cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок литературы 11 класс вводный презентация – Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: Презентация к вводному уроку литературы в 11 классе | скачать бесплатно

Презентации к урокам литературы. 11 класс

При подготовке урокам по рассказам Бунина о любви я воспользовалась материалами коллег. Конечно, его я здесь публиковать не буду: он не мой. Но видео вырезала сама из замечательного фильма «Посвящение в любовь». Если не смотрели, обязательно посмотрите. Прекрасное чтение стихотворений Бунина И. Смоктуновским, музыка, аура… Первая новелла фильма — «Лёгкое дыхание».

Чтобы подготовить учащихся к ЕГЭ по литературе, я использую задания единого банка заданий с сайта ФИПИ. Их мы разбираем на уроке, их ребята получают в качестве домашних заданий. Ниже вы найдёте файлы с этими заданиями.

Презентация-тест по творчеству и биографии А. Блока.

Темы сочинений

  1. В чем противоречивость отношения А.А. Блока к революции? (По поэме А.А. Блока «Двенадцать».)
  2. Какое развитие в поэме А.А. Блока «Двенадцать» находит мотив «страшного мира», характерный для лирики поэта?
  3. В чём особенность звучания революционной темы в поэзии А.А. Блока?
  4. Какие изменения претерпевает образ возлюбленной в произведениях А.А. Блока разных лет?
  5. Почему в стихах о России А.А. Блок обращается к историческому прошлому Родины?
  6. Какой предстаёт революционная Россия в поэме А.А. Блока «Двенадцать»?

Презентация к уроку-лекции. Презентация дополнена тестовыми заданиями, которые проверяют усвоение лекционного материала в конце урока. Тест — это не элемент контроля в данном случае, а игровой момент.

Художественный мир Н. Гумилёва. Презентация к уроку.

В презентации включена анимация для объяснения своеобразия художественного мира Гумилёва. После неё на уроке рассматриваются два стихотворения: «Жираф»  и «Капитаны» (1 часть). По стихотворениям проводится беседа, создаётся анализ.

Презентация к уроку-лекции.

perova.jimdo.com

Презентация для вводного урока по литературе в 11 классе «Литература XX века» — Презентации по русскому языку и литературе — Презентации — Методическая копилка — Международное сообщество педагогов «Я


Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
[email protected]
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 09.06.2019
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта

запрещено без письменного разрешения администрации сайта.



Опубликовать разработку

…………………………………………

Получить свидетельство
…………………………………………
Создать портфолио

…………………………………………

Создать блог
…………………………………………

Партнеры сообщества:
———————————
Конкурсы Рунета
………………………………………….
Детский портал «ПочемуЧка»
………………………………………….
Конкурсы «Любознайка»
………………………………………….
Мастерилкино
………………………………………….
Самарский школьный портал

ya-uchitel.ru

Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: презентация к уроку в 11 классе «Вводная лекция. Историко-культурная ситуация в России рубежа 19-20 веков»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 11 классе по теме «Введение в теорию графов»

Данная презентация содержит в себе и информационный материал по теме «Введение в теорию графов» и комплект слайдов с заданиями по теме. Решение на слайдах с заданиями вызывается посредством нажатия на…

Презентация к уроку в 11 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение»

Презентация к уроку по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение» позволит закрепить знания учащихся по данной теме, а также подготовиться к сда…

Презентация к уроку в 11 классе «Восстание декабристов».

Презентация к уроку истории в 11 классе пожет учителям разнообразить урок,сделать его более занимательным….

Презентация к уроку в 11 классе по теме «Бином Ньютона»

Презентация к уроку математики в 11 классе….

Презентация к уроку в 11 классе по теме «События»

Урок по комбинатореке…

Презентация к уроку в 11 классе по истории на тему: «Россия в начале XX века. Внешняя и внутренняя политика самодержавия».

Материал подготовлен к учебнику Левандовского А.А., Щетинова Ю.А., Мироненко С.В. ( базовый уровень)….

Презентация к уроку в 11 классе на тему «Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к выполнению задания В8 ЕГЭ».

Урок может быть использован на уроках литературы в старших классах, а также в 11 классе на уроках русского языка для подготовки к ЕГЭ….

nsportal.ru

Презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему: Презентация к вводному уроку литературы по творчеству Л.Н.Андреева в 11 классе

Слайд 1

« ИВАН КАРАМАЗОВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ » ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ АНДРЕЕВ

Слайд 2

«…Я ГОНЯЮЩИЙСЯ ЗА МИРАЖАМИ, ОТРИЦАЮЩИЙ ЖИЗНЬ И НЕСПОСОБНЫЙ К ПОКОЮ…»

Слайд 3

Леонид Андреев любил всё огромное: дом в деревне Вамммельсуу в Финляндии

Слайд 5

АНАСТАСИЯ НИКОЛАЕВНА АНДРЕЕВА , УРОЖДЁННАЯ ПАЦКОВСКАЯ, МАТЬ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА.

Слайд 6

В 17 лет Андреев сделал в своём дневнике знаменательную запись: «Своими писаниями я разрушу мораль и установившиеся человеческие отношения. Разрушу религию и любовь и закончу свою жизнь всеразрушением ».

Слайд 7

Рассказ написан и напечатан в 1898 году для пасхального номера газеты «Курьер». После выхода в свет рассказа на Леонида Андреева обратил внимание Алексей Максимович Горький.

Слайд 8

УЧАСТНИКИ ЛИТЕРАТУРНЫХ «СРЕД»

Слайд 9

В 1901 году издательство «Знание» печатает первый сборник рассказов Л.Н. Андреева и с сентября 1901 по октябрь 1902 года сборник переиздавался 4 раза. Он принёс автору громкую славу.

Слайд 10

АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВНА ВЕЛИГОРСКАЯ, ЖЕНА ПИСАТЕЛЯ. ПЕРЕД СВАДЬБОЙ Л.Н.АНДРЕЕВ ПИСАЛ: « ТЫ ОДНА ИЗ ВСЕХ ЛЮДЕЙ ЗНАЕШЬ МОЁ СЕРДЦЕ, ТЫ ОДНА ЗАГЛЯНУЛА В ГЛУБИНУ ЕГО – И КОГДА ЛЮДИ СОМНЕВАЛИСЬ И СОМНЕВАЛСЯ Я САМ, ТЫ ПОВЕРИЛА В МЕНЯ… ТЫ ЖИЗНЬ И СИЛУ ВДОХНУЛА В МЕНЯ, И НЕТ У МЕНЯ ГОРЯ, КОГДА ТВОЯ МИЛАЯ РУКА КАСАЕТСЯ МОЕЙ ГЛУПОЙ ГОЛОВЫ ФАНТАЗЁРА.»

Слайд 11

ПИСАТЕЛИ, КОТОРЫХ АНДРЕЕВ СЧИТАЛ СВОИМИ УЧИТЕЛЯМИ: Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ, Л.Н.ТОЛСТОЙ, В.М.ГАРШИН, А,П,ЧЕХОВ

Слайд 12

Л.Н.АНДРЕЕВ ПЕРВЫМ ИЗ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ПОШЁЛ ЗА ДОСТОЕВСКИМ. ДЛЯ НЕГО ГЛАВНОЙ И САМОЙ СУРОВОЙ ПРАВДОЙ БЫЛО ОДИНОЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД НЕБОМ И ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ. АНДРЕЕВ «ОГОРЧАЛСЯ, СКОРБЕЛ И ПЛАКАЛ: ЕМУ БЫЛО ЖАЛКО ЧЕЛОВЕКА.»

Слайд 13

1905 год «СЕЙЧАС ЯСНО ОДНО: РОССИЯ ВСТУПИЛА НА РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПУТЬ. НЕСКОЛЬКО БАРРИКАД В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 9 ЯНВАРЯ К ВЕСНЕ ИЛИ ЛЕТУ ПРЕВРАТЯТСЯ В ТЫСЯЧУ БАРРИКАД… НИ ОДНОЙ МЫСЛИ В ГОЛОВЕ НЕ ОСТАЛОСЬ, КРОМЕ РЕВОЛЮЦИИ, РЕВОЛЮЦИИ, РЕВОЛЮЦИИ…»

Слайд 14

«МЕНЯ ОЧЕНЬ ТРОГАЕТ, ОЧЕНЬ ВОЛНУЕТ, ОЧЕНЬ РАДУЕТ ГЕРОИЧЕСКАЯ ВЕЛИКОЛЕПНАЯ БОРЬБА ЗА РУССКУЮ СВОБОДУ… ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ Я КАК-ТО ОСОБЕННО ГОРЯЧО ЛЮБЛЮ РОССИЮ – ИМЕННО РОССИЮ…»

Слайд 15

1906-1908 годы – пик популярности Леонида Андреева

Слайд 16

1917-1918 годы: «СЕЙЧАС НИЧЕГО ПИСАТЬ НЕ ХОЧУ И НЕ МОГУ…»

Слайд 17

«ВЧЕРА ВЕЧЕРОМ НАХЛЫНУЛА НА МЕНЯ ТОСКА, ТА САМАЯ ЖЁСТКАЯ И СТРАШНАЯ ТОСКА, С КОТОРОЙ Я БОРЮСЬ, КАК С САМОЙ СМЕРТЬЮ… ПРИЧИНА – ГИБЕЛЬ РОССИИ И РЕВОЛЮЦИИ, А С НЕЮ И ГИБЕЛЬ ВСЕЙ ЖИЗНИ…»

Слайд 18

КАКОЙ ХУДОЖНИК ПОГИБ В ЭТОМ ЧЕЛОВЕКЕ! М.ГОРЬКИЙ

nsportal.ru

Материалы к первому (вводному) уроку литературы в 11 классе

Первый урок литературы в 11 классе.

Вступление

Конец XIX и начало XX в.— исключительно важный этап в развитии русской литературы. В этот период она оказывает наибольшее влияние на литературы других стран как запада, так и востока, а в ней самой резко обостряется борьба двух культур и закладываются основы будущей, качественно новой литературы социалистического реализма. Русская литература конца XIX в. обязана своим всемирно-историческим значением прежде всего творчеству Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского.

А.П. Чехов.

Выдающееся место в развитии русского реализма конца XIX в. принадлежит А. П. Чехову, широко отразившему жизнь русского общества в период реакции и накануне общедемократического подъема. Начав свой путь как блестящий юморист, Чехов приходит к сатирическому отрицанию уродливых социальных явлений царской России.  Проза Чехова с ее сдержанным лиризмом и художественной лаконичностью во многом принадлежит уже новому, XX веку. Примером новаторского реализма Чехова служит его лирическая повесть «Степь».

По определению Л. Н. Толстого, Чехов «создал совершенно новые для всего мира формы письма», преимущественно в жанре рассказа. С неменьшей силой сказалось новаторство Чехова и в области драматургии («Чайка», 1896 г.; «Дядя Ваня», 1897 г.; «Три сестры», 1901 г.; «Вишневый сад», 1904 г.), где писатель разрушает каноны сценической условности, максимально сближая действие с обыденным течением жизни. Чеховский театр оказал огромное воздействие на мировую драматургию.

Произведения Чехова были экранизированы более 200 раз, причем не только в России, но и зарубежом. Это делает Чехова лидером по количество экранизаций произведений русских классиков, кроме того он входит в тройку самых экранизируемых классиков мировой литературы. Туда же входят такие знаменитые писатели как Уильям Шекспир и Чарльз Диккенс.

Многие знают Чехова как знаменитого писателя, но он был еще и врачом, и за свою практику вылечил многих людей. После того, как он окончил мед. институт, он сразу же повесил на двери своего дома табличку «Доктор А.П. Чехов».

Трехтомник рассказов Чехова был отправлен в космос для космонавта Геннадия Падалки специальной группой психологической поддержки.

И.А. Бунин

Иван Алексеевич Бунин (1870 — 1953 гг.) это великий русский писатель-прозаик и талантливый поэт. Он являлся почетным членом Петербургской академии наук и первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе (1933 г.) Его рассказы всегда отличались глубинным смыслом и тонким подтекстом, печальные повести о любви и замечательные стихи о природе оставляли глубокий отпечаток в душе каждого открывавшего их для себя человека.

Антон Павлович Чехов сыграл большую роль в жизни и карьере Бунина. Когда они встретились, Чехов был уже состоявшимся писателем и сумел направить творческий пыл Бунина по верному пути. Они вели многолетнюю переписку и благодаря Чехову, Бунин смог познакомиться и влиться в мир творческих личностей — писателей, художников, музыкантов.

А.И. Куприн

Александр Иванович Куприн – талантливый и самобытный русский писатель конца XIX — начала XX века. Личность Куприна, как и его творчество – это взрывоопасная смесь дворянина, благородного разбойника и нищего странника. Огромный, необработанный драгоценный самородок, в котором сохранена первобытная красота и сила характера, мощь и магнетизм личного обаяния.

Александр Куприн и сам большой романтик, даже в чем-то авантюрист. В 1910 году он поднимается на воздушном шаре.

В этом же году, но чуть позже, совершает одним из первых в России полет на аэроплане.

Опускается на морское дно, изучая водолазное дело, и дружит с Балаклавскими рыбаками. И потом все, кого он встречает в жизни, появляются на страницах его произведений – от капиталиста–миллионера до нищего попрошайки.

Перед тем, как стать писателем, Александр Иванович Куприн успел освоить множество профессий. Среди них — работа в цирке и рекламном агентстве. Он также был актером, журналистом, учителем, землемером, рыбаком. Ему все было интересно, и каждый раз хотелось попробовать себя в новом деле. Всего же за свою жизнь Куприн сменил около 20 профессий.

М.А. Булгаков

Во многих биографиях писателя, авторы часто говорят, что Булгаков смог определиться как писатель к 30-ти годам, то есть уже в зрелом возрасте. Это ошибочное мнение — Булгаков начал писать очень рано. Первый рассказ „Похождения Светлана“ был написан им, когда писателю исполнилось всего 7 лет,

Как известно, прославленный писатель имел медицинское образование и практиковал в качестве врача. 

Мало кто знает, что роман «Мастер и Маргарита» был посвящен возлюбленной писателя Елене Сергеевне Нюренберг. Это была его последняя любовь и самая сильная, она принесла много страданий и счастья обоим. К тому времени как они встретились, у них уже были семьи, которые пришлось разрушить, чтобы навсегда соединить свои судьбы узами брака.

К тому времени, когда была создана 1-ая полная редакция текста «Мастера и Маргариты», Булгаков был уже смертельно болен, и некоторые главы этого романа он диктовал жене Е.С.Булгаковой. Роман был закончен в феврале 1940 года, за месяц до смерти писателя.

М.А. Шолохов

Шолохов Михаил Александрович (род. 11.05.1905г. – умер 21.02.1984г.) – известный русский советский писатель, признанный классик отечественной литературы, лауреат Нобелевской премии, Герой Соц. Труда и Академик АН СССР. Широкую известность (всесоюзную и даже мировую) Шолохову принес роман «Тихий Дон», посвященный донскому казачеству. Произведение это, которое объединяет несколько сюжетных линий, именуют эпопеей и считают одним из наиболее ярких примеров литературы социалистического реализма. Во время войны Шолохов работал военным корреспондентом и опубликовал несколько очерков, а также рассказ «Наука ненависти». Впоследствии Михаилом Шолоховым были опубликованы отрывки из так и незавершенного им романа под названием «Они сражались за Родину», посвященного отступлению советских войск в 1942 году на Дону. Роман этот Шолохов писал в три этапа, а незадолго до своей смерти сжег рукопись, поэтому напечатаны были лишь отдельные главы этого произведения. Тем не менее, данный роман в 1975 году экранизировал режиссёр Сергей Бондарчук, создав двухсерийный фильм, ставший одним из лучших кинофильмов советского кинематографа о войне.

Связка

Одна из наиболее ярких и загадочных страниц русской куль­туры — начало столетия. Сегодня этот период называют «сереб­ряным веком» русской литературы вслед за «золотым» XIX, когда царили Пушкин, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Тол­стой. Но правильнее называть «серебряным веком» не всю лите­ратуру, а прежде всего поэзию, как это делали сами участники литературного движения той эпохи. Поэзия, активно искавшая новые пути развития, впервые после пушкинской поры в нача­ле XX в. выдвинулась на первый план литературного процесса и подарила нам много замечательных имён.

А.Блок

Прожил недолгую – умер, когда ему было всего 41, — но насыщенную жизнь, навсегда закрепив за собой славу гения и одного из самых ярких поэтов Серебряного Века. Его произведения: драматические, поэмы, циклы стихов — до сих пор опутаны спорами критиков, символы, знаки, намеки, пронизывающе его произведения, делают их актуальными и сегодня. 

Блок был женат на дочери известного химика Дмитрия Менделеева. Они были знакомы еще с детства, ученый был в приятельских отношениях с дедушкой поэта. Чувства к Любови Менделеевой были настолько возвышенными, что Александр Блок долгое время боялся испортить их, опорочить плотскими отношениями. Именно ее образ лег в основу «Стихов о Прекрасной Даме».

Пожалуй, самое известное стихотворение Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» на улице Лейдена в Нидерландах запечатлено в виде памятника – написано на стене одного из домов в рамках всемирного проекта «Wall poems».

Б. Пастернак

Борис Леонидович Пастернак, поэт, писатель, переводчик, публицист – один из ее самых ярких представителей русской литературы двадцатого века. Его тонкие, глубокие и философские стихи и проза переведены на сотни языков, по его произведениям поставлены спектакли на лучших театральных подмостках мира, его наследие изучается в крупнейших университетах Европы и США. Он – подлинная гордость России, гений, чье творчество останется в веках. Борис Пастернак и в юности был очень многосторонним человеком. Он пробовал сочинять музыку, писал неплохие картины, увлекался историей. Борис Пастернак был чужой для советской литературы. Ему не могли простить многое: вольнодумие, талант, независимость. Конечно же, до предела обострило ситуацию и то, что в 1958 году за вклад в русскую лирическую поэзию Борису Пастернаку была присуждена Нобелевская премия, от которой его вынудили отказаться. 

Н.С. Гумилёв

Николай Гумилёв — не только поэт, но и один из крупнейших исследователей Африки. Он совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке и привёз в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамеру) в Санкт-Петербурге богатейшую коллекцию.

А.А. Ахматова

Судьба Анны Ахматовой была нелегкой. Она пережила две Мировые войны и репрессии в отношении своих родных и близких.Краткая биография Анны Андреевны Ахматовой – это жизнь в стихах, которые хранили в себе аристократическую сдержанность и простоту форм. Именно в этом проявлялась магическая сила ее творений. Анна сочинила своей первый стих в 11 лет. Перечитав его «на свежую голову», девочка поняла, что ей нужно совершенствовать свое искусство стихосложения. Чем и стала активно заниматься.

Однако отец Анны  не оценил ее старания и считал это тратой времени. Именно поэтому запретил использовать настоящую фамилию — Горенок. Анна решила выбрать в псевдоним  девичью фамилию своей прабабушки – Ахматова. Анна встретила своего будущего мужа, еще будучи ученицей Царскосельской женской гимназии.  Их встреча произошла на одном из вечеров в гимназии. Увидев Анну, Гумилев был очарован и с тех пор нежная и изящная девушка, с темными волосами стала постоянной его музой в творчестве. Поженились они в 1910 году.

М.И. Цветаева

Одна из крупнейших поэтов 20 века, русская поэтесса, переводчица, прозаик.


Стихотворение Марины Цветаевой в 1992 году Моим стихам, которое написано на стене здания в Нидерландах в центре Лейдена. Оно открыло культурный проект Wall poems. Интересно, что 101-м поэтом , последним, чьи стихи стали в Лейдене памятником, оказался Федерико Гарсиа Лорка. Над переводами его стихов Марина Цветаева работала в последние дни жизни.

В жизни Марины было много бурных романов, но одна любовь прошла через ее жизнь – Сергей Эфрон, ставший ее мужем и отцом ее детей. Познакомились они весьма романтично, в 1911 году, в Крыму, где Марина, в то время уже начинающая поэтесса, гостила по приглашению своего близкого друга – поэта Максимилиана Волошина.
Сергей Эфрон приехал в Крым, чтобы подлечиться после перенесенной чахотки и прийти в себя после семейной трагедии — его мать покончила собой.
Поженились они уже в январе 1912 года, в том же году у четы родилась дочь Ариадна, Аля, как ее называли домашние.

Когда началась Великая Отечественная война, Марину Цветаеву эвакуировали в город Елабугу в Татарстане. Борис Пастернак помогал ей упаковывать вещи. Он принёс верёвку для перевязывания чемодана и сказал, что верёвка крепкая, хоть вешайся. Впоследствии он узнал, что в Елабуге Цветаева именно на ней и повесилась.

В любимом поэтессой городе Таруса, на высоком берегу Оки, согласно воле Марины Цветаевой установили камень (тарусский доломит) и надпись – Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева. 

Современники не оценили в полной мере всего таланта поэтессы. Только спустя годы стихотворения обрели заслуженное признание. Романсы, рожденные путём соединения стихов с музыкой, остаются неизменно популярными и в настоящее время. В настоящее время имеется восемь музеев, посвященных Цветаевой.

В.В. Маяковский

До сих пор личность поэта вызывает массу споров, но то, что он был гением слова, отрицать нельзя. Его называли «глашатаем революции», и всю жизнь он прожил под лозунгом, который озвучил в одном из своих стихотворений:

Светить всегда,
светить везде, до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой — и солнца!

Мало кто знает, но родился Маяковский в Грузии, хотя его родители грузинами не были (мать так вообще была из кубанских казаков).После смерти отца от заражения крови У Владимира Маяковского сформировалась бактериофобия, которая продолжалась на протяжение всей его жизни: смелый, наглый, эпатажный, революционный поэт военного времени ужасно боялся уколоться иголкой или булавкой.
Школу Маяковский не закончил: его исключили «за бедность».
За революционные настроения арестовывали великого поэта трижды. При этом в тюрьме он показал себя таким скандалистом, что надзиратели вынуждены были переводить его из части в часть, а в итоге – запереть в одиночной камере.

Маяковский подарил своей возлюбленной Лиле Юрьевне Брик кольцо с её инициалами — «Л Ю Б». Будучи расположенными по кругу, эти буквы складывались в бесконечное «ЛЮБЛЮ».

Была у Маяковского и несчастная любовь — к русской эмигрантке Татьяне Яковлевой. Романа не получилось, зато поэт написал прекрасное стихотворение «Письмо к Татьяне Яковлевой». Есть и такая красивая парижская легенда, связанная с увлеченностью Маяковского Яковлевой: перед отъездом на Родину поэт положил на счет одной цветочной фирмы весь свой парижский гонорар при условии, что раз в неделю Яковлевой будет приходить самый красивый букет с запиской – «От Маяковского». И на протяжении многих лет, даже после смерти самого поэта, цветы все приходили и приходили. И именно они спасли жизнь возлюбленной Маяковского в период оккупации Парижа фашистами – женщина продавала букеты, спасаясь от голодной смерти.

Заключение

Поэты серебряного века создали грандиозный поэтический свод. Большой талант всегда редкость, гений – тем более. ХХ век не дал своего Пушкина, но искусство России начала ХХ века сотворило своеобразную книгу – «звёздами написана та книга, Млечный Путь – один её листочек». Д. Мережковский, А. Блок, М. Волошин, И. Анненский, В. Брюсов, К. Бальмонт, Б. Пастернак, С. Городецкий, С. Есенин… А. Скрябин, С. Рахманинов, М. Врубель, В. Кандинский, М. Шагал, Фальк, И. Машков, Н. Рерих – галерея величайших имён и личностей. Трагически сложилась судьба большинства гениев серебряного века. Но все они сквозь перипетии революций, войн, через эмиграцию, через огонь и кровь, за стенки ЧК, через ошибки и заблуждения пронесли чувство Родины, незыблемую веру в то, что «Россия будет великой». Многообразие творческих индивидуальностей делает особенно увлекательным, хоть и трудным, знакомство и изучение этого богатого и многообразного периода.

infourok.ru

Вводный урок в 11 классе «Характеристика литературного процесса на рубеже 19-20 веков.

Вводный урок литературы в 11 классе.

Тема: Характеристика литературного процесса на рубеже19-20 веков.

Цели урока

  1. Дать представление о традиционной периодизации литературы XX века.

  2. Осознать кризисность эпохи начала XX века и понять её причину.

3. Дать общее представление о литературных течениях начала XX века

Значение художественной литературы огромно потому, что

она действует одновременно и одинаково сильно на мысль и

чувство.

М.Горький.

Ход урока.

1. Вступление к уроку. На рубеже веков Россия пережила перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризовался предельной напряжённостью, трагичностью времени. Для России это время ознаменовалось тремя революциями, двумя мировыми войнами, гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшим количеством трагедий, принёсших народу неисчислимые страдания.

— Какой была внутриполитическая обстановка в стране?

(Необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали 3 основные политические силы: защитники монархии, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции).

И если, несмотря ни на что, наша страна выстояла, то лишь благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных и нашла своё воплощение в национальном фольклоре, православии, русской философии, литературе, музыке, живописи.

Литература 20 века – это и советская литература, и литература русского зарубежья.

Периодизация русской литературы6

— серебряный век (1900-1917)

-первые десятилетия советской литературы (1917-1941)

-литература в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

-литература середины века (50-70-е годы)

— литература 80-90-х годов

— современная литература

2. Русская литература рубежа веков.

Последнее десятилетие 19 века открывает в русской литературе новый этап. Радикально изменились буквально все стороны жизни России – экономика, политика, наука, культура, искусство. Н.Бердяев так сказал об этом времени: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности…» Русская литература стала многослойной. Появились различные литературные направления. Перечислим их.

Основные направления литературы 19-20 веков.

  1. Критический реализм.

  2. Декаданс.

  3. Модернизм : символизм, акмеизм, футуризм.

  4. Социалистический реализм.

Рассмотрим их более подробно. Учащиеся по ходу урока составляют таблицу.

Литературное направление

Особенности литер. направления.

1. Критический реализм.

2.Декаданс (конец 19-начало 20 в.), в переводе с французского «упадок»

3.Модернизм ( от франц. «современный»).

А) Символизм (1870-1910г.)

Первое и самое крупное течение, возникшее в России.

Б) Акмеизм (возникло в начале 1910-х годов)

В) Футуризм (будущее)

4. Соц. реализм.

1.Правдивое, объективное отображение действительности в её историческом развитии.

2.Продолжение традиций русской литературы 19 века, критическое осмысление происходящего.

3.Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами.

4. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

1.Это определённое умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости.

2.Настроение безнадёжности, неприятия действительности, стремление замкнуться в своих переживаниях.

1.В творчестве возобладало не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменить мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистике.

2.Основу его составляли 3 течения: символизм, акмеизм, футуризм.

1. Выражение идеи с помощью символов.

2. Метафоричность, «Поэзия намёков», иносказательность, культ впечатления.

3. Внутренний мир человека – показатель общего трагического мира, обречённого на гибель.

4. Существование в двух планах: реальном и мистическом.

5. Главная заслуга- создание новой философии культуры, выработка нового мировоззрения. Оно сделало искусство более личностным.

1.Это попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое.

2.Возврат слову его изначального, не символического смысла.

3. Главное значение – Художественное освоение многогранного и яркого земного мира.

1.Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие.

2. Создание «заумного языка», игра слов и букв.

3. Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.

1.Правдивое, исторически-конкретное изображение действительности в её революционном развитии.

2. Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма.

3. Писатель-это выразитель идей социализма.

4. Герои-борцы за идею, труженики, честные, справедливые люди.

3. Прослушайте стихотворение В.Брюсова «Мы» и сопоставьте время, в которое мы живём с рубежом 19-20 веков.

В мире широком, в море шумящем

Мы-гребень встающей волны,

Странно и сладко жить настоящим,

Предчувствием песни полны.

Радуйтесь, братья, верным победам!

Смотрите на даль с вышины!

Нам чуждо сомненье, нам трепет неведом,-

Мы-гребень встающей воны.

— Вот результаты сопоставления:

1. Перестройка во всех областях жизни.

2. Борьба идей.

3. Многопартийность.

4. Путь реформ и насильственный путь(терроризм)

5. Ещё…

4. Вывод. Наша задача, задача читателя,-разобраться в духовной жизни ушедшего века. Духовная память народа должна пережить века и тысячелетия, чтобы воскресла духовная мощь России. Лучшие поэты эпохи редко замыкались в рамка определённого литературного течения. Поэтому реальная картина литературного процесса этого периода определяется творческими индивидуальностями писателей и поэтов, чем историей направлений и течений.

5. Домашнее задание.

1) Выучить основные положения лекции.

2) Мини-сочинение на одну из тем: «Рекомендую почитать», «Любимая книга современной прозы», «Меня потрясла книга» и др.

infourok.ru

Презентация для урока литературы в 11 классе

Булат Шалвович Окуджава (1924-1997)

Детство

Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924  г. в семье коммунистов, приехавших из Тбилиси для партийной учёбы в Комакадемии. Отец — Шалва Степанович Окуджава , грузин , известный партийный деятель, мать — Ашхен Степановна Налбандян , армянка .

Первое место жительства — ул. Арбат , д.43, коммунальная квартира на 4-м этаже.

Вскоре после рождения Булата его отец был отправлен на Кавказ работать комиссаром грузинской дивизии. Мать осталась в Москве, работала в партийном аппарате.

Судьба родителей

На учёбу Булат был отправлен в Тбилиси, учился в русском классе. Отец был повышен до секретаря Тбилисского горкома; из-за конфликта с Берией он обратился с письмом к Серго Орджоникидзе с просьбой направить его на партийную работу в Россию, и был отправлен на Урал парторгом на вагоностроительный завод. Отец Булата выписал семью к себе на Урал.

После ареста родителей в 1937 — отец был расстрелян по ложному обвинению в 1937 г., мать сослана в карагандинский лагерь , откуда она вернулась лишь в 1955 г., — Булат с бабушкой вернулся в Москву.

В 1940 г. Булат Окуджава переехал к родственникам в Тбилиси . Учился, потом работал на заводе учеником токаря.

Участие в войне

В 1940 г. Булат Окуджава переехал к родственникам в Тбилиси . Учился, потом работал на заводе учеником токаря.

В апреле 1942  г., в возрасте 17 лет, Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был направлен в 10-й Отдельный запасной минометный дивизион. Затем, после двух месяцев обучения, был отправлен на Северо-Кавказский фронт . Был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии. В военных действиях участия практически не принимал; был случайно ранен под Моздоком .

К этому времени относится его первая песня «Нам в холодных теплушках не спа́лось» ( 1943 ), текст которой не сохранился.

Вторая песня была написана в 1946 году — «Старинная студенческая песня» («Неистов и упрям…»).

Булат Окуджава

После войны

После войны Окуджава поступил в Тбилисский государственный университет . Получив диплом, в 1950  г. начал работать учителем — сначала в сельской школе в селе Шамордино Калужской области и в районном центре Высокиничи , затем в Калуге .

В 1955 г., под впечатлением от возвращения матери из лагеря, Булат Окуджава вступил в КПСС .

Исполнение своих стихов

В 1956  г. Окуджава вернулся в Москву . В том же году начал выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнять под гитару , быстро завоёвывая популярность. К этому периоду (1956—1967) относится сочинение многих наиболее известных ранних песен Окуджавы («На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о комсомольской богине» и др.).

Авторский вечер

Поиски себя

Работал редактором в издательстве « Молодая гвардия », затем — заведующим отделом поэзии в « Литературной газете ». Участвовал в работе литературного объединения «Магистраль».

В 1961 ушёл со службы и больше по найму не работал, занимаясь исключительно творческой деятельностью.

С 1962 Окуджава — член Союза писателей СССР .

Творческое наследие

После приема в 1962 г. в Союз писателей СССР, Окуджава увольняется со службы и целиком отдается творчеству, много работает как сценарист, драматург. Творческое наследие поэта, переводчика, прозаика, драматурга, композитора и исполнителя авторских песен Булата Шалвовича Окуджавы воистину огромно. Он изъездил со своими концертами весь мир, выступал в Болгарии, Австрии, Великобритании, Венгрии, Австралии, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Франции, ФРГ, Польше, США, Финляндии, Швеции, Югославии и Японии.

Популярность

Песни Булата Окуджавы, распространяясь в магнитофонных записях, быстро завоевывали популярность, в первую очередь среди интеллигенции : сначала в СССР , затем и среди русскоговорящих за рубежом. Песни «Возьмемся за руки, друзья…», «Пока Земля ещё вертится…» («Молитва Франсуа Вийона») стали гимном многих слетов КСП и фестивалей. Помимо песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой , которые сам перевёл на русский.

Прозаик

В 1961 Окуджава дебютировал как прозаик: в альманахе «Тарусские страницы» опубликована его автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр» (отдельным изданием вышла в 1987 ).

Опубликованы повести: «Бедный Авросимов» («Глоток свободы») ( 1969 ) о трагических страницах в истории декабристского движения, «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» ( 1971 ) и написанные на историческом материале начала XIX века романы «Путешествие

Экранная жизнь песен

В 1970 на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал» , в котором исполнялась песня на слова Булата Окуджавы «Здесь птицы не поют…». Окуджава — автор и других популярных песен для кинофильмов ( кинофильм «Соломенная шляпка» , « Женя, Женечка и „катюша“ » и др.)

Первый диск с песнями Окуджавы вышел в Париже в 1968 . С середины семидесятых годов диски Окуджавы выходили и в СССР .

Б. Окуджава

Участие в политике

С начала перестройки Булат Окуджава занимает активную демократическую позицию, участвует в текущей политике.

С 1992 — член комиссии по помилованиям при президенте РФ; с 1994 — член комиссии по Государственным премиям РФ.

Также:

Член учредительного совета газеты «Московские новости».

Член учредительного совета «Общей газеты».

Член редколлегии газеты «Вечерний клуб».

Член Совета общества «Мемориал».

Награды, звания

Лауреат Государственной премии СССР. 1991.

Букеровская премия 1994, за автобиографический роман «Упразднённый театр».

90 — е годы

С начала 1990-х поэт живёт в основном в Германии. 23 июня 1995 года состоялся концерт Булата Окуджавы в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.

12 июня 1997  г. Булат Окуджава скончался в Париже (в пригороде Сlamart), в военном госпитале.

Похоронен на московском Ваганьковском кладбище . У дома 43 на Арбате , в котором жил Окуджава, ему поставлен памятник.

Памятник Булату Окуджаве («Прогулки по Арбату»)

О памятнике

8 сентября 2007 года был открыт памятник Окуджаве в Москве во дворе Центра образования №109. Автором памятника стал народный художник России скульптор Георгий Франгулян. Творчеству талантливого ваятеля принадлежит и памятник Окуджаве, установленный на Арбате.

Высота памятника — 4 метра. Скульптор изобразил Окуджаву молодым, преисполненным радужных надежд, мечтаний и творческих исканий. Молодой поэт стремительно шагает навстречу будущему, словно поднимается вверх, вторя своим строкам “Давай, брат, отрешимся. Давай, брат, воспарим…”. Под полами залихватски накинутого на плечи пиджака виднеется верная спутница и подруга — гитара. Символично и ландшафтное оформление холма-клумбы, на вершине которого установлен монумент. К его подножию ведут две дорожки, также “позаимствованные” из произведений писателя. Их прообразом стали строки “две дороги, та и эта, та прекрасна, но напрасна — эта, видимо, всерьёз”.

Семья и окружение

Был женат дважды. Первая жена — Галина Васильевна Смольянинова, с которой поэт развелся в 1964 г. Сын от первого брака Игорь (1954—1997). Вторая жена — Ольга Владимировна Арцимович, физик по образованию. Сын — Булат (Антон) Булатович Окуджава, музыкант, композитор.

В 1981 году познакомился с певицей Натальей Горленко, с которой имел продолжительный роман, что отразилось на его творчестве.

Почтовая марка России из серии «Популярные певцы российской эстрады», посвящённая Булату Окуджаве, 1999

Музей в Переделкино

Через год после его смерти на даче № 11 по улице Довженко, где он жил в  Переделкине , был создан музей Булата Окуджавы , сначала без официального статуса, как народный, общественный. Вереницы поклонников творчества барда, прошедшие через него за год, показали, насколько он интересен и своевременен. В 1999 г. музей приобрел статус государственного. В нем полностью сохранена прижизненная обстановка и уникальная коллекция колокольчиков, собранная Окуджавой.

Государственный мемориальный музей Булата Окуджавы. Фасад.

Государственный мемориальный музей Булата Окуджавы

Государственный мемориальный музей Булата Окуджавы. Вид сбоку

В музее

Музей делится на две части: мемориальная часть посвящена жизни и творчеству барда. Другая представляет собой «Музей для друзей», посвященный окружению Окуджавы , литераторам-шестидесятникам и их эпохе.

В музее проходят клубные встречи с людьми искусства, в частности поющими авторами песен. При музее ведется научная работа, изучается архив Окуджавы, составляется библиография его произведений, проводятся научные конференции, в том числе международные, осуществляется связь с международными фондами Б. Окуджавы .

Сначала, в 1998 году, музей был создан как народный, общественный музей. Толпы людей, прошедшие через него за год, показали, насколько он интересен и современен. В 1999 году он приобрел статус государственного. В нем полностью сохранена прижизненная обстановка и уникальная коллекция колокольчиков, собранная Б.Окуджавой.

При музее ведется большая научная работа, изучается архив Б.Окуджавы, составляется его подробная биография и библиография его произведений, проводятся научные конференции, в том числе международные, осуществляется связь с международными фондами Б.Окуджавы.

Основатель музея: Окуджава Ольга Владимировна

Таким он остался в памяти

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *