cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Динамика общественного развития презентация – Презентация «Динамика общественного развития» 10 класс скачать

Презентация по обществознанию на тему «Динамика общественного развития» (10 класс)

Общество

Динамика общественного развития

Типология общества

I.

  • Традиционное (аграрное)
  • Индустриальное (капиталистическое)
  • Постиндустриальное (информационное)

II.

  • Западное
  • Восточное

Черты традиционного общества

  • Основа жизнедеятельности – земледельческий труд
  • Личная зависимость, внеэкономическое принуждение
  • Коллективистский характер общества
  • Положение человека определялось не личными заслугами, а социальным происхождением
  • Преобладание традиции над нововведениями
  • Стабильность, медленные темпы развития
  • Авторитарный характер власти
  • Подчинение религиозным представлениям

Черты индустриального общества

  • Господство промышленного производства
  • Преобладание инновации над традициями
  • Стремительное развитие техники и внедрение инноваций в производство
  • Господство человека над природой
  • Светский характер социальной жизни, секуляризация общественного сознания
  • Господство экономического принуждения при личной свободе человека
  • Либерально-демократическая система власти.

Черты информационного общества

  • Переход приоритета от производства товаров к производству услуг
  • Господство информационных технологий, создание глобального информационного пространства
  • Высокий уровень управления обществом и его профессионализация
  • Становление интеллектуального класса в качестве элиты
  • Совместное гармоническое развитие природы и человечества

Линии сравнения

Восток

1. Ход исторического процесса

Запад

Непрерывность исторического процесса, отсутствие резких сдвигов

2. Отношение людей к природе

История движется неравномерно, скачками

Идея слияния

3. Форма соб- ственности

Идея господства

Общинно-государственные формы собственности при слабом развитии частной собственности

Право частной собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое

Линии сравнения

Восток

4. Уровень социальной мобильности

Запад

Невысокий, границы между социальными общностями устойчивы

5. Государство и общество

Высокий,возможности социальных перемещений неограничены

Государство подчиняет себе общество

6. Отношения личности и государства

Общество автономно от государства

Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и раствориться в ней

7. Система ценностей

Свободы и права личности закреплены конституционно

Главный регулятор общественной жизни — традиция, обычай, следование нормам

Способность и готовность к изменениям, новациям

Направления общественного развития

  • Прогресс – направление развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному
  • Регресс –
  • Цикличность – повторение одних и тех же стадий в развитии

Противоречивость прогресса

  • «ломаная линия» человеческой истории (революция → контрреволюция, реформы → контрреформы)
  • Прогресс в одной сфере соседствует с регрессом в другой
  • Неоднозначность последствий

Критерии общественного прогресса

  • темпы роста производства, производительности труда
  • степень свободы человека в общественной жизни
  • уровень демократизации общественной жизни
  • уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов

Многообразие форм общественного развития

  • Эволюция – развитие явлений, процессов в результате постепенных непрерывных количественных и качественных изменений
  • Реформа – изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующего социального строя, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса
  • Революция – коренное изменение всех сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя, приводящее к власти новый класс

Глобализация

  • Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.
  • Проявления глобализации:

— производство

— торговля

— транспорт и связь

— культура

Последствия глобализации Прочитайте стр.32-33 учебника «Обществознание», 10 класс, и выпишите позитивные и негативные последствия глобализации

+

Глобальные проблемы

  • Глобальные проблемы современности — это совокупность социоприродных проблем , от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации
  • Возникли в середине XX века
  • Причины:

Основные глобальные проблемы

  • Экологические проблемы (загрязнение окружающей среды и нехватка ресурсов)
  • Угроза термоядерной войны
  • Международный терроризм
  • Проблема «Север – Юг»
  • Демографические проблемы
  • Наркомания и наркобизнес
  • Проблема лечения и профилактики наиболее опасных болезней

Характеристика общества как _________(1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её основными элементами являются _________(2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую __________(3) общества. _________(4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов __________(5), а также управление совместной ___________(6) людей.

А) целостность Е) производство

Б) система Ж) культура

В) общество З) социальные институты

Г) социальные блага И) деятельность

Д) сфера

  • Раскройте на трех примерах различные значения понятия «общество»
  • Перечислите любые три черты, характеризующие общество как динамическую систему
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные институты». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

kopilkaurokov.ru

Презентация по обществознанию » Динамика развития общества» 10 класс (базовый уровень)

Динамика общественного развития

Свойство общества как системы

Общество как система обладает

Способностью к изменению, к развитию

Формы развития общества

По вопросу о формах развития общества можно выделить

две основные концепции

Эволюционная

Революционная

Понятие общественного прогресса

Под общественным прогрессом понимается улучшение социальной структуры и социальных отношений

Прогресс (движение вперед) – переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от несовершенного к более совершенному.

Направления общественного развития

Регресс (движение назад) – переход от высшего к низшему, деградация.

Формы общественных изменений

постепенные изменения в обществе, не приводящие к качественно новому социальному строю

Эволюция

Революция

коренные изменения всех или большинства сторон общественной жизни

преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не затрагивающее основ существующей социальной системы

Реформа

Модерни-зация

процесс обновления в соответствии с современными требованиями

Инновация

нововведение, внедренное новшество

Учение о критериях прогресса

Ж. Кондорсе

Развитие человеческого разума.

Вольтер

Торжество разума и просвещения.

Ш. Монтескье

Улучшение законодательства.

Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций

К. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн

Счастье и “разумный порядок”.

Счастье и отсутствие эксплуатации человека человеком.

Ф. Шеллинг

Постепенное приближение к правовому устройству.

Г. Гегель

Сознание свободы. Зрелость свободы – показатель зрелости общества.

А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов

Развитие знаний, распространение просвещения.

К. Маркс

Овладение природой, развитие производства (развитие производственных сил).

Критерии общественного прогресса:

Критерийпоказатель, с помощью которого

можно оценить что-либо

◘ развитие человеческого разума

◘ развитие науки и техники

◘ развитие производительных сил

◘ рост уровня жизни, степени социальной защиты

◘ совершенствование нравственности людей

◘ степень свободы личности в обществе

Основной критерий – гуманистический.

Показатели прогрессивного развития общества:

средняя продолжительность жизни человека

детская смертность

состояние здоровья

уровень и качество образования

уровень развития культуры

чувство удовлетворенности жизнью

степень соблюдения прав человека

отношение к природе

Ядро целостного человеческого прогресса

Рост нравственности

Глобализация и её последствия.

Рудакова Тамара Ивановна

Глобализация

Процесс интеграции государства и народов в разных областях деятельности.

Основные направления

  • деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру;
  • глобализация финансовых рынков;
  • международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов;
  • создание международных организаций в экономических и финансовых сферах.

Последствия

Унификация моделей экономического и социального развития

Активный диалог культур

Формирование единого стандарта потребления, а иногда и поведения

Распространение английского языка, как международного

Развитие международного права, сближение национальных систем права

  • Единство человечества – только кажущееся. Люди говорят на тысячах языках, исповедуют разные религии, придерживаются различных ценностей. Мир совсем не един. Он многообразен и многолик.
  • Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и туже литературу и т.д. Существующие различия должны исчезнуть в связи с информационной революцией, охватившей сегодня весь мир.
  • под глобализацией понимается резко возросшее взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств, распространяющиеся на все сферы общественной жизни (экономическую, социальную, политическую, духовную, культурную) .

Современные символы глобализации

  • МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ

Проявления глобализации

Экономика

Политика

Культура

  • Л. Туроу: «Товары могут создаваться в любом месте мира, в зависимости от того, где их производство обойдется дешев­ле, и сбываться там, где их удастся продать по наивысшей цене. Производственные цепочки могут приобретать гло­бальный масштаб. Например, акселерометр (миниатюрный полупроводниковый чип в автомобильных подушках безо­пасности) может быть разработан в Бостоне (США), собран и испытан на Филиппинах, упакован на Тайване и вмон­тирован в автомобиль фирмы БМВ в Германии для того, чтобы эта машина могла быть успешно продана в Бра­зилии».

Глобализация в экономике

Ф

Ф

ТНК 7000

Ф

Ф

Новейшие технологии

Ф

Ф

Ф

Транснациональные корпорации имеют филиалы по всему миру

  • Транснациональная компания (корпорация) (ТНК) — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам, определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным. А также компания, на зарубежные активы которой приходится около 25-30 % их общего объёма и имеющая филиалы в двух и более странах.
  • Страна базирования — страна, в которой находится штаб-квартира ТНК.
  • Принимающие страны — страны, в которых размещена собственность ТНК

Глобализация в экономике. ТНК

Унификация образа жизни

Разделение труда в общепланетарном масштабе

Размывание экономических границ между странами

ТНК – крупные

компании национальные по формированию капитала, интернациональные по деятельности

Взаимовлияние национальных экономик друг на друга

Интеграция в мировой экономике

Усиливается роль финансовых рынков. Мировая валюта

Глобализация в политике

Проблемы глобальной политики решаются «Большой восьмёркой» и «Большой двадцаткой»

Сокращение суверенитета национальных государств

НО!

Американизация – усиление влияния США в мире

Усиление роли м/н организаций: ООН, ВТО, ЕС, НАТО, МВФ, МБРР

Глобализация в культуре

Новые коммуникации. Сети, власть сетей — нетократия

Мировые ТV

НТП

Открытость границ

Интернет

СМИ

Формирование общих ценностей и интересов

Некое единое человеческое сообщество

Интернационализация культуры

Global society = Глобальное сообщество

Объективный процесс трансформации общества под влиянием НТП

Затрагивает все стороны современного общества

Глобализация

Предполагает экономический рост, повышения уровня жизни и новые возможности

Противоречивый процесс

Плюсы и минусы глобализации

+

  • Стимулирующее влияние на экономику
  • Международное разделение труда
  • Пользование благами НТП, благодаря сближению стран
  • Объединение усилий для решения глобальных проблем
  • Препятствия для развития национальных экономик
  • Стандартизация жизни
  • Унификация культуры
  • Появление глобальных проблем
  • Хищническое отношение к природе
  • Выступления антиглобалистов

«globus» – лат. Земной шар – общепланетарные проблемы , имеющие общечеловеческую значимость и затрагивающие жизненные интересы огромных масс людей.

Проблема ограниченности ресурсов – уменьшение запасов сырья и

Экологическая проблема – сохранение окружающей среды и поддержания природного баланса

продовольствия

?

Проблема бедности («Север – Юг») – резкая разница экономического развития между богатыми странами и бедными.

Демографическая проблема – резкий рост численности населения Земли.

Проблема сохранения мира – распространение оружия массового поражения.

Цивилизация и формация

Наиболее распространённые подходы к анализу общественных явлений

Формационный подход

Цивилизационный подход

Ключевое понятие формационного подхода

Формация

Общество, находящееся на определённой ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон

Ключевое понятие цивилизационного подхода

Цивилизация

Общество со специфическим образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром

Различие между понятием «формация» и «цивилизация»

Формация

Цивилизация

Концентрирует внимание на уникальном, локально-региональном, своеобразном

Концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся

Типы общества

Типы общества по степени экономического развития

Слаборазвитые

Развивающиеся

Развитые

Большинство европейских стран, США, Япония и др.

Страны, которые отстали в развитии и не могут догнать развитые страны

Китай, Бразилия и другие страны Южной Америки и Юго-Восточной Азии

Типы общества

Традиционное (аграрное) общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

Традиционное (аграрное) общество

Признаки

Традиционное общество

Способ хозяйствования

Натуральное хозяйство

Преобладающая сфера экономики

Аграрное производство

Главный способ труда

Ручной труд

Главные институты

Церковь и армия

Ведущие социальные слои

Священники и феодалы

Индустриальное общество

Признаки

Индустриальное общество

Способ хозяйствования

Товарное производство

Преобладающая сфера экономики

Промышленное производство

Главный способ труда

Механизация и автоматизация производства и управления

Главные институты

Корпорации

Ведущие социальные слои

Бизнесмены

Постиндустриальное общество

Признаки

Постиндустриальное общество

Способ хозяйствования

Развитие сферы услуг

Преобладающая сфера экономики

Производство информации

Главный способ труда

Компьютеризация

Главные институты образования

Университеты

Ведущие социальные слои

Учёные и менеджеры

Противоречивость прогресса

● Развитие науки и техники → разрушение природы.

● Открытия в ядерной физике → ядерное оружие.

● Использование компьютера → новые болезни

(утомление, болезни глаз, психические отклонения).

● Развитие транспорта → загрязнение воздуха, болезни,

стрессы.

Закрепление

2. Установите соответствие между формами социального прогресса и их характерными чертами:

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО

ПРОГРЕССА

А) разрушение основ существующего 1) реформа

социального строя 2) революция

Б) активное политическое действие

народных масс

В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни

Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса

Д) сохранение фундаментальных основ существующего строя

multiurok.ru

Презентация по теме «Динамика общественного развития». 10 класс.

Динамика общественного развития

Свойство общества как системы

Общество как система обладает

Способностью к изменению, к развитию

Формы развития общества

По вопросу о формах развития общества можно выделить

две основные концепции

Эволюционная

Революционная

Социальная эволюция

Социальная эволюция – это возникновение всё более специализированных органов для выполнения всё более специализированных функций

Эволюционные концепции

Эволюционные концепции

Концепция

Герберта Спенсера

Теория Д.Белла и Р.Арона

Герберт Спенсер (1820-1903)

Британский философ и социолог,

один из родоначальников эволюционизма, основатель органической школы в социологии, идеолог либерализма

Концепция Г.Спенсера

Этапы развития человечества

Воинственный (охотничий)

Первый этап

Мирный (промышленный)

Второй этап

Воинственный этап

На воинственном этапе преобладала борьба человека с себе подобными и природой

Мирный этап

На данном этапе происходит становление цивилизации

Концепция Г.Спенсера

Герберт Спенсер полагал, что эволюция представляет собой переход от состояния бессвязной однородности к состоянию согласованной разнородности.

Подобно тому, как в природе имеет место переход от неживой материи к живой, так и в обществе – от простых механических форм социальности к сложным органическим формам.

Современная эволюционная концепция социального развития

Теория индустриального и постиндустриального общества

Д. Белл

Р. Арон

Дэниелл Белл (1919-2011)

Американский социолог и публицист, основатель теории постиндустриального (информационного) общества

Раймон Арон (1905-1983)

Французский философ, политолог, социолог и публицист, один из авторов теории индустриального и постиндустриального обществ

Теория индустриального и постиндустриального общества

Этапы эволюции общества

Охотничье-собирательское

Земледельческо-скотоводческое (аграрное)

Постиндустриальное (информационное) общество

Промышленное (индустриальное)

Охотничье-собирательское общество

Основа существования человеческого общества в период палеолита – охота на крупных животных, сопровождающаяся собирательством

Земледельческо-скотоводческое общество

Присваивающее охотничье-собирательское хозяйство превратилось в производящее земледельческо-скотоводческое (10-6 тыс.лет тому назад): началось выращивание культурных растений и одомашнивание диких животных

Индустриальное общество

Индустриальное общество появилось в конце XVIII – начале XIX в., когда в результате использования силы пара и применения машин произошла промышленная революция

Особенности промышленной революции начала XIX века

  • Промышленность базируется на научной организации труда
  • Человечество колоссально раскрывает свои ресурсы благодаря применению науки в организации труда
  • Промышленное производство предполагает концентрацию рабочих на фабриках и в предместьях крупных городов
  • Концентрация рабочих в местах работы предопределяет скрытое или даже открытое противоречие между наёмными работниками и нанимателями , между пролетариями и предпринимателями
  • Множатся кризисы , связанные с перепроизводством
  • Возникает экономическая система , основанная на промышленной и научной организации труда, характеризующаяся свободой обмена и погоней за прибылью

Научно-техническая революция

Промышленная революция – первая стадия научно-технической революции

В середине XX века возникла научно-техническая революция (НТР)

Постиндустриальное (информационное) общество

Понятие «информационное» говорит о том, что главным ресурсом человечества становится информация .

Понятие «постиндустриальное» указывает на то, что индустриальное общество подошло к своему концу, и возникает нечто новое

Революционные концепции

Революционные концепции основываются на представлении о ведущей роли резких, скачкообразных качественных изменений систем

Революционное учение К.Маркса

Карл Генрих Маркс

(1818-1883) –

немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель, основоположник марксизма, автор теории прибавочной стоимости

Учение К.Маркса о развитии общества

Главная движущая сила социальных изменений

классовая борьба

«История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов».

К.Маркс

Стадии развития общества по К.Марксу

Коммунистическая общественно-экономическая формация

Капиталистическая общественно-экономическая формация

Феодальная общественно-экономическая формация

Рабовладельческая общественно-экономическая формация

Первобытный коммунизм

Рабовладельческая общественно-экономическая формация

Это первая стадия классового общества, на которой друг другу противостояли рабовладельцы и рабы . Власть рабовладельцев над рабами была беспредельна. Они пользовались трудом рабов и могли безнаказанно лишить их жизни.

Феодальная общественно-экономическая формация

Феодальная общественно-экономическая формация состояла из двух антагонистических классов: землевладельцев и крестьян . В ней происходит присвоение феодалами производимого крестьянами прибавочного продукта. Власть землевладельца над крестьянином не распространяется дальше крепостной зависимости, согласно которой крестьянин прикреплён к данной территории и не может перейти в другое место. Над жизнью крестьянина феодал не властен.

Капиталистическая общественно-экономическая формация

В капиталистической общественно-экономической формации противостоят друг другу два новых антагонистических класса: буржуазия и пролетариат .

Наёмный рабочий формально свободен, но он вынужден работать на капиталиста, который эксплуатирует его, отнимая производимую им прибавочную стоимость.

Марксистское учение об обществе

Противоречие между производительными силами и производственными отношениями

Производительные силы развиваются более динамично

Производственные отношения более консервативны

Обострение противоречия между ростом богатства у немногих и нищетой большинства, что приводит к социальному кризису, выходом из которого является революция

Социалистическая революция

Социалистическая революция знаменует переход к коммунистическому обществу, к бесклассовому обществу

Социалистическую революцию должно совершить громадное большинство в пользу всех

Понятие общественного прогресса

Под общественным прогрессом понимается улучшение социальной структуры и социальных отношений

Прогресс (движение вперед) – переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от несовершенного к более совершенному.

Направления общественного развития

Регресс (движение назад) – переход от высшего к низшему, деградация.

Формы общественных изменений

постепенные изменения в обществе, не приводящие к качественно новому социальному строю

Эволюция

Революция

коренные изменения всех или большинства сторон общественной жизни

преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не затрагивающее основ существующей социальной системы

Реформа

Модерни-зация

процесс обновления в соответствии с современными требованиями

Инновация

нововведение, внедренное новшество

Многовариантность общественного развития

Реформа (от фр. reforme , лат. reformare — преобразовать)

Революция (от лат. revolutio – поворот, переворот)

Осуществляемое правящими кругами той или иной страны постепенное изменение какой-либо стороны общественной жизни при сохранении существующей социальной структуры.

Коренное качественное изменение, быстрый скачкообразный переход от одного состояния к другому, от устаревшего и отжившего к новому. Чаще всего носит насильственный характер.

Регрессивная (реакционная)

Кратковременные

Долговременные

Прогрессивная

Учение о критериях прогресса

Ж. Кондорсе

Развитие человеческого разума.

Вольтер

Торжество разума и просвещения.

Ш. Монтескье

Улучшение законодательства.

Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций

К. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн

Счастье и “ разумный порядок ” .

Счастье и отсутствие эксплуатации человека человеком.

Ф. Шеллинг

Постепенное приближение к правовому устройству.

Г. Гегель

Сознание свободы. Зрелость свободы – показатель зрелости общества.

А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов

Развитие знаний, распространение просвещения.

К. Маркс

Овладение природой, развитие производства (развитие производственных сил).

Критерии общественного прогресса:

Критерийпоказатель, с помощью которого

можно оценить что-либо

◘ развитие человеческого разума

◘ развитие науки и техники

◘ развитие производительных сил

◘ рост уровня жизни, степени социальной защиты

◘ совершенствование нравственности людей

◘ степень свободы личности в обществе

Основной критерий – гуманистический.

Глобализация

Процесс интеграции государства и народов в разных областях деятельности.

Основные направления

  • деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру;
  • глобализация финансовых рынков;
  • международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов;
  • создание международных организаций в экономических и финансовых сферах.

Последствия

Унификация моделей экономического и социального развития

Активный диалог культур

Формирование единого стандарта потребления, а иногда и поведения

Распространение английского языка, как международного

Развитие международного права, сближение национальных систем права

Показатели прогрессивного развития общества:

средняя продолжительность жизни человека

детская смертность

состояние здоровья

уровень и качество образования

уровень развития культуры

чувство удовлетворенности жизнью

степень соблюдения прав человека

отношение к природе

Ядро целостного человеческого прогресса

Рост нравственности

Цивилизация и формация

Наиболее распространённые подходы к анализу общественных явлений

Формационный подход

Цивилизационный подход

Ключевое понятие формационного подхода

Формация

Общество, находящееся на определённой ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон

Ключевое понятие цивилизационного подхода

Цивилизация

Общество со специфическим образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром

Различие между понятием «формация» и «цивилизация»

Формация

Цивилизация

Концентрирует внимание на уникальном, локально-региональном, своеобразном

Концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся

Типы общества

Типы общества

Закрытые (кастовые) общества

Открытые (некастовые) общества

Типы общества

Типы общества по степени экономического развития

Слаборазвитые

Развивающиеся

Развитые

Большинство европейских стран, США, Япония и др.

Страны, которые отстали в развитии и не могут догнать развитые страны

Китай, Бразилия и другие страны Южной Америки и Юго-Восточной Азии

Типы общества

Традиционное (аграрное) общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

Традиционное (аграрное) общество

Признаки

Традиционное общество

Способ хозяйствования

Натуральное хозяйство

Преобладающая сфера экономики

Аграрное производство

Главный способ труда

Ручной труд

Главные институты

Церковь и армия

Ведущие социальные слои

Священники и феодалы

Индустриальное общество

Признаки

Индустриальное общество

Способ хозяйствования

Товарное производство

Преобладающая сфера экономики

Промышленное производство

Главный способ труда

Механизация и автоматизация производства и управления

Главные институты

Корпорации

Ведущие социальные слои

Бизнесмены

Постиндустриальное общество

Признаки

Постиндустриальное общество

Способ хозяйствования

Развитие сферы услуг

Преобладающая сфера экономики

Производство информации

Главный способ труда

Компьютеризация

Главные институты образования

Университеты

Ведущие социальные слои

Учёные и менеджеры

Противоречивость прогресса

● Развитие науки и техники → разрушение природы.

● Открытия в ядерной физике → ядерное оружие.

● Использование компьютера → новые болезни

(утомление, болезни глаз, психические отклонения).

● Развитие транспорта → загрязнение воздуха, болезни,

стрессы.

Закрепление

2. Установите соответствие между формами социального прогресса и их характерными чертами:

ХАРАКТЕРНЫ Е ЧЕРТЫ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО

ПРОГРЕССА

А) разрушение основ существующего 1) реформа

социального строя 2) революция

Б) активное политическое действие

народных масс

В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни

Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса

Д) сохранение фундаментальных основ существующего строя

multiurok.ru

Презентация на тему Динамика общественного развития

Презентацию на тему Динамика общественного развития можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Обществознание. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 16 слайдов.

Слайд 1

Урок 3

Динамика общественного развития

Слайд 2

Проверка домашнего задания

Ответьте на вопросы письменно. Время выполнения 10 минут Из каких подсистем состоит макроструктура общества(перечислите их)? Что является характерной чертой общества? ( 2 элемента) Как вы понимаете выражение интегративное качество системы? Дайте определение терминологии социальные институты Укажите социальный институт , который занимается общественными потребностями в … Решении духовных проблем Средствах существования Получении знаний Безопасности Воспроизводстве рода

Слайд 3

План урока:

Многовариантность общественного развития Целостность и противоречивость современного мира Проблема общественного прогресса

Слайд 4

Аграрное (традиционное) общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

Слайд 5

Формы перемен в обществе

Эволюция Реформа

Социальная революция

Слайд 6

1. Многовариантность общественного развития

Исторические события неповторимы Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Это вызвано различием природных условий, спецификой хозяйства, культурой, образом жизни и т.д.

Слайд 7

Пример:

Отмена крепостного права (1861г.) была возможна как в форме революции так и в форме государственных реформ. Потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо за счет привлечения новых и новых природных ресурсов, либо внедрения техники

Слайд 8

2. Целостность и противоречивость современного общества

1. Как вы понимаете выражение глобализация в экономике? Что такое ТНК? Приведите пример. 2. Что такое ВТО? Приведите пример. 3. В чем заключаются противоречивые последствия глобализации, почему высказываются критические суждения и появляются общие (глобальные) проблемы человечества? (Ответ вы найдете на с.31-34)

Слайд 9

ТНК — Транснациональные корпорации

ВТО – Всемирная торговая организация

Глобальные проблемы, критические суждения, последствия

Слайд 10

3. Проблема общественного прогресса

В каком направлении движется человечество?

Слайд 11

Гесиод

Слайд 12

Платон Аристотель

Слайд 13

А.Р. Тюрго Ж.А. Кондорсе

Слайд 14

Г.Гегель К. Маркс

Слайд 15

Вопрос на размышление

Почему человечеству приходится платить за прогресс высокую цену? В чем это проявляется?

Слайд 16

Пар.3, прочитать. Выполнить задания устно на стр.42 № 1

prezentacii.org

Презентация по теме «Динамика общественного развития». 10 класс.

Динамика общественного развития

Свойство общества как системы

Общество как система обладает

Способностью к изменению, к развитию

Формы развития общества

По вопросу о формах развития общества можно выделить

две основные концепции

Эволюционная

Революционная

Социальная эволюция

Социальная эволюция – это возникновение всё более специализированных органов для выполнения всё более специализированных функций

Эволюционные концепции

Эволюционные концепции

Концепция

Герберта Спенсера

Теория Д.Белла и Р.Арона

Герберт Спенсер (1820-1903)

Британский философ и социолог,

один из родоначальников эволюционизма, основатель органической школы в социологии, идеолог либерализма

Концепция Г.Спенсера

Этапы развития человечества

Воинственный (охотничий)

Первый этап

Мирный (промышленный)

Второй этап

Воинственный этап

На воинственном этапе преобладала борьба человека с себе подобными и природой

Мирный этап

На данном этапе происходит становление цивилизации

Концепция Г.Спенсера

Герберт Спенсер полагал, что эволюция представляет собой переход от состояния бессвязной однородности к состоянию согласованной разнородности.

Подобно тому, как в природе имеет место переход от неживой материи к живой, так и в обществе – от простых механических форм социальности к сложным органическим формам.

Современная эволюционная концепция социального развития

Теория индустриального и постиндустриального общества

Д. Белл

Р. Арон

Дэниелл Белл (1919-2011)

Американский социолог и публицист, основатель теории постиндустриального (информационного) общества

Раймон Арон (1905-1983)

Французский философ, политолог, социолог и публицист, один из авторов теории индустриального и постиндустриального обществ

Теория индустриального и постиндустриального общества

Этапы эволюции общества

Охотничье-собирательское

Земледельческо-скотоводческое (аграрное)

Постиндустриальное (информационное) общество

Промышленное (индустриальное)

Охотничье-собирательское общество

Основа существования человеческого общества в период палеолита – охота на крупных животных, сопровождающаяся собирательством

Земледельческо-скотоводческое общество

Присваивающее охотничье-собирательское хозяйство превратилось в производящее земледельческо-скотоводческое (10-6 тыс.лет тому назад): началось выращивание культурных растений и одомашнивание диких животных

Индустриальное общество

Индустриальное общество появилось в конце XVIII – начале XIX в., когда в результате использования силы пара и применения машин произошла промышленная революция

Особенности промышленной революции начала XIX века

  • Промышленность базируется на научной организации труда
  • Человечество колоссально раскрывает свои ресурсы благодаря применению науки в организации труда
  • Промышленное производство предполагает концентрацию рабочих на фабриках и в предместьях крупных городов
  • Концентрация рабочих в местах работы предопределяет скрытое или даже открытое противоречие между наёмными работниками и нанимателями , между пролетариями и предпринимателями
  • Множатся кризисы , связанные с перепроизводством
  • Возникает экономическая система , основанная на промышленной и научной организации труда, характеризующаяся свободой обмена и погоней за прибылью

Научно-техническая революция

Промышленная революция – первая стадия научно-технической революции

В середине XX века возникла научно-техническая революция (НТР)

Постиндустриальное (информационное) общество

Понятие «информационное» говорит о том, что главным ресурсом человечества становится информация .

Понятие «постиндустриальное» указывает на то, что индустриальное общество подошло к своему концу, и возникает нечто новое

Революционные концепции

Революционные концепции основываются на представлении о ведущей роли резких, скачкообразных качественных изменений систем

Революционное учение К.Маркса

Карл Генрих Маркс

(1818-1883) –

немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель, основоположник марксизма, автор теории прибавочной стоимости

Учение К.Маркса о развитии общества

Главная движущая сила социальных изменений

классовая борьба

«История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов».

К.Маркс

Стадии развития общества по К.Марксу

Коммунистическая общественно-экономическая формация

Капиталистическая общественно-экономическая формация

Феодальная общественно-экономическая формация

Рабовладельческая общественно-экономическая формация

Первобытный коммунизм

Рабовладельческая общественно-экономическая формация

Это первая стадия классового общества, на которой друг другу противостояли рабовладельцы и рабы . Власть рабовладельцев над рабами была беспредельна. Они пользовались трудом рабов и могли безнаказанно лишить их жизни.

Феодальная общественно-экономическая формация

Феодальная общественно-экономическая формация состояла из двух антагонистических классов: землевладельцев и крестьян . В ней происходит присвоение феодалами производимого крестьянами прибавочного продукта. Власть землевладельца над крестьянином не распространяется дальше крепостной зависимости, согласно которой крестьянин прикреплён к данной территории и не может перейти в другое место. Над жизнью крестьянина феодал не властен.

Капиталистическая общественно-экономическая формация

В капиталистической общественно-экономической формации противостоят друг другу два новых антагонистических класса: буржуазия и пролетариат .

Наёмный рабочий формально свободен, но он вынужден работать на капиталиста, который эксплуатирует его, отнимая производимую им прибавочную стоимость.

Марксистское учение об обществе

Противоречие между производительными силами и производственными отношениями

Производительные силы развиваются более динамично

Производственные отношения более консервативны

Обострение противоречия между ростом богатства у немногих и нищетой большинства, что приводит к социальному кризису, выходом из которого является революция

Социалистическая революция

Социалистическая революция знаменует переход к коммунистическому обществу, к бесклассовому обществу

Социалистическую революцию должно совершить громадное большинство в пользу всех

Понятие общественного прогресса

Под общественным прогрессом понимается улучшение социальной структуры и социальных отношений

Прогресс (движение вперед) – переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от несовершенного к более совершенному.

Направления общественного развития

Регресс (движение назад) – переход от высшего к низшему, деградация.

Формы общественных изменений

постепенные изменения в обществе, не приводящие к качественно новому социальному строю

Эволюция

Революция

коренные изменения всех или большинства сторон общественной жизни

преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не затрагивающее основ существующей социальной системы

Реформа

Модерни-зация

процесс обновления в соответствии с современными требованиями

Инновация

нововведение, внедренное новшество

Многовариантность общественного развития

Реформа (от фр. reforme , лат. reformare — преобразовать)

Революция (от лат. revolutio – поворот, переворот)

Осуществляемое правящими кругами той или иной страны постепенное изменение какой-либо стороны общественной жизни при сохранении существующей социальной структуры.

Коренное качественное изменение, быстрый скачкообразный переход от одного состояния к другому, от устаревшего и отжившего к новому. Чаще всего носит насильственный характер.

Регрессивная (реакционная)

Кратковременные

Долговременные

Прогрессивная

Учение о критериях прогресса

Ж. Кондорсе

Развитие человеческого разума.

Вольтер

Торжество разума и просвещения.

Ш. Монтескье

Улучшение законодательства.

Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций

К. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн

Счастье и “ разумный порядок ” .

Счастье и отсутствие эксплуатации человека человеком.

Ф. Шеллинг

Постепенное приближение к правовому устройству.

Г. Гегель

Сознание свободы. Зрелость свободы – показатель зрелости общества.

А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов

Развитие знаний, распространение просвещения.

К. Маркс

Овладение природой, развитие производства (развитие производственных сил).

Критерии общественного прогресса:

Критерийпоказатель, с помощью которого

можно оценить что-либо

◘ развитие человеческого разума

◘ развитие науки и техники

◘ развитие производительных сил

◘ рост уровня жизни, степени социальной защиты

◘ совершенствование нравственности людей

◘ степень свободы личности в обществе

Основной критерий – гуманистический.

Глобализация

Процесс интеграции государства и народов в разных областях деятельности.

Основные направления

  • деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру;
  • глобализация финансовых рынков;
  • международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов;
  • создание международных организаций в экономических и финансовых сферах.

Последствия

Унификация моделей экономического и социального развития

Активный диалог культур

Формирование единого стандарта потребления, а иногда и поведения

Распространение английского языка, как международного

Развитие международного права, сближение национальных систем права

Показатели прогрессивного развития общества:

средняя продолжительность жизни человека

детская смертность

состояние здоровья

уровень и качество образования

уровень развития культуры

чувство удовлетворенности жизнью

степень соблюдения прав человека

отношение к природе

Ядро целостного человеческого прогресса

Рост нравственности

Цивилизация и формация

Наиболее распространённые подходы к анализу общественных явлений

Формационный подход

Цивилизационный подход

Ключевое понятие формационного подхода

Формация

Общество, находящееся на определённой ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон

Ключевое понятие цивилизационного подхода

Цивилизация

Общество со специфическим образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром

Различие между понятием «формация» и «цивилизация»

Формация

Цивилизация

Концентрирует внимание на уникальном, локально-региональном, своеобразном

Концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся

Типы общества

Типы общества

Закрытые (кастовые) общества

Открытые (некастовые) общества

Типы общества

Типы общества по степени экономического развития

Слаборазвитые

Развивающиеся

Развитые

Большинство европейских стран, США, Япония и др.

Страны, которые отстали в развитии и не могут догнать развитые страны

Китай, Бразилия и другие страны Южной Америки и Юго-Восточной Азии

Типы общества

Традиционное (аграрное) общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

Традиционное (аграрное) общество

Признаки

Традиционное общество

Способ хозяйствования

Натуральное хозяйство

Преобладающая сфера экономики

Аграрное производство

Главный способ труда

Ручной труд

Главные институты

Церковь и армия

Ведущие социальные слои

Священники и феодалы

Индустриальное общество

Признаки

Индустриальное общество

Способ хозяйствования

Товарное производство

Преобладающая сфера экономики

Промышленное производство

Главный способ труда

Механизация и автоматизация производства и управления

Главные институты

Корпорации

Ведущие социальные слои

Бизнесмены

Постиндустриальное общество

Признаки

Постиндустриальное общество

Способ хозяйствования

Развитие сферы услуг

Преобладающая сфера экономики

Производство информации

Главный способ труда

Компьютеризация

Главные институты образования

Университеты

Ведущие социальные слои

Учёные и менеджеры

Противоречивость прогресса

● Развитие науки и техники → разрушение природы.

● Открытия в ядерной физике → ядерное оружие.

● Использование компьютера → новые болезни

(утомление, болезни глаз, психические отклонения).

● Развитие транспорта → загрязнение воздуха, болезни,

стрессы.

Закрепление

2. Установите соответствие между формами социального прогресса и их характерными чертами:

ХАРАКТЕРНЫ Е ЧЕРТЫ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО

ПРОГРЕССА

А) разрушение основ существующего 1) реформа

социального строя 2) революция

Б) активное политическое действие

народных масс

В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни

Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса

Д) сохранение фундаментальных основ существующего строя

multiurok.ru

Презентация по обществознанию на тему «Динамика общественного развития» (10 класс)

Общество

Динамика общественного развития

Типология общества

I.

  • Традиционное (аграрное)
  • Индустриальное (капиталистическое)
  • Постиндустриальное (информационное)

II.

  • Западное
  • Восточное

Черты традиционного общества

  • Основа жизнедеятельности – земледельческий труд
  • Личная зависимость, внеэкономическое принуждение
  • Коллективистский характер общества
  • Положение человека определялось не личными заслугами, а социальным происхождением
  • Преобладание традиции над нововведениями
  • Стабильность, медленные темпы развития
  • Авторитарный характер власти
  • Подчинение религиозным представлениям

Черты индустриального общества

  • Господство промышленного производства
  • Преобладание инновации над традициями
  • Стремительное развитие техники и внедрение инноваций в производство
  • Господство человека над природой
  • Светский характер социальной жизни, секуляризация общественного сознания
  • Господство экономического принуждения при личной свободе человека
  • Либерально-демократическая система власти.

Черты информационного общества

  • Переход приоритета от производства товаров к производству услуг
  • Господство информационных технологий, создание глобального информационного пространства
  • Высокий уровень управления обществом и его профессионализация
  • Становление интеллектуального класса в качестве элиты
  • Совместное гармоническое развитие природы и человечества

Линии сравнения

Восток

1. Ход исторического процесса

Запад

Непрерывность исторического процесса, отсутствие резких сдвигов

2. Отношение людей к природе

История движется неравномерно, скачками

Идея слияния

3. Форма соб- ственности

Идея господства

Общинно-государственные формы собственности при слабом развитии частной собственности

Право частной собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое

Линии сравнения

Восток

4. Уровень социальной мобильности

Запад

Невысокий, границы между социальными общностями устойчивы

5. Государство и общество

Высокий,возможности социальных перемещений неограничены

Государство подчиняет себе общество

6. Отношения личности и государства

Общество автономно от государства

Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и раствориться в ней

7. Система ценностей

Свободы и права личности закреплены конституционно

Главный регулятор общественной жизни — традиция, обычай, следование нормам

Способность и готовность к изменениям, новациям

Направления общественного развития

  • Прогресс – направление развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному
  • Регресс –
  • Цикличность – повторение одних и тех же стадий в развитии

Противоречивость прогресса

  • «ломаная линия» человеческой истории (революция → контрреволюция, реформы → контрреформы)
  • Прогресс в одной сфере соседствует с регрессом в другой
  • Неоднозначность последствий

Критерии общественного прогресса

  • темпы роста производства, производительности труда
  • степень свободы человека в общественной жизни
  • уровень демократизации общественной жизни
  • уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов

Многообразие форм общественного развития

  • Эволюция – развитие явлений, процессов в результате постепенных непрерывных количественных и качественных изменений
  • Реформа – изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующего социального строя, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса
  • Революция – коренное изменение всех сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя, приводящее к власти новый класс

Глобализация

  • Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.
  • Проявления глобализации:

— производство

— торговля

— транспорт и связь

— культура

Последствия глобализации Прочитайте стр.32-33 учебника «Обществознание», 10 класс, и выпишите позитивные и негативные последствия глобализации

+

Глобальные проблемы

  • Глобальные проблемы современности — это совокупность социоприродных проблем , от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации
  • Возникли в середине XX века
  • Причины:

Основные глобальные проблемы

  • Экологические проблемы (загрязнение окружающей среды и нехватка ресурсов)
  • Угроза термоядерной войны
  • Международный терроризм
  • Проблема «Север – Юг»
  • Демографические проблемы
  • Наркомания и наркобизнес
  • Проблема лечения и профилактики наиболее опасных болезней

Характеристика общества как _________(1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её основными элементами являются _________(2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую __________(3) общества. _________(4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов __________(5), а также управление совместной ___________(6) людей.

А) целостность Е) производство

Б) система Ж) культура

В) общество З) социальные институты

Г) социальные блага И) деятельность

Д) сфера

  • Раскройте на трех примерах различные значения понятия «общество»
  • Перечислите любые три черты, характеризующие общество как динамическую систему
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные институты». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

multiurok.ru

Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) по теме: Презентации к урокам обществознания по темам раздела «Общество как сложная система»

Слайд 1

Человек и общество

Слайд 2

1.Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.) 2. Мировоззрение, его виды и формы 3. Виды знаний 4. Понятие истины, ее критерии 5. Мышление и деятельность 6. Потребности и интересы 7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности 8. Системное строение общества: элементы и под- системы 9. Основные институты общества 10. Понятие общественного прогресса 11. Многовариантность общественного развития (типы обществ) 20. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

Слайд 3

Природа человека Ч Биологическое начало и нстинкты б иологическая программа развития а натомия, физиология € к высшим млекопитающим Социальное начало д еятельность о бщение мышление речь Психическое начало в нутренний мир человека х арактер эмоциональная сфера Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо , обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда

Слайд 4

Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих , присущих всем людям качеств и способностей; понятие подчеркивает наличие такой общности , как человеческий род Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек Индивидуальность – неповторимое своеобразие , отличительные особенности (внутренние и внешние)от других людей 1 .Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества. 2. Личность – как субъект отношений и сознательной деятельности

Слайд 5

Отличие человека от животных Животные Человек Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью Используют только естественные орудия Поведение подчинено инстинктам Не обладают высокоразвитым мозгом и не умеют говорить

Слайд 6

Мировоззрение, его виды и формы Мировоззрение — система взглядов человека на мир(природа, общество, человек) в целом; отношение человека к миру три основные формы Мифология- форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Религия- форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Философия- особый, научно-теоретический тип мировоззрения, основано на знании (а не на вере)

Слайд 7

Типы(виды) мировоззрения обыденное религиозное научное 1. Основывается на жизненном опыте. 2. Взгляды формируются стихийно. 3. Мало использует научный опыт 1.Основывается на религиозных учениях. 2. Недостаточное внимание к научным достижениям. 3. Тесно связано с духовными потребностями человека 1. Опирается на достижения науки. 2. Включает в себя научную картину мира

Слайд 9

Критерий (мерило) истины ПРАКТИКА Деятельность человека, направленная на преобразование им окружающего мира Материальное производство Накопленный опыт Научный эксперимент Научная теория и логическое доказательство Не все идеи можно проверить на практике

Слайд 10

Потребности и интересы Мотив побудитель Деятель- ность То, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается Потребности Убеждения Эмоции Идеалы Интересы переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности «Иметь значение важно»1)Условия, обеспечивающие удовлетворения потребностей; 2)это ценности, характерные для определенной группы людей.

Слайд 11

I классификация потребностей Взаимосвязь

Слайд 12

II классификация потребностей Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу ) Первичные, врожденные Вторичные, приобретенные

Слайд 13

Деятельность как способ существования людей 1 .« Деятельность — форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта ». 2. Деятельность — специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе с целью изменения и преобразования S О Д S О S S

Слайд 14

Деятельность как способ существования людей Субъект — тот, кто осуществляет деятельность ( может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.) Объект — то, на что направлена деятельность ( могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.)

Слайд 15

Структура деятельности М→Д=Ц+С+д=Р Мотив То, что представляется в сознании и ожидается в результате Д это предметы труда, орудия труда, технологии Действия это итог, продукт деятельности

Слайд 16

Критерии для классификации Виды деятельности Отношение человека к окружающему миру — Практическая — Духовная Исторический процесс Прогрессивная – Регрессивная Созидательная — Разрушительная Социальные нормы Законная – Незаконная Моральная — Аморальная Социальные формы объединения людей Коллективная Массовая Индивидуальная Способы существования Однообразная, монотонная, шаблонная Инновационная, изобретательская, творческая Сферы общественной жизни Экономическая, политическая, социальная, духовная Этапы становления и развития личности человека Игра – учение – труд — общение

Слайд 17

С П О С О Б Ы П О З Н А Н И Я Чувственное познание (с помощью пяти основных чувств) Ощущения Восприятие Представление Понятие Суждение Умозаключение Сенсуализм (эмпирики) Рационализм (рационалисты) Рациональное познание (с помощью мышления, разума) Познавательная деятельность Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является знание о мире; процесс поиска истины. Знание – результат познания, верное отражение действительности в мышлении человека; научные сведения . мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания

Слайд 18

ОБЩЕСТВО 1.Понятие «общество» в узком и широком (философском) смысле 2. Системное строение общества: элементы и под- системы 3. Основные институты общества 4. Понятие общественного прогресса 5. Многовариантность общественного развития (типы обществ) 6. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

Слайд 19

Понятие «общество» в узком смысле Общество в узком смысле группа людей, объединенная общими интересами конкретная страна определенный исторический тип общества Общество книголюбов Педагогическое общество Общество собаководов Европейское общество Российское общество Английское общество Индустриальное общество Традиционное общество Архаичное общество

Слайд 20

Обособившаяся от природы, но тесно с ней взаимосвязанная, часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей Общество в широком смысле

Слайд 21

В ключает отношения, связанные с производством и потреблением материальных благ Отношения складывающиеся в процессе создания, сохранения и освоения духовных благ Включает отношения между различными социальными общностями и группами Включает отношения в области политической деятельности, руководит и управляет Макроструктура общества = общество как система Э П С Д Сферы тесно связаны друг с другом

Слайд 22

Основные институты общества Социальный институт — специфическое общественное образование, созданное для удовлетворения важнейших потребностей человеческого общества. Социальный институт – устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемая нормами, традициями и направленная на удовлетворение потребностей общества физиологические Экзистенциальные социальные престижные духовные потребности

Слайд 23

Типы социальных институтов Типы институтов Конкретный социальный институт (примеры) Какие потребности удовлетворяет Экономические Производство Рынок Собственность Банки Создание материальных благ Добывание средств существования Политические Государство Гражданское общество Институт власти Потребность в безопасности Поддержание социального порядка Институт семьи Семья Брак воспитание Продолжение рода 2. Социализация Культурные Наука Образование Религия Передача опыта Духовные потребности

Слайд 24

Понятие общественного прогресса В XVIII в французский философ-просветитель Жан Антуан Кондорсе вводит в оборот понятие «прогресс» Имеет пространственную и временную характеристику – регресс в развитии конкретной страны, цивилизации Человечество в целом не регрессировало, но его движение могло задерживаться и останавливаться, что называется стагнацией

Слайд 25

Противоречивость прогресса и его критерии Процесс развития общества противоречив : в нем можно обнаружить как прогрессивные явления, так и регрессивные ? Критерии прогресса 1(.) Мера свободы, т.е. степень гарантированной обществом индивидуальной свободы . 2(.) Универсальный критерий- прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма, т.е. признанию ЧЕЛОВЕКА высшей ценностью

Слайд 26

Многовариантность общественного развития (типы обществ) Элвин Тоффлер (род.1928) американский социолог и футуролог ВОЛНЫ ТОФФЛЕРА

Слайд 27

Традиционное (аграрное) общество Индустриальное общество Постиндустриальное (информационное) общество Тесная связь с природой С/ х — доминанта в экономике Устойчивость обычаев и традиций Низкая степень урбанизации Корпоративность, иерархичность социальной структуры Тесная связь человека с первичным коллективом Потребительское отношение к природе → экологические проблемы Промышленность – доминанта в экономике. Массовое производство Формирование массовой (интернациональной по характеру) культуры Преобладание городского населения над сельским Разрушение сословных привилегий Высокая социальная мобильность 1.Широкое применение информационных технологий 2. Информаци я превращается в фактор производства 3. В экономике преобладающей становится сфера услуг 4. Происходит децентрализация производства → гибкое мелкосерийное производство 5. Высокая социальная мобильность 6. Правовое государство

Слайд 28

Глобальные проблемы современности « globus » – лат. Земной шар – общепланетарные проблемы , имеющие общечеловеческую значимость и затрагивающие жизненные интересы огромных масс людей. Проблема ограниченности ресурсов – уменьшение запасов сырья и продовольствия Проблема бедности («Север – Юг») – резкая разница экономического развития между богатыми странами и бедными. Проблема сохранения мира – распространение оружия массового поражения. Демографическая проблема – резкий рост численности населения Земли. Экологическая проблема – сохранение окружающей среды и поддержания природного баланса ?

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *