Целевые прогулки – Организация целевой прогулки в ДОО
Целевая прогулка. | Социальная сеть работников образования
Целевая прогулка.
Целевые прогулки вносят разнообразие в жизнь детей, обогащают их воображение, позволяют лучше узнать окружающую природу, местность, где они живут, находящиеся вблизи объекты.
Такие прогулки могут проводиться не только с познавательной, но и познавательно-практической целью — сбор семян дикорастущих трав для прикормки птиц зимой, растений для составления гербария, природного материала для ручного труда.
Так же во время прогулки дети знакомятся с памятниками на территории школы и их историей.
Объем программных задач, намечаемых для реализации на целевой прогулке, значительно меньше того, что предполагается экскурсией. И все же ценность таких прогулок в том, что благодаря регулярности их проведения можно проследить изменения в объектах природы, обнаружить их причины.
Наблюдения за растениями, разнообразие видов насекомых, птиц, их приспособительное поведение создают неограниченный простор для предоставления детям интересной информации, направленной на познание родной природы, ее красоты.
Усвоения знаний — аспект всестороннего развития ребенка.
Возможности целевой прогулки на природе
Информируя о ближайшем окружении в процессе целевых прогулок, воспитатели осуществляют важную воспитательную задачу — формирование реалистических знаний, без которых невозможно овладение систематизированными знаниями, т.е. установление объективных связей между предметами и явлениями природы, среди которых ведущими являются причинные. Именно установление таких связей характеризует уровень детского мышления.
Важно то, что в процессе ознакомления с растениями, животными во время целевых прогулок развивается речь детей, пополняется словарь, проводятся беседы — а это средство развития диалогической и монологической речи.
Целевые прогулки создают прекрасные возможности для развития сенсорной сферы ребенка. Каждая встреча с новыми объектами природы — это возможность увидеть, прикоснуться, понюхать, прислушиваться к ним, и воспитатели в полной мере должны использовать эти возможности.
Нельзя переоценить роль целевых прогулок для развития у детей познавательных интересов и наблюдательности — исключительно важных качеств.
В наше время исключительно важное значение приобрели проблемы экологического воспитания — формирование нового, сознательного, ответственного, бережного отношения к природе, развития экологической этики, основанной на идее сопереживания, самооценке всего живого. Экологическое воспитание тесно связано с экологическим образованием. Лишь на основе знаний, о деятельности в природе формируется экологическая культура, которая заключается в том, что человек осознает общие закономерности природы и общества, считает природу родным домом, которую надо беречь и о которой надо заботиться.
Какова же роль целевых прогулок в формировании экологической культуры детей?
Целевые прогулки ценны тем, что во время их проведения дети получают знания о взаимосвязях в природе, о ценности для человека тех или иных объектов природы, о правилах природопользования.
Ознакомление с различными объектами природы во время целевых прогулок является важным средством эстетического развития детей. Восприятие красочных пейзажей, гармоничных сочетаний красок у цветов — все это пробуждает у детей чувство красоты, воспитывает любовь к природе. Большую роль в этом играет эмоциональная чувствительность воспитателя, умение не только увидеть красоту природы, но и доступно донести это детям, чтобы привить эстетические ценности, важные не только для эстетического развития личности, но и для хорошего, гуманного отношения к окружающей природе.
Целевые прогулки являются источником обогащения жизнь прекрасным. Обучая детей после прогулок отображать на бумаге природу — цветы, бабочек и т.д., воспитатели формируют их эстетические вкусы, желание создавать красоту вокруг себя. Природа является тем окружением, в котором живут дети, красоту которого воспринимают, она радует глаз, оказывая сильное влияние на формирование их личности.
Пребывание среди природы, влияние природных факторов, активные движения детей во время целевых прогулок стимулируют обмен веществ, закаляют детей.
Чрезвычайно благоприятные условия для целевых прогулок имеет территория нашей школы, с цветниками, прудом, фруктовым садом, памятниками.
Характерный признак целевых прогулок на природу — неоднородная насыщенность их исследовательским материалом в разные времена года в связи с природными процессами, характерными для нашей флоры и фауны.
Можно выбрать какой-то один объект для наблюдения на участке школы, например, березку или воронье гнездо , совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения. На таких прогулках дети приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.
Рассматривание памятников вызывает у детей желание узнать причину и историю их появления на территории школы, узнать, кто создал памятник.
Небольшие экологические акции расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время прогулки дети совместно со взрослыми могут развешивать кормушки для птиц, высаживать тюльпаны на клумбы, осенью – убирать листья. Самым значимым является то, что во время этих акций дети накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой. Важное место отводится на прогулках вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств. По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога. Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают название растений («Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три, к березе беги!») В заключительной части прогулки воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы. Главная цель заключительного этапа — подведение итогов прогулки.
После такой прогулки детям предлагают сделать зарисовки, написать отзыв, написать рассказ или сказку, сочинить стихотворение, вылепить или сделать аппликацию по впечатлениям после прогулки, проводятся беседы об увиденном.
Творческие задания позволят ребенку выразить свои впечатления, показать отношение к миру природы. Как вариант творческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных
коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водое-мов, любимых аллей школьного двора и пр. Конструирование макетов экосистем из природного и бросового материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. После каждой прогулки макет может дополняться, преобразовываться.
Таким образом, целевые прогулки помогают расширить представления воспитанников об экологических системах, сформировать представления об их «жизни» в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду, обращать внимание на окружающие объекты и интересоваться их историей.
nsportal.ru
Картотека для детей целевая прогулка
ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГУЛКИ
Целевая прогулка к школе № 1
(посещение школьной линейки)
Понаблюдать, как встречают тех, кто пришел в первый раз в первый класс. Напомнить детям, что сегодня во всех школах города начинается учебный год, а следующей осенью дети тоже пойдут в школу, и их так же торжественно и приветливо будут встречать.
Стихотворение З.Александровой «В школу»:
Листья желтые летят,
День стоит веселый.
Провожает детский сад
Ребятишек в школу.
Отцвели цветы у нас,
Улетают птицы.
Вы идете в первый раз
В первый класс учиться.
Куклы грустные сидят
На пустой террасе.
Наш веселый детский сад
Вспоминайте в классе.
Вспоминайте огород,
Речку в дальнем поле…
Мы ведь тоже через год
Будем с вами в школе.
Целевая прогулка № 2
(по территории детского сада)
Предложить детям отметить те изменения, которые произошли на территории детского сада после лета: цветут цветы, которые дети посадили на своем участке весной, отремонтированы веранды, появились новые постройки и т.д. напомнить, что все это сделали взрослые люди, они позаботились о детях, и, чтобы всегда было так красиво, необходимо все беречь.
Целевая прогулка № 3
(к школе)
Напомнить детям, что в городах живет много детей, которые ходят в школу. Поэтому школ в городе много. Предложить детям понаблюдать за уроками физкультуры, рассмотреть физкультурную площадку и территорию возле школы, ее здание. Спросить, почему так много окон, почему окна такие большие. Напомнить, что многие дети осенью пойдут в эту школу.
Целевая прогулка в лес (осень) № 4
Наблюдение за брусникой. Рассказать детям, что брусника – это вечнозеленый кустарничек с темно-зеленой листвой. Листья плотные, кожистые, на их нижней стороне заметны многочисленные, очень мелкие черные точки. Ягоды брусники – красивые красные горошинки, очень заметные среди зеленой листвы. У них освежающий и приятный кисло-сладкий вкус. Бруснику едят в свежем виде, варят из нее варенье, мочат и т.д. брусника относится к числу лекарственных растений. В медицине применяют ее листья.
Ягоды брусники служат пищей для лесных зверей и особенно птиц. Брусника – растение, характерное для хвойного леса.
Стихотворение В.Линькова «Зеленые ушки»:
Из кочки на снежной опушке
Торчат любопытные ушки.
Не мышки и не лисички –
Зеленые листья бруснички.
Укрыла я снегом кочку,
Не видно теперь ни листочка.
Брусничка, спи под подушкой,
А то отморозишь ушко.
Загадка: Листик с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сами кусточки –
Не выше кочки (брусника).
Целевая прогулка № 5
(по близлежащим улицам, правила перехода через улицу).
Предложить детям рассказать, как они будут переходить улицу в том или ином месте:
Ø там, где светофор;
Ø там, где светофора нет;
Ø там, где есть пешеходный переход.
Напомнить детям, что в городе много разного транспорта. Предложить понаблюдать за проезжающим транспортом и разделить его на две группы по какому-то общему признаку. Если дети не догадаются разделить транспорт на грузовой и пассажирский, спросить, для чего нужны автобусы, легковые машины и для чего нужны самосвалы, грузовики и подвести детей к нужным выводам.
Целевая прогулка в лес (осень) № 6
Дать детям знания о лесе как сообществе животного и растительного мира (лес дарит чистый воздух, защищает от ветра, дает древесину, лесные дары – ягоды, грибы, лекарственные травы). Расширить знания детей о родном лесе, в котором растут различные деревья, кустарники, ягоды, грибы, травы; живут звери, птицы и насекомые; в лесу люди отдыхают, любуются его красотой, пользуются его дарами. Развивать в детях культуру восприятия, умение наблюдать, сравнивать, видеть красоту осенних пейзажей. Воспитывать любовь к родному краю.
Стихотворение А.Пушкина (отрывок):
…Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье.
Пословицы:
Ø Лес – богатство и краса: береги свои леса.
Ø Враг природы тот, кто леса не бережет.
Целевая прогулка № 7
(по близлежащим улицам, работа светофора)
объяснить детям, что в городе есть не только улицы, но и проезды, перекрестки, площади. Понаблюдать за работой транспорта, за поведением пешеходов, за работой светофора. Вспомнить об основных правилах перехода через улицу.
Целевая прогулка в лес (осень) №8
Наблюдение за грибами. У них нет корней, стеблей, веток, листьев, цветков и семян. Под землей находится грибница – тонкие белые нити. Чтобы не разрушать ее, грибы нельзя вырывать «с корнем»: их надо аккуратно срезать ножом, тогда в течение нескольких лет можно будет собирать их в одном и том же месте. Для того, чтобы грибы росли, необходимо достаточное количество воды. Грибы бывают съедобные и несъедобные.
Дидактическая игра «Родственники» — упражнять в подборе однокоренных слов.
Ø Отгадайте загадку:
Одна нога и шапка,
А головы нет.
(гриб).
Ø Назовите гриб ласково.
(грибочек, грибок).
Ø Как называется человек, собирающий грибы?
(грибник).
Ø Как называется дождь, способствующий росту грибов?
(грибной дождь).
Ø Какие вы еще запомнили слова?
(грибница, грибовар, и т.д.)
Целевая прогулка к реке (осень) №9
Развивать у детей умение наблюдать за осенними приметами на реке (цвет воды, отражение в ней неба, облаков; трава на берегах увядает, кустарники, деревья сбрасывают листья). Показать детям признаки течения реки; объяснить, почему на воде появляется рябь. Систематизировать понимание детьми взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Вызвать у детей желание заботиться об охране водоемов от загрязнения.
Целевая прогулка к реке (зима) №10
Дать детям знания о происходящих на реке изменениях: река покрыта льдом, в начале зимы лед тонкий, ходить по нему нельзя – опасно. Рыбы и другие водные обитатели ушли на дно, зарылись в ил, песок. Там они дремлют.
Стихотворение Г.Ладонщикова:
Осторожная лисица
Подошла к реке напиться.
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.
Загадки: 1. Текло, текло и легло под стекло (лед на реке).
2. Зимой скрылась, весной появилась,
летом веселюсь, осенью спать ложусь (река).
Целевая прогулка № 11
(к горнолыжному спуску)
Рассматривание снежной горы, спортсменов, подъемников и т.д. Вспомнить зимние виды спорта. Воспитывать положительное отношение к спорту.
Загадки: 1. Под гору – коняшки,
В гору – деревяшки. (Лыжи).
Целевая прогулка № 12
(по улицам города, учреждения города)
Обратить внимание детей на различные учреждения, находящиеся в городе: магазин, аптека, почта и др. Спросить, кем могут работать взрослые люди в городе. Подвести детей к пониманию общественной значимости труда.
Целевая прогулка в лес (зима) № 13
Обратить внимание детей состояние зимней природы (кругом лежит снег, он укрыл траву, кустарники и деревья от мороза; зимой в лесу все как бы замирает; ветки у кустарников и деревьев зимой очень хрупкие, поэтому с ними нужно обращаться очень осторожно, они легко ломаются).
Дидактическая игра «Подбери определения к слову Лес» — упражнять в подборе прилагательных.
ЛЕС какой? (большой, огромный, густой, дремучий, красивый, зимний, осенний, весенний, летний, хвойный, лиственный, смешанный, березовый, сосновый, нужный, зеленый…)
Целевая прогулка в лес (зима) № 14
Обратить внимание детей на то, что деревья отличаются друг от друга не только величиной, но и общей формой, расположением ветвей, цветом, внешним видом (сосна, осина, береза). Учить замечать красоту зимнего леса; формировать у детей через эмоциональное отношение к природе устойчивый интерес к ее явлениям и объектам.
Целевая прогулка на школьный стадион № 15
Уточнить знания детей о зимних играх и забавах. Уточнение и обогащение словаря: лыжи, санки, коньки (фигурные), лыжники, конькобежцы, фигуристы, лед, стадион. Наблюдение на стадионе за различными зимними играми.
Целевая прогулка № 16
(по улицам города, дорожные знаки)
Наблюдение за работой светофора. Предложить детям рассказать, как можно переходить улицу по светофору. Пройти с детьми к тому месту, где светофора нет, и предложить рассказать, как можно перейти улицу в этом месте. Обратить внимание на некоторые знаки – «Дети», «Пешеходный переход», «Въезд запрещен»и др. Напомнить, что в городе много транспорта и знаки нужны для безопасности людей: переходя улицу, необходимо соблюдать правила.
Целевая прогулка в лес (весна) № 17
Продолжать рассказывать детям о смешанном лесе и его многоярусности, которую создают разные виды растительности, а также то, как они приспосабливаются к условиям обитания: самые высокие – это светолюбивые сосны, чуть ниже – ольха, осина и др., еще ниже – кустарники, травы. Закрепить правила поведения в лесу.
Пословицы:
Ø Сломить дерево – секунда, а вырастить – годы.
Ø Лес – богатство и краса земли.
Целевая прогулка №18
(по близлежащим улицам, обслуживание горожан)
Вспомнить названия близлежащих улиц, предложить детям эти названия объяснить. Особое внимание обратить на предприятия по обслуживанию населения: магазин, почта, аптека, типография и т.д. Предложить вспомнить названия профессий работающих там людей. Напомнить, что все эти предприятия необходимы для удобства жителей города.
Целевая прогулка в лес (весна) № 19
Понаблюдать вместе с детьми за животными, населяющими разные «этажи» леса – за насекомыми, лягушками, птицами, белками; на конкретных примерах показать взаимосвязи – в лесу все друг другу нужны. Учить детей видеть красоту природы, беречь ее.
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий» — упражнять в подборе слов, обозначающих действие предмета.
ЛЕС что делает? (растет, шумит, зеленеет, живет, дышит, очищает воздух, радует …)
Целевая прогулка к реке (весна) №20
Учить детей наблюдать за «жизнью» реки весной (какой река была зимой, что изменилось; стало тепло, солнце светит и греет, небо голубое, река освободилась ото льда; пробуждаются лягушки, они громко квакают, откладывают икру в воду; появляются жуки; растения начинают свой рост в воде). Учить детей чувствовать и воспринимать красоту пробуждения реки.
Целевая прогулка в лес (лето) №21
Систематизировать знания детей о лесе как о многоярусной системе, ярусы которой создаются разными видами растительности, о приспособленности растений к условиям обитания; подвести детей к пониманию того, что животные занимают в лесу разные ярусы в соответствии с образом жизни, характером питания и способом защиты от врагов. Учить видеть красоту природы, воспитывать желание беречь ее.
Стихотворение С.Погореловского «Солнце прячется в тумане»:
Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий, до свиданья!
Защитил ты нас от зноя,
Напоил живой водою,
Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес,
Могучий лес,
Полный сказок и чудес!
Целевая прогулка к реке (лето) №22
Продолжать учить детей замечать те изменения, которые по сравнению с весной произошли на реке (на берегах больше растительности; появилось больше насекомых: бабочки-белянки, лимонницы, мотыльки, стрекозы и др., в реке у берега плавает много маленьких рыбок – мальков; вода теплая, люди загорают и купаются в реке). Расширить представления детей о значении воды в жизни человека. Развивать желание самим закалять свой организм.
Стихотворение Г.Ладонщикова:
Смотришь на реку,
Кажется, в ней
Нет ни малявок, ни окуней.
Только бежит голубая вода,
Петляя по лугу, не зная куда.
Река ведь не просто течет и течет,
Она интересною жизнью живет.
Загадки: 1. Плещет в речке чистой
Спинкой серебристой (рыба).
2. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик (стрекоза).
Целевая прогулка в лес (лето) №23
Обобщить знания детей о лесе (в нем растут не только деревья и кустарники, но и различные ягоды, грибы, травы; живут звери, птицы, насекомые; лес начинается с опушки, в нем есть поляны, чащи; на опушках и полянах растут светолюбивые растения, в чаще — тенелюбивые). Воспитывать любовь к родному краю.
Стихотворение С.Погореловского «Лес»:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – МЫ СВОИ.
Целевая прогулка № 24
Прогулка по улице Дружбы (район детского сада). Учить ориентироваться на местности, учить видеть опасности. Закреплять названия соседних улиц (Веселая, Студенческий проезд и т.д.).
infourok.ru
Целевая прогулка. Исхакова
Целевая прогулка.
Особенности целевой прогулки с детьми.
Усиление внимания к экологическому воспитанию дошкольников требует поиска различных форм ознакомления с природой. Одной из таких форм, потенциал которой еще недостаточно используется воспитателями, являются целевые прогулки на природу, совмещенные с пешеходными переходами, которые что дают возможность знакомить детей с ближайшим природным окружением.
Целевые прогулки вносят разнообразие в жизнь детей, обогащают их воображение, позволяют лучше узнать окружающую природу, местность где они живут: парк, сквер, лес, луга, поле, пруд, реку. Такие прогулки могут проводиться не только с познавательной, но и познавательно-практической целью — сбор семян дикорастущих трав для прикормки птиц зимой, растений для составления гербария, природного материала для ручного труда.
Отличие их от повседневных прогулок заключается в том, что они проводятся за пределами ДОУ.
Объем программных задач, намечаемых для реализации на целевой прогулке, значительно меньше того, что предполагается экскурсией. И все же ценность таких прогулок в том, что благодаря регулярности их проведения можно проследить изменения в объектах природы, обнаружить их причины.
Особенно много возможностей для наблюдений во время целевых прогулок предоставляет лето. Растения цветут, разнообразие видов насекомых, птиц, их приспособительное поведение создают неограниченный простор для предоставления детям интересной информации, направленной на познание родной природы, ее красоты.
Порой можно услышать вопрос: для чего маленьким детям нужны знания о растительном, животном мире? Достаточно, чтобы, они усвоили знания о наиболее важных зависимостях в природе между организмом и условиями существования. Но усвоения знаний никогда не может рассматриваться в дошкольном возрасте как самоцель. Это — аспект всестороннего развития ребенка.
Знание, по мнению дидактики, выполняет 3 функции в формировании личности:
— информативную
— ориентировочную
— оценочную.
Возможности целевой прогулки на природе
Информируя о ближайшем окружении в процессе целевых прогулок, воспитатели осуществляют важную воспитательную задачу — формирование реалистических знаний, без которых невозможно овладение систематизированными знаниями, т.е. установление объективных связей между предметами и явлениями природы, среди которых ведущими являются причинные. Именно установление таких связей характеризует уровень детского мышления.
Важно то, что в процессе ознакомления с растениями, животными во время целевых прогулок развивается речь детей, пополняется словарь, проводятся беседы- а это средство развития диалогической и монологической речи.
Целевые прогулки создают прекрасные возможности для развития сенсорной сферы ребенка. Каждая встреча с новыми объектами природы — это возможность увидеть, прикоснуться, понюхать, прислушиваться к ним, и воспитатели в полной мере должны использовать эти возможности.
Нельзя переоценить роль целевых прогулок для развития у детей познавательных интересов и наблюдательности — исключительно важных качеств в подготовке к школе.
В наше время исключительно важное значение приобрели проблемы экологического воспитания — формирование нового, сознательного, ответственного, бережного отношения к природе, развития экологической этики, основанной на идее сопереживания, самооценке всего живого. Экологическое воспитание тесно связано с экологическим образованием. Лишь на основе знаний, о деятельности в природе формируется экологическая культура, которая заключается в том, что человек осознает общие закономерности природы и общества, считает природу родным домом, которую надо беречь и о которой надо заботиться.
Какова же роль целевых прогулок в формировании экологической культуры детей?
Целевые прогулки ценны тем, что во время их проведения дети получают знания о взаимосвязях в природе, о ценности для человека тех или иных объектов природы, о правилах природопользования. На целевых прогулках дети могут поупражняться в выполнении правил природопользования: в лесу, на лугу мы гости, и вести себя нужно вежливо, не нарушать покоя тех, кто постоянно там живет.
Ознакомление с различными объектами природы во время целевых прогулок является важным средством эстетического развития детей. Восприятие красочных пейзажей, гармонических сочетаний красок у цветов — все это пробуждает у детей чувство красоты, воспитывает любовь к природе. Большую роль в этом играет эмоциональная чувствительность воспитателя, умение не только увидеть красоту природы, но и доступно донести это детям, чтобы привить эстетические ценности, важные не только для эстетического развития личности, но и для хорошего, гуманного отношения к окружающей природе.
Целевые прогулки на природу являются источником обогащения жизнь прекрасным. Обучая детей после прогулок отображать на бумаге природу — цветы, бабочек и т.д., воспитатели формируют их эстетические вкусы, желание создавать красоту вокруг себя. Природа является тем окружением, в котором живут дети, красоту которого воспринимают, она радует глаз, оказывая сильное влияние на формирование их личности.
Пребывание среди природы, влияние природных факторов, активные движения детей во время целевых прогулок стимулируют обмен веществ, закаляют детей. Обязательным условием проведения целевых прогулок является выбор благоприятного с экологической точки зрения маршрута.
Детские сады находятся в различных природных условиях, поэтому определить тематику целевых прогулок нужно, исходя из возможностей природного окружения ДОУ, а также явлений, которые характерны для определенной поры года, наблюдения, которые интересны для детей.
Если недалеко протекает ручей, река, озеро, водохранилище, море, существует прекрасная возможность для проведения туда целевых прогулок.
Чрезвычайно благоприятные условия для целевых прогулок имеют детские сады, расположенные вблизи ботанических садов, которые есть почти в каждом областном центре.
Характерный признак целевых прогулок на природу — неоднородная насыщенность их исследовательским материалом в разные времена года в связи с природными процессами, характерными для нашей флоры и фауны.
studfiles.net
Перспективный план «Экскурсии и целевые прогулки» (2 младшая группа)
Перспективный план экскурсий и целевых прогулок
2 младшая группа «Василек»
Сентябрь
Экскурсия на огород
Цель: Расширить представление об овощах. Учить описывать их особенности, цвет, форму. Находить объекты на картинке. Активизировать в речи слова: морковь, огурец, капуста, помидор, картофель.
Целевая прогулка к дереву
Цель: Знакомство с деревом, отличительные признаки: высокое (чтобы увидеть верхушку дерева надо поднять голову), у дерева есть ствол, ветви, на ветках листья.
Целевая прогулка к кустарнику
Цель: Знакомство с кустарником, отличительные признаки: ветви тонкие, куст низкий, можно достать верхушку.
«Где живет лужа» — целевая прогулка
Цель: Расширять знания о времени года – осень, о ее признаках. Причины возникновения лужи.
Октябрь
Экскурсия в сквер детского сада
Цель: Расширять знания о времени года – осень, назвать признаки осени. Рассмотреть растения: дерево, кустарник, травы. Отметить, что все пожелтело, наступила «золотая осень».
На участок к старшим детям
Цель: Знакомство с детьми, их играми. Учить общаться со старшими детьми.
Пернатые друзья
Цель: Рассмотреть птиц (воробьи, вороны), их части тела. Активизировать в речи слова: птицы, воробьи, вороны, летают, садятся, прыгают, перелетают.
«Травушка – муравушка» — целевая прогулка к поляне.
Цель: отметить, что трава пожухла. Наступила поздняя осень. Назвать характерные признаки осени.
Ноябрь
Экскурсия по коридору детского сада
Цель: Знакомство с внутренним строением детского сада. Показ кабинетов (музыкальный, медицинский, психолога, заведующей). Игры детей в музыкальном и физкультурном залах.
«Вокруг сада обойдем» — целевая прогулка
Цель: рассмотреть здание детского сада. Найти окна группы. Отметить, что у каждого дома есть окна, двери, их назначение.
«Зачем нужны заборы?» — целевая прогулка
Цель: Отметить с детьми назначение заборов. Закрепить, что за забор ходить «нельзя» — ОБЖ
Целевая прогулка в музыкальный зал
Цель: познакомиться с профессией музыкальный руководитель. Он учит нас петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, проводит праздники. Показать музыкальные инструменты, поиграть на них.
Декабрь
Экскурсия в физкультурный зал
Цель: Познакомить детей с профессией – инструктор по физической культуре. Зачем нужен физкультурный зал? Закрепить с детьми назначение физкультурного зала, инвентаря для занятий по физкультуре и спорту.
Целевая прогулка на соседний участок
Цель: познакомить с детьми соседями. Учить общаться со старшими детьми. Рассмотреть, как они одеты. Почему?
«Вокруг детского сада обойдем» — экскурсия
Цель: Рассматривание выпавшего снега. Почему вдоль заборов так много снега. Художественное слово:
Снег, снег кружится
Белая вся улица
Собрались мы в кружок
Завертелись как снежок.
Рассматривание снежинок на одежде детей.
Экскурсия в прачечную комнату
Цель: Познакомить с профессией – машинист по стирке белья. Показать и закрепить с детьми назначение стиральных машин, какие операции по стирке белья они выполняют.
Январь
«Вокруг детского сада обойдем» — экскурсия
Цель: Закрепить представление о зиме, как о времени года. Активизировать в речи детей слова: зима, холодно, морозно, лед, снег, сугробы.
Целевая прогулка в старшую группу
Цель: Познакомить детей с групповой комнатой старших детей. Учить общаться со старшими детьми. Ориентировка в пространстве.
Целевая прогулка к сугробу
Цель: Рассмотреть сугроб, из – за чего он образовался ( скопление снега) Активизировать в речи слова: снег, метель, зима, сугроб.
Февраль
«По дорожке мы пойдем» — целевая прогулка
Цель: Создать радостное настроение об увиденных снежных построек. Активизировать в речи детей слова: снеговик, снежная баба, горка, лабиринт.
Экскурсия в медицинский кабинет
Познакомить детей с профессией – врач. Дать основные знания о профессии: лечит больных, заботится о здоровье детей.
Целевая прогулка к зимнему дереву
Цель: Рассмотреть дерево, отметить, что оно стоит голое, нет листочков, потому что на улице еще очень холодно.
«Вокруг сада обойдем» — целевая прогулка
Цель: Рассматривание сосулек на крыше. ОБЖ – почему нельзя ходить под крышами домов и детского сада? Закрепление правил безопасности.
Март
Экскурсия в зимний сад
Цель: Расширять знания об экзотических видах растений. Закрепить с детьми названия растений в зимнем саду.
Целевая прогулка по участку
Цель: Расширять знания о времени года – весна. Назвать признаки весны (таяние снега, солнце пригревает, почки набухают на деревьях, птицы поют по- весеннему)
Экскурсия в бассейн
Цель: Познакомить с бассейном, расширять знания детей о таком виде спорта, как плавание. Закрепить знания детей о назначении бассейна.
Целевая прогулка. Наблюдение за сосульками
Цель: Увидеть изменения, что происходит с сосульками, причины капели. Дать признаки весны. Художественное слово:
Тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.
Апрель
Экскурсия в кабинет заведующей
Цель: Знакомство с профессией – заведующий. Рассмотреть ее кабинет. Расширять знания о профессии.
«Зачем нужны заборы» — целевая прогулка к забору. Наблюдение за проезжающим транспортом.
Цель: Расширять знания о видах транспорта6 автобус, грузовая машина, легковая машина. Активизировать в речи детей слова: кабина, кузов, колесо, руль.
Целевая прогулка по участку
Цель: Создать радостное настроение. Обратить внимание детей на участок, как он изменился. Было много снега, а сейчас он почти весь растаял, появились из – под снега деревянные постройки.
«Где живет лужа?»
Цель: Отметить из – за чего они образуются весной. Почему? Побуждать к высказыванием (таяние снега, солнце пригревает). Показать детям разнообразные действия с талым снегом.
Май
Экскурсия в нивхский мини — музей
Цель: познакомить детей с музеем, объяснить для чего нужен музей. Рассмотреть с детьми экспонаты, детские рисунки и аппликации.
«Зачем нужны заборы?» — целевая прогулка. Наблюдение за прохожими
Цель: Рассмотреть, как они одеты. Почему? Какое время года? Дать признаки весны. Почему прохожие проходят за ограждением.
Целевая прогулка к дереву
Цель: Учить детей наблюдать , сравнивать, видеть явление в его развитии, что было недавно, что стало сейчас. Ввести в активный словарь детей слова: ветка, почки набухли, появляются молоденькие листочки.
Целевая прогулка по участку
Цель: Рассмотреть появившуюся первую молодую травку. Расширять знания об изменениях в природе. Почему? Какое время года приближается?
Июнь
Экскурсия на кухню
Цель: Познакомить детей с трудом повара. Показать кухонную посуду. Закрепить понимание обобщающего слова посуда.
Целевая прогулка на огород. Наблюдение за трудом взрослых на огороде.
Цель: Расширять знания детей о растениях. Показать рассаду, семена. Знакомить со словами: грядки, рассада, семена, огород, лейка.
Целевая прогулка на полянку
Цель: Закрепить у детей представления о лете, как времени года. Знать признаки лета. Рассмотреть траву, первые цветы – одуванчики. Научить узнавать и называть их, различать по цвету, строению. Вызвать радость от непосредственного общения с природой.
Целевая прогулка по участку. Рассматривание насекомых.
Цель: Расширять представления детей о насекомых. Назвать отличительные признаки и особенности. Активизировать в речи детей слова: жук, бабочка, лето, жужжит, порхает, садится на цветок.
Июль
Экскурсия по улице
Цель: Закрепить знания детей о транспортных средствах. Познакомить со светофором. Рассказать о правилах дорожного движения.
Целевая прогулка в сквер. Наблюдения за изменениями в природе
Цель: Закрепить знания о лете. Побуждать к высказываниям, поддерживать желание поделиться впечатлениями.
«Вокруг детского сада обойдем» — целевая прогулка
Цель: Посмотреть работу дворника и других рабочих по обслуживанию детского сада. Транспорт привозит продукты. ОБЖ – обучение детей правилам поведения. Нельзя уходить с участка во время прогулки на хозяйственный двор.
Целевая прогулка на клумбу с цветами
Цель: Расширять представления о насекомых, цветах. Чем отличаются цветы в группе, от цветов на клумбе. Развивать наблюдательность, обогащение и активизация словаря детей.
Август
Экскурсия в методический кабинет
Цель: Знакомство с профессией – методист. Просмотр выставки дидактических игрушек, детской художественной литературы.
Целевая прогулка по участку
Цель: Сформировать у детей правильное отношение к насекомым: не обижать, безобидное существо, бережно относиться к ним.
«По дорожке мы пойдем» — целевая прогулка
Цель: познакомить с профессией – дворник. Как он подметает дорожки. Какой у него инвентарь (метла, совок, лопата)
Целевая прогулка к цветнику
Цель: Наблюдение трудовых действий взрослых и детей: закрепить названия цветущих растений.
infourok.ru
Особенности целевой прогулки с детьми — Студопедия.Нет
Усиление внимания к экологическому воспитанию дошкольников требует поиска различных форм ознакомления с природой. Одной из таких форм, потенциал которой еще недостаточно используется воспитателями, являются целевые прогулки на природу, совмещенные с пешеходными переходами, которые что дают возможность знакомить детей с ближайшим природным окружением.
Целевые прогулки вносят разнообразие в жизнь детей, обогащают их воображение, позволяют лучше узнать окружающую природу, местность где они живут: парк, сквер, лес, луга, поле, пруд, реку. Такие прогулки могут проводиться не только с познавательной, но и познавательно-практической целью — сбор семян дикорастущих трав для прикормки птиц зимой, растений для составления гербария, природного материала для ручного труда.
Объем программных задач, намечаемых для реализации на целевой прогулке, значительно меньше того, что предполагается экскурсией. И все же ценность таких прогулок в том, что благодаря регулярности их проведения можно проследить изменения в объектах природы, обнаружить их причины.
Особенно много возможностей для наблюдений во время целевых прогулок предоставляет лето. Растения цветут, разнообразие видов насекомых, птиц, их приспособительное поведение создают неограниченный простор для предоставления детям интересной информации, направленной на познание родной природы, ее красоты.
Порой можно услышать вопрос: для чего маленьким детям нужны знания о растительном, животном мире? Достаточно, чтобы, они усвоили знания о наиболее важных зависимостях в природе между организмом и условиями существования. Но усвоения знаний никогда не может рассматриваться в дошкольном возрасте как самоцель. Это — аспект всестороннего развития ребенка.
Какова же роль целевых прогулок в формировании экологической культуры детей?
Целевые прогулки ценны тем, что во время их проведения дети получают знания о взаимосвязях в природе, о ценности для человека тех или иных объектов природы, о правилах природопользования. На целевых прогулках дети могут поупражняться в выполнении правил природопользования: в лесу, на лугу мы гости, и вести себя нужно вежливо, не нарушать покоя тех, кто постоянно там живет.
Ознакомление с различными объектами природы во время целевых прогулок является важным средством эстетического развития детей. Восприятие красочных пейзажей, гармонических сочетаний красок у цветов — все это пробуждает у детей чувство красоты, воспитывает любовь к природе. Большую роль в этом играет эмоциональная чувствительность воспитателя, умение не только увидеть красоту природы, но и доступно донести это детям, чтобы привить эстетические ценности, важные не только для эстетического развития личности, но и для хорошего, гуманного отношения к окружающей природе.
Целевые прогулки на природу являются источником обогащения жизнь прекрасным. Обучая детей после прогулок отображать на бумаге природу — цветы, бабочек и т.д., воспитатели формируют их эстетические вкусы, желание создавать красоту вокруг себя. Природа является тем окружением, в котором живут дети, красоту которого воспринимают, она радует глаз, оказывая сильное влияние на формирование их личности.
Отличие целевой прогулки от экскурсии:
Понятие ПРОГУЛКА подразумевает под собой просто гуляние на свежем воздухе, а равно по магазинам, или иным местам, без чётко определённой цели так сказать, проминад, а ЭКСКУРСИЯ подразумевает некую прознавательную функцию — знакомство с достопримечательностями, памятными местами, архитектурными и иными выдающимися природными или рукотворными шедеврами.
62. Разнообразие досуговой деятельности природоведческого содержания.
Сущность понятия «досуговая деятельность».
Какие синонимы понятия «досуг» вы знаете?
«отдых»,
«культурно-досуговая деятельность»
«свободное время».
Однако важно подчеркнуть, что не только на бытовом уровне, но и в учебной литературе и даже в отдельных научных трудах встречается неправильное понимание и трактовка этих понятий. Элементарный анализ понятий определяет необходимость учитывать, что это не только разные понятия, но и термины, относящиеся к разным областям научного знания.
Свободное время— социально-экономическая категория, отдых— психофизиологическая категория, культурно-досуговая деятельность— философско-культурологическая категория, досуг— категория социально-педагогическая.
Свободное время— это большая часть общего бюджета времени пребывания в учреждении дошкольного образования, остающаяся у ребенка после удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических и иных непреложных потребностей, которое он может использовать в соответствии со своими интересами и возможностями под руководством педагога. В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, вызывающей чувство радости и уверенности в своих силах, расширяющей круг общения со взрослыми и сверстниками, наполняющий его значимым содержанием, а в итоге формирующей основы общей культуры; Следовательно, нужно учить ребенка правильно использовать свободное время, предоставлять ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору.
Отдых –это протекающий в организме ребенка психофизиологический процесс, отражающий снятие физического, психического, интеллектуального напряжения, восстановление и дальнейшее развитие сил. Отдых может быть длительным и кратковременным, эффективным и малоуспешным, полным и непол-ным, но это — предмет медицины, психологии и гигиенистики.
Культурно-досутовая деятельность— это коллективный способ жизнедеятельности людей, отличающихся рядом общих признаков, осуществляемый в индивидуальной форме, обладающий обособленностью и относительной самостоятельностью. Культурно-досуговая деятельность направлена на удовлетворение личностных потребностей и интересов в сфере досуга; на всестороннее развитие личности ребенка
Досуг— это форма деятельности в свободное время, обеспечивающая отдых, органично совмещенный с разносторонним развитием личности. Досуг, как и любая деятельность, включает в себя следующие компоненты:мотив (потребность в деятельности), задачу, действия (операции). Сфера досуга требует особого внимания со стороны учреждений дошкольного образования и должна быть не просто сферой свободного времени детей, но в определенном смысле сферой именно культурного времяпрепровождения, содержащей эколого-образовательный потенциал, преобразующей экологические представления, отношения к природе, умения и навыки поведения дошкольников в природе.
studopedia.net
Консультация «Экскурсии и целевые прогулки в летний оздоровительный период»
Экскурсии и целевые прогулки
в летний оздоровительный период
Экскурсия (от лат. Excursio — прогулка, поездка) — коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.
Целевые прогулки — одна из форм организации различных видов двигательной активности в сочетании с познавательно-исследовательской, продуктивной, игровой и трудовой деятельностью. В ходе их проведения в едином комплексе решаются задачи оздоровления, обучения, развития, воспитания, совершенствуются физические качества и двигательные навыки дошкольников, удовлетворяется потребность детей в общении с взрослыми, сверстниками.
В летний период большой развивающий потенциал имеют экскурсии и целевые прогулки, связанные с ознакомлением детей с различными природными объектами и сообществами. Они позволяют отчасти компенсировать городским жителям дефицит общения с природой. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста организуются экскурсии и прогулки на территории детского сада, а для старших дошкольников подобные мероприятия могут быть проведены за ее пределами. Так, для детей 3-5 лет проводятся экскурсии в цветник, в сад, на огород, на игровую площадку. Старшие дошкольники знакомятся с близлежащими природными сообществами. В городе это могут быть парк, сквер, река и т.д.
Экскурсии и целевые прогулки решают ряд общих задач: расширять и углублять представления детей об объектах и явлениях природы, развивать любознательность, познавательный интерес, способствовать повышению выносливости, учить соблюдать правила поведения, безопасного для себя, окружающих людей и природы.
Частные задачи, решаемые в ходе экскурсии или целевой прогулки, зависят от их наполнения различными формами работы.
Обязательными составляющими экскурсий и целевых прогулок являются рассматривание и наблюдение. Данные формы организации познавательноисследовательской деятельности дошкольников нацелены на обогащение представлений о растениях, животных, объектах неживой природы; развитие эмпатии, эмоциональной сферы, восприятия; формирование способности сосредотачивать, распределять и переключать внимание, различать объекты природы и находить в разных объектах черты сходства, изменения, происходящие со временем, выявлять наиболее наглядные закономерности и понимать взаимосвязи природных явлений.
На прогулке также обязательна двигательная активность в форме различных стилей ходьбы, подвижных игр, игр-соревнований, образных упражнений, пантомимы и т.д. Обеспечение двигательной активности в соответствии с поставленными педагогом задачами позволяет не только грамотно чередовать виды детской деятельности, но и создать необходимый эмоциональный фон, условия для освоения новой информации через движение, пластику, вживание в образ. В ходе экскурсии или целевой прогулки формируется новый и применяется освоенный ранее двигательный опыт, совершенствуются двигательные навыки, развивается выносливость.
Чтение произведений художественной литературы, фольклора позволяет обогащать впечатления детей и словарный запас, учит их понимать поэтические образы, передавать в речи удивление, восхищение красотой природы. Наряду с другими формами работы, чтение произведений соответствующей тематики способствует воспитанию любви к родной земле.
Основное предназначение бесед, ситуативных разговоров состоит в активизации в речи детей названий объектов природы и их частей, образных выражении, эмоционально-оценочной лексики, организации живого общения между взрослыми и дошкольниками по поводу увиденного.
Разгадывание и придумывание загадок способствует развитию у детей наблюдательности, умения анализировать, сравнивать и сопоставлять, создавать описания природных объектов, а главное — учит воспринимать окружающий мир загадочным, полным удивительных существ и событий, тайн и открытий.
Дидактические игры, проводимые в ходе экскурсии или целевой прогулки, способствуют актуализации и систематизации представлений детей, применению полученных знаний, становлению мыслительных операций. Дидактические игры могут включать элементы интеллектуальных соревнований. При этом дополнительным стимулом найти ответ на вопрос, как можно точнее построить высказывание, оценить правильность решения становится соревновательный мотив, стремление не подвести команду, победить.
Элементами экскурсии или целевой прогулки могут стать трудовые поручения, связанные, например, с благоустройством территории или сбором природных материалов. Дополнительным эффектом такого мероприятия станет совершенствование трудовых навыков, умений взаимодействовать при выполнении трудовых действий, применение и конкретизация знаний о правилах сбора природных материалов.
Поскольку экскурсия и целевая прогулка являются комплексными формами организации различных видов детской деятельности, готовясь к прогулке, педагогу необходимо разработать план-конспект, отобрать содержание в соответствии с поставленными задачами, закономерностями обучения детей данного возраста, подобрать необходимое оборудование для обучения и жизнеобеспечения.
При организации прогулки важно опираться на следующие принципы:
Ожидание предстоящей прогулки и сама прогулка должны вызывать у ребенка радостное настроение.
Выбранный маршрут должен соответствовать физическим возможностям всех детей как по продолжительности (для старшей группы на расстояние не более 2 км, продолжительностью 25-30 мин в один конец; для подготовитель ной к школе группы — 40-45 мин в один конец), так и по условиям передвижения. Точный расчет времени, отводимого на поход, можно произвести только с учетом состояния дороги, предполагаемого темпа передвижения и форм двигательной активности.
Важно провести предварительный осмотр территории, намеченной для экскурсии (прогулки), с целью определения возможностей оптимального использования природных условий для организации рассмотренных выше и других форм работы с детьми, а также отдыха.
Необходимо оценить степень безопасности участка, выбрать максимально удобный с точки зрения обеспечения безопасного передвижения воспитанников маршрут.
Действия взрослых должны являться образцом поведения на природе.
Определенную часть экскурсии или прогулки (в зависимости от интереса и подготовленности детей) необходимо отвести для свободного общения детей с природой, выражения впечатлений, эмоциональной разрядки. Прогулки должны быть наполнены не только познавательной деятельностью, но и предоставлять ребенку возможность восстанавливать свои силы, получать положительный эмоциональный заряд.
Завершать выход на природу необходимо наведением порядка.
После прогулки важно предоставить детям возможность и помочь систематизировать свои впечатления, передать их в рисунках, поделках из природного материала, аппликации и т.д. Старшие дошкольники могут составить альбом на основе фотографий, сделанных на прогулке, придумать к ним интересные подписи.
Накануне целевой прогулки (экскурсии) заведующий ДОО издает приказ, в котором оговариваются маршрут, сопровождающие детей лица, количество дошкольников в группе. Ответственные за сопровождение дошкольников проходят инструктаж с обязательной регистрацией в журнале инструктажей. С родителей собираются (под роспись) согласия на проведение целевой прогулки (экскурсии) и выход детей за территорию ДОО.
infourok.ru
Целевая прогулка «Это наша улица».
Тема: Целевая прогулка «Это наша улица».
Цель: Раскрыть понятие «Домашний адрес» через целевую прогулку.
Познакомить детей с названием 5 Близлежащих улиц с тем, что у каждого дома, каждой квартиры есть свой номер.
Воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному краю.
Ход: Ребята скажите, где вы живете (Дома) Где находятся ваши дома? Как называется ваша улица?(Дети называют свой домашний адрес).
Молодцы! Все знают дом и улицу.
Я сегодня хочу вас познакомить с улицей, где стоит наш детский сад. Название этой улицы, Октябрьская, а номер 11. Этот адрес крепиться на стене здания.
Наш детский сад окружен высоким забором, для безопасности.
Сегодня мы с вами пойдем за пределы детского сада и познакомимся с достопримечательностями окружающими его. ( Дети строятся парами и идут по пешеходной дорожке). Обратите внимание какие дома есть на улице?! (Высокие ,низкие). Есть ли деревья? (Да). Как расположены дома по отношению к дороге? (С двух сторон). Какие еще здания вы видите? (аптека,школа,магазин,детский сад) – рассматриваем эти объекты.
Наш детский сад окружает другие улицы. (улица Коммунальная, Первомайская).
По возвращению в детский сад, провожу опрос об увиденном.
МИНИ БЕСЕДЫ
Беседа: «Где я живу?»
Как называется наш поселок в котором мы живем? ( Тяжинский)
Чем интересен наш поселок? (Большие улицы, много красивых зданий, магазины, Дом культуры, стадион, музей, школы, площадь Ленина, фонтан, памятники). Какой у нас поселок? (Родной, большой, красивый).
Беседа: «Дом в котором я живу?»
Назови улицу и номер дома, где ты живешь? С кем ты живешь? Как зовут твоих родителей? Кто еще с тобой проживает? Какие животные у тебя есть?
infourok.ru