cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Двоичное кодирование информатика 8 класс – Конспект урока «Двоичное кодирование информации». 8 класс

Конспект урока «Двоичное кодирование информации». 8 класс

Тема: «Двоичное кодирование информации»

Предмет: информатика

Класс: 8

Ключевые слова: информатика, конспект урока, презентация

Цель:

  • познакомить учащихся с двоичным кодированием;

  • добиться познавательных умений, умений выдвигать гипотезы и обосновывать их, делать выводы из ответов на частные вопросы;

  • добиться практических умений по решению задач на кол-во информации;

План урока:

  1. Орг. момент

  2. Вступительное слово учителя

  3. Запись учениками в тетрадь основных понятий

  4. Решение задач

  5. Подведение итогов

Ход работы:

1. Приветствие учащихся, запись в журнал

2. Вступительное слово учителя

В окружающей действительности достаточно часто встречаются ситуации, когда может произойти некоторое количество равновероятных событий. Так, при бросании равносторонней четырехгранной пирамиды существуют 4 равновероятных события, а при бросании шестигранного игрального кубика — 6 равновероятных событий.

Чем больше количество возможных событий, тем больше начальная неопределенность и соответственно тем большее количество информации будет содержать сообщение о результатах опыта.

Единицы измерения количества информации.

Для количественного выражения любой величины необходимо определить единицу измерения. Так, для измерения длины в качестве единицы выбран метр, для измерения массы — килограмм и так далее. Аналогично, для определения количества информации необходимо ввести единицу измерения.

За единицу количества информации принимается такое количество информации, которое содержит сообщение, уменьшающее неопределенность в два раза. Такая единица названа «бит».

Если вернуться к опыту с бросанием монеты, то здесь неопределенность как раз уменьшается в два раза и, следовательно, полученное количество информации равно 1 биту.

Минимальной единицей измерения количества информации является бит, а следующей по величине единицей является байт, причем 1 байт = 23 бит = 8 бит

В информатике система образования кратных единиц измерения количества информации несколько отличается от принятых в большинстве наук. Традиционные метрические системы единиц, например Международная система единиц СИ, в качестве множителей кратных единиц используют коэффициент 10n, где п = 3, 6, 9 и так далее, что соответствует десятичным приставкам Кило (103), Мега (106 ), Гига (109) и т.д.

Компьютер оперирует числами не в десятичной, а в двоичной системе счисления, поэтому в кратных единицах измерения количества информации используется коэффициент 2n

Так, кратные байту единицы измерения количества информации вводятся следующим образом:

1 Кбайт = 210 байт = 1024 байт;

1 Мбайт = 210 Кбайт = 1024 Кбайт;

1 Гбайт = 210 Мбайт — 1024 Мбайт.

Количество возможных событий и количество информации.

Существует формула, которая связывает между собой количество возможных событий N и количество информации I:

N=2I

По этой формуле можно легко определить количество возможных событий, если известно количество информации. Например, если мы получили 4 бита информации, то количество возможных событий составляло:

N = 24 = 16.

Наоборот, для определения количества информации, если известно количество событий, необходимо решить показательное уравнение относительно I. Например, в игре «Крести-нолики» на поле 8×8 перед первым ходом существует 64 возможных события (64 различных варианта расположения «крестика»), тогда уравнение принимает вид:

64 = 27

Так как 64 = 26, то получим: 26 = Z1.

Таким образом, 1 = 6 битов, то есть количество информации, полученное вторым игроком после первого хода первого игрока, составляет 6 битов.

Вопросы для размышления:

1. В чем состоит неопределенность знаний в опыте по бросанию монеты?

2. Приведите примеры уменьшения неопределенности знаний после получения информации о произошедшем событии.

3. Как зависит количество информации от количества возможных событий?

4. Почему человек использует десятичную систему счисления, а компьютер – двоичную?

Задачи:

1. Сколько страниц экрана одновременно разместится в видеопамяти?

16 = 27

Ответ: 4 бита

2. Какое количество битов потребуется для 256 цветов

256 = 28

Ответ: 8 битов

Задание на дом:

1. Каково было количество возможных событий, если после реализации одного из них мы получили количество информации, равное 3 битам? 7 битам?

www.metod-kopilka.ru

Сценарий урока в 8 классе по теме «Двоичное кодирование».

1. Мотивация к учебной деятельности

Организационный момент: Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку,

Воспринимает на слух, визуально контролирует свою готовность к уроку.

Регулятивные: самоконтроль.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

На прошлом уроке мы с вами узнали, что такое информация, и что любую информацию можно представить в виде различных знаков и знаковых языковых системах.

Мы так же узнали о различных формах представления информации.

Напомните мне, пожалуйста, какие знаковые языковые системы вы знаете?

А кто мне скажет, в каких формах может быть представлена информация?

И вся информация, которую можно представить в любом виде является закодированной в этих формах.

Знаковое представление информации дискретно (составлено из отдельных значений), а образное представление информации непрерывно.

Ранее мы с вами узнали что любую информацию можно преобразовать из непрерывной формы в дискретную и рассмотрели, как это можно сделать с помощью построения таблицы. Вы познакомились с различными видами дискретной информации

Напомните мне, пожалуйста, какие формы представления дискретной информации существуют и в чем их отличия от непрерывной формы представления информации?

А теперь я прошу посмотреть на экран.

Показывает на экране изображения и предлагает ответить на вопрос:

  • Что общего между показанными на экране изображениями?

  • Приходилось ли в жизни сталкиваться с такими знаками?

  • Что они обозначают?

  • Чем они похожи? (в каждом 2 знака)

Вы молодцы! Отлично с этим справились! Эти изображения обозначают два противоположных знака, два действия. А так как знака всегда два, то их называют «Двоичными символами».

Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Чему научимся?

Целью нашего урока будет:

А задач, которые мы перед собой поставим на урок:

  • сформировать представление о двоичном кодировании;

  • научиться применять двоичное кодирование на практике;

  • активизировать мыслительную деятельность, направленную на развитие памяти, внимания и наблюдательности

Из данных целей формулирует с учащимися тему урока.

Отвечают на вопросы учителя: существуют естественные и формальные языки. Естественные языки – языки, на которых люди общаются, а формальные применяются в профессиональной деятельности людей (химия, физика, математика и пр.)

Две формы: знаковая (простой текст на разговорном языке и знаки и формулы на формальном языке) и образная (рисунок, схема, таблица и звук)

Дискретную информацию можно представить текстовой форме, в форме изображений, схемы, таблицы. А непрерывная форма – это представление информации в виде звука, кривых

Отвечают на вводные вопросы и формулируют вывод о том, что все рисунки на экране – это символы, которые обозначают два разных действия.

Выдвигаются предположения о виде работы на уроке. Вместе с учителем формируют основные цели урока и из данных целей формулируют с помощью учителя тему урока

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального

затруднения в пробном действии.

В общем случае, чтобы представить информацию в дискретной форме, её следует выразить с помощью символов какого-нибудь формального или естественного языка. Таких языков тысячи и каждый язык имеет свой алфавит.

Алфавит – это набор отличных друг от друга символов, используемых для представления информации. Любой алфавит имеет свою мощность, свой вес. Как вы думаете, что такое мощность алфавита?

Мощность алфавита – это количество символов, входящих в него.

Алфавит, содержащий два символа, называется двоичным алфавитом. А представление информации с помощью двоичного алфавита называют «Двоичным кодированием». Закодировав таким образом информацию мы получаем «Двоичный код».

Давайте определим, какие из представленных двоичных кодов относится больше всего к нашему предмету?

Двоичные коды, которые вы предложили используются в информатике. Но сегодня мы уделим внимание символам двоичного алфавита 0 (выкл.) и 1 (вкл.).

Любой алфавит можно заменить двоичным алфавитом. Для этого нужно каждому символу присвоить порядковый номер и его уже будем представлять в виде двоичного кода. Полученный код будем считать кодом исходного символа

Скажите, а что делать с кодированием, если мощность исходного алфавита у нас будет больше двух символов?

Двоичные символы (0, 1) здесь берутся в заданном порядке и размещаются слева направо. Читаются сверху вниз.

Все цепочки из двух двоичных символов (кодовые комбинации) позволяют представить четыре разных символа произвольного алфавита:

Порядковый № символа

1

2

3

4

Двузначный двоичный код

00

01

10

11

А если символов будет больше, например не 4, а 8. Как нам закодировать минимальным количеством двоичных символов? Попробуйте сейчас определить как это сделать и результат запишите в таблицу в тетради.

Пытаются определить и сформулировать что такое «Мощность алфавита»

Отвечают на вопросы и предлагают свои варианты ответа из образцов, представленных на экране (0/1, истина/ложь)

Отвечают на вопрос, в нем объясняют, что если в исходном алфавите больше двух символов, то для кодирования символа этого алфавита потребуется не один, а несколько двоичных символов

Заполняют в тетради таблицу на 8 символов с помощью двоичного кодирования

Предметные: умение приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающихся в жизни. Получение представления о двоичном кодировании

Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе.

Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

3. Выявление места и причины затруднения

Сейчас вы попробовали самостоятельно заполнить таблицу на 8 символов минимальным количеством двоичного алфавита.

Что получилось?

Похвалить учащихся за выполненную работу.

Как вы думаете, а что надо будет сделать, если придется кодировать больше символов, например 16, 32 или 64?

В чём возникло затруднение?

Показывают варианты выполненной работы. Рассказывают как заполняли таблицу, что использовали для кодировки по три двоичных символа, чтобы закодировать одинаково 8 знаков

Самое сложное было выбрать минимальное количество символов для кодировки. Мы не знаем правила кодирования с помощью двоичного кода, приходится выполнять задание методом подбора

Регулятивные: самостоятельное выполнение действий по вычислению.

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Давайте определимся, какую цель поставите перед собой, чтобы этого затруднения у вас не было в будущем?

Для того, чтобы понять, как же решить поставленную перед нами цель, надо обязательно учитывать сколько символов нужно зашифровать.

Для этого сначала нужно определить разрядность двоичного кода – длину двоичной цепочки – это количество символов в двоичном коде.

Количество символов, которое надо будет зашифровать, назовем кодовыми комбинациями. Если количество кодовых комбинаций обозначить буквой N, а разрядность двоичного кода – буквой i, то рассчитать каким количеством двоичных символов будет зашифрован алфавит можно по формуле:

N = 2i

Например, если потребуется зашифровать весь алфавит, состоящий из 32 символов, то на каждый символ будет приходиться 5 знаков, а если 16 – то по 4 знака и т.д.

N = 16

i = ?

N = 2i

16 = 2i

16 = 24

N = 32

i = ?

N = 2i

32 = 2i

32 = 25

A = 0000 A = 00000

Б = 0001 Б = 00001

В = 0010 В = 00010

и т.д. и т.д.

А теперь давайте разделимся на маленькие группы по два человека и попробуем выполнить задание с использованием формулы, которую только узнали.

Вы должны будете решить задачу из учебника на стр. 42. После завершения работы, спросить у ребят о трудностях, которые возникли в процессе выполнения данных заданий. Какие вопросы у них возникли? Решена ли поставленная перед ними проблема?

Надо узнать как можно легко и правильно кодировать с помощью двоичных символов различные алфавиты символов.

Открывают учебник на странице 42. Читают задание и решают задачу в тетради Выполняют задания и отвечают на вопросы учителя о ходе работы и рассказывают о трудностях, которые возникли в процессе решения, достигнута ли поставленная цель

Предметные: понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные: определение последовательности операций при переводе из одной системы в другую,

составление плана и последовательности действий;

Познавательные: умение кодировать и декодировать.

Выбор и определение количества символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности

4. Физкультминутка (здоровьесберегающие технологии)

Предлагаю вам удобно расположиться, расслабиться и выполнить несколько упражнений для глаз.

Как выполнять упражнения для глаз напоминает и проговаривает учитель

Выполняют гимнастику для глаз по указанию учителя.

5. Первичное закрепление во внешней речи

Давайте все вместе решим задачу из рабочей тетради на стр. 29 № 39

Помогает решать задачу про двоичный код племени Мульти.

Открывают рабочую тетрадь на странице 29. Читают задание и решают задачу в тетради проговаривая вслух правила и порядок выполнения работы

Предметные: понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные: определение последовательности операций при переводе из одной системы в другую,

составление плана и последовательности действий;

Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

6. Самостоятельная работа

А теперь давайте попробуем собрать воедино все новые сведения, полученные на уроке сегодня и ранее на прошлом уроке

Для этого я вам предлагаю начертить инетеллект-карту, в которой главной темой будет название темы нашего урока: «Двоичное кодирование».

Удачи вам в выполнении работы!

Выполняют работу самостоятельно.

Проверка выполненной самостоятельной работы организуется по образцу на экране.

Личностные: самоорганизация.

Самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.

Предметные: понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные: определение последовательности операций при переводе из одной системы в другую,

составление плана и последовательности действий;

Познавательные: выбор и определение основных параметров, которые характеризуют понятие «двоичное кодирование» и, необходимы для выполнения работы.

7. Включение в систему знаний и повторение

Для учащихся, которые раньше всех выполнили самостоятельную работу можно дать задание на компьютере. Чтобы лучше закрепить наши знания полученные сегодня на уроке, выполним практическую работу. Название работы «Цифровые весы»

На рабочем компьютере загрузите программу «Цифровые весы» активировав ярлык «index_listing» в папке с программой

Выполняют работу самостоятельно на компьютере

Регулятивные: волевая саморегуляция, самостоятельное выполнение действий по вычислению.

Познавательные: действия постановки и решения проблем (самостоятельное создание способов решения проблем)

Предметные: понимание, обоснованное применение операций Познавательные: умение кодировать и декодировать.

8. Домашнее задание

Запишите в дневник домашнее задание, которое будете выполнять в рабочей тетради.

Вам нужно решить задачи № 40, 41 на стр. 29-30

Записывают в дневник домашнее задание

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты. Учащимся задаются вопросы

  • Вам было легко или были трудности?

  • Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

  • Какое задание было самым интересным и почему?

  • Как бы вы оценили свою работу?

Все Молодцы!

Спасибо Вам за урок!

Фиксируют новое содержание, изученное на уроке, и участвуют в рефлексии и самооценке собственной учебной деятельности.

Регулятивные: оценка (осознание качества и уровня усвоения)

Личностные: умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

multiurok.ru

Двоичное кодирование числовой информации в компьютере. 8-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: Познакомить учащихся с представлением числовой информации в памяти компьютера.

Задачи  урока:

  • образовательные: научить представлять целые числа в памяти компьютера, используя знания пройденного материала по информатике и математике, научить решать примеры по представлению целых чисел и выполнению операций над ними, используя ячейку памяти 1 байт, заполнить схему с алгоритмами действий над целыми числами;
  • развивающие: развить познавательный интерес к предмету через сравнение выполнения операций над целыми числами человеком и компьютером;
  • воспитательные: воспитать у учащихся информационную культуру для знания принципов работы электронных устройств, положительное отношение к учению, организованность при решении поставленной задачи.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Решение задач.
  5. Подведение итогов. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1 этап – организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Меня зовут …, и сегодня мы с вами будем работать вместе. (Положительный настрой)

2 этап – актуализация знаний

Продолжите, пожалуйста, фразы: (Слайд 1)

1. Основное устройство в кабинете информатики – это…

(Компьютер)

2. Для кодирования числовой информации в компьютере используется …

 (Двоичный код, двоичная система счисления)

Опираясь на понятия: двоичный код, числовая информация, компьютер, попробуйте сформулировать тему. (Слайд 2)

(Формулируют тему)

Тема урока: Двоичное кодирование числовой информации в памяти компьютера

Запишем тему в тетрадь.

Исходя из темы урока, скажите, чем мы будем заниматься? (Слайд 3)

(Кодировать числовую информацию)

Цель урока: Познакомиться с двоичным кодирование числовой информации в памяти компьютера.

Задачи урока: (Слайд 4)

  1. Познакомиться с форматами представления чисел в компьютере.
  2. Научиться представлять целые числа в памяти компьютера.
  3. Научиться выполнять сложение двоичных кодов целых чисел.
  4. Закрепить алгоритмы представления целых чисел в памяти компьютера.

3 этап – объяснение нового материала

По какому принципу можно разделить следующие числа на две группы: -15;   127,5;  89; -27,4; -120;  34,7? (Слайд 5)

(Целые, дробные)

В информатике это целые числа и вещественные числа. С представлением целых чисел в памяти компьютера мы сегодня и познакомимся. Для этого мы возьмём ячейку 1 байт.

У вас на партах есть схема. (Слайд 6) (Приложение 1) В течение урока мы будем её заполнять, для того, чтобы было удобно и понятно выполнять задания.

По какому принципу можно разделить целые числа на две группы: 18,  -32,  47,  -65,  -72,  89? (Слайд 7)

(Положительные и отрицательные)

Впишите это в схему. (Слайд 8)

А как происходит представление целых чисел со знаком в ячейке памяти 1 байт? А 1 байт это сколько бит? (8)

Обратите внимание на слайд (Слайд 9): левый крайний разряд ячейки отводится под знак, остальные 7 разрядов – под число.
А какое количество чисел можно представить с помощью 7 разрядов? (N = 27 =

128)

Тогда положительные числа 0..127 – 7 разрядов + 0 в знаковом разряде, обозначающий знак +.

А отрицательные числа -1..-128 – 7 разрядов + 1 в знаковом разряде, обозначающий -.

Запишем в схему числовые промежутки. (Слайд 10)

Посмотрите, пожалуйста, на пример. (Слайд 11)

Как представлено число 35 в ячейке памяти 1 байт? Что для этого надо сделать? (Перевести в 2 с/с и добавить незначащие нули до 8 разрядов.)

Запишем алгоритм представления целого положительного числа в памяти компьютера в схему. (Слайд 12)

А теперь выполните задание 1 самостоятельно. (Слайд 13)

(Вызвать учащегося к доске)

Разберём представление отрицательных целых чисел в памяти компьютера. (Слайд 14)

Посмотрите, пожалуйста, на пример. Как представлено число -35 в ячейке памяти 1 байт?

Для этого нужно последовательно получить прямой, обратный и дополнительный код.

Запишем алгоритм (Слайд 15) представления целого отрицательного числа в памяти компьютера в схему. (Слайд 16)

А теперь выполните задание 2 самостоятельно. (Слайд 17)

(Вызвать учащегося к доске)

Давайте сверим содержание схемы, которую вы получили и перейдём к выполнению действий. (Слайд 18)

4 этап – решение задач (закрепление)

Задание 3 (Слайд 19)

Найти сумму двоичных кодов и выполнить проверку в десятичной системе счисления. 2210+1710

(Вызвать к доске)

Задание 4 (Слайд 20)

Найти разность двоичных кодов и выполнить проверку в десятичной системе счисления. 2210-1710

(Вызвать к доске)

5 этап – подведение итогов, рефлексия (Слайд 21)

Вывод: Человек может складывать, вычитать, умножать, делить, возводить в степень, а компьютер – только складывать, используя дополнительный код, что увеличивает скорость работы компьютера. Причём так работает вся бытовая техника.

Рефлексия

Что узнали нового на уроке?

  1. Каким образом представляются положительные и отрицательные числа в памяти компьютера.
  2. Рассмотрели операцию сложения.)

На партах есть стикер. Нарисуйте на нём:

  • 11, если всё понятно
  • 01, если есть вопросы
  • 00, если затрудняетесь ответить.

6 этап – домашнее задание (Слайд 22)

П. 4.1.4, № 4.11. По желанию попробуйте вычислить -22-17, решить примеры с карточек заданий.

Если остаётся время, раздать карточки с заданиями. (Приложение 2)

19.04.2017

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Кодирование информации. Двоичное кодирование. Единицы измерения информации

Тема: Информация вокруг нас

Урок: Кодирование информации. Двоичное кодирование. Единицы измерения информации

На данном уроке будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Кодирование как изменение формы представления информации.

2. Как компьютер распознает информацию?

3. Как измерить информацию?

4. Единицы измерения информации.

 

В мире кодов 

Зачем люди кодируют информацию? 

1. Скрыть ее от других (зеркальная тайнопись Леонардо да Винчи, военные шифровки).

2. Записать информацию короче (стенография, аббревиатура, дорожные знаки).

3. Для более легкой обработки и передачи (азбука Морзе, перевод в электрические сигналы — машинные коды).

Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода.

Код — это система условных знаков для представления информации. 

 

Способы кодирования информации 

1. Графический (см. Рис. 1) (с помощью рисунков и знаков). 

Рис. 1. Система сигнальных флагов (Источник)

 

2. Числовой (с помощью чисел).

Например: 11001111 11100101.

 

3. Символьный (с помощью символов алфавита).

Например: НКМБМ ЧГЁУ. 

Декодирование — это действие по восстановлению первоначальной формы представления информации. Для декодирования необходимо знать код и правила кодирования.

Средством кодирования и декодирования служит кодовая таблица соответствия. Например, соответствие в различных системах счисления — 24 — XXIV, соответствие алфавита каким-либо символам (Рис. 2). 

Рис. 2. Пример шифра (Источник)

 

Примеры кодирования информации 

Примером кодирования информации является азбука Морзе (см. Рис. 3). 

 

Рис. 3. Азбука Морзе (Источник)

 

В азбуке Морзе используется всего 2 символа — точка и тире (короткий и длинный звук).

Еще одним примером кодирования информации является флажковая азбука (см. Рис. 4). 

Рис. 4. Флажковая азбука (Источник)

 

Также примером является азбука флагов (см. Рис. 5). 

Рис. 5. Азбука флагов (Источник)

 

Всем известный пример кодирования — нотная азбука (см. Рис. 6). 

Рис. 6. Нотная азбука (Источник)

 

Рассмотрим следующую задачу:

Используя таблицу флажковой азбуки (см. Рис. 7), необходимо решить следующую задачу: 

Рис. 7

Старший помощник Лом сдает экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующий текст (см. Рис. 8): 

Рис. 8

Представление информации происходит в различных формах в процессе восприятия окружающей среды живыми организмами и человеком, в процессах обмена информацией между человеком и человеком, человеком и компьютером, компьютером и компьютером. 

Кодирование — это операция преобразования знаков или групп знаков одной знаковой системы в знаки или группы знаков другой знаковой системы. 

Примером может служить язык жестов (см. Рис. 9). 

Рис. 9. Азбука жестов (Источник) 

Вокруг нас существуют преимущественно два сигнала, например:

— Светофор: красный — зеленый;

— Вопрос: да — нет;

— Лампа: горит — не горит;

— Можно — нельзя;

— Хорошо — плохо;

— Истина — ложь;

— Вперед — назад;

— Есть — нет;

— 1 — 0. 

Всё это сигналы, обозначающие количество информации в 1 бит.

1 бит — это такое количество информации, которое позволяет нам выбрать один вариант из двух возможных.

Компьютер — это электрическая машина, работающая на электронных схемах. Чтобы компьютер распознал и понял вводимую информацию, ее надо перевести на компьютерный (машинный) язык.

Алгоритм, предназначенный для исполнителя, должен быть записан, то есть закодирован, на языке, понятном компьютеру.

Это электрические сигналы: проходит ток или не проходит ток.

Машинный двоичный язык — последовательность «0» и «1». Каждое двоичное число может принимать значение 0 или 1.

Каждая цифра машинного двоичного кода несет количество информации, равное 1 бит. 

Устройства

1

0

Электронные схемы

Проводят электрический ток

Не проводят электрический ток

Участок поверхности магнитного носителя (жесткий диск, дискета)

Намагничен

Размагничен

Участок поверхности лазерного диска

Отражает луч

Не отражает луч

Двоичное число, которое представляет наименьшую единицу информации, называется бит. Бит может принимать значение либо 0, либо 1. Наличие магнитного или электронного сигнала в компьютере означает 1, отсутствие 0.

Строка из 8 битов называется байт. Эту строку компьютер обрабатывает как отдельный символ (число, букву).

Рассмотрим пример. Слово ALICE состоит из 5 букв, каждая из которых на языке компьютера представлена одним байтом (см. Рис. 10). Стало быть, Alice можно измерить как 5 байт. 

Рис. 10. Двоичный код (Источник) 

Кроме бита и байта, существуют и другие единицы измерения информации.

 Название 

 Сокращенное обозначение 

Размер в байтах

 Степень 

 Килобайт 

Кбайт, Kb

1 024

210

Мегабайт

Мбайт, Mb

1 048 576

220

Гигабайт

Гбайт, Gb

1 079 741 824

230

Терабайт

Тбайт, Tb

 1 099 511 627 776 

240

 

Список литературы

1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет 

1. Учительский портал (Источник).

2. Фестиваль «Открытый урок» (Источник).

3. Информатика в школе (Источник).

 

Домашнее задание 

1. §1.6, 1.7 (Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса).

2. Стр. 28, задания 1, 4; стр. 30, задания 1, 4, 5, 6 (Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса).

interneturok.ru

Конспект урока информатики в 8 классе на тему «Кодирование информации в компьютере».

Урок по теме
Тема: «Кодирование информации в компьютере».


Цели урока:

— помочь учащимся усвоить понятие информации и способы кодирования информации в компьютере, помочь учащимся усвоить понятие системы отсчета, познакомить с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами отсчета, дать первые основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере, дать понятия мышки, указателя, кнопки, главного меню, первичное понятие окна, научить пользоваться мышью и визуальными средствами управления, освоить три основных действия мышкой – щелчок, двойной щелчок, взять и растянуть.
— воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
— развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

Ход урока:
I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Актуализация знаний.
Вся информация, которою обработает компьютер, должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр – 0 и 1.
Эти два символа 0 и 1 принято называть битами (от англ. binary digit – двоичный знак).

III. Теоретическая часть.
С помощью двух цифр 0 и 1 можно закодировать любое сообщение. Это явилось причиной того, что в компьютере обязательно должно быть организованно два важных процесса:
Кодирование – преобразование входной информации в форму, воспринимаемую компьютером, т.е. двоичный код.
Декодирование – преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку.

С точки зрения технической реализации использование двоичной системы счисления для кодирования информации оказалось намного более простым, чем применение других способов. Действительно, удобно кодировать информацию в виде проследовательность нулей и единиц, если представить эти значения как два возможных устойчивых состояния электронного элемента:
0 – отсутствие электрического сигнала;
1 – наличие электрического сигнала.

Эти состояния легко различать. Недостаток двоичного кодирования – длинные коды. Но в технике легче иметь дело с большим количеством простых элементов, чем с небольшим числом сложных.
Вам приходится постоянно сталкиваться с устройством, которое мо

ет находится только в двух устойчивых состояниях: включено/выключено. Конечно же, это хорошо знакомый всем выключатель. А вот придумать выключатель, который мог бы устойчиво и быстро переключаться в любое из 10 состояний, оказалось невозможным. В результате после ряда неудачных попыток разработчики пришли к выводу о невозможности построения компьютера на основе десятичной системы счисления. И в основу представления чисел в компьютере была положена именно двоичная система счисления.

Способы кодирования и декодирования информации в компьютере, в первую очередь, зависит от вида информации, а именно, что должно кодироваться: числа, текст, графические изображения или звук.

Рассмотрим основные способы двоичного кодирования информации в компьютере.

Представление чисел
Для записи информации о количестве объектов используются числа. Числа записываются с использование особых знаковых систем, которые называют системами счисления.
Система счисления – совокупность приемов и правил записи чисел с помощью определенного набора символов.
Все системы счисления делятся на две большие группы: ПОЗИЦИОННЫЕ и НЕПОЗИЦИОННЫЕ.
Позиционные — количественное значение каждой цифры числа зависит от того, в каком месте (позиции или разряде) записана та или иная цифра.
Непозиционные — количественное значение цифры числа не зависит от того, в каком месте (позиции или разряде) записана та или иная цифра.

Самой распространенной из непозиционных систем счисления является римская. В качестве цифр используются: I(1), V(5), X(10), L(50), C(100), D(500), M(1000).
Величина числа определяется как сумма или разность цифр в числе.
MCMXCVIII = 1000+(1000-100)+(100-10)+5+1+1+1 = 1998
Первая позиционная система счисления была придумана еще в Древнем Вавилоне, причем вавилонская нумерация была шестидесятеричная, т.е. в ней использовалось шестьдесят цифр!
В XIX веке довольно широкое распространение получила двенадцатеричная система счисления.
В настоящее время наиболее распространены десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.
Количество различных символов, используемых для изображения числа в позиционных системах счисления, называется основанием системы счисления.

Основание

Алфавит цифр

Десятичная

10

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Двоичная

2

0, 1

Восьмеричная

8

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Шестнадцатеричная

16

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F


Соответствие систем счисления:

0

1

 2

3

4

5

6

 7

Двоичная

0

1

 10

 11

100

101

110

111

Восьмеричная

0

1

 2

3

4

5

6

 7

Шестнадцатеричная

0

1

2

3

4

 5

6

7

 

8

9

10

11

12

13

14

15

Двоичная

1000

1001

 1010

1011

 1100

1101

1110

1111

Восьмеричная

10

11

 12

13

14

15

16

17

Шестнадцатеричная

8

 9

A

 B

C

D

E

 F

Двоичное кодирование текстовой информации

Начиная с 60-х годов, компьютеры все больше стали использовать для обработки текстовой информации и в настоящее время большая часть ПК в мире занято обработкой именно текстовой информации.

Традиционно для кодирования одного символа используется количество информации = 1 байту (1 байт = 8 битов).
Для кодирования одного символа требуется один байт информации.

Учитывая, что каждый бит принимает значение 1 или 0, получаем, что с помощью 1 байта можно закодировать 256 различных символов. (28=256)

Кодирование заключается в том, что каждому символу ставиться в соответствие уникальный двоичный код от 00000000 до 11111111 (или десятичный код от 0 до 255).

Важно, что присвоение символу конкретного кода – это вопрос соглашения, которое фиксируется кодовой таблицей.

Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера (коды), называется таблицей кодировки.

Для разных типов ЭВМ используются различные кодировки. С распространением IBM PC международным стандартом стала таблица кодировки ASCII (American Standard Code for Information Interchange) – Американский стандартный код для информационного обмена.
Стандартной в этой таблице является только первая половина, т.е. символы с номерами от 0 (00000000) до 127 (0111111). Сюда входят буква латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы.

Остальные 128 кодов используются в разных вариантах. В русских кодировках размещаются символы русского алфавита.
В настоящее время существует 5 разных кодовых таблиц для русских букв (КОИ8, СР1251, СР866, Mac, ISO).

В настоящее время получил широкое распространение новый международный стандарт Unicode, который отводит на каждый символ два байта. С его помощью можно закодировать 65536 (216= 65536 ) различных символов.

Обратите внимание!
Цифры кодируются по стандарту ASCII в двух случаях – при вводе-выводе и когда они встречаются в тексте. Если цифры участвуют в вычислениях, то осуществляется их преобразование в другой двоичных код.
Возьмем число 57.

При использовании в тексте каждая цифра будет представлена своим кодом в соответствии с таблицей ASCII. В двоичной системе это – 00110101 00110111.

При использовании в вычислениях код этого числа будет получен по правилам перевода в двоичную систему и получим – 00111001.

III. Практическая часть.

Самостоятельное выполнение учащимися Лабораторной работы № 4 «Учимся кодировать и декодировать текстовую информацию»

IV. Д/з
Знать, что такое информация, способы кодирования информации, системы счисления.

V. Вопросы учеников.
Ответы на вопросы учащихся.

VI. Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.
На уроке мы узнали, что же такое информация, обсудили свойства и формы представления информации, познакомились с двоичным кодом и узнали в каких единицах измеряется информация.

infourok.ru

Конспект урока информатики в 8 классе 2Кодирование информации»

Тема: «Кодирование информации в компьютере».
Цели урока:

— помочь учащимся усвоить понятие информации и способы кодирования информации в компьютере, помочь учащимся усвоить понятие системы отсчета, познакомить с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами отсчета, дать первые основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере, дать понятия мышки, указателя, кнопки, главного меню, первичное понятие окна, научить пользоваться мышью и визуальными средствами управления, освоить три основных действия мышкой – щелчок, двойной щелчок, взять и растянуть.
— воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
— развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

Оборудование:
доска, компьютер, компьютерная презентация.

План урока:
I. Орг. момент. (1 мин)
II. Актуализация знаний. (1 мин)
III. Теоретическая часть. (20 мин)
IV. Практическая часть. (9 мин)
V. Д/з (2 мин)
VI. Вопросы учеников. (5 мин)
VII. Итог урока. (2 мин)

Ход урока:
I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Актуализация знаний.
Вся информация, которою обработает компьютер, должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр – 0 и 1.
Эти два символа 0 и 1 принято называть битами (от англ. binary digit – двоичный знак).

III. Теоретическая часть.
С помощью двух цифр 0 и 1 можно закодировать любое сообщение. Это явилось причиной того, что в компьютере обязательно должно быть организованно два важных процесса:
Кодирование – преобразование входной информации в форму, воспринимаемую компьютером, т.е. двоичный код.
Декодирование – преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку.

С точки зрения технической реализации использование двоичной системы счисления для кодирования информации оказалось намного более простым, чем применение других способов. Действительно, удобно кодировать информацию в виде проследовательность нулей и единиц, если представить эти значения как два возможных устойчивых состояния электронного элемента:
0 – отсутствие электрического сигнала;
1 – наличие электрического сигнала.

Эти состояния легко различать. Недостаток двоичного кодирования – длинные коды. Но в технике легче иметь дело с большим количеством простых элементов, чем с небольшим числом сложных.
Вам приходится постоянно сталкиваться с устройством, которое мо

ет находится только в двух устойчивых состояниях: включено/выключено. Конечно же, это хорошо знакомый всем выключатель. А вот придумать выключатель, который мог бы устойчиво и быстро переключаться в любое из 10 состояний, оказалось невозможным. В результате после ряда неудачных попыток разработчики пришли к выводу о невозможности построения компьютера на основе десятичной системы счисления. И в основу представления чисел в компьютере была положена именно двоичная система счисления.

Способы кодирования и декодирования информации в компьютере, в первую очередь, зависит от вида информации, а именно, что должно кодироваться: числа, текст, графические изображения или звук.

Рассмотрим основные способы двоичного кодирования информации в компьютере.

Представление чисел
Для записи информации о количестве объектов используются числа. Числа записываются с использование особых знаковых систем, которые называют системами счисления.
Система счисления – совокупность приемов и правил записи чисел с помощью определенного набора символов.
Все системы счисления делятся на две большие группы: ПОЗИЦИОННЫЕ и НЕПОЗИЦИОННЫЕ.
Позиционные — количественное значение каждой цифры числа зависит от того, в каком месте (позиции или разряде) записана та или иная цифра.
Непозиционные — количественное значение цифры числа не зависит от того, в каком месте (позиции или разряде) записана та или иная цифра.

Самой распространенной из непозиционных систем счисления является римская. В качестве цифр используются: I(1), V(5), X(10), L(50), C(100), D(500), M(1000).
Величина числа определяется как сумма или разность цифр в числе.
MCMXCVIII = 1000+(1000-100)+(100-10)+5+1+1+1 = 1998
Первая позиционная система счисления была придумана еще в Древнем Вавилоне, причем вавилонская нумерация была шестидесятеричная, т.е. в ней использовалось шестьдесят цифр!
В XIX веке довольно широкое распространение получила двенадцатеричная система счисления.
В настоящее время наиболее распространены десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.
Количество различных символов, используемых для изображения числа в позиционных системах счисления, называется основанием системы счисления.


Соответствие систем счисления:

Двоичное кодирование текстовой информации

Начиная с 60-х годов, компьютеры все больше стали использовать для обработки текстовой информации и в настоящее время большая часть ПК в мире занято обработкой именно текстовой информации.

Традиционно для кодирования одного символа используется количество информации = 1 байту (1 байт = 8 битов).
Для кодирования одного символа требуется один байт информации.

Учитывая, что каждый бит принимает значение 1 или 0, получаем, что с помощью 1 байта можно закодировать 256 различных символов. (28=256)

Кодирование заключается в том, что каждому символу ставиться в соответствие уникальный двоичный код от 00000000 до 11111111 (или десятичный код от 0 до 255).

Важно, что присвоение символу конкретного кода – это вопрос соглашения, которое фиксируется кодовой таблицей.

Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера (коды), называется таблицей кодировки.

Для разных типов ЭВМ используются различные кодировки. С распространением IBM PC международным стандартом стала таблица кодировки ASCII (American Standard Code for Information Interchange) – Американский стандартный код для информационного обмена.
Стандартной в этой таблице является только первая половина, т.е. символы с номерами от 0 (00000000) до 127 (0111111). Сюда входят буква латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы.

Остальные 128 кодов используются в разных вариантах. В русских кодировках размещаются символы русского алфавита.
В настоящее время существует 5 разных кодовых таблиц для русских букв (КОИ8, СР1251, СР866, Mac, ISO).

В настоящее время получил широкое распространение новый международный стандарт Unicode, который отводит на каждый символ два байта. С его помощью можно закодировать 65536 (216= 65536 ) различных символов.

Таблица стандартной части ASCII

Таблица расширенного кода ASCII

Обратите внимание!
Цифры кодируются по стандарту ASCII в двух случаях – при вводе-выводе и когда они встречаются в тексте. Если цифры участвуют в вычислениях, то осуществляется их преобразование в другой двоичных код.
Возьмем число 57.

При использовании в тексте каждая цифра будет представлена своим кодом в соответствии с таблицей ASCII. В двоичной системе это – 00110101 00110111.

При использовании в вычислениях код этого числа будет получен по правилам перевода в двоичную систему и получим – 00111001.

Кодирование графической информации

Создавать и хранить графические объекты в компьютере можно двумя способами – как растровое или как векторное изображение. Для каждого типа изображений используется свой способ кодирования.

Кодирование растровых изображений


Растровое изображение представляет собой совокупность точек (пикселей) разных цветов.
Для черно-белого изображения информационный объем одной точки равен одному биту (либо черная, либо белая – либо 1, либо 0).
Для четырех цветного – 2 бита.
Для 8 цветов необходимо – 3 бита.
Для 16 цветов – 4 бита.
Для 256 цветов – 8 бит (1 байт).

Цветное изображение на экране монитора формируется за счет смешивания трех базовых цветов: красного, зеленого, синего. Т.н. модель RGB.
Для получения богатой палитры базовым цветам могут быть заданы различные интенсивности.
4 294 967 296 цветов (True Color) – 32 бита (4 байта).

Кодирование векторных изображений.

Векторное изображение представляет собой совокупность графических примитивов (точка, отрезок, эллипс…). Каждый примитив описывается математическими формулами. Кодирование зависти от прикладной среды.

Двоичное кодирование звука

Звук – волна с непрерывно изменяющейся амплитудой и частотой. Чем больше амплитуда, тем он громче для человека, чем больше частота, тем выше тон.
В процессе кодирования звукового сигнала производится его временная дискретизация – непрерывная волна разбивается на отдельные маленькие временные участки.
Качество двоичного кодирования звука определяется глубиной кодирования и частотой дискретизации.

Вопросы и задания для закрепления
· Закодируйте с помощью ASCII-кода свою фамилию, имя, номер класса.
· В чем достоинство и недостаток кодирования, применяемого в компьютерах?
· Чем отличаются растровые и векторные изображения?
· В чем суть кодирования графической информации?
· На листе в клеточку нарисуйте рисунок. Закодируйте ваш рисунок двоичным кодом.
· Зачись количества предметов в разных системах счисления. см. презентацию к уроку.

III. Практическая часть.

На этом занятии мы поработаем с программами «Internet Explorer» и «Калькулятор».

Запустите программу Internet Explorer – это программа для просмотра web-страниц, По-умолчанию загрузится страница с классного сервера (адрес которого http://server). Теперь давайте попробуем изменить кодировку для отображения web-страницы и посмотрим что будет. Для изменения кодировки выберете команду «Вид→Кодировка→(какая-то кодировка)». Вы заметили как важно использовать правильную кодировку для отображения web-страниц.

Чтобы включить автовыбор кодировки:В меню Вид Internet Explorer выберите пункт Кодировка, а затем убедитесь, что установлена галочка Автовыбор. Если галочка отсутствует, установите ее.

Если функция автовыбора не может правильно распознать языковую кодировку, можно установить нужную кодировку вручную.

Теперь запустите программу Калькулятор. Данная программа предназначена для выполнения тех же действий, что и обычный калькулятор. Она выполняет основные арифметические действия, такие, как сложение и вычитание, а также функции инженерного калькулятора, например нахождение логарифмов и факториалов.

Чтобы преобразовать число в другую систему счисления
1. В меню Вид выберите команду Инженерный.
2. Введите число для преобразования.
3. Выберите систему счисления, в которую его требуется преобразовать.
4. Выберите необходимую разрядность результата.
Теперь используя эту программу преобразуйте числа из одной системы счисления в другую.
310=?2
1010=?2
22610=?2
100012 = ?10
248=?16
FF16==?2= ?8 = ?10

IV. Д/з
Знать, что такое информация, способы кодирования информации, системы счисления. Составить таблицу для преобразования чисел из десятичную в троичную и четверичную системы счисления (от 010 до 1510).

V. Вопросы учеников.
Ответы на вопросы учащихся.

VI. Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.
На уроке мы узнали, что же такое информация, обсудили свойства и формы представления информации, познакомились с двоичным кодом и узнали в каких единицах измеряется информация.
Так же мы научились устанавливать кодировку в программе Internet Explorer для корректного отображения web-страниц, а с помощью программы Калькулятор преобразовывать числа из одной системы счисления в другую.

 

infourok.ru

Открытый урок по информатике для 8 класса на тему «Кодирование с помощью знаковых ситем»


Открытый урок по информатике в 8 классе

по теме:

«Кодирование с помощью знаковых систем»

Подготовила учитель информатики:

Берко М.Т.

Анастасиевка

2015

Цель урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

• Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации.

• Отметить роль кодирования информации.

• Научить детей декодировать зашифрованную информацию.

• Научить применять свои знания на практике.

• Воспитывать интерес к предмету.

РАЗВИВАЮЩАЯ:

• Логическое мышление, внимание, память.

• Развивать кругозор детей.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

• развитие познавательного интереса

ТИП УРОКА: урок изучения и закрепления новых знаний.

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: лекция, практические задания.

ТСО И НАГЛЯДНОСТЬ:

• интерактивная доска

• презентация

• раздаточный материал

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель — Хотелось бы, чтобы девизом сегодняшнего урока стали такие слова:

Твори, ищи, фантазируй смелей –

 Поиск идет необычных идей!

Сваливай мысли в гору большую,

 Из сотни простых найди золотую.

Камнем в соседа бросать не смей,

Бросишь камень – не будет идей!

2. Актуализация знаний.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с вами повторим материал, изученный на прошлом уроке.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

  1. Что такое информация? /Информация — это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)/.

  2. Какие действия человек совершает с информацией? /Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации./

  3. Как человек хранит информацию? /Хранение информации в уме — собственная (внутренняя информация) — оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества./

  4. Какие современные носители информации вам известны? /Магнитные и лазерные диски, флеш-карты — обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)/

3. Изучение новой темы.

История кодирования информации начинается с тех самых времен, когда первобытный человек выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов окружающего мира. (Слайд 3)

Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака.

Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только получить сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника – ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу; телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.

Необходимо заранее договориться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода. (Слайд 4)

Код  это система условных знаков для представления информации.

Кодирование  формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так, для общения в нашей стране используется код – русский язык. Код используется для оценки знаний в школе (число 5 – код отличных знаний, 4 — код хороших знаний, 3 – удовлетворительных, 2 – плохих). С помощью нотных знаков записываются (кодируются музыкальные произведения. По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце. (Слайд 5)

По слайду 6 расскажите, где применяются коды.

В современных супермаркетах каждый товар имеет на упаковке штрих-код – метку, состоящую из четырех черных линий. Для чтения штрих кодов применяют специальные сканеры. С их помощью в компьютер вводят информацию о стоимости покупки. Правила дорожного движения кодируются с помощью наглядных символических рисунков. План местности, карта, чертежи технических деталей, наскальные надписи, система счисления, математические формулы, кодированная информация в компьютере и т.д. (Слайд 6)

Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населенный пункт. Его следует написать на конверте в специальном отведенном месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо. Например, код Москвы и коды всех населенных пунктов Московской области начинаются с цифры 1.

Одна и та же информация может быть представлена разными кодами, иначе говоря, в разных формах. Люди выработали множество форм представления информации. К ним относятся:

  • разговорные языки (русский, английский, немецкий – всего более 2000 языков),

  • язык мимики и жестов, язык рисунков и чертежей,

  • научные языки (например, язык математики),

  • языки искусства (музыка, живопись, скульптура),

  • специальные языки (азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука).

В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги. Шифрование — это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату. (Слайд7)

Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв, поэтому код Морзе называют неравномерным кодом.

Буквы, которые встречаются в тексте чаще, имеют более короткий код, чем редкие буквы. Это сделано для того, чтобы сократить длину всего сообщения. Но из-за переменной длины кода букв возникает проблема отделения букв друг от друга в тексте. Поэтому для разделения приходится использовать паузу (пропуск). Следовательно, телеграфный алфавит Морзе является троичным, т.к. в нем используются три знака: точка, тире, пропуск. (Слайд12)

  • двоичное кодирование — это перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления. Вся информация, поступающая в компьютер (винчестер) кодируется числами 1 и 0, это может быть картинка, буквы, числа, так поступающую информацию видит компьютер. (Слайд10)

Существует три основных способа кодирования информации:

  1. Графический — с помощью рисунков или значков;

  2. Числовой — с помощью чисел;

  3. Символьный — с помощью символов того же алфавита, что и текст.

(Слайд11)

Обратное преобразование называется декодированием.

Ребята, запишите себе в тетрадь, что:

Декодирование — это процесс восстановления содержания закодированной информации.

Физкультминутка:

http://festival.1september.ru/articles/549778/pril8.ppt

Сейчас мы с вами выполним практические задания для закрепления. Послушайте условия выполнения работы:

Вы разделитесь на две команды. Выберите капитана команды.

Задание 1.

Придумайте название команды и зашифруйте его с помощью азбуки Морзе. Передайте команде противника для расшифровки.

Задание 2.

Девиз нашего состязания закодирован. Декодируйте информацию. (Сайд14)

Только смелым покоряются моря.

Задание 3

Вам всегда, везде и во всем поможет то, что закодировано в следующем задании…(Слайд15)

Декодируйте информацию, зная что
каждой букве соответствует пара чисел,
где первое число – номер столбца,

а второе число – номер строки в кодовой таблице:

(5, 3) (2, 2) (5, 2) (8, 3) (2, 3) (1, 3)

(ДРУЖБА)

Задание 4.

Декодируйте сообщения, в которых заключена народная мудрость.

(Слайд 24)

Каждая буква исходного текста была заменена третьей после неё буквой в алфавите русского языка, который считался записанным по кругу. Декодируйте следующие сообщения:

а) жуцёг льл, г ргмжиыя — дзузёл;

б) фхгуюм жуцё оцъыз рсеюш жецш.

а) Друга ищи, а найдешь — береги.

б) Старый друг, лучше новых двух.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

Б

А

Задание 5. (Слайд25)

Каждой букве поставлена в соответствие пара чисел: первое число — номер столбца, а второе — номер строки следующей кодовой таблицы:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

<пробел>

2

п

р

с

т

у

ф

х

ч

ц

ш

щ

,

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

.

Расшифруйте головоломку:
(1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (12,1), (4,2), (5,1), (4,2), (12,2), (12,1), (1,1), (4,2), (5,1), (12,1), (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (5,1), (12,1), (1,2), (5,1), (3,2), (4,2), (5,2), (1,2), (1,3), (6,3), (4,2), (12,3).

Красив тот, кто красиво поступает.

Задание 6. (конкурс капитанов)

Декодирование слов по номерам букв

Задание 7.Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе»

(закодированное слово в столбик)

Задание 8 нарисуйте в Paint закодированное изображение

00010000000

00011000000

00010100000

00010010000

00010001000

11111111111

01000000000

00111111000

Задание 9

Вместо определений вставьте компьютерный термин или понятие информатики.

Преступники проложили (жизненный, санный, воздушный, Млечный) (путь) через (большое, закрытое, разбитое) (окно) в основной (дипломатический, морской, кадетский) (корпус). Отключив тревожную (металлическая, пластмассовая, пусковая) (кнопку) и включив (шахматный, игровой, портативный, домашний) (компьютер), они нашли (торговая, оптовая, спортивная) (базу) с тестами, вывели ее на (узкий, строчный, цветной) (принтер), а (позвоночный, автоматный, музыкальный) (диск) с данными (физическое, логическое, полное, быстрое) (отформатировали). Убегая, они оставили листок с загадочной (своевременная, объективная, ложная) (информация) и непонятным (рубленый, декоративный, обычный) (шрифтом).

Задание 10

(Из каждого слова закодированной фразы убрать по паре соответствующих букв ключевого слова.

  1. Випана гомлояву клотнить. (Ключ: память.) (Вина голову клонит).

  2. Помсиле дркакирокуласками нехе мамшаут. (Ключ: микросхема). (После драки кулаками не машут).

  3. Носватя мертала чинсито мецтета. (Ключ: страница). (Новая метла чисто метет).)

Ребята сейчас жюри подсчитает наши балы и огласит результат.

Подведение итогов урока.

На уроке мы обобщили пройденный материал и отработали кодирование информации. Усвоение данного материала поможет обучающимся добиться лучшего понимания, изучая дальнейший курс информатики и ИКТ.

Выставление оценок.

Спасибо Всем за урок.

Список используемых источников:

Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ, учебник для 8 класса.-М.: Бином, 2009;

http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/INFORMATIKA.html (Универсальная научно-популярная онлайн — энциклопедия).

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *