cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Чайковский времена года презентация – П.И. Чайковский «Времена года» — презентация по музыке скачать бесплатно

Содержание

Презентация «Фортепианный цикл «Времена года» Чайковский». Авторская разработка

Данная презентация об истории создания цикла «Времена года» с характеристикой пьес. Можно использовать в 6 классе в разделе «Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в тв-ве русских композиторов» и в 5 классе  в разделе «Картины природы в музыке и в ИЗО», т.к. в презентации использованы картины русских живописцев.

Просмотр содержимого презентации
«1.Зима»

Просмотр содержимого презентации
«2.Весна»

Просмотр содержимого презентации
«3.Лето»

Просмотр содержимого презентации
«4.Осень»

Просмотр содержимого презентации
«1.Времена года Чайковский»

multiurok.ru

Презентация по музыке «П.И. Чайковский. Времена года»

Слайд 1

Пётр Ильич Чайковский « Времена года» Работу выполнила ученица 7 «А» класса Тюрина Анна 2015 год

Слайд 2

Пётр Ильич Чайковский 1840-1893

Слайд 3

«Времена года» известный фортепианный цикл , состоящий из 12 характеристических картин

Слайд 4

Идея цикла и заглавия пьес принадлежала Н.М.Бернарду, издателю журнала « Нувеллист ». О работе композитора над циклом почти ничего не известно, кроме того, что начал работу он в Москве. Пьесы были изданы точно в положенный срок и в полном соответствии с автографом . Все заглавия пьес были придуманы Бернардом, но к двум из них Чайковский внес свои дополнения: «Святки» получила подзаголовок «Вальс», а «Жатва» — «Скерцо». В поздних изданиях П.И.Юргенсона подзаголовки композитора были утрачены.

Слайд 5

«Январь. У камелька » И мирной неги уголок Ночь сумраком одела, В камине гаснет огонек, И свечка нагорела. А.С.Пушкин

Слайд 6

«Февраль. Масленица» Скоро масленицы бойкой Закипит широкий пир. П.А.Вяземский

Слайд 7

«Март. Песнь жаворонка» Поле зыблется цветами, В небе льются света волны, Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны . А.Н.Майков

Слайд 8

«Апрель. Подснежник » Голубенький, чистый подснежник – цветок, А подле сквозистый последний снежок. Последние слезы о горе былом И первые грезы о счастье ином . А.Н.Майков

Слайд 9

«Май. Белые ночи » Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега, Как свеж и чист твой вылетает Май ! А.А.Фет

Слайд 10

«Июнь. Баркарола » Выйдем на берег, там волны Ноги нам будут лобзать, Звезды с таинственной грустью Будут над нами сиять . А.Н.Плещеев

Слайд 11

«Июль. Песня косаря » Раззудись, плечо, Размахнись рука! Ты пахни в лицо, Ветер с полудня ! А.В.Кольцов

Слайд 12

«Август. Жатва » Люди семьями принялися жать, Косить под корень рожь высокую! В копны частые снопы сложены, От возов всю ночь скрипит музыка . А.В.Кольцов

Слайд 13

«Сентябрь. Охота » Пора, пора! Рога трубят; Псари в охотничьих уборах; Чем свет уж на конях сидят; Борзые прыгают на сворах . А.С.Пушкин

Слайд 14

«Октябрь. Осенняя песнь » Осень, осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят . А.К.Толстой

Слайд 15

«Ноябрь. На тройке » Не гляди же с тоской на дорогу, И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда затуши . Н.А.Некрасов

Слайд 16

«Декабрь. Святки» Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали . В.А.Жуковский

nsportal.ru

Презентация внеклассного мероприятия по предмету Хор » на тему «П.И. Чайковский «Времена года. Весна»

МБУ ДО Озерненская ДШИ

Внеклассное мероприятие по предмету Хор

Тема: « П.И. Чайковский Времена года. Весна»

1-4 классы

Выполнила Башкирова Джанетта Геннадьевна,

преподаватель хорового класса

2016

П.И. Чайковский «Времена года»

Весна

Внеклассное мероприятие по предмету Хор

Цель: ознакомление обучающихся со сборником фортепианных пьес П.И. Чайковского «Времена года»: Март, Апрель, Май.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с тремя произведениями из альбома «Времена года»

  • использовать мультимедийные технологии и MP3

  • формировать навык слушания классической музыки, определять ее характер, выделять средства выразительности в музыке

  • развивать навык узнавания музыки по ее звучанию

  • развивать музыкальный слух, логическое мышление, память, внимание

  • воспитывать понимание классической музыки

  • формировать потребность в слушании классической музыки

Слайд 2. Петр Ильич Чайковский (1840 — 1893) – один из величайших композиторов в истории музыки. Сборник его фортепианных пьес «Времена года» состоит из 12 небольших музыкальных зарисовок, они соответствуют 12 месяцам года. Средствами музыкальных звуков композитор рисует картину природы или душевное состояние человека в определённую пору года. Удивительно точно переданы композитором малейшие движения души и изменения в природе, настолько точно, что слова при этом не требуются, достаточно только имеющегося поэтического эпиграфа, данного при издании к каждой музыкальной пьесе, который помогает настроиться на картину. Каждая пьеса снабжена стихотворным эпиграфом из произведений русской классики.

Слайд 4.

«Жаворонок» Март

«Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны»
А.Н.Майков

Начало пьесы Чайковского «Март» пронизано трогательными мотивами, похожа на тихий, головокружительный вальс, который сменяется эмоциональными аккордами, а затем приглушенно звучащими мажорными нотами. В начале первого раздела пьеса более воздушная, к середине игра становится более эмоциональной и спускается до нижних октав, а затем снова возвращается к легкому и чувственному вальсу.


Слайд 5.

Первая пьеса из весеннего цикла посвящена марту, когда из-под снега пробиваются нежные и хрупкие цветы, возвращаются из теплых краев птицы, а на проталинах в лесу щебечет жаворонок, согревшийся под ласковыми лучами солнца. Пение жаворонка символизирует весну, поэтому лиричная и неторопливая мелодия напоминает перекличку птиц, свободный полет над родными просторами и создает легкое, немного грустное и мечтательное настроение. Легкие трели постепенно стихают, в лесу наступает ночь, и всё замирает в ожидании следующего дня.

Слайд 6.

«Подснежник» Апрель

«Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином…»

А.Н.Майков

Как только с полей и лесных полян сходит снег, а на полянах начинает пробиваться из-под старых листьев и хвои зеленая трава, появляются подснежники. Природа пробуждается, отправляя к свету своих первых посланников.

Слайд 7.

Как и цветок подснежник, месяц апрель очень любим русским народом, особенно женщинами, ему посвящают стихи поэты, подчеркивая белизну и прозрачность колокольчиков, напоминающих о том, что весна окончательно вступила в свои права.

Это музыкальное произведение также посвящено одному из стихотворений А.Н. Майкова, в котором подснежник сравнивается с надеждой, а практически растаявший снег с позабытыми горестями и тревогой.

Слайд 8.

«Белые ночи» Май

«Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!»
А.А.Фет

Петр Чайковский много лет прожил в Петербурге, поэтому одну из своих пьес он посвятил знаменитым «белым ночам», начинающимся в конце мая.

Слайд 9.

Свежесть ночи, когда на улице светло, практически, как днем, томная нега последних дней весны, за которыми наступает жара, теплое солнце – всё это отражено в переливчатой и льющейся музыке фортепьяно, полной противоречий. То мелодия устремляется вверх, заставляя испытать возвышенные чувства и восторг, затем опускается на несколько октав, предавая душу тяжелым думам.

Произведение состоит из нескольких разделов, коротких, лиричных отступлений, радостных аккордов, коротких реприз и спокойного, медленного финала, представляющего зрителю светлое небо и строгую северную красоту.

Слайд 10.

Игра «Соотнеси название музыкальных пьес Времена года П.И. Чайковского» с картинками на слайде.

Подведение итога.

Какие из музыкальных пьес «Времена года» Весна запомнились?

Какая музыка понравилась? Почему?

Кому хочется услышать эти произведения еще?

Источники:

infourok.ru

Презентация внеклассного мероприятия по предмету Хор » П.И. Чайковский «Времена года. Зима.»

МБУ ДО Озерненская ДШИ

Внеклассное мероприятие по предмету Хор

Тема: « П.И. Чайковский Времена года. Зима»

1-4 классы

Выполнила Башкирова Джанетта Геннадьевна,

преподаватель хорового класса

2016

П.И. Чайковский «Времена года»

Зима

Внеклассное мероприятие по предмету Хор

Цель: ознакомление обучающихся со сборником фортепианных пьес П.И. Чайковского «Времена года»: Декабрь, Январь, Февраль.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с тремя произведениями из альбома «Времена года»

  • использовать мультимедийные технологии и MP3

  • формировать навык слушания классической музыки, определять ее характер, выделять средства выразительности в музыке

  • развивать музыкальный слух, логическое мышление, память, внимание

  • воспитывать понимание классической музыки

Слайд 2. Петр Ильич Чайковский (1840 — 1893) – один из величайших композиторов в истории музыки. Сборник его фортепианных пьес «Времена года» состоит из 12 небольших музыкальных зарисовок, они соответствуют 12 месяцам года. Средствами музыкальных звуков композитор рисует картину природы или душевное состояние человека в определённую пору года. Удивительно точно переданы композитором малейшие движения души и изменения в природе, настолько точно, что слова при этом не требуются, достаточно только имеющегося поэтического эпиграфа, данного при издании к каждой музыкальной пьесе, который помогает настроиться на картину. Каждая пьеса снабжена стихотворным эпиграфом из произведений русской классики.

Слайд 4.

«Святки» Декабрь:
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок
Сняв с ноги бросали.»
В.А.Жуковский

«Святки» Декабрь. Святки — время от Рождества до Крещенья. Праздник, в котором сочетались элементы обряда христианского с древними, языческими. На святки ходили ряженые из дома в дом. Ряженые, одетые не по обычаю, а ради шутки, ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками. В семьях царило праздничное веселье.

Слайд 5. Большое внимание уделялось гаданиям. Девушки собирались в кружок и разными способами гадали о своей будущей судьбе.

Заключительная пьеса цикла — «Святки» — имеет в рукописи композитора подзаголовок «Вальс.» И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, фрагменты которой чередуются с эпизодами вальса. А завершается пьеса, и, вместе с ней весь цикл безмятежном вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки. Слушание музыкальной пьесы «Декабрь. Святки»

Слайд 6.

«У камелька.» Январь:

«И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела.»
А.С.Пушкин

«У камелька». Январь. Камелек — это специфически русское название камина в дворянском доме или какого-либо очага в крестьянском жилище. В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали.

Слайд 7.

Пьеса «У камелька» рисует картинку с элегически — мечтательным настроением. Первый раздел ее построен на выразительной теме, напоминающей интонации человеческого голоса. Это как бы коротенькие фразы, произносимые медленно, с расстановкой, в состоянии глубокой задумчивости.

Средний раздел более оживленный по характеру, но также строится на коротком мотиве с переливами пассажей, напоминающих звучание арфы.

После него следует третий раздел, повторяющий первый с дополнением, заключающим всю пьесу с своеобразным затиханием мелодии и переливов арфы. Музыка как бы истаивает и картинка исчезает… Слушание музыкальной пьесы «Январь. У камелька»

Слайд 8.

«Масленица». Февраль:
«Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир.»
П.А.Вяземский.

«Масленица.» Февраль. Масленица или масленая неделя — праздничная неделя перед Великим постом. Масленицу чествуют веселыми гуляниями, разудалыми играми, катанием на лошадях, разными потехами. А в домах пекут блины, специфическое языческое блюдо, которое из глубины веков прочно вошло в русскую жизнь. В этом празднике сочетались черты языческих проводов зимы и встречи весны и христианского обряда перед началом Великого поста, предшествующего великому празднику Пасхи, Воскресения Христова.

Слайд 9.

«Масленица» — это картина народного гуляния, где живописные моменты сочетаются с звукоподражанием музыке гуляющей толпы, озорным звучаниям народных инструментов.

Вся пьеса состоит как бы из калейдоскопа маленьких картинок, сменяющих одна другую, с постоянным возвращением первой темы. С помощью угловатых ритмических фигур Чайковский создает картину с шумными и радостными возгласами толпы, притоптыванием пляшущих ряженых. Взрывы смеха и таинственный шепот сливаются в одну яркую и пеструю картину празднества. Слушание музыкальной пьесы «Февраль. Масленица»

Слайд 10.

Игра «Соотнеси название музыкальных пьес Времена года П.И. Чайковского» с картинками на слайде.

Подведение итога.

Источники

infourok.ru

Презентация Чайковский «Времена года»

ВРЕМЕНА ГОДА П.И. ЧАЙКОВСКИЙ

АННОТАЦИЯ

Мультимедийное пособие «ВРЕМЕНА ГОДА» разработано в рамках предмета «Музыка». Оно адресовано учителям музыки общеобразовательных школ, педагогам ДМШ, а также будет полезно всем тем, кто непосредственно связан с многогранным процессом музыкального образования и воспитания современных школьников. Данный проект предусматривает самостоятельное изучение материала учащимися, получение информации, прочувственное и осознанное восприятие на примерах лучших образцов мировой музыкальной культуры. Данное пособие позволяет формировать понятие о закономерностях музыкального искусства на основе восприятий музыкальных, литературных и художественных образов. Проект может быть использован учителями – предметниками на уроках изобразительного искусства и русской литературы.

Из истории создания

В автографе Чайковского, кроме названия сборника и отдельных пьес, нет других авторских подписей, но Н. Бернанд предварил каждую пьесу эпиграфом из фрагментов стихотворений русских поэтов. Эти эпиграфы вошли и в первое издание “Времен года”, став неотъемлемой частью этого удивительного творения. Пособие “Времена года” в транскрипции для камерного ансамбля, предлагается как единое целое , где соединились музыка, картины художников, и стихи. Эпиграфы “озвучены” голосом замечательного русского артиста Алексея Баталова

Концертино

Ансамбль “Концертино” был создан в 1981 году знаменитым

скрипачом А. Корсаковым .

П.И. ЧАЙКОВСКИЙ

( 1840-1893), русский композитор,

пианист и дирижер.

Я желал бы всеми силами души, чтобы

музыка моя распространялась, чтобы

увеличивалось число людей, любящих ее,

находящих в ней утешение и опору ”.

Б.В. Астафьев, один из крупнейших

музыкантов, сказал однажды , что гениальные произведения искусства не придумываются – они “выплавляются ” из тех впечатлений жизни, которые сильнее всего волновали художника. В этом – тайна их неотразимого воздействия на человеческие сердца.

Художник Татьяна ФЁДОРОВА

П.И. Чайковский. Холст, масло.

Январь . У камелька

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет огонёк

И свечка нагорела.

(А.С. Пушкин)

Так Пушкиным начинается первая страница. Уютно мечтать и размышлять одному в тиши перед камином, прислушиваясь к зимним шорохам и звукам. Внезапно и тревожно спрашивает о чём-то музыкальная фраза. Настойчивый вопрос… Знакомые интонации…

Ленский! – “Что день грядущие мне готовит?” И тональность та же. Здесь, на второй странице «Января», в самом начале цикла всё тот же вопрос к судьбе о будущем: «Что год грядущий нам готовит?»…

Перелистываем следующую страницу . Из тишины и безмолвия сразу же попадаем в пестроту многолюдья…

Январь . У камелька

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет огонёк

И свечка нагорела.

(А.С. Пушкин)

Художик М.А. Врубель

Портрет Н.И. Забелы-Врубель “У камина после концерта”

Февраль. Масленица

Скоро масленицы бойкой

Закатит широкий пир.

(П.А. Вяземский)

Радостная ярмарочная сутолока. Ряженые с их скоморошьим озорством. Все

Вокруг нарядно, красочно, как у Кустодиева. Праздничные увеселения и катание на тройке с бубенчиками. Блины, пироги и проводы масленицы —

словом, все. Что непременно сопутствует масленой неделе… Тональность

“ Масленицы” – мажорная.

Много лет спустя Стравинский, как и Чайковский, напишет свою “Масленицу” для балета “Петрушка” в мажорной тональности. Знаменитое совпадение! Выбирая тональность, вспомнил Чайковского, еще раз доказав свою приверженность к нему. Но вот отзвучал “Февраль”.

Февраль. Масленица

Скоро масленицы бойкой

Закатит широкий пир.

(П.А. Вяземский)

Художник Б.М. Кустодиев “Масленица”

Март. Песня жаворонка

Поле зыблется цветами…

В небе льются света волны…

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.

(А.Н. Майков)

Начинается март – первый месяц весны. И рождается в звуках весенняя

поэтическая элегия Чайковского “Песня жаворонка”. Предвестник весны ,

жаворонок, конечно, не такая мистическая птица, как в “Лесных сценах” Шумана, с которой она тонально и мелодически перекликается, но все-таки

по-своему “вещая”. “Вещих жаворонков пенья голубые бездны полны…”

К фортепианной инструментовке “Жаворонка” угадывается соло виолончели —

любимицы Чайковского, инструмента, который пользовался в России большой популярностью. А природа пробуждается…

Март. Песня жаворонка

Поле зыблется цветами…

В небе льются света волны…

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.

(А.Н. Майков)

Художник Винсент ван Гог, картина

“ Пшеничное поле с жаворонками”

Апрель . Подснежник

Голубенький, чистый подснежник — цветок !

А подле сквозистый , последний снежок …

Последние слезы о горе былом,

И первые звезды о счастье ином.

(А.Н. Майков)

Легкое, живое дыхание в первой же фразе, в самой тональности, мажорной,

солнечной. В средней части “Подснежника” вдруг возникает вальс. Не совсем вдруг, возможность вальса изначально кроется в самом движении, в его трехдольности. И он естественно и закономерно возникает словно родник,

вышедший на поверхность из глубин земли:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой

Кружится вальса вихорь шумный…

И так же как в “Жаворонке”, здесь мы слышим голос виолончели…

Но вот уже весна в расцвете.

Апрель. Подснежник

Голубенький, чистый подснежник — цветок !

А подле сквозистый , последний снежок …

Последние слезы о горе былом,

И первые звезды о счастье ином.

(А.Н. Майков)

Художник Грицай А.М. “Подснежники”

МАЙ. БЕЛЫЕ НОЧИ

Какая ночь! Какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

(А. Фет)

Как бы соперничая со строками Фета, мелодия здесь уступает место декламации, музыка звучит как прекрасно прочитанное стихотворение.

Она дышит в удивительном мире майской весны. “В сиянье теплых майских

дней ” (первая песня из цикла “Любовь поэта” ). Пристрастие к Шуману в

Чайковском очень глубоко и не случайно. Такая близость духу шумановской музыки раскрывает нам какую-то грань в художественном складе самого Чайковского. Быть может, эта особая эмоциональность, открытость души, которую мы слышим в музыке обоих?

МАЙ. БЕЛЫЕ НОЧИ

Какая ночь! Какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

(А. Фет)

Художник Ходченко Валерий “Белые ночи”

Июнь. Баркарола.

Выйдем на берег, там волны

Ноги нам будут лобзать;

Звезды с таинственной грустью

Будут над нами сиять.

(А.Н. Плещеев)

Летний вечер на воде. Мелодия на фоне мягкого покачивания волн. Этим сюжетом столько раз восхищались – бывает ли традиционнее? У Чайковского редчайший дар, прикасаясь к примелькавшему, увидеть в нем высшую неуловимость жизни. Какая неблекнувшая свежесть восприятия: банальности для него не существует!

Чайковский не над людьми, а среди них, и потом, наверное, красота естественности, поэзия обычного не увядает в его музыке. Четыре пьесы – “Март”, “Апрель”, “Май”, “Июнь” — объеденены сходным настроением — они мечтательны. как бы погружены в созерцание природы. В контраст к ним следующие три написаны совсем в ином ключе: нисколько ни томление – действие!

Июнь . Баркарола

Выйдем на берег, там волны

Ноги нам будут лобзать;

Звезды с таинственной грустью

Будут над нами сиять.

(А.Н. Плещеев)

Русский художник Василий Поленов

Художник В.Д. Паленов “На лодке”. Усадьба Абрамцево

Июль. Песнь косаря.

Раззудись, плечо! Размахнись рука!

Ты пахни в лицо, ветер с полудня!

(А.В. Кольцов)

Нарисованный, разукрашенный образ молодого крестьянина. Характер

лукавый, разудалый, разбитной – звучат дробно и четко плясовые ритмы. Пьеса задумана очень своеобразно. В ней есть намеренная однозначность образа, чисто жанровая. Изобразительная , без внутреннего развития. Это вообще типично для

Чайковского, когда он обращается к народной теме. Чувствуется, как он сознательно преодолевает свой профессионализм в жажде первозданности, архаичности музыкального языка.

Июль. Песнь косаря

Раззудись, плечо! Размахнись рука!

Ты пахни в лицо, ветер с

полудня!

(А.В. Кольцов)

Художник Гиоргриев И. (1910 г. )

“ Косари”

Август . Жатва

Люди семьями принялся жать

Косить под корень рожь высокую.

В копны частые снопы сложены;

От возов всю ночь скрыпит музыка.

(А.В. Кольцов)

Август – время полевых работ. Эпиграф деловито описывает производственный процесс. Сама же пьеса Чайковского словно рассказывает иное, нежели стихи Кольцова. В ней звучат напряжение и тревога. Драматичное столкновение: один ритм борется с другим. Есть что — то безудержное в безостановочном движении, ведущем к взрыву – завершению. И сразу же возникает новое состояние: подчеркнутая монотонность мелодии, ритма. Все стихло “недвижим воздух” …

Август . Жатва

Люди семьями принялся жать

Косить под корень рожь высокую.

В копны частые снопы сложены;

От возов всю ночь скрыпит музыка.

(А.В. Кольцов)

Питер Брейгель “Цикл картин Месяцы …”

Сентябрь. Охота

Пора, пора! Рога трубят;

Псари в охотничьих уборах

Чем свет уж на конях сидят,

Борзые прыгают на сворах.

(А.С. Пушкин)

Еще одна страница календаря – и перед нами “Сентябрь. Охота”.

Музыка воспринимается как симфоническая картина, переложенная для рояля, – почти как клавир. Фортепианная фактура очень близка оркестру. “Рога” действительно “трубят” весьма помпезно и призывно. В авторском ощущении тональности есть парадность, свойственная некоторым мажорным образам Чайковского: Большая соната. Второй фортепианный концерт. Победоносно гремят фанфары “Охоты”, но вот они отзвучали. Тишина.

Сентябрь. Охота

Пора, пора! Рога трубят;

Псари в охотничьих уборах

Чем свет уж на конях сидят,

Борзые прыгают на сворах.

(А.С. Пушкин)

Художник Николай Сверчков “ Охота”

Октябрь. Осенняя песнь.

Осень! Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят…

(А.К. Толстой)

“ Унылая пора, очей очарованье…” – написал Пушкин. И вот уже сколько

“ осенних” русских стихов возникло с тех пор, а “очей очарованье” царит в душе по – прежнему неодолимо, как некое магическое сцепление слов, которых забыть нельзя!

Осень природы. Осень жизни. Настроению этой музыки очень близок романс Чайковского “Снова, как прежде один” с его глубоко личной интонацией печали и одиночества. Виолончель в диалоге с голосом обволакивает душу своим теплым и глубоким тембром. А дальше, словно из “тьмы былого”, постепенно возникает вальс. Медленный, нереальный в своей ласковой вкрадчивости, проплывает он перед нами, как видение минувшей юности, как давно забытый женский образ.

Октябрь. Осенняя песнь.

Осень! Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят…

(А.К. Толстой)

Художник И. Левитан “Осень в сокольниках”

Ноябрь. На тройке.

Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой во след не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда заглуши.

Образ, ставший почти что символом самой России! Тут и Гоголь

продолжает свой бесконечный монолог о тройке. Тут и Некрасов

подсказывает: “Не гляди же с тоской на дорогу и за тройкой во след

не спеши …”. Казалось бы. Одна из наиболее “иллюстративных” пьес

цикла. Здесь и колокольчик, и резвые лошадки в упряжке, цокающие

копытами, — все как на картине. Но при всем том — какое замечательное

подтверждение полной независимости творческого гения Чайковского!

В пределах заданной программы создан абсолютный шедевр: “На

тройке” – глубоко русское произведение, бытовая сценка русской жизни,

поднятая на высоту лирического обобщения.

Ноябрь. На тройке

Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой во след не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда заглуши.

(Н.А. Некрасов)

Художник Е. Самарская “Эх, залётные”!

Декабрь. Святки

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок

Сняв с ноги, бросали.

(В.А. Жуковский)

Здесь вальс звучит уже не тайно, сокрытый внутри пьесы, в явно, то

есть самим автором узаконенный в обозначении темпа. Вальс… Один

из милых сердцу, с детства знакомых вальсов Чайковского. Характерная

ритмическая особенность: мелодия всякий раз начинается со второй

доли. На первую долю приходится пауза – вздох перед началом

мелодии. Именно эти постоянные “паузы — вздохи” придают настроению

всего вальса какую – то старомодную наивность , что – то вернувшееся

из воспоминаний, патриархальных и идиллических.

Декабрь. Святки

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок

Сняв с ноги, бросали.

(В.А. Жуковский)

Художник Э. Галаган “Гадание на святки”

С какими музыкальными пьесами созвучны картины ?

1.

3.

Декабрь. Святки

Сентябрь. Охота

2.

Июнь. Баркарола

Июль. Песнь Косаря

6.

Август. Жатва

4.

Апрель. Подснежник

5.

Концерт-загадка

Нажмите клик на динамический звук , послушайте музыкальный фрагмент до конца,

затем кликните мышкой на кнопку , и вы узнаете правильный ответ.

Июль. Песнь косаря

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Декабрь. Святки

Июнь. Баркарола

Январь. У камелька

Май. Белые ночи

Ноябрь. На тройке

Август. Жатва

Февраль. Масленица

Апрель. Подснежник

Октябрь. Осенняя песнь

Сентябрь. Охота

Март. Песня жаворонка

Литература:

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/ Википедия “Свободная энциклопедия;
  • Большая энциклопедия “Кирилла и Мефодия” / www.KM . ru/ 2002 г.
  • Квадро-диск П.И. Чайковский “Времена года” (камерный ансамбль “Концертино”) 1981 г. Запись из Большого зала Московской консерватории;
  • “ Краткий музыкальный словарь” Ю. Булучевский, В. Фомин (1989 г.)
  • “ Рассказы о русских композиторах” В.П. Россихина издательство

“ Детская литература” Москва 1971 г.

multiurok.ru

Презентация «Времена года в музыке композиторов- классиков»

Времена года в музыке композиторов – классиков.

Работа Преподавателя по классу фортепиано МБОУ ДОД Иглинская ДМЩ им. М Хисматуллина с.Иглино . Республика Башкортостан

Хабировой Елены Насимовны

П. И. Чайковский «Времена года» «Осенняя песнь». Октябрь .

  • «Времена года» Чайковского — это дневник композитора, где он запечатлел дорогие сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Позднее его брат Модест Ильич Чайковский вспоминал: «Пётр Ильич  любил жизнь. Каждый день имел для него значительность, прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа». Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею наполнена музыка одного из   шедевров Чайковского, фортепианного цикла «Времена года».

П. И. Чайковский «Осенняя песнь». Октябрь .

  • Музыка этого альбома очаровывает нас своей напевностью, красотой и выразительностью.  Сегодня мы с вами откроем этот альбом на осенней страничке, и послушаем пьесу «Октябрь», которую композитор назвал«Осенней песней».

Осень, осыпается весь наш бедный сад, Листья желтые по ветру летят…» А.К.Толстой

  • В качестве эпиграфа для поэтического описания октября

П . И. Чайковский выбрал коротенькое двустишие А.Н.Толстого, в котором по ветру летят желтые листья, осыпающиеся с деревьев в саду.

  • Пьеса имеет двухчастную форму с репризой. Тональность ре минор. Элегическая по настроению, мелодия берет за душу своей простотой и напевностью. Музыкальная фактура состоит из мелодии и аккомпанемента, который звучит очень сдержанно и спокойно , будто боясь вспугнуть красоту тихого осеннего пейзажа. В музыке Чайковского как будто слышится стук спелых яблок, падающих на крышу, грустный шелест листвы и печаль увядающей природы,.

П. И. Чайковский «Осенняя песнь». Октябрь.

П. И. Чайковский «Осенняя песнь». Октябрь.

Но в вот в середине пьесы легкие трели напоминают нам о теплых лучиках солнца, проскальзывающих в сад и освещающих золото убранства деревьев. Тональный план становится более неустойчивым (здесь появляются отклонения в тональности Ш и VI ступеней), это приводит к появлению новой, мажорной тональности (ми мажор). Тональность Ми мажор не вносит большого контраста, она постепенно растворяется и затихает. И снова появляется образ холодной, прозрачной осени в ре миноре.

П. И. Чайковский «Осенняя песнь». Октябрь.

  • При прослушивании музыки Чайковского трепетное чувство охватывает душу, дарит последнюю надежду на тепло. Но в репризе природа вздыхает, темп замирает и затихает. Лирическая зарисовка пьесы очень душевна, она как будто дает насладиться прозрачным осенним воздухом со свежестью первых, вечерних заморозков.

Концерт №3 фа мажор «Осень», RV 293 Антонио Вивальди. Осень во «Временах года» Вивальди созвучна с таким городом Италии как Рим – гордым и торжественным, он изображает пышный закат, когда природа многогранна в своих явлениях и приносит радость людям щедрым урожаем .

Концерт №3 фа мажор «Осень», RV 293 Антонио Вивальди.

  • Сонет:
  • Шумит крестьянский праздник урожая.
  • Веселье, смех, задорных песен звон!
  • И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
  • Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.
  • А остальные жаждут продолженья,
  • Но петь и танцевать уже невмочь.
  • И, завершая радость наслажденья,
  • В крепчайший сон всех погружает ночь.
  • А утром на рассвете скачут к бору
  • Охотники, а с ними егеря.
  • И, след найдя, спускают гончих свору,
  • Азартно зверя гонят, в рог трубя.
  • Испуганный ужасным гамом,
  • Израненный, слабеющий беглец
  • От псов терзающих бежит упрямо,
  • Но чаще погибает, наконец

Концерт №3 фа мажор «Осень», RV 293 Антонио Вивальди.

  • Концерт состоит из трех частей, контрастных между собой.
  • Первая часть — Allegro, где пассажи скрипки соединяются с басами, повторяются, звуки летят весело, легко и восторженно и постепенно стихают. Может быть композитор хотел показать наступление первых холодов, после яркой и цветной осени?

Концерт №3 фа мажор «Осень», RV 293 Антонио Вивальди.

  • Вторая часть этого концерта – тихие и безмятежные напевы темпа Adagio, здесь хорошо слышится гармоническая основа. Мелодия звучит слегка изворотливо и нежно, как капризная осенняя погода ,но звучание ее усиливается басом. Мелодичное движение идет вверх, как в оркестре у чембало, так и в голосах скрипок и солиста. Спокойствие и некоторое оцепенение вызывает унисон виолончели, органа и контрабаса, аккорды отделены друг от друга, но вскоре звучание медленно раскачивается, уходит вниз и замирает .

Концерт №3 фа мажор «Осень», RV 293 Антонио Вивальди.

  • Третья часть концерта – поздняя осень .Музыка звучит в быстром темпе- Allegro , в танцевальном жанре и обогащена звуковыми элементами, рисующими четкую картину – скачка на конях, погоня и логическое завершение охоты, когда басовые голоса продолжают звучание скрипок, скандируют ритм и выдерживают паузу, создавая впечатление остановки мелодии.

Заключение .

  • Можно сделать вывод, что осень у композиторов совершенно разная, каждый из них видел родную природу в своем ракурсе.
  • У Чайковского – это спокойная русская равнина, лирика и напевность, а у Вивальди -пышная и полная южных эмоций картина.
  • И все таки композиторов объединяет любовь к природе и родной земле, ее тонкое понимание и творческий подход к этой теме .

Мы послушали с вами два разноплановых и разнохарактерных произведения ,написанных в разные исторические эпохи

композиторами различных направлений и жанров, в частности- музыку Вивальди- эпохи барокко и музыку Чайковского- эпохи русского романтизма

Оба произведения объединены одной темой- смена времен года, картина Осени

Спасибо за внимание!

Интернет-ресурсы:

Фон для рамки http:// www.vashsad.ua/i/gallery/wallpapers/10/1600_1200/A70Zaz84.jpg

Линия http://s4.pic4you.ru/y2014/06-20/24687/4456516-thumb.png

Вы можете использовать

данное оформление

для создания своих презентаций,

но в своей презентации вы должны указать

источник шаблона:

Фокина Лидия Петровна

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ ст. Евсино»

Искитимского района

Новосибирской области

Сайт http://linda6035.ucoz.ru/

СПАСИБО АВТОРАМ ФОНОВ И КАРТИНОК

videouroki.net

Презентация на тему П.И.Чайковский Времена года

Слайд 1

П.И. Чайковский «Времена года»

Выполнила: Сурваева И. И., педагог дополнительного образования ЦЭВД «Радуга» г. Копейска

Слайд 2

Чайковский… Трудно представить себе столь громкую и столь заслуженную славу! Немногим художникам довелось при жизни познать не только восторги творчества, но и восторги благодарных слушателей. Чайковский познал и то, и другое. Любовь и сострадание к человеку были ненадуманным принципом композитора.

Слайд 4

Творчество Чайковского охватывало все области музыки: симфонии, оперы, сюиты, балеты, романсы, хоровые произведения, и пьесы для отдельных инструментов. Но что бы ни писал Чайковский, будь то глубокая по замыслу симфония или опера, или скромная пьеса для фортепиано, всюду всегда наличествует задушевность, сердечное тепло, ласка, приветливость.

Сцена из оперы «Пиковая дама»

Слайд 5

Особое место в творчестве П.И.Чайковского занимает фортепианный цикл «Времена года»

Он был написан Чайковским по заказу издателя петербургского журнала «Нувелист» Н. М. Бернарда в течение 1876 года. В них любимые темы Чайковского – лирика русской природы и лирика души, размышления о жизни и о себе, мечты о счастье, светлая радость, грусть и печаль. Двенадцать пьес, образующих календарный год, — это не столько зарисовки природы, сколько размышления о жизни человека и его гармонии с природой, лирический дневник самого композитора, влюблённого в природу.

Слайд 6

«Времена года» 12 характерных картинок для фортепиано

1. Январь — У комелька 2. Февраль — Масленица 3. Март — Песнь жаворонка 4. Апрель — Подснежник 5. Май — Белые ночи 6. Июнь — Баркарола 7. Июль — Песнь косаря 8. Август — Жатва 9. Сентябрь — Охота 10. Октябрь — Осенняя песнь 11. Ноябрь — На тройке 12. Декабрь — Святки

Слайд 7

Январь — У комелька

И мирной неги уголок Ночь сумраком одела, В камине гаснет огонёк, И свечка догорела. А.С. Пушкин

Уют и спокойствие родного дома. Плавно текущая, умиротворяющая мелодия.

Слайд 8

Февраль — Масленица

«Скоро масленицы бойкой Закипит широкий пир.»

Пестрит шумный масленичный хоровод. Мчатся тройки со звонкими, заливистыми бубенцами.

Слайд 9

Март — Песнь жаворонка

Поле зыблется цветами, В небе вьются света волны, Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны. А. Майков

Пьеса наполнена светлым, лирическим чувством, передаёт настроение ожидания весны.

Слайд 10

Апрель — Подснежник

4

Голубенький, чистый подснежник- цветок, А подле сквозистый последний снежок.

Волнующе радостное, трепетное, устремлённое навстречу солнцу, надеждам и счастью упоение расцветающей природой, воодушевление и подъём духа.

Слайд 11

Май — Белые ночи

Какая ночь! На всём какая нега! Благодарю родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май. А. Фет

Элегическая мечтательность и размышления, грусть и надежда, светлая радость и порыв к счастью.

Слайд 12

Июнь — Баркарола

Выйдем на берег, там волны Ноги нам будут лобзать, Звёзды с таинственной грустью Будут над нами сиять. А. Плещеев

Баркарола- песня гондольера- лодочника. Пьеса рисует душевное состояние человека, очарованного красотой летней ночи. Спокойно, плавно течёт мелодия на фоне плеска волн.

Слайд 13

Июль — Песнь косаря

Раззудись, плечо, Размахнись, рука! Ты пахни в лицо, Ветер с полудня! А. Кольцов

Льются над безбрежным степным привольем песни косарей. В жаркий июльский день хорошо брести пыльным полевым просёлком, отдавшись во власть солнца, ветра, ароматов цветущих трав.

Слайд 14

Август — Жатва

Люди семьями принялися жать, Косить под корень Рожь высокую! В копны частые снопы сложены, От возов всю ночь скрыпит музыка. А. Кольцов

«Жатва» и «Песня косаря» связаны с картинами труда и веселья русских людей. Слышатся интонации и ритмы русских народных песен: весёлой плясовой или игровой, хороводной с их удалью, задором и добродушным юмором.

Слайд 15

Сентябрь — Охота

Пора, пора! Рога трубят; Псари в охотничьих уборах Чем свет уж на конях сидят; Борзые прыгают на сворах. А. Пушкин

Пьеса «Охота» изображает осеннюю потеху — охоту. Трубит по утру охотничий рог, чувствуется общее волнение.

Слайд 16

Октябрь — Осенняя песнь

Осень, осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтевшие по ветру летят…

«Осенняя песня» — это элегия в жизни человека, а не только осенняя песня о расставании с уходящим летом, сожаление об увядающей природе. Полна затаённой печали и глубокого раздумья мелодия этой пьесы.

Слайд 17

Ноябрь — На тройке

Не гляди же с тоской на дорогу, И за тройкой во след не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши. Н. Некрасов

Эта пьеса одно из самых любимых произведений русских пианистов. Это одновременно и яркая изобразительная картина, и стремительное движение в будущее. Порыв к счастью, и вместе с тем раздумье о прошедшем.

Слайд 18

Декабрь — Святки

Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали. В. Жуковский

Пьеса написана в излюбленном Чайковским ритме вальса. Мягкий, изящный, слегка взволнованный, романтичный вальс.

Слайд 19

В мировой фортепианной литературе нет больше произведения, подобного «Временам года» Чайковского, в котором композитор пытался бы охватить круговорот сменяющих друг друга картин природы и человеческой жизни и воплотил бы это с той же мудрой и гениальной простотой в ряде поэтических миниатюр…

prezentacii.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *