Дополнения прямые и косвенные – Прямое и косвенное дополнение — это… (45 примеров)
Прямое и косвенное дополнение — это… (45 примеров)
В простом предложении различают прямое и косвенное дополнение. Укажем, как выражается прямое и косвенное дополнение, как их отличить в предложении.
Одним из второстепенных членов предложения является дополнение. В зависимости от части речи и падежной формы слова, управляемого сказуемым, выраженным переходным или непереходным глаголом, в предложении укажем прямое или косвенное дополнение.
Прямое дополнение
Прямое дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, обозначенное сказуемым, выраженным переходным глаголом.
Например:
Я сегодня поймал было рыбку (А. С. Пушкин).
Поймал кого? рыбку.
«Рыбку» — это прямое дополнение, выраженное одушевленным существительным в форме винительного падежа. Оно управляется переходным глаголом «поймал» (поймать кого? что?), то есть действие, обозначенное им, переходит на предмет.
Прямое дополнение может зависеть также от слов категории состояния (предикативных наречий):
Жалко (кого?) девочку, сиротку Феклушу (Н. Некрасов).
Мне жалко (чего?) радости былой и даже прошлых жаль (чего?) страданий (Н. Огарев).
Способы выражения прямого дополнения
Прямое дополнение обычно выражается:
1. существительным в форме винительного падежа без предлога:
- помою (что?) миску;
- накормила (кого?) котёнка;
- напишем (что?) сообщение;
2. существительным в форме родительного падежа без предлога:
а) действие направлено на часть или неопределенное количество предмета:
- выпью чего? воды;
- поем чего? блинов;
- отрежу чего? колбасы;
- насобирал (чего?) грибов;
б) при отрицательном сказуемом с частицей «не»:
- не видел фильма;
- не услышал ответа;
3. несвободным словосочетанием:
- купила (что?) пару перчаток;
- приобрел (что?) музыкальный центр.
Примеры предложений с прямым дополнением
Вскоре увидели (кого?) виновника шума (В. Арсеньев).
Свою (кого?) Тамару не брани (М. Ю. Лермонтов).
(что?) Осень и зиму Павел не любил (Н. Островский).
Горные хребты пересекали приморскую (что?) страну (К. Паустовский).
Он любил (что?) море в любую погоду (Ф. Искандер).
Ночью я вышел на улицу, и (кого?) меня поразило еще невиданное зрелище (И. Соколов-Микитов).
Пароход ведёт из Нижнего с ярмарки в Астрахань (что?) четыре баржи (М. Горький).
В передней (кого?) никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши…(Лев Толстой. Война и мир).
Косвенное дополнение
Косвенное дополнение так называется из-за того, что оно выражается формами косвенных падежей существительных, местоимений без предлогов и с предлогами, в том числе формой винительного падежа с предлогом.
Способы выражения косвенных дополнений
1. Существительное и местоимение в форме косвенных падежей:
- увлекаемся (чем?) спортом;
- веришь (во что?) в победу;
- ходите (на чём?) на лыжах;
- сочувствовали (кому?) приятелю;
- жать (чем?) серпом;
- зайду (к кому?) к нему.
2. Косвенное дополнение может выражаться также словами других частей речи и словосочетаниями:
Это число делится (на сколько?) на четыре.
Добавим эти кисти (к чему?) к пяти карандашам.
Лес печальнее и однообразнее (чего?) моря, особенно сосновый лес, постоянно одинаковый и почти бесшумный (И. С. Тургенев).
Все стали просить Наташу и Артема (о чём?) спеть еще.
Учитель рассказал (кому?) нам (о ком?) о Михаиле Ломоносове.
Гость вежливо поздоровался (с кем?) с Виктором и поклонился (кому?) его сестре.
Мама пригласила в дом (кого?) мастера на все руки — Степана.
Примеры предложений с косвенным дополнением
Павлуша, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипевшую воду (И. С. Тургенев).
Науки юношей питают (М. Ломоносов).
Так вот и устроился у меня жить ёжик (М. Пришвин).
Еще не вся черемуха тебе в окошко брошена (М. Исаковский).
Айвазовский сидел на берегу. Художник думал о картине, которая стояла неоконченная (Н. Григорович).
Видеоурок
Тест
Проверим свои знания и выполним тест, указав в предложениях прямые и косвенные дополнения.
Каждый народ гордится победами, одержанными в борьбе за свободу и независимость Родины, и свято чтит память утрат, понесенных во имя побед (В. Быков).
Зачем бобру хвост? В случае опасности бобры громко шлепают хвостом по воде, предупреждая таким образом сородичей (А. Чижевский).
Надо взять у друга эту книгу, чтобы прочитать повесть к следующему уроку.
Мне пришлось заступиться за девочку, которую обижали дети.
Тебе налить ещё кваса?
Девочка усердно готовилась к предстоящему экзамену.
Она зажгла свечу и понесла её в комнату, прикрывая колеблющееся пламя рукой.
Шила в мешке не утаишь (пословица).
Директору нужно еще кое с кем переговорить на эту тему.
Что с тобой случилось сегодня?
Знаю, что скоро мне придется задуматься о будущем.
Порой люди сердятся на себя за излишнюю доверчивость.
russkiiyazyk.ru
Прямое и косвенное дополнения в русском языке
В русском языке все слова, которые входят в состав предложений, являются либо главными членами, либо второстепенными. Главные составляют грамматическую основу и указывают на предмет, о котором идет речь в высказывании, и на его действие, а все остальные слова в конструкции являются распространяющими. Среди них лингвисты выделяют определения, обстоятельства и дополнения. Без второстепенных членов предложения невозможно было бы рассказать о каком-либо событии в подробностях, не упустив ни одну мелочь, а потому значение данных членов предложения не может быть переоценено. В этой статье речь пойдет о роли дополнения в русском языке.
Благодаря данному члену предложения легко сконструировать полное высказывание, в котором будет указано не только действие главного героя повествования, но и выделен предмет, с которым это самое действие связано. Итак, для того чтобы не запутаться, следует начать разбор данной темы с самого начала. Ведь только соблюдая последовательность, можно выучить великий и могучий русский язык.
Определение
Дополнение является второстепенным членом предложения, который указывает на предмет, являющийся результатом действия главного лица в предложении или на который это действие направлено. Может быть выражено следующими частями речи:
- Личностным местоимением или именем существительным, употребленным в косвенных падежных формах. В предложении может быть использовано как с предлогом, так и без него (Я слушаю музыку и думаю о нем).
- Любой частью речи, выполняющей функцию имени существительного (Она глянула на вошедших людей).
- Нередко дополнения в русском языке выражаются инфинитивом (Родители просили ее спеть).
- Свободным фразеологическим сочетанием имени существительного и числительного, употребленным в родительном падеже (Он открыл шесть вкладок.).
- Связанным и устойчивым фразеологическим сочетанием (Он говорил не вешать нос).
Функция и вопросы дополнения
В русском языке дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей, а именно: «Кого?», «Кому?», «Кем?», «О ком?», «Чего?» «Чему?», «Чем?», «О чем?» В предложении данный второстепенный член имеет функцию пояснения и может относиться к следующим частям речи:
- К глаголу, употребленному в качестве сказуемого (Пишу письмо).
- К имени существительному в качестве любого члена предложения (Надежда на отца).
- К причастию или имени прилагательному, употребленному в качестве любого из членов предложения (Взвешивающий крупу; строгий к дочери).
- К наречию в качестве любого из членов предложения (Незаметно для тебя).
Виды дополнений
Если данный член предложения зависит от глагола, то он может быть двух видов:
- Прямые дополнения в русском языке употребляются без предлогов и выражаются переходными глаголами в винительном падеже. Такие слова обозначают предмет, к которому, так или иначе, относится действие главного лица. Например: я прекрасно помню день, когда мы познакомились. Если сказуемое в предложении является переходным глаголом и стоит в форме отрицания, то при нем может быть употреблено прямое дополнение в родительном падеже без предлога (Но не вернуть уж дней былых). В случае с безлично-предикативными словами в предложении дополнение также употребляется в форме родительного падежа и без предлога при словах «жаль» и « жалко» (И нам жаль чего-то светлого).
- Косвенные дополнения в русском языке выражаются словами в форме винительного падежа, употребленными вместе с предлогами, и в других косвенных падежах без предлогов (Она вскочила и стала всматриваться в окно с беспокойным видом; его попытки наладить отношения с одноклассниками увенчались успехом).
Значения прямых дополнений
Прямые дополнения в русском языке, употребленные при глаголах, могут обозначать следующие объекты:
- Предмет, полученный в результате действия (Я построю дом в деревне).
- Предмет или лицо, которое подвергается действию (Отец поймал рыбу и привез домой).
- Объект, к которому направлено чувство (Я люблю зимние вечера и прогулки по заснеженной улице).
- Объект освоения и знаний (Она знала иностранные языки и свободно могла общаться; ее интересовала философия и зарубежная литература).
- Пространство, которое преодолевается главным лицом (Я обойду весь земной шар, пересеку космические дали).
- Объект желания или мысли (Теперь я вспомнила его).
Значения косвенных дополнений без предлогов
Косвенное дополнение в русском языке, употребленное без предлогов, может иметь следующие значения:
- Отношение предметов, о которых идет речь в словосочетании или предложении, а именно объект, на который направлено действие (Собрали урожай).
- Объект достижения или прикосновения (Сегодня получил диплом; он будет счастлив, когда коснется лишь ее руки).
- Предмет, которым совершается действие (Не вырубить и топором то, что написано на сердце).
- Субъект или состояние, которое дополняет действие (Убитый им медведь был очень крупный; ему должно быть жаль).
Значение косвенных дополнений с предлогами
Косвенные дополнения, которые не могут употребляться в контексте без предлогов, в предложении могут приобретать следующие оттенки значений:
- Материал, из которого сделан тот или иной предмет (Дом выстроен из камня).
- Предмет, на который распространяется действие (Волны плещутся о камень).
- Лицо или предмет, который является причиной состояния (Отец беспокоился о сыне).
- Объект, к которому направлены мысли и чувства. (Он рассказывал преимущества своей работы.).
- Предмет, от которого удаляются (Он в раннем возрасте ушел из отчего дома.).
- Лицо, которое участвует в совершении главного действия (По приезде внуки окружили бабушку и долго ее целовали.).
Дополнение как часть оборота
В русском языке существуют такие понятия, как действительный и страдательный оборот. И в том и в другом случае это особое словосочетание, в конструкцию которого входит главный и рассматриваемый второстепенный член предложения.
Действительным оборот считается в том случае, когда дополнение – это лицо, к которому направлено действие, а главный член предложения выражен переходным глаголом. Например: нарвал букет, подстриг газон.
Страдательным называют оборот, в котором в основе стоит подлежащее, подвергающееся действию, а дополнение указывает на основной объект высказывания. Например: полковник был быстро подхвачен рядовыми и отправлен в лазарет.
Как в предложении найти дополнение?
Вопросы дополнения в русском языке очень просты, а потому, независимо от того, какой часть речи выражен данный член предложения, найти его в контексте не слишком сложно. Для этого следует соблюдать стандартную схему разбора. Во-первых, выделить грамматическую основу, а после определить связь слов в предложении посредством поставленных вопросов. Сначала от подлежащего и сказуемого к второстепенным членам, а после непосредственно и между второстепенными членами. На письме каждое слово, в зависимости от того, к какой категории оно относится, обозначается особым видом подчеркивания. Для дополнения это пунктирная линия.
Второстепенные члены предложения – основа полных высказываний
Второстепенные члены предложения – тема достаточно объемная и содержит много правил, однако если на ее изучение не потратить достаточное количество времени, не удастся овладеть столь великой наукой, как русский язык. Обстоятельство, дополнение и определение – это те составляющие предложения, которые позволят сформировать высказывание, раскрывающее весь смысл повествования. Без них язык утратил бы всю свою прелесть. А потому очень важно к данной теме подойти со всей ответственностью, чтобы знать, как правильно употребить то или иное слово в контексте.
fb.ru
это… Прямое и косвенное дополнение. Примеры
Дополнение, как определение и обстоятельство, является одним из второстепенных членов предложения.
Второстепенный член предложения — дополнение
Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на косвенные вопросы падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
Дополнение, в отличие от определения, поясняет в предложении сказуемое и вместе с обстоятельством составляет группу сказуемого.
Солнце золотило темный загар увядших листьев (Ч. Айтматов).
Солнце золотило что? загар — дополнение.
Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся (чем?) рукой (И. С. Тургенев).
Значение дополнения
В предложении дополнение может обозначать:
1. объект, на который направлено действие:
- приступить к задаче;
- защищать Отчизну;
- испечь ватрушки;
2. объект восприятия:
- слушаю музыку;
- видишь детей;
- ощущаем тепло;
3. орудие действия:
- рубил топором;
- строгает фуганком;
- расписал гуашью;
4. объект сравнения:
- быстрее футболиста;
- лучше синтетики;
5. отношение к руководителю, владельцу, производителю чего-либо:
- ректор (чего?) вуза;
- заведующий (чем?) аптекой;
- владелец (чего?) земли.
Способы выражения дополнения
Дополнение может выражаться словами разных частей речи:
- именем существительным в косвенном падеже;
- местоимением;
- именем числительным;
- наречием в значении существительного;
- неопределенной формой глагола (инфинитивом);
- именем прилагательным в роли существительного.
Герасим снова взялся (за что?) за ложку и продолжал хлебать (что?) щи (И. С. Тургенев).
Нам дали это задание (дали задание кому? нам).
Двадцать делится (на что?) на пять.
Завтра не будет похоже (на что?) на сегодня.
Председательствующий просит (о чём?) говорить по существу обсуждаемого вопроса.
Все бывшие одноклассники вспоминали с теплотой о школьном прошлом (вспоминали о чём? о прошлом).
Дополнение бывает прямым и косвенным.
Прямое дополнение
Прямое дополнение обозначает предмет, на который непосредственно направлено действие, обозначенное переходным глаголом или словом категории состояния (предикативным наречием):
- вижу кого? малыша;
- жаль (кого?) сироту.
Способы выражения прямого дополнения
Обычно прямое дополнение выражается формой винительного падежа без предлога существительного или местоимения.
Я нарвал большой (что?) букет этих цветов (К. Паустовский).
Я нагнал (кого?) его, но мне непременно хотелось увидеть его (что?) лицо (И. С. Тургенев).
Прямое дополнение может выражаться формой родительного падежа существительного, если оно обозначает
1. часть от целого
- купила (чего?) яблок;
- принес (чего?) воды;
- выпью (чего?) кефира;
- налей (чего?) сока.
2. Прямое дополнение управляется глаголом с отрицанием
- не любила молока;
- не ожидала встречи;
- не ждали милостей.
Примеры предложений с прямым дополнением
Белое одеяло скрыло (что?) все следы (В. Песков).
Я снял (что?) газету и увидел (что?) простоквашу, ярко освещенную голубым лунным светом (В. Катаев).
Я мальчишкой ловил (кого?) снегирей и держал (кого?) их в клетке (В. Песков).
Никогда и никому не доверял своей (чего?) тайны (А. П. Чехов).
Косвенное дополнение
Все остальные дополнения являются косвенными. Они выражаются словами разных частей речи и словосочетаниями.
Способы выражения косвенного дополнения
- формы косвенных падежей существительных и местоимений как с предлогами, так и без них
Я послал (за кем?) за доктором (И. С. Тургенев)
Я вспоминал (о чём?) об этом в самые страшные минуты боя (К. Паустовский).
Все просили её (о чём?) спеть что-нибудь (М. Ю. Лермонтов).
Она заставила Ивана Ильича (что?) выпить несколько чашек кофе (А. Толстой).
- неделимые словосочетания
Собака возилась в углу (с кем?) с четырьмя щенками.
Видеоурок
Тест
Пройдите тест и определите, есть ли дополнение и какого вида, прямое или косвенное, в следующих предложениях.
Летом день длиннее ночи.
Победителю легкоатлетического забега вручены медаль и памятный вымпел.
Еще в школе я выбрал себе профессию программиста.
Мой брат младше сестры.
Не нужно бояться темноты.
Во время летних каникул я поеду к дедушке с бабушкой.
Ранним утром мы насобирали много грибов в подлеске из молодых елочек и берез.
Она не помнила моего рассказа о путешествии на Кавказ прошлой осенью.
Отец прибил молотком расшатанную досочку на крыльце.
Та девушка, кажется, старше меня.
Пойди выпей сока, прежде чем пойдем на прогулку.
На этот раз Николай оказался быстрее лидера прошлых соревнований.
russkiiyazyk.ru
определение, особенности разграничения, способы выражения
Любое предложение в русском языке состоит из грамматической основы, включающей подлежащее и сказуемое (главные члены). Кроме того, в предложениях могут быть второстепенные члены (это касается распространенных конструкций).
Известно, что каждый второстепенный член уточняет или распространяет главное слово. Они могут относиться к любому другому члену предложения.
• Определения отвечают на вопросы «Какой? Чей?», обозначают признак или принадлежность предмета. (Шарф (чей?) моего брата. Лестница (какая?) деревянная. Ступеньки (какие?) из камня. Она не выполнила обещание (какое?) вернуться.) Могут быть согласованными (деревянная ступенька) или несогласованными (ступенька из дерева).
• Обстоятельства отвечают на наречные вопросы, поясняют слова, которые имеют значение действия или признака. (Работать (как долго?) до заката. Найти (где?) в комнате, произойти (вопреки чему?) прогнозам).
• Дополнение. Этот член предложения (второстепенный) поясняет первенствующее слово, указывает на предмет или лицо, то есть объект, на который сказуемое направляет свое действие. Вопросы дополнения — это вопросы косвенных падежей. (Рассказывал (о чем?) о поездке. Далеко (от чего?) от истины. Любить (кого?) родителей. Довольствоваться (чем?) частью).
Различают разные виды дополнений. Есть прямые и косвенные дополнения. Определить вид можно при помощи падежного вопроса, на который они отвечают.
Прямое дополнение чаще всего выражается именной частью речи, стоящей при главном слове в винительном падеже, обязательно без предлога. (Мы слушали (что?) музыку. Мы увидели (кого?) друзей).
При наличии отрицания прямое дополнение может выражаться именем существительным, стоящим в родительном падеже без предлога. (Сестра не оставила (чего?) записки. Она не произнесла (чего?) ни слова).
Если этот член предложения частично охватывает предмет, то для его выражения может быть использован родительный падеж, обозначающий часть целого. (Мужчина выпил (чего?) воды. Отрежь ему (чего?) хлеба).
При разделении членов предложения нужно помнить, что прямое дополнение отвечает исключительно на падежные вопросы. Это важно, потому что с дополнением часто путают обстоятельство времени. В конструкции «Ночь целую читала» слово «ночь» отвечает на вопрос «сколько?», поэтому является обстоятельством.
Косвенное и прямое дополнение может распространять самые разные части речи.
Косвенные выражаются существительными, наречиями, числительными и прочими частями речи.
• Приглагольные — относятся к глаголам (Компот пьют (из чего?) из стакана. Говорили (о чем?) о любви). Приглагольные дополнения разделяют на прямые и косвенные.
• Принаречные и приименные косвенные дополнения, примеры:
На кухне гремели посудой (сущ.). Мы всегда надеемся на хорошее (субстантивированное прил.). К этому (местоим.) у всех возник повышенный интерес. Мы долго ждали двоих (числит.) из школы. За покупками послали брата с сестрой (именное сочетание слов).
В нашем языке нередко встречаются конструкции, в которых косвенное дополнение выражается инфинитивом (Гости попросили Ивана спеть).
Независимо от способа выражения, вопросы дополнения всегда должны соотноситься с вопросами падежей (Его просили (о чем?) рассказать о себе).
Языковеды неоднократно говорили о необходимости разделения косвенного дополнения и определения (несогласованного). В большинстве случаев данное разграничение возможно. Например, если косвенное дополнение выражено существительным, образованным от глагола, родительный падеж субъекта указывает на несогласованное определение (встреча коллег — встречаются коллеги; посадка лайнера — лайнер сел).
Родительный падеж объекта всегда указывает на дополнение (уборка яблок — убирают яблоки; чтение книги — читают книгу).
Однако нередко случается так, что параметры разграничения приименного дополнения и определения (несогласованного) не удается установить (член бригады, командир дивизиона, стакан с компотом, сообщение о конференции, мечта о будущем). В этих случаях недостаток ясно видимых грамматических параметров для разграничения определения и дополнения дает возможность двойственного толкования.
fb.ru
Прямое и косвенное дополнения в русском языке
В российском языке все слова, которые входят в состав предложений, являются или главными членами, или второстепенными. Главные составляют грамматическую базу и указывают на предмет, о котором речь идет в выражении, и на его действие, а все другие слова в конструкции являются распространяющими. Посреди их языковеды выделяют определения, происшествия и дополнения. Без второстепенных членов предложения нереально было бы поведать о каком-либо событии в подробностях, не упустив ни одну мелочь, а поэтому значение данных членов предложения не может быть переоценено. В этой статье пойдет речь о роли дополнения в российском языке.
Благодаря данному члену предложения просто сконструировать полное выражение, в каком будет обозначено не только лишь действие головного героя повествования, да и выделен предмет, с которым это самое действие связано. Итак, для того чтоб не запутаться, следует начать разбор данной темы с самого начала. Ведь только соблюдая последовательность, можно выучить величавый и могучий российский язык.
Определение
Дополнение является второстепенным членом предложения, который показывает на предмет, являющийся результатом деяния головного лица в предложении либо на который это действие ориентировано. Может быть выражено последующими частями речи:
- Личным местоимением либо именованием существительным, употребленным в косвенных падежных формах. В предложении может быть применено как с предлогом, так и без него (Я слушаю музыку и думаю о нем).
- Хоть какой частью речи, выполняющей функцию имени существительного (Она взглянула на вошедших людей).
- Часто дополнения в российском языке выражаются инфинитивом (Предки просили ее спеть).
- Свободным фразеологическим сочетанием имени существительного и числительного, употребленным в родительном падеже (Он открыл 6 вкладок.).
- Связанным и устойчивым фразеологическим сочетанием (Он гласил не вешать нос).
Функция и вопросы дополнения
В российском языке дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей, а конкретно: «Кого?», «Кому?», «Кем?», «О ком?», «Чего?» «Чему?», «Чем?», «О чем?» В предложении данный второстепенный член имеет функцию пояснения и может относиться к последующим частям речи:
- К глаголу, употребленному в качестве сказуемого (Пишу письмо).
- К имени существительному в качестве хоть какого члена предложения (Надежда на отца).
- К причастию либо имени прилагательному, употребленному в качестве хоть какого из членов предложения (Взвешивающий крупу; серьезный к дочери).
- К наречию в качестве хоть какого из членов предложения (Неприметно тебе).
Виды дополнений
Если данный член предложения находится в зависимости от глагола, то он может быть 2-ух видов:
- Прямые дополнения в российском языке употребляются без предлогов и выражаются переходными глаголами в винительном падеже. Такие слова обозначают предмет, к которому, так либо по другому, относится действие головного лица. К примеру: я отлично помню денек, когда мы познакомились. Если сказуемое в предложении является переходным глаголом и стоит в форме отрицания, то при нем может быть употреблено прямое дополнение в родительном падеже без предлога (Но не возвратить уж дней былых). В случае с безлично-предикативными словами в предложении дополнение также употребляется в форме родительного падежа и без предлога при словах «жалко» и « жаль» (И нам жалко чего-то светлого).
- Косвенные дополнения в российском языке выражаются словами в форме винительного падежа, употребленными совместно с предлогами, и в других косвенных падежах без предлогов (Она вскочила и стала всматриваться в окно с неспокойным видом; его пробы сделать дела с одноклассниками увенчались фуррором).
Значения прямых дополнений
Прямые дополнения в российском языке, употребленные при глаголах, могут обозначать последующие объекты:
- Предмет, приобретенный в итоге деяния (Я построю дом в деревне).
- Предмет либо лицо, которое подвергается действию (Отец изловил рыбу и привез домой).
- Объект, к которому ориентировано чувство (Я люблю зимние вечера и прогулки по заснеженной улице).
- Объект освоения и познаний (Она знала зарубежные языки и свободно могла разговаривать; ее заинтересовывала философия и забугорная литература).
- Место, которое преодолевается основным лицом (Я обойду весь земной шар, пересеку галлактические дали).
- Объект желания либо мысли (Сейчас я вспомнила его).
Значения косвенных дополнений без предлогов
Косвенное дополнение в российском языке, употребленное без предлогов, может иметь последующие значения:
- Отношение предметов, о которых речь идет в словосочетании либо предложении, а конкретно объект, на который ориентировано действие (Собрали сбор).
- Объект заслуги либо прикосновения (Сейчас получил диплом; он будет счастлив, когда коснется только ее руки).
- Предмет, которым совершается действие (Не вырубить и топором то, что написано на сердечко).
- Субъект либо состояние, которое дополняет действие (Убитый им медведь был очень большой; ему должно быть жалко).
Значение косвенных дополнений с предлогами
Косвенные дополнения, которые не могут употребляться в контексте без предлогов, в предложении могут получать последующие цвета значений:
- Материал, из которого изготовлен тот либо другой предмет (Дом выстроен из камня).
- Предмет, на который распространяется действие (Волны плещутся о камень).
- Лицо либо предмет, который является предпосылкой состояния (Отец волновался о отпрыску).
- Объект, к которому ориентированы мысли и чувства. (Он говорил достоинства собственной работы.).
- Предмет, от которого удаляются (Он в ранешном возрасте ушел из отчего дома.).
- Лицо, которое участвует в совершении головного деяния (По приезде внуки окружили бабушку и длительно ее целовали.).
Дополнение как часть оборота
В российском языке есть такие понятия, как действительный и страдательный оборот. И в том и в другом случае это особенное словосочетание, в конструкцию которого заходит главный и рассматриваемый второстепенный член предложения.
Реальным оборот считается в этом случае, когда дополнение – это лицо, к которому ориентировано действие, а главный член предложения выражен переходным глаголом. К примеру: нарвал букет, остриг газон.
Страдательным именуют оборот, в каком в базе стоит подлежащее, подвергающееся действию, а дополнение показывает на основной объект выражения. К примеру: полковник был стремительно подхвачен рядовыми и выслан в госпиталь.
Как в предложении отыскать дополнение?
Вопросы дополнения в российском языке очень ординарны, а поэтому, независимо от того, какой часть речи выражен данный член предложения, отыскать его в контексте не очень трудно. Для этого следует соблюдать стандартную схему разбора. Во-1-х, выделить грамматическую базу, а после найти связь слов в предложении средством поставленных вопросов. Поначалу от подлежащего и сказуемого к второстепенным членам, а после конкретно и меж второстепенными членами. На письме каждое слово, зависимо от того, к какой категории оно относится, обозначается особенным видом подчеркивания. Для дополнения это пунктирная линия.
Второстепенные члены предложения – база полных выражений
Второстепенные члены предложения – тема довольно большая и содержит много правил, но если на ее исследование не издержать достаточное количество времени, не получится завладеть настолько величавой наукой, как российский язык. Событие, дополнение и определение – это те составляющие предложения, которые позволят сформировать выражение, раскрывающее весь смысл повествования. Без их язык утратил бы всю свою красота. А поэтому очень принципиально к этой теме подойти со всей ответственностью, чтоб знать, как верно употребить то либо другое слово в контексте.
tipsboard.ru
Дополнение в английском языке: прямое и косвенное
Дополнение в английском языке – это лицо или предмет, на который направлено действие. Дополнение находится после глагола или сочетания “глагол-связка + прилагательное”:
- После глагола: I see you. – Я вижу тебя.
- После глагола-связки + прилагательное: I am afraid of you. – Я боюсь тебя.
Содержание:
Прямое дополнение в английском языке
Прямое дополнение (direct object) – это объект, на который направлено действие. Прямое дополнение может присоединяться без предлога:
I love this game. – Я люблю эту игру.
I believe you. – Я верю вам.
We learn languages. – Мы учим языки.
Также прямое дополнение может присоединяться с помощью предлога (предложное дополнение).
Полезные сайты по английскому языку:
I’m talking to you. – Я разговариваю с тобой.
He is proud of you. – Он гордится тобой.
Предлоги между глаголом и дополнением – это камень преткновения, причем не только начинающих. Здесь нельзя полагаться на закономерности, присущие глаголам и предлогам в русском языке. Часто бывает, что в русском варианте предлог нужен, а в английском нет, или наоборот.
A cat climbed the tree. – Кошка взобралась НА дерево.
Don’t listen TO him– Не слушайте его.
Чтобы быстрее запомнить, какой предлог нужен после какого глагола, обращайте внимание на контекст, когда учите глаголы. Считайте, что “глагол + предлог” – это цельное слово со своим значением, а тот же глагол + другой предлог – это уже другое слово. Например:
- Talk about something– говорить о чем-то
Let’s talk about art. – Давайте поговорим об искусстве.
- Talk to somebody – говорить с кем-то
Talk to my boss. – Поговорите с моим боссом.
Кроме того, с «глагольнопредложной» проблемой помогает справиться практика (как и с любой другой проблемой). Чем больше читаете, слушаете, общаетесь на английском, тем больше запоминаете сочетаний, легче их понимаете и используете.
Косвенное дополнение в английском языке
И в английском, и в русском языке есть глаголы, которым нужно не только прямое дополнение, но и косвенное – объект, на который действие направлено через прямое дополнение.
Возьмем глагол tell – говорить, рассказывать. Это действие может быть направлено на один объект – прямое дополнение:
Jane is telling a fairy-tale. – Джейн рассказывает сказку.
Но часто действие tell направлено на два объекта – на один напрямую, на другой косвенно, через первый, он отвечает на вопрос «кому?». Обратите внимание, что косвенное дополнение находится между глаголом и прямым дополнением.
Jane is telling me a fairy-tale. – Джейн рассказывает мне сказку.
Косвенное дополнение не может обходиться без прямого. Даже если прямого дополнения нет в предложении, оно подразумевается, недоговаривается:
He told me… – Он рассказал мне… (возможно, рассказал «все» или «правду»)
Как правило, два дополнения – косвенное и прямое – бывают у глаголов, вписывающихся в логическую схему «делать что-то кому-то», например: show – показывать, explain – объяснять, give – давать. Причем прямое дополнение – это обычно какой-то предмет, а косвенное – человек.
He showed you his city. – Он показал тебе свой город.
Give us your phone, please. – Дайте нам ваш телефон, пожалуйста.
She passed Jack a slice of pizza. – Она передала Джеку кусочек пиццы.
Косвенное дополнение после прямого
Во многих случаях косвенное дополнение можно поставить после прямого, тогда перед ним понадобится предлог to (косвенное предложное дополнение):
He showed his city to you. – Он показал свой город тебе.
Give your phone to us, please. – Дайте ваш телефон нам, пожалуйста.
She passed a slice of pizza to Jack. – Она передала кусочек пиццы Джеку.
Ряд глаголов допускает только такой вариант дополнения, например: prove – доказывать, explain – объяснять, repeat – повторять.
Интересные статьи:
- Правильно: Repeat the word to me. – Повторите мне слово.
- Неправильно: Repeat me the word. – Повторите меня (?!) слово.
langformula.ru
Прямое и косвенное дополнение
Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (8,6 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока: обогащение словарного запаса уч-ся новыми словами, усвоение теоретического материала, умение находить в предложении прямое и косвенное дополнение, воспитание личностных компетенций, привить любовь к поэзии.
Тип урока: синтетический
Вид урока: урок-эксперимент
Наглядность: плакаты, фломастеры
Ход урока
I. Организационный момент (1-2 мин)
а) приветствие (слайд №3): Здравствуйте! В разных странах здороваются по-своему: А в одном из африканских племен при встрече говорят: “Я тебя вижу”:
б) аутогенная тренировка: каждый про себя произносит фразу “Я самый лучший!”
II. Опрос домашнего задания: прочитать эссе на тему “Русские народные традиции”
III. Новая тема: Прямое и косвенное дополнение
1. Слово учителя.
Дорогие ученики! Сегодня у нас необычный урок, который пройдет в творческой мастерской. Вы должны провести эксперимент и определить какова тема сегодняшнего урока. (На доске висит белый плакат, на котором ученики должны написать тему урока после того, как проведут лингвистический эксперимент и сделают вывод).
Но перед тем как приступить к занятиям, мы должны посадить дерево ожиданий, т.е. каждый ученик пишет на листочках свои ожидания от этого урока и прикрепляет их на дерево. (Дерево ожиданий. Слайд №4)
2. Мозговой штурм (Слайд №5 ). Вопрос: Какова тема нашего урока?
Опорные понятия: главные члены предложения, второстепенные члены
предложения, подлежащее, сказуемое, дополнение, косвенное и прямое дополнение.
Мукагали Макатаев, учитель русского языка, лирика, Данте, Шекспир
(Среди этих понятий новыми являются: прямое и косвенное дополнеие, Мукагали Макатаев. Опираясь на новые понятия ученики приходят к единому мнению, что на уроке мы будем говорить о прямых и косвенных дополнениях, а также лексическая тема будет посвящена творчеству Мукагали Макатаева.)
3. Учитель: О чем мы говорили на прошлом уроке?
Ученики: Мы изучили тему “Дополнение”
(Уч-ся, отвечая на этот вопрос, пишут на плакате-справочнике определение дополнения. Остальные термины, касющиеся новой темы, заносятся учениками в этот справочник!)
Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. (Слайд №6)
4. Лингвистический эксперимент(7 слайд
Приведем примеры: (синтаксическая пятиминутка)
В русском языке:
На ярмарке можно купить сплетенную корзину и лоскутный коврик.
Мастера показали, как слепить игрушку из шины
В казахском языке:
Тура және жанама толықтауыш
1) Баланы оқытуды жек көрмедим (Табыс септік тура толықтауыш)
2) Құлақ естігенді көз көреді
3) Өнер – білім бар жұрттар ( Неден?Шығыс септік, жанама)
Тастан сарай салғызды (Ы.Алтынсарин)
4) Жылқыда өт жоқ , өсер малда өлім жоқ (Жатыс септік) жанама толықтауыш
В английском языке:
Прямое, косвенное и предложное доплнение
1) I wrote a letter (прямое)
Я написала письмо
2) I wrote a letter to him (whom?) (косвенное)
3) I spoke about him (предложное дополнение)
(Я говорила о нем)
(Ученики находят в предложениях дополнения, так как они владеют тремя языками, уч-ся проводят сопоставление и делают вывод: в казахском языке два вида дополнений, в английском три вида дополнений, а в русском языке сколько?)
5. Лингвистический эксперимент в творческой мастерской продолжается (8 слайд)
Объясните, почему словосочетания разделены в два столбика?
1.Беречь здоровье | 1. Говорить о здоровье |
2.Хранить верность |
2. Выступать против предательства |
3.Уважать маму |
3. Уважение к родным |
4.Защищать честь |
4. Размышлять о чести |
5.Не принимать решения |
5. Не изменять клятве |
6.Выпить молока |
6. Взяться за оружие |
Записав примеры, ученики определяют падежные формы существительных и указывают на переходность глаголов. На плакате–справочнике уч-ся пишут:
Переходные глаголы обозначают действия, непосредственно и обязательно направленные на какой-либо предмет. Действие, обозначаемое этим глагол, предполагает тот или иной объект (дом, плотина, завод и т.п.) и невозможно без него. Объект, на который переходит действие переходного глагола, всегда выражается формой винительного падежа без предлога.
Иногда прямое дополнение при переходном глаголе стоит в форме родительного падежа: при обозначении частичного объекта, при отрицании.
Непереходные глаголы обозначают действия, не направленные на какой –либо предмет. Они имеют значение положения в пространстве, состояния, звучания: сидит, горюет, лает и др. В соответствии со своим значением они не могут управлять формой винительного падежа без предлога.
6.Презентация справочника (9 слайд).
На плакате — справочнике ученики в два столбика пишут падежные формы, которые необходимы при переходных и непереходных глаголах. Затем делают вывод о прямых и косвенных дополнениях и на пустом плакате пишут тему урока.
Прямое дополнение относится к переходному глаголу и выражается формой винительного, реже — родительного без предлога. Все остальные дополнения называются косвенными.
7. Выборочное упражнение.
1. Моя бабушка любит собирать лекарственные растения. 2. Моя искренность поразила Пугачева. 3. Дай мне, пожалуйста, молока. 4.Сынок,купи в магазине хлеба. 5. Сказали, в течение дня не будет воды. 6. Я не люблю шуток твоих. 7. Чтобы достичь цели, надо много трудиться. 8. Больной лишился сна. 9. Многие композиторы отдали музыке всю свою жизнь. 10. Я никому не позволю себя обманывать. 11.Олово плавим, машинами правим. 12. Старик ловил неводом рыбу. 13. Из газет и старых журналов я узнавал о жизни других городов, других народов. 14.Без музыки и песен не проходит ни один праздник. 15.Я ездила в город с подругой. 16. Дулат хорошо играет в шахматы.
А. В.п. | Ответ: 1.А |
9.Е |
Б. Р.п. (часть от целого) |
2.А |
10.Е |
В. Р.п.(при отрицании) |
3.Б |
11.Д |
Г. Р.п.(без предлога) |
4.Б |
12.Д |
Д. Т.п. |
5.В |
13.Ж |
Е. Д.п. |
6.В |
14.З. |
Ж. П.п. |
7.Г |
15.Д |
З. Р.п. (с предлогом) |
8.Г |
16.И |
И. В.п.(с предлогом) |
|
|
8. Работа по таблице(Слайд №10)
Уч-ся закрепляют свои знания о прямых и косвенных дополнениях с помощью таблицы.
9. Фонетическая зарядка (или речевая зарядка) шипение змеи; шелест листьев; воет ветер; каркает ворона.(Слайд№11)
(Уч-ся должны произнести слова, выполняя действия, которые перечислены выше, например: шипение змеи – с-с-солнце, ц — ц- цветок, с — с – свет; воет ветер – пере – у — у- улок, у- у- улица, слу- у- у- чай; каркает ворона- кар- кар- картина, кар- кар- картон, кар- кар- каррикатура.
Эта фонетическая зарядка служит мостиком для перехода к лексической теме “Мукагали Макатаев”.
Учитель: Как вы думаете используют ли этот метод (т.е. повторение одинаковых звуков) поэты в стихотворениях? Как он называется?
Ученики: Этот метод называется аллитерация. Его часто используют поэты. Аллитерация- повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи. Аллитерация выделяет отдельные слова и строки, которые становятся поэтому особенно выразительными:
Грохочет эхо по горам,
Как гром, гремящий по громам.
(Г.Державин. Водопад.)
(“Краткий словарь литературоведческих терминов”. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев)
Учитель: Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Мукагали Макатаева (Слайд №12). Это известный казахский поэт. Его стихи занимают важнейшее место в казахской литературе. Мукагали Макатаев писал стихи и на русском языке. Он работал учителем русского языка. А сейчас вы должны прочитать текст о нём, соблюдая нормы произношения.
Упражнение 4 из учебника “Русская речь” под редакцией Г.Бадамбаевой.
Один из талантливейших казахских поэтов Мукагали Макатаев прожил всего 45 лет (1931-1976). Он родился в Нарынкольском районе Алма-Атинской области. В его доме собирались учителя, за просто приходили к поэту его читатели. Вечерами часто обсуждали стихи, беседовали о поэзии. Впервые казахского учителя познакомил с творчеством Макатаева в 1966 году в газете “Қазақ әдебиеті” старейший поэт нашей республики Абдильда Тажибаев.
На формирование Макатаева — поэта большое влияние оказала устная поэзия казахского народа, любовь к которой у него проявилась еще в детстве. Долгими зимними вечерами будущий поэт любил слушать у очага рассказы, легенды, песни.
Мукагали Макатаев переводил на казахский язык произведения Данте, Шекспира и других классиков зарубежной литературы.
10. Лексический уголок: работа с новыми словами – обсуждали, влияние, легенды.
Составить с новыми словами предложения. Просклонять существительные.
11. Работа с текстом: Текст перепечатать ну бумагу мелким шрифтом и повесить на доску.
Класс разделить на две группы и попросить их закрыть учебники. Каждая группа должна
восстановить текст в тетрадях. Для этого два ученика пишут, а остальные уч-ся, прочитав у доски по одному предложению, подходят к ученику, который пишет, и диктуют по памяти прочитанное предложение. Группа, которая первая восстановит текст без ошибок и (подчеркнет в предложениях дополнение) достойна награждения.
(Этот вид работы позволяет ученикам развивать память, а также дает уч-ся возможность подвигаться на уроке)
12. Задача из “Медвежонка”: найти дополнение.
Тореро надел сомбреро.
Сомбреро надел Тореро.
Ответ: Сомбреро (от испанского) – широкополая шляпа с высокой конусообразной тульей и обычно с закруглёнными вверх краями полей.
13. Структурная дискуссия на тему: “Читает ли современная молодежь художественную литературу?” (Слайд №13)
Ученики высказывают своё мнение с точки зрения оптимистов, пессимистов, реалистов. Наблюдатели и аналитик дают оценку высказываниям.
14. Обобщение урока: Дерево с результатами. (Слайд №14)
Ученики на листочках пишут свои отзывы и прикрепляют к дереву. Учитель сравнивает ожидания с полученными результатами.
15. Домашнее задание: написать о любимом поэте, употребляя прямые и косвенные дополнения.
22.03.2011
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai