cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Основы законодательства в сфере дорожного движения – 1. Основы законодательства в сфере дорожного движения

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ПЛАН УРОКА №1

Тема урока:

Введение. Обзор законодательных актов. Общие положения. Основные понятия    и термины.

Тип урока:

Лекционное занятие.

Цель урока:

Сформировать у учащихся мотивацию к изучению основных законодательных актов в сфере дорожного движения

Задачи:

 

образовательные

1.Иметь представление о происхождении и развитии нормативных актов и правил, устанавливающих порядок передвиже­ния на дорогах.
2.Иметь понятие об основных терминах, применяемых в Правилах дорожного движения.

воспитательные

1.Формирование у учащихся жизненно необходимых качеств, ответственности, внимательности, коллективизма
2.Формирование социально-защищенной личности водителя путем повышения мотивации к изучению предмета под девизом «грамотный водитель — защищенная личность».

развивающие

1.Формирование у учащихся положительных методов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициации, активности.


Методические приемы (организационные, логические, технические)

 Время занятия: 2 часа

Место: учебная аудитория с видеопроектором

 Вид: групповое

Метод проведения: объяснительно-иллюстративный

 

Учебно-материальное обеспечение:

 

Компьютер, видеопроектор, комплект видеопрезентационных слайдов

Межпредметные связи

 —

 

Внутрипредметные связи

 

Темы 2, 4-9, 12-16

 
Развивающие понятия

 

Формирование мотивации к обучению, развитие познавательного интереса у учащихся.

 

Формируемые понятия

 

Основные нормативные акты, действующие в законодательстве о дорожном движении.

Основные понятии и термины, действующие в правилах дорожного движения РФ.

 

 

Литература
для преподавателя

 

1.Правила дорожного движения Российской Федерации.
2.Комментарий к ПДД РФ и Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. М.Б. Афанасьев, В.Д. Кондратьев, А.Ю. Якимов и др.: под общ. ред. В.А. Фёдорова. М.: ЗАО КЖИ «За рулём», 2001.

 

Литература
для учащихся

 

Правила дорожного движения Российской Федерации

 

Структура урока

Содержание учебного материала, время

Методические указания

1. Этап организации учащихся (7 минут)
а) приветствие
б) знакомство с группой
в) проверка готовности к уроку

г) Объявить тему занятия и цели урока

 

Поприветствовать.
Ознакомиться с учащимися по списку.
Провести проверку наличия тетрадей для записей и пишущих принадлежностей.

Тема урока: Введение. Обзор законодательных актов.     Тема 1. Общие положения. Основные понятия и термины.
Цель урока: Сформировать у учащихся мотивацию к изучению основных законодательных актов в сфере дорожного движения

  1. 2.Этап изучения нового материала (45 минут)

Изложение материала ведется в следующей последовательности:
Закон о безопасности дорожного движения, Правила дорожного движения, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Закон об охране окружающей среды, Закон об обязательном страховании гражданской ответственности (ОСАГО).
Значение Правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура Правил. Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах.

 

 

В ходе обзора законодательных актов рассказать, когда они вводились, о порядке внесения изменений в эти акты. Особо акцентировать внимание слушателей на том, что в соответствии с основными понятиями и терминами в ПДД вносятся термины  в основных законодательных актах.
Также надо акцентировать внимание на том факте, что в РФ наблюдается тенденция к приданию правилам дорожного движения статуса Закона.
Особое внимание придать  тому факту, что при составлении протоколов по делам об административных правонарушениях очень часто совершаются ошибки вследствие безграмотности водителей и незнания ими основных терминов, отсюда и неправомерное привлечение к административной ответственности (например, столкновение транспортных средств, происшедшее на прилегающей территории, рассматривается как страховой случай, а не как ДТП)
При изложении материала рассказать, что мы обязательно вернемся к повторению многих терминов в ходе прохождения обучения и в ходе подготовки к занятиям, и некоторые термины необходимо будет запомнить наизусть.

3. Этап проверки восприятия изучаемого материала. Вопросы к аудитории:             1.Каковы основные составляющие, позволяющие определить событие как дорожно-транспортное происшествие?                         2.Что входит в термин «дорога»?                     3.Можно ли отнести индийского рикшу в категории водителей?                                           4. К какой категории участников дорожного движения относится пастух?

 

В ходе занятия наглядно демонстрируются слайды, например по терминам «дорога», «автомагистраль», «разделительная полоса».   Учитывая большой теоретический материал по основным понятиям и терминам и индивидуальные особенности обучающихся, под запись даются не все термины. Преподаватель визуально наблюдает за группой, изучая способности слушателей к написанию конспектов.

4.Этап закрепления полученных знаний (20 минут). Задание:                                                     Решение кроссворда по основным терминам, применяемым в ПДД.

 

Вниманию учащихся предоставляется кроссворд, к котором ключевое слово: «актуализация  знаний» и задача слушателей найти 18 терминов, применяемых в ПДД.       

5. Этап обсуждения домашнего задания            (8 минут).
Домашнее задание: законспектировать и запомнить термины «Вынужденная остановка», «Дорожное движение», «Железнодорожный переезд», «Маршрутное транспортное средство» ,«Мопед», «Населенный пункт», «Недостаточная видимость», «Опасность для движения», «Опасный груз», «Организованная перевозка группы детей» , «Организованная пешая колонна» , «Организованная транспортная колонна» , «Пешеходный переход» , «Полоса движения» , «Прилегающая территория» , «Разрешенная максимальная масса» , «Темное время суток», «Уступить дорогу (не создавать помех)»

 .

 

Рассказ о порядке выполнения домашнего задания, о порядке работы над составлением конспекта. Рекомендовать учащимся составить кроссворд или иным активным  способом, способствующим запоминанию терминов выполнить данное задание.

 

7.Этап подведения итогов занятия (10минут).             Ответы на вопросы учащихся. Подведение итогов, высказывание мнений о проведенном занятии, о достижении целей занятия.

 

Конспект урока:
Основные законодательные акты, определяющие порядок организации дорожного движения –Федеральный Закон о безопасности дорожного движения, Правила дорожного движения, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Закон об охране окружающей среды, Закон об обязательном страховании гражданской ответственности (ОСАГО). Правила дорожного движения состоят из 24 разделов и двух приложений к ним (где, говорится о дорожных знаках и о дорожной разметке). ПДД устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, основываются на требованиях Правил и не должны противоречить им (об этом смотри пункт 1.1.ПДД). Пунктом 1.3. определены требования, касающиеся участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.  На дорогах Российской Федерации установлено правостороннее движение транспортных средств, и об этом говорится в пункте 1.4.  Пункт 1.5. говорит о том, что участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Он же запрещает повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию. И,  наконец, об ответственности за нарушения Правил говорит пункт 1.6. « Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством».


Основные понятия и термины, используемые в правилах дорожного движения, изложены в пункте 1.2.
«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

 «Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

 «Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.


«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.


«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.


 «Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.


«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.


 «Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.


 «Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.


«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.


 «Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.


«Мопед» — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.


«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.


«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 — 5.26.


 «Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.


«Обгон» — опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.

 «Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.


 «Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.


 «Опасный груз» — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.


 «Организованная перевозка группы детей» — специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.


 «Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.


 «Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.


«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

 «Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.


 «Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.


«Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.23 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.


 «Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.


«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.


«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.


 «Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.


«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.


«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.


 «Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.


«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.


 «Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.


«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.


«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.


«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.


«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.


«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ПДД, ВСТУПАЮЩИЕ В ДЕЙСТВИЕ С НОЯБРЯ 2010 ГОДА
Изменено определение термина «Обгон»:
«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)»
В определении термина «Опасный груз» исключено  слово «природной»
Дополнены  следующие  термины (в алфавитном порядке):
«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток»
«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами»
«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства»
«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил

Примечание: Зеленым цветом выделены термины, включенные в кроссворд, желтым, термины, не включенные, но обязательные к рассмотрению на занятии.

www.auto016.ru

ОТКРЫТЫЙ УРОК по предмету «Основы законодательства в сфере дорожного движения»

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Сокольский техникум индустрии сервиса и предпринимательства

КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по предмету «Основы законодательства в сфере дорожного движения»

Тема №8.Особые условия движения.

Урок №21.Буксировка механических транспортных средств.

Группа №34

Профессия: Автомеханик: слесарь по ремонту автомобилей; водитель автомобиля.

Метод обучения: информационно-развивающий, активный, с приемом устного опроса «Светофор».

Преподаватель Косулин В.Н.

Сокольское

2015

План урока

комбинированный

Цель урока:

Cформировать у обучающихся мотивацию к изучению правил буксировки механических транспортных средств.

Задачи:

образовательные

1.Знать правила буксировки механических транспортных средств.

воспитательные

1.Формирование у обучающихся жизненно необходимых качеств, ответственности, внимательности, коллективизма.

2.Формирование социально-защищенной личности водителя путем повышения мотивации к изучению предмета под девизом «грамотный водитель -защищенная личность».

Развивающие

1.Формирование у учащихся положительных методов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициации, активности.

Методические приемы (организационные, логические, технические)

Вид: групповое

Метод проведения: объяснительно-иллюстративный

1.Правила дорожного движения Российской Федерации.

2.Комментарии к ПДД РФ и Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. В.Ф.Яковлев.- М.: Изд.Дом Третий Рим,2012.

Литература для обучающихся

Правила дорожного движения.

Структура урока

1.Этап организации обучающихся (3 минуты)

а)приветствие

б)выявление отсутствующих

в)проверка готовности к уроку

2.Этап проверки домашнего задания (10 минут)

(проверяется выполнение домашнего задания)

Прием устного опроса “Светофор”(раздаются “сигнализаторы”(деревянные палочки, у которых одна сторона красного цвета, обозначающий “Я не знаю”, а другая зеленого-“Знаю”), на экране демонстрируются тематические задачи:

1.Какие внешние приборы Вы должны использовать при движении в темное время суток на освещенных участках дорог населенного пункта?

2.Какие внешние световые приборы Вы можете использовать при движении в темное время суток на неосвещенных участках дорог?

3.Двигаясь в темное время суток вне населенного пункта с дальним светом фар, Вы догнали движущееся впереди Вас транспортное средство. Ваши действия?

4.Какие внешние световые приборы должны быть включены в тоннеле с искусственным освещением?

5.На каком расстоянии до встречного транспортного средства Вы должны переключить дальний свет фар на ближний?

6.Как вы должны поступить при ослеплении дальним светом фар встречных или попутно движущихся транспортных средств?

7.Какие световые приборы Вы обязаны использовать при движении в светлое время суток?

Поприветствовать.

Выявить лиц, отсутствующих на занятии.

Провести проверку наличия тетрадей для записей и пишущих принадлежностей.

Во время проверки тетрадей проверяется наличие конспектов по домашнему заданию.

В работе участвует вся группа (фронтальный опрос),время на решение одной задачи-1 минута. У группы, отвечающей на задачи, формируется такое психофизиологическое качество, как помехоустойчивость, которым должен обладать водитель.

3.Этап подготовки к изучению нового материала (4 минуты)

Объявить тему занятия и цели урока

Вопросы для актуализации знаний

1.Какие транспортные средства относятся к механическим?

2.Расскажите о применении аварийной сигнализации и знака аварийной остановки при буксировке?

3.Какая скорость при буксировке?

4.Что запрещает знак 3.7 “Движение с прицепом запрещено”?

5.Что такое фактическая масса?

Вопросы для мотивации

Проблемный вопрос: Водителем быть- это ответственно или нет?

Тема 8. Буксировка механических транспортных средств.

4.Этап изучения нового материала (20 минут)

Изложение материала ведется в следующей последовательности:

1.Способы и правила буксировки на гибкой и жесткой сцепке, а также путем частичной погрузки.

2.Случаи,когда буксировка запрещена.

При изложении этих вопросов обязательно использовать Кодекс РФ об административной ответственности за нарушения ПДД.

Объяснение нового материала производится в форме беседы с использованием видеопоказа. После объяснения каждого вопроса рассматриваются тематические задачи к ним для лучшего усвоения получаемых знаний. Самоконтроль обучающихся.При ознакомлении с видами гибких сцепок обратить внимание обучающихся на преимущества и недостатки каждой из них.

5.Этап проверки восприятия изучаемого материала (3 минуты).Вопросы к аудитории: 1.Какое расстояние между транспортными средствами должны обеспечивать гибкая и жесткая сцепки? 2.Как должно быть обозначено гибкое связующее звено?

6.Этап закрепления полученных знаний (2минуты).

Демонстрация фрагмента видеофильма.

Просмотр фрагмента видеофильма “ПДД”,обратить внимание обучающихся на сложность при буксировке.

7.Этап обсуждения домашнего задания(1минута).Домашнее задание: Cамостоятельно изучить буксировку механических транспортных средств.

Рассказ о порядке выполнения домашнего задания. Рекомендовать обучающимся вспомнить из жизни примеры буксировок. Можно предложить использовать любой метод, способствующий закреплению знаний.

8.Этап подведения итогов занятия (2 минуты).Ответы на вопросы обучающихся.Подведение итогов, высказывание мнений о проведенном занятии, о достижении целей занятия.

Конспект урока:

1.Способы и правила буксировки на гибкой и жесткой сцепке, а также путем частичной погрузки.

Способы и требования к ним изложены в п.20.1;20.2;20.3.Правил дорожного движения:

Буксировка на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.(п.20.1)

При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля, а при буксировке путем частичной погрузки- нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего.(п.20.2)

При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4-6 м, а при буксировке на жесткой сцепке- не более 4 м.(п.20.3)

2.Случаи,когда буксировка запрещена.

Эти случаи изложены в п.20.4ПДД:

Буксировка запрещается:

транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной погрузки;

транспортных средств с недействующей тормозной системой*, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;

мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;

в гололедицу на гибкой сцепке.

*Недействующими считаются системы, которые не позволяют водителю остановить транспортное средство или осуществить маневр при движении даже с минимальной скоростью.

infourok.ru

Методическая разработка открытого урока по теме «Основы законодательства в сфере дорожного движения»

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ПЛАН УРОКА №1

Тема урока:

Введение. Обзор законодательных актов. Общие положения. Основные понятия    и термины.

Тип урока:

Лекционное занятие.

Цель урока:

Сформировать у учащихся мотивацию к изучению основных законодательных актов в сфере дорожного движения

Задачи:

 

образовательные

1.Иметь представление о происхождении и развитии нормативных актов и правил, устанавливающих порядок передвижения на дорогах.
2.Иметь понятие об основных терминах, применяемых в Правилах дорожного движения.

воспитательные

1.Формирование у учащихся жизненно необходимых качеств, ответственности, внимательности, коллективизма
2.Формирование социально-защищенной личности водителя путем повышения мотивации к изучению предмета под девизом «грамотный водитель — защищенная личность».

развивающие

1.Формирование у учащихся положительных методов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициации, активности.


Методические приемы (организационные, логические, технические)

 Время занятия: 2 часа

Место: учебная аудитория с видеопроектором

 Вид: групповое

Метод проведения: объяснительно-иллюстративный

 

Учебно-материальное обеспечение: 

 

Компьютер, видеопроектор, комплект видеопрезентационных слайдов

Межпредметные связи

 —

 

Внутрипредметные связи

 

Темы 2, 4-9, 12-16

 
Развивающие понятия

 

Формирование мотивации к обучению, развитие познавательного интереса у учащихся.

 

Формируемые понятия

 

Основные нормативные акты, действующие в законодательстве о дорожном движении.
Основные понятии и термины, действующие в правилах дорожного движения РФ.

 

 

Литература
для преподавателя

 

1.Правила дорожного движения Российской Федерации.
2.Комментарий к ПДД РФ и Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. М.Б. Афанасьев, В.Д. Кондратьев, А.Ю. Якимов и др.: под общ. ред. В.А. Фёдорова. М.: ЗАО КЖИ «За рулём», 2001.

 

Литература
для учащихся

 

Правила дорожного движения Российской Федерации

 

Структура урока

Содержание учебного материала, время

Методические указания

1. Этап организации учащихся (7 минут)
а) приветствие
б) знакомство с группой
в) проверка готовности к уроку

г) Объявить тему занятия и цели урока

 

Поприветствовать.
Ознакомиться с учащимися по списку.
Провести проверку наличия тетрадей для записей и пишущих принадлежностей.
Тема урока: Введение. Обзор законодательных актов.     Тема 1. Общие положения. Основные понятия и термины.
Цель урока: Сформировать у учащихся мотивацию к изучению основных законодательных актов в сфере дорожного движения

  1. 2.Этап изучения нового материала (45 минут)

Изложение материала ведется в следующей последовательности:
Закон о безопасности дорожного движения, Правила дорожного движения, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Закон об охране окружающей среды, Закон об обязательном страховании гражданской ответственности (ОСАГО).
Значение Правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура Правил. Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах.

 

 

В ходе обзора законодательных актов рассказать, когда они вводились, о порядке внесения изменений в эти акты. Особо акцентировать внимание слушателей на том, что в соответствии с основными понятиями и терминами в ПДД вносятся термины  в основных законодательных актах.
Также надо акцентировать внимание на том факте, что в РФ наблюдается тенденция к приданию правилам дорожного движения статуса Закона.
Особое внимание придать  тому факту, что при составлении протоколов по делам об административных правонарушениях очень часто совершаются ошибки вследствие безграмотности водителей и незнания ими основных терминов, отсюда и неправомерное привлечение к административной ответственности (например, столкновение транспортных средств, происшедшее на прилегающей территории, рассматривается как страховой случай, а не как ДТП)
При изложении материала рассказать, что мы обязательно вернемся к повторению многих терминов в ходе прохождения обучения и в ходе подготовки к занятиям, и некоторые термины необходимо будет запомнить наизусть.

3. Этап проверки восприятия изучаемого материала. Вопросы к аудитории:             1.Каковы основные составляющие, позволяющие определить событие как дорожно-транспортное происшествие?                         2.Что входит в термин «дорога»?                     3.Можно ли отнести индийского рикшу в категории водителей?                                           4. К какой категории участников дорожного движения относится пастух?

 

В ходе занятия наглядно демонстрируются слайды, например по терминам «дорога», «автомагистраль», «разделительная полоса».   Учитывая большой теоретический материал по основным понятиям и терминам и индивидуальные особенности обучающихся, под запись даются не все термины. Преподаватель визуально наблюдает за группой, изучая способности слушателей к написанию конспектов.

4.Этап закрепления полученных знаний (20 минут). Задание:                                                     Решение кроссворда по основным терминам, применяемым в ПДД. 

 

Вниманию учащихся предоставляется кроссворд, к котором ключевое слово: «актуализация  знаний» и задача слушателей найти 18 терминов, применяемых в ПДД.       

5. Этап обсуждения домашнего задания            (8 минут).
Домашнее задание: законспектировать и запомнить термины «Вынужденная остановка», «Дорожное движение», «Железнодорожный переезд», «Маршрутное транспортное средство» ,«Мопед», «Населенный пункт», «Недостаточная видимость», «Опасность для движения», «Опасный груз», «Организованная перевозка группы детей» , «Организованная пешая колонна» , «Организованная транспортная колонна» , «Пешеходный переход» , «Полоса движения» , «Прилегающая территория» , «Разрешенная максимальная масса» , «Темное время суток», «Уступить дорогу (не создавать помех)» . 

 

Рассказ о порядке выполнения домашнего задания, о порядке работы над составлением конспекта. Рекомендовать учащимся составить кроссворд или иным активным  способом, способствующим запоминанию терминов выполнить данное задание.

 

7.Этап подведения итогов занятия (10минут).             Ответы на вопросы учащихся. Подведение итогов, высказывание мнений о проведенном занятии, о достижении целей занятия.

 

Конспект урока:
Основные законодательные акты, определяющие порядок организации дорожного движения –Федеральный Закон о безопасности дорожного движения, Правила дорожного движения, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Закон об охране окружающей среды, Закон об обязательном страховании гражданской ответственности (ОСАГО). Правила дорожного движения состоят из 24 разделов и двух приложений к ним (где, говорится о дорожных знаках и о дорожной разметке). ПДД устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, основываются на требованиях Правил и не должны противоречить им (об этом смотри пункт 1.1.ПДД). Пунктом 1.3. определены требования, касающиеся участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.  На дорогах Российской Федерации установлено правостороннее движение транспортных средств, и об этом говорится в пункте 1.4.  Пункт 1.5. говорит о том, что участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Он же запрещает повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию. И,  наконец, об ответственности за нарушения Правил говорит пункт 1.6. « Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством».


Основные понятия и термины, используемые в правилах дорожного движения, изложены в пункте 1.2.
«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

 «Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

 «Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.


«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.


«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.


 «Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.


«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.


 «Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.


 «Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.


«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.


 «Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.


«Мопед» — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.


«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.


«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 — 5.26.


 «Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.


«Обгон» — опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.

 «Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.


 «Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.


 «Опасный груз» — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.


 «Организованная перевозка группы детей» — специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.


 «Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.


 «Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.


«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

 «Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.


 «Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.


«Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.23 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.


 «Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.


«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.


«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.


 «Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.


«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.


«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.


 «Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.


«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.


 «Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.


«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.


«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.


«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.


«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.


«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ПДД, ВСТУПАЮЩИЕ В ДЕЙСТВИЕ С НОЯБРЯ 2010 ГОДА
Изменено определение термина «Обгон»:
«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)»
В определении термина «Опасный груз» исключено  слово «природной»
Дополнены  следующие  термины (в алфавитном порядке):
«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток»
«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами»
«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства»
«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил

Примечание: Зеленым цветом выделены термины, включенные в кроссворд, желтым, термины, не включенные, но обязательные к рассмотрению на занятии.

nsportal.ru

Методическая разработка урока по Основам законодательства в сфере дорожного движения на тему «Начало движения. Маневрирование» (1 курс, слушатели вечерних курсов)

Методическая разработка урока

по Основам законодательства в сфере дорожного движения

«начало движения. маневрирование»

Целевая аудитория: обучающиеся 1 курса, слушатели вечерних курсов

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Цели урока:

  1. содействовать усвоению обучающимися правил подачи предупредительных сигналов, правил начала движения, перестроения, поворотов; рассказать о местах, где запрещены развороты и движение задним ходом;

  2. развивать у обучающихся умение классифицировать информацию о правилах маневра на дороге;

  3. воспитывать у обучающихся ответственность, взаимоуважение, дисциплинированность будущих водителей.

Оборудование: мультимедийная приставка, Экзаменационные (тематические) задачи, Правила дорожного движения, стенды.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Проверка готовности обучающихся к уроку.

  1. Проверка выполнения домашнего задания

Тематический диктант:

Перечислите в тетради случаи,

— когда применяется аварийная световая сигнализация и знак аварийной остановки;

— когда применяется только аварийная световая сигнализация.

Выборочная проверка.

  1. Всесторонняя проверка знаний

Вспомнить определения терминов:

  • полоса движения;

  • проезжая часть;

  • разделительная полоса;

  • перестроение.

  1. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

— Сегодня мы работаем дальше, будем рассматривать тему «Начало движения, маневрирование». Как вы думаете, какие мы можем поставить цели урока?

(ответы обучающихся)

  1. Освоение новых знаний

(Лекция преподавателя с конспектированием основных моментов и разбором всем случаев)

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

8.10. При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней.

При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

8.11. Разворот запрещается:

  • на пешеходных переходах;

  • в тоннелях;

  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;

  • на железнодорожных переездах;

  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

  • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.

  1. Первичная проверка понимания обучающимися нового материала

— Расскажите о предупредительных сигналах транспортных средств.

  1. . Какие предупредительные сигналы, подаваемые рукой, вы знаете? Что они обозначают?

  2. . Расскажите, что вы знаете о правиле «помехи справа».

  3. Где запрещен разворот транспортных средств?

  4. Где запрещено транспортным средствам двигаться задним ходом?

  1. Подведение итогов учебного занятия

— Покажите предупредительные сигналы, подаваемые рукой.

— Расскажите о правилах перестроения.

— Перечислите правила поворотов направо, налево.

  1. Информация о домашнем задании

Решить 7-9 вопросы в каждом билете Экзаменационных билетов.

  1. Рефлексия

Продолжи фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

infourok.ru

Презентация по предмету Основы законодательства в сфере дорожного движения «Начало движения»

Световые указатели поворота

Стоп-сигнал

Сигнал включения передачи заднего хода

Включение или переключение света фар

Звуковой сигнал

Аварийная сигнализация

Подача сигнала световыми указателями поворота

Перед началом движения

Перед перестроением

Перед поворотом (разворотом)

Перед остановкой

Включать не надо!

Обязаны ли Вы в данной ситуации подать сигнал правого поворота?

Подача сигналов рукой

Поднятая вверх рука водителя легкового автомобиля является сигналом, информирующим Вас?

Правила подачи сигналов

  1. Подача сигнала должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра.

  1. Прекращать подачу сигнала немедленно после завершения маневра.

  1. Сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

  1. Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает от принятия мер предосторожности.

Начало движения.

Выезд на дорогу из прилегающей территории.

Съезд с дороги на прилегающую территорию

Перестроения.

Двигаясь по левой полосе, Вы намерены перестроиться на правую. На каком из рисунков показана ситуация, в которой Вы обязаны уступить дорогу?

Кто должен уступить дорогу при одновременном перестроении?

Съезд с дороги на полосу торможения.

Вам необходимо повернуть на примыкающую справа дорогу. Ваши действия?

Съезд на дорогу с полосы разгона.

Случаи маневрирования, не оговорённые в Правилах.

Крайнее положение на проезжей части

Исключение!

Проезд кольца (видеоурок).mp4

Крайнее положение при наличии трамвайных путей.

Разворот

На перекрестке

Разрешено ли Вам таким образом выполнить разворот на перекрестке?

Вне перекрестка

Если ширина дороги недостаточна

При наличии трамвайных путей

По какой траектории Вы можете выполнить разворот?

На дороге с разделительной полосой

По какой траектории Вам разрешено выполнить разворот?

При наличии знаков:

Разворот запрещён!

На пешеходных переходах

запрещён!

В тоннелях

На мостах и под ними

На железнодорожных переездах

Разрешен ли Вам разворот в указанном месте?

В местах с видимостью дороги менее 100 м

В местах остановок маршрутных транспортных средств

Задний ход.

Движение задним ходом запрещается!

На перекрестках

и в местах, где запрещён разворот:

На пешеходных переходах

В местах остановок маршрутных транспортных средств

В местах с видимостью дороги менее 100 м

На железнодорожных переездах

На мостах и под ними

В тоннелях

Не запрещено!

(объективная необходимость)

Начало движения и маневрирование фильм.mp4

Разрешен ли Вам разворот в этом месте?

1. Разрешен.

2. Разрешен, если не будет создано помех движению маршрутных транспортных средств.

3. Не разрешен.

Водитель легкового автомобиля должен выключить левые указатели поворота:

1. Сразу же после перестроения на левую полосу.

2. Только после опережения грузового автомобиля.

3. Только после возвращения на правую полосу.

Разрешен ли Вам поворот направо в данной ситуации?

1. Да.

2. Нет.

Обязаны ли Вы включить сигнал левого поворота при объезде препятствия?

1. Да.

2. Нет.

3. Да, но только в темное время суток.

Разрешено ли Вам таким образом выполнить разворот на перекрестке?

1. Да.

2. Нет.

С какой полосы Вы можете въехать на данный перекресток?

1. Только с правой.

2. С правой или левой.

Кто должен уступить дорогу при взаимном перестроении?

1. Водитель легкового автомобиля.

2. Водитель грузового автомобиля.

Обязаны ли Вы включить правые указатели поворота при въезде на этот перекресток?

1. Да.

2. Нет.

3. Да, но только при наличии движущихся сзади транспортных средств.

Вы приняли решение остановиться сразу же после перекрестка. Когда необходимо включить правые указатели поворота?

1. До въезда на перекресток, чтобы заблаговременно предупредить других водителей об остановке.

2. Только после въезда на перекресток.

3. Место включения указателей поворота не имеет значения, так как поворот направо запрещен.

Кто должен уступить дорогу?

1. Водитель, намеревающийся начать движение от тротуара.

2. Водитель, намеревающийся остановиться у тротуара.

По какой траектории Вам разрешено продолжить движение налево?

1. Только по А.

2. Только по В.

3. По любой.

В каких направлениях Вы можете продолжить движение по второй полосе?

1. Только налево.

2. Только налево и в обратном направлении.

3. Направо, налево и в обратном направлении.

infourok.ru

Программа предмета «основы законодательства в сфере дорожного движения»

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Введение. Обзор законодательных актов

Закон о безопасности дорожного движения, Правила дорожного движения, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Закон об охране окружающей среды, Закон об обязательном страховании гражданской ответственности (ОСАГО).

РАЗДЕЛ 1. ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Тема 1. Общие положения. Основные понятия и термины. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров

Значение Правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура Правил. Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах.

Обязанности участников дорожного движения. Порядок ввода ограничений в дорожном движении.

Документы, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам милиции.

Порядок предоставления транспортных средств должностным лицам.

Права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Обязанности других водителей по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств.

Обязанности водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию. Обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения.

Тема 2. Дорожные знаки

Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения. Классификация дорожных знаков. Требования к расстановке знаков. Дублирующие, повторные и временные знаки.

Предупреждающие знаки. Назначение. Общий признак предупреждения. Правила установки предупреждающих знаков. Название и назначение каждого знака. Действия водителя при приближении к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим знаком.

Знаки приоритета. Назначение. Название и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков приоритета.

Запрещающие знаки. Назначение. Общий признак запрещения. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями запрещающих знаков. Исключения. Права водителей с ограниченными физическими возможностями и водителей, перевозящих таких лиц. Зона действия запрещающих знаков.

Предписывающие знаки. Назначение. Общий признак предписания. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями предписывающих знаков. Исключения.

Знаки особых предписаний. Назначение, общие признаки. Название, назначение и место установки каждого знака.

Информационные знаки. Назначение. Общие признаки знаков. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков, которые вводят определенные режимы движения.

Знаки сервиса. Назначение. Название и место установки.

Знаки дополнительной информации (таблички). Назначение. Название и размещение каждого знака.

Тема 3. Дорожная разметка и ее характеристики

Значение разметки в общей организации дорожного движения, классификация разметки.

Горизонтальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки. Действия водителей в соответствии с требованиями горизонтальной разметки.

Вертикальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида вертикальной разметки.

Практическое занятие по темам 1-3

Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д. Формирование умений руководствоваться дорожными знаками и разметкой.

Тема 4. Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств

Предупредительные сигналы. Виды и назначение сигналов. Правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой. Использование предупредительных сигналов при обгоне. Опасные последствия несоблюдения правил подачи предупредительных сигналов.

Начало движения, маневрирование. Обязанности водителей перед началом движения, перестроением и маневрированием. Порядок выполнения поворота на перекрестке. Поворот налево и разворот вне перекрестка. Действия водителя при наличии полосы разгона (торможения). Места, где запрещен разворот.

Порядок движения задним ходом. Места, где запрещено движение задним ходом.

Опасные последствия несоблюдения правил маневрирования.

Расположение транспортных средств на проезжей части. Требования к расположению транспортных средств на проезжей части в зависимости от количества полос для движения, видов транспортных средств, скорости движения.

Случаи, когда разрешается движение по трамвайным путям. Повороты на дорогу с реверсивным движением.

Опасные последствия несоблюдения правил расположения транспортных средств на проезжей части.

Скорость движения. Факторы, влияющие на выбор скорости движения. Ограничения скорости в населенных пунктах. Ограничения скорости вне населенных пунктов, на автомагистралях для различных категорий транспортных средств. Запрещения при выборе скоростного режима. Выбор дистанции и интервалов. Особые требования для водителей тихоходных и большегрузных транспортных средств.

Опасные последствия несоблюдения безопасной скорости и дистанции.

Обгон и встречный разъезд. Обязанности водителя перед началом обгона. Действия водителей при обгоне. Места, где обгон запрещен.

Встречный разъезд на узких участках дорог. Встречный разъезд на подъемах и спусках. Опасные последствия несоблюдения правил обгона и встречного разъезда.

Остановка и стоянка. Порядок остановки и стоянки. Способы постановки транспортных средств на стоянку. Длительная стоянка вне населенных пунктов. Меры предосторожности при постановке транспортного средства на стоянку. Места, где остановка и стоянка запрещены.

Опасные последствия несоблюдения правил остановки и стоянки.

Тема 5. Регулирование дорожного движения

Средства регулирования дорожного движения. Значения сигналов светофора и действия водителей в соответствии с этими сигналами. Реверсивные светофоры. Светофоры для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе.

Значение сигналов регулировщика для трамваев, пешеходов и безрельсовых транспортных средств. Порядок остановки при сигналах светофора или регулировщика, запрещающих движение.

Действия водителей и пешеходов в случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке.

Практическое занятие по темам 4-5

Решение комплексных задач, разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д.

Выработка навыков подачи предупредительных сигналов рукой. Формирование умений правильно руководствоваться сигналами регулирования, ориентироваться, оценивать ситуацию и прогнозировать ее развитие.

Тема 6. Проезд перекрестков

Общие правила проезда перекрестков. Случаи, когда водители трамваев имеют преимущества.

Регулируемые перекрестки. Взаимодействие сигналов светофора и знаков приоритета. Порядок и очередность движения на регулируемом перекрестке.

Нерегулируемые перекрестки. Порядок движения на перекрестках равнозначных дорог. Порядок движения на перекрестках неравнозначных дорог.

Очередность проезда перекрестка, когда главная дорога меняет направление.

Действия водителя в случае, если он не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и т.п.) и при отсутствии знаков приоритета.

Тема 7. Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов

Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств. Обязанности водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, остановке маршрутных транспортных средств или транспортному средству, имеющему опознавательный знак «Перевозка детей».

Железнодорожные переезды. Разновидности железнодорожных переездов. Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах. Порядок движения транспортных средств.

Правила остановки транспортных средств перед переездом. Обязанности водителя при вынужденной остановке на переезде.

Запрещения, действующие на железнодорожном переезде.

Случаи, требующие согласования условий движения через переезд с начальником дистанции пути железной дороги.

Опасные последствия нарушения правил проезда пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.

Практическое занятие по темам 6-7

Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д.

Тема 8. Особые условия движения

Движение по автомагистралям. Запрещения, вводимые на автомагистралях. Обязанности водителей при вынужденной остановке на проезжей части автомагистрали и на обочине.

Движение в жилых зонах.

Приоритет маршрутных транспортных средств. Пересечение трамвайных путей вне перекрестка.

Порядок движения на дороге с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств. Правила поведения водителей в случаях, когда троллейбус или автобус начинает движение от обозначенного места остановки.

Правила пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.

Включение ближнего света фар в светлое время суток. Действия водителя при ослеплении. Порядок использования противотуманных фар, фары-прожектора, фары-искателя и задних противотуманных фонарей, знака автопоезда.

Случаи, разрешающие применение звуковых сигналов.

Буксировка механических транспортных средств. Условия и порядок буксировки механических транспортных средств на гибкой сцепке, жесткой сцепке и методом частичной погрузки.

Случаи, когда буксировка запрещена.

Перевозка людей в буксируемых и буксирующих транспортных средствах. Опасные последствия несоблюдения правил буксировки механических транспортных средств.

Учебная езда. Условия, при которых разрешается учебная езда. Требования к обучающему, обучаемому и учебному механическому транспортному средству.

Требования к движению велосипедистов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных (запреты и возрастной ценз с которого разрешается управление).

Тема 9. Перевозка людей и грузов

Требование к перевозке людей в грузовом автомобиле. Обязанности водителя перед началом движения. Скорость движения при перевозке людей. Дополнительные требования при перевозке детей. Случаи, когда запрещается перевозка людей.

Правила размещения и закрепления груза на транспортном средстве. Перевозка грузов, выступающих за габариты транспортного средства.

Обозначение перевозимого груза. Случаи, требующие согласования условий движения транспортных средств с ГИБДД.

Опасные последствия несоблюдения правил перевозки людей и грузов.

Тема 10. Техническое состояние и оборудование транспортных средств

Общие требования. Условия, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств.

Неисправности, при возникновении которых водитель должен принять меры к их устранению, а если это невозможно — следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение.

Опасные последствия эксплуатации транспортного средства с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения.

Тема 11. Государственные регистрационные знаки, опознавательные знаки, предупредительные надписи и обозначения

Требования к оборудованию транспортных средств государственными регистрационными знаками и обозначениями.

РАЗДЕЛ 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Тема 12. Административное право

Административное правонарушение (АПН) и административная ответственность.

Административные наказания: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест и конфискация орудия совершения или предмета АПН. Органы, налагающие административные наказания, порядок их исполнения. Меры, применяемые уполномоченными лицами, в целях обеспечения производства по делу об АПН (изъятие водительского удостоверения, задержание транспортного средства и т.д.).

Тема 13. Уголовное право

Понятие об уголовной ответственности. Состав преступления. Виды наказаний.

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Преступления против жизни и здоровья (оставление в опасности) Условия наступления уголовной ответственности.

Тема 14. Гражданское право

Понятие о гражданской ответственности. Основания для гражданской ответственности. Понятия: вред, вина, противоправное действие. Ответственность за вред, причиненный в ДТП. Возмещение материального ущерба.

Понятие о материальной ответственности за причиненный ущерб. Условия и виды наступления материальной ответственности, ограниченная и полная материальная ответственность.

Право собственности, субъекты права собственности. Право собственности и владения транспортным средством.

Налог с владельца транспортного средства.

Тема 15. Правовые основы охраны окружающей среды

Понятие и значение охраны природы. Законодательство об охране природы. Цели, формы и методы охраны природы.

Объекты природы, подлежащие правовой охране: земля, недра, вода, флора, атмосферный воздух, заповедные природные объекты.

Система органов, регулирующих отношения по правовой охране природы, их компетенции, права и обязанности.

Ответственность за нарушение законодательства об охране природы.

Тема 16. Закон об ОСАГО

Федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности». Порядок страхования. Порядок заключения договора о страховании. Страховой случай. Основание и порядок выплаты страховой суммы.

Практическое занятие по теме 16

Заполнение бланка извещения о ДТП.

gigabaza.ru

ОП.07 ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ

СТО СМК 4.2.01 — 2016

Лист 1/6

РАССМОТРЕНО

на заседании предметно-цикловой комиссии

математических и естественнонаучных дисциплин

Протокол № ____ от «____» __________ 20__ г.

Председатель ______/Е.А. Глухарева/

Методист НМО______/И.С. Бобруйко/

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по НМР

________________ И.В. Козлова

«_____» _____________ 20__ г.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учебной дисциплины

ОП.07 ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

на 2016-2017 учебный год

Группа: 11, профессия: 19203 Тракторист

Всего по дисциплине предусмотрено: 80 часов (26 – теоретические занятия, 54 — практические)

из них в 1-м полугодии: 0 часов

во 2-м полугодии: 26+54 часов

Составитель: ____________ Ильин А.В., преподаватель ГАПОУ ЧАО «ЧМК»

1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:

лабораторные работы

0

практические занятия

54

контрольные работы

0

курсовая работа (проект)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

0

рефераты

доклады

заучивание материала лекции

13

13

14

Итоговая аттестация в форме экзамен

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Жульнев, Н.Я. Учебник водителя. Правила дорожного движения. Академия, 2013.

  2. Яковлев, В. Комментарии к правилам дорожного движения. Издательский дом Третий Рим, 2013.

  3. Правила дорожного движения. Официальное издание. Издательский дом Третий Рим, 2014.

  4. Правила дорожного движения. Штрафы. Официальное издание. Издательский дом Третий Рим, 2014.

Дополнительные источники:

  1. Библиотека учебных фильмов (184 фильма) – 11 DVD. Эконавт., М. – 2009.

  2. Учебный видеокурс по ПДД и БДД – 1 DVD. МААШ. – М., 2009.

  3. Учебное пособие «Подготовка к экзаменам в ГИБДД» – 1 DVD. МААШ. – М., 2015.

1.3. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Форма итоговой аттестации по дисциплине

уметь:

Экзамен

— пользоваться дорожными знаками и разметкой; ориентироваться по сигналам регулировщика;

оценка выполнения практической работы

— определять очередность проезда различных транспортных средств; —

проверка и оценка выполненных практических работ по соответствующим темам

оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; —

письменный контроль

управлять своим эмоциональным состоянием при движении транспортного средства; —

оценка выполнения практической работы

уверенно действовать в нештатных ситуациях;

срез по теме

— обеспечивать безопасное размещение и перевозку грузов;

проверка и оценка выполненных практических работ по соответствующим темам

— предвидеть возникновение опасностей при движении транспортных средств;

оценка решения поставленных задач

— организовывать работу водителя с соблюдением правил безопасности дорожного движения;

оценка выполнения практической работы

знать:

— причины дорожно-транспортных происшествий;

срез по теме

— зависимость дистанции от различных факторов;

письменный контроль

— дополнительные требования к движению различных транспортных средств и движению в колонне;

оценка результатов устных ответов

— особенности перевозки людей и грузов;

оценка качества составленных таблиц и схем

— влияние алкоголя и наркотиков на трудоспособность водителя и безопасность движения;

срез знаний по изученному материалу

— основы законодательства в сфере дорожного движения.

оценка знаний по индивидуальным заданиям

1.4. Содержание учебного материала

Теоретические занятия (26 часов)

Практические занятия(54 часа)

Запрещающие знаки

Методические указания.

2/20

Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов

Методические указания.

2/22

Предписывающие знаки

Методические указания.

2/24

Предписывающие знаки

Методические указания.

2/26

Знаки особых предписаний

Методические указания.

2/28

Знаки особых предписаний

Методические указания.

2/30

Знаки особых предписаний

Методические указания.

2/32

Информационные знаки

Методические указания.

2/34

Информационные знаки

Методические указания.

2/36

Информационные знаки

Методические указания.

2/38

Знаки сервиса

Методические указания.

2/40

Знаки сервиса

Методические указания.

2/42

Знаки дополнительной информации (таблички)

Методические указания.

2/44

Знаки дополнительной информации (таблички)

Методические указания.

2/46

Правила и требования к размещению дорожных знаков

Методические указания.

2/48

Правила и требования к размещению дорожных знаков

Методические указания.

2/50

Опознавательные знаки транспортных средств

Методические указания.

2/52

Опознавательные знаки транспортных средств

Методические указания.

2/54

Средства регулирования дорожного движения

Методические указания.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *