cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Быть грамотным значит быть человеком – Сочинение на тему «Почему важно быть грамотным человеком»

Сочинение на тему "Почему важно быть грамотным человеком"

Сочинение на тему «Почему важно быть грамотным человеком»

Чем человек просвещённее, тем он полезнее своему обществу.

А.С.Грибоедов

Грамотность… Что значит она для нас? Почему грамотный человек полезен обществу?

Грамотность – это владение навыками устной и письменной речи в соответствии с литературным языком. Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык теперь – самое выразительное умение, чем человек обладает. Грамотность имеет большое значение для людей.

Во-первых, неграмотный человек не может точно выразить свои мысли ни в устной, ни в письменной речи, не умеет правильно оформлять какую-либо ценную бумагу или документ. Например, я знаю человека, у которого допущена ошибка в паспорте: у него отчество Геннадьевич написано с одной буквой «н».

Во-вторых, неграмотная личность слабо владеет своим родным языком. Максим Горький писал: «Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть.» Язык без грамотности, как неисправный инструмент, которым нельзя пользоваться.

В-третьих, такие люди не могут быть полезны обществу: невозможно развивать современную культуру и искусство, чётко отстаивать свои интересы на различных дипломатических переговорах, международных конференциях.

В-четвёртых,грамотность – это наличие знаний в какой-либо области, она способствует развитию науки и техники. В наше время человеку нужно владеть электронно-вычислительной машиной, чтобы не отставать от требований современности.

По-моему, грамотный человек – это хороший специалист, мастер своего дела, а такие работники нужны на любом предприятии. Благодаря им развивается экономика страны, улучшается социальная жизнь людей. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он думает, говорит, пишет. Сейчас появились электронные письма, SMS- сообщения, факсы, которые помогают людям общаться. Но несмотря на это, необходимо правильно и грамотно выражать свои мысли.

Итак, почему же важно быть грамотным человеком? Я думаю, что грамотные люди – счастливые люди. Самуил Яковлевич Маршак писал: « Не попить без грамоты, не поесть , на воротах номера не прочесть.»

Любовь к родной речи, родному языку начинается с любви к самому себе, к своей школе. Постепенно расширяясь, эти чувства переходят в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству и человеческой языковой культуре.

infourok.ru

Статья на тему: Что значит – «грамотный человек»?

Что значит – «грамотный человек»?

В наши дни трудно, наверное, представить себе человека, который не умел бы читать и писать. Таких людей еще один-два века назад называли "грамотеями" - к ним шли, чтобы прочитать письмо, составить документ, проверить счета. Неужели и сегодня одно лишь умение читать и писать является весомым аргументом, чтобы называть человека грамотным? Приходится констатировать, что в данное время нет какого-либо единого понимания сущности и уровня образовательных навыков, раскрывающих понятие «грамотность». Однако, не вызывает сомнений, что в понятие грамотный человек сегодня вкладывают совершенно иной смысл, чем даже несколько десятилетий назад. Уровень грамотности, допустимый, к примеру, 50 лет назад, не позволяет продуктивно функционировать в современном обществе. Становится недостаточно читать и писать, а требуются владение некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний.

Сегодня востребованный член общества – это личность самостоятельная и инициативная, ответственная и активная, высоконравственная, динамичная, способная к сотрудничеству, а самое главное, имеющая способности к развитию. Значит, грамотным человеком должен являться человек, прежде всего, подготовленный к дальнейшему обогащению и развитию своих образовательных возможностей.

Я считаю, что современная школа является основным фактор формирования и воспитания грамотной личности. Именно грамотный человек способен успешно социализироваться в обществе. И, по моему мнению, условиями успешной социализации являются: готовность к   повышению уровня образованности на основе самостоятельного выбора программ общего и профессионального образования, способность к осознанному выбору профессии, форм досуговой и трудовой деятельности, защите своих прав и осознании своих обязанностей, обеспечение собственной безопасности, способность к коммуникативной деятельности.  А также наличие определенного объема знаний и способностей репродуцировать их.

Изменение общества в силу его технического, информационного, ценностного развития приводит к появлению новых требований к уровню грамотности. Следовательно, порог грамотности имеет тенденцию к постоянному увеличению. Это приводит к тому, что понятие «грамотный человек» зачастую путают с понятием «образованный». Грамотность и образованность категории отнюдь не тождественные. Отсутствие тождества объясняется очевидными различиями – в объеме, широте и глубине соответствующих знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих характеристик. Образованность -  это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума. Следовательно, грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

В итоге, суммируя все вышесказанное, я могу сказать что, грамотным человеком является человек, получивший некий образовательный минимум, который соединяет в себе различные аспекты первоначального познания мира. Однако здесь возникает ряд весьма сложных вопросов, относящихся к категории грамотность. Например: каким конкретно должен быть образовательный минимум, что должен в себя включать и  каковы оптимальные соотношения различных аспектов грамотности? По каким критериям оценивать грамотность человека: нравственным, интеллектуальным, культурным? Или будет это только уровень знаний, умений, навыков, которыми овладевает человек?  Я хочу сделать вывод, что нельзя конкретно определить рамки грамотности, или точно дать определение понятию «грамотный человек». С каждым годом все расширяются границы приобретения человеком компонентов грамотности. Следовательно, грамотность – это изменчивое понятие, которое развивается вместе с обществом.

nsportal.ru

Зачем нам уметь грамотно писать и что означает быть грамотным

Совсем свежий случай из моей практики — сегодня проводила собеседование на позицию «Менеджер по сертификации», и, как обычно, просила заполнить две анкеты (информационного характера, и с вопросами о знаниях в сфере продаж). Соискательница, милая девушка 24 лет, похвасталась, что на 5 закончила институт, экономический факультет. Ну, отлично! — подумала я, так как первая часть собеседования прошла удачно. Все впечатление смазали эти злополучные анкеты…

Кстати, я всегда их использую еще и для того, чтобы увидеть, как человек пишет. Деловая переписка менеджера с клиентом отражает лицо компании, согласитесь. Что вы думаете, «сним» пишем вместе, «договориться о встречи« пишем с ошибкой на конце слова, «не нуждаюсь в поддержки» — такая же ошибка!!! Она не умеет грамотно писать! Конечно, теперь эта девушка будет однозначно иметь меньше шансов, устраиваясь на подобную работу и в других компаниях.

Что означает — уметь  грамотно писать?

Были времена, 1-2 века назад,  когда люди были безграмотными. Перед ними стояли совершенно другие задачи, ничего общего с грамотностью не имеющие. Так вот, среди них встречались «Грамотеи», это такие люди, которые были обучены грамоте и умели читать и писать. К ним-то и ходил весь безграмотный народ, чтобы вместо плюсика записать фамилию, какой-либо документ составить, письмо прочитать. Со временем, грамотеев становилось все больше, а тот, кто умел только читать, считался полуграмотным.

Конечно, и в наши дни сложно будет отыскать человека, не умеющего писать и читать. Зато можно оценить степень грамотности человека, от того, насколько хорошо он владеет навыками чтения и письма на родном языке. По сути, грамотностью можно считать знание исключений из правил. И чем раньше мы начнем изучать правила для того, чтобы узнать обо всех исключениях, тем правильнее мы будем писать впоследствии.

Сегодня, в 21 веке, быть грамотным  — значит быть образованной личностью. В настоящее время считается, что грамотность — это тот фундамент, на котором строится все развитие личности.

Зачем нужно уметь грамотно писать?

Каждый может по-разному ответить на этот вопрос. Я считаю, что уметь грамотно писать нужно для того, чтобы правильно, а не двояко, понимать друг друга. Правила и законы для того и существуют, чтобы люди жили и созидали в соответствии с ними. На мой взгляд — это причина № 1.

Причина № 2. Для того чтобы уважать и сохранять законы, традиции и культуру русского языка и своего народа.

Причина № 3. Грамотность — это мощный инструмент, и с другой стороны — мощное орудие, с помощью которого можно управлять. Хотите иметь в свое арсенале такой инструмент? Становитесь грамотным.

Причина № 4. Как написали семиклассники в сочинении на тему «Зачем нужно уметь писать грамотно» — для того, чтобы тебя взяли на хорошую работу. Отрадно, что детки уже многое понимают.

Причина № 5. Есть хорошее мнение, что первое впечатление о человеке складывается от того, какая на нем обувь. Чистая, ухоженная, или грязная и немытая — почувствуйте разницу сами. Какую обувь вы станете с бОльшим удовольствием носить? Точно так же дело обстоит и с грамотностью. Как только видишь, что человек неправильно пишет (я не имею в виду оЧеПЯтки, я имею в виду закономерности), так сразу же меняется к нему отношение. С плюса на минус.

Безусловно, своим образованием нужно заниматься. Для кого-то это может быть сложной задачей, не спорю. Но даже медленное движение всегда лучше любого застоя. И если тренироваться и работать над собой, то результат обязательно появится. (Вопрос на засыпку: слово «появится» в этом случае правильно написано? Мягкий знак в глаголах — вечная российская проблема).

Как научиться писать грамотно?

Вы думаете, я вам открою Америку? Вы и так все это знаете. Итак, что нужно делать на мой взгляд:

Много читать. Очень много читать. Очень-очень много читать. Сначала Вы будете читать, затем воспринимать, после — запоминать слова, фразы и предложения, которые потом уже будете воспроизводить на бумаге на подсознательном уровне.

Читать вслух. Механизм примерно такой же. Паузы, прямая речь, обороты, интонация — все это способствует запоминанию прочитанного.

Конспектировать. Отличный навык, который приобретается в течение долгого времени. Главное, научиться конспектировать без ошибок, часто сверяясь с оригиналом.

Переписывать. Многие мастера копирайтинга советуют, нет, даже настоятельно рекомендуют и заставляют своих учеников переписывать тексты. Для того, чтобы научиться писать продающие письма, нужно взять тексты известных мастеров своего дела и переписать их тысячи раз. Между прочим, это очень правильный совет. Этот навык отшлифует знание правил написания слов и предложений, и научит писать грамотно.

Научиться печатать. Я проходила курс «Слово на клавиатуре» Шахиджаняна, и где-то после 20-го урока мне уже не хотелось допускать ошибки — уж очень длинные тексты надо было перепечатывать заново. Прочтите об этом в моей статье «Научись печатать быстро».

По-моему, самообразование — посильная задача для любого человека. Ведь все эти действия должны выполняться нами еще со школьной скамьи. Но главное, на этом останавливаться нельзя ни в коем случае. После школы только начинается глубокое познание и изучение родного языка: у каждого из нас появляется своя профессиональная сфера деятельности, в которой мы должны уметь грамотно объясняться на профессиональном языке. А в школе этому нас не учат.

К большому сожалению, наш народ, особенно подрастающее поколение, в общей своей массе — безграмотен. И вы знаете, это очень выгодно властьимущим — безграмотным народом легче управлять! Это же аксиома: если ты не умеешь грамотно писать, значит ты очень многого не знаешь. А раз ты многого не знаешь, то тебя и облапошить будет нетрудно.

Вывод напрашивается сам собой. Надо учиться управлять собой и своей собственной жизнью. И нести за это личную ответственность. Если мы хотим быть грамотными, образованными людьми, то умение

грамотно писать и говорить, должно быть обязательным качеством. От этого напрямую зависит наша успешность.

P.S. Пойду проверю свою статью на грамотность. А то окажется, что автор — «грамотейка» еще та, ошибок полно, а пишет о том, чего сама не умеет. Но страстно желаю себе и другим — легко писать любые тексты грамотно и без ошибок!

Предлагаю, «не отходя от кассы», пройти урок грамотности. Смотрите Хит-парад тотальных ошибок!


Я знаю, что многие из нас сейчас нуждаются не только в умении грамотно писать тексты, но и в других эффективных навыках. Например, самый эффективный навык человека 21 века — «супермозг», который позволит получать больше денег, любви и эмоций — можно получить на курсе Александры Рудамановой «Перепрошивка». Подробное описание курса читайте на этой странице.


Копилка эффективных советов
В этой же рубрике:
Я согласен на обработку моих персональных данных в соответствии с Пользовательским соглашением

kopilkasovetov.com

Почему надо быть грамотным 🚩 Школы


Грамотность является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Грамоте учат не только учебники, но и книги, которые дают возможность человеку безвозмездно использовать эту сокровищницу мыслей и знаний, которая была создана предыдущими поколениями.

В истории человечества грамотность часто использовалась правящими кругами и партиями для достижения своих целей и пропаганды своих идей. Так, грамотность начала распространение на Руси вместе с распространением христианства, когда потребовались для участия в церковных обрядах люди, умеющие читать.

Грамотность и возможность обучаться затем была привилегией правящих классов, поэтому после Октябрьской Революции 17 года Советская Власть потратила много сил для того, чтобы все население страны стало грамотным, умело читать и писать. Это тоже была вынужденная мера, поскольку в развивающейся, индустриальной стране требовались специалисты и образованные люди.

Но наряду с этим несомненным достижением, после Революции начался процесс упрощения языка, который особенно интенсивно идет сегодня, вместе с развитием современных средств связи и отмиранием традиционных. Это не такой уж безобидный процесс, каким он может показаться на первый взгляд. Упрощение правил грамматики и правописания неизбежно повлечет за собой упрощение мышления.

Повальная, воинствующая неграмотность стала признаком нашего времени. Неграмотно говорят все, начиная с руководителей государства. Человек, осознающий свои исторические и культурные корни, обязан понимать, что единство нации основывается на единстве ее языка. Именно единый язык и его единые для всех законы лежат в основе национального самоопределения.

Никакое количество денег и власти не способно сделать человека культурным. Только грамотность сегодня остается тем критерием, по которому человека можно назвать образованным и культурным, хотя в современном обществе эти понятия перестали пропагандироваться.

Задача сохранения языка – одна из важнейших для тех, кто действительно считает себя россиянином. Грамотная речь и письмо облегчают взаимопонимание людей и показывают их уважительное отношение друг к другу, поскольку принадлежность к одной, общей культуре определяется использованием общих ментальных моделей поведения и общими правилами родного для них языка.

www.kakprosto.ru

Сочинение “Что значит быть грамотным?”

Раньше, чтобы стать грамотным, достаточно было научиться читать и хоть немного писать. В наше время такими навыками уже не обойтись. Грамотный человек должен свободно ориентироваться в современном мире, а для этого нужно уметь немало…

Наша речь – это визитка, которая дает представление о нашем образовании, статусе, интеллектуальном уровне. Глупыми ошибками, неправильным произношением слов мы можем не только испортить мнение человека о себе, но и исказить смысл информации, которую хотим донести. Грамотный человек владеет словом, как

талантливый музыкант инструментом. Он знает, как оно правильно звучит и насколько сильно действует на людей. Грамотность – это умение убедить собеседника с помощью богатого словарного запаса, точных и емких выражений.

…Писать без ошибок

Казалось бы, какая разница, как мы напишем слово: “молоко” или “малако”. Смысл же от этого не меняется. В этом случае нет. Но иногда ошибки могут все испортит. Самый яркий – сказочный пример “казнить нельзя помиловать”. Одна запятая, а как много она значит! Грубые ошибки – это еще и признак необразованности. Человека, который не знает основных правил

родного языка, вряд ли возьмут на работу и доверят ему важную должность. Разве можно доверять тому, кто не может освоить элементарные знания, которыми владеют даже школьники.

…Читать и понимать

Чтобы быть грамотным, нужно не просто читать, но и понимать и пропускать через себя смысл прочитанного. Какими бы популярными не были аудиокниги, видеоуроки, интернет, основные знания человек до сих пор черпает из книг. На мой взгляд, слово “начитанный” можно считать синонимом к словам “грамотный” и “образованный”. Нам кажется, что уроки литературы вряд ли когда-нибудь пригодятся в жизни. Времена Фонвизина и Пушкина давно прошли. Но из любой книги, и классической, и современной, можно вынести полезную для себя информацию.

Грамотный человек должен быть любопытным. Любопытство – это то, что помогает нам развиваться и самосовершенствоваться. Грамотный человек интересуется всем: чем-то больше, чем-то меньше. Знать все невозможно, да и не нужно. Для грамотного человека должен быть интересен сам процесс получения знаний, которыми он потом сможет поделиться с другими. Знания помогают нам чувствовать себя частичкой этого мира, важными и нужными людьми.
Мне очень нравится народная поговорка “Грамоте учиться – всегда пригодится”. Она точно выражает мое мнение о том, что грамотный человек – всегда успешный и востребованный.

schoolessay.ru

«Что значит быть грамотным человеком?»

Тема: «Что значит быть грамотным человеком?»

Цель: подготовить учащихся к итоговой контрольной работе и зачёту;

способствовать развитию чувства языка в процессе работы над текстом;

развивать творческие и коммуникативные способности учащихся;

воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока

Сколько времени потребуется единственно на то,

чтобы совершенно овладеть духом языка своего?

Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно

выучиться всем главным языкам, но что всю

жизнь надобно учиться своему природному.

Н.М. Карамзин

1. Слово учителя.

Перевёрнута последняя страничка 1-й части учебника. А это значит – мы расширили свои знания о тексте, стилях и типах речи, в области фонетики, словообразования, лексики, морфологии. И теперь настало время повторить и обобщить изученное. Тема нашего урока «Что значит быть грамотным человеком?» Эту тему на завершающем этапе предложили нам авторы учебника и программы. К концу урока мы должны ответить на вопрос, поставленный в формулировке темы. А эпиграфом к уроку я взяла слова Н.М. Карамзина (зачитывается эпиграф).

Подходит ли он к теме урока? (рассуждения учащихся)

Вот уже 10 лет вы изучаете русский язык, вы многое узнали, «изловили чудные мгновения» нашего языка, освоили орфографию, пунктуацию, грамматику и приходите к мысли, что работы в познании родного языка ещё непочатый край. На уроке мы продолжим колдовать над тайнами языка, окунаться в глубинные воды морфологии, орфографии, текста, чтобы стать вполне грамотными людьми.

— А что значит быть грамотным, как вы думаете?

(высказывания учащихся)

Итак, чтобы стать грамотным, надо совершенствовать свои орфографические навыки.

1.Словарно-орфографическая работа.

Протягиваю руку, выбираю на ощупь, растревожила сосульки, приметил её, пристроилась на жёлобе, на деревянном карнизе, исчезнуть раньше, прибитому под окном, притаился в тени, ускоряет сначала на строчку капель, раннего утра, ледяным стеклом.

— Распределите подчёркнутые слова по видам орфограмм.

Правописание приставок корней

Протягиваю растревожила

Растревожила выбираю

Приметил на жёлобе

Пристроилась наречий

Прибитому сначала

Притаился на ощупь

Н и НН

Раннего

Ледяным

На деревянном

Достаточно ли писать без ошибок и знать правила, чтобы стать вполне грамотным человеком?

— Что же нужно ещё? (расширять свой кругозор, работать над речью, говорить красиво и правильно)

— А что поможет нам в этом? (учебник, работа с текстом, ведь тексты учебнике представляют собой лучшие образцы русской литературы).

  1. Работа с текстом упражнения № 521.

Откройте, пожалуйста, текст упражнения № 521. Это отрывок из романтической повести Евгения Ивановича Носова, нашего курского писателя, «Моя Джомолунгма». Этот текст вам знаком, потому что с отдельными заданиями к нему вы работали дома.

— А чем близок вам этот текст?

— Давайте прочитаем его.

— Вы знакомы уже со многими произведениями Евгения Ивановича Носова, что привлекает в творчестве писателя?

Индивидуальное домашнее задание.

В творчестве Евгения Ивановича привлекает умение рассказать о том, что увидел, услышал, пережил. И не просто рассказать, а показать зримо, выпукло, ярко, живописно. Он умеет находить то обязательное слово, которое необходимо для того, чтобы ожил образ в сознании читателя. «Весна растревожила сосульки даже на нашей, северной, стороне дома. Они теперь просыпаются рано. Как всегда оживает сначала одна, самая нетерпеливая. Я приметил её: она висит как раз над форточкой… Ранним утром она ведёт себя очень осторожно. Она будто боится морозца, что притаился в тени…» Как художник ищет тот единственный цвет, оттенок, который бы мог соответствовать натуре, так Е.И. Носов ищет то единственное слово, которое передаёт тот цвет, звук, явление, состояние, настроение. Например, «…именно эта, что начинала барабанить по железу, прибитому под окном, была самая чувствительная к зарождающемуся дню… Теперь уже барабанят две сосульки. Одна чаще, другая только пробует. Она успевает обронить две капли, её соседка – одну. Две – одна, две – одна. Нехитрая мелодия раннего весеннего утра. Из капель воды и куска железа». Художник, живописец, он и в писании рассказов и повестей остаётся художником, живописцем.

— Итак, картина, нарисованная художником, запоминается своей

живописностью и точностью красок. Но ведь здесь нет цветовых

прилагательных, ярких, образных. Что нам помогает выбрать

краски, представить себе картину в цвете?

(Слова и выражения, передающие различные оттенки, например, деревянный карниз, барабанить по железу, зарождающийся день, раннее утро, боится морозца,

отбивают такт на дереве, на кирпичах, на задёрнутой тонким ледяным стеклом лужице, на водосточной трубе).

— Что же ещё нужно нам для того, чтобы стать грамотным человеком?

(Развивать умение рассказывать о том, что увидел, услышал, пережил, ярко, зримо, живописно, образно. Учиться выбирать нужное слово, ёмкое для создания образа, для раскрытия основной мысли).

— Давайте обратимся к иллюстрациям, которые нарисовали девочки. Дадим им слово, что они хотели передать в своих рисунках. Ёмкое слово писателя помогло им создать свои образы.

— А какие заголовки вы подобрали дома к этому тексту?

(«Нехитрая мелодия раннего весеннего утра», «Музыка весны», «Самое удивительное чудо на земле», «Возвращение весны», «Танец и музыка весны», «Оркестр весны»).

— К какому типу речи относится отрывок?

(Описание состояния окружающей среды, в данном случае зарождения дня, наступления весны и состояния героя).

— Докажите, что это текст художественного стиля.

(Задача автора – нарисовать картину, используются тропы:

олицетворение: барабанит капель, весна растревожила сосульки, они

теперь просыпаются рано;

метафора: самая чувствительная сосулька, торопливые капли, нехитрая мелодия раннего весеннего утра, на задёрнутой тонким ледяным стеклом лужице, танец весны, музыка весны;

эпитет: удивительное чудо;

анафора: Я приметил… Я не знаю… Одна чаще … Одна успевает;

повтор: две- одна, две- одна;

инверсия: это подаёт голос соседка. Но скоро в оркестр вступают всё новые сосульки… Всё убыстряется танец весны, Всё веселее и звонче музыка.

Все изобразительные средства помогают глубже раскрыть основную мысль и тему текста)

Учитель: Николай Иванович Новиков, русский просветитель, писатель, журналист ХVIII века говорил: « Чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острый разум, здравое рассуждение, хороший вкус, знание свойств русского языка и правил грамматики и, наконец, истинное о вещах понятие…»

— Исходя из этого высказывания, что ещё нужно для того, чтобы стать грамотным?

(Знать свойства русского языка, истинное о вещах понятие. Относительно русского языка -истинное понятие о фонемах, морфемах, частях речи. Мы должны владеть умением делать грамматические разборы).

Индивидуальная работа.

1 уч-ся выполняет в тетради задание №3;

2-й – задание №4;

3-й – задание № 5;

5, 6, 7 – морфологические разборы;

8 –й – разбор предложения;

9-й — морфемный разбор и с помощью словообразовательного словаря составляет словообразовательную цепочку.

Все остальные проводят лингвистический эксперимент: найдите отрывок, начинающийся со слов: «Ранним утром…» до слов «… под водосточной трубой». Перечитайте его и скажите, можно ли говорить здесь о звуковом образе капели? Если да, то покажите, как он создаётся. Поможет вам информационная карточка. Кто быстро выполнит индивидуальное задание, начинает выполнять лингвистический эксперимент.

Информационная карточка

« а способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины, также и внезапного страха… е, и, ю – к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей; через я показать можно приятность, увеселение, нежность и склонность; через о, у, ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боязнь и печаль». Согласные к, п, т, б, г, д «имеют произношение тупое, и нет в них ни сладости, ни силы, ежели другие согласные к ним не припряжены, и потому могут только служить в том, чтобы изобразить живые действия тупые, ленивые»; с, ф, х, ц, ш, р «имеют произношение звонкое и стремительное, для того могут спомоществовать к лучшему представлению вещей и действий сильных, великих, громких, страшных и великолепных»; ж, з, в, л, м, н «имеют произношение нежное и потому пристойны к изображению нежных и мягких вещей и действий, равно как и безгласное письмо ь отончением согласных в середине и на конце речений». («Краткое руководство к красноречию»)

(Звуковой образ весенней капли создаётся с помощью аллитерации и ассонанса. В отрывке мы отметили, что в создании звукового образа участвуют звуки [р]-33, [т] и [т’]-39, [д]-22, [б]-8, [ж]и[з]-8, [к]-24, [п]-17,[а]-95, [о]-28. Они помогают услышать нам, как барабанят капли по железу, отбивают такт на дереве, на кирпичах, на задёрнутой тонким ледяным стеклом лужице, как звенят торопливые капли и всё сливается в весенний оркестр).

Выборочная проверка индивидуальных заданий, остальные задания проверят учащиеся – консультанты.

Проверяется задание №3. ( В тексте 26 глаголов настоящего времени, 5-прошедшего,

5-будущего. Глаголы передают действие героя: протягиваю, выбираю, приметил, встану, не читаю, не знаю, гляжу, слушаю, помогают проследить; помогают проследить, как ведут себя сосульки и капель: барабанит, просыпаются, оживает, родились, исчезнут, уронит, ускоряет, вклинится, падает, отбивает, убыстряется; состояние: боится, молчит, смелеет. Большое количество глаголов помогает нам вместе с героем увидеть возвращение весны, символом которой является капель).

— Что добавят к сказанному выполняющие задания № 4, 5?

(Просыпается рано, оживает сначала, исчезнут раньше, ведёт очень осторожно, долго молчит, смелеет постепенно. Капель – символ весны. Словосочетания передают состояние природы в период наступления весны, зарождения дня. Олицетворения невольно наталкивают нас на сравнение капели с образом скромной, застенчивой девушки).

— Каким ещё качеством должен обладать грамотный человек?

(Красиво и правильно говорить).

Учитель: Наступил кульминационный момент нашего урока: создание собственной творческой работы. Творческая работа вам предлагается на выбор: или изложение –миниатюра (задание №6), или сочинение-миниатюра. Кто выбрал изложение, перечитайте указанный отрывок, закройте книги и начинайте работать. Постарайтесь передать содержание отрывка близко к авторскому тексту. Тем, кто выбрал сочинение-миниатюру, я предлагаю написать «музыкальный диктант» в форме эссе. Поможет вам пьеса П.И. Чайковского «Апрель». Какие мысли навевает вам музыка?

Проверка творческих работ.

По светло-голубому, прозрачному небу плывут лёгкие облака. Теплые лучи весеннего солнца свободно проникают на сонную землю. Нестаявший мутный снег напоминает о недавнем холоде, от которого ещё не ожили деревья и травы. Медленно летят птицы, наслаждаясь возвращением в родные края. Нежный, несмелый ветер – гонец спешащей к нам весны – колышет прошлогодние стебли ковыля. Скоро степи и леса, жаждущие новой жизни, наполнятся звонкими голосами и шорохами. Весёлый апрель вступает в свои права.

(Гатилова Татьяна).

Апрель! После зимнего сна пробуждающийся лес гостеприимно распахивает перед нами свои двери и манит нас свежестью и первозданностью. Здесь особенно хорошо чувствуешь возвращение весны: она ощущается в каждом движении, в каждом вздохе леса. Это весна света! Лучи солнца отражаются в журчащих ручейках и лужицах, растапливают ещё не сошедший снег. В пении птиц, в нежных первых подснежниках, в свежем прохладном воздухе с неповторимым запахом, в чистом голубом неба – во всём весна. Музыка весны проникает в самую душу, касается нашего сердца. И хочется любить и быть счастливым.

(Изотова Наталья)

Учитель: Мы с вами проделали большую работу, чтобы стать вполне грамотными в широком значении этого слова.

— Можем ли мы назвать себя вполне грамотными людьми?

(Высказывания учащихся)

Главным помощником в овладении богатствами русского языка является наш учебник (в нём собраны лучшие образцы художественных, научных и публицистических текстов), он ориентирует нас постоянно обращаться к словарям, пособиям, расширяющим наши знания о языке.

Домашнее задание: Упр. 33, текст Е. Носова о ранней весне. Подумайте, как раскрывается образ автора в тексте.

globuss24.ru

Какой человек может считаться грамотным в XXI веке?

сколько людей, столько и мнений

Источник www.ural.org

8 сентября текущего года под лозунгом «Читая прошлое, пишем будущее» отмечается 50-я годовщина Международного дня грамотности. В этот день ЮНЕСКО проводит конференции, в которых будут подвергаться анализу последние 5 десятилетий: какие успехи в отношении образованности мирового населения были достигнуты. В этот день также можно будет предложить новаторские решения, направленные на повышение уровня грамотности в будущем.

Сегодня День грамотности отмечается во всем мире. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать. Наверняка таковыми считают себя все.

Вот только актуален ли это критерий сейчас, в наш век стремительного развития современных технологий? Информация, размещенная на сайте ЮНЕСКО, сообщает:

Способы использования грамотности в целях обмена знаниями постоянно развиваются, наряду с достижениями в области технологий. Начиная от Интернета и до текстовых сообщений, расширение доступа к средствам коммуникации способствует более активному участию людей в социальной и политической жизни. Грамотное общество – это динамичное общество, члены которого обмениваются идеями и участвуют в дискуссиях. В то же время, безграмотность является препятствием на пути к улучшению качества жизни и, более того, может стать причиной социальной изоляции и насилия.

Кроме того, многие зарубежные источники (например, этот сайт) обращают внимание на то, что грамотность бывает разная, и в целом грамотность современного человека должна включать в себя несколько составляющих, среди которых умение читать и писать, навык счета, компьютерная, научная, культурная и общественная грамотность. И эти критерии кажутся действительно логичными.

Все понятно и по картинкам. Источник widgets.weforum.org

Рассуждения о том, что же входит в понятие «грамотность», наверное, никогда не закончатся на просторах интернета. Вот несколько мнений:

Родион, 27 лет, учитель истории:

Я считаю, что быть грамотным сегодня — это не только уметь читать, считать и правильно писать. Ведь сегодня это умеют делать практически все жители цивилизованных стран. Однако на данный момент для того,  чтобы считать себя грамотным, этого мало. В ХХI веке, кроме грамматики и правил языковых правил, необходимо иметь широкий кругозор, быть эрудированным, уметь пользоваться своими знаниями на практике.

Андрей, 22 года, военный:

Грамотность в широком смысле слова подразумевает, по-моему, не только отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.  Я для себя чётко определил стратегию повышения уровня грамотности: от элементарного к совершенствованию. Мой девиз — учиться, учиться, учиться…

Александра, 39 лет, ветеринар:

Сегодня быть грамотным очень важно для каждого из нас. Каждый год (если не каждый день) появляются новые, более сложные машины, происходит много открытий. Грамотный человек с лёгкостью будет говорить на иностранных языках и читать книги зарубежных писателей. Для меня быть грамотным – значит быть творцом собственной жизни.

А Вы согласны с приведенными мнениями? И что же входит в понятие «грамотность» конкретно для Вас? Пишите в комментариях, мы будем ждать интересных рассуждений.

vkurier.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *