cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Эссе учителя истории моя педагогическая философия – Эссе на тему «Моя педагогическая философия»

Эссе на тему «Моя педагогическая философия»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Лохвицы филиал Некрасовский

Белогорский район Амурская область

Моя педагогическая философия

Выполнила:

учитель истории и обществознания

Вельган Мария Васильевна

I квалификационная категория

2017

«Детство- это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный поводырь».

А.И.Баркан

Я работаю в сельской школе учителем истории и обществознания 21 год. Смыслом моей жизни стал ученик. Именно он определил мою жизненную позицию. Работая с ним, я имею возможность развиваться творчески, самосовершенствоваться во всех сферах жизни.

Для меня ученик – это и моё вдохновение, и мой тонизирующий напиток.

Известно, что процесс обучения – это взаимодействие двух субъектов: учителя и ученика. Нередко, говоря о педагогической концепции, учителя подразумевают ответы на вопросы: «Кого учить?», «Чему учить?» и «Как учить?». А мне хочется определиться с вопросом «Кто учит?».

Каким же я должна быть учителем, чтобы из моих учеников выросли порядочные, образованные и творческие люди. Менее всего я думаю, что учитель — это просто, как принято говорить, профессия. Для меня учитель — слово высокое, ведь его предназначение ежедневно, ежеминутно, ежесекундно лепить маленькие человечески души, лепить не физически, а словом, взглядом, своими поступками. А это очень сложная работа, потому, что спрогнозировать результат удаётся не каждому, и далеко не каждому удаётся увидеть результат своего труда.

Для меня – учителя истории, принципиально важно, как мой предмет влияет на мировоззрение учащихся. Важно, как он повлияет и на формирование их жизненной позиции, характер, умение адаптироваться в сложном мире человеческих отношений. Я не считаю себя только учителем-предметником. Сегодня для меня более остро встают проблемы психологической и социальной организации процесса взаимодействия учителя и ученика, учительского профессионализма, осознания учениками их предназначения, бездуховности подрастающего поколения, вопросы развития компьютерной субкультуры, сохранения здоровья детей. Отдав детям 31год, познав горький вкус ошибок и заметив сорняки на своем педагогическом поле, я поняла философию педагогического служения и библейскую мудрость: «не многие делаются учителями».

Строитель, возводя школьное здание, знал, что получится, и заработал на этом деньги. Хорошему педагогу так же необходимо знать, что ты строишь в умах и сердцах своих учеников, чтобы стать уникальным учителем.

В моем понимании образование – это ваяние образа, воспитание – питание духовной оси, а просвещение – зажигание света истины в душе ученика. В наше время и образы поменялись, и ось неоднократно ремонтировалась, и свет постепенно затухал в ученических сердцах. Ученик стал похож на нейтральный атом, у которого положительный и отрицательный заряды уравновешенны, и он перестал понимать, где добро, а где зло. Нравственная мудрость веков уступила место многознанию, а мудрость, как известно, есть знание немногого, но самого главного.

«Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они обязательно будут в свое время»- слова старца- мудреца. Следовательно, воспитательная цель на уроке истории самая важная, ибо она не подвержена никаким влияниям извне. Ученика должна воспитывать только, правда, а на уроке проводником к ней должен стать сам педагог, его любовь к предмету и, конечно, ученику.

Еще В.О. Ключевский говорил: «Любите то, что преподаете и тех, кому преподаете». Я нашла три канала нравственного воспитания: через самого учителя и его ценности, через историю и исторический материал и через методику преподавания.

Надо не просто водить указкой по развалинам прошлого, а одухотворять его, относясь к нему как к следам времени, по которым можно выйти на свою дорогу, пользуясь историческим компасом. Ученик, не увидевший красоту и доброту в нас и в истории, не поймет наших слов о красоте и доброте.

Подведи ученика к теплой печке истории! Пусть погреется около нее. Если он хочет научиться мудрости, отведи его в библиотеку исторической мысли. Если задумывается о полководческих победах, покажи «науку побеждать», сохранившуюся в трудах великих воинов. Если ему близок творческий талант, открой секреты художников, архитекторов, поэтов и скульпторов, заставь увидеть формулу шедевра. Если же у него появилось желание понять деяния святых, помоги внимательно прочесть их жития, чтобы найти в них смысл жизни и любви.

Ф.И. Тютчев говорил: «Истинным защитником России является история». Осмысление ее нравственного наследия поможет приобрести духовный иммунитет любому, кто пожелает. Задача учителя – показать ученикам этот опыт, открыть ворота в историю и побудить их найти в ее письменах то, что и является смыслом жизни.

Может показаться, что темы, затронутые мной, слишком глобальны и их решение не под силу одному учителю. Но мир, окружающий меня, время, так стремительно меняющее нашу жизнь, требует именно такой профессиональной всеохватности. Как учитель истории, я не имею права отставать от времени. Дверь моего класса всегда открыта для мощного потока информации. А нагрузки только заставляют меня расти творчески, быть инициативной и изобретательной

. Главное только не потерять связующую нить между прошлым и будущим.

След человека — не только посаженные деревья и построенные дома. Тленны железо и камень, нетленно другое… Все, что тобой сделано, остается жить в тебе самом и в других людях, передается из поколения в поколение как незримое духовное богатство, как самая главная ценность. И с этой точки зрения учительская профессия – профессия счастливых людей. Ведь я отвечаю за Человека в ученике.

Мой педагогический поиск направлен на такие виды работы, которые побуждают учащихся к стремлению самим добывать знания через практическую и самостоятельную работы, а также узнать что-то новое.

Весь мой опыт направлен на то, чтобы ученики, выходя из школы, взяли с собой то, что доходило до их сердец и защищало от пошлости и подлости, вселяло веру в себя и вело их по жизни.

Я горжусь тем, что я – учитель, что люблю свою профессию, своих учеников, свою семью, стараюсь не останавливаться на достигнутом, постоянно идти вперёд и учиться чему-то новому. Искренне верю, что учителя бывают любимыми, школы — родными, слёзы на выпускных вечерах — настоящими, благодарность — искренней, уроки такими, на которые идут с удовольствием и говорят, что от вас идёт тепло, и советы бывают такими, которым следуют и которых ждут.

А какой я хочу быть? Наверно разной. Живой, интересной для окружающих, уверенной в себе, в своей нужности близким, жаждущей учиться, не боящейся признать свои ошибки, честной, прежде всего перед собой, умеющей удивлять и вдохновлять.

infourok.ru

Эссе «Моя педагогическая философия»

Эссе «Моя педагогическая философия»

Баллада о «неотличниках»

            Леночка… Лена… Елена Николаевна…

            Как летит время! Уже восемнадцать лет меня называют только Елена Николаевна. Я уже не ученица, я – учительница. А душа живёт и чувствует так, как будто я всё ещё Лена, весёлая девочка, влюблённая в литературу, почти отличница.

            Кто-то в шутку сказал, что важно родиться в нужное время в нужной семье. Я как раз угадала и время, и семью. Мне было года четыре, когда я первый раз оказалась в стенах школы, где учителем начальных классов работала моя тётя. Мне казалось, что она знает всё на свете: и самые интересные сказки, и самые увлекательные игры, и ответы на все, даже самые трудные вопросы. И самый долгожданный  праздник в нашей семье – это не дни рождения и даже не Новый год, а Первое сентября! Неужели у детей актёров и педагогов нет шансов на  иной выбор?! Оказалось, что по наследству могут передаваться не только болезни, но и профессии. Просто мне вовремя не сделали прививку… Болезнь начала прогрессировать… И вот, я – учитель, и не могу иначе!

Итак, Елена Николаевна, идите к ученикам, Ваше место рядом с ними, рядом или чуть-чуть впереди.

            Сдвинутые брови, грозное выражение лица, чёткие фразы, разрывающие тишину… Вот и сжалось сердечко Лены, замер голосок, а для Елены Николаевны «чуть-чуть» совсем перестало существовать, и я уже не впереди, а позади! Нет! Так нельзя! Ведь восемнадцать лет назад я сама была ученицей, и как мне хотелось чуткости, внимания и уважения. А какими мои ученики, маленькие человечки, каждый день приходят в школу? Помните стихотворение Бориса Захадера?

                                   Точка, точка, запятая,

                                   Вышла рожица смешная;

                                   Ручки, ножки, огуречик –

                                   Появился Человечек.

                                                           Что увидят эти точки?

                                                           Что построят эти ручки?

                                                           Далеко ли эти ножки

                                                           Уведут его?

                                   Мы за это лишь в ответе!

                                   Мы, взрослые.

            Самое время начать «Балладу о «неотличниках»».

            «У него нет чувства юмора, и это общеизвестно… Он посмешище на уроках… Если у него что-нибудь и получится не хуже, чем у других, то этого, как назло, никто не видит… Он выглядит не тем, кот он есть на самом деле… Он – неудачник! Бесперспективный!»

            И как много стараний нужно приложить Елене Николаевне, чтобы помочь этому Человечку! А стоит ли он таких усилий? И стоят ли таких усилий другие, неприметные и невесёлые, не уверенные в себе и таящие свои чувства школьники? А    ведь каждый из них – не такой, как все. Стоит лишь приглядеться к каждому ученику повнимательнее,   и окажется, что мы, взрослые, не совсем верно понимаем их. Окажется, что           каждый из них – личность, личность, определяющая будущий облик человеческого общества.

            Он, прежде всего и больше всего, не доволен собой, пытается отринуть слабое и недостойное и осуществить лучшее в себе. Он терпим к другим, потому что предполагает в них те же слабости и недостатки, возможности и успехи.

            Если же он ставит перед собой жизненные задачи, то сам стремится их выполнить, потому что в каждом Человечке есть нераскрытые возможности. У одного эти возможности     быстро осуществляются, у другого – нет.  Вернее — пока, нет.  Пускай даже – долго нет! Это не значит, что они не могут проявиться и вдруг осветить пространство, в котором живут и другие люди. Ведь люди, в сущности, талантливы все!

            Воспитание – дело великое: им решается участь Человека, а участь – это судьба… «Воспитание тождественно помощи ребёнку в реализации его возможностей»,  в этом, я считаю, и есть наиглавнейшая цель обучения – воспитание Человека, который будет способен достойно жить в стремительно меняющемся мире, мыслить, искать, добывать новые знания, которые станут стимулом на завтра.

            Поэтому почётна и ответственна миссия того, кто отдаёт свою жизнь детям. Фундаментом успеха учителя, посвятившего свой труд и своё вдохновение детству, всегда была твёрдая вера в возможности юного Человечка, ведь школьники отличаются от нас, взрослых, лишь меньшим жизненным опытом, но у них такая же способность радоваться и страдать, смеяться и плакать, восхищаться и разочаровываться, мечтать и осуществлять свои мечтания.

            Детям мало, чтобы их любили, они хотят, чтобы их уважали: уважали их стремления, мечты и надежды. Я уважаю их! Главной установкой для себя выбираю: все способны, даже «неотличники», все достойны внимания. Я глубоко верю в возможности своих учеников! Верю!      

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Эссе «Моя педагогическая философия»

Эссе на тему «Моя педагогическая философия»

«Чаще заглядывай в самого себя» Цицерон

Каждый учитель должен быть отчасти философом, заниматься постоянно совершенствованием, быть современным.

Я училась в традиционной советской школе, была успешной ученицей, правильно отвечала на все вопросы, добросовестно выполняла поручения, была послушной дочерью, пионерской, комсомолкой. Окончила университет. Я не знаю, как бы дальше сложилась моя судьба, если бы на моем жизненном пути не встретились творческие, талантливые учителя. Именно благодаря своей учительнице истории я научилась добывать знания, ставить вопросы, искать ответы, заниматься самообразованием. Главное, что я усвоила еще в школьные годы – это то, как ставить цель и достигать результата. И только немного позже, путем самообразования, поняла, что если цель – это то, ради чего человек действует, то мотив – это то, почему он действует. Делаю хорошо только то, что мне интересно.

Я вступила в жизнь с большим багажом знаний, но совершенно не подготовленная к самостоятельной жизни. Вновь кропотливая работа над собой. Важной школой жизни для меня стала работа в МДЦ «Артек» (1989-2000г.), где я училась и совершенствовалась, отдавала и находила, попадала в шторм, танцевала бальные танцы, выступала на сцене. Интерес ко всему был лучшим средством от всех перегрузок. Главное, мне удалось заглянуть в себя и узнать, на что я способна. Каждая встреченная ошибка воспринималась как проблему, которую предстояло решить.

Я обучаемый человек, кроме того, нахожусь в постоянном поиске. На практике применяю полученные знания. Учусь от коллег мудрости, от детей- непосредственности, искренности. Твердо уверена: только личность может вырастить личность, только характер может воспитать характер.

В дипломе у меня записано, что я учитель. Учитель – уникальное слово, это носитель света и учителем надо стать не только по диплому. На своих уроках люблю ставить философские вопросы, заставляю ребят критически думать, анализировать, систематизировать полученные знания, применять их на практике. Стремлюсь к тому, чтобы уроки были философские ,духовные, вызывающие у ребят действительно интерес, а главное – были полезными для будущей жизни. Главный урок истории – это извлечение из него уроков.

В своей работе использую приёмы технологии критического мышления, которые помогают формировать умения самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять явления. Полюбила метод проектов, который предполагает строить деятельность учащихся на основе самоорганизации, индивидуализации и осознанности событий. Интересные планы по реализацию замыслов у нас с ребятами ещё впереди.

Я мечтаю быть настоящим Учителем для своих учеников- яркой, интересной личностью. Мои ученики не только мечтают, но ставят цели, делают правильный выбор. Веру в свои собственные силы пытаюст передать каждому. Учу ребят, что жизнь без сложностей и преград – это утопия. В жизни случаются и взлеты, и падения, но уверена, что все проблемы когда-нибудь разрешаются. Ведь в каждой проблеме зреют зерна возможностей.

Надеюсь, что моя работа в школе затронет душу ребят и вдохновит их на новые свершения. В каждом ученике таится гений, у каждого есть возможность и право стать победителем в жизни.

Таким образом, только благодаря ежедневной работе над собой, развитию интуиции, самосовершенствованию, можно стать настоящим учителем.

Я знаю, что мои дети вырастут успешными людьми, потому что рядом с ними позитивно настроенный педагог, который дает не только знания по истории и обществознанию, а делится бесценным опытом жизни . Учу детей не уходить от проблем, а преодолевать их, учу не только мечтать, а бороться за осуществления своей мечты, учу быть не только человеком, а личностью, учу ценностям, которые в нашем обществе уже почти утеряны. Я учитель, а значит надо быть победителем во всем. Верю, что моя жизнь станет победой и для окружающих людей. У меня есть цель, я знаю, как её реализовать в жизни, а следовательно, смогу предать все свои знания. Прав римский писатель и политический деятель Цицерон: «Чаще заглядывай в самого себя».

Е.А.Еременко. учитель истории МБОУ Пычасской СОШ

infourok.ru

Эссе «Моя педагогическая философия»

Эссе «Моя педагогическая философия»

«Школа – это мастерская человечности».

Я.А.Коменский

Учитель – прекрасная профессия, самая древняя и почитаемая.

Все, от простого рабочего до Президента, прошли через призму души педагога. Именно учитель, сея «разумное, доброе, вечное» формирует личность нового поколения, закладывает базис развития страны, основы будущего России. Многие с благодарностью вспоминают и всю жизнь хранят образы своих добрых учителей и наставников. Так и в моей жизни важную роль сыграла заслуженный учитель РФ, замечательный человек, педагог, чей труд является для меня примером, Витальева Александра Андреевна. Именно она привила мне любовь к химии, разглядела во мне задатки Учителя, помогла окончательно определиться с выбором профессии. Уже тогда, после окончания школы, я знала, как учитель может повлиять на дальнейшую судьбу человека. И вот уже тридцать с лишним лет я отдала школе, я живу школой, я живу детьми.

В стенах школы проходит большая часть жизни любого учителя, сменяется одно поколение мальчишек и девчонок другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди, власть и строй, но неизменно остается главным человеком в школе – учитель. Учитель, который любит свою работу, любит и уважает детей, считается с их мнением, учит учиться, помогает человеку стать Человеком и в этом видит смысл своей жизни. Я твердо уверена, что никакие самые чудесные машины не смогут заменить живое человеческое общение, не смогут дать ребенку любовь, преданность, понимание, не помогут решить возникшие проблемы. Школа – это второй дом и оттого, какие в этом доме родители, во многом будет зависеть будущее его обитателей. Особенно это касается сельской школы. Пока существует в селе школа – жива деревня. Нет школы – деревня вымирает. Согласитесь, как часто мы наблюдаем подобную картину сегодня.

С годами я все больше и больше понимаю, какая колоссальная ответственность ложится на плечи учителей. Именно учителям общество доверило самое главное, самое ценное – детей, свою надежду, свое будущее. А как сделать это будущее счастливым, достойным человеческого существования?

Раньше, когда я была молодым специалистом, мне казалось, что достаточно детям дать глубокие прочные знания, влюбить в свой предмет, заинтересовать, а в дальнейшем они сами найдут этим знаниям применение. И я все делала для этого: следила за новинками методической литературы, сама много читала, применяла нестандартные уроки, радовалась, что детям нравится именно мой предмет. Но практика показала, что как бы хорошо учитель не был подготовлен в теоретическом и методическом плане, этого недостаточно для успешного выполнения задач, стоящих перед современной школой. Учитель – это не только преподаватель, учитель – чаще всего воспитатель.

Сегодня и для образования и для учителя настали сложные времена. У китайского народа есть поговорка «А чтоб тебе жить во времена перемен» как предзнаменование чего – то неизвестного, неопределенного. Но все течет, все меняется, жизнь не стоит на месте, эволюция – процесс необратимый. Чтобы шагать в ногу со временем, сегодня мало сформировать гармонично развитую личность: здоровую физически, с определенным багажом знаний, со сводом правил нравственного поведения. Главная задача перед современной школой на сегодняшний день другая – научить людей жить в этом постоянно меняющемся мире. А задача задач учителя – научить ребенка найти самого себя в этой жизни, свою нишу. Моя цель – это создание условий для развития способностей каждого ученика. Из этой цели вытекают задачи: одна из них – в любом ребенке увидеть хорошее, развивать его, помочь поверить в свои силы.

В священной истории есть «Притча о талантах». Один человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов и поручил им управлять своим имением. Он дал каждому из них таланты (монеты). Одному – пять, другому – два, третьему – один. Каждый получил столько талантов, сколько ему было полезно. Человек, получивший пять талантов, употребил их на доброе дело и приобрел пять новых талантов. Также поступил другой человек, который получил два таланта. А третий не захотел трудиться и закопал полученный талант в землю. За это ленивый раб был наказан и лишен даже того единственного таланта, который был отдан потрудившимся. Применительно к моей педагогической философии и моему призванию свою задачу вижу в том, чтобы ученик уже в школе знал, какие у него «таланты» и как он за стенами школы будет их приумножать. Каждый учитель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но каждый учитель должен работать во благо развития ребенка. Сейчас в школе созданы благоприятные условия для развития детей: инновации, методики, масса возможностей для саморазвития и самореализации. И я все чаще и чаще задаю себе вопрос «В нужном ли направлении мы идем? А сможем ли мы, учителя, в погоне за «умными» головами воспитать Человека чуткого, отзывчивого, доброго, порядочного? Где та золотая середина, чтобы выпускник смог себя реализовать по программе победителя, но в то же время у него были сформированы те качества, которые помогут ему быть счастливым в обществе, в семье? Как определить, готов или нет выпускник к взрослой жизни, сможет ли он стать успешным? Все мы понимаем, что нет такого универсального рецепта, по которому можно воспитывать успешных детей. Дети – это не животные. Это селекционер знает, как вывести новую породу с заранее заданными для человека качествами. Каждый ребенок – это личность, это индивидуальность и эту индивидуальность важно сохранить, помочь ребенку не потерять самого себя в будущем. Вот учитель и находится в вечном поиске.

Лучший способ обучения и воспитания – это личный пример учителя. Я не только учу детей, но и сама способна учиться у своих учеников. Учить и учиться – вот мой девиз. Учить мыслить, постигать тайны природы и жизни, учить заботиться о своем здоровье, учить смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное – чувствовать! Учиться на ошибках, опираясь на знания и веря в удачу, учиться в совместном сотрудничестве, сотворчестве, организуя и вовлекая детей в совместную деятельность, используя новые средства обучения, стремясь научить своих учеников самостоятельности, ответственности, прививая « привычку к труду благородную». Эта привычка – основа будущего счастья, духовного обогащения.

Считаю, что современный учитель тоже должен внутренне развиваться, шагать в ногу со временем, учиться, искать, каждый день идти дальше, узнавать что – то новое, бороздить просторы постоянно обновляющейся информации, иначе он становится неинтересным для своих учеников. А это очень страшно « не соответствовать»! Я твердо уверена, что не каждый человек может быть учителем. Учитель – один из тех, кто не делает блистательной карьеры. Он приходит в школу учителем и уходит из школы в том же звании, часто «пуст его карман», он не видит сразу результатов своего труда. Откуда же берет силы учитель, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, отцом и матерью, каково это каждый день идти к детям, оставив за порогом школы свои собственные проблемы? На такое способен не каждый человек, а только тот, кто искренне любит детей, любит свою профессию, видит смысл своей жизни в служении детям!

Когда я оглядываюсь назад и вспоминаю своих учеников, которые нашли свое место в жизни, я понимаю, что это и есть счастье, ибо я приложила к этому руку. Это счастье быть все время в гуще событий и вдохновлять обычных детей на успех. Это счастье уметь быть нужной детям, порой, несмотря на усталость, плохое самочувствие и желание все бросить. И когда ты слышишь «Как мы без Вас? Вы нам очень нужны!», решаешь – еще рано, еще не пора!

Общество и государство предъявляют сегодня очень высокие требования к учителю. Часто общество не сознает трудностей, стоящих перед школой. Необходимо изменить это отношение. Следует поднять социальный статус учителя, показать обществу, что далеко не каждый способен занять место учителя. Не секрет, что сегодня школе не хватает молодых специалистов, что средний возраст школьного учителя очень солидный. Меня очень волнует вопрос, а что же будет со школой, кто будет учить учиться наших детей, какое нас ждет будущее? Как хочется творить и сознавать, что учителя ценят, уважают, понимают значение его труда, многое делают для того, чтобы улучшить условия окружающей рабочей среды. Можем тем, кто придет нам на смену повезет больше?

Г.А.Смирнова, учитель химии и биологии МОУ «Колталовская СОШ» Калининский район, Тверская область

infourok.ru

Эссе «Моя педагогическая философия»

Эссе «Моя педагогическая философия»

учителя истории и обществознания Фроловой Инны Константиновны

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах…»
(Амонашвили
Ша́лва Алекса́ндрович, советский, грузинский и российский педагог и психолог)

Представьте на пару минут, что вы идете по улице, как обычно это бывает каждый день. Как вы думаете, что могло бы вас заставить остановится? Может быть какой – либо бесплатный презент или подарок…? Думаю, нет. Деньги, которые хотят вам предложить… Тоже навряд ли. А что же тогда? Я думаю, что остановиться вас заставит человек, ожидающий именно вашей помощи. А почему? Потому что мы люди помогающих профессий. Мы учителя! «Все профессии от людей и только три от Бога: учитель, судья и врач», — утверждал Сократ. По определению мудреца, только учитель, врач, судья получают свой дар свыше. Профессия учителя наполнена верой, надеждой и любовью тысяч поколений людей, посвятивших себя этой божественной миссии.

Я считаю, что учитель объединяет в себе эти три профессии. Хороший учитель — это врач, для которого главный закон: «Не навреди!» Мы лечим наших детей, заботой, вниманием, советом, лаской, и это лекарство называется любовь к детям. Хороший учитель — это мудрый судья, который взвешивает добро и зло, но не карает, а старается предупредить. Ну, а чтоб превратить любое занятие в удовольствие, «творчество — вот лучший учитель!»

Несомненно, каждый современный педагог должен обладать не только высоким уровнем компетентности и профессионализма, но и способностью сформировать личность, способную строить жизнь, достойную человека. Что же такое личность? Личность – это человеческий индивид, как субъект сознательной деятельности, обладающий социально – значимыми чертами. Это означает, что личность должна быть активна, преобразуя окружающий мир, осознавать ответственность за свои действия и поступки. Так же она должна обладать социально — значимыми чертами, т.е. качествами, которые высоко ценятся в обществе. Это доброта, любовь, милосердие, отзывчивость, толерантность, ответственность, честь, достоинство, любовь к Родине.

У меня, как учителя истории, есть преимущество в этом отношении. На уроке истории ребёнок хоть на несколько минут может стать полководцем, императором, артистом, философом, мудрецом. Он не только может примерять на себя маску великой личности, но и познать меру ответственности и причины их поступков. Именно так, погрузившись в прошлое, можно в полной мере осознать и понять поступки великих людей. Не только на примерах великих исторических личностей я пытаюсь научить детей, но и на примерах наших предков, тех, кто выстоял в блокаду Ленинграда, держался за каждую пядь родной земли, не давая пройти врагу, прошел «семь кругов ада» в фашистских лагерях, но не сломался, а выстоял, выжил и остался Человеком. Поэтому вижу свою миссию, как учителя – не в том, чтобы преподать материал, а научить моих воспитанников быть людьми, мыслить творчески, изучая прошлое и современную действительность, делать выбор, принимать нестандартные решения и быть ответственными за них. При этом стараюсь помнить о том, что это дети, у них всё ещё впереди, они могут ошибаться, но они могут ещё всё начать сначала.

Чтобы стать учителем от Бога, педагог должен стать солнцем, излучающим человеческое тепло. Настоящий педагог – это человек, умеющий любить и дарить любовь другим искренне и бескорыстно. Я убеждена, нельзя научить любить детей, нужно родиться с этой непреодолимой потребностью души. На своих уроках я стараюсь не просто дать ученикам знания в области истории и обществознания, а увлечь их в трудный путь добывания этих знаний самостоятельно, через соприкосновение с прошлым, через возможность увидеть образы героев и прочувствовать события. Всё это позволяет ученикам, оглядываясь на прошлое спокойно смотреть в будущее. Первостепенная моя задача — создание ситуации, при которой ребёнок удивляется. Именно возможность удивления порождает интерес, приводит к заинтересованности к предмету. Плутарх сказал: «Ребёнок не пустой сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь». И чтобы зажечь факел знаний и воспитанности педагогу необходимо самому «гореть».

Где взять силы для «горения» и ежедневного вдохновения? Я черпаю их не только в самой себе, но и в детских пытливых глазах, заинтересованных и ожидающих. Дети своей энергией побуждают меня работать творчески, ведь профессия учителя начинается с творчества самого педагога. Я – учитель. Я учу и учусь сама. И я счастлива, что каждый день мне предоставляется возможность вновь познавать мир истории вместе с моими учениками. И еще одним мощным стимулом для меня является мысль, что много лет я буду незримо присутствовать в душе, памяти каждого моего ученика как человек, в руках которого на миг оказалась детская душа — частичка мирозданья, песчинка малая, способная заблистать как солнце.  И мне радостно и волнительно от встречи с каждой маленькой, но такой бесконечной вселенной, с каждым из моих учеников. Именно для этого нужно сохранить в себе и детскую непосредственность, и яркость эмоций, способность удивляться и радоваться миру.

Каждый день, переступая школьный порог, я забываю о своих бедах и тревогах, и стараюсь входить в класс с просветленной душой и доброй улыбкой. При виде веселых и грустных, смешных и озабоченных детских глаз радуюсь тому, что могу стать причастной к их жизни через знания, чувства, любовь и эмоции, которые передаю им.

Каждый из моих учеников выберет свой путь в жизни, пойдёт своей дорогой. И я надеюсь, что при этом они станут хорошими людьми, что они не превратятся в «Иванов, не помнящих родства».

Уходят во взрослую жизнь выпускники. Приходят пятиклассники, с широко распахнутыми глазами, в ожидании чуда. Я помогу им поверить в себя, постараюсь не обмануть в ожидании чуда, не потушить огонёк в их сердцах. Ради этого стоит творить и учить!

   

infourok.ru

Эссе «Моя педагогическая философия» | Социальная сеть работников образования

Эссе «Моя педагогическая философия»

Каждый человек в детстве мечтает кем-нибудь стать: врачом, космонавтом, продавцом мороженого. Я тоже мечтала стать, не скажу кем. Однако признаюсь, что учителем быть даже и не думала! Теперь я уверена: судьба каждого человека отчасти предопределена. И толчком к осознанию этого предопределения стал фильм, всем известная кинокартина «Доживем до понедельника». Вячеслав Тихонов… Такой степенный, красивый, а главное, мудрый учитель истории. Он еще ничего не сказал о своем предмете, все больше о школьных буднях, а зритель уже понял: герой мудр оттого, что знает историю, понимает законы развития общества, а значит, понимает окружающих его учеников и учителей. Я смотрела на него с придыханием и мечтала стать такой же мудрой! Что же? Я учитель истории!

Моей педагогической деятельности уже 23 года.  За эти годы опыт уже появился, а силы еще не покинули – самое время оглянуться назад, посмотреть на пройденное, оценить  свершенное и решить для себя, правильно ли иду, теми ли принципами руководствуюсь, чувствую ли пульс нового в педагогической деятельности, в обществе  и в жизни вообще?

За это годы поняла, что учитель – это не просто профессия. Это образ жизни. И все, что справедливо для меня как для человека, есть и мои педагогические принципы. Каковы они? Прежде всего, желание творить. Творчество во всем – вот один из моих принципов. Ведь придумывать, сочинять, фантазировать – это естественное желание каждого ребенка. Тут я иду рука об руку с моими воспитанниками. И если  честно, постоянно учусь у них новому. Так что не известно еще, кто из нас чей воспитанник!

Еще один принцип – принцип нравственности. Фантазия и творчество – это здорово. Но процессы эти должны иметь под собой крепкую морально-нравственную основу. Как же я смогу учить детей быть свободными, любить Родину, семью, творить добро, если основополагающих нравственных ориентиров не обозначила, крепких морально-нравственных устоев не помогла сформировать?

Еще один принцип, вытекающий из предыдущего… Честность! Быть честной, искренней в своих позициях, своих убеждениях, желаниях – это необычайно важно! Ведь дети, как маленькие лакмусовые бумажки, очень чутки к фальши. Слукавив однажды, учитель никогда не сможет восстановить тех ниточек доверия, что были обрезаны в момент минутной слабости. Подобного позволять себе не могу!

Ну и один из главных принципов, отражающих мою личностную позицию в деле воспитания и обучения детей, — это принцип сотрудничества.  Оно зиждется на взаимопонимании, взаимоуважении, духе коллективизма, осознании, что все участники учебного процесса делают одно дело —  общее дело! Есть избитая фраза о взаимоотношениях двух влюбленных людей. Думается, что, переосмысленная и перефразированная, именно она отражает суть сотрудничества учителя и ученика: «Сотрудничающие учитель и ученик смотрят не друг на друга, а смотрят в одном направлении!»

Взятые вместе, все эти принципы составляют основу принятой мною системы воспитания и обучения детей.

Да и предметы, которые я преподаю, тоже основываются на системности. Конечно,  предметы, преподаваемые мною, учат ориентироваться в межличностных отношениях, помогают развивать социальный интеллект, формировать умение адаптироваться в новых условиях, развивать эмоциональную сферу ребенка. Тем не менее,  мир наш и общество наше – это особые системы, которые сложились по особым законам. И понимать эти законы просто необходимо! Иначе мир наш придет  к упадку, общество подвергнется саморазрушению. Что могу сделать я, учитель истории и обществознания, чтобы этого не случилось?

Конечно же, стать для моих учеников грамотным и опытным гидом: дать возможность пройти по дорогам наших предков, заглянуть в значимые уголки истории, дать понять, почему ход ее сложился так, а не иначе. Дать осознание, что все в нашей жизни взаимосвязано, и то, что случилось когда-то, несомненно, отразилось в дне сегодняшнем. Так, осознавая ход истории и пути развития цивилизации, осознавая современность, дети учатся намечать перспективы общественного развития. И тут (думаю, это самый важный момент в моей деятельности!) самое время показать ученику, что он не созерцатель идущих вокруг него жизненных процессов, он активнейших их участник! И оттого, насколько юные личности будут активны, зависит, какими они сформируются, какова будет их жизнь в будущем, жизнь их детей, семей и всего человеческого сообщества в целом. Дети понимают и чувствуют больше, чем нам кажется на первый взгляд. Поэтому уверена: мои воспитанники пойдут дальше меня! Дальше всех нас, живущих сегодня. А моя цель сделать так, чтобы дорога их была пусть не обязательно легкая, но интересная, наполненная позитивными событиями, оптимистичная. Пусть на пути этом они научатся преодолевать себя, свои страхи, приобретать уверенность  и умение радоваться жизни. Вот тогда я буду считать: я сумела сформировать в ходе обучения и воспитания личность ребенка – активного члена общества будущего.

Счастье педагога – увидеть плоды своего труда. Увижу я их или нет – воля судьбы, но в одном я уверена: плоды эти будут прекрасны! Потому что посеянное мною в моих учеников (снова обращусь к мыслям мудрых) есть «прекрасное, доброе, вечное»!

________________   Малахова А.Н.

nsportal.ru

Моя педагогическая философия — Прочее

ЭССЕ учителя истории и обществознания МКОУ «Ортатюбинская СОШ» Ногайского района Республики Дагестан Межитовой Сапият Бекмурзаевны

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания. А. Дистерверг

Я полностью согласна с данным утверждением, ибо именно от Мастера зависит качества его шедевра. Насколько воспитан и образован учитель, настолько и перспективны его ученики. Тысячи профессий рождаются и умирают на свете. Профессия учителя одна из тех, которые можно назвать вечными. В век информационно- коммуникационных технологий машины делают многое, но ничто и никогда не заменит нам живого общения с наставником. Современное общество перед учителем ставит совершенно новые задачи. Главная задача – быть современным, то есть компетентным в образовательно-воспитательном процессе. Думаю, что современный учитель должен заинтересовать и даже заинтриговать ученика желанием получений новых знаний с помощью обоюдно значимой деятельности и удовольствия общения. Как же преодолеть учителю собственную авторитарность? Как заставить себя быть постоянно интересным детям? Очень просто. Необходимо встать на одну «ступеньку» с детьми, создать ситуацию успеха для своего ученика. Общеизвестно, что «личность воспитывается личностью». А что такое личность? Это социально востребованный индивид, обладающий сознанием и волей, то есть если отнести данные слова к учителю, мы можем получить следующее: если учитель детьми востребован – то его авторитет непоколебим в детском коллективе, в нем нуждаются, а значит, он воспитал себя до уровня простого человеческого счастья. Ибо счастлив тот, в ком нуждаются люди. Современный учитель должен проявлять чудеса человеческой воли постоянно развиваясь и образовываясь в такт прогрессу общества, чтобы всегда быть компетентным перед учеником, и во многом необходимо учиться у своих же учеников. Теперь я хочу, сделав анализ сущности успешного педагога перейти на собственную личность, и задать себе вопрос: являюсь ли я современным, успешным, компетентным совершенствующимся учителем или только называюсь им? Отвечая на поставленный вопрос, я посмотрел на себя из вне, и могу сказать следующее. Да, как учитель я компетентен в своем предмете и люблю его, в меня верят и мне доверяют, во мне нуждаются ученики и коллеги по работе, я счастлив от общения с окружающими меня людьми, я постоянно из года в год со своими учениками совершенствуюсь и достигаю новых результатов. Особенно в этой профессии мне больше всего нравится создавать проблемы и решать их. Достичь цели своих раздумий и мечтаний. С начала педагогической деятельности меня беспокоил вопрос о памятнике неизвестному солдату, построенный администрацией совхоза имени Карла Маркса в 1968 году, находящийся неподалеку от села.

В этом месте была расположена молочная ферма и жили более 20 дворов. По рассказам жителей там захоронены солдаты, участвовавшие в боях 1942 году. Вот и началась моя долгая и кропотливая работа со своими учениками поисковиками, письма, интервью. В 2013 году благодаря одному из внуков захороненных нам удалось установить список этих солдат и офицеров. Всего их было 16, объявились 2 семьи, которые приехали к 70 – летию Победы. Ждем и остальных родственников. По ходатайству поисковиков установили мемориальную плиту с именами погибших.

Я считаю, что дети с учителя берут пример. Учитель мудр, но он должен уметь говорить и «устами младенца». Есть замечательные слова и у писателя Ю. Азарова: «Не борись с тьмой. Чтобы победить тьму, надо зажечь свет». Так что Учитель должен, прежде всего, зажечь огоньки Веры и Любви в сердцах детей. Но чтобы «зажечь» — нужно «гореть» самому. Педагог не должен забывать простую истину: чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь. Я люблю своих учеников, несмотря на то, что некоторые из них все меньше и меньше читают, что порой бывают не очень терпимы по отношению к окружающим нас людям. Не все же становятся гениями педагогического труда. И я себя не отношу к ним, но искренне стремлюсь быть человеком порядочным, честным, в оценке себя принципиальным, но терпимым к недостаткам детей. Основа моей деятельности – любовь к детям. Я должна нести знания детям, а знания не стоят на месте. Поэтому я должна всегда учиться. Я должна понимать своих учеников, уметь слушать их. Я должна не только подготовить детей к взрослой жизни, но и научить жить в настоящем. Я, как учитель истории и общественных наук, очень люблю свой предмет и считаю, что их преподавание в школе должно вестись на самом высоком уровне. Так скажет любой учитель предметник о своем предмете в школе, и будет прав! Но я считаю, что именно история, обществознание и право – предметы, которые учат жизни, формируют активную жизненную позицию, определяют нравственные устои человека в обществе, его гражданскую позицию и любовь к стране, в которой живешь. Передо мной очень трудная задача, потому что я должна подготовить своих учеников к жизни в современном обществе. Поставила перед собой вопрос, каким должен быть молодой человек? Он должен быть юридически грамотным, компетентным во всех сферах общественной жизни, интеллектуальным. Выпускник школы должен смело шагать по жизни, быть самостоятельным и уверенным в себе. Я знаю, что изучение моих предметов делает учеников именно такими людьми. Поэтому люблю свою профессию, и благодарна судьбе за то, что она дала мне возможность быть полезной обществу.

В своей трудовой деятельности мне суждено было руководить образовательным учреждением 11 лет.  Директор сельской школы — это особая должность! Твоя жизнь, как на ладони, каждый твой шаг и движение на виду. Тебя, твою семью, детей все знают. И ты всех помнишь и знаешь. Должность директора открыл для меня новые горизонты в педагогической деятельности, нужно быть лидером, внутри себя, сберегая нежное отношение к каждому педагогу, позволяющее строить отношения с коллегами на доверии и уважении. Директор создает образовательное пространство в рамках школы и реализует свои собственные представления о воспитании и обучении как творческих процессах, создающих условия для самореализации, самообразования ученика и учителя. Перед тобой твой выпускник. Кем он стал, какой он работник, родитель? Воспитывая учеников, ты воспитываешь все село, от тебя зависит его будущее.
       Чтобы заслужить авторитет и уважение, каждый руководитель должен выстроить для себя следующие ценности. это:
        душевное, нравственное и физическое здоровье, поскольку только они делают жизнь по-настоящему насыщенной, уверенной, интересной и значительной.
        А еще я поставила способность и желание жить в радости, счастье и добре.
       На третье место выходит готовность и умение общаться, взаимодействовать, выстраивать отношения с природой, обществом и каждым человеком в отдельности.
     И главным можно выдвинуть конкурентноспособность в профессиональном плане, если ты выбрал профессию или какую – либо деятельность, то постарайся стать лучшим на избранном,,поприще.

Любая педагогическая деятельность, в моем понятии, должна быть направлена на реализацию не личных амбиций, а повторения и развития в своих учениках. Участие в этом конкурсе – еще один шаг на пути в гармонии с миром и собой. Я доказываю себе и другим, что учитель – это не профессия, это образ жизни. Из наблюдений делаю выводы, что школа меняет меня в лучшую сторону, учит мудрости и любви
Главный принцип своей работы вижу в создании ситуации успеха: осторожно и бережно помочь школьнику и педагогу раскрыться, вселить уверенность, дать возможность почувствовать свою самоценность. Человек рождается не для поражений, а для побед. Человек рождается для успеха! Каждый день, идя в родную школу, я хочу только одного: чтобы мои ученики и учителя, испытав успех, поверили в себя. Не только красота, но и вера должна спасти мир!

Верь в себя — и все получится!

1

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *