Тире между подлежащим и сказуемым 8 класс конспект – Конспект урока «Тире между подлежащим и сказуемым ( 8 класс)
Конспект урока «Тире между подлежащим и сказуемым ( 8 класс)
Знаки препинания – это как нотные знаки.
Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться
К.Г.Паустовский
«Тире между подлежащим и сказуемым» 8 класс
Цели урока:
обучающие
Углубить знания об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым
Отработать навык правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым
Отработать навык правильно выделять грамматическую основу
Учить работать с заданиями ГИА
развивающие
Развить у обучающихся умение применять полученные знания в различных ситуациях
Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогатить словарный запас
воспитывающие
Прививать любовь к художественному слову
Совершенствовать навыки общения
Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями
Тип урока: урок отработки навыков и умений
Вид урока: урок-практикум
Ход урока
Организационный момент. 1,5 мин.
Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь ему. Здравствуйте, садитесь. Мы начинаем наш урок, всем желаю успехов.
Познакомьтесь с эпиграфом к сегодняшнему уроку: Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. Константин Георгиевич Паустовский. Как вы понимаете это высказывание? (у знаков препинания свое особое значение)
Постановка цели. 3 мин .На электронную почту нашей школы пришло видео послание для учеников 8 б класса, давайте посмотрим.
Просмотр видео обращения американцев к учащимся 8б класса.
-О чем вас попросила группа из Великобритании? (помочь овладеть трудным правилом — постановки тире м/у П и С.
-Ну что, поможем иностранцам? (да)
— Готовы ли вы уже сейчас взяться за объяснение этой трудной темы? (нет)
-Тогда к чему мы будем стремиться на уроке? Какие цели и задачи себе поставим?
(углубить знания о постановке тире м/у П. и С., научиться правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым)Кроме того, в процессе работы мы должны будем учиться правильно выделять грамматическую основу, а также познакомимся заданием из ГИА.
Проставьте плюсы в таблице — знаю, не знаю, хочу узнать, познакомьтесь с планом работы на уроке, у каждого он есть.
Проверка ДЗ. 2 мин
— Проверим, как вы справились с домашним заданием. Продиктуйте номера тех предложений, в которых, по вашему мнению, тире СТАВИТСЯ. Ответ: 1,2,3,4,8,9,10,11
(затруднение вызовет предложение с противопоставлением 4:
Я – фабрикант, ты – судовладелец.
В этом предложении, ребята, ставится тире потому что есть противопоставление.
Микро вывод: существуют особые случаи постановки тире м/у подлежащим и сказуемым, которые нам сегодня предстоит рассмотреть.
Ты – старый ребенок, теоретик, а я – молодой старик и практик..(Чехов)
Не я, не я, а ты – вредоносный элемент (Федин).
Воспроизведение учащимися знаний и усвоенных способов деятельности. 2 мин.
Давайте вспомним правило постановки тире между подлежащим и сказуемым (полные ответы).
Когда тире ставится?
Если П и С выражены Сущ или Числит в им.п.
Если оба главных члена выражены Неопр. формой Гл.
Если один главный член выражен Неопр. формой Гл, а другой — Сущ.
Когда перед сказуемым стоит указательная частица ЭТО, ВОТ, то тире ставится перед этой частицей.
Если логическое ударение падает на подлежащее.
Когда тире обычно не ставится?
Сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами
Если подлежащее выражено ЛИЧНЫМ МЕСТ.
Если при сказуемом есть отрицат. частица Не
Выполнение упражнений стандартного, реконструктивно-вариативного и творческого типов
Карточка №1. Распределительный диктант. Задание: распределить предложения в два столбика с тире и без тире, подчеркните грамматическую основу, указать, чем выражены подлежащие и сказуемые.5 мин
Дополнительное задание (для «сильных» учеников): синтаксический разбор выделенного предложения.
Проверка: вместе с учителем.
- Синтаксич. разбор: Простота— есть необходимое условие прекрасного (Л. Толстой)
Повеств., невоскл, простое, двусост, распр.
ВЫВОД: Те, кто справился с этим заданием 100%, т.е не допустил ни одной ошибки, может считать, что хорошо усвоил тему на данном этапе.
Те, кто выполнил 80% — 7 предложений правильно — внимательнее.
Менее 80% , обратите особое внимание на те предложения, в которых у вас ошибки. Чем выражено П, чем выражено С, повторите правило.
Карточка №2. Задание: Устно: Перестройте предложения так, чтобы м/у подлежащим и сказуемым вместо связки было тире. Чем выражены П и С? 3 мин
Проверка: сразу, на ходу — выслушивание получившихся предложений.
Дедушка стал моим лучшим другом.
Дедушка — мой лучший друг.
С детских лет путешествия были моим любимым увлечением.
С детских лет путешествия — мое любимое увлечение.
Поверхность озера словно прозрачное стекло.
Поверхность озера — прозрачное стекло.
Дубровский был мстителем за поруганную семейную честь.
Дубровский — мститель за поруганную семейную честь.
Маяковский словно первая скрипка среди футуристов.
(подлежащее выражено именем существительным в именительном падеже, а сказуемое – фразеологическим оборотом).
Маяковский — первая скрипка среди футуристов.
Понимать поэзию было чертовски трудно. (Дополните свою таблицу. Подлежащее выражено инфинитивом, сказуемое – наречием; знак ставится при наличии паузы. В этом сл. Здесь тире выступает средством выразительности.
Понимать поэзию — чертовски трудно.
ВЫВОД: Теперь вы научились перестраивать предложения, чтобы в них было тире м/у П и С.
Карточка №3. Работа в парах. Исправьте ошибки, объясните постановку знаков препинания (выделите грамм. основу, определите чем выражены П и С. )3 мин самост+ 1,5 мин проверка = 5 мин
Я — ученик. мест+сущ, не ставим тире
Глаза — как небо, голубые…сравнит союз, не ставим тире
Хорошо учиться вот наша задача. нужно тире инф+ сущ
Пятью пять двадцать пять. нужно тире числ+числ
Герой этого спектакля – я. Прекрасный человек Иван Иванович. (инверсия, новый случай, дополните им таблицу).
Пример тому — он.
ВЫВОД: При написании различных работ (сочинений, эссе и т.д.) используйте предложения с тире м/у главными членами, они придадут вашим текстам большую выразительность.
Гимнастика для глаз. Презентация.2 мин.
Работа с заданиями из ГИА. 3 мин
Инструкция: Достаньте бланк ответов на задание и задание 4.
все слова в бланке записываются печатными заглавными буквами в соответствии с образцом написания , начиная с первой клетки.
каждая буква записывается в отдельной клетке
между словами клетка не пропускается
запятая ставится в отдельной клетке, а тире не ставится.
Прочтем задание. Выписать ГО из предложения.
Безумство храбрых — вот мудрость жизни! (М. Горький) БЕЗУМСТВОМУДРОСТЬ
Сто тысяч — громадная сумма… (М. Булгаков) СТОТЫСЯЧСУММА
Бедность не порок. БЕДНОСТЬНЕПОРОК
ВЫВОД: если справились с этим заданием, правильно заполнили бланк ответа, то вы уже на шаг ближе к успешной сдаче ГИА. Если у кого-то не все получилось с первого раза, будьте внимательнее. Мы и в дальнейшем будем вести подготовку к ГИА.
Контроль сформированности умений. Приступайте к выполнению теста, листочки подпишите и сдайте. 3мин
Тест. Укажите предложение (1 из 4), в котором тире ставится между подлежащим и сказуемым. Выпишите из этого предложения ГО в строку ответа, как в бланке ГИА.
Определение ДЗ . 1мин
Знать содержание §15
Письменно на выбор: №155 или порассуждайте, дайте развернутый ответ на вопрос «Зачем нужно тире?», доп. задание (по желанию) №156
Итог урока. 1,5 мин
Чему научились?
Что нового узнали?
Теперь я предлагаю объяснить иностранцам когда же ставится тире между П и С.
Дополнительное задание (если останется время до звонка). Из ряда слов составьте предложение так, чтобы между подлежащим и сказуемым было тире. Подчеркните грамматическую основу.
1) Не думая, не целясь, говорить, стрелять. 2) Это, родной, изучение, дело, речи, великое. 3) В юности, это, в старости, знание, мудрость. 4) Для меня, в жизни, чувствовать, самая, радость, себя, большая, нужным.
infourok.ru
«Тире между подлежащим и сказуемым»
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цели:
Повторить ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме “Главные члены предложения”
Углубить знания учащихся о постановке тире в простом предложении
Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас
Воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к патриотам своей Родины, к предмету
Оборудование: Презентация, карточки для индивидуальной самостоятельной работы за партой и у доски, таблички с героями сказки, сведения из истории русской пунктуации
Ход урока
1. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
2. Проверка знаний.
Открыли тетради, записали число, классная работа
1) Словарная работа. Слово Аттестат, диплом.
Запишите слова в тетрадь. Выделите орфограмму.
2) На прошлых уроках мы работали по теме “Главные члены предложения. Виды сказуемого”. Повторим теорию, отвечая только на вопрос
1. Главные члены предложения – это…
2. Подлежащее и сказуемое другими словами – это…
3. Подлежащее – это…
4. Подлежащее чаще всего выражается…
5. Сказуемое – это главный член предложения, который…
6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется…
7. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются…
8. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых…
9. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое…
10. Составное именное сказуемое – это…
3) Тест 1.
Задание. Определите тип сказуемого в предложениях.
Дверь была приоткрыта.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Утки начинают купаться.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Куда-то попрятались все птицы.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Вода всё ещё не могла успокоиться.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Ключ к тесту “Типы сказуемых”: количество правильных ответов соответствует вашей оценкеТест 1. в в б а б
3. Лингвистическая разминка.
На утренн… з…ре скалы окрашивают(?)ся в (нежно)розовые и красноватые т…на и приобретают теплый корич(?)неватый оттенок.(на доске)
— Запишите предложение в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.
— Найдите грамматическую основу в этом предложении. (Скалы окрашиваются и приобретают).
— Укажите вид сказуемого.
— Устно сделаем синтаксический разбор.
Создание проблемной ситуации.
— Ребята, а что такое оттенок?
Оттенок – разновидность одного и того же цвета. (Учащиеся записывают определение в тетрадях и на доске)
— Подчеркните грамматическую основу.
— Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И.п.)
— Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? (Необходимо поставить тире)
— Обратите внимание на экран (слайд). Вы видите предложения, записанные в два столбика.
Венера – самая яркая звезда ночного неба.Чужим умом жить – добро не нажить.
Её глаза как яркие звёзды.
Бедность не порок.
— Сравните эти предложения.
— Объясните, почему в одних случаях поставлено тире, а в других не поставлено. Можем мы объяснить?
— Все ли мы знаем о постановке тире между подлежащим и сказуемым? (Нет)
— Значит, о чем мы будем говорить на уроке. Назовите тему нашего урока. (Тире между подлежащим и сказуемым). Запишите тему в тетрадь (слайд)
— Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Узнать еще случаи, когда ставится тире, а когда нет)(слайд)
— Молодцы!
4. Изучение нового материала.
1. Самостоятельное чтение теоретического материала параграф 15, стр. 80
2. Обобщение основных случаев постановки тире и его отсутствие.
(у детей на парте карточка-таблица, ее нужно заполнить предложениями, которые учитель будет читать)
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ (слайд)
1. Существительное + существительное
Лес — друг человека.
2. Числительное + числительное
Дважды два — четыре.
3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.
Охранять природу — любить родину.
4. Существительное + н. ф. глаг.
Наша задача — хорошо учиться.
5. Н. ф. глаг. + существительное
Ходить босиком — удовольствие.
6. Это, вот, значит
Чтение — вот лучшее учение.
Тире не ставится:
1. При сказуемом есть не
Старость не радость.
2. При сказуемом есть как, будто
Пруд как зеркало.
3. Подлеж. = местоим.
Он врач.
Если на местоимение падает логическое ударение, то тире может ставиться
Ты — лучший человек на свете.
— Проверьте запись предложений в карточке. Эту карточку приклеить в тетрадь конспектов.
— Давайте вернемся к нашим примерам из таблицы. Зная правило, объясните, почему в предложениях первого столбика стоит тире, а в предложениях второго столбика оно не стоит.
5. Физкультминутка
6. Закрепление материала.
1. Выполнение упр.153 (1 часть) с проверкой по цепочке.
2. Самостоятельная работа (работа в парах по вариантам: 1 в – 1-5 предложения; 2 в – 6 – 10 предложения) (слайд)
1. Язык есть сама жизнь.
2. Наши души зеркала, отражающие нас.
3. В бою побывать цену жизни узнать.
4. Воздух как роза.
5. Этот день словно праздник.
6. Бедность не порок.
7. Наша Волга самая красивая река.
8. Великое дело новость.
9. Природа не храм, а мастерская.
10. Пятью пять двадцать пять.
Правильные ответы:
1. Язык есть сама жизнь.
2. Наши души — зеркала, отражающие нас.
3. В бою побывать — цену жизни узнать.
4. Воздух как роза.
5. Этот день словно праздник.
6. Бедность не порок.
7. Наша Волга — самая красивая река.
8. Великое дело — новость.
9. Природа не храм, а мастерская.
10. Пятью пять — двадцать пять.
3. Исследование синтаксического материала.
Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.
Что для этого нужно сделать?
Повесть “Капитанская дочка” — историческое произведение.
Основа повести — картины восстания Пугачева.
Маша Миронова — любимый женский образ автора.
4. Письмо со вставками
— Сейчас вам предстоит самим конструировать предложения из нескольких компонентов. Первая часть ваших предложений — это названия цветов, которые вы увидите на слайдах. Вторая часть предложений будет мною прочитана. Вам нужно записать предложения полностью, поставив, где это необходимо, тире.
1) Подарить букет тюльпанов (слайд) — значит, на языке цветов признаться в любви.
На языке цветов тюльпан означает объяснение в любви, и этому предшествует легенда о персидском принце Фархаде. Влюблённый в красавицу Ширин, принц мечтал о счастливой жизни с любимой. Однако завистливые соперники пустили слух, будто Ширин убита. Обезумевший от горя Фархад погнал своего коня на скалы и разбился насмерть. В том месте, где кровь несчастного принца попала на землю, выросли яркие красные цветы, символ страстной любви – тюльпаны.
2) Астра (слайд) — это последняя улыбка осени.
— Астра в переводе с греческого означает “звезда”. Взгляните, её лепестки и впрямь напоминают лучики звезды. Недаром астру называют “последней улыбкой осени”: эти цветы выдерживают морозы до 7 градусов! Запах поздних астр неподражаем: он доносит и сырость осеннего дождя, и увядание листвы, и горечь хвои…
3) Сирень (слайд) точно нежное душистое море.
Древнегреческая легенда повествует, что молодой Пан, бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную лесную нимфу Сирингу и так залюбовался её красотой и грацией, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но она испугалась и убежала. Пан помчался следом, но нимфа превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги дало название цветку — сирень.
7. Если время остается Тренажер для экзамена. (слайд на выбор)
8. Подведение итогов. (рефлексия)
9. Домашнее задание: параграф 15, упр 153 (2, 3 часть)
infourok.ru
Конспект урока русского языка в 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»
КАРТА ЗНАНИЙ Имя____________ Фамилия _____________ класс___ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Выполнены уровни 1 – 2 — 3 –«3»
Выполнены уровни 1 – 2 – 3 – 4 — 5 – «4»
Выполнены уровни 1 — 2 – 3 — 4 — 5 — 6 – «5»
Уровень 1. Знание Вспомни определение, закончи предложения.
Подлежащее –_________________________________________________________________________________
Подлежащее называет то,____________________________________________. Подлежащее и все второстепенные члены_______________________________________________. Подлежащее выражается __________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Сказуемое — _________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________. Сказуемое обозначает____________________________________________________________. Сказуемое чаще всего выражается ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень 2. Понимание.
Знание 2. Распознай, в чём разница между дефисом и тире. Составь и запиши 2 предложения, в которых употреблялись бы тире и дефис.
Дефис – особый графический знак в виде короткой горизонтальной черты, который ставится между частями слов.
Тире – разделительный знак препинания, который служит для членения предложения. Задание 3. Объясни существенные факты постановки тире между подлежащим и сказуемым, заполнив графы схемы «Анализ силового поля».
Задание 4. Объясни существенные факты, когда тире между подлежащим и сказуемым, не ставится, заполнив графы схемы «Анализ силового поля».
Уровень 3. Применение.
Задание 5. Руководствуясь правилом, устно объясни постановку тире, а также его отсутствие. На примере упражнения 162.
Задание 6. Заверши стоку в «Морфологическом ящике», дописав нужные элементы.
подлежащее
сказуемое
правило
пример
Сущ.
Сущ.
Славные люди соседи мои.
Сущ.
Я чес..ный человек .
тире
Хороший вку.. это прежде всего чу..ство меры.
Сущ.
Нет тире
Оф..цер это не чета вам.
Числ.
Числ.
Сущ.
союз
тире
Точность и кра..кость вот первые достоинства прозы.
Задание 7. Установи случаи постановки тире, графически объясни условия выбора.
1) Венера самая яркая звезда ночного неба.
2) Земля велика и прекрасна.
3) Её глаза как яркие звёзды.
4) Два и восемь десять.
5) Книга источник знаний.
6) Чужим умом жить добро не нажить.
1) Наши души зеркала, отражающие нас.
2) В бою побывать цену жизни узнать.
3) Я хороший человек.
4) Воздух как роза.
5) Этот день словно праздник.
6) Север это болото без дна и края.
7) Голова без ума как фонарь без света.
8) Говорить не думая стрелять не целясь.
9) Эти равнины словно бескрайнее море.
10) Бедность не порок.
11) Наша Волга самая красивая река.
12) Я всем чужой.
13) Жизнь пройти не поле перейти.
14) Твои речи будто острый нож.
Уровень 4. Анализ.
Задание 8. Распознай третье лишнее:
1. Книга источник знаний. Мой отец учитель. Отец учитель истории.
2. Дуб дерево крепкое. Учиться значит много трудиться. Бедность не порок.
3. Чай пить не дрова рубить. Он хороший плотник. Решить задачу познать что-то новое.
4. Научиться играть в теннис это здорово! Курить здоровью вредить. Сердце не камень.
5. Площадь квартиры 5о метров. Кто твой приятель? Астана столица Казахстана.
6. Наш школьный двор как сад. Саша волейболист. А.С. Пушкин это солнце русской поэзии.
7. Бедность не порок. Мое хобби собирать марки. Я будущий портной.
Уровень 5. Синтез.
Задание 9. Предложи памятку для постановки тире между подлежащим и сказуемым.
1.
2.
3.
4.
Уровень 6. Оценивание.
Задание 10. Реши, какие случаи постановки или отсутствия тире из темы сегодняшнего урока ты будешь использовать, чтобы описать лицо своей мамы. Слова для справок упр.171 ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
kopilkaurokov.ru
Конспект урока по русскому языку 8 класса «Тире между подлежащим и сказуемым»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Теректинская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок по русскому языку в 8 классе
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цель урока:
Отработать навыки учащихся по постановке тире между подлежащим и сказуемым.
Задачи:
Обучающие: Систематизировать знания учащихся о постановке тире между подлежащим и сказуемым; углубить знания учащихся о нормах пунктуации
Развивающие: Формировать навык использования нового пунктуационного правила на практике; формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, умение учиться и способность организовать свою деятельность; развивать коммуникативную и информационную компетентность; способствовать развитию грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции;
Воспитательные: воспитывать интерес к выразительным возможностям русского языка; прививать любовь и интерес к русскому языку через художественное слово
Оборудование:
Эпиграф к уроку на листе формата А4;
Ход урока:
1. оргмомент.
2. эпиграф «Удивление – путь к познанию»
2.1. словарные слова
2. сообщение темы урока.
Тему урока вы узнаете из стихотворения: Я минус в математике, Но знак другой в грамматике. Знаком я детворе, Меня зовут… тире.
— Так о чём мы будем говорить на уроке? (ответы детей). А ещё будем готовиться к экзамену в конце 8 класса.
3. Повторение
— какие знаки препинания вы знаете?
— знаете ли вы историю знаков препинания? Сейчас некоторые дети познакомят нас с историей некоторых знаков препинания.
4. Сообщения учащихся.
Чумаченко. Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.
Даниелян. Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем.Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer (тянуть)
Ботманова Тире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А.А. Барсова.
Тычкова Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речь, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. В энциклопедии «Русский язык» обозначено девять условий постановки тире в современной письменной речи. Может быть, именно из-за многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство авторской пунктуации.
5. А когда же ставится тире? (диалог, прямая речь, неполные предложения, между подлежащим и сказуемым). Лучше нам расскажут ваши одноклассники, инсценировав сказку.
6. Сказка
Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.
− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.
− Согласно, − кивало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.
На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.
7. У вас имеются знания по постановке тире между подлежащим и сказуемым, вы прослушали сказку. А когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится? (ответы учащихся)
Теперь ваша задача – составить опорную схему, которая поможет вам в постановке тире. Составьте схемы1 ряд, когда между подлежащим и сказуемым ставится тире, 2 ряд, когда тире не ставится.
8. Самостоятельная работа.
9. Защита своих схем.
10. Отработка навыков.
10.1. «Корректор». Один писатель перепутал все слова в предложении. Ваша задача составить правильное предложение. Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букета. (Икебана – это искусство составления букета из веток и цветов.) Объяснить тире.
10.2. Карточки. Нет на земле (н…)чего пр…краснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и замечательного настр…ения!. Объяснить пропущенные буквы и знаки препинания.
10.3. Объясните употребление тире в отрывке из стихотворения М.И. Цветаевой, посвященном А. Блоку
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке,
Одно — единственное движение губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
— Когда свои подчёркиваешь мысли,
Когда ты пишешь диалог любой,
Твоя отметка полностью зависит
От поперечной палочки одной.
Тире – моё короткое названье,
Не палка я, а очень важный знак.
Чтоб уделить грамматике вниманье,
Не сможешь избежать меня никак!
10.4. А теперь вы сами попробуете составить текст с использованием тире. Самостоятельная работа
10.5. ФИЗМИНУТКА
А теперь все дружно встали,
К потолку глаза подняли,
Руки вверх, вперед, назад –
Вот разминка для ребят!
Но немного мы устали,
Книжки в сторону отложим,
Организму мы поможем.
Все мы правила учили,
О тире мы не забыли
10.6. Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.
1)Повесть «Капитанская дочка» была историческим произведением.
2) Основу повести составляют картины восстания Пугачева.
3) Маша Миронова стала любимым женским образом автора.
4. работа по подготовке к экзамену.
10.7. Замените:
Детская клиника (со связью согласование на связь управления) – клиника для детей
Друг человека (со связью управление на связь согласование) – человеческий друг
Горных ущелий (со связью согласования на связь управление) – ущелий гор
10.8. Найдите грамматическую основу.
Он был доктором бедняков, профессором анатомии в Амстердаме.
Я всегда хотела танцевать.
Здесь мост через овраг построят.
11. Итог урока.
Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нем чуть ли не сто.
В ящиках тех помещались коробки;
В одной запятые, в другой были скобки,
В третьей – тире, в остальных – многоточия,
Черточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял он весьма аккуратно.
Пригоршней знаки берет из коробки,
Иное словечко поставит он в скобки,
Также частенько и этак и так
Использует он восклицательный знак.
Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставится знак вопросительный.
В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит тире,
Порою кавычки, порой двоеточие.
И не жалел для концов многоточия.
Я желаю, чтобы знания, которые вы сегодня получили на уроке, располагались в ваших головах по полочкам. И когда необходимо вы брали нужные знаки препинания из нужной коробочки. Я раздала вам «ладошки». Напишите на них то, что было полезным вам сегодня на уроке и что пригодится в дельнейшем. Зачитайте, если не секрет то, что у вас получилось.
Д.З. с. 54,55, п.15, упр.90
И закончить урок я хочу словами:
Человек рождается на свет,
Чтоб дерзать, творить, а не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый свет
И решать все трудные задачи.
Человек рождается на свет…
Для чего?.. Ищите свой ответ.
Оценки за урок
Этап урока
Время
Содержание учебного материала
Методы и приёмы работы
Формы организации учебной деятельности
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1. Орг момент
1
Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата. приветствие учащихся, проверка готовности к совместной деятельности
Приветствуют учителя и гостей
Сообщение темы. Постановка цели
2
А вот о чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав загадку:
Я минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе,
Меня зовут… тире.
Проблемный
Фронтальная
Так о чём мы будем говорить н уроке?
А что ещё будем повторять?
Углублять знания я о постановке тире в простом предложении
3) Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас
4 )Воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к патриотам своей Родины , к предмету
Логические УУД. Анализ, синтез, причинно-следственные связи
Воспроизведение и корректировка опорных знаний
6
Работа по истории знаков препинания
Проблемный
Сообщения учащихся
А какие знаки препинания вы знаете?
Сейчас дети познакомят вас с историей некоторых знаков препинания
Сообщения детей Чумаченко. Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.
Даниелян. Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке.Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем.Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer (тянуть)
Ботманова Тире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А.А. Барсова.
Тычкова Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речь, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. В энциклопедии «Русский язык» обозначено девять условий постановки тире в современной письменной речи. Может быть, именно из-за многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство авторской пунктуации.
Познавательные УУД.
Инсценировка сказки
Проблемный
Фронтальная
А как появилось тире между подлежащим и сказуемым мы увидим из лингвистической сказки
Инсценировка сказки.
Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.
− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.
− Согласно, − кивало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.
На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.
Закрепление материала
10
Работа по схемам
Проверка полученного материала. 1 ребёнок у доски
Проблемный
Индивидуальная
Вы прослушали сказку, знаете правило постановки тире. Сейчас ваша задача – составить в виде схемы данное правило
Индивидуальная работа. Дети на листочках составляют схемы
Логические УУД. Причинно-следственные связи между теорией и практикой
Работа по отработке материала
Работа по карточкам, индивидуальная работа, работа с учебником. В парах, групповая работа
Проблемный. Поисковый
Работа по карточкам, в группах
А сейчас будем отрабатывать данное правило различными формами работы
3. Когда свои подчёркиваешь мысли,
Когда ты пишешь диалог любой,
Твоя отметка полностью зависит
От поперечной палочки одной.
Тире – моё короткое названье,
Не палка я, а очень важный знак.
Чтоб уделить грамматике вниманье,
Не сможешь избежать меня никак!
1. лингвистическая игра «Корректор» Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букета
2. карточки
Нет на земле (н…)чего пр…краснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и замечательного настр…ения!
3. Работа со стихотворением Цветаевой
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке,
Одно — единственное движение губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
4. Составить свой текст, где используются предложения с тире между подлежащим и сказуемым.
5. изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.
1)Повесть «Капитанская дочка» была историческим произведением.
2) Основу повести составляют картины восстания Пугачева.
3) Маша Миронова стала любимым женским образом автора.
4. работа по подготовке к экзамену
ИЗ предложения ЛЕС – ИСТОЧНИК СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ. Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой – источник (устно по составу)
8.Из 1 предложения 3 абзаца выписать слово с чередующейся безударной гласной в корне слова – растительность
9. Словосочетание лесная растительность со связью согласование заменить словосочетанием со связью управление
Логические УУД.
Познавательные УУД
Физминутка
А теперь все дружно встали,
К потолку глаза подняли,
Руки вверх, вперед, назад –
Вот разминка для ребят!
Но немного мы устали,
Книжки в сторону отложим,
Организму мы поможем.
Все мы правила учили,
О тире мы не забыли
Выполняют движение
Здоровьесберегающий УУД
Итог урока
Подведение итогов
Проблемный
Фронтальная
На «ладошке» напишите о том, что вам понравилось на уроке. Человек рождается на свет,
Чтоб дерзать, творить, а не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый свет
И решать все трудные задачи.
Человек рождается на свет…
Для чего?.. Ищите свой ответ.
Заполняют и озвучивают
Д. З.
С. 49, правило Упр. 90
Чумаченко. Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.
Даниелян. Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из немецкого — «раздельно» и тире (черта) — из французского «тянуть».
Ботманова Тире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А.А. Барсова.
Тычкова Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речь, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. В энциклопедии «Русский язык» обозначено девять условий постановки тире в современной письменной речи. Может быть, именно из-за многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство авторской пунктуации.
АВТОР: Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:
СВЯЗКА БЫТЬ − В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ: Хорошо, −
АВТОР- соглашалось Подлежащее,
ПОДЛЕЖАЩЕЕ − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или
неопределённой формой Глагола.
СКАЗУЕМОЕ: − Согласно, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования.
Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.
АВТОР: На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.
АВТОР: Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:
СВЯЗКА БЫТЬ − В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ: Хорошо, −
АВТОР- соглашалось Подлежащее,
ПОДЛЕЖАЩЕЕ − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или
неопределённой формой Глагола.
СКАЗУЕМОЕ: − Согласно, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования.
Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.
АВТОР: На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.
АВТОР: Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:
СВЯЗКА БЫТЬ − В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ: Хорошо, −
АВТОР- соглашалось Подлежащее,
ПОДЛЕЖАЩЕЕ − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или
неопределённой формой Глагола.
СКАЗУЕМОЕ: − Согласно, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования.
Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.
АВТОР: На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.
АВТОР: Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:
СВЯЗКА БЫТЬ − В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ: Хорошо, −
АВТОР- соглашалось Подлежащее,
ПОДЛЕЖАЩЕЕ − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или
неопределённой формой Глагола.
СКАЗУЕМОЕ: − Согласно, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования.
Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.
АВТОР: На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.
Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке,
Одно-единственное движение губ.
Имя твоё – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
infourok.ru
Урок русского языка в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»
Урок в 8 классе. Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым»
Цель: повторить условия постановки тире в неполных предложениях с составным именным сказуемым; формировать умение находить условия в предложении, расставлять знаки препинания, составлять предложения с определенным условием.
УМК «Русский язык. 8 класс» в 2-х частях / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Лисицин, издательство «Просвещение», 2014.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями):
знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения, схемы данных конструкций;
уметь ставить знаки препинания между главными членами предложения, находить в тексте предложения соответствующей конструкции, составлять предложения, в которых необходимо тире.
Межпредметные: способность извлекать информацию из различных источников, использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализов языковых явлений на межпредметном уровне ( на уроках иностранного языка, литературы).
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к книге, языку; потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Ход урока
Постановка целей урока. Прочтите тему. Мы уже работали с этой темой? Как вы думаете,
а какова цель сегодняшнего урока? Повторить условия постановки тире в неполных предложениях с составным именным сказуемым; формировать умение находить условия в предложении, расставлять знаки препинания, составлять предложения с определенным условием.
Работа с упражнением 86 на странице 57.
Чтение текста. Определите его основную мысль, определите стиль и тип текста, запишите в
тетрадь.
Основная мысль: «Человек, который не приучил себя к чтению, – тщетный человек»
Тип: рассуждение
Стиль: публицистический
Самопроверка первого задания.
Замените словосочетание «ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ», построенное на основе
согласования, словосочетанием со связью управление (ВОСПИТАНИЕ ДУХА).
Выпишите грамматическую основу из предложения «Информацию можно почерпнуть из Интернета или учебников» (МОЖНО ПОЧЕРПНУТЬ)
Определите количество грамматических основ в последнем предложении (3)
Выпишите из второго предложения второго абзаца сказуемые, определите их тип (ПОНЯЛ – ПГС, ПЕРЕСТАЮТ ЧИТАТЬ – СГС, РЕШИЛ ВЕРНУТЬ – СГС, СНЯЛ – ПГС).
Самопроверка второго задания.
Работа по теме урока.
Упражнение 86. Объясните постановку тире в предложении. Объясните постановку тире
в предложении: «Человек, который не приучил себя к чтению, – тщетный человек». Объясните отсутствие тире в предложениях «Я книжный человек…», «Пища духовная…». Определите тип сказуемого в этих предложениях.
Проверка домашнего задания – упражнение 101. Почему поставили тире в составленных
предложениях?
Самостоятельная работа по теме. Поставьте, где нужно тире, объясните постановку
знака или его отсутствие. Карточка. Самопроверка по ключу. Выявление ошибок. Отработка умений.
История это наша жизнь, и делаем ее мы.
Быть вежливым обязанность каждого человека.
Важное проявление вежливости поздороваться первым.
Сириус не планета.
Глаза словно вишенки.
Семью семь сорок девять.
Он человек сильный и отважный, умный и великодушный.
Высота Эвереста 8848 метров над уровнем моря.
Ключ
История – это наша жизнь, и делаем ее мы. (п.1 с.62)
Быть вежливым – обязанность каждого человека. (п.2 с. 62)
Важное проявление вежливости – поздороваться первым. (п.3 с.62)
Сириус не планета.(п.3 с.63)
Глаза словно вишенки. (п.2 с.63)
Семью семь – сорок девять. (п.5 с.62)
Он человек сильный и отважный, умный и великодушный. (п.1 с.63)
Высота Эвереста – 8848 метров над уровнем моря. (п.5 с.62)
Карточка (на оценку).
«Слабые учащиеся». Спишите. Поставьте, где нужно тире, объясните постановку
знака или его отсутствие.
Тайга это нескончаемый лес, прерываемый только рекой или болотами.
Не отвечать на приветствие верх невоспитанности.
Превосходная должность быть на земле человеком.
Небо как звездный шатер.
Он самый робкий человек на свете.
Высота Останкинской телебашни в Москве 533 метра.
Восемь утра время бойкое, даже для ноября.
Умелому хлеборобу дождь не помеха.
«Сильные» учащиеся (на выбор):
Составьте задания, подобные заданиям, выполняемым в начале урока, на основе упражнения
98. Запишите на карточке.
Используя учебник литературы, выпишите пять предложений, в которых ставится тире,
объясните постановку знаков препинания.
Вывод по уроку. Рефлексия
Достигли мы цели урока? Что было сложнее всего? Интереснее всего?
Домашнее задание – упражнение 98.
infourok.ru
«Тире между подлежащим и сказуемым»
Цель урока:
углубить знания обучающихся о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.
Тип урока: урок-практикум.
Оборудование: проектор,
ПК,
интерактивная доска.
Ход урока по русскому языку в 8 классе:
I. Орг.момент
У: Здравствуйте, ребята! Садитесь.
II. Вступительное слово учителя
У: Сегодня мы проводим урок-практикум.
Вы будете выполнять задания в рабочих листах, которые лежат на партах (подпишите их, пожалуйста) и самостоятельно контролировать свои знания и умения по теме урока, то есть оценивать самих себя. Результаты работы фиксируйте в «Оценочном листе». Будьте объективны.
Задание 1. Терминологический диктант
Вспомним основные лингвистические термины, изучаемые нами в разделе «Синтаксис и пунктуация». Цель: Знание терминов необходимо для успешного усвоения материала. Первое задание – терминологический диктант.
В рабочих листах под цифрой 1 есть место для записи терминов.
1. Раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. (Синтаксис)
2. 1. Совокупность знаков препинания, используемых в письменной речи. 2. Собрание правил их расстановки. (Пунктуация)
3. Слово или группа слов, грамматически оформленных и имеющих смысловую и интонационную законченность (Предложение)
4. Единство подлежащего и сказуемого (Основа предложения)
5. Элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов (Знаки препинания)
Проверим, как вы справились с терминологическим диктантом.
……, прочитай все термины, которые ты записала.
Проверьте себя, оцените свою работу в оценочном листе.
Вывод: Итак, мы повторили основные лингвистические термины, которые необходимы при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация».
III. Актуализация знаний о предложении
1. У: Прежде, чем перейти к теме урока, вспомним, что такое предложение и каковы его признаки как синтаксической единицы?
Дайте определение данному понятию.
О: Предложение – слово или группа слов, грамматически оформленных и имеющих смысловую и интонационную законченность.
Предложение имеет следующие признаки:
1) имеет грамматическую основу;
2) выражает законченную мысль;
3) характеризуется смысловой законченностью;
4) является единицей общения.
2. Формулирование темы и цели урока
1) Продолжаем работу.
Задание 2
После выполнения второго задания, сформулируем тему сегодняшнего урока.
Докажите, что перед вами предложения, расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните их постановку (подчеркните грамматическую основу предложения). Цель: Определить, в чем особенность данных предложений.
Слово — это духовная жизнь народа. (А. Вознесенский)
Учиться – всегда пригодится. (Пословица)
Язык – всем знаниям и всей природе друг. (Г. Державин)
О: Да, перед нами предложения, так как они имеют грамматическую основу — НАЗВАТЬ, характеризуются интонационной законченностью – в конце точка, предложения повествовательные.
По структуре это простые предложения.
У: В чем их особенность?
О: Вывод: Во всех предложениях между подлежащим и сказуемым ставится тире.
У: Оцените свои умения в «Оценочном листе».
У: Мы знаем, что важнейшим признаком предложения является наличие предикативной (грамматической) основы.
Догадались ли вы, выполняя задание, какова же тема урока?
О: Я предполагаю, тире между подлежащим и сказуемым.
Запишите тему в рабочих листах.
У: А теперь сформулируем цель урока:
О: Вспомнить и закрепить правило постановки тире между главными членами предложения.
(Углубить знания обучающихся о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым).
— Прежде чем сформулировать правило, скажите, чем отличается ТИРЕ от ДЕФИСА?
О: ТИРЕ – пунктуационный знак, дефис – орфографический.
2) Рубрика «Знаете ли вы?»
А теперь обратимся к истории пунктуационного знака тире. Предоставляю слово знатоку русского языка.
О: Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания.
К концу XVIII века появился ещё один знак препинания – тире
Тире восходит к французскому «чёрточка». Как только не называли этот знак:
— чёрная полоса чернил,
— молчанка,
— длинная черта,
— горизонтальная черта,
— знак пресечения
Этот знак впервые стал применять Н.Карамзин
У: Напомню вам, что Николай Михайлович Карамзин — выдающийся историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, создатель многотомного сочинения «Истории государства российского», автор рассказа «Бедная Лиза».
Итак, тире, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.
Тире выполняет много функций, мы сегодня говорим о тире, которое разделяет подлежащее и сказуемое.
IV. Выполнение заданий по теме
1) Задание 3
У: Перейдем к третьему заданию. Внимательно прочитайте предложения.
Подчеркните грамматические основы всех предложений; укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. Объясните употребление тире между подлежащим и сказуемым и его отсутствие. Расставьте недостающие знаки препинания, где это необходимо. Цель: После выполнения задания сформулировать правило.
1.Книга – лучший друг человека. (сущ. – сущ.) 2. Ученого учить – только портить. (Inf – Inf) 3. Перечитывать страницы любимых книг – огромное наслаждение. (Inf –сущ.) 4. Пятью пять – двадцать пять. (числ. – числ.) 5. Книга – это мост в мир знаний. (сущ. – это сущ.) |
1. Книги как лучшие друзья. (сущ. как сущ.) 2.Они верные и умные помощники. (мест. сущ.) 3. Книга мала, а ума придала.. (сущ. прил.) 4.Образование, безусловно, опора в жизни. (сущ., вводное слово, сущ.) 5. Бедность не пряник, а к себе манит. (сущ. НЕ сущ.) |
ПРОВЕРКА
1. Назовите предложение 4 (1 ст.)
предлож. 4 (второй ст.)
предлож. 3 (первый столбик)
предлож.1 (второй ст.)
предлож.2 (перв.ст.)
предлож. 2 (втор.ст.)
У: Вывод: Итак, каким правилом мы руководствуемся при постановке тире между главными членами предложения?
О: Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если в состав грамматической основы входят в разных сочетаниях существительные, инфинитивы и числительные без вспомогательной части.
У: В каких случаях постановка тире недопустима?
О: Тире обычно не ставится, если в составе сказуемого есть отрицательная частица, если в составе сказуемого есть сравнительные частица как, будто, словно; если подлежащее выражено местоимением; если сказуемое выражено прилагательным, если между подлежащим и сказуемым есть вв.слова.
У: Оцените свои умения в «Оценочном листе».
Мы повторили пунктуационное правило «Употребление тире между подлежащим и сказуемым». Закрепить данное правило нам помогут практические упражнения и алгоритм, который представлен в карточках-информаторах.
2) Работа с алгоритмом
Задание 4 Игра «Третье лишнее»
Поиграем. Внимательно прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы, расставьте недостающие знаки препинания, найдите третье лишнее, объясните почему.
1. Доброе слово сказать — посошок в руку дать.
2. Красное дерево редко, красное слово метко.
3. Правдивое слово – сила.
Проверка – 1 человек
У: Оцените свои умения в оценочном листе.
3) У: Мы продолжаем подготовку к основному государственному экзамену.
Переходим к пятому заданию «Элементы анализа текста»
Прочитайте текст. Определите тему, основную мысль?
1) Книга – животворный источник, дающий человеку знания и силу, счастье и чистоту, молодость и энтузиазм. 2) Книга – это жизнь, пр..красная, удивительная, стремительная и бе..покойная. 3)Видеть эту красоту – долг каждого из нас. 4) Наша задача – научится понимать художестве(н/нн)ые произведения, ра..крывающие перед нами тайны прошлого и будущего, удивляющие величием настоящего. (Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл)
Тема – книга, дающая знания человеку.
Основная мысль – научиться понимать художественную литературу.
А теперь расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
ПРОВЕРКА
У: Выполните тест, который построен в формате ОГЭ.
Тест
1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «животворный»:
1. помогающий
2. возрождающий
3. полезный
4. целебный
2. Выпишите грамматическую основу из предложения № 4
задача – научиться понимать
3. Укажите номера предложений, в которых обособленные определения выражены причастными оборотами
___________________
4. Укажите номера предложений, в которых подлежащее и сказуемое выражены им.сущ.
___________________
5. Укажите № предложения, где подлежащее выражено глаг., а сказуемое – сущ.
___________________
Взаимопроверка.
Поднимите руки, кто получил 5, 4.
Оцените умения в «Оценочном листе»
У: Сегодня на уроке мы получили новые сведения о пунктуационном знаке – тире, выполняя задания, закрепили изученное ранее правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, оценивая себя, старались быть объективными.
Спасибо за работу, ребята.
Запишите домашнее задание:
Домашнее задание
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К.Г. Паустовского: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания.
Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
school200.ru
План-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым»
Тире между подлежащим и сказуемым.
Ход урока.
I.Оргмомент.
II.Проверка домашнего задания.(Раунд робин)
Вопросы.
— Чем отличаются простые и составные сказуемые?
— В чем различие между составным глагольным и составным именным сказуемым
— Приведите примеры составного глагольного и составного именного сказуемого.
— Из скольких слов может состоять составное глагольное сказуемое(2 или 3). А сколько частей должно быть в составном глагольном сказуемом. (2 части- основная и вспомогательная).
— Из скольких слов может состоять составное именное сказуемое(2 или 1). В каком случае это возможно? (При нулевой связке) А сколько частей должно быть в составном именном сказуемом. (2 части- основная и вспомогательная).
Карточки, на которых написаны предложения. Определить вид сказуемого и встать в соответствующий угол.
1 карточка.
Наступила ненастная осень. Листья сначала почернели, а затем совсем опали. Зарядили беспрестанные дожди. Я буду читать книгу.
2 карточка.
Летний вечер тих и ясен. Местность равнинна, а река широка и длинна. В этом году осень теплая. Жизнь прекрасна и удивительна!
3 карточка.
Я хочу поговорить с ним об этом. Он собирался написать письмо другу. Я не мог оторвать глаз от убегающего лося. Вначале он начал изучать немецкий, французский, а затем английский.
4 карточка.
Сегодня мы будем тренироваться в зале. День будет долог, светел и горяч. Ветерок начал сгонять тучи. Лес притих, насторожился.
III. Введение в тему.
Подводящий диалог.
На слайде.
Грамота-это второй язык.
Жить-народу служить.
Назначение искусства- помогать людям.
Противостоять страданию – дело писателя.
Дважды два – четыре.
Учитель | Ученик |
Прочитайте предложения | Читают |
С какой интонацией произносятся предложения | К середине предложения интонация повышается, а к концу понижается |
Назовите слова, на которые приходится повышение тона | Называют |
Найдите подлежащее и сказуемое | Находят и читают |
Как подлежащее и сказуемое разделяются в устной речи | Между ними есть пауза |
А как они разделены в письменной речи | Между подлежащим и сказуемым есть тире. |
Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока | Тире между подлежащим и сказуемым |
V.Ведение нового материала.
учитель | Ученик |
Вспомните, каковы условия постановки и не постановки тире между подлежащим и сказуемым | Если подлежащее и сказуемое выражены именами сущ.в им. П., то между ними ставится тире. Тире не ставится, если между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ., есть частица НЕ |
Верно. А теперь посмотрите на пример и попробуйте определить, какие еще есть условия постановки тире. Какие будут версии? | Надо посмотреть, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое. |
Верно. Определяйте. | Подлежащее и сказуемое выражено инфинитивом, или подлежащее выражено сущ.,а сказуемое-инф.,или подлежащее инфинитивом, а сказуемое-сущ., а также оба главных члена-числительные |
Посмотрите на следующий слайд. Что вы заметили? | Здесь приведены примеры, когда тире между подлежащим сказуемым не ставится |
Какие предположения у вас будут на этот счет | Между подлежащим и сказумым, выраженными сущ., есть частица НЕ |
А в остальных случаях? | Наверное, д.б.еще какие-то слова |
Какие же? | Например, слово как |
Что же это за часть речи. В чем ее особенность | Это союз, он вносит оттенок сравнения. |
Какие еще сравнительные союзы вы знаете | Будто, как будто, словно |
Значит, какой вывод можно сделать об отсутствии тире между подлежащим и сказуемым | Если между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ., есть сравнительные союзы |
А почему не ставится тире в предложении Она учительница? Ведь здесь нет никаких особых слов. Кто догадался, в чем тут дело? | Здесь не выполняется главное условие – подлежащее не выражено сущ., она-местоимение |
Теперь попробуйте обобщить сказанное и назвать условия отсутствия (не постановки) тире между подлежащим и сказуемым | Делают вывод. |
Сравним наши выводы и материал, написанный в учебнике.
Теперь участники 1,3 рассказывают условия постановки тире. (Ваш друг заболел)
Спрашиваю одного из участника 2,4.
Участники 2,4 рассказывают условия не постановки тире. (спрашиваю участников 1,3)
VI. Развитие навыков.
Задание 113,115 (устно). По очереди читают, объясняют.
Задание 118 письменно (самостоятельно).
Проверка.
7. Повторим . что с вами изучили.
На листочках пропишите вопрос, а на другой стороне – ответ (2 минуты)
Программированный диктант. (листочки подписать)
На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.
1. | — | Труд как блестящая сталь. |
2. | + | О решенном говорить – только путать. |
3. | + | Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать. |
4. | — | Бедность не порок. |
5. | — | Июнь лишь начало лета. |
6. | — | Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек. |
7. | + | Сердце наше – вечная тайна для нас самих. |
8. | + | Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку. |
9. | + | Искусство – это мышление в образах. |
10. | + | Память — одно из важнейших свойств бытия. |
Рефлексия
На обратной стороне напишите:
3 новых момента
2, которые уже знали
1 вопрос, который остался.
Разберем на следующем уроке.
Домашнее задание.
Задание116.
— Чем отличаются простые и составные сказуемые?
— В чем различие между составным глагольным и составным именным сказуемым?
— Приведите примеры составного глагольного и составного именного сказуемого.
— Из скольких слов может состоять составное глагольное сказуемое? А сколько частей должно быть в составном глагольном сказуемом?
— Из скольких слов может состоять составное именное сказуемое? В каком случае это возможно? А сколько частей должно быть в составном именном сказуемом?
— Чем отличаются простые и составные сказуемые?
— В чем различие между составным глагольным и составным именным сказуемым?
— Приведите примеры составного глагольного и составного именного сказуемого.
— Из скольких слов может состоять составное глагольное сказуемое? А сколько частей должно быть в составном глагольном сказуемом?
— Из скольких слов может состоять составное именное сказуемое? В каком случае это возможно? А сколько частей должно быть в составном именном сказуемом?
— Чем отличаются простые и составные сказуемые?
— В чем различие между составным глагольным и составным именным сказуемым?
— Приведите примеры составного глагольного и составного именного сказуемого.
— Из скольких слов может состоять составное глагольное сказуемое? А сколько частей должно быть в составном глагольном сказуемом?
— Из скольких слов может состоять составное именное сказуемое? В каком случае это возможно? А сколько частей должно быть в составном именном сказуемом?
— Чем отличаются простые и составные сказуемые?
— В чем различие между составным глагольным и составным именным сказуемым?
— Приведите примеры составного глагольного и составного именного сказуемого.
— Из скольких слов может состоять составное глагольное сказуемое? А сколько частей должно быть в составном глагольном сказуемом?
— Из скольких слов может состоять составное именное сказуемое? В каком случае это возможно? А сколько частей должно быть в составном именном сказуемом?
— Чем отличаются простые и составные сказуемые?
— В чем различие между составным глагольным и составным именным сказуемым?
— Приведите примеры составного глагольного и составного именного сказуемого.
— Из скольких слов может состоять составное глагольное сказуемое? А сколько частей должно быть в составном глагольном сказуемом?
— Из скольких слов может состоять составное именное сказуемое? В каком случае это возможно? А сколько частей должно быть в составном именном сказуемом?
— Чем отличаются простые и составные сказуемые?
— В чем различие между составным глагольным и составным именным сказуемым?
— Приведите примеры составного глагольного и составного именного сказуемого.
— Из скольких слов может состоять составное глагольное сказуемое? А сколько частей должно быть в составном глагольном сказуемом?
— Из скольких слов может состоять составное именное сказуемое? В каком случае это возможно? А сколько частей должно быть в составном именном сказуемом?
1 карточка.
Наступила ненастная осень. Листья сначала почернели, а затем совсем опали. Зарядили беспрестанные дожди. Я буду читать книгу.
2 карточка.
Летний вечер тих и ясен. Местность равнинна, а река широка и длинна. В этом году осень теплая. Жизнь прекрасна и удивительна!
3 карточка.
Я хочу поговорить с ним об этом. Он собирался написать письмо другу. Я не мог оторвать глаз от убегающего лося. Вначале он начал изучать немецкий, французский, а затем английский.
4 карточка.
Сегодня мы будем тренироваться в зале. День будет долог, светел и горяч. Ветерок начал сгонять тучи. Лес притих, насторожился.
1 карточка.
Наступила ненастная осень. Листья сначала почернели, а затем совсем опали. Зарядили беспрестанные дожди. Я буду читать книгу.
2 карточка.
Летний вечер тих и ясен. Местность равнинна, а река широка и длинна. В этом году осень теплая. Жизнь прекрасна и удивительна!
3 карточка.
Я хочу поговорить с ним об этом. Он собирался написать письмо другу. Я не мог оторвать глаз от убегающего лося. Вначале он начал изучать немецкий, французский, а затем английский.
4 карточка.
Сегодня мы будем тренироваться в зале. День будет долог, светел и горяч. Ветерок начал сгонять тучи. Лес притих, насторожился.
1 карточка.
Наступила ненастная осень. Листья сначала почернели, а затем совсем опали. Зарядили беспрестанные дожди. Я буду читать книгу.
2 карточка.
Летний вечер тих и ясен. Местность равнинна, а река широка и длинна. В этом году осень теплая. Жизнь прекрасна и удивительна!
3 карточка.
Я хочу поговорить с ним об этом. Он собирался написать письмо другу. Я не мог оторвать глаз от убегающего лося. Вначале он начал изучать немецкий, французский, а затем английский.
4 карточка.
Сегодня мы будем тренироваться в зале. День будет долог, светел и горяч. Ветерок начал сгонять тучи. Лес притих, насторожился.
1 карточка.
Наступила ненастная осень. Листья сначала почернели, а затем совсем опали. Зарядили беспрестанные дожди. Я буду читать книгу.
2 карточка.
Летний вечер тих и ясен. Местность равнинна, а река широка и длинна. В этом году осень теплая. Жизнь прекрасна и удивительна!
3 карточка.
Я хочу поговорить с ним об этом. Он собирался написать письмо другу. Я не мог оторвать глаз от убегающего лося. Вначале он начал изучать немецкий, французский, а затем английский.
4 карточка.
Сегодня мы будем тренироваться в зале. День будет долог, светел и горяч. Ветерок начал сгонять тучи. Лес притих, насторожился.
1 карточка.
Наступила ненастная осень. Листья сначала почернели, а затем совсем опали. Зарядили беспрестанные дожди. Я буду читать книгу.
2 карточка.
Летний вечер тих и ясен. Местность равнинна, а река широка и длинна. В этом году осень теплая. Жизнь прекрасна и удивительна!
3 карточка.
Я хочу поговорить с ним об этом. Он собирался написать письмо другу. Я не мог оторвать глаз от убегающего лося. Вначале он начал изучать немецкий, французский, а затем английский.
4 карточка.
Сегодня мы будем тренироваться в зале. День будет долог, светел и горяч. Ветерок начал сгонять тучи. Лес притих, насторожился.
1 карточка.
Наступила ненастная осень. Листья сначала почернели, а затем совсем опали. Зарядили беспрестанные дожди. Я буду читать книгу.
2 карточка.
Летний вечер тих и ясен. Местность равнинна, а река широка и длинна. В этом году осень теплая. Жизнь прекрасна и удивительна!
3 карточка.
Я хочу поговорить с ним об этом. Он собирался написать письмо другу. Я не мог оторвать глаз от убегающего лося. Вначале он начал изучать немецкий, французский, а затем английский.
4 карточка.
Сегодня мы будем тренироваться в зале. День будет долог, светел и горяч. Ветерок начал сгонять тучи. Лес притих, насторожился.
1 карточка.
Наступила ненастная осень. Листья сначала почернели, а затем совсем опали. Зарядили беспрестанные дожди. Я буду читать книгу.
2 карточка.
Летний вечер тих и ясен. Местность равнинна, а река широка и длинна. В этом году осень теплая. Жизнь прекрасна и удивительна!
3 карточка.
Я хочу поговорить с ним об этом. Он собирался написать письмо другу. Я не мог оторвать глаз от убегающего лося. Вначале он начал изучать немецкий, французский, а затем английский.
4 карточка.
Сегодня мы будем тренироваться в зале. День будет долог, светел и горяч. Ветерок начал сгонять тучи. Лес притих, насторожился.
1. | Труд как блестящая сталь. | |
2. | О решенном говорить только путать. | |
3. | Беседовать с писателями других веков значит путешествовать. | |
4. | Бедность не порок. | |
5. | Июнь лишь начало лета. | |
6. | Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек. | |
7. | Сердце наше вечная тайна для нас самих. | |
8. | Знать много языков значит иметь много ключей к одному замку. | |
9. | Искусство это мышление в образах. | |
10. | Память одно из важнейших свойств бытия. |
1. | Труд как блестящая сталь. | |
2. | О решенном говорить только путать. | |
3. | Беседовать с писателями других веков значит путешествовать. | |
4. | Бедность не порок. | |
5. | Июнь лишь начало лета. | |
6. | Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек. | |
7. | Сердце наше вечная тайна для нас самих. | |
8. | Знать много языков значит иметь много ключей к одному замку. | |
9. | Искусство это мышление в образах. | |
10. | Память одно из важнейших свойств бытия. |
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ
СКАЗУЕМОЕ
ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
РАЗНЫЕ ВИДЫ СКАЗУЕМЫХ
1
2
3
4
5
6
nsportal.ru