cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Ершов конек горбунок урок – Конспект урока по сказке П.П.Ершова «Конек-горбунок»

Конспект урока по сказке П.П.Ершова «Конек-горбунок»

Тема: «Конек-горбунок» — народная сказка П.П.Ершова.

Цели: 

  1. Познакомить учащихся с творчеством П.П.Ершова;

  2. Совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения; развивать творческие способности, воображение, логическое мышление;

  3. Воспитывать чувство товарищества, дружбы; любовь к добру, к красоте; патриотизма.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование:

  • портрет П.П.Ершова

  • детские рисунки и иллюстрации к сказкам

  • фрагмент заставки к сказке «Приходите в гости к нам»

  • таблицы:

  • выставка книг «П.П.Ершова»

Ход урока

  1. Организационный момент.

(Звучит заставка «Приходите в гости к нам»)

  1. Слово учителя

Сказки! Их любят читатели разного возраста. Думаю, что неравнодушны к ним и вы.

В этом году мы с вами познакомились с русскими народными сказками, сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна», а также со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». А сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказке П.П.Ершова «Конёк-Горбунок».

Кто же он, автор этой замечательной сказки?

Сообщение 1 ученика:

Одно несчастье за другим преследовало дружную семью родителей будущего писателя: дети рождались слабыми, болезненными, умирали, не дожив до крещения. Вначале родителям казалось, что и Петр появился на свет только за тем, чтобы умереть.

На втором году жизни родители решили испробовать обряд, неизвестно откуда пришедший в Сибирь. Назывался этот обряд «Продажа сына»

А делалось это так:

К открытому окну подходил нищий. Ему протягивали ребенка:

— Купи!

— А сколько возьмешь?

— Грош.

Нищий брал ребенка, некоторое время держал в руках, затем уходил, забыв взять ребеночка. Вместе с ребенком покупал бродяжка и все его болезни.

Учитель:

«Рожденный в недрах непогоды,
В краю туманов и снегов,
Питомец северной природы
И горя тягостных оков
Я был приветствован метелью,
И встречен дряхлою зимой
И над младенческой постелью 
Кружился вихрь снеговой», — писал в одном из стихотворений Петр Павлович.

В этом году мы отметили 70-летие нашей области, а в следующем году будем отмечать двухсотлетний юбилей Павла Петровича Ершова. И мы горды тем, что на нашей ишимской земле родился такой замечательный писатель.

Петра Павловича Ершова, создателя одного из любимейших сказочных героев: Конька-горбунка этакого дива:

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

называют поэтом, въехавшим в литературу на собственном коньке.

Сообщение 2 ученика:

В 1824 году Петра и его брата Николая отдали учиться в Тобольскую гимназию. В то время город Тобольск был столицей Сибири, а Тобольская гимназия — одним из лучших учебных заведений Сибири. Учёба давалась Петру довольно легко. В Тобольске Петр не только учился, здесь он стал собирать русские сказки, пословицы и поговорки, а в 1830 году с отличием закончил гимназию.

Отец, Павел Алексеевич Ершов, очень хотел, чтобы сыновья получили достойное образование. Именно поэтому он добился своего перевода в Петербург, чтобы Пётр и Николай смогли продолжить своё обучение. И в 1831 году братья Ершовы поступили в Петербургский университет.

Сообщение 3 ученика:

Еще в детстве Ершов слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал.
Он очень полюбил народные сказки. В них народ остроумно высмеивал своих врагов – царя, бояр, купцов, осуждал зло и стоял за правду, справедливость, добро.

А когда Петр Павлович учился в Петербургском университете, он впервые прочитал замечательные сказки Пушкина. Они тогда только что появились.
И он тут же задумал написать своего «Конька горбунка» – весёлую сказку о смелом Иванушке – крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке горбунке. Многое взял Ершов для «Конька горбунка» из старинных народных сказок.

Сказка очень понравилась читателям.

Учитель:

Кроме нее П.П. Ершов написал несколько стихотворений, поэму, рассказов и пьес ( обращение к выставке книг Ершова), которые, к сожалению, не принесли автору такой славы, как «Конек-горбунок».

Ребята, дома вы проделали большую работу: самостоятельно прочитали сказку П.П.Ершова, нарисовали рисунки.

А иллюстрации к каким сказкам вы видите на противоположной стороне доски? Назовите эти сказки.(«Сивка-Бурка»,  «Гуси-лебеди», «Морозко», «Хаврошечка»)
– Что объединяет эти сказки? (русские народные сказки)
– Почему мы их называем русскими народными?
– И сказку П.Ершова часто называют русской народной. Во многих книгах написано «Конёк-Горбунок» – русская  сказка. А на памятнике П.Ершову в городе Тобольске мы можем прочитать такие слова: «П.П.Ершов — автор народной сказки»

Запишите тему нашего урока. Ребята, мы сегодня на уроке с вами познакомились с некоторыми фактами биографии Петра Павловича Ершова. скажите, над чем нам еще придется задуматься?

(Сказка «Конек-горбунок» — литературная, т.к. у нее есть автор, мы же должны ответить на вопрос: «Почему литературную сказку «Конёк-Горбунок» называют русской и одновременно народной?»

— Прочитайте пословицу. «Кашу кушай, а сказку слушай:

Умом-разумом смекай да на ус мотай»

Как вы понимаете ее смысл? (каждая сказка имеет поучительный смысл)

Учитель:

-Давайте вспомним, чем отличается русская народная сказка от литературной?

Народная

Литературная

1. Автор-народ.

1. Автор-  конкретное лицо (он творец).

2. Существует в устной форме.

2. Создаётся в письменной форме.

З. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения).

3. Внесение изменений не допускается.

4. Время создания определить невозможно.

4. Время создания сказки известно.

— В чем же проявились фольклорные особенности сказки «Конек-Горбунок»?

(В тетради записываем «Черты народной сказки»

1. Язык

Язык, которым написан «Конёк-горбунок» ориентирован на народную речь, о чём свидетельствует огромная популярность сказки среди всех слоёв населения России, и в значительной мере – тогдашней детворы, хоть сам автор сказку детской не считал.

Но дойдя до наших дней многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи.

У нас поработала группа «переводчиков»

Она занималась изучением устаревших слов. Посмотрим, насколько хорошо справились они со своим заданием.

Объяснить значение слов (словарная работа):

спальник – придворный чин

бабка — игральная кость

зело – сильно

басурманин – иноземец

каурка – лошадь рыжей масти

лубки – яркие картинки

седмица – неделя

острог – тюрьма

шабалки – шабаш, конец

льзя – можно

рядиться – торговаться, договариваться

малахай – длинная, широкая одежда без пояса

2. Композиция

Сказка построена как и русские народные сказки. У неё есть зачин, концовка

3. Троекратные повторы
(состоит из 3-х частей, три брата, три коня, три котла, три десятка кораблей, три путешествия)

4.Главного героя Ершова называют Иваном, как и в большинстве русских народных сказках.
– Вспомните, какими были герои Иваны в русских народных сказках. (Добрые, честные, смелые, справедливые)
– А какими качествами наделил своего главного героя П.Ершов? Перечислите качества.
– Давайте обратимся к тексту сказки, чтобы подтвердить свои мысли. 

1. Ночь настала; месяц всходит;
Поле всё Иван обходит,

Озираючись кругом,
И садится под кустом;
Звёзды на небе считает
Да краюшку уплетает.
Вдруг о полночь конь заржал,
Караульщик наш привстал,
Посмотрел под рукавицу
И увидел кобылицу…( добросовестный)

2. “Эхе-хе! Так вот какой
Наш воришко!.. Но, постой,
Я шутить ведь не умею,
Разом сяду те на шею.
Вишь какая саранча!”
И, минуту улуча,
К кобылице подбегает,
За волнистый хвост хватает
И садится на хребёт —
Только задом наперёд…( ловкий, сообразительный)

3. Тут он кликнул скакунов
И пошёл вдоль по столице,
Сам махая рукавицей,
И под песню дурака
Кони пляшут трепака;
А конек его Горбатко –
Так и ломится вприсядку…( веселый, жизнерадостный)

4. А Иван им стал кричать:
“Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее:
Он у вас коней не крал”( честный, скромный)

5. Волны моря заклубились,
Корабли из глаз сокрылись.

Чудо-юдо Рыба-кит
Громким голосом кричит,
Рот широкий отворяя,
Плёсом волны разбивая:
Чем вам, други, услужить?
Чем за службу наградить?
Надо ль раковин цветистых?
Надо ль рыбок золотистых?
Надо ль крупных жемчугов?
Всё достать для вас готов! —
Нет, кит-рыба, нам в награду
Ничего того не надо, —
Говорит ему Иван, —
Лучше перстень нам достань, —
Перстень, знаешь, Царь-девицы,
Нашей будущей царицы. ( бескорыстный)

6. Вот он к братьям приезжает
И на спрос их отвечает:
Как туда я доскакал,
Пень горелый увидал;
Уж над ним я бился, бился,
Так что чуть не надсадился;
Раздувал его я с час,
Нет ведь, чёрт возьми, угас!
Братья целу ночь не спали,
Над Иваном хохотали;
А Иван под воз присел,
Вплоть до утра прохрапел. ( смекалистый)

7. Иван заплакал
И пошёл на сеновал,
Где конёк его лежал.

Что, Иванушка, невесел?
Что головушку повесил? —
Говорит ему конёк. —
Аль, мой милый, занемог?
Аль попался к лиходею?
Пал Иван коньку на шею,
Обнимал и целовал.
Ох, беда, конёк! — сказал. ( доброе отношение)

8. Так и этак мы решили,
Наконец вот так вершили,
Чтоб продать твоих коньков
Хоть за тысячу рублёв.
А в спасибо, молвить к слову,
Привезти тебе обнову —
Красну шапку с позвонком
Да сапожки с каблучком.
Да к тому ж старик неможет,
Работать уже не может,
А ведь надо ж мыкать век, —
Сам ты умный человек! —
Ну, коль этак, так ступайте, —
Говорит Иван, — продайте
Златогривых два коня,
Да возьмите ж и меня.
Братья больно покосились,
Да нельзя же! согласились. (простодушный)

Физминутка

Мы глазами поколдуем.

Круг огромный нарисуем!

Нарисуем мы окно

И большущее бревно.

Нарисуем лифта бег:

Глазки вниз, глазки вверх!

Все зажмурились: раз-два!

Закружилась голова.

Мы глазами поморгали,

Вмиг гирлянды засверкали.

Смотрим прямо и вперёд –

Это мчится самолёт…

Раз моргнули, два моргнули –

Наши глазки отдохнули!

5.Главный герой как и герой в народной сказке, выходит победителем над злом.

Учитель: какие же герои олицетворяют зло в сказке «Конек-горбунок»?

Зло

Братья (жадность)

Царь (глупость)

Спальник (зависть)

Давайте проследим, как раскрывается каждый из них в поступках?

Вам предложен список черт, из которых нужно выбрать черты, присущие данному герою. Свои выводы обязательно подтвердите строками из текста.

Какими в сказке показаны братья? (Трусливые, лживые, завистливые, жадные)

Зачитайте отрывки…: в дозоре, с конями, Какими чувства овладели?

Какие слова вы выбрали, чтобы охарактеризовать спальника? (зависть, злость, коварство, хитрость). Подтвердите слова текста.
– Именно зависть, злоба побуждает спальника совершать неблаговидные поступки: клеветать, шпионить, воровать.

Каким показан в сказке царь? (Жестоким, завистливым, злым)

Какие черты сближают данных персонажей?

лживость      трусость        зависть 
коварство    жестокость    жадность      хитрость…

Есть ли собратья у этих героев в русских народных сказках? 

(«Сивка-Бурка»: братья, «Хаврошечка»: мачеха и дочери…)

5. Физминутка

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать.

(Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять.

(Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

6. Всегда ли в сказках герой в одиночку справляется с трудностями? (Есть помощники)
– Вспомните русские народные  сказки и приведите примеры (с опорой на иллюстрации) (Сивка-бурка, «Гуси-лебеди»: печка, яблоня, речка; «Хаврошечка»: корова…)
– А кто помогает герою в сказке Ершова?
– Прочитайте описание Конька-Горбунка.

– Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки. .

Конек-Горбунок — рассудительный, мудрый, сострадательный товарищ Иванушки,

они удивительно похожи между собой: Иван-то дурак, самый младший, не совсем полноценный с общепринятой точки зрения. И Конек-Горбунок — «уродец» («Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами да с аршинными ушами…) он тоже третий, младший.

Конек-Горбунок оказывается и волшебным помощником, и волшебным средством. Он товарищ и «игрушечка». Ведь именно об этом и говорила кобылица Ивану:

Но конька не отдавай

Ни за пояс, низа шапку,

Низа чёрную, слышь, бабку.

На земле и под землёй

Он товарищ будет твой:

Он зимой тебя согреет,

Летом холодом обвеет,

В голод хлебом угостит,

В жажду мёдом напоит.

7) Герой становится умным, красивым, счастливым. И мы видим, что в концовку сказки Ершов построил в соответствии с традициями народной сказки: в конце повествования герой перерождается и становится счастливым, и умным по-настоящему.

Вывод:

– Мы с вами сделали сравнительный анализ литературной сказки и поняли, что автор в своем произведении использовал элементы русских народных сказок. Поэтому ее называют русской сказкой, от этого она любима и читаема многими поколениями. Поэтому ее называют народной.

Чему учит нас сказка П.П.Ершова?

Сказка Ершова учит нас, что надо избавляться от таких качеств, как зависть, злоба, жадность, лживость, если хочешь быть хорошим человеком. Достоинством этой литературной сказки является и то, что отрицательные качества воплощены не в каких-нибудь фантастических существах, а в простых людях и в царе. Поэтому сказка такая живая.

Эта сказка учит настоящей дружбе. Почему она и сейчас нравится читателям? (За приключения, за верность, смелость и дружбу Ивана и Конька-горбунка мы до сих пор любим и читаем сказку, людям близки и понятны чувства героя сказки. В людях всегда ценили такие качества, как смелость, настойчивость, верность, доброта, честность. В сказке выражена житейская мудрость).

— Автор ненавидит своих героев или смеётся над ними?

(Смеётся)

-Смех – это хорошее определение авторского отношения к персонажу.

— А над Иваном автор смеётся? (Не смеётся, а подшучивает.)

— Найдите в тексте шутливые слова в адрес Ивана.

(с.132, 141-142, 168-169, 170-171)

— Кто говорит эти слова? (Конёк и повествователь)

— Почему они шутят над ним? (Они любят его)

Учитель:

Через 22 года после первой публикации «Конька-горбунка», в 1856 году, Петр Павлович Ершов писал: “Конек мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливый ему путь! Заслышав похвалу себе от таких талантливых людей, как Пушкин, Жуковский и Плетнев, и проскакав за это время всю долготу и широту Русской земли, он очень мало думает о нападках господствующей школы и тешит люд честной, старых и малых,.. и будет тешить их пока русское слово будет находить отголосок в русской душе, т.е. до скончания века”. Так и получилось: мы с подлинным удовольствием читаем про «конька ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами» , про незадачливого Иванушку, глупого царя и Царь-девицу… Надеюсь, волшебный мир сказки Ершова не оставил равнодушным и вас, ребята.

Рефлексия

— Состоялся ли сегодня у нас с вами разговор?

— Что вы хотите сказать о нашем уроке?

Уходя с урока, прикрепите конька-горбунка на одно из полей.

Домашнее задание: 

придумайте сказку, в которой есть волшебное существо, помогающее главному герою победить зло.

infourok.ru

Конспект урока Ершов «Конек-горбунок»

Сказка П.П.Ершова «Конек-горбунок» 4 класс

Один урок.

Цель:

выявить особенности героев сказки.

Задачи:

Образовательные:

— познакомить с биографией писателя,

— закрепить умение составлять, а в следствии сопоставлять характеристики героев сказки.

Развивающие:

— развитие монологической речи,

— развитие навыка чтения,

— расширить знания о старинных мерах длины (вершок, аршин).

— развитие творческих способностей.

Воспитательные:

— воспитание эстетического вкуса.

Оборудование: мультимедийный комплекс – презентация; учебник Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – Ч. 1/ Авт. –сотст.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. М.: Вентана — Граф, 2006; тетради, ручки (карандаши).

Домашнее задание к уроку: прочитать сказку П.П.Ершова «Конек-горбунок», найти описание главных героев сказки, проиллюстрировать понравившейся эпизод из сказки.

Ход урока

1. Организационный момент

— Ребята, наш урок сегодня посвящен очень известному литературному персонажу. Это волшебный герой одной замечательной литературной сказки. В нескольких городах России этому герою установили памятник. Посмотрите на экран.

— Что же это за герой, которому устанавливают памятники?

— А помните ли вы, кто написал эту сказку?

— Правильно, Петр Павлович Ершов. Кто же он, автор этой замечательной сказки? (Ответы детей)

— Сейчас мы с вами послушаем биографию П.П.Ершова и узнаем кем же был автор.

(выходит заранее подготовленный ученик и рассказывает биографию писателя)

2. Биография П.П.Ершова

— Петр Павлович Ершов родился в феврале 1815 года в селе Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии. Учился в Петербургском университете. И вот однажды он прочитал сказки А. С. Пушкина. Сказки произвели на него огромное впечатление именно близостью к народному творчеству, — ведь с детских лет он питал к фольклору большой интерес.

Будучи студентом Петербургского университета, написал сказку «Конек – Горбунок», тогда же стал знаменитым. Ему было всего 19 лет. Профессор словесности Плетнёв, высоко оценивший сказку молодого поэта, устроил встречу Пушкина с Ершовым. Пушкин похвалил сказку и вознамерился издать её с иллюстрациями. Сказка П.П.Ершова вместе со сказками А.С.Пушкина вошла в золотой фонд русской литературной стихотворной сказки.

В 1869 году П.П.Ершов умер, но оставил народу сокровище, сказку «Конек-горбунок». Это единственная сказка, которую он написал и которая его прославила.

— Ребята, в своей сказке Ершов использовал многие народные сказочные сюжеты (об Иване-дураке, Сивке-Бурке, Жар-птице), создав на их основе оригинальное произведение.

Всякий раз, читая сказку, она преподает уроки мудрости и нравственности.

3. Актуализация знаний.

— Сегодня мы более подробно познакомимся с известной сказкой Ершова «Конек-горбунок».

— К какому литературному жанру относится это произведение? (сказки)

— А какая это сказка авторская или народная?

— Какого типа бывают народные сказки? (бытовые, волшебные, о животных).

— Приведите примеры бытовых сказок («Каша из топора», «Как мужик гусей делил»)

— Приведите примеры волшебных сказок («Царевна лягушка», «Марья Моревна»).

— Приведите примеры сказок о животных («Лиса и петух», «Курочка ряба»).

— Давайте найдем черты волшебной сказки в Коньке Горбунке.

— Чтобы определить вид сказки «Конёк-горбунок», давайте вспомним:

— Кто является героями волшебной сказки?

— Какие задачи у сказок этого вида?

— В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, а события в нём фантастические. Задача этого жанра: показать, что добро побеждает зло.

— К какому виду относится сказка П.П. Ершова «Конёк-Горбунок», мы узнаем в конце урока.

4. Работа над произведением

Анализ прочитанного (учащиеся читают дома и находят описание главных героев).

— Ребята, в вашем домашнем задании нужно было найти описание героев, сейчас мы проверим как в спрвились с этим заданием.

— Давайте посмотрим кто главный герой сказки?

— Давайте охарктеризуем главного героя. На экране отрывки из сказки, прочитайте и назовите качества Ивана.

  1. “Эхе-хе! Так вот какой
    Наш воришко!.. Но, постой,
    Я шутить ведь не умею,
    Разом сяду те на шею.
    Вишь какая саранча!”
    И, минуту улуча,
    К кобылице подбегает,
    За волнистый хвост хватает
    И садится на хребёт —
    Только задом наперёд…( ловкий, сообразительный)

  2. А Иван им стал кричать:
    “Стыдно, братья, воровать!
    Хоть Ивана вы умнее,
    Да Иван-то вас честнее:
    Он у вас коней не крал”.( честный, скромный)

  3. Тут он кликнул скакунов
    И пошёл вдоль по столице,
    Сам махая рукавицей,
    И под песню дурака
    Кони пляшут трепака;
    А конек его Горбатко –
    Так и ломится вприсядку…( веселый, жизнерадостный)

— Исходя из характеристики Ивана, можно ли считать его глупым? (Докажите, найдите в тексте)

(Нет, Иван только кажется дураком, берет на себя роль унижаемого, но в речах его много правды, в поступках по отношению к братьям – милосердие).

— Так чем он дурак? (Не ищет выгоды, дурак с точки зрения братьев).

— А сейчас мы с вами немножко отдохнем и побудем в роли Ваньки-встаньки.

Физминутка

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы очами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз сюда, два туда,
Оборотись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки наверх все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой-встанькой будто стали.

— Мы с вами отдохнули, и теперь можем продолжить наше обсуждение.

— Ребята, у главного героя сказки Ивана есть друг?

— А как его зовут?

— Опишите Конька-Горбунка?

Мальчикам: найти все, что касается внешности Конька-горбунка.

Девочкам: найти все, что касается характера и волшебных свойств Конька-горбунка.

— Итак, что говорится в тексте о том, как выглядел Конек-горбунок? (Маленький, ростом три вершка с двумя горбами и аршинными ушами).

— Все ли слова вам были понятны при чтении описания Конька-горбунка?

— А как называются слова, которые мы уже не используем в своей речи? (Устаревшие) 

— А где можно посмотреть значение таких слов? (Значение этих слов можно найти в этимологическом словаре, толковом словаре Даля).

— А теперь давайте решим небольшую задачу. В сказке говорится, что конек был ростом три вершка, а уши его были длиной в аршин. А сколько это- вершок и аршин?

— Кто знает, сколько сантиметров содержится в 1 вершке и в 1 аршине?

1 вершок = 4,5 см

1аршин = 16 вершков = 72 см

— Какого же роста был Конек – горбунок? (Рост=13,5см, а уши=72см).

— Покажите руками, какого примерно роста был Конек – горбунок. А какой длины были его уши? Посмотрите, что получилось бы у нас, если бы мы решили изобразить конька-горбунка в полный рост. Посмотрите, каким получился несоразмерным Конек-Горбунок.

— Можно ли себе представить, что Ивана на самом деле возил Конек такого роста? – игрушка?

— Как вы считаете, можно ли, назвать Конька-горбунка красивым? Маленький, горбатый, длинноухий… Вряд ли. Но ведь он нам нравится. Почему? Какими чертами характера обладал этот герой? (Добрый, ловкий, быстрый, всегда готов прийти на помощь, КГ – волшебный помощник).

5. Выводы по сказке.

— Давайте составим схему сравнения героев.

— Посмотрите критерии сравнения героев.

Иван

Конек – горбунок

По счету в семье

третий, самый младший;

«герой с дефектом», ловкий и бдительный;

глупый с точки зрения здравого смысла, ума братьев;

милосердный по отношению к братьям.

третий, младший;

«уродец», маленький, ловкий, быстрый;

рассудительный, мудрый;

сострадательный.

— Какой можно сделать вывод по таблице?

Иван и КГ как один главный герой. Герои противопоставлены и сопоставлены: Иван любопытный, безрассудный, самонадеянный, а КГ рассудительный, мудрый, сострадательный – две стороны одной и той же «широкой русской натуры». Иван самый младший, КГ – тоже третий, младший. В обоих есть нечто наивное, непосредственное, что делает их похожими на детей. КГ — внутренняя сущность, внутренний голос главного героя.

— Какого вида черты народной сказки можно найти в сказке «Конек-горбунок»?

— Главными героями выступают человек — Иван и несуществующий герой – Конек-Горбунок. Так же Конек-Горбунок это фантастическое, вымышленное существо, следовательно, вид сказки волшебный.

6. Выставка иллюстраций учащихся по сказке.

— Сейчас мы обратимся к выставке иллюстраций наших классных художников (у учащихся было домашнее задание). Ваша задача — понять, какой эпизод сказки проиллюстрирован, и подобрать соответствующие подписи из художественного текста. Авторы работ будут помогать вам.

(Ученики рассматривают иллюстрации, вспоминают сюжет произведения, ищут в сказке текст по иллюстрации и зачитывают. Авторы иллюстраций объясняют, чем привлек их выбранный эпизод).

7. Домашнее задание.

Прочитать сказку повторно и составить кроссворд или тест по сказке П.П.Ершова. (Кроссворд или тест, с одной стороны, вносит в урок элемент игры, а с другой – способствует более глубокому усвоению литературного произведения).

infourok.ru

План-конспект урока по чтению (4 класс) по теме: КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА П.П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

 П.П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок»

Учитель:  Сиско Елена Викторовна

Место проведения: ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее  м. р. Сергиевский Самарская область

Класс: 4

Предмет: литературное чтение

Тема и номер урока в теме: «Произведения П.П. Ершова», второй  урок по теме.

Базовый учебник: «Литературное чтение» 4 класс в 2 частях, авторы: А. Ефросинина, М. И. Оморокова,  издательский центр «Вентана – Граф», 2015 год.

Цель урока: создание условий для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки.

Задачи:

— обучающие: продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конёк-горбунок»; познакомить с композиционными особенностями сказки; научить сравнивать сказки народные и литературные, видеть скрытый смысл, заключенный в сказке;

— развивающие: продолжить развитие общего и литературного образования детей через чтение сказки, развивать логическое мышление, внимание, воображение, навыки анализа и синтеза, культуру речи, умение работать в группах и самостоятельно;

— воспитательные: воспитывать усердие, аккуратность, сотрудничество, бережное отношение к учебным принадлежностям, адекватно оценивать работу товарищей по классу.

Планируемые результаты:

Личностные:

— проявление творческого отношения к процессу обучения;

— осознание и проживание приемлемых и созвучных  возможностям ребёнка правил общежития, норм поведения, категорий добра и зла.

Метапредметные.

Познавательные

Умение:

— перерабатывать полученную на уроке информацию из разных источников и использовать её для аргументации;

— давать оценку поступкам литературных героев;

— давать оценку своим действиям, оценивать результат;

— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение:

— работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

— соотносить то, что уже известно, и то, что еще неизвестно;

— контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.

Коммуникативные

Умение:

— оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

— сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы

и ее результат, слушать мнения других.

Предметные

Умение:

— работать с текстом художественного произведения под руководством учителя и извлекать из него нужную информацию;

— использовать в речи литературоведческие понятия;

— формулировать тему, идею произведения;

— давать характеристику героям;

— выявлять авторское отношение к описываемым событиям.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, русский язык, математика

Формы работы учащихся:

— фронтальная  ⃝

— индивидуальная  ۩

— групповая работа ۞                        

— работа в паре ֟

Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя и проекционное оборудование, ноутбуки для учащихся с выходом в Интернет (9 шт), интерактивная доска, опорные листы.

Структура и ход урока:

  1. Организационный этап – 4 мин.
  2. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока – 8 мин.
  3. Самостоятельная работа – 4 мин.
  4. Физкультминутка – 3 мин.
  5. Изучение нового материала – 11 мин.
  6. Физкультминутка – 2 мин.
  7. Диагностика качества усвоения темы – 4 мин.
  8. Рефлексивная деятельность – 2 мин.
  9. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении – 2 мин.

Структура и ход урока

Название

используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1. Организационный этап

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Учитель организует первый компонент Утреннего сбора – Приветствие.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Ученики встают вместе с учителем в круг, передают мяч и поочередно говорят друг другу: «Доброе утро, Аня! Я очень рада тебя видеть!»

4

2. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока

Аудио и видеозапись зачина сказки (№1)  

Интерактивное задание в форме теста (№2)

Презентация Power Point

На прошлом уроке мы прочитали сказку Петра Павловича Ершова «Конёк-горбунок». Звучит зачин сказки.

Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете, а вот убедиться в этом вы сможете сами, выполнив задание.

Форма работы: ֟

Какое задание вызвало трудности? Где и почему задержались?

Кто выполнил задание сразу и получил достойную оценку буратино?

Назовите положительных героев сказки.

Назовите отрицательных героев сказки.

Назовите героев-помощников.

Выполненное задание свидетельствует, что можно идти дальше. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель: быть исследователями текста сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы.

Сегодня мы:

— определим тип и вид сказки;

— проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним;

— ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение;

— постараемся узнать: почему сказка никогда не стареет? Что несет она нам, современным читателям?

(слайд 1,2)

Слушают зачин сказки.

Выполняют интерактивное задание в форме теста на ноутбуках парами.

Называю затруднения.

Поднимают руки, кто выполнил задание сразу.

Дети называют героев.

8

3. Самостоятельная работа

Интерактивное задание в форме теста (№3)

Ребята, перед тем, как поработать в роли исследователей, давайте выполним самостоятельную работу, чтобы еще лучше узнать героев сказки.

Форма работы:  ۩

Выполняют интерактивное задание в форме теста на ноутбуках самостоятельно.

4

4. Физкультминутка

Давайте отдохнём и выполним кинезиологические упражнения.

Выполняют

кинезиологические упражнения

3

5. Изучение нового материала

Презентация Power Point

Презентация Power Point

Для работы в роли исследователей разделимся на 5 групп (деление может происходить по разным основаниям). Каждая группа выполнит задание.

Форма работы: ۞

Задание №1

Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, кто является главным героем этих сказок.

Таблица 1. Герои сказок.

1

2

3

Виды сказок

Главный герой

Задание №2.

Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках.

Таблица 2. События сказок.

1

2

3

Виды сказок

События

Задание №3.

Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события.

Таблица 3. Завершение сказок.

1

2

3

Виды сказок

Завершение событий

1, 2, 3 группы, проверьте свои работы по слайду, который вы видите на доске

(слайд 3).

Задание №4.

Назовите известные вам народные сказки. В чём их сходство с авторскими, литературными и в чём отличие?

Задание № 5.

Назовите известные вам авторские сказки. В чём их сходство с народными и в чём отличие?

По типу сказки бывают народные и литературные, проверим выполнение задание 4 группой

Подводим итоги.

Народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания.

Авторские сказки в устной форме не существуют.

Народные сказки не имеют автора, точнее, их автор не известен. У литературной сказки конкретный автор.

У народной сказки  может быть несколько вариантов, потому, что она передавалась из уст в уста, у авторской сказки нет вариантов.

Объединяют авторские и народные сказки вымышленные события, похожее построение.

Дайте полную характеристику сказке П.П. Ершова по таблице

(слайд 3)

Что сближает сказку с народной?

Что еще сближает сказку с народной?

Кто победил, а кто был наказан?

Что еще сближает сказку Ершова с народной?

События, (сюжет) в сказках развивается по своим законам. Предлагаю на схеме увидеть особенности построения нашей сказки. Это поможет определить нам идею сказки – то, ради чего написал её автор.

(слайд 4)

Учитель комментирует слайд, работает с классом.

Прочитайте первые 8 строк в учебнике. Связаны ли они с развитием событий?

Какую роль играет присказка в сказке?

В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения с ними?

Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события. С появление какого животного все начинается (завязывается) в сказке?

Такое событие в литературе называется завязкой. Какие события неожиданно меняют всё в  жизни Ивана?

Начинаются новые трудности, которые нужно преодолевать Ивану. Эти трудности называются перипетии. В каждой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте.

Это кульминация. В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры.

Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царём. Какой жизненный урок выносим мы из сказки?

Какова основная мысль сказки?

Дети рассаживаются по группам и выполняют полученные задания по карточкам

Дети 4-ой группы выступают с выполненным заданием.

Дети 5-ой группы дополняют ответ.

Сказка авторская, волшебная, потому, что в её основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло.

Зачин. В сказке три части, автор каждую часть начинает с зачина (зачитывают).

Повторяющиеся эпизоды (зачитывают).

— главный герой с традиционным именем Иван;

— Жар-птица, тоже является героем многих народных сказок;

— добро побеждает зло.

Высказывают мнение

Концовка (зачитывают)

Нет, это присказка.

Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.

Зачитываю нужную часть.

С появление кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка»

Братья украли коней и повели их на продажу; Иван догнал братьев на коньке-горбунке; у Ивана появляются враги в конюшенном заводе.

Зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу.

Эпизод с Царь-девицей; Иван достаёт кольцо девицы со дна моря; Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком.

Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее.

Высказывают мнения

11

6. Физкультминутка

Презентация Power Point

А теперь давайте немного отдохнем.

  (слайд 5)

Дети выполняют упражнения

2

7. Диагностика качества освоения темы

Файл Tbd для интерактивной доски

На интерактивную доску и ноутбуки выводятся вопросы викторины, на которые дети должны ответить.

Задание 1.

Вставьте пропущенную букву и прочитайте присказку.

За г_рами, за л_есами

За ш_рокими м_рями,
Не на небе — на з_мле
Ж_л старик в _дном с_ле.
Задание 2.

Вставь недостающие цифры и ты узнаешь, в каком году была написана сказка.

  68      38      25      *6
— *9    +47    +*8    -23

  49      *5      63      23
Задание 3.

Подчеркни правильное имя отчество автора.

Павел Павлович
Петр Петрович
Павел Петрович
Петр Павлович
Задание 4.

Укажи цифрой, в какой последовательности оказывал помощь Конёк-горбунок Ивану.

___ догонял братьев-воров

___ловил Жар-птицу

___ездил за кольцом

___остужал воду в котлах

___добывал Царь-девицу

Дети отвечают на вопросы викторины

4

8. Рефлексивная деятельность

Презентация Power Point

(слайд 6)

Почему сказка ни  когда не стареет?

Как вы думаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова? Почему вы так думаете?

Оцените, какие знания вы получили на уроке. Для этого закончите два коротких предложения:

Я не знал….

Теперь я знаю…

Высказывают своё мнение

2

9. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Презентация Power Point

Нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду сказки

 (слайд 7)

(слайд 8)

2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

nsportal.ru

Конспект урока на тему : П.П.Ершов «Конек – Горбунок»

Предметные результаты:

-Формировать навык правильного беглого чтения;

-Формировать свое отношение к прочитанному и уметь объяснять значение устаревших  слов;

Метапредметные результаты:

-Учиться прогнозировать содержание сказки «Конек-горбунок» по ее заголовку и уметь воспринимать произведение на слух;

— Формулировать учебную задачу урока и планировать свою деятельность;

-Формировать умение высказывать свою точку зрения;

-Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте.

Личностные результаты:

— Развивать любознательность, интерес к народному творчеству.

— Формировать у детей выдумку, фантазию.

— Расширить словарный запас.

 

Оборудование: презентация; детские книги;  учебник по литературному чтению – 4 класс.стр.37-40.

План:

  1. Организационный момент — 1 мин
  2. Проверка домашнего задания -8мин
  3. Работа над новым материалом — 8 мин
  4. Подготовка к восприятию  – 10 мин.
  5. Первичное чтение – 15 мин
  6. Закрепления нового материала– 12 мин
  7. Итог урока – 5 мин
  8.  Задание на дом – 1 мин.

Ход урока

1.Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее, —

Начнём скорей урок!

Сказка мудростью богата,

Скажем сказке: « Приходи!».

Эта присказка, ребята,

Сказка будет впереди.

2.Проверка домашнего задания.

Ребята, какое произведение мы изучали на прошлом уроке? (сказку «Сивка-Бурка») Перед вами находится иллюстрация.

-Что на ней изображено?

-Какой эпизод соответствует этой иллюстрации?

-Какая это сказка?(народная)

-А сегодня мы познакомимся  с авторской сказкой.

3.Работа над новым материалом

— Однажды профессор словесности Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, войдя в аудиторию студентов, вместо лекции стал читать сказку:

(читает фонограмма)

 За горами, за лесами,

 За широкими морями,

 Против неба — на земле

 Жил старик в одном селе.

 У старинушки три сына:

 Старший умный был детина,

 Средний сын и так и сяк,

 Младший вовсе был дурак.

 Братья сеяли пшеницу

 Да возили в град-столицу:

 Знать столица та была                                      

 Недалече от села.

 Там пшеницу продавали,

 Деньги счётом принимали

 И набитою сумой

 Возвращалися домой.

-Дочитав произведение до конца, Плетнёв сообщил, как сенсацию, что автор сказки — студент и сидит здесь в аудитории. Это Пётр Ершов.           

-Ершову было тогда 19 лет.

-А ведь П.П.Ершов был современником А.С. Пушкина

-«Теперь этот род занятий мне можно и оставить», — такую высокую оценку произведению дал родоначальник русской литературной сказки А.С. Пушкин.

При жизни  Ершова эта сказка переиздавалась пять раз. Ершову удалось создать произведение глубоко оригинальное, в котором соединилось авторское и народное начало. На сегодняшнем уроке мы прочитаем первую часть сказки.

-Читая сказку, подумайте, какие черты народной сказки нашли отражение в авторской сказки Ершова.

4.Подготовка к восприятию

-Давайте вспомним по каким признакам мы определяем, что произведение является сказкой? (зачин, повторы)

-А какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, о животных, авторские или литературные, народные)

А из каких частей состоят сказки?(зачин, основная часть, концовка)

-Прочитайте название сказки?

-Как вы понимаете это название?

-Почему не конь, а конек? Почему горбунок?

-Как вы думаете  о чем будет это произведение?

-Всего в сказки три части мы познакомимся только с первой.

5.Первичное чтение сказки

(дети читают)

Старинушка – старик

Детина – рослый и сильный молодой мужчина.

Град – столица – Москва.

Деньги с четом принимали – считали прибыль.

Аль – или.

 Недалече – недалеко

Сума – мешок из ткани, кожи.

Отродяся не видали — никогда не видели.

Соглядать – подсмотреть, выследить.

Как вы думаете, что будет дальше?

Смекнули – поняли.

Смеркаться – темнеть.

Сбираться – собираться.

Сенник – закопаться под сено.

Сынова – снова.

Не ударил в грязь лицом – не позорился.

Несподручно – неудобно.

Усом не ведет – равнодушен.

Очи- глаза.

Пенять – упрекать.

Погонять- заставляли идти.

Лубков – ярко раскрашенные картинки.

Малахай – старинная крестьянская верхняя одежда.(большая шапка на меху с наушниками.)

6.Закрепления нового материала.

Анализ прочитанной части сказки.

— Чем занималась семья старика?

-Как шли дела у братьев?

-Прочитайте, какое горе у них приключилось?

-Что они придумали? (ходить в дозор, чтобы поймать вора)

-Кто первым пошел караулить поле? ( старший брат)

-Чем закончился его дозор? ( Он никого не поймал)Почему?

-Что он взял с собой? Зачем?

— Что он рассказал дома отцу?

-Правильно ли он поступил? О каком качестве характера это говорит?

-Как бы вы поступили на его месте?

-Как сходил в дозор средний брат?

-Что он взял с собой? Почему?

-Прочитайте,  что он рассказал дома?

-Чем закончился дозор младшего сына?

-С какими героями вы уже познакомились? (Иван, два брата,)

-А какие, отношение у вас сложилось к братьям главного героя. Почему?

6.Работа над иллюстрациями

Рассмотрите иллюстрацию

-Кто на ней изображен?

-Кто изображен на переднем плане?

-Как художник изобразил Ивана?

— Кто изображен на заднем плане?

-Найдите в тексте подходящие слова, которые соответствуют этой иллюстрации? Прочитайте?

7.Итог урока

-Что вас заинтересовало при чтении сказки?

-Какие чувства вы испытывали сегодня при чтении сказки?

-Хотелось ли вам прочитать всю сказку?

-Кто из героев вам понравился? Почему?

-Прочитайте на доске русские народные поговорки:

А)Утопающий и за соломинку хватается

Б)Не в службу,а в дружбу

В)Без беды дружбы не узнаешь.

-объясни смысл каждой.

-Подумай, какую из поговорок можно отнести к сказке «Конек-горбунок»

8.Домашнее задание: подготовить выразительное чтение  первой части сказки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему : П.П.Ершов «Конек – Горбунок»»

Конспект урока по литературному чтению

по программе начальная инновационная школа

(авторы учебника Г.С. Меркин, Б.Г.Меркин,

С.А. Болотова)

4 класс

тема:

П.П.Ершов «Конек – Горбунок»

Выполнила учитель начальных классов

Филяева Ольга Анатольевна

Смоленск

2014

Предметные результаты:

-Формировать навык правильного беглого чтения;

-Формировать свое отношение к прочитанному и уметь объяснять значение устаревших слов;

Метапредметные результаты:

-Учиться прогнозировать содержание сказки «Конек-горбунок» по ее заголовку и уметь воспринимать произведение на слух;

— Формулировать учебную задачу урока и планировать свою деятельность;

-Формировать умение высказывать свою точку зрения;

-Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте.

Личностные результаты:

Развивать любознательность, интерес к народному творчеству.

— Формировать у детей выдумку, фантазию.

— Расширить словарный запас.

Оборудование: презентация; детские книги; учебник по литературному чтению – 4 класс.стр.37-40.

План:

  1. Организационный момент — 1 мин

  2. Проверка домашнего задания -8мин

  3. Работа над новым материалом — 8 мин

  4. Подготовка к восприятию – 10 мин.

  5. Первичное чтение – 15 мин

  6. Закрепления нового материала– 12 мин

  7. Итог урока – 5 мин

  8.  Задание на дом – 1 мин.

Ход урока

1.Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее, —

Начнём скорей урок!

Сказка мудростью богата,

Скажем сказке: « Приходи!».

Эта присказка, ребята,

Сказка будет впереди.

2.Проверка домашнего задания.

Ребята, какое произведение мы изучали на прошлом уроке? (сказку «Сивка-Бурка») Перед вами находится иллюстрация.

-Что на ней изображено?

-Какой эпизод соответствует этой иллюстрации?

-Какая это сказка?(народная)

-А сегодня мы познакомимся с авторской сказкой.

3.Работа над новым материалом

— Однажды профессор словесности Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, войдя в аудиторию студентов, вместо лекции стал читать сказку:

(читает фонограмма)

              

 За горами, за лесами,

 За широкими морями,

 Против неба — на земле

 Жил старик в одном селе.

 У старинушки три сына:

 Старший умный был детина,

 Средний сын и так и сяк,

 Младший вовсе был дурак.

 Братья сеяли пшеницу

 Да возили в град-столицу:

 Знать столица та была                                      

 Недалече от села.

 Там пшеницу продавали,

 Деньги счётом принимали

 И набитою сумой

 Возвращалися домой.

 

-Дочитав произведение до конца, Плетнёв сообщил, как сенсацию, что автор сказки — студент и сидит здесь в аудитории. Это Пётр Ершов.           

-Ершову было тогда 19 лет.

-А ведь П.П.Ершов был современником А.С. Пушкина

-«Теперь этот род занятий мне можно и оставить», — такую высокую оценку произведению дал родоначальник русской литературной сказки А.С. Пушкин.

При жизни Ершова эта сказка переиздавалась пять раз. Ершову удалось создать произведение глубоко оригинальное, в котором соединилось авторское и народное начало. На сегодняшнем уроке мы прочитаем первую часть сказки.

-Читая сказку, подумайте, какие черты народной сказки нашли отражение в авторской сказки Ершова.

4.Подготовка к восприятию

-Давайте вспомним по каким признакам мы определяем, что произведение является сказкой? (зачин, повторы)

-А какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, о животных, авторские или литературные, народные)

А из каких частей состоят сказки?(зачин, основная часть, концовка)

-Прочитайте название сказки?

-Как вы понимаете это название?

-Почему не конь, а конек? Почему горбунок?

-Как вы думаете о чем будет это произведение?

-Всего в сказки три части мы познакомимся только с первой.

5.Первичное чтение сказки

(дети читают)

Старинушка – старик

Детина – рослый и сильный молодой мужчина.

Град – столица – Москва.

Деньги с четом принимали – считали прибыль.

Аль – или.

Недалече – недалеко

Сума – мешок из ткани, кожи.

Отродяся не видали — никогда не видели.

Соглядать – подсмотреть, выследить.

Как вы думаете, что будет дальше?

Смекнули – поняли.

Смеркаться – темнеть.

Сбираться – собираться.

Сенник – закопаться под сено.

Сынова – снова.

Не ударил в грязь лицом – не позорился.

Несподручно – неудобно.

Усом не ведет – равнодушен.

Очи- глаза.

Пенять – упрекать.

Погонять- заставляли идти.

Лубков – ярко раскрашенные картинки.

Малахай – старинная крестьянская верхняя одежда.(большая шапка на меху с наушниками.)

6.Закрепления нового материала.

Анализ прочитанной части сказки.

— Чем занималась семья старика?

-Как шли дела у братьев?

-Прочитайте, какое горе у них приключилось?

-Что они придумали? (ходить в дозор, чтобы поймать вора)

-Кто первым пошел караулить поле? ( старший брат)

-Чем закончился его дозор? ( Он никого не поймал)Почему?

-Что он взял с собой? Зачем?

— Что он рассказал дома отцу?

-Правильно ли он поступил? О каком качестве характера это говорит?

-Как бы вы поступили на его месте?

-Как сходил в дозор средний брат?

-Что он взял с собой? Почему?

-Прочитайте, что он рассказал дома?

-Чем закончился дозор младшего сына?

-С какими героями вы уже познакомились? (Иван, два брата,)

-А какие, отношение у вас сложилось к братьям главного героя. Почему?

6.Работа над иллюстрациями

Рассмотрите иллюстрацию

-Кто на ней изображен?

-Кто изображен на переднем плане?

-Как художник изобразил Ивана?

— Кто изображен на заднем плане?

-Найдите в тексте подходящие слова, которые соответствуют этой иллюстрации? Прочитайте?

7.Итог урока

-Что вас заинтересовало при чтении сказки?

-Какие чувства вы испытывали сегодня при чтении сказки?

-Хотелось ли вам прочитать всю сказку?

-Кто из героев вам понравился? Почему?

-Прочитайте на доске русские народные поговорки:

А)Утопающий и за соломинку хватается

Б)Не в службу,а в дружбу

В)Без беды дружбы не узнаешь.

-объясни смысл каждой.

-Подумай, какую из поговорок можно отнести к сказке «Конек-горбунок»

8.Домашнее задание: подготовить выразительное чтение первой части сказки.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по литературному чтению по теме П.Ершов «Конёк

Тема: Сказка П.П. Ершова «Конек-Горбунок» в литературе

Цели: 1) создать условия для обобщения знаний детей по сказке П.П. Ершова «Конек-Горбунок», познакомить с историей создания сказки, с балетом Р. Щедрина, закрепить знания о русских народных инструментах, о музыкальных жанрах;

2)способствовать развитию у детей навыков выразительного чтения, творческих способностей через театральную деятельность, развитию вокально- хоровых навыков, координации движений;

Рассказ учителя о П.П. Ершове и истории создания сказки «Конек-Горбунок». Литературная викторина.

П. П. Ершов родился в Сибири, в селе Безруково Ишимской губернии, в феврале 1815 года. В семье Ершовых было 12 детей, но все они умерли в детстве, кроме двух мальчиков – Николая и Петра. Петр был послушным, тихим, очень любил слушать сказки, былины, истории про Ермака. В детстве он вместе со своей семьей много ездил по Сибири. Потом была учеба в Тобольской гимназии, в Петербургском университете. В 1834 году Ершов сочинил сказку «Конек — Горбунок» и сразу стал знаменитым, его сказку читали все. П.П. Ершов претерпел много тягот. Бедность, неудачи, смерть детей.  Болезни преследовали его.  Он умер в 1869 году, в возрасте 53 лет.  Хоронил его весь город. Бессребреник Ершов умер бедным, но оставил народу сокровище – сказку «Конек — Горбунок».

Сказка Петра Ершова «Конек-Горбунок» уже почти два века любима детьми, хотя писалась она для взрослых. Только в ХХ веке она издавалась более 200 раз! При жизни писателя ее издавали (печатали) 7 раз.                             А ведь написал эту сказку Ершов, когда ему было всего 18 лет. Затем на протяжении 22 лет он пытался ее доработать, «улучшить», но в результате через двадцать с лишним лет сказка осталась почти неизменной.  

—  Попробуем разобраться, за что же так любят эту сказку читатели всех возрастов и поколений. Как вы думаете?

— Докажите, что это произведение написано в жанре сказки.

— Как вы понимаете название сказки? Почему не конь,  а конек?              Что значит горбунок? (Имеет горб, уродливую выпуклость нa cпинe.)

-Чем вам понравился Конек – Горбунок? А Иван?

Вопросы викторины:

1 .Чем кобылица отблагодарила Ивана?

— Родила ему двух златогривых коней и Конька — Горбунка.

2. По какой причине царь взял Ивана на службу во дворец?

— Никто, кроме Ивана не мог справиться с златогривыми конями, которых Иван продал царю.

3.Кокого роста был Конек-Горбунок? Длина его ушей?

-3 вершка (около 13 см), аршин (71 см).

4. Что за чудо-огонёк увидели братья в поле?
— Перо Жар — птицы.

5. Как звали братьев Ивана? Их отца?
— Данила и Гаврила. Отца – Петр.

6. Кто стал врагом Ивана во дворце? По какой причине?
— Царский спальник, из зависти, так как Иван занял его место.

7.За что была наказан рыба-кит?
— За то, что проглотила 3 десятка кораблей.

8. Кто из персонажей был родственником Месяца и Солнца? И в каком родстве они состояли?

-Царь-девица (. Месяц- мать мне, Солнце- брат.)

9. Что было в трёх котлах, в которых купались Иван и царь?
— Вода студёная, вода варёная и молоко, вскипячённое ключом

10. Что произошло с царем и Иваном после этого?

-Царь умер, а Иван стал красавцем и женился на Царь-девице

  1. Беседа о народных песнях и инструментах (+ презентация).

  1. Физминутка (о музыкальных инструментах)

  1. Инсценировка отрывка из сказки.

  1. Просмотр и слушание фрагментов из балета Р. Щедрина «Конек- Горбунок». Знакомство с биографией композитора.

  1. Физминутка «Раскрашивание»: с закрытыми глазами раскрасить воображаемый экран в цвета перьев Жар-птицы.

  1. Просмотр отрывка из мультфильма.

  1. Исполнение песни «Сказки гуляют по свету».

infourok.ru

Конспект урока по литературному чтению П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»

Конспект урока литературного чтения в 4 классе
с использованием интерактивного оборудования
и интернет-ресурсов

     Тема:        П. П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок»

Цель

  • Создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки.

 Задачи

  • Продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конёк-горбунок».

  • Познакомить с композиционными особенностями сказки. Научить сравнивать сказки народные и литературные.

  • Научить видеть скрытый смысл, заключенный в сказке. Продолжить развитие общего и литературного образования детей через чтение сказки.

  • Продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза.

  • Продолжить развитие культуры речи.

  • Продолжить воспитание сотрудничества.

Планируемые результаты

Личностные: Проявление творческого отношения к процессу обучения. Осознание и проживание приемлемых и созвучных возможностям ребенка правил общежития, норм поведения, категорий добра и зла.

Метапредметные

Познавательные: Умение перерабатывать полученную на уроке информацию из разных источников и использовать ее для аргументации; давать оценку поступкам литературных героев; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: Умение работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; соотносить то, что уже известно, и то, что еще неизвестно; составлять совместно с учителем план действий; контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.

Коммуникативные: Умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других;

Предметные: Умение работать с текстом художественного произведения под руководством учителя и извлекать из него нужную информацию; использовать в речи литературоведческие понятия; формулировать тему, идею произведения; давать характеристику героям; выявлять авторское отношение к описываемым событиям.

 Оборудование: опорный лист, учебники, презентация, интерактивная доска

Ресурсы

  1. Персональный компьютер для групп обучающихся.

  2. Выход в Интернет.

  3. Ресурсы сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

Ход урока

I Организационный момент (слайд 1)

Учитель. На прошлом уроке мы прочитали сказку Петра Павловича Ершова «Конёк-горбунок». Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете, а вот убедиться в этом вы сможете сами, выполнив задание:

Флеш-ресурс (сайты загружены на ноутбуки учеников):

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip/e8599ad0-8690-1 1da- a72b-0800200c9a66/ELSP-A2-Gr-001 -002-3-24-06/resource/DL_ RES_20b1a895-3483-47d5-81 57-620ccb3b7b76.zip

Учитель (после выполнения задания).

-Какое из заданий вызвало трудности? Где и почему пришлось задержаться?

-Кто выполнил задания сразу и получил достойную оценку Буратино?

-Назовите положительных героев сказки.

-Назовите отрицательных героев сказки.

-Назовите нейтральных героев сказки.

-Назовите героев-помощников.

-Выполненное задание свидетельствует, что можно идти дальше. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель: быть исследователями текста сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы. Сегодня мы:

— определим тип и вид сказки;

— проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним;

— ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение;

— постараемся узнать: почему сказка никогда не стареет? что несет она нам, современным читателям?

II. Основная часть урока

1. Работа по таблице

Учитель. Для работы в роли исследователей разделимся на 3 группы (по рядам). Каждая группа выполнит свое задание.

Задание 1

Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, кто является главным героем этих сказок.

Таблица 1. Герои сказок

Виды сказок

волшебные

бытовые

О животных

Главный герой

Человек + несуществующие герои

Человек + человек

Животные

События

фантастические

Из реальной жизни

Из реальной жизни

Завершение

событий

Показать, что добро побеждает зло

Высмеять недостатки

Высмеять поведение животных, за которыми стоят человеческие характеры

Форма работы:  заполнение таблицы в группах

Работа групп проверяется с помощью презентации. Слайд 2.

Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.

Задание 2

Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство их с авторскими, литературными и в чем отличие?

Задание 3

Назовите известные вам авторские сказки. В чем сходство их с народными и в чем отличие?

Учитель. Подводим итоги.

Народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания. Авторские сказки в устной форме не существуют. Народные сказки не имеют автора, точнее, их автор не известен. У литературной сказки конкретный автор.

У народной сказки может быть несколько вариантов, потому что она передавалась из уст в уста. У авторской сказки нет вариантов.

Объединяют авторские и народные сказки вымышленные события, похожее построение.

2. Физминутка слайд 3

3. Характеристика сказки П.П. Ершова

Учитель. Дайте полную характеристику сказке П. Ершова по таблице.

Ученик. Сказка авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло.

Учитель. Что сближает сказку с народной?

Ученик. Зачин. В сказке три части, автор каждую часть начинает с зачина (зачитываются примеры).

Учитель. Для чего автор использует зачин?

Ученик. Зачин вводит читателей в ход событий, знакомит с героями, настраивает на сказочный лад.

Учитель. Что еще сближает сказку с народной?

4. Работа с текстом

Ученик. Повторяющиеся эпизоды (зачитываются).

Главный герой с традиционным сказочным именем Иван.

Жар-птица, тоже является героем многих народных сказок.

Добро побеждает зло.

Учитель. Кто победил, а кто был наказан?

Ученик. Высказываются мнения.

Учитель. Что еще сближает сказку Павла Ершова с народной?

Ученик. Концовка сближает сказку Ершова с народной (зачитывается).

Учитель. События (сюжет) в сказках развивается по своим законам. Предлагаю на схеме увидеть особенность построения нашей сказки. Это поможет нам определить идею сказки — то, ради чего написал ее автор.

 http://festival.1september.ru/articles/576084/

Ученики могут самостоятельно выйти на сайт, или смотреть на интерактивную доску

(Учитель комментирует слайд, работает с классом)

Учитель. Прочитайте первые 8 строк. Связаны ли они с развитием событий?

Ученик. Не связаны, это присказка.

Учитель. Какую роль играет присказка в сказке?

Ученик. Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.

Учитель. В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними?

Ученик. Зачитывается нужная часть текста.

Учитель. Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события. С появлением какого животного все начинается (завязывается) в сказке?

Ученик. С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка».

Учитель. Такое событие в литературе называется завязкой. Какие события неожиданно меняют всё в жизни Ивана?

 Ученик. Братья украли коней и повели их на продажу; Иван догнал братьев на коньке-горбунке; у Ивана появляются враги в конюшенном заводе.

Учитель. Начинаются новые трудности, которые нужно преодолевать Ивану. Эти трудности называются перипетии. В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте.

Ученик. Зачитывается эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу.

Учитель. Это — кульминация. В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры.

Ученик

Эпизод с Царь-девицей; Иван достает кольцо девицы со дня моря; Иван вынужден искупаться в котлах с кипящими водой и молоком.

Учитель. Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок выносим мы из сказки?

Ученик. Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее

Учитель Какова основная мысль сказки?

III Диагностика качества освоения темы

 Варианты заданий

Задание для 1группы

Выполнить тест, выбрав правильный вариант ответа.

 http://www.4stupeni.ru/lirika/3168-test-po-skazke-konek-gorbunok.html

Задание для 2 группы

Ответить на вопросы викторины.

 http://4stupeni.ru/stady/olimp/6165-viktorina-po-skazke-ershova.html

Задание для 3 группы

Ответить на контрольные вопросы по тексту сказки.

 http://www.openclass.ru/node/196257 

Этап IV

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Варианты заданий

Задание 1

Игра «Эрудит». Комплекс заданий по сказке.

 http://www.school2100.ru/upload/iblock/1be/1be14baff174c1e5047331 2 3dd881800.pdf

Форма работы: индивидуальная или групповая

Задание 2

Наделите знакомых героев сказок противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия, сюжет.

Форма работы: индивидуальная или групповая 

Задание 3

Измените один из фрагментов сказки. Как всё могло бы закончиться?

Форма работы: групповая

Задание 4

Составьте коллективное панно «Сказочная поляна».

Форма работы: групповая

Этап 5

Рефлексивная деятельность

Самоанализ и самооценка ученика

Для оценивания результата деятельности обучающихся можно задать следующие вопросы:

  • Почему сказка никогда не стареет?

  • Как вы думаете, интересно ли взрослым читать сказку П. Ершова? Почему вы так думаете?

Оцените, какие знания вы получили на уроке. Для этого закончите два коротких предложения:

Я не знал….

 Теперь я знаю…

Домашнее задание

(По выбору)

Задание 1

Посмотрите мультфильм по сказке П.П. Ершова «Конёк- горбунок»:

     http://video.mail.ru/lvi/57222.html

Выполните тест по мультфильму:

http://www.myltia.com/view_test.php?mylt=17

Задание 2

Посмотрите и послушайте чтение сказки П. Любимцевым под музыку, специально написанную для неё двумя известными композиторами — А.К. Лядовым и И.Ф. Стравинским.

Детский и семейный канал «Радость моя»:

http://www.radostmoya.ru/projects/openlesson/skaskisorkestrom/

infourok.ru

Урок литературного чтения. 4-й класс.П.П. Ершов. Сказка «Конек-Горбунок»

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование речевой культуры учащихся через формирование знаний алгоритма характеристики и формирование умения определять основную мысль текста

Средства обучения:

  1. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – Ч. 1/ Авт. –сотст.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. М.: Вентана — Граф, 2006;
  2. презентация «Произведения П. П. Ершова. Сказка «Конёк-горбунок»».

Ход урока

I. Организация класса к уроку

Прозвенел – звонок – начинается урок литературного чтения. Сегодня нам мы продолжим работу над произведением.

II. Актуализация знаний

С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке?

– На прошлом уроке мы познакомились с произведением Петра Павловича Ершова «Конёк – Горбунок». (Слайд 1)

– Каков жанр этого произведения?

– Эта сказка.

– С какой целью была написана эта сказка? Какова её основная мысль?

– Перед нами возникла проблема: проанализировать сказку и определить основную мысль?

III. Сообщение темы и целей урока

Сегодня мы продолжим работать с произведением П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». В ходе работы выявим тип сказки и проанализируем яркие образы героев и составим их характеристику, выстроим сюжетную композицию сказки и определим основную мысль. Что мы должны сегодня сделать на уроке?

– …(Слайд 2)

IV. Работа по теме урока

– Какие бывают сказки?

– Сказки бывают народные и авторские?

– Чем же отличается авторская сказка от народной сказки? (Слайд 3)

– В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. Также очень ярки персонажи: у каждого из них свой характер и поступки.

– Автор в сказке использует свои замыслы и приёмы, персонажей наделяет характерной речью, которая даёт представление о них.

– При построении автор выдерживает особенности композиции. Но П. П. Ершов использовал приёмы народной сказки.

– Какие приёмы народной сказки использованы в сказке?

– В этой сказке автор использует устаревшую лексику.

– В этой сказке также как и в народных сказках присутствует зачин.

– Как и в народных сказках, число 3 является магическим (третий сын, на третий день)

– Главными героями является Иван – простой русский парень и Конёк-горбунок – его верный друг и помощник, который является традиционным для русской народной сказки.

– Какие виды народных сказок вам знакомы?

– Народные сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.

– Чтобы определить вид сказки «Конёк-горбунок», дайте краткую характеристику каждой сказке. Ответьте на вопросы: (Слайд 4)

  • Какие события развиваются в сказке?
  • Кто является главными героям сказки?
  • Какова задача каждой сказки?

(Слайд 5)

– В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, события в нём фантастические. Задача жанра: показать, что добро побеждает зло.

– В бытовых сказках главным героем выступают несколько человек иногда человек и животное. События в сказке из реальной жизни, Задача жанра: высмеять недостатки героев.

– В сказках о животных главные герои – животные. События из реальной жизни. Задача жанра: высмеять поведение героев, за которыми стоит человеческий характер

– К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?

– По типу сказка «Конёк-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приёмы, используемые в народной сказке. Благодаря которым, сказка нам так близка: присутствуют народные, знакомые герои, но в ней своя композиция, присутствуют герой, вымышленный автором и развиваются фантастические события. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение. Также мы можем построить сюжетно- композиционный треугольник. (Слайд 6)

– Обратите внимание, что здесь сюжетная организация отличается от обычной.

– В данном произведении сможем выстроить сюжетную композицию, характерную для сказок. (Слайд 7)

Нам сегодня нужно определить основную мысль сказки. Какие действия мы должны предпринять на первом этапе, чтобы раскрыть смысл сказки?

–Чтобы понять смысл сказки – нам необходима работа над сюжетной организацией и композицией.

– Что же происходит в сказке? О чём она повествует?

– Главными героями является Иван – простой русский парень и конёк-горбунок – его верный друг и помощник, который является традиционным для русской народной сказки.

– Конёк-горбунок выступил как яркий образный персонаж сказки. Как мы его можем охарактеризовать?

– …

– А каких героев сказки мы ещё знаем?

– …

– Давайте выясним, каким характером обладают Иван, Конёк — Горбунок, Царь. Для этого каждой группе предстоит выполнить задание. Перечитывая знакомый эпизод сказки, попробуйте рассказать классу о том, каким вы увидели героев сказки, своё утверждение доказывайте словами из текста.

Выступление групп по данному алгоритму. (Гиперссылка на слове «характеристика»)

  1. Вступление
    Место героя в произведении.
  2. Основная часть
    Характеристика героя.
    1. Внешний облик;
    2. Социальное и материальное положение героя;
    3. Интересы героя:
      • профессия, занятия героя;
      • цель в жизни;
      • уровень развития героя.
    4. Мир чувств героя:
      • отношения с окружающими людьми;
      • внутренние переживания, чувства, эмоции героя.
    5. Какие черты личности выявляются в произведении:
      • с помощью портрета;
      • в речевой характеристике героя;
      • через поступки героя / героев;
      • с помощью предыстории и биографии героя;
  3. Заключение.
    Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении.

Обсуждение выступлений.

– Как построена сказка? На какие части можно её поделить? О чём мы узнаём из каждой части?

Учащиеся пересказывают смысловые части текста. Они находят (интуитивно) «Сюжетные вехи» – экспозицию, завязку, перипетии героев, кульминацию и развязку.

Сначала мы выделяем особую часть, которая никак не связана с развитием основного события. «За горами, за лесами, за широкими морями…» – это начало присказки Присказка представлена в сказке восемью первыми строками

– Какую роль играет присказка в сказке?

– Присказка представляет шутливое, забавное вступление, настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание. По стилю присказка ритмизованна, богата звукозаписью.

– Обратите внимание, что присказка читается по-особому – скороговоркой, а сама сказка рассказывается обычным разговорным тоном.

– Далее в сказке следует экспозиция. Это часть сюжета, логически предшествующая завязке. Она намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав и взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя.

– Назовите животное, появление которого послужило завязкой в этом произведении?

– Появление кобылицы послужило завязкой. Завязка событий начинается практически сразу, с того момента, когда кобылица родила Ивану «двух коней золотогривых» и конька-горбунка.

– В сказке начинаются перипетии (гиперссылка на слове « перипетии») с Иваном и его другом коньком-горбунком:

  1. братья украли коней и повели их на продажу. Иван догнал братье на коньке-горбунке;
  2. Ивана царь назначил главным в конюшенном заводе и сразу у него появляется враг, который начинает строить Ивану козни; и т.д.

Кульминация для Ивана наступает в этой сказке не один раз. Иван вынужден привезти Жар-птицу, Цар-девицу, достать кольцо девицы со дня моря, а напоследок Иван вынужден искупаться в котлах с кипящими водой и молоком.

– Развязка в этой сказке как во всех волшебных сказках: добро побеждает зло. В этой сказке Иван за все страдания получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царём, а прежний царь «сварился в молоке».

– Чему учит эта сказка?

– Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее. Какова основная мысль сказки?

– Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку-горбунку, преодолевает все трудности и получает заслуженную награду.

– Понравилась ли вам сказка?

– …

– Эта сказка действительно стала классикой, её читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнёте осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки.

V. Домашнее задание 

Дома подготовьте выразительное чтение одного из отрывков по вашему выбору.

VI. Подведение итогов урока 

Спасибо за плодотворную работу. Без вашего участия у нас не получилось бы такой продуктивной деятельности. Урок закончен – можете выйти.

24.05.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *