Базаров и родители в романе отцы и дети урок – Урок литературы на тему «Базаров и родители»
Урок литературы на тему «Базаров и родители»
Тема урока: Базаров и его родители.
Цель урока: рассмотреть образы отца и матери, выявить взаимоотношения Базарова с родителями, расширить психологический портрет главного героя; развивать читательский интерес учащихся, коммуникативные навыки; воспитывать чувство долга у детей по отношению к своим родителям.
Оборудование: эпиграфы к уроку, иллюстрации к роману, презентация к уроку.
Ход урока.
Организационный момент.
Ребята, скажите, как часто вы произносите слова любви, признаетесь в любви? Кому чаще всего вы говорите: «Я люблю тебя»? Конечно, в первую очередь, вашим любимым девушкам. Вспомните, когда вы в последний раз говорили своим родителям: «Я люблю вас. Спасибо, что вы у меня есть». А ведь они не меньше ваших девушек нуждаются в наших словах любви, в нашей поддержке. Они нуждаются в нас.
Запись эпиграфа к уроку.
Вы, наверное, догадались, сегодня на уроке мы поговорим о взаимоотношениях с родителями, об отношении нашего героя Евгения Базарова к его родителям. Обратимся к нашему первому эпиграфу.
«Таких людей, как они, в нашем большом свете днем с огнем не сыскать». (Базаров о родителях).
Каждый ребенок может подобное сказать о своих родителях.
Работа по теме урока.
1) Давайте для начала вспомним, кто такой Базаров и что вы о нем узнали. Работа с портретами Базарова. Тургенев дает небольшую характеристику внешности своему герою. Мы больше о нем узнаем от других героев. (Базаров – нигилист. Базаров – будущий лекарь, он учится в медицинском университете. После трехлетнего отсутствия дома приезжает на родину, где его с нетерпением ждут его родители.) А что вы можете сказать, глядя на портреты Базарова? Каким он перед вами предстает?
2) Да, Базаров – нигилист. Кто такой нигилист? Как Базаров себя характеризует? (Мы отрицаем все!) Это значит, что нигилисты отрицают и любовь, романтизм, сентиментализм. Когда как другие так не думают. Поэтому мы можем сказать, что Базаров одинок.
3) Вспомним, когда Базаров приезжает к родителям. Сразу? (Нет, спустя почти месяц после своего приезда из Петербурга. Он приезжает к родителям после тяжелого разговора с Анной Сергеевной Одинцовой. Он, нигилист, отрицающий все живое, полюбил эту женщину. А она отвергла его чувство. Это было для него невыносимо. И для того чтобы забыть Одинцову, Базаров старается отвлечься, едет к родителям).
4) Расскажите, как встретили Базарова его родители.
5) Кто они, чем они занимаются? (Василий Иванович – человек очень добрый. Он бесплатно лечит крестьян, хотя отказывался уже от работы врача. Он стремится пополнить свои знания. Василий Иванович – гостеприимный хозяин, он с удовольствием встречает Аркадия, предлагает ему удобную комнату, хотя и во флигеле. Василий Иванович любит много говорить. Арина Власьевна суеверна и невежественна, боялась лягушек, книг не читала. Любила поесть, поспать и «знала толк в хозяйстве». В политике не разбиралась. Она очень добра и заботлива: не ляжет спать, если у мужа болит голова; больше всего на свете любит сына. Арина Власьевна – человек иного образа жизни, нежели ее сын.)
6) Как относятся к Евгению отец и мать? (Мать ласково называет его Енюшкой; они боялись побеспокоить его лишний раз)
7) Можно ли назвать Базарова хорошим сыном? (Да, можно. Он заботится об их финансовом состоянии, за время учебы не попросил у них ни копейки. Находясь при смерти, он просит Одинцову позаботиться о своих родителях: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…»)
8) С чем связано его «сухое» общение с родителями? (С разрывом с Одинцовой)
9) Можем ли мы сказать, что Базаров бесчувственен по отношении к своим родителям? (Нет, он не хочет огорчать родителей, поэтому решается сказать о своем отъезде лишь вечером.)
10) Почему Базарову жизнь родителей кажется «глухой»?
11) Как же Базаров относится к своим родителям? (Базаров любит своих родителей, прямо говорит Аркадию: «Люблю, Аркадий». А это немало в его устах. В первые моменты встречи с отцом он с любовью вглядывается в него и понимает, как он, бедняга, поседел. Доброта отца находит в нем должную оценку. Но Базаров не может закрыть глаза на разницу взглядов и целей жизни. Такую глухую жизнь не может принять Базаров. Базаров не хочет бороться с мелочами жизни, его задача – переделать основы жизни: исправить общество и болезней не будет. А переделать основы жизни родителей нельзя, всякая попытка ругать их по меньшей мере огорчила бы их, не принесла пользы).
12) Смерть Базарова. От чего умирает Базаров? Как относится Базаров к своей смерти? (Опытный и понимающий врач, Базаров прекрасно знает, что нужно сделать в случае заражения, но не делает этого.)
13) Расскажите о переживаниях родителей Базарова во время его болезни.
Работа по картине. В 1874 году художник В. Перов написал картину по роману «Отцы и дети» «Старики родители на могиле сына».
Работа с текстом. Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Для родителей нет ничего больнее, чем потеря своего ребенка).
Я хочу прочитать вам притчу. Одному юноше не везло в Любви. Всё как-то попадались девушки ему «не те» в жизни. Одних он считал некрасивыми, других – глупыми, третьих – сварливыми. Устав от поисков идеала, юноша решил обратиться за мудрым советом к старейшине племени.
Внимательно выслушав молодого мужчину, старец молвил:
— Вижу, что беда твоя велика. Но скажи мне, как ты относишься к своей матери?
Юноша был очень удивлён.
— Причём же здесь моя матушка? Ну, не знаю… Она часто вызывает во мне раздражение: своими глупыми вопросами, назойливой заботой, жалобами и просьбами. Но могу сказать, что люблю её.
Старец помолчал, покачал головой и продолжил беседу:
— Что ж, я открою тебе самый главный секрет Любви. Счастье есть, и оно кроется в твоём драгоценном сердце. И семечко твоего благополучия в Любви посадил очень важный человек в твоей жизни. Твоя мама. И как ты относишься к ней, так и будешь относиться ко всем женщинам мира. Ведь мама – это первая Любовь, которая приняла тебя в свои заботливые объятия. Это твой первый образ женщины. Будешь любить и почитать свою маму – научишься ценить и уважать всех женщин. И тогда ты увидишь, что однажды понравившаяся тебе девушка ответит на твоё внимание ласковым взором, нежной улыбкой и мудрыми речами. Ты не будешь предубеждён против женщин. Ты увидишь их Истинными. Наше отношение к Роду – мерило нашего счастья.
Юноша с благодарностью поклонился мудрому старцу. Отправившись в обратный путь, он услышал за своей спиной следующее:
— Да, и не забудь: ищи для Жизни ту девушку, которая будет любить и чтить своего отца!
О чем эта притча? Какой вывод можно сделать?
Мы, дети, в долгу перед своими родителями, мы обязаны оберегать их в старости, быть опорой и надеждой. Они не должны переживать за наши ужасные поступки, плохие отметки, плохое поведение. В наших силах сделать жизнь родителей счастливей. У поэта М. Рябинина есть такие строки (эпиграф урока):
Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись…
Мы пред ними в долгу неоплаченном –
Помни свято об этом всю жизнь.
Я вас просила написать эссе о своих родителях. Что значат они для вас. Вы стали спрашивать, что писать, как писать. То, что они делают для нас нельзя описать словами. И все сказали, что они для вас значат ВСЁ!
Я хочу прочитать ваши сочинения.
«Я очень люблю и ценю своих родителей. Иногда у нас бывают разногласия, но всё равно мы миримся. Мой папа научил меня играть в хоккей, и теперь я в команде. А мама всегда поможет в трудную минуту. В любой трудной ситуации родители дадут совет и всегда рядом»
«Я очень люблю своих родителей. Я обязан им жизнью. Они воспитывали меня и научили всему, что знают сами»
«Я очень часто думаю, что моя мама может и знает все на свете начиная с ремонта мотоцикла, вкусных пирогов и заканчивая умением душевно общаться со мной и понимать меня. У моей мамы хорошие друзья, ведь по-другому и не может быть, она же лучшая. Я очень люблю, ценю, горжусь и уважаю свою маму»
«В моей жизни случилось так, что я живу с отцом. Папа строг со мной. Он всегда говорит: «В любой ситуации оставайся человеком». Отец хочет, чтобы я всего добился сам. Только благодаря ему я полюбил спорт. Я очень благодарен папе за заботу и любовь»
«Года два назад у меня был несносный характер, очень часто я ссорился с родителями. Я очень благодарен родителям за то, что они перетерпели мой злобный характер. И на сегодняшний день у меня с ними теплые отношения. Я хочу, чтобы все так и продолжалось, было только лучше»
«Родители – самое дорогое, что есть в нашей жизни. Каждый человек должен и обязан их уважать, любить, ценить и дорожить ими. У меня большая и очень дружная семья. Так случилось, что мы с братьями и сестренкой остались без родителей, Но мы все равно не перестаем их любить и помнить. Они также живы для нас. Они всегда рядом с нами. У меня есть брат, на которого я могу положиться. В трудные минуты мы всегда помогаем друг другу, протянем руку помощи. Также с нами живет наша любимая бабушка, которая отчасти заменила нам родителей. Она души в нас не чает, оберегает от жизненных невзгод, всегда бок о бок с нами, и в горе и в радости. Мы от всей души желаем ей крепкого здоровья и терпения в воспитании нас. Мы с братьями и сестренкой понимаем, какой это нелегкий, титанический труд. Со своей стороны мы тоже помогаем ей по хозяйству, нянчить сестренку. Я уверен, что все мы преодолеем все трудности и невзгоды жизни, которые приготовила нам судьба. Берегите родителей и своих близких людей при жизни. Отдавайте им свое тепло и любовь, пока ваши сердца бьются»
«Моя мама была самой лучшей, самой заботливой. Она была хорошей хозяйкой, хорошей матерью и хорошей женой. Свободное время родители всегда уделяли мне. Каждый воскресный день мы ходили в храм на службу, она пела на клиросе, пекла просфоры. Каждое утро она отводила меня в садик. Я никогда ее не забуду!!! Я ее очень люблю и часто чувствую ее присутствие рядом со мной»
Презентация (фото с родителями). Посмотрите на счастливые лица ваших родителей. Они счастливы оттого, что мы рядом с ними. Так не заставляйте родителей грустить. Поддерживайте их, говорите с ними, молчите с ними, будьте всегда с ними. Я не зря презентацию закончила фотографией с вашим мастером. Ведь здесь, в лицее, она для вас мама. Поэтому не огорчайте ее своим плохим поведением, своими дурными отметками. Ребята, не забудьте, придя домой, обнять своих родителей и сказать, что вы их очень любите. Не забудьте поздравить своих дорогих мам с Днем Матери.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
8.Подведение итогов. Выставление оценок.
infourok.ru
Конспект урока по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». Базаров и его родители.
Тема: «Базаров и его родители»
Задача урока: воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям.
Цель урока: выявление отношения Евгения Базарова к матери и отцу.
Оборудование урока:
эпиграфы к уроку на доске:
Базаров — человек реального, полезного дела.
Д.И. Писарев
Тревожится о сыне постоянно
Святой любви великая раба.
Р. Гамзатов
Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись…
Мы пред ними в долгу неоплаченном —
Помни свято об этом всю жизнь.
М. Рябинин
Репродукция картины В.Перова “Старики родители на могиле сына”, запись музыкальной пьесы Ф.Шуберта “Аве Мария”.
Методические приёмы: создание проблемной ситуации, работа с текстом по вопросам домашнего задания, сообщения учащихся, беседа по содержанию романа, самостоятельная работа в группах.
На предыдущих уроках по изучению творчества И.С. Тургенева десятиклассникам в домашнем задании было предложено написать эссе на тему “Что значат для меня мои родители?”. Высказывания учащихся легли в основу урока. К проблеме урока подходим через создание проблемной ситуации, использование “яркого пятна”, после чего ребята формулируют тему, задачу, цель занятия.
Ход урока.
I. Создание проблемной ситуации: под звуки произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” ученик читает стихотворение:
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, но только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала:
“Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.
Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать – старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот, поди же, всех вас собери”.
Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
“Дети, срочно, только очень срочно,
Приезжайте, заболела мать!”
Из Одессы, Таллинна, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко —
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?
Мать ждала вас в дождь и в снегопады.
Тягостны бессонницы ночей:
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! У кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!
После прослушивания стихотворения учитель задает классу вопросы:
— Кому посвящено это стихотворение? Назовите тему и идею данного произведения.
В эту минуту десятиклассники строят предположения: “Это стихотворение посвящено не только матерям, а родителям в целом. Оно о долге перед родителями, о любви к тем, кто дал нам жизнь, воспитал, дал образование”.
Ребята к сегодняшнему уроку вы писали эссе на тему «Что значат для меня мои родители? Так что же для вас значат родители. Зачитайте, пожалуйста несколько строк из ваших рассуждений.
Ребята зачитывают выдержки из эссе “Что значат для меня мои родители?”
Задание классу:
На прошлом уроке мы подробно разбирали образ Евгения Базарова.
— Подумайте, как связан наш сегодняшний разговор о родителях с изучаемым произведением.
определите тему и цель урока.
Десятиклассники выдвигают несколько гипотез и приходят к правильному решению.
Тема урока: Взаимоотношения Базарова с родителями.
Задача урока: воспитание чувства долга у детей перед родителями.
Цель урока: определить роль взаимоотношений Базарова с родителями в раскрытии образа главного героя.
Во многих произведениях русской литературы поднималась тема семьи, так как «золотой век русской литературы» считал семью одной из самых основных ценностей.
В 10 классе произведением, которое будет открывать цикл уроков по данной теме, будет роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».
— Человек рождается, воспитывается, живёт в семье (так должно быть).
— Запишите в тетради слово «семья»
Ниже запишите ассоциации к слову «семья»
( Далее идёт чтение по цепочке учащимися записанных слов.)
2-й этап. Деконструкция
— Прочитайте стихотворение о семье:
Семья – что в жизни есть роднее?
Тепло родных и нежных рук…
Нет в мире ближе и добрее,
Здесь всё простят и всё поймут!
Твой дом, твои родные стены,
С тобой родители твои!
Здесь нет обмана и измены,
Согласие и мир царит.
Тебя всегда здесь видеть рады!
Твоя улыбка дорога…
Объятие любимой мамы,
И взгляды добрые отца.
И пусть бывают разногласья,
Но ты ведь знаешь, что любим.
Семья – твоя частичка счастья,
И грустно, если ты один!
Тот уголок, что дорог сердцу,
Ты пронесёшь через года,
В нём весь твой мир и твоё детство –
Его запомнишь навсегда.
выпишите из него слова и словосочетания, с помощью которых поэт создаёт образ семьи.
Чтение учащимися ( по цепочке) выписанных слов.
тепло родных рук, твой дом, твои родные стены, согласие и мир, объятия любимой мамы, взгляды добрые отца, частичка счастья, уголок, что дорог сердцу, твой мир, твоё детство.
Вы отметили одним из составляющих семьи – благополучие.
— А что вы понимаете под благополучием?
Что вы понимаете под нравственным благополучием?
Нравственное благополучие семьи
духовное родство:
общие интересы,
взгляды,
деятельность
душевные качества:
искреннее дружелюбие,
любовь, уважение
Вывод: Итак семья тогда благополучна, когда
духовное родство и душевные качества находятся в благополучии.
— Рассмотрим семью Базаровых в двух аспектах: в наличии духовного родства и душевных качеств.
Прочитаем по ролям момент приезда Базарова в родительский дом и встречи с отцом и матерью. (гл 20)
(чтение по ролям 4 человека)
Найдите в тексте слова, словосочетания, с помощью которых Тургенев подчеркивает душевное состояние отца и матери Базарова.
(Мать: ласково называет сына “Енюшкой”, от волнения она “пошатнулась и наверно упала бы”, если бы Базаров ее не поддержал и др.
Отец: “глубоко дышал и щурился сильнее прежнего”, “чубук так и прыгал у него между пальцами” и др.)
Благодаря мастерству Тургенева, мастеру “точной детали”, мы тонко чувствуем настроение и переживания героев.
Что же это были за люди? Как жили, чем занимались?
Начнём с главы семьи: Базаров Василий Иванович, отец.
Расскажите историю жизни Василия Ивановича Базарова.
Как живой встаёт перед нами Василий Иванович Базаров, «высокий, худощавый человек с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом», с трубкой в зубах, «отставной ветеран» (как он себя именует). Он прожил долгую кочевую жизнь военного лекаря, «в каких только обществах не бывал, с кем не важивался!» Не без гордости бережёт он воспоминание из далёких лет своей походной жизни: «Я у князя Витгенштейна и у Жуковского пульс щупал». Живёт в нём и другое, утаённое воспоминание — о декабристах: «Тех-то, в южной армии, по четырнадцатому, вы понимаете (и тут Василий Иванович значительно сжал губы), всех знал наперечёт».
Он старается «не отстать от века», быть тем «мыслящим человеком», для которого «нет захолустья». Ему не хочется перед такими передовыми людьми, как Базаров и Аркадий, ударить лицом в грязь, и он пытается блеснуть перед ними своим интересом к науке, заводит речь «о тяжёлых опасениях, внушаемых ему наполеоновской политикой и запутанностью итальянского вопроса».
Базаров — старший — вставал с рассветом, в своем саду «сам каждое деревце сажал». Имея весьма скромный доход, он «посадил крестьян на оброк и отдал им свою землю исполу».
Как называет его Евгений? (Примеры из текста, главы 11, 17, 19, 20).
ПО ХОДУ ЗАПОЛНЯЕМ ТАБЛИЦУ
Расскажите историю жизни Арины Власьевны. (20 гл)
Почему Тургенев, говоря о чувствах матери к Евгению, высказывает предположение о боязни Арины Власьевны за сына? Чего же на самом деле боится мать?
Какие слова и выражения использует Тургенев для раскрытия образов родителей Базарова и отношения Евгения к ним? (Попутно в разговоре о родителях главного героя заполняется таблица).
народ не строгий
Сделайте вывод
— Что можно сказать об отношении родителей к сыну?
Вывод: старики Базаровы , как и все родители, безгранично любят своего сына, уважают его, боятся быть помехой в его делах.
— Докажите, пользуясь критической литературой, что вывод верен. (Индивидуальное домашнее задание: “Создание таких лиц, как отец и мать Базарова, есть истинное торжество таланта. По-видимому, что может быть ничтожнее и негоднее этих людей, отживших свой век и со всеми предрассудками старины, уродливо дряхлеющих среди новой жизни? А между тем, какое богатство простых человеческих чувств! Какая глубина и ширина душевных явлений – среди обыденнейшей жизни…Что же касается до отца и матери, то трудно найти что-нибудь более трогательное. Их любовь вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец как будто вырываются бесконечно жалобные гимны, какие-то беспредельно глубокие и нежные вопли, неотразимо хватающие за душу…” ( Н.Н.Страхов «Отцы и дети»).
Отношение родителей к сыну понятно. А вот каково отношение сына к родителям? Какое у вас сложилось мнение?
III. Самостоятельная работа учащихся в группах. Ответить на вопросы:
2 группа. Как Евгений относится к своим родителям? Любит ли он их?
3 группа. Можно ли назвать Базарова хорошим сыном? Докажите.
1 группа. Почему Базарову жизнь родителей кажется “глухой”?
(деление класса на группы:
А теперь докажите правильность своих суждений текстом.
(прием “перекрестная дискуссия”)
Примерные ответы учащихся 1 группы:
“..заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит…а я…я чувствую только скуку и злость”
“Базарову было не до того, чтобы разбирать, что именно выражали глаза его матери, он редко обращался к ней, и то с коротеньким вопросом”.
Когда Базаров приехал домой, он попросил отца и мать не мешать ему, когда он был за работой,
Примерные ответы учащихся 2 группы:
— Ты их любишь, Евгений?
— Люблю, Аркадий
Любовь к родителям проявляется в словах: «Как он, однако, поседел, бедняга!»
Ему нелегко даётся решение покинуть их вскоре после приезда, и он целый день не решается сказать об этом отцу, он прощает ему даже порку мужика
Когда Базаров приехал домой, он попросил отца и мать не мешать ему, когда он был за работой, Евгений сделал это вовсе не из-за презрения к своим родителям, ему просто не нравилось, что за ним следят и ухаживают.
он любил отца и мать, он уважал их и заботился о них. Даже когда он болел, и к нему приехала Анна Сергеевна Одинцова, он попросил ее поухаживать за его родителями, потому что «таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».
Ребята, ваше мнения по последнему вопросу разошлись
В русской критике тоже существуют разные точки зрения по этому вопросу.
Проверка индивидуального домашнего задания
Вам было предложено ознакомиться с оценкой отношений в семье Базаровых известных писателей и критиков.
Я познакомилась с критическими статьями
М. Горький. История русской литературы. 1939 год
Н.Н.Страхов. И.С.Тургенев «Отцы и дети» 1862 год.
Д.И.Писарев «Базаров», в которых тоже нет одной точки зрения, критик Антонович, даже утверждал в статье «Асмодей нашего времени», что Базаров ненавидит своих родителей. но я хочу привести мнение современных исследователей творчества Тургенева:
Всеволод Юрьевич Троицкий — российский учёный-литературовед, специалист по истории русской литературы XIX века
«Разве не появляется в отношении Базарова к родителям та душевная чёрствость, которая не может быть оправдана?»
Георгий Иванович .Бялый. Роман Тургенева «Отцы и дети» 1963г.
«Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их.»
— Ребята, а где же истина?
А истина в словах самого Базарова
— Ты их любишь, Евгений?
— Люблю, Аркадий
Почему же Базаров, который искренне любит своих родителей (мнение 2 группы), так небрежно и даже грубо с ними обращается (мнение 1 группы)?
— Обратим внимание на эпиграф. Д. И. Писарев отмечал: “Базаров – человек реального, полезного дела”.
— Как вы понимаете реальное, полезное дело.
Базаров много работает, трудится, т.к. хочет принести пользу людям. Поэтому ему нет времени на чувства.
Почему между Евгением и его родителями не могло быть духовной близости?
Базаров не любил проявлять свои чувства, т.к. считал это слабостью. Нельзя забывать, что он – нигилист. Чувства – это проявление души, а её существование, как известно, Базаров отрицал.
Что нового мы увидели в образе Базарова, проанализировав отношения сына с родителями?
Вывод: Евгений любит своих родителей, отзывается о них с теплотой, Но мы понимаем, что отсутствие духовного родства отделяет молодого человека от его стариков. Базаров остаётся верен своим принципам даже в отношении с самыми близкими для него людьми. Базаров и его родители – разные люди. Базаров не любит «нежностей» Это был такой молодой человек, который не признавал родительской ласки. Но он любил отца и мать, он уважал их и заботился о них.
А теперь сравним свой вывод с выводом, который делает критик Д.И.Писарев, автор статьи “Базаров”.
“Базаров не доставляет своим родителям тех удовольствий, которые эти добрые старики ожидают от его пребывания с ними, между ним и его родителями нет ни одной точки соприкосновения… Изображая отношения Базарова к старикам, Тургенев остался искренним художником и показывает явление как оно есть, не дослащая и не скрашивая его по своему произволу…” (Д.И.Писарев)
Объединяет ли семью Базаровых наличие душевных качеств?
их всех объединяет наличие душевных качеств: искреннее дружелюбие, любовь, уважение.
Какие из тех определений, которые мы с вами давали в начале урока, подходят для характеристики семьи Базаровых? ( согласие и мир, свет и теплота, любовь и уважение, объятия матери, взгляды добрые отца, место, где всегда поймут.)
IV. Слово учителя.
— В 1874 году под впечатлением о романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” художник В. Перов заканчивает картину “Старики родители на могиле сына”.
Сообщение ученика об истории создания данной картины
Работа с текстом.
— Прочитайте последний абзац эпилога [1;599],сопоставьте его содержание с репродукцией картины. Какие раздумья и чувства вызывает у вас эта ассоциация?
Базаров умер, этот человек практически никому не нужен, лишь только «часто приходят два уже дряхлые старика», которые любят своего сына, Их сердца наполнены воспоминаниями, но, потеряв своего единственного ребенка, они обрели пустоту в душе, которую надо очистить и омыть, и они заполняют пустоту слезами и молитвами…
Любовь родителей к сыну сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает.
«Самая могила Базарова озарена светом и миром. Над ней поют птицы, и на неё льются слёзы…” – так сказал об этом критик Д.И.Писарев.
Для матерей нет горя горше, чем хоронить своих детей. Слова эпилога звучат как реквием. Горе родителей беспредельно.
Вывод. И в заключении хочется обратиться к вам, детям, у которых тоже есть родители.
Все мы – дети, мы в долгу перед своими родителями за жизнь, дарованную нам, мы ответственны за их душевный покой. Мы, дети, не имеем права заставлять их переживать за наши необдуманные поступки, болезни, плохие оценки. Долгая жизнь родителей – и в наших руках. Помните, что они нуждаются в вашем внимании, заботе, любви. У одних эта любовь эмоциональная, яркая, у других, как у Базарова, скрыта в глубине сердца. Но пусть она будет искренней, неподдельной и бескорыстной, ведь “только любовью держится и движется жизнь”.
У поэта – песенника М. Рябинина есть такие замечательные строки (обращаем внимание на последний эпиграф урока, слова звучат на фоне произведения Ф. Шуберта “Ave Maria”):
Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись…
Мы пред ними в долгу неоплаченном –
Помни свято об этом всю жизнь.
infourok.ru
Разработка урока по литературе «Базаров и его родители» (10 класс)
План урока по литературе в 10 классе.
Дата проведения____________
Урок №32. Тема урока: Базаров и его родители.
Цель урока: понять, какие сложились отношения у Базарова с родителями и почему.
Оборудование: эпиграф к уроку, иллюстрации к роману.
Содержание урока.
Организационный момент.
Запись эпиграфа к уроку.
Таких людей, как они, в нашем большом свете
Днем с огнем не сыскать.
Работа по теме урока.
1). Как относятся к Евгению отец и мать и как чувства переданы автором?
( Тургенев показывает, с какой большой любовью родители Базарова относятся к сыну. Мать ласково называет его Енюшкой; от волнения она пошатнулась и, наверное, упала бы, если бы Базаров не поддержал ее. Тургенев пишет, что старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще прежнего, потому что, наверное, хотел остановить слезы. Итак, мы видим большую любовь родителей к сыну, чувствуем это благодаря мастерству Тургенева, силе его слова: лаконичными, но предельно выразительными деталями внешнего поведения героев он показывает их душевное состояние. Возьмите хотя бы деталь о чубуке, прыгавшем между пальцами дрожащих рук отца).
2). Что же собой представляют эти люди?
( Василий Иванович – человек очень добрый. Он бесплатно лечит крестьян, хотя отказывался уже от работы врача. Он стремится пополнить свои знания, читает медицинские журналы, но и «Друг Здравия» у него есть, да и то он не очень читается, все на столе покрыто пылью. Он толкует об ученых и науках, которые Базаров отвергает, над которыми смеется, а он это делает, чтобы доказать свою образованность.
Василий Иванович настроен прогрессивно, он переводит своих мужиков на оброк, хотя ему это не выгодно. Душ у него мало, всего 22.
Василий Иванович – гостеприимный хозяин, он с удовольствием встречает Аркадия, предлагает ему удобную комнату, хотя и во флигеле.
Василий Иванович любит много говорить, что обличает Базаров. Он почти один разговаривает с гостями, те не особенно поддерживают разговор.
Василий Иванович пытается доказать свою образованность, вставляет в свою речь слова на французском и латинском языке)
3). Почему, когда говорит Василий Иванович по-французски, они написаны русскими буквами?
( Василий Иванович, вероятно, плохо говорит по-французски, иначе не появилось бы у Тургенева этого русско-французского речения).
4). Какие еще интересные особенности речи Василия Ивановича вы отметили?
( Как врач, использует иногда латинские термины; вместо умер говорит отправился к праотцам, вместо баня – флигелек, вместо дом – бивуак, вместо акации – деревья, любимые Горацием; Аркадия называет – мой любимый посетитель, т.е. звучит романтическая возвышенность).
5). В чем отличия речи отца и сына?
( Василий Иванович стремится говорить красиво, торжественно, но получается смешно. Напыщенность отличают его речь от простой и конкретной речи сына).
6). Что за человек, отец Базарова?
( Это действительно очень добрый, славный человек. Василий Иванович человек труда: чад он обрабатывает собственноручно. Врачебной практикой занимается бескорыстно. В прошлом он был храбрым человеком, за работу в Бессарабии во время чумной эпидемии был награжден орденом).
7). Каково отношение Василия Ивановича к науке, к современности?
Удается ли ему сблизиться чем – нибудь с сыном?
( В области науки он стремиться не отставать от века. Легче всего, казалось бы, ему установить контакт с сыном в области медицины. Оба они врачи. Но все то, о чем говорит Василий Иванович, далеко от современной Базарову науки. Он гордится, например, тем, что понимает во френологии, а это ложная наука и в то же время была бесконечно устаревшей. Знание наук у Василия Ивановича сочетается с религиозностью. Он искренне набожен и даже приглашает священника отслужить молебен в честь приезда сына. Хотя и ссылается на то, что кажется прогрессивным по сравнению с деятельностью других, например, отдача земли «исполу». Добрый Василий Иванович может высечь мужика за то, что он вор. А Базаров стремился не к половинчатым мерам, а к коренным революционным изменениям. Василий Иванович далек от отрицания всего. Это его ужасает не менее чем Павла Петровича.
Таким образом, при всей гуманности, Василий Иванович стремится к прогрессу, и положительные личные качества показывает, что это тоже человек «отставной», как говорил Базаров о Николае Петровиче. Но Тургенев рисует Василия Ивановича с симпатией, хотя и некоторой иронией).
8). Как вы думаете, могла бы быть ближе к сыну Арина Власьевна?
( Арина Власьевна не могла быть другом сыну, так как была суеверна и невежественна, боялась лягушек, книг не читала. Любила поесть, поспать и знала толк в хозяйстве. В политике не разбиралась, знала, что есть господа, которые должны приказывать, и простой народ, который должен служить. Она очень добра и заботлива: не ляжет спать, если у мужа болит голова; больше всего на свете любит сына. Арина Власьевна – человек иного образа жизни, чем ее сын, но в романе показана, как беспредельно любящая мать).
9). Какую роль играли родители в воспитании сына?
( Пути Базарова и его родителей давно разошлись. Чувствуя, что их сын необыкновенный, родители в детстве давали ему свободу. Может быть, будь Базаров больше с отцом, между ними могло быть больше идейного взаимопонимания. Но обстоятельства сложились так, что Базаров за 3 года к родителям приехал один раз).
10). Как же Базаров относится к своим родителям?
( Базаров любит своих родителей, прямо говорит Аркадию:»Люблю, Аркадий» — а это немало в его устах. В первые моменты встречи с отцом он с любовью вглядывается в него и понимает, как он, бедняга, поседел. Доброта отца находит в нем должную оценку. Даже видя ограничения способностей матери, он соглашается с тем, что она прекрасная женщина. Но Базаров не может закрыть глаза на разницу взглядов и целей жизни. Такую глухую жизнь не может принять Базаров. Базаров не хочет бороться с мелочами жизни, его задача – переделать основы жизни: исправить общество и болезней не будет. А переделать основы жизни родителей нельзя, всякая попытка ругать их по меньшей мере огорчила бы их, не принесла пользы).
11). Можем ли мы говорить о бесчувственности Базарова?
( Нет. В день отъезда он не хочет огорчать родителей. Так складывается трагический конфликт с любимыми и любящими. Этот конфликт, в который попадает Базаров дома, говорит еще об одном – об этом писал Тургенев в письме: «Все истинные отрицатели … происходили от сравнительно добрых и честных родителей». Велика цель, к которой идет Базаров, трудна дорога, горька и терниста его жизнь).
12). Как сам Тургенев смотрит на этот конфликт, осуждает ли он Базарова?
( Взглянув на Базарова со стороны, взглянув так, как может смотреть только человек «отставной», не причастный к современному движению идей, рассмотрев его тем холодным, испытывающим взглядом, который дается только долгим опытом жизни, Тургенев оправдал Базарова и оценил его по достоинству. Базаров вышел из испытания чистым и крепким. Против этого типа Тургенев не нашел ни одного существенного обвинения. Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, признал перевес его над окружающими людьми и сам принес ему полную дань уважения).
Итог урока.
Дом задание: подготовить сообщение по теме: «Базаров перед лицом смерти».
infourok.ru
Урок литературы в 10-м классе по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Тема: «Базаров и его родители»
Урок литературы в 10-м классе по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Тема: «Базаров и его родители»
Задача урока
: воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям.
Цель урока
: выявление отношения Евгения Базарова к матери и отцу.
Оборудование урока
:
Базаров — человек реального, полезного дела.
Д.И. Писарев
Тревожится о сыне постоянно
Святой любви великая раба.
Р. Гамзатов
Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись…
Мы пред ними в долгу неоплаченном —
Помни свято об этом всю жизнь.
М. Рябинин
Репродукция картины В.Перова “Старики родители на могиле сына”, запись музыкальной пьесы Ф.Шуберта “Аве Мария”.
Методические приёмы
: создание проблемной ситуации, работа с текстом по вопросам домашнего задания, сообщения учащихся, беседа по содержанию романа, самостоятельная работа в группах.
На предыдущих уроках по изучению творчества И.С. Тургенева десятиклассникам в домашнем задании было предложено написать эссе на тему“Что значат для меня мои родители?”.Высказывания учащихся легли в основу урока. К проблеме урока подходим через создание проблемной ситуации, использование “яркого пятна”, после чего ребята формулируют тему,задачу, цель занятия.
Ход урока.
I.
Создание проблемной ситуации: под звуки произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” ученик читает стихотворение:
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, но только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала:
“Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.
Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать – старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот, поди же, всех вас собери”.
Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
“Дети, срочно, только очень срочно,
Приезжайте, заболела мать!”
Из Одессы, Таллинна, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко —
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?
Мать ждала вас в дождь и в снегопады.
Тягостны бессонницы ночей:
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! У кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!
После прослушивания стихотворения учитель задает классу вопросы:
— Кому посвящено это стихотворение? Назовите тему и идею данного произведения.
В эту минуту десятиклассники строят предположения: “Это стихотворение посвящено не только матерям, а родителям в целом. Оно о долге перед родителями, о любви к тем, кто дал нам жизнь,воспитал, дал образование”.
Учитель зачитывает выдержки из эссе “Что значат для меня мои родители?”
У меня есть мама и папа, я их очень люблю. Для меня они самые дорогие люди на свете. Когда я приезжаю домой, а это бывает очень редко, для меня наступают райские минуты. Я им многим обязана. Для меня мои родители – это то, что я больше всего ценю на свете.
Для меня мои родители очень много значат. Пока я без них никуда. Без их любви, ласки я бы, наверное, не смог жить. Когда надо, они меня всегда поддерживают в моральном и финансовом смысле. Мне их часто не хватает, потому что домой езжу только по выходным. Родители для меня – это жизнь.
Родители – это как две руки у человека. Если нет кого-то из них – уже как-то не так, чего-то не хватает, что-то не так в мире. Родители – это наша семья, наш дом, наша ценность. Каковы бы ни были родители, их надо любить уважать, и что бы ни случилось, они должны быть всегда рядом.
Задание классу:
— Относительно изучаемого произведения определите тему урока, задачу и цель урока.
Десятиклассники выдвигают несколько гипотез и приходят к правильному решению.
Тема урока: “Базаров и его родители”.
Задача урока: воспитание чувства долга у детей перед родителями.
Цель урока: определить отношение Евгения Базарова к своим родителям.
II.
Реализация домашнего задания.
Слово учителя:
— Человек рождается, воспитывается, живёт в семье (так должно быть). Объясните смысл выражения:
«Семья как основа нравственного благополучия в смутное время».
Вспоминаем, что роман “Отцы и дети” был написан в 1862 году. В произведении изображены все основные общественные силы России, показано размежевание, затронуты главные стороны действительности, раскрыто своеобразие конфликтов духовной жизни тревожного времени конца 50-х и начала 60-х годов IXX века. Из ответов учащихся выстраивается алгоритм:
Нравственное благополучие семьи
духовное родство: общие интересы, | душевные качества: |
Вывод: духовное родство и душевные качества находятся в благополучии.
— Рассмотрим семью Базаровых в двух аспектах: в наличии духовного родства и душевных качеств.Начнём с главы семьи: Базаров Василий Иванович,отец. Что из себя представляют отцы в понимании десятиклассников? Учитель зачитывает отрывки из эссе тех ребят, чьи отцы недавно ушли из жизни, но оставили свой след в душах детей (надо отметить,что один из них был директором школы,благополучным человеком, а другой, наоборот,пьяницей, неудачником):
— Я очень хочу снова увидеть своего папу. Когда приезжаю домой, всё напоминает мне о нём, хочется поговорить с ним, рассказать о своих проблемах,посоветоваться. Я люблю свою маму, но с ней не поговоришь по-мужски, не раскроешь ей своих мужских секретов.
— Вот мне, например, когда умер отец, стало чего-то не хватать в жизни. Обычно приедешь домой,папа сразу же встретит тебя, обнимет покрепче,расцелует в обе щеки, и весело ему, даже плакать хочется. А сейчас домой приедешь – всё тихо,никто не говорит, никто не ругается. Тихо и безмолвно.
Задание классу.
Расскажите историю жизни Василия Ивановича Базарова.
Как называет его Евгений? (Примеры из текста, главы 11, 17, 19, 20).
Речь отца и сына. (Примеры из текста).
Какие слова и выражения использует Тургенев для раскрытия образов родителей Базарова и отношения Евгения к ним? (Попутно в разговоре о родителях главного героя заполняется таблица).
Отец | Мать |
Презабавный, хороший, старик, батька ничего, был и в сите, и в решете, бедняга, старикашка, добрейший, чудак, много болтает, не имеет предрассудков и т.д. | Сердобольная, прекрасная женщина, она без хитростей и т.д. |
Люди хорошие |
Слово учителя.
— Ребята, в ваших работах есть замечательные строки о матерях. Я позволю себе зачитать их.
Моя мама много значит для меня в этой жизни. Я её очень люблю и боготворю. Она всегда мне может помочь в какой-нибудь трудной ситуации, утешить. Со своей мамой я могу разговаривать о чем угодно и сколько угодно. У меня нет от неё секретов.
Когда я выйду замуж, и у меня родятся дети, я тоже стану такой матерью для своих детей, как и моя мама. А мама моя – это настоящее чудо, она добрая, ласковая, красивая, но самое главное – хороший человек и любящая, всегда понимающая, родная и просто… Мама!
Задание классу.
Расскажите историю жизни Арины Власьевны.
Почему Тургенев, говоря о чувствах матери к Евгению, высказывает предположение о боязни Арины Власьевны за сына? Чего же на самом деле боится мать?
Обратите внимание на эпиграф: “Тревожится за сына постоянно/ Святой любви великая раба”.
Почему Р. Гамзатов считает, что мать – “великая раба”?
Вывод: старики Базаровы безгранично любят своего сына, уважают его, боятся быть помехой в его делах.
— Докажите, пользуясь критической литературой,что вывод верен. (Индивидуальное домашнее задание: “Создание таких лиц, как отец и мать Базарова, есть истинное торжество таланта.По-видимому, что может быть ничтожнее и негоднее этих людей, отживших свой век и со всеми предрассудками старины, уродливо дряхлеющих среди новой жизни? А между тем, какое богатство простых человеческих чувств! Какая глубина и ширина душевных явлений – среди обыденнейшей жизни…Что же касается до отца и матери, то трудно найти что-нибудь более трогательное. Их любовь вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец как будто вырываются бесконечно жалобные гимны,какие-то беспредельно глубокие и нежные вопли,неотразимо хватающие за душу. Среди всего этого света и этой теплоты умирает Базаров. Самая могила Базарова озарена светом и миром. Над ней поют птицы, и на неё льются слёзы…” [1; 616]).
III. Самостоятельная работа учащихся в группах. Ответить на вопросы:
1 группа. Как Евгений относится к своим родителям? Любит ли он их? [1; 538].
2 группа. Можно ли назвать Базарова добродетельным сыном? Докажите текстом.
3 группа. Почему Базарову жизнь родителей кажется “глухой”?
“Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь “отцы”, кажется: чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером. Ан нет; тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними” [1;539].
Слово учителя.
— Обратим внимание на эпиграф. Д. И. Писарев отмечал: “Базаров – человек реального,полезного дела”. Почему между Евгением и его родителями не могло быть духовной близости?Объединяет ли семью Базаровых наличие душевных качеств?
Вывод: Евгений любит своих родителей,отзывается о них с теплотой, их всех объединяет наличие душевных качеств: искреннее дружелюбие,любовь, уважение. Но мы понимаем, что отсутствие духовного родства отделяет молодого человека от его стариков.
IV.
Слово учителя.
— В 1874 году под впечатлением о романе И. С.Тургенева “Отцы и дети” художник В. Перов заканчивает картину “Старики родители на могиле сына”.
Сообщение ученика об истории создания данной картины [2;42].
Работа с текстом.
— Прочитайте последний абзац эпилога[1;599],сопоставьте его содержание с репродукцией картины. Какие раздумья и чувства вызывает у вас эта ассоциация? Для матерей нет горя горше,чем хоронить своих детей. Слова эпилога звучат как реквием. Горе родителей беспредельно.
Вывод.
Все мы – дети, мы в долгу перед своими родителями за жизнь, дарованную нам, мы ответственны за их душевный покой. Мы, дети, не имеем права заставлять их переживать за наши необдуманные поступки, болезни, плохие оценки.Долгая жизнь родителей – и в наших руках.
У поэта – песенника М. Рябинина есть такие замечательные строки (обращаем внимание на последний эпиграф урока, слова звучат на фоне произведения Ф. Шуберта “Ave Maria”):
Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись…
Мы пред ними в долгу неоплаченном –
Помни свято об этом всю жизнь.
V.
Домашнее задание.
Подготовить сообщение: “История жизни Аркадия Кирсанова”.
Написать сочинение-миниатюру “Почему Аркадия нельзя назвать настоящим другом Базарова?”
intolimp.org
Тема урока: Базаров и его родители.
Тема урока: Базаров и его родители.
Задачи:
Понять, какие отношения сложились у Базарова с родителями.
Обучать составлению ОК.
Проследить, как Тургенев раскрывает в романе общечеловеческие проблемы взаимоотношения родителей и детей.
Воспитывать у учащихся любовь и уважение к родителям.
Цель:
Формировать умения анализировать текст, аргументировать, доказывать свою точку зрения, опираясь на первоисточник.
Проследить за чувствами Базарова, за его отношением к своим родителям; как выдерживает проверку на человечность главный герой.
Развивать навык работы с художественным текстом, умение анализировать, получать информацию, сравнивать и обобщать.
Воспитывать у учащихся чувство уважения и любви к родителям.
Технология: технология развития критического мышления. Нестандартные, нетрадиционные элементы проблем обучения, проблемный способ творческого поиска учащихся.
Эпиграфы:
Базаров – человек реального, полезного дела. Д.И. Писарев
Тревожится о сыне постоянно святой любви великая раба. Р.Гамзатов.
Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись…
Мы пред ними в долгу неоплаченном –
Помни свято об этом всю жизнь.
М.Рябинин
Оборудование:
Репродукция картины В.Петрова «Старики — родители на могиле сына», запись музыкальной пьесы Ф. Шуберта «Аве, Мария», песня «Помолимся за родителей», текст романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Методические приёмы: создание проблемной ситуации, работа с текстом по вопросам домашнего задания, сообщения учащихся, беседа по содержанию романа, самостоятельная работа в группах.
Эссе «Что значит для меня мои родители».
Ход урока.
I. Создание проблемной ситуации.
Под звуки «Аве, Мария» ученица читает стихотворение:
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, но только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала:
-Дети, вам ко мне собраться хоть бы раз.
Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли,
Вот, поди же, всех вас собери.
Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети, срочно, только срочно,
Приезжайте, заболела мать!»
Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко –
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?
Мать ждала вас в дождь и в снегопады,
Тягостна бессонница ночей:
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! У кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!
— Кому посвящено это стихотворение?
— Назовите тему и идею данного произведения.
(Посвящено не только матерям, а родителям в целом. Оно о долге перед родителями, о любви к тем, кто дал нам жизнь, воспитал, даёт образование).
Учитель зачитывает выдержки из эссе:
Для меня родители значат многое. Семья – главная ценность…
Родители – это самые близкие и родные люди, которые с раннего детства дают мне свою любовь и ласку.
Родители – это самое дорогое и ценное, что есть в моей жизни.
— Относительно изучаемого произведения определите тему урока, задачу и цель урока. (Несколько гипотез).
Задача: воспитание чувства долга и детей перед родителями.
Цель: определить отношение Базарова к своим родителям.
II. Реализация домашнего задания.
— Человек, рождается, воспитывается, живёт в семье. Объясните смысл выражения: «Семья как основа нравственного благополучия в смутное время».
— Когда был написан роман?
— Что автор изобразил в романе?
(Все основные общественные силы России, показано размежевание, затрагиваются главные стороны действительности, раскрыто своеобразие конфликтов духовной жизни тревожного времени конца 50-х – начала 60-х годов XIX века).
Из ответов учащихся выстраивается
алгоритм
духовное родство душевные качества
взгляды искреннее дружелюбие,
деятельность любовь, уважение
Вывод: духовное родство и душевные качества находятся в благополучии.
— Рассмотрим семью Базаровых в двух аспектах: в наличии духовного родства и душевных качеств. Начнем с главы семьи Базаров Василий Иванович.
Отец.
— Что собой представляют отцы в нашем классе? (отрывки из эссе).
Мой отец для меня является примером идеального мужчины, который, несмотря на все трудности, работает и обеспечивает нас всем необходимым.
А ещё у меня есть замечательный д. Женя. Он заботится и переживает обо мне. Он всегда помогает мне в какой-либо беде.
Мой папа – очень занятой человек, много работает. Но когда папа приезжает с работы, он всегда устраивает праздник.
С отцом у меня не настолько тёплые отношения. Это называется столкновением характеров, интересов. Доброе он видит только в былых временах, и это можно назвать конфликтом «отцом и детей». Но я знаю, что он меня любит.
Задание:
— Расскажите историю жизни Василия Ивановича Базарова.
— Как называет его Евгений? (примеры из текста, главы 11,17,19,20).
— Речь отца и сына (примеры из текста).
— Какие слова и выражения искал Тургенев для раскрытия образа родителей Базаровых и отношения к ним Евгения? (попутно заполняется таблица)
отец | мать |
Презабавный, хороший, старик, батька ничего, был и в сите, и в решете, бедняга, добрейший, чудак, много болтает, не имеет предрассудков и т.д. | Сердобольная, прекрасная женщина, она без хитростей |
Люди хорошие, народ не строгий, как опенки в дупле
— Ребята в ваших работах есть замечательные строки о ваших матерях. Я позволю себе их зачитать:
Моя мама во многих взглядах очень современная. Она всегда поддерживает меня во всех начинаниях, даёт мне дельные советы, за что я ей очень благодарна.
Моя мама для меня является примером идеальной женщины. Я очень люблю свою маму Олю. Она хочет, чтобы я добилась чего-то в жизни, чтобы у меня была отличная семья, чтобы я ни в чем не нуждалась и жила в достатке.
Я маму всегда поддерживаю, помогаю, мы с ней как подруги. Мама для меня является самым дорогим и любимым человеком. Мама для меня – это ценный подарок в жизни, который надо беречь, как сокровище.
Моя мама самая лучшая. Она добрая, заботливая, и я очень люблю её.
Задание:
— Расскажите историю жизни Арины Васильевны.
— Почему Тургенев, говоря о чувствах матери к Евгению, высказывает предположение о боязни А.В. за сына? чего же на самом деле боится мать?
— Обратите внимание на эпиграф: «Тревожится за сына…
— Почему Р. Гамзатов считает, что мать – «великая раба»?
Вывод: Старики Базаровы безгранично любят своего сына, уважают его, боятся быть помехой в его делах.
— Докажите, пользуясь критической литературой, что верен. (Индивидуальное домашнее задание: «Создание таких…,…и на неё льются слёзы».
III. Самостоятельная работа в группах.
Ответьте на вопросы:
группа.
— Как Евгений относится к своим родителям? Любит ли он их? (ответ подтверждайте отрывками из текста)
группа.
— Можно ли Базарова назвать добродельным сыном? Докажите текстом. Почему Базарову жизнь родителей кажется «глухой»? (отрывок «Как посмотришь…)
Учитель:
— Обратим внимание на эпиграф. Д.И. Писарев отмечал: «Базаров – человек…
— Почему между Евгением и его родителями не могло быть духовной близости?
— Объединяет ли семью Базаровых наличие душевных качеств?
Вывод: Евгений любит своих родителей, отзывается о них с теплотой, их всех объединяет наличие душевных качеств: искреннее дружелюбие, любовь, уважение. Но мы понимаем, что отсутствие духовного родства отделяет молодого человека от стариков.
IV. Слово учителя.
— В 1874 году под впечатлением о романе И.С. Тургенева « Отцы и дети» художник В. Перов закончил картину « Старики – родители на могиле сына». (Сообщение учащегося об истории создания этой картины).
Работа с текстом.
— Прочитайте последний абзац эпилога, сопоставьте его содержание с репродукцией картины.
— Какие раздумья и чувства вызывает у вас эта ассоциация?
(Для матери нет горя горше, чем хоронить своих детей. Слова эпилога звучат как реквием. Горе родителей беспредельно).
Вывод: все мы – дети, мы в долгу перед своими родителями за жизнь, дарованную нам. Мы ответственны за их душевный покой. Мы, дети, не имеем права заставлять их переживать за наши необдуманные поступки, болезни, плохие оценки. Долгая жизнь родителей – в наших руках.
У поэта-песенника М.Рябинина есть такие замечательные строки (обращается внимание на последний эпиграф урока, звучит песня « Помолимся за родителей»)
V. Итог урока.
— Какие же качества проявились у Евгения Базарова перед лицом смерти?
— Над чем заставил вас задуматься сегодняшний урок?
— Чему научил?
Лучшие душевные свойства души: нежность к родителям, жажда жизни, труда, подвига, сила воли. Мы слышим столь необычные для Базарова, полные поэзии слова: Дуньте на умирающую лампаду…
Мы слышим и полные любви и жалости о родителях.
VI. Домашнее задание.
multiurok.ru
Урок литературы в 10-м классе по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Тема: «Базаров и его родители»
Урок литературы в 10-м классе по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Тема: «Базаров и его родители»
Задача урока
: воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям.
Цель урока
: выявление отношения Евгения Базарова к матери и отцу.
Оборудование урока
:
Базаров — человек реального, полезного дела.
Д.И. Писарев
Тревожится о сыне постоянно
Святой любви великая раба.
Р. Гамзатов
Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись…
Мы пред ними в долгу неоплаченном —
Помни свято об этом всю жизнь.
М. Рябинин
Репродукция картины В.Перова “Старики родители на могиле сына”, запись музыкальной пьесы Ф.Шуберта “Аве Мария”.
Методические приёмы
: создание проблемной ситуации, работа с текстом по вопросам домашнего задания, сообщения учащихся, беседа по содержанию романа, самостоятельная работа в группах.
На предыдущих уроках по изучению творчества И.С. Тургенева десятиклассникам в домашнем задании было предложено написать эссе на тему“Что значат для меня мои родители?”.Высказывания учащихся легли в основу урока. К проблеме урока подходим через создание проблемной ситуации, использование “яркого пятна”, после чего ребята формулируют тему,задачу, цель занятия.
Ход урока.
I.
Создание проблемной ситуации: под звуки произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” ученик читает стихотворение:
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, но только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала:
“Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.
Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать – старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот, поди же, всех вас собери”.
Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
“Дети, срочно, только очень срочно,
Приезжайте, заболела мать!”
Из Одессы, Таллинна, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко —
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?
Мать ждала вас в дождь и в снегопады.
Тягостны бессонницы ночей:
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! У кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!
После прослушивания стихотворения учитель задает классу вопросы:
— Кому посвящено это стихотворение? Назовите тему и идею данного произведения.
В эту минуту десятиклассники строят предположения: “Это стихотворение посвящено не только матерям, а родителям в целом. Оно о долге перед родителями, о любви к тем, кто дал нам жизнь,воспитал, дал образование”.
Учитель зачитывает выдержки из эссе “Что значат для меня мои родители?”
У меня есть мама и папа, я их очень люблю. Для меня они самые дорогие люди на свете. Когда я приезжаю домой, а это бывает очень редко, для меня наступают райские минуты. Я им многим обязана. Для меня мои родители – это то, что я больше всего ценю на свете.
Для меня мои родители очень много значат. Пока я без них никуда. Без их любви, ласки я бы, наверное, не смог жить. Когда надо, они меня всегда поддерживают в моральном и финансовом смысле. Мне их часто не хватает, потому что домой езжу только по выходным. Родители для меня – это жизнь.
Родители – это как две руки у человека. Если нет кого-то из них – уже как-то не так, чего-то не хватает, что-то не так в мире. Родители – это наша семья, наш дом, наша ценность. Каковы бы ни были родители, их надо любить уважать, и что бы ни случилось, они должны быть всегда рядом.
Задание классу:
— Относительно изучаемого произведения определите тему урока, задачу и цель урока.
Десятиклассники выдвигают несколько гипотез и приходят к правильному решению.
Тема урока: “Базаров и его родители”.
Задача урока: воспитание чувства долга у детей перед родителями.
Цель урока: определить отношение Евгения Базарова к своим родителям.
II.
Реализация домашнего задания.
Слово учителя:
— Человек рождается, воспитывается, живёт в семье (так должно быть). Объясните смысл выражения:
«Семья как основа нравственного благополучия в смутное время».
Вспоминаем, что роман “Отцы и дети” был написан в 1862 году. В произведении изображены все основные общественные силы России, показано размежевание, затронуты главные стороны действительности, раскрыто своеобразие конфликтов духовной жизни тревожного времени конца 50-х и начала 60-х годов IXX века. Из ответов учащихся выстраивается алгоритм:
Нравственное благополучие семьи
искреннее дружелюбие,
любовь, уважение
Вывод: духовное родство и душевные качества находятся в благополучии.
— Рассмотрим семью Базаровых в двух аспектах: в наличии духовного родства и душевных качеств.Начнём с главы семьи: Базаров Василий Иванович,отец. Что из себя представляют отцы в понимании десятиклассников? Учитель зачитывает отрывки из эссе тех ребят, чьи отцы недавно ушли из жизни, но оставили свой след в душах детей (надо отметить,что один из них был директором школы,благополучным человеком, а другой, наоборот,пьяницей, неудачником):
— Я очень хочу снова увидеть своего папу. Когда приезжаю домой, всё напоминает мне о нём, хочется поговорить с ним, рассказать о своих проблемах,посоветоваться. Я люблю свою маму, но с ней не поговоришь по-мужски, не раскроешь ей своих мужских секретов.
— Вот мне, например, когда умер отец, стало чего-то не хватать в жизни. Обычно приедешь домой,папа сразу же встретит тебя, обнимет покрепче,расцелует в обе щеки, и весело ему, даже плакать хочется. А сейчас домой приедешь – всё тихо,никто не говорит, никто не ругается. Тихо и безмолвно.
Задание классу.
Расскажите историю жизни Василия Ивановича Базарова.
Как называет его Евгений? (Примеры из текста, главы 11, 17, 19, 20).
Речь отца и сына. (Примеры из текста).
Какие слова и выражения использует Тургенев для раскрытия образов родителей Базарова и отношения Евгения к ним? (Попутно в разговоре о родителях главного героя заполняется таблица).
Мать
Презабавный, хороший, старик, батька ничего, был и в сите, и в решете, бедняга, старикашка, добрейший, чудак, много болтает, не имеет предрассудков и т.д.
Сердобольная, прекрасная женщина, она без хитростей и т.д.
Люди хорошие
народ не строгий
как опёнки на дубле
Слово учителя.
— Ребята, в ваших работах есть замечательные строки о матерях. Я позволю себе зачитать их.
Моя мама много значит для меня в этой жизни. Я её очень люблю и боготворю. Она всегда мне может помочь в какой-нибудь трудной ситуации, утешить. Со своей мамой я могу разговаривать о чем угодно и сколько угодно. У меня нет от неё секретов.
Когда я выйду замуж, и у меня родятся дети, я тоже стану такой матерью для своих детей, как и моя мама. А мама моя – это настоящее чудо, она добрая, ласковая, красивая, но самое главное – хороший человек и любящая, всегда понимающая, родная и просто… Мама!
Задание классу.
Расскажите историю жизни Арины Власьевны.
Почему Тургенев, говоря о чувствах матери к Евгению, высказывает предположение о боязни Арины Власьевны за сына? Чего же на самом деле боится мать?
Обратите внимание на эпиграф: “Тревожится за сына постоянно/ Святой любви великая раба”.
Почему Р. Гамзатов считает, что мать – “великая раба”?
Вывод: старики Базаровы безгранично любят своего сына, уважают его, боятся быть помехой в его делах.
— Докажите, пользуясь критической литературой,что вывод верен. (Индивидуальное домашнее задание: “Создание таких лиц, как отец и мать Базарова, есть истинное торжество таланта.По-видимому, что может быть ничтожнее и негоднее этих людей, отживших свой век и со всеми предрассудками старины, уродливо дряхлеющих среди новой жизни? А между тем, какое богатство простых человеческих чувств! Какая глубина и ширина душевных явлений – среди обыденнейшей жизни…Что же касается до отца и матери, то трудно найти что-нибудь более трогательное. Их любовь вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец как будто вырываются бесконечно жалобные гимны,какие-то беспредельно глубокие и нежные вопли,неотразимо хватающие за душу. Среди всего этого света и этой теплоты умирает Базаров. Самая могила Базарова озарена светом и миром. Над ней поют птицы, и на неё льются слёзы…” [1; 616]).
III. Самостоятельная работа учащихся в группах. Ответить на вопросы:
1 группа. Как Евгений относится к своим родителям? Любит ли он их? [1; 538].
2 группа. Можно ли назвать Базарова добродетельным сыном? Докажите текстом.
3 группа. Почему Базарову жизнь родителей кажется “глухой”?
“Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь “отцы”, кажется: чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером. Ан нет; тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними” [1;539].
Слово учителя.
— Обратим внимание на эпиграф. Д. И. Писарев отмечал: “Базаров – человек реального,полезного дела”. Почему между Евгением и его родителями не могло быть духовной близости?Объединяет ли семью Базаровых наличие душевных качеств?
Вывод: Евгений любит своих родителей,отзывается о них с теплотой, их всех объединяет наличие душевных качеств: искреннее дружелюбие,любовь, уважение. Но мы понимаем, что отсутствие духовного родства отделяет молодого человека от его стариков.
IV.
Слово учителя.
— В 1874 году под впечатлением о романе И. С.Тургенева “Отцы и дети” художник В. Перов заканчивает картину “Старики родители на могиле сына”.
Сообщение ученика об истории создания данной картины [2;42].
Работа с текстом.
— Прочитайте последний абзац эпилога[1;599],сопоставьте его содержание с репродукцией картины. Какие раздумья и чувства вызывает у вас эта ассоциация? Для матерей нет горя горше,чем хоронить своих детей. Слова эпилога звучат как реквием. Горе родителей беспредельно.
Вывод.
Все мы – дети, мы в долгу перед своими родителями за жизнь, дарованную нам, мы ответственны за их душевный покой. Мы, дети, не имеем права заставлять их переживать за наши необдуманные поступки, болезни, плохие оценки.Долгая жизнь родителей – и в наших руках.
У поэта – песенника М. Рябинина есть такие замечательные строки (обращаем внимание на последний эпиграф урока, слова звучат на фоне произведения Ф. Шуберта “Ave Maria”):
Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись…
Мы пред ними в долгу неоплаченном –
Помни свято об этом всю жизнь.
V.
Домашнее задание.
Подготовить сообщение: “История жизни Аркадия Кирсанова”.
Написать сочинение-миниатюру “Почему Аркадия нельзя назвать настоящим другом Базарова?”
infourok.ru
«Конспект урока по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». Базаров и его родители.»
Тема: «Базаров и его родители»Задача урока: воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям.
Цель урока: выявление отношения Евгения Базарова к матери и отцу.
Оборудование урока:
эпиграфы к уроку на доске:
Базаров человек реального, полезного дела.
Д.И. Писарев
Тревожится о сыне постоянно
Святой любви великая раба.
Р. Гамзатов
Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись…
Мы пред ними в долгу неоплаченном
Помни свято об этом всю жизнь.
М. Рябинин
Репродукция картины В.Перова “Старики родители на могиле сына”, запись музыкальной пьесы Ф.Шуберта “Аве Мария”.
Методические приёмы: создание проблемной ситуации, работа с текстом по вопросам домашнего задания, сообщения учащихся, беседа по содержанию романа, самостоятельная работа в группах.
На предыдущих уроках по изучению творчества И.С. Тургенева десятиклассникам в домашнем задании было предложено написать эссе на тему “Что значат для меня мои родители?”. Высказывания учащихся легли в основу урока. К проблеме урока подходим через создание проблемной ситуации, использование “яркого пятна”, после чего ребята формулируют тему, задачу, цель занятия.
Ход урока.
I. Создание проблемной ситуации: под звуки произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” ученик читает стихотворение:
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, но только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала:
“Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.
Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать – старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот, поди же, всех вас собери”.
Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
“Дети, срочно, только очень срочно,
Приезжайте, заболела мать!”
Из Одессы, Таллинна, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?
Мать ждала вас в дождь и в снегопады.
Тягостны бессонницы ночей:
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! У кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!
После прослушивания стихотворения учитель задает классу вопросы:
Кому посвящено это стихотворение? Назовите тему и идею данного произведения.
В эту минуту десятиклассники строят предположения: “Это стихотворение посвящено не только матерям, а родителям в целом. Оно о долге перед родителями, о любви к тем, кто дал нам жизнь, воспитал, дал образование”.
Ребята к сегодняшнему уроку вы писали эссе на тему «Что значат для меня мои родители? Так что же для вас значат родители. Зачитайте, пожалуйста несколько строк из ваших рассуждений.
Ребята зачитывают выдержки из эссе “Что значат для меня мои родители?”
Задание классу:
На прошлом уроке мы подробно разбирали обр
schoolfiles.net