cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Внеурочная деятельность в 4 классе по фгос по математике – Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс «Занимательная математика»

Рабочая программа по математике (4 класс) по теме: Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» 4 класс

        Согласовано:                                            Согласовано:                                                       Утверждаю:

       руководитель ШМО                                      заместитель директора по УВР                         директор____С.А.Кондратьева           ________Н.А.Хохулина                                   _________ А.Е.Дружинина                                  

       Протокол №1 от 29.08.2018                                                                                                  Приказ № ___ от 30.08.2018

                                                                                                         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

« Занимательная математика»

для 4 «А» класса

(34 часа, 1 час в неделю)

                                                                                       Учитель: Хохулина Наталья Александровна

Год составления: 2018-2019 г.

Пояснительная записка 

Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами    математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
        Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т. д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Общая характеристика курса

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

     а) обучение деятельности — умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

     б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

     в) формирование картины мира.

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

       Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

        В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

       Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе.

Программа курса состоит из трёх блоков: «Арифметические забавы», «Логика в математике», «Задачи с геометрическим содержанием». С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже.

Место курса в учебном плане

Данная программа рассчитана на 34 учебных часа. Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 45 минут.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

Воспитание чувства справедливости, ответственности.

Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Анализировать объекты с целью выделения признаков

Составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением  недостающих компонентов.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры.

Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

4 класс

      Арифметические забавы – 8 ч

Цифры у разных народов.

Арифметические  головоломки.

Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов.

Некоторые старинные задачи.

Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними.

Задачи, связанные с величинами.

Математический лабиринт.

      Логика в математике – 18ч

Решение логических задач табличным способом.

«Истина». «Ложь». Графические модели.

Построение умозаключений.

Построение цепочки умозаключений. Рассуждения.

Знакомство с задачами на перевозки.

Задачи на перевозки.

Анализ различных способов решения логических задач на перевозки.

Работа с математическими, вербальными и графическими моделями.

Знакомство с исследовательским методом решения логических задач.

Решение  логических задач исследовательским методом.

Самостоятельное решение задач.

Выдвижение гипотез.

Решение логических задач через выдвижение гипотез.

Наглядное представление текстовых данных.

Истинные и ложные высказывания. Анализ  гипотез.

Построение цепочки умозаключений.

Составление логических задач

Задачи с геометрическим содержанием – 8 ч

Задачи на разрезание и складывание фигур.

Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту».

Геометрические головоломки.

Зашифрованная переписка (способ решётки).

Три способа прохождения лабиринта.

Геометрическая викторина.

Обобщение изученного.  Подведение итогов.

4 класс

п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Деятельность учащихся

Арифметические забавы – 8 ч

1.

Цифры у разных народов.

1

Моделируют в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; используют его в ходе самостоятельной работы.

Объясняют (обосновывают) выполняемые и выполненные действия.

Конструируют  последовательность «шагов» (алгоритм) решения.

Воспроизводят способ решения задачи.

Сопоставляют полученный результат с заданным условием.

Анализируют предложенные варианты решения задачи, выбирают из них верные.

Выбирают наиболее эффективный способ решения задачи.

2.

Арифметические  головоломки.

2

3.

Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов.

2

4.

Некоторые старинные задачи.

1

5.

Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними.

1

6.

Задачи, связанные с величинами.

1

Логика в математике – 18 ч

8.

Решение логических задач табличным способом.

2

Строят истинные высказывания, делают выводы, оценивают  истинность и ложность высказываний. Решают задачи табличным способом.

Анализируют тексты.

Соотносят вербальные и графические модели.

Строят умозаключения на основе анализа  текстов, рисунков и их сравнения по цвету и размеру.

Устанавливают соответствие между элементами множеств по логическому условию. Строят цепочки умозаключений.

Знакомятся с табличным способом описания процессов перевозок, последовательностью записи действий.

Анализируют возможные последствия действий, выбирают рациональные действия.

Анализировать различные способы решения логических задач на перевозки с целью опреде-

ления оптимальных.

Соотносят текстовые описания, математические записи и графические модели, устанавливают соответствие между ними. Иллюстрируют текстовые описания графическими моделями.

Учатся выдвигать и проверять гипотезы. Знакомятся со способом решения логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. Представляют процесс анализа гипотез в табличной форме, путем рассуждения по данному образцу. Работают по плану.

Выдвигают и оценивают всевозможные гипотезы.

Решают логические задачи способом выдвижения и  оценки всевозможных гипотез.

Соотносят графические модели с математическими и вербальными,  и на этой основе решают логические задачи.

Анализируют высказывания со связкой «если…, то…» и делают правильные выводы.

Строят умозаключения по предложенной схеме, делают выводы из данных условий.

Самостоятельно составляют логические задачи, представляют их.

Оценивают задания по алгоритму.

9.

«Истина». «Ложь». Графические модели.

1

10.

Построение умозаключений.

1

11.

Построение цепочки умозаключений. Рассуждения.

1

12.

Знакомство с задачами на перевозки.

1

13.

Задачи на перевозки.

1

14.

Анализ различных способов решения логических задач на перевозки.

1

15.

Работа с математическими, вербальными и графическими моделями.

1

16.

Знакомство с исследовательским методом решения логических задач.

1

17.

Решение  логических задач исследовательским методом.

1

18.

Самостоятельное решение задач.

1

19.

Наглядное представление текстовых данных.

1

20.

Истинные и ложные высказывания.

2

21.

Построение цепочки умозаключений.

1

22.

23.

Составление логических задач

Составление логических задач

1

         1

Задачи с геометрическим содержанием – 8 ч

28.

Задачи на разрезание и складывание фигур.

2

Анализируют расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Находят  закономерности в последовательностях, составляют закономерности по заданному правилу.

Упорядочивают объекты, устанавливают порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета.

Моделируют объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществляют развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивают построенную конструкцию с образцом.

Самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале,

самостоятельно выстраивают план действий по решению учебной задачи изученного вида; осуществляют контроль с опорой на образец выполнения; самостоятельно оценивают выполненное задание по алгоритму.

29.

Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту»

1

30.

Геометрические головоломки.

1

31.

Зашифрованная переписка (способ решётки).

1

32.

Три способа прохождения лабиринта.

1

33.

Геометрическая викторина.

1

34.

Обобщение изученного. Подведение итогов.

1

ИТОГО

34 часа

Материально-техническое обеспечение курса

Список литературы для педагога:

  • О. И.Белякова Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  • Ф.В.Варегина, С.В.Смирнова, З.П.Чеботарь. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. Тула, 1992.
  • Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. Математическая шкатулка, — М.: Просвещение, 1988.
  • Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров. Забавная арифметика, — М.: Наука, 1991.
  • И.Ф.Шарыгин. Наглядная геометрия, — М.: МИРОС, 1995.
  • Г.В.Керова. Нестандартные задачи по математике, -М.: Вако, 2006.
  • З.А. Дегтярёва. Математика после уроков, — Краснодар, 1996.
  • Е.Г.Козлова. Сказки и подсказки, М.: МИРОС, 1994.
  • Н.А.Копытов. Лучшие задачи на развитие логики, -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  • П.У.Байрамукова. Через сказку в мир математики, -М.: ИЗДАТ-ШКОЛА , 1999.
  • Л.А.Маш. Моя самая первая книжка по математике, -М.: Дрофа, 1995.
  • В.В.Волина Праздник числа, -М.: ЗНАНИЕ, 1993.
  • Л.В.Кузнецова. Гармоничное развитие личности младшего школьника, -М.: 1989.
  • А.З.Зак. Задачи для развития логического мышления, журнал Начальная школа,1989 -№6.
  • А.Г.Гайшут, Л.И. Брудман. Развивающие игры. Логика. Математика. Язык. – Киев,1990.
  • С.И.Волкова. Математика и конструирование, -журнал Начальная школа, 1997-№10

Список литературы для детей:

  • Л.М.Лихтарников. Занимательные логические задачи для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.
  • А.А.Свечников, П.И,Сорокин. Числа, фигуры, задачи. — М.,1997.
  • Л.М.Лихтарников. Числовые ребусы для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.
  • В.П.Труднев. Считай, смекай, отгадывай: Пособие для учащихся начальной школы. 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Персональный компьютер.

Проектор.

Интерактивная доска.

nsportal.ru

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 -4 классах «Занимательная математика». ФГОС

Похожие файлы

object(ArrayObject)#848 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Рабочая программа внеурочной деятельности по  информатике "Занимательная информатика" для 6 класса. ФГОС"
    ["seo_title"] => string(112) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-informatikie-zanimatiel-naia-informatika-dlia-6-klassa-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "275699"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452611079"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Спецкурс "Занимательная математика" "
    ["seo_title"] => string(38) "spietskurs-zanimatiel-naia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "236086"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443957982"
  }
}
object(ArrayObject)#848 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по математике для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173946"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424070064"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа курса «Занимательная математика»"
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_proghramma_kursa_zanimatiel_naia_matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "420247"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1496472204"
  }
}
object(ArrayObject)#848 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Рабочая программа по внеурочной деятельности «занимательная математика» фгос ооо 8 а,б классы"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_vneurochnoi_deiatelnosti_zanimatelnaia_matematika_fgos_oo"
    ["file_id"] => string(6) "477081"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1536055130"
  }
}

kopilkaurokov.ru

Программа внеурочной деятельности по математике 4 класс

МКУ «Управление образования АМО «Тункинский район»

МБОУ «Горхонская средняя общеобразовательная школа»

методическим объединением

естественно-математического

цикла

протокол №__ от __________

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

В.В.Сажина

«Утверждаю»

Директор:

__________ А.А.Майорова

приказ _____________

______________

Программа внеурочной деятельности

по математике в 4 классе

«Эврика»

Составитель:

Котлова А.Р.

учитель I категории

с. Кырен

2016г.

— Устав школы;

— Основная образовательная программа основного общего образования школы.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2-го поколения.

Математика занимает особое место в образовании человека,  что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте.

Программа внеурочной деятельности рассчитана на всех обучающихся 4 класса.

1 час в неделю, всего 34 часа.

Используются учебники Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон

Используемые формы работы – индивидуальная, групповая, парная.

Используются интерактивные методы обучения, применяется ИКТ.

2.

Общая характеристика учебного предмета

Актуальность программы заключается в воспитании любознательного, активно и заинтересованно познающего мир школьника. Обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Программа даёт возможность овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности, позволяет обучающимся реализовать свои возможности , приобрести уверенность в себе. Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных, групповых, индивидуальных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

3.

Цели и задачи

Основная цель:

— формировать представление о математическом методе исследования реального мира;

— познакомить с методом проб и ошибок и методом перебора;

— развивать логическую культуру, мышление, речь, познавательные интересы.

Задачи: -формировать умения сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать; -формировать умения строить математические модели простейших реальных явлений;

— развивать интерес к математическому творчеству;

сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;

4.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

— освоение эвристических приемов рассуждений;

-формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

— формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

5.

Место учебного предмета в учебном плане

Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и  расширяет содержание программ общего образования. Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 4 класса. Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 34 часа. Форма проведения- кружок.

6.

Результаты освоения программы

Личностные:

— формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

— умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

— первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

— критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

— креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;

метапредметные:

— способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

— умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

— умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

— развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

— умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

— умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

— умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

— понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

— умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

— способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

овладение умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретение опыта:

— работы с математическими моделями, приемами их построения и исследования;

— исследования реального мира, умения действовать в нестандартных ситуациях;

— решения разнообразных классов задач из различных разделов курса;

— исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

— ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использование различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой;

— проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

— поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использование информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

7.

Контроль предметных результатов

Безоценочная система.

Задачи для самопроверки.

Проверочные работы.

Математические соревнования.

Основные направления и содержание деятельности.

Программа включает следующие разделы: «Общие понятия» (2 часа), «Элементы истории математики» (4 часа), «Числа и операции над ними» (14 часов), «Занимательное» (7 часов), «Геометрические фигуры и величины» (7 часов).

Раздел программы «Общие понятия» направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной работы по математике и другим предметам.

Раздел программы «Элементы истории математики» расширяет и углубляет знания программного материала, знакомит учащихся с некоторыми общими идеями современной математики, раскрывает приложения математики на практике.

Раздел программы «Числа и операции над ними» составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.

Раздел программы «Занимательное» состоит из разнотипных упражнений «занимательного» характера, опирающихся на догадку и непосредственные физические действия (эксперимент), иногда на несложные расчеты в пределах арифметики целых чисел и дробных чисел.

Раздел программы «Геометрические фигуры и величины» направлен на изучения величин и для развития пространственных представлений учащихся. На занятиях рассматривается процесс формирования элементарных геометрических представлений у младших школьников, подобрана система упражнений и задач развивающего характера, позволяющая формировать пространственные представления детей.

Тематическое планирование факультативных занятий по математике

4 класс

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Раздел 1. «Общие понятия»

2 часа

1-2

Ох, уж эти неравенства! В мире математических задач.

2 часа

Раздел 2. «Элементы истории математики»

4 часа

3-4

Из истории дробей. Пропорции. Старинные задачи.

2 часа

5-6

Виды алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлением. Алгоритмы с повторениями.

2 часа

Раздел 3. «Числа и операции над ними»

14 часов

7

Оценка суммы, разности, произведения и частного. Решаем примеры с увлечением. Математика и шифры

1 час

8

Деление на двузначное число. Игры: «Делимость чисел», «Курьез делимости»

1 час

9

Дроби. Сравнение дробей. Час веселой математики. Игры: «Затейные задачи»,

«Затруднительные положения».

1 час

10-11

Деление и дроби. Игра «Уменье везде найдет примененье». Изготовление наглядного математического материала

2 часа

12-13

Сложение и вычитание дробей. Игровые задания. Задачи повышенной сложности.

2 часа

14-15

Задачи на части (проценты). Игра «Найди эти числа».

2 часа

16

Сложение и вычитание смешанных чисел. Рациональные вычисления со смешанными числами. Решаем примеры с увлечением. Игры: «Математические цепочки».

1 час

17

Старинные задачи. Задачи повышенной сложности.

1 час

18

Задачи на движения. Задачи повышенной сложности. Старинные задачи.

1 час

19

Круговые, столбчатые и линейные диаграммы.

1 час

20

Графики движения.

1 час

Раздел 4. «Занимательное»

7 часов

21

Многоцветие русской головоломки. Шарады. Задачи — пародии.

1 час

22

Фокусы без обмана. Игры: «Угадать дату рождения», «Быстрый счет», «Сколько мне дней?», «Сколько мне минут?», «Сколько мне секунд?»

1 час

23

Галерея числовых диковинок. Задачи повышенной сложности. Координатный угол.

Передача изображений.

1 час

24

Кросс — суммы и «Магические квадраты». Как самому составить «магический квадрат»

1 час

25

Числовые великаны. Числовые лилипуты. Задачи повышенной сложности

1 час

26-27

Комбинации и расположения. Игры: «Сколькими способами», «Дерево выбора», «Комбинаторика на шахматной доске», «Блуждания по лабиринтам».

2 часа

Раздел 5. « Геометрические фигуры и величины»

7 часов

28

Задачи на разрезание и складывание фигур, приближенное вычисление их площадей.

1 час

29

Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации

1 час

30

Числовой луч. Координаты на луче. Сетки. Игра «Морской бой».

1 час

31

Новые единицы площади: «ар», «гектар». Геометрия на спичках

1 час

32

Измерение углов. Транспортир. Построение углов заданной градусной меры.

1 час

33

Интеллектуально-познавательная математическая игра «Хочу все знать»

1 час

34

Математический Брейн-ринг.

1 час

Список литературы

  1. Л.Г.Петерсон «Математика.4 класс». М.- Издательство ЮВЕНТА, 2014 г

  2. Л.Г.Петерсон «Учись учиться». М.- Издательство ЮВЕНТА, 2014 г

  3. О.В. Узорова,  Е.Н. Нефёдова «2500 + 18 задач  по математике» »/ АСТ/  Астрель /Москва 2013г

  4. Т.Н. Максимова «Интеллектуальный марафон» Москва / ВАКО

  5. О.Н. Пупышева «Задания школьных олимпиад» Москва / ВАКО

  6. Н.Г. Уткина, Н.В.Улитина, Т.В. Юдачева «Дидактический материал»     1-4 классы./ АРКТИ/  2011г.

  7. О.И. Белякова « Занятия математического кружка 3-4 классы» /Волгоград/ Учитель 2008г.

  8. М.Б. Баяк « Организация и содержание внеклассных занятий по математике» /М; Просвещение, 1976 г.

  9. Я.И. Перельман «Занимательная математика»М; 1994 г.

  10. В.П. Волина «Весёлая математика» М; 1996 г.

infourok.ru

Рабочая программа » Занимательная математика» 4 класс ФГОС

УО ААР

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Аксайского района

Грушевская средняя общеобразовательная школа

УТВЕРЖДАЮ

Директор:______ О.В.Коротицкая

. Приказ №237-о от «29» августа 2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по «Занимательная математика»

Уровень общего образования:

начальное общее образование- 4 класса

Количество часов 34

Учитель: Шатохиной Еленой Александровной

Программа разработана на основе: авторской программы М.В.Буряк, Е.Н. Карышевой, соответствует ФГОС НОО (утвержден приказом

Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 № 373).

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Занимательная математика» для 4 класса составлена на основе авторской программы М.В.Буряк, Е.Н. Карышевой, соответствует ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 № 373).

Целью курса обучения предмету «Математика с увлечением» в начальной школе нетрадиционное решение проблемы качественного улучшения обучения, способствование глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы, формирование творческих способностей школьников.

Специфика курса «Математика с увлечением» состоит в том, что предметные знания и умения, приобретенные при изучении математики в школе, овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах.

Задачами курса являются:

  • Содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого.

  • Способствовать формированию информационно-коммуникативных компетенций учащихся

  • Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

Виды и формы организации учебного процесса.

Формы организации: проектная и исследовательская деятельность, тематические праздники.

Место курса «В мире информатики» в учебном плане

Согласно плану внеурочной деятельности во 4 классе на изучение курса выделяется по 1 часу в неделю (34 часа в год во 4 классе).

Формы контроля и варианты его проведения: Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются практические задания на компьютере.

Содержание программы

1. Числа от 1 до 1000. Нумерация. (1час)

Последовательность чисел.

2. Арифметические действия над числами в пределах 1000 (2часа)

Сложение, вычитание. Знаки действий. Названия компонентов и результатов

арифметических действий.

3. Числа больше 1000. Нумерация (2 часа)

Последовательность чисел. Сравнения чисел.

4. Арифметические действия над числами, которые больше 1000 (4 часа)

Сложения и вычитания которые больше 1000. Взаимосвязь арифметических действий сложения и вычитания. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. числовые выражения. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия), взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата.

5. Величины и их измерения 4 часа)

Длина. Единицы длины: метр, сантиметр, миллиметр, дециметр, километр. Время. Единицы времени. Масса. Единицы площади. Действия с именованными числами. Взаимосвязь между величинами.

6. Текстовые задачи ( 5 часов)

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или схеме, в таблице для ответа на заданные вопросы. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание). Текстовые задачи на нахождение суммы и остатка. Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на…», «меньше на…». Текстовые задачи на разностное сравнение. Текстовые задачи, содержащие отношения «больше в…», «меньше в…». Текстовые задачи на кратное сравнение. Решение составных задач. Составление и решение взаимообратных задач. Решение логических и нестандартных задач. Дополнение условия задачи и постановка вопроса к задаче.

7. Элементы геометрии (8 часов)

Плоские и объемные фигуры. Ломаные линии. Прямой угол. Составление плоских фигур из частей. Окружность, ее центр и радиус. Симметричные фигуры. Пересекающиеся фигуры. Расположение фигур на плоскости. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Конструирование из геометрических фигур.

8. Элементы алгебры (7 часов)

Уравнения. Выражения с переменной. Сравнение выражений с переменной.

Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действий со скобками и без них.

9. Итоговое повторение (1 час)

Курс «Занимательная математика» является интегрированным, поэтому задания по математике тесно связаны с темами по окружающему миру.

Указанное ниже количество часов распределено по темам занятий.

Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Занимательная математика» к концу 4-го года обучения.

Предметные результаты:

— использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих

предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных

отношений;

— овладение основами логического и алгоритмического мышления, речи;

— приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-

познавательных и учебно-практических задач;

— умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми

выражениями, решать текстовые задачи, распознавать и изображать геометрические фигуры,

работать с таблицами и др.

— отработка навыков работы на компьютере для выполнения учебных задач.

Метапредметные результаты:

— способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и

способы ее осуществления;

— овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии

с поставленной задачей и условиями ее выполнения, определять наиболее эффективные способы

достижения результата;

— формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности

конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

— использование знаково-символических средств представления информации;

— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

— готовность слушать собеседника и вести диалог;

4- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Личностные результаты :

— целостное восприятие окружающего мира;

— развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в

приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению

заданий;

— рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

— навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

— формирование математической компетентности;

— установка на бережное отношение к природе, понимание красоты окружающего мира.

Тематическое планирование для 4 класса

( 1 раз в неделю 34 часа в год)

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Уроки

Контроль знаний

1

Числа от 1 до 1000. Нумерация

1

1

2

Арифметические действия над числами в пределах 1000

2

2

3

Числа больше 1000. Нумерация

2

2

4

Арифметические действия над числами, которые больше 1000

4

4

5

Величины и их измерения

4

4

6

Текстовые задачи

5

5

7

Элементы геометрии

8

8

8

Элементы алгебры

7

7

9

Итоговое повторение

1

1

Всего:

34

33

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (4 класс)

Дата:

Виды и формы контроля

по плану

фактически

1

Удивительные пески. Числа от 1 до 1000. Нумерация.

1

7.09

2

Какие бывают пустыни. Сложение и вычитание многозначных чисел.

1

14.09

3

Кустарники и полукустарники. Умножение и деление многозначных чисел.

1

21.09

4

Растения-эфемороиды. Злаки. Решение задач.

1

28.09

5

Саксаул. Песчаная акация. Координатный угол

1

5.10

6

Насекомые пустынь и полупустынь. Построение фигур по координатам

1

12.10

7

Паукообразные пустынь и полупустынь. Числа больше 1000.

1

19.10

8

Пресмыкающиеся пустынь и полупустынь. Ящерицы. Сравнение многозначных чисел.

1

26.10

9

Пресмыкающиеся пустынь и полупустынь. Змеи. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 100 раз.

1

2.11

10

Птицы пустынь и полупустынь. Единицы длины

1

16.11

11

Заяц-песчаник. Камышовый кот. Единицы площади

1

23.11

12

Полосатая гиена. Гепард. Единицы времени

1

30.11

13

Антилопа джейран. Решение задач.

1

7.12

14

Бактриан. Истинные и ложные высказывания.

1

14.12

15

Богдинско-Баскунчакский государственный природный заповедник. Многоугольники.

1

21.12

16

Астраханский государственный природный биосферный заповедник. Выражения с тремя переменными

1

28.12

17

Высотная поясность. Горные системы России. Площадь прямоугольного треугольника

1

11.01

18

Горы Дальнего Востока. Многогранник

1

18.01

19

Уральские горы. Порядок действий в числовых выражениях

1

25.01

20

Горы Южной Сибири. Задачи на движение

1

1.02

21

Кавказские горы. Виды углов

1

8.02

22

Птицы горных систем России. Действия с величинами

1

15.02

23

Хищные птицы гор. Группировка множителей

1

22.02

24

Редкие птицы горных систем России. Деление многозначных чисел с остатком

1

1.03

25

Редкие животные Приморья. Столбчатые диаграммы

1

15.03

26

Редкие животные Кавказа. Круговые диаграммы

1

22.03

27

Горные кошки. Классификация треугольников.

1

5.04

28

Горный баран. Сибирский горный козел. Решение задач на нахождение части числа

1

12.04

29

Кабарга. Марал. График

1

19.04

30

Кавказский государственный природный биосферный заповедник. Арифметические действия с многозначными числами

1

26.04

31

Южно-Уральский государственный природный заповедник. Вписанные многоугольники

1

3.05

32

Природный парк «Белуха» Построение треугольника по трем сторонам.

1

10.05

33

Сихотэ-Алинский государственный биосферный природный заповедник. Решение задач

1

17.05

34

Итоговое занятие.

1

24.05

РАССМОТРЕНО НА
ЗАСЕДАНИИ ШМО
УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССОВ Протокол №1 от

«25»августа 2016 г.

Руководитель ШМО:__________ Коломыйцева Т.А.

СОГЛАСОВАНО НА
МЕТОДСОВЕТЕ
Протокол №1

От «26» августа 2016 г.

Председатель МС:

_____________Бандурина С.В.

ПРИНЯТО НА
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

СОВЕТЕ

Протокол № 11 от «29»

августа 2016 г.

infourok.ru

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 классов «Занимательная математика»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Заместитель руководителя по ВР Руководитель МБОУ

__________________ / Хакимуллина Р.Ф. / МБОУ «СОШ с. Б. Кукмор» «СОШ с. Б.Кукмор»

Протокол № 1 ________________________/ Нургалиева Ч.Р. / _________________/ Назипов Г.Г. /

от «27» августа 2012 г. «27 » августа 2012 г. Приказ № _________

от «___» ______ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

АХМЕТЗЯНОВОЙ РУФИИ РИШАТОВНЫ,

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
МБОУ «СОШ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ с. БОЛЬШОЙ КУКМОР»

КУКМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

2012 год

Пояснительная записка

Рабочая программа «Занимательная математика» по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе:

1. Закон «Об образовании» РФ

2. Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

3. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011)

4. Учебный план МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов с. Большой Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2012-2013 учебный год

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь кружок «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Кружок предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание кружка «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.

Программа рассчитана на 4 года обучения, объёмом в 135 часов, и предназначена для работы с учащимися 1-4 классов в возрасте 7 – 11 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 мин, в год 34 часа (33 часа в 1 классе).

Цель:

привитие интереса учащихся к математике, систематизация и углубление знаний по математике

Задачи:

— расширение кругозора учащихся в различных областях элементарной математики;

— обучение правильному применению математической терминологии;

— развитие умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, развитие концентрации внимания на количественных сторонах;

— развитие уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие

закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы.

Методы и формы работы

На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность. 

Формы работы — коллективная, групповая, индивидуальная.

Для реализации программы можно использовать разнообразные виды вне учебной деятельности: игровую, познавательную, досугово-развлекательную.

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы;

  • опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Коммуникативные УУД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результататов:

— описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

— выделять существенные признаки предметов;

— сравнивать между собой предметы, явления;

— обобщать, делать несложные выводы;

— классифицировать явления, предметы;

— определять последовательность событий;

— судить о противоположных явлениях;

— давать определения тем или иным понятиям;

— выявлять функциональные отношения между понятиями;

— выявлять закономерности и проводить аналогии.

Предполагаемая результативность курса:

— усвоение основных базовых знаний по математике; её ключевые понятия;

— улучшение качества решения задач различного уровня сложности учащимися;

— успешное выступление на олимпиадах, играх, конкурсах

— участие в международном конкурсу «Кенгуру»;

— выпуск стенгазет по темам «Весёлый счёт», «Волшебная палочка»;

— построение «Спичечной игрушки» и подарить воспитанникам детского сада «Ромашка».

Структура программы

Наименование разделов

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Весёлый счёт

7

8

10

9

2.

Геометрия вокруг нас

4

8

5

5

3.

Танграм: древняя китайская головоломка

6

1

4.

«Спичечный» конструктор

2

3

2

2

5.

Секреты задач

7

8

12

9

6.

Математические игры

6

5

3

5

7.

Выпуск математической газеты

1

1

2

4

Всего

33

34

34

34

1 класс

Содержание программы

Тема 1. Математика — это интересно

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

Тема 2. Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

Тема 3. Путешествие точки

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

Тема 4. Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

Тема 5. Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Тема 6. Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

Тема 7. Праздник числа 10

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

Тема 8. Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Тема 9. Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

Тема 10. Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

Темы 11–12. Конструкторы лего

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения

конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

Тема 13. Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Тема 14. Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10».

Тема 15–16. «Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Тема 17. Задачи-смекалки

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

Тема 18. Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

Тема 19. Математические игры.

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20».

Тема 20. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда

Темы 21–22. Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи

Тема 23. Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

Тема 24. Игра в магазин. Монеты

Сложение и вычитание в пределах 20.

Тема 25. Конструирование фигур из деталей танграма

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Тема 26. Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.

Тема 27. Математическое путешествие

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

Тема 28. Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

Тема 29. Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

Тема 30. Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 31. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Тема 32. Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20».

Тема 33. Итоговый урок

Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата проведения

Исключения

Планируемая

Фактическая

1.

Математика — это интересно

2.

Танграм: древняя китайская головоломка

3.

Путешествие точки

4.

Игры с кубиками

5.

Танграм: древняя китайская головоломка

6.

Волшебная линейка

7.

Праздник числа 10

8.

Конструирование многоугольников из деталей танграма

9.

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

10.

Игры с кубиками

11.

Конструкторы лего

12.

Время. Сутки

13.

Конструкторы лего

14.

Математические игры

15.

«Спичечный» конструктор

16.

«Спичечный» конструктор

17.

Задачи-смекалки

18.

Прятки с фигурами

19.

Математические игры

20.

Числовые головоломки

21.

Математическая карусель

22.

Математическая карусель

23.

Уголки

24.

Игра в магазин. Монеты

25.

Конструирование фигур из деталей танграма

26.

Игры с кубиками

27.

Математическое путешествие

28.

Математические игры

29.

Секреты задач

30.

Математическая карусель

31.

Числовые головоломки

32.

Математические игры

33.

Выпуск математической газеты

2 класс

Содержание программы

Тема 1. «Удивительная снежинка»

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия».

Тема 2. Крестики-нолики

Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник».

Тема 3. Математические игры

Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».

Тема 4. Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

Тема 5. Секреты задач

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

Темы 6–7. «Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Тема 8. Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

Тема 9. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Тема 10. «Шаг в будущее»

Конструкторы: «Спички», «Полимино» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

Тема 11. Геометрия вокруг нас

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Тема 12. Путешествие точки

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной

последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

Тема 13. «Шаг в будущее»

Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

Тема 14. Тайны окружности

Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Тема 15. Математическое путешествие

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15.

Темы 16–17. «Новогодний серпантин»

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 18. Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».

Тема 19. «Часы нас будят по утрам…»

Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. Конструктор «Часы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Тема 20. Геометрический калейдоскоп

Задания на разрезание и составление фигур.

Тема 21. Головоломки

Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

Тема 22. Секреты задач

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

Тема 23. «Что скрывает сорока?»

Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.

Тема 24. Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 25. Дважды два — четыре

Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения» 1. Игра

«Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки-считалочки» (сторонки): карточки двусторонние: на одной стороне —задание, на другой — ответ.

Темы 26–27. Дважды два — четыре

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Тема 28. В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Тема 29. Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 30. Составь квадрат

Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.

Темы 31–32. Мир занимательных задач

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».

Тема 33. Математические фокусы

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

Тема 34. Математическая эстафета

Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»).

Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата проведения

Исключения

Планируемая

Фактическая

1.

«Удивительная снежинка»

2.

Крестики-нолики

3.

Математические игры

4.

Прятки с фигурами

5.

Секреты задач

www.uchmet.ru

Авторская программа по внеурочной деятельности в 4 классе «Занимательная математика»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21

Авторская программа внеурочной деятельности

в 4 классе

«Занимательная математика»

Автор программы

Ивкова Светлана Сергеевна.

2016 год

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно­- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка.

Направленность программы интелектуальная. Основные виды деятельности игровая и познавательная. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время — это прежде всего единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.

Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности — творческий, познавательный, игровой — обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Цели курса

 создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время ,формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.

Задачи курса

1. Формирование у обучающихся начальных классов умения найти свое место в школьной социальной среде.

2. Формирование положительной «Я ­концепции».

3. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.

4. Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.

Тематическое планирование

Дата

Тема

Примечание

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16

17.

18

19.

20.

21

22.

23

24

25

26

27

28

29.

30.

31.

32.

33.

34

Мир занимательных задач. Интеллектуальная разминка

Игра- соревнование «Веселый счет»

Проектная деятельность”Волшебный круг”

Мир занимательных задач. Кто что увидит?

Прятки с фигурами.

Числа. Арифметические действия. Величины. Римские цифры

Числовые головоломки

Мир занимательных задач. Секреты задач

В царстве смекалки

Математический марафон

Геометрическая мозаика. «Спичечный» конструктор

«Спичечный» конструктор. Решение головоломок.

Числа. Арифметические действия. Величины. Выбери маршрут

Интеллектуальная разминка. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

Математические фокусы

Геометрическая мозаика.Занимательное моделирование

Моделирование геометрических фигур.

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Конструирование разверток.

Математическая копилка. Составление карты путешествий.

Какие слова спрятаны в таблице?

«Математика — наш друг!»Интелектуальный марафон .

Решай, отгадывай, считай. Электронные математические игры.

В царстве смекалки. Задачи со многими возможными решениями.

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Математическая копилка.Математические фокусы.

Блиц-турнир по решению задач

Геометрическая мозаика. Геометрические фигуры вокруг нас

Мир занимательных задач. Математический лабиринт

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач.

Любителям математики. Турнир смекалистых

Проектная деятельность”Газета эрудитов”

Проектная деятельность”Газета эрудитов”

Математический праздник. Защита проектов.

Подведение итогов.

Литература для учителя

1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.

2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —

СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,

Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 2003.

5. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. 3. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.__

kopilkaurokov.ru

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» .4 класс

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Занимательная математика».

4 класс.

Пояснительная записка

 Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние математической подготовки учащихся, глубина усвоения учебного  материала. Не случайно известный современный методист и математик Д.Пойа пишет: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к математике.

    С этой целью   проводятся кружковые занятия, в ходе которых  решаются задачи, выходящие за рамки программы.  А задачи повышенной трудности, включенные в план, служат  для выявления наиболее  способных к математике учащихся. На занятиях математического кружка также  рассматриваются логические задачи, а также задачи, тесно связанные с обязательным материалом, но требующие определенного творческого подхода к их решению, умения самостоятельно мыслить.  Задачи подобраны с учетом степени подготовки учащихся.

Математический кружок в школе вызывает интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки учащихся.

В своей практике работы со способными детьми и детьми, увлечёнными математикой я, конечно, использую возможности математического кружка. Эти занятия проводятся один раз в неделю во внеурочное время. При составлении плана работы кружка, учитываются интересы и пожелания учащихся.

  

         Цель, задачи и принципы программы:

Цель:

 развивать математический образ мышления

Задачи:

 расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

 расширять математические знания в области многозначных чисел;

 содействовать умелому использованию символики;

 учить правильно применять математическую терминологию;

 развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

 уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

 Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

 Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

 Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

 Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

 Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

 Реалистичность

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия в год .

 Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты:

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

 усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

 помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

 формировать творческое мышление;

 способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

 

Основные виды деятельности учащихся:

 

 решение занимательных задач;

 оформление математических газет;

 участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

 знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

 проектная деятельность

 самостоятельная работа;

 работа в парах, в группах;

 творческие работы

 

 

                    Календарно-тематическое планирование

                                       

4 класс

№ п\п

№ по теме

Тема

Дата

1

 

Любителям математики. Турнир смекалистых.

 

2

 

Волшебный круг.

 

3

 

Правила сравнения. Сравнение дробей

 

4

 

Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа , числа по его части.

 

5

 

Игры с числами. Решение задач на нахождение  числа по его части.

 

6

 

Модель машины времени. Решение задач с именованными числами.

 

7

 

Закономерности в числах и фигурах. Многозначные числа.

 

8

 

Отважный путешественник. Решение задач на нахождение скорости, времени и расстояния.   

 

9

 

Отважный путешественник. Решение задач на нахождение скорости, времени и расстояния.   

 

10

 

Магические квадраты. Нахождение площади фигур.

 

11

 

Волшебный квадрат. Нахождение объёма фигур

 

12

 

Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами.

 

13

 

Игры на развитие наблюдательности.

 

14

 

 Международная игра «Кенгуру»

 

15

 

Решение задач на развитие смекалки и сообразительности.

 

16

 

Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами.

 

17

 

Закрепление способности комбинировать. Решение сложных уравнений

 

18

 

Решение задач на развитие смекалки и сообразительности

 

19

 

Задачи – тесты. Блиц — турнир.

 

20

 

Составление алгоритмов и применение их на практике при решении  примеров.

 

21

 

Действия противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров.

 

22

 

Выделение признаков. Сходство и различие в письменном умножении на однозначное и двузначное число.

 

23

 

Математический КВН « Решай, смекай, отгадывай»

 

24

 

Математические головоломки

 

25

 

Блиц – турнир. Задачи – тесты.

 

26

 

Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным.

 

27

 

Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни.

 

28

 

Развиваем воображение. Составление задач на нахождение среднего арифметического числа

 

29

 

Волшебный круг. Составление круговых диаграмм. Решение задач с использованием круговых диаграмм.

 

30

 

Путешествие по числовому лучу. Координаты  на числовом луче.

 

 

31

 

Игра «Морской бой». Координаты точек на плоскости

 

32

 

Логическая игра «Молодцы и хитрецы

 

33

 

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

 

34

 

Сочинение «Место математики в моей жизни»

 

                              

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.      Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.     Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.     Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.     Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.     Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

6.     Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

7.     Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

8.     Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

9.     Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

10.                       Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами.» 1 – 4 классы. М., 2004

11.                       Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

12.                       «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *