Блокада ленинграда дипломная работа – Дипломная работа «Блокада Ленинграда»
Читать диплом по истории: «Блокадный Ленинград в воспоминаниях современников»
(Назад) (Cкачать работу)
Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
« Забайкальский государственный университет» Выпускная квалификационная работа
блокадный Ленинград в воспоминаниях современников Выполнил: Студентка 5 курса
Овчинникова Н.О. Содержание Введение
Глава I. Воспоминание о блокаде очевидцев в личных письмах, мемуарах, художественных произведениях А. Адамовича « Баллада о блокаде» и Д. Гранина «Блокадная книга»
.1 Блокада Ленинграда в дневниковых записях блокадников и мемуарах очевидцах
.2 Повседневная жизнь блокадного Ленинграда глазами женщин
Глава II. Героизм и трагедии блокадников в мемуарах современников
.1 Воспоминание о первой блокадной зиме Д. С. Лихачева
.2 Мифы и, реальность, о жизни блокадного Ленинграда
.3 Классный час на тему: Блокада Ленинграда в воспоминаниях современников
Заключение
Библиография
Приложение Введение Данная тема особенно актуальна в год семидесятилетия победы над фашизмом. 70 лет назад началась, самая кровопролитна, жестокая и всепоглощающая война, унесшая более 20 миллионов человеческих жизней. Эта страшная трагедия оставила неизгладимый след в истории нашей страны.
Нет ни одной семьи, которая, так или иначе, не пострадала бы в те страшные дни.
Ленинград стал непреодолимой преградой на пути оккупантов. Город оказался в полной блокаде, но сдать его было нельзя. Ленинград был не просто красивым городом, культурной столицей, но и стратегически важной высотой. Немецкая армия стремилась овладеть Ленинградом, вывести из строя всю военную промышленность, перекрыть выход к морю и лишить страну защиты балтийского флота. Люди понимали всю ответственность, что легла на их плечи, защитить город любой ценой и не позволить фашистам пройти вглубь страны. Падет Ленинград, падет и Москва.
Блокада Ленинграда стала одним из трагических событий тех тяжелых военных лет. Осажденный город, тысячи невинных жизней и перелом войны. Жители Ленинграда пережили ужасы бомбежек, голода и холода, но они сумели выстоять и прорвать блокаду, именно в этом и заключается их народный подвиг. Но вся трагичность тех лет долгое время после войны оставалась закрытой темой, в 70-х годах XX века были опубликованы многие ранее неизвестные работы.
В первую очередь это были личные дневники блокадников, они вели записи, пребывая в эпицентре трагических событий тех лет. Именно по этим разрозненным записям историки смогли сложить общую картину тех дней.
Сейчас, когда война стала историей, так важно чтобы потомки смогли увидеть и прикоснутся к событиям тех трагических лет. Чтобы не потерять свою идентичность важно сохранить память о собственной истории. Сейчас почти не осталось свидетелей
referat.co
Введение. Блокадный Ленинград в воспоминаниях современников
Блокадный Ленинград в воспоминаниях современников
дипломная работаДанная тема особенно актуальна в год семидесятилетия победы над фашизмом. 70 лет назад началась, самая кровопролитна, жестокая и всепоглощающая война, унесшая более 20 миллионов человеческих жизней. Эта страшная трагедия оставила неизгладимый след в истории нашей страны.
Нет ни одной семьи, которая, так или иначе, не пострадала бы в те страшные дни.
Ленинград стал непреодолимой преградой на пути оккупантов. Город оказался в полной блокаде, но сдать его было нельзя. Ленинград был не просто красивым городом, культурной столицей, но и стратегически важной высотой. Немецкая армия стремилась овладеть Ленинградом, вывести из строя всю военную промышленность, перекрыть выход к морю и лишить страну защиты балтийского флота. Люди понимали всю ответственность, что легла на их плечи, защитить город любой ценой и не позволить фашистам пройти вглубь страны. Падет Ленинград, падет и Москва.
Блокада Ленинграда стала одним из трагических событий тех тяжелых военных лет. Осажденный город, тысячи невинных жизней и перелом войны. Жители Ленинграда пережили ужасы бомбежек, голода и холода, но они сумели выстоять и прорвать блокаду, именно в этом и заключается их народный подвиг. Но вся трагичность тех лет долгое время после войны оставалась закрытой темой, в 70-х годах XX века были опубликованы многие ранее неизвестные работы.
В первую очередь это были личные дневники блокадников, они вели записи, пребывая в эпицентре трагических событий тех лет. Именно по этим разрозненным записям историки смогли сложить общую картину тех дней.
Сейчас, когда война стала историей, так важно чтобы потомки смогли увидеть и прикоснутся к событиям тех трагических лет. Чтобы не потерять свою идентичность важно сохранить память о собственной истории. Сейчас почти не осталось свидетелей той страшной блокады, но дети и внуки хранят память о тех трагических днях.
Степень изученности: Блокада Ленинграда становилась главной темой работ у разных историков и писателей.
Д.С. Лихачев в своей работе «Воспоминания» рассказывает о тяготах жизни обычного человека в блокадном городе. Первая, самая тяжелая зима блокадного города оставила неизгладимый след в душе Д.С.Лихачева, он пишет, прежде всего, для своих детей, для последующих поколений, чтобы знали и не забыли. Его поражало то, как быстро человек привыкает к нечеловеческому, и как раскрываются люди, находясь на грани.
Г.А. Князева «Блокадные дневники», В. М. Глинка «Воспоминания о блокаде».
Л.Я. Гинзбург «Записки блокадного человека», «Проходящие характеры» — первое научное издание прозы. В эти сборники вошли ее «повествования», эссе и записные книжки военных лет, ставших самым плодотворным периодом ее литературной деятельности.
К.В. Ползикова — Рубец простая учительница истории написала книгу «Они учились в Ленинграде», опубликована была в 1954г. В суровое время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда она работала в одной из школ, не прекращавшей учебных занятий. В основе книги лежит дневник автора, который она вела в 1941 — 1944 годах. События, рассказанные в книге, подлинные, но большинство имен учеников и педагогов изменено. Ее правдивая книга говорит о любви к Родине, о героическом труде школьников и учителей в дни обороны Ленинграда.
С. Б. Варшавский «подвиг Эрмитажа» его книга повествует о том, как жил и выживал Государственный Эрмитаж во время блокады Ленинграда. В книге поднята тема героического подвига работников музея, хранивших культурное наследие и коллекции музея, не вывезенные из окруженного города.
В. Никитин издал альбом «Неизвестная блокада. Ленинград 1941-1944г» в него вошли фотографии, рассказывающие о блокаде Ленинграда, продолжавшейся 900 дней, о самых тяжелых испытаниях за всю трехвековую историю огромного города. Издание альбома стало возможным благодаря ленинградским фоторепортерам — летописцам тех событий.
В 2008 г. была издана книга искусствоведа Н.Н. Никулина «Воспоминание о войне». Главной своей задачей Н.Н. Никулин считал формирование культурной памяти об Отечественной войне. Н.Н. Никулин писал свои воспоминания в течение многих лет, исправлял, дополнял.
Книга включает в себя мемуары написанные 1970-е г, дневниковые записи из госпиталя 1943 г, несколько десятков литературно обработанных новелл, записанные впечатления более позднего времени — встречи ветеранов, поездка в Германию 80-90-е г, краткое послесловие уже к публикации в 2008-м году. Жанровое разнообразие во многом определяет содержание книги. Постоянно меняя «степень приближения» к описываемым событиям, временную дистанцию, Н.Н. Никулин говорит не только о самой войне, но и о том, как её помнят — об истории и памяти — личной и общественной.
О блокаде Ленинграда писали и зарубежные историки, так американский публицист и историк Гаррисон Солсбери посвятил этой теме свою книгу «900 дней. Блокада Ленинграда». Она была опубликована в 1969 г. в США, книга издавалась и переиздавалась во многих странах мира.
Особняком стоит книга, написанная А. Адамовичем и Д. Граниным «Блокадная книга». В ней авторы постарались собрать все дневниковые записи блокадников, реальных людей с именами и адресами, они смогли систематизировать все отрывки, интервью, дневниковые записи, именно с помощью этого читатели смогли увидеть реальную картину тех трагических дней.
Объект: 900 блокадных дней в воспоминаниях ленинградцев.
Предмет: Обыденность и героизм во времена блокады Ленинграда.
Задачи:
1. Проследить и проанализировать события блокадных дней в работе А. Адамовича и Д. Гранина «Блокадная Книга»
2. Рассмотреть события повседневной жизни в период блокады Ленинграда в мемуарах современников.
Цель: Ознакомиться с дневниковыми записями блокадников, восстановить события блокадных дней.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что уточняются и дополняются данные о трагических событиях нашей истории.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее положения и результаты могут быть использованы в разработке общих курсов по теоретическим дисциплинам, таким, как история, культурная антропология.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Глава I. Воспоминание о блокаде Ленинграда в трудах А. Адамовича и Д. Гранина «Блокадная книга»
1.1 Блокада Ленинграда в дневниковых записях блокадников
Трагические события нашей истории, как блокада Ленинграда постепенно переходят из живой памяти в историю, очень важны любые свидетельства о ней. В каждом из них — частичка того, что пришлось пережить горожанам в те трагические дни.
Дневников и воспоминаний, посвященных ленинградской блокаде, существует немало. В чем-то эти дневники похожи друг на друга, но, вместе с тем, каждый из них по — своему уникален. В них — блокада без подвигов и героизма, без идеологии. Блокада глазами самых простых людей, которые могли рассчитывать только на себя и своих родных. Людей, которые порой только чудом избежали смерти от голода, обстрелов и бомбежек.
Многие жители осажденного Ленинграда, которые прежде не записывали события своей жизни, именно во время блокады стали вести дневники. Объяснение довольно простое людям было необходимо выплеснуть все свои эмоции, чувства и переживания, но поделиться, в эти суровые времена можно было лишь с бумагой. Возможно, именно в такие времена люди понимают свою сопричастность к историческим событиям и начинают гораздо cильнее ощущать свою собственную значимость. А возможно, они просто не уверены, что останутся живы, и потому стараются хотя бы записями в дневнике оставить память о себе.
Об этих дневниках знали только самые близкие родственники. Времена были такие, что за « лишнее » слово или просто за высказывание, которое могли истолковать как «упадническое» или «пораженческое», можно было получить большие неприятности. И нередко именно дневники, найденные сотрудниками Народного комиссариата внутренних дел при обыске, служили затем важнейшим вещественным доказательством «антисоветской деятельности» автора. А некоторые из них даже стоили их авторам жизни. (1, с 14)
Документы свидетельствуют, что сталинский репрессивный конвейер в полной мере продолжал работать и в блокадном Ленинграде. Именно потому дневники берегли от чужих, посторонних глаз. Вот почему так немного сегодня блокадных дневников в музеях и архивах города. Многие потомки блокадников хранят их дома. Публикация блокадных дневников сегодня необходима, ведь они являются ныне важнейшими историческими источниками и свидетельствами той нелегкой эпохи.(1, с 55)
Военная блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 г. Город был взят в блокадное кольцо на 900 дней. В блокаде участвовали немецкие, финские и испанские войска. К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах доcягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединённая военно-морская флотилия противника.
Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.
Эвакуация жителей и предприятий из Ленинграда началась 29 июня 1941 года. Из города выехали многие заводы, научно-исследовательский институт, проектные и исследовательские организации, театры.
Утром 28 августа со станции Мга отправились два последних эшелона с эвакуированными ленинградцами. Cтанцию захватили гитлеровцы, и железнодорожное сообщение города со страной прервалось. В этот же день войска фашистов прорвались в пригороды Ленинграда. В городе сидели на узлах и чемоданах 216378 человек, зарегистрированных и учтённых к эвакуации. Кoгда блокадное кольцо замкнулось, там остались более 2 миллионов человек. (1, с 72)
С 4-го сентября начались артобстрелы города, которые продолжались до конца блокады.
В условиях блокады город был основным источником пополнения войск Ленинградского фронта. В самое тяжелое время — первую блокадную осень и зиму — он дал вооруженным силам более 80 тысяч новых бойцов. Это было особое пополнение — люди, познавшие страдания блокады, пережившие смерть родных и близких, готовые сражаться против захватчиков не щадя жизни.
Осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 г. В Июне — августе 1944 г. были проведена Выборгская и Свирско-Петрозоводская операции, итогом которых стало полное освобождение города от осады вражеских войск. В сентябре 1944 года был освобождён остров Гогланд.
За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941 г. — 1945 г., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой.(1, с 74)
Пoбеда под Лeнинградом стоила немалых жертв. При защите Ленинграда погибли тысячи воинов Советской Армии и моряков Балтийского флота. Большие потери понесло гражданское население Ленинграда, страдавшее от бомбардировок и обстрелов, голода и холода. Тяжелый материальный ущерб был нанесен городу, его промышленности и хозяйству, памятникам искусства и архитектуры.
Блокадники показали свою убежденную преданность, социалистическому образу жизни, перенеся неслыханные трудности и победив в жестоком единоборстве с врагом. (1, с 15)Чтобы оценить высоту и силу подвига людей необходимо представить всю меру лишений, утрат, мучений, пережитых ленинградцами. После войны были опубликованные книги различных авторов, раскрывающих тему блокадного города и трагедий его жителей. Опубликованы воспоминания юных защитников города — школьников, юнг, воспоминания тех, кто создавал в блокированном городе овощную базу, заготавливал лес, торф. Д. Гранин и А. Адамович авторы большой работы «Блокадная книга», хотели передать, понять, сохранить все то, что было пережито, прочувствовано, изведано душами людей. Старых и молодых, сильных и слабых, тех, кого спасали, и тех, кто спасал. Эта тяжелая работа была необходима, для последующих поколений. Нельзя просто все это упустить, забыть столь важное и трагическое событие в жизни нашей страны. Блокадный смертельный голод, бессчетные смерти, муки матерей и детей, память об этом должна служить другим людям и десятилетия и спустя столетия.
Так одним из символов блокады Ленинграда стал личный дневник маленькой девочки Тани Савичевой, который выставлен ныне в центре мемориала Пискаревского кладбища. У сотен тысяч разных людей была одна судьба — ленинградская, блокадная. Их объединяет столько общих мыслей, чувств, не уходящих образов, картин одно потянется к другому, голос отзовется на голос, боль, слеза — на боль и слезу, гордость.
Ленинградцы не только страдали, переживая голод, холод, страх и утрату близких и родных, но они еще и действовали. Работали в тяжелых условиях войны, помогали воевать, спасали, кто-то снабжал ленинградцев топливом, кто-то собирал детей, организовывал больницы, стационары, обеспечивал работу заводов, фабрик. Тяжелое время блокады слало необычной порой для людей. В эти тяжелые дни каждый человек мог раскрыться по-разному, кто-то проявлял себя в благородстве, щедрости своей души, смелости и любви, а кто-то напротив в подлости, нечеловеческом отношении к окружающим. Но тот подвиг, который совершили блокадники, был основан на простом желании выжить и защитить свой образ жизни.
На место ушедших, на фронт становились подростки и женщины. В городе продолжали работать заводы и фабрики, они снабжали армию оружием. Оружие, произведенное в блокадном Ленинграде, поставлялось даже в Москву. (1, с 43)
Работа помогала держаться и выживать. В безлюдном, обессиленном и голодном городе продолжалась деятельность большинства учреждений. Почтальоны разносили письма, типографии печатали карточки, газеты, листовки, работали райисполкомы, детские сады, поликлиники. Работа заглушала непрестанные, доводящие до безумия мысли о еде. Через работу люди приобщались к жизни страны, от которой они были отрезаны.
Простые профессии становились очень значимыми в годы блокады. Так обычный почтальон становился героем, ведь этим людям приходилось носить тяжелые сумки с письмами с фронта и большой земли, прямо по квартирам. Необходимо было вручать письма лично. Сил не хватало, часто почтальон приходил уже к мертвому адресату.
Женщинам блокадницам приходилось очень нелегко, они остались без мужской силы и поддержки. На их хрупкие плечи легли непосильные обязанности сбрасывать зажигательные бомбы с крыш домов, тушить пожары, откапывать заваленных людей, помогать голодным и раненным, хоронить мертвых, спасать город от эпидемий.
В эти тяжелые времена многие продолжали вести дневники, где особенно полно передается дыхание того времени, знобящей повседневности, когда жизнь и смерть сошлись предельно близко, склонились вместе с блокадником над его чуть теплой буржуйкой. (1, с 113)
Нередко в этих дневниках фиксировались не только факты и переживания, но и стремления осмыслить заново и человека, и историю, и вообще целый мир.
Одной из главных тем дневников блокадников стала тема невыносимого голода. Голод стал самым страшным испытанием для людей. [приложение 3]Продовольствие закончилось очень быстро, город оказался в полной блокаде, завозились продукты небольшими партиями с помощью авиатехники, позже, когда наладили «Дорогу жизни» грузы стали доставлять с большой земли чаще. Людям приходилось, есть, что попало, многие не выдерживали и умирали. По карточкам регулярно выдавали только перец, горчицу, уксус и тоненький кусочек хлеба. На рынке можно было купить кусочки шкуры животных, из которых варили студень. Чтобы не умереть с голоду блокадникам приходилось проявлять изобретательность, так в пищу шли ремни из сыромятной кожи их мельчили и варили с солью. На олифе жарили хлеб, делали блины из горчицы, от которых многие умирали, получив ожог внутренних органов. Летом ели лебеду и землю, привезенную с разгромленного Бадаевского склада, земля была пропитана маслом и сахарным сиропом. Земля казалась людям жирным творогом, она была черной и промасленной. Ели ее маленькими кусочкам и запивали кипятком. Все окружающее становилось для голодных людей съедобным, так некоторые собирали мучной клей из под обоев, ели олифу, технические масла, вазелин и всевозможные отходы растительного сырья.(1, с 232)
После окончания войны город быстро возвращался к нормальной жизни. Люди старались делать все быстро, словно в них была не растрачена вся человеческая энергия. Так блокадный город — город потерь и страданий миллионов обычных людей, город сгоревших и разрушенных домов, невозместимых утрат и неосуществленных жизней, исчез, словно его и не было. Дома отстроили, дороги восстановили, понемногу возвращались эвакуированные. Намного позже возникло желание передать часть пережитого будущим поколениям. Так восстановили надпись на Невском, гласившую «Эта сторона улицы при артобстреле наиболее опасна». Теперь отстроенные жилые кварталы уходят далеко за бывшую линию фронта, а память о блокаде великого города уходят вместе с его жителями. Для новых поколений блокада вошла в образ города, придав красоте его трагическую силу.
Узнать о жизни блокадного города, восстановить событие того трагического периода нашей истории помогли дневниковые записи простых людей. Многие люди в то время вели записи, словно хотели оставить след в истории, чтобы следующие поколения знали, что пришлось пережить в те долгие 900 дней полной блокады Ленинграда. Но дневники не печатали, многие из них были утеряны, иные прятали, боясь неодобрения органов власти. Д. Гранин и А. Адамович смогли собрать разрозненные записи блокадников воедино, передать настроения, чувства и ожидания ленинградцев. Так сложилась полная картина событий блокадной жизни.
hist.bobrodobro.ru
ronl
- ГДЗ
- Билеты
- Доклады
- Изложения
- Книги
- Контрольные работы
- Курсовые работы
- Лабораторные работы
- Научные работы
- Отчеты по практике
- Рефераты
- Сочинения
- Статьи
- Учебные пособия
- Шпаргалки
404 — Страница не найдена
© РОНЛ.орг 2000-2019 По всем вопросам обращаться на эту почту: [email protected]www.ronl.ru
Реферат: «Блокада Ленинграда»
И в нем самом она, та память о блокаде, обо всем выстраданном, пройденном, пережитом вместе с миллионами других ленинградцев, которых уже нет, за которых тоже надо помнить, а если спрашивают — рассказать…
«Столько лет прошло, забывается все…»
Немало душ, сердец во всем мире потряс зимний дневничок маленькой Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 янв…», «Дядя Алеша 10 мая…», «Мама 13 мая в 7.30 утра…», «Умерли все. Осталась одна Таня».
Что еще можно поведать людям, миру обо всем этом? И нужно ли это ему, сегодняшнему миру?
Писатели хотели дополнить картину свидетельствами людей о том, как они жили во время блокады. Записать живые голоса участников блокады, их рассказы о себе, о близких, о товарищах. Обыкновенные ленинградцы, работавшие и неработавшие, холостые и семейные, мастера, рабочие, дети, инженеры, медсестры, — впрочем, дело не в специальностях и должностях. Авторы ограничивали себя, свой интерес к профессиям, к службам, потому что не в силах охватить разные стороны жизни огромного города, показать все разделы. Их интересовало прежде всего пережитое. Они хотели записать, понять, сохранить все то, что было пережито, прочувствовано, изведано душами людей, не вообще людей, а конкретных людей с именами и адресами, старых и молодых, сильных и слабых, тех, кого спасали, и тех, кто спасал… Оказалось, что быт и бытие сошлись в тех условиях, когда ведро воды, коптилка, очередь за хлебом — все требовало невероятных усилий, все стало проблемой для измученного, ослабевшего человека…
Откуда брались силы, откуда возникала стойкость, где пребывали истоки душевной крепости?
Перед писателями стали открываться не менее мучительные проблемы и нравственного порядка. Иные мерки возникали для понятия доброты, подвига, жестокости, любви. Величайшему испытанию подвергались отношения мужа и жены, матери и детей, близких, родных, сослуживцев.
В рассказах людей вставали те сложные моральные задачи, которые приходилось решать каждому человеку. Авторы увидели необычайные примеры крепости духа, примеры благородства, красоты, исполнения долга, но и — неслыханных страданий, мучительных лишений, смертей…
Не всегда было ясно — пришло ли время для этих рассказов такой жестокой беспощадности? А с другой стороны — не ушло ли, не упущено ли время и возможность рассказать об этом так, как это было вживе и въяви, так, как это помнят лишь сами ленинградцы?..
В морозные дни обстрелов, голодных галлюцинаций узнаваемый всеми радиоголос Ольги Берггольц говорил ленинградцам и от их имени:
«Только мы сами знаем, какого отдыха мы все заслужили». «И Ленинград щадил ее (Родину), мы долго ничего не говорили о боли, которую испытывали, скрывали от нее свое изнеможение, преуменьшали свои пытки…» «Они девятьсот дней осажда ли Ленинград, подвергая его таким пыткам, о которых до сих пор не расскажешь…»
Это говорилось в 1942-м, в 1943-м, в 1945-м.
Да, ленинградец блокаду переносил изо дня в день с трагической стойкостью, достоинством. С тем же достоинством долгие годы удерживал, сохранял в себе обжигающую правду о пережитом.
И вот сегодня мы пришли к нему, к ней — именно к этому человеку, чтобы «все записать», потому что «пришло время», «люди хотят знать», «людям надо…».
Будоража их все еще воспаленную болью и утратами душу, мы не раз спрашивали себя: а надо ли, а имеем ли право? Ответом служат сами же рассказы ленинградцев. В них — в тексте, в интонации — звучит: да, нам тяжело, больно вспоминать, но еще больнее было бы думать, что такое никому нужно, кроме нас самих.
А ведь действительно, если все это было на планете — тот блокадный смертельный голод, бессчетные смерти, муки матерей и детей, — то память об этом должна служить другим людям и десятилетия и столетия спустя.
Уже с 1944 года, со дня снятия блокады, когда выставку обороны Ленинграда стали переделывать в Музей обороны, начался, по сути, правдивый, впечатляющий рассказ о героизме девятисот дней. Один из создателей музея, В. П. Ковалев, наизусть помнит все экспонаты, он рассказывает так, словно ведет нас из зала в зал: вот зал авиации с бомбардировщиком, который первым бомбил Берлин в сорок первом году, а вот в зале артиллерии миномет братьев Шумовых, дальше — несколько залов партизанского движения…
Люди не только голодали, не только умирали, не только преодолевали страдания — они еще и действовали.
Они работали, они помогали воевать, они спасали, обслуживали других, кто-то снабжал ленинградцев топливом, кто-то собирал детей, организовывал больницы, стационары, обеспечивал работу заводов, фабрик.
В сущности, это в каждом рассказе — голод, холод, обстрелы, лишения, смерти и, следовательно, душевные проблемы, порождаемые страданиями, и тут же активность людей, то, что они делали, как боролись, несмотря ни на что. Три эти стороны жизни появлялись в любом рассказе. Конечно, в каждом рассказе, в каждой судьбе три эти части не расчленены. Разъединять цельное повествование трудно. Потому что каждый рассказ был рассказом не о каком-то случае. В блокаду люди жили, поэтому и рассказывали они о всей жизни, где сплетались воедино и предвоенные годы, и семья, и послевоенная судьба, там были и фронт, и эвакуация, и нынешняя жизнь. Из этого цельного, связанного чувством и настроением изложения авторам приходилось брать, выдирать один какой-то эпизод, а то всего лишь фразу, мысль, то есть разрывать неразрывное. Им приходилось исключать в рассказах фронт, хотя город был неотделим от него. Было обидно обходить бойцов Ленинградского фронта, которые несли тяготы голода, не имели сил прорвать блокаду, освободить город, но в то же время не пустили фашистов в город, не позволили им снять войска из-под Ленинграда для других фронтов / ‘r.bookap.info’, 11 /.
Не только враг держал город в блокаде, но и голодные, малочисленные армии Ленинградского фронта лютой хваткой держали гитлеровские армии у стен Ленинграда.
О чем же эта книга? Авторы решили, что эта книга, во-первых, — об интеллигенции и об интеллигентности. Ленинград — город, который отличался высокой культурой, интеллектом, интеллигенцией своей, духовной жизнью. Мы хотели показать, как люди, которые были воспитаны этой культурой, смогли оставаться людьми, выстоять.
Второе, что мы хотели, — показать пределы человека. Мы сами не представляли себе возможностей человека. Человека, который не просто отстаивает свою жизнь, люди эти чувствовали себя участком фронта. Люди понимали, что до тех пор, пока город живой, он может отстаивать себя.
Мы хотели рассказать о том, что такое духовная пища. В общем, постепенно сформировались какие-то темы, которые мы обязательно хотели на собранном материале раскрыть. Просто открыть людям. Мы увидели, что этот материал — уникальный, совершенно особый, нигде в литературе не освещенный. Потому что одно дело — концентрационные лагеря, голод на Украине, голод в Молдавии, другое — блокада. Здесь ужас войны, которая настигает мирных людей. Ужас фашизма. Город должен был вымереть по плану немецкого командования. Это была тоже единственная в истории мировых войн операция.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вторая мировая война породила три города-символа:
Хиросиму — как ужас атомной бомбы, Сталинград — символ сопротивления и Ленинград — символ страдания неповинных людей.
Сегодня многие молодые люди считают, что не нужно вспоминать эти дни. Жизнь и так достаточно сложна. Победители, оставшиеся в живых, не ощущают плодов этой победы. И стоит ли об этом опять писать, да еще с натуралистическими подробностями?
Мне кажется, что нужно, хотя бы для того, чтобы понять, почему победила страна, почему победил народ, частью которого является каждый из нас. А что касается «натурализма», то без него истинные страдания бывают разве что у святых.
900-дневная блокада Ленинграда отличалась не только длительностью страданий людей. Она отличалась беспримерной протяженностью Долготерпения и Долговыдержки.
Подвиг Ленинграда не только в беспримерной обороне, это не только подвиг самоспасения, хотя и одного этого достало бы для бессмертия.
Этот город был построен для России и служил России даже на грани собственной жизни и смерти.
Барутин, Бозданович Книга памяти. Ленинград блокадный. 1941−1945 СПб1998−387с Говоров Л. А. Блокада Ленинграда. Т.3. Третий год войны. М./Политиздат/ 1992- 596с Жизнь и смерть в блокадном Ленинграде. Дзенинскевич А. М. М./Наш современник/ 1978−449с Гранин Д. О работе над «Блокадной книгой» Журнал «Новый мир» за 1970
Гранин Д., Адамович А. «Блокадная книга» СПб /Художественная литература/1999−521с Эстафета вечной жизни. Воспоминание блокадника. СПб /Мемориал/ 1995−371с
Жизнь и смерть в блокадном Ленинграде. Дзенинскевич А. М. М./Наш современник/ 1978 С.46−47
Барутин, Бозданович Книга памяти. Ленинград блокадный. 1941−1945 СПб1998
Эстафета вечной жизни. Воспоминание блокадника. СПб /Мемориал/ 1995 С.83
Барутин, Бозданович Книга памяти. Ленинград блокадный. 1941−1945 СПб1998 С.544
Гранин Д., Адамович А. «Блокадная книга» СПб /Художественная литература/1999
Гранин Д. О работе над «Блокадной книгой» Журнал Новый мир за 1970г
Барутин, Бозданович Книга памяти. Ленинград блокадный. 1941−1945 СПб1998 С.479
Эстафета вечной жизни. Воспоминание блокадника. СПб /Мемориал/ 1995 С.116
Гранин Д. О работе над «Блокадной книгой» Журнал Новый мир. 1970
r.bookap.info