Аннотация к методической разработке пример – Аннотация на методическую разработку
Аннотация на методическую разработку
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕВОЛОЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН» ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №5» г.Всеволожска
188642, Российская Федерация,
Ленинградская область,
г. Всеволожск, проспект Грибоедова,
дом 10, тел.: 8-813-70-27-560
«Край, в котором я живу»
Модуль к рабочей программе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Срок реализации – 1 триместр
Возраст детей – 10 лет
Климентьева С.П.,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №5» г. Всеволожска
г. Всеволожск
2018г.
Аннотация на методическую разработку
«КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
Модуль к рабочей программе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (4 класс)
Методические рекомендации представляют собой модуль к рабочей программе «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Они разработаны для 4 класса по разделу «Нравственные ценности». В основе разработки лежит идея В.И. Слободчикова о необходимости формирования в современном образовании антропологической практики, нацеленной на созидание человеческого потенциала во всей полноте духовных, душевных, телесных характеристик.
Мировоззренческая позиция в разработке модуля отражена в историко-культурных особенностях понимания сущностных характеристик человека, народности, патриотизма, выделенных отечественными мыслителями: педагогами, психологами, философами.
Выделяется практическая деятельность обучающихся по освоению ценностей малой Родины – природы и труда предшествующих поколений по освоению территории Всеволожского района Ленинградской области, мужества и героизма ее защитников в годы военных испытаний. Определены технологические особенности такой деятельности, поэтапная ее организация. Прилагается результат практической деятельности детей – иллюстрированный альбом, подготовленный обучающимися.
Автор:
Климентьева Светлана Павловна
— учитель начальных классов МОУ «СОШ № 5» г. Всеволожска
«КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
Модуль к рабочей программе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(4 класс)
«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа»
В.В. Зеньковский
Концептуальной основой для разработки модуля является идея В.И. Слободчикова об антропологической практике, рассматриваемой как существенная составляющая общественной практики, нацеленной на развитие культуры, общества и человека. Принципиальным является положение о том, что современное образование не может быть ограничено только передачей знаний или формированием компетенций. Необходимо созидание человека во всей целостности духовно-душевно-телесных проявлений. Антропологическая практика выделяет духовность как ведущую сущностную характеристику человека, отражающую его мировоззрение, ценности, стремления, нравственный опыт, его способность соизмерять свою жизнь с прошлым опытом, выстраивать стратегию своего будущего.
Мировоззренческая позиция в разработке модуля обусловлена следующими положениями.
Пониманием человеческой сущности, раскрытом в трудах русских философов. Она отражает приверженность взглядам: А.И. Введенского, В.И. Несмелова, Е.Н. Трубецкого о совершенствовании природы человека, о его стремлении к идеалу, к обретению смысла жизни; В.В. Зеньковского — о духовности как ведущем начале в человеке; Н.А. Бердяева — о значении творчества как обязанности человека перед Богом; С.Л. Франка — о соборном начале личности; К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта и других педагогов-антропологов — о единстве природной, социальной и культурной сторон, физического, душевного и духовного состава человека.
Пониманием народности, обоснованном К.Д. Ушинским как отражение национальных особенностей в основных характеристиках человека, как связь развития самосознания личности с развитием народного самосознания; определяемым В.Н. Сорока-Росинским как нравственный идеал образования; выдвигаемым современными исследователями — Е.П. Белозерцевым, А.Я. Данилюком и др. как главный ориентир для современной отечественной школы в формировании национального характера.
Пониманием патриотизма как сформированного чувства верности своему Отечеству, как готовности сохранять, развивать и защищать его ценности, отражающее взгляды: И.А. Ильина — о единстве природных и культурных ценностей Родины; А.С. Хомякова — о необходимости обретения «живого знания» о мире, С.Л. Франка – о соборном единстве народа; В.В. Зеньковского – о социальном унаследовании его духовного опыта.
Антропологическая практика в отечественной школе призвана опираться на духовные традиции народа, отраженные в отечественной мысли и педагогическом опыте. Необходимо преодоление игнорирования знаний и опыта, накопленных в педагогической антропологии России, развивающейся с середины XIX в. Пути решения проблемы находятся в русле стратегической задачи развития отечественного образования путем трансляции из поколения в поколение исторически сложившихся духовных, мировоззренческих и культурных ценностей человека, глубинно связанных со спецификой менталитета, когда человек выступает в контексте исторического процесса, как участник общественной жизни.
Ведущими для разработки модуля выступают антропологические идеи:
— о значении воспитания в созидании человеческих качеств;
— об историчности и социальности человека;
— о культурной обусловленности воспитания;
— о народности в воспитании;
— об идеалообразности воспитания;
— о социальном унаследовании опыта духовной жизни народа.
Принципы разработки модуля:
Принцип расширения ценностных оснований воспитания школьников – положения К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Кирьяковой, Г.И. Щукиной, Н.Б. Крыловой о значении выбора личностью ценностей, значимых для построения стратегии своей жизни; положения Б.С. Гершунского, Н.Д. Никандрова, З.И. Равкина о развитии отечественного образования путем трансляции из поколения в поколение исторически сложившихся духовных, мировоззренческих и культурных ценностей человека;
Принцип антропологической направленности педагогического процесса – положения Б.М. Бим-Бада, А.Я. Данилюка, В.И. Максаковой, Г.М. Коджаспировой, Л.М. Лузиной, Н.М. Борытко, А.П. Огурцова об акцентировании в образовании внимания на человеке в его историчности, открытости, в диалоговом взаимодействии;
Принцип активного деятельностного освоения духовных ценностей Родины – положения В.С. Степина о человеке как субъекте деятельности, который активно преобразует среду и осознает самого себя окружающем мире;
Цели разработки модуля:
совершенствование духовно-нравственного воспитания младших школьников, опирающееся на понимание сущности человека, сложившееся в русской культуре:
— о высшей природе и высшем призвании человека;
— о необходимости формирования у человека нравственного отношения к жизни;
— о человеке как субъекте деятельности, который преобразует и природные, и социальные объекты, и самого себя;
— о становлении человеческого в человеке средствами образования.
— знания культурных традиций своего родного края,
— ценностное отношение как проявление уважения к ним;
— опыт реализации антропологической практики.
Место в учебном плане
Модуль расширяет раздел программы «Нравственные ценности»
Выделяются ценности:
Творчество
Мужество, героизм
Трудолюбие
Родная природа.
Ценностное содержание модуля
Процесс творчества – это внутреннее духовное самоутверждение человека, мощный фактор развития личности, определяющий ее готовность изменяться, созидать материальные и духовные ценности. Педагогическая цель заключается в том, чтобы в процессе творческой деятельности детей развивать их сущностные силы: интеллект, чувства, волю, задатки и способности. Исходя из того, что каждый ребенок по-своему одарен, ставится задача обеспечить условия для творческого самовыражения детей. Творческая деятельность по изучению родного края выражается как в предметных результатах — в оригинальности и глубине решения, в практической значимости, в эстетичности, в высоком уровне исполнения; так и в формировании опыта по применению знаний, в осмыслении и в оценивании явлений культуры и истории.
Ценность мужества и героизма
Ценности мужества и героизма выступают как высшее проявление духовности человека, как готовность отдать жизнь за Родину. Освоение этих ценностей нацелено на формирование гражданской позиции, чувства любви к Родине. Изучение истории малой Родины повышает значение краеведческой деятельности как практики освоения ее ценностей. Сбор краеведческого материала в поисковых экспедициях, работа с первоисточниками, систематизация собранного материала расширяет сферу знаний о героическом прошлом народа, раскрывает многогранность культурно-исторического наследия на доступном уровне, формирует способность понимания и принятия ценностей своего Отечества, устанавливает духовную взаимосвязь о своим народом.
Ценность трудолюбия
Ребенок, развивающий свое дарование, должен быть готов к упорному труду. Успех, расцвет способностей приходит только к тому, кто готов к преодолению трудностей. Развивающий потенциал трудолюбия — способность проявить упорство, настойчивость, дисциплину в разных видах деятельности – стимулирует активность, самоутверждение путем создания материальных и духовных ценностей. Педагогическая цель реализации ценности трудолюбия заключается в том, чтобы в процессе целесообразной полезной деятельности детей развивать их сущностные силы: интеллект, чувства, слух, нервную систему, умения и навыки, способность приобретать и использовать знания.
Ценность родной природы
Освоение ценности родной природы ставит перед личностью младшего школьника задачи бережного отношения к ней, формирования экологически грамотного поведения, включения в деятельность по ее охране. Ученик должен осознать, что природа и территория малой Родины – это национальное достояние страны, что о ней заботились многие поколения предков. Современные россияне, как наследники трудовой деятельности и заботы о родной земле, должны быть достойными наследниками территории, освоенной русским народом.
Ожидаемый личностный результат – патриотизм как личностное новообразование, включающее в себя:
— чувство гордости за Россию, за историю своего края;
— готовность к преобразовательной деятельности по сохранению и развитию отечественной культуры.
ТЕХНОЛОГИЯ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ
Технология освоения модуля представлена как проектирование книги «Край, в котором я живу». Проектирование включает в себя следующие этапы
Предварительный этап
— мотивация учащихся для работы над проектом;
— познавательно-просветительская работа с учащимися.
На первом занятии проводится беседа о родном крае. Принимается решение о создании книги «Край, в котором я живу», где каждый ученик сможет интересно представить свою страничку. Составляется план работы:
• находить и показывать свой край на карте, давать характеристику своего края по плану;
• различать и описывать изученные природные и культурно-исторические объекты своего края;
• оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
• использовать историко-краеведческую литературу для получения сведений о своём крае.
Подготовительный этап
— формирование рабочих групп.
— выбор и обсуждение темы, целей и задач проекта;
— получение дополнительной информации;
На втором занятии проводится разделение обучающихся по интересам на 4 группы: историки, географы, ботаники, зоологи.
Ставятся цели проектной деятельности:
• познавательные: узнать новое о своем крае, о его природе и ситории;
• развивающие: развитие умения описать, сравнить и обобщить собранный материал;
• воспитательные: заинтересовать деятельностью по исследованию культурно-исторических и природных ценностей родного края
Этап инструктирования о ходе исследовательской работы
— разработка индивидуальных и групповых планов работы;
— распределение задач и обязанностей между членами групп;
— формулирование задач;
— выбор формы и установление сроков отчета.
Обсуждаются вопросы:
Что Вы уже знаете о родном крае?
Какие памятные места есть в нашем родном крае?
Что Вы знаете о природе родного края?
Что Вы знаете об истории и культуре родного края?
Какие выводы можно сделать, из того, что известно?
Обсуждаются примерные вопросы, которые могут изучить обучающиеся самостоятельно в соответствии с их интересами.
Историки могут описать особенности жизни людей, населявших Ленинградскую область с древних времен, включая описание малых народов –водь, ижоры, вепсы, карелы, финны-ингерманландцы; раскрыть значение региона в формировании русской государственности, ее героическое прошлое, подвиги в Великую отечественную войну, неувядаемую славу Дороги Жизни.
Географы могут исследовать, какие полезные ископаемые добываются в нашем крае. Они могут составить список рек, озёр и других водных объектов, описать водный объект.
Биологи могут найти информацию о почвах края, описать, какая деятельность человека может угрожать им; о лесе – сложном единстве живой и неживой природы. Они могут строить модели цепи питания, характерные для лесного сообщества края, установить, на какие отрасли делится растениеводство, каковы особенности растениеводства в нашем крае. Знакомятся с растениями-вредителями (борщевик) и растениями-помощниками (сидератами).
Зоологи могут объяснить, что такое «породы домашних животных» и каковы особенности животноводства в нашем крае, как эти особенности связаны с природными условиями нашего края. Они могут описать животных леса, луга, водоёмов.
Этап проведения исследования
— выполнение исследований под руководством учителя;
— анализ информации и формулировка задач и выводов.
Предполагаемое распределение заданий в проектной группе:
ИСТОРИКИ
Дорога жизни.
Крепость Орешек.
Знаменитые усадьбы Всеволожского района:
— Приютино
— Мыза Рябово
— Колтуши
Гербы Ленинградской области и г. Всеволожска
Я помню! Я горжусь! (сочинение о своих предках)
Малые народы Ленинградской области
ГЕОГРАФЫ
Рельеф и климат Ленинградской области
Озёра и реки Всеволожского района
Ладожское озеро
Река Нева
Река Лубья
Полезные ископаемые нашего края.
БОТАНИКИ
Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Редкие и охраняемые растения Всеволожского района
Похвала болотам
Растениеводство во Всеволожском районе
Растения вредители и помощники
ЗООЛОГИ
Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей
Редкие и охраняемые животные Ленинградской области
Животноводство во Всеволожском районе
Насекомоядные птицы Ленинградской области
Насекомые помощники
Этап подведения итогов
— обсуждение и утверждение формы отчета и защиты;
— коллективный анализ деятельности;
— представление и оценивание результатов.
— презентация книги в форме устного журнала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ленинградская область – это земля с древней героической историей, богатой культурой, природными ресурсами. Освоение ее ценностей – важнейшая задача воспитания личности. Большое значение придается формированию эффективной практики, включающей ученика в процесс созидания ценностей, обогащения родной культуры своим личным вкладом в процветание Родины.
Д.С. Лихачев говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…»
Представленный опыт показывает возможности развития антропологической практики в условиях реализации программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Он раскрывает пути формирования человеческого у учащихся начальной школы. Актуализируется понимание человека как субъекта деятельности, который активно преобразует среду и осознает самого себя в окружающем мире. Антропологическая практика по разработке и реализации модуля раскрывает такие стороны, как:
— Человек и его внутренний мир — поддержка детской одаренности, развитие творческих способностей младших школьников;
— становление и реализация субъектности в проектной деятельности;
— Человек и общество:
— социально значимая деятельность субъекта по освоению культурно-исторических и природных ценностей родного края.
infourok.ru
Аннотация к методической разработке
Аннотация к методической разработке « Использование образовательных веб – квестов при изучении программных произведений по литературе »
В методической разработке даётся представление о веб – квесте, есть обоснование, почему выбрана именно эта педагогическая технология, автор подробно знакомит со структурой веб – квеста, кратко изложен опыт работы за последние два года по данной технологии при изучении программных произведений по литературе, имеются методические рекомендации для учителей – предметников, разработана технологическая карта урока с использованием игровых технологий по произведению Р.Л.Стивенсона «Остров сокровищ», есть справочные материалы, образцы творческих работ учащихся для учителей, не имеющих возможности непосредственно работать с веб – квестом.
Автор рассказывает о проблемах, связанных с данной технологией, видит перспективу развития.
Созданию данной методической разработки предшествовало прохождение курсов по теме: «Проектирование сетевого учебного пространства средствами сервисов сети Интернет (48 часов, 06.11.13-12.12.13, удостоверение № 5197)
Материалы разработки были представлены на школьном, муниципальном и региональном уровне:
Мастер — класс «Внедрение дистанционных образовательных технологий: первые шаги» Муниципальная Мастерская инновационного опыта, 22 ноября 2013.
Мастер-класс «Использование средств Googl в учебной деятельности» 18.04.14
«Использование средств Googl в учебной деятельности» (выступление на городской группе) 20.05.14 ИОЦ
Мастер – класс на Образовательном событии «Инновационный каскад — 2014» секция «Мастерская инновационного опыта»
Семинар для учителей региона «Соорганизация деятельности субъектов образовательного процесса в информационно — образовательном пространстве школы» 18 ноября 2014
infourok.ru
Презентационная аннотация методической разработки Учителя
Гордеева Ольга Анатольевна Критерий I. Наличие собственной методической разработки по преподаваемому предмету, имеющей положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе.
Критерий I. Наличие собственной методической разработки по преподаваемому предмету, имеющей положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе.
Презентационная аннотация методической разработки Учителя
(Приложение 1)
«Организация проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий на уроках физики».
При введении ФГОС ООО ключевой целью образования является личностное, общекультурное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающих такую компетенцию, как умение учиться через развитие УУД. Новые требования к оценке качества образования предполагают введение мониторинга и комплексной оценки академических достижений ученика, его компетентностей и способностей. В связи с этим в течение четырех лет я разработала свою методическую систему, выстраивая механизмы формирования именно коммуникативных универсальных действий как условия достижения нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Одним из результатов такой деятельности является методическая разработка «Создание развивающей среды на уроках с использование новых образовательных технологий». В ходе этой разработки были даны мастер-классы по темам «Роль электронных образовательных ресурсов и лабораторного оборудования в повышении качества образования в современной школе», «Использование платформы «ГлобаЛаб» для индивидуальной, самостоятельной работы учащихся».
Актуальность методической разработки заключается в новой методике, основывающейся на трех инновационных технологиях: проектной технологии, исследовательской технологии, технологии проблемного обучения. Применение указанных технологий способствует формированию КУУД в рамках внедрения ФГОС, что предполагает совершенствование образовательного пространства, определение целей образования, учитывая государственные, социальные и личности потребности и интересы.
Инновационный аспект методической разработки выражается в решении сопряженных с формированием КУУД проблем, которые на сегодняшний день еще не решены, в социализации учеников, а также в выработке способов достижения метапредметных результатов образовательного процесса.
Практикоориентированность методической разработки заключается в том, что ею могут воспользоваться не только учителя физики, но и другие участники образовательных отношений: ученики, которые найдут в методической разработке нужную информацию для успешного освоения физики; родители, которые, ознакомившись с материалами мастер-классов, смогут проконтролировать индивидуальную и самостоятельную работу ребенка или примут участие в проектной и исследовательской работе своего ребенка.
Цели методической разработки:
обучающая – обучение учащихся на уроках физики, занятиях кружка и внеурочной учебной деятельности через проектирование;
развивающая – развитие мыслительных способностей, ключевых компетентностей обучающихся;
воспитательная – воспитание целеустремленности, организованности, аккуратности, самостоятельности, коммуникабельности, толерантности, чувства гордости за свою школу, города, области, родину.
Реализация поставленных целей способствует решение следующих задач:
активизация познавательной деятельности школьников через использование современных информационных технологий, проектную и исследовательскую деятельность, совместную деятельность учителя и учащихся по решению основных задач урока;
развитие чувства успеха у обучающихся, уверенности ученика в том, что он добьется цели, укрепление веры учащихся в возможность преодоления трудностей через дифференциацию обучения на основе когнитивных стилей, создание ситуаций выбора;
формирование коммуникативных, рефлексивных, информационных и проектных компетентностей учащихся, а также умений использовать приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни.
В основу «проектной технологии» положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания. «Проектную технологию» использую как при изучении нового материала, так и при закреплении и отработки навыков решения учебных задач. В своей работе я использую несколько типов проектов: исследовательские, учебные, социальные, индивидуальные и групповые. Применение в проектной деятельности помогает учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа, энциклопедии и пр.), формировать основы информационной культуры. В результате самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к изучению предмета.
Под учебной исследовательской деятельностью школьников обычно понимается процесс решения ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющий своей целью построение субъективного нового знания. Исследовательская деятельность школьников может быть организована на уроках и во внеурочной деятельности, на факультативных и групповых занятиях. На уроках – это урок-исследование, урок-лаборатория, урок-изобретательства, урок-рассказ об ученых, урок-защита исследовательского проекта и др. Пользуясь ресурсами сети Интернет, организовываю исследовательские и творческие проекты, участвуем в региональных, всероссийских и международных проектах, конкурсных олимпиадах, даю опережающие задания, организовываю самостоятельную работу учащихся.
Важный и ответственный этап проблемного обучения – создание проблемной ситуации. Главным средством для этого служат проблемные вопросы, однако, на уроках физики с этой целью можно использовать демонстрационный и мысленный эксперимент, фронтальные опыты, экспериментальные задачи и т.д. Для успешной постановки проблемы, она должна содержать познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного, вызвать чувство удивления при сопоставлении нового с неизвестным и неудовлетворенность имеющимся запасом знаний, умений и навыков. Проблемный вопрос должен содержать противоречивость информации и вызывать необходимость и желание сравнивать, рассуждать, анализировать данные, обобщать их, т. е. искать закономерность.
Компьютеры на уроках физики позволяют выдвинуть на первый план экспериментальную, исследовательскую деятельность учащихся. Бесспорно, что в школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.
Перечень мероприятий, подтверждающих наличие у педагогического и/или экспертного сообщества интереса к методической разработке Учителя и результатам её внедрения.
Открытый урок по теме «Механические колебания» (в рамках педагогического мастерства «Педагогический олимп»)
Открытый урок по теме «Опыт Резерфорда» (в рамках городского конкурса «Урок нового поколения с поддержкой ИКТ)
Открытый урок по теме «Условия плавания тел»» (в рамках Городского МО учителей физики))
Открытый урок компьютерных лабораторных работ по теме «Определение начальной скорости и ускорения тела, скользящего по наклонной плоскости» (в рамках Городского МО учителей физики)
Открытый урок-исследование в 11 классе по теме «Фотоэффект» (в рамках Городского МО учителей физики)
Открытый урок «Использование программы
Excel при решении расчетных задач по теме «Гравитационные явления».
Ондайн-конференция по теме «Роль электронных образовательных ресурсов и лабораторного оборудования в повышении качества образования в современной школе».
Международный фестиваль деятелей образования «Сотрудничество, сообразование, сотворчество» по теме «Использование ИКТ на уроках физики».
«Современные образовательные технологии, как средство повышения качества образования по математике» (в рамках Методического совета)
«Использование ЭСО на уроках естественно – математического цикла» ( в рамках педагогического совета «Реализация принципа индивидуализации обучения, развитие творческого потенциала учащихся через ИТК и ЭСО» )
«Форма и методы. Проблемы и пути решения при подготовке к ОГЭ» (в рамках школьного семинара)
«Использование ИКТ на уроках физики» (в рамках Практико – ориентированной онлайн конференция «Современная школа:новые образовательные технологии и электронные учебники»)
«Организация проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий на уроках физики» выступления на Всероссийском педагогическом практикуме
1.2.2. Наличие подтверждения положительной оценки методической разработки Учителя педагогическим сообществом (отзывы, справки, протоколы) (Приложение 2)
Отзыв учителей.
Отзыв директора МБОУ ООШ ст. Мадалан О.В Федоровой.
Протокол методического совета.
1.2.3. Наличие подтверждения положительной оценки методической разработки Учителя экспертным сообществом, в т.ч. результаты участия в конкурсах, на которые разработка представлялась (отзывы, грамоты, дипломы, справки) (Приложение 3)
Выписка из протокола №4 заседания городского методического совета.
Отзыв Детской студии раннего развития «АБВГДейка» Т.А.Панченко
Отзыв ООО «Психолог и Я» А.В.Якубец.
Участие в научно-методической работе в проекте «Возможности платформы «ГлобалЛаб» для реализации ФГОС».
1.2.4. Размещение информации о методической разработке Учителя на сайте ОО – месте работы Учителя. Обязательны адреса указанных сайтов
Публикации на школьном сайте «Как создать Web квест» http://tynda2.ucoz.ru/load/
Публикации на школьном сайте «ЭОР – нового поколения» http://tynda2.ucoz.ru/load/
Публикации на школьном сайте «Организация проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий на уроках физики». http://tynda2.ucoz.ru/load/fizika/pedagogicheskij_opyt_uchitelja_fiziki_gordeevoj_olgi_anatolevny/17-1-0-67
1.2.5. Размещение информации о методической разработке Учителя на сайте (сайтах) различных общественно-педагогических организаций (ассоциаций педагогов, методических объединений ИМЦ и т.п.). Обязательны ссылки на Интернет ресурс
(Приложение 4)
Публикации материалов на сайтах других сообществ:
Интернет портал Pro школу
www.proshkolu.ru
Публикации материалов на сайтах других сообществ
Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
http://nsportal.ru/
Публикации материалов на сайтах других сообществ
Завуч.инфо
http://www.zavuch.ru/
Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
http://nsportal.ru/
Проект «Инфоурок»
https://infourok.ru/
Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
http://nsportal.ru/
Интернет портал Pro школу
www.proshkolu.ru
Проект «Инфоурок»
https://infourok.ru/
Глобальная школьная лаборатория
https://globallab.org/ru/#.VxozuZ-g9lI
1.2.6. Наличие списка публикаций Учителя, в которых получило отражение содержание методической разработки (Приложение 5)
Воздействие электромагнитных лучей на организм человека http://www.proshkolu.ru/user/Olg40/file/888863
/
«Методы расчета разветвленных электрических цепей»
https://infourok.ru/usloviya-i-otveti-zadach-metodi-rascheta-razvetvlennih-elektricheskih-cepey-591158.html
«Использование платформы «ГлобалЛаб» для индивидуальной и самостоятельной работы учащихся»
https://infourok.ru/ispolzovanie-platformi-globallab-dlya-individualnoy-i-samostoyatelnoy-raboti-1046542.html
Презентация по теме «Диффузия» http://www.proshkolu.ru/user/Olg40/file/888879/
Контрольные работы по физике по теме «Тепловые явления»
https://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-po-fizike-klass-po-teme-elektricheskie-yavleniya-981382.html
Контрольные работы по физике по теме «Магнитные явления» https://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-po-fizike-klass-po-teme-magnitnie-yavleniya-981386.html
Тест по физике по теме Механические колебания http://www.proshkolu.ru/user/Olg40/file/3927018/
Тест по физике «Атмосферное давление»
https://infourok.ru/test-po-fizike-klass-po-teme-atmosfernoe-davlenie-949532.html
Презентация по теме «Лабораторная работа по теме «Измерние напряжение на различных участках цепи»
https://infourok.ru/laboratornaya-rabota-izmerenie-napryazheniya-na-razlichnih-uchastkah-elektricheskoy-cepi-981373.html
Контрольные работы по физике по теме «Электричекие явления» https://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-po-fizike-klass-po-teme-elektricheskie-yavleniya-981382.html
Рабочая программа по внеурочной деятельности по астрономии 2 класс https://infourok.ru/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-po-astronomii-dlya-uchaschihsya-klassa-902009.html
Промежуточная аттестация по физике 8 класс https://infourok.ru/promezhutochnaya-attestaciya-po-fizike-klass-variant-981358.html
Презентация к классному часу «Дорогу, которую мы выбираем» https://infourok.ru/prezentaciya-k-klassnomu-chasu-dorogu-kotoruyu-mi-vibiraem-591025.html
Презентация «ЭОР нового поколения» http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/02/20/eor-novogo-pokoleniya-na-urokakh-fiziki
Промежуточная аттестация по физике 7 класс https://infourok.ru/promezhutochnaya-attestaciya-po-fizike-klass-variant-949550.html
Презентация по теме «Динамометр»
http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2011/11/14/dinamometr
Статья «Как создать Web квест» http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/04/07/kak-sozdat-veb-kvest
Создание проекта на платформе «ГлобалЛаб» по теме «Плавание тел» https://globallab.org/ru/user/profile/olga40.html#drafts
Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Вопросы образования и науки: Теоретический и методический аспекты» (Министерство образования науки Российской Федерации, 2012 г.) по теме «Информационные технологии в школе»
Педагогический опыт учителя Гордеевой О.А. http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/05/22/nalichie-sobstvennoy-metodicheskoy-sistemy-uchitelya-aprobirovannoy
Презентация «Помощь учащимся при заполнении Бланков ЕГЭ» http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2015/03/01/pomoshch-ucheniku-pravila-zapolneniya
Презентация по теме «Лабораторные работы по физике 7 класс» http://www.zavuch.ru/methodlib/120/152419/#
Приложение 1.
Уровень сформированности ОУУН по физике в выпускных классах .
Учебно-организационные20%
64,5%
15,5%
Учебно- коммуникативные
27,5%
55%
17,5%
Учебно-интеллектуальные
40%
45%
15%
Учебно-информационные
32%
45%
10%
2013-2014
Учебно-организационные
35%
55%
10%
Учебно- коммуникативные
30%
58%
12%
Учебно-интеллектуальные
44%
46%
10%
Учебно-информационные
35%
43%
7%
2014-2015
Учебно-организационные
45%
55%
5%
Учебно- коммуникативные
34%
60%
6%
Учебно-интеллектуальные
50%
48%
2%
Учебно-информационные
39%
42%
5%
Высокий уровень ОУУН является достаточным доказательством обоснованности, уместности и результативности использования современных технологий.
Приложени 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
infourok.ru
Аннотация к методической разработке «Задания для практических работ ОДП.10 Математика»
Методическая разработка «Задания для практических работ ОДП.10 Математика» предназначена для студентов, обучающихся по специальностям 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет», 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 19.02.10 «Технология общественного питания».
Разработана в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, с учебным планом и программой курса ОДП.10 «Математика». Содержит задачи и упражнения, выполнение которых позволит получить системные знания по дисциплине.
Практическое занятие — целенаправленная форма организации педагогического процесса, направленная на углубление теоретических знаний и овладение определенными методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных учебных действий в данной сфере науки.
Аудиторные практические занятия играют исключительно важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач в процессе совместной деятельности с преподавателем.
Практические занятия служат своеобразной формой осуществления связи теории с практикой. Структура практических занятий в основном одинакова — вступление преподавателя, вопросы студентов по материалу, который требует дополнительных разъяснений, собственно практическая часть, заключительное слово преподавателя.
В структуре практического занятия доминирует самостоятельная работа студентов.
Правильно организованные практические занятия имеют важное воспитательное и практическое значение (реализуют дидактический принцип связи теории с практикой) и ориентированы на решение следующих задач:
— углубление, закрепление и конкретизацию знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы;
— формирование практических умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности;
— развитие самостоятельности и т.д.
Методическая разработка «Задания для практических работ ОДП.10 Математика» включает в себя задания для аудиторной практической работы по следующим разделам и темам курса ОДП.10″Математика»:
Раздел 1. Развитие понятия о числе.
1.1.Действительные числа и величины. Приближение действительных чисел. Погрешности.
1.2.Вычисления с приближенными данными.
Раздел 2. Уравнения и неравенства.
2.1. Линейные уравнения с одной переменной.
2.2.Квадратные уравнения.
2.3. Иррациональные уравнения.
2.4. Линейные неравенства с одной переменной.
2.5. Квадратные неравенства.
2.6. Системы линейных уравнений и методы их решения.
2.7. Системы линейных неравенств.
2.8. Комплексные числа.
Раздел 3. Функции, их свойства и графики.
3.1. Числовая функция.
3.2.Графики функций. Простейшие преобразования графиков функций.
3.3. Монотонность, ограниченность, четность и нечетность, периодичность функций.
Раздел 4. Корни, степени и логарифмы.
4.1. Корни и степени.
4.2. Степени с рациональными показателями их свойства.
4.3. Степени с действительными показателями их свойства.
4.4. Логарифмы.
Раздел 5. Показательная, логарифмическая и степенная функции.
5.1. Показательная, логарифмическая и степенная функции, их свойства и графики.
5.2. Решение простейших показательных уравнений.
5.3. Решение простейших показательных неравенств.
5.4. Решение простейших логарифмических уравнений.
5.5. Решение простейших логарифмических неравенств.
6. Основы тригонометрии.
6.1. Радианное измерение углов и дуг. Тригонометрические функции числового аргумента, знаки их значений.
6.2. Соотношения между тригонометрическими функциями одного аргумента.
6.3. Преобразование сумм тригонометрических функций в произведение. Преобразование произведений тригонометрических функций в суммы. Периодичность тригонометрических функций.
6.4. Свойства и графики тригонометрических функций. Обратные тригонометрические функции.
6.5. Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства.
Раздел 7. Прямые и плоскости в пространстве.
7.1. Аксиомы стереометрии и простейшие следствия их них. Взаимное двух прямых в пространстве.
7.2. Угол между прямыми. Признак параллельности прямой и плоскости. Признак параллельности плоскостей.
7.3. Параллельное проектирование и его свойства. Перпендикулярность прямой и плоскости. Ортогональное проектирование.
7.4. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Угол между плоскостями. Перпендикулярность двух плоскостей.
Раздел 8. Векторы и координаты.
8.1. Векторы на плоскости и в пространстве. Действия над векторами с заданными координаты.
8.2. Прямоугольные координаты на плоскости и в пространстве.
8.3. Длина вектора. Угол между векторами. Расстояние между точками. Уравнение прямой. Уравнение окружности.
Раздел 9. Начала математического анализа.
9.1.Производная. Свойства производной.
9.2. Производная суммы, произведения и частного двух функций.
9.3.Производная сложной функции. Производная степенной, логарифмической и показательной функций.
9.4. Вторая производная, ее геометрический и физический смысл.
9.5. Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции.
9.6. Применение производной к построению графиков функции.
9.7. Первообразная.
9.8. Неопределенный интеграл и его свойства.
9.9. Определенный интеграл и его свойства.
9.10. Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла.
9.11. Дифференциальные уравнения первого порядка.
Раздел 10. Многогранники.
10.1. Геометрическое тело, его поверхность. Многогранники. Призма.
10.2. Параллелепипед. Призма.
Раздел 11. Тела и поверхности вращения.
11.1. Поверхность вращения. Тело вращения. Цилиндр Конус.
11.2. Сфера и шар.
Раздел 12. Измерения в геометрии.
12.1. Объем геометрического тела. Объем призмы, параллелепипеда.
12.2. Объем пирамиды, цилиндра.
12.3.Объем конуса, шара.
12.4. Площадь поверхности геометрических тел. Площадь поверхности призмы, пирамиды.
12.5. Площадь поверхности цилиндра, конуса, шара.
Раздел 13. Элементы комбинаторики.
Раздел 14. Элементы теории вероятностей. Элементы математической статистики.
14.1. Случайный опыт случайное событие.
14.2. Вероятность события. Операции над событиями.
14.3. Теоремы сложения и умножения вероятностей. Формула Бернулли.
14.4. Дискретная случайная величина, закон ее распределения.
14.5. Числовые характеристики дискретной случайной величины.
Список использованной литературы
- Богомолов Н.В. Практические занятия по высшей математике. – М.: Высшая школа, 1999
- Валуцэ И.И. и др. Математика для техникумов на базе средней школы: учеб. пособ. – М.: Наука, 1990
- Зайцев И.Л. Элементы высшей математики для техникумов. – М., 1972
- Математика для техникумов. Алгебра и начала анализа: В 2-х частях. учеб. /Каченовский М.И. и др. под ред. Г.Н. Яковлева. – М.: Наука, 1987
- Математика для техникумов. Геометрия: учебник /Каченовский М.И. и др. под ред. Г.Н. Яковлева. – М.: Наука, 1989
- Подольский В.А. и др. Сборник задач по математике для техникумов. – М.: Высшая школа, 1999
www.informio.ru
Как написать методическую разработку? Что такое методическая разработка?
Чтобы образовательный процесс был структурированным и полностью обеспеченным всеми необходимыми материалами, преподаватели и учителя готовят различные специфические документы. В данной статье хочется рассказать о том, как написать методическую разработку, что это такое и зачем вообще нужно это делать.
Терминология
Изначально надо понять, о чем же именно будет идти сейчас речь. Первый вопрос, который может возникнуть у каждого: «Что такое методическая разработка?» Итак, это специфическое пособие. В нем описываются различные методы организации образовательного процесса, формы и элементы педагогических технологий, которые могут пригодиться для проведения урока или внеклассного занятия. Важные моменты:
- Подготавливать методическую разработку можно применительно к одному только уроку, теме или же целому курсу полностью.
- Данный документ может быть как индивидуальным, так и подготавливаться целой командой специалистов, то есть быть коллективным.
Главная же цель методической разработки – педагогическо-профессиональное совершенствование учителя при подготовке уроков или курсов.
Важные моменты
Разбираемся далее, как написать методическую разработку. Собираясь подготавливать данный документ, нужно помнить о важных деталях, на которые необходимо обратить внимание:
- Общий объем документа (так называемый «чистый текст») должен составлять не менее 16 листов информации, набранной на компьютере. И это не считая титульного листа и списка литературы.
- Также надо помнить, что поля должны быть: 3 см – слева, по 2 см – сверху, снизу и справа.
- Номер страницы ставится по центру снизу. Сам же символ должен быть арабским (то есть «1», «2», «3» и т. д.).
- Шрифт обязательно Times New Roman, размер 14-й, междустрочный интервал одинарный. Если в работе есть таблицы, шрифт текста, написанного в них, – Times New Roman, 12-й.
- Выравнивание текста должно быть по ширине страницы.
- Красная строка отступается на пять знаков.
- Все заголовки выделяются полужирным шрифтом (Times New Roman, размер 14-й), предпочтительно их размещение по центру страницы.
При этом важно помнить, что все иллюстрации должны обозначаться термином «Рисунок» или «Рис.», все они нумеруются по порядку. Основная часть может быть разделена на разделы, подразделы.
Главные правила создания методической разработки
Стоит сказать, что методическая разработка проще, чем кажется на первый взгляд. Ведь сделать ее совершенно не трудно, если человек свободно ориентируется в материале. Ведь в этом документе его нужно всего лишь грамотно структурировать и преподнести в удобном для чтения и использования виде. При создании методической разработки нужно придерживаться следующих важных правил:
- Содержание работы должно четко соответствовать цели, а также обязательно тематике.
- Суть создания методической разработки – подача сведений о максимально рациональной и эффективной организации учебного процесса в той или иной дисциплине.
- Все разработанные методики должны быть творческой работой, а не копированием частей учебников, пособий и иных ранее существовавших образовательных документов.
- Язык в тексте должен быть лаконичным, простым и понятным. Однако важно также использовать соответствующую профессиональную терминологию.
- Все методы, приемы и формы подачи учебного материала должны «иллюстрироваться» ссылками на свой ранее примененный педагогический опыт.
- В данном документе надо описать все вспомогательные средства, которыми пользуется педагог во время подачи ученикам материала. Это могут быть карточки, схемы, таблицы, инструкции для проведения лабораторных работ и т. д.
Просматривая варианты того, как написать методическую разработку, стоит помнить главное: все написанное должно соответствовать действительности. Так, не нужно описывать тот или иной метод обучения, если нет возможности его материально-технического обеспечения. И главное — методическая разработка должна ответить на вопросы: «Как научить? Как сделать так, чтобы ученик наилучшим образом усвоил предложенный учителем материал?»
Кратко о структуре
Рассматривая рекомендации по написанию и оформлению методических разработок, нужно также помнить и о том, что подача материала должна быть структурированной. Так, очень важно помнить, что любая серьезная работа должна состоять из следующих элементов (и методическая разработка не исключение):
- Титульный лист.
- Аннотация.
- Содержание.
- Вводная часть, или введение.
- Основная часть, где будет изложен весь материал.
- Заключение (можно вместе с выводами).
- Список использованной в работе литературы.
- Если есть необходимость, могут присутствовать в работе приложения.
Титульный лист
Теперь же стоит разобраться, как правильно оформлять все вышеперечисленные части методической разработки. Итак, начинается документ с титульного листа. Он оформляется следующим образом:
- Сверху пишется наименование учреждения, куда данный документ подается (название указывается в соответствии с выданной лицензией).
- В центре листа пишется название самой работы.
- Немного ниже от названия, по правой стороне, надо указать следующие сведения об авторе: место работы, занимаемая должность, а также ФИО.
- В центре в самом низу надо указать город и год, то есть где и когда данная методическая разработка была создана.
Важно отметить, что к оформлению названия работы строгих требований нет. Так, тут можно поэкспериментировать с различными шрифтами, размерами, особенностями оформления (однако в рамках дозволенного, ведь методическая разработка – это официальный документ).
Аннотация
Просматриваем далее рекомендации к оформлению методической разработки. На данном этапе важно рассказать о том, что же такое аннотация и как ее нужно правильно оформлять. Ведь нередко люди боятся этого слова и теряются, если нужно составить аннотацию. Так, это всего лишь краткое объяснение того, что будет изложено далее в документе. Тут важно помнить, что нужно указать в таком случае:
- Главное – рассказать о той проблеме или особенности, которой посвящена разрабатываемая методика.
- Нужно высветлить те вопросы, на которые можно будет найти ответ в тексте ниже.
- Также указываются потенциальные пользователи данной разработки.
Сама же аннотация не должна быть большой. Достаточно будет 10 предложений, где и нужно изложить всю суть.
Введение
Идем далее, разбираясь в том, как написать методическую разработку. После титульного листа следует оглавление, и написать его не составит труда. Следующее в списке – введение. Вот это очень важный раздел всей работы, где также надо кратко и доступно рассказать о том, в чем же особенность данного труда.
- Изначально излагается новизна этой работы, ее уникальность и обязательно актуальность. Тут нужно рассказать, чем руководствовался автор при выборе данной тематики, чем она особенна.
- Далее надо описать цель работы.
- Следующий важнейший пункт – условия применения этой работы, то есть надо рассказать, когда и в каких случаях изложенные в документе рекомендации могут применяться.
- Также можно указать возможные сложности, риски.
Объем введения не должен превышать 2 страниц текста, набранного на компьютере.
Основная часть
Продолжаем говорить о том, как написать методическую разработку раздела ООП (то есть основной образовательной программы) или же просто самостоятельную работу (независимо от иных образовательных документов). Так, пришло время понять, как же надо оформлять основную часть работы. Именно тут и происходит изложение всего того материала, который подготовил педагог.
- Важно раскрыть специфику методической разработки.
- Также надо придерживаться существующих требований с учетом специфики дисциплины.
- Важно логически подавать материал, чтобы замысел автора был максимально понятен.
Заключение
Это последняя основная часть работы. Именно тут делаются определенные выводы, могут подаваться также рекомендации. В данном разделе важно рассказать о том, где и как будет приводиться в действие все изложенное в этой методической разработке. Объем этого текста – до одной страницы.
Все остальное, о чем не было упомянуто
Список литературы оформляется в алфавитном порядке, сначала подаются все нормативные документы. Тут также можно указывать ссылки на интернет-источники (в самом конце списка).
Если в работе есть приложения, они подаются после списка литературы. Каждое отдельно взятое приложение нумеруется арабской цифрой, ему присваивается имя («Приложение 1», «Приложение 2» и т. д.).
Чаще всего также надо будет написать рецензию на методическую разработку. Так, они бывают двух видов:
- Внутренние.
- Внешние.
В первом случае рецензия пишется работником того же заведения, где работает педагог, во втором – специалистом иного образовательного учреждения, однако всегда в соответствии с профилем и спецификой самой методической разработки.
fb.ru
Как написать методическую разработку
Преподаватели музыкальных школ часто сталкиваются с проблемой недостаточного обеспечения методической литературой, тем более – литературой качественной и полезной. Педагогам, у которых есть опыт, свои наработки, желание поделиться результатами с коллегами, следует активнее включаться в методическую работу. Такая форма работы принесет обоюдную пользу, как авторам, так и другим преподавателям, которые изучат и внедрят новые технологии в своей работе, результат – повышение профессионального мастерства и качества обучения.
Сегодня мы поговорим о том, как написать методическую разработку и правильно ее оформить.
Методическая разработка – что это?
Методическая разработка является пособием, в котором автор описывает свои формы и методы работы по преподаванию и изучению конкретного курса или темы.
.
Это может быть разработка
• конкретного урока
• комплекса уроков по определенной теме
• авторская методика преподавания конкретной дисциплины
• разработка, основанная на применении новых форм медиа педагогики
• выработка общего подхода к обучению и воспитанию
. разработка инновационных и интерактивных методов обучения
Для написания методической разработки автору необходимо иметь:
— опыт работы по теме, которую он собирается освещать
— наличие результатов работы по данной тематике
— наличие наработок, конспектов проведенных занятий по данной теме
Тема работы должна быть актуальной и интересной большому кругу читателей, в данном случае – преподавателям
.
Инструкция написания методической разработки
1. Выбор темы. Это должна быть тема, интересующая, в первую очередь, самого автора. Но не просто интересующая, а тема, которую педагог уже давно разрабатывает, и обладает знаниями и обширной информацией по данной тематике. Тема должна быть актуальной и востребованной.
2. Определение цели методической работы. Если это разработка определенного урока, то цель, вероятнее всего, — выработка конкретных навыков учащихся. И достигается эта цель в ходе одного урока. Для объемных разработок цели будут более глобальными.
3. В самом начале работы необходимо провести начальную диагностику знаний и качеств учащихся, которые в ходе эксперимента вы хотели бы сформировать. Определиться — что нужно сделать для достижения более высокого уровня в работе по данной теме, и в каком направлении вы будете двигаться.
4. Обязательно изучите литературу по данной теме, законспектируйте, выпишите полезное и интересное для работы. Составьте план и начинайте накапливать материал. После проведения определенного количества уроков с применением запланированных форм и методов организуйте следующую диагностику, сравните результат и определите эффективность вашей методики.
5. Изложение материала должно быть логичным и систематизированным, язык изложения – грамотным и убедительным.
План методической разработки
После выполнения предыдущих пунктов приступайте к составлению плана и написанию методической разработки.
Структура методической разработки:
• Аннотация.
• Содержание.
• Введение.
• Основная часть.
• Заключение.
• Список использованных источников.
• Приложения.
Аннотация. В аннотации указывается существование проблемы по данной тематике и кому предназначается методическая разработка.
Введение. Во введении нужно объяснить, почему вами выбрана данная тема, ее актуальность, освещение темы классиками — признанными педагогами с обзором изученной литературы,
ваше видение и развитие основных положений и методов в методической разработке. Введение должно быть небольшим, объем – две-три страницы.
Основная часть – объемная, она требует разделения на подпункты. Вначале необходимо указать на важность темы, как долго вы изучаете данную проблему, сколько времени отводится на изучение, что в результате получат учащиеся – какие навыки и умения сформируются в ходе изучения данной темы. Обязательно нужно определить связь рассматриваемой тематики с другими дисциплинами и частями курса. Затем идет описание форм и методов, применяемых вами в процессе работы, приводится сравнительный анализ начальной и итоговой диагностики.
.
Возможные разделы основной части:
• описание темы
• планирование по изучению темы, предполагаемое на изучение количество часов,
• рекомендации по изучению темы
• навыки, полученные или закрепленные учениками в ходе изучения темы
• взаимосвязь темы с другим изучаемым материалом и обзор меж предметных связей
• анализ методики, представленной в методической разработке
Планируя изучение темы, следует
• определиться с перечнем вопросов, которые должны освоить ученики
• продумать примеры, подготовить практические задания, наглядные материалы, контрольные мероприятия
. Проанализировать формы работы и технологии, которые будут применяться при изучении данной темы
В заключении даются выводы – польза и результативность предложенной методики.
Обязательно указывается список использованной литературы. А в приложении приводятся схемы, таблицы, графики, наглядно оформляются сравнительные результаты эксперимента.
Оформление методической разработки
Существуют определенные требования к написанию методической разработки, и их следует придерживаться при написании.
.
1. На титульном листе указывается наименование вышестоящей организации и полное наименование вашего учреждения, вид работы и название. Внизу титульного листа указывается место и год издания.
.
2. На обороте титульного листа указываются данные о работе, и помещается аннотация. Ниже приводятся данные заседания комиссии, на которой рассматривалась рукопись с перечислением участников комиссии.
.
3. При оформлении текста следует оставлять поля по два сантиметра с каждой стороны. Номера страниц – арабские цифры внизу страницы. На титульном листе номер страницы не указывается, но вносится в общее количество. Размер шрифта – 12 или 14, между строками одинарный интервал. Используется красная строка в абзацах. Текст выравнивается. Объем работы – не менее 24 печатных листов. Основная часть должна составлять не менее половины работы.
.
4. Приложения приводятся в конце работы в порядке их появления в тексте, страницы нумеруются арабскими цифрами. Каждое приложение располагается на новой странице. В тексте основной части – ссылки на приложение.
.
5. Указывается список использованной литературы. Если же работа имеет чисто практическую направленность, литература может не указываться.
Вот такие рекомендации и правила написания методической разработки.
.
Удачи в методической работе, уважаемые коллеги!
Прочтите о подготовке лекции и реферата
.
Похожие статьи
vocalmuzshcola.ru
Аннотация к методической разработке «Неделя биологии»
Аннотация к методической разработке «Неделя биологии».
Данная разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы по биологии. Предназначена для использования
в работе учителей биологии общеобразовательных школ. При подготовке к проведению мероприятия используется методика коллективных творческих дел И.П.Иванова, методика ключевых дел В.А.Караковского, игровые технологии И.М.Подгаецкой и новые воспитательные технологии Н.Е.Щурковой.
Разработка содержит обширный материал для проведения различных викторин. конкурсов, экологических игр. Приведен подробный план проведения недели, прописаны сценарии некоторых мероприятий.
Методическая разработка «Неделя биологии»
Цель: развитие интереса к биологии, воспитание любви к природе родного края,
Формирование ключевых компетенций учащихся.
План проведения Недели биологии
№ | Этапы работы | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1 | Подготовительный этап | Выбор совета дела, планирование работы, подготовка оформления, объявлений. Контроль за ходом подготовки к Неделе. | 1 -2 недели | Учителя – предметники, совет дела |
2 | Основной этап |
Открытие недели биологии. Блиц — викторина | Понедельник | Учителя – предметники, совет дела |
Викторина «Живая природа» (3 -4 классы) | Вторник | Учителя – предметники, совет дела | ||
3 день. Конкурс плакатов «Сохраним природу голубой и зеленой» Экологический десант | Среда | Учителя – предметники, совет дела | ||
4 день. Экологическая игра «Земля — наш общий дом». Конкурс стихов и песен о природе. | Четверг | Учителя – предметники, совет дела | ||
Игра «Поле чудес» для учащихся 8 – 11 классов | Пятница | Учителя – предметники, совет дела | ||
3. | Контрольно — аналитический этап | Обсуждение проведенной работы, поэтапный анализ достоинств и недостатков хода проведения Недели | Суббота | Учителя – предметники, совет дела |
Подготовительный этап
За 1 – 2 недели до начала мероприятия по школе развешиваются красочные объявления, программы проведения недели. В каждом классе объявляются все конкурсы. При необходимости проводятся консультации с будущими консультантами. Тщательно проведенная подготовительная работа позволяет при проведении Недели создать «ситуацию успеха», что очень важно для формирования интереса к изучению природы.
К открытию недели красочно оформляется зал, в котором организуется выставка рисунков, вывешиваются плакаты с вопросами викторины.
К конкурсам вопросы готовят сами учащиеся. Опыт показал, что каждый, даже самый слабый ученик старается придумать наиболее интересный вопрос, над котором немало придется ломать голову знатокам.
Особой подготовки требуют конкурсы песен и стихов о родной природе.
Большое значение в привлечении учащихся к мероприятиям имеет и оформление зала.
1 день.
Открытие Недели биологии. Проведение блиц – викторины
5 класс
1. Ананас-дерево?(нет, трава)
2. Какое растение кормит, лечит , одевает, наказывает.(крапива)
3. Северный шелк?(Лен)
4. Первая среди масличных культур,(хлопчатник)
5. Название какого растения связано со звоном?
6. Кто сильнее: лев или тигр? (тигр)
7. Самое быстрое животное суши (гепард)
6 класс
1. Какую птицу все бьют и называют вором?
2. Самый быстрорастущий злак(бамбук)
Второй хлеб человечества ?(Рис)
4. Никто не пугает, а они все дрожат (осина).
5. Абрикос сушеный с косточками?(Урюк)
6. Косой ли заяц?
7 Какого цвета хамелеон? (разного).
7 класс
1. Какая рыба вьет гнездо? (колюшка).
2. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
Самые тяжелые семена?(У сейшельской пальмы до -18 кг)
4. Водоросль ламинария прикреплена ко дну или нет?
5. Абрикос сушеный половинками?(Курага)
6. Где раки зимуют? (в норах на берегах рек).
7. Какая птица самая мелкая? (колибри)
класс
1.Чем гиппопотам отличается от бегемота? (ничем)
2. Самые крупные летающие птицы (дрофа, лебедь).
3. Какая птица выводит птенцов зимой? (клест).
4. Какая птица иногда кричит, как кошка (иволга).
5. Назовите хищное растение (росянка, венерина мухоловка).
Обезьянье хлебное дерево? (Баобаб)
Самое быстрое морское животное. (касатка, дельфин).
Класс
1.Самая большая змея (анаконда).
Где у кузнечика ухо? (на ноге).
Сколько ног у паука? (8).
Что ест зимой еж? (спит).
Какая птица не имеет крыльев? (киви).
Кит — рыба или зверь? (зверь).
Как размножается утконос) (откладывает яйца и высиживает их)
класс
1.Когда температура тела у птиц выше: зимой или летом? (зимой).
Какие листья у повилики?(их нет)
Все ли тополя пушат?(нет)
4. Какое морское животное похоже на цветок? (актиния)
5. Каким тяжелым металлом интенсивно загрязняется воздух от автотранспорта?
6. У кого всю жизнь меняются зубы? (у крокодила).
7. Умеют ли слоны плавать (да).
11 класс
1. Символ Канады?(клен)
2. соком какого растения выводят бородавки (чистотел)
3. Какая змея плюется (кобра).
4. У кого самый большой язык? (у муравьеда).
5. У какой птицы самые сильные ноги? (у страуса).
6. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (зрячими)
7. Чем стрекочет кузнечик? (трением ног о крылья)
2 день
Викторина «Живая природа» (3 -4 классы)
Цель мероприятия: — проверить и углубить знания детей о живой природе; — помочь детям вспомнить уже известных животных и — внешние особенности каждого из них; — развивать сообразительность, быструю реакцию, фантазию; — помочь детям учиться работать в команде.
Викторину проводит ведущий. От каждого класса выбирается команда, состоящая из 5 — 6 человек.
Ведущий: Наша сегодняшняя викторина посвящена живой природе. Для начала давайте вспомним, что же такое живая природа? — Команды получили домашнее задание перед игрой. Они должны были придумать название своей команде и нарисовать эмблему. Условие было такое: название команды должно быть связано с живой природой. — Соревноваться сегодня будут команда 3 класса — » Зверята» и команда 4 класса — » Тигрята». — После того, как мы определились с названиями команд, можно начинать игру. А оценивать игру команд будет жюри, в составе которого…
1 конкурс — » Загадки».
Ведущий: — Загадки эти будут непростые. Все они о природе. Отгадкой может быть название животного, птицы или растения. — За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. (Загадки по очереди предлагаются командам.) 1. Мордочка усатая, шерстка полосатая, Лапкой умывается, а с водой не знается. (кошка) 2. Гладишь — ласкается, дразнишь — кусается. (собака) 3. По веткам скачет, а не птица, Рыжая, а не лисица. (белка) 4. Что за зверь лесной встал передо мной? Он стоит среди травы, уши больше головы. (заяц) 5. Кто в беретке ярко- красной, в чёрной шапочке атласной? Он без дела не сидит, всё стучит, стучит, стучит. (дятел) 6. Спинкой зеленоватая, грудкой желтоватая, Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица) 7. Не зверь, не птица, а нос как спица. Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (комар) 8. Четыре ноги, пятый — хвост, шестая — грива. (лошадь) 9. Он высокий, он огромный, Он похож на кран подъёмный, Только этот кран живой, с настоящей головой. (жираф) 10. Разлинованы лошадки словно школьные тетрадки, Разлинованы лошадки от копыт до головы. (зебры)
Ведущий: — Животные очень часто становятся героями сказок. Поэтому наш следующий конкурс называется «Сказочный».
— Подскажите, в кого превращались… 1. князь Гвидон (сказка А. С. Пушкина) — в комара, муху, шмеля; 2. великан — людоед ( сказка Ш. Перро) — в льва, в мышь; 3. одиннадцать братьев — принцев ( сказка Г. X. Андерсена) — в лебедей; 4. гадкий утёнок ( сказка Г. X. Андерсена) — в лебедя. — Назовите недостающие имена животных — известных сказочных героев… 1. Муха…( Цокотуха) 4. Черепаха.. .(Тортилла) 2. Курочка…(Ряба) 5. Оленёнок…(Бемби)
3 конкурс называется » Пофантазируем»
Ведущий: — Команда за короткое время должна придумать и нарисовать растение или животное, которых на самом деле не существует, дать им название. — А пока команды трудятся над выполнением задания, предлагаю для болельщиков игру » Да — нет». На вопрос нужно отвечать хором «да» или » нет». (Вопросы по очереди предлагаются болельщикам то одной, то другой команды.) 1. Может ли сазан забраться в океан? (нет, это речная рыба) 2. Может ли дрозд отморозить хвост? (нет, он зимует на юге) 3. Может ли оса взлететь под небеса? (да) 4. Может ли кулик прикусить себе язык? (нет, у птиц нет зубов) 5. Может ли тюлень на боку лежать весь день? (да) 7. Могут ли собаки отодрать хвосты всем ракам? (нет, раки живут на дне водоёмов) 8. Может ли медведь зимою потолстеть? (нет, зимой медведь спит и худеет)
4 конкурс называется » Изобрази животное».
Ведущий: — Каждое задание этого конкурса — это подражание повадкам какого-нибудь известного вам животного. — Представитель каждой команды получает листок с названием животного. Без слов, с помощью мимики и пантомимы вы должны изобразить это животное. Команда — соперник должна угадать, что это за животное. Жюри оценивает и показ животного, и угадывание. (Участвуют по два представителя от каждой команды.) 1. кошка 3. лягушка 2. заяц 4. медведь
5 конкурс называется » Знакомые незнакомцы».
Ведущий: Каждая команда получит листок, на котором написано зашифрованное название животного. Команда должна как можно быстрее расшифровать эту запись. Ключ к расшифровке — алфавит. 1-а 9-з 17-п 25-ч 2-6 10-и 18-р 26-ш 3-в 11-й 19-с 27-щ 4-г 12-к 20-т 28-ъ 5-д 13-л 21-у 29-ы 6-е 14-м 22-ф 30 — ь 7-ё 15-н 23-х 31-э 8-ж 16-о 24-ц 32-ю 33-я Задание 1 команде: 19 15 6 4 10 18 30 (снегирь) 13 33 4 21 26 12 1 (лягушка)
Ведущий: — Пока команды выполняют задание, среди болельщиков мы проведём аукцион песен о животных. Вы должны по очереди назвать или исполнить строчку из песни, где упоминается какое — либо животное.
Следующий конкурс называется » Спой песенку».
Ведущий: — Мы с вами продолжаем говорить о природе и главным образом о животных. Мы уже перечислили тех животных, каких знаем, вспомнили, какие у них повадки. Ребята, а скажите, как разговаривают животные? — О некоторых животных мы скажем, что они разговаривают, а о некоторых, что они поют. — А теперь представьте, что вы — животное, которое очень любит петь, но не умеет это делать по-человечески. Давайте попробуем его изобразить. — Нужно взять какую-нибудь известную всем песню, например » В 1. прокрякать 3. промычать 2. пролаять 4. промяукать
Подведение итогов викторины — выступление жюри, награждение команд.
Ведущий : Сегодня мы с вами были участниками викторины «Живая природа». Мы вспомнили названия многих животных, больше узнали об их повадках и немножко поиграли. Надеюсь, что после нашей викторины вы будете бережнее относиться к нашей природе, станете внимательнее наблюдать за миром, который вас окружает и будете его оберегать. |
3 день.
Конкурс плакатов «Сохраним природу голубой и зеленой»
Экологический десант
день
Конкурс стихов и песен о природе.
Экологическая игра «Земля — наш общий дом».
Задачи: воспитание любви и бережного отношения к родной природе,
интереса к ее изучению.
Ход игры.
Выступление учителя
Добрый день, дорогие ребята! Сегодняшнее мероприятие мы посвящаем Великой, благородной Земле.
Земля — третья планета от солнца. Жизнь а Земле зародилась 4,5 миллиардов лет назад.
Родная Земля — это наши поля, луга, леса, рощи. Наша почва. Земля — мать всех поколений, колыбель человечества. Она дает наи физические и духовные силы.
Земля одевает и обувает нас, кормит и поит, защищает в трудные минуты. Землю мы называем матушкой, кормилицей, поем о ней песни.
Наши предки с давних времен относились к Земле как к живому существу, соблюдая заповедь «Не причиняй вреда ни Земле, ни дереву, ни морю!»
Теперь человек поступает с землей безнравственно. Мы давно забыли, что она живая. Как и все живое, она ждала от нас милосердия, а мы отвечаем ей полным безразличием. Человек буквально калечит землю — топит, сверлит, роет, терзает гусеницами тракторов, те наносит ей раны, раны в прямом смысле слова.
Человек отравляет почву, воду, воздух, этим создает угрозу самоуничтожения.
Ведущий. Здравствуй Земля! Здравствуйте поля, луга. Реки! Если бы каждый человек каждое утро здорововался со своим природным окружением, то до сих пор жили бы на Земле животные и растения, которых мы никогда не увидим, так как люди уничтожили их, сокращение численности видов идет и в настоящее время.
Начинаем конкурс песен и стихов о родной природе.
На нашем празднике объявлены конкурсы на песни, стихи, плакаты на тему «Земля — наш общий дом».
Начинаем игру «Земля — наш общий дом».
Командам предлагается 1 задание:
«Отгадайте авторов этих посланий»:
1. приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе (улитка, черепаха).
2. Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, недостаток один – медлительность (черепаха).
3. Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне.
(еж)
4. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?
(гусеница, змея, червяк).
5. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (волк).
6. Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.
(птица).
7. Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте себе на память. Я успешно отращу себе новый.
(ящерица)
8. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом.
(медведь)
9. Помогу всем, у кого сломался будильник.
(петух)
Всем, всем, всем, всем! У кого возникла необходимость в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне (лось)
10. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. (Сова)
11. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени — отчеству. Патрикеевной больше не называть.
(лиса)
12. Добрым, но одиноким птицам помочь приобрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни.
(кукушка).
Конкурс 2
Перечислите как можно больше растений, из которых можно приготовить чай (ответы сдают письменно, ведущий зачитывает вслух).
Конкурс 3
Каждому человеку желательно знать, какая погода будет в ближайшее время. Открываем метеобюро. На выполнение задания дается 3 минуты. Каждая команда выбирает признаки хорошей погоды.
1. Ласточки летают низко.
2. Утром нет росы.
3. Красная вечерняя заря, серое утро
4. Паук быстро ткет паутину
5. Муравьи бегут к муравейнику.
6. Днем тепло, а ночью холодно
7. Дождевые черви вылезают наружу.
8. Утренняя роса на траве
9. Вечером квакают лягушки
10. Муравьи тащат куколок
11. Мухи становятся назойливыми.
12. Дым от костра стелется по земле.
13. Стрекочут сверчки и кузнечики
14. Паук сворачивает паутину.
15. При восходе небо красное
16. Утром стелется туман
Слово дается 6 классу.
Конкурс 4.
Вам предлагаются карточки с названиями растений и животных. Вы должны образовать пары и объяснить свой выбор.
ЕЖ, крапива, мать — и мачеха, росянка, репейник, осина, крот, паук, заяц, сосна, пчела, пиявка.
(еж и сосна имеются иголки, крапива и пчела жалят, мать и мачеха и крот мягкие, росянка и паук едят насекомых, репейник и пиявка цепляются, осина и заяц «трусишки»).
Конкурс 5. «Если вы сбились с дороги».
Человек оказался в лесу один. Не жажда, не голод, а страх и первобытный ужас парализуют волю людей. Самое главное в этой ситуации — не волноваться, а сесть, расслабиться и обдумывать ситуацию. Ведь есть много простых и верных способов ориентирования на незнакомой местности.
Как ориентироваться по деревьям, муравейникам, солнцу, растениям, птицам?
1. Вы в лесу, немного заблудились и перед вами муравейник…
(башня муравейника всегда направлена к югу от дерева или пня).
2. Перед вами только сосна и ель. Как быть? (смолы на стволе деревьев больше на той стороне, что обращена к югу).
3. Вам стал встречаться подорожник …
( значит где -то близко дорога).
4. Вы собирали ягоды и заблудились …
(самая спелая ягода расположена на южной стороне).
Конкурс 5 «Зеленая аптека».
1. Корни этого растения рекомендуют применять при радикулите. Из него делают приправу.
(хрен).
2. Красивый цветок, его используют как противовоспалительное средство, на нем еще гадают
(ромашка).
3. Раны заживляю, аппетит улучшаю, разные воспаления снимаю
(тысячелистник).
тк
4. С помощью какого растения можно остановить кровь из раны?
(крапива, пастушья сумка, тысячелистник, подорожник).
5. Какие растения можно использовать при кашле?
(мать-и — мачеха, подорожник, медуница, душица).
6. Какие растения использовать при укусах пчел и других насекомых?
(сок одуванчика, листья подорожника и черемухи, мята).
7. Какие растения использовать для ускорения заживления ран?
( зверобой. Мать – и мачеха, подорожник).
8. Какие растения использовать как жаропонижающее средство?
(отвар листьев малины, сок клюквы, полынь).
Слово дается 8 классу.
В последние годы все актуальнее становится проблема
«Куда деть мусор?». И мы попробуем ответить на него.
Конкурс 6. «Устами младенца».
Следующий конкурс называется
«Что может сделать один».
Надо продолжить сказанное, закончить фразу.
Задания
* Пишите на обеих сторонах листа бумаги, бережно обращайтесь с учебниками и тетрадями, этим вы сбережете…..
* Прежде чем выкидывать ненужную консервную банку …….
*одежду, которую ты уже не носишь, можно……….
*старайся покупать напитки в стеклянных бутылках, которые
можно …….
используйте навоз в качестве ……………………
Ненужные изделия из пластмассы ……
Провода, ненужные игрушки лучше …..
Ненужную, использованную бумагу можно ……….
Почини и исправь вещь вместо того, чтобы …..
Музыкальная пауза ( номер 5 класса)
Дорогие ребята! Станьте ближе к природе, повернитесь к ней лицом. Давно замечено, вставая утром, надо обязательно подойти к окну и поздороваться с восходящим солнцем, небом, землей, деревьями, птицами. В этом источник нашего здоровья и хорошего настроения.
Ведущий. На этом наши конкурсы заканчиваются. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другой нам не дано. Земля с ее живой природой — величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.
день
Игра «Поле чудес» для учащихся 8 – 11 классов.
. Задания для игры «Поле чудес
Отборочный тур.
Ростом не вышел- зато самый сообразительный среди животных. Очень силен, ловок и отважен. С дубиной в руке готов защищать своих малышей (шимпанзе)
Всю жизнь висит, уцепившись когтями за ветви, поедая листву. До того ленив и малоподвижен, что в шерсти его заводятся микроскопические водоросли (ленивец).
Морская рыба. В конце жизни приплывает выметывать икру в ту самую реку, где родилась. Поднимается против бурного течения, прыгает через пороги (горбуша)
Три месяца ничего не ест, топчется на снегу, но терпеливо высиживает яйцо, прикрывая его собою от лютого мороза и антарктической пурги (пингвин)
Хищная речная рыба. Таится в засаде среди речных водорослей. Мелькнет рыбешка- в миг ударит широкий хвост, рванет пестрое тело (щука).
Где его ни выпустили- стремительно летит по прямой родному дому. Люди давно это заметили и используют этих птиц как почтальонов( почтовый голубь)
Маленькая птичка. Бросается в ледяную речку и проворно бегает по дну, склевывая под водою разную мелкую живность. Отдохнет и снова ныряет в глубину
( обыкновенная оляпка)
Защитница огорода от слизней и гусениц. Бугристая серая кожа, маскируя ее, пухлые ядовитые желёзы, обжигая врагу рот (серая жаба)
Когда эти насекомые собираются в походные колонны и шагают по лесу, спасается бегством даже ягуар (муравьи)
ТУР
Самая смертоносная змея. Яд, очень опасен, а главное эта змея нападает без промедления. Бывали случаи, когда люди умирали от укуса этой змеи в течение часа.
Назовите самую смертоносную змею?
(Ответ: Королевская кобра)
ТУР
Отряд пресмыкающихся. Древние существа , на Земле они появились много миллионов лет назад. В мезозойскую эру они достигли расцвета и с тех пор бродят по нашей планете, мало изменившись. Большинство их ровестников давно исчезло с лица земли.
Назовите это пресмыкающиеся.
(Ответ: Черепаха)
ТУР
Одна из красивейших птиц на земле. Яркая расцветка ее оперенья меняется от бледного до темно –розового. Относится к тропическим птицам ,которые собираются в огромные стаи в различных местах земного шара.
Дайте название этой птицы.
(Ответ: Фламинго)
СУПЕР ИГРА.
№1. Это вид антилопы. Из отряда парнокопытных , к которому принадлежат антилопы ,эти животные выделяются грациозным телосложением и загнутыми к верху рогами.(Ответ: Газель)
№2. Млекопитающее семейства кошачьих. Самый быстрый зверь на Земле: может развивать скорость до 100км/ч (Ответ: Гепард)
Дополнительное задание
№1 Родина этого грызуна – Европа и Азия. Английское название этого зверька «хэмстер» происходит от немецкого слова обозначающего «запасать» (Хомяк).
№2 У этого животного длинные когти, морда трубочкой и покрытие из коротких, жестких колючек, напоминающих колючки ежа или дикобраза. Но самое странное – что это млекопитающее откладывают яйца (Ехидна)
№3. Высокоразвитые человекообразные животные, отличающиеся сложным поведением и имеющие сходство с человеком. У них широкое лицо голое, небольшие ушные раковины, вытягивающиеся губы сильно развито мимика. Обитают в тропических лесах. Живут семейными группами.(Горилла)
6 день Подведение итогов недели.
refdb.ru