cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Егэ вариант русский язык – ЕГЭ 2019 по русскому языку

Вариант 1 — Русский язык

   Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1) Мать Лизы, Анна Сергеевна, посмеивавшаяся над Паулем, пришла в ужас, когда дочь назвала Пауля своим женихом.
2) Последние слова погибшего в сражении Пауля Сеппа были адресованы его возлюбленной девушке Лизе: «Прощай, милая».
3) Провожая шестнадцать человек, призванных на войну, жители эстонской деревушки Орго плакали и вели себя, как на траурной церемонии.
4) Бубенчиков и Козовалов были преисполнены гордости за то, что им предстоит встать на защиту Родины, пополнив число новобранцев.
5) Лиза была настроена поехать за отправлявшимся служить Паулем, чтобы стать сестрой милосердия и при первой возможности обвенчаться с ним.

​    (1) Вечером опять сошлись у Старкиных. (2) Говорили только о войне. (3) Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены. (4) Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче.
    (5) Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьёзным.
    (6) Козовалов говорил уныло:
   — Я уеду в Африку. (7) Там не будет войны.
    — (8) А я во Францию, — говорил Бубенчиков, — и перейду во французское подданство.
    (9) Лиза досадливо вспыхнула. (10) Закричала:
    — И вам не стыдно! (11) Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. (12) И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?
     (13) Из Орго призвали шестнадцать запасных. (14) Был призван и ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. (15) Когда Лиза узнала об этом, ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним. (16) Ей вспомнились его ясные, детски чистые глаза. (17) Она вдруг ясно представила себе далёкое поле битвы — и он, большой, сильный, упадёт, сражённый вражескою пулею. (18) Бережная, жалостливая нежность к этому, уходящему, поднялась в её душе. (19) С боязливым удивлением она думала: «Он меня любит. (20) А я, что же я? (21) Прыгала, как обезьянка, и смеялась. (22) Он пойдёт сражаться. (23) Может быть, умрёт. (24) И, когда будет ему тяжело, кого он вспомнит, кому шепнёт: „Прощай, милая”? (25) Вспомнит русскую барышню, чужую, далёкую».
    (26) Призванных провожали торжественно. (27) Собралась вся деревня. (28) Говорили речи. (29)Играл местный любительский оркестр. (30) И дачники почти все пришли. (31) Дачницы принарядились.
   (32) Пауль шёл впереди и пел. (33) Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, — он держал шляпу в руке, — и лёгкий ветерок развевал его светлые кудри. (34) Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым. (35) Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. (36) Он пел. (37) Эстонцы с воодушевлением повторяли слова народной песни.
    (38) Дошли до леска за деревнею. (39) Дачницы стали возвращаться. (40) Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41) Набегали тучки. (42) Небо хмурилось. (43) Серенькие вихри завивались и бежали по дороге, маня и дразня кого-то.
    (44) Лиза остановила Сеппа:
    — Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.
   (45) Пауль отошёл на боковую тропинку. (46) Он шёл рядом с Лизою. (47) Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд. (48) Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. (49) Лиза смотрела на него влюблёнными глазами. (50) Он сказал:
    — Ничего не бойтесь, Лиза. (51) Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. (52) А кто войдёт в Россию, тот не обрадуется нашему приёму. (53) Чем больше их войдёт, тем меньше их вернётся в Германию.
   (54) Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:
    — Пауль, в эти дни я вас полюбила. (55) Я поеду за вами. (56) Меня возьмут в сёстры милосердия. (57) При первой возможности мы повенчаемся.
    (58) Пауль вспыхнул. (59) Он наклонился, поцеловал Лизину руку и повторял:
    — Милая, милая!
    (60) И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.
    (61) Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:
    — Какие нежности! (62) Он Бог знает что о себе вообразит. (63) Можете представить: целует руку, точно рыцарь своей даме!
    (64) Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65) Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66) Козовалов сардонически улыбался.
    (67) Лиза обернулась к матери и крикнула:
    — Мама, поди сюда! (68) Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69) У обоих были счастливые, сияющие лица.
    (70) Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71) Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:
    — А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72) Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.
   (73) Анна Сергеевна с досадою проворчала:
    — Ну уж красавец! (74) Ну что, Лизонька? — спросила она у дочери.
    (75) Лиза сказала, радостно улыбаясь:
    — Вот мой жених, мамочка.
   (76) Анна Сергеевна в ужасе воскликнула:
    — Лиза, что ты говоришь!
    (77) Лиза проговорила с гордостью:
   — Он защитник Отечества.


 
(По Ф. Сологубу*)

Фёдор Сологу́б (настоящее имя Фёдор Кузьми́ч Тете́рников) — русский поэт и писатель.

bingoschool.ru

Вариант 8 — Русский язык

(1) Осенью, переходя из летних лагерей на Ходынке в зимнее помещение, штаб пехотной дивизии, в котором тогда я служил младшим письмоводителем, занял один из таких особняков.

(2) Особняк был в готическом стиле, со стрельчатыми высокими окнами нетопленного огромного зала, служившего, видимо, столовой. (3) Птицы на плафонах, некогда напоминавшие, что лучшим украшением стола является дичь, воскрыляли теперь над расставленными столами с арматурными списками и красными папками, разбухшими от подшитых дел. (4) Моим товарищем по должности, тоже в нехитром звании младшего письмоводителя, был тощий мечтательный человек по фамилии Васькин. (5) До поступления в красноармейскую часть он работал в театральной библиотеке Рассохина переписчиком ролей. (6) Его серые близорукие глаза обычно были обращены мечтательно к окнам, за которыми стояли облетающие каштаны, губы, повторявшие слова какой-нибудь переписанной роли, шевелились.

(7) Комиссар штаба Черных, любивший дисциплину и точность, относился к Васькину критически. (8) Книжка, по-школьнически засунутая в папку с подшитыми делами, была явным нарушением порядка; кроме того, письмоводитель не справлялся с подшивкой бумаг, и его пересадили за арматурные списки. (9) Но он напутал и здесь с количеством выданного белья, и его наметили к откомандированию в строевую часть.

(10) В четыре часа дня занятия в штабе кончались, и Васькин остался раз на очередное дежурство. (11) Особняк был мрачный, с черными жерлами нетопленных каминов, и только фризы с гирляндами несущихся нимф смягчали вялую желтизну цветных витражей, едва пропускавших свет в высоких окнах.

(12) Еще с утра поломанная мебель и доски настила от разбираемой во дворе конюшни были заготовлены возле одного из каминов. (13) Васькин растопил камин, вскипятил воду в жестяном чайнике и к вечеру, когда телефонные звонки стали редки, пошел бродить по комнатам особняка. (14) В будуаре с жиденькими креслицами, которые трещали на докладах под могучими телами военных, помещался кабинет начальника штаба. (15) Венецианское зеркало в стеклянных розочках и завитках отражало под углом рабочий стол с приказами по дивизии и карту Польского фронта на стене. (16) В бывшей детской расположились топографы, и здесь уже обжито пахло краской шапирографа. (17) Наступали холода, и к печам было подвалено все, что могло пойти на топливо, в том числе старые журналы и целое плоскогорье истерзанных книг, найденных где-то в подвале. (18) Книги были в большинстве без конца и начала, с перепутанными листами, повиснувшими на нитках брошюровки.

(19) Васькин, просиживавший целыми днями в театральной библиотеке Рассохина, перед книгами благоговел. (20) Он взобрался на вершину этого книжного плоскогорья и, чихая от пыли, стал подбирать разрозненные тома сочинений классиков. (21)Может быть, на миг блеснули перед ним неистовый монолог Тимона Афинского в одном из томов Шекспира или знакомая реплика Несчастливцева в книжке пьес Островского, но Васькин забыл о том, что он дежурный по штабу. (22) Комиссар штаба дивизии Черных обычно проверял ночное дежурство. (23) Он появился в особняке во втором часу ночи, длинный, бесшумный и, как всегда, в любой час дня или ночи готовый к действию. (24)!!! Дежурного на месте не оказалось.(25) !!! Камин в огромной зале прогорел, и дотлевала последняя головешка в голубых ребринах. (26) Черных поспешно прошел через залу и толкнул дверь в коридор. (27) На полу, среди груды раскиданных книг, сидел Васькин.

(28)- Дежурный! — сказал Черных знакомым, обычно ужасавшим письмоводителя голосом.- (29) Почему вы не на месте? (30) Что вы делаете здесь?

(31) Васькин ничего не смог ответить и только протянул ему одну из книг. (32) Черных быстро, как привык просматривать донесения, прочел название книги.

(33)- Откуда здесь книги? — спросил он удивленно.

(34)- Жгут. (35) Сегодня повар книгами плиту истопил,- ответил Васькин.

(36) Черных был недавно студентом Политехнического института, и в его сейфе вместе с секретными документами лежали «Основы неорганической химии». (37) Он откинул полы длинной кавалерийской шинели и присел на груду книг рядом с Васькиным.

(38)- Вот тут, в этой пачке, Лев Толстой и Островский,- пояснил Васькин,- я их по томикам подобрал, полный комплект.(39) А вот эти на других языках, может быть, поглядите?

(40) Он стал подавать Черных книги, и тот прочитывал название и откладывал иностранные книги в сторону.

(41) — Я, товарищ комиссар, так думаю,- говорил Васькин между тем,- конечно, сейчас, может быть, не до книг. (42) Но ведь придет время, когда каждая книжка понадобится. (43) А телефон я отсюда слышу, так что я на дежурстве.

(44) Утром начальник штаба Григорьев, человек исполнительный и приходивший на занятия обычно раньше других, дежурного на месте не застал. (45) Он приоткрыл дверь в коридор и увидел на полу возле печки комиссара штаба и дежурного письмоводителя, сидевших к нему спиной. (46) — Куда же вы Гоголя кладете?..(47) Ведь классики слева, я вам указал,- сказал Васькин недовольно.

(48) Комиссар вздохнул и покорно переложил книжку.

(49) Несколько лет назад ко мне пришел высокий худой человек с палевыми волосами, какие бывают у седых блондинов.

(50) — Прочитал в одной из газет вашу статейку о книгах и по старой памяти хочу преподнести вам презент,- сказал он.- (51) Вы меня, конечно, не помните. (52) Моя фамилия Васькин. (53) Мы с вами вместе служили в штабе пехотной дивизии годков тому назад, прямо скажем, порядочно.

(54) Он порылся в портфеле старинного образца с металлическими углами и достал книжку, оказавшуюся первым изданием «Гайдамаков» Шевченко 1841 года, с экслибрисом, который сразу воскресил в моей памяти многое: такие экслибрисы я встречал впоследствии не раз и всегда вспоминал при этом далекий 1920 год и трогательную, хотя и несколько ироническую историю, связанную с одной из спасенных библиотек.

(55)- Я эту книжку нашел у себя совсем недавно, — сказал Васькин. (56) — Сейчас я на пенсии, а работал все время корректором в типографии.(57) Из вашей статейки я понял, что вы стали книголюбом, и решил в память былых отношений преподнести вам именно эту книгу. (58) Дело в том, что я тогда до смерти увлекался Шевченко и взял эту книжку почитать, чтобы потом вернуть. (59) А тут пошли всякие события, дивизию отправили на польский фронт, меня откомандировали, и книжка осталась у меня. (60) Поставьте ее к себе на полку, пусть она напоминает вам, что мы с вами в свое время послужили книге, когда мало кто о ней заботился, а вот теперь даже книги о книгах выходят.

 

( По В. Лидину* «Друзья мои – книги»)

*Владимир Германович Лидин (1894—1978) — писатель, библиограф, прозаик.

bingoschool.ru

Варианты ЕГЭ по русскому языку 2017

Вариант ЕГЭ №2. («ru_tr_variant_20170206» с vk . com / ege 100 ballov)

Часть 1

Ответами к заданиям 1 – 24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов , запятых и других дополнительных символов . Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

(1)Красота страусиных перьев, которую первыми оценили жители Древнего Египта, едва не послужила причиной полного уничтожения этих птиц в природе. (2) В XVIII-XIX веках повальная мода на веера, боа и шляпные украшения из страусиных перьев охватила буквально всю Европу, и миллионы самцов страусов были принесены в жертву этой моде. (3) (…)был полностью истреблён единственный подвид африканских страусов, обитавший на Ближнем Востоке, чрезвычайно редки страусы стали и в северных и южных районах Африки. (4) И только благодаря организации

страусиных ферм, первая из которых была создана предприимчивым фермером в Капской провинции Южной Африки ещё в 1838 году, их численность стала восстанавливаться. (по материалам журнала «Вокруг

света»)

  1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? Запишите номера этих предложений.

1) Из-за моды на украшения, веера, боа из страусиных перьев было истреблено огромное количество этих птиц, и только создание страусиных ферм способствовало восстановлению популяции.

2) В 1838 году была основана первая страусиная ферма.

3) В XVIII-XIX веках в моде были украшения из страусиных перьев.

4) Благодаря созданию страусиных ферм, численность страусов, истреблённых в огромном количесте в XVIII-XIX веках, стала постепенно восстанавливаться.

5) В Древнем Египте страусиные перья ценились из-за своей красоты.


  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении?

Потому что

В результате

Так как

Хотя

Если

Ответ: ___________________________.

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся

значения слова ОРГАНИЗАЦИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в четвертом (4) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Организация.

1. Процесс действия по знач. несов. глаг.: организовать, организоваться.

2. Объединение, союз людей, общественных групп, государств,

соединённых общей программой действий. // Государственное, партийное

или общественное учреждение.

3. Устройство, построение, склад чего-л.

4. Физическое или психофизическое строение отдельного организма. //

Психофизические особенности отдельного человека.

Ответ: ___________________________.

  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

вклЮчит

кровоточАщий

загнУтый

нАживший

аэропОрты

Ответ: _____________________.

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к

выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1)Бабушка дала мне ЦЕЛЬНЫЙ мандарин, очень вкусный и сладкий-

сладкий.

2)Степа упал и сломал руку, он чувствовал НЕСТЕРПИМУЮ боль, но не

пустил ни слезинки.

3)У нас была хорошая семейная традиция: лепить на новый год домашние

пельмени, и ЗАЧИНАТЕЛЕМ этой традиции был мой дед.

4)У девушки, которая пела в хоре, был очень чистый, громкий, приятный,

одним словом, ЗВУЧНЫЙ голос.

5)Музыкальные этюды направлены на формирования навыка ТЕХНИЧНОЙ

игры.

Ответ: ___________________________.

  1. В одном из выделенных ниже слов (сочетаний слов) допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите выделенное слово правильно.

КУПЛЕННЫЙ бабушкой тюль

ЛЯГТЕ на пол

пять КИЛОГРАММОВ АПЕЛЬСИН

в ТЫСЯЧА ПЯТОМ году

нет КОПИЙ

Ответ: _____________________.

  1. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении

предложения с причастным оборотом

Б) неправильное употребление

падежной формы существительного с

предлогом

В) ошибка в построении

предложения с деепричастным

оборотом

Г) нарушение в построении

предложения с несогласованным

приложением

Д) ошибка в построении сложного

предложения

1) Сравнивая слова «рад» и «отрада»,

надо учитывать, что исторически они

происходят от разных корней.

2) Возвратившиеся после

реставрации экспонаты выставлены в

музее.

3) Те, кто увлекается творчеством

Булгакова, знают, что по роману

«Мастеру и Маргарите» создано

несколько экранизаций.

4) Он опаздывал на лекции, потому

транспорт из-за гололёда почти не

ходил.

5) Лётчик действовал согласно

инструкциям, полученным от

главного диспетчера аэропорта.

6) Из книг и фильмов мы узнаём об

ужасах, пережитых нашим народом в

годы войны и сталинских репрессий.

7) Благодаря дружбы с семьёй

Аксакова по приезде из Петербурга

Гоголь поселился в доме писателя.

8) Заблудившись в лесу, мальчик был

найден.

9) Статья Н.А. Добролюбова «Луч

света в тёмном царстве» показала

пороки современного общества и

вызвала живой отклик у читателей.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


  1. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

перен..мал

б..режливый

укр..титель

ск..шивать

выл..вать

Ответ: ____________________.

  1. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

чре..мерно чере..чур

спорт..нвентарь с..грать

пр..творить(мечту в жизнь) пр..клонный

пр..дел (терпению) пр..чудливый

из..ян в..юга

Ответ: ___________________.

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.

совет..вать

опазд..вать

гор..вать

скле..вающий

запис..вать

Ответ: ___________________.

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

засе…вший

изран…нный

ран…шь

почеш…шь

подвеш…нный

Ответ: _________________.

  1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Фёдор Растопчин сжёг своё подмосковное имение Вороново, чтобы оно

(не)досталось французам.

Мечтой Рудольфа Дизеля был (не)лёд, изготовлением которого

занималась фирма, а пламя — от мечтал усовершенствовать двигатель

внутреннего сгорания конструкции Августа Отто.

Мы высадились на пустынный двор, (не)засаженный ни цветами, ни

кустами, ни деревьями.

В этой теории (не)окрепшие умы нашли всё, чего хотели: много критики

устоев, казавшейся им убедительной

Всё было по-прежнему, но в саду были (не)старые, а новые качели: их

полностью скрывали разросшиеся кусты сирени.

Ответ: __________________.

  1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В руках у Алексея было ружье, сошки, (С)БОКУ, над патронташем, туго

перехватывавшим живот, висел поварской нож, через плечо перекинут

плащ, скатанный (ПО)СОЛДАТСКИ.

ЕСЛИ(ЖЕ) (ПО)ПРИЧИНЕ болезни, старости или отсутствия корма

медведь не накопит за осень достаточного количества жира, в нём не

появится инстинкт, побуждающий зверя ложиться на зиму в берлогу.

(НЕ)СМОТРЯ на то что голова его всё ещё немного кружилась, он решил во

ЧТО(БЫ) то ни стало записать хоть отрывки из праздничного доклада.

Вода в заливе стояла (НА)ДИВО белая, (БУД)ТО её разбавили

молоком.

Ключ был глубиной более двух метров, а течение (НА)СТОЛЬКО быстро,

что животных непременно снесло бы (В)НИЗ.

Ответ: _________________.

  1. Укажите все цифры (цифру), на месте которых пишется Н.

Судьба художника, Мастера, представле(1)а в романе «Мастер и

Маргарита» и как вечная общечеловеческая драма, и как индивидуальная

трагедия совреме(2)ого человека, выстрада(3)ая самим М.Булгаковым.

Ответ: ___________________________.

  1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Каждое солнечное пятно и усеянные листьями ветви больших деревьев немедленно использовались десятками молодых берёз и ольх дубов и грабов можжевельником и папоротником.

2) В яме лежал крупный мужчина с черными вьющимися волосами и такой же бородой.

3) Эта неподвижность не позволяла назвать её ни красивой ни уродливой.

4) Геральт никогда не слышал таких прекрасных голосов и таких

прекрасных баллад.

5) Воробей прыгал на подоконнике смотрел по сторонам и клевал зерно.

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые.

Через пять минут (1) на Ипполите Матвеевиче красовался лунный жилет (2) усыпанный (3) мелкой серебряной звездой (4) и переливчатый

люстриновый пиджачок.

Ответ: ___________________________.

  1. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы),

на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Как уже всем известно (1) Незнайка после путешествия значительно

поумнел, стал учиться читать и писать, прочитал всю грамматику и почти всю арифметику, но (2) как раз (3) тут ему (4) почему-то (5) расхотелось

учиться. Никто (6) конечно (7) не говорит, что Незнайка неисправимый

лентяй. Вернее сказать (8) он просто сбился с правильного пути.

Ответ: ___________________________.

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые.

Воробьянинов записал старушечьим почерком (1) имена новобрачных в

толстые книги, строго допросил (2) свидетелей (3) за которыми (4) невеста сбегала во двор (5) долго и нежно (6) дышал на квадратные штампы и, привстав, оттискивал их на потрёпанных паспортах.

Ответ: _____________________________.

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые.

Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3)

то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она

предложила прогуляться по саду.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25

(1)Мы все когда-то в детстве могли чувствовать себя счастливыми без всякого повода. (2)Могли радоваться жизни во всех её проявлениях, могли наслаждаться хорошей погодой, природой, общением с друзьями и многими другими вещами, которых нам в жизни взрослой, увы, недостаточно для искренней радости. (3)Бесконечные проблемы и обязанности настолько поглотили человека взрослого, что он потерял эту способность – быть счастливым благодаря мелочам.

(4)Постоянная бессмысленная гонка – на выживание, за успехом, вдогонку славе – съедает наши души без остатка. (5)К известным принципам «посадить дерево, построить дом и вырастить детей» прибавляется большой список целей: карьера, квартира, машина и деньги, деньги, деньги… (6)Мы настолько вросли в этот скаредный вещный мир, что у нас не осталось времени на саму жизнь. (7)На наших близких, на хорошие книги, на общение с природой.

(8)А ведь именно благодаря таким мгновениям человек бывает по-настоящему счастлив. (9)Время так быстротечно, и стрелки любимых настенных часов неумолимо движутся вперёд, и близкие люди уходят из этого мира, так и не услышав, как они были нам дороги, а дети вырастают без должного родительского внимания и тепла…

(10)Но даже если мы можем сказать, что такие моменты есть в нашей жизни, чего-то всегда будет не хватать для полного счастья. (11)Особенно сейчас, когда информационную плотину прорвало и мощный новостной поток, к сожалению, в основном негативный, грязный и депрессивный, заливает нас ежечасно. (12)Многие уже сейчас смотрят на жизнь цинично, воспринимают её в чёрном цвете. (13)И кажется, что жизнь – это беспросветная полоса проблем и забот.

(14)Как исправить эту ситуацию, как впустить счастье в свой дом? (15)Как ни абсурдно прозвучит, сделать это под силу каждому. (16)Авторы бесчисленных книг по психологии постоянно акцентируют наше внимание на простом факте: «Человек сам хозяин своей судьбы».

(17)Если изменить мир вокруг и себя в наших силах, стоит начать это делать, маленькими шагами приближаясь к цели. (18)Настроить себя на позитивную волну: послушать любимую музыку, посмотреть комедию или мелодраму с хорошим концом, почитать художественную книгу. (19)А главное, не забывать о близких – родственниках и друзьях. (20)Они чувствуют нашу любовь, нуждаются в ней, и сами, взамен, нас любят и поддерживают. (21)Стоит с ними поделиться своими печалями – и станет легче. (22)А человеку одинокому можно посоветовать завести домашнего питомца: собаку, кошку, хомяка, попугая – любое живое создание, заботу о котором мы возьмём на себя и забудем в приятных хлопотах о своих бедах, хотя бы на время. (23)Наблюдая за котёнком, обучая пса, «общаясь» с хомячком, мы забудем о депрессии. (24)А если ещё чаще выходить на улицу, гулять в парке, наблюдать смену времён года: лиственное золото на фоне голубого небесного свода, безмятежную белизну и строгую красоту зимы, буйство зелени, кипучую энергию жарких месяцев, – это станет лучшим лекарством от тягостного настроения и пережитых нами бед. (25)Тем более что все эти способы нам всегда доступны, и то беспричинное ощущение счастья, которое мы испытывали в детстве, никуда не делось, просто ждёт, когда мы посмотрим на мир другими глазами.

(По Е. А. Лебедевой*)

* Елена Анатольевна Лебедева – современный психолог, педагог.

  1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Взрослый человек может утратить способность радоваться жизни, приобретённую в детстве.

2) Жизнь – это беспросветная полоса проблем и забот.

3) Чтобы стать счастливым, нужно настроиться на позитивные впечатления.

4) Лекарство от тягостного настроения и пережитых нами бед можно приобрести в аптеке.

5) Стать счастливым может каждый.

Ответ: __________________.

  1. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-3 представлено рассуждение.

2) Предложение 8 противопоставлено по содержанию предложению 7.

3) В предложении 11 содержится описание.

4) Предложения 15-16 содержат ответ на вопрос, поставленный в предложении 14.

5) В предложениях 21-23 представлено повествование.

Ответ: _________________.

  1. Из предложений 3-5 выпишите слово со значением: «Признание со стороны окружающих, общественное одобрение чего-н., чьих-н. достижений»

Ответ: _______________.

  1. Среди предложений 17-25 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения.

Ответ: _________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 2023.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и

других дополнительных символов .

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«(А) _______ в предложениях 2,5 усиливают внимание к теме и идее

статьи. В предложениях 14-15 автор использует (Б) ______, что помогает

ему продемонстрировать ход рассуждений. Приём (В) ______(предложения 17-19) и троп (Г) _______ («безмятежную белизну», предложение 24) усиливают эмоциональное звучание текста.

Список терминов:

1) диалектизм

2) книжная лексика

3) парцелляция

4) ряды однородных членов

5) анафора

6) эпитет

7) вопросно-ответная форма

8) риторический вопрос

9) гипербола


Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов №2

  1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в

комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,

по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста

(избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны

или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста.

Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую

очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные

наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой

пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких

бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Ответы

  1. 14 41

  2. врезультате

  3. 1

  4. Включит

  5. целый

  6. апельсинов

  7. 27834

  8. перенимал

  9. претворитьпреклонный

  10. советовать

  11. ранишь

  12. неокрепшие

  13. настольковниз

  14. 1

  15. 35

  16. 24

  17. 1678

  18. 35

  19. 134

  20. 135

  21. 14

  22. успехом

  23. 25

  24. 4736

Проблемы

1. Проблема ощущения счастья

взрослым человеком. (Что мешает

взрослому человеку ощущать

счастье?)

2. Проблема подмены ценностей.

(Как изменилось представление о

ценностях у современного

человека?)

3. Проблема взаимосвязи

отсутствия ощущения счастья и

подмены ценностей у

современного человека. (Как

взаимосвязаны отсутствие

ощущения счастья и подмена

ценностей у современного

человека?)

4. Проблема выхода из сложившейся негативной ситуации. (Как выйти из сложившейся негативной ситуации?)

Позиция автора

Взрослому человеку мешают быть

счастливым бесконечные проблемы и

обязанности, обыденные,

практические цели, которые он себе

ставит.

Постоянная гонка на выживание, за

успехом, вдогонку славе к известным

принципам «посадить дерево,

построить дом и вырастить детей»

прибавила большой список целей:

карьера, квартира, машина и деньги

Мы настолько вросли в этот скаредный

вещный мир, что времени на саму

жизнь: на наших близких, на хорошие

книги, на общение с природой – у нас

не осталось, а ведь именно благодаря

таким мгновениям человек бывает по-

настоящему счастлив.

Чтобы выйти из негативной ситуации,

надо настроить себя на позитивную

волну, уделить внимание своим

близким, а человеку одинокому стоит

завести домашнего питомца.

multiurok.ru

Вариант 5 — Русский язык

   (1) У этого помещика была тысяча с лишком душ, и попробовал бы кто найти у кого другого столько хлеба зерном, мукою и просто в кладях, у кого бы кладовые, амбары и сушилы загромождены были таким множеством холстов, сукон, овчин выделанных и сыромятных, высушенными рыбами и всякой овощью, или губиной. (2) Заглянул бы кто-нибудь к нему на рабочий двор, где наготовлено было на запас всякого дерева и посуды, никогда не употреблявшейся, — ему бы показалось, уж не попал ли он как-нибудь в Москву на щепной двор, куда ежедневно отправляются расторопные тещи и свекрухи, с кухарками позади, делать свои хозяйственные запасы и где горами белеет всякое дерево — шитое, точеное, леченое и плетеное: бочки, пересеки, ушаты, лагуны, жбаны с рыльцами и без рылец, побратимы, лукошки, мыкольники, куда бабы кладут свои мочки и прочий дрязг, коробья из тонкой гнутой осины, бураки из плетеной берестки и много всего, что идет на потребу богатой и бедной Руси. (3) На что бы, казалось, нужна была Плюшкину такая гибель подобных изделий? во всю жизнь не пришлось бы их употребить даже на два таких имения, какие были у него, — но ему и этого казалось мало. (4) Не довольствуясь сим, он ходил еще каждый день по улицам своей деревни, заглядывал под мостики, под перекладины и все, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, — все тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты. (5) «Вон уже рыболов пошел на охоту!» — говорили мужики, когда видели его, идущего на добычу. (6) И в самом деле, после него незачем было мести улицу: случилось проезжавшему офицеру потерять шпору, шпора эта мигом отправилась в известную кучу; если баба, как-нибудь зазевавшись у колодца, позабывала ведро, он утаскивал и ведро. (7) Впрочем, когда приметивший мужик уличал его тут же, он не спорил и отдавал похищенную вещь; но если только она попадала в кучу, тогда все кончено: он божился, что вещь его, куплена им тогда-то, у того-то или досталась от деда. (8) В комнате своей он подымал с пола все, что ни видел: сургучик, лоскуток бумажки, перышко, и все это клал на бюро или на окошко.

   (9) А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! (10) Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. (11) Все текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни; везде во все входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной паутины. (12) Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностию и познанием света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать; приветливая и говорливая хозяйка славилась хлебосольством. (13) Навстречу выходили две миловидные дочки, обе белокурые и свежие, как розы; выбегал сын, разбитной мальчишка, и целовался со всеми, мало обращая внимания на то, рад ли, или не рад был этому гость. (14) В доме были открыты все окна, антресоли были заняты квартирою учителя-француза, который славно брился и был большой стрелок: приносил всегда к обеду тетерек или уток, а иногда и одни воробьиные яйца, из которых заказывал себе яичницу, потому что больше в целом доме никто ее не ел. (15) На антресолях жила также его компатриотка, наставница двух девиц. (16) Сам хозяин являлся к столу в сюртуке, хотя несколько поношенном, но опрятном, локти были в порядке: нигде никакой заплаты. (17) Но добрая хозяйка умерла; часть ключей, а с ними мелких забот, перешла к нему. (18) Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее. (19) На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всем положиться, да и был прав, потому что Александра Степановна скоро убежала с штабс-ротмистром, бог весть какого кавалерийского полка, и повенчалась с ним где-то наскоро в деревенской церкви, зная, что отец не любит офицеров по странному предубеждению, будто бы все военные картежники и мотишки. (20) Отец послал ей на дорогу проклятие, а преследовать не заботился. (21) В доме стало еще пустее. (22) Во владельце стала заметнее обнаруживаться скупость, сверкнувшая в жестких волосах его седина, верная подруга ее, помогла ей еще более развиться; учитель-француз был отпущен, потому что сыну пришла пора на службу; мадам была прогнана, потому что оказалась не безгрешною в похищении Александры Степановны; сын, будучи отправлен в губернский город, с тем чтобы узнать в палате, по мнению отца, службу существенную, определился вместо того в полк и написал к отцу уже по своем определении, прося денег на обмундировку; весьма естественно, что он получил на это то, что называется в простонародии шиш. (23) Наконец последняя дочь, остававшаяся с ним в доме, умерла, и старик очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств. (24) Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее. (25) Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине.

 

(Н.В. Гоголь* «Мертвые души»)

Гоголь Николай Васильевич* — русский прозаик, драматург, публицист и критик.

   (1) У этого помещика была тысяча с лишком душ, и попробовал бы кто найти у кого другого столько хлеба зерном, мукою и просто в кладях, у кого бы кладовые, амбары и сушилы загромождены были таким множеством холстов, сукон, овчин выделанных и сыромятных, высушенными рыбами и всякой овощью, или губиной. (2) Заглянул бы кто-нибудь к нему на рабочий двор, где наготовлено было на запас всякого дерева и посуды, никогда не употреблявшейся, — ему бы показалось, уж не попал ли он как-нибудь в Москву на щепной двор, куда ежедневно отправляются расторопные тещи и свекрухи, с кухарками позади, делать свои хозяйственные запасы и где горами белеет всякое дерево — шитое, точеное, леченое и плетеное: бочки, пересеки, ушаты, лагуны, жбаны с рыльцами и без рылец, побратимы, лукошки, мыкольники, куда бабы кладут свои мочки и прочий дрязг, коробья из тонкой гнутой осины, бураки из плетеной берестки и много всего, что идет на потребу богатой и бедной Руси. (3) На что бы, казалось, нужна была Плюшкину такая гибель подобных изделий? во всю жизнь не пришлось бы их употребить даже на два таких имения, какие были у него, — но ему и этого казалось мало. (4) Не довольствуясь сим, он ходил еще каждый день по улицам своей деревни, заглядывал под мостики, под перекладины и все, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, — все тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты. (5) «Вон уже рыболов пошел на охоту!» — говорили мужики, когда видели его, идущего на добычу. (6) И в самом деле, после него незачем было мести улицу: случилось проезжавшему офицеру потерять шпору, шпора эта мигом отправилась в известную кучу; если баба, как-нибудь зазевавшись у колодца, позабывала ведро, он утаскивал и ведро. (7) Впрочем, когда приметивший мужик уличал его тут же, он не спорил и отдавал похищенную вещь; но если только она попадала в кучу, тогда все кончено: он божился, что вещь его, куплена им тогда-то, у того-то или досталась от деда. (8) В комнате своей он подымал с пола все, что ни видел: сургучик, лоскуток бумажки, перышко, и все это клал на бюро или на окошко.

   (9) А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! (10) Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. (11) Все текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни; везде во все входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной паутины. (12) Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностию и познанием света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать; приветливая и говорливая хозяйка славилась хлебосольством. (13) Навстречу выходили две миловидные дочки, обе белокурые и свежие, как розы; выбегал сын, разбитной мальчишка, и целовался со всеми, мало обращая внимания на то, рад ли, или не рад был этому гость. (14) В доме были открыты все окна, антресоли были заняты квартирою учителя-француза, который славно брился и был большой стрелок: приносил всегда к обеду тетерек или уток, а иногда и одни воробьиные яйца, из которых заказывал себе яичницу, потому что больше в целом доме никто ее не ел. (15) На антресолях жила также его компатриотка, наставница двух девиц. (16) Сам хозяин являлся к столу в сюртуке, хотя несколько поношенном, но опрятном, локти были в порядке: нигде никакой заплаты. (17) Но добрая хозяйка умерла; часть ключей, а с ними мелких забот, перешла к нему. (18) Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее. (19) На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всем положиться, да и был прав, потому что Александра Степановна скоро убежала с штабс-ротмистром, бог весть какого кавалерийского полка, и повенчалась с ним где-то наскоро в деревенской церкви, зная, что отец не любит офицеров по странному предубеждению, будто бы все военные картежники и мотишки. (20) Отец послал ей на дорогу проклятие, а преследовать не заботился. (21) В доме стало еще пустее. (22) Во владельце стала заметнее обнаруживаться скупость, сверкнувшая в жестких волосах его седина, верная подруга ее, помогла ей еще более развиться; учитель-француз был отпущен, потому что сыну пришла пора на службу; мадам была прогнана, потому что оказалась не безгрешною в похищении Александры Степановны; сын, будучи отправлен в губернский город, с тем чтобы узнать в палате, по мнению отца, службу существенную, определился вместо того в полк и написал к отцу уже по своем определении, прося денег на обмундировку; весьма естественно, что он получил на это то, что называется в простонародии шиш. (23) Наконец последняя дочь, остававшаяся с ним в доме, умерла, и старик очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств. (24) Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее. (25) Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине.

 

(Н.В. Гоголь* «Мертвые души»)

Гоголь Николай Васильевич* — русский прозаик, драматург, публицист и критик.

bingoschool.ru

36 вариантов ответов ЕГЭ по русскому языку 2017. И. П. Цыбулько – Рамблер/класс

Всем добрый вечер,ловите финал ответов))))У меня есть с №29 по 36.С радостью со всеми поделюсь! Всем удачи!
 
Вариант № 29
 
1. В связи с этим

3. 5

4. Включит

5. Зачинателем

6. Пятьюстами

7. 76834

8. Одряхлеть

9. Премилый превозмог

10. Погоревать

11. Вертишься

12. Невысоком

13. Поскольку поэтому

14. 14 <или>41

15. 25 <или> 52

16. 1

17. 12 <или> 21

18. 2

19. 2345 <или> другая комбинация этих цифр

20. Невидимкой

21. 235 <или> другая комбинация этих цифр

22. Рукой подать

23. 23

24. 8394
 
Вариант № 30 
 
1. 24 <или> 42

2. Кроме того

3. 2

4. Щемит

5. Глиняные

6. Ста

7. 28954

8. Околдовать

9. Приобрёл приуныл

10. Обуревать

11. Вывалишь

12. Неразрывная

13. Поэтому чтобы

14. 13 <или> 31

15. 25 <или> 52

16. 1

17. 1234 <или> другая комбинация этих цифр

18. 14 <или> 41

19. 1234 <или> другая комбинация этих цифр

20. 145 <или> другая комбинация этих цифр

21. 14 <или> 41

22. Пожилого молодой

23. 8

24. 2749
 
Вариант № 31 
 
1. 23 <или> 32

2. Так

3. 5

4. Загодя

5. Искусственный

6. Длиннее

7. 14586

8. Консервировать

9. Бездарный разбег

10. Преодолевать

11. Невидимый

12. Необходимо

13. Сначала вскоре

14. 25 <или> 52
15. 15 <или> 51

16. 1234 <или> другая комбинация этих цифр

17. 145 <или> другая комбинация этих цифр

18. 15 <или> 51

19. 1234 <или> другая комбинация этих цифр

20. 35 <или> 53

21. 145 <или> другая комбинация этих цифр

22. Вышла из строя
 
23. 52

24. 5631
 
Вариант № 32
 
1. 15 <или> 51

2. И

3. 3

4. Дозировать

5. Конном

6. Лягте

7. 21634

8. Архитектурный

9. Приготовил прилёг

10. Фасолевый

11. Строивший

12. Непрерывно

13. Зато потому

14. 13 <или> 31

15. 14 <или> 41

16. 1234 <или> другая комбинация этих цифр

17. 1234 <или> другая комбинация этих цифр

18. 14 <или> 41

19. 1234 <или> другая комбинация этих цифр

20. 23

21. 35 <или> 53

22. Сторицей

23. 7

24. 2548
 
 
Вариант № 33 
 
1. 13 <или> 31

2. В результате

3. 4

4. Кровоточащий

5. Сравнительное

6. Более честно <или> честнее

7. 26735

8. Привилегия

9. Приналёг приобрел

10. Грушевый

11. Дышишь

12. Невольно

13. Чтобы вовремя

14. 13 <или> 31

15. 12 <или> 21

16. 24 <или> 42

17. 1234 <или> другая комбинация этих цифр

18. 2

19. 1234 <или> другая комбинация этих цифр

20. 45 <или> 54

21. 134 <или> другая комбинация этих цифр

22. День ночи

23. 46

24. 2947
 
Вариант № 34
 
1. 25 <или> 52

2. Наконец

3. 2

4. Откупорить

5. Охватить

6. Их

7. 24961
8. Логичность

9. Приложение приплод

10. Строевой

11. Знакомишься
12. Несмотря

13. Вдогонку чтобы

14. 123 <или> другая комбинация этих цифр

15. 14 <или> 41

16. 234 <или> другая комбинация этих цифр

17. 1345 <или> другая комбинация этих цифр

18. 14 <или> 41

19. 1245 <или> другая комбинация этих цифр

20. 23

21. 245 <или> другая комбинация этих цифр

22. Недрах

23. 13

24. 9472
 
Вариант № 35
 
1. 24 <или> 42

2. Поэтому

3. 1

4. Прибыл

5. Ледовое

6. Абзацев

7. 32745

8. Полагаться

9. Подобрать прообраз

10. Заночевавший

11. Накормишь

12. Неподдельную

13. Тоже поэтому

14. 14 <или> 41

15. 35 <или> 53

16. 123 <или> другая комбинация этих цифр

17. 1234 <или> другая комбинация этих цифр

18. 2

19. 123 <или> другая комбинация этих цифр

20. 24 <или> 42

21. 345 <или> другая комбинация этих цифр

22. Кушак
 
23. 27

24. 3769
 
Вариант № 36 
 
1. 35 <или> 53

2.  И хотя

3. 3

4. Понявший

5. Костяной

6. Попробуй

7. 24735

8. Представление

9. Преодолел преграда

10. Ненавидевший

11. Немыслимый

12. Невероятная

13. Вскоре так же

14. 134 <или> другая комбинация этих цифр

15. 34 <или> 43

16. 234 <или> другая комбинация этих цифр

17. 1245 <или> другая комбинация этих цифр

18. 14 <или> 41

19. 1234 <или> другая комбинация этих цифр

20. 235 <или> другая комбинация этих цифр

21. 123 <или> другая комбинация этих цифр

22. Новогостарыми

23. 4

24. 3169

class.rambler.ru

Вариант №1633. ЕГЭ по русскому языку. Прохождение теста

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1) Тётя Поля была родственницей Нади и её мамы.

2) Надина мама была в эвакуации в городе Чкалове, откуда и вернулась в свою квартиру.

3) Тётя Поля работала в госпитале нянечкой, ухаживала за ранеными, часто дежурила по ночам.

4) Таня была родственницей тёти Поли, поэтому ей было разрешено проживать в квартире Надиной мамы.

5) Таня воевала, была награждена орденом.

(1)В парадную дверь громко постучали.

— (2)Кто там? — спросила Таня. (3)3а дверью было слышно несколько голосов сразу.

— (4)Открывай! (5)Родителей привезла, — донёсся из-за двери голос Нади.

(6)Она вошла первой с двумя обвязанными верёвкой чемоданами и шлёпнула их на пол.

(7)Женщина, мельком взглянув на Таню, поставила на пол два таких же, как у Нади, чемодана, кинулась к дверям в столовую, заглянула и снова кинулась обратно к парадной двери, навстречу входившим с вещами мужчинам. (8)Первый втащил три здоровенных тюка: два в руках, третий под мышкой. (9)Надина мама подскочила к нему, протянув к тюкам руки, как к утопающим. (10)Когда дверь захлопнулась, Надина мама сволокла с головы кашне, уронив на пол несколько шпилек, и устало села.

— (11)Поля где?

(12)Этот вопрос был обращён к Тане.

— (13)Спит, — сказала Таня, — только недавно с дежурства пришла.

— (14)Вот те на! — сказала Надина мама. — (15)Я думала, её нет, а она даже не встречает. (16)Пойду разбужу её.

— (17)Она только час как легла, — сказала Таня.

— (18)Ничего, встанет, — сказала Надина мама, — с самого Чкалова мечтала, как буду дома Полины пельмени есть.

— (19)По-моему, она в пять часов опять на дежурство пойдёт, — сказала Таня.

— (20)Никуда она не пойдёт! (21)Глупости всё это, — сказала Надина мама.

— (22)Не пойдёт она к тебе в работницы, — сказала Надя. — (23)Я с ней уже говорила.

— (24)Мало ли что ты говорила, теперь я с ней поговорю, — сказала Надина мама и, шаркая бурками, пошла на кухню.

(25)Таня стала с тревогой ждать, что теперь произойдёт между Надиной мамой и тётей Полей. (26)Только сегодня утром, перед сном, тётя Поля снова божилась, что палец о палец не ударит для прежней хозяйки.

(27)К изумлению Тани, несмотря на свою утреннюю божбу, тётя Поля вышла в переднюю в обнимку с Надиной мамой. (28)У обеих старух были заплаканные лица.

— (29)Мы на тебя там, в эвакуации, как на каменную стену, надеялись, — говорила Надина мама. — (30)Спасибо тебе, что квартиру сохранила, земной поклон тебе за это. (31)А скольких трудов тебе это стоило, разве я не понимаю!

(32)Она снова всхлипнула, и тётя Поля тоже ещё раз всхлипнула и сказала:

— Всё как есть сохранила. (33)Извиняйте только, что жиличку к себе на время пустила, погостить пригласила без извещения вас.

— (34)Ну, что ты, Поля, — сказала Надина мама, — как тебе не стыдно говорить такое.

(35)И повернулась к Тане:

— А мы с вами ещё как следует и не познакомились. (36)Приятно на вас смотреть: такая молодая — и с орденом, воевали! (37)Мне уже дочь по дороге о вас рассказывала. (38)Жаль, что вы скоро уезжаете.

— (39)Может быть, даже сегодня, — сказала Таня.

— (40)Но пельмешек наших на прощание всё же покушаете — тётя Поля налепит.

(41)Тётя Поля, которая тем временем уже заботливо вытирала тряпкой чемоданы, обернулась, не прерывая начатого дела.

— (42)Уйду я на дежурство… (43)Разве что завтра, как с дежурства вернусь…

— (44)А ты не ходи на дежурство, — ласково сказала Надина мама.

— (45)Как же так не ходить-то?

— (46)А ты заболей.

— (47)Как же так заболеть?

— (48)А это уж моя забота, — сказала Надина мама. — (49)Надежда там у вас в госпитале договорится, чтоб тебя отпустили по состоянию здоровья.

(50)Тётя Поля несколько секунд молчала, потом разогнулась, бросила тряпку на чемоданы и сказала голосом, ничем не напоминавшим о её недавних слезах и всхлипываниях:

— Бессовестная ты, Анна Георгиевна!

(51)Таня ушла из дома вместе с тётей Полей.

(52)Пошла проводить, потому что оставаться одной там, с этими людьми, не хотелось. (53)Всю дорогу никак не могшая остыть тётя Поля снова и снова возвращалась к спору со своей бывшей хозяйкой.

(54)И Таня чувствовала, что за словами тёти Поли стоит её возмущение людьми, которым нет дела ни до войны, ни до тёти Поли, ни до госпиталя, где она работает, ни до людей, которые лежат там сейчас и знают, что сегодня ночью дежурит старая нянечка Поля. (55)Она и зайдёт, и переложит, и утку подаст, и вовремя принесёт попить, а не будет спать в дежурке или точить с кем-нибудь лясы.

(По К.М. Симонову)

Константин (Кирилл) Михайлович Симонов (1915–1979) — русский советский прозаик, поэт, киносценарист, журналист и общественный деятель.

academyege.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.