cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Дружба в лирике пушкина сочинение – Сочинение Дружба в лирике Пушкина (в творчестве, поэзии)

Сочинение Дружба в лирике Пушкина (в творчестве, поэзии)

Одной из главных тем в творчестве Александра Сергеевича Пушкина является дружба. Он трепетно относился к этому чувству. Данная тема появляется в произведениях в самых ранних стихах.

Пушкин понимал дружбу как прочный братский союз. Он посвящал стихотворения своим лицейским друзьям. Они помогали друг другу пережить трудные ситуации, выпавшие на их долю. Поэт считал, что дружба неразрывно связана с верными чувствами. Друзья спасали его от скуки и безделья. В лицеи Пушкин писал о совместных забавах со своими друзьями. Но с годами он стал серьезнее. Больше всего, меня впечатлило стихотворение «Разлука».

В этом произведении видно то, как Пушкин переходит от своей неопытной лирики к более сильным стихотворениям, которые заставляют задуматься, вспомнить своих друзей. Оно заставляет вспомнить о своих друзьях и уделять им больше времени. После прочтения данного стихотворения, хочется сразу отложить все свои дела и связаться со своими друзьями, поговорить с ними или просто посидеть рядом в тишине.

После окончания лицея, у Пушкина появляются стихотворения о дружбе, которые раскрывают не о счастье и радости, а о грусти и тоске по своим друзьям. Александр Сергеевич Пушкин был сослан в ссылку в село Михайловское. Он очень гордится своими друзьями, ведь они, ценой своей жизни, посещали его, когда тот находился в ссылке. Находясь там, он создал стихотворение «19 октября». Оно передает все эмоции и чувства, которые он пережил вдали от своих друзей. Поэт очень огорчается и расстраивается, потому что в этот день было знаменательное событие – годовщина лицея. Пушкин писал о том, как важны ему друзья.

Поэт был преданным другом. Он уважал и искренне относился к своим товарищам и друзьям. Поэт написал стихотворение «Бог помочь вам, друзья мои». В этом стихотворении он пишет о том, какие чувства испытывает к друзьям, как уважает их и желает им добра. Пушкин обращается к Богу с просьбой о том, чтобы тот помогал им во всех их трудностях.

Пушкин посвящал стихотворения своим друзьям. Например, он написал произведение «К Чаадаеву». Здесь он говорит о Чаадаеве как о друге, близком человеке, товарище и единомышленнике.

Таким образом, тема дружбы является важной темой не только в лирике, но и в жизни Александра Сергеевича Пушкина. Стихи поэта, посвященные дружбе и друзьям, имеют глубокий смысл и искренние переживания.

Тема дружбы в лирике Пушкина сочинение 10 класс

Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт XIX века, автор многих литературных шедевров, признанных во всем мире и почитаемым до настоящего времени. Особое место в творчестве поэта занимают лирические произведения.

Огромный пласт лирических стихотворений поэта посвящен теме дружбы. Поэт придавал этим стихам большое значение и вкладывал огромный смысл. Основой для творчества поэта стало дружба, зародившаяся в годы учебы в Царскосельском лицее, которая стала надежной опорой во всей дальнейшей жизни писателя.

Первые стихотворения на тему дружбы поэт написал, будучи еще лицеистом и посвятил друзьям, с которыми проходил обучение.

Пушкин очень трепетно относился к своим друзьям и посвящал им поэтические строки. С годами, поэт своими стихами посылал лирические послания своим друзьям. Несколько стихотворений молодой поэт посвятил однокурсникам. Все эти стихотворения стали классикой поэзии и посвящались Кюхельбекеру, Пущину, Дельвигу.

С годами А.С.Пушкин не перестал писать о дружбе, стихотворения приобрели другую окраску. В некоторых произведениях речь шла приятельских отношениях, товарищеской поддержке. В других, дружба приобретает огромные масштабы и может перевоплотиться в жертвенность, взаимовыручку. В таких стихотворениях поэтом воспеваются чувства братства и нераздельного единения.

В стихотворной форме поэт выражал свои дружеские чувства к своим товарищам, которые сохранил всю жизнь. Благодарил их за ответные дружеские отношения, за то, что они всегда были настоящими друзьями, невзирая ни на какие невзгоды и прошедшие годы после расставания.

Уже в 30-х годах XIX столетия к юбилею Царскосельского лицея А.С.Пушкин написал стихотворение «Чем чаще празднует лицей», которое по праву считается одним из лучших произведений поэта о дружбе. Строчки стихотворения пронизаны печалью о прошедших днях дружеского веселья, об ушедшем из жизни друге, о товарищах, которые находились в ссылке в Сибирских краях.

Незадолго до своей трагической гибели от пули Дантеса великий поэт посвятит лицею еще одно стихотворение – «Была пора». Произведение стало своеобразным эпилогом темы дружбы в лирике А.С.Пушкина и памятью обо всех друзьях, которые прошли вместе через невзгоды и испытания, но остались молоды душой.

Тема дружбы в лирике, в творчестве, поэзии Пушкина

В большом литературном наследии Александра Сергеевича Пушкина важное место занимает тема дружбы. Соответственно львиную долю произведений великого классика «золотого века» составляют тексты на эту тему.

Александр Сергеевич считал, что дружба сродни «живой воде», так как она способна спасти человека от напасти, она является мощным объединяющим началом для всего человечества.

Годы учебы поэта в Царскосельском лицее наложили на него неизгладимый отпечаток. Время учебы – это время, когда Александр Сергеевич приобретал новых друзей, связь с которыми он пронес через всю свою, пусть недолгую, но яркую жизнь.

Александр Сергеевич после женитьбы на первой красавице Петербурга был вынужден посещать различные светские рауты, но они тяготили поэта. Светским вечеринкам Александр Сергеевич предпочитал общение со своими друзьями. ОР такого рода общении он писал следующие строки: «… в мыслях волен я, … спорю вслух, … мы все – прекрасные друзья…».

Друзья Пушкина лицейской поры – это удивительные люди, которые свободно мыслят, неподдельно и искренне любят искусство. По этой причине общение с ними поэта породило живые стихи, которые полны любви и дружественности.

Если анализировать тему дружбы в лирике Пушкина, то можно отметить следующие особенности.

Во-первых, ранняя лирика рассматривает дружбу, как пиршество в узком дружеском кругу. Дружеское сообщество Александра Сергеевича составляют Горчаков, Галич, Дельвиг, Илличевский, Пущин, Малиновский, Кюхельбекер. Им всем посвящено стихотворение, датированное 1814 годом, «К студентам».

Анализируя вышеназванное произведение стоит отметить положительные эмоции, наполняющие и пронизывающие текст. Из него так и плещет жизнеутверждение и радость.

Если обратиться к стихотворению «Элегия», относящемуся примерно к этому же периоду творчества, то нетрудно заметить, как наряду с темой дружбы появляются мотивы печали и одиночества. Это свойственно романтизму.

Во-вторых, лирика среднего периода творчества посвящена близким друзьям. Лучшим, по праву, можно назвать всем известный со школьной скамьи текст «К Чаадаеву». Почему именно Петру Чаадаеву Пушкин посвящает текст? Ответ прост – Петр был его лучшим другом и имел на поэта огромное влияние.

В-Третьих, говоря о дружеской теме нельзя не упомянуть цикл стихотворений с одноименным названием «19 октября». Это важная веха в жизни поэта – лицейская годовщина.

Лучшим с позиции темы дружбы можно считать стихотворение «19 октября», написанное в 1925 году. Именно в нем Пушкин вспоминает поименно обо всех своих товарищах и рассказывает о судьбе каждого. Вывод – это слова, которые известны каждому: «Все те же мы: нам целый мир чужбина; отечество нам Царское село».

Подводя итог можно сказать, что тема дружбы в лирике поэта занимает ключевые позиции. Она основана как на романтических традициях творчества поэта, так и имеет под собой реальное историческое обоснование.

Сочинение Тема дружбы в творчестве великого поэта Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин-великий поэт. Сомневаюсь, что есть в нашей стране человек, не знающий «дивного гения»(как написала после его смерти не менее талантливый поэт Михаил Юрьевич Лермонтов в своём стихотворение «Смерть поэта»). Воистину гениальный поэт, жизнь и смерть, которого вызывают интерес у историков и литераторов по сей день. Но сейчас хотелось бы порассуждать о друзьях Александра Сергеевича и об их влиянии на его творчество.

Друзья для Пушкина часто были «светом в окошке», и этот свет проникал в его сердце, которые творчески передавала все пережитые эмоции листу бумаги.

Как доказательство, хочется напомнить о стихотворении, адресованном Ивану Ивановичу Пущину «мой первый друг мой друг бесценный». Пушкин пишет: «Твой колокольчик огласил». Тот колокольчик был как свет в окошке. Свет, давший надежду на спасение от одиночества.

Так же можно сказать, что в поэме «Руслан и Людмила» была создана благодаря дружбе с Жуковским, ведь именно с Жуковским они поспорили о том чья поэма будет гениальнее, и появилась эта чудесная поэма(Жуковский признал победу оппонента).

Ну а дружба с Чаадаевым, подарила нам прекрасное стихотворение, которое так и называется «К Чаадаеву». Дружба с человеком, объявленным государством сумасшедшим, дала Пушкину определённое политическое и общественное мировоззрение, и вдохновила на написание чудесного стихотворения. Ну и нельзя не вспомнить о дружбе с Петром Андреевичем Вяземским, и стихотворными посланиями Пушкина. Вяземским поддерживал Пушкина в трудные времена, в ссылке Пушкину часто приходили письма от Вяземского. Дмитрий Петрович Мирский писал «их переписка – сокровищница остроумия».

Данный список можно продолжать ещё очень долго, но к сожалению объём сочинения не позволяет мне этого сделать. Поэтому хочется уже подытожить цитатой из стихотворения Александра Сергеевича:

«Я дружбой пламенею,
Я дружбе верен стал.
Мне дружба заменяет
Умершую любовь!»

Друзья для любого человека являются поддержкой опорой. А друзья творческих гениев являются вдохновителями, идеи и поступки друзей являются основой вдохновения, а гений складывает идеи и поступки в произведения искусства.

Другие сочинения:

Дружба в лирике Пушкина

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Влияют ли детские мечты на выбор профессии?

    Детство — важная пора в жизни каждого человека. В этот период ребенок познает мир, в нем формируются важные качества. В детстве каждый ребенок мечтает о том, кем он хочет стать. Одни хотят стать президентом

  • Анализ рассказа Чехова Скрипка Ротшильда сочинение

    Написание рассказа « Скрипка Ротшильда» у Антона Чехова не заняло много времени. Автор начал написание рассказа в середине декабря 1893 года, и работа была уже закончена в середине января 1894 года

  • Сочинение Основные проблемы романа Шолохова Тихий Дон

    Помимо всем известной роман – эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир», есть еще одна не менее важная. Написана она Михаилом Шолоховым. Произведение носит название «Тихий Дон». Создавалось оно немало времени

  • Образ и характеристика Ионы в рассказе Тоска Чехова

    Основным персонажем произведения является Иона Потапов, представленный писателем в образе бедного крестьянина, зарабатывающего себе на жизнь в Петербурге, служа простым извозчиком.

  • Образ и характеристика Геллы в Мастере и Маргарите Булгакова сочинение

    Гелла – вампирша, представляет собой младшую служанку Воланда, которая выполняет различные мелкие поручения. Она всегда ходит нагой и обладает красотой юной девушки, которую уродует только шрам на шее.

sochinite.ru

Дружба и друзья в лирике Пушкина сочинение, сообщение, доклад 9 класс

Тема Дружбы занимает очень большое место в творчестве Пушкина, как и сама дружба занимала огромное место в его жизни. Очень сильно повлияли на Александра Сергеевича друзья, им он посвятил множество стихов, их вспоминал в ссылке через многие годы (В основном, друзей по лицею.)

Часто Пушкин посвящает другу целое стихотворение. (Обычно оно и называется по фамилии этого приятеля.) Как я понял, часто Пушкин в таких стихах вспоминает общие события молодости, дает «характеристику» другу, как бы ведёт с ним разговор… Обращается обычно на «ты».

Вот стихов, обращенных к Чаадаеву, я нашел минимум четыре штуки (в их названии прямое обращение). К примеру, в «Чаадаеву с морского берега…» Пушкин говорит о «торжестве дружбы»,  напоминает Петру Яковлевичу о прекрасных годах.   

А например, обращение «Гнедичу» начинается с воспоминаний, как тот «беседовал с Гомером». Николай Иванович практически сравнивается с пророком, которого, правда, никто не понял. Но Пушкин восхищен тем, что Гнедич (поэт и переводчик) ни на кого не в обиде остался. Пушкин восхищался этим поэтом-переводчиком, который, кстати, стал первым издателем «Руслана и Людмилы».  

Стихотворение «Пущину» как раз благодарит лицейского друга (Ивана Ивановича) за визит во время пушкинской ссылки. В произведении «К Каверину» поэт учит своего друга-офицера, что каждому возрасту своё поведение, то есть неправильно, когда юноша «степенен».  На Дельвига «милого друга» (тоже поэта) Пушкин рассчитывает, если вдруг потеряет вдохновенье. (В основном, все друзья Пушкина тоже увлекались поэзией и были, получается, его «коллегами», но это нормально для той эпохи. Кроме того, от этого дружба становилась лишь крепче!)    

Также сочинил Пушкин несколько стихотворений не о конкретных друзьях, а о сомом понятии дружбы. Возьмём стихотворение «Коварность», где показано, как друг отворачивается от друга… Но поэт делает вывод, что если один из них, действительно, предал другого клеветой и язвительностью, то это «последний приговор» — никакие оправдания не помогут. 

Именно в дружбе Пушкин ищет утешения (и немного в вине). Вот стихотворение «Погреб», где поэт жалуется, что измучен любовью к красотке, он призывает друзей открыть погреба, устроить пир, забыться разговором.

Дружба показана через годы, Пушкин отмечает с грустью, что всё уже круг друзей становится, так как люди просто умирают. Но друзья остаются в его воспоминаниях, стихах…

Вариант 2

Во времена поэтического ренессанса дружба являлась неотъемлемой частью жизни литературного общества. Друзей приобретали и теряли, с друзьями устраивали дуэли, и так далее. Многие авторы посвящали свои произведения друзьям и близким людям. Пушкин был отнюдь не исключением.

Основу для его понятия дружбы и товарищества заложили ещё во время его обучения в лицее. Там он встречает своих первых настоящих друзей, вследствие чего привязывается к ним и готов сделать ради них всё что угодно. Там он и знакомится с понятием дружбы до гроба и духом истинного товарищества.

Позже в своей жизни он встречает ещё огромное множество людей, но назвать своим другом он может далеко не всех. Он тщательно отбирает себе друзей, чтобы не ошибиться в выборе. Но истинным друзьям он максимально верен, а они верны ему, что и создает атмосферу товарищества. Своим друзьям Пушкин в благодарность за их дружбу или еще, по каким либо причинам, часто посвящал стихи и произведения. Каждое произведение уникально, так как он писал их разным людям, но общую характеристику им дать можно. Произведения были наполнены искренними словами о том, что он ценит дружбу с тем или иным человеком, и что для него данная дружба является нерушимой. Произведения, наполненные данными словами о дружбе, ещё сильнее укрепляли веру Пушкина в своих друзей, из-за чего он сильнее к ним привязывался, а они в свою очередь, привязывались к нему.

Вообще произведения Пушкина всегда отличались особым способом игры словами, из-за чего каждое его произведение создавало прекрасное впечатлении о личности его написавшего, из-за чего люди, которые не были знакомы с Пушкиным лично, характеризовали его как человека хорошего, с большим, но израненным сердцем. Как поэта его хвалили практически все читатели, говоря о его безмерном таланте. Так или иначе, Пушкин был, является, и будет одним их лучших отечественных писателей поэтической направленности.

В данном сочинении я поделился своим субъективным мнением насчёт такого писателя как Александр Сергеевич Пушкин, и его творчества на тему Дружбы и товарищества в его произведениях. Это мнение может быть опровергнуто, так как оно не претендует на истинную верность.

Сочинение Дружба и друзья в творчестве Пушкина

Обычно в стихах воспевают любовь и природу, но Пушкин очень много стихов посвятил дружбе. Друзья имели для него колоссальную роль. Их сообщество сформировалось во время учебы в лицее. Конечно, и до лицея, и после у Александра Сергеевича были друзья, но здесь появился «костяк» компании.

Многие стихи прямо обращены к одному другу (так и называются), с которым поэт на «ты», конечно. Например, «К Ломоносову», где друг (как и остальные) отправляется в путешествие. Скорее всего, это не буквальный путь, но работа, творчество. Александр Сергеевич желает своему другу избежать проблем и, что важно, не забыть о нём. Когда-нибудь они обязательно увидятся, снова дружески сядут за стол.

В «Послании к Галичу»  Пушкин удивляется, что друг его не в пути. Пушкин сам задаёт вопросы, сам предполагает ответы друга. Неужели, теперь тот в келье? Или, что ещё странней, в театрах или на балах? Пушкин не воспевает друга, а, скорей, его ругает, ведь все те крайности не для него. Александр Сергеевич хотел бы увидеть Александра Галича за праздничным столом – в кругу друзей, как прежде, за беседой. Думаю, что в своём кругу Пушкин легко обсуждал философские, политические вопросы, тут и рождалась истина, вдохновение…  Стихотворение похоже на письмо, веселое, полное хороших воспоминаний.  

Послание очередное «К Юдину» Пушкин начинает с вопроса, мол, Павел Михайлович точно ли хочет знать, как живёт Александр Сергеевич.  Далее приводится описание «скучной и провинциальной» жизни.  Надо сказать, что автор вроде бы и доволен жизнью деревенской – без излишеств. В этом тихом уголке он спокойно пишет стихи… С Горацием, читая его труды, «общается» Пушкин.  Павлу (своему ещё лицейскому товарищу) Пушкин доверяет и свои мечты, видения, которые скрашивают слишком спокойную, размеренную жизнь.

Дружба поддерживала Пушкина духовно, даже вдали от друзей. Он писал им письма, они приезжали. Однако важней для нас (читателей), что поэт обращался к друзьям в своих стихах, упоминал своих друзей в строках. С друзьями автор откровенен, грустно ли ему или весело.

Для 9 класса

Также читают:

Картинка к сочинению Дружба и друзья в лирике Пушкина

Популярные сегодня темы

sochinimka.ru

Сочинение — Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина

Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина

Много прекрасных стихотворений А.С. Пушкин посвятил своим друзьям. Дружба была для него той силой, которая объ­единяет людей, спасает от жизненных невзгод. Многих дру­зей поэт приобрел еще в лицее и сохранил эти отношения на всю жизнь. Светскому обществу, в котором Пушкин должен был вращаться, он предпочитал узкий круг по-настоящему близких людей.

И, признаюсь, мне во сто крат милее Младых повес счастливая семья.

Где ум кипит, где в мыслях волен я,

Где спорю вслух, где чувствую живее,

И где мы все — прекрасные друзья,

Чем вялые, бездушные собранья…

Так поэт писал в 1819 году в «Послании к кн. Горчакову». Пушкина объединяло с его лицейскими друзьями свободо­мыслие, живые чувства, любовь к искусству. Все это рождало особые стихи — живые, искренние, исполненные любви. Од­нако тема дружбы претерпела определенную эволюцию в твор­честве поэта.

В ранней лирике Пушкина возникает образ дружеской пи­рушки («К студентам»). Однако уже здесь образы друзей-лице­истов конкретизируются, обретая свои характерные черты. Так, Галич — «Эпикура младший брат», Дельвиг — «ленивец сон­ный», «Парнасский волокита», Горчаков — «красавец молодой» и «сиятельный повеса», Илличевский — «остряк любезный», Пущин — «товарищ милый, друг прямой», Малиновский — «повеса из повес», Вильгельм — «писатель», автор скучных сти­хов. Послание «К студентам» было написано в 1814 году. Все стихотворение пронизано юным восторгом, жизнерадостнос­тью. В нем поэт отдает дань молодости, общению с людьми, близкими по духу, по интересам. «Под стол холодных мудрецов», «Рассудок, бог с тобою!..» — восклицает юный поэт. Те же моти­вы пира в звучат послании «Друзьям».

Другое послание — «Мое завещание друзьям». В нем в шут­ливой форме поэт говорит о том, как отлетит «веселой тенью» «Натихой берег вод забвенья». И он оставляет друзьям свое заве­щание:

И пусть на гробе, где певец Исчезнет в рощах Геликона,

Напишет беглый ваш резец:

«Здесь дремлет юноша-мудрец,

Питомец нег и Аполлона».

Дружба в этом стихотворении расценивается как святое чув­ство, узы ее «священны».

Мотив братского круга, встречи старых друзей возникает в «Элегии» («Опять я вам, о юные друзья!»). В соответствии с жан­ром в этом произведении звучит мотив печали, горести, забве­нья. В стихотворении «И я слыхал, что божий свет…» дружба сравнивается с любовью, страстью, но поэт отдает предпочтение последней. Романтический мотив разочарования в дружбе зву­чит в стихотворении «Дружба»:

Что дружба? Легкий пыл похмелья,

Обиды вольный разговор,

Обмен тщеславия, безделья Иль покровительства позор.

Тот же романтический мотив возникает в стихотворении «В.Ф. Раевскому» («Ты прав мой друг, — напрасно я презрел»):

Но все прошло! — остыла в сердце кровь,

В их наготе я ныне вижу —

И свет, и жизнь, и дружбу, и любовь,

И мрачный опыт ненавижу.

Мотив сомнения в привычных жизненных ценностях звучит в стихотворении «Демон».

Прекрасные строки поэт посвятил П.Я. Чаадаеву, который был его близким другом и имел на него большое влияние:

О, неизменный друг, тебе я посвятил И краткий век, уже испытанный судьбою,

И чувства, может быть спасенные тобою!

(«Чаадаеву», 1821).

Ряд стихотворений поэт написал на лицейскую годовщину: «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»), «19 октября 1827» («Бог помочь вам, друзья мои»), «19 октября 1828» («Усер­дно помолившись богу»).

Первое стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор») было создало в 1825 году. Оно построено на основе антитезы. Жанр — дружеское послание. Нынешнее одиночество поэта (он находился в ссылке в Михайловском) противопостав­лено образу лицейского братства. Открывается стихотворение мотивом памяти. Поэт помнит обо всех друзьях: и о пирующих «набрегах Невы», и отех, коштам нынче «недосчитались». Здесь Пушкин имеет в виду умершего в Италии Корсакова:

Он не пришел, кудрявый наш певец,

С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:

Под миртами Италии прекрасной Он тихо спит…

Моряк Матюшкин, «волн и бурь любимое дитя», тоже не смог присутствовать на этом празднике, потому что отправился в кру­госветное путешествие. Поэт вспоминает о своих встречах с тре­мя друзьями — Пущиным, Дельвигом и Горчаковым. Пущин и Дельвиг навещали его в Михайловском, с Горчаковым Пушкин

виделся, когда тот приезжал к своему дяде, жившему неподалеку от Михайловского. Вильгельм Кюхельбекер стал настоящим бра­том Пушкина — «по музе, по судьбам». В этом стихотворении поэт создает образ дружества святого, лицейского братства.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

В послании 1827 года поэт передает свои пожелания друзьям:

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И мрачных пропастях земли!

Таким образом, тема дружбы получает в творчестве А.С. Пуш­кина романтическую и реалистическую трактовку. Стихи его, посвященные друзьям, отличаются глубокой человечностью, искренностью, богатством переживаний.

Сочинение — Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина

4.8 (95.29%) 17 votes
Здесь искали:
  • тема дружбы в лирике пушкина
  • тема дружбы в лирике пушкина сочинение
  • сочинение на тему дружба в лирике пушкина

sochineniye.ru

Дружба в лирике Пушкина | Инфошкола

17 Февраль 2013       админ      Главная страница » Сочинения      Просмотров:   8582

ТЕМА ДРУЖБЫ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА

План

1. Вступление.

Тема дружбы — основная в творчестве поэта.

2.. Основная часть.

2.1 Лицейские годы.

2.2. Стихотворение «19 октябрю>.

3. Заключение.

Дружба — святое братство на всю жизнь.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Тема дружбы проходит через всё творчество Александра Сергеевича Пушкина, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни поэта. Трепетное отношение Пушкина к дружбе, конечно, не было случайным, ведь всю силу этих человеческих взаимоотношений он испытывал на себе с двенадцати лет, с момента поступления в Царскосельский лицей. Именно там поэт нашёл людей, близких ему по духу и восприятию мира, там он постигал не только науки, но и учился понимать и ценить своих товарищей. В лицейские годы Пушкин воспевает радости беззаботного дружеского общения (стихотворение «Пирующие студенты» ).  А в послании «К Каверину» поэт призывает всех оставить заботы и волнения света и присоединиться к кругу друзей. Покой, беззаботное веселье, шумные пиры, легкость, жизнерадостность, наслаждение жизнью, по мнению юного Пушкина, и есть настоящее человеческое счастье. Этим же настроением проникнуто и стихотворение « Воспоминания в Царском Селе». Лицейские друзья прошли вместе

сквозь все радости и тяготы, выпавшие на их долю, и каждое событие их жизни нашло яркое отражение в произведениях Пушкина.

Лирика, созданная поэтом после окончания Лицея, посвящена уже не мыслям о совместных забавах или скучности учебного процесса. В ней впервые появляется грусть от разлуки с друзьями, проявляются отношения автора к ним, как к единомышленникам, обеспокоенным будущим своего Отечества. Созданное во время ссылки стихотворение «19 октября»  передаёт всю гамму эмоций, которые испытывал Пушкин, находясь вдали от своих друзей в столь знаменательный для них день. Здесь есть и любование красотой природы, и тоска одиночества, и боль от ранних потерь, и вдохновение от одних лишь воспоминаний о дорогих его сердцу друзьях. Пушкин не забывает упомянуть по именам и тех, кто не побоялся его опального положения и навестил его в Михайловском. Поэт говорит о том, что по-прежнему помнит обо всех своих друзьях, где бы они ни были, о том, что ему безгранично дороги все они — и те, кто в «мрачных пропастях земли», и те, кто состоит на царской службе. И даже своему обидчику, царю, Пушкин прощает своё наказание за то, что «он основал Лицей», подаривший автору стольких родных, любимых людей. Судить о том, насколько сокровенные, личные переживания выражены в произведениях Пушкина, можно потому, что большинство из них написаны в форме стихотворных посланий: «К Чаадаеву», «К Языкову» , «Пущину» , «Дельвигу». На протяжении всей творческой жизни Пушкин не раз обращался к судьбам своих друзей-лицеистов. В каждом стихотворении, посвящённом друзьям, поэт рассказывает о дружбе как о святом и нерушимом братстве. В сознании Пушкина именно Лицей стал идеальным царством дружбы, а друзья-лицеисты -братьями навеки. Он так и восклицал в одном из самых знаменитых своих стихов:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен …

И нет до сих пор прекраснее строк о дружбе.

Дружба в лирике Пушкина

4.4 (88%) 5 vote[s]

    

info-shkola.ru

Дружба и друзья в лирике Пушкина (сочинение)

Для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни.

Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете «легкой поэзии» французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении «К студентам» поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного общения:

Друзья, досужий час настал,
Все тихо, все в покое.
Скорее скатерть и бокал,
Сюда вино златое!

В дружеской лирике также воспеваются и сентименталистские ценности, среди которых важное место занимает дружба «с Кифарой, с портиком, и с книгой, и с бокалом» («К Каверину», 1817). В этом послании Пушкин призывает всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных призывом:

Блажен, кто веселится
В покое, без забот…

Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей — вот что составляют, по мнению поэта, человеческое счастье. Пушкин ставит это выше общественных и государственных дел:

И станут самые цари
Завидовать студентам.

В сердечности и искренности друзей Пушкин видит самое ценное: «Он друг без этикета. Не требует привета Лукавой суеты». Это чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю жизнь. Чувство это присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэты-декабристы видели в дружбе союз людей, скрепленный одной идеей, целью. Но в лирике Пушкина высокая цель не исключает наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и отечеству.

Соединение интимного чувства дружбы с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении «К Чаадаеву». Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, а именно как друга. Это подчеркнуто обращениями типа: «мой друг», «товарищ, верь».

Юный Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы «третьим компонентом» в ряду «любовь и тайная свобода». В стихотворении «Послание к кн. Горчакову» средоточием этой свободы опять становится «младых повес счастливая семья…, где ум кипит, где в мыслях волен я». Дружеское общение становится как бы почвой этой свободы.

Но дружеские пиры происходят все реже и реже. Наступает разочарование и в гражданских идеалах. Во время южной ссылки Пушкин оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна. Романтик никогда не ищет счастья в друзьях, он порывает со своим прошлым. Малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение «Дружба». Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, что станет основным настроением его лирики.

Теперь друзьями Пушкина становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что шум этот как «друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час». Уже само по себе стихотворение «К морю» является прощальным.

Южные романтические настроения поэта сменяются внутренним самосозерцанием. Душевная буря сменяется гармонией и покоем. Но наследие романтического периода — свобода — не оставляет поэта. В лирике этого периода звучит тема внутренней свободы. Дружеские чувства не зависят от политики, — в них мы более свободны, чем в гражданских.

В стихотворении «19 октября 1827», написанном к годовщине открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны: и те, кто на «царской службе», и те, кто в «мрачных пропастях земли». «Я гимны прежние пою», — говорит поэт в стихотворении «Арион». Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам. Он поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь «Во глубине сибирских руд…». В этом стихотворении нет ни строчки о политическом перевороте, оно целиком наполнено дружеским участием. Под мечом, упоминающимся в конце стихотворения («И братья меч вам отдадут»), подразумевается, как мне кажется, не новое восстание, а символ дворянской чести.

Пушкин не разделяет политических взглядов декабристов, но душою он всегда остается с ними. Поэтому в своем посвящении юбилею Лицея в 1825 году он пишет:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен.

Но в этом стихотворении, открывающем цикл стихотворений, посвященных лицейским годовщинам, уже четко просматривается тема одиночества. Поэту больно от того, что с ним нет его друзей:

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку.

Со временем эти настроения все больше и больше завладевают поэтом, и каждое последующее стихотворение, посвященное лицейской годовщине, все более мрачно окрашено. Стихотворение 1836 года, посвященное празднованию последней в жизни Пушкина лицейской годовщины, отличается настроением «не мальчика, но мужа»:

Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш…

В начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается с грустью потерь… Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: «И мнится, очередь за мной». Стихотворение «Чем чаще празднует лицей…» тоже наполнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив «бурь порыв мятежный», поэт возвращается к лицейской теме, но насколько иначе она звучит! Лицей становится в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья — идеальной аудиторией его поэзии, хранителями культа дружбы, как отмечают биографы поэта.

Тему дружбы Александр Сергеевич Пушкин пронес почти через все свои стихотворения от юности до последнего периода жизни и творчества.

Посмотрите эти сочинения

  • Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (сочинение) В развитие традиционной для европейской литературы темы поэта и поэзии Пушкин внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество. Уже первое изданное стихотворение «К другу стихотворцу» содержало в себе размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку: Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет И, перьями скрипя, бумаги не жалеет. Хорошие стихи не так легко писать…   Молодой автор прекрасно понимает, что судьба поэта обычно […]
  • Пейзажная лирика Пушкина (сочинение) Пейзажная лирика Пушкина богата и разнообразна. Она занимает важное место в творчестве поэта. Пушкин видел природу душой, наслаждался ее вечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы. Он был одним из первых русских поэтов, кто открыл читателям красоту природы и научил ею любоваться. В слиянии с природной мудростью Пушкин видел гармонию мира. Не случайно пейзажная лирика поэта проникнута философскими настроениями и размышлениями, можно проследить ее эволюцию на протяжении творческой деятельности […]
  • Тема любви в лирике Пушкина (сочинение) Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта. В стихах лицейского периода юный Пушкин воспевал любовь-страсть, часто мимолетное чувство, заканчивающееся разочарованием. В стихотворении «Красавица» любовь для него – «святыня», а в стихотворениях «Певец», «К Морфею», «Желание» представляется «одухотворенным страданием». Женские образы в ранних стихотворениях даны схематично. Для […]
  • Философские мотивы лирики Пушкина Любой поэт, живописец, музыкант вправе считать себя в какой‑то мере и философом. Создавая свои произведения, творческая личность соприкасается с иными мирами, неподвластными разуму простого человека. За пределами земного бытия художник черпает идеи и образы для своих будущих творений. А. С. Пушкин, о котором неслучайно было сказано «Пушкин – это наше все!», был также не чужд в своей поэзии философским размышлениям. Оптимизм, наполняющий практически всю лирику поэта, омрачается порой печальными раздумьями о […]
  • Вольнолюбивая лирика Пушкина (сочинение) Пушкину довелось жить в эпоху, когда после победы над армией Наполеона в России возникали новые, свободолюбивые веяния. Прогрессивные люди считали, что в стране-победительнице, освободившей мир от захватчиков, рабства быть не должно. Идеи свободы Пушкин горячо воспринял еще в лицее. Чтение трудов французских просветителей XVIII века, произведений Радищева только укрепило идейные позиции будущего поэта. Лицейские стихи Пушкина были насыщены пафосом свободы. В стихотворении «Лицинию» поэт восклицает: «Свободой Рим […]
  • Свободолюбивая лирика Пушкина (сочинение) А. С. Пушкин — великий русский национальный поэт, основополож­ник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихот­ворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирс­ких руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «воль­ность». В первый период своего творчества — период окончания лицея и про­живания в Петербурге- до 1820 года- […]
  • Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (сочинение) Эта достаточно традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и др. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал Пушкин в своей поэзии. Наиболее ярко это проявилось в теме поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается уже в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814 г.). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых   …хвалят все, питают – лишь журналы; Катится мимо их фортуны колесо… Их жизнь – ряд горестей, […]
  • Своеобразие любовной лирики Пушкина (сочинение) Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви. Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые:   В первый раз еще, […]
  • Дружба и друзья в лирике Пушкина (сочинение) Лирика занимает значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба […]
  • Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина Писать о Пушкине – увлекательное занятие. Это имя в русской словесности обросло множеством культурологических наслоений (взять хотя бы литературные анекдоты Даниила Хармса или фильм режиссёра-мультипликатора Андрея Юрьевича Хржановского «Трилогия» по рисункам Пушкина, или оперу «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского). Однако наша задача скромнее, но не менее интересная: охарактеризовать тему поэта и поэзии в его творчестве. Место поэта в современной жизни куда менее значительно, чем в ХIХ веке. Поэзия – это […]
  • Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (сочинение) Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал в своей поэзии А. С. Пушкин. Наиболее ярко это проявилось в теме предназначения поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых   …хвалят все, питают — лишь журналы; Катится мимо их Фортуны колесо… Их жизнь — ряд […]
  • Мое любимое стихотворение Пушкина (сочинение) Перебрав множество произведений А.С. Пушкина, я случайно наткнулась на стихотворение «Не дай мне бог сойти с ума…», и меня сразу привлекло яркое и эмоциональное начало, обращающее на себя внимание читателя. В этом стихотворении, кажущемся простым и понятным и понятным, как и многие другие творения великого классика, легко можно увидеть переживания творца, истинного, свободного разумом поэта – переживания и мечты о свободе. А во времена написания этого стихотворения свобода мысли и слова строжайше наказывалась […]
  • Особенности изображения чувства любви лирике Пушкина и Лермонтова Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
  • Поэт-пророк у Пушкина и Лермонтова: черты сходства и различия Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества. Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и […]
  • Лирика Пушкина и Лермонтова (сочинение) А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю. Что […]
  • Лирика петербургского периода Пушкина Петербургский период жизни и творчества Пушкина отличается его стремлением к содружеству, сообществу, братскому единению. В этом сказалась не только инерция привычки к лицейскому братскому союзу, но особенная черта тех лет в русской истории вообще. Счастливое окончание войн с Наполеоном разбудило в обществе чувство собственной силы, право на общественную активность, именно в те послевоенные годы возникают «вечера»у Жуковского, «русские завтраки» у Рылеева, где сообща думали, спорили, пили, обсуждали новости, даже […]
  • Реализм романа Евгений Онегин (сочинение) Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части […]
  • О чем заставляет задуматься повесть Пушкина «Станционный смотритель» Александр Сергеевич Пушкин — человек широких, либеральных, «подцензурных» взглядов. Тяжело ему, бедному, было находиться в светском лицемерном обществе, в Петербурге, при дворцовой подхалимной аристократии. Подальше от «мегаполиса» 19 века, поближе к народу, среди людей открытых и искренних чувствовал себя «потомок арапов» гораздо свободнее и «в своей тарелке». Поэтому все его произведения, от эпически-исторических, до мельчайших двухстрочных эпиграмм, посвященные «народу» дышат уважением и […]
  • Образ Онегина (сочинение) Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
  • Мои размышления о повести «Пиковая дама» В основе повести Пушкина «Пиковая дама» лежит реальный случай, который произошел с князем Голицыным. Он проигрался в карты и пришел просить денег у бабушки Натальи Петровны Голицыной. Денег она не дала, но сообщила магический секрет, который помог Голицыну отыграться. Из этой хвастливой истории, рассказанной приятелем, Пушкин создал повесть, содержащую глубокий этический смысл. Главное лицо повести — Германн. В повести он сопоставлен со всем обществом. Он расчетлив, честолюбив и азартен. Это, безусловно, […]

resoch.ru

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Стихотворения, посвященные дружбе, занимают огромное место в творческом наследии Пушкина. Они относятся к интимной лирике. Поэтому неразрывна их связь с обстоятельствами личной жизни поэта, с его счастливыми и беззаботными лицейскими годами. И во вступительной части сочинения следует акцентировать внимание на том, как много значила для Пушкина дружба, назвать нескольких самых близких его друзей.

В сочинении на эту тему можно развить мысль о том, как дружба не раз спасала поэта от одиночества и тоски, как именно она поддерживала его веру в людей, делала окружающий мир щедрее и прекраснее.

Кроме того, в главной части сочинения необходимо сказать о том, что Пушкин понимал дружбу как прочный братский союз не просто симпатичных друг другу людей, но и единомышленников, объединенных общими благородными целями и идеями.

Построить сочинение на эту тему можно по-разному. Например, начать разговор с того, какое представление о дружбе было у Пушкина в лицейские годы, как оно непосредственно и остроумно отразилось в шутливом стихотворении «Пирующие студенты», написанном пятнадцатилетним поэтом. Затем проследить, как постепенно менялось его отношение к дружбе, как оно становилось глубже и серьезнее. В этой связи можно проанализировать стихотворения «Чаадаеву», «19 октября», «И. И. Пущину», «Была пора: наш праздник молодой сиял, шумел и розами венчался».

Завершить сочинение на данную тему можно размышлениями о том, какое воздействие на читателя любого времени оказывают пушкинские стихи о дружбе, как они помогают формировать нравственный облик человека, учат его высоко ценить одно из самых светлых и сильных человеческих чувств.

Примерный текст сочинения

Читая стихи Пушкина, мы невольно попадаем под обаяние не только его изумительного поэтического дара, но и других высоких и прекрасных талантов, среди которых есть особый — талант дружбы. Вся его поэзия воспринимается как восторженный гимн этому прекрасному чувству.

Истоки такого понимания дружбы берут начало в счастливых лицейских годах, когда он впервые проникся духом братства и товарищества, когда встретил близких по духу людей, дружбу с которыми пронес через всю жизнь. Это И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер и многие другие. С годами круг друзей расширяется. Это поэты, писатели, воины, художники, музыканты и, конечно же, лучшие люди эпохи с трагической и славной судьбой — декабристы.

Одно из первых стихотворений, посвященных дружбе, — «Пирующие студенты». Когда читаешь эти искрящиеся юмором и весельем строчки, с трудом веришь, что они принадлежат пятнадцатилетнему поэту. С удивительной легкостью набрасывает он шутливые портреты друзей, собравшихся у праздничного стола, акцентируя внимание на смешных черточках их характера. Причем эти подтрунивания далеко не всегда безобидны. Немало огорчений доставляют чувствительному и неуклюжему Кюхле такие строки:

Писатель, за свои грехи

Ты с виду всех трезвее;

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее.

Юный поэт явно испытывает наслаждение от собственного поэтического дара, воспринимая дружбу как счастливый, но случайный союз радости и свободы. Значит друзей объединяют здесь веселое застолье, взаимные шутки и освобождение на какое-то время от «холодных мудрецов» и «ученых дураков».

Через год после окончания лицея в стихотворении «Чаадаеву» Пушкин будет с легкой грустью вспоминать об этой беззаботной поре.

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман.

Пушкин замечательно передает здесь ощущения, которые испытывает человек в пору взросления, когда приходится расставаться с наивными мечтами и иллюзиями детства. Но эти естественные утраты заменяются новым, широким взглядом на мир, который заставляет поэта почувствовать свою ответственность за то, что происходит с его страной, и обратиться с прекрасным призывом не только к своему другу, но и ко всей свободомыслящей молодежи России.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Отзвуки славных лицейских лет мы слышим во многих пушкинских стихотворениях о дружбе. Его поэтический шедевр «19 октября», написанный в 1825 году, посвящен годовщине открытия лицея. Начальные строки стихотворения овеяны грустью. И это естественно. Осень — это пора увядания природы, которую особенно тонко чувствовал поэт. Это настроение усугубляется мрачными личными обстоятельствами: поэт находится в ссылке, он несвободен и даже лишен возможности встретиться с друзьями в знаменательный день их жизни. Но мыслями, душой он был с ними.

Воображение поэта рисует облик милых и дорогих его сердцу людей, которые сейчас, конечно же, вспоминают о нем. Воспоминания о них наполняют его душу радостью. Поэт больше не одинок. Дружба спасает его от «сетей судьбы суровой», помогает преодолеть мучительность ссылки, дает ему надежду на будущую встречу с друзьями, веру в то, что их союз ничто не в состоянии разрушить.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен, —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Последней для Пушкина 25-летней годовщине лицея посвящено стихотворение «Была пора: наш праздник молодой…» Начало стихотворения возвращает поэта к беззаботной лицейской поре, запечатленной им много лет назад в «Пирующих студентах». Но как переменились участники праздничного застолья!

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш;

Меж нами речь не так игриво льется,

Просторнее, грустнее мы сидим,

И реже смех средь песен раздается,

И чаще мы вздыхаем и молчим.

Пушкин сопоставляет здесь начало жизни с ее беспечностью и наивностью и зрелость с ее горьким опытом. Время неумолимо. Оно меняет и чувства, и мысли, и внешний облик человека, но не в состоянии разрушить те узы дружбы, которые четверть века связывают этих уже немолодых людей. Ведь они вместе пережили те грозные события, которые ураганом пронеслись над Россией: Отечественная война 1812 года, декабристское восстание на Сенатской площади… Дружба в этом стихотворении предстает как совместно прожитая жизнь людей одного поколения, сумевших сохранить единство перед лицом истории.

Пушкинские стихи о дружбе даровали этому поколению бессмертие, создали идеал, к которому мы невольно стремимся, может быть, впервые в жизни задумавшись о том, как много значит в жизни человека дружба, каким щедрым и терпимым ты должен быть, чтобы и твою жизнь озарило такое сильное и прекрасное чувство.

mirznanii.com

Тема дружбы в лирике Пушкина (в творчестве, поэзии) сочинение

Стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, посвященные дружбе, занимают важное место в его творчестве. Это целое собрание интимной лирики, неразрывно связанной с жизненными событиями поэта.

Стихотворения либо открыто, посвящены, либо написаны в виде послания. Адресантами лирики А.С. Пушкина стали Кюхельбекер, Пущин, Чаадаев, Каверин. Многие из тех, кого поэт называл своими друзьями, появились в его жизни во время обучения в Царскосельском лицее.

Дружба лицейского периода – игривая, веселая, задорная и непокорная. Однако уже в этих стихах начинает звучать мотив единого братства, нерушимого союза. Характерной особенностью стихов этого периода является призыв молодого автора к наслаждению жизнью, любовью, радости жизни и трепетному чувству дружбы. В стилевом отношении ранняя поэзия – это подражание французскому мастеру слова Э. Парни. А также воссоздание классицистического стиля, но такого, каким он видится самому Пушкину.

Так, например, в стихотворении «Студентам» дружба воспевается на фоне веселого застолья. В строках стихотворения поэт передает радостное общение между друзьями, свободу и юношескую беззаботность:

Товарищ милый, друг прямой,

Не в первый раз мы вместе пьем,

Нередко и бранимся,

Но чашу дружества нальем —

И тотчас помиримся. —

Стихотворений лицейского периода довольно много, ведь именно здесь Пушкин обрел верных друзей, которые оставались рядом с ним на протяжении всей жизни.

По окончанию лицея лирика наполняется мотивами прощания и разлуки с друзьями.

Взгляды поэта начинают меняться под воздействием суровой реальности, лицейские грезы остаются позади. Уже в послании «К Чаадаеву» поэт говорит о друге как о соратнике, единомышленнике. Друзей объединяет духовный настрой, общие убеждения. Они верят в наступление «минуты вольности святой». Автор призывает не просто друга, а родного человека посвятить себя служению Отечеству.

В период южной ссылки, находясь на Кавказе, А.С. Пушкин меняет свое отношение к теме дружбы. Теперь автор рассматривает это светлое чувство через призму романтизма. В связи с этим его друзьями становятся горы, море, облака и воздух. Ярким примером является стихотворение «Дружба».

Вновь по-новому на тему дружбы заставила уже зрелого поэта осень в Болдино. В этот период были написаны новые стихотворения, одно из них «19 октября 1827», в котором Пушкин вспоминает о своих лицейских друзьях и говорит, что для него они все одинаково близки и важны где бы они ни были и чем ни занимались. Однако среди этих стихотворений появляются и те, в

которых четко прослеживается чувство одиночества, строки наполняет чувство печали и скорби об отсутствии рядом родной, близкой души.

Со времен А.С. Пушкин приходит к осознанию того, что дружба это не только веселье, гулянье и радость. Это еще и чувство сопереживания, сочувствия и тревоги о близких, а порой и чувство горечи потери.

Тема дружбы в лирике Пушкина (в творчестве, поэзии) Сейчас читают:
  • Сочинение на тему День рождения подруги

    День рожденья получился очень насыщенным и интересным. Начинали праздник мы в развлекательном центре. Там мы играли в детской комнате, катались с горок, прыгали на батуте.

  • Сочинение Детство Алеши Пешкова

    Алёша Пешков родился в небогатой мещанской семье. Отец мальчика рано умер, заразившись от сына холерой. Мать его вернулась к своему отцу, который в прошлом был бурлаком, а позже открыл красильную мастерскую. Ему помогали два его женатых сына,

  • Сочинение на тему Вечер в городе 6 класс

    Вечер – это особое время суток. Вечером в свою силу вступают темные и насыщенные краски, делая улицы города таинственными, романтическими и манящими. Вечером в городе всегда проходит весело и ярко.

  • Сочинение по картине Летний день. Цветет сирень Копытцева 8 класс

    Майя Кузьминична Копытцева – популярная художница 20 века. Она пейзажист, живописец, портретист и также писала натюрморты. Майя Кузьминична очень любила природу, и она смогла в своих картинах передать зрителям всю реалистичность и великолепие

  • Сочинение по картине Пластова Летом 5 класс

    Аркадий Александрович Пластов написал свою картину «Летом» в 1954 году. Прошло почти десять лет после окончания Великой Отечественной войны, страна поднялась из руин, условия жизни рабочих и крестьян улучшались с каждым годом.

  • Сочинение профессия стоматолог или почему я хочу стать стоматологом

    Раньше врачи давали клятву Гиппократа. А сейчас отношение врачей зависит только от их любви к профессии и к людям. Если кроме знаний, врачу близки чувства: сострадания, милосердия, отзывчивости, то такой врач профессионал своего дела

uchim-klass.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *