cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Эксперименты во второй младшей группе летом – . , — .

Опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) по теме: Экспериментирование во второй младшей группе

Картотека игр – экспериментов
(младший дошкольный возраст)

 

Рисовальнички

Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются новые цвета.

Материал: большой лист бумаги для акварели, смоченный водой, клеёнка, краски и кисти.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Солнце жёлтое на небе
Красные цветут цветы
В синем море плещет рыбка
Нарисуй всё это ты.

Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол постелите клеёнку, намочите плотный лист бумаги для акварели. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Спросите у детей, что получится, если используем другие цвета. Дайте возможность поиграть с красками. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски – вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

Что-то в коробке

Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.
Материал: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь шкафа и во все углы.
— Зайка, а где твой мячик? — спросила мама.
— Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату.
— А я не боюсь! – весело сказал Зайка и зажёг фонарик.
Зайка посветил фонариком и нашёл мячик.

Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё). Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.

Солнечный зайчик

Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем.

Материал: маленькие зеркала, солнечный свет

Ход игры — эксперимента

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать.… Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.

Кто живёт в воде

Цель: развивать познавательный интерес и воображение.

Материал: синий и голубой карандаши или акварельные краски, альбомный лист

Ход игры – эксперимента

Художественное слово           
Водяные человечки
Целый день плескались в речке.
А потом залезли в тазик
Искупаться ещё разик.

В песочнице живут песочные человечки, а в воде  (в море, в озере, в речке, а также в ванночке и в тазике) обитают водяные человечки. С водяными человечками тоже очень интересно играть. Они могут быть такими, как на картинке. Но можно и самим придумать водяных человечков и нарисовать их в альбоме. Дайте малышу синий и голубой карандаши или акварельные краски и попросите его самостоятельно нарисовать своих водяных человечков.

Пейте куклы вкусный сок

Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет.
Материал: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Однажды зайка решил показать маме фокус.  Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.
— Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.
Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки).
— Открывай! – скомандовал Зайка.
Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (А ты показывай пальчиком, где какая).
— Как красиво! – восхитилась мама.

Предложите детям приготовить для кукол разноцветный сок, постарайтесь привлечь внимание ребёнка элементом волшебства: «А если опустим в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это сок?»
Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол, угостите напитками. Красная вода превратится в томатный сок, оранжевая – в апельсиновый, жёлтая – в ананасовый, синяя — в ежевичный.

Сказка о том, как радуга в воде купалась
 
Цель: познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной.

Материал: семь прозрачных стаканчиков с тёплой водой, семь цветов гуашевых красок.

Ход игры — эксперимента

Художественное слово

 Летом после дождя на небо вышла яркая радуга, она посмотрела вниз на землю и увидела там большое гладкое озеро. Радуга поглядела в него, как в зеркало и подумала: «Какая же я красивая!». Потом она решила искупаться в тёплом озере. Словно огромная разноцветная лента, радуга упала в озеро. Вода в озере сразу окрасилась в разные цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Прибежали малыши с кисточками и альбомами, окунали в воду свои кисточки и рисовали картинки. Радуга вдоволь накупалась и улетела за облака. Вода в озере стала прозрачной, а малыши принесли домой красивые и яркие рисунки.

Радуга в воде бывает не только в сказке. Например, можно раскрасить воду красками, предложите ребёнку, окунуть пальчик в красную краску, а затем опустить его в стаканчик с водой. По очереди проделайте тоже самое и с другими красками. Получится семь стаканчиков, соответствующих цветам радуги.

Тает льдинка

Цель: познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.

Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку, сосульку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица.

Положим кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!»
В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры. 

Времена года

Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.

Материал: ванночки, вода разных температур, кусочки льда.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово            

Зимушка-Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода превратилась в лёд. Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила, водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало, и сделалась водичка тёплая-претёплая. Можно купаться, плескаться. А потом прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в лужицах стала холодная. Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в гости по очереди: за Зимой – Весна, за Весной – Лето, за Летом – Осень, за Осенью – Зима.

Возьмите две широких чашки. В одну налейте холодной воды, в другую – тёплой. Холодная вода – это «зима», тёплая – «лето». пусть малыш потрогает ручкой воду. «Где холодная водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой чашке. Где тёплая водичка? Где у нас «лето»? Вот здесь». Затем возьмите четыре чашки или небольших тазика. В одну чашку положите маленький кусочек льда («зима»), в другую налейте чуть тёплой воды («весна», в третью – тёплой, но не горячей воды («лето»), в четвёртую – холодной воды («осень»). Учите малыша определять, какая вода в чашках и какому времени года она соответствует.

 

Считалочка-купалочка

Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется.

Материал: ванночка с водой, игрушки.

Ход игры — эксперимента

Художественное слово

Варим кашу для малышек,
(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу».)
Тесто делаем для пышек,
(Месим воду, как тесто.)
Сладким чаем угощаем,
(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.)
Ну а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!

Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается, льётся.

Как вода гулять отправилась

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось — ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий — никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! — думала водичка. — А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»
Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкостью То же самое проделайте и со шприцом.

Пенный замок

Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

Материал: мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

У нас из пены на глазах
Замок вырастит сейчас,
Мы подуем с вами в трубочку
Заиграет принц на дудочке. 

В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.
Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живёт в пенном замке».

Почему кораблики не плывут

Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.

Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.
                                      
     Ход игры — эксперимента

Художественное слово

Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» — сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли. 

Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют  на кораблики, создают ветер.

 

Рыбалка

Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.

Материал: таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.

Ход игры — эксперимента

Художественное слово  

— Рыболов, какую рыбку
Ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой:
— Это вовсе не секрет!
Я сумел поймать пока
Два дырявых башмака!

Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т.д.

Мыльные пузырьки

Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.

Материал: мыльная вода, коктельные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелевой ручки.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово
           
Водичка не любит нерях и грязнуль,
Кипит и ругается: «Буль-буль-буль-буль!»
Но если мы вымоем руки и лица,
Водичка довольна и больше не злится.

Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный пузырь. Пусть ребёнок подует на мыльную плёночку в ваших ладонях, помогите ему сделать свой мыльный пузырь. Чтобы побудить ребёнка самостоятельно выдувать мыльные пузыри, предложите ему, помимо рамки из купленного пузырька, разнообразные трубочки – коктейльную трубочку, пластиковую бутылочку с отрезанным дном, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Чтобы получить твёрдую трубочку (коктейльные трубочки малыши часто закусывают или перегибают) можно разобрать гелевую ручку и взять от неё корпус – прозрачную пластмассовую трубочку.
Воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно, используя жидкость для мытья посуды.

 Водопад

Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения.

Материал: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесинки.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово
Льётся водичка с большой высоты,
Брызги летят на траву и цветы.
Детки вокруг оживлённо галдят,
Громче ребяток шумит водопад.

Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится).

Сказка о камешке

Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.

Материал: ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово
На берегу озера лежал маленький камешек. Он смотрел на красивые лилии и кувшинки, которые плавали на воде, и думал: «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать!»  пришёл на берег озера мальчик, взял камешек и бросил в воду. Камешек обрадовался: «Наконец-то сбылась моя мечта! Я буду плавать!» Но оказалось, что плыть он не может, потому что слишком тяжёлый. И камешек опустился на дно озера. Сначала он очень расстроился. А потом увидел, сколько вокруг весёлых рыбок, других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и подружился с рыбками. Что поделаешь! Тяжёлые камешки плавать не могут.
Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться на воде (например, пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку) и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (например, камешек, ключик, монетку). Наполните ванну или тазик водой. Дайте ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. При этом говорите ему: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул – он тяжёлый! Лепесток плавает – он лёгкий!».

Кто разбудил китёнка

Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

Материал: ванночка с водой, соломинки, мыльная вода в стаканчиках.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово 

Ветер дует-задувает, «Ну, на что это похоже!
Волны в море поднимает. Мой китёнок спать не может!
Море синее бурлит, Ветер очень громко воет –
Недоволен папа-кит: Не даёт нам всем покоя!
Соглашается китиха:
«Надо, чтобы стало тихо!
Ветер, ветер, не гуди,
Нашу крошку не буди!»

Возьмите соломинку для коктейля, опустите её в воду и попросите ребёнка подуть в соломинку так, чтобы вода забурлила. А если приготовить в ковшике мыльный раствор и подуть в трубочку, начнёт образовываться пена и из ковшика вырастет пышная мыльная «борода».

Ветка в вазе

Цель: показать значение воды в жизни растений.

Материал: ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода».

Ход игры – эксперимента

Художественное слово   

Проехал мощный грузовик и веточка сломалась,
 Упала веточка на снег и там бы пролежала,
Но подняла её рука заботлива и нежно
И отнесла её в тепло воды напиться снежной.      
Поставим в вазу ветку мы, откроются все почки,
Из них появятся на свет зелёные листочки. 

Срежьте или подберите сломанную веточку, быстро распускающихся деревьев. Возьмите вазу и наклейте на неё наклейку «живая вода».
Вместе с детьми рассмотрите веточки и почки на них. После поставьте ветку в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставьте веточку на видное место. Спросите у детей, что произойдет, развивайте умение делать предположения. Каждый день наблюдайте, пройдёт время, почки лопнут и появятся зелёные листочки.

nsportal.ru

Опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему: Опыты с водой во второй младшей группе

Опыты с водой во второй младшей группе


Опыт 1. «Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда»
Посадить за стол кукол.
– Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас мы будем поить их водой.
Налить в стакан воду доверху. Предложить кому-нибудь из детей пронести воду быстрым шагом и посмотреть, пролилась вода или нет.
– Что произошло с водой? (Пролилась на пол, на одежду, намочила руки.)
– Почему это произошло? (Стакан был слишком полный.)
– Почему вода может разливаться? (Потому что она жидкая.)
– Мы налили слишком полные стаканы, жидкая вода в них плещется и разливается. Как же сделать, чтобы вода не разливалась? Наполнить стаканы наполовину и нести медленно. Давайте попробуем.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Вода какая? (Вода жидкая.) Если стакан слишком полный, что может произойти с водой? (Она может разливаться.)
Опыт 2. «Прозрачная вода может стать мутной»
Налить в стакан чистую воду, бросить в него предмет. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная.) Что лежит в стакане? В другой стакан с чистой водой добавить немного муки, размешать, опустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная.) Видно то, что лежит в стакане? Посмотрите на аквариум. Какая вода в нём: мутная или прозрачная? (Прозрачная.) Рыбкам всё хорошо видно? Смотрите, мы сыпем корм, рыбкам его хорошо видно, они быстро подплывают и кушают. Если бы вода была мутной, может быть, рыбки остались голодными. Почему? (В мутной воде плохо видно корм.)
Вывод: О чём вы сегодня узнали? Какой может стать прозрачная вода? (Мутной.) В какой воде плохо видны предметы? (В мутной воде.)
Опыт 3. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить»
Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная.) Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды.) Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная.) Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет.)
Опыт 4. «Вода может литься, а может разбрызгиваться»
В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (Одного-двух.) Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся.) Откуда льётся вода? (Из носика лейки.) Показать детям специальное устройство для разбрызгивания – пульверизатор. (Детям можно сказать, что это специальная брызгалка.) Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание детей, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми.) Почему? (На них брызгали водой.) Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? (Вода может литься, а может разбрызгиваться.)
Опыт 5. «Влажные салфетки быстрее высыхают на солнце, чем в тени»
Намочить салфетки в ёмкости с водой или под краном. Предложить потрогать детям салфетки на ощупь. Салфетки какие? (Мокрые, влажные.) Почему они стали такими? (Их намочили в воде.) К нам в гости придут куклы и будут нужны сухие салфетки, чтобы постелить на стол. Что же делать? (Высушить.) Как вы думаете, где быстрее высохнут салфетки – на солнышке или в тени? Это можно проверить на прогулке. Одну салфетку нужно повесить на солнечной стороне, другую – на теневой. Какая салфетка высохла быстрее: та, которая висит на солнце, или та, которая висит в тени? (На солнце.)
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Где бельё высыхает быстрее? (Бельё на солнце высыхает быстрее, чем в тени.)
Опыт 6. «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить»
Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая.) Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило.) В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения на клумбе. После полива пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная.) А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить.)
Опыт 7. «Руки станут чище, если помыть их водой»
Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что же делать? Может быть, давайте отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой.) Воспитатель предлагает сделать это.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой.)
Опыт 8. «Какая лужа высохнет быстрее?»
– Ребята, вы помните, что остаётся после дождя? (Лужи.)
– Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя какие лужи бывают? (Маленькие.)
Воспитатель предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее: большая или маленькая? (Воспитатель разливает воду на асфальте, делая разные по размеру лужи.)
– Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше.)
Воспитатель: А большие лужи иногда высыхают целый день.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее: большая или маленькая? (Маленькая лужа высыхает быстрее.)
Опыт 9. «Вода – наша помощница»
На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая.
– Ребята, после завтрака столы остались грязными. Садиться снова за такие столы не очень приятно.
– Что же делать? (Помыть.)
– Чем? (Водой и тряпочкой.)
– А может быть, можно обойтись без воды? Давайте попробуем сухой салфеткой протереть столы. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались.
– Что же делать? (Салфетку надо намочить водой и хорошо потереть.)
Воспитатель показывает процесс мытья столов, предлагает детям самим отмыть столы. Во время мытья подчеркивает роль воды. Теперь столы чистые?
Вывод: О чём мы сегодня узнали? В каком случае столы становятся очень чистыми после еды? (Если их помыть водой и тряпочкой.)
Опыт 10. «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду»
Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса.) Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд.) Почему? (В холодильнике очень холодно.) Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло.) Вода превращается в лёд, а лёд в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Когда очень холодно.) Когда лёд превращается в воду? (Когда очень тепло.)
Опыт 11. «Окрашивание воды»
Цель: выявить свойства воды. Она может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет. Чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Материал: ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны. (Вода прозрачная.) Далее выясняют, как можно окрасить воду. (Добавить краску.) Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой.) В каком стаканчике краска быстрее растворяется? (В стакане с тёплой водой.) Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной.)
Опыт 12. «Как вытолкнуть воду?»
Цель: формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Материал: мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники, например, сачок. Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.
Вывод: О чем мы сегодня узнали? (Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.)
Опыт 13. «Куда делась вода?»
Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды.)
Материал: две мерные одинаковые ёмкости.
Дети наливают равное количество воды в ёмкости. Вместе с воспитателем делают отметку уровня. Одну банку закрывают плотно крышкой, другую оставляют открытой. Обе банки ставят на подоконник.
В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода из открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыта, испарение слабое (частицы воды не могут испариться из закрытого сосуда).
Опыт 14. «Откуда берётся вода?»
Цель: познакомить с процессом конденсации.
Материал: ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.
Воспитатель накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода. (Это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке.) Взрослый предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

nsportal.ru

Экспериментирование во второй младшей группе «Мыло-фокусник»

Экспериментирование во второй младшей группе

«Мыло – фокусник»

Задачи:

  • Знакомство детей со свойствами и назначением мыла;

  • Развитие и обогащение речи детей,

  • Развитие наблюдательности, любознательности, смекалки;

  • Закрепление правил безопасности при работе с мылом,

  • Воспитание интереса к экспериментированию.

Материал. Ванночка, кусочек мыла, губка, трубочка, салфетка из ткани (на каждого ребенка), письмо.

Ход эксперимента.

Дети заходят в группу вместе с воспитателем.

— Сегодня к нам пришли гости, давайте мы поздороваемся с ними, дружно сказав ЗДРАВСТВУЙТЕ. Дети здороваются. Ребята, сегодня нам с вами предстоит серьезная и очень интересная работа. Посмотрите, что изменилось в нашей группе?

(дети рассматривают обстановку в группе дают ответы).

— Да, кто-то здесь не просто передвинул мебель, он организовал для нас экспериментальную лабораторию детских наук, для изучения чего-то интересного, вот только чего, нам предстоит это выяснить.

— А вы не знаете, кто устроил для нас этот сюрприз? Ответы детей. Правильно, это профессор Знайка, мы уже встречались с ним раньше. Знайка очень любит разные загадки и наверняка оставил для нас письмо с заданием, но нам придется быть внимательны, чтобы отыскать его в группе. Давайте поищем все вместе и для того, чтобы найти мы будем использовать карту. Дети ищут письмо и находят его. Воспитатель распечатывает.

— Хорошо, давайте посмотрим, что же это? (открываю конверт № 1, читаю загадку)

«Ребята, вы молодцы, узнали меня, я профессор Знайка, я все знаю и умею. Вы правильно прочитали карту. Сегодня мы с вами поговорим о душистом мыле, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория. Я слышал, много вы знаете! Но я пока сам не проверю — не поверю. И вот вам загадка:

Похоже на пряник и разного цвета,

Собрало в себе запах трав всего света.

Ребята охотно им моют ладошки,

Не любят его лишь собаки и кошки

(Мыло)»

— Ну что, ребята, готовы к работе в нашей детской лаборатории? Покажем Профессору Знайке, что тоже многое знаем и умеем? Ответы детей. Только перед началом нужно знать правило:

Мыльная пена вызывает жжение — глаза надо беречь!!!

— Итак, готовы, ребята? Да.

Физкультминутка «Мыльные пузыри»

Мы надуем все пузырь –

дети дуют на ладони, сложенные вместе

Мыльный и воздушный – разъединяют ладони,

держа кончики пальцев вместе

В небо быстро он взлетит – поднимают руки вверх

И разгонит тучки — машут руками из стороны в сторону

Побежим мы по дорожке, – бегут на месте

Захотим его догнать

Но пузырь летит так быстро – покружиться на месте

И его нам не поймать — развести руки в стороны

I опыт.

— Давайте подойдем к столам и посмотрим, что у нас там интересного лежит. Ребята, что это? Дети трогают и нюхают мыло. Какое оно? (оно гладкое и душистое).

— А теперь обследуем воду. Какая вода? (она теплая, прозрачная).

— Давайте теперь сделаем быстрые движения руками в воде. Что происходит?

(В воде появляются пузырьки воздуха).

II опыт.

— Ребята, а теперь давайте погрузим наше мыло в воду. Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Какое оно стало? (скользким).

— А теперь давайте возьмем губку и тоже намочим её в воде. Затем намылим губку мылом и отожмем в воде. Дети выполняют. Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.)

III опыт.

— Детки, а теперь давайте возьмем трубочки и один конец погрузим в воду и легонько подуем. Что появляется на поверхности воды? (В ней появляются много мыльных пузырей). Знаете почему? Потому что при попадании воздуха в мыльную воду появляются мыльные пузыри. А мыльный пузырь, он какой? (Он легкий, переливается на свету).

Подведение итогов.

— Мои юные исследователи, давайте подведем итог и вспомним, что мы сегодня узнали?

  • сухое мыло гладкое;

  • мыло смоченное в воде тоже гладкое, но скользкое;

  • если намылить влажную поролоновую губку — появится пена;

  • при попадании воздуха в мыльную воду появятся мыльные пузыри;

  • они легкие и могут летать;

  • мыльная пена вызывает жжение — глаза надо беречь!

— Молодцы, ребята! Сегодня из вас получились отличные исследователи! А в подарок вам Профессор Знайка прислал целую коробку мыльных пузырей!

Экспериментирование

во второй младшей группе

«Мыло – фокусник»

Конспект открытого занятия по РМП

в средней группе

«Заколдованное Королевство математики»

Целевой ориентир: ребенок умеет считать до 5, сравнивает предметы по величине, называет геометрические фигуры, ориентируется во времени, складывает узоры по схемам, составляет из частей целое.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие; в интеграции образовательных областей: «речевое развитие», «физическое развитие».

Технологии, методы, приемы: теория решения изобретательных задач, личностно-ориентированная технология, технология сохранения и стимулирования здоровья.

Материал: письмо от Королевы, 5 ключей, «Коврик геометрических фигур», геометрические фигуры, пёс Барбос, 4 времени года, 4 времени суток, 5 домиков разной величины, 5 зверей, д/и «Сложи узор», д/и «Математические пазлы», 2 чудесных мешочка.

Предварительная работа: д/и «Когда это бывает?», д/и «Хамелеон», д/и «Составление геометрических фигур из счетных палочек», д/и «Сложи цифру».

Задачи:

Геометрические фигуры: закрепление в назывании и различии геометрических фигур,

— развитие умения читать схемы.

Ориентировка в пространстве: Совершенствование умения определять время года и время суток в данный момент.

— Закрепление умения устанавливать последовательность частей суток и времен года.

Величина: Совершенствование умения сравнивать предметы по величине, раскладывать их в возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький.

Количество и счет: закрепление у детей навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, обучение отвечать на вопросы «Сколько?».

— Совершенствование умения составлять из частей целое.

Воспитательная: Воспитание внимания, любознательности.

Ход занятия.

1. Организационный момент. – Ребята, знаете, я сегодня шла на работу, а меня встретил почтальон Печкин. Он передал мне письмо. Но оно адресовано вам, поэтому я его читать сама не стала, а дождалась того момента, когда мы вместе с вами соберемся и я его вам прочту. Итак, это письмо от Королевы Математики.

«Здравствуйте, ребята! Я уже давно наблюдаю за вами. Вы очень хорошие, умные, активные детишки, поэтому я решила к вам обратиться за помощью. Злой Волшебник заколдовал наше королевство… Для того чтобы злые чары разрушились, необходимо собрать пять волшебных ключей, выполнив задания… Помогите, пожалуйста, ребята!»

— От кого это письмо? (От Королевы Математики) О чем просит нас Королева Математика? (Чтобы мы помогли разрушить злые чары)

Приглашаю всех детей

В путь отправится скорей

Ждут вас испытания

Сложные задания.

Путь наш будет длинный с препятствиями.

Ребята вы готовы отправиться в такое путешествие? (Да, готовы)

2.«Собери коврик Барбосу»

— Ребята, вот и первое ваше задание. Тут записка от злого Волшебника.

«Это пёс Барбос. Я заколдовал его любимый коврик. Вам необходимо восстановить его. Только тогда получите волшебный ключ».

(Дети по очереди накладывают и определяют, те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра.)

— Какие вам понадобились «заплатки» для ремонта коврика? («Заплатки» формы квадрата, прямоугольника, треугольника, овала, круга.)

— Молодцы! И вот наш первый ключ.

3.«Назови время года часть суток»

– Ребятишки, смотрите, вот и следующее задание. Нужно найти картинку с изображением времени года и части суток в данный момент. (Дети рассматривают предлагаемые картинки и находят изображения времени года – весна и части суток – утро).

4. Физкультминутка.

– А сейчас давайте немного отдохнем. Выходите ко мне. Нас ждет физкультминутка!

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернитесь

Пола ручками коснитесь

Сели-встали, сели – встали

И на месте поскакали.

5.«Подбери домик каждому зверю»

— И вот наше третье задание. Опять записка «В этом задании вам необходимо каждому зверю подобрать дом». Для начала необходимо домики распределить от большого к маленькому. Сколько домов? (Ответы детей)

— Сколько зверей нужно заселить в домики? Назовите их? (дети посредством пересчета определяют количество зверей).

— Теперь заселим жителей в домики. Но слушайте внимательно, медведь — хочет поселиться в самый большой домик. Волк — поселится в тот домик, который находиться справа от домика медведя. Лиса — поселится в домик, который немного ниже второго. Белка — поселится в четвертый по счету домик. Мышка — хочет поселиться в самый маленький из всех домов.

6.«Сложи узор»

— Ребята, для выполнения данного задания необходимо сложить узор из кубиков используя схему. Только по выполнению задания вы получите волшебный ключ. Дети выполняют предложенное задание.

— Умницы! Мы получаем 4 ключ.

7.«Математические пазлы»

— Итак, ребята, последнее задание, выполнив его мы сможем помочь Королеве Математике разрушить чары злого Волшебника. Слушаем внимательно: вам необходимо собрать целую картинку из полосок. Приступаем.

— Ещё один волшебный ключ у нас! Сколько всего у нас сейчас ключей? Сколько необходимо Королеве Математике? Значит мы собрали все ключи? Нужно поспешить, отправить ключи в Королевство.

— Складываем ключики в мешочек. И нужно сказать волшебные слова и закрыть глазки.

«Чудесный мешочек отправься к Королеве Математике»

— Ребята, ничего не выходит… Давайте все вместе: «Чудесный мешочек отправься к Королеве Математике».

— Получилось! Ой, что-то мешочек стал очень тяжелый. Да тут вам подарки, детишки.

8. Рефлексия «Солнышко».

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось сегодняшнее путешествие, получили много интересной информации; голубого цвета – не интересное, не было никакой полезной информации.

Конспект открытого занятия по РМП

в средней группе

«Заколдованное Королевство Математики»

infourok.ru

Планирование по экспериментированию во второй младшей группе. — «Дошколенок.ру»

Дата Содержание опытно-экспериментальной деятельности Задачи Формы работы Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Неживая природа

Экспериментирование с песком и глиной

1 Почему песок хорошо сыплется?

2 Глина . Какая она?

3 Ветер

Выделить свойства песка и глины:

сыпучесть,

рыхлость.

Научить узнавать вещи из глины.

Помочь выявить изменения песка при взаимодействии с ветром и водой.

Совместная

экспериментальная   деятельность

Совместная

деятельность

Наблюдение

на участке для прогулок  

Консультация

» Песочная игротерапия»

Октябрь

Экспериментирование с водой.

1 Узнаем , какая вода .

2 Пар- это тоже вода.

3 Бывает ли твердая вода?

4 Разноцветные сосульки.

Познакомить со свойствами воды.

Познакомить детей с одним из состояний воды — паром.

Познакомить

детей с процессом превращения воды в лед,

льда и снега в воду?

Помочь детям реализовать представления о свойствах воды

( прозрачность,

растворимость, замерзание при низкой температуре).

Совместная деятельность

Совместная деятельность

Длительное

наблюдение

Совместная деятельность

Оформление папки-передвижки

» Поиграем с водой»

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми

Ноябрь

Экспериментирование с  воздухом.

1Что в пакете?

2 Игры с воздушными шарами и вертушками.

3 Ветер по морю гуляет.

Создать условия для понимания того, что воздух есть внутри себя и вокруг, выявление его свойств( прозрачный, легкий, без запаха).

Учить отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности.

Показать что обладает силой , может двигать предметы.

Совместная деятельность

Развлечение

Совместная деятельность

Анкетирование

Цель: выявить отношение родителей к поисково- исследовательской активности детей

Изготовление корабликов из бумаги способом оригами.

Декабрь

Человек

Изучаем органы чувств человека.

1 Наши помощники.

2 Умный нос

3 Язычок- помощник

4 Глаза нужны , чтобы видеть.

5 Ухо- орган слуха.

Познакомить с органами чувств и их назначением, воспитывать потребность в уходе за органами чувств.

Познакомить с функцией носа, научить определять предметы по запаху.

Познакомить  со значением языка, выполнить упражнения в определении вкуса продуктов.

Познакомить с органов чувств -глазами, их назначением , правилами ухода и  охраной глаз.

Познакомить с органом чувств — ухом, его назначением  и охраной.

Совместная деятельность

Совместная деятельностьрежимный момент

Совместная деятельность

режимный момент

Совместная

деятельность

 режимный момент

Совместная деятельность режимный момент

Практикум

» Соблюдаем правила безопасности»

Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома, привлечение родителей к оформлению

» напоминалок «

по технике безопасности .

Фотовыставка

«Я познаю мир»

Январь

6  Нарисуем свой   портрет.

7 Починим игрушку

Познакомить со строением тела человека и

пространственным расположением его частей, с признаками пола

(прической ,

одеждой, именем)

Развлечение

Совместная деятельность

Совместное творчество взрослых и детей.

Февраль

Март

Живая природа

Наблюдение за жизнью  животных.

1Дышат ли рыбы?

2 У кого какой клюв?

3 Интересные насекомые.

4 Кто чистит аквариум?

Наблюдение за жизнью растений. 

1 Маленький цветочек

2Что внутри?

3 Для чего нужен корень?

4 Посадка лука.

                                                 

Подвести к пониманию существования живых и неживых объектов через их сравнение.

Помочь установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что везде есть воздух.

Помочь установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц.

Учить узнавать насекомых , изображенных на картинке, вызывать интерес к живой природе.

Помочь выявить взаимосвязи в живой природе

Познакомить со строением растений.

Помочь установить , почему стебель может проводить воду к листьям.

Доказать что корень растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения.

Познакомить со свойствами лука, научить сажать луковицы в землю и в воду

Наблюдение,

совместная

деятельность,экскурсия.

Наблюдение

на участке для прогулок.,

совместная деятельность

Наблюдение на участке для прогулок, совместная деятельность

Наблюдение ,совместная деятельность

Наблюдение , совместная деятельность

Наблюдение, совместная деятельность

Длительное наблюдение.

Совместная

деятельность

Приобщить родителей к

оформлению

схем и пособий для уголка экспериментирования.

Предложить принести лук для посадки .

Апрель

1 На свету и в темноте.

2 В тепле и в холоде.

3 Может ли растение дышать?

4 Где лучше расти?

5 Для роста важна вода.

Определить

факторы внешней среды(свет, темнота) для роста и развития растений.

Выделить благоприятные

условия(тепло,

холод) для роста и развития растений.

Выявить потребность растения в воздухе.

Установить необходимость почвы для роста и развития растений.

Выявить потребность растения в воде.

Длительное наблюдение, режимные моменты.

Длительное наблюдение,режимные моменты

Длительное наблюдение, режимные моменты.

Наблюдение

Длительное наблюдение,режимные моменты.

Буклет «Экспериментируем дома».

Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми.

Май

Рукотворный мир

1Бумага ,ее и качества и свойства.

Игры с бумагой.

2Ткань, ее качества и свойства.

Аппликация из ткани

3 Игрушки из ниток.

Экспериментирование с солнечным светом.

1Уличные тени.

2 Солнечные «зайчики».

Игры с солнечными «зайчиками».

                                                                                               

Научить узнавать вещи , сделанные из бумаги,

выделять ее качества и свойства.

Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества и свойства.

Развивать мелкую моторику, учить реализовывать возможность преобразования предмета и получить результат.

Помочь понять ,как образуется тень.

Помочь понять , как отражение возникает на поверхностях.

Научить пускать солнечных «зайчиков»

Совместная деятельность

Развлечение.

Совместная деятельность

Кружковая деятельность

Кружковая деятельность

Наблюдениена участке для прогулок,

совместная деятельность

Наблюдение, режимный момент.

Развлечение.

Создание альбома

 »  Коллекция бумаги»и

»  Коллекция

ткани»

Консультация

» Организация детского экспериментирования в летний период»

Сбор природного материала для экспериментирования и поделок.

         

blog.dohcolonoc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *