cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Дифференциация звуков з ж – Дошкольная логопедия: Дифференциация звуков [З]

Дошкольная логопедия: Дифференциация звуков [З]

Составитель картотеки — Дубинина Татьяна Алексеевна

  1. Дифференциация звуков [з — ж] в изолированном звучании

«Комар – жук». Произносить звуки: «З З З  – Ж Ж Ж»

  1. Дифференциация звуков [з — ж] в прямых слогах

ЗА – ЖА             ЖА – ЗА

ЗУ – ЖУ             ЖУ – ЗУ

ЗЫ – ЖИ            ЖИ – ЗЫ

ЗО – ЖО            ЖО – ЗО

  1. Дифференциация звуков [з — ж] в  интервокальных слогах

      АЗА – АЖА         ОЗА – ОЖА         УЗА – УЖА         ЫЗА – ЫЖА

      АЗО – АЖО         ОЗО – ОЖО         УЗО – УЖО         ЫЗО – ЫЖО

     АЗУ – АЖУ         ОЗУ – ОЖУ         УЗУ – УЖУ          ЫЗУ – ЫЖУ

     АЗЫ – АЖИ        ОЗЫ – ОЖИ         УЗЫ – УЖИ         ЫЗЫ – ЫЖИ

  1. Дифференциация звуков [з — ж] в  слогах со стечением согласных

ЗНА – ЖНА           ЗМА – ЖМА         ЗВА – ЖВА        ЗДА – ЖДА

ЗНО – ЖНО           ЗМО – ЖМО         ЗВО – ЖВО        ЗДО – ЖДО

ЗНУ – ЖНУ           ЗМУ – ЖМУ         ЗВУ – ЖВУ        ЗДУ – ЖДУ

ЗНЫ – ЖНЫ         ЗМИ – ЖМИ         ЗВИ – ЖВИ        ЗДИ – ЖДИ

  1. Дифференциация звуков [з — ж] в словах, звуки в начале слова

Зыбкий – жидкий                 заря – жаря

Залей – жалей                       зал – жал

Зовёт – живёт

  1. Дифференциация звуков [з — ж] в словах, звуки в середине слова

Узы – ужи                       вязать – бежать

Везу – вяжу                    лизать – лежать

Козы – кожи                   базар – пожар

Розы – рожи                   мазут – мажут

Грозу – грожу                дерзать – держать

Лоза – ложа                    разок – рожок

Лиза – лыжа                   возы – вожжи               

  1. Дифференциация звуков [з — ж] в словах, звуки З – Ж в одном слове

Жизнь, зажигать, зажим, зажать, зажёг, возможно, изнежённый, зажужжать, железо, зажигалка, залежи, забежал, задержал, заслужил, закружить, зажарить, возложу, желтизна, зажарит, заряжать, зажелтеть, зажарил.

  1. Дифференциация звуков [з — ж] в словосочетаниях

Забавный ёжик, кожаная узда, званый ужин, бумажная коза, жидкий мазут, забытый жакет, тяжёлый воз.

Важный му

зыкант, измятая кожа, книжный магазин, Женин знакомый, нежные незабудки, нежные мимозы, железный замок.

Вязаный жакет, важное задание, вязаные манжеты, изогнутая жесть, южный закат, затяжной дождь, знакомый художник.

  1. Дифференциация звуков [з — ж]  в предложениях из 3 слов

Зоя звонит Жанне. Бизон – дикое животное. Надежда чистит зубы. Зоя покупает книжку.

  1. Дифференциация звуков [з — ж]  в предложениях из 4 слов

Жанна показывает Зое жука. Мама зовёт Зою ужинать. Жанна загадывает загадки Жене. Коза бежит к луже.  Зоя надевает кожаный пиджак. Над мимозами жужжат жуки. У Жени — забавный зайчонок. В вазе — бумажные мимозы.

  1. Дифференциация звуков [з — ж]  в предложениях из 5 слов

Дети идут в книжный магазин. На пижаме у Жени – медузы. Звонок звенит, а жук жужжит. У магазина — Женя и Зоя. Зоя бежит за бумажным змеем. Этой осенью идут затяжные дожди. Нежные незабудки цветут у дома. У избы стоит стожок сена.

  1. Дифференциация звуков [з — ж]  в предложениях из 6 – 8   слов

У Зои живут ежи и ужи. Зоя каждый день поит козу водой. У Жени — заводной зайка, у Жанны — заводной жук.

  1. Дифференциация звуков [з — ж]  в стихах

***

Звенит звонок, жужжит жучок.

Жужжат – звенят, звенят – жужжат.

***

Уж ужа позвал на ужин,

Уж совсем не ожидал,

Но ужу не нужен ужин –

Уж уже поужинал.

***

Зелёная жаба

С забавным жуком

Забыли к зиме

Подыскать себе дом.

***

Зайка забавный

У Жени живёт,

Женя не знает

С зайкой забот

Зайке не нужен

Ни обед, ни ужин.

***

Знает загадки каждый ёжик,

Жуку и змее загадать их  может.

Загадки о вазе, бизоне, уже,

О ежевике и о еже.

***

Знает каждый: змей бумажный

На земле лежать не любит.

Лёгкий змей, как будто дым.

Наблюдать за ним несложно,

Только жаль, что невозможно

Полетать нам вместе с ним!

  1. Дифференциация звуков [з — ж]  в текстах

ЖИВОТНЫЕ В ПУСТЫНЕ

Животные пустыни знают, что та­кое зной и жажда. Всю жизнь живут они в песках. Эти животные иногда даже забывают, что такое дождик. Тяжко им там жить.

ДВЕ  КОЗЫ

Идут две козы под зонтами, знакомятся:

— Тебя как зовут?

— Зоя.

— А тебя как зовут?

— Жанна.

— У тебя зонт?

— Зонт.

— А у тебя?

— И у меня зонт.

— У тебя зонт от зноя?

— От зноя.

— А у тебя?

— А у меня от дождя.

— Заходи в мою избушку ужинать.

— И ты заходи в мою избушку ужинать.

— Когда заходить ужинать?

— На закате.

— А к тебе,  когда заходить ужинать?

— Тоже на закате.

КТО ХОЗЯИН?

У Жоры и Захара жила собака. Звали её Жук.

Жора и Захар подобрали Жука со сломанной лапой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел.

Жора и Захар каждый день спорили: кто хозяин Жука?

Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напали  овчарки. Жора закричал и залез на дерево. А Захар не убежал, он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Жора теперь не спорил, кто хозяин Жука.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     Алифанова E.A., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. —

     М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с.

2.     Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для атоматизации и дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет / Е.Н.Спивак. – М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. – 48 с.

tatyana1972.blogspot.com

Картотека по логопедии на тему: Дифференциация звуков Ж-З

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [з]–[ж]

I. Четко произносить слоги парами.

а)

за – жа

зо – жо

зу – жу

зы – жи

зе – же

жа – за

жо – зо

жу – зу

жи – зы

же – зе

б)

ажна – азна

ожда – озда

ужно – узно

ижма – изма

ежли – езли

азна – ажна

озда – ожда

узно – ужно

изма – ижма

езли – ежли

II. Добавьте слоги «ЗА» или «ЖА».

неве…

подли…

брон…

стра…

угро…

Ли…

мимо…

ва…

зано…

меду…

брын…

ко…

сар…

бере…

бар…

лы…

ро…

гро…

рого…

марки…

бир…

кра…

лу…

слё…

III. Добавьте слоги «ЗЫ» или «ЖИ».

арбу…

мане…

водола…

карни…

лу…

та…

серви…

черте…

стри…

капри…

мимо…

но…

гара…

мор…

разре…

эта…

бере…

слё…

моро…

экипа…

дикобра…

ро…

зано…

лы…

IV. Четко произносить слова парами.

жал – зал

держать – дерзать

грожу – грозу

наживать – называть

жевать – зевать

ужи – узы

зевал – жевал

разок – рожок

жалей – залей

лужайка – зайка

кожи – козы

луза – лужа

ложи – лозы

коза – кожа

роза – рожа

везу – вяжу

V. Четко произносить слова.

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, закружить, жалюзи, жезл, зажигалка, зажим, заложник, возможно, раздражение, разоружение.

VI. Четко произносить словосочетания.

зимняя одежда

забежать домой

зелёная жаба

ржавые гвозди

зимняя стужа

нежная зелень

бумажный змей

зал ожидания

книжный магазин

жёлтый зонт

заветное желание

железный гвоздь

важное задание

снежные заносы

железный замок

железная лопата

многоэтажное здание

Жорин зайка

зелёный жук

жёлтый фазан

зелёный лужок

навозный жук

лыжная мазь

знак уважения

змеиное жало

полезное животное

снежная зима

жидкий мазут

влажная земля

забавный ёжик

зелёная лужайка

заряженное ружьё

VII. Четко произносить предложения.

Жеребёнок забежал во двор и заржал.

Захар заряжает ружьё.

Я зажал в руке железный гвоздик.

Пёс лежал и лизал лапу.

Заседали в полдень зайки возле лужи на лужайке.

Женя резал ржаной хлеб.

Завизжала железная пила, застучал тяжёлый молоток.

Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.

Ёжик лакал молоко языком.

Ножи лежат в тазу.

На небе зажглись звёзды.

Роза зажигает свет.

В магазине покупают одежду.

Зоя живёт возле завода.

Женя и Зоя ужинают.

Зоя уже давно ждёт Зину.

У Зои живой заяц.

Коза жуёт сено.

Нельзя обижать животных.

Рыжики и грузди лежат в корзине.

Возле лужи – зелёная жаба.

Зелёные жуки зажужжали над розами.

У Зои жёлтый резиновый зайка.

Зина зажигает газовую плиту.

Дядя Жора режет железо.

У змеи жало.

Возле дома зелёная лужайка.

На земле лежит железная лопата.

Зелёный жук звонко жужжит.

Ежи – полезные животные.

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

У Лизы новые лыжи.

В зоопарке живёт зебра.

В дождь надо брать зонт.

Зубры живут в заповедниках.

Ёжик живёт в норе, а у зайца нет жилья.

У Жени заноза.

Зоя осторожно вынула занозу.

Ёжик ползёт в овражек.

Звонкое пение стрижей заполняет воздух.

Тяжело нагружены возы.

Зимой рано зажигают огни.

Эта пружина заржавела.

Зине нужна узенькая резинка.

Мы побежали к ближнему озеру.

Протяжно запел рожок.

Уже замёрзли лужи.

Захар поймал жабу.

Дикие козы живут в горах.

Зоя взяла ножик.

Зина надела вязаный жакет.

Во время дождя нужен зонт.

В джунглях живут обезьяны.

Зоя легко скользит на лыжах.

По зеленой траве ползут ужи.

В живом уголке живёт заяц.

У Зины в корзине ежевика.

VIII. Четко произносить пословицы. Выучить.

Конь бежит – земля дрожит.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

IX. Выучить. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

С к о р о г о в о р к а.

Зажужжала муха, дожужжалась паука.

X. Выучить.

Заводной зайка

Зайка забавный

У Жени живёт.

Женя не знает

С зайкой забот.

Зайке не нужен

Ни обед, ни ужин.

Весна

Золотым весенним днём

Звонко песню мы поём.

А в траве жужжат жуки,

Лезут звери из норы.

Зайка вылез из кустов,

Прыгать он всегда готов.

Выползает скользкий уж,

Жабы прыгают из луж.

Шмель

Я бежал, бежал, бежал.

Зверь за мной жужжал, жужжал.

Я лежал, лежал, лежал.

Зверь жужжал, жужжал, жужжал.

Я махнул ему рукой

На лужайку за рекой.

И помчался он сквозь чащу,

Сделав плавный разворот,

Словно маленький жужжащий

Золотистый вертолёт.

Мусса Гали

Где застёжки?

Летом в клетке зоопарка

Медвежонку очень жарко.

Хорошо в жару такую

Снять одежду меховую.

Ищет он застёжку,

Чтобы снять одёжку.

О. Кригер

Считалка

Мы со звуком З играем.

Слово к слову подбираем:

Зал, забор, замок.

Жетон…

– Выходи из круга вон!

Мы со звуком Ж играем,

Слово к слову подбираем:

Жаба, жук, жираф.

Бизон…

– Выходи из круга вон!

И. Лопухина

XI. Пересказывать.

Ежи

В лесу большие ели. Под ними жили ежи. Ежи делали на зиму запасы. Не страшна ежам зима.

Вопросы:

1. Кто жил под елями?

2. Что делали ежи?

Зайка

У Жоры папа охотник. Он принес Жоре зайца. Зайчик жил у Жоры всю зиму. Жора кормил зайца овощами. Один раз зайка убежал в сад. Жора поймал зайку и отнес в живой уголок.

Вопросы:

1. Кого принес папа Жоре?

2. Как ухаживал Жора за зайчиком?

3. Что случилось с зайчиком?

4. Куда отнес Жора зайца?

Весна

Наступила долгожданная весна. Засверкало солнце. Зажурчали ручейки. Оживает трава. На деревьях зазеленели первые листочки. Проснулись от зимней спячки медведи и ежи. На лесных полянах появился нежный цветок – это подснежник.

Жучка

У нас есть собака Жучка. Жучка сторожит двор. Раз во двор забежал ёжик. Жучка залаяла на ежа. Ёжик испугался и убежал.

Жук

Мама и Жанна загорали на пляже. Вдруг на зонт приземлился жук. У жука бронзовая спинка и зелёный животик. Жанна взяла жука и отнесла на зелёную лужайку.

За земляникой

Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них были кузовки. Но земляники в лесу было мало. Возле берёзы Женя заметил ежа. Ёжик не побежал, а свернулся клубком. Женя положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина стала держать кузовок. Женя взял палку и закатил ежа в кузовок.

Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники у них живой ёжик. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела оставить ежа. Но Женя отдал его в живой уголок. Там уже был один ёжик. Вдвоём ежам веселее.

nsportal.ru

Дифференциация звуков [З]-[Ж]

1) Произносить звуки

Звуки звонкие, твёрдые согласные, окрашены синим цветом.

2) Произносить (читать) слоги

  • жа – жа – за – жа
  • жи – зы – жи – жи
  • зу – жу – зу – зу
  • жо – жо – зо – жо
  • зэ – же – зэ – же
  • за – за – жа — за
  • ажна-азна
  • ижма-изма
  • озда-ожда
  • ожда-озда
  • ежли-езли
  • узна-ужна
  • ужно-узно
  • азна-ажна
  • изма-ижма

3) Придумать слова со звуками [З] и [Ж] в начале и в середине слова, составить схемы

Образец:

З

Газон
 з 

Зайка
З  

Ж

Ножик
 ж 

Желток
Ж  

Если ребенок не знает буквы, нарисовать картинку и закрасить соответствующую клеточку (место звука в слове) синим цветом.

4) Произносить (читать) слоги, слова парами

жа-за
  • жал-зал
  • жара-заря
  • баржа-база
  • лёжа-берёза
  • пожар-базар
  • жалей-залей
  • жакет-закат
  • лежать-лизать
  • лужайка-зайка
  • держать-дерзать
  • бежать-вязать
  • сажать-сказать
жо-зо
  • Жора-Зоя
  • лужок-узор
  • стожок -возок
  • флажок-глазок
  • должок-дозор
  • прыжок-разок
жу-зу
  • жук-зуб
  • брожу-грызу
  • вяжу-везу
  • хожу-ползу
  • вижу-снизу
  • гляжу-внизу
жи-зы, жи-зи
  • ножи-тазы
  • ежи-возы
  • лежи- вези
  • жидкий-зыбкий
  • кожи-козы
  • рыжики-музыка
  • жир-пузырь
  • рыжий-сизый
  • ёжики-языки
  • похаживать-показывать
  • наживать-называть
другие сочетания
  • можно-поздно
  • дождик-гвоздик
  • важный-разный
  • каждый-гораздо
  • дорожный-паровозный
  • пирожное-морозное
  • обождать-опоздать
  • дружный-грузный
  • таёжный-слёзный
  • тревожный-грозный
  • денежный-полезный
  • подожди-ка-гвоздика
  • книжный-капризный
  • монтажник-проказник

5) Произносить (читать) слова со звуками [З] и [Ж]

  • жезл
  • жизнь
  • зажать
  • железо
  • заржать
  • залежи
  • заряжать
  • забежать
  • желтизна
  • задолжать
  • задер¬жать
  • закружить
  • заслужить
  • зажигалка

6) Проспрягать предложения

  • Я взял(-а) Женины лыжи.
  • Я заметил(-а) ужа в луже.
  • Я бежал(-а) с Зиной на лыжах.
  • Я позвал(-а) Женю и Зину к ужину.
  • Я показал(-а) Зое и Жанне ежа.
  • Я зажигаю железную зажигалку.

Образец:

  • Я загадал(-а) желание.
  • Ты загадал(-а) желание.
  • Он (она) загадал (а) желание.
  • Мы загадали желание.
  • Вы загадали желание.
  • Они загадали желание.

7) Произносить (читать) предложения

  • Захар заряжает ружьё.
  • Женя заслужил награду.
  • Пёс лежал и лизал лапу.
  • Женя резал ржаной хлеб.
  • Залежи руды у нас большие.
  • Женя помог задержать врага.
  • Я зажал в руке железный гвоздик.
  • Жеребёнок забежал во двор и заржал.
  • Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.
  • Он кричит на весь базар, будто сделался пожар.
  • Мы поедем на лужок и возьмем с него стожок.
  • Заседали в полдень зайки воз¬ле лужи на лужайке.
  • Мы привязали Жучку к будке, что¬бы она не убежала.
  • Завизжала железная пила, застучал тяжёлый молоток.
  • Зажглась зелёная звезда, запустим звездолёт туда.
  • Не жалело солнце жара для хорошего загара, и пше¬ница с рожью загорели тоже.

8) Произносить (читать) и пересказывать текст

За земляникой

Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них были кузовки. Но земляники в лесу было мало. Возле берёзы Же¬ня заметил ежа. Ёжик не побежал, а свернулся клубком. Же¬ня положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина стала держать кузовок. Женя взял палку и закатил ежа в кузовок.

Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники у них живой ёжик. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела ос¬тавить ежа. Но Женя отдал. его в живой уголок. Там уже был один ёжик. Вдвоём ежам веселее.

9) Выучить наизусть стихотворение

На зеленой на лужайке
Забияки жили зайки,
Жили змеи, медвежата,
И ужата, и ежата.
В звездном небе светляки
Зажигали огоньки,
Чтоб ни зверю и ни птице
В том лесу не заблудиться.

www.logopeda.net

Логопедическое занятие на тему: Дифференциация звуков [З] [Ж]

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Касторенская средняя общеобразовательная школа №1»

Касторенского района Курской области

Конспект группового логопедического занятия в 1 классе

на тему:

Тема занятия: « Дифференциация звуков и букв [З]- [З’] [Ж] в слогах, словах и

предложениях»

Тема занятия: « Дифференциация звуков и букв [З]- [З’] [Ж] в слогах, словах и

предложениях»

«Дифференциация звуков [З] – [Ж] в словах, слогах и предложениях»

Подготовила: Юдакова Ю.Ю. учитель-логопед

п. Касторное 2018г.

Конспект группового логопедического занятия в 1 классе

Тема занятия: « Дифференциация звуков и букв [З]- [З’] [Ж] в слогах, словах и

предложениях»

Тема занятия: « Дифференциация звуков и букв [З]- [З’] [Ж] в слогах, словах и

предложениях»

Тема: «Дифференциация звуков [З] – [Ж] в словах, слогах и предложениях

Тема занятия: « Дифференциация звуков и букв [З]- [З’] [Ж] в слогах, словах и

предложениях»

Форма и тип занятия: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Цель: учить дифференцировать звуки [з] — [ж] в слогах, словах, предложениях на слух и в произношении и буквы З-Ж при чтении и письме; упражнять в употреблении существительных в форме предложного падежа единственного числа с предлогом в; отрабатывать дикцию; развивать мышление.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: дифференциация понятий «звук» и «буква»; закрепление звукобуквенных связей, формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза; обогащение словарного запаса; формирование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; развитие слухового и зрительного внимания и восприятия; развитие фонематического восприятия; развитие логического мышления, воображения, ассоциативных связей; развитие связной речи и коммуникативных навыков.

Коррекционно-воспитательные: воспитание умения работать по инструкции, воспитание экологической культуры, воспитание культуры общения.

Здоровьесберегающие: планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости обучающихся; следить за правильной посадкой обучающихся; способствовать созданию благоприятного психологического климата; соблюдать режим охраны зрения; чередовать статические и динамические задания.

Планируемые результаты:

Предметные: выработать четкую связь между фонемой, артикулемой и графемой. В ходе достижения основной цели в комплексе развивать речевую систему.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о работе; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления; планировать свое действие; отличать новое знание от уже известного.

Познавательные УУД: понимать значение речи в жизни каждого человека и общества; выполнять графическое моделирование слова; конструировать печатные и письменные буквы; использовать логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификация, обобщение)

Коммуникативные УУД: обмениваться мнениями; обсуждать индивидуальные результаты практико-речевой деятельности; быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; осуществлять работу в паре;

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; соблюдение организованности, дисциплины на уроке; стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и жизни в целом.

Оборудование: предметные картинки, карточки с буквами-символами, слоговая таблица, компьютерная презентация, массажные мячики, индивидуальные зеркала.

Ход урока:

I. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Самое удивительное в мире, это – человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу, передайте своё хорошее настроение. Подарите улыбки гостям.

— Чтобы наше настроение стало ещё лучше, давайте послушаем музыку.

— Итак, мы готовы начать урок, давайте наши губки разомнём.

Артикуляционная гимнастика

«Заборчик», «Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Змейка».

Упражнение «Едим конфетку» (до 10 раз)

Упражнение для развития мелкой моторики «Весёлый мяч»

II. Актуализация знаний.

— Мы готовы работать. Посмотрите на наш дом, в котором живут звуки. Давайте вспомним, какие звуки живут в этом доме (согласные)

— Почему они согласные? (Им мешают губы, зубы и язык)

— Назовите одним словом согласные, которые живут в первом подъезде (звонкие)

— Почему они звонкие? (если положить руку на горло, то можно услышать жужжание)

— А какие согласные живут во втором подъезде? (глухие)

— Сегодня мы будем говорить о каких-то двух согласных, а вот о каких вы узнаете, когда выполните задание компьютера.

— Назовите предмет и ту букву, которая стоит на месте этой цифры (Слайд 1)

3 • М 1

З о я

— Назовите второй предмет и ту букву, которая стоит перед М.

— Назовите второй предмет и первую букву.

— Какое слово у нас получилось? (Зоя). Запомните это слово.



4 1 •а 1

Ж е н я

— Назовите этот предмет (крыжовник) (Слайд 2)

— А это кто? (енот)

— Назовите предмет и букву, которая стоит перед А (пенал)

— Последнее слово (ящерица)

— Какое слово у нас получилось? (Женя) Слайд 3)

— Ребята, а вы запомнили первое слово? (Зоя)

— Посмотрите внимательно на заглавные буквы наших слов и скажите, о каких согласных мы будем говорить на занятии? (Ж, З)

III. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Уточнение нормы артикуляции звуков [з]-[ж] (работа с зеркалами)

-Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [ж].

-В каком положении губы, где находится язык, положите руку на горло и скажите, работают ли голосовые связки? (Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам) (Слайд 4)

-Дадим  характеристику звуку [Ж]. (Гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий)

-Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [З].

-В каком положении губы, где находится язык, положите руку на горло и скажите, работают ли голосовые связки?

-Дадим  характеристику звуку [З]. (Гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий)

Вывод: звук [З] — согласный, звонкий, твердый.

IV.Основная часть. Произношение изучаемых звуков в слогах, словах и предложениях.

— Давайте опять вернёмся к Зое и Жене. Как вы думаете, Зоя и Женя это кто? (дети, люди, девочки)

— Сегодня эти ребята пришли к нам в гости на урок. (Слайд 5)

— У вас в тетрадях они тоже есть. Подумайте, куда какое имя можно написать.

— Девочку как будут звать? ( Зоя)

— А мальчика? ( Женя)

— Давайте раскрасим нашим ребятам одежду. Нам нужны карандаши, но такие, в середине названия которых будет звук [Ж] или [З] (розовый, оранжевый)

— У Зои будет одежда какого цвета? (розовая)

— А у Жени? (оранжевая)

1.Задание «Топни-хлопни» на развитие фонематического восприятия.

-Я буду произносить различные звуки. Когда вы услышите звук [з] — хлопните в ладоши, а когда звук [ж] – топните ногами.

ЗВУКИ: з,з,ж,ж,с,ж,ж,з,з

Жо,жи, зы, за, ма, на, аз, ож

Кожа, коза, ужи, уши, усы, зевать, жевать

Лужа, ваза, маска, каша, кошка, жук

2. Развитие слухового внимания.

— Чем отличаются звуки от букв? (звуки произносим, а буквы пишем)

— Ребята, а что нам нужно знать, чтобы отличить звук [З] от звука [ж], ведь они живут в одном подъезде, оба согласные, оба звонкие?

— Вспомните, где находится язык, когда мы произносим эти звуки ([З] – внизу, [Ж] – вверху.

-Итак, мы подсказку сделали, она поможет нам выполнить следующее задание. Я называю слова, вам нужно поднять карточку с той буквой, которая стоит в самом начале слова. Каждый работает самостоятельно.

Слова: жук, жаба, зима, зонт, жара, заяц, завтрак, жадина, животные, забор.

3.Развитие зрительного внимания и звуко-буквенного анализа и синтеза на уровне слова.

Задание «Звуковая линейка»

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

— У вас два карандаша: оранжевый – звук [Ж] и розовый – звук [З]. Я называю слово, вы считаете, на каком месте стоит этот звук и обводите цифру.

Слова: заноза (на 1 и 5 – розовый)

Лужайка ( 3 – оранжевый)

Жажда (1, 3 – оранжевый)

Зажгу (1 – розовый, 2 – оранжевый)

Железный ( 1 – оранжевый, 5 – розовый)

Завожу (1 – розовый, 5 – оранжевый)

— Ребята, скажите, а что можно заводить? (машину, друзей, питомца)

А я хочу вас завести, чтобы вы немного подвигались.

V. Физминутка. Игра «Измени слово»

— Я буду бросать мяч и называть слово, а вам нужно изменить это слово так, чтобы вы могли туда добавить слово Я.

— резать ( я режу)

— лизать ( я лижу)

— сказать ( я скажу)

— грузить ( я гружу)

— скользить ( я скольжу)

4. Задание «Замени букву» (работа у доски)

— Замените букву Ж на букву З, а букву З на букву Ж и прочитайте

Азо — ….., ожу — …., жуз — ….., заж — ……

5. Задание «Раскрась картинку»

Нам дети прислали картинки. Но они не знают, как их раскрасить. Женя все картинки хочет раскрасить оранжевым цветом. А Зоя – розовым.

У Жени в названиях картинок есть звук [Ж]. У Зои в картинках есть звук [З].

Проверим. (Слайд 6)

6.Развитие зрительного внимания на уровне предложения.

Работа в парах

— Переверните листочки и назовите картинки (жук, зонт, зебра). Один человек будет читать предложение, а второй должен подобрать нужный ответ и записать его в предложение.

1. Зоя нашла зелёного ________________ (жука)

2. В зоопарке живёт полосатая ______________ (зебра)

— Какая картинка у нас осталась? (зонт). Придумайте сами предложение со словом зонт (дети придумывают самостоятельно)

— А я придумала вот какое предложение.

У Жанны желтый зонт

— Ребята, это предложение? Почему? Почему в предложении два слова написаны с большой буквы? Сколько слов в предложении?

( Учитель убирает слова: Жанны, зонт) У ………. желтый ……..

— Ребята, попробуйте вспомнить недостающие слова и дописать их, чтобы получилось предложение.

VI. Итог занятия.

-О каких звуках мы сегодня говорили?

-Что общего и чем отличаются эти звуки? ( они оба согласные, звонкие)

— Где находится язычок, когда мы поизносим звуки [Ж] и [З]?

— При выполнении какой работы звуки было различать легче всего? А труднее всего?

— Почему, как вы думаете?

— Какой вывод мы можем сделать? (Нужно учиться следить за произношением звуков в речи)

— Для чего нам нужно уметь правильно произносить звуки? (чтобы правильно говорить, читать, писать)

— На каких уроках вам пригодятся сегодняшние знания и умения?

VII. Рефлексия (Слайд 7)

— Посмотрите на «пушистиков» и раскрасьте того «пушистика», у которого настроение такое же, как у вас. Подумайте, всё ли у вас получилось, всё ли удалось на уроке.


infourok.ru

«Дифференциация звуков [з] – [ж]»

Конспект логопедического занятия:

в 1 классе

«Дифференциация звуков [з] – [ж]»

Составила:

учитель-логопед

Яхияева Асият Расуловна

Каспийск 2018

1. Тема «Дифференциация звуков и букв З-Ж»

2. Возрастная направленность Дети 7 лет.

3. Программные задачи

• Закреплять правильное произношение звуков [з], [ж] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи.

• Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении.

• Развивать умения внимательно вслушиваться в речь взрослого.

• Развивать навык звукового анализа.

• Способствовать развитию логического мышления.

• Развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.

• Способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи.

4. Ожидаемые результаты

Дети правильно произносят звуки [з], [ж] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи; умеют различать эти звуки на слух и в произношении

5. Оборудование:

Картинки с изображением жука и комара, слоговые таблицы, бумага, карандаши на каждого ребенка.

6. Предварительная работа

Д/и «Поймай звук», «С какого звука начинается», «Четвертый лишний»

Рассматривание картинок, определение, с какого звука начинается слово

Ход занятия.

1. Организационный момент:

Мы школьники прилежны,

Послушны и дружны.

Мы знаем нашей школе

Лентяи не нужны.

2. Мотивация к деятельности.

Послушайте внимательно стихотворение:

Если мы не примем мер,

Мальчик Петя- вот беда!

Букву «ша» и букву «эр»

Не осилит никогда.

Вместо слова «хорошо»

Говорит он « холосо».

Вместо слова «парашют»

Говорит он «паласут».

А теперь наоборот:

Прочим буквам не в пример,

Полюбил он через год

Букву «ша» и букву «эр».

Вместо слова «колесо»

Пишет Петя «корешо».

Вместо слова «пылесос»

Пишет Петя «пырешош»

Ребята, как вы думаете, для чего нужно учиться правильно проговаривать и различать звуки?

3. Отгадайте загадки.

Летит, пищит. Ножки длинные тащит

Случай не упустит. Сядет и укусит:..(комар)

— как звенит комар?

-какой слышится звук?

Посмотрите, какой красивый комар пришел к нам сегодня в гости (демонстрируется иллюстрация комара)

Жужжит, звенит,

Усами водит грозно:

Пугает праведный народ –

А ну, покиньте огород,

Пока не слишком поздно!

Но нет испуганных вокруг,

Не страшен людям майский… (жук)

-как жужжит жук?

Посмотрите, какой красивый жук пришел к нам сегодня в гости( демонстрируется иллюстрация жука)

-как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?

4. Сравнение артикуляции .

Произнесем перед зеркалом сначала звук [з] потом звук [ж].Сравним их.

а) сходство: эти звуки звонкие

б) различия: место образования

[з] – кончик языка за нижними зубами

[ж] – язык в верхнем положении

в) губы: при [з] улыбаются, при [ж] круглые, вытянуты вперёд

г) воздушная струя

При произнесении [з] – холодное, [ж] – тёплая

5. Разделить предметные картинки.

Детям предлагаются картинки, на которых изображены предметы, в названии которых есть звуки [з] и [ж].

Задание: разделить картинки на две группы по наличию [з] или [ж].

6. Упражнения для развития мелкой моторики.

Мама подарила вам колечко. Но пока мама шла из магазина, вы успели подрасти, и колечко стало мало. Постараемся натянуть колечко на каждый пальчик.(натягиваем колечко на каждый палец, массируя его)

7. Хлопни, когда услышишь слово со звуком [з] один раз, а со звуком [ж] два раза.

Заяц, жираф, незабудки, абажур, зоопарк, стрекоза, ужи, животное, зубр, журавли, кожа, закат, жасмин, гвоздики.

8. Повтори, не ошибись!

жа-жа-за – вот идёт коза

за-за-жа – мы видели ежа

жу-зу-зу – мы ведём козу

зу-жу-жу – на лужок хожу

9. Игра «Комары и жуки».

Дети разбиваются на две группы, называя слова, начинающиеся со звуков [з], [ж]. Одни изображают жуков, другие — комаров. Кроме того, один ребенок с хорошей речью изображает сову.

Учитель говорит: «Комары летят, комары гудят».

Дети — комары — вылетают и гудят: «з-з-з».

Затем учитель говорит: «Жуки летят, жуки жужжат».

Дети — жуки — вылетают и жужжат: «ж-ж-ж».

Сова говорит:

Я — сова, большая голова,

на суку сижу,

во все стороны гляжу,

жуков, комаров ловлю!

Лечу!

На слово «лечу» ребенок — сова — делает взмах руками, как крыльями, ловит детей. Пойманный становится «совой»

10. Измени по образцу.

боль, зуб – больной зуб.

Змея, яд; бензин, бак; зима, день; звезда, путь; кожа, пиджак; бумага, пакет; пляж, костюм; багаж, квитанция

11.Физкультминутка .

Мы поставим печь пирог,

И достанем из печи.

Из трубы идёт дымок такой приятный.

Там за лесом у реки

Повар – булочка живёт.

По утрам печёт пирог он ароматный. (сопровождается движением)

11. Блиц опрос.

Замени слово новым так, чтобы оно начиналось со звука [з] или [ж]

лягушка – жаба

зной – жара

ограда – забор

животное – зверь

грубый – жестокий

дом – здание

— лесной житель с длинными ушами – заяц

— кличка собаки из сказки «Репка» — Жучка

— животное, обладающее самой длинной шеей – жираф

— парк, где можно встретить различных животных – зоопарк

— утренний приём пищи – завтрак

— утренние гимнастические упражнения – зарядка

12. Поиграем в считалку.

Дети становятся в круг, учитель считает.

Мы со звуком [з] играем,

Слово к слову подбираем:

зал, забор, замок, жетон –

Выходи из круга вон!

Мы со звуком [ж] играем,

Слово к слову подбираем:

жаба, жук, жираф, бизон –

Выходи из круга вон!

13. Рефлексия.

Нарисуй такой величины ухо, насколько ты хорошо слушал учителя и товарищей.

Такой величины глаз, насколько ты внимательно смотрел на учителя и на доску.

Такой величины рот, насколько ты болтал не по делу.

14. Пароль на выходе.

Назови слово со звуком [з] или [ж] и иди на перемену.

Список использованной литературы

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение .- Москва: Просвещение 1991

  2. Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя. – Москва: ООО «5 за знания» 2007

  3. Лопухина И.С.Логопедия 550 . — Москва: Аквариум 1995

infourok.ru

Речевой материал на дифференциацию звуков «Ж»-«З.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ж-З

ЖА – ЗА

ЗА – ЖА

ЖО – ЗО

ЗО – ЖО

ЖИ – ЗЫ

ЗЫ – ЖИ

ЖЕ – ЗЕ

ЗЕ – ЖЕ

ЗА – ЖА – ЗА

ЗО – ЖО – ЗО

ЗУ – ЖУ – ЗУ

ЗЫ – ЖИ – ЗЫ

ЖА – ЗА – ЖА

ЖО – ЗО – ЖО

ЖЕ – ЗЕ – ЖЕ

ЗУ – ЖУ – ЗУ

ЗДА – ЖДА — ЗДА

ЗДО – ЖДО — ЗДО

ЗДУ – ЖДУ — ЗДУ

ЗДЫ – ЖДЫ – ЗДЫ

АЗА – АЖА — АЗА

ОЗО – ОЖО — ОЗО

УЗУ – УЖУ — УЗУ

ЫЗЫ – ЫЖИ – ЫЗЫ

ажна-азна   азна-ажна 
ожна-озда   озда-ожна 
ужна-узна   узна-ужна 
ижма-изма   изма-ижма 
езли-ежли   ежли-езли

Слова:

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, закружить, жалюзи, жезл, зажму, зажгу, зажигалка, зажим, завяжу, заложу, завизжать, возможно, зажужжать, зажиреть, зажелтеть.

Жра-заря, пожар-базар, жалей-залей, держать-дерзать, лужайка-зайка, лежать-лизать, бежать-вязать, жакет-закат, лёжа-береза, Жора-Зоя, ожог-возок, должок-дозор, лужок-узор, флажок-глазок, прыжок-разок, жук-зуб, грожу-грозу, вижу-внизу, вяжу-везу, брожу-грызу, хожу-ползу, гляжу-внизу, ножи-тазы, жидкий-зыбкий, жир-пузырь, ежи-возы, кожи-козы, баржа-база, рыжий-сизый, ёжики-языки, рыжики-музыка, похаживать-показывать, наживать-называть, лежи-вези, важный-разный, каждый-гораздо, монтажник-проказник, дружный-грузный, тревожный-грозный, дождик—гвоздик, можно-поздно, дорожный-паровозный, пирожное-морозное, обождать-опоздать, денежный-полезный, подожди-ка-гвоздика, книжный-капризный, нежный-резвый, жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, закружить.

Жал – зал Жук — зуб

Жара – заря Вяжу — везу

Жалей – залей Гляжу — внизу

Держать – дерзать Грожу — грозу

Пожар – базар Брожу — грызу

Лежать – лизать Вижу — внизу

Лужайка – зайка Ножи — тазы

Сажать – сказать Жидкий — зыбкий

Лежа – береза Жир — пузырь

Бежать – вязать Ежи — возы

Зять – жать Кожа — коза

Жора – зол Рыжий — сизый

Лужок – узор Ежики — языки

Стожок – возок Рыжики — музыка

Флажок – глазок Снежинка – корзинка

узы — ужи

зал — жал

коза — кожа

лоза — ложа

везу — вяжу

разок — рожок

возы — вожжи

зевать — жевать

Чистоговорки

за, за, за — вот идет коза

жа, жа, жа — мы видели ежа

зу, зу, зу — мы ведем козу

жу, жу, жу — на лужок хожу

зы, зы, зы — новые тазы

жи, жи, жи — у меня ножи

Вариант для старшей и подготовительной групп

жа, жа, за — вот идет коза

за, за, жа — мы видели ежа

за, жа, за — закрыли мы глаза

жа, за, жа — нет у нас ножа

Предложения

Зимняя стужа.

Зеленый лужок.

Нежная зелень.

Навозный жук.

Бумажный змей.

Лыжная мазь.

Зал ожидания.

Книжный магазин.

Змеиное жало.

Желтый зонт.

Жажда знаний.

Полезное животное.

Заветное желание.

Снежная зима.

Железный гвоздь.

Женин знакомый.

Запас железа.

Жидкий мазут.

Важное задание.

Влажная земля.

Снежные заносы.

Забавный ежик.

Мамы разные нужны, мамы всякие важны.

Рыжий пес бегает по двору.

Возле лужи жаба.

Завизжала железная пила.

Женя резал ножом хлеб.

Лиза катается на лыжах.

Выбежали из дома Женя, Лиза и Зоя.

У Жени лыжи, у Лизы и Зои санки.

В лесу Зина собирала рыжики.

Мы привязали Жучку к будке, чтобы она не убежала.

Зина вымазалась в саже.

Между небом и землей жаворонок вьется.

Золотистый жук залетел в окно.

Зоя любит запах жасмина.

Зажглась лампа под зеленым абажуром.

Зина связала кружевные манжеты.

Возле дома зеленая лужайка.

Зоя вежливо спросила Женю, где можно взять жесть и гвозди.

Таежный поселок занесло зимой снегом.

Звонким голосом Зоя позвала Женю.

Почему ужом назвали

Сторожила здешних луж?

Никого ведь не ужалил

Безобидный черный уж.

Стихи

СНЕЖОК

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки.

Связная речь

ЗА ЗЕМЛЯНИКОЙ

Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них были кузовки. Но земляники было мало. Возле березы Женя заметил ежа. Ежик не побежал, а свернулся клубком. Женя положил кузовок на землю и позвал Зину. Они захотели взять ежа домой. Зина стала держать кузовок. Женя взял палку и закатил ежа в кузовок. Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники у них живой ежик. Дома они дали ежику молока. Зина хотела оставить ежа, но Женя отдал его в живой уголок. Там уже был один ежик. Вдвоем веселее.

ДОКТОР

У Захара жар. Он заболел. Мама вызвала доктора. Доктор говорит: «Надо лежать, Захар, пока не выздоровеешь.» Захар лежит и пьет таблетки.

Звонок звенит, а жук жужжит.

Не надо зевать, если надо жевать.

У винограда – лоза, а в театре – ложи.

Желтые розы, а страшные – рожи.

Дай разок потрубить в рожок.

Надо полежать да лапку полизать.

Будешь тузить – будешь тужить.

Зажимом зажимают.

Жезл из железа – железный.

На земле лежит железная лопата.

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

Давно уже зима на земле хозяйка. Замела дома и дороги. На окнах узоры наморозила. Заковала льдом озёра и реки злая зима. Рада бы, но не может заморозить живое. Даже детям зимой не холодно. Бегают во дворе — им даже жарко. В морозные дни дети дома. Пожелали гулять Женя, Лиза и Зоя — и к маме. Мама наказала потеплей одежду надеть. Живо выбежали из дома Женя, Лиза и Зоя. У Зои лыжи, у Лизы и Жени — коньки. Лиза и Женя заливают каток. А Зоя проложила лыжню.

Жаворонок вьет гнездо во ржи.

Желтые листья падают на землю.

Женя набрал рыжиков и груздей.

У дома зеленая лужайка. Снежинки падают на землю. Над водой кружились стрекозы.

Дорожки засыпали желтым песком.

Продолжается подписка на газеты и журналы. Зажжужала муха, дожжужалась паука. Жужжит на жимолостью жук, тяжелый на жуке кожух. Зайка живет в лесу. Тигр — прожорливый зверь.

Зина надела вязаный жакет. Крот живет в земле. Зина кормит ежика. Дедушка живет у разъезда. Жора загорал на пляже.

Захар жил в колхозе.

Женя показал Зое журнал.

Женя живет у завода.

Жанна рассказывает про животных.

Зоя забыла зонтик у Жени.

Зелена жаба

С забавным жуком

Забыли к зиме

Подыскать себе дом.

 

Зайка забавный

Знает загадки каждый ежик.

Жуку и змее загадать их может.

Загадки о вазе, бизоне, уже,

О ежевике и о еже.

 

Знает каждый: змей бумажный

У Жени живет.

Женя не знает

С зайкой забот.

Зайке не нужен

Ни обед, ни ужин.

На земле лежать не любит.

Легкий змей, как будто дым.

Наблюдать за ним несложно,

Только жаль, что невозможно

Полетать нам вместе с ним!

ЗВОНОК И ЖУК

Звенит, звенит, звенит звонок! Запомни тот задорный звон,

Зовет, зовет он на урок! Он с детства каждому знаком,

Звонка призывный звучный звон Он к знаньям весело манит,

Созвал друзей со всех сторон. В ушах звенит, звенит, звенит…

В звонке высокий, звонкий звук, Когда же зажужжит вдруг жук,

Он разливается вокруг. То у жука пониже звук,

Тот звук ты мысленно прикинь: И глуше будет жук жужжать,

«Дзынь-дзынь», «здынь-дзынь», Как будто жук слегка прижат.

«Дзынь-дзынь», «дзынь-дзынь»!

Жука жужжанье нас тревожит,

Мы ждем, что жук ужалить может,

Но жук живет совсем без жала,

Напрасно жук жужжит, пожалуй!

ОБИДА

Женя, Женя, что стряслось? И к себе на день рожденья

Ты от слез промок насквозь. Наши стулья пригласила.

Отвечает он, вздыхая: Пригласила нашу вазу,

Приходила тетя Мая. Все ножи и вилки сразу.

О каком-то одолженье Даже столик из угла.

Очень вежливо просила. А меня не позвала.

Еж с ежонком и ежихой Жеребенок видит ясно:

Собирают ежевику. Желтый свет! Идти опасно!

Рыжебокая лисица

Тоже хочет поживиться. Не бери ежа с собой,

Призадумалась кума: Отпусти его домой.

У ежей иголок тьма. Ежик, даже глупый самый

Хочет жить с ежихой-мамой.

Я – по луже! Я — по луже! Жмурятся глазки

Я ищу, где лужа уже. У кошки

Может, час, а может, два У кошки

Я искал, нашел едва. У Мурки:

Я нашел, где лужа уже, — Выходите, мышки,

А теперь лежу простужен. Поиграем в жмурки!

Меня ужалила пчела. В желудь влез один червяк

Я закричал: «Как ты смогла?!» И не съест его никак.

Пчела в ответ: «А как ты мог Кто куда, скажите, влез?

Сорвать любимый мой цветок? Кто кого никак не съест?

Ведь он мне был уж-ж-жасно нужен: Желудь, что ли, червяка?

Я берегла его на уж-ж-жин». Фу, какая чепуха!

В желудь влез один червяк

И не съест его никак

Животные в пустыне.

Животные пустыни знают, что такое зной и жажда. Всю жизнь живут они в песках. Эти животные иногда даже забывают, что такое дождик. Тяжко им так жить.

 

Жаба заболела.

Зелена жаба никогда ни о ком не заботилась. Всю жизнь жила она одна: нежилась в лужах, скакала по лужайкам и вот однажды — о, ужас! — жаба заболела. Лежить она, еле квакает. Никто даже не знает, как ей плохо. Бежал мимо жукю

— Ты кто?

— Я жаба, мне никто не нужен!

— Как же ты всю жизнь жила? — ужаснулся жук и побежал за соседями.

Помогли соседи жабе каждый по-своему: кто ужином угостил, кто камин зажег. Поняла жаба, как важно заслужить уважение, тогда бы в тяжелую минуту она не осталась совсем одна.

multiurok.ru

Дифференциация «З-Ж». Дидактический материал

1. Читай целыми словами:

— ёж – уж — ужи – лужи – лужа – луза – лоза – коза – кожа – корж – морж – мороз
— жара – жаба – жбан – звал – знал – зной — злой – зола – жила – жить – жизнь – жезл
— лезу – лежу – гляжу – взгляд – лязг – визг – зигзаг – загнул – заснул –жасмин – ужасно
– грузил – кружил – дружил – Дружок – друзья – груздь – пружина – снежинка –слезинка

2. Прочитай слова, добавляя слоги:

ЗА, ЖА: сту _, гро _ , Ли _ , лу _ , ба _ , _ ба, _ бры, _ вод, _ бор, _ пах, _ рил, _ гадка;
ЗУ, ЖУ: ви _ , ве _ , бу _ , жуж _ , ска _ , _ бры, _ ки, _ равль, _ рчит, _ бной, _чка;
ЗИ, ЖИ: _ ма, _ вут, _ раф, _ лет, пока _ , приве _ , ма _, лы _ , е _ , пол _.

3. Прочитай слова, вставляя буквы З, Ж:

а) _ нать, _ дать, _алеть, _ алить, _мурки, Мур _ ик, де _ урный, кру _ ева, пи _ ама,
ре _ ина, _ ёлтый, _елёный, поле _ ный, сне _ ный, бере _ но, бере _ а;

б) _ и _ нь, _ а _ да, _ а _ им, _ еле _ о, _ ве _ да, _ а _ игать, _ ано _ а, во _ мо _ но,
_ емчу _ ина, _ акру _ ил, _ а _ евал, _ а _ венел, _ алю _ и, _ у _ _ т.

4. Вставьте пропущенные буквы Ж или З в слова.

Подчеркните на каждой строчке «лишнее» слово.

_ автра, _ атва, дру _ ья, во _ ы
са _ а, пры _ ок, гво _ дика, кру _ ить
_ амер _ ать, _ ано _ а, _ авя _ ать, _ у _ елица
_ еле _ о, _ ар _ авел, ра _ дра _ ение, _ а _ ила

5. Зачеркни цифру, соответствующую месту заданного звука в слове.

 

6. Измени слова по образцу: дрожал – задрожал

жарил, жевал, зеленел, жёг, звонил, брезжил, журчал, звучал, жужжал, визжал.

7. Подумай, как правильно расставить слоги, чтобы получились слова:

пиро

гори

эта

бере

мага

за

зин

жок

жи

зонт

нож

жа

здо

гряз

зна

нуля

ровье

комый

лоба

ницы

кру

сне

кор

кры

ко

зи

жов

жин

зы

же

ва

ка

на

ник

рёк

8. Разгадай кроссворды.

9. Разгадай кроссворд.

По горизонтали: 1. предмет мебели. 4. Орган речи и средство общения. 5. Два берёзовых коня по снегам несут меня (загадка). 8. Детёныш лошади. 10. степная птица. 11. Кустарник с цветками в виде жёлтых шариков.

По вертикали: 2. Капустница – бабочка, а божья коровка — … 3. Садовый колючий кустарник с зелёными ягодами. 6. Неядовитая змея. 7. Африканская полосатая лошадь. 9.В нём можно увидеть своё отражение.

10. Подбери к прилагательным существительные.

Составь словосочетания.

а) Забавный …, забавная …, забавное …

б) Зимний …, зимняя …, зимнее …

в) Ржавый …, ржавая …, ржавое …

г) Змеиный …, змеиная …, змеиное …

д) Жёлтый …, жёлтая …, жёлтое …

(обезьяна, ёжик, животное)

(закат, кружево, стужа)

(железо, задвижка, гвоздь)

(кожа, жало, взгляд)

(жилет, здание, зажигалка)

11. Внимательно прочитай словосочетания.

Найди ошибки.

Зелёный лужок

Бумазный змей

Книжный магазин

Жал ожидания

Важное жадание

Снезные заносы

Жазда знаний

Нежная желень

Влазная жемля

Ажурные кружева

Держал в жубах

Ждал на вокзале

Кружил над землёй

Записал в зурнал

Дезурил по этажу

12. Закончи каждую строчку подходящим словом.

а) Мы вошли в концертный …
Баянист на кнопки …
ЗАЛ, ЖАЛ
б) Нарисуй смешную …
Подари сестрёнке …
РОЗУ, РОЖУ
в) Ты водицы не …
Клумбу посильней …
ЗАЛЕЙ, ЖАЛЕЙ
г) Будем пряники …
Это лучше, чем …
ЗЕВАТЬ, ЖЕВАТЬ
д) Из … шьют обувь.
На луга пасутся …
КОЗЫ, КОЖИ

13. Составь словосочетания.

Поставь ударение в именах существительных.

а) театральная

виноградная

б) рогатая

говяжья

14. Прочитай предложения, вставляя пропущенные буквы.

Дру _ ья поу _ инали _ асветло. Ко _ лёнок _ алобно _ аблеял. _ адро _ али _ айки, увидев волка на лу _ айке. В _ арослях е _ евики _ или е _ и. Де _ урный
_ апомнил _ рнал. Вечером на _ аводе _ а _ игают про _ екторы.

15. Закончи предложения, добавляя слова с буквами З, Ж, подходящими по смыслу.

а) Женя нашёл зелёного … Зина вырастила в саду … В зоопарке живут … и … . Зимой можно бегать на …

б) На воротах гаража висит (какой?) замок. В воздухе кружились (какие?) хлопья. Коза и корова (какие?) животные. Серёжа подарил Лизе (какие?) хризантемы.

в) Жанна (что сделала?) варежки дома. В овраге (что делает?) ручеёк. Над кустами жасмина (что делают?) шмели. На вечернем небе (что сделали?) яркие звёзды.

Также по теме:

logoped18.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *