cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Башкирские музыкальные инструменты картинки с названиями – список с фото и названиями, классификация

Содержание

список с фото и названиями, классификация

Национальные башкирские музыкальные инструменты – это часть культуры и истории народа. Как и другие древние инструменты, они отражают особенности, темперамент и менталитет башкир, условия их формирования как этноса. Любой внимательный и думающий слушатель за прослушиванием народной музыки будто раскрывает для себя душу народа со всеми самыми сокровенными и глубинными секретами. Так и с башкирской народной музыкой. Разнообразие, богатое звучание, необычный узор мелодии — все это создают башкирские музыкальные инструменты.

Башкирская музыкальная культура

Каждая древняя музыкальная культура имеет свои истоки в древних обрядах. Башкирская народная музыка не стала исключением. Пением сопровождались языческие и мистические таинства, праздники и торжественные события, бытовые и повседневные обряды, такие как охота, заготовка урожая и многое другое, в том числе военные походы. В этом история башкирской музыкальной культуры мало чем отличается от истории любого другого народа.

Другое дело в том, что башкирские музыкальные инструменты, как и национальные техники голосового исполнения довольно уникальны и самобытны. Многоголосным пением и мелодией древних инструментов всегда сопровождались сказания народных приданий и притч.

Музыка очень прочно вошла в культуру башкирского народа, придав ей особенный характер и красоту. Тот неуловимый и характерный национальный оттенок, по которому можно безошибочно определить – вот звучит традиционный башкирский музыкальный инструмент.

Аналогичных и в чем-то схожих по звучанию инструментов существует немало и в других этнических культурах. Но традиционным музыкальным инструментам присущ некий неуловимый отличительный голос, будто доносящийся из глубин истории. Именно поэтому мы с вами отличаем, скажем, китайский эрху от индийского ситара. Ведь по национальным инструментам можно судить о голосе души человека, принадлежащего определенному этносу.

Башкирские народные музыкальные инструменты

Хотя современные башкиры – народ, сложившийся и выделившийся как этнос сравнительно недавно – его музыкальная культура имеет немало особенностей. Звучание народных инструментов обладает специфическим музыкальным рисунком и голосом, выделяющим музыкальные инструменты башкирского народа среди прочих этнических групп, селившихся издревле на Урале и в Поволжье.

Это объясняется тем, что башкиры всегда отдавали предпочтение мелодичным музыкальным инструментам, позволяющим исполнять разветвленную богатую мелодию в широком диапазоне. Звучание башкирской национальной мелодии, раз услышав, уже трудно с чем-либо спутать. Хотя список башкирских музыкальных инструментов насчитывает порядка пятидесяти разновидностей, остановиться стоит на самых характерных и древних.

Кубыз

Один из наиболее древних башкирских музыкальных инструментов – кубыз. Несмотря на свою продолжительную историю, инструмент остается весьма популярным и в наши дни. Кубыз по внешнему виду и по звучанию очень напоминает варган. Он также относится к язычково-щипковым типам инструментов. Это значит, что звук создается при помощи металлического язычка, который заставляет вибрировать исполнитель.

При помощи особых пощипывающих движений пальцами рождается неповторимый звук кубыза. Многое зависит от мастерства исполнителя. Всю полноту и богатство звучания инструмент приобретает еще и благодаря особым дыхательным техникам и работе артикуляционного аппарата.

Кубыз до начала XX века был очень популярен среди женского населения Башкирии. Он компактен, его звук деликатен и негромок. Кроме того, при продолжительной практике музицирования женщины легко осваивали технику, при которой для игры на кубызе вообще не требовались руки. А что может быть лучше для женщины, чем иметь возможность совмещать приятное с полезным.

Глубокий бархатный звук этого инструмента имеет поистине магические свойства: он успокаивает нервную систему, погружает в состояние приятной расслабленности. Считается даже, что маленькие дети от этих звуков способны быстро успокаиваться и засыпать. Даже коровы дают больше молока, когда слушают кубыз. Чем, кстати, к своей выгоде пользуются многие алтайские домохозяйки.

Курай

Не менее древний и именитый башкирский музыкальный инструмент курай. Исследователи склонны заявлять, что своей историей этот духовой инструмент уходит в глубины каменного века. Неудивительно, что башкиры так им гордятся. Изображение курая украшает герб республики, а его звучание можно расслышать даже в национальном гимне Башкирии.

Курай — дальний и древний родственник флейты. Он издревле изготавливался из стебля растения тростникового типа, который произрастает именно на Урале. Поэтому, несмотря на то, что подобных духовых инструментов существует немало в разных культурах, курай имеет свой особенный голос, легко отличимый от прочих.

Наилучшим образом курай звучит на открытом пространстве – его звук приобретает особую глубину и его слышно на очень большие расстояния. Именно поэтому инструмент во все времена был популярен у башкирского народа, жившего скотоводством и охотой. Курай и сегодня самый частый гость на любых национальных праздниках. На нем можно играть как сольно, так и в составе ансамбля.

О происхождении и видах курая

Во многих народных башкирских эпосах идет речь о происхождении курая. Наиболее популярная притча повествует историю о том, как главный герой, гуляя в долине реки, был привлечен красивыми мелодичными звуками. Когда юноша стал искать источник мелодии, то выяснилось, что это стебли растения поют на ветру. Тогда он срезал этот стебель и сделал из него первый курай.

Классификация музыкальных инструментов башкир насчитывает с десяток его видов. Самый распространенный классический курай имеет 5 отверстий: 4 основных и 1 отверстие для большого пальца на тыльной стороне инструмента. Во время знакомства с инструментом музыкальные педагоги нередко используют метод последовательного вырезания отверстий. Сначала ученик осваивает простейшие техники извлечения звука. Затем вырезаются первое и третье отверстия. По мере роста мастерства к ним добавляются второе и четвертое. Ну, а пятое с тыльной стороны остается на самый «десерт».

Курай часто классифицируется по материалу, из которого изготавливается инструмент. Так, существует медный курай, который напоминает трубочку наподобие флейты из латуни и имеет семь отверстий. Встречается даже серебряный курай, частично или полностью изготавливаемый из серебра. Он популярен как дорогой сувенир и часто украшается затейливым орнаментом. Агач-курай изготавливается из древесины клена, орешника или калины.

Историю этого инструмента и его повсеместное распространение подтверждает и тот факт, что вот уже не одну сотню лет существует, например, курай из соломки. Он попросту делается из злаковых стеблей. Длина такого башкирского музыкального инструмента не могла быть эталонной. Выбирался стебель подлиннее — в среднем 160-180 мм, и делалось несколько отверстий для игры. Для нехитрых мелодий после окончания трудового дня в поле этого было вполне достаточно.

Или еще одна подобная разновидность инструмента, который трудно назвать музыкальным в абсолютном понимании – сор-курай. Аналогично изготавливался из подходящего стебля любой степной травы. Он использовался в основном при охоте или в походах для подачи сигналов.

Надо отметить, что классический курай имеет длину от 600 до 800 мм. Аналогичную длину имеет еще один вид курая – казанский, с той лишь разницей, что он изготавливается из металлических трубок. А вот ногайский бывает чуть покороче, до 700 мм, и имеет лишь два игровых отверстия. Этот инструмент считается женским.

Думбыра

Подобные инструменты широко распространены среди народов, имеющих тюркские корни: у казахов, узбеков, киргизов и, конечно, у башкир. Больше всего думбыра напоминает казахскую домбру, но в отличие от упомянутой, имеет меньшее количество струн – всего три, а также обладает укороченным грифом.

Думбыра сыграла свою важную историческую роль в судьбе многих поколений башкир, поэтому может по праву считаться музыкальным инструментом башкирского народа. Дело в том, что более всего, так уж повелось, этот инструмент был в чести у бродячих сказителей, так называемых сэсэнов. Они выступали на базарах, ходили по дворам и, наигрывая на трех струнах думбыры, рассказывали притчи, пели песни.

Как это часто бывает, такие сказители были народным голосом и высказывали те мысли и идеи, которые волновали в тот момент массы населения. Так, в XVIII веке они подверглись жестоким гонениям со стороны императорской власти за пропаганду идей освобождения и независимости башкирского народа. Вместе с сэсэнами ушла в историю и национальная думбыра. Сейчас этот инструмент сложно найти в обиходе. В начале XX века ей на смену пришла мандолина серийного производства.

Отрадно, что благодаря изысканиям и стараниям музыкантов и мастеров старшего поколения думбыра сегодня переживает второе рождение. Опираясь на письменные источники древних мастеров, эти энтузиасты воссоздают прежний облик национального инструмента и продолжают его популяризировать.

Зурна

Еще один башкирский музыкальный инструмент, название которого похоже на название специи или национальной одежды. На самом же деле это духовой инструмент, во многом схожий с дудуком или балабаном. Зурна широко распространена не только в Башкирии, но еще на Кавказе, Ближнем Востоке и на Балканах. Однако везде у инструмента есть своя специфика и свои секреты изготовления. В Башкирии его принято называть сорнай.

Сорнай традиционно изготавливается из рогов животных, преимущественно рогатого скота, поэтому имеет относительно небольшую длину – не более 400 мм. Встречается зурна мундштучного и язычкового типа. Отличаются они наличием пищика и количеством отверстий. Известно, что зурна мундштучного типа повсеместно использовалась не только для музицирования, но и для подачи сигналов во время охоты и войн. Язычковый же аналог был особенно любим мирными жителями — пастухами и скотоводами.

Дунгур

Дунгур или донгор – инструмент ударный. Хотя считается, что в башкирской музыке ритмичные и ударные звуки чаще всего отходили на второй план, уступая первенство мелодичности. Однако для задавания ритма чаще всего использовали именно дунгур.

С древнейших времен в качестве ударных инструментов башкиры использовали всевозможные бытовые предметы: ведра, щиты или подносы. Как ни крути, а ритмичность мелодии, особенно праздничной веселой, играет важную роль. Из одного из таких бытовых приспособлений и родился в свое время дунгур. Он изготавливался из древесных обрезков, согнутых в кольцо и обтянутых кожей.

Башкирские народные музыкальные инструменты традиционно отдают предпочтение звучности и мелодичности. Ведь дунгур, пожалуй, единственный из них, относящийся к классу мембранофонов. Однако не следует забывать и о важной роли всевозможных языческих обрядов, неизменно сопровождавшихся ритмичными звуками с нарастающим темпом. Предположительно, для камлания шаманами в этой местности использовался именно дунгур.

Голосовые техники

Нельзя ограничивать культуру музицирования лишь музыкальными инструментами Башкирии. Ведь этот народ умеет и любит использовать в музыке и возможности человеческого голоса. Во время исполнения традиционных мелодий мастера различных голосовых техник способны настолько мастерски вплетать свой голос в узор мелодии, что отвлеченный слушатель оказывается буквально загипнотизирован, не сразу понимая, что этот инопланетный звук создается человеческим голосом.

Одна из наиболее распространенных в Башкирии техник пения получила название узляу. И несправедливо было бы, говоря о музыкальной культуре этого народа, обойти эту тему стороной. Узляю называется техника сольного горлового пения, как правило исполняемого в диапазоне ниже рабочего. Хотя существуют и разновидности высокого пения в такой технике.

Традиционно именно извлечение горлом необычайно низких глубоких звуков сопровождает национальные мелодии, в частности игру на курае, если говорить о музыкальной культуре Башкирии. Мастерство горлового пения с древних времен передавалось в коренном народе из поколения в поколение. У каждого мастера были свои секреты сродни магическим обрядам. Вообще, в такой технике звукоизвлечения есть немало магического. Неслучайно пение узляю неизменно сопровождало магические ритуалы шаманов.

Инструменты, популярные в Башкирии

Помимо башкирских музыкальных инструментов, фото с которыми неизменно сопровождают любую статью о музыкальной культуре этой республики, здесь ценятся и пользуются популярностью и другие оригинальные инструменты. Справедливости ради стоит отметить, что культура использования иноземных инструментов очень молода в сравнении с игрой на аутентичных инструментах. Так, примерно в конце XIX века башкиры узнали и полюбили русскую гармонь. Хотя характер и строение музыки, исполняемой на гармони, довольно далек от традиционного башкирского этнического музицирования, ее появление в рядах популярных музыкальных инструментов произвело настоящую революцию.

На гармони традиционно исполнялись простые задорные напевы, призванные развлечь публику и поднять настроение. Распространенная в других областях России разновидность гармоник – баян. Он тоже пришел в Башкирию сравнительно поздно, уже в двадцатом веке. И несмотря на то, что местная школа игры на этом инструменте и аккордеоне относительно молода, она уже славится по всей стране и даже за ее пределами.

Повсеместное распространение в Башкирии получили и струнные, и смычковые инструменты. Однако более всего — мандолина и скрипка. Эти инструменты составляют зачастую отличные ансамбли с традиционными башкирскими, такими как курай или кубыз. На мандолине чаще всего исполняется репертуар исторического содержания. В то время как скрипка часто заменяет кубыз класса смычковых, так называемый кыл-кубыл, и аккомпанирует в ансамблях с мелодическим репертуаром, имеющим мистический характер.

После знакомства с богатой историей и завидным разнообразием башкирских музыкальных инструментов к нам приходит осознание тесной связи музыкальной культуры народа с ее историей, характером и условиями формирования национальных особенностей. Башкирская этническая музыка мелодична, но в то же время сложна как для исполнения, так и для слушания. Для полного и глубокого знакомства с ней необходимо быть открытым для древнего знания и быть достаточно мудрым для его принятия.

fb.ru

Башкирский мед — Башкирские музыкальные инструменты

Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет, а регулярный поиск и систематизация инструментального творчества башкир начались только в 20-30 годы ХХ века). Но первые материалы показали, что речь идет о народности, которая, несмотря на многовековую сопредельность с множеством культур, сумела сохранить этноним «башкорт» и не раствориться во множестве этнических групп Поволжья и Урала. Исторически сложилось так, что из всех доступных музыкальных инструментов башкиры отбирали мелодические, наиболее отвечающие эстетическим потребностям народа и позволяющие исполнять разветвленную мелодию в широком амбитусе со специфичной орнаментикой. Ритмообразующие инструменты редко использовались как солирующие, они только усиливали устои и полуустои мелодики. В бурдонирующих – подчеркивалась мелодическая линия, а бурдон по возможности развивался до своеобразного гетерофонного сопровождения. Видимо поэтому такое распространение получил курай, имеющий многовековую историю, более поздние – мандолина и скрипка, заменившие думбыру и кыл-кубыз, а также разновидности гармоней, отмечаемые в быту башкир с конца XIX века. Традиционное исполнительство на кубызе также направлено на подчеркивание мелодического обертона. Ударным инструментам башкиры отводили второстепенную роль, используя для этих целей бытовые предметы. Но было бы несправедливо ограничивать башкирскую музыкальную культуру даже таким образом. Устные предания донесли до наших дней названия 48 музыкальных инструментов, описанию которых автор посвятил 2 монографии. Они вышли в 2006 и 2008 гг в издательстве Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Здесь же описываются только те музыкальные инструменты, которые имеют широкий ареал распространения.


 

 Башкирский кубыз  — язычковый музыкальный инструмент типа варгана у башкир и волжских татар, народный музыкальный инструмент. Изготавливается из дерева или металла. Кубыз является одним из древнейших музыкальных инструментов. Очень простая конструкция: пластинка из твердого дерева, длина — 17 см, ширина от 1,5 до 2 см, толщина — 2 мм. В середине пластинки вырезан язычок, к основанию которого узелком прикреплена суровая нить.

Представляет собой металлическую или деревянную дугу с язычком в центре. Исполнитель зажимает инструмент губами и придерживает левой рукой, приблизив к зубам. Язычок защипывается пальцем правой руки и он приходит при вибрации издает бурдонный звук, от которого при изменении артикуляции извлекаются обертоны. Звук инструмента тихий, диапазон в пределах одной октавы.

Строение Кубыза:
1. Кольцо корпуса
2. Корпус
3. Внешние щечки корпуса
4. Внутренние щечки корпуса
5. Язычек
6. Колено язычка

7. Кончик язычка
8. Заклепка

Традиционный башкирский металлический кубыз состоит из фигурного (чаще всего дугообразного) основания, отходящих от него двух слегка ссужающихся концов — <дек> и упругого стального язычка. Основанием своим язычок прикреплен к внутренней стороне дуги, вся пластина его располагается между <деками>, а тонкий конец изгибается под прямым углом, образуя узкое колено, завершающееся свернутым кончиком. Маленькое отверстие в нем нередко заливается оловом или свинцом, количество которого определяет частоту колебаний язычка и тем самым высоту основного тона. Звучащим телом кубыза является язычок, а возбудителем звука — палец исполнителя, приводящий его в движение. Роль резонатора выполняет артикуляционный аппарат в совокупности всех его составляющих: полость рта, губы, зубы, язык, дыхательные пути, гортанная и надгортанная области, диафрагма, черепная коробка. Иногда в качестве дополнительного резонатора кубызист использует округло согнутую кисть левой руки, в которой располагается основание инструмента. Усилителями звука являются воздушная струя, направляемая дыханием играющего, и соответственно выбранная позиция артикуляционного аппарата. Кроме того, громкость звука зависит от силы удара исполнителя по язычку кубыза. Колебания язычка производят один основной тон — бурдон. Высота его определяется размером инструмента, толщиной язычка и его кончика. Формируется бурдон преимущественно в малой октаве. При открытой гортани он дублируется звуком, расположенным октавой ниже, возникающим в гортани исполнителя при расслабленных мышцах челюсти и наполненной воздухом полости рта.

На кубызе исполняются плясовые наигрыши и звукоподражательные мелодии. Используется и как сольный и ансамблевый инструмент. Ему посвящены сотни исследований, но все равно в его истории, конструкции и звукоизвлечении даже в наш век синтезаторов и компьютеров есть много привлекательного, приковывающего внимание солидных ученых и молодых исполнителей.


Башкирский курай — башкирский национальный духовой музыкальный инструмент, разновидность открытой продольной тростниковой флейты.  По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относятся к аэрофонам. Также имеются кураи, относящиеся к подгруппе язычковых (вид с бьющимся язычком). Длина варьируется в зависимости от разновидности — от 120—180 мм до 450—1000 мм. Звук, тембр и динамические возможности зависят от конструкции. Обладает своеобразным сипловатым тембром. Традиционно изготавливается из срезанных и высушенных стеблей уральского реброплодника.Курай несколько отличается от схожих музыкальных инструментов у соседних тюркских народов, например от казахского сыбызгы. Следует отличать курай от татарского народного инструмента с таким же названием, но по сути являющимся свистковой флейтой. Курай используется как сольный и ансамблевый инструмент.

История

О происхождении курая существуют множество башкирских народных легенд и сказок. В легенде «Курай» юноша пошел навстречу звукам и увидел, как тростниковое растение издает на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.Курай является одним из самых древних духовых инструментов. Он упоминается в древних башкирских эпосах «Акбузат», «Кара юрга», «Заятуляк и Хыухылыу», башкирской легенде «Легенда об Акташе», датируемой эпохой царя Искандера (Александра Македонского).

 
Разновидности курая

Классический курай — открытая продольная флейта. Длина обычно составляет около 570—810 мм — в основе лежат естественные меры длины, 8-10 ладоней или больше, ширина каждой ладони при обхвате равна 4 пальцам. Диаметр инструмента составляет обычно около 20 мм. В курае 5 отверстий диаметром 5-15 мм. 4 отверстия находятся на лицевой, 1 — на тыльной стороне. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 4-5 пальцев от нижнего края. Остальные три отверстия располагаются последовательно выше первого через 2-2,5 пальца. Пятое отверстие находится выше четвёртого с другой стороны.

На несколько иное расположение отверстий классического курая указывает С. Г. Рыбаков. Согласно его описанию, первое отверстие находится на расстоянии 3 пальцев от нижнего края, второе отстоит от первого на 2,5 пальца, третье от второго на 2 пальца, четвёртое от третьего на 1,5 пальца. Пятое отверстие вырезается с другой стороны выше четвёртого.
Иногда в педагогических целях на инструменте отверстия сразу не прорезываются и на первом этапе ученик овладевает только звукоизвлечением. По мере овладения инструмента вырезают сначала первое и третье отверстие, затем второе и четвёртое, а затем уже последнее, пятое.

Агач курай (деревянный курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из ветвей орешника, клёна, калины. Длина инструмента 250—300 мм. Число игровых отверстий — от четырёх до шести.

Копшэ курай — открытая продольная флейта. В отличие от классического курая, имеет два отверстия. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 6 пальцев от нижнего края. Второе — на 5 пальцев выше.

Медный курай — щелевая свистковая флейта. Изготавливается из латунной трубочки диаметром 20-23 мм. Длина инструмента 260—265 мм. Имеет семь игровых отверстий. Иногда вместо латуни используют другие металлы — серебро, алюминий.

Казан курай (казанский курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из конусообразных металлических трубок. Длина инструмента — 580—800 мм. Диаметр у верха инструмента — 20-30 мм, у основания — 10-15 мм. Число игровых отверстий — два, пять, шесть, семь.

Ногайский курай — свистковая продольная флейта. Длина инструмента 690—775 мм. Число игровых отверстий — два. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 5 пальцев от нижнего края. Второе — на 4 пальца выше кромки первого отверстия. Считается женским музыкальным инструментом.

Курай из соломки — аэрофон подгруппы язычковых. Для изготовления использовались стебли соломы злаков. Материал предопределял размеры инструмента. Длина инструмента составляла 120—180 мм. Диаметр — 3-3,5 мм. Язычок-пищик имел длину 20-25 мм, ширину 2,5-3 мм. Его вырезали на расстоянии 8-10 мм от закрытой части стебля. Также делалось несколько игровых отверстий.

Кыйык-курай

Сор-курай — изготавливается из стебля степной травы в степных районах, где не растет Реброплодник уральский. По сравнению с кыйык-курай инструмент короче, а стенки толще. Используется преимущественно для подачи сигналов.

Сыбызгы


  Думбыра — башкирский струнный щипковый музыкальный инструмент. Близкородственные инструменты распространены также у казахов (домбра), киргизов (комуз), узбеков, других тюркских народов, а также у таджиков. От казахской домбры отличается более коротким грифом, а также количеством струн (традиционно три). Думбыра — традиционны

www.med02.ru

Презентация для урока «Башкирские музыкальные инструменты»

Башкирские музыкальные инструменты

Кубыз – щипковый музыкальный инструмент, один из самых древних. Широко распространен у многих народов. У русских он называется варган или зубная губанка , у якутов – хомус ,казахов- шанкобыз ,туркмен- гопуз , немцев- маультроммель

. На сегодняшний день сохранились 2 вида кубыза- деревянный и железный

Мастер, прославивший башкирский кубыз всему миру, является музыкант, кураист и кубызист- Роберт Загретдинов. До XX века кубыз был женским и детским инструментом. Собираясь на «аулак», женщины обычно брали с собой кубыз и тайком музицировали на нем. Тихое звучание инструмента давало возможность играть, не привлекая внимания посторонних.

Австрийский город Мольн — одно из наиболее известных в этом плане исторических мест: в начале XIX века изготовление варганов являлось здесь потомственным бизнесом тридцати пяти семейств, в год выпускалось 2,5 миллиона инструментов! На варгане играли в основном представители высших сословий; в ансамбли входило до десяти варганистов.

Разновидности кубызов.

Забор кубыз (ҡойма ҡумыҙ)

Пальцевый кубыз (бармаҡ ҡумыҙ)

долбленный кылкубыз

Колёсный кубыз (Тәгәрмәс ҡумыҙ)

Хлопушка кубыз (шартлатҡыс ҡумыҙ)

Гармонь попала в Башкирию вместе в переселенцами из центральных губерний России во второй половине XIX века. Около 100 лет назад русский исследователь С.Г.Рыбаков впервые увидел в башкирском селе гармонь. Широко распространена гармоника в западном, северо-западном, северо-восточном регионах республики, а также у пермских и мензелинских башкир.

кыл-кубыз – является древним родственником скрипки. Только при игре он не прикладывается к плечу, а ставится на колени вертикально. Кыл-кубыз сегодня редко встречается в музыкальном быту башкир, его заменила скрипка, которую многие пожилые исполнители держат вертикально, подобно старинному прототипу. Кыл-кубыз имел деревянный долбленый корпус, деку из кожи длиной около 600 мл, гриф и 3 струны (средняя являлась ведущей). Смычок был из конского волоса на древке. Изначально звуки кыл-кубыза сопровождали обряд изгнания духов при лечении больных. На нем исполняли также протяжные напевы и ритуальные мелодии. Рядовым людям не разрешалось дотрагиваться до инструмента.

Еще в конце XIX столетия – известный этнограф-музыкант С.Рыбаков писал, что башкиры играют на струнном инструменте, который называется домбра(думбыра), указав, что она заимствована у казахов. Главной отличительной чертой является то,что у казахской две струны, а у башкирской –три.

Согласно многовековой традиции башкиры в качестве ударных использовали бытовые предметы: подносы, ведра, щипцы и др. для аккомпанемента к пению и танцам. Есть единичные случаи использования ударных инструментов, заимствованный у славянских народов, как например, «Думбурзяк» (в некоторых регионах — «Кэбэ») – инструмент, похожий на украинский «Бугай» — бочку с конским хвостом .

Курай — традиционный духовой инструмент. Название он получил от зонтичного растения (курай, дягиль, дудник) с полым стеблем, который шел на его изготовление. …Слушая курай в поле или среди гор, нельзя не почувствовать, что этот инструмент гармонично сливается с природой, словно он ее органическая часть.

Известные кураисты- Юмабай Исянбаев, Карим Дияров, Гата Сулейманов, Ишмулла Дильмухаметов ,Рустам Шарипов и др.

При исполнении гимна Башкортостана звучит тембр курая, а символическое изображение цветка курая входит в эмблему Республики. Это ,пожалуй, единственный случай в мировой практике, где музыкальный инструмент входит в государственную символику

Другие башкирские музыкальные инструменты

Говорящий конь (Һөйлёшеусе ат ҡумыҙ )

Петух (әтәскә ҡарата )

деревянная сигнальная труба

Птица скребок (Ҡош ҡырғыс)

рог барабан

башкирский рожок

Деревянный колокольчик (ағас ҡыңғырау)

Будда к башкирской музыке никакого отношения не имеет. Но интересно, что он играет сразу на двух кубызах: тимер-кубызе и кыл-кубызе

kopilkaurokov.ru

Башкирский мед — Башкирские музыкальные инструменты

Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет, а регулярный поиск и систематизация инструментального творчества башкир начались только в 20-30 годы ХХ века). Но первые материалы показали, что речь идет о народности, которая, несмотря на многовековую сопредельность с множеством культур, сумела сохранить этноним «башкорт» и не раствориться во множестве этнических групп Поволжья и Урала. Исторически сложилось так, что из всех доступных музыкальных инструментов башкиры отбирали мелодические, наиболее отвечающие эстетическим потребностям народа и позволяющие исполнять разветвленную мелодию в широком амбитусе со специфичной орнаментикой. Ритмообразующие инструменты редко использовались как солирующие, они только усиливали устои и полуустои мелодики. В бурдонирующих – подчеркивалась мелодическая линия, а бурдон по возможности развивался до своеобразного гетерофонного сопровождения. Видимо поэтому такое распространение получил курай, имеющий многовековую историю, более поздние – мандолина и скрипка, заменившие думбыру и кыл-кубыз, а также разновидности гармоней, отмечаемые в быту башкир с конца XIX века. Традиционное исполнительство на кубызе также направлено на подчеркивание мелодического обертона. Ударным инструментам башкиры отводили второстепенную роль, используя для этих целей бытовые предметы. Но было бы несправедливо ограничивать башкирскую музыкальную культуру даже таким образом. Устные предания донесли до наших дней названия 48 музыкальных инструментов, описанию которых автор посвятил 2 монографии. Они вышли в 2006 и 2008 гг в издательстве Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Здесь же описываются только те музыкальные инструменты, которые имеют широкий ареал распространения.


 

 Башкирский кубыз  — язычковый музыкальный инструмент типа варгана у башкир и волжских татар, народный музыкальный инструмент. Изготавливается из дерева или металла. Кубыз является одним из древнейших музыкальных инструментов. Очень простая конструкция: пластинка из твердого дерева, длина — 17 см, ширина от 1,5 до 2 см, толщина — 2 мм. В середине пластинки вырезан язычок, к основанию которого узелком прикреплена суровая нить.
Представляет собой металлическую или деревянную дугу с язычком в центре. Исполнитель зажимает инструмент губами и придерживает левой рукой, приблизив к зубам. Язычок защипывается пальцем правой руки и он приходит при вибрации издает бурдонный звук, от которого при изменении артикуляции извлекаются обертоны. Звук инструмента тихий, диапазон в пределах одной октавы.

Строение Кубыза:
1. Кольцо корпуса
2. Корпус
3. Внешние щечки корпуса
4. Внутренние щечки корпуса
5. Язычек
6. Колено язычка
7. Кончик язычка
8. Заклепка

Традиционный башкирский металлический кубыз состоит из фигурного (чаще всего дугообразного) основания, отходящих от него двух слегка ссужающихся концов — <дек> и упругого стального язычка. Основанием своим язычок прикреплен к внутренней стороне дуги, вся пластина его располагается между <деками>, а тонкий конец изгибается под прямым углом, образуя узкое колено, завершающееся свернутым кончиком. Маленькое отверстие в нем нередко заливается оловом или свинцом, количество которого определяет частоту колебаний язычка и тем самым высоту основного тона. Звучащим телом кубыза является язычок, а возбудителем звука — палец исполнителя, приводящий его в движение. Роль резонатора выполняет артикуляционный аппарат в совокупности всех его составляющих: полость рта, губы, зубы, язык, дыхательные пути, гортанная и надгортанная области, диафрагма, черепная коробка. Иногда в качестве дополнительного резонатора кубызист использует округло согнутую кисть левой руки, в которой располагается основание инструмента. Усилителями звука являются воздушная струя, направляемая дыханием играющего, и соответственно выбранная позиция артикуляционного аппарата. Кроме того, громкость звука зависит от силы удара исполнителя по язычку кубыза. Колебания язычка производят один основной тон — бурдон. Высота его определяется размером инструмента, толщиной язычка и его кончика. Формируется бурдон преимущественно в малой октаве. При открытой гортани он дублируется звуком, расположенным октавой ниже, возникающим в гортани исполнителя при расслабленных мышцах челюсти и наполненной воздухом полости рта.

На кубызе исполняются плясовые наигрыши и звукоподражательные мелодии. Используется и как сольный и ансамблевый инструмент. Ему посвящены сотни исследований, но все равно в его истории, конструкции и звукоизвлечении даже в наш век синтезаторов и компьютеров есть много привлекательного, приковывающего внимание солидных ученых и молодых исполнителей.


Башкирский курай — башкирский национальный духовой музыкальный инструмент, разновидность открытой продольной тростниковой флейты.  По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относятся к аэрофонам. Также имеются кураи, относящиеся к подгруппе язычковых (вид с бьющимся язычком). Длина варьируется в зависимости от разновидности — от 120—180 мм до 450—1000 мм. Звук, тембр и динамические возможности зависят от конструкции. Обладает своеобразным сипловатым тембром. Традиционно изготавливается из срезанных и высушенных стеблей уральского реброплодника.Курай несколько отличается от схожих музыкальных инструментов у соседних тюркских народов, например от казахского сыбызгы. Следует отличать курай от татарского народного инструмента с таким же названием, но по сути являющимся свистковой флейтой. Курай используется как сольный и ансамблевый инструмент.

История

О происхождении курая существуют множество башкирских народных легенд и сказок. В легенде «Курай» юноша пошел навстречу звукам и увидел, как тростниковое растение издает на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.Курай является одним из самых древних духовых инструментов. Он упоминается в древних башкирских эпосах «Акбузат», «Кара юрга», «Заятуляк и Хыухылыу», башкирской легенде «Легенда об Акташе», датируемой эпохой царя Искандера (Александра Македонского).

 
Разновидности курая

Классический курай — открытая продольная флейта. Длина обычно составляет около 570—810 мм — в основе лежат естественные меры длины, 8-10 ладоней или больше, ширина каждой ладони при обхвате равна 4 пальцам. Диаметр инструмента составляет обычно около 20 мм. В курае 5 отверстий диаметром 5-15 мм. 4 отверстия находятся на лицевой, 1 — на тыльной стороне. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 4-5 пальцев от нижнего края. Остальные три отверстия располагаются последовательно выше первого через 2-2,5 пальца. Пятое отверстие находится выше четвёртого с другой стороны.
На несколько иное расположение отверстий классического курая указывает С. Г. Рыбаков. Согласно его описанию, первое отверстие находится на расстоянии 3 пальцев от нижнего края, второе отстоит от первого на 2,5 пальца, третье от второго на 2 пальца, четвёртое от третьего на 1,5 пальца. Пятое отверстие вырезается с другой стороны выше четвёртого.
Иногда в педагогических целях на инструменте отверстия сразу не прорезываются и на первом этапе ученик овладевает только звукоизвлечением. По мере овладения инструмента вырезают сначала первое и третье отверстие, затем второе и четвёртое, а затем уже последнее, пятое.

Агач курай (деревянный курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из ветвей орешника, клёна, калины. Длина инструмента 250—300 мм. Число игровых отверстий — от четырёх до шести.

Копшэ курай — открытая продольная флейта. В отличие от классического курая, имеет два отверстия. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 6 пальцев от нижнего края. Второе — на 5 пальцев выше.

Медный курай — щелевая свистковая флейта. Изготавливается из латунной трубочки диаметром 20-23 мм. Длина инструмента 260—265 мм. Имеет семь игровых отверстий. Иногда вместо латуни используют другие металлы — серебро, алюминий.

Казан курай (казанский курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из конусообразных металлических трубок. Длина инструмента — 580—800 мм. Диаметр у верха инструмента — 20-30 мм, у основания — 10-15 мм. Число игровых отверстий — два, пять, шесть, семь.

Ногайский курай — свистковая продольная флейта. Длина инструмента 690—775 мм. Число игровых отверстий — два. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 5 пальцев от нижнего края. Второе — на 4 пальца выше кромки первого отверстия. Считается женским музыкальным инструментом.

Курай из соломки — аэрофон подгруппы язычковых. Для изготовления использовались стебли соломы злаков. Материал предопределял размеры инструмента. Длина инструмента составляла 120—180 мм. Диаметр — 3-3,5 мм. Язычок-пищик имел длину 20-25 мм, ширину 2,5-3 мм. Его вырезали на расстоянии 8-10 мм от закрытой части стебля. Также делалось несколько игровых отверстий.

Кыйык-курай

Сор-курай — изготавливается из стебля степной травы в степных районах, где не растет Реброплодник уральский. По сравнению с кыйык-курай инструмент короче, а стенки толще. Используется преимущественно для подачи сигналов.

Сыбызгы


  Думбыра — башкирский струнный щипковый музыкальный инструмент. Близкородственные инструменты распространены также у казахов (домбра), киргизов (комуз), узбеков, других тюркских народов, а также у таджиков. От казахской домбры отличает

www.med02.ru

Башкирские музыкальные инструменты

Башкирские музыкальные инструменты.

Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет, а регулярный поиск и систематизация инструментального творчества башкир начались только в 20-30 годы ХХ века). Но первые материалы показали, что речь идет о народности, которая, несмотря на многовековую сопредельность с множеством культур, сумела сохранить этноним «башкорт» и не раствориться во множестве этнических групп Поволжья и Урала. Исторически сложилось так, что из всех доступных музыкальных инструментов башкиры отбирали мелодические, наиболее отвечающие эстетическим потребностям народа и позволяющие исполнять разветвленную мелодию в широком амбитусе со специфичной орнаментикой. Ритмообразующие инструменты редко использовались как солирующие, они только усиливали устои и полуустои мелодики. В бурдонирующих – подчеркивалась мелодическая линия, а бурдон по возможности развивался до своеобразного гетерофонного сопровождения. Видимо поэтому такое распространение получил курай, имеющий многовековую историю, более поздние – мандолина и скрипка, заменившие думбыру и кыл-кубыз, а также разновидности гармоней, отмечаемые в быту башкир с конца XIX века. Традиционное исполнительство на кубызе также направлено на подчеркивание мелодического обертона. Ударным инструментам башкиры отводили второстепенную роль, используя для этих целей бытовые предметы. Но было бы несправедливо ограничивать башкирскую музыкальную культуру даже таким образом. Устные предания донесли до наших дней названия 48 музыкальных инструментов, описанию которых автор посвятил 2 монографии. Они вышли в 2006 и 2008 гг в издательстве Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы. Здесь же описываются только те музыкальные инструменты, которые имеют широкий ареал распространения.

Все инструменты рассматриваются в рамках классификации, предложенной в 1914 году Э.Хорнбостелем-К.Заксом : Аэрофоны, Идиофоны, Хордофоны и Мебранофоны.

Думбыра.

Думбыра — башкирский струнный щипковый музыкальный инструмент. Близкородственные инструменты распространены также у казахов (домбра), киргизов (комуз), узбеков, других тюркских народов, а также у таджиков. От казахской домбры отличается более коротким грифом, а также количеством струн (традиционно три).Думбыра — традиционный инструмент сэсэнов — башкирских сказителей. Под её аккомпанемент исполнялись эпические сказания и кубаиры, а также песни. Думбыра имела длину около 800 мм, три жильных струны, корпус выполнялся из долблёного дерева. Строй имела квинтово-квартовый. Играли на думбыре, ударяя одновременно по всем струнам. При этом нижние струны издают бурдонный звук, верхняя струна – мелодическая. Археолог, этнограф и краевед XIX века Р. Г. Игнатьев в своем труде «Салават Юлаев — пугачевский бригадир, певец и импровизатор» упоминал также «бандуру о пяти струнах».К концу ХІХ — началу XX века думбыра вышла из обихода. Это было связано с тем, что на протяжении XVII—XVIII веков сэсэны, будучи активными участниками и вдохновителями национально-освободительной борьбы, преследовались царскими властями и подвергались гонениям. Постепенно угасла традиция исполнения эпических сказаний, к началу XX века среди башкир стала популярной мандолина фабричного изготовления, которая стала использоваться частично вместо думбыры. Реконструкцию башкирской думбыры в 1980-х годах, опираясь на письменные источники и воспоминания старшего поколения, начал мастер В. Ш. Шугаюпов. Также над воссозданием этого инструмента работали мастера Г. Кубагушев, Ю. Зирин, А. Овчинников, В. В. Зубченко и А. Параев. В 1992 году при Уфимском государственном институте искусств была организована экспериментальная мастерская по производству башкирской думбыры и кыл-кубыза. В этой мастерской работали Р. М. Галимов, А. Я. Янгужин, А. Х. Байрамгулов, С. У. Баймухаметов. Современный инструмент пережил некоторые видоизменения, в частности, гриф стал изготавливаться с 19 врезными ладами, корпус часто делается не из долбленого дерева, а склеивается. Думбыра применяется как сольный и ансамблевый инструмент. Созданы оркестровые разновидности думбыры: сопрано, альт, бас.

Несколько слов о названии инструмента:

Есть много версий, из которых можно отметить наиболее точную. Практически все аналогичные названия (в том числе и русское – “Домра“) происходят от арабского слова “Танбур”, что со времен Дервиш-Али в вольном переводе считается “…Тан – сердце, бура – терзать”. Все зависит от разного прочтения арабских знаков, где согласные свободно заменяются (“М” на “Н”, “Т” на “Д”), а гласные (кроме “А”, “У” и “И”) существуют в виде огласовок. Отсюда и идут производные слова: танбур – “домбур – дунбура – думбра – домбра – домр – домра” и так далее. Башкирский вариант имеет русское написание “Думбыра”, где “ы” часто опускается (“Думб(ы)ра”), а “У” заменяется на “О” (“Домб(ы)ра”), что продиктовано национальной грамматикой и региональными диалектами.
Экспедиционные исследования по территории с проживанием коренного населения показали, что думбыра – достаточно известный башкирский народный музыкальный инструмент. Многие информаторы связывают исчезновение думбыры с влиянием городской культуры и появлением в продаже фабричной мандолины. Действительно, именно в 30-е годы вышла на полную производственную мощность ленинградская фабрика струнных инструментов, сначала довольно трудоемкая в изготовлении неаполитанская, затем более простая – португальская.

Кубыз, разновидность варгана. Кубыз является язычково-щипковым инструментом. В нем соединены отдельные признаки языковых, щипковых и духовых инструментов. Ранее кубыз относили к самозвучащим щипковым инструментам (по классификации Э. Хорнбостеля и К. Закса), однако исследование акустических и конструктивных свойств кубыза, а также способов звукоизвлечения показывает, что этот инструмент выходит за рамки подобной классификации. Без усилий исполнителя кубыз не звучит.
Вся гамма его тонов извлекается не только вибрацией язычка, но и энергией дыхательно-артикуляционного аппарата исполнителя.

Строение Кубыза:

1. Кольцо корпуса
2. Корпус
3. Внешние щечки корпуса
4. Внутренние щечки корпуса
5. Язычек
6. Колено язычка
7. Кончик язычка
8. Заклепка

Традиционный башкирский металлический кубыз состоит из фигурного (чаще всего дугообразного) основания, отходящих от него двух слегка ссужающихся концов — <дек> и упругого стального язычка. Основанием своим язычок прикреплен к внутренней стороне дуги, вся пластина его располагается между <деками>, а тонкий конец изгибается под прямым углом, образуя узкое колено, завершающееся свернутым кончиком. Маленькое отверстие в нем нередко заливается оловом или свинцом, количество которого определяет частоту колебаний язычка и тем самым высоту основного тона. Звучащим телом кубыза является язычок, а возбудителем звука — палец исполнителя, приводящий его в движение. Роль резонатора выполняет артикуляционный аппарат в совокупности всех его составляющих: полость рта, губы, зубы, язык, дыхательные пути, гортанная и надгортанная области, диафрагма, черепная коробка. Иногда в качестве дополнительного резонатора кубызист использует округло согнутую кисть левой руки, в которой располагается основание инструмента. Усилителями звука являются воздушная струя, направляемая дыханием играющего, и соответственно выбранная позиция артикуляционного аппарата. Кроме того, громкость звука зависит от силы удара исполнителя по язычку кубыза. Колебания язычка производят один основной тон — бурдон. Высота его определяется размером инструмента (чем он меньше, тем тон выше), толщиной язычка и его кончика. Формируется бурдон преимущественно в малой октаве (реже в большой и первой). При открытой гортани он дублируется звуком, расположенным октавой ниже, возникающим в гортани исполнителя при расслабленных мышцах челюсти и наполненной воздухом полости рта.

Курай.

Кура́й (башк.ҡурай ) — башкирский национальный духовой музыкальный инструмент, разновидность открытой продольной тростниковой флейты). Относится к классу аэрофонов. Обладает своеобразным сипловатым тембром. Традиционно изготавливается из срезанных и высушенных стеблей уральского реброплодника.Курай несколько отличается от схожих музыкальных инструментов у соседних тюркских народов, например от казахского сыбызгы. Следует отличать курай от татарского народного инструмента с таким же названием, но по сути являющимся свистковой флейтой.Курай используется как сольный и ансамблевый инструмент.

История: О происхождении курая существуют множество башкирских народных легенд и сказок. В легенде «Курай» юноша пошел навстречу звукам и увидел, как тростниковое растение издает на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.Курай является одним из самых древних духовых инструментов. Он упоминается в древних башкирских эпосах «Акбузат», «Кара юрга», «Заятуляк и Хыухылыу», башкирской легенде «Легенда об Акташе», датируемой эпохой царя Искандера (Александра Македонского). Народной мелодии Сыңрау торна («Звенящие журавли»), исполняемой на курае, более 1000 лет.Необходимость массового производства инструмента стимулировала мастера В. Ш. Шугаюпова создать в 1979 году курай из строганого шпона.В 1970 году в башкирском издательстве «Китап» (г. Уфа) вышла книга «Курай» автор: Сулейманов Гата Зулкафилович. За эту книгу автор получил премию Салавата Юлаева в 1971 году.

Разновидности:

  • Кыйык-курай (ҡыйы ҡ ҡурай ).
  • Сор-курай (сор ҡурай ). Изготавливается из стебля степной травы в степных районах, где не растет Реброплодник уральский. По сравнению с кыйык-курай инструмент короче, а стенки толще. Используется преимущественно для подачи сигналов.
  • Сыбызгы (һыбы ҙғы ).
  • Медный, серебряный курай.

Изготовление: Инструмент изготавливается из прямого, высушенного полого стебля зонтичного растения Pleurospermum uralense Hoffm (Реброплодник уральский), произрастающего в степных и горных районах Южного Урала. Инструмент имеет пять отверстий, длина — около метра. Изготавливается он следующим образом: поочередно руками обхватывается стебель растения и откладывается 8-10 раз ширина ладони, после чего стебель срезается и изготавливаются отверстия. Начиная снизу, вырезается первое отверстие на расстоянии четырех — пяти пальцев, расстояние между последующими тремя отверстиями составляет два-два с половиной пальца. Одно отверстие вырезается на обратной стороне трубки, несколько ниже верхнего.

Звукоряд: Звукоряд образуется из сцепления двух мажорных пентатоник от основного тона на расстоянии кварты. Строй курая натуральный. Диапазон — около трех октав. Звучание поэтичное и возвышенное, тембр мягкий, при игре часто сопровождается горловым бурдонным звуком. В среднем регистре путем передувания воздуха в трубке формируется мажорный лад с повышенной IV и низкой VII ступенями. В верхнем регистре, используя тот же прием передувания воздуха, исполнитель получает мажорный лад, но с VI низкой ступенью. Возможности инструмента достаточно широки. Извлекаются мажорные (ионийский, лидийский, миксолидийский) и минорные (эолийский, фригийский, дорийский, гармонический) лады.

Узляу: Наиболее опытные исполнители при игре народных мелодий используют особую технику, называемую «Узляу» – бурдон , исполняемый голосом ниже рабочего диапазона голосовых связок. «Узляу» чем-то напоминает сольное горловое двухголосное пение тюркских и монгольских народов, но имеет другие истоки и традиции.

mirznanii.com

Башкирские музыкальные инструменты

             Башкирские музыкальные инструменты.

 

Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет, а регулярный поиск и систематизация инструментального творчества башкир начались только в 20-30 годы ХХ века). Но  первые материалы показали, что речь идет о народности, которая, несмотря на многовековую сопредельность с множеством культур, сумела сохранить этноним «башкорт» и не раствориться во множестве этнических групп Поволжья и Урала.  Исторически сложилось так, что из всех доступных музыкальных инструментов башкиры отбирали мелодические, наиболее отвечающие эстетическим потребностям народа и позволяющие исполнять разветвленную мелодию в широком амбитусе со специфичной орнаментикой. Ритмообразующие инструменты редко использовались как солирующие, они только усиливали устои и полуустои мелодики. В бурдонирующих – подчеркивалась мелодическая линия, а бурдон по возможности развивался до  своеобразного гетерофонного сопровождения. Видимо поэтому такое распространение получил курай, имеющий многовековую историю, более поздние – мандолина и скрипка, заменившие думбыру и кыл-кубыз, а также разновидности гармоней, отмечаемые в быту башкир с конца XIX века. Традиционное исполнительство на кубызе также направлено на подчеркивание мелодического обертона.  Ударным инструментам башкиры отводили второстепенную роль, используя для этих целей бытовые предметы. Но было бы несправедливо ограничивать башкирскую музыкальную культуру даже таким образом.  Устные предания донесли до наших дней названия 48 музыкальных инструментов, описанию которых автор посвятил 2 монографии. Они вышли в 2006 и 2008 гг в издательстве Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы.  Здесь же описываются только те музыкальные инструменты, которые имеют широкий ареал распространения. 

Все инструменты рассматриваются в рамках классификации, предложенной в 1914 году Э.Хорнбостелем-К.Заксом : Аэрофоны, Идиофоны, Хордофоны и Мебранофоны.  

        

 

 

 

 

 

 

 

                                          Думбыра.

 

Думбыра — башкирский струнный щипковый музыкальный инструмент. Близкородственные инструменты распространены также у казахов (домбра), киргизов (комуз), узбеков, других тюркских народов, а также у таджиков. От казахской домбры отличается более коротким грифом, а также количеством струн (традиционно три).Думбыра — традиционный инструмент сэсэнов — башкирских сказителей. Под её аккомпанемент исполнялись эпические сказания и кубаиры, а также песни. Думбыра имела длину около 800 мм, три жильных струны, корпус выполнялся из долблёного дерева. Строй имела квинтово-квартовый. Играли на думбыре, ударяя одновременно по всем струнам. При этом нижние струны издают бурдонный звук, верхняя струна – мелодическая. Археолог, этнограф и краевед XIX века Р. Г. Игнатьев в своем труде «Салават Юлаев — пугачевский бригадир, певец и импровизатор» упоминал также «бандуру о пяти струнах».К концу ХІХ — началу XX века думбыра вышла из обихода. Это было связано с тем, что на протяжении XVII—XVIII веков сэсэны, будучи активными участниками и вдохновителями национально-освободительной борьбы, преследовались царскими властями и подвергались гонениям. Постепенно угасла традиция исполнения эпических сказаний, к началу XX века среди башкир стала популярной мандолина фабричного изготовления, которая стала использоваться частично вместо думбыры. Реконструкцию башкирской думбыры в 1980-х годах, опираясь на письменные источники и воспоминания старшего поколения, начал мастер В. Ш. Шугаюпов. Также над воссозданием этого инструмента работали мастера Г. Кубагушев, Ю. Зирин, А. Овчинников, В. В. Зубченко и А. Параев. В 1992 году при Уфимском государственном институте искусств была организована экспериментальная мастерская по производству башкирской думбыры и кыл-кубыза. В этой мастерской работали Р. М. Галимов, А. Я. Янгужин, А. Х. Байрамгулов, С. У. Баймухаметов. Современный инструмент пережил некоторые видоизменения, в частности, гриф стал изготавливаться с 19 врезными ладами, корпус часто делается не из долбленого дерева, а склеивается. Думбыра применяется как сольный и ансамблевый инструмент. Созданы оркестровые разновидности думбыры: сопрано, альт, бас.

Несколько слов о названии инструмента:

Есть много версий, из которых можно отметить наиболее точную. Практически все аналогичные названия (в том числе и русское – “Домра“) происходят от арабского слова “Танбур”, что со времен Дервиш-Али в вольном переводе считается “…Тан – сердце, бура – терзать”. Все зависит от разного прочтения арабских знаков, где согласные свободно заменяются (“М” на “Н”, “Т” на “Д”), а гласные (кроме “А”, “У” и “И”) существуют в виде огласовок. Отсюда и идут производные слова: танбур – “домбур – дунбура – думбра – домбра – домр – домра” и так далее. Башкирский вариант имеет русское написание “Думбыра”, где “ы” часто опускается (“Думб(ы)ра”), а “У” заменяется на “О” (“Домб(ы)ра”), что продиктовано национальной грамматикой и региональными диалектами.
Экспедиционные исследования по территории с проживанием коренного населения показали, что думбыра – достаточно известный башкирский народный музыкальный инструмент. Многие информаторы связывают исчезновение думбыры с влиянием городской культуры и появлением в продаже фабричной мандолины. Действительно, именно в 30-е годы вышла на полную производственную мощность ленинградская фабрика струнных инструментов, сначала довольно трудоемкая в изготовлении неаполитанская, затем более простая – португальская.

 

Кубыз, разновидность варгана. Кубыз является язычково-щипковым инструментом. В нем соединены отдельные признаки языковых, щипковых и духовых инструментов. Ранее кубыз относили к самозвучащим щипковым инструментам (по классификации Э. Хорнбостеля и К. Закса), однако исследование акустических и конструктивных свойств кубыза, а также способов звукоизвлечения показывает, что этот инструмент выходит за рамки подобной классификации. Без усилий исполнителя кубыз не звучит.
Вся гамма его тонов извлекается не только вибрацией язычка, но и энергией дыхательно-артикуляционного аппарата исполнителя.

 

1. Кольцо корпуса
2. Корпус
3. Внешние щечки корпуса
4. Внутренние щечки корпуса
5. Язычек
6. Колено язычка
7. Кончик язычка
8. Заклепка

 

Традиционный башкирский металлический кубыз состоит из фигурного (чаще всего дугообразного) основания, отходящих от него двух слегка ссужающихся концов — и упругого стального язычка. Основанием своим язычок прикреплен к внутренней стороне дуги, вся пластина его располагается между , а тонкий конец изгибается под прямым углом, образуя узкое колено, завершающееся свернутым кончиком. Маленькое отверстие в нем нередко заливается оловом или свинцом, количество которого определяет частоту колебаний язычка и тем самым высоту основного тона. Звучащим телом кубыза является язычок, а возбудителем звука — палец исполнителя, приводящий его в движение. Роль резонатора выполняет артикуляционный аппарат в совокупности всех его составляющих: полость рта, губы, зубы, язык, дыхательные пути, гортанная и надгортанная области, диафрагма, черепная коробка. Иногда в качестве дополнительного резонатора кубызист использует округло согнутую кисть левой руки, в которой располагается основание инструмента. Усилителями звука являются воздушная струя, направляемая дыханием играющего, и соответственно выбранная позиция артикуляционного аппарата. Кроме того, громкость звука зависит от силы удара исполнителя по язычку кубыза. Колебания язычка производят один основной тон — бурдон. Высота его определяется размером инструмента (чем он меньше, тем тон выше), толщиной язычка и его кончика. Формируется бурдон преимущественно в малой октаве (реже в большой и первой). При открытой гортани он дублируется звуком, расположенным октавой ниже, возникающим в гортани исполнителя при расслабленных мышцах челюсти и наполненной воздухом полости рта.

                                 Курай.

 

Кура́й (башк. ҡурай) — башкирский национальный духовой музыкальный инструмент, разновидность открытой продольной тростниковой флейты). Относится к классу аэрофонов. Обладает своеобразным сипловатым тембром. Традиционно изготавливается из срезанных и высушенных стеблей уральского реброплодника.Курай несколько отличается от схожих музыкальных инструментов у соседних тюркских народов, например от казахского сыбызгы. Следует отличать курай от татарского народного инструмента с таким же названием, но по сути являющимся свистковой флейтой.Курай используется как сольный и ансамблевый инструмент.

 

История: О происхождении курая существуют множество башкирских народных легенд и сказок. В легенде «Курай» юноша пошел навстречу звукам и увидел, как тростниковое растение издает на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.Курай является одним из самых древних духовых инструментов. Он упоминается в древних башкирских эпосах «Акбузат», «Кара юрга», «Заятуляк и Хыухылыу», башкирской легенде «Легенда об Акташе», датируемой эпохой царя Искандера (Александра Македонского). Народной мелодии Сыңрау торна («Звенящие журавли»), исполняемой на курае, более 1000 лет.Необходимость массового производства инструмента стимулировала мастера В. Ш. Шугаюпова создать в 1979 году курай из строганого шпона.В 1970 году в башкирском издательстве «Китап» (г. Уфа) вышла книга «Курай» автор: Сулейманов Гата Зулкафилович. За эту книгу автор получил премию Салавата Юлаева в 1971 году.

 

Разновидности:

  • Кыйык-курай (ҡыйыҡ ҡурай).
  • Сор-курай (сор ҡурай). Изготавливается из стебля степной травы в степных районах, где не растет Реброплодник уральский. По сравнению с кыйык-курай инструмент короче, а стенки толще. Используется преимущественно для подачи сигналов.
  • Сыбызгы (һыбыҙғы).
  • Медный, серебряный курай.

 

Изготовление: Инструмент изготавливается из прямого, высушенного полого стебля зонтичного растения Pleurospermum uralense Hoffm (Реброплодник уральский), произрастающего в степных и горных районах Южного Урала. Инструмент имеет пять отверстий, длина — около метра. Изготавливается он следующим образом: поочередно руками обхватывается стебель растения и откладывается 8-10 раз ширина ладони, после чего стебель срезается и изготавливаются отверстия. Начиная снизу, вырезается первое отверстие на расстоянии четырех — пяти пальцев, расстояние между последующими тремя отверстиями составляет два-два с половиной пальца. Одно отверстие вырезается на обратной стороне трубки, несколько ниже верхнего.

 

Звукоряд: Звукоряд образуется из сцепления двух мажорных пентатоник от основного тона на расстоянии кварты. Строй курая натуральный. Диапазон — около трех октав. Звучание поэтичное и возвышенное, тембр мягкий, при игре часто сопровождается горловым бурдонным звуком. В среднем регистре путем передувания воздуха в трубке формируется мажорный лад с повышенной IV и низкой VII ступенями. В верхнем регистре, используя тот же прием передувания воздуха, исполнитель получает мажорный лад, но с VI низкой ступенью. Возможности инструмента достаточно широки. Извлекаются мажорные (ионийский, лидийский, миксолидийский) и минорные (эолийский, фригийский, дорийский, гармонический) лады.

 

Узляу: Наиболее опытные исполнители при игре народных мелодий используют особую технику, называемую «Узляу» – бурдон , исполняемый голосом ниже рабочего диапазона голосовых связок. «Узляу» чем-то напоминает сольное горловое двухголосное пение  тюркских и монгольских народов, но имеет другие истоки и традиции.

Под названием «Узляу» в Башкортостане отмечаются два вида двухголосия:  

1.     Сольное горловое двухголосное, в особой вокально-инструментальной манере.  2.     Горловое бурдонирующее  сопровождение игры на курае.

Горловое двухголосное «Узляу» довольно редкий вид национального искусства. Описаний башкирского «Узляу» пока не было, нет и  какой-то классификации, но известно, что под названием «Узляу» на территории современного Башкортостана отмечено три разновидности горлового пения:

1.     Кара-узляу или Тюбен-узляу – темное или низкое горловое пение.

2.     Югары-узляу – высокое горловое пение.

3.     Бала-узляу или Катын-узляу – детское или женское горловое пение.

 

Курайное узляу не представляет собой статичный бурдон и отличается от него большей подвижностью и более широкой сферой применения. Гортанный бурдонирующий звук подключается к основной мелодии только в эпизодах, определенных исполнительской традицией

 

 

Репертуар курая включает в себя практически все музыкальные жанры, связанные с традициями национального исполнительства:

 

1.- Узун-кюй (протяжный мотив, наигрыш) – свободное мелодическое построение в широком амбитусе, в свободном метро-ритме, с широкими интервальными скачками, с прихотливой орнаментикой.

2.- Халмак-кюй (неторопливый, плавный мотив) – наигрыши умеренного темпа с четким, простым ритмом, квадратным построением куплетной формы, в сравнительно узком амбитусе.

3.- Кыска-кюй (короткий мотив) – быстрые наигрыши с четким простым ритмом, квадратным строением, бодрые и энергичные, исполняемые на всех известных музыкальных орудиях башкир. Чаще всего это – сопровождения к танцам, такмакам и, в отдельных случаях, самостоятельные инструментальные пьесы.

 


Известные кураисты:

 

 

 

 

 

 

                              Мандолина.

 

Мандолина и скрипка. Из струнных музыкальных инструментов наибольшее распространение в Республике имеют мандолина и скрипка. Они используются башкирскими музыкантами в их классической форме, квинтовом строе и названии. По Хорнбостелю-Заксу мандолина относится к чашечным шейковым лютням, а скрипка – к коробчато-шейковым лютням. Мандолина и скрипка являются неотъемлемой частью башкирского этномузицирования. На них играют повсеместно: на праздниках, в быту, на самодеятельной сцене и даже на уроках музыки в национальных средних школах. Профессионального обучения на мандолине нет, данный инструмент – яркий представитель устного инструментального творчества. Мандолина и  скрипка в Башкирии – инструменты сольной традиции, но на них не редкость игра в ансамбле с  кураем, кубызом, баяном, ударными.С 1985 года ведется  реконструкция башкирской «думбыры» (предшественника мандолины) и смычкового «кыл-кубыза» (разновидности вертикальной скрипки).  Удалось восстановить и их  репертуар – преимущественно аккомпанемент к пению песен исторического или мистического содержания (Кубаиры, Харнау,  Хар-харнау и др.). Наиболее удачные варианты  инструментов  связаны  с именами мастеров В.Шугаюпова, А.Овчинникова и А.Владимирова.  По преданиям были и другие хордофоны: «Гэзле» (иногда — «Гюслэ») и «Ятаган», на которых играли щипком или ударом специальных палочек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Гармонь  и баян.  

 

В системе Хорбостеля-Закса гармонь и баян располагаются в классе аэрофонов с набором проскакивающих язычков. В  этноинструментарии многих народов они представляют собой конкретные разновидности инструментов, объединенных под общим названием «Гармоника». Вышеуказанные инструменты в башкирском этномузицировании – явление сравнительно новое. Первые упоминания о гармони относятся к концу XIX века. Региональное название инструмента самое различное: «русская» или «гармонь русского строя», тальянка (тальян-гармун), минорка (минёрка), «батская» («Вятская») гармонь, «Бараксин» (гармони династии казанских  мастеров Вараксиных), бирская тальянка (инструменты бирских мастеров) и так далее. В фольклорных экспедициях были выявлены два типа диатонических гармоней, имеющих наибольшее распространение: «Русская» – типа саратовской, и тальянка (тальян-гармун) – инструмент вятского типа (кировские гармони). Появление гармоник среди традиционных башкирских инструментов произвело настоящую революцию как в этноинструментарии, так и в этнорепертуаре. Наигрыши, исполняемые на диатонических гармонях, своеобразны, но не охватывают все структуры башкирских наигрышей. Из-за ряда конструктивных особенностей на них практически не исполним «Узун-кюй» – наиболее яркий национальный вид музицирования. На гармонях в основном исполнимы простые квадратные построения типа халмак-кюй и кыска-кюй. Кроме общеинструментальных наигрышей данного типа есть и свой специфический вид музицирования – «Ауыл-кюй» и «Урам-кюй» (башк. – деревенский и уличный наигрыш), исполняемый в неторопливом темпе, часто в движении шагом и пением характерных такмаков-частушек.

Баян – самая совершенная гармоника с хроматическим звукорядом в правой клавиатуре и хроматическим басо-аккордовым сопровождением в левой. По сравнению с другими регионами России освоение баяна в Башкортостане началось со значительным опозданием. Исследования показали, что фольклорное исполнительство на баяне всецело принадлежит молодежи. Отмечена интересная деталь – все национальные исполнители предпочитают играть на «кнопочных аккордеонах» – инструментах зарубежных фирм и их отечественных аналогах. Низкая басовая октава современных отечественных концертных баянов, чем гордятся мастера и баянисты – лауреаты академической традиции исполнительства, не устраивает народных музыкантов. Они предпочитают «высокий» бас.Кроме традиционного исполнительства на баяне в Республике ведется академическое обучение от музыкальной школы до академии искусств. В Уфе сложилась школа башкирских баянистов, известная во всем мире своими лауреатами Международных конкурсов и фестивалей.

 

 

 

 

 

                                         Ударные инструменты.

Согласно многовековой традиции башкиры в качестве ударных использовали бытовые предметы: подносы, ведра, щипцы и др. для аккомпанемента к пению и танцам. В одном из башкирских районов Челябинской области экспедицией под руководством фольклориста  Ф.Камаева зафиксирована женская игра на «Донгоре» – гладкого обрезка ствола дерева, подвешенного за оба конца на веревках. На нем по старинной технологии отбеливался материал. Звук извлекался во время отбеливания двумя специальными палочками, которыми выстукивался специфический ритм. Другое региональное название «Донгора» — «Кабак«. Из устных сведений известен и другой «Донгор» (в некоторых районах «Награ»), мембранофон из специально выделанной кожи, туго натянутой на каркас и предположительно использовавшийся для камлания. Легенды донесли до нас название башкирского «Дыбыла«, рамного ударного мембранофона воинов и охотников. Есть единичные случаи использования ударных инструментов, заимствованный у славянских народов, как например, «Думбурзяк» (в некоторых регионах — «Кэбэ») – инструмент, похожий на украинский «Бугай» — бочку с конским хвостом. Каких-то других специфичных национальных  ударных инструментов в Башкирии не отмечено. Башкирская музыкальная культура не имеет развитую традицию игры на мембранофонах, как это культивируется у многих тюркских народов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Литература:

1. Ахметжанова Н.В. Башкирская инструментальная музыка. Наследие. — Уфа: 1996.


2. Кубагушев А.М. Традиционные башкирские народные инструменты: Учебное пособие. — Уфа, 1997.


3. Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. — М.: М., 1965.


4. Рахимов Р.Г. Фактура башкирской инструментальной монодии. Фольклорное исследование. — Уфа: 2001.


5. Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. — СПб, 1897.


6. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. — М.-Л.: АН СССР,1955.


 

znakka4estva.ru

Конспект урока музыки на тему «Башкирские народные музыкальные инструменты»

Башкирские музыкальные инструменты.

Материал: Башкирская народная музыка. Курай — Баяс, мелодии Урала – Кубыз, Минлегафур Зайнетдинов Кубыз, Ногайдын-Кубыз.Домбра. Барабаны, танец «Цветущий курай», А. Зиннурова «Курай», А. Имаева «Курай», А. Кубагушев. «Веселые джигиты» — просмотр видеозаписи. Исп. Национальный оркестр народных инструментов РБ, «Башкортостан-судьба моя»

Оборудование: проектор, компьютер, иллюстрации с изображением башкирских музыкальных инструментов

Методы: наглядный, сравнение, сопоставление, беседа.

Ход урока.

Вводная часть.

  1. Орг. Момент

  1. Повторение изученного.

  • С музыкой какого народа вы знакомились на уроках?

  • Что значит народная музыка?

  • Как создавалась народная песня? Как дошла до нас?

  • А что помогает нам при исполнении песен?(инструменты)

  • У каждого народа имеются свои народные инструменты. Какие вы знаете русские народные инструменты (гусли, рожки, балалайка)

  • А вы знаете какие народные инструменты у башкирского народа?

3.Слушание «Веселые джигиты» — просмотр видеозаписи. Исп. Национальный оркестр народных инструментов РБ.

( «Веселые джигиты» — просмотр видеозаписи. Исп. Национальный оркестр народных инструментов РБ.)

II Основная часть.

1. Вступительная часть.

Итак, мы вспомнили какие существуют жанры в башкирской народной музыке, говорили о народных инструментах. Может кто-то догадался какая сегодня тема урока?

Сегодня на уроке мы будем говорить о башкирских народных инструментах. Итак, наша тема –Башкирские музыкальные инструменты.(слайд 1)

Слушание и анализ звучания кубыза.

А начнем мы с вами путешествие в мир башкирских народных инструментов с самого древнего инструмента-кубыз. На кубызе играли плясовые мелодии во время праздников и ритуалов. О происхождении кубыза в народе сложена легенда: «Однажды бедный пастух-сирота Бикбай смастерил себе кубыз из клена и научился играть на нем плясовые мелодии. Когда молодежь выезжала в поле, то пела и плясала под его кубыз.… Как-то Бикбая пригласили на йыйын. Когда он играл на кубызе, то все девушки плясали под его музыку, а старшая дочь бая Гульсум непрерывно на него смотрела. Бикбаю тоже нравилась эта девушка. В знак своего расположения он подарил ей свой кубыз». В легенде говорится об инструменте из клена. Хотя в Башкортостане в прошлом кубызы изготавливались из гусиного пера, гусиной косточки и даже из верблюжьего копыта. До XX века кубыз был женским и детским инструментом. Собираясь на «аулак», женщины обычно брали с собой кубыз и тайком музицировали на нем. Тихое звучание инструмента давало возможность играть, не привлекая внимания посторонних. Игра на кубызе может сочетаться с игрой на различных инструментах. Характерен ансамбль кубыза с донгором, а также с подносом, на котором выбивается определенный ритмический рисунок при помощи наперстков, надетых на пальцы. При этом дополнительный аккомпанемент издают монеты на нагруднике и на косах участниц ансамбля.(слайд 2)

Мастер, прославивший башкирский кубыз всему миру, является музыкант, кураист и кубызист-Роберт Загретдинов. (слайды 3,4,5)

3. Кыл-кубыз. Думбыра. Ударные музыкальные инструменты. Слушание и анализ произведения

Кыл-кубыз – является древним родственником скрипки. Только при игре он не прикладывается к плечу, а ставится на колени вертикально.

Смычковый инструмент — кыл-кубыз (современный вариант)

Кыл-кубыз сегодня редко встречается в музыкальном быту башкир, его заменила скрипка, которую многие пожилые исполнители держат вертикально, подобно старинному прототипу. Кыл-кубыз имел деревянный долбленый корпус, деку из кожи длиной около 600 мл, гриф и 3 струны (средняя являлась ведущей). Смычок был из конского волоса на древке. Изначально звуки кыл-кубыза сопровождали обряд изгнания духов при лечении больных. На нем исполняли также протяжные напевы и ритуальные мелодии. Рядовым людям не разрешалось дотрагиваться до инструмента. С принятием ислама кыл-кубыз вышел из обихода. Сейчас башкирскими мастерами ведется работа по восстановлению этого музыкального инструмента.(слайд 7)

На струнном щипковом инструменте – башкирской домбре – в давние времена играли сказители-сэсэны. Под аккомпанемент домбры они в кубаирах прославляли подвиги батыров, воспевали красоту родной земли, бичевали царских прислужников, призывали к борьбе против социального и колониального гнета. Видимо, поэтому они подвергались гонениям, что и явилось одной из причин исчезновения домбры на территории Башкортостана в начале XX в.(слайд 8)

Согласно многовековой традиции башкиры в качестве ударных использовали бытовые предметы: подносы, ведра, щипцы и др. для аккомпанемента к пению и танцам.

В одном из башкирских районов Челябинской области экспедицией под руководством фольклориста Ф.Камаева зафиксирована женская игра на «Донгоре» – гладкого обрезка ствола дерева, подвешенного за оба конца на веревках. На нем по старинной технологии отбеливался материал. Звук извлекался во время отбеливания двумя специальными палочками, которыми выстукивался специфический ритм. Другое региональное название «Донгора» — «Кабак».

  • Посмотрите на инструменты и скажите на какие ударные инструменты других народов они похожи?

  • А теперь мы послушаем произведение и попробуем определить какие инструменты звучат.

5.Физминутка

6.Курай. Слушание и анализ звучания курая. Известные кураисты.

Курай — традиционный духовой инструмент. Название он получил от зонтичного растения (курай, дягиль, дудник) с полым стеблем, который шел на его изготовление. Изначально курай возник как степной пастушеский музыкальный инструмент. С переходом башкир на оседлый образ жизни он не утратил былого значения. На протяжении многих веков без этого инструмента не обходился ни один праздник. Курай — не только сольный, но и аккомпанирующий и ансамблевый инструмент; игра на нем споровождается голосовым звуком. Курай используется как сольный инструмент и великолепно звучит в ансамбле. На нем исполняются плясовые наигрыши, марши. Русские писатели, историки и путешественники уже давно обратили внимание на исключительную особенность этого простого на вид, но очень мелодичного инструмента.

Русский писатель Михаил Авдеев пишет: «Чебызга (курай) род дудки с ладами, инструмент чисто башкирский, который, говорят, составляет странное явление в ряду духовых инструментов. …Башкирец, дикий питомец степей, гор и лесов, не хитер на изобретения. Там, где можно вырезать дудку, он срежет ее, и сделаем чебызгу, там, где нет дудки, он играет на горле».

«Наиболее распространенный башкирский народный музыкальный инструмент – курай, — пишет музыковед и фольклорист Лев Лебединский. – Много причин способствовало давней популярности этого инструмента среди башкир. Звучание курая – поэтичное и эпически-возвышенное. Его дальняя слышимость на открытом воздухе, чистый, «прямой» флейтовый характер звучания. …Слушая курай в поле или среди гор, нельзя не почувствовать, что этот инструмент гармонично сливается с природой, словно он ее органическая часть».(слайд 10)

  • Известные кураисты- Юмабай Исянбаев, Карим Дияров, Гата Сулейманов, Ишмулла Дильмухаметов ,Рустам Шарипов и др.

  • А теперь мы послушаем звучание этого необыкновенного инструмента. С чем вы можете сравнить это звучание?(слайд 11)

7.исполнение песни А. Имаева «Курай»

8.Эмблема Республики Башкортостана. Прослушивание гимна РБ.

  • А где еще можно увидеть курай?( На флаге и гербе Республики Башкортостан)

  • Что означает 7 лепестков курая?( Семь лепестков курая означает содружество семи племён башкирского народа, которые обращались к Ивану Грозному о принятии башкир в состав Русского Государства.)

  • При исполнении гимна Башкортостана звучит тембр курая. Это, пожалуй, единственный случай в мировой практике, где музыкальный инструмент входит в государственную символику.(слайд 12)

  1. Просмотр видеозаписи и участие в исполнении танца «Цветущий курай»

  • Про курай не только слагали стихи, но ставили танцы и один из них мы сейчас с вами посмотрим, а также изобразим некоторые элементы этого танца.

  • Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет, а регулярный поиск и систематизация инструментального творчества башкир начались только в 20-30 годы ХХ века). Устные предания донесли до нас около 40 инструментов. Некоторые из них сохранились до наших времен, а многие утратили свое бытование.

  • Давайте посмотрим какие еще существуют башкирские инструменты.(слайд 13)

III Заключительная часть.

2. Подведение итогов, домашнее задание.

  • О чем сегодня говорим на уроке. Что нового узнали?

  • Что вам понравилось и запомнилось больше всего?

  • Д/з нарисовать в тетради несколько башкирских инструментов.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *