cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Ч щ – Дифференциация звуков Ч — Щ

Дифференциация звуков Ч — Щ

1. Чистоговорки (повтори чётко и медленно)

ЧА-ЧА-ЧА – локон у плеча. АЧ-АЧ-АЧ – у Никиты мяч.
ЧИ-ЧИ-ЧИ – новые ключи. ОЧ-ОЧ-ОЧ – у мамы дочь.
ЧУ-ЧУ-ЧУ – сока я хочу. УЧ-УЧ-УЧ – виден яркий луч.
ЧЁ- ЧЁ-ЧЁ – левое плечо. ЕЧ-ЕЧ-ЕЧ – вот огромный меч.
ЩА-ЩА-ЩА – ходит зайка без плаща. АЩ-АЩ-АЩ – у меня плащ.
ЩИ-ЩИ-ЩИ – мы ели щи. ОЩ-ОЩ-ОЩ – вырос хвощ.
ЩУ-ЩУ-ЩУ – я тебя ищу. УЩ-УЩ-УЩ – вырос плющ.
ЩЁ- ЩЁ-ЩЁ – мы хотим играть ещё. ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – в кастрюле лещ.

2. Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.

ча-ща чу-щу че-ще
що-чо
ще-че
чо-що чи-щи ща-ча щу-чу щи-чи

3. Подчеркни картинки, в названии которых слышится звук Ч, зачеркни картинки, в названии которых слышится звук Щ.

Дифференциация звуков Ч — Щ (№2)

1. Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.

ща-ча-ща щу-чу-щу ще-че-ще чо-що-чо чи-щи-чи
що-чо-що щи-чи-щи ча-ща-ча чу-щу-чу че-ще-че

2. Четко проговори пары слов. Уточни их значение.

Горячие щеки. Горячие щи. Ищу точильщика. Ищу чемодан. Колючая щетка. Копченые лещи. Летающая бабочка. Лечащий врач. Молочная пища. Отвечающий учащийся. Почтовый ящик. Прочный щит. Птичий щебет. Сочные овощи. Учу товарища. Черный щенок. Чистящая щелочь. Чужие вещи. Чистое помещение. Чищу чайник. Чудесное угощение.

3. Четко проговори каждое слово.

Вещички. Волчище. Дощечка. Кричащий. Мечтающая. Молчащая. Отвечающий.
Ручищи. Скучающий. Точильщик. Учащийся. Часовщик. Чаща. Чище. Чудовище. Чищу. Щелочка. Щелчок. Щеночек. Щепочка. Щеточка. Щечки. Щучка. Ящичек.

4. Определить позицию звука Ч, Щ в словах

5. Послушай пары слов и составь с ними предложения.

Плащ — химчистка. Пещера — бочки. Чинить — ящик. Встреча — площадь.
Считать — чек. Речка — удилище. Тащить — кирпичи. Черепаха — щенок.
Чебуреки-товарищи. Чулан — вещи. Ящик — ключи. Выключатель — помещение.



Дифференциация звуков Ч — Щ (№3)

1. По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ.

Например: Мальчик, который читает книгу. Читающий мальчик.

Девочка, которая скучает. (Скучающая девочка.)
Мальчик, который отвечает у доски. (Отвечающий мальчик.)
Девочка, которая мечтает. (Мечтающая девочка.)
Девочка, которая молчит. (Молчащая девочка.)
Мальчик, который играет. (Играющий мальчик.)
Девочка, которая учится. (Учащаяся девочка.)

2. Не торопясь, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз.

Щеночек в чащу дощечку тащит.
У нашей Танечки на щечках ямочки.
В пещере большущие мыши летучие.
Дочку угощали щами и копчеными лещами.
Мяч скакал на чердаке, ищут мячик на песке, тщетно ищут мячик девочка и мальчик.
Два щенка на чердаке грызли щетку в уголке.

3. Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.

У нашей Таечки в ящичке маечки.
У чудовища чудовищные щупальца.
Дюймовочка на щепочке, у Дюймовочки щеточка.
Щеткой я чешу щенка, щекочу ему бока.

Тщетно в роще рыщет хищный волчище.
Щенок у щучки лизнул чешую.

Дифференциация звуков Ч — Щ (№4)

1. По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ.

Мальчик, который плавает. (Плавающий мальчик.)
Девочка, которая встречает подругу. (Встречающая девочка.)
Девочка, которая улыбается. (Улыбающаяся девочка.)
Мальчик, который танцует. (Танцующий мальчик.)
Девочка, которая кружится. (Кружащаяся девочка.)
Девочка, которая смеется. (Смеющаяся девочка.)
Девочка, которая плачет. (Плачущая девочка.)

2. Не торопясь, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз.

Большую морковку зайчата тащили, они от морковки чуть-чуть откусили, потом захотелось еще откусить, потом… уже нечего было тащить.
Я по кочкам на лугу к речке босиком бегу, а трава щекочется, мне смеяться хочется!
Паучище прибыл на базар, щеточкой почистил свой товар, закричал: «Чудесная новинка! Мухи! Подходите! Паутинка!»

Черный чистенький щенок чем-то перепачкал бок, мальчик щетку в руки взял, бок щеночку чистить стал. Два часа терпел щенок, больше вытерпеть не мог. Начал хвостиком вилять, о пощаде умолять: «Для чего мне чистить бок? Я не плащик, я щенок!»

3. Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.

Плащ чищу, чищу и отчищу.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для вас.
Щенок на даче все в ящик тащит.
У щенка, как у овечки, шерстка в маленьких колечках.
Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

logoped18.ru

Звуки [Ч] — [Щ] в слогах и словах


 

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет  подборку речевого материала для дифференциации звуков [Ч] — [Щ] в слогах и словах. Эти звуки иногда плохо дифференцируются детьми и очень важно до поступления в школу научить ребенка различать их. Это поможет ребенку избежать в младших классах ошибок на письме.

Подборкой с успехом могут воспользоваться не только логопеды, но и родители для домашних занятий.

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта  
http://LogopedRunet.ru

 

 

Попеременное произнесение изолированных звуков:  [Ч ] – [Щ] ;  [Щ] – [Ч].

 Повторить слоги парами:           

ЧА – ЩА       ЩА – ЧА                  

ЧУ – ЩУ        ЩУ – ЧУ                   

ЧИ – ЩИ       ЩИ – ЧИ                  

ЧО – ЩО       ЩО – ЧО                  

ЧЕ – ЩЕ        ЩЕ – ЧЕ       

 

АЧ – АЩ       ЯЧ – ЯЩ         

УЧ – УЩ        ЮЧ – ЮЩ                  

ИЧ – ИЩ       ЫЧ – ЫЩ                 

ЁЧ – ЁЩ        ОЧ – ОЩ                    

ЕЧ – ЕЩ        ЭЧ – ЭЩ                    

 

ПЧА – ПЩА

ПЧО – ПЩО

ЧНЫ – ЩНЫ

ЧНО – ЩНО

ЧНА – ЩНА

 

Повторить слова парами:

Щётки – чётки                      Щётка – чётко              

Щёлка – чёлка                      Щепка – чепчик          

Щегол – чехол                      Щетина – четыре         

                                                 

Гуща – куча                           Пуще – туча                         

Тащить – точить                   Пищать – печать                 

Мощёный – мочёный          Угощать – укачать               

Клещи – плечи                     Освещать – свеча                  

 

Гонщик – гончий                 Лощёный – точёный           

Тащить – точить                   Трещит – рычит                    

Пищит – мычит                    Лущить – получить              

Ищите – учитель                  Ущелье – ученье                    

 

Ящик – мячик                       Гощу – качу                           

Лещи – лечи                          Лущи – лучи                                      

Трещотка – речонка             Овощи – обручи                    

Сгущёнка – печёнка            Помещение – мрачен            

Трещи – рычи                       Трещать – качать                   

 

Укрощение – учение           Сменщик – венчик                

Сборщик – заборчик            Варщик – ларчик                  

Откупщик – огурчик           Рубщик – рубчик                  

Мощно – точно                    Кормщик – кончик              

Корчить – морщить             Толща – порча                     

 

Щенок – челнок                   Щит – чиж 

Щуп – чуб                             Щели – качели

Щадит – чадит                      Щека – чека

                                                 

Помещать – помечать          Мощь – мочь

Трещать – встречать            Плащ – плач

Тащу – точу                          Лещ – печь

 

Угощу – молчу                     Сгущённый – копчёный

Лещи – лечить                      Вещица – волчица

Ящер – кучер                        Кущи – кучи

Мощу – мочу                        Пищать – печать

Лощинка – починка             Пуща – туча

Гонщик – гончий                 Мощный – точный

Борщок – сверчок                Ящик – мячик

Переборщить – переперчить   

 

Повторить слова со звуками [Ч] и [Щ]:

Чаща, чище, щёчка, щучка, ящичек, вещичка, щеночек, ручища, щепочка, щёточка, учащиеся, точильщик, часовщик, дощечка, волчище, кричащий, скучающий, чаще, чащоба, чищеный, чистильщик, очищение, щелчок, щёлочь, щипчики, счищать,

 

Продолжение подборки речевого материала читайте в статье

 «Дифференциация звуков [Ч] — [Щ] в предложениях»



Советую прочитать дополнительно по этой теме

logopedrunet.ru

«Дифференциация звуков Ч — Щ»

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч – Щ ИЗОЛИРОВАННО В СЛОГАХ И СЛОВАХ

Дифференциация на слух и в произношении звуков Ч – Щ

Возьми картинки-символы звуков Ч и Щ из приложения 1. Внимательно послушай. как чихает паровозик и шипит лопнувший шарик. Обрати внимание на длительность звучания: звук Щ можно тянуть, а звук Ч тянуть нельзя. По очереди показывая на обе картинки, протяжно или коротко произнеси соответствующий звук. Повтори 6-8 раз.

Дифференциация звуков Ч – Щ в слогах с одинаковыми гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Выполняй упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

Ча – ща, чо – що, чу – щу, чи – щи, че – ще, ща – ча, що – чо, щу – чу, ще – че, щи – чи, ща – ча – ща, що – чо – що, щу – чу – щу, щи – чи – щи, ще – че – ще, ча – ща – ча, чо – що – чо, чу – щу – чу, чи – щи – чи, че – ще – че.

Дифференциация звуков Ч – Щ в слогах с разными гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Выполняй упражнение до тех пор, пока все слоговоый ряды не будут произнесены правильно.

Ча – ще, чо – щу, чу – ща, чи – що, че – щи, ща – чу, що – ча, щу – че, ще – чи, щи – чо – щу, ща – чу – щи, що – ча – щу, щи – чо – ща, ще – чи – що, ча – щу – чи, ча – щу – чи, чо – ще – чу, чуу – ща – че, чи – ще – ча.

Дифференциация звуков Ч – Щ в

Возьми картинки со звуками Ч и Щ в названиях из приложения 12 и 13, переверни их и смешай. Положи перед собой символы звуков Ч и Щ из приложения 1. Бери по одной картинке и клади рядом с символом. Называй звук или Щ, который спрятался в каждом слове.

Дифференциация звуков Ч – Щ в словосочетаниях- скороговорках

Глядя на картинки-символы, назови звук Ч или Щ, спрятавшиеся в каждом слове. Четко проговори пары слов. Уточни их значение.

Горячие щеки, горячие щи, ищу точильщика, ищу чемодан, колючая щетка, копченые лещи, летающая бабочка, лечащий врач, молочная пища, отвечающий учащийся, почтовый ящик, прочный щит, птичий щебет, сочные овощи, учу товарищей, черный щенок, чистящая щелочь, чужие вещи, чистое помещение, чищу чайник, чудесное угощение.

Дифференциация звуков Ч – Щ в одном слове.

Четко проговори каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори их несколько раз по 3-4 слова вместе в быстром темпе.

Вещички, волчище, дощечка, кричащий, мечтающий, молчащий, отвечающий, ручищи, скучающий, точильщик, учащийся, часовщик, чаща, чище, чудовище, чищу, щелочка, щелчок, щеночек, щепочка, щеточка, щечки, щучка, ящичек.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч – Щ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков Ч – Щ в предложения, составленных по опорным словам

Послушай пары слов и составь с ними предложения. Например: щенок увидел черепаху и испугался, присел, а потом начал громко лаять.

Плащ – химчистка, пещера – бочки, чинить – ящик, встреча – площадь, считать – чек, речка – удилище, тащить –кирпичи, черепаха – щенок, чебуреки – товарищи, чулан – вещи, ящик – ключи, выключатель – помещение.

Дифференциация звуков Ч – Щ в предложениях.

Уточнение лексико-грамматических представлений

Возьми картинки девочки и мальчика из приложения 2. По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ. Например: Мальчик, который читает книгу ,читающий мальчик.

Девочка, которая скучает, молчит, учится, встречает подругу, улыбается, кружится, смеется, плачет. Мальчик, который отвечает у доски, играет, плавает, танцует.

Дифференциация звуков Ч – Щ в рифмовках

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их быстро, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.

Щенок в чащу дощечку тащит. У нашей Танечки на щечках ямочки. В пещере большущей мыши летучие. Дочку угощали щами и копчеными лещами. Мяч скакал на чердаке, ищут мячик на песке, тщетно ищут мячик девочки и мальчики. Два щенка на чердаке грызли щетку в уголке. Большую морковку зайчата тащили, они от морковки чуть-чуть откусили, потом захотелось еще откусит, уже нечего было тащить. Я по кочкам на лугу к речке босиком бегу, а трава щекочется, мне смеяться хочется. Паучище прибыл на базар, щеточкой почистил свой товар, закричал: «Чудесная начинка, мухи, подходите, паутинка». Черный чистенький щенок чем-то перепачкал бок, мальчик щетку в руку взял, бок щеночку чистить стал; две часа терпел щенок, больше вытерпеть не смог, начал хвостиком вилять, о пощаде умолять: «Для чего мне чистить бок, я не плащик, а щенок».

Дифференциация звуков Ч – Щ в скороговорках

Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и правильность произношения. Следи за произношением звуков Ч и Щ.

У нашей Таечки в ящике маечки. У чудовища чудовищные щупальца. Дюймовочка на щепочке, У Дюймовочки щеточка. Щеткой я чешу щенка, щекочу ему бока. Плащ чищу, чищу и отчищу. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для вас. Щенок на даче все в ящик тащит. У щенка ,как у овечки, шерстка в маленьких колечках. Щетина у чушки, чешуя у щучки. В нашей пуще чащи гуще. Мойте чаще рабочие ручищи. В темной чаще волчище рычащий. Тучи гуще, капли чаще, дождик пуще, тучи дальше. В речке плещутся щурята, это – щучкины ребята.

infourok.ru

План-конспект занятия на тему: Дифференциация звуков [ч] — [щ], букв ч – щ.

Организационная информация

Тема урока

Дифференциация звуков [ч] — [щ], букв ч – щ.

Предмет

Логопедическое занятие

Класс

3 класс

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Герасимцева Ирина Васильевна, учитель-логопед

Образовательное учреждение

КОУ РА «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К.Жукова» г. Горно-Алтайска

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Сибирский федеральный округ

Республика/край

Республика Алтай

Город/поселение

г. Горно-Алтайск

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

ФФНР (фонетико – фонематическим нарушением речи)

Цели урока  и задачи урока (мероприятия, занятия)

   Учить различать звуки [ч] – [щ]  и буквы ч – щ в слогах, словах, предложениях. Закрепить правильное правописание ча, ща, чу, щу.

     Развивать фонематический слух, через выделение звуков на фоне слова.  Формировать  навыки звукового анализа и синтеза. Обогащать словарный запас и развивать связную речь.

     Развивать неречевые процессы: логическое мышление, внимание, умение его распределять, память, зрительное восприятие, мелкую мускулатуру пальцев рук, артикуляционную моторику.

    Формировать положительную мотивацию к учению.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

  • ИКТ
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Практические методы
  • Наглядные  методы

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

40 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

В ходе занятия  учащиеся актуализируют знания о мягких согласных [ч] — [щ], их сходстве и отличиях

Приобретут

  • навыки дифференциации мягких согласных на примере пары ч – щ, действуя по составленному алгоритму
  • навык правильно применять буквы  ч – щ в письменной речи.
  • умение планировать свою деятельность, оценивать результат.

Закрепят навыки звукового,   языкового анализа, правописания сочетаний ча-ща, чу-щу.

Необходимое оборудование и материалы

  • Компьютер, презентация в программе Microsoft Office Power   Point,  
  • Опорные символы: сказочные герои (Чебурашка, щенок,  «Звуковички»)
  • Мячик
  • Индивидуальные зеркала

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Предметные картинки (ящик, плащ, щётка, щука, грач, чашка, мяч, ручка), карточки с индивидуальным заданием (кроссворды).

Список учебной и дополнительной литературы

_______________

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

  1. Организационный момент

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

  1. Артикуляционная гимнастика

 

— Чтобы правильно и четко произносить все звуки необходимо подготовить артикуляционные органы к работе, поэтому мы выполним артикуляционную гимнастику.  Поставьте перед собой зеркала. Выполняем упражнения.

-Открываем ротик-дом.

(Дети открывают рот).

Кто хозяин в доме том?
В нём хозяин язычок

(показывают язык),

Он уселся на порог

(язык лежит на нижней губе). 

В этом доме две стены
Это щёки нам видны.

(рот широко раскрыт)

Могут стены в дом втянуться

(дети втягивают щёки внутрь),

А потом как шар раздуться

(надувают щёки). 

Двери – губы гибкие могут стать улыбкою

(губы в улыбке), 

Могут в трубочку собраться

(губы вперёд),

После снова улыбаться

(губы в улыбке). 

Поиграл наш язычок,

Лёг поспать он и – молчок.

(закрыть рот)

  1. Сообщение темы занятия

-Сегодня мы  с вами будем тайными агентами. Нам предстоит расшифровать много разных документов. Итак, первое задание.

1). Найдите лишнюю картинку:  

-щенки, площадь, щётка, чашка;

— мяч, ручка, выключатель, щука;

— овощи, ящерица, плащ, чайник;

— грач, перчатки, очки, щепки

— Вы наверно уже догадались, чем мы будем сегодня заниматься? /Дети называют тему урока/.

— Правильно, различать звуки [Ч], [Щ] и буквы «Ч», «Щ»

  1. Уточнение артикуляции и характеристика звуков.

-Произнесите звук [Ч]. Расскажите, как он образуется?                                      

-Когда мы произносим звук [Ч] – губы округлены и слегка выдвинуты,  вперёд,  кончик языка  поднимается к бугорку вверх, а затем отскакивает вниз,  воздушная  струя короткая, тёплая,  голосовые связки не работают.

— Дайте характеристику звука [Ч]. /звук  согласный, глухой, всегда мягкий/.
— Произнесите звук [Щ]. Расскажите, как он образуется.  

 -Когда мы произносим звук  [Щ] – губы округлены слегка выдвинуты вперёд, кончик языка поднят вверх к бугорочкам щель, воздушная струя длинная, тёплая, голоса нет.

— Дайте характеристику звука [Щ].  /звук  согласный, глухой, всегда мягкий/.

-Чем похожи эти звуки?
/[Ч] и  [Щ] согласные, глухие, всегда мягкие, голосовые связки у них не работают/

-Чем они отличаются? /разное положение языка, воздушная струя  у  звука [Ч] – короткая, а у звука [Щ] длинная/

  • Вывод: У звуков [Ч] – [Щ  много общего, но путать их нельзя, и буквы, которыми их обозначают тоже нужно употреблять правильно.

V. Связь звука с буквой?

-Ребята, что вы знаете о звуках?

-Звуки мы слышим и произносим.

-Что вы знаете о буквах?

-Буквы мы видим, пишем и читаем.

— Ребята, какой буквой обозначается [Ч]?

— Буквой Ч.

— На что похожа эта буква

 На  четвёрку…..

-Да, вы правильно решили,

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

— Какой буквой обозначается звук [Щ]?

— Буквой Щ.

— На что похожа эта буква?

— Щ на щётку так похожа,

Одежду вычистить поможет.

V.Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений,  произношение звуков в словах и предложениях.

А). Чтение чистоговорок.

— Следующее задание для вас. Нужно правильно прочитать шифровку и затем повторить её, ни разу не сделав ошибки.

— Ач-ящ-ащ, мне купили плащ.

— Ще-че-ще, мне тепло в плаще.

— Ач-ач-ащ, очень модный плащ.

— Чи-щи-чи, я потерял ключи.

— Ач-ящ-ач, ты не плач.

— Щу-щу-чу, я не шучу.

— Справились с заданием. А вам уже приготовили следующее.

Б). Игра «Найди картинке место»

— Суперагентам часто приходится выполнять задания далеко от дома, поэтому мы должны уметь быстро собраться в дорогу. В чём можно перевозить вещи? /в чемодане, в ящике/.  Вот и сейчас будем упаковывать вещи в чемодан и в ящик. Догадались, каким образом мы будем это делать?

— Правильно, в ящик будем складывать только те предметы, в названии  в названии которых есть звук [Щ], а в чемодан будем складывать только те предметы, в названии которых есть звук  [Ч]

/щавель, щенок,  плащ, щётка, щука, овощи, мяч, чашка, ручка, перчатки, чернильница, чашка /.  

— Молодцы, справились с заданием быстро. Теперь нужно подготовить наши пальчики к работе, ведь все движения супер агента должны быть аккуратными, чёткими.

  1. Пальчиковая разминка

 Игра «Зеркальце».

—  Ручка в зеркальце глядит,

Ручка пальчикам велит:

Загибайтесь, выпрямляйтесь,

Вместе в горстку собирайтесь.

Разбегитесь, распрямитесь,

В кулачок теперь сожмитесь.

Кулачок на кулачок

И ладошки на бочок.

А теперь лежат ладошки,

Отдохнут они немножко.

На бочок. Опять на стол.

И конец игре пришёл.

 

  1. Работа в тетрадях

— Откройте тетради, запишите число.

А). —  Игра «Шифровальщик»: отгадать загадки, записать слова и составить к ним схемы, определив место звуков [Щ] и [Ч].

Рыболову, вот так штука,

На крючок попалась … /щука/

Принесла нам дождь плакучий

Эта грозовая … /туча/

Я откликаться не хочу,

Меня зовут, а я … /молчу/.

Я только нитки отыщу

И змея в небо … /запущу/.

У них усы не для красы,

Они показывают время и называются … /часы/.

Что случилось? Что за крик? Это тонет ученик!

Он упал с обрыва в реку – помогите … /человеку/

Сон приходит втихомолку,

Пробирается сквозь … /щёлку/

Если хочешь кушать щи, ты капусту ….
Купила бабушка для внучки

пенал, карандаши и …. /ручку/


Ловил рыбёшку старичок,

и лещ попался на … ./крючок/

  1. Физминутка

— Супер агенты должны отдыхать, чтобы хорошо справляться со  своей работой.

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами: топ-топ-топ.

Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки в локотках согнём и побежим потом.

  1. Работа в тетрадях

Б). – Сейчас вам необходимо прочитать зашифрованное сообщение.

 Утохоанлешывкинщихйончон. Увартилишусывичулеынченлосеичугж.

 /Ночной хищник вышел на охоту. Жгучие солнечные лучи высушили траву./

  1. Закрепление

           

Суперагенты должны быть внимательными и грамотными. Найдите в словах ошибки и исправьте их.

Чудовище, сокровиче, хвостище, лапичи, когтищи, зубичи, глазичи, усищи.

— А сейчас прочитайте загадку, в которой есть все эти слова:

Живет в пещере чудовище.
Держит в лапищах сокровище.
У чудовища — длинный хвостище,
Крепки у него лапищи,
Кривы на лапищах когтищи,
Остры у него зубищи,
Черны у него глазищи,
Блестящи его усищи!

(Е.В. Юрова)

— Ребята, эта загадка – шутка. Давайте узнаем, кто же на самом деле это чудовище? В конверте спрятана “чудовищная” отгадка. Откроем его.

— Да вы не бойтесь, малышки!
Чудовище это – мышка,
Пещера – мышкина норка,
А сокровище – хлебная корка.

(Е.В. Юрова)

Почему мы думали, что чудовище большущее и ужасное? Какие слова над нами “подшутили”? Дети называют слова с суффиксом ИЩ.

  1. Итог занятия

— Наше занятие подошло к концу.

— Какие звуки учились различать?

— Мы сегодня весь урок работали со звуками ч, щ. Что мы должны знать, чтобы не путать эти звуки? Чем они отличаются? (положением язычка и силой воздушной струи)

Какие задания Вам запомнились, что вам понравилось больше всего?

  1. Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

Игра «Солнечные лучики»

— Встаньте все кругом, протяните свои ручки вперёд и соедините их в центре круга. /Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком/.

— А всем супер агентам вручаются памятные значки за то, что они выполнили все задания и прошли проверку на отлично.

nsportal.ru

Дифференциация звуков [Ч] — [Щ] в предложениях


 

 

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет  подборку речевого материала для дифференциации звуков [Ч] — [Щ] в предложениях. Звуки [Ч] — [Щ] иногда смешиваются детьми и очень важно до поступления в школу научить ребенка различать их. Это поможет будущему школьнику  избежать в младших классах ошибок на письме.

Подборкой с успехом могут воспользоваться не только логопеды, но и родители для домашних занятий.

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта  
http://LogopedRunet.ru

 

Предыдущую часть подборки речевого материала читайте в статье «Дифференциация звуков [Щ] и [Ч] в слогах и словах»

 

 

Повторить словосочетания и предложения со звуками [Ч] и [Щ]:

 

Чёрный щенок, копчёная щука, плачущий человек, коричневый плащ, горячая щека, чистильщик обуви, чужие вещи, чудесное угощение, чугунный щит, сочные овощи, щепотка чая, почтовый ящик, щебечущий щегол, колючая щётка, чищеные овощи, чистое помещение, пучок щавеля, овощная начинка, птичий щебет, точный подсчёт, прочный щит, чистый плащ, молочная пища, колючая щетина, золочёная цепочка, печенье в ящике, птичий щебет, рычащий щенок, чистые щёчки, скучающий человек, учёный часовщик, часть вещей

 

В чаще грачи. У Миши ящичек. На двери прибита дощечка. Мы ели копчёную щуку. У мальчика щётка.

Носильщик несёт вещи. Свеча едва освещала избушку. В буфете сгущённое молоко и копчёная колбаса. Самовар я вскипячу, сладким чаем угощу. Сорока нас встречала и громко трещала. В печке весело трещат дрова. Зазвенела роща молодая, зазвучали птичьи голоса. Щенок бежал за чабаном. В пирожки положили начинку из овощей. Чаще и чище чистите зубы! Лечо — блюдо из овощей. Лена взяла щипчиками  кусочек печенья из вазочки.

 

Дедушка учил внучонка читать и считать. Мы купили щетку, чтобы чистить одежду. Вычищенные вещи сложили в чемодан. Щеглы ищут в листьях овощей личинок бабочек и мух и клюют их. Часовщик чинит часы. Точильщик точит ножи. Птенчики пищат в гнезде. По лесу рыщет серый волчище. В музее выставлены щиты и мечи. В почтовый ящик опущено письмо. В клетке четыре щегла. В коридоре лежат чужие вещи. В этом помещении работают учёные. За окном слышен птичий щебет. Мама готовит сочные овощи.

 

Повтори чистоговорки, скороговорки и пословицы:

 

Точу клещи, мечи                            ,

И другие вещи.                               

                                                                                             

Причесали щенку чёлку                                        

Не расчёской, а щёткой.                                        

 

Часовщик, прищурив глаз,                        

Чинит часики для нас.                   

 

Чешуя у щучки,                               

Щетинка у чушки.                                                                                                                        

 

Чистим щеткой щуке щёки,                      

Точим, точим ногти кошке.                                  

 

Щёткой чищу я щенка,                                          

Щекочу ему бока.                           

 

Пещеры в Печорах,

 Печорах пещеры.

                                                                                             

За щёчками хомячка                                   

Три зёрнышка ячменя.                   

 

Чем чаще чищу,                   

Тем чашка чище!

 

Продолжение подборки речевого материала читайте в статье «Дифференциация звуков [Ч] — [Щ] в стихах»



Советую прочитать дополнительно по этой теме

logopedrunet.ru

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков Ч-Щ»

Конспект открытого логопедического занятия «Дифференциация согласных Ч-Щ»

Цель

выработать четкую дифференциацию звуков Ч–Щ с опорой на артикуляторные, слуховые и зрительные ощущения; научить соотносить их с буквами Ч и Щ;

Задачи

Образовательные:

— дифференцировать звуки Ч – Щ изолированно, в слогах, словах, предложениях,

— учить сравнивать артикуляцию звуков,

-закреплять навыки правильного написания слогов ча-ща, чу-щу,

— работать над обогащением словарного запаса.

Коррекционные:

— развивать зрительное восприятие и память,

— развивать фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез.

— развивать мелкую моторику, используя физминутку

— развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику.

-расширять активный и пассивный предметный и глагольный словарь;

-работать над развитием грамматических форм речи

Воспитательные:

— воспитывать желание говорить красиво и правильно,

— воспитывать навыки контроля и самоконтроля,

— воспитывать общительность и активность на занятии.

1.Организационный момент.

-Здравствуйте ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.

2.Объявление темы и целей занятия

-Посмотрите на картинки. Кто на них изображён? (Кузнечик и старушка с метлой)

— Какой звук издаёт кузнечик? ( Ч-Ч-Ч)

-Какой звук слышим, когда подметаем листья? ( Щ-Щ-Щ) Молодцы!

-Догадались, какие звуки мы будем сегодня сравнивать? (Ч-Щ). Правильно! Будем различать звуки Ч и Щ в слогах, словах и предложениях.

И мы отправляемся, в путешествие на волшебном поезде, нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно же игры.

3.Артикуляционная гимнастика

Но чтобы наше путешествие началось, нам нужно с вами перед путешествием размять наши язычки и губки

лягушата улыбаются (губы в улыбке)

-трубочка

-окошко (губы округлены)

-заборчик

-горка

-лопатка ( широкий высунутый язык лежит на нижней губе)

-чашечка (края языка округлены, губы в улыбке)

4.Характеристика звуков ч-щ

Давайте вместе с вами произнесем звук Ч

-Какими должны быть губы, зубы, язычок — когда мы произнесем звук ч?

-Губы округлены, зубы сближены, язычок наверху

-Ребята звук ч гласный или согласный? (согласный)

-Какой он твердый или мягкий?(мягкий)

-Давайте с вами определим звонкий или глухой. (глухой)

Произнесите [щ]                                        

Какой он согласный или гласный? Почему?      

Звонкий или глухой? Почему?                                

Твёрдый или мягкий?

Чем же отличаются эти звуки?

— Давайте сравним звуки [Ч] и [Щ]. Чем они похожи?

Дети: Оба мягкие

— Чем отличаются эти звуки?

Дети: звук [Ч] произносится кратко, а [Щ] – долго.

5Связь звука с буквой

-Ребята, что вы знаете о звуках?

-Звуки мы слышим и произносим.

-Что вы знаете о буквах?

-Буквы мы видим, пишем и читаем.

Догадайтесь о какой букве я вам сейчас скажу?

«Букву пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.»

Молодцы! Это буква Ч.

— Ребята, какой буквой обозначается [Ч]?

— Буквой Ч.

— От какой буквы надо отличать заглавную прописную букву Ч? (от У)

-обведите по контору только букву ч

— Какой буквой обозначается [щ]?

— Буквой Щ.

На расческу Я похожа – три зубца всего? Ну что же!

. На что похожа эта буква?

— На расческу Щ похожа.

— Какой буквой обозначается [щ]?

— Буквой Щ.

От каких букв надо отличать Щ ? ( от Ш и Ц)

Обведите по контуру букву щ

— Правильно, выложите букву Щ из счётных палочек.

— Мы вспомнили на что похожи буквы Ч, Щ, а теперь откройте тетради, запишите строку заглавных и строчных букв Ч и Щ по образцу. Дети записывают буквы в тетрадь в тетрадь

6.Развитие фонемного восприятия. 

Внимательные ушки”.

Ребята посмотрите на пассажира, который вместе с нами отправится в путешествие! Кто это? (кощей бессмертный)

Он зовет вас поиграть в игру внимательные ушки

-если вы услышите звук ч то хлопнте в ладоши, а если звук щ то топните

Звуки:

ц, щ, х, ж, ш, ч, ш, ч

Слоги: (АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, ЧЕ, ЩЕ).

Слова:

  (вещи, печка, щавель, луч, плащ, плач, чёлка, щёлка, помочь, помощь.)

7.Развите звукового анализа на уровне слова

Игра что «возьмем в дорогу»

-ребята посмотрите на нашего второго пассажира! Кто это? (щелкунчик)

-давайте вместе с вами поможем ему сложит вещи слова со звуком Ч мы сложим в чемодан, а слова со звуком щ в ящик( картинки очки, щетка, мяч, часы, чайник, щит, плащ, прищепка)

-молодцы мы с вами смогли помочь собрать вещи, а теперь давай с вами определим определение места звука в слове, и соединим их со схемой

.(слова

8.физкультминутка

Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями, а теперь давайте вместе с щелкунчиком выполним упражнения:

9.Упражнения на словоизменение Игра «Хитрые звуки» Изменение слов по образцу (с перекидыванием мячика).

-Ребята нам встретился следующий пассажир кто мне скажет, как его зовут? (Чиполино)

Он хочет с нами поиграть в игру хитрые звуки

Они спрятались, и появятся, если вы правильно назовете слово. Тот, кому я брошу мячик, возвращает мне его, произносит нужное слово и называет чётко звук, который появился. 
Например: «Катить – я качу, звук [Ч]».

полоскать –

10.Работа на уровне слова

Чиполино, принес нам карточки ,На каждой карточке написано слово с “убежавшей” буквой, прочитайте его и догадайтесь, какая буква пропущена Ч или Щ. но давай с вами вспомним правило, как мы пище мча-ща и чу-щу?

__ука

__енок

__удо

__ётка

__еснок

__улок

__ека

__егол

__еловек

гра__

рощ_, чащ_, _авель

11.Работа со словосочетаниями.

Ребята посмотрите, какое еще задание для нас приготовил чиполлино? Он принес нам карточки на которых записаны словосочетания в которых он допустил ошибки, давайте вместе с вами поможем ему исправить ошибки?

К доске прикрепляется карточка с написанным словосочетанием.

(Речевой материал: нощной хичник, чёрный плащ, прочальный вещер, мощный луч, горящие щи, птичье чебетанье, учёный ченок, щистое помещение, молощная пища, овочная начинка, чудесное угощение)

— Что написано на карточке?

— Правильно ли оно написано?

-Исправляем ошибки, если они есть. Правильный вариант записываем в тетрадь

12.обогащение словарного запаса по теме «профессии»

_Скажите мне как зовут нашего следующего пассажира)

_Если вы сейчас выполните следующее задание , то мы вы узнаете кем же мечтает быть Дюймовочка

Я буду вам называть, а навозете мне проффесию но так чтобы появился звук ч или щ

Учит-учитель

Стреляет из пулемета –пулеметчик

Работает на экскаваторе — экскаваторщик.

Работает на подъемном кране –крановщик

Дрессирует животных –дресировщик

Играет на скрипке –скрипач

Играет на барабане –барабанщик

13.Работа на уровне предложения

-Пока вы отвечали на вопросы дюймовочка рассыпала слова, давай поможем ей собрать из этих слов предложения, и прочитаем, что у вас получилось.

Дрессировщик дрессирует зверей.

Почтальон разносит письма, газеты, журналы.

Скрипач играет на скрипке.

Продавщица продает овощи.

Врач лечит детей.

Крановщик работает на кране.

Пограничник охраняет границу.

Часовщик чинит часы.

Молодцы а теперь запишите свои предложения в тетрадь.

(Записывают предложения в тетрадь.)

infourok.ru

Дифференциация звуков Ч — Щ

Дифференциация звуков Ч — Щ

1. Чистоговорки (повтори чётко и медленно)

ЧА-ЧА-ЧА – локон у плеча.

АЧ-АЧ-АЧ – у Никиты мяч.

ЧИ-ЧИ-ЧИ – новые ключи.

ОЧ-ОЧ-ОЧ – у мамы дочь.

ЧУ-ЧУ-ЧУ – сока я хочу.

УЧ-УЧ-УЧ – виден яркий луч.

ЧЁ- ЧЁ-ЧЁ – левое плечо.

ЕЧ-ЕЧ-ЕЧ – вот огромный меч.

ЩА-ЩА-ЩА – ходит зайка без плаща.

АЩ-АЩ-АЩ – у меня плащ.

ЩИ-ЩИ-ЩИ – мы ели щи.

ОЩ-ОЩ-ОЩ – вырос хвощ.

ЩУ-ЩУ-ЩУ – я тебя ищу.

УЩ-УЩ-УЩ – вырос плющ.

ЩЁ- ЩЁ-ЩЁ – мы хотим играть ещё.

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – в кастрюле лещ.

2. Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.

ча-ща

чу-щу

че-ще

що-чо

ще-че

чо-що

чи-щи

ща-ча

щу-чу

щи-чи

3. Подчеркни картинки, в названии которых слышится звук Ч, зачеркни картинки, в названии которых слышится звук Щ.

Дифференциация звуков Ч — Щ (№2)

1. Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.

ща-ча-ща

щу-чу-щу

ще-че-ще

чо-що-чо

чи-щи-чи

що-чо-що

щи-чи-щи

ча-ща-ча

чу-щу-чу

че-ще-че

2. Четко проговори пары слов. Уточни их значение.

Горячие щеки. Горячие щи. Ищу точильщика. Ищу чемодан. Колючая щетка. Копченые лещи. Летающая бабочка. Лечащий врач. Молочная пища. Отвечающий учащийся. Почтовый ящик. Прочный щит. Птичий щебет. Сочные овощи. Учу товарища. Черный щенок. Чистящая щелочь. Чужие вещи. Чистое помещение. Чищу чайник. Чудесное угощение.

3. Четко проговори каждое слово.

Вещички. Волчище. Дощечка. Кричащий. Мечтающая. Молчащая. Отвечающий.
Ручищи. Скучающий. Точильщик. Учащийся. Часовщик. Чаща. Чище. Чудовище. Чищу. Щелочка. Щелчок. Щеночек. Щепочка. Щеточка. Щечки. Щучка. Ящичек.

Чистоговорки для буквы Р

Ра-ра-ра, ра-ра-ра — вдалеке видна гора.

Ре-ре-ре, ре-ре-ре — холодно нам в январе.

Ри-ри-ри, ри-ри-ри — ты почаще говори.

Ир-ир-ир, ир-ир-ир -пострелять мы ходим в тир.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро — черно ворона перо.

Ор-ор-ор — к нам пробрался вор.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру — жду весеннюю пору.

Ыр-ыр-ыр — в мышеловке сыр.

Чистоговорки для буквы С

Са-са-са — к цветку летит оса.

Ас-ас-ас — хожу в первый класс.

Се-се-се — хороши все.

Си-си-си — учебник приноси.

Ис-ис-ис — какой хитрый лис!

Со-со-со, со-со-со — у ковбоя есть лассо.

Ос-ос-ос — пробежали кросс.

Ус-ус-ус — силач тянет брус.

Чистоговорки для буквы Л

Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).

Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло)

Чистоговорки для буквы Ц

Ца-ца-ца, ца-ца-ца — птенец вылез из яйца.

Ец-ец-ец — там стоит дворец.

Цо-цо-цо — умой свое лицо.

Цу-цу-цу — дай дневник отцу.

Цы-цы-цы, цы-цы-цы — вырастают огурцы.

Эц-эц-эц — сказке конец.

Чистоговорки для буквы Ч

Ча-ча-ча — не руби с плеча.

Ач-ач-ач — в больнице главный — врач.

Еч-еч-еч — папа кладет печь.

Чи-чи-чи — звенят мои ключи.

Ич-ич-ич — кто-то бросил клич.

Оч-оч-оч — я хочу помочь.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу — я тележку качу.

Чистоговорки для буквы Ш

Ша-ша-ша, ша-ша-ша — эта буква хороша.

Аш-аш-аш — где ребенок наш?

Ше-ше-ше — мне тепло в душе.

Иш-иш-иш — ты куда глядишь?

Ыш-ыш-ыш — говорит малыш.

Ши-ши-ши — на речке камыши.

Ош-ош-ош — как же я хорош!

Шо-шо-шо — быть умным — хорошо!

Уш-уш-уш — принимайте душ.

Шу-шу-шу — я в углу шуршу.

Чистоговорки для буквы Щ

Ща-ща-ща — я хочу борща.

Ащ-ащ-ащ — папа носит плащ.

Ещ-ещ-ещ — водится в озере лещ.

Щи-щи-щи — зубки полощи.

4. Определить позицию звука Ч, Щ в словах

5. Послушай пары слов и составь с ними предложения.

Плащ — химчистка. Пещера — бочки. Чинить — ящик. Встреча — площадь.
Считать — чек. Речка — удилище. Тащить — кирпичи. Черепаха — щенок.
Чебуреки-товарищи. Чулан — вещи. Ящик — ключи. Выключатель — помещение.



Дифференциация звуков Ч — Щ (№3)

1. По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ.

Например: Мальчик, который читает книгу. Читающий мальчик.
Девочка, которая скучает. (Скучающая девочка.)
Мальчик, который отвечает у доски. (Отвечающий мальчик.)
Девочка, которая мечтает. (Мечтающая девочка.)
Девочка, которая молчит. (Молчащая девочка.)
Мальчик, который играет. (Играющий мальчик.)
Девочка, которая учится. (Учащаяся девочка.)

2. Не торопясь, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз.

Щеночек в чащу дощечку тащит.
У нашей Танечки на щечках ямочки.
В пещере большущие мыши летучие.
Дочку угощали щами и копчеными лещами.
Мяч скакал на чердаке, ищут мячик на песке, тщетно ищут мячик девочка и мальчик.
Два щенка на чердаке грызли щетку в уголке.

3. Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.

У нашей Таечки в ящичке маечки.
У чудовища чудовищные щупальца.
Дюймовочка на щепочке, у Дюймовочки щеточка.
Щеткой я чешу щенка, щекочу ему бока.
Тщетно в роще рыщет хищный волчище.
Щенок у щучки лизнул чешую.

Дифференциация звуков Ч — Щ (№4)

1. По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ.

Мальчик, который плавает. (Плавающий мальчик.)
Девочка, которая встречает подругу. (Встречающая девочка.)
Девочка, которая улыбается. (Улыбающаяся девочка.)
Мальчик, который танцует. (Танцующий мальчик.)
Девочка, которая кружится. (Кружащаяся девочка.)
Девочка, которая смеется. (Смеющаяся девочка.)
Девочка, которая плачет. (Плачущая девочка.)

2. Не торопясь, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз.

Большую морковку зайчата тащили, они от морковки чуть-чуть откусили, потом захотелось еще откусить, потом… уже нечего было тащить. 
Я по кочкам на лугу к речке босиком бегу, а трава щекочется, мне смеяться хочется! 
Паучище прибыл на базар, щеточкой почистил свой товар, закричал: «Чудесная новинка! Мухи! Подходите! Паутинка!» 
Черный чистенький щенок чем-то перепачкал бок, мальчик щетку в руки взял, бок щеночку чистить стал. Два часа терпел щенок, больше вытерпеть не мог. Начал хвостиком вилять, о пощаде умолять: «Для чего мне чистить бок? Я не плащик, я щенок!»

3. Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.

Плащ чищу, чищу и отчищу.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для вас.
Щенок на даче все в ящик тащит.
У щенка, как у овечки, шерстка в маленьких колечках.
Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *