cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Экологическая азбука для детей читать – Экологическая азбука, Смирнова Н.З., 1996

Смирнова Н.З. Экологическая азбука ОНЛАЙН

Смирнова Н.З. Экологическая азбука. – М., 1996. – 128с.
Все мы — и дети, и взрослые — дети одного большого царства Природы. Как сохранить природу? Как жить с ней в согласии? А может, лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с самого детства… Этому учит «Экологическая азбука». Книга предназначена для младших школьников. Может использоваться как учебное пособие по экологии и заинтересует всех, кого волнуют экологические проблемы. Текст сопровождается красочными рисунками, пословицами и загадками о природе, интересными опытами. В конце книги — Экологический словарь от «А» до «Я»,— который объяснит многие незнакомые понятия.
Оглавление
Как пользоваться учебником ….4
Здравствуй, юный друг! ….5
Глава 1. ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЭКОЛОГИЮ
§1. История сплошных ошибок ….9
§2. Наука о нашем доме ….10
§3. Окружающая среда ….13
§4. 22 апреля — День Земли
Глава 2. СРЕДЫ ЖИЗНИ ОРГАНИЗМОВ
§5. Водная среда жизни ….21
§6. Почва как среда обитания организмов …27
§7. Наземно-воздушная среда жизни …30
§8. Экологические факторы неживой природы, их влияние на организмы …34
§9. Растения и животные как факторы живой природы …40
Глава 3. СОСУЩЕСТВОВАНИЕ В СООБЩЕСТВАХ
§10. Разнообразие сообществ …47
§11. Лес …53
§12. Водоём …59

§13. Жизненные формы организмов …63
§14. Что такое приспособленность? … 68
§15. Пищевые цепочки в природе …72
Глава 4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КАТАСТРОФЫ
§16. Человек как экологический фактор …79
§17. Загрязнение планеты отходами …82
§18. Возможные пути уничтожения отходов …85
§19. Способы переработки мусора …88
§20. Хорошо ли, что климат теплеет? …90
§21. Чем нам грозит «озоновая дыра?» …93
§22. Кислотные осадки — это полезно? …97
Глава 5. РАСТИ ЗДОРОВЫМ
§23. Ты гуляешь на улице …103
§24. Ты дома …107
§25. Семейный огород …
§26. Если в семье кошка или собака …116
Как стать экологом? …122
Экологический словарь — от «А» до «Я» …124
Семейная библиотека …127

natural.edu-lib.com

Проектно-исследовательская работа по экологии «Экологическая азбука»

МКОУ Дубская СОШ

Научно-практическая конференция

по экологии

Тема: Экологическая азбука


Участники:

учащиеся 1 класса

Руководитель:

Макарова Ирина Витальевна

Содержание

  1. Введение

  2. Основная часть

  1. История создания алфавита

  2. Какая бывает азбука?

  3. Почему мы часто слышим слово «экология»?

  1. Практическая часть

  1. Можно ли создать азбуку?

  2. Экологическая азбука

  1. Заключение

  2. Литература

Введение

В первый класс мы пришли, не зная многого. Мы не умели читать и писать. Нам предстояло многому научиться. Но как это было трудно! Нужно было учить стихи, загадки, пословицы. Знать цифры, узнать многое об окружающем мире. А ещё эти буквы — гласные, согласные, твёрдые, мягкие….. Для нас они были все похожи друг на друга. Сначала мы не могли их отличить. Перед нами встала проблема — Как же учиться, чтобы было интересно и не трудно?

На уроках окружающего мира мы изучаем природу. Каждую неделю мы посещаем кружок «Юный эколог». Летом для нас проходил летний оздоровительный лагерь под названием «Юный эколог». Интересно, почему мы так часто слышим слово «экология»? Это вторая проблема, которая встала перед нами.

Решение данных проблем заложено в гипотезе: если ты больше будешь узнавать о буквах и окружающем мире, будешь играть с буквами, то ты быстрее их запомнишь, и много интересного о них узнаешь.

Цель работы:

Создать азбуку для первоклассников, по которой они могли бы не только изучать буквы, но и познакомиться с экологическими правилами природы

Задачи:

  • Изучить литературу по теме исследования.

  • Подобрать экологические правила природы ко всем буквам алфавита.

  • Описать правила природы для каждой буквы.

  • Подобрать иллюстрационный материал к каждой букве алфавита и раскрасть его.

  • Создать экологическую азбуку для малышей.

  • Подготовить презентацию по теме выступления.

Объект исследования: русский алфавит

Предмет исследования: экологические правила на русский алфавит

Методы исследования: работа с информационными источниками, наблюдение, игра, обобщение.

Актуальность и практическая значимость нашей работы, на наш взгляд, состоит в том, что в процессе игры мы выучим буквы, подберём разный занимательный материал и познакомимся с экологическими правилами природы на каждую букву алфавита. Можно будет тогда создать сборник экологического занимательного материала о буквах. Этот сборник поможет будущим первоклассникам и учителю изучить буквы и правила природы.

Основная часть

  1. История создания алфавита

Работая по учебнику «Азбука», мы обратили внимание на то, что определенный порядок следования букв в русском языке мы называем по-разному: то алфавит, то азбука. Решили выяснить: как же правильно говорить: азбука или алфавит?

В «Словаре школьника» мы узнали, что слово «Алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая «вита», из двух названий получилось слово «алфавит». «альфа» + «бета» (правильнее вита) в XVI веке.

Слово «азбука» появилась более 1000 лет назад из названий двух первых букв древнерусского алфавита: буква, а называлась «аз», б – «буки». Так образовалось новое русское слово «азбука».

Азбука = аз + буки. Слово «азбука» пришло к нам в XIII веке

Для всех славянских народов азбуку создали два монаха – Кирилл и Мефодий. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые исчезли из современной азбуки. Но основа осталась. Поэтому азбуку назвали кириллицей. За создание славянской азбуки Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых.

Сравните современный и старославянский алфавит. Теперь нам понятна пословица: Сначала аз да буки, а потом и науки.

А первый русский букварь написал и напечатал Иван Федоров. Это случилось в 1574 году. В Москве есть памятник первопечатнику Ивану Федорову. Буквы в своей азбуке Иван Федоров изображал в виде фигурок человека (Приложение 1)

Значит, слова «азбука» и «алфавит» обозначают буквы, расположенные в определенном порядке.

Алфавит, которым мы пользуемся сейчас, выглядит так (Приложение 2)

  1. Какая бывает азбука?

Мы знаем, что азбука – это книга, в которой описаны полезные вещи, помогающие нам познать окружающий мир. Нам стало интересно, какая бывает азбука.

Мы учимся в первом классе и на уроках изучаем звуки, буквы, правила русского языка. Мы знакомы с русской азбукой.

Во втором классе мы будем изучать английский язык. У ребят 2 класса мы узнали, что существует английский алфавит.

На уроках окружающего мира мы много говорим о природе, о правилах поведения в ней. Все эти правила можно отнести к экологической азбуке.

На классных часах учительница рассказывала нам о правилах поведения на дорогах, о дорожных знаках. В этом случае нам не обойтись без дорожной азбуки.

В школе проходят уроки музыки, где нас обучают нотной грамоте, знакомят с музыкальными произведениями. Значит, существует музыкальная азбука.

Теперь мы знаем, что бывает азбука русского языка и иностранных языков, дорожная, экологическая, музыкальная азбуки.

  1. Почему мы часто слышим слово «экология»?

Интересно, почему мы так часто слышим слово «экология»? Этот вопрос заинтересовал нас. Но сначала надо разобраться, что это слово означает. Ответ мы нашли в учебнике «Окружающий мир».

Мы, люди, зависим от природы: от воздуха, воды, растений и животных. Но и природа зависит от нас.

В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать…

Экология учит нас бережно относиться к природе, к нашей родной планете Земля.

Экология — наука о связях между живыми существами и окружающим их миром, между человеком и природой. Получается, что экология – наука о доме.

От слова «экология» произошло слово «эколог».

Экологи — это люди, которые занимаются экологией, защищают природу.

Мир вокруг нас разноцветный, яркий. Но любимый цвет экологов – зелёный. Он стал символом защиты Земли.

«Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш Зелёный дом. А дом нужно всегда беречь и защищать», — говорят экологи.

Как много всего замечательного в этом доме!

Всё ли в порядке в нашем Зелёном доме?

Слово «экология» все чаще стало звучать по радио, телевидению, появляться в газетах. Это все из-за того, что наш природный дом оказался в опасности:

  • Загрязнение рек

  • Пролитая нефть

  • Вырубка лесов

  • Выхлопные газы

  • Непере работка вторичного сырья

  • Мусорные свалки

  • Добыча полезных ископаемых

  • Фабрики и заводы

  • Радиоактивные отходы

  • Кислотные дожди

Кто же виноват в этих нарушениях? К сожалению, виноваты сами люди. Не все и не всегда берегут Землю!

Экологи придумали прекрасный праздник – День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день все люди вспоминают, что они живут в одном общем доме. И каждый думает: «Как я прожил этот год? Сделал ли я что-то хорошее для Земли? Не сделал ли чего-нибудь плохого?»

Охрана природы:

  • изучение растений и животных

  • строительство заповедников и заказников

  • занесение редких растений и животных в красную книгу

  • строительство очистных сооружений

  • строительство мусороперерабатывающих заводов

  • разумная добыча полезных ископаемых

Вывод: Мы часто слышим слово «экология», потому что эта наука учит нас бережно относиться к природе, к своей родной планете.

Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!


Давайте будем
Беречь планету
Во всей Вселенной
Похожей нету:
Во всей Вселенной
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас она?..

Практическая часть

  1. Можно ли создать азбуку?

На уроках обучения грамоте во время работы по теме «Алфавит» мы решили создать свою азбуку по правилам поведения в природе. Все дети нашего класса совместно со своими родителями выбрали букву алфавита, придумали или подобрали текст по теме «Экологическая азбука», оформили работу на листах. Вот что у нас получилось.

А — Аккуратно обращайся со своими вещами и книгами: чтобы их изготовить, пришлось затратить и природные ресурсы, и труд многих людей.

Б — Береги игрушки, чтобы не пришлось их выбрасывать и покупать новые

В — Выключай свет, когда последним уходишь из комнат, экономь электроэнергию

Г — Гуляя по лесу или по парку, старайся не нарушать их чистоту

Д — Делай домики и кормушки для птиц, помогай, чем можешь дикой природе

Е — Если ты вырос из своей одежды, не выбрасывай ее: отдай кому-нибудь другому

Ж — Жги костры в лесу очень осторожно: подальше от больших деревьев, и обязательно гаси их!

З — Закрывай плотнее водопроводные краны, чтобы из них не капала зря вода, напоминай взрослым, чтобы вовремя их чинили

И — Играя с животными, не обижай их: они тоже часть природы

К — Когда просишь взрослых купить тебе новую вещь или игрушку, подумай сначала: не будет ли это излишеством, не лучше ли обойтись без них, приведя в порядок те, что у тебя уже есть

Л — Лекарства никогда не бери в рот, не посоветовавшись со взрослыми, чтобы не отравиться не на роком!

М — Мастерить любят многие дети, но убирать за собой инструменты и мусор нужно без маминых напоминаний

Н — Неряхи и невежды — главные враги природы: Будь разумен и аккуратен

О — Объясняй малышам, что нужно делать для защиты природы от разрушения

П — Правильно пользоваться благами природы не очень просто, но постарайся начать учиться этому с самого раннего детства

Р — Ремонтируй предметы домашнего обихода — эти ты внесешь свой вклад в экономию природных ресурсов

С — Сажай деревья везде, где сможешь: они укрепляют почву и очищают воздух

Т — Тряпки и ветошь, сдавай в утильсырье, чтобы они еще раз послужили на пользу людям

У — Учись всему, что может быть полезно нашей прекрасной голубой планете — нашему космическому дому!

Ф — Фотореактивы можно собирать , после употребления и сдавать туда, где из них снова получат серебро: помогай взрослым делать это

Х — Ходи больше пешком, реже пользуйся транспортом: ты укрепишь свои мышцы и внесешь свой вклад в экономию природных ресурсов.

Ц — Цветы в природе растут не для букетов: если любишь собирать букеты, научись выращивать цветы сам!

Ч — Читай интересные книжки о том, как жить в дружбе с природой: они помогут тебе стать умнее и чутко относиться к несчастьям и радостям других

Ш — Шум в лесу ( а особенно громкая музыка) пугают животных и птиц, мешают им нормально жить. Не шуми и не шали в лесу: пожалей его обитателей!

Щ — Щели в оконных рамах обязательно заделывай на зиму: береги тепло в доме

Э — Экономь воду, когда моешь посуду или стираешь

Ю — Юные техники! Изобретайте такие машины и устройства, которые не приносят вреда природе!

Я — Ядовитыми веществами (которые есть почти в каждом доме для борьбы с насекомыми и других целей) никогда не пользуйся без взрослых, иначе можешь тяжело заболеть.

Во время работы мы поняли: если ты будешь соблюдать правила поведения в природе, то природа ответит тебе добро

Вывод: в ходе проделанной нами работы мы узнали историю создания азбуки, выучили алфавит, создали экологическую азбуку природы.

  1. Экологическая азбука

Приложение 3.

Заключение

Исследовав материал, нам удалось узнать, что такое азбука, какая бывает азбука. Убедились в том, что можно создать свою азбуку, используя свой интерес и способности.

Подтвердилась наша гипотеза: если ты больше будешь узнавать о буквах и окружающем мире, будешь играть с буквами, то ты быстрее их запомнишь, и много интересного о них узнаешь. Поэтому экологическую азбуку, можно использовать для изучения правил поведения в природе на уроках окружающего мира и обучения грамоте.

Знания об экологических правилах, полученные в ходе исследования, пригодятся нам в дальнейшей учебе

Работая над данным исследованием, научились анализировать литературу и отбирать необходимый материал, находить необходимую информацию на сайтах интернета, усовершенствовали умение работать с карандашами.

Думаем, что данная исследовательская работа будет многим ребятам интересна и полезна. Наша работа может быть использована не только на уроках для обучения грамоте и развитию речи, но и на уроках окружающего мира и для проведения классных часов и экскурсий.

Знание — это сила!

И за это АЛФАВИТУ: «Спасибо!»

Литература

  1. « Азбука»: учебник для 1 кл./ В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин., М.: Просвещение, 2000,-с .214

  2. « Я познаю мир»: Дет.энцикл.: Культура/ Н.В.Чудакова. М.: АСТ, 1996.- с. 19.

  3. «Окружающий мир»: учебник для 1 кл./А.А.Плешаков., М:Просвещение , 2011.

  4. CD большая советская энциклопедия.

  5. CD Кирилл и Мефодий

  6. CD Детская энциклопедия КМ

  7. file:///Экоазбука.htm

Приложение 1.

Славянская азбука Кирилла и Мефодия


Приложение 2.

Современный алфавит


Приложение 3.

Экологическая азбука


infourok.ru

Игра «Экологическая азбука» — биология, прочее

НЕДЕЛЯ ЭКОЛОГИИ

Правила игры

  • Все команды участвуют в игре одновременно.
  • Для игры предлагается 84 изображения, по три на каждую букву, за исключением Ё, Й, Ь, Ъ, Ы.
  • Игра состоит из двух раундов, которые состоят из 14 тем/букв.
  • На каждую тему/букву даны 3 изображения, выводящиеся на экран.
  • Цель команд – угадать, какое слово или словосочетание загадано при помощи изображения с учетом приведенных подсказок, и записать его на бланке для ответов. Команды отвечают в письменной форме.

6. В случае правильного ответа команда за каждое верно угаданное слово или словосочетание в первом раунде получает по одному баллу, во втором раунде по два балла. В случае неправильного ответа баллы не вычитаются. На обсуждение каждого изображения дается 20 секунд (слайды сменяются автоматически).

7. Максимальная сумма баллов равняется 126 .

8. Ответы на вопросы каждого раунда команда сдает в жюри на отдельном листе. Верные ответы объявляются после всех раундов.

9. Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.

ВНИМАНИЕ!!!

1. Буквы в заданиях идут не по алфавиту.

2. Обратите внимание, что, несмотря на то, что некоторые изображения в жизни могут иметь более одного названия, верным будет только тот ответ, который начинается на искомую букву.

Пример буквы животное

Пример буквы государство

Пример буквы персонаж

Ответ животное

Енот

Ответ государство

Египет

Ответ персонаж

Емеля

Первый тур

Правильные ответы вам приносят в первой части Азбуки по одному баллу .

За неправильные ответы баллы не вычитаются.

Буква № 1

Часть биосферы, где запрещена любая деятельность человека

Буква №1

Явление природы

Буква №1

Животное

Буква №1

Буква № 2

Растение

Буква №2

Плавающая ледяная гора

Буква №2

Искусственное растительное сообщество

Буква №2

Буква № 3

Буква №3

Стихийное бедствие

Птица

Буква №3

Буква №3

Крупнейшая таксономическая категория живых организмов

?

?

?

Буква № 4

Буква №4

Мельчайшая частица воды

Буква №4

Пресмыкающееся

Буква №4

Глобальное разрушение биосферы

Буква № 5

Буква №5

Вид биосинтеза

Буква №5

Растение – «след белого человека»

«Барьерный» орган человека

Буква №5

Буква № 6

Буква №6

Растение

Буква №6

«Бодрствование» вулкана

Буква №6

Птица леса

Буква № 7

Буква №7

Земноводное

Буква №7

Часть вулкана

Буква №7

Вид плода

Буква № 8

Буква №8

Огромный водоем, связанный с океаном

Буква №8

Лекарственное растение из семейства Сложноцветные

Буква №8

Передвижение животных

Буква № 9

Буква №9

Стихийное бедствие

Буква №9

Цветковое дикорастущее растение

Буква №9

Крупное непарнокопытное животное

Буква № 10

Буква №10

Хвойное растение

Буква №10

Реликтовое животное Австралии

Буква №10

Животное

Буква № 11

Буква №11

Он делит Землю на полушария

Буква №11

Гигантское дерево

Буква №11

Высокогорный цветок

Буква № 12

Буква №12

Кислое растение

Буква №12

Хищная рыба

Буква №12

Певчая птица

Буква № 13

Буква №13

Злаки, используемые для получения муки

Буква №13

Хищное животное семейства Куньих

Буква №13

Пигмент, обуславливающий окраску растений

Буква № 14

Буква №14

Насекомое — опылитель

Буква №14

Видоизмененный побег хвои

Буква №14

Животное — падальщик

Сдавайте, пожалуйста, в жюри ваши ответы на первую часть турнира

kopilkaurokov.ru

Экологическая азбука — внеурочная работа, мероприятия

Классный час на тему: «Экологическая азбука» Ход классного часа 1 этап: мотивация

Эпиграф:

Жить в зеленом мире этом
хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
пестрым бегает зверьком
В облаках кружиться птицей,
шустрой бегает куницей.
Жизнь повсюду, жизнь вокруг.
Человек природе – друг!

Человечество стремится сохранить природу в первозданном виде, чтобы передать потомкам в целости и сохранности здоровый воздух, хрустально чистую воду и благодатную почву.

И сегодня мы с вами окунемся в увлекательный, завораживающий мир природы.

Но к сожалению экологическая ситуация на планете складывается все хуже и хуже год от года.

А ведь природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов и, конечно же, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности.

Давайте прочитаем слова замечательного русского писателя, автора произведений о природе, нашего земляка Михаила Михайловича Пришвина: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Это высказывание является наилучшим выражением значимости природы в нашей жизни, необходимости любить и беречь её так же, как мы любим и бережём нашу Родину.

Что значит родина для вас?

( Отечество, родная сторона; место, где человек родился; место, где он живет, где живут его родные и близкие; родной город; место, где человек чувствует себя как дома, уверенно и в безопасности.)

У всего живого на земле должно быть место, где он может себя чувствовать в безопасности, иметь все необходимое для существования. У рыбы – это вода,

зверя – лес, степи и горы. Для человека жизненно необходимой является родина – место, где он родился, сделал первые шаги, где научился видеть и понимать прекрасное, где появились на свет его дети. И подобно птице, хранящей свое гнездо, человек должен беречь природу, потому что это и есть родина.

Что значит охранять природу?

(Защищать парки, леса, реки от загрязнения; беречь растения, не уничтожать их; сажать новые деревья, растения.)

Что дает природа человеку?

(Природа дает человеку всё необходимое для жизни: кислород, которым мы дышим, воду, которую мы пьем, землю, которая нас кормит, растения , которые нас лечат, полезные ископаемые, др. Природа не только радует наш глаз, поднимает настроение, наполняет теплом и светом нашу душу, но и просто необходима для жизни.)

А теперь давайте попробуем выбрать объекты природы ( живой и неживой), которые помогли бы ответить на вопрос «Что такое природа?»

(На интерактивной доске группируются объекты живой и неживой природы)

— Природа – это все, что нас окружает, все, что не создано человеком.

Все ли объекты природы представлены?

( Дети приходят к выводу, что не хватает человек.)

— Почему вы так считаете?

( Человек – часть природы, поэтому не может существовать вне её. Они взаимосвязаны.)

— Взаимосвязь всех объектов природы изучает специальная наука – экология. Мы на уроках окружающего мира и сегодня на занятии знакомимся только с её азами. Поэтому, как вы думаете, какая тема нашего занятия?

(Экологическая азбука)

Выскажите свои предположения, о чем пойдет сегодня наш разговор?

2 этап: работа с понятиями

(Работа в группах)

Раздаточный материал.

Задание.

1 группа.

Прочитайте текст т ответьте на вопросы:

-Что такое экология?

-Какие организации занимаются вопросами защиты природы?

Экология – наука об отношениях живых организмов между собой и с окружающей средой?

Экология как наука появилась во второй половине 20-го века, когда промышленность стала активно развиваться. Из-за активной деятельности человека загрязнялась окружающая среда, условия обитания начали заметно меняться. Первым это почувствовали растения и животные. Численность, и главное, разнообразие живого мира стали быстро сокращаться. Люди начали задумываться о загрязнении воды, воздуха, почвы.

В нашем городе, как и в большинстве городов мира, существуют различные организации, которые занимаются вопросами защиты природы. Руководит их деятельностью управление экологии администрации города Липецка.

2 группа.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

-Что такое «Красная книга»

— Есть ли книга в липецкой области?

Красная книга – список редких и исчезающих видов животных, растений и грибов. Красные книги бывают международными. Национальными и региональными.

Первая «Международная Красная книга» появилась в 1963 году. Международному Союзу Охраны Природы (МСПО) понадобилось 14 лет, чтобы собрать информацию о редких животных и растениях.

Переплет книги имеет красный цвет (отсюда и её название) – сигнал тревоги, опасности. А вот странички в книге разноцветные: исчезающие виды размещены на красных. Сохраняющиеся виды – на жёлтых. Практически исчезнувшие – на белых, восстанавливающиеся – на зеленых.

Международная Красная книга хранится в Швейцарском городе Морж.

В1997 году вышло в свет первое издание «Красной книги Липецкой области». Второй том появился спустя 10 лет.

За это время ни один редкий вид животных в области не исчез.

3 группа.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

— Что такое заповедник?

— Какие природоохранительные зоны Липецкой области ты знаешь?

Заповедник – особо охраняемая территория, в пределах которой запрещена хозяйственная деятельность человека. Здесь сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс.

На территории области несколько десятков заповедных мест. Самым известным заповедником Является Галичья гора, Воронежский заповедник (Воронежский государственный природный биосферный заповедник), дендрологический парк ЛОСС (лесостепная опытно-селекционная станция) в Мещёре.

В заповеднике «Галичья гора» сохраняется значительное число редких и исчезающих видов животных и растений, занесенных в «Красную книгу». В липецкой области многие из них в настоящее время встречаются только на заповедных участках.

В Воронежском заповеднике встречаются представители фауны самых разных природных зон: такие виды – заяц-беляк и белка – соседствуют с жителями широколиственных лесов и степей, черника и брусника растут рядом с ковылем и степной вишней. Особое место среди охраняемых зверей занимает бобр. Благодаря заповедному режиму бобры увеличили свою численность и впоследствии широко расселились по Липецкой и Воронежской областям. Другой вид, спасенный заповедником, — благородный олень.

4 группа.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

— Что такое лекарственные растения?

— Какие из них растут в Липецкой области?

Лекарственные растения – обширная группа растений, органы, или части использую для лечения или профилактики различных заболеваний.

Наиболее широко лекарственные растения применяются в народной медицине.

Народами древнего мира использовались до 21 тыс. видов растений. Уже на самых ранних стадиях развития человечества растения были не только источником питания людей, они помогали человеку избавиться от болезней.

Старинное предание рассказывает о том, как учитель послал в лес одного древнеиндийского врача, чтобы принести несколько совершенно бесполезных растений, но тот не смог выполнить задание учителя, не нашел ни одного бесполезного растения. Как писал американский философ Р. Эмерсон, «даже любой сорняк – это растение, достоинства которого ещё не раскрыты».

Лекарственные растения Липецкой области составляют большую группу, в которую входят липа, шиповник, ромашка, крапива, чабрец, подорожник, сосна, смородина и многие другие.

Представьте, что нам нужно составить словарь юного эколога. Какие, по-вашему мнению слова могут войти в этот словарик?

3 этап: Обсуждение основной проблемы

Звучит «Песня о Липецке» стихотворение Надежды Цыплаковой

(Просмотр ролика о Липецке)

— Вот каким я вижу свой город, свою Родину.(Просмотр слайд-шоу или фото с видами Липецка)

— А каким его видите вы? Назовите своё любимое место и кратко о нем расскажите.

( рассказы детей о любимых уголках природы Липецка и показ фото)

— Как тепло и уютно на душе, как спокойно и радостно. Хочется вдыхать воздух полной грудью, смотреть на облака, любоваться ромашками и колокольчиками, подпевать птичкам. А какие эмоции у вас при виде этих пейзажей? Какими красками вы бы их изобразили.

(Эмоции яркие, светлые, запоминающиеся; краски – желтые, розовые, голубые….. радужные.)

— А теперь представьте: вы приехали на свое любимое место и видите, что деревце, которому вы доверяли свои тайны, прислоняясь к которому, успокаивались, сломано! На поверхности речки, где вы любили плавать и резвиться, расплывается огромное бензиновое пятно! Лесная полянка, дарившая вам сладкую землянику и кружившая вам голову запахами трав и цветов, завалена мусором, а трава сожжена.

Изменится ли ваше настроение?

«Что происходит с Землей? Кто виноват? Что делать?»

(Дети формулируют вывод: загрязняются водоёмы, воздух, леса. Земля находится в опасности! Виноват в этом человек. А значит, и исправлять ошибки он должен сам)

Работа в группах.

— Эту мысль нужно донести до каждого человека, привлечь внимание всех к проблеме загрязнения окружающей среды. Для этого предлагаем выполнить следующие задания.

Задания.

1 группа.

Выпустить листовку в защиту животных. Донести её смысл до одноклассников и липчан. Как это сделать наиболее эффективно?

2 группа.

Выпустить листовку в защиту растений. Донести её смысл до одноклассников и липчан. Как это сделать наиболее эффективно?

3 группа.

Выпустить листовку о недопустимости загрязнения воздуха. Донести её смысл до одноклассников и липчан. Как это сделать наиболее эффективно?

4 группа.

Выпустить листовку о недопустимости загрязнения воды. Донести её смысл до одноклассников и липчан. Как это сделать наиболее эффективно?

( Выполняются работы разных формах: письмо, схема, стихотворение, плакат.)

4 этап: Подведение итогов.

Итак, давайте продолжим фразу: «Экологическая азбука – это…..»

( Дети вспоминают ключевые понятия занятия, выделяют основную цель экологического воспитания младшего школьника)

Задание по обсуждаемой теме

В русской азбуке буква имела свое толкование: а – аз (я), б – буки (буквы), в – веди (знать, ведать)

— А как вы бы растолковали буквы основного понятия нашего занятия – «экология»

(Это Когда Отчизну Любимую Охраняют Государство И Я)

kopilkaurokov.ru

Урок-путешествие для 2 класса по теме «Экологическая Азбука»

Филиал №1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в селе Старосеславино

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеклассное мероприятие

«Экологическая Азбука»

 

 

Учитель начальных классов-

Алмазова Наталья Николаевна

I квалификационная категория,

                                                 2 класс, 7-8 лет, 2014-2015            

учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адрес: 393714 Тамбовская область Первомайский район  

с. Старосеславино ул. Советская дом  № 111 «а».

 

Цель: формирование у обучающихся понимания единства человека и природы.

Задачи:

·       расширить кругозор и знания о природе своего родного края;

·        развивать познавательную активность, умение сравнивать и делать выводы;

·        формировать у обучающихся экологическую культуру;

·       воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому.

 

Участники мероприятия: обучающиеся 2-3 классов.

 

Место проведения: актовый зал

 

Оформление и оборудование: мультимидийный проектор, компьютер, экран,  книжная выставка.

 

                                                 Ход мероприятия

 

Ученик 1.     Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению,

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте.

У природы круглый год обучаться нужно,

Ведь ее лесной народ

Учит крепкой дружбе.  

 

Ведущий.   Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Мы собрались сегодня с вами, чтобы поговорить о родной природе, вспомнить о животных и растениях, которые нуждаются в защите и охране. Мы все любим природу и хотим жить в согласии с ней. Ведь человек – это часть природы. И от нас зависит, будет ли наш край цветущим садом.

 

Показ слайдов: 1, 2, 3. (Приложение)

 

                             Нас окружает большой и прекрасный мир: деревья, травы, цветы, солнце, воздух…- все это природа.

 

Ученик 2.     Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток, 

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

 

 Ведущий.      Сегодня мы отправляемся путешествовать по страницам экологической Азбуки. Первая книга, по которой человек учится читать, — «Азбука».

Странички экологической Азбуки познакомят нас с экологическими тревогами на земле и в нашей области, научат относиться к природе чутко и бережно. Недаром говорят: «Кто природу губит, тот свой край не любит».

 

(Вбегают Баба Яга и Кикимора болотная)

 

Баба Яга.     Кто же природу не любит? Все любят! Я вот весь день рву букеты, украшаю свое жилище ветками, топчу тропы – эти, экологические.

 

Ведущий.     Ребята, правильно делает Баба Яга? А что это за тропы такие? Как правильно называется наука и что она означает?

 

Показ слайдов:  4, 5, 6, 7, 8 (Приложение).

 

Экология – это наука о среде обитания, и её влияние на организмы. Она изучает взаимоотношения животных с окружающей средой, все разнообразие приспособлений животных к факторам среды, которые обеспечивают им выживание, размножение и расселение.

Экологические тропы – созданы в заповедниках, их протяженность может достигать несколько километров, они включают точки, имеющие историческое и природное значение. Тропы оборудованы специальными местами отдыха. 

 

Баба Яга.     Понравилось нам это слово – «экология». Хотите, мы вам частушки  «экологические» споем?

 

Частушки.

1.     Очень я сюда спешила-

Быстрый транспорт мой такой:

Начадила, надымила

«Реактивною» метлой.

 

2.     Захотелось мне однажды

Водяному навредить

И задумала я в речку

Три ведра бензина влить.

 

3.     Затопила, братцы, печку,

Ветер дым вокруг понес.

У нее труба большая

И дымит, как паровоз.

 

4.  Взяли мы с сестрой топор,

Набросали дров в костер.

Дыму было на весь лес,

А уж пламя – до небес!

 

5.  Мы с Кикиморой болотной

     Пошумели тут в лесу.

Все зверье мы распугали:

     Зайца, волка и лису.

 

Ведущий.     Пора вас из леса выселять. Вы неисправимы!

 

Кикимора.   Мы исправимся! Пусть только ребята нас научат правилам поведения в лесу.

 

 

«Зеленая страничка».

 

Показ слайда 9 (Приложение)

 

        Правила поведения в лесу.

 

1.     Нельзя шуметь, так можно нарушить нормальную жизнь обитателей леса.

2.     Нельзя рвать много цветов, зная, что никогда не поставишь их в вазу.

3.     Нельзя ломать маленькие деревца, кустарники, ветки.

4.     Нельзя ловить бабочек, жуков и других обитателей леса.

5.     Нельзя оставлять после себя мусор.

 

Песня «Зеленый мир».

 

Игра «Если я приду в лесок».

 

Ведущий.     Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

1.     Если я приду в лесок

И сорву ромашку?

2. Если съем я пирожок

    И выброшу бумажку?

3. Если хлебушка кусок

    На пеньке оставлю?

4. Если ветку подвяжу,

   Колышек подставлю?

5. Если разведу костер,

А тушить не буду?

6. Если сильно насорю

    И убрать забуду?

7. Если мусор уберу,

    Банку закопаю?

8. Я люблю свою природу

    Я ей помогаю!

 

Ученик 1.   Почему мы с лесом дружим,

                     Для чего он людям нужен?

 

Ученик 2.   Лес – наше богатство.

                     Лес – это зеленый наряд нашей Родины.

                     Там, где лес, всегда чистый воздух.

 

Ученик 3.   Лес – это дом для зверей и птиц.

                      Лес – это кузница здоровья.

 

Ученик 4.   Не зря есть пословица:

                    « Дерево скоро садят, да не скоро с него плод едят».

 

Сценка «Крапивница и муха».

 

Ведущий.   Пришла весна. Пригрело солнышко. Появились первые насекомые.

 

Крапивница.   Пусти, Муха, пусти, негодная! Тут на бревнышке мое место, я сама хочу на солнышке греться!

 

Муха.   Кто ты такая, чтоб тебя пустить?

 

Крапивница.    Бабочка я, Крапивница. Не тебе муха, чета.

 

Муха.   Ну и лети себе в крапиву.

 

Крапивница.   Откуда крапива, когда еще снег кругом?

 

Муха.   А мне какое дело! Это мой дом , моя стенка, мое теплое бревнышко. Я еще осенью сюда забралась, всю зиму проспала в щелочке, под окошком.

 

Крапивница.   И я спала в щелочке под окошком. Ты, с какой стороны?

 

Муха.   С левой.

 

Крапивница.   А я справой, я тоже здешняя!

 

Муха.   Ну, тогда садись рядышком. Вместе зиму коротали, вместе на весеннем припеке погреемся. Чай, соседи.

 

Ведущий.     Где же они зимовали?

 

Ведущий.     А сейчас блиц – вопросы, посмотрим, как хорошо вы знаете лесных жителей.

 

Блиц – вопросы.

 

1.     У какого животного, каждый день растут зубы? (Заяц).

2.     У какой птицы, самый длинный язык? (Дятел).

3.     Какого зверя, называют санитаром леса? (Волк).

4.     Какая птица, подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка).

5.     Кто, собирает яблоки спиной? (Ежик).

6.     Что, теряет лось каждую зиму? (Рога).

7.     Какая птица, слаба на слух? (Глухарь).

8.     Назовите, любимую еду аистов? (Лягушки).

9.     Кто, бежит задними ногами вперед? (заяц).

10.                 Животное лесов, похожее  на кошку. (Рысь).

11.                  Он в малине знает толк – косолапый бурый… (Медведь)

 

Ведущий.    А теперь мы отправляемся на «Голубую страничку». Лес и вода – родные брат и сестра. Вот  мы и побываем на берегу реки Великой.

 

 Показ слайда 10 (Приложение).

 

(Звучит сигнал SOS. Появляется  Золотая рыбка.)

 

Золотая рыбка.    Я Золотая рыбка, давно живу в реке Великой. Но теперь моя жизнь стала невыносимой. Люди загрязнили реку вредными сбросами. Воду нельзя стало пить. Мои подруги скоро погибнут. Я слышала, что в экологическом центре есть аквариум. Там рабам хорошо живется. Не хочу быть больше Золотой рыбкой, хочу быть аквариумной!.

 

Ученик 1.         Никогда я не слышала такого,

                        Чтоб аквариум простой

                        Домом рыбки вдруг стал золотой!

 

Ученик 2.         Жаль нам стало ее, золотую,

                           Ведь не  вынесет муку такую:

                           Не вода стала в речке, а грязь

                         Не видал я такой отродясь.

 

 

 

Песня «На реке» на мотив «Течет река Волга».

 

Издалека долго, течет река отходов,

Конца и края нет.

Среди хлебов спелых, 

Среди снегов серых,

Течет река отходов,

А нам всем дела нет!

Но почему мы стали равнодушны

И почему не бьем в колокола?

Природа – мать кричит нам:

«Помогите!

Не губите, не шумите, не сорите,

А любите, берегите, защитите!»

 

Показ слайдов: 11, 12, 13, 14, 15 (Приложение).

 

Ведущий.   Что же должны делать люди, чтобы вода в реке стала чистой?

 Показ слайда 16 (Приложение).

Ведущий.   Следующая страничка нашей азбуки «Зеленая аптека». Мы все любим походы в лес, поле, на речку. В походе иногда случаются маленькие неприятности: кто –  то ногу натер, кто – то поранил палец, а кто – то простудился. Что делать? Здесь помогут нам советы Доктора Нехворайкина.

 

Доктор Нехворайкин.  В лесу, поле и даже на пыльной дороге растут лекарства. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. Я расскажу о тех, которые могут помочь вдалеке от дома.

 

Показ слайда 17 (Приложение).

 

-Остановить кровь поможет подорожник.

1.     Всем поможет подорожник –

Скромная трава.

    Если ты порезал руку

    Или ногу сбил.

    Он тебе залечит рану

    И прибавит сил.

 

Показ слайда 18 (Приложение).

 

— Вылечить ангину, простуду поможет  лекарственная  ромашка.

2. И если случится тебе простудиться,

   Привяжется кашель, поднимется жар,

   Придвинь к себе кружку, в которой дымится

   Слегка горьковатый душистый отвар.

 

Показ слайда 19 (Приложение).

 

— При боли в желудке нужно принять настой тысячелистника.

3. Каждый лист разбит на дольки.

    Посчитай-  А, долек сколько?

    8, 10, 20, 30

    Тут легко со счета сбиться.

    У кого желанье есть

    Дольки снова перечесть?

 

Ведущий.   А сейчас ответьте на вопросы о растениях.

 

Блиц – вопросы.

 

1.     Какие растения, названы именами людей? (Иван – да – Марья, анютины глазки, роза, Иван – чай, маргаритка).

2.     Какая ягода, заменяет лимон? (Клюква).

3.     Ягода, похожая на малину, но чёрного цвета? (Ежевика).

4.     Название, какого растения, говорит о том, где оно растет? (Подорожник).

5.     Какой цветок, весну начинает? (Мать – и —  мачиха).

6.     Какую траву, любят кошки? (Валериану).

7.     Какого цвета незабудки? (Голубого).

 

Показ слайда 20 (Приложение).

 

Ведущий.   Последняя страничка нашей азбуки – «Красная книга».

                  Тушить пожар мчится красная машина. Красный сигнал светофора    предупреждает об опасности. Книгу тревоги за судьбу редких и исчезающих растений и животных назвали красной книгой. В нашей Тамбовской области тоже есть растения и животные, которые занесены в красную книгу. Это сурок степной, стрепет, лебедь – шипун, гадюка степная, богомол обыкновенный, орел степной, куница каменная, змееяд, волк.

                 С научной, просветительской и прежде всего природоохранной целью группа ученых Тамбовского Государственного университета имени Г. Р. Державина и мичуринского педагогического института создали в 2000 году Красную книгу животных Тамбовской области. В эту книгу включены  334 вида животных: 3 вида паукообразных, 187 видов насекомых, 1 вид круглоротых, 13 видов рыб, 3 вида амфибий, 5 видов пресмыкающихся, 70 видов птиц, 17 видов млекопитающих.

 

Показ слайдов: 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29 (Приложение).

 

(Книжная выставка).

 

Ученик 1.   Ребята! Оглянитесь – ка вокруг,

                    Тамбовская природа так прекрасна!

                    Ей нужна забота ваших рук,

                    Чтоб красота ее не гасла.

Ученик 2.   Люди, опомнитесь,

                     Мы здесь живем!

                     Тамбов – наша Родина.

                     Первомайский – наш дом.

                   

Песня «Береги природу».

 

1.     Ничего на свете лучше нету,

Чем спасти от гибели планету.

     Будет лес любимый свеж и зелен,

     Эту радость мы с тобой разделим.

 

2.     Береги ты все живое рядом

И на все смотри хозяйским взглядом.

Знают даже маленькие дети –

Должен быть порядок на планете.

 

3.     Пусть вода всегда в реке струится,

Пусть всегда поют над нами птицы,

И природе сами мы поможем,

Эту радость мы с тобой умножим.

 

 

Показ слайда 30 (Приложение).

 

 

Ученик 1.   Смотрю на глобус – шар земной,        

                     Вдруг вздохнул он, как живой;

                     И шепчут мне материки:

                     Ты береги нас, береги!

Ученик 2.    В тревоге рощи и леса,

                      Роса на травах, как слеза!

                      И тихо просят родники:

                     Ты береги нас, береги!

 

 

Ученик  3.   Останов олень свой бег:

                      Будь человеком, человек!

                      В тебя мы верим – не солги.

                     Ты береги нас, береги!

Ученик 4.   Смотрю на глобус – шар земной,        

                     Такой прекрасный и родной!

                     И шепчут губы на ветру:

                     Я сберегу вас, сберегу!

 

Ведущий.    Жизнь наша неотделима от природы. Природа является колыбелью человечества. Она щедра и бескорыстна, кормит, одевает нас. И требует от нас бережного отношения к себе.

                               Она нам не жалеет ничего,

                               Даря свои бесценные дары,

                               И требует взамен лишь одного-

                               Чтоб люди были к ней добры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации.

   Как известно,  воспитание  в  широком  смысле слова — это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания.  Экологически образованная личность,  зная какой вред природе приносят те или иные действия,  формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности.  Если человек экологически образован,  то нормы и правила экологического  поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления формируются у обучающихся на внеклассном мероприятии «Экологичекая Азбука».

Цель данного мероприятия: формирование у обучающихся понимания   единства человека и природы.

Задачи:

·        расширить кругозор и знания о природе своего родного края;

·         развивать познавательную активность, умение сравнивать и делать выводы;

·         формировать у обучающихся экологическую культуру;

·        воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому.

Здесь, на доступном обучающимся уровне, рассматриваются связи  между неживой и живой природой,  между различными компонентами живой природы (растениями,  животными), между природой  и  человеком.  Через познание данных связей и отношений обучающиеся изучают окружающий мир.

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой.  Причем, человек рассматривается как часть природы,  он существует внутри природы и неотделим  от  нее. Связь между человеком и природой проявляется,  прежде всего, в той многообразной роли,  которую природа играет в  материальной и духовной жизни людей.  Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь  может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха,  воды,  уничтожение  растений, животных  и  другое). 

Данное мероприятие способствует развитию логического мышления,  памяти, воображения, речи.

.

 

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература.

 

 

 

1. Плешаков А. А.,  Александров В. П., Борисова С. А. Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас. 2 класс» — М.: Просвещение, 2008.

2. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». 1-4 классы. М.: Вако, 2004.

3. Черемисина Л. Д. Экологическое образование младших школьников. – Тамбов: ТОИПКРО, 2004.

4. Грехова Л. И. В союзе с природой. – М.: Ставрополь, 2000.

5. Сосновский И. П. Редкие и исчезающие животные. По страницам Красной книги. – М.: Металлургия, 1987.

   6.  Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа».

   7. Газета для учителя начальной школы «Педагогическое творчество».

   8. Газета для учителя начальной школы «ПедСовет».

   9. Букин А.П.  В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение,     1991.  

  10. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению:  Из опыта работы.  Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 1981.

  11.  Захлебный А.Н.  На экологической тропе.- М.: Знание,1986.

.

 

 

 

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Экологическая азбука

Интеллектуальная игра «Экологическая азбука»

Цели игры: 

обобщение и закрепление знаний учащихся по экологии.

Задачи игры: 

1)Образовательные:

 – сформировать у учащихся знаний по  экологии, о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека;

2) Воспитательные:

-прививать интерес к науке – экологии и желание изучать ее закономерности в дальнейшем

-воспитание культуры общения;

-воспитание культуры правильного поведения в природе;

3) Развивающие:

-развитие мышления,

-памяти, внимательности;

-развитие познавательного интереса.

Ход игры

1. Начало игры.

Ведущий:

-Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые!

Сегодня мы проводим интеллектуальную игру  «Экологическая азбука».

Цель игры – обобщение и закрепление знаний учащихся по экологии. Сегодня мы проверим ваши знания по экологии.

Зрители тоже не останутся без внимания. В ходе игры вам будут задавать вопросы, правильно ответив на который, вы получаете жетон. Зритель, набравший большее количество жетонов, будет объявлен как лучший знаток экологии среди зрителей.

-Внимание! Объявляю участников игры! (Представить всех игроков).

Правила игры.

В ходе игры участник выбирает раздел  (это «Экология дома», «Экология нашего города», «Экология леса», «Птицы-экологи», «Растения – экологи», «Красная книга», «Чёрная книга природы», «Заповедные зоны») и номер вопроса: 1, 2, 3 или 4. За каждый правильный ответ, игрок получает  5 очков. Игрок выбирает раздел игры, номер вопроса и отвечает на него. Если игрок затрудняется ответить, право ответа передаётся тому игроку, который первым поднимет сигнал. При правильном ответе количество баллов игрока увеличивается. Отвечать надо быстро, можно аргументировать, пояснять свой ответ.

Жюри будет считать баллы, подводить  промежуточные итоги игры и в конце назовёт победителей интеллектуальной игры «Экологическая азбука».

В ходе отборочных туров в каждом классе были отобраны 2 знатока экологии. Давайте поприветствуем их!

И через некоторое время мы узнаем, кто из них лучший.

Начинаем игру! 

Первый вопрос зрителям.

Что такое экология?

Правильный ответ:

Экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом, с окружающей средой. Образовано от 2-х греческих слов «ойкос» — дом, жилище и «логос» — наука. Дословно – наука о местообитании.

Все вопросы в ходе игры будут посвящены науке – экологии.

В результате жеребьёвки первым начинает игрок___________.

 Вопросы раздела «Экология твоего дома»

  1. Назовите главные источники очищения воздуха в доме.

Правильный ответ: Главным источником очищения воздуха являются комнатные цветы.

  1. Как человек может помочь сохранить окружающую  среду, не выходя из дома?

Правильный ответ:

  • Выключать компьютер, телевизор и другие бытовые приборы, когда они не используются, тем самым уменьшится расход электроэнергии, и затраты топлива (а следовательно и количество вредных выбросов).

  • Закрывать краны на кухне и в ванной, — не дать воде течь впустую.

  • Не использовать одноразовую посуду и упаковки. Они делаются из бумаги или пластика, таким образом, сократится вырубка лесов и потребление нефти.

  1. Дайте советы,  как сохранить экологически чистую  атмосферу в квартире, дома.

Правильный ответ:

  • делать влажную уборку помещения не реже 2-х раз в неделю;

  •  избежать использование паласов и ковров;

  •  не курить в квартире, дома;

  • определить запретные зоны для домашних животных;

  • книги или газеты должны находиться в застеклённых шкафах;

  • проветривать помещение каждый день.

  1. Назовите бытовой прибор, который  оказывает большой вред здоровью  человека и экологии дома открытым сжиганием газа в квартире?  Как предотвратить этот вред?

Правильный ответ:

       Газовая плита. С целью очистки воздуха применяют на кухнях воздухоочистители, вытяжки приборы для увлажнения и других видов обработки воздуха.

Вопросы раздела «Экология нашего города»

  1. «Мусорная» проблема уже не первый год остро стоит в Чагодощенском районе.

Предложите свои пути решения данной проблемы.

Правильный ответ:

  • Строительство мусороперерабатывающего предприятия.

  • Использование экологических пакетов, перерабатываемых бутылок.

  • Приобщение населения к сортировке мусора.

  1. Количество выбросов в атмосферу предприятиями Чагодощенского района, загрязняющих веществ, превышают нормы.

Предложите свои пути решения данной проблемы.

  1. К чему приводят ежедневные канализационные стоки из домов в реку? Как   можно избежать данную проблему?

 Правильный ответ:

 установить современные фильтры отчистки  воды.

  1.  Одним из основных источников загрязнения воздуха в городе выступает автомобильный транспорт.

Предложите свои пути решения данной проблемы.

  • Переход на экологический вид топлива.

  • Если возможно, воздержаться от поездки на автомобилях.

Вопросы раздела «Экология леса»

Вопрос для зрителей:

Объясните выражение «Лес- фильтр»

Правильный ответ:

Лес — настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества — фитонциды.  От них погибают болезнетворные микробы.

Лес — это «кислородный цех», «легкие планеты». Каждый листок, каждая травинка   выделяет кислород.

В данном разделе мы повторим, как надо себя вести в лесу, чтобы сохранить лесную экосистему.

  1.  Почему нельзя шуметь и слушать громкую музыку в лесу?

Правильный ответ:

Дело в том, что из-за громкого шума потревоженные звери и птицы могут покидать свои места, оставляя своих детенышей одних. Те, в свою очередь, тоже могут разбежаться по сторонам, оставшись без родительской поддержки. В таком случае они зачастую гибнут.

  1. Почему необходимо воздержаться от разведения костров в лесу?

Правильный ответ:

Разведение костров в лесу может привести к пожару, в результате чего погибнут не только деревья, но и животные, приспособленные к жизни в данной среде.

  1. Почему нельзя топтать мухоморы?

Правильный ответ:

Красный  мухомор для оленей, лосей служит лекарством, которое помогает им избавиться от паразитов на зиму грибы.  Мухоморы  считаются у белок лекарством от многих болезней. Мухоморы  также лечат и растения. 

  1. К чему приведёт  разорение муравейников?

Правильный ответ:

Муравьи уничтожают личинок листогрызущих насекомых — преимущественно гусениц бабочек и личинок пилильщиков, которые губят деревья.

Поэтому разорение муравейников приведет к гибели лиственных деревьев в лесу.

Вопросы раздела «Птицы — экологи»

  1. Почему птиц можно называть экологами?

Правильный ответ:

  • Распространяют семена растений.

  • Ограничивают рост  растений.

  • Уничтожают вредных насекомых.

  • Санитары леса.

  • Опылители растений.

  • Уничтожают вредителей сельского хозяйства.

  1. Угадайте птицу.

Она съедает за ночь 7-8 мышей. Только одна семья таких птиц  уничтожает за год 10тысяч мышей и полёвок и этим спасает 10 тонн зерна.

Правильный ответ: Сова

  1. Угадайте птицу.

Я, древесная птица, живу в лесах. С помощью клюва-долота добываю из-под коры деревьев вредителей и поедаю их в большом количестве. За зимний день поедаю 150 жуков-короедов.

Правильный ответ: Дятел

  1. Какую экологическую роль  в природе играет  воробей?

Правильный ответ:

Воробьи уничтожают личинок опасного вредителя садов жука-долгоносика.

Вопросы раздела «Растения — экологи»

  1. Какую роль в экологии играют папоротники?

Правильный ответ:

Папоротники — растения-экологи. Каждый папоротник устраняет из атмосферы дома вредные для человека пары (формальдегида, ксилола и толуола). 
Он благотворно воздействует на нервную систему, легкие, бронхи, а также на кисти рук.

  1. Назовите роль сосны в природе.

Правильный ответ:

Вдоль железных дорог сосны задерживают снег, на берегах водоёмов и в пустынях — движущиеся пески.  Сосны – хранители вод: под их сенью не мелеют реки.

  1.      В чём заключается экологическая роль водорослей в природе?

  • Водоросли — компонент процесса биологической очистки сточных вод. Если любые из них поместить в реку или в любую другую воду, то в скором времени она станет чистейшей.

  • Они выделяют в атмосферу кислород.

  • Являются основной пищей для многих морских животных.  

  • В прибрежных районах водоросли идут на удобрения и корм скоту

  1. К чему приведёт  вымирание  растений на планете Земля?

Правильный ответ:

Погибнет всё живое на Земле: рыбы, животные, птицы, насекомые и, возможно, человек.

Вопросы раздела «Красная книга»

  1. Что такое Красная книга?

 Правильный ответ:

Красная книга — это официальным документ, содержащий сведения  о редких и находящихся под угрозой исчезновения  животных, растений и других организмов.

  1. Что символизирует красный цвет книги?  

Правильный ответ:

Это сигнал опасности, тревоги.

  1. Эти виды  животных встречаются в достаточном количестве для выживания,

но их численность очень быстро  сокращается. Определите, о каком животном идёт речь.
Кто живёт у холодной воды?
Красная книга его охраняет,
Дом его там, где господствуют льды,
Клыки иногда при движенье – подмога,
Тело тяжёлое ласты несут.
Когда лёд оттает хотя бы не много,
Они из воды к берегам подплывут, 
И на холодном песке отдыхают.
На лежбище слабых растят малышей.
Моллюсков морских из песка накапают
И рыбы наловят – вот корм для детей.

Правильный ответ: Морж.

  1. Назовите не менее 5 видов растений и животных, занесённых в Красную книгу Вологодской области?

Вопрос для зрителей: Назовите, какие ещё животные и растения, занесены в Красную книгу Вологодской области.

Вопросы раздела «Чёрная книга природы»

  1. Что такое Чёрная книга природы?

Правильный ответ:

В этой книге описываются  животные и растения, которые навсегда исчезли с лица Земли за время существования  цивилизованного  человечества. В исчезновении большинства видов непосредственно виноват человек.

  1. Назовите вымершее животное.

Их видели своими глазами древние люди, они же в большинстве случаев и приложили руку к их  скорейшему вымиранию.

 

Правильный ответ: Мамонты

  1. Назовите вымершее животное.

Эти  последние животные исчезли в Северной Америке 8-10 тысяч лет назад, а в Евразии и Африке — еще раньше. Причины вымирания этих  опасных хищников окончательно не ясны, но три версии очевидны: жесткая конкуренция с настоящими кошками (лев, тигр, ягуар и пр.), климатические изменения и прессинг со стороны человека.

  1. Назовите вымершую птицу.

Огромная (ростом около 1 м, вес — 8-9 кг), плохо летающая сова с острова Куба. Вымерла 10-8 тыс. лет назад.

Правильный ответ: Орнимегалоникс

Вопросы раздела «Заповедные зоны»

Вопрос для зрителей:

  1. Для чего создаются заповедники, заказники?

Правильный ответ: Заповедники создаются для сохранения и восстановления редчайших животных, растений, неповторимых ландшафтов природы. 

  1. Расскажите о животном и растительном мире Дарвиновского заповедника.

Правильный ответ:

Животный мир типично таежный.

Из млекопитающих обитают в Пинежском заповедника белка, бурундук, бурый медведь, рысь, росомаха, лесная куница, выдра, лось.

В заповеднике очень много рябчиков, глухарей. Встречаются ястреб-тетеревятник, мохноногий сыч, дятлы (трехпалый и черный), вальдшнеп, вяхирь.

Из пресмыкающихся встречаются живородящая ящерица и гадюка, из земноводных — травяная лягушка.

Вопросы для зрителей:

-Расскажите о растительном мире Дарвиновского заповедника.

— Какие растения, растущие в Дарвиновском заповеднике, занесены в Красную книгу

  1. Назовите, какие вы знаете национальные парки, заповедники  и другие  заповедные зоны. В чём их уникальность?

3. Подведение итогов.

Слово жюри.

Огромное спасибо участникам игры, всем, кто помогал проводить игру, учителям и зрителям, активно поддерживающим своих игроков. Наша игра прошла весело, интересно.

Скажите, пожалуйста, какую цель игры мы ставили перед собой?

Удалось нам её решить?

Что повторили в ходе игры?

Используемая литература:

  1. Васильева Т.В. Формы экологического образования в школе -Архангельск: Издательство Поморского университета, 1994г. 74с.

  2. Волокитина О. Ф. Методические рекомендации по проведению праздника «День птиц». Архангельск, 1998г. – 123с.

  3. Ермолин В. Б. Охраняемые природные территории Европейского Севера России. – Архангельск, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2001.- 83с..: ил.

  4. Зелёный мир: Методическое пособие в помощь школьным экологическим объединениям./  Сост. Рябова М.Г., Пурпурова Л.В., Нагорнова Н.В. – Волгоград: Издательство  «Волгоградское ООП», 1994. – 56с.

  5.  Красная книга Архангельской области. Редкие и охраняемые виды растений и животных. – Архангельск, 1995.- 16с.

  6. Мальханова Л.П., Миронова Е.А.. Путешествие с волшебницей природой — Архангельск, 1997г. – 146с.

  7. Федотова А.М.  Экологическое воспитание школьников.- Пермь, 1992.- 82с.

infourok.ru

Экологическая азбука для детей

8 июня в детскую библиотеку для участия в экологической азбуке «Чем можем природе поможем» были приглашены ребята, посещающие оздоровительную площадку школы № 1.

     

 Земля — наш общий дом. Не может быть выбора: сохранить или разрушить его, очищать или загрязнять, заботиться о нём или нет.

Участники встречи  узнали, как каждый из них может помочь сохранить природу своего края, уберечь от опасности загрязнения леса и водоёмы. Ребята показали отличные знания правил поведения в лесу. Видеоролик о лесном пожаре вызвал настоящую бурю эмоций у наших юных гостей.

Школьники охотно принимали участие в беседе, задавали много вопросов, предлагали свои варианты решения проблемы. Ребята познакомились с животными, занесёнными в Красную книгу, и с грустью посмотрели фотографии зверей и птиц, навсегда исчезнувших с лица Земли. Видеоролик о самых грязных реках планеты удивил детей, ведь они не подозревали, что просто бросая мусор в воду, можно полностью уничтожить водоём.

От грустных мыслей юных гостей отвлекла забавная «Птичья викторина», на вопросы которой все участники отвечали хором, потому что оказались прекрасными знатоками сказок и мультфильмов.

Напоследок ребята посмотрели видеоролик о красоте нашей планеты с призывом беречь и уважать любую, даже самую маленькую, жизнь.

 

Т. А. Беловалова
Ведущий библиотекарь 

 

www.niklibrary.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *