 24

В этом отношении знаменателен самый образ Фауста — неутомимого искателя «верного пути», чуждого желанию погрузиться в бездейственный покой; отличительной чертой характера Фауста является «недовольство» (Unzufriedenheit), вечно толкающее его на путь неустанного действия. Фауст погубил Гретхен, так как он отрастил себе орлиные крылья и они влекут его за пределы душной бюргерской горницы; он не замыкает себя и в мире искусства и совершенной красоты, ибо царство классической Елены оказывается в итоге всего лишь эстетической видимостью. Фауст жаждет великого дела, осязаемого и плодотворного, и он кончает свою жизнь вождем свободного народа, который на свободной земле строит свое благополучие, отвоевывая у природы право на счастье. Ад теряет над Фаустом свою силу. Неутомимо деятельный Фауст, нашедший «верный путь», удостаивается космического апофеоза. Так под пером Гёте старинная легенда о Фаусте принимает глубоко гуманистический характер. Следует отметить, что заключительные сцены «Фауста» писались в период стремительного подъема молодого европейского капитализма и частично отражали успехи капиталистического прогресса. Однако величие Гёте в том, что он уже видел темные стороны новых общественных отношений и в своей поэме пытался возвыситься над ними.

Слайд 25

Мефистофель не просто дух разрушения.Он – скептик, который презирает человеческую природу и уверен, что знает о ней всю правду. Он не заставляет людей грешить, торговать своей совестью и душой. Напротив, дьявол оставляет людям право выбора: «Я такой силы часть, что делает только добро, желая лишь злого».

Слайд 26

Понятно, что Бог (он в трагедии является аллегорией природы) изначально не верит в победу Мефистофеля, однако достаточно легко позволяет испытывать, искушать, смущать свое творение. По моему мнению, автор стремится показать, что Мефистофель действительности нужен в этом мире. Обладая человеческие страсти, увлечения, нередко сводят человека с правильного пути и даже причиняют боли, дух зла одновременно помогает ей поддерживать в себе стремление к познанию, деятельности, борьбы.

Слайд 27

И.-В.Гёте умер в 1832 году, на 83-м году жизни. Его творчество подводит итог литературе немецкого Просвещения.

Слайд 28

Спасибо за внимание!

Презентацию подготовила Тимофеева Анастасия 8 класс

prezentacii.org

Презентация — Гете Фауст

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Иоганн Вольфганг Гёте (Johann Wolfgang Von Goethe)

Слайд 2

Иоганн Вольфганг Гёте родился во Франкфурте-на-Майне 28 августа 1749 года. (Johann Wolfgang von Goethe, geboren in Frankfurt am Main 28. August 1749.)

Слайд 3

Отец Гёте, зажиточный буржуа, «имперский советник», имевший степень доктора права, сам занимался воспитанием детей. (Goethes Vater, ein wohlhabender Bourgeois, «kaiserliche Berater», der den Grad eines Doktors der Rechte, selbst beteiligt bei der Erziehung der Kinder.)
Мать читала сыну в детстве народные немецкие сказки. Mutter Sohn in der kindheit Folk deutschen Märchen

Слайд 4

Гёте получил превосходное воспитание и образование. Подростком он овладел пятью иностранными языками: латинским. Греческим, английским, французским, итальянским. Он играл на клавесине и фортепиано, занимался рисованием, увлекался фехтованием и верховой ездой. Goethe erhielt eine ausgezeichnete Erziehung und Bildung. Teenager er beherrschte fünf Fremdsprachen: Latein. Griechisch, Englisch, Französisch, Italienisch. Er spielte auf dem Cembalo und Klavier, studierte Zeichnung, begeisterte sich für Fechten und Reiten

Слайд 5

В 1770 г. Примкнул к литературно-политическому движению «Буря и натиск», которое являлось крупнейшим событием XVIII века. Задачи этого движения: утверждение национальной культуры, воспитание свободной человеческой личности. In 1770 hat Sich die literarisch-politische Bewegung des «Sturm und Drang», das war das größte Ereignis des XVIII Jahrhunderts.Aufgabe dieser Bewegung: die Behauptung der nationalen Kultur, die Erziehung der freien menschlichen Persönlichkeit.

Слайд 6

В это время Гёте создает свои лирические стихотворения, близкие по духу народной поэзии. Они воплотили юношеские переживания поэта, его первую любовь («Фридерике Бирон», 1771), жизнерадостность («Майская песня», 1771), светлый оптимизм («Новая любовь, новая жизнь», 1775) In dieser Zeit Goethe schafft seine lyrischen Gedichte, sympathische Volkspoesie. Sie nutzten die Jugendlichen die Erlebnisse des Dichters, seine erste Liebe («Friederike Biron», 1771), Fröhlichkeit («Mai-Lied», 1771), helle Optimismus («Neue Liebe, neues Leben», 1775)

Слайд 7

В лирике Гёте, впервые в немецкой поэзии, нашла живое отражение родная природа «Майская песня», 1771; «На озере», 1775; «Вечерняя песня охотника», 1776 и пр. Человек и природа, живущие одной жизнью, — вот два главных героя лирики Гёте. In den Texten Goethes, zum ersten mal in der deutschen Poesie, fand das lebendige Spiegelbild der gebürtige Natur «Mai-Lied», 1771; «Am See», 1775; «Jägers Abendlied», 1776 u. A. M.Mensch und Natur Leben nur ein Leben, — das sind die zwei Hauptcharaktere Lyrik Goethes.

Слайд 8

Мировую известность получил роман Гёте «Страдания юного Вертера» (1774). Weltweite Berühmtheit erhielt der Roman Goethes «die Leiden des Jungen Werthers» (1774).

Слайд 9

Когда воспитатели духовного училища в Берлине запретили недавно читать «Вертера», один пылкий юноша воскликнул: «Можете забирать у меня книгу, я знаю ее наизусть!» Wenn die Erzieher theologische Schule in Berlin vor kurzem verboten, weiter zu «Werther», eine mutige junge rief: «nehmt mir das Buch, ich kenne Sie auswendig!»
Шубарт

Слайд 10

Пример Вертера в условиях Германии стал заразительным: по стране прокатилась волна самоубийств. Зачитавшись «Вертером», юноши стрелялись – в голубом фраке и желтом жилете, с томиком романа в руках. Beispiel Werther Bedingungen in Deutschland war ansteckend: durch das Land eine Welle von Selbstmorden. Зачитавшись «Вертером», Männer erschossen – im blauen Frack und der gelben Weste,mit dem Buch von Roman in den Händen.

Слайд 11

Мятущийся, разочарованный в жизни, Гёте мечтал найти выход своими силами в настоящей практической деятельности. Поэтому он принял предложение 18-летнего веймарского герцога Карла-Августа: Мятущийся, frustriert mit dem Leben, Goethe träumte einen Ausweg zu finden aus eigenen Kräften in dieser praktischen Tätigkeit. Deshalb nahm er das Angebot 18-jährige Weimarer Herzog Karl August:
Поступайте ко мне на службу.
Согласен Einverstanden
В 1775 году Гёте переехал в Веймар, столицу крохотного феодального государства, где прожил до конца жизни. 1775 Goethe zog nach Weimar, der Hauptstadt des kleinen Feudalstaat, wo er sich bis zum Ende des Lebens.
Карл-Август
Гёте

Слайд 12

В 1782 году Гёте становится первым министром Саксен-Веймарского герцогства. Ему были пожалованы дворянское звание и титул тайного советника. 1782 Goethe wird Erster Minister von Sachsen-Weimar Herzogtum. Er erteilt wurden Adelige den Titel und den Titel Geheimrat

Слайд 13

В лирике Гёте 1775-1786 гг. звучат мотивы примирения, успокоения, гармонии, одиночества. In der Lyrik Goethes 1775-1786 Jahren klingen die Motive der Versöhnung, Beruhigung, Harmonie, Einsamkeit.
Поэт чаще всего обращается к лиро-эпическому жанру баллады. Многие из них, как, например, «Рыбак» (1778) и «Лесной царь» (1782), созданы на материале народных преданий. Der dichter meistens wendet sich an Liro-der epische Genre der Balladen. Viele von Ihnen, wie zum Beispiel «Fischer» (1778) und «Erlkönig» (1782), erstellt auf dem Material volkstümlichen überlieferungen

Слайд 14

Вершиной художественного творчества Гёте явилась знаменитая трагедия в стихах «Фауст», над которой поэт работал в течении 60 лет (1771-1831). Der Höhepunkt des künstlerischen Schaffens von Goethe war die berühmte Tragödie in Versen «Faust», an dem der dichter arbeitete im Laufe von 60 Jahren (1771-1831).

Слайд 15

И.-В.Гёте умер в 1832 году, на 83-м году жизни. Его творчество подводит итог литературе немецкого Просвещения. J. W. Goethe starb im Jahre 1832, auf den 83-jährigen Leben. Sein Werk fasst die Literatur der deutschen Aufklärung.

Слайд 16

Спасибо за внимание!

lusana.ru

Презентация по зарубежной литературе «И.В.Гете «Фауст»

Описание слайда:

 Трагедия открывается тремя вступительными текстами. Первый — это лирическое посвящение друзьям молодости — тем, с кем автор был связан в начале работы над «Фаустом» и кто уже умер или находится вдали. «Я всех, кто жил в тот полдень лучезарный, опять припоминаю благодарно». Затем следует «Театральное вступление». В беседе Директора театра, Поэта и Комического актёра обсуждаются проблемы художественного творчества. Должно ли искусство служить праздной толпе или быть верным своему высокому и вечному назначению? Как соединить истинную поэзию и успех? Здесь, так же как и в Посвящении, звучит мотив быстротечности времени и безвозвратно утраченной юности, питающей творческое вдохновение. В заключение Директор даёт совет решительнее приступать к делу и добавляет, что в распоряжении Поэта и Актера все достижения его театра. «В дощатом этом балагане вы можете, как в мирозданье, пройти все ярусы подряд, сойти с небес сквозь землю в ад». Обозначенная в одной строке проблематика «небес, земли и ада» развивается в «Прологе на небе» — где действуют уже Господь, архангелы и Мефистофель, Архангелы, поющие славу деяниям Бога, умолкают при появлении Мефистофеля, который с первой же реплики — «К тебе попал я, Боже, на прием…» — словно завораживает своим скептическим обаянием. В разговоре впервые звучит имя Фауста, которого Бог приводит в пример как своего верного и наиусердного раба. Мефистофель соглашается, что «этот эскулап» «и рвётся в бой, и любит брать преграды, и видит цель, манящую вдали, и требует у неба звёзд в награду и лучших наслаждений у земли», — отмечая противоречивую двойственную натуру учёного. Бог разрешает Мефистофелю подвергнуть Фауста любым искушениям, низвести его в любую бездну, веря, что чутье выведет Фауста из тупика. Мефистофель, как истинный дух отрицания, принимает спор, обещая заставить Фауста пресмыкаться и «жрать […] прах от башмака». Грандиозная по масштабу борьба добра и зла, великого и ничтожного, возвышенного и низменного начинается.

infourok.ru

И.В. Гёте. Четыре урока с «Фаустом»

Разделы: Литература


Репродукции картин европейских художников эпохи Просвещения (Ватто, Буше, Шарден, Греза, Фрагонар).

XVIII век в Западной Европе характеризуется освободительным движением буржуазии.

Следствием этого являлось культурное движение, поднятое идеологами буржуазного класса. Поэтому XVIII век принято называть веком Просвещения.

Просветители боролись за свободу, равенство и справедливость для всех сословий в будущем буржуазном обществе.

«Религия, понимание природы, общество, государственный строй – все было подвергнуто самой беспощадной критике … «, – писал Ф.Энгельс.

Наиболее активно просвещение буржуазии прошло во Франции, где совершилась в конце XVIII века буржуазно – демократическая революция.

Просвещение в Германии, на родине Гете, носило более умеренный характер. С конца XV! века Германия стала отставать в своем экономическом развитии от других европейских стран (перемещение торговых путей к Атлантическому океану). 30-ти летняя война (1618 – 1648 гг.), а затем междоусобные войны окончательно разорили ее экономику. Германия представляла собой политически раздробленную страну. В ее состав входило более трехсот самостоятельных владений. В немецких княжествах царил жестокий режим.

Князья, утопая в разврате и удовольствии, представляли неограниченную власть своим министрам и чиновникам, которые получали возможность угнетать несчастный народ безжалостно.

В Германии не было такой общественной силы, которая могла бы противостоять феодально-абсолютистскому режиму. Ни народ, ни немецкие буржуа не могли активно включиться в политическую борьбу.

В стране господствовало французское подражательство. Князья всячески стремились походить на французского короля, устраивали пышные празднества, при дворах говорили и писали только по-французски.

В этих условиях в Германии особенно обострялось национальное чувство, стремление возродить героический дух немецкого народа и национальную немецкую культуру.

Много усилий для этого приложили просветители – представители бурного, но кратковременного движения «Бури и натиска», штюрмеры, как они себя называли. Среди них были Гете и Шиллер.

(Сообщение ученика о жизни и творчестве Гете).

За 82 года жизни Гете создал большое количество произведений: 1600 стихов, 3 поэмы – «Герман и Доротея», «Рейнеке – Лис», «Ахиллес»; 3 романа – «Страдание молодого Вертера», «Сродство по выбору», «Вильгельм Мейстер»; 54 драмы, среди которых «Фауст»; 20 книг автобиографии, «Поэзия и правда», описания путешествий; дневники, очерки и т.п.

Творчество Гете противоречиво. В период штюрмерства он выступал с бунтарскими призывами к борьбе против всего косного и консервативного.

Став министром при дворе веймарского герцога, он провозглашал примирение с действительностью, хотя и сохранял веру в гуманистические идеалы. Он был сыном своего века и вынужден был уступать обстоятельствам.

Энгельс писал: «Гете то колоссально велик, то мелок … «.

Гете не искал выхода из сложившихся условий в борьбе народных масс. Он видел выход только в личной деятельности и в нравственном перевоспитании человека, в развитии в нем чувства коллективизма и отказа от эгоистических, собственнических интересов.

В связи с этим следует вспомнить еще одно суждение Энгельса: «И Гете был не в силах победить немецкое убожество; напротив, оно побеждает его; и эта победа убожества над величайшим немцем является лучшим доказательством того, что «изнyтpи» его нельзя победить».

(Краткое сообщение из истории создания «Фауста».)

Идея «Фауста» владела сознанием Гете всю его жизнь (с 1774 г. – 1830 г.). Это говорит о том, что ему был близок образ искателя истины.

1–2 уроки.

Композиция и идейно-тематическое содержание трагедии. Обзор «Пролога на небе; Сцены 1,2,3,4 первой части. Антитеза Фауст – Мефистофель; Фауст – Вагнер;

«Что дашь ты, жалкий бес,
какие наслажденья?
Дух человеческий и гордые стремленья
Таким, как ты, возможно ли понять?»
(Гете И. «Фауст»)

Свою трагедию «Фауст» Гете построил очень своеобразно. Она имеет две композиции: внешнюю и внутреннюю. Внешняя композиция: два пролога (пролог в театре и пролог на небе) и две части.

Внутренняя композиция основана на резком контрасте верхов и низов общества. В первой части Гете показывает жизнь третьего сословия в маленьком немецком городке в эпоху средневековья.

Во второй части Гете знакомит читателей с жизнью верхов общества.

Гете обличает «мир» верхов. Он не изображает и не упоминает ни одного исторического события, но все идеи, выраженные в трагедии, соотносятся с эпохой Гете, эпохой больших революционных сдвигов.

Он не был сторонником революционных преобразований, но ясно понимал, что начинается новая эпоха всемирной истории. Каково место человека в новой эпохе, смысл его жизни, его призвание – разрешение этого философского вопроса становится идейной задачей Гете в «Фаусте». Автор ставит проблему активного и пассивного разума. Для понимания этой проблемы важен «Пролог на небе», где дана предыстория событий, развертывающихся в трагедии: спор о Фаусте между богом и чертом и предсказания благополучной развязки трагедии. Пролог открывается гимном гармонии Вселенной, движение которой непостижимо и таинственно.

Но вслед за прославлением бога – творца Вселенной – следуют резкие и насмешливые слова Мефистофеля:

Мне нечего сказать о солнцах и мирах:
Я вижу лишь одни мученья человека.
Смешной божок земли, всегда, во всех веках,
Чудак такой же он, как был в начале века.

«Разум свой, говорит Мефистофель, человек смог употребить лишь на то, чтоб из скотов скотиной быть!» (зачитывается спор бога и Мефистофеля о Фаусте по ролям).

От слов «Ты знаешь Фауста?» до слов «Сознаньем истины полна!» (стр. 48–49).

Мефистофель в своем монологе представляет человека как смешного и несчастного чудака, разум которого пассивен. Но среди людей он выделяет доктора Фауста, «не такого, как все». Это одинокий печальный мечтатель, наделенный активным, ищущим разумом.

– Как вы думаете, какая форма человеческого разума более полезна для людей, для общества?

Да, Гете в трагедии «Фауст» прославляет активный человеческий разум, искания которого направлены на благо людей.

Это составляет идею трагедии.

С Фаустом Гете знакомит нас уже в первой сцене первого действия.

Вот его монолог (зачитывается до слов «Так пес не стал бы жить! Погибли годы» стр. 53–54).

Фауст стар годами, но не умом, и силы его для исканий еще не иссякли. Он говорит:

«Мне хочется борьбы, готов я с бурей биться!»

Оказавшись бессильным познать тайну мироздания и место человека в нем с помощью науки, волшебства, магии, доктор Фауст решает умереть.

Он уже подносит чашу с ядом к своим устам, но раздается пасхальный звон. Фауст опускает чашу: не религия, не вера останавливает его («Не имею веры! Могу ли верить я?»). Он вспоминает о своей юности.

О нет! Не сделаю я рокового шага;
Воспоминанием все муки смягчены!
О звуки дивные, плывете надо мною!
Я слезы лью, мирюсь я с жизнию земною!

Фауст идет к людям.

Во II сцене («У городских ворот») Гете показывает, как народ радуется первым весенним дням и стремится на природу. (чтение по ролям второй сцены с начала до слов старухи «Вишь, как разряжены! … » стр. 70).

– Чем отличается эта сцена от пролога на небе?

(Там – космический фон и фантастические образы из христианской мифологии: бог, черт, архангелы. Здесь – реалистическая бытовая картина. Ее действующие лица – представители различных сословий средневекового города: подмастерья, служанки, студенты, горожане, нищие и др.).

Мефистофель говорит, что Фауст не такой, как все люди, и Гете проверяет своего героя через взаимоотношения с народом.

Вот Фауст со своим учеником Вагнером наблюдает за народом, и каждый по-разному к ним относится.

(Читаем их диалог от слов Фауста «Прошли бесконечные зимние дни … » до «Крестьяне танцуют под липой … » стр. 72).

Фауст чувствует себя человеком среди крестьян, потому что он лечил их во время эпидемий. Народ благодарит его: «Ученый муж, ты многих спас; живи ж сто лет, спасая нас!» (Прочтите, что об этом говорит Вагнер, стр. 74).

Вагнер предполагает, что доктор должен быть счастливым человеком, потому что он известный ученый и его так любит народ. Но он не может понять неудовлетворенности Фауста своими знаниями, его скептицизм и печали. Недаром Фауст говорит, наблюдая заходящее солнце:

О, дайте крылья мне, чтоб улететь с земли
И мчаться вслед за ним, в пути не уставая!

(Прочитать, как на это отвечает Вагнер, человек ограниченный и педантичный стр. 77, 78; «Нет, что мне крылья и зачем быть птицей!..).

Вагнер не умеет мечтать, как Фауст, он не наделен ищущим, активным разумом.

Гете заставляет Фауста вторично сказать о своей неудовлетворенности, о своем романтическом двоемирии.

(Читать от слов: «Ах, две души живут в большой груди моей … » до слов «О духи, если вы … » стр. 78).

– Теперь скажите, каков в вашем представлении умный человек, и является ли им Фауст?

Сцены III и IV вводят нас в кабинет доктора Фауста. Придя с народного гуляния, он садится за работу – перевод Евангелия с латинского языка на немецкий.

Фауст дает свободный перевод Евангелия сообразно со своим мировоззрением материалиста, человека активно умного.

(Читаем от слов: «Написано: «Вначале было Слово» до слов «Пудель, не смей же визжать … » стр. 82,83).

Мы видим, переводя Евангелие, Фауст трудится для народа.

Теперь посмотрим, какова в трагедии роль Мефистофеля?

– Он своим отрицанием все разрушает и тем самым заставляет ищущий разум Фауста стремиться к созиданию, искать положительную истину.

(Читаем: «Я отрицаю все – и в этом суть моя … » по «Вот это все – моя стихия» стр. 86). Но отрицание, разрушение, зло, которое символизирует Мефистофель, не всесильны, и он сам признает это.

– Что оказывается сильнее зла и разрушения?

(Сильнее зла – добро; сильнее разрушения – созидание; сильнее смерти – жизнь.) Мефистофель говорит: «Да, хоть с ума сойти – все в мире так ведется … » до «В тепле и холоде зародыш разовьется … » стр. 87.

Сцена IV дополняет наше представление о Мефистофеле. Вот он перед Фаустом уже не в виде пуделя или студента, а в облике бравого франта. Он является продолжить разговор, начатый Фаустом: «Может быть, с тобой и договор возможно заключить?». Мефистофель хочет выиграть пари, заключенное с богом: повести Фауста за собой «путем превратным» и завладеть его душой. – Обратите внимание на то, кто из спорящих, Фауст или Мефистофель, ставит условия договора и каковы они?

(стр.89; 99,100)

(Условия ставит Фауст. Он хочет земных радостей: «Здесь, на земле, живут мои стремления, под солнцем, здесь, мои мучения».

Главное условие, которое ставит Фауст, – быть довольным собой; «И буду я собой доволен сам … тогда воскликну я: «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!». Мефистофель соглашается с Фаустом и ставит свое условие: скрепить договор кровью).

Они собираются уже уходить, но появляется ученик. Вместо доктора с ним разговаривает Мефистофель. – Как характеризует Мефистофеля его разговор с учеником? (По разговору чувствуется, что Мефистофель умный, злой и насмешливый. Кажется, что он разговаривает с учеником серьезно, предлагая ему на выбор различные факультеты университета, но на самом деле он смеется над ним.

Мефистофель издевается над зубрежкой, он советует ученику заучивать то, что ему будет твердить учитель, «слово в слово, лишь то, что в книге, – ничего другого.»).

– Какой общеизвестный афоризм высказывает в разговоре с учеником Мефистофель?

(Суха, мой друг, теория везде,
А древо жизни пышно зеленеет.)

Т.о. Гете устами Мефистофеля еще раз высказывает мысль о вечности жизни. Он противопоставляет двух активно умных людей. Фауст ищет истину созидания и стремится принести добро людям. Мефистофель несет зло и разрушение – различные цели.

Домашнее задание

  1. Читать сцены 12, 19, 25 1 части.
  2. Конспект лекции читать.
  3. Ответить на вопрос: – Как я понимаю свой долг перед тем, кого люблю?

3–4 уроки.

Тема: Обзор сцен 12, 19,25 первой части. Образная антитеза Фауст – Маргарита. Особенности реализма трагедии, роль условности и фантастики. «Вечные образы» мировой литературы. В чем смысл жизни человека. (Опера Гуно «Фауст», ария Маргариты)

«Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой!»
«Фауст»

И.В.Гете – представитель просветительского реализма. Что характерно для этого метода? Это приближение литературы к современной действительности и правдивое ее отражение. Это критическое освещение современной писателю жизни; отказ от революционных преобразований жизни, ориентация на перевоспитание человека, перестройку его сознания.

В своей трагедии Гете уделяет много места теме любви, как источника нравственного перевоспитания своего героя. Именно через любовь к Маргарите, а потом к Елене он дорисовывает облик Фауста.

Своеобразным прологом к теме любви в «Фаусте» могут послужить лирические стихи Гете. Слушаем их. (Читают стихи «Свидание и разлука», «Майская ночь»)

В нескольких сценах 1 части Гете рассказывает о трагической судьбе Маргариты, ставшей, по замыслу Мефистофеля, жертвой Фауста.

Совращение девушки продумано чертом. Фауст якобы случайно знакомится с Маргаритой, он хочет ее проводить, но она убегает. Мефистофель подкладывает ей подарок, он попадает в руки пастора (священнослужителя). Второй подарок Маргарита утаивает от матери и, по совету Марты, соглашается тайно встретиться с Фаустом. Так Мефистофель совращает наивную, чистую девушку.

Маргарита воспитана в домостроевских (строгих) традициях, основанных на вере. Фауста привлекает в Маргарите, прежде всего ее спокойная и ясная душа, искренность. Он не замечает того, что она вместе с тем пассивная представительница мещанской среды. Маргарита не ищет сама и не помогает Фаусту искать выход из ненавистного ему обывательского мира, напротив, она привязывает его к нему.

Сейчас мы познакомимся со сценами 12, 19, 25, в которых наиболее полно раскрывается нравственный облик героев.

(Читают по ролям сцену 12. Начало до слов Маргариты: «Да, я ее вскормила, воспитала … » стр. 168–170. От слов Фауста: «Так ты меня сейчас, мой ангелок, узнала … » до слов Марты «Смеркается … » стр. 172–174.)

– Какова Маргарита по первому впечатлению?

(Отвечают: Скромная труженица. Фауст называет ее ангелом, прекрасной. Он сразу говорит ей, что ценит в ней «невинность, простоту, смиренье, скромность чувств невинную … «). Фауст говорит Марго о своей любви, о том, что их «счастье будет бесконечно, а блаженство вечно». Но в этот момент он заблуждается. В любви к Марго он не находит счастья.

Из его уст рвутся трагические слова, говорящие о его неудовлетворенности: «Для человека, вижу я теперь, нет совершенного», (стр.179), а чуть позднее: «В душе моей давно огонь не блещет». (стр. 196)

В сцене 19 Гете вводит новый персонаж – брата Маргариты, солдата Валентина. В своем монологе он полностью выражает свои чувства.

(Читаем: до слов «Не скажешь им, что это ложь!» стр. 195–196.)

– Как вы думаете, в чем причина страданий Валентина?

(Отвечают: Валентин страдает от своего бессилия перед молвой, которая осудила Маргариту за незаконную любовь к Фаусту. Валентин страдает еще и потому, что раньше он мог гордиться своей сестрой, а теперь ему стыдно за нее.)

Фауст, пришедший на свидание к Марго, смертельно ранит Валентина на поединке. (Читаем: конец сцены 19 от слов Валентина «Я умираю. Так легко сказать … » до конца сцены стр. 200–202.)

Умирая, Валентин говорит Марго об ожидающей ее трагичной участи: грешницу ждет всеобщее презрение. И как мастерски Гете только в двух репликах Маргариты подтверждает ее согласие с братом. Сначала она говорит: «О боже! Брат мой, что такое?» После его монолога – «О муки ада! Брат мой, брат!» Гете вкладывает эти слова в ее уста согласно средневековому поверью: праведники обращаются за помощью к силам небесным, грешники – к силам ада. Так Марго признала перед людьми свой грех. Это же подтверждает сцена 20: под давлением угрызений совести Марго падает без сознания в соборе.

(Читаем: из последней 25 сцены 1 действия. Марго в тюрьме, к ней приходит Фауст, чтобы увести ее и спасти. им р

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

И.В. Гёте. Вечные философские проблемы в трагедии «Фауст» (методическая разработка урока – презентации по дисциплине «Литература»)

ГБПОУ РО

«Константиновский технологический техникум»

И.В. Гёте. Вечные философские проблемы в трагедии «Фауст»

(методическая разработка урока – презентации

по дисциплине «Литература»)

Автор: преподаватель

литературы Богданова С.С.

г. Константиновск

2018

Рецензия

на методическую разработку урока – презентации

по дисциплине «Литература»

по теме «И.В. Гёте. Вечные философские проблемы в трагедии «Фауст»

преподавателя С.С. Богдановой

В методической разработке имеется план подготовки и проведения урока, четко сформулированы цели и задачи, приобретаемые навыки.

У студентов развивалось умение анализировать текст, понимать проблемы, поднятые автором в трагедии «Фауст»; умение высказывать и аргументировать свое мнение, выразительно читать текст трагедии Гёте; воспитывался интерес к истории создания трагедии, логике ее построения; студенты учились понимать основные литературоведческие и философские интерпретации, основные культурологические проблемы, связанные с опытом философской интерпретации трагедии Гёте.

Считаю, что данная методическая разработка окажет помощь преподавателям литературы в проведении занятий по творчеству И.В. Гёте.

Содержание

Аннотация

Введение

1.Основная часть

1.1.Подготовительный этап

1.2.Содержание урока

2.Заключение

3.Литература

Аннотация

Методическая разработка «И.В. Гёте. Вечные философские проблемы в трагедии «Фауст» рекомендуется для преподавателей литературы, работающих в средних специальных учебных заведениях. Соответствует современным требованиям методики и дидактики.

В разработке имеется план проведения занятия, сформулированы цели и задачи, методические обоснования для каждого элемента занятия.

Раскрыты вопросы: биография и творчество И.В. Гёте; история написания трагедии «Фауст»; народные истоки произведения, переосмысление их Гёте; отражение в системе образов трагедии осмысления писателем различных жизненных ценностей, три временных плана изображения жизни в произведении; Фауст и Мефистофель как вечные образы; фаустовские мотивы в русской литературе 19 века.

Введение

Творчество Гёте — одно из вершинных явлений мировой литературы. Оно входит в сокровищницу художественных ценностей человечества. Как художник Гёте чрезвычайно разносторонен. У него есть произведения реалистические, романтические, классические, символические. Но какими бы художественными приемами он ни пользовался, цель творчества была у Гёте одна — понять сущность жизни, раскрыть ее глубокие противоречия. Яркая жизненность его произведений сказывается во всех видах творчества Гёте. Даже когда он прибегает к сложным символам и аллегориям, их глубинный смысл состоит в раскрытии явлений, имеющих место в реальном мире.

Как истинный представитель эпохи Просвещения, основоположник немецкой литературы Нового времени, Гете был энциклопедичен в своей деятельности: занимался не только литературой и философией, но и естественными науками. Гете продолжал линию немецкой натурфилософии, противостоящей материалистически-механистическому естествознанию. И все же взгляды на жизнь и мировоззрение человека ярче всего выражены в поэтических произведениях Гете. Итоговым сочинением стала знаменитая трагедия «Фауст» (1808-1832), воплотившая поиски человеком смысла жизни.

1.Основная часть

1.1. Предварительная подготовка к уроку

  • подготовить сообщение «Биография Гёте»;

  • подготовить сообщение «Фауст. Кто он?»;

  • подготовить краткий пересказ содержания «Пролог на небесах»;

  • подготовить сообщение «Роль Мефистофеля в трагедии»;

  • подготовить сообщение «Образ Маргариты».

1.2. Содержание урока

Цели и задачи урока:

-образовательные: закрепить знания по биографии и творчеству И.В. Гёте; познакомить с историей создания трагедии «Фауст»; научить студентов выявлять в художественном тексте теоретические модели; прочитать текст в философском контексте его времени; выявить влияние «Фауста» на немецкую философию и отражение его идей в русской философии; помочь осмыслить вечные философские проблемы бытия: что есть добро и зло, жизнь и судьба;

-воспитательные: способствовать воспитанию гражданственности, гуманизма, понимания о цене человеческой жизни, ее смысле;

-развивающие: способствовать развитию умения различать художественное и философское содержание трагедии; использовать культурологическую морфологию как метод анализа текста; характеризовать философский контекст «Фауста»; аргументировать свои мысли.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: аналитическая беседа, лекция преподавателя, сообщения студентов, анализ текста, ответы на вопросы, цитирование.

Межпредметные связи: история, музыка, живопись.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация к уроку, книжная выставка, портрет И.В. Гёте.

1. Организационный момент (приветствие, проверка санитарного состояния кабинета, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих).

2. Мотивация учебной деятельности студентов. Сообщение темы и целей урока (запись в тетрадь).

Слайд – 1.

3. Изучение нового материала:

Имя великого Иоганна Вольфганга Гёте, чьи творения принадлежат не только немецкой, но и мировой литературе, во многом характеризует идейно-художественное содержание искусства второй половины 18-го – первой трети 19 века. Изучая Гёте, мы получаем возможность приобщиться к мировой литературе и размышлять над вечными проблемами бытия: что есть жизнь, смерть, как сделать общество справедливым. Об этом идет речь в течение всего учебного года при изучении творчества Тургенева, Некрасова, Достоевского, Толстого. У каждого писателя эти проблемы получают свое звучание, каждый подходит к ним по-своему, но в конечном итоге они приходят к одной цели: к поискам истины, смысла жизни. Вечные образы трагедии «Фауст», величайшего творения Гёте, которым, как определяют словари, «художественная обобщенность и духовная глубина сообщают всечеловеческое звучание» и служат не одному поколению для создания собственных переживаний, стремлений, противоречий.

Чтобы понять, какую страницу вписал Гёте в мировую литературу, надо обратиться к жизни и творчеству поэта, философа.

Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749-1832) родился в то время, когда эпоха Просвещения в Европе достигла своего расцвета. Родился поэт во Франкфурте-на-Майне в состоятельной семье.

Раннее обучение Гёте было домашним. Отец, находившийся не у дел имперский советник, сам занимался ним. Потом были учителя. В 16 лет Гёте отправился в Лейпциг, чтобы получить в университете юридическое образование. В отличие от Франкфурта, столица Саксонии – современный европейский город, живущий по французской моде.

Будущий поэт увлечен светской жизнью, театром. Три года в Лейпциге (1765-1768) завершились не университетским дипломом, а душевным потрясением. Пришлось на год возвратиться домой. Вообще для Гёте всю жизнь будут характерны чередования периодов бурной деятельности с необходимостью в покое и уединении восстановить силы. Диплом он получит в 1771 г. в Страсбурге. Большое влияние на юношу оказала материалистическая философия Баруха Спинозы, открывшая ему «великий и свободный вид на умственный и нравственный мир».

Гёте начинает свой литературный путь лирическими стихотворениями, наполненными весельем и жизнерадостностью, в подражание древнегреческому поэту Анакреонту. Анакреонтика у Гёте звучит в духе народной песни. Так с юности античное и национальное всегда сходятся в поэзии Гёте. Из раннего творчества сохранилась «Песнь странника в бурю», сложенная разностопными античными строфами, исполненная душевной потрясенности и ощущения полноты бытия. Странник – слово, стоящее в названии нескольких знаменитых стихотворений поэта. Это его лирический герой – образ человека, бросившего обыденное и привычное, бегущего от людей, но не к одиночеству, а к всеобъемлющей жизни природы.

В 1777 г. происходит встреча с И.Г. Гердером, сопровождающаяся беседами о всемирном и народном, чтением Шекспира и фольклора. Как результат – новая школа в немецкой литературе, бросающая вызов всему, что сковывает, ограничивает, привязывает к старому. Название нового движения «Буря и натиск», или штюрмерство. Во исполнение штюрмерской программы созревает первый завершенный замысел молодого Гёте – «Гец фон Берлихинген», где поэт обращается к событиям Великой крестьянской войны 16 века. Драма выдержана в духе шекспировских хроник, высоко ценимых Гёте, и рассказывает об одном из самых мощных революционных движений в Германии. Поэзия автора противоречива. Он принимает право народа на существование достойное, свободное и безбедное, но вместе с тем осуждает его борьбу как посягательство на доброе, разумное начало жизни, кровопролитие отпугивает Гёте. С этого произведения в 1773 г. начинается литературная известность поэта, которая перерастает в европейскую славу после публикации романа «Страдания юного Вертера» (1774). Этот роман – вершина штюрмерства и одновременно прощание с ним. Этот роман социально-психологический. Чувствительный, впечатлительный юноша остро чувствует несовершенство мира, отрицает трезвый, сухой рационализм, отождествляя его с бездушием, и не находит в себе сил даже для борьбы за личное счастье. Верность чувству, глубина и тонкость переживаний возвышают его над грубой расчетливостью тех, кто правит судьбами людей и подавляет всякое проявление свободы духа, откровенной чувствительности. Поэтому несчастная безответная (но глубокая и многокрасочная в своих проявлениях, сердечно обогащающая) любовь побуждает героя к самоубийству. Гёте впоследствии говорил, что он был в том же самом положении и хорошо помнил муки, которые претерпел, и каких усилий стоило от них избавиться. Написав его, он пережил душевный кризис вместе с героем, хотя все еще не решил для себя, где и чем будет заниматься. Этот роман принес славу, и автор через год после публикации получил приглашение от герцога Карла Августа переехать в Веймар. Как оказалось, он переехал туда на всю оставшуюся жизнь.

Решение о переезде далось непросто. Отец был категорически против того, что сын променял дух вольного города Франкфурта на придворную зависимость. Эти опасения не были безосновательны. Хотя позже Гёте станет министром и даже первым министром Саксен-Веймарского герцогства, первые годы его положение оставалось неопределенным. Гёте приходится измениться. Он уже распрощался со штюрмерством и искал для себя практической деятельности. Его убеждения можно назвать просветительскими, но он никогда не был человеком, увлеченным лишь жизнью разума. Он воспринимает мир как великую тайну и откликается ему всей глубиной душевной жизни. Свидетельство тому – его стихи, хотя их не так много. Среди них «Ночная песнь странника» (1780), настроенная на тишину, исполненная готовности к трудностям и терпению. Она так звучит в вольном подражании М.Ю. Лермонтова:

Горные вершины

Спят во тьме ночной.

Тихие долины

Полны свежей мглой:

Не пылит дорога,

Не дрожат листы,

Подожди немного –

Отдохнешь и ты.

Первые любовные стихи Гёте написал, когда ему не исполнилось двадцати лет, последние – за семьдесят. И все же лирическая манера поэта, однажды определившись, оставалась узнаваемой. Он влюблен в античность, воспринимает ее не как строгую норму, а как идеал высшей и естественной красоты, не как чужое, а как свое.

Гёте вернул жизнь античному прошлому, одухотворил природу и, опережая романтиков, настроил свои любовные признания в лад с голосом мировой души. Особое место в его жизни и творчестве занимает трагедия «Фауст», начатая в 1771 г., которая завершилась в год смерти Гёте.

Чтобы понять всю глубину и сложность трагедии «Фауст», надо обратиться к эпохе, которую изобразил поэт в произведении, осознать, каким образом и когда возникла легенда о докторе Фаусте, какие вечные философские проблемы поднимает автор в трагедии.

Реальный Фауст жил в Германии первой половины 16 века. Бакалавр теологии, врач, философ, чернокнижник и прорицатель Иоганн Фауст путешествовал по различным городам и снискал себе шумную известность: одни видели в нем ученого, постигшего тайны вселенной, только что не кудесника, другие считали его шарлатаном и проходимцем, но всегда его имени сопутствовала молва о сделке с чертом, о поддержке, которую ему оказывала нечистая сила.

Слайд – 2.

16 век был в Германии веком мощных социальных движений, победным шествием идей гуманизма, овладевшего умами немецкого Возрождения. Географические открытия, развитие науки, ломка многих средневековых нравственно-религиозных представлений способствовали духовному раскрепощению человека. На этом фоне исторический Фауст был достаточно заметной фигурой. Поэтому кроме исторического Фауста существовало большое количество прототипов литературного образа – ученых, алхимиков и схоластов, живших не только в Германии, но и в других странах Европы. Сама легенда о докторе Фаусте получила завершающее оформление с выходом в свет в Германии «Народной книги о докторе Фаусте», изданной в 1587 г. Иоганном Шписом, которую Гёте знал, как и все в Германии. Знал Гёте и кукольные комедии о Фаусте, разыгрывавшиеся на подмостках бродячих театров, драму Марло. Сам Гёте писал «Фауста» тоже как пьесу, первую часть – как драму, вторую – для оперного театра, хотя непосредственно для театра не предназначал.

Слайд – 3.

Творческая история трагедии «Фауст» насчитывает 60 лет. Работа над первоначальным текстом продолжалась вплоть до отъезда в Веймар. Вариант, созданный до 1775 г., впоследствии получит название «Пра-Фауст». Он будет опубликован много позже (1886).

Первой публикацией из «Фауста» был «Фрагмент» в собрании сочинений Гёте в 1799 г., включающий кое-что из того, что создавалось совсем недавно, когда Гёте вернулся к оставленному замыслу: Бесовская Вальпургиева ночь, представляющая шабаш на горе Брокен, и сцене «Кухня ведьм» были написаны им в Италии (1788). Гёте поднимает народную легенду на классическую высоту, с которой как на ладони видна современность. Теперь Гёте замыслил трагедию. Ее план созревает в переписке с Шиллером в конце июня 1797 г.

«Фауст» 70-х годов трагедией в классическом стиле не был. Герой народной книги, продавший душу Мефистофелю, выступал в роли бунтаря-штюрмера. Уставший от схоластического бесплодия ученый оставил свою келью, чтобы вкусить радость жизни. Жертвой его бунта оказалась юная простолюдинка Маргарита-Гретхен, как он зовет ее в минуты нежности. Фауст закалывает ее брата Валентина, вступившегося за честь сестры, а сама Маргарита осуждена на казнь как детоубийца.

Штюрмерский вызов обществу состоял в том, чтобы привлечь внимание к ужасу обыденного и привлеченного, при котором сильные не находят себе применения, а слабые становятся жертвами. Страдают те и другие. А общество тупо выносит приговор, исполняя то, что считает законом. В жанре народной трагедии герои нравственно не становятся выше окружающих их людей.

Гёте в окончательном варианте пошел дальше: он освобождает героев, даруя им небо. Спасение Маргариты – прелюдия к финалу второй части, к спасению Фауста.

Голос свыше в «Пра-Фаусте» не мог бы прозвучать, так как в нем были лишь земля и ад, но не было неба. Теперь же высота дана сразу в прологе: «Прролог на небе». Впрочем, принято считать, что прологов два: первый – «Театральное вступление», где, по сути, поставлен вопрос о высоком и низком. Вначале они кажутся несовместимыми, как поэт и толпа. Но этот сюжет, взятый из народной книги, был любим читателями, зрителями.

«Пролог на небе» предваряет всю историю, позволяя взглянуть на землю с божественной высоты. Оттуда все видится неизменным и вечным, о котором поет хор архангелов. При этом Господь убежден в победе добрых начал в человеке, в том, что по собственному желанию он вырвется из тупика.

— Какие исторические события повлияли на формирование мировоззрения и становления поэта?

— Какие этапы жизни и творчества Гёте вы можете выделить?

— Что послужило причиной обращения Гёте к личности Фауста?

— Что нового внес поэт в известный сюжет «Народной книги о докторе Фаусте»?

Еще со времен первых античных и восточных философов люди начали задаваться вопросом о соотношении свободы и необходимости, об их роли в жизни человека. Во времена средневекового христианства этот вопрос был переформулирован в вопрос о соотношении свободы воли человека и судьбы. Один из отцов церкви считал, что человеку от Бога дано право выбирать, но оно ограничено судьбой, возникает как следствие его грехопадения.

Ко времени появления легенды о Фаусте в Европе вновь разгорается этот давнишний спор. Основными оппонентами были Мартин Лютер и Эразм Роттердамский, который считал, что человеку дана свобода воли, она налагает на него ответственность за этот выбор. Лютер считал, что свобода выбора – это гордыня, которая ведет человека к гибели.

— Каков выбор Фауста?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратиться к тексту трагедии, а также представить исторический фон произведения (чтение отрывка из трагедии).

Время действия в «Фаусте» достаточно условно. Но время написания трагедии известно – она создавалась с 1813 по 1831 годы, то есть в те годы, непосредственно следующие за Великой французской революцией.

— Какие еще события произошли в 18 веке?

Деятельность мыслителей 18 века, так называемых просветителей, была направлена на развенчивание всех догм и авторитетов старого времени, в том числе и авторитета христианской церкви. В центр всего их мировоззрения был поставлен человек.

Трагедия отражает дух времени. Гёте не был приверженцем революционных методов переустройства общества. Но он ясно осознавал: «начинается новая эпоха всемирной истории». Встает вопрос:

— Какими же гранями новая эпоха всемирной истории открывается в «Фаусте»?

Ответ на этот вопрос подводит нас к идее произведения, которая в свою очередь раскрывается через основной конфликт в трагедии. Этот конфликт между Фаустом и Мефистофелем (запись в тетрадь).

Чтобы осознать меру и смысл стремлений Фауста, обратимся к некоторым строчкам, произносимым архангелами в присутствии самого Господа:

Непостижимость мирозданья

Дает нам веру и оплот…

И с непонятной быстротою,

Кружась, несется шар земной…

И грозной цепью сил природы

Весь мир таинственно объят.

Таинственность и непостижимость мирозданья волнуют архангелов, а человек, жалкий червь, комок глины, рвется постичь смысл бытия. Так проясняются устремления Фауста.

Слайд – 4.

Фауст неудовлетворен собою, но Бог (автор) предрекает Фаусту постижение истины, и, что, может быть, еще важнее, это не маленькая правда ученого доктора, а смысл жизни всего человечества:

Пока еще умом во мраке он блуждает,

Но истины лучом он будет одарен;

Сажая деревце, садовник уже знает,

Какой цветок и плод с него получит он.

В то же время каждый должен стремиться к истине – это смысл жизни. Господь считает необходимым, чтобы человек не впадал «в спячку»: «Ты можешь гнать, пока он жив, его по всем уступам. Кто ищет, вынужден блуждать». При этом Господь убежден в победе добрых начал в человеке, что «чутьем, по собственной охоте он вернется из тупика» и посрамит надежду Мефистофеля приручить навечно «божка вселенной» (перевод Пастернака), «смешного божка земли» (перевод Холодковского).

Мефистофелю человек кажется «каким-то насекомым, которое полулетя, полускача свиристит, как саранча» (перевод Пастернака), «прямо в грязь лезет поминутно» (перевод Холодковского). Мефистофель признает, что Фауст – один из лучших на земле, так как он пройдет «по всем уступам жизни», но будет спасен – таков конечный глас неба в финале трагедии.

Средневековый город, окруженный крепостной стеной, предстает как символ. Наступает весна, и в праздничный день все жители города стремятся вырваться из душного полумрака помещений, здесь монолог Фауста многозначен, так как дана картина весны и образ народа, очнувшегося, пробудившегося после долгой зимы (символична крепостная стена, но не менее символична и зима – долгая пора средневековья).

Вместе с тем сцена «У городских ворот» контрастна «Прологу на небесах» в художественном плане.

— Какие отличия вы заметили в этих сценах?

В «Прологе на небесах» дан космический фон. Фантастические образы их христианской мифологии, здесь – живописная реалистическая бытовая картина, конкретно представленные типы: служанки, крестьяне, солдаты и др. Чувствуется многообразие ритмов. Это народная сцена, причем народ представлен не безликой массой, а социально-дифференцированной.

Этой сценой Гёте вносит важный критерий в исканиях Фауста – оценку народом его усилий.

Слайд – 5.

В конце сцены автор сопоставляет Фауста с Вагнером. Фауст завидует самому солнцу в его движении по небосводу. Ученый, педант Вагнер реагирует на его слова испуганно и вместе с тем с явным удовлетворением:

Нет, что мне крылья и зачем быть птицей!

Ах, то ли дело поглощать

За томом том, страницу за страницей!

Сюжет трагедии отражает взаимоотношения персонажей. Значит надо понять, какова роль Мефистофеля в приключениях Фауста (он ведет его в кухню ведьм, устраивает встречи с Маргаритой и т.п.).

Слайд – 6.

Но это только внешний рисунок сюжета. Ведь «Фауст» – не бытовая драма, а философская трагедия. Поэтому речь идет не о том, кто кому помогает и что происходит в кухне ведьмы, а о движении мысли и о том, как в этом движении участвует Мефистофель. Мефистофель – «дух отрицания», но его нельзя назвать просто злодеем, отрицательным персонажем. Да, он спорит с Фаустом, пытается его совратить, сбить с избранного пути. Но своим сомнением он и помогает ему.

Слайд – 7.

Действительно, Фауст без Мефистофеля никогда бы не стал Фаустом конца трагедии. Но и Фауст, и Мефистофель – это два разных начала в жизни, в человеческой душе, и в ней временами живет Мефистофель, как отмечал Тургенев в повести «Фауст».

— Итак, какова позиция Мефистофеля?

По Мефистофелю, все возможно и любым путем, вины в этом нет, любой человек «насекомое», «полукузнечик», любого можно соблазнить.

Слайд – 8.

Пройти через искусы Мефистофеля к истине – «спастись» при всех своих заблуждениях, как спасаются Фауст и Маргарита, – вот удел развития человека по Гёте.

Интерес к фигуре Мефистофеля существует в искусстве давно. У Пушкина – его «Сцена из Фауста», тема союза с дьяволом возникает в романе «Доктор Фауст» Т. Манна и в фильме по нему. Фаустовские мотивы пронизывают и «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, и его же роман «Бесы». В романе «Преступление и наказание» Достоевский пишет, что «тысячи добрых дел» не могут отменить «одно зло». Это суждение, наверное, надо понять многим нашим современникам, так как принципы Мефистофеля и «игры» с ним не кажутся столь опасными.

Поэтому очень важно осмыслить эти принципы и влияние Мефистофеля на Фауста, собственную «деятельность» Мефистофеля в трагедии.

Сначала Мефистофель переносит Фауста в компанию веселящихся гуляк. Слайд – 9.

Девиз «Да здравствует свобода и вино!» не принят Фаустом, он не включается в это веселье. Но, начиная новую, другую жизнь Фауст проходит снова по общей для всех дороге жизни, ища ее смысл в молодом веселье, любви, практических делах на пользу общества, в красоте. Он познает, как и хотел, всю «полноту жизни», любит ее людей, ее печали и радости, ее «роковое бремя».

Таким образом, поиски Фауста и Гёте – это вечное стремление человека к истине и счастью, это вечные поиски ответа на вопрос: кому хорошо жить?

— В каких произведениях 19 века по-своему ставится и разрушается эта вечная философская проблема?

(Называются произведения и цитаты из них Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого и др.)

При всей жизненной правдивости сцен, связанных с Маргаритой, ее образ символичен. Маргарита воплощает простоту, естественность. Как все влюбленные, Фауст идеализирует наивную девушку из мещанской семьи. Чувство к ней очень близко тому ощущению природы, которое передано в сцене «У городских ворот». В Маргарите он видит дитя природы.

Слайд – 10.

Но здесь таится трагедия Маргариты. Фауст не мог остаться в кругу Маргариты, так как круг этот был составной частью презираемого им мира мелких интересов и узкой морали.

Вместе с тем, гибель Маргариты – это вечный укор Фаусту. Гёте напоминает об ответственности каждого человека перед другим человеком. Гибель Маргариты заставляет Фауста глубоко задуматься о своих действиях. Он стремится совершать добрые дела, но все его начинания словно поражены какой-то порчей. И самого Фауста в конце жизни поражает слепота. Но он созрел духовно, мощь мысли его неисчерпаема. Высшее счастье, он понимает – это здесь, рядом. Он силой духа провидит светлую дорогу человечества в его колыбели и обители – на родной планете Фауст подводит итог длинного пути:

… Жизни годы

Прошли не даром, ясен предо мной

Конечный вывод мудрости земной:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день идет за них на бой!

………………………………………

Тогда сказал бы я: мгновенье!

Прекрасно ты, продлись, постой!

И не смело б веков теченье

Следа, оставленного мной!

В предчувствии минуты дивной той

Я высший миг теперь вкушаю свой.

Произнося эти слова, Фауст тем самым обращается к вечной жизни, к Богу. И именно эти слова дают возможность ангелам унести Фауста на небо (Слайды 11 – 12), где разворачивается мистерия, возвращающая нас к истокам дантовского гуманизма, к его «Божественной комедии». Гёте символически соединяет свой век с веком Данте.

4.Закрепление изученного материала (устное мини-сочинение «Что такое выбор и как он разрешается в трагедии Гёте «Фауст»?).

5.Итог урока.

Фаустовские мотивы широко использованы в русской литературе 19 века. А.С. Пушкин в своем отношении к Фаусту следует скорее за «народной книгой», чем за Гёте, – сговор с чертом, по его мнению, обязательно приводит к гибели. Гибнет Дон Гуан в «Каменном госте», тот же мотив и в сказках «О рыбаке и рыбке», «Золотой петушок». Для Пушкина вообще «Гений и злодейство – две вещи несовместимые».

Более сложным образом пронизывает фаустовский мотив «Демона» М.Ю. Лермонтова. Здесь и Тамара, и Демон содержат в себе фаустовские соответствия. Любовь Тамары, ее гибель и спасение соотносятся и с историей гётовской Маргариты, и со сценой спасения Фауста. Демон же – это и Мефистофель, и Фауст из первой части гётовской трагедии. Лермонтов, как и Пушкин, суров к Фаусту первой части, предавшему любовь. В понимании поэтов для него нет прощения – и он осужден, в то время как искренняя любовь заслуживает прощения свыше.

В повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» кузнец Вакула тоже не церемонится с чертом, ни о каком сговоре и речи не идет. Как мы знаем, ухажер из ада выполняет все пожелания Вакулы.

Итак, как губительно, разрушительно для личности, общества следовать ложным идеалам, так как ложно понятый смысл жизни может быть губительным для человека и изуродовать даже крупные личности. Поэтому страницы трагедии И.В. Гёте «Фауст» запоминаются надолго, хотя они написаны, казалось бы, так давно. А проблемы, поднятые в ней, продолжают волновать нас и сегодня.

Слайды 13 – 14.

6.Задание на дом.

«Фауст» и проблема научного знания.

Философия природы в «Фаусте».

«Фауст» и эстетика немецких просветителей.

«Фауст» и немецкая философия жизни.

«Фауст» и русский символизм.

2. Заключение

«Фауст» — философская трагедия; в центре ее — главные вопросы бытия, они определяют и сюжет, и систему образов, и художественную систему в целом. Как правило, присутствие философского элемента в содержании литературного произведения предполагает повышенную меру условности в его художественной форме.

История Фауста позволяет Гете по-новому, критически подойти к ключевым вопросам просветительской философии. «Фауст» оказал огромное воздействие на всю мировую литературу. Еще не был завершен грандиозный труд Гете, когда под его впечатлением появились «Манфред» (1817 г.) Дж. Байрона, «Сцена из «Фауста» (1825 г.) А. С. Пушкина, драма Х. Д. Граббе «Фауст и Дон Жуан» (1828 г.) и множество продолжений первой части «Фауста». Австрийский поэт Н. Ленау создал своего «Фауста» в 1836 году, Г. Гейне — в 1851 году. Наследник Гете в немецкой литературе XX века Т. Манн создал свой шедевр «Доктор Фаустус» в 1949 году.

Увлечение «Фаустом» в России выразилось в повести И. С. Тургенева «Фауст» (1855 г.), в разговорах Ивана с чертом в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1880 г.), в образе Воланда в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1940 г.). Гётовский «Фауст» — произведение, подводящее итоги просветительской мысли и выходящее за рамки литературы Просвещения, пролагающее пути будущего развития литературы в XIX веке.

3. Литература

1. Goethe, J.W. Faust. (Urfaust. Faust 1.und Faust II. Paralipomena. Goethe ueber «Faust»). — Aufbau-Verlag Berlin und Weimar, 1983.

2. Гете И.В. Фауст / Пер. с нем. Б. Пастернака. М.: Художественная литература, 1969.

3. Гете И.В. Фауст / Пер. с нем. H.A. Холодковского. В 2-х частях. Часть 1. М-JL: Академия, 1936.

4. Гете И.В. Фауст / Пер. с нем. H.A. Холодковского. В 2-х частях. Часть 2. -М.-JL: Академия, 1936.

5. Goethe, J.W. Italienische Reise: Erster und Zweiter Teil. Bd. 1. Berlin, 1996.

6. Goethe, J.W. Italienische Reise: Zweiter roemischer Aufenhalt von Juni 1787 bis April 1788. Bd. 2. Berlin, 1996.
7. Гете И.В. Шиллер Ф. Переписка в 2-х т. Т.1. M.: Искусство, 1988.
8. Гете И.В. Шиллер Ф. Переписка в 2-х т. Т.2. М.: Искусство, 1988.
9. Аверинцев С.С. Мифы // Краткая литературная энциклопедия. В 9 тт. Т.4. -М.: Советская энциклопедия, 1967.

10. Аверинцев С.С. Образ античности в западноевропейской культуре XX века. Некоторые замечания // Новое в современной классической филологии. М.: Наука, 1979.
11. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. -М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.
12. Аветисян В.А. Гете и его концепция мировой литературы (в свете литературного процесса XX века) // Вопросы литературы. 1984.

13. Аветисян В.А. Образ Мефистофеля во второй части «Фауста» (в свете гетевской концепции мировой литературы) // Изв. АН СССР. Серия лит. и яз. 1997.
14. Аветисян В.А. «Фауст» и концепция мировой литературы. Гете // Изв.АН

15. Александрова Н.К. Австрийский «Фауст» // Гетевские чтения 1999. М.: Наука, 1999.
16. Алленов М.М. Образы античности в русской живописи Н Античность в европейской живописи XV-нач.XX века. М.: Советский художник, 1984.
17. Аникст A.A. Гете и пластические искусства // Гетевские чтения 1984. М.: Наука, 1984.
18. Аникст A.A. Гете и Фауст: От замысла к свершению. М.: Книга, 1983.
19. Аникст A.A. Творческий путь Гете. М.: Худож. лит., 1986.
20. Аникст A.A. «Фауст» великое творение Гете. — М.: Знание, 1982.
21. Аникст A.A. Художественный универсализм Гете // Вопросы литературы. 1988.
22. Баевский B.C. «Фауст» Гете в переводе Пастернака // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз., 1990. Т. №4. С. 341-352.
23. Бальмонт К.Д. Несколько слов о типе Фауста // Марло К. Трагическая история доктора Фауста. М., 1912.
24. Баткин JL Ренессансный миф о человеке // Вопросы литературы. 1971.
25. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. М.: Крон-пресс, 1995.
26. Бахтин ММ. Вопросы литературы и эстетики. М, 1975.
27. Белыповский А. Гете. Его жизнь и произведения. Т.1. СПб.: Пантелеев, 1898.
28. Белыповский А. Гете. Его жизнь и произведения. Т.2. СПб.: Пантелеев, 1898.
29. Бент М.И. Концепция личности в «Фаусте» Гете и драматургии Г. фон Клейста // Гетевские чтения 1984. М.: Наука, 1984.
30. Бент МИ. Гете и романтизм. Челябинск, 1986. 71 с.
31. Васильева Г.М. «Римский карнавал» и тема праздника в творчестве Гете // Гетевские чтения 1991. М: Наука, 1991.
32. Вейман Р. История литературы и мифология. М.: Прогресс, 1975.
33. Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь / Репринт 5-го издания 1899 г.

infourok.ru

Презентация по литературе Трагедия И. Гете Фауст


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Фауст Цель: вызвать интерес к произведению Гёте- «Фауст» Задачи:1.Изучить структуру трагедии2.Выделить художественные особенности3.Рассмотреть различные иллюстрации к трагедии4.Влияние «Фауста» Гёте на исскуство (экранизации, литературные произведения, иузыка) План 1.Основные даты творческой истории Фауста2.Структура трагедии3.Художественные особенности4.Цитаты 1, 25. Картины Эжена Делакруа6. Иллюстрации Сальвадора Дали7.Тест8. «Фауст» Гёте в Кинематографе9. Осуждение Фауста Иоганн Вольфганг фон Гёте Самым грандиозным созданием Гёте бесспорно является его трагедия «Фауст», над которой он работал в течение всей жизни.Основные даты творческой истории «Фауста»:1774—1775 — «Urfaust» (Прафауст),1790 — издание «Фауста» в виде «отрывка»,1806 — окончание первой части,1808 — выход в свет первой части,1825 — начало работы над второй частью,1826 — окончание «Елены» (первый набросок — 1799),1830 — «Классическая Вальпургиева ночь»,1831 — «Филемон и Бавкида», окончание «Фауста». «Вы снова здесь, изменчивые тени, Меня тревожившие с давних пор, Найдется ль наконец вам воплощенье, Или остыл мой молодой задор?» Первое издание Фауста Структура Трагедии Состоит из двух частей1 часть: находится в ближайшей связи со штюрмерским периодом творчества Гёте. Тема покинутой возлюбленным девушки, в приступе отчаяния становящейся детоубийцей (Гретхен). Обращение к веку пламенной готики, вульгаризмами язык, тяга к монодраме 2 часть: Вторая часть, входит в круг литературы классического периода. Готические контуры уступают место древнегреческим. Местом действия становится Эллада. Очищается лексика. Появляются стихи античного склада. Образы приобретают какую-то особую скульптурную уплотнённость Художественные особенности В «Фаусте» оказались органически слиты самые разные элементы — начало драмы, лирики и эпоса.Фауст» включает с себя элементы, различные и по своей художественной природе: реально — бытовые,лирические трагические, фантастические. Интимная лирика, гражданский пафос, философские раздумья, острая сатира, описание природы, народный  юмор всё  это  есть в Фаусте «Наследовать достоин только тот,Кто может к жизни приложить наследство»Фауст«Я просто обворожена, Вас видя, душка-сатана!»Ведьма«Бояться горя — счастия не знать»Мефистофель «Кто ищет –вынужден блуждать»Господь«-Я жизнь отверг и смерти жду с тоской.-Смерть – посетитель не ахти какой.»Фауст, Мефистофель Картины Эжена Делакруа. Иллюстрации к поэме «Фауст» Гете Картины Эжена Делакруа. Иллюстрации к поэме «Фауст» Гете Картины Эжена Делакруа. Иллюстрации к поэме «Фауст» Гете Картины Эжена Делакруа. Иллюстрации к поэме «Фауст» Гете Иллюстрации Сальвадора Дали Оригинальное название: FaustГод: 1969Техника: офортСостав коллекции: в серию входит 21 гравюра, 10 из них — виньетки с фрагментами текста на французском языке.Размеры работ: размер гравюр — 11 32Ч24 см; размеры виньеток различные. Иллюстраци

weburok.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *