cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Эйдетика что такое – Эйдетика для детей: что это такое?

Содержание

Эйдетика для детей: что это такое?

Дорогие мои читатели, здравствуйте! Люблю подкидывать вам всякие неизвестные новинки и вместе разбираться в современных методах обучения. Эйдетика для детей. Знаете, что такое? Вот и я толком не знаю! А что нам мешает разобраться? Может это как раз именно то, чего так не хватало для будущих эйнштейнов?!

Мыслим образно, запоминаем и развиваем воображение

В общем-то, сам заголовок – это и есть основа методики для детей дошкольного возраста и школьников с целью тренировки их основных речевых навыков, развития памяти и воображения.

Такая техника позволяет подготовить будущих первоклассников к трудным школьным перегрузкам, когда придётся осваивать гигабайты информации, прикладывая при этом творческую изюминку, и помогает учащимся справляться с учебными программами.

Для общего развития.

Эйдетика, кому больше нравится – эйдетизм, несёт в своём значении основное греческое слово «эйдос» — «образ». Появилась она в самом начале двадцатых годов прошлого столетия, благодаря учёному из Сербии Виктору Урбанчичу. Считается, что именно он открыл феномен особой памяти через зрительные образы, позволяющие спустя время воспроизводить увиденное до мельчайших деталей.

После Урбанчича эйдетическими способностями человека заинтересовались немцы – Эрик Йенш и его марбургская школа психологии. Не обошли вниманием эйдетику и советские психологи, правда, с 1936-го в СССР в силу разных причин на эти исследования был наложен запрет. Вернулся интерес в советские 90-е, когда открылась первая школа эйдетики.

Научный эйдетизм обычному обывателю известен как фотографическая память. Учёные считают, что она у детей заложена природой и развита хорошо сама по себе. Дети отлично запоминают через образы и в большинстве случаев представляют предмет, который уже «ушёл» из поля их зрения. Это и лежит в основе упражнений эйдетики, позволяющих применять образную память для запоминания сухой информации.

Склонность к эйдетизму обуславливается рядом факторов. Это может быть и генетика, и особенное мозговое развитие. На способности запоминать образами влияет род деятельности человека, и среди творцов эйдетиков гораздо больше, чем среди технарей.

Исследования учёных подтвердили, что задатки эйдетизма есть у всех, только вот в процессе развития они приглушаются. К сожалению, как отмечают психологи, год за годом мы утрачиваем эту «детскую» способность, и во взрослом возрасте людей, умеющих детально воспроизвести зрительные, звуковые либо тактильные образы становится значительно меньше.

Зачем же терять такой дар природы, когда можно его развивать и направлять во благо?

Инструментарий для фотографической памяти

Как мы уже поняли, начинать тренировать образную память можно с детсадовской скамьи, чтобы в школьном возрасте «фотографировать» мудрёные физико-математические формулы да тексты на иностранных языках. Делать это можно несколькими способами.

Зрительная прорисовка

Этот метод хорош для запоминания цифровых и буквенных обозначений – как раз для высшей математики, что начинается уже с начальной школы! Его изюминка состоит в том, что к контурам любого символа добавляются детали и одним движением мозговой извилины с маленькой долей фантазии сухой знак превращается в предмет.

Вот попробуйте, какие «рога и копыта» у вас получатся из цифр от 0 до 9.

  • У меня нолик – это зеркало.
  • Из единицы вышла ёлка.
  • Из двойки – всеми любимый лебедь.
  • Тройка превращается в змею.
  • Четвёрка стала парусником.
  • Пятёрка – морским коньком.
  • Из шестёрки я сделала весёлого кита.
  • Семёрка – это бумеранг.
  • Восьмёрка похожа на снеговика.
  • А девятка – это воздушный шарик.

А можно представить цифры так, как на картинке.

Рисуя такие заколдованные цифры и буквы, дети потом их видят в окружающих предметах.

Мысленная прорисовка

Она служит для запоминания томов Пушкина и ему подобных любителей писать многостраничные поэмы, которые потом дети в школьном возрасте учат. Заключается этот метод в предварительном погружении в атмосферу стиха. Возьмём, для примера, того же Александра Сергеевича и представим дуб, русалку, ходящего по ювелирному украшению кота, богатырей и создадим ассоциативный ряд.

Запоминание точной информации

Этот метод развития эйдетической памяти разделён на приёмы.

Мнемоника

Такая специальная техника, что даёт возможность запоминать незапоминающееся через изменение вида информации. Яркий пример мнемоники – возможность выучить цвета радуги через всем известную поговорку: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

Или ещё можно с нашей школьной скамьи вспомнить про Ивана, Родившего Девчонку, Велевшего Тащить Пелёнку, – это была подсказка для тех, кому не давались названия и порядок падежей.

Цепная реакция

Это построение ассоциативных цепочек, когда из одного образа выплывает другой, помогая воспроизвести правильную последовательность.

Вот, например, родителям задание: запомните 12 слов

Огурец-лодка-комар-конверт-трубочка-гусеница-книга-рис-фонтан-машина-фара-медведь.

Для этого придётся составить свой видеофильм. Вот я разрезаю огурец, сделав из него лодку, в которую попадает комар. Комар прячется в конверт, который уносится ветром, на пути сворачиваясь трубочкой в виде гусеницы. Она приземляется в книгу, на страницах там много слов «рис». Рисинки высыпаются из книги, как фонтан и попадают в проезжающую машину, разбивая ей фары. Один осколок от фары очень похож на медведя. Вот такой у меня фильм:

Акровербальная техника

Такие приёмы, которые преобразуют материал в интересные стишки и песенки, позволяющие легче запоминать. Акровербальные преобразования особенно популярны при изучении детьми в школьном возрасте иностранных языков, когда не даются для запоминания чужестранные слова. Для других случаев есть тоже такие приёмчики хорошие. Ну вот, например, с детьми дошкольного возраста учим дни недели:

или вот зашифрованное:

Для школьного возраста тоже есть запоминалочки. Вот для географии:

и для английского пример:

От теории к практике

Как это выглядит в теории и что такое эйдетика, мы теперь знаем. В дополнение к ранее указанным упражнениям на развитие памяти и мышления вот вам на тренировку ещё ряд. Если вовлечётесь в процесс развития образной памяти, можно взять их за основу, придумав что-то своё новенькое. К слову, развивать эйдетическую память можно уже с 3-4 летнего возраста.

Сочиняем

Даём несколько карточек, их запоминаем и сочиняем сказки и небылицы, чтобы в определённой последовательности встречались заданные предметы.

Усложняемся, подобрав заранее тему для фантазии, например, школа, отпуск, спорт и так далее.

Ищем, что пропало

Выкладываем карточки картинкой вверх для запоминания, а затем просим ребёнка отвернуться, и шкодим: убираем одну-две карточки. Их-то и нужно вспомнить.

Исследуем

Для этого берём интересный предмет и начинаем его исследовать, давая как можно больше его признаков, начиная с формы, цвета, материала, декора, повреждений, недостатков и прочих.

Отгадываем

Загадайте предмет, который есть в поле зрения. При помощи наводящих вопросов ребёнок должен вывести сам себя на отгадку. Не забывайте меняться ролями!

Слушаем

Если в доме есть разные музыкальные инструменты либо пищалки-жужжалки, издающие звуки, соберите их в кучу, познакомьте ребёнка с их звучаниями, чтобы он запомнил, что чем «говорит», и начинайте отгадывать.

Нюхаем

По коробочкам разложите всякие ароматные вкусняшки – травки, кофе, чеснок, лук, фрукты. Познакомьтесь с источниками запахов поближе. А теперь спрячьте всё, завяжите ребёнку глаза. Будем играть в «нюхача».

Вот так в несложных играх можно тренировать эйдетические способности. Попробуйте, уверена, что вам и детям понравится!

А на видео мальчик Соловей Лёня. По его собственному признанию, он очень любит баловаться и все ломать) А еще он умудрился запомнить целых 50 карточек! Не верите? Смотрите сами! Эйдетика в действии.

Друзья, будем рады видеть вас в числе участников нашей группы «ВКонтакте»! Присоединяйтесь, будем бороться со школьными трудностями вместе!

До новых полезных и интересных встреч!

Ваша «ШколаЛа»)

shkolala.ru

Эйдетика – что это? Эйдетика для детей. Упражнения для развития

Мы живем в информационном обществе, – ежедневно каждый из нас окунается в поток информации. Этот поток льется на каждого из нас отовсюду: из телевизора, интернета, книг, электронной почты, газет, журналов, рекламных щитов и пр.

Он настолько велик, что несколько лет назад в психологии появились термины “информационный стресс” и “информационная перегрузка”. Усвоить всю “входящую” информацию невозможно, да и ненужно. А вот научиться грамотно с ней работать может стать весьма полезным умением в современных реалиях, а именно, – быстро анализировать, отфильтровывать ненужное, прочно усваивать важное. Оно необходимо взрослым и, конечно, особенно детям.

Учебные программы изменились. Современные ученики за время обучения в школе должны усвоить объем знаний в несколько раз больший, чем ученики, допустим, еще 30 лет назад. Чтобы успешно справляться с такой нагрузкой уровень когнитивных (познавательных) и творческих способностей должен быть достаточно высоким.

Существуют современные методики, помогающие детям развивать мышление, речь, память, воображение. В этой статье мы поговорим об одной из них – эйдетике.

В переводе с греческого “эйдос” означает “образ”. Эйдетика – это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.

Содержание статьи:

Эйдетика – историческая справка

Термины “эйдетизм” и “эйдетика” были введены в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 г . Дальнейшее развитие и оформление в качестве методики эйдетика  получила в     1920-х как результат исследований немецкого ученого Эрика Йенша и его единомышленников.

В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались отечественные ученые-психологи – Павел Петрович Блонский, Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия. Но, из-за полемики в научной среде по поводу некоторых положений, исследования были заморожены вплоть до современности.

Однако, уже с конца 1990-х годов интерес к методике вновь возвращается – в 1989 г. в России открывается первая школа эйдетики для детей и взрослых. Ее основатель – Матюгин Игорь Юрьевич. Здесь учатся работать с информацией, запоминать по специальной методике большие объемы текста, развивают память, образное мышление и воображение.

И, наконец, на сегодняшний день эйдетика получила вполне официальное признание – в мире успешно работают около 5000 инструкторов-преподавателей.

Эйдетика – методы

Мы расскажем о наиболее эффективных и популярных инструментах для занятий с детьми.

  1. Метод зрительной прорисовки. Хорошо работает при изучении цифр и букв. Он заключается в том, что контур знака дополняется деталями и, таким образом, он превращается в какой-то предмет. Например, из цифры 6 можно нарисовать навесной замок, из 7 – кочергу, а из 8 – очки. Рисуя, ребенок развивает память и прочно запоминает написание цифр или букв, а когда он встречает в своем окружении предмет, вспоминает “зашифрованный” в нем знак.
  2. Метод мысленной прорисовки. С его помощью детям легче запоминать тексты и стихотворения. Перед тем как заучивать строки, детей нужно “погрузить” в атмосферу, описанную в них. Возьмем, например, известный отрывок из поэмы “Руслан и Людмила” А.С.Пушкина о лукоморье. Попросите детей представить морской берег, почувствовать запах морской воды, услышать шум прибоя. Затем дети представляют, что у берега растет огромный многолетний дуб, опоясанный тяжелой золотой цепью, а по цепи неспешно ходит кот.
  3. Метод запоминания точной информации. Он включает в себя мнемонику, запоминание с опорой на ассоциации, цепной метод и акровербальную технику.

Мнемоника – это приемы запоминания сложной информации путем смены ее вида. Хорошим примером приема мнемоники может быть всем известная фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В это предложении первая буква каждого слова обозначает цвет спектра в порядке их расположения в радуге.

Цепной метод – заключается в построении цепных ассоциативных связей, то есть таких, когда одна ассоциация вытекает из  другой и тем самым  помогает воспроизводить информацию в правильной последовательности. Подбор ассоциаций можно сделать занимательной игрой.

Акровербальная техника (“акро” в переводе с греческого – “край”, “вербо” – слово) основана на преобразовании материала, который нужно запомнить, в интересные тексты, стихи, песни и пр. Например, неправильные глаголы английского языка легче усвоить в стихотворной форме:

Глянь, рогатку Баламут

В свой кармашек put-put-put (положить)

И begin-began-begun (начинать)

Хулиганить хулиган!

Техника превращает запоминание в непроизвольный процесс. Вместо утомительной и скучной зубрежки дети заняты веселой игрой.

Этими методами желательно пользоваться не только педагогам и воспитателям, но и родителям в ходе ежедневных совместных игр и общения. На их основе можно придумать хорошие и интересные задания, направленные на развитие у детей памяти, образного мышления, речи, фантазии, зрительной памяти.

Эйдетика для детей – упражнения

Заниматься с ребенком, используя эйдетические упражнения можно с 3-4х лет. Важно, чтобы ребенок сам проявлял интерес к занятиям – тогда и наука пойдет впрок. Важнейшее условие – это желание ребенка и его радостное настроение во время  обучения.  Никогда не заставляйте кроху заниматься против его воли.

Приведем несколько упражнений, которые наверняка понравятся детям, а родители смогут придумать что-то свое на их основе.

    Задания с карточками.

    Сочини свою сказку

    Дайте ребенку 5-7 картинок и попросите составить сказку (рассказ), чтобы в ней встречались изображенные предметы. Усложнить задание можно тем, что сказка должна быть на определенную тему, например, Новый год, лето, приключения на море и т.п.

    Что исчезло

    Разложите на столе перед ребенком карточки, внимательно рассмотрите с ним рисунки. Затем попросите малыша отвернуться, а Вы тем временем уберите одну карточку со стола и измените расположение остальных. Когда ребенок повернется, ему предстоит узнать, какая карточка исчезла.

    1. Игры на развитие зрительного восприятия

    Исследователи

    Рассмотрите с ребенком какой-нибудь предмет, например чашку. Но смотреть нужно как исследователи, то есть, проговаривая как можно больше внешних характеристик: цвет, форму, материал, рисунок, надписи, повреждения и так далее.

    Сыщик

    Загадайте какой-нибудь предмет, который находится в вашем с малышом поле зрения. Пусть ребенок попробует отгадать, задавая наводящие вопросы. Чтобы ребенок лучше понял правила игры, можно поменяться с ним ролями: пусть сначала он сам загадает предмет, а Вы будете задавать вопросы.

    1. Игры на развитие слухового восприятия

    Что так звучит

    Покажите крохе по очереди предметы и музыкальные инструменты, которые могут издавать звуки и спрячьте их в коробку. Потом издайте звук одним из предметов и попросите малыша назвать, какой предмет так звучит.

    Звуки вокруг нас

    Сядьте удобнее, закройте глаза и 10-15 минут слушайте с малышом все звуки вокруг вас.

    Кто в домике живет

    Возьмите коробку – это будет домик. Положите в нее животных или карточки с их изображениями. Попросите малыша сказать, кто в домике живет. При этом Вам нужно издавать звукоподражательные звуки животных: мяу, гав, му-му и так далее.

    1. Игры, развивающие восприятие запахов

    Угадай аромат

    Разложите по спичечным коробочкам пахнущие специи, травы, кофе, продукты.  Попросите малыша по запаху угадать, что в коробочке. Можно разнообразить задание – сделать по 2 коробочки с одинаковым содержимым и дать задание по запаху найти коробочки с одинаковым наполнением, не открывая их.

    В дополнение можно попросить ребенка описать запах или, если задание окажется сложным,  расскажите ему сами. Например, запах чеснока – резкий и острый, а запах лимона – свежий и бодрящий.

    1. Упражнение на все виды восприятия

    Выложите перед малышом три карточки с предметами. Назовите их вместе с ним и опишите их характеристики относительно всех анализаторов: зрительного (как выглядит), слухового (какие звуки издает), тактильного (какой на ощупь), вкусового (какой на вкус), кинестетического (как двигается).

    Таким образом, малыш запоминает образ предмета. Переверните карточки картинками вниз и попросите кроху вспомнить, что, где нарисовано.

      1. Развитие памяти у детей

    Запомни слова

    Выберите ряд слов для запоминания и попросите ребенка сочинить из них рассказ так, чтобы слова в нем стояли в предложенном порядке. Рассказ может быть нелогичным и фантастическим: здесь важно дать полную свободу фантазии.

    Запомни движение

    Дети обычно очень любят танцевать, поэтому они с радостью будут разучивать с Вами новые движения и связки. Для лучшего запоминания к ним можно придумать ассоциации или связать с какими-нибудь историями.

    Эйдетика для детей, может стать отличной основой и прекрасной подготовкой к школе и взрослой жизни, подумайте об этом.

    zhenskayatema.ru

    Эйдетика – методика по развитии памяти и мышления

    При общении с высокоэрудированным человеком, мы удивляемся, как ему удается помнить столько фактов, формул, важных дат, исторических событий, стихов, музыкальных произведений, результатов научных исследований, информации по бизнесу и при этом дословно цитировать лучшие страницы тематической литературы. Всё дело в человеческой памяти. Как правило, с феноменальной памятью от рождения на этот свет приходят только гении, процент которых мизерно мал (3% от всего населения планеты). К счастью, у нас с вами есть возможность развивать собственную память и мышление с помощью эйдетики.

    Хорошая память гарантирует нам быстрое и качественное обучение, умение держать в голове важные даты, не забывать о списке приоритетных дел. Что же такое эйдетизм и эйдетика? Как работает эйдетика? Чего мы можем добиться с помощью данной методики? Для какого возраста она подходит лучше? Как научиться быстро запоминать? Команда Elgreloo.com подготовила ответы на интересующие вас вопросы.

    Что такое эйдетизм и эйдетика?

    Происхождение слов берёт корни с древнегреческого языка, где εἶδος – означает образ, внешний вид.

    Эйдетизм – это вид памяти, который позволяет воспроизводить в деталях образ воспринятого ранее предмета или явления.

    Образ, о котором мы говорим, часто воспринимается зрительно, однако, он может быть создан с помощью иных сенсорных модальностей: слуховых, тактильных, вкусовых, двигательных, обоняния.

    Эйдетика – это методика развития образного мышления. Хороший пример образного мышления – прочтение интересной нам книги. Когда мы увлечены качественным литературным текстом, образы в вашей голове появляются автоматически (внешний вид и тембр голоса героев, улицы, города, атмосфера, пейзажи). В будущем, даже спустя много лет, мы с лёгкостью припоминаем прочитанное. Методика образного мышления эйдетика учит создавать подобные образы при каждом восприятии новой информации, что способствует её качественному запоминанию.

    В свою очередь, исторически эйдетику рассматривают с трёх проблемных областей:

    1. эйдетика как частная научная теория, объясняющая феномен памяти – эйдетизм;
    2. эйдетика как общепсихологическая теория на уровне с философскими и методологическими проблемами психологии;
    3. «интеграционная типология» – расистская и фашистская псевдонаучная концепция (в гитлеровской Германии развивалась Э. Йеншем путём «синтеза» эйдетики и национал-социалистических идей и лозунгов)

    История исследования методики эйдетики

    Одним из первых, кто описал феномен эйдетизма является сербский учёный Виктор Урбанчин. Исследования учёного датируются 1907 годом, от чего можем сделать вывод, что эйдетике на сегодняшний день более ста лет.

    После 1933 года в Германии в марбургской психологической школе Эрика Йенша были проведены колосальные исследования эйдетизма. В следствии этого развивалась «интеграционная типология» – концепция идеологий, которая объединяет эйдетику с национал-социалистическими идеями.

    Активное развитие психологии в советское время знаменательно повлияло на становление эйдетики. Теорию эйдетики исследовали: Пётр Блонский, Сергей Кравков, Сергей Рубинштейн, Борис Теплов, Фёдор Шемякини и другие. Научные статьи печатались в Большой Советской Энциклопедии, а в 1930 годах академиком Александр Луриея написал «Маленькую книжку о большой памяти».

    Сегодня эйдетика невероятно популярна! К ней обращаются психологи, педагоги, врачи, бизнесмены, литераторы, студенты и просто интересующиеся люди.

    Для кого подходит методика эйдетика?

    Популярность эйдетики в наше время достаточно велика. Мы можем слышать об эйдетике развития детей, эйдетике у студентов, эйдетике у бизнесменов, эйдетике у юристов… Что ж, эйдетика открыта для вас, если:

    • миф о плохой памяти ходит за вами по пятам, и вы имеете желание открыть перед собой больше возможностей;
    • вы хотите запоминать проще и больше, изучать иностранные языки;
    • вы желаете быть креативнее и делать свою работу более продуктивно;
    • вы хотите, чтобы ваш ребёнок с детства учился мыслить правильно и с лёгкостью запоминал нужную информацию.

    Эйдетика для детей

    В младшем дошкольном возрасте у ребёнка формируются самые важные умения. Исследованиями доказано, что в возрасте от 3- 5 лет дети впитывают в себя информацию, словно губки, и зависимо от их окружения, можно зародить зерно успеха. Мы считаем, что это один из важнейших периодов жизни человека, ведь он формирует его в будущем. К детям следует быть максимально внимательными.

    Эйдетика позитивно влияет на детей: вместо зазубривания домашних заданий, они имеют возможность быстрее и качественнее усваивать новый материал. Часто тренинги по эйдетике в детском возрасте проходят в качестве игр; дети не замечают, как летит время, воспринимая информацию через ассоциации.

    Кроме того, родители учатся поддерживать методику в быте: давать творческие задания, делать совместные простые упражнения, учить стихотворения через образы, играть в игры (которые не только занимают ребёнка, но и развивают его когнитивные способности).

    Эйдетика для взрослых

    Научно доказано: чем старше мы становимся, тем сложнее нам обучаться. Поэтому, хорошая инвестиция в своё будущее, в собственный профессиональный и личностный успех – это инвестиция знаний. Чем раньше вы эти знания приобретаете, тем лучше. Занятия с эйдетика для взрослых зачастую проходит в мини группах (до 10 человек), а также индивидуально со специалистом.

    Эти занятия улучшают концентрацию внимания, развивают фотографическую память, способствуют нестандартному мышлению и креативности, гарантируют запоминание учебной, рабочей и повседневной информации.

    Методы и результаты эйдетики.

    Чаще всего, занятия эйдетики проходят в виде тренинга по развитию памяти. В него входит психологическая беседа, объяснение методики, комплекс различных упражнений, тесты. На сегодняшний день профессионалы предлагаю разные способы проведения тренинга:

    • индивидуальная консультация в Skype
    • выездной тренинг
    • корпоративный тренинг для улучшения работы в компании
    • групповые тренинги
    • индивидуальные тренинги
    • семейные занятия

    Это делает методику доступной и понятной. Оценивать её качество конечно же вам.

    Команда Elgreloo.com рекомендует школу развития памяти в Киеве «Шалений равлик» под руководством Елены Калачиковой! Разработанные тренинги для взрослых и детей всех возрастов. Эйдетика – популярная мнемотехника, которая позволяет любую необходимую информацию запомнить в виде картинок или образов в игровой форме. Вместе с профессиональными педагогами вы достигнете положительных результатов во многом!

    Итог

    Не случайно, фраза «Кто владеет информацией – тот правит миром» зачислена в ряд крылатых. Когда вы с лёгкостью запоминаете важный для вас материал, вы чувствуете себя уверенно и имеете больше возможностей, вы – энциклопедия. Научиться правильно мыслить и проще запоминать совершенно реально. Обучение с помощью эйдетики – отличная инвестиция в собственное будущее.

    Рекомендуем почитать другие полезные статьи по теме

    elgreloo.com

    Что такое эйдетика?

    (По Л.С. Выготскому

    Эйдетикой называют психологи нового направления учение о субъективных наглядных образах, наблюдающихся у детей и подростков в определенный фазе их развития, а также сохраняющиеся иногда, большей частью в виде исключения, и у взрослых. Самый факт наличия подобных субъективных наглядных образов описал в 1907 году Урбанчич. Однако, он не сумел разглядеть широкого теоретического значения этого факта, не смог даже сколько-нибудь полно и основательно изучить его.

    Это было сделано школой Эриха Иенша в Марбурге, главным образом, в последние двенадцать лет. Здесь сложилось и оформилось самое это психологическое учение, которое сейчас широко распространилось по всему миру, порождая повсюду исследования эйдетических феноменов, проверку фактических данных Иенша и его школы, обсуждение его теоретических построений и объяснений. Эйдетиками (от греческого слова эйдон — вижу или эйдос — образ, картина, идея) называют психологи нового направления людей, обладающих способностью вызывать эти наглядные образы. Сущность этого основного эйдетического феномена или эйдетизма заключается в том, что человек, обнаруживающий его, обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который перед тем находился перед его глазами. До сих пор психологии были известны две основные формы образов памяти. Это, во-первых, так называемые последовательные образы, хорошо изученные в психофизиологии и доступные наблюдению всякого, так как они представляют всеобщее явление, которое у всякого может быть вызвано. Если фиксировать глазом какую-нибудь цветную фигуру, например крест, квадрат и т. п., и затем перевести взгляд на белую или серую поверхность, мы увидим ту же самую фигуру только в дополнительном цвете. Так, если основная фигура была красного цвета, то ее последовательный образ будет зеленым и т. д.

    С другой стороны, психологи хорошо знали образы представления, которые и являются основой нашей памяти в обычном и самом популярном смысле этого слова. Когда мы говорим, что мы представляем в уме тот или иной предмет, мы имеем в виду не то, что перед нашими глазами, в буквальном смысле этого слова встает образ этого предмета, так что мы можем пальцем указать, где он находится, каковы его очертания и т. д. Это — следовые раздражения, которые то более ярко, то более смутно возобновляются в нашем мозгу, но которые существенно отличаются от последовательных образов.

    Между этими двумя формами образов памяти вдвигаются, благодаря новым открытиям, эйдетические образы, или наглядные образы. Они занимают как бы среднее место между последовательными образами и между образами представлений, приближаясь у отдельных лиц то к одним, то к другим. Открытие этой промежуточной формы памяти и составляет фактическую основу нового учения.

    Десятилетнему ребенку показывают в течение 9 секунд совершенно неизвестную ему до того картину. Затем картина убирается, перед ребенком остается гладкий серый экран, но ребенок продолжает видеть отсутствующую картину и видеть ее так, как каждый из нас видит последовательное изображение, после того как цветная фигура убрана из поля нашего зрения. Ребенок видит отсутствующую картину во всех деталях, описывает ее, читает текст на картине и т. д.

    Не показывая ребенку рисунка в промежутке, его спрашивают через полчаса, может ли он снова видеть на экране. Ответ утвердительный. Задаются снова подобные же вопросы, на которые ребенок дает правильные ответы. Еще через час на 25% всех вопросов ребенок отвечает:

    «Я больше этого точно не вижу», или: «это стало неясно», или даже: «это уже исчезло». Для того чтобы убедиться, что здесь речь идет об эйдетическом запоминании мальчика-эйдетика, т.е. о действительном видении образа, стоит только повторить тот же эксперимент с ребенком, не обладающим эйдетической способностью (время предъявления картины, конечно, должно быть столь же коротким, как и в данном случае).

    Вот это в буквальном смысле слова видение отсутствующего предмета или картины и составляет основу эйдетизма. Первоначально, когда это явление было открыто, психологи к нему отнеслись скорее как к курьезу или как к редкому исключению, но не как к общему правилу. Между тем исследования Марбургской школы приводят авторов к выводу, что эйдетизм является совершенно закономерной и необходимой фазой в развитии памяти, — фазой, через которую непременно проходят все дети. Ниже мы приводим статистические результаты эйдетических исследований, показывающие, как велик процент ясно выраженных эйдетиков среди детей различного возраста. Правда, у различных авторов, в различных местностях, в различных детских группах этот процент не является постоянным.

    С одной стороны, это надо отнести за счет новизны самих исследований, различий в методах и оценках. Надо сказать, что этот феномен встречается не у всех детей в совершенно одинаковой форме. Он обнаруживает различные ступени своего развития и различные степени яркости. Э. Иенш различает 5 таких ступеней развития эйдетизма. С одной стороны, оказывается, что процент детей-эйдетиков колеблется в зависимости от того, включаются ли в число этих случаев и дети с менее яркой степенью этого явления. С другой стороны, как это мы увидим ниже, самый этот феномен обнаруживает прямую зависимость от внутренней секреции, которая не только варьирует в зависимости от конституции, от индивидуальности, от возраста, расы, но и обнаруживает вариацию в зависимости от местности, от географических условий.

    Кро нашел, что число ясно-выраженных эйдетиков для детей в Марбурге составляет 40%. Он склонен принять эту цифру за более или менее верный показатель для всей Средней Европы.

    Как мы увидим ниже, многие критики, как Кизов и др., до сих пор не склонны считать это явление всеобщим и смотрят на него скорее как на исключение, чем как на правило. Однако если включить в число детей-эйдетиков и детей с так называемой латентной или скрытой эйдетической формой, тогда процент детей-эйдетиков в различных возрастах действительно оказывается почти равным 100.

    Под латентным эйдетизмом Иенш подразумевает наличие этой самой формы памяти, но только в скрытом не обнаруживаемом виде. Наличие такого латентного эйдетизма устанавливается косвенным путем. Так как эйдетические образы занимают среднее место между последовательными образами и представлениями, то они оказывают часто влияние на эти другие формы памяти. Так, латентный эйдетизм обнаруживается в том, что дети, обладающие этой формой, показывают уклонения последовательных образов от нормы, в частности от закона Эммерта.

    Закон Эммерта гласит, что последовательные образы увеличиваются в своих линейных размерах в строго геометрической пропорции по мере удаления экрана от глаз. Так, если удалить экран в два раза дальше, чем он стоял раньше, то последовательное изображение возрастает ровно в два раза. Дети, обладающие латентным эйдетизмом, обнаруживают, что у них последовательные изображения не подчиняются закону Эммерта. Если принять во внимание, что эйдетические образы вообще уклоняются от этого закона, станет ясно, почему этот признак (уклонение от закона Эммерта) принимается исследователями за симптом латентного эйдетизма.

    Готхейль показал, что если ребенок фиксирует квадрат, его последовательный образ подчиняется закону Эммерта; если он не фиксирует этот же квадрат, образ подчиняется другой закономерности, — закономерности, установленной для эйдетических образов.

    Таким образом, обнаруживая латентный эйдетизм, эти исследователи получают возможность говорить об эйдетизме, как о всеобщей ступени в развитии памяти. Близость эйдетического образа к представлению или последовательному изображению оказывается различной у детей различной конституции.

    mirznanii.com

    Эйдетика — это… Что такое Эйдетика?

    Эйдейти́зм (от др.-греч. εἶδος — образ, внешний вид) — особый картинный характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета, по своей наглядности и детальности почти не уступающий образу восприятия. В той или иной форме и степени присущ каждому человеку, особенно в детском или подростковом возрасте, однако в своих ярких формах встречается довольно редко.

    Среди тех, кто первым описал эйдетизм — российский учёный Урбанчич (1907). В 1920-х в Германии психологом Э. Йеншем совместно с учениками были проведены фундаментальные исследования эйдетизма.

    В психологии — воспроизведение во всех деталях образов предметов, не действующих в данный момент на зрительные анализаторы. Эйдетические образы отличаются от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие. Физиологическая основа эйдетических образов — остаточное возбуждение анализатора.

    В фантастике

    Иван Ефремов в романе «Лезвие бритвы» использовал слово «эйдетика» — способность к осознанным сновидениям, когда человек во всех подробностях видит сны, которые якобы сохранились у него в генной памяти, унаследованной от предков. Способность видеть подобные сны-воспоминания появляется у одного из героев романа вследствие контузии на фронте во время Великой Отечественной войны, и он приезжает в Москву для того, чтобы врачи объяснили ему, что с ним происходит. Во время лечения он видит цветной сон с мельчайшими деталями во всех подробностях, после чего эта способность исчезает.

    Литература

    • Статья в БСЭ
    • Выготский Л. С., Эйдетика, в сборнике «Основные течения современной психологии». [Сб. ст.], М.- Л., 1930 (повт. изд: «Хрестоматия по ощущению и восприятию», М., 1975)
    • Лурия А. Р., «Маленькая книжка о большой памяти», М., 1968
    • Haber R. N., Hershenson М., «The psychology of visual perception», N. Y., 1973.

    Wikimedia Foundation. 2010.

    dic.academic.ru

    Принципы методики эйдетики для детей

    Многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок совсем не хочет учиться. Плохая успеваемость и нежелание ходить в школу, конечно же, вызывают у них бурю возмущения, и все эти негативные эмоции обрушиваются на бедного малыша. Перед тем, как наказывать его за очередную двойку, задумайтесь – возможно, причина такого поведения ребенка не его лень или нежелание учиться, а виной всему является плохая память?

    Каждый день ему нужно запоминать большой объем пресной и не всегда интересной информации, слушать учителя на уроках, а потом еще готовить домашнее задание: выучить стих, запомнить несколько формул по математике и подготовить перевод текста на иностранном языке. И чем старше становится ребенок, тем больше нагрузка в школе.

    В придачу к этому еще добавляются экзамены. Весь процесс обучения  превращается в сплошную зубрежку. Запомнить всю необходимую информацию таким способом довольно сложно. Это требует неимоверных усилий и высокой концентрации внимания.

    Если ребенок, потратив несколько часов на то, чтобы запомнить какую-то информацию, на следующий день не может ничего вспомнить и получает неудовлетворительную оценку, то это может  надолго отбить у него желание в следующий раз вообще что-то учить. Поэтому очень важно выяснить причину плохой успеваемости вашего ребенка и помочь ему справиться с этой проблемой.

    В этом вам поможет эйдетика. Чаще всего весь школьный материал ориентирован на логическое мышление и механическую память, поэтому он представляет собой сухую, сжатую информацию, которая очень плохо усваивается нашим мозгом. Тогда как ребенку ближе всего образное мышление. Ведь малыш с самых первых лет жизни лучше всего запоминает яркие, интересные образы. Существует даже такой вид образной памяти, как эйдетизм, благодаря которой мы легко запоминаем все яркое и примечательное, а потом можем все это с легкостью вспомнить, когда нам это понадобится.

    Эйдетика – это методика, которая разработана специально для развития памяти и образного мышления.

    Принцип ее работы заключается в следующем: любую информацию можно представить в виде ассоциативных образов, которые очень быстро запоминаются и с такой же легкостью могут потом воспроизводиться. С помощью этой методики можно выучить и запомнить что угодно, будь то номера мобильных телефонов, иностранные языки и т.д.

    Особенно эйдетика полезна для детей, так как она способствует их всестороннему развитию, улучшению памяти и повышению концентрации внимания, и при этом сам процесс запоминая представляет собой веселую и увлекательную игру, а это значит, что учеба будет приносить им только сплошное удовольствие.

    Для того чтобы вы лучше всего смогли разобраться во всех особенностях этой методики, мы можем вам порекомендовать следующие книги:

    1. «Как развить хорошую память?» Эта книга очень хорошо подойдет для маленьких детей, так как в ней много веселых историй про животных и героев из разных мультиков. Ваш ребенок будет развивать свое воображение и научится запоминать стихи и сказки с помощью пиктограмм. Также в книге представлены планы занятий и различные психологические игры, которые учителя могут использовать в своей работе.
    2. «Как развивать внимание?» В этой книге вы найдете множество полезных советов и упражнений, которые помогут вам развить ваше внимание и научат вас выделять главное и запоминать только то, что нужно.
    3. «Как запоминать слова?» Если у вас есть проблемы с правильностью написания каких-то слов, то эта книга специально для вас. В ней представлены различные способы и приемы, которые основаны на вашей фантазии и воображении. Благодаря ним вы сможете запомнить до 120 слов и научитесь писать их грамотно.
    4. «Как запоминать английские слова?» С помощью этой книги изучение иностранного языка станет простым и увлекательным занятием не только для вас, но и для вашего ребенка. В этом издании есть много методов и советов как лучше всего запоминать новые слова. К тому же подобраны уже готовые ассоциации к каждому английскому слову, благодаря которым вы легко и быстро овладеете новым для вас иностранным языком.

    Эйдетика – это методика, которой можно пользоваться в любом возрасте, но особенно она придется по душе маленьким детям. В отличие от скучных и неинтересных программ обучения, эйдетика представляет собой веселую игру. Поэтому эту методику можно применять для развития детей от 2 лет. Если вы с самого детства научите своего малыша запоминать всю новую информацию таким способом, то в будущем ваш ребенок будет хорошо учиться и будет с удовольствием ходить в школу.

    Для того чтобы вы смогли самостоятельно освоить эту методику для начала можете выполнить со своим малышом следующие упражнения:

    • Запомнить цифры. Для этого нужно попросить ребенка представить каждую цифру в виде разных образов. Например, «1» – это Буратино с длинным носом, «2» — лебедь, «3» — двугорбый верблюд, «4» — перевернутый стул и т.д. Чтобы малыш запомнил последовательность цифр можно придумать увлекательную историю, где главными героями будут Буратино, лебедь и т.д. Таким же способом можно научить ребенка запомнить ваш номер мобильного телефона. Согласитесь, что это очень полезная для него информация.
    • Запомнить буквы. Каждую букву алфавита можно представить в виде разных образов. Малышу очень понравится, если вы нарисуете портрет буквы, придумаете для нее биографию, пусть у нее будет свой характер, и при этом она будет издавать свой характерный звук. Таким образом, весь алфавит можно представить как сказочную страну, в которой живут веселые жители – буквы.
    • Запомнить слова. Чтобы малыш мог с легкостью запомнить и воспроизвести любую последовательность слов, нужно придумать интересный рассказ, в котором слова будут стоять в той же последовательности, что и в задании. Будет просто замечательно, если ребенок проявит свою фантазию и сам придумает этот рассказ.
    • Запомнить стих. Дети очень хорошо запоминают яркие картинки, поэтому чтобы ребенок легко смог запомнить нужное стихотворение, его нужно нарисовать. Конечно, некоторые слова у вас не получится изобразить на листе бумаги, но глядя на этот рисунок, ребенок сможет вспомнить ключевые слова и их правильную последовательность.
    • «Что изменилось?» Поставьте перед малышом различные предметы. Это могут быть игрушки, кубики, предметы быта. Пусть он назовет их и попытается запомнить. А затем накройте эти предметы и переставьте местами. Попросите малыша расставить игрушки в том же порядке, как и раньше. Чтобы он смог справиться с этим заданием, с самого начала придумайте историю с этими предметами.

    Со временем ваш ребенок сам научится придумывать эти рассказы, представляя их в своем воображении.

    Преимущества эйдетики, по сравнению с другими методиками обучения, будут заметны уже после первого занятия.

    • Во-первых, любую информацию можно представить, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
    • Во-вторых, в качестве учебных материалов можно использовать абсолютно любые вещи: любимые игрушки, книжки, различные предметы быта и т.д.
    • В-третьих, сам процесс обучения происходит в виде игры и проходит в очень радостной и веселой атмосфере.

    Главный принцип эйдетики: развитие воображение + получение положительных эмоций = запоминание нужной информации.

    Благодаря этой методике ваш ребенок будет всесторонне развитым и уверенным в себе, сможет быстро находить правильное решение и придумывать новые оригинальные идеи. Будущее ваших детей – в ваших руках!

    brjunetka.ru

    ЭЙДЕТИКА — это… Что такое ЭЙДЕТИКА?

  1. ЭЙДЕТИКА — (от греч. eidetike (episteme) – наука о виденном) 1) в психологии разработанное Йеншем учение о совершенно определенной (стоящей в связи с определенными типами конституции) духовной предрасположенности, названной им эйдетической, которая… …   Философская энциклопедия

  2. ЭЙДЕТИКА — англ. eidetics; нем. Eudetika. В феноменологии Э. Гуссерля учение о чистых сущностях или идеальных формах явлений сознания, рассматриваемых вне связи с объективной действительностью и эмпирической психологией. Antinazi. Энциклопедия социологии,… …   Энциклопедия социологии

  3. Эйдетика — Эйдейтизм (от др. греч. εἶδος образ, внешний вид) особый картинный характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета, по своей наглядности и… …   Википедия

  4. эйдетика — эйд етика, и …   Русский орфографический словарь

  5. эйдетика — (1 ж) …   Орфографический словарь русского языка

  6. Эйдетика — – в философии (или феноменологии) Гуссерля – учение о чистых сущностях или идеальных формах явлений сознания, рассматриваемых как независимых от реальности и опыта …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  7. ЭЙДЕТИКА — англ. eidetics; нем. Eudetika. В феноменологии Э. Гуссерля учение о чистых сущностях или идеальных формах явлений сознания, рассматриваемых вне связи с объективной действительностью и эмпирической психологией …   Толковый словарь по социологии

  8. ЭЙДЕТИЗМ — (от греч. eidos образ, созерцание, идея), особое психическое явление, близкое к образной памяти, заключающееся в сохранении образа предмета долгое время спустя после исчезновения его из поля зрения. Это в буквальном смысле слова видение… …   Большая медицинская энциклопедия

  9. Эйдетизм — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  10. ЭЙДОС — (от греч. eidos образ, вид) термин др. греч. философии и феноменологии Э. Гуссерля. Первоначально Э. внешний вид, образ, позднее вид как единица классификации. У Демокрита одно из обозначений атома. У Платона синоним термина «идея»,… …   Философская энциклопедия

  11. dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *