cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Карточки по русскому языку обращение 4 класс – Индивидуальные карточки по теме «Обращение» 4 класс

Индивидуальные карточки по теме «Обращение» 4 класс

ФИ__________________________________________________

Прочитай предложения. Найди обращения, поставь знаки препинания. Вставь пропущенные буквы.

  1. Расскажи мне ска…ку милая мамоч…ка!

  2. Игорь как ты сможешь помочь?

  3. Галина Петровна выслушайте сначала.

  4. Нет, это совсем другое море Машен…ка.

  5. Милая м…я подру…ка мы будем бр…сать дру… другу мячик.

  6. П…ссажиры будьте осторожны при вых…де из последнего вагона!

Измените предложения 1 и 4 так, чтобы обращения стояли в середине предложения. Напишите.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИ__________________________________________________

Прочитайте предложения. Найдите обращение, обозначьте его. Выделите запятыми.

Речка спрячь меня!

Ребята не забывайте, что книга — ваш помощник в учёбе.

Дорогие читатели берегите книги!

Юные натуралисты прочитайте книгу Г. Скребицкого “Лесные переселенцы”.

Дима прочитай книгу о животных.

Не шуми ты рожь спелым колосом.

Ты не пой косарь про широку степь.

Куда ты светлый ручеёк стремишься?

Спой светик не стыдись!

Друзья к чему весь этот шум?

Как милый петушок поёшь ты громко важно!

ФИ__________________________________________________

Расставь недостающие знаки препинания. Обозначь обращения.

1. Что дремучий лес призадумался?

2. Эй, вратарь готовься к бою.

3. Присядем друзья перед дальней дорогой.

4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой.

5.Радуй девочка людей добротой, красой своей.

6. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко.

7. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим.

8. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой.

9. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной.

10. Роза для чего тебе шипы?

infourok.ru

Карточки по русскому языку. 4 класс.

Карточка № 1 по теме «Орфография. 4 класс. 3 четверть».

Вставь пропущенные буквы:

Др…зды, тр…ва, дер…во, б…льной, пов…р, к…вёр, сн…говик, н…зина, м…сник.

З…бор, н…летел, п…топ, с…вет, …тнёс, …крикнул.

Пеш…ход, сам…свал, хор…вод, пыл…сос.

Мы…ка, пли…ка, зага…ка, тра…ка, чи…, площа…ь, кро…, но…ка.

Под…езд, мурав…и, мебел…щик, медвед…, прут…я, с…ёмка, в…ехал, в…юга.

Багаж…, душ…, мощ…, меч…, доч…, нож…, брош…, лож…, плащ…, калач….

Ключ…к, замоч…к, пенёч…к, стульч…к, комоч…к, мальч…к, зайч…к, кулёч…к.

Карточка № 1 по теме «Орфография. 4 класс. 3 четверть».

Вставь пропущенные буквы:

Др…зды, тр…ва, дер…во, б…льной, пов…р, к…вёр, сн…говик, н…зина, м…сник.

З…бор, н…летел, п…топ, с…вет, …тнёс, …крикнул.

Пеш…ход, сам…свал, хор…вод, пыл…сос.

Мы…ка, пли…ка, зага…ка, тра…ка, чи…, площа…ь, кро…, но…ка.

Под…езд, мурав…и, мебел…щик, медвед…, прут…я, с…ёмка, в…ехал, в…юга.

Багаж…, душ…, мощ…, меч…, доч…, нож…, брош…, лож…, плащ…, калач….

Ключ…к, замоч…к, пенёч…к, стульч…к, комоч…к, мальч…к, зайч…к, кулёч…к.

Карточка № 1 по теме «Орфография. 4 класс. 3 четверть».

Вставь пропущенные буквы:

Др…зды, тр…ва, дер…во, б…льной, пов…р, к…вёр, сн…говик, н…зина, м…сник.

З…бор, н…летел, п…топ, с…вет, …тнёс, …крикнул.

Пеш…ход, сам…свал, хор…вод, пыл…сос.

Мы…ка, пли…ка, зага…ка, тра…ка, чи…, площа…ь, кро…, но…ка.

Под…езд, мурав…и, мебел…щик, медвед…, прут…я, с…ёмка, в…ехал, в…юга.

Багаж…, душ…, мощ…, меч…, доч…, нож…, брош…, лож…, плащ…, калач….

Ключ…к, замоч…к, пенёч…к, стульч…к, комоч…к, мальч…к, зайч…к, кулёч…к.

Карточка №2 по теме «Орфография». 4 класс. 3 четверть

Вставь пропущенные буквы:

— Д…ска, х…лодый, д…вятый, пл…хой, гн…здо, п…так, бр…вно, с…лач, б…гун.

— К…пуста, п…года, …дежда, р…кета, б…лет, п…нал, пл…ток, п…льто, ур…жай.

— Снег…пад, кос…гор, пул…мёт, птиц…лов, круг…ворот, меч…носец, лес…степь.

— Малыш…, лещ…, ноч…, брош…, нож…, пустош…, ландыш…, мыш…, суш… .

— Носоч…к, комоч…к, пальч…к, ёж…к, кружоч…к, стульч…к, слон…к, дубоч…к .

Карточка №2 по теме «Орфография». 4 класс. 3 четверть

Вставь пропущенные буквы:

— Д…ска, х…лодый, д…вятый, пл…хой, гн…здо, п…так, бр…вно, с…лач, б…гун.

— К…пуста, п…года, …дежда, р…кета, б…лет, п…нал, пл…ток, п…льто, ур…жай.

— Снег…пад, кос…гор, пул…мёт, птиц…лов, круг…ворот, меч…носец, лес…степь.

— Малыш…, лещ…, ноч…, брош…, нож…, пустош…, ландыш…, мыш…, суш… .

— Носоч…к, комоч…к, пальч…к, ёж…к, кружоч…к, стульч…к, слон…к, дубоч…к .

Карточка №2 по теме «Орфография». 4 класс. 3 четверть

Вставь пропущенные буквы:

— Д…ска, х…лодый, д…вятый, пл…хой, гн…здо, п…так, бр…вно, с…лач, б…гун.

— К…пуста, п…года, …дежда, р…кета, б…лет, п…нал, пл…ток, п…льто, ур…жай.

— Снег…пад, кос…гор, пул…мёт, птиц…лов, круг…ворот, меч…носец, лес…степь.

— Малыш…, лещ…, ноч…, брош…, нож…, пустош…, ландыш…, мыш…, суш… .

— Носоч…к, комоч…к, пальч…к, ёж…к, кружоч…к, стульч…к, слон…к, дубоч…к .

Карточка №2 по теме «Орфография». 4 класс. 3 четверть

Вставь пропущенные буквы:

— Д…ска, х…лодый, д…вятый, пл…хой, гн…здо, п…так, бр…вно, с…лач, б…гун.

— К…пуста, п…года, …дежда, р…кета, б…лет, п…нал, пл…ток, п…льто, ур…жай.

— Снег…пад, кос…гор, пул…мёт, птиц…лов, круг…ворот, меч…носец, лес…степь.

— Малыш…, лещ…, ноч…, брош…, нож…, пустош…, ландыш…, мыш…, суш… .

— Носоч…к, комоч…к, пальч…к, ёж…к, кружоч…к, стульч…к, слон…к, дубоч…к .

multiurok.ru

Карточки по русскому языку 4 класс

Карточка 1

1. А) «Предмет – признак». К данным существительным запишите однокоренные прилагательные.

Честь –

Печь –

Небеса –

Мука –

Место –

Чудеса –

Молоко –

Прелесть –

Б) Запиши слова по транскрипции: [дошт’], [ т’этрат’], [фарэл’], [тр’эл’], [л’эсн’ица], [бал’эзн’].

В) «Наборщик». Из букв слова «ГОСУДАРСТВО» составьте как можно больше слов (имена существительные в именительном падеже).

Карточка 2

2. А) Определите, какими частями речи являются подчеркнутые слова.

В поля, не кошеных косой,

Всё утро дождик шёл косой.

Дочь

грома капля-егоза,

Кончая свой высотный путь,

Летела с круч, закрыв глаза,

В лицо земли, боясь взглянуть,

Скользнув с небесного стекла,

В ладонь цветка она стекла.

Б) Собери пословицу.

1.Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим

2. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой

3. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз

4. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят 5. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в

Карточка 3

В) Шарады.

Наш первый слог тот отгадает,

Кто ноты хоть немного знает.

Второй и третий – оленя украшают.

А целое – нередко сил лишает.

Моё начало – буква алфавита,

Она всегда шипит сердито,

Второго корабли боятся,

А целое весной летает и жужжит,

То сядет на цветок, то снова улетит.

Первое на земле валяется,

Второе в Волгу вливается,

А целое – птицей называется.

Первое – нота,

Второе – тоже,

А целое на боб похоже.

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда.

Карточка 4

1 вариант.

Прочитай текст. Найди пять орфографических ошибок. Спиши текст правильно.

На берегу речки меня встречает маленкий куличок. Песок исчерчен его следами. Следы пересекаються, сходятся в тропинки. Иду по следу и у кустика ивы вижу гнездо. В гнёздышке два яичка. Кулички кружат вокруг меня. Один отбегаит к гнезду и торопливо садится. Другой провожает меня до границы своего участка и затихает.

Утром я проснулся от холода. На палатке, на траве, на черёмухе – всюду белая пелена. Нежданный снег в мае наделал много бед. Птицы улители, бросили свои гнёзда. Погибла и кладка куличьков.

КАРТОЧКА 5

2 вариант.

Весеннее утро.

Солнце только что поднялось над сплошными белыми облаками. Вся окрестность озарилась радостным светом. Дорога широкой лентой вьётся впереди, между большими полями, лесными перелесками. Кое – где по дороге попадаются угрюмые ракиты, молодые берёзки с мелкими клейкими листочками и старые развесистые дубы. Деревья бросают длинные неподвижные тени на засохшую дорогу и на молодую зелёную травку, которая выросла по сторонам дороги.

Однообразный шум колёс не заглушает весёлых песен жаворонков. На душе легко и спокойно. Хочется сделать что – то хорошее для людей, которые едут вместе со мною весенним утром по красивой дороге.

Карточка 6

Найти 5 орфографических ошибок

Берёза.

Как чудесно гулять в светлой берёзовой роще. Подойдёш к берёзки, прижмёшься щекой к бересте и почувствуешь её теплоту. Стоит она, покачивается от ветра, радуит всех своей красотой.

Жизнь у берёзки нелёгкая. И сок из неё цедят, и ветки на веники ломают, и бересту дерут на туески.

Состариться берёза, рухнет на землю, придавит лесную травку. Сгниёт древесина, и превратиться в труху. Упадёт сверху маленькое семечько, прорастёт в мягкой трухе. Глядишь, уже малютка берёзка тянит листики — ладошки из старого пня.

Карточка 7

Приведи 5 примеров имён существительных:

I склонения II склонения III склонения

_______________________ ________________________ _______________________

Карточка 8

Записать имена существительные в начальной форме, указать склонение:

от помощи — _________________ с дочерью — __________________

в тиши — ___________________ около печи — _________________

с товарищем — _______________ от ключа — ___________________

на диване — __________________ на кресло — ___________________

Карточка 9

Составь словосочетания, употребляя имена существительные в нужном падеже, в скобках

укажи падеж:

в, роща, отдыхать — ___________________________ ( п.)

выставка, посетить — ____________________________ ( п.)

поездка, о, мечтать — ____________________________ ( п.)

из, окно, смотреть — ______________________________ ( п.)

со, щенок, гулять — _____________________________ ( п.)

тишина, наслаждаться — ____________________________ ( п.)

Карточка 10

Поставь указанные имена существительные в указанном падеже.

Например: дача (В.п.) — на дачу ;

деревня (Д.п.) — ________________;

сирень (Т.п.) — _________________;

стул (П.п.) — ___________________;

плащ (Р.п.) — ________________

пастух (В.п.) — __________________.

Карточка 11

А)В данном предложении подчеркни все имена существительные и обозначь падеж

Сухой листочек на берёзе ждал резкого порыва ветра.

В) Просклоняй существительное дерево:

Карточка 12

Обозначь склонение имён существительных:

Россия — _______ , тополь — _______, молодёжь — _______, здание — _______,

роща — _______, огурец — _______, дверь — _______, деревня — _______,

пальто — _______, зима — _______, полночь — ________, ворон — ________.

Карточка 13

Подбери к словам в скобках однокоренные прилагательные, соедини их с существительными, определи род, выдели окончания

(Честь) труд – честный труд – м.р.,

(интерес) дело – ___________________

(радость) песня – ____________________

(ненастье) утро – ____________________

(опасность) место – ____________________

(прелесть) ребёнок – ___________________

(счастье) жизнь – ______________________

(зимний) пора – ______________________

Карточка 14

Вставь подходящие по смыслу прилагательные, определи род, выдели окончание.

Дерево высокое, а куст __________________________.

День был тёплый, а ночь _________________________.

Сметана густая, а молоко _______________________.

Лимон кислый, а груша __________________________.

В этом году весна была ранняя, а в прошлом _______________________.

Карточка 15

А)Подчеркни местоимения.

Он, как, нас, без, она, у, я, их, до, от, они, перед, при, мы, ими, в.

В) Замени существительные местоимениями.

Пошёл к товарищу – пошёл к нему,

был у товарища — ________________,

виделся с товарищем — __________________,

вспоминаю о товарище — ___________________,

дружила с подругой — ______________________,

ходила к подруге — _________________________,

была у подруги — ________________________,

играла с подругами — _____________________.

Карточка 16

Впиши в предложения подходящие по смыслу местоимения.

Валя встала у ворот крепости. Огромный пёс нёсся прямо на ______. Вот совсем

близко _____ клыкастая пасть. Валя бросила в ______ сковороду, потом совок.

Подчеркни местоимения, определи лицо, падеж.

В наряде хорош, а без него на пень похож.

Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.

Велик океан, но и капля для него прибыль.

Карточка17

1. Допиши предложение.

Глагол – это ___________________, которая обозначает ________________________

и отвечает на вопросы _____________________________________________________.

2. Образуй от данных существительных глаголы трёх времён.

Настоящее время Прошедшее время Будущее время

Крик – __________________ ___________________ ___________________

Зелень – __________________ ___________________ ___________________

Карточка 18

Данные глаголы запиши в неопределённой форме.

Несёт — ______________, молчит — _______________, пахнешь — _______________,

зажгли — _____________, испеку — _______________, стригли — ________________.

. Определи спряжение данных глаголов.

Сияют ( ), решают ( ), гремят ( ), стерегут ( ), кормит ( ), чувствуют ( ),

слышат( ), блестят ( ), летят ( ), катает ( ), жужжат ( ), идёт ( ).

Карточка 19

Из данных слов выбери глаголы и подчеркни.

Белый, белизна, побелка, белить, молодёжь, молодость, молодой, краска, красить, красный.

Определи спряжение данных глаголов.

Знают ( ), плывут ( ), звенят ( ), сверкают ( ), копает ( ), желает ( ),

строит( ), любят ( ), держат ( ), беседуют ( ), щебечет ( ), стригли ( ).

Карточка 20

В каких случаях надо писать слитно?

1) (на)речке

2) (на)рисовал

3) (под)берёзовик

4) (под)берёзой

5) (с)друзьями

6) (с)лепить

Выберите слова, где нужно вставить букву.

1) капус…ный

2) ужас…ный

3) опас…ный

4) чудес…ный

5) суб…ота

6) лес…ница

ДИКТАНТ

Чудесный май

Стоит чудесный майский день. Как хорошо в эту весеннюю пору! Ласковое солнце осветило всю окрестность. После тёплого дождя покрылись сочной зеленью поля, луга и леса. Синие и жёлтые цветки подняли прелестные головки. Земля надела пёстрый наряд. Вот уже появились душистые кисти на черёмухе, на сирени. У лесного оврага цветут ландыши и земляника. На вершину высокой ели забралась шустрая белочка.

Спешат домой перелётные птицы. Лес встречает своих певцов. С раннего утра до позднего вечера не смолкают в лесу птичьи голоса. С полей и лесов несутся весенние звуки.

Май – самый нарядный и звонкий месяц года.

Задания

1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж.

Вариант 1 – в девятом предложении (На вершину высокой …).

Вариант 2 – в двенадцатом предложении (С раннего утра …).

2. Разобрать по составу слово:

Вариант 1 – майский;

Вариант 2 – нарядный.

infourok.ru

Карточка с упражнениями по теме «Обращение»

Упражнение 1.

Выпишите те предложения, в которых есть обращения.

1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес.

 

Упражнение 2.

Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1. Ветер споет нам про дикие горы.

2. Мой друг настойчиво добивается цели.

3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.

4. Ребята пошли на речку.

5. Мама купила мне книгу.

6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

 

Упражнение 3.

Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других — обращениями.

Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.

 

Упражнение 4.

Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

I. 1) Мой друг отчизн… посвятим души пр…красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони…ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи…я туча рассе…нной бури одна ты несё…ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн…я звезда твой луч осеребрил увядшие р…внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако¬мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)

II. 1) Не буд… товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама — республика моя. 4) Слав…те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк… . Рабы разгибайте спины и ко¬лени. Армия пролетариев встань стройна.

 

Упражнение 5.

Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.

I. Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем.

II. Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться.

III. Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу.

 

Упражнение 6.

Прочитайте, укажите обращения и объясните расстановку знаков препинания.

1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поез¬жайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (Из произведений А. С. П у ш к и н а.)

 

Упражнение 7.

Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.

 

Упражнение 8.

Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.

Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

Сыплетчеремуха снегом, зелень в цвету и росе.

Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Пока лета не отогнали невинной радости твоей, Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.

Простите мне, я так люблюТатьяну милую мою.

Прощай, письмо любви! Прощай: она велела…

Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке.

Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли, старый, загадку?

Прекрасной дочерью своей гордитсястарый Кочубей.

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч…
Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума.

 

Упражнение 9.

Закончите предложения:

а) о назначении (роли) обращения. Обращение называет того,________________;

б) о способе выражения обращения. Обращение обычно бывает выражено____________________________;

в) об интонационных особенностях обращений. Обращение произносится с особой(_________________)__________________ _________________________________________ ;

г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________________________ , не является __________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с_______________________________ .

 

Упражнение 10.

Как вы думаете, в какой речи – устной или письменной – чаще используются обращения? Приведите примеры обращений, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?

(Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка.)

 

Упражнение 11.

Вспомните, что такое речевая ситуация и как она влияет на выбор языковых средств общения, в том числе и на выбор варианта обращения. Выполнить задание вам поможет высказывание Н.И. Формановской:
…Одному мы можем сказать: уважаемый Александр Ильич, другому (или в других условиях) – Сашенька, а третьему (или в иных условиях) – Санек. И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях говорит.

 

Упражнение 12.

Вы переписываетесь с кем-нибудь? В зависимости от чего выбираете обращения? Покажите это: напишите письмо, предварительно определив адресата (кому будете писать), характер письма (официальное, деловое или личное), содержание (о чем хотите сообщить), какие языковые средства лучше использовать для данной ситуации. Не забудьте употребить нужные знаки препинания для выделения обращения.

 

Упражнение 13.

Припомните, в какой речи роль обращений могут исполнять имена существительные, обозначающие неживые предметы. Прочитайте поэтические строки, спишите, расставив недостающие знаки препинания.

1) Безмолвное море лазурное море стою очарован над бездной твоей. (В.Жуковский)

2) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.Пушкин)

3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою… И дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю? (Ф.Тютчев) 4) Тучки небесные вечные странники Степью лазурною цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов) 5) Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня, темно-голубые? (А.К. Толстой)

 

Упражнение 14.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения.

а) 1. Что дремучий лес призадумался? (А.Кольцов) 2. Эй, вратарь готовься к бою. (В.Лебедев-Кумач) 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. (В.Дыховичный) 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой. (З.Александрова)

б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. (О.Константинова) 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. (О.Константинова) 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. (Г.Скребицкий) 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А.Ю

www.veselyy-ranets.ru

Обращение. Знаки препинания при обращении — Предложение — 4 класс — Сборник диктантов 1-4 класс — Л.А. Шевелева

4 класс

 

 

Предложение

 

В ДРЕВЕСНЫЙ

Летом я живу в деревне. Утром будит меня петушиный крик. Какое ласковое солнышко! Какая чудесная погода! Я выхожу на широкий двор. Там уже давно веселое движение. Хлопочут куры, пищат цыплята, шипит важный гусь. Под деревом лежит маленький теленок. Я стучу в соседнюю калитку. Там живет Таня. Мы дружим очень давно. Мы встречаемся каждое утро и бежим на речку.

60 слов.

В НОЧНОМ САДУ

Жутко спать в саду под деревом темной осенней ночкой. Ночные шорохи все время тревожат ваш чуткий сон. То зашуршат кусты, то затрещат ветки хвороста. Вот ветра задрожит частой дрожью дерево. Застучат яблоки по земле. Пронесется над головой тень летучей мыши. Закричат совы в соседнем лесу. Отовсюду доносятся голоса живых существ. Не уснут нам больше! Скоро блеснет первый утренний луч солнца.

63 слова.

 

Обращение. Знаки препинания при обращении

 

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Выписать предложения с обращениями. Объяснить постановку знаков препинания при обращении.

ДРАЗНИЛКИ

По дороге зашагал,

Дунул ветер — он упал.

Кешка-малоежка,

Ты побольше ешь-ка!

Коля, Коля, Николай,

За собой убирай!

У тебя ленивы руки:

Под столом ремень и брюки.

* * *

Нюша, ты копуша.

Время жевала грушу,

Два умывалась,

Три вытиралась.

* * *

Наша утка — крякалка,

А Сережка — якалка:

Отдохни немножко,

Якалка-Сережка!

* * *

Хвастун Илья!

Где же храбрость твоя?

Ты от мошки-комара

Под крыльцо залез вчера.

* * *

Замарашка ты, Кирилл.

Месяц мыться не ходил.

(По И. Демьянову)

ЛИСА И ЖУРАВЛЬ

I ЧАСТЬ

Подружилась лиса с журавлем и зовет его к себе в гости: «Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж вот как тебя угощу!» Пришел журавль на званый обед, а лиса наварила кашу, размазала по тарелке и потчует журавля: «Кушай, куманек, кушай, голубчик! Сама стряпала». Журавль хлоп-хлоп носом по тарелке! Стучал-стучал — ничего не ухватил. А лиса лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала. Съела лиса кашу и говорит: «Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем». «Спасибо, кума, и на этом, — отвечает журавль, — приходи завтра ко мне».

II ЧАСТЬ

На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль наготовил окрошки в высоком кувшине с узким горлышком и потчует: «Кушай, кумушка, кушай, милая! Право, больше потчевать нечем». Вертится лиса вокруг кувшина: и так зайдет, и этак, и лизнет-то кувшин, и понюхает — все ничего не достанет. А журавль стоит на своих высоких ногах да длинным носом из кувшина окрошку таскает: клевал да клевал, пока все не съел. «Ну, не обессудь, кумушка, больше угощать нечем». Пришла лиса домой несолоно хлебавши. На этом у них с журавлем и дружба кончилась.

(Кол. Ушинский)

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Подчеркнуть обращения.

I ЧАСТЬ

1. Здравствуй, князь ты мой прекрасный! 2. Будь же, князь, ты комаром. 3. Ой вы, гости-господа, долго ль ездили? Куда? 4. Матушка моя родная! Ты, княгиня молодая! Посмотрите вы туда: едет батюшка сюда. 5. Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной. 6. Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее. 7. Ох ты, дитятко девица! Пес проклятый одолел, чуть до смерти не заел. 8. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи тутч. 9. Бог с тобой, золотая рыбка. 10. Чего тебе надобно, старче? 11. Государь! Проснись! Беда! 12. Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?

(А. Пушкин)

II ЧАСТЬ

1. Эй вы, сонные тетери! Отпирайте брату двери. 2. Ты, Данило, молодец! 3. Ой вы, кони буры-сивы, добры кони златогривы! Я ль вас, други, не ласкал. 4. Стыдно, братья, воровать! 5. Госты! Лавки отпирайте, покупайте, продавайте. 6. Я с повинной головою, царь, явился пред тобою. 7. Что, Иванушка, невесел? Что головушку повесил? 8. Что мне делать, горбунок? 9. Эй! Хозяин! Полно спать! Время дело исправлять! 10. Ой, беги, конек, беги! Горбунок мой, помоги! 11. Царь великий! Не гневись! 12. Здравствуй, Месяц Месяцович! (П. Ершов)

III ЧАСТЬ

1. Спой, светик, не стыдись! 2. Не оставь меня, кум милый, дай ты мне собраться с силой. 3. Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно! 4. А ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно. 5. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. 6. Друзья! К чему весь этот шум? 7. Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки? 8. Соседушка, я сыт по горло. 9: Сестрица! Знаешь ли, беда! 10. Поди-ка, брат Андрей! 11. Сосед! Начнем жить дружно! 12. Что сделалось с тобой, мой милый?

(Ы. Крылов )

schooled.ru

Карточки по русскому языку 4 класс

Е,И,Я?св_тлеть, вр_дитель, об_жать, л_стопад, м_ровая, л_нивая, об_зательно, в_зание, вр_мена, изв_нять, дов_рять, оп_рение, кл_вать, др_мать, сл_зать, т_мнота, ож_вать.

Ж,Ш?кру_ка, ча_ка, ло_ка, пло_ка, сторо_ка, стару_ка, сапо_ки, избу_ка, бедня_ка, корму_ка, пичу_ка, пта_ка, поду_ка, подру_ка, зиму_ка, сне_ки, Серё_ка, лягу_ка.

Т,Д?ярос_ный, яс_ный, прелес_ный, прекрас_ный, грус_ный, поз_ний, опас_ный, влас_ный, чудес_ный, звёз_ный, ужас_ный, горес_ный, вкус_ный, трос_ник, вес_ник.

А,О? С_лонка,_зёрный, ст_ловая, к_мок, тр_пинка, тр_винка, тр_стинка, л_скать, с_ринка,ст_рожка, ст_рушка, хв_инки, д_ждинка, пл_тина, оч_рование,пок_зался.

З,С? Увя_, гры_ть, ры_ь, слё_ки, ска_ка, сала_ки, изморо_ь, пово_ка, прока_ник,коло_, па_тбище, ми_ка, исче_, пол_ти, не_ти, сколь_кий, у_кий, но_ки, свя_ка, до_ки.

Д,Т?Влас_ный, ужас_ный, мес_ный, полез_ный, горес_ный, капус_ный, вкус_ный, звёз_ный, трос_ник, чес_ный, час_ный, счас_ливый, лес_ный, небес_ный, поз_но.

Ь,Ъ? С_едобный, в_юга, собач_я, с_ёжился, раз_ярённый, об_едение, вороб_и, жил_ё,с_язвил, вз_ерошенный, об_явление, сер_ёзный, грозд_я, варен_е, из_ян, под_ехал, с_ёмка, здоров_е, об_ём, ненаст_е, в_езжать, об_ятия, пред_явить,

ин_екция, ш_ёт, руж_ё, в_ётся, об_едки, отоб_ёт, об_яснение.

Зимняя д_ро_ка , птич_и г_л_са, т_нулись п_ля, всп_рхнули пта_ки, з_п_щали пичу_ки, т_ж_лая ша_ка, пр_н_слась над г_л_вой, у_кая прору_ь, н_р_зать п_лоски*, п_дл_теть к к_рмушке, тр_пещут л_сточки, б_бровая ха_ка, уд_вительный ви_, бл_стят с_рё_ки, злос_ный хищник, от_ехал наза_, прогно_п_годы, _зимая пш_ница.

Упол_ в н_ру, залё_ в берлогу, ра_ сн__ку,ц_почка сл_дов, св_рнулся к_льцом, в_лил хлоп_ями, уг_щались м_рко_кой, зам_длять ша_, по_вился сн_гирь, затр_щал моро_, гл_деть на звёз_ное небо, нар_жать с_сну, ст_клянные игру_ки п_ют м_тели, св_стят в_юги, теле_ка для дро_, лё_кая п_зёмка, на _кне изморо_ь, пичу_ки осм_лели, д_лёкое пас_бище, п_лез_ная ягода.

Л_сная ст_ро_ка, п_хучая с_сна, радос_ные гла_ки, в_сёлые улы_ки , взры_ хл_пушек, нар_дили ёлку, зав_ли х_рово , к_дать сн__ки, ск_льзить по д_ро_ке, избу_ка на кур_их но_ках, т_жёлые ве_ки, ранняя пта_ка, в_сят гирлянды, встр_чать Новый го_, др_жат пичу_ки, ск_вало льдом, бл_стят сн_жинки, кре_кий м_ро_, б_дня_ка замёр_,л_синый сле_, зв_риная тр_па,

Зам_длять ша_, н_чная тр_па, пл_тёная к_рзина, в_сят хл_пушки, п_щат пичу_ки, л_дяной вет_р, сала_ки скр_пят , л_сная т_шина, зан_сло д_ро_ки, г_лодное зв_рьё, т_нулся сле_, лё_кие сапо_ки, зале_ на в_ршину, стр_хнуть сне_, др_жит пт_нец, вз_ерошенный к_тёнок, с_дая б_р_да, сла_кий г_л_сок, ск_льзить на с_нях, св_рнул с пути, уд_вительная кр_с_та, радос_ный взгля_, встр_чать г_стей.

Ск_льзить по д_роге, похо_ на с_стру, зале_ на дерево, скр_плять л_сты, зал_вается пт_нец, упол_ в н_ру, без лё_кой шу_ки, про ро_кого зв_рька , просл_влять фамилию, изб_гать ссоры, кр_чать на сл_на, из б_рёзовой к_ры,скучный пейза_, в х_лодных сапо_ках, с извес_ным поэтом, по гла_кому льду, в д_лёких кр_ях, грус_ный праз_ник, зя_ко пта_кам, чу_ствуешь мес_ность, поз_ний прихо_, д_лёкое па_ _бище.

multiurok.ru

Тренажёр по русскому языку (4 класс) на тему: Карточки по русскому языку для 4 класса

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.  Во 2 и 3 предложениях подчеркни грамматическую основу.  В предпоследнем предложении графически обозначь однородные члены.  Выполни фонетический разбор слова:   дятел.  Составь схему первого предложения.

Этажи леса.

У птиц и зв..рьков  в  л..су  есть  свои  эт..жи.   Мышки  кр..ты  з..мл..ройки  ж..вут  в  к..рнях —  в  самом  низу.  С..л..вьи    тетерева  в..ют  гнёзда  прямо  (на)з..мле.   Др..зды  устраивают  гнёзда  (по)выше,  (на)кустарниках.   Дятел    с..ницы   совы  ж..вут  (в)дуплах    д..рев..ев.  А  на  самом  в..рху    селятся   хищники:  ястребы   и  ..рлы.

Составьте предложения с однородными членами

и запишите их.

Светит, но не греет;  

искали,  но  не  нашли;  

яблоки, груши, и сливы;    

пишем,  рисуем,  читаем;  

собираются в стаи и улетают;

жнёт,  молотит,  веет;

на огородах  и  в  садах.  

Составьте предложения с однородными членами

и запишите их.

Светит, но не греет;  

искали,  но  не  нашли;  

яблоки, груши, и сливы;    

пишем,  рисуем,  читаем;  

собираются в стаи и улетают;

жнёт,  молотит,  веет;

на огородах  и  в  садах.

Домашнее задание

Прочитай.  Расставь  в  каждом  предложении знаки препинания.

Спиши, вставляя пропущенные буквы  и  раскрывая  скобки.  Выдели  грамматическую основу каждого предложения.

Составь схемы 1, 2, 3 предложений. Дай характеристику первому предложению.

Выполни разбор по составу слов: СКРИПКА,  ФУТБОЛИСТОМ.

Вика  умеет  петь   а  (с,С)вета  умеет  играть  (на)скрипке.  Данила  хочет  стать  футболистом,  но  не  хочет  стать  нападающим.   Аня делает  уроки   а (н,Н)астя  уже  пошла  гулять.   Весной  дни  становятся  дли(н,нн)ее   а  ночи   к..роче.    Ос..н?ю    лист?я  (на)б..рёзах  опадают  а  сосны  всю  зиму  ст..ят   з..лёные.

Домашнее задание

Прочитай слова.  Разбей слова на группы по орфограммам  и  спиши  по столбикам. Каждую группу озаглавь. В каждый  столбик  допиши по  2 своих слова  с  той  же  орфограммой.

Выполни  фонетический разбор слова ОВЁС.  

Выполни  разбор по  составу:  ЛЕСНИК,  ЗВЁЗДНЫЙ.

Праздник,  лесник,  овёс,  спрос,  сугроб,  чудесный,  моряк,  звёздный,  лесник,  тропа,  страна,  радостный,  стена,  пищат,  шкаф,   рукав,  местный,  звезда,  счастливый,  лестница,  книжка,  малышка,  варежка,  озеро.

Домашнее задание

Прочитай текст. Какова его тема? Какова его главная мысль? (Ответь письменно)

Выпиши из текста предложения с однородными членами и составь  их  схемы.  

Разбери  по составу  слова: ХОДИЛИ,  ПОКУПКАМИ,  ПОМОЩНИК,  МОРКОВКУ.

В воскресенье мы с мамой пошли на рынок. Мы взяли  с собой  сумку для овощей и фруктов  и  несколько  пакетов.  По дороге  мы  встретили  несколько  знакомых.   Они  тоже  ходили  за  покупками.  

Вот  мы  пришли  на  рынок.  Здесь  много  народа.   Но  мама  точно  знает,  что  мы  должны  купить.  В  одной  из  палаток  мы  купили  картофель,  морковку,  тыкву и  кабачки.  При  выходе  с  рынка  мы  купили  свёклу.   Тяжелы  покупки.  Я  несу  пакеты,  ведь  я – помощник.

Домашнее задание

Прочитай предложения. Составь из них текст. Запиши получившийся текст, вставляя пропущенные буквы  и  раскрывая  скобки.

Составь  схему первого  предложения. Выдели  грамматическую  основу  во 2-м  предложении и  укажи  части  речи.

Разбери  по составу  слова: ШИРОКОЕ,  ГРУЗОВЫЕ,  ПОДЪЕХАЛА.

Слева  (от)нашей  д..ревни  есть  ш..рокое  шо(с,сс)е.  

Это  (при/е)в..зли  новую  мебель.

Они  в..зут  (в)магазины  разные  товары.

Вот  (к)нашей  к(а/о)литке  под?ехала  такая  маш..на.  

Там  ч..сто   (про/а)езжают  грузовые  машины.

Домашнее задание

Прочитай предложения. Спиши только  предложения  с однородными  членами. Выдели  в них  грамматическую  основу и укажи части речи  и  однородные члены.

Составь  схему каждого такого предложения.

Выполни фонетический разбор слова ЕЛА,    разбор  по  составу   СОЛНЕЧНЫМ.  

Катя  и  (С,с)вета  идут  (в)кино.   (У)Марины  много   игрушек  и  книг.  Солнечным  утром  мы  идём  (на)пр..гулку.  (М,м)осква,  (С,с)уздаль,  (В,в)ладимир,  (П,п)лёс – старинные  г..р..да  (Р/р)о(с/сс)ии.  Утки, гуси и  леб..ди  г..товятся  (к)о/атлёту  в  тёплые  кр..я.  (Под)н..гами  шуршит  ковёр  из  ж..лтых,  красных,  б..рдовых  листьев.   Таня  ела  кашу и пила  компот.   (В)скв..реч?нике  по(я/е)вились  новые  ж..льцы.

Домашнее задание

Прочитай слова. Выпиши их в алфавитном порядке.

У имён  существительных  укажи  род  и  число,  а  у глаголов – время (прошедшее, настоящее  или  будущее).

Выбери три слова  и  составь  с  ними  предложение  с  однородными  членами. Запиши , выдели  грамматическую  основу  и  составь  схему этого предложения.

(О,а)втобус,  (а,о)бед,  праз?ник,  а(л,лл)ея,  з..вод,  ж..лтый,  уж..н,  м..чта,  д..рога,  ш..л,  с..п..ги,  т..традь,  з..втракали,  ежата,  ч..сы,  к..ртины,  г..товила,  ж..вотное,  шурш..т,  з..ботливый,  учит.ль,  м..двед..ца,  обл..ко,  оз..ро,  кр..сивые,  ч..йник,  зел..нь,  х..зяйничают,  п..л..тенце,  со?нце,  лес?ница,

ябл..ко.

Домашнее задание

Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Подумай, где надо поставить запятые.

В 1, 2, 3  предложениях выдели подлежащее и  сказуемое  и  укажи  части  речи.

Дай  характеристику  предпоследнему  и  последнему  предложениям  и  составь  их  схемы.

Выполни  разбор по составу слов ПОДРАСТАЮТ, СТЕБЕЛЬКИ.

Выполни  фонетический  разбор  слова   ЛАЕТ.

(На)смелого  с..бака  лает  а  трусливого  кусает.  М..двед/ть  питается  пл..дами  поч?ками.   Зубы  (у)белки  то  стирают?ся  то  (под)растают.   Свет  солнеч?ных  лучей  (про)никает   сквоз/сь   л..ству   кусты  и ветви.   (На)л..сной  п..ляне  с..неют   кр..снеют   ж..лтеют  и  б..леют   цв..ты.   Работяги  мурав?и   носят  ст..бельки  хв..инки   л..сточ?ки  (к)себе  д..мой.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки.  

В 1 и 2 предложениях подчеркни грамматическую основу.  Составь схемы этих предложений.

В предпоследнем предложении графически обозначь однородные члены.  

Выполни фонетический разбор слова:   дождь.

Дож(д, т)ь  стуч..л   (по)крыше  и  тр..пал  лист?я.  Сверкнула  молния  и  послышался  ре..кий  удар  грома.   Д..рога  шла  (на)п..д..ём  и  маш..нист  с  трудом  (за)т..рмозил  па….аж..рский  состав.   Ближний  сугро(п,б)  (на)питался  в..дой  и  капли  стали  тенькать.  Ручей  падает  с  камня   на  кам..нь  и  проп..дает  в  траве.  Птичка  ныряет  (на)дно  а  потом  выскакивает  (на)бер..(г,к).

Домашнее задание

Прочитай. Определи  границы  предложений. Спиши, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

В первом и последнем  предложениях выдели подлежащее и  сказуемое  и  укажи  части  речи.

Дай  характеристику  предпоследнему  предложению  и  составь  его  схему.

Выполни  разбор по составу слов ЖАВОРОНКИ, РОБКИЙ.

Выполни  фонетический  разбор  слова   РОНЯЕТ.

К..сой  до(ш/ж)(т/д)ь  ст..новит?ся  всё  мельче   тучи  нач..ли  (раз)д..лят?ся  на  обл..ка   чере(з/с)   минуту  (з..)бл..стел   ро(б/п)кий  луч  со?нца   б..рёзовая  роща  р..няет  (с)в..твей  капли  д..ждя   (с)в..сёлой  песней  в?ют?ся   жаворонки  (в)небе   (в)т..ни  папоротника  п..р..л..вают?ся  з..ркальные  капли.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *