cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Эссе по истории план написания – Как писать сочинение (эссе) по истории в ЕГЭ

Содержание

Как писать сочинение (эссе) по истории в ЕГЭ

Содержание статьи: 

Сочинение по истории пишется по определенному значимому этапу в истории. Это может быть период правления монарха, война, цикл деятельности какого-либо общественного движения. К примеру, в тестах можно встретить такую дату: октябрь 1917 г. — октябрь 1922 г. Это период Гражданской войны, а значит она будет темой сочинения. 

Требования к сочинению по истории в ЕГЭ

Прежде, чем приступать к написанию сочинения, следует внимательно ознакомиться с требованиями к нему. 

В демо-версии 2019 г. на сайте разработчиков ЕГЭ www.fipi.ru читаем, что в сочинении необходимо (цитата):

  1. Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
  2. Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знания исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). Внимание! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий;
  3. Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
  4. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России;
  5. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду. 

План сочинения по истории

Исходя из изложенных требований, план сочинения по истории может быть таким:

  1. Краткая характеристика периода (следует дать название тому, что скрывается под датой: война, период правления, революция и т.п.).
  2. Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела. 
  3. Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.  
  4. Оценка значимости данного периода для истории страны.  

Важно!

— Указывать при раскрытие первого и второго событий причинно-следственные связи. Иными словами, объяснять и называть причины и итоги реформ, войн, бунтов, революций и иных фактов. 

— Помнить, что указанных событий и личностей в сочинении может быть больше двух. В сочинение главное — это исчерпывающе раскрыть содержание и значение выбранного периода истории. 

 

Разбор сочинения по истории

Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения, написанный по предложенному нами плану и разберем его.

Период истории России: 1928 — 1940 гг.

Первый пункт нашего плана гласит: «Краткая характеристика периода». Выполняем:

В указанные годы укладывается период единоличного правления Иосифа Сталина до начала Великой Отечественной войны. Это были годы индустриализации, коллективизации, террора и подготовки к войне. 

 

Второй пункт нашего плана: «Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела». 

В 1929 г. в СССР началась политика индустриализации. Индустриализация — это модернизация промышленного производство, создание тяжелой промышленности в стране, новых, отвечающих требованиям времени, отраслей производства. 

Причиной проведения индустриализации стала техническая отсталость СССР, а также необходимость обрести экономическую самостоятельность от стран Запада. Итоги индустриализации поражали воображение: за три первых пятилетки индустриализации в стране появилось огромное количество новых предприятий, дорог и отраслей, страна вышла на новый хозяйственный уровень. 

Важное участие в событиях индустриализации принимал Анастас Иванович Микоян (годы жизни — 1895-1978). В этот период Микоян занимал посты комиссара снабжения и министра внешней торговли. Он занимался торговлей, пищевой промышленностью, снабжением. В пищевой промышленности Микоян внедрил несколько революционных вещей: 1) он положил начало «холодильной технике» (не «холодильники в каждый дом», это позже, а новый способ заготовки и хранения пищевых продуктов, 2) ввёл технологию консервного производства и 3) технологию конвейерного производства полуфабрикатов. 

 

Третий пункт плана: «Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела».  

Чтобы поддерживать высокие темпы индустриализации, правительство СССР прибегало к разного рода внеэкономическим способам принуждения. Это и организация стахановского движения, с одной стороны, и использования рабского труда заключённых ГУЛАГА, с другой.  

Причинами сталинских массовых репрессий, развернувшихся как раз в 1930-е годы, были желание Сталина избавить страну от всех людей, которые так или иначе вызывали недоверие и подозревались в неодобрении принятого страной курса. Следствием репрессий стали загубленные жизни огромного числа ни в чем не повинных людей, а также формирование в обществе атмосферы страха и несвободы внутренней и внешней. 

Годом апогея репрессий называют 1937. Руководителем НКВД, а значит, руководителем проводимой политики репрессий был Николай Иванов Ежов. 

Он занимался координацией и осуществлением репрессий против лиц, подозревавшихся в антисоветской деятельности. Начал Ежов с «чистки» самих органов госбезопасности, затем переключился на остальные категории граждан. При Ежове появились так называемые разнарядки с точным числом людей, которых требовалось репрессировать в той или иной части страны. В 1938 г. Ежова освободили от должности. В 1939 г. арестовали, обвинили в подготовке государственного переворота и приговорили к расстрелу. 

 

Четвертый пункт плана: «Оценка значимости данного периода для истории страны». 

Историки оценивают этот период как время укрепления в стране тоталитарного строя и личной власти Сталина. Созданная благодаря индустриализации тяжелая промышленность помогла СССР вести Великую Отечественную войну, однако репрессии обескровили страну, а также уничтожили командный состав армии, что послужило причиной будущего провала в войне на начальном её периоде. Коллективизация заложила основу будущего глобального кризиса в сфере сельского хозяйства. Жившее в то время люди, получили серьезную психологическую травму, оказавшую серьезное влияние на формирование народного менталитета. 

 

 

Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл (11 баллов)

1881-1894

Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации «Народная воля». Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили. 

Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок. 

При императоре действуют такие деятели экономики, как Бунге, Вышнеградский и Витте. Деятельность Витте приходится в основном на правление Николая II, но свою должность он занял при Александре III. Бунге пошел на серьезный шаг — отмену подушной подати. Также он снизил выкупные платежи. Данные действия способствовали успокоению крестьянского недовольства. Во многом благодаря вышеуказанным деятелям, экономика России продолжала процветать. 

Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах. Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия). 

Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать. Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии. Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век. 

(автор сочинения — Ирина Айтуганова)    

 

Критерии оценивания сочинения по истории в ЕГЭ

Всего критериев оценивания семь. Максимальное количество баллов, которое возможно получить за сочинение — 11. 

К1. Указание событий, явлений

2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса).

К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории

2 балла: правильно указаны две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.

К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)

2 балла: правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период.

К4. Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России

1 балл: дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков. 

К5. Использование исторической терминологии

1 балл: при изложении корректно использована историческая терминология.

К6. Наличие фактических ошибок

2 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

! 1 и 2 балла по этому критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов

К7. Форма изложения

1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).

! 1 балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов 

Если критерии выполнены не полностью, то быллы снижаются. 

Видео о личностях для сочинения по периоду 1894-1917 гг. 

  1. Знание всех дат правления глав русского государства, запоминание имен правителей и их последовательность (учить даты правления)
  2. Знание дат всех основных реформ, войн и восстаний (учить даты реформ, войн и восстаний).
  3. Знание всех важных для истории страны личностей, их времени жизни и вклада в развитие государства, его науки и культуры (учить имена и дела исторических личностей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

egevmeste.ru

структура и форма, примеры тем из истории

В настоящее время литературный стиль эссе набирает все большую популярность не только в круге литераторов, но и в программе обучения старших классов средней школы.

Эссеистическому жанру присущи выразительность, живость представления, краткость, сопоставляющее суждение, направленность на сокровенную искренность и обиходную манеру разговора.

Возникновение стиля

В переводе с французского языка это слово означает «попытка, проба, очерк», если перевести с латинского языка — «взвешивание». Это краткое по размеру произведение в прозе, произвольной морфологии и структуры .

Словесный стиль эссе формирует личностные ощущения и взгляд повествующего по конкретному доводу или вопросу обсуждения и не требует досконального и решающего изложения содержания. В соотношении размера и значения близко по смыслу к высоконаучной публикации или литературному очерку, но с другой стороны — это философское сочинение.

Понятие «эссе» в качестве литературного стиля ввел в свое произведение «Опыты» в 1580 году философ эпохи Возрождения Мишель де Монтень. Позже, в конце 15 — начале 16 века, свои сочинения озаглавил «Essays» крупный философ Нового времени Фрэнсис Бэкон.

Роль в литературе

В 18−19 веках жанр эссе занимает значительное место в журналистике Англии и Франции.

Вклад в формирование сочинений манерой эссе внесли в журналистику Англии такие выдающиеся люди, как: Джозеф Аддисон, сэр Ричард Стил, Генри Финдилг. Во французской журналистике — Вольтер и Дидро, в немецкой — Лессинг и Гердер.

В российской словесности стиль не получил такого распространения. Примеры эссеистического стиля наблюдались у А. Н. Радищева в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву», у А. И. Герцена в «С того берега», у Ф. М. Достоевского в произведении «Дневник писателя». В 20 столетии к стилю «эссе» приобщались В. И. Иванов , Д. С. Мережковский , Андрей Белый, Осип Мандельштам, Лев Шестов. В более поздний период — Илья Эренбург, Юрий Олеша, Виктор Шкловский, Константин Паустовский, Иосиф Бродский.

Как написать эссе по истории

Структура текста

Чтобы написать произведение в этом стиле, необходимо для начала составить план произведения. То есть оно должно состоять из:

  • вступительной части;
  • основной, где раскрыт сюжет произведения;
  • заключительной, которая должна быть самой краткой и содержать результаты изложенных аргументов.

На начальном этапе необходимо исчерпывающе изучить подобранный материал по теме, историческую ситуацию, в которой формировались личности главных персонажей, детали и порядок событий. Рассказ о событиях или персонажах нужно начинать по временной очередности.

Построение исторического эссе, как и любое сочинение, нужно начинать со вступления с последующим переходом к раскрытию темы автором.

Тема должна содержать подсказку на доказанное литератором утверждение. В эссе по истории разносторонне описывается главный персонаж: нравственный и внешний образ, умственные таланты, степень интеллекта, есть ли талант организатора, какова роль героя произведения в обществе, лично его заслуги в развитии страны, в жизни народа. Особенно важны переживания автора по отношению к героям произведения.

В основной части произведения, на переходном периоде, необходимо обозначить лаконичный, широкий ответ на вопрос, поставленный во вступлении сочинения, а также ряд приблизительных подвыводов.

Заключительная часть должна последовательно вытекать из общей темы рассказа и быть наиболее выгодной составляющей c точки зрения эмоционального воздействия на читателя. Здесь раскрывается окончательное описание подвыводов.

Значение этого жанра показывает достоверное суждение повествующего, имеется в виду не только логические рассуждения литератора, но и совпадение с человеческими общепринятыми правилами в обществе.

Форма написания

Историческое эссе пишется преимущественно в академичном стиле. Это делается для того, чтобы изложение сути произведения не опустить до обиходной речи. Главную суть творения в этом стиле раскрывают изысканно подобранными доводами. Огромную роль играют индивидуальные качества литератора, его собственный взгляд на те или другие переживания, ощущения, логичность суждений, манера размышления.

Изложение истории в эссеистическом стиле отличается от раскрытия темы в учебном пособии. В этом стиле не требуется большой объем, а наоборот, необходимо конкретное отражение сюжета, события в истории. Размер произведения в эссеистическом стиле не должен быть крупным, как, например, у романа, так как это произведение освещает определенный исторический эпизод.

Повествование может быть любым, пусть даже противоречивым, главное, разбудить переживания читателей к истории прошедших дней, не перевирая при этом события.

Безусловно, каждому человеку интересен тот или иной исторический факт. Чтобы написать историческое эссе, необходимо подготовить подборку материала, затем рассмотреть возможность оригинального изложения темы, обдумать план рассуждений, все должно быть подобрано четко, обоснованно.

Должны быть применены следующие логические понятия:

  1. Индукция — способ рассуждения от индивидуальных фактов, утверждений к всеобщим выводам.
  2. Дедукция — метод суждения, при котором новая позиция формируется логическим методом от всеобщего понятия к индивидуальным заключениям.
  3. Сходство — наличие хотя бы одного общего признака у изучаемых предметов. Отношение сходства двух предметов в достаточно определенных признаках обладает свойствами симметричности.

Доказательство главной идеи можно описывать несколькими альтернативами:

  • закономерное оспаривание;
  • обоснование от противного;
  • непрямой аргумент.

Примеры исторических эссе

В России эссе по истории зачастую пишут о талантливых, прославленных исторических личностях, героях современности, например, о таких людях, как: Михаил Ломоносов, Владимир Мономах, Иван Сусанин и т. д.

Чем же знамениты герои той или иной эпохи:

  1. Например, Михаил Ломоносов открыл закон сохранения материи и движения, атмосферу на Венере, сконструировал большое количество оптических приборов, возродил в России искусство мозаики и производство красок.
  2. Во времена правления Владимира Мономаха произошло ослабление половецкой угрозы.
  3. Подвиг костромского крестьянина Сусанина спас жизнь царя и погубил отряд польско-литовских интервентов.

Без плана при написании эссе по истории, конечно, не обойтись, но это не самое главное в написании такого рода произведения. Необходимо выдержать логику в рассуждениях, привести бесспорные доказательства в обосновании доводов и тонко объяснить читателям наиважнейшие человеческие этические правила.

Стиль исторического эссе поднимает патриотизм среди молодежи, расширяет круг читателей.

Видео

Как писать эссе по истории, примеры вы сможете найти в этом видео.

liveposts.ru

Как написать эссе по истории правильно

Содержание:

  1. Особенности эссе по истории
  2. Критерии оценки эссе на ЕГЭ
  3. Из чего состоит эссе по истории
  • Алгоритм написания эссе по истории
  • Как написать эссе по истории правильно
  • Пример и план эссе по истории
  • Подведем итоги
  • Исторические события либо значимые временные промежутки, как правило, описываются в эссе по истории. Перед его написанием стоит составить представление об особенностях, правилах оформления данной работы. Ниже расскажем о том, как писать эссе по истории так, чтобы получить высший балл, а также поделимся небольшими советами.

    Особенности эссе по истории

    Чем отличается эссе по истории от остальных заданий, каково его значение?

    Когда обучающиеся пишут историческое эссе, то это развивает их личность, учит формировать собственную точку зрения, оценивать произошедшие события, выделять для себя значимые приоритеты. Данная работа подвергает проверке уровень знаний по истории учащегося, а также его умения приводить в систему исторические данные, свободно преподносить выводы, понимать значимость тех или иных явлений/событий.

    Критерии оценки эссе на ЕГЭ

    Как правило, во время ЕГЭ учащимся предлагается на выбор три периода истории России:

    • Древняя история Руси и средневековье.
    • Новая история (конец XVII – конец XIX).
    • Новейшая история (XX век).

    Следует писать, принимая к сведению границы выбранного временного промежутка.
    Имеются определенные оценочные критерии исторического сочинения на егэ, на основании которых выделяют некоторые правила для его написания.
    На егэ сочинение по истории пишут ученики средних учебных заведений. В нем обязательно должно быть:

    • два и более эпизода/события прошлого;
    • две значимые личности конкретного временного промежутка;
    • каузальность исторических явлений определенного периода;
    • оценочная значимость данного этапа истории;
    • тактичное применение предметных терминов/понятий.

    Из чего состоит эссе по истории

    Для начала выбирают исторический временной промежуток, определяют его особенность. То есть, стоит охарактеризовать данный этап истории, его специфичность, а потом выбирать факты, соответствующие этому времени.

    Исторические факты

    События прошлого времени бывают двух видов: исторические (реально когда-то существовали, имеют объективную доказательную базу и временную/пространственную локализацию) и научно-исторические (события истории, подтверждающиеся исследованиями ученых, их выводами, основанными на исторических источниках).

    Факты отбираются не для того, чтобы попросту перечислять события, которые происходили в соответствующее время, а для выделения главных более значимых эпизодов, полностью передающих особенности описываемого периода и влияние на развитие страны в дальнейшем.

    Оценочные знания

    Дальше необходимо показать оценочные предметные познания. Здесь нужно проявить свои знания относительно мнений представителей научного сообщества о ходе развития значимых событий в истории. Историческое сочинение оценивается в основном по глубине раскрытого вопроса и аргументированным рассуждениям.

    Характеристика исторической личности

    Большое значение имеет характеристика исторической персоны. Чтобы получить высшую оценку, потребуется не только подробно рассказать о деятельности личности, но и показать его роль в истории данного промежутка времени, основываясь на достоверных исторических данных. Эти сведения помогут получить высокую оценку за эссе.

    Причинно-следственные связи

    Еще один критерий исторического сочинения, претендующего на «отлично» – выявление связи между эпизодами истории, как одно событие оказало влияние на другое. Учащиеся обязаны научиться проводить анализ обнаруженных данных, определять источники и последствия, делать соответственное заключение с выводом. Это достаточно сложная интеллектуальная деятельность.

    К тому же существенную роль играет полнота ваших знаний об описываемом временном промежутке и его хронологической последовательности. Нужно определить закономерность произошедших эпизодов в истории, которые последовательно взаимосвязаны между собой. Как правило, событие происходит вследствие нескольких факторов. В таких случаях надо знать, как выделить более значительные события.

    Чтобы знать, как писать историческое сочинение без классических ошибок, рассмотрим наиболее частые из них:

    • неправильно определены первостепенные либо наименее важные причины;
    • не раскрыта причина описываемого события, а просто заменена каким-то фактом;
    • изложены исторические эпизоды, без понимания их взаимосвязи.

    Алгоритм написания эссе по истории

    Нужно составить план эссе по истории. Он поможет сформировать качественное сочинение, не потеряв из виду значимую информацию.

    1. Выбор периода.
    2. Находим подтверждение тому, что выбор верный.
    3. Называем период, учитывая его специфичность.
    4. Устанавливаем факты, которые относятся ко времени выбранного периода. Определяем особо значимые эпизоды и менее важные.
    5. Указываем исторических персон, живших в данном временном промежутке. Описываем род их деятельности и вклад в историю.
    6. Обозначаются причины возникновения событий рассматриваемого периода.
    7. Находим подходящие термины и нужные понятия.
    8. Выбираем факты, которые раскрывают значимость данного временного промежутка, используя мнение специалистов.
    9. Собранная информация систематизируется.
    10. Создается план написания эссе по истории, пример:
    • Введение (кратко описать суть временного отрезка, который выбрали).
    • Основная часть (преимущественно характеристика событий, личностей, причины и следствия развития).
    • Заключение (оценивается важность данного промежутка времени).
  • Делаем проверку и необходимую доработку.
  • Как написать эссе по истории правильно

    Как писать сочинение по истории? Поможем советами.

    • Стоит выбрать историческое время, о котором вы больше всего информированы;
    • Составленный предварительно план исторического сочинения не даст отойти от логичного и четкого написания;
    • Текст разбейте на смысловые абзацы;
    • Нужно конкретное, разборчивое, лаконичное написание, где много значимых эпизодов без пустого информационного материала;
    • Применяете термины, значение которых вы знаете.

    Качественное эссе по истории, примеры которого можно найти в интернете, необходимо для наглядности (не меньше десяти разнообразных исторических работ). Так можно попрактиковаться в написание эссе.

    Чтобы ориентироваться в том, как писать историческое эссе, в первую очередь обратите внимание на оценочные критерии. Главное, раскройте все пункты качественно. Не забывайте о жанровой специфике сочинения.

    Пример и план эссе по истории

    Получить рекомендации и ознакомиться с примером исторического сочинения можно в деканате либо найти в сетях интернета, так будет проще структурировать дальнейшую работу. Примерный шаблон:

    1. Даты периода и имя исторической персоны, его вклад в развитие истории.
    2. Важные эпизоды этого промежутка времени с личностями, которые участвовали в них (описание эпизодов и персон раздельно). Необходимо подвести итоги по событиям.
    3. Взаимосвязь этих событий и причин их возникновения.
    4. Оценка исторической личности учеными современности и прошлого.
    5. Подвести итог словами о значимости выбранного исторического периода.

    Для четкой и правильной структуризации сочинения по истории составляют план:

    1. Общая характеристика временного промежутка истории.
    2. Два эпизода данного времени (причины, сущность, следствие; 2 основных факта, связывающих эти эпизоды; 2 исторические личности этого времени, их вклад).
    3. Оценка эпохи российской истории (влияние этого периода на дальнейшую историю страны, развитие экономики/культуры; внешняя политика).
    4. Вывод (можно использовать мнение именитых историков).

    Подведем итоги

    Как мы видим, для этого вида исторического сочинения клише можно взять из краткого шаблона. Примеры исторического эссе всегда можно найти в интернете. Пишется грамотно, корректно и кратко. В основной части должны преобладать исторические эпизоды и очерки ученых. Это повышает оценку.
    Для полного понимания стоит изучить различные примеры, уже готовых эссе по истории. На практике проверено, что это очень действенный метод. Успешной работы!

    sciterm.ru

    примеры, темы, план :: SYL.ru

    Прежде чем приводить примеры эссе по истории, попробуем понять суть данного термина. В энциклопедическом словаре под эссе подразумевается философский жанр публицистической, историко-биографической прозы, который включает в себя собственную позицию автора.

    Эссе по истории России является прозаическим произведением несущественного объема. Оно имеет свободную композицию, является попыткой автора передать собственные соображения и впечатления.

    Признаки

    Что необходимо включать в эссе по истории? Шаблон написания предполагает использование определенных параметров:

    1. Конкретную тему либо вопрос.
    2. Собственное восприятие раскрываемой проблемы.
    3. Минимальный объем.

    Как подобрать тему эссе по истории? На ЕГЭ предлагаются выпускникам конкретные задания, в которых предполагается раскрытие особенностей исторических личностей, определенных событий.

    Особенности

    Чтобы успешно справится с заданиями, предлагаемыми на выпускном экзамене по истории, на уроках ребята вместе с педагогом рассматривают примеры эссе по истории, учатся аргументировать свою точку зрения. Работа считается успешной только в том случае, если автору удается показать индивидуальность своей позиции, отношение к описываемому периоду, личности.

    Отдельное внимание уделяется логике изложения материала, речи, уровню пространственного мышления.

    Величина работы

    Рассуждая над тем, как писать эссе по истории, отметим, что есть ограничения по объему работы. Каких-то жестких рамок не предполагается, но, как правило, историческое размышление желательно уместить в две-три страницы рукописного текста формата А4. Такая особенность связана с временными ограничениями, так как выпускнику еще необходимо предоставить ответы на другие вопросы.

    Структура работы

    Продолжим разговор о том, как писать эссе по истории. Во французском языке слово «эссе» означает «набросок», «попытка», «проба пера». Этот необычный жанр стал особенно популярным в последнее время. Именно поэтому его стали использовать для оценки индивидуальности мышления школьников, включив в выпускной экзамен по истории в 11 классе.

    Анализируя разные примеры эссе по истории, можно выделить два жанра, которые противоположны по целям друг другу.

    Первый вариант можно рассматривать в качестве творческой работы, предназначенной людям, увлекающимся историей. Рамки такого эссе не ограничены, поэтому оно напоминает подробный реферат по конкретному историческому вопросу. У автора подобного сочинения есть все возможности продемонстрировать свою осведомленность в рассматриваемом вопросе, доказать позицию. Также под творческой работой подразумевают строгую форму изложения знаний в том случае, когда есть жесткие ограничения по времени. Как должно быть построено такое эссе по истории? Шаблон работы на ЕГЭ предполагает логичное и краткое изложение позиции автора по конкретной тематике. Обязательным является применение нескольких аргументов для подтверждения своей точки зрения.

    Требования к школьной работе

    Как составить план эссе по истории? Сначала необходимо определиться с темой работы. Далее важно выделить основную идею эссе, подобрать исторический материал, на основе которого оно будет написано. Позиция автора должна быть мотивирована, поэтому в историческом эссе должны быть приведены четкие аргументы, являющиеся неоспоримым доказательством рассматриваемой точки зрения. Перечисление таких фактов допускается в свободной форме, но с обязательным комментированием автора.

    В качестве формального требования к работе отметим одно – наличие темы эссе по истории.

    Содержание

    Допускается использование произвольной внутренней структуры. Так как подобный материал считается малой формой письменной работы, он не предполагает обязательного повтора выводов в заключительной части, их вполне можно включить в основной текст или в название работы. Все примеры эссе по истории, рассматриваемые старшеклассниками при подготовке к ЕГЭ, содержат несколько аргументов.

    Полезные факты

    Что предполагает план эссе по истории? Если в реферате допустимо использование разнообразных вводных слов, например, «я хочу рассказать…», «я пришел к определенным выводам», то в эссе не предполагается загромождение работы лирическими отступлениями. Например, М. Эпштейн, анализируя особенности написания исторического эссе, отмечал, что его содержание должно быть конкретным и логичным, содержащим личную позицию автора, подкрепленную несколькими убедительными аргументами.

    Что важно учесть в эссе

    При формулировке темы рассматриваемой проблемы необходимо учитывать, что для исторического эссе характерна определенная тема, которая раскрывается автором в полном объеме. Допустим, автором выбран для работы материал с 1019 по 1936 года. В это время Русь была поделена между Мстиславом Храбрым и Ярославом Мудрым по Днепру. Назвать эссе можно «Лучше храбрость, чем великая мудрость», доказав в ходе рассуждений, что Мстислав в качестве правителя был оптимальным выбором для Руси. В этой же исторической эпохе интересным будет рассмотрение положения Руси под властью татаро-монгольского ига.

    Также можно выбрать для написания творческой работы личность Петра I, составив интересное по содержанию эссе. Личность в истории неординарная, поэтому материал будет по-настоящему интересным и актуальным.

    Например, в качестве материала для работы можно взять тот период, когда молодой царь создавал свой первый флот. Название такого эссе «Детское увлечение во благо процветания России» станет отражением того вклада, который внес Петр I в развитие российского флота.

    Так как эссе является субъективным жанром, то и его оценка зависит от убедительности автора, тех аргументов, что были приведены им для подтверждения выбранной позиции.

    Только в том случае, если используется корректное цитирование источников, аргументированы собственные выводы, можно рассчитывать на получение высокого балла за работу на выпускном экзамене по истории.

    Проблематика и парадоксы в историческом эссе

    Лучшим способом научиться писать хорошие работы будет следование готовым образцам. Проведем краткий анализ нескольких работ, признанных удачными, чтобы понять, на какие моменты важно уделить особое внимание.

    К примеру в эссе по теме «Когда на сцене появляется другой», предполагает рассмотрение нравственных аспектов, связанных с историческим периодом смены власти в государстве. Чтобы получить за работу положительную отметку, важно привести 2-3 аргумента. Что для этого требуется? Владение информацией об основных реформах, проводимых в стране, последствиях смены власти. Нет необходимости делать конкретный отдельный вывод, достаточно соблюдать логичность изложения материала в структуре работы.

    К примеру, название работы «Осмысление войны» говорит о том, что акцент автор делает на события, связанные с боевыми действиями, тяготами и лишениями для мирного населения.

    Эссе о фашизме предполагает приведение в качестве аргументов не только периода 1941-1945 годов, но и современности.

    Автор должен показать опасность фашизма, необходимость противостояния этому течению.

    Эссе «Развал СССР: катастрофа или благо 20 века?»

    В незначительный промежуток времени наблюдалось серьезное крушение коммунистической страны. Советский Союз превратился в финансового банкрота, а потому исчез с политической карты мира. 15 союзных республик, входящих в его состав, получили независимость, стали выбирать новый путь развития.

    В чем причина подобного развала? В первую очередь можно вести речь об экономических показателях. После открытий и освоения нефтяных месторождений, расположенных на территории Сибири, строительства газопровода из СССР в Европу, страна получила новый вид доходов – от экспорта газа и нефти.

    Высокая доходность такого «бизнеса» скрывала проблемы, существующие в сельском хозяйстве, научной отрасли, пищевой промышленности. В стране не принимались меры по разработке и внедрению в производство новых достижений научно-технического прогресса, не было стимула для повышения производительности труда.

    Для решения всех социальных задач использовались именно доходы, получаемые при реализации газа и нефти, они покрывали и недостаток собственного продовольствия.

    Есть версия, что основной причиной гибели СССР стала гонка вооружений. Страна, имеющая огромный потенциал, приобретала мясо и зерно за рубежом, импортировала оборудование, которое не выпускалось внутри страны. Будущее великой державы зависело только от стоимости нефти и газа.

    Американские аналитики, рассматривая объемы денежных средств, которые Советский Союз тратил на военные расходы, считали, что СССР стремится развязать войну в Европе, является угрозой для безопасности других держав.

    Сложно точно подсчитать те расходы, которые были потрачены Советским Союзом на приобретение оружия, так как эта информация была строго засекречена.

    Военные расходы негативно отражались на экономическом положении страны. Причина банкротства — не в личных качествах Михаила Горбачева, не в затхлости партийной верхушки, а в неэффективности советской политической и экономической системы.

    Основными причинами кризиса и разрушения СССР стала индустриализация страны при уничтожении независимости крестьянства, превращение страны в крупного импортера продовольствия, огромные расходы на гонку вооружений. Сыграла свою роль и попытка разрешения проблем путем разделения единого государства на независимые республики.

    Выше приведен один из примеров написания эссе на экзамене после окончания школы. Можно рассматривать его более подробно.

    Правильное написание эссе по истории — это необходимое условие для получения высокой оценки по истории на выпускном экзамене.

    www.syl.ru

    Как написать эссе

    Что такое эссе?

    Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Оно предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала.

    Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

    Написание эссепозволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

     

    Как написать эссе по истории?

    1. Определитесь с темой эссе: она должна быть, в первую очередь, интересна Вам. Кроме того, выбирая тему, удостоверьтесь, что Вы сможете подобрать исторические факты и аргументацию Вашей позиции.Составьте план эссе согласно причинно-следственным связям и логике повествования.
    2. Продумайте аргументы «за» и «против». В качестве аргументов употребляются логически верные умозаключения, исторические факты. Как правило, в эссе приводятся 2-3 аргумента.
    3. Выберите стиль эссе: чаще всего рекомендуется писать в публицистическом или научном стиле.

     

    Структура эссе

    Титульный лист(см. Приложение №1).
    Введение. Начните эссе с введения, в котором, обоснуете, почему Вы выбрали именно эту тему. Затем раскройте актуальность темы и определите позиции разных авторов по предложенной проблеме.
    Основная часть. Данная часть предполагает аргументацию и анализ, а также обоснование тезисов, исходя из имеющихся данных и позиций по этому вопросу. Приведите свою точку зрения и ее подтверждение выбранными аргументами, опираясь на исторические факты, публицистические и литературные источники или социальный опыт. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство.
    Заключение подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, изложенного в основной части. Можно закончить эссе риторическим вопросом или обращением к читателю. Однако лучше всего будет написать четкий вывод из вышеизложенных аргументов, подтверждая свое отношение к проблеме.


    Критерии оценки

    1. Знание и понимание теоретического материала.
    2. Анализ и оценка информации. Исторические источники, на которых строится конкурсная работа, могут быть самыми разными. Необходимо, чтобы все документы были тщательно прокомментированы и подвергнуты критическому анализу. Это, собственно, и есть главный критерий оценки работы, хотя жюри, без сомнения, отметит найденный новый ценный исторический материал и умение участника конкурса излагать свои мысли.
    3. Эрудиция: знание и логическое изложение фактического материала, знакомство с именами известных историков
    4. Построение суждений:
    • ясность и четкость изложения,
    • логика доказательств,
    • выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией

     

    Оформление работы.

    Работа должна быть снабжена титульным листом. Объем работы от 3 до 5 листов печатного текста шрифтом Times New Roman 14, интервал – 1,5. Обязательно библиография: все источники, которыми Вы пользовались и на которые ссылаетесь (см. Приложение № 2).

     

    Темы эссе

    1. «…Откуда есть пошла Русская Земля…»(Нестор).
    2. Монгольский след в истории.
    3. Иван Грозный: реформатор или тиран, зло или благо для России?
    4. Смутное время: истоки и причины.
    5. Петр I открыл окно в Европу или загнал Россию в европейский угол?
    6. «Екатерина II не дала народу свободы и просвещения. Но она дала умам почувствовать цену этих благ» (В.Ключевский).
    7. Отечественная война 1812 года в судьбе России.
    8. Декабристы: герои или бунтовщики?
    9. Октябрь 17-го года – переворот или революция?
    10. Цена Победы советского народа в Великой отечественной войне.
    11. Самодержавная монархия: ее черты в XXI веке.
    12. «Убежден — далеко не случайно, что именно Россия прославилась выдающимися благотворителями, замечательными примерами добровольческого, бескорыстного служения обществу, народу» (В.В.Путин )

     

    Рекомендуемая литература

    1. Анисимов Е. В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. – СПб., 2006.
    2. Бушуев С.В., Миронов Г. Е. История государства российского: историко-биографические очерки, Кн. 1, М., 1991.
    3. Вилков В., Степанов Ю. Великие правители России: современная версия. – Ростов на Дону, 2012.
    4. Геллер М.Я. История российской империи. Т. 1. – М.. 2001.
    5. Гумилев Л.Н. От Руси до России. – М., 1997.
    6. Декабристы: избранные труды. – М., 2010
    7. История России с древнейших времен до конца ХYШ века  – М., 1996.
    8. Карамзин Н.М. История государства Российского: в  3 – х книгах. – М.,1988.
    9. Ключевский В.О. Сочинения:  в 9 т. – М.,1987.
    10. Платонов С.Ф. Собрание сочинений по русской истории в 2-х т. — СПб,1993.
    11. Россия: автобиография / Сост. М.А. Федотова, К.М. Королева. — СПб, 2009.
    12. Сахаров А.Н., Назаров Б.Д., Боханов А.Н. Подвижники России: исторические очерки. — М., 2002.
    13. Соловьев С.М. Сочинения в 18-ти т. — М.,1988-1994.
    14. Шефов Н.А. Тысячелетие русской истории. Хроника истории российской с кратким описанием знаменательных событий. — М., 2001.

     

    По своему усмотрению вы можете обращаться к другим источникам. Желаем удачи!

     

     

    Приложение № 1

     

     

     

    Эссе по истории на тему:

    «Петр I открыл окно в Европу или загнал Россию в европейский угол?»

     

     

     

     

    Автор: Крымов Сергей Борисович,

    студент 2 курса истфака ЛГПУ.

     

     

    Домашний адрес:

    г. Липецк, ул. Гагарина,10-10

    e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

     

     

    Приложение № 2

     

    Список использованной литературы:

    1. Анисимов Е. В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. – СПб., 2006.
    2. Буганов В.И. Петр Великий и его время / В.И.Буганов . – М., 1989.
    3. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. — М., 1984.
    4. Петр Великий. Избранное. – М., 2010.
    5. Петр Великий: pro et contra. – СПб, 2011.

     

    В начало

    lounb.ru

    5 хитростей при написании эссе по истории

    Написать эссе по истории на самом деле очень просто. Вот несколько маленьких хитростей:

    1. Скажите НЕТ датам.

    Не стоит злоупотреблять в эссе датами. Почему? Да потому что в требованиях ничего о датах не написано, зато за ошибку могут снять 2 балла. Поэтому прежде чем писать год-месяц-деть-час-минуту события, которые вы так скурпулёзно учили, подумайте – а уверены ли вы в его правильности? Конечно, такие значимые даты, как например, Куликовской битвы (1380) или там Крещения Руси (988) указывать всё-таки следует, но за их правильность вы должны отвечать головой.

    2. Вы – не Пушкин. Не надо писать, ЧТОБ БЫЛО КРАСИВО.

    Оставьте красоту для сочинений по литературе. Там должно быть и начало, и кульминация, и раскрытие темы. В эссе по истории вам за красоту баллов НЕ ПРИБАВЯТ. Поэтому пишем четко, информативно, ничего страшного, если текст будет казаться топорным, если в нём будут тавтологии. Главное, чтобы в сочинении были соблюдены все требования, за которые ставят баллы. А вашу «красоту» эксперт не оценит – у него этих эссе за день будет столько, сколько вы за весь период подготовки не напишете.

    3. Вы – не Толстой. Не надо писать, ЧТОБ БЫЛО МНОГО.

    Подумайте об эксперте: по-вашему, ему хочется ваш опус читать? Нет, не хочется. Поэтому пишем строго только то, что указано в требованиях: 2 персоналия, 2 события, 2 следствия и оценка периода. К каждому персоналию по возможности можно прибавить по одному событию и одному следствию – на всякий случай, если вдруг основные события, указанные вами, покажутся недостаточно важными. Но не больше. Пожалейте эксперта.

    4. Будьте как Суворов, имейте стратегию, составляйте СХЕМУ.

    Перед тем, как писать сочинение, составьте небольшой план с персоналиями, событиями и следствиями, которому вы будете следовать при написании. Это необходимо для четкости и логичности текста. О том, как составлять план к эссе по истории, можете прочитать здесь.

    5. Умерьте свою гордость, выучите несколько МНЕНИЙ ИСТОРИКОВ.

    «Основываясь на исторических фактах и мнениях историков» это про оценку периода и его роли в дальнейшей истории России. Ваше мнение, бесспорно, очень важно, но для экспертов тот же Карамзин будет авторитетнее. Поэтому по каждому периоду желательно прочитать оценки пары историков и знать их хотя бы примерно. Потому что фраза «По мнению Ключевского, этот период…» звучит круче, чем «я считаю, что…». Это факт.

    Записаться на курсы ЕГЭ по истории в Красноярске вы можете, позвонив по телефонам +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23
     

    Глушенкова Ольга Александровна,
    преподаватель истории и обществознания

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Поделиться ссылкой:

    Похожее

    kurs-ege24.ru

    Как писать эссе по истории: рекомендации от профи

    Как писать эссе по истории: рекомендации от профи

    Как писать эссе по истории: рекомендации от профи

    Всем привет! На связи Андрей Пучков.

    Провел очередной свободный вебинар для всех желающих, на котором объяснил основные принципы того, как писать эссе по истории. Это задание теста ЕГЭ за номером 25 вызывает традиционные трудности абитуриентов. Ребят к ЕГЭ я готовлю давно, уже 9 лет как, и поэтому увидел еще самые ранние варианты этого задания.

    В то время историческое сочинение представляло собой исторический портрет. В настоящее время задание это стало более адекватным и представляет собой написание эссе по одному из четырех исторических периодов, которые предложены выпускнику.

    Как пишут историческое сочинение все?

    Обычно учащиеся думают, что историческое сочинение — это что-то вроде итогового сочинения по литературе, в котором ты высказываешь свое мнение. Как раз на обозначенном вебинаре ребята протранслировали такое понимание.

    То есть все пишут по обычной схеме: введение, основная часть, заключение. В результате максимум, что они набирают — это 4-5 баллов из 11 возможных… Да, да, ребят, за историческое эссе в тесте ЕГЭ по истории дается сегодня 11 первичных баллов. Это пятая часть всей работы.

    Почему «школьный» метод написания такого сочинения оценивается экспертами в 4-5 баллов? Потому что такая работа совсем не отвечает критериям оценивания. Их Вы можете найти в самом демотесте, который можно скачать с сайта ФИПИ. Именно поэтому то, как пишут сочинение все — нас не устраивает — нам ведь нужны максимальные баллы!

    Вот как надо писать эссе по истории

    Как только я объяснил на вебинаре, что эссе по истории к ЕГЭ 2018 надо выполнять по заранее составленному плану, так сразу обрушились вопросы. В одном из них участница спрашивала, а есть ли какие-то клише написания эссе? Грубо говоря, есть ли какой-то шаблон его выполнения?

    Друзья мои — если вы начинаете писать эссе по шаблону, забудьте о высоких баллах. Сначала надо учиться писать эссе по плану, а не по шаблону. Он же применяется только в том случае, если ученик не может справиться самостоятельно. Тогда преподаватель может сделать такой образец, с пропущенными частями текста. Такой образец пишется самим преподавателем под конкретного ученика, с учетом его ошибок и его непонимания. Ведь один может не понимать, что такое исторический процесс. Другой будет путать исторические события с историческими явлениями. 

    Такой образец может включать в себя как сам текст эссе, так и заранее составленный преподавателем план. В частности такой метод мы используем на наших курсах подготовки к ЕГЭ по истории.

    В целом же на вебинаре была предложена следующая схема выполнения задания 25:

    • Составляем план по образцу под данный исторический период: то есть прописываем исторические процессы и события, которые их составляли.
    • Далее пишем сам текст эссе с опорой на этот план.
    • Пишем вывод, в котором используем либо свое мнение о периоде, либо позиции разных историков.

    Образец прекрасно выполненного эссе вы можете найти на этой странице=>>

    Помните, что надо постоянно тренироваться, что выполнять задание 25 на максимальные баллы. Более того, нужно, чтобы постоянно Вас поправлял опытный преподаватель. Ребята на наших курсах уже пишут эссе по более расширенной методике. И пишут на 11 баллов из 11 на реальном ЕГЭ.

    ege59.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *