Анкета мои читательские предпочтения – Библиотека имени Михаила Ульянова: Анализ анкетирования «Подросток: мои читательские предпоЧТЕНИЯ»
Анкета ИЗУЧЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА
АНКЕТА «ЧИТАЮЩАЯ МОЛОДЕЖЬ»
Уважаемый читатель!
Просим Вас принять участие в исследовании «Читающая молодежь», результаты которого будут использованы для исследования читательских предпочтений молодого поколения.
Некоторые из предлагаемых вопросов содержат варианты ответов. Запишите те из них, которые соответствуют Вашему мнению. Если ни один из них Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, собственный вариант ответа.
1. Читаете ли Вы книги (любые, хотя бы иногда)?
а) да
б) нет
2. Если Вы не читаете книги, то почему?
а) это скучно
б) нет времени, потому что есть более интересные занятия
в) нет времени, т.к. учусь / работаю
3. Если Вы читаете, то почему?
б) потому что надо по учебной программе
в) потому что хочу казаться умным
г) потому что родители заставляют
4. Книги каких жанров Вы читаете чаще всего?
— научные книги
— научно популярные
— фантастика
— мистика
— учебная литература
— приключения
— классика
— женские романы
— исторические книги
— детективы
— свой вариант
5. Как часто Вы читаете книги?
а) 1 раз в неделю
б) 1 раз в месяц
в) 1 раз в полугодие
г) 1 раз в год
д) свой вариант
6. В каком возрасте Вы больше всего читали? (возможно несколько вариантов ответов)а) 2-5
б) 5-10
в) 10-14
г) 14-16
д) 16-19
7. В каком виде Вы читаете книги?
а) в печатном виде
б) в электронном виде
8. Если читаете книги в печатном виде, то почему?
а) уважаю авторов, электронное пиратство это плохо
б) так удобнее
в) зрение не хочу портить
г) она мобильнее и не разрядится на самом интересном, как КПК, ноутбук и т.д.
д) не все книги и учебники доступны в электронном виде
9. Если читаете книги в электронном виде, то почему?
а) нет денег на печатные книги
б) так проще, никуда идти за ней не надо
в) печатные книги — это прошлый век, сейчас у нас информационное общество
г) потому что помещается на флэшке
д) не все книги и учебники доступны в печатном виде
10. Слушаете ли Вы аудиокниги?
а) да
б) нет
11. Что на Ваш взгляд лучше – прочитать книгу или посмотреть по ней фильм-экранизацию?
а) лучше прочитать
б) лучше посмотреть фильм – экранизацию
12. Чему вы отдаете предпочтение в приобретении знаний о современной жизни и современном человеке?
− телевидению
− Интернету
− газетам и журналам
− художественной литературе
− общению со сверстниками
Расположите в порядке значимости источники получения информации о современном мире и человеке, предложенные в вопросе № 12.
13. Каким жанрам литературы вы отдаете предпочтение при выборе литературы для «свободного чтения» (вне школьной программы):
− реалистическим рассказам, повестям, романам
− произведениям с семейно-бытовой проблематикой
− любовным романам
− приключениям
− детективам
− фантастике
− «ужасам»
− свой вариант
14. Ваши любимые книги в детстве.
15. Ваши любимые книги и авторы сейчас.
На следующие вопросы дайте развернутые ответы:
16. Мы перестаём читать?
17. Что читает молодежь?
18. Сейчас наблюдается кризис чтения или смена модели чтения?
19. Возвращается ли современная молодежь к классике?
20. Нужно ли читать книгу, читать которую модно?
21. Можно ли быть успешным, не читая?
22. Что нужно делать, чтобы поднять престиж чтения?
23. Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе:
Пол. Возраст. Имя (по желанию).
Благодарим Вас за участие!
infourok.ru
Анкета «Чтение — любимое увлечение?»
Уважаемые читатели! В МУК «ВМБ» прошло анкетирование «Чтение — любимое увлечение?» среди читателей воскресенских библиотек. Данный опрос проводился в целях улучшения библиотечного обслуживания населения, изучения читательского спроса, выявления предпочтений читателей, привлечения новых пользователей в библиотеки Воскресенского района и г. Воскресенска.
Анкета «Чтение — любимое увлечение?»
Как вы проводите свободное время? | |
· Общаюсь с друзьями |
21% |
· Читаю книги |
22% |
· Читаю журналы и газеты |
12% |
· Занимаюсь спортом |
11,3% |
· Сижу за компьютером |
12% |
· Посещаю дискотеки |
0,8% |
· Посещаю театры, музеи, концерты |
6,5% |
· Посещаю кружки |
4,9 % |
|
5,7% |
· Не имею свободного времени |
3,8 % |
Какую роль играет чтение в вашей жизни? | |
· Способ развития личности |
25,5 % |
· Необходимо для учебы |
17,2 % |
· Необходимо для работы |
2,3% |
· Способ получения информации |
21,8% |
· Я люблю читать! | 21,7% |
· Я не люблю читать! |
1,2% |
· Возможность прикоснуться к мировой культуре |
10,3% |
· Свой вариант ответа |
— |
Каковы мотивы Вашего чтения? | |
· Учеба |
23,2% |
· Работа |
2,9% |
· Отдых |
21,2% |
· Развлечение |
|
· Самообразование |
23,2% |
· Творчество |
13,5 % |
Какой литературе вы отдаете предпочтение? | |
· Исторические романы |
11% |
· Юмор, сатира |
6,36% |
· Философия |
1,8% |
· Научно-популярная |
3,64 % |
· Детективы |
5,45 % |
· Приключения |
12,72 % |
· Фантастика |
9,1 % |
· Мелодрама |
8,2% |
· Поэзия |
6,23 % |
· Любовные романы |
9,1 % |
· Мемуары |
1 % |
· Классика |
12,7% |
· Профессиональная |
3,6% |
· Учебная |
9,1 % |
Произведения каких авторов вы предпочитаете? | |
· Зарубежных классиков |
25 % |
· Русских классиков |
44,6% |
· Современных зарубежных авторов |
17,9 % |
· Современных отечественных авторов |
12,5 % |
Что вы читаете чаще? | |
· Газеты |
4,5 % |
· Журналы |
37 % |
· Книги |
58,5 % |
Наиболее активно используемые и значимые источники информации в ходе образовательной деятельности? | |
· Учебники |
16,9 % |
· Учебная литература |
18,3 % |
· Энциклопедии и справочники |
21,1% |
· Статьи из журналов |
18,3 % |
· Электронные статьи в Интернете |
17 % |
· Учебные занятия |
8,4 % |
Как часто вы посещаете библиотеку? | |
· Несколько раз в неделю |
20,5 % |
· Еженедельно |
28 % |
· 1-2 раза в месяц |
38,4 % |
· 1 раз в несколько месяцев |
5,1 % |
· 1-2 раза в год |
8 % |
· Никогда |
— |
За какой информацией Вы чаще всего обращаетесь в библиотеку? | |
· За информацией для учебы |
32 % |
· За информацией для работы |
6 % |
· За дополнительной информацией |
24 % |
· За информацией для досуга |
38 % |
Всегда ли в библиотеке Вы находите нужную литературу? | |
· Да, всегда |
80,5% |
· Практически никогда |
— |
· Очень редко |
3 % |
· Часто |
16,5% |
Где Вы находите книги для чтения ? | |
· Покупаете в магазине |
16,4 % |
· Заказываете в Интернете |
5 % |
· Скачиваете из Интернета |
13,3 % |
· Берете в библиотеке |
52 % |
· Берете у знакомых и друзей |
13,3 % |
Покупаете ли вы книги в магазинах? | |
· Никогда |
2,5 % |
· Очень редко |
30 % |
· Когда вижу интересную обложку |
17,5 % |
· Покупаю книги для учебы |
22,5 % |
· Только те, которые рекомендуют друзья |
12,5 % |
· Постоянно пополняю домашнюю библиотеку |
15 % |
Цель Вашего посещения библиотеки? | |
· Подготовиться к занятиям, выполнить учебные задания |
23,7 % |
· Найти что-нибудь интересное для себя |
48,5 % |
· Познакомиться с новинками |
13,6 % |
· Воспользоваться Интернетом |
4 % |
· Отдохнуть, развлечься, пообщаться с друзьями |
10,2 % |
· Другое (указать) |
— |
Какие библиотечные услуги Вы предпочитаете? | |
· Чтение книг и периодики |
80 % |
· Ксерокопирование |
5 % |
· Участие в массовых мероприятиях |
15 % |
· Другое (указать) |
— |
К каким ресурсам Вы обычно обращаетесь? | |
· Печатные книжные издания |
54,1% |
· Периодика |
12,5% |
· Электронные материалы (Электронный каталог, аудиокниги, фильмы и пр.) |
8,3 % |
· Ресурсы Интернета |
25,1 % |
· Другое (указать) |
— |
Какая литература из книжного фонда библиотеки представляет для Вас наибольший интерес? | |
· Биология |
3,2% |
· Математика |
4,8 % |
· Физика |
1,6% |
· История |
19,3 % |
· Иностранные языки |
3,2% |
· Экономика |
1,6 % |
· Политика |
0,9 % |
· Информационные технологии |
0,95 % |
· Домоводство, рукоделие |
8,1 % |
· Медицина |
4,8 % |
· Искусство |
6,45 % |
· Философия |
1,6 % |
· Психология |
9,7 % |
· Художественная литература |
29 % |
· Периодика |
4,8 % |
· Другое (указать) |
— |
Каких изданий, по Вашему мнению, не хватает в библиотеке ? | |
· Научно-популярных |
12,5 % |
· Учебных |
4,16 % |
· Компакт-дисков |
33,3% |
· Практических справочников и пособий |
8,3% |
· Научных |
— |
· Художественных изданий |
33,3 % |
· Другое (указать) журналов по домоводству |
4,24% |
учебников по английскому языку |
4,2% |
· Какие произведения , по Вашему мнению, войдут в рейтинг «Топ-10»?
П.Санаев « Похороните меня за плинтусом»,В.Распутин «Пожар»,В.Токарева «Джентельмены удачи», «Вам и не снилось», братья Стругацкие «Обитаемый остров»,М. Булгаков «Мастер и Маргарита», Л.Н.Толстой «Анна Каренина», «Война и мир»,М. Митчелл «Унесенные ветром»,А.С. Пушкин «Е.Онегин» ,Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание»,, Б.Пастернак «Доктор Живаго», М.Шолохов «Тихий Дон», И.Бунин «Темные аллеи»,А. Солженицын «Архипелаг Гулаг» , Шекспир «Ромео и Джульетта», «Гамлет», Горький «На дне», Пушкин А.С. «Капитанская дочка», «Дубровский», «Евгений Онегин», «Сказка о рыбаке и рыбке», Н.Гоголь «Ночь перед рождеством», «Вий», « Тарас Бульба», Гюго «Собор Парижской Богоматери», Д.Лондон «Мартин Иден», Моэм «Театр», А.Грин «Алые паруса», Р.Киплинг «Маугли», Ш.Бронте «Джейн Эйр», Т.Шевкунов «Несвятые святые», и др
__________________________________________________________
Ваш любимый писатель Н.М.Карамзин, В.Гюго, О.Бальзак, А.С.Пушкин, А.Маринина, Л.Улицкая, Ж.Сименон,Ф.М.Достоевский, А.Линдгрен, Д.Фонвизин, В.Драгунский, Г.Андерсен, С.Есенин, Ш.Пьерро, И.Тургенев, Д.Донцова, А.Волков, М.Булгаков, Л.Н.Толстой , М.Лермонтов, Д.Донцова, Э.Успенский,Н.Гоголь, Стивен Кинг, Т.Устинова, Б.Акунин, Д.Остен, И.Шмелев и др.
· Ваша любимая книга «Преступление и наказание», «Война и мир», «Алые паруса», «Сын Зевса» , «Дубровский», «Тайна Синей папки», «Отец Горио» , «Пикник на обочине», «Джейн Эйр», «Вий», «Медея и ее дети», «Голодные игры», «Гарри Пот тер», « Кэрри», рассказы Чехова, «Хроники Нарнии»
· Какая книга, прочитанная за последний год, Вам запомнилось?
«Человек-амфибия», «Мертвые души», « Преступление и наказание», «Алые паруса», «Коллекционер», «Недоросль», «Дубровский», «Бежин луг», «Дамское счастье», «Джейн Эйр», «Пикник на обочине», «Унесенные ветром», «Анжелика» , «Война и мир», «Тихий дон», «Гордость и предубеждение», «По ком звонит колокол» и др.
· Что Вы читаете сейчас?_Д.Гранин «Иду на грозу», Умберто Эко «Имя Розы»,Е.Велтистов «Приключения Электроника», произведения А.Беляева, Е.И.Замятина, Н.Кун«Легенды и мифы Древней Греции», «Ночной дозор», книги Ю.Шиловой ,Д.Донцовой, произведения школьной программы, И.Бунина, М.Лермонтова, А.Чехова , А.С.Пушкина, Л.Толстого , С Михалков, «Обломов», «Сталкер», стихи Э.Асадова , «Великий Гэтсби»,детективы Серовой, «Игра престолов»и др.
· Что, по Вашему мнению, необходимо изменить в работе библиотеки?
Больше новых книг, настольных игр, современных журналов о жизни звезд, по домоводству, книг по искусству, иностранным языкам, учебной литературы, больше периодических изданий, книг для детей и подростков, расширить площадь библиотек.
voslib.ru
Анкетирование «Чтение в жизни детей и подростков – читателей библиотеки»
В рамках регионального просветительского проекта «Читающие дети и подростки – читающая нация!» сотрудниками библиотек Борисовского региона проведено анкетирование с целью изучения потребности детей и подростков в чтении, мотивации посещения библиотеки, а также изучения приоритетов в чтении детей и подростков. В исследовании приняли участие 224 человека в возрасте от 6 до 18 лет (из них 144 человека женского пола, 80-мужского).
По результатам анализа анкет выяснилось, что в свободное время на первом месте у детей и подростков стоит общение с друзьями, на втором — чтение книг. Прослушивание музыкальных записей оказалось на третьем месте, а компьютерные игры – на четвёртом. 15 % детей и подростков проводят своё свободное время у экранов телевизоров. Вызывает тревогу тот факт, что 42 % респондентов посещают библиотеку только тогда, когда «что-то нужно». 27 % ребят приходят в библиотеку один раз в неделю, а 20 % — один раз в месяц. Некоторые ребята ответили, что бывают в библиотеке почти каждый день или чаще одного раза в неделю (11 %). И лишь один раз в год приходят в библиотеку 4 % читателей.
При выборе книг 56% детей и подростков полагаются на свой вкус. Для 40% ребят компетентны рекомендации библиотекаря при выборе книг, затем учителей – 19%, на четвертом месте советы родителей – 18 %. К мнению друзей прислушиваются 14 % респондентов.
Мир развивается, меняются читательские предпочтения, постепенно угасают прежние и развиваются новые литературные традиции. То, что читают современные дети и подростки сегодня, во многом определит завтрашний день нашего общества. Генрих Манн говорил: «Сегодняшние книги являются завтрашними поступками». В этой связи, интересен следующий блок вопросов анкеты, касающийся предпочтений в чтении. 97 % мальчиков и девочек предпочитают развлекательное чтение – это произведения в жанре фэнтези, «ужастики», а также смешные, развлекательные книги. Познавательное чтение находится на втором месте – это книги о природе, животных и путешествиях. Далее идут книги о взаимоотношениях сверстников друг с другом. И завершающее место в чтении ребят занимают классика (17 %), сказки (16 %), детективы (13 %) и поэзия (4,5 %). Радует тот факт, что для 54 % мальчиков и девочек чтение – это познание нового, для 40% — отдых и развлечение. 35 % ребят считают, что чтение помогает в учёбе.
«Человека всегда можно узнать по тем книгам, которые он читает», — это высказывание английского писателя Самюэля Смайлса поможет нам разобраться, что же читают наши дети? На вопрос «Самая любимая книга, которой ты присудил бы первый приз» дети от 6 до 11 лет ответили следующим образом:
— наибольшее количество голосов набрали книги Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома» и «Приключения Незнайки и его друзей»;
— на следующей ступеньке расположились «Денискины рассказы» В. Драгунского, «Приключения Нильса с дикими гусями» С. Лагерлёф, «Приключения Карандаша и Самоделкина» В. Постникова;
— книга А. Волкова «Волшебник изумрудного города» занимает третью ступеньку по популярности. Часто называют в анкетах ребята книги К. Матюшкиной, А. Толстого и М. Твена. В числе любимых книг также «Сказки» А. С. Пушкина, «Тимур и его команда» А. Гайдара, «Пеппи Длинныйчулок» А. Линдгрен, «Человек-амфибия» А. Беляева.
Читатели в возрасте от 12 до 18 лет наиболее часто читают книги «Пегги Сью и Призраки», «День синей собаки», «Бабочка из бездны» С. Брюссало и книги о Гарри Поттере. Далее своё предпочтение подростки отдают следующим книгам: М. Булгаков «Мастер и Маргарита», А. де С.-Экзюпери «Маленький принц», Н. Щербо «Часодеи. Часовой ключ», У. Шекспир «Ромео и Джульетта», И. Щеглова «Танец солнечных фей», С. Майер «Сумерки», М. Твен «Принц и нищий», «Приключения Тома Сойера», П. Коэльо «Одиннадцать минут», Джон Р. Р. Толкиен «Властелин колец», В. Осеева «Динка».
Любимыми литературными героями для девчонок и мальчишек 6-11 лет являются Элли, Мойдодыр, Карлсон, Незнайка, Карандаш и Самоделкин, Алиса Селезнёва, Чиполлино, Дядя Фёдор, Витя Малеев, Буратино, Золушка, Кот Матроскин. Читатели в возрасте от 12 до 18 лет в качестве любимого литературного героя назвали Гарри Поттера, Воланда («Мастер и Маргарита»), Робин Гуда, Нильса, Поллианну, Принца Эдуарда («Принц и нищий»), Льва Николаевича Мышкина («Человек в футляре»), Кристиана Грея, Джульетту, Гермиону, Фродо, Капитана Немо, Старика Луку («На дне»), Наталью Ростову, Динку.
Значительную роль в детском и подростковом чтении сохраняют периодические издания. На вопрос «Читаешь ли ты газеты и журналы?» утвердительно ответили 57 % ребят. Дети в возрасте от 6 до 11 лет читают следующие журналы и газеты: «Рюкзачок», «Миша», «Незнайка», «Вясёлка», «Клёпа», «Буся», «Играем с Барби», «Познайка», «Весёлый зоопарк», «Зорька». Подростки, в свою очередь, с увлечением читают журнал «Лесавік», «Родная прырода», «Переходный возраст», «Вокруг света», «Юный натуралист», «Планета», «Хозяин», «Девчонки», «Качели», «Бярозка», «Юный спасатель» и газету «Адзінства».
Отрадно, что 78 % детей и подростков написали в своих анкетах о том, что компьютер им не заменил книгу.
Таким образом, несмотря на изменения в окружающей нас действительности, вызванные новыми информационными технологиями, роль книги и чтения по-прежнему актуальна в жизни детей и подростков. Вместе с тем, интенсивно идёт процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, гендерные предпочтения, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Те книги, которые раньше считались «золотым фондом», сегодня стоят на полках невостребованными.
Мы сколько угодно можем спорить: можно ли современного подростка увлечь чтением «Спартака», «Овода», «Двух капитанов», герои они для современных детей или нет? Но если дети не будут знакомы с героями классических произведений, то им не останется другого выбора, как отождествлять себя с «героями нашего времени», насаждаемыми телеэкраном. Стать полноценным и полноправным гражданином, т. е. современным человеком можно, лишь познакомившись с мыслями поколений, живших до нас.
Основная задача библиотеки – научить ребят обращаться к хорошей литературе, делать так, чтобы потребность в книге превратилась в привычку, и не исчезло желание узнать о героях прочитанных произведений что-то новое.
Анкета содержала следующие вопросы:
1. Что тебе больше всего нравится делать в свободное время?
1. Читать книги 122 – 54 %
2. Проводить время с друзьями 127 – 57 %
3. Слушать музыку 63 – 28 %
4. Смотреть телевизор 34 – 15 %
5. Играть в компьютерные игры 52 – 23 %
2. Как часто ты приходишь в библиотеку?
1. Каждый день 25 – 11 %
2. Один раз в неделю 61 – 27%
3. Один раз в месяц 45 – 20 %
4. Один раз в год 8 – 4 %
5. Когда «что-то нужно» 94 – 42%
3. Чьи рекомендации при выборе книг для тебя наиболее авторитетны?
1. Библиотекаря 89 – 40 %
2. Родителей 40 – 18 %
3. Друзей 32 – 14%
4. Учителей 43 – 19%
5. Полагаюсь на свой вкус 125 – 56%
4. Какие книги ты любишь читать?
1. Фантастику и фэнтези 97 – 43 %
2. Детские детективы 31 – 14 %
3. Книги о путешествиях 76 – 34%
4. Книги о сверстниках 28 – 12,5 %
5. Книги о природе, животных 46 – 20,5%
6. Книги о любви 44 – 20 %
7. Юмор и «весёлые» книги 72 – 32 %
8. Сказки 37 – 16,5 %
9. Ужастики 61 – 27 %
10. Поэзию 10 – 4,5 %
11. Классику 38 – 17 %
5. Чтение для тебя – это…
1. Отдых, развлечение 90 – 40%
2. Познание нового 122 – 54%
3. Помощь в учёбе 79 – 35%
6. Самая любимая книга, которой ты присудил бы первый приз (автор, название)?
Читатели в возрасте от 6 до 11 лет первый приз присудили бы следующим книгам: Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома, «Приключения Незнайки», С. Лагерлёф «Приключение Нильса с дикими гусями», В. Драгунский «Денискины рассказы», А. Волков «Волшебник изумрудного города», В. Постников «Приключения Карандаша и Самоделкина», К. Матюшкина «Лапы врозь», Клайв С. Льюис «Хроники Нарнии», А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок», К. Чуковский «Сказки», С. Пушкин «Сказки», Д. Емец «Маг полуночи», Т. Леванова «Ледяной рыцарь».
Читатели в возрасте от 12 до 18 лет: С. Брюссало «Пегги Сью и Призраки», «День синей собаки», «Бабочка из бездны», Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», А. де С.-Экзюпери «Маленький принц», Н. Щербо «Часодеи. Часовой ключ», У. Шекспир «Ромео и Джульетта», И. Щеглова «Танец солнечных фей», С. Майер «Сумерки», М. Твен «Принц и нищий», «Приключения Тома Сойера», П. Коэльо «Одиннадцать минут», Джон Р. Р. Толкиен «Властелин колец», В. Осеева «Динка».
7. Твой любимый литературный герой?
Читатели в возрасте от 6 до 11 лет назвали в качестве любимого литературного героя Элли, Мойдодыра, Карлсона, Незнайку, Карандаша и Самоделкина, Алису Селезнёву, Чиполлино, Дядю Фёдора, Витю Малеева, Буратино, Золушку, Кота Матроскина.
Читатели в возрасте от 12 до 17 лет назвали Гарри Поттера, Воланда («Мастер и Маргарита»), Робин Гуда, Нильса, Поллианну, Принца Эдуарда («Принц и нищий»), Льва Николаевича Мышкина («Человек в футляре»), Кристиана Грея, Джульетту, Гермиону, Фродо, Капитана Немо, Старика Луку («На дне»), Наталью Ростову, Динку.
8. Читаешь ли ты газеты и журналы?
1. Да 128 – 57 %
2. Нет 96 – 43%
Читатели в возрасте от 6 до 11 лет предпочтение отдают следующим журналам и газетам: «Рюкзачок», «Миша», «Незнайка», «Вясёлка», «Клёпа», «Буся», «Играем с Барби», «Познайка», «Весёлый зоопарк», «Зорька».
Читатели в возрасте от 12 до 17 лет читают: «Лесавік», «Родная прырода», «Переходный возраст», «Вокруг света», «Юный натуралист», «Планета», «Хозяин», «Девчонки», «Качели», «Вокруг света», «Бярозка», «Юный спасатель», «Адзінства».
9. Заменил ли тебе компьютер книгу?
1. Да 50 – 22 %
2. Нет 174 – 78 %
Укажи некоторые сведения о себе:
1. Пол
1. Женский 144 – 64 %
2. Мужской 80 – 36 %
2. Возраст 6-18 лет
prodedovich.blogspot.com
Уважаемые читатели! МУК «ВМБ» проводит анкетирование «Чтение — любимое увлечение?» Данный опрос проводится в целях улучшения библиотечного обслуживания населения, изучения читательского спроса, выявления предпочтений читателей, привлечения новых пользователей в библиотеки Воскресенского района и г. Воскресенска. Просим Вас ответить на вопросы анкеты, и ответы отправить на почту: opros—vmb@yandex.ru Анкета «Чтение — любимое увлечение?» Как вы проводите свободное время?
Какую роль играет чтение в вашей жизни?
Каковы мотивы Вашего чтения?
Какой литературе вы отдаете предпочтение?
Произведения каких авторов вы предпочитаете?
Что вы читаете чаще?
Наиболее активно используемые и значимые источники информации в ходе образовательной деятельности?
Как часто вы посещаете библиотеку?
За какой информацией Вы чаще всего обращаетесь в библиотеку?
Всегда ли в библиотеке Вы находите нужную литературу?
Где Вы находите книги для чтения ?
Покупаете ли вы книги в магазинах?
Цель Вашего посещения библиотеки?
Какие библиотечные услуги Вы предпочитаете?
К каким ресурсам Вы обычно обращаетесь?
Какая литература из книжного фонда библиотеки представляет для Вас наибольший интерес?
Каких изданий, по Вашему мнению, не хватает в библиотеке ?
__________________________________________________________
_________________________________________________________ Спасибо за участие в опросе! |
l.120-bal.ru
«Мои читательские предпочтения»: детское читательское жюри» — библиотечное исследование
Транскрипт
1 «Мои читательские предпочтения»: детское читательское жюри» — библиотечное исследование Цель исследования: изучение читательских предпочтений детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Объект исследования: дети младшего, среднего и старшего школьного возраста. Предмет исследования: читательские предпочтения детей и подростков. До недавнего времени Россия считалась самой читающей страной. Чтение для русской культуры не только способ получения информации и расширения кругозора, в первую очередь это возможность самосовершенствования и познания самого себя. На Всероссийском семинаре специалистов (методистов) детских и детско-юношеских библиотек «Современные формы методической работы в детской библиотеке: проблемы и решения» особое внимание привлекли выступления Елены Андреевны Колосовой и Веры Петровны Чудиновой по подведению результатов всероссийского комплексного исследования. Полученные результаты опровергли миф о том, что «дети не читают». Выступления специалистов РГДБ было интересно на фоне того, что в начале 2014 г. Орловская детская библиотека им. М.М. Пришвина инициировала проведение областного библиотечного исследования с целью изучения читательских предпочтений детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. В исследовании приняли участие библиотеки 3 городов (Орел, Ливны, Мценск) и 18 районов Орловской области. К сожалению, не все библиотеки приняли участие в исследовании. На обработку было представлено 705 анкет; из них 317 заполнены детьми младшего возраста, 388 анкет детьми среднего и старшего школьного возраста. Предложенная респондентам анкета содержала разные типы вопросов (открытые, закрытые и полуоткрытые). 1
2 Некоторое затруднение при заполнении анкеты вызвали открытые вопросы, которые предусматривают свободную форму ответа (респондент сам формулирует свой ответ). На каждый из подобных вопросов от 5 до 25% респондентов разных возрастных категорий не смогли дать ответ. 2
3 Общий вывод анализа данных диаграммы: в процентном отношении вне зависимости от возраста дети как младшего, так и среднего и старшего возраста испытывали затруднение при ответе на вопросы под 3, 5, 6, 7, 8, 9, 12. Часто ли посещают дети библиотеку? Есть ли существенная разница в ответе на данный вопрос в зависимости от возраста респондентов? Ответы на вопрос под 1 представлены в следующей диаграмме. Интересны результаты ответов по последней позиции количество респондентов, ежедневно посещающих библиотеку. Это наши постоянные читатели (14,8% младших и 9,8% средних и старших школьников). В процентном отношении можно говорить, что показатели примерно одинаковы вне зависимости от возраста респондентов. На вопрос анкеты под 2 «Что привлекает в библиотеке?» не было дано ограничений на число вариантов ответов. В основном респондентов привлекает возможность получить в библиотеке необходимую литературу, об этом говорят высокие показатели ответов (от 70 до 80%). В тоже время мы видим достаточно низкие показатели ответов по 2 и 3 позиции («Книжные выставки, литературные вечера, интересные встречи» и «Уютная обстановка»). Уютная обстановка не всегда зависит от сотрудника библиотеки, а вот работа по подготовке массовых мероприятий и книжных выставок всегда в наших руках. 3
4 В следующей диаграмме приведен результат анализа ответов на открытый вопрос «Я хожу в библиотеку для того, чтобы», предполагавший свободную форму ответа. 4
5 Все полученные ответы были сгруппированы в 4 условные раздела: выполнение школьных заданий; отдых; найти ответы на важные вопросы; радость. Объясняя свой визит в библиотеку необходимостью выполнения школьных заданий, дети вне зависимости от возраста писали, что «хотят взять книги и подготовиться к уроку, выполнить домашнее задание, взять книги для занятий, взять необходимую литературу для внеклассного чтения». В библиотеке незначительная часть респондентов отдыхает, видя в ней место, где можно «пообщаться и встретиться с друзьями, посмотреть мультики, поиграть и немного отдохнуть». Отрадно, что библиотека для абсолютного большинства продолжает оставаться тем местом, где можно найти ответы на важные вопросы. В библиотеку приходят, чтобы «узнать побольше, расширить свои знания, узнавать информацию, получить знания, развить свои знания книгами, поумнеть, пополнить кругозор, читать книги и быть умной, научиться хорошо читать, повысить уровень знаний, получить много знаний, узнать, как и о чем пишут авторы». Чтение приносит радость, когда в руках «любимая, хорошая и интересная книга», возникает хорошая зависимость и мы видим ответы: «я книгоголик!», «чтение для меня всё!». К сожалению, таких ответов мало. Стоит обратить внимание на низкие показатели по 2 позиции (отдых). Библиотеку в качестве мест отдыха воспринимают около 6% детей младшего возраста и около 10% детей среднего и старшего школьного возраста. Эти показатели интересны в плане наметившейся тенденции, когда библиотеки часто называют «третьим местом». «Третье место» характеризуется следующими признаками: бесплатное или недорогое; еда и напитки как важный элемент; расположение вблизи транспортных средств и жилья многих пользователей; регулярное посещение теми, кто обычно собирается там; доброжелательное и комфортабельное; возможность встретиться со старыми друзьями или приобрести новых друзей. На основании данных диаграммы можно говорить о том, что треть респондентов приходит в библиотеку для того, чтобы найти ответы на различные вопросы (в том числе и учебные), при этом от трети до половины респондентов испытывают чувство радости в процессе чтения. Ответ на вопрос 4 «Книга, которую я сейчас читаю» предполагался быть четким, так как по инструкции допустимо было отметить только одну позицию. На выходе же оказалось, что школьники одновременно читают от 2-х до 4-х книг и журналов. Некоторые результаты были предсказуемы: в чтении детей младшего школьного возраста преобладают сказки и книги о природе, а у детей среднего и старшего школьного возраста фэнтези и фантастика, а также книги о сверстниках, школе и любви. Приключенческая литература, стихи и поэмы, а также нехудожественная литература одинаково востребованы респондентами вне зависимости от возраста. Обратим внимание на последнюю позицию диаграммы: около 2,2% младших и 5,4% средних и старших школьников ничего не читают. 5
6 На вопрос анкеты под 10 «Я больше люблю читать книги» предполагался один вариант ответа, но в большей части анкет респонденты отметили до 3-х вариантов из предложенных семи («на бумаге, «с экрана стационарного ПК», «на переносном компьютере», «на экране мобильного телефона», с помощью ридеров», «мне все равно», «я вообще не люблю читать»). 6
7 Данные диаграммы говорят о том, что абсолютное большинство респондентов предпочитают читать традиционную книгу. Это может говорить как об общих тенденциях, когда электронное чтение преобладает в деловой и профессиональной сфере, так и о низкой покупательской способности населения. Радует маленький процент ответов по позиции «я вообще не люблю читать». На вопрос анкеты 11 «Детская библиотека это» допускалось несколько вариантов ответов. Материал данной диаграммы может стать в некоторой степени «проверочным» для ответов на вопрос «Я хожу в библиотеку для того, чтобы..», где библиотека как место отдыха набрала 6,3% и 9,5%, а в ответах с определением библиотеки как места отдыха, досуга было получено соответственно 29,3% и 41,8% ответов. В ответах на вопрос «Я хожу в библиотеку для того, чтобы..» найти ответы на важные вопросы» данные 35% и 38,1% на фоне ответов на вопрос «Детская библиотека это информационный центр» соответственно 48,9 и 26%. О чем это может говорить? нет ясности в понимании формулировок предложенных ответов; не была проведена беседа с детьми перед заполнением анкеты. 7
8 Данные, представленные на диаграмме, также можно сравнить с ответами на вопрос «Я хожу в библиотеку для того, чтобы..» и «Детская библиотека это» по таким позициям, как определение библиотеки и процесса чтения как «необходимости выполнения учебных заданий», либо места, где можно отдохнуть и получить положительные эмоции от процесса знакомства с новой книгой и непосредственно чтения. Распределение и сравнение предпочтений при ответе на вопросы о любимой книге отечественного и зарубежного писателя, любимом писателе; рекомендованные друзьям книги; информация о последней прочитанной книге и ответ на вопрос о том, какую книгу сейчас читаете вся информация представлена в виде диаграмм. При ответе на вопрос о любимой книге отечественного автора анкетирование не выявило совпадений. В ответах детей младшего школьного возраста явными лидерами стали «Сказки» А.С. Пушкина, «Денискины рассказы» В.Ю. Драгунского, серия книг о Незнайке (сказочная трилогия Н.Н. Носова), «Волшебник Изумрудного города» А.М. Волкова, «Фантазеры» Н.Н. Носова. В ответах респондентов среднего и старшего школьного возраста заметно преобладание произведений, входящих в школьную программу. Это такие произведения как: «Ася» И.С. Тургенева, «Вий» Н.В, Гоголя, «Капитанская дочка», «Руслан и Людмила» и «Дубровский» А.С. Пушкина, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. 8
9 Среди любимых книг зарубежных писателей дети младшего школьного возраста сказки Г.Х. Андерсена и Ш. Перро, «Маугли» Р. Киплинга, «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен. Явными лидерами в ответе на данный вопрос у детей среднего и старшего школьного возраста стали романы о Гарри Поттере Дж. Роулинг, «Приключения Тома Сойера» М. Твена, «Белый клык» Дж. Лондона, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира. Вне зависимости от возраста любимыми книгами зарубежных писателей названы «Приключения Тома Сойера» и серия романов о Гарри Поттере. Александр Сергеевич Пушкин, Виктор Юзефович Драгунский, Лев Николаевич Толстой! Именно в таком порядке выстроились имена в перечне совпадений любимых писателей. Данный результат можно было предвидеть, понимая значение творчества авторов в формировании Homo legens (человек читающий). 9
10 Л.Н. Толстой старался писать для детей так, чтобы смысл написанного был понятен ребенку любого возраста. Читая детские рассказы Толстого, выросло не одно поколение детей. Толстой считал, что в книге ребенок должен черпать не только необходимые знания, но и учиться доброте, правильному поведению с себе подобными и природой. Одними из первых в круг детского чтения входят сказки Пушкина, чуть позже дети знакомятся с образцами пушкинской лирики (стихотворения о природе, о дружбе и любви, об истории Родины и т.д.). Взрослея, дети знакомятся с пушкинской прозой и драматургией, романом в стихах «Евгений Онегин» и поэмами. Общение со сверстниками, отношения с родителями, различные происшествия в жизни вот что описывает В. Ю. Драгунский в своих произведениях. Писатель известен своей способностью во всём видеть хорошее и замечательно объяснять детям, что действительно хорошо, а что плохо. В рассказах Драгунского каждый ребенок найдёт схожие с самим собой черты, получит ответы на волнующие вопросы и от души посмеётся над забавными случаями из жизни ребят. Какие книги произвели впечатление в такой степени, что их советуют прочитать друзьям? Вне зависимости от возраста названы «Приключения Тома Сойера» и серия романов о Гарри Поттере. «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, серия книг о Незнайке Н. Носова, «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского, рассказы В. Бианки и сказки А. Пушкина таков выбор детей младшего школьного возраста. Подростки назвали сери книг-сказок Дмитрия Емца «Таня Гроттер», «Человек-амфибия» А. Беляева, «Алые паруса» А. Грина, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Робинзон Крузо» Д. Дефо и серию «СТАЛКЕР». 10
11 Среди последних прочитанных книг у детей младшего школьного возраста — «Денискины рассказы» В. Драгунского, «Басни» И. Крылова, книги о Гарри Поттере Дж. Роулинг, «Дядя Федор» Э. Успенского, «Приключения капитана Врунгеля» А. Некрасова, «Тимур и его команда» А. Гайдара, «Чиполлино» Дж. Родари. Произведения, вошедшие в школьную программу, отмечены в качестве последней прочитанной книги у детей среднего и старшего школьного возраста. Это «Человек-амфибия» А. Беляева, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Левша» Н. Лескова, «Герой нашего времени» М. Лермонтова, «Приключения Тома Сойера» М. Твена, «Ревизор» Н. Гоголя, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского. 11
12 В перечне книг, которые сейчас читают, у детей младшего возраста — «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, «Басни» И. Крылова, «Денискины рассказы» В. Драгунского, «Дядя Федор» Э. Успенского, книги о войне, сказки, «Рассказы» В. Бианки, «Гарри Поттер» Дж. Роулинг, «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла. «Гарри Поттер» Дж. Роулинг, «Война и мир» Л. Толстого, «Приключения Тома Сойера» М. Твена, «Мертвые души» Н. Гоголя, «Алые паруса» А. Грина, «Левша» Н. Лескова, «Властелин колец» Дж. Толкиена в данном списке литература, как вошедшая в школьную программу, так и произведения, являющиеся своеобразными лидерами читательских предпочтений. Подводя общие итоги исследования, можно определить десять любимых книг детей младшего школьного возраста: «Сказки» А.С. Пушкина, «Денискины рассказы» В.Ю. Драгунского, серия книг о Незнайке (сказочная трилогия Н.Н. Носова), «Волшебник Изумрудного города» А.М. Волкова, «Фантазеры» Н.Н. Носова, сказки Г.Х. Андерсена и Ш. Перро, «Маугли» Р. Киплинга, «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен. Дети среднего и старшего школьного возраста в основном называют произведения тех писателей, чьи произведения вошли в школьную программу: «Ася» И.С. Тургенева, «Вий» Н.В, Гоголя, «Капитанская дочка», «Руслан и Людмила» и «Дубровский» А.С. Пушкина, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, романы о Гарри Поттере Дж. Роулинг, «Приключения Тома Сойера» М. Твена, «Белый клык» Дж. Лондона, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира. Литература, входящая в школьную программу, — это произведения, прошедшие проверку временем. Любимые писатели А. Пушкин, В. Драгунский, Э. Успенский, К. Чуковский, Л. Толстой, В. Бианки, С. Михалков, С. Маршак, Г. Александрова, Ш. Перро (дети младшего возраста). Любимые писатели детей среднего и старшего возраста — А. Пушкин, В. Драгунский, Дж. Роулинг, И. Тургенев, Л. Толстой, Н. Гоголь, Ж. Верн, М. Лермонтов, А. Чехов, Д. Емец. В целом прослеживается тенденция преобладания классической литературы в чтении, а также снижение читательской активности подростков в сравнении с детьми младшего возраста. 12
13 Чтение, по мнению Василия Александровича Сухомлинского, — это «окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Именно библиотека, и в первую очередь детская, открывает окно в чудесный мир книг, а библиотекарь это навигатор в мире разнообразной книжной продукции, способный рассказать подрастающему поколению о человечности, морали, культуре, привить любовь к чтению и книгам. 13
docplayer.ru
РОЛЬ ЧТЕНИЯ И ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
РОЛЬ ЧТЕНИЯ И ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Пуртова И.А. 11
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
1. Введение
Чтение детей и подростков во всех цивилизованных странах является заботой общества и государства. Чтение – один из способов передачи и усвоения знаний и духовных ценностей, выработанных человечеством, средство образования и воспитания личности.
Интеллектуальное и нравственное развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими информацией. Огромную роль в формировании личности играют средства массовой коммуникации и книги. В нынешнее время статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.
Чтобы интерес к чтению не угас у подростка, процесс чтения необходимо поддерживать. Поэтому книги должны быть доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.Кроме того, приоритетная цель ФГОС – формирование читательской компетентности, в основе которой лежит читательская деятельность. Согласно Стандарту развитие ЧИТАТЕЛЯ предполагает формирование такой читательской деятельности, когда он «способен воспринимать текст произведения; понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения) ; воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески».
Актуальность темы исследования данной работы заключается в том, что от современных школьников (а это -будущее России !) и именно от них зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране. XXI век для человечества считается информационным. Родился «виртуальный» мир, который имеет всеобщую доступность информации.
Стремление к быстрой конкретной информации, недостаточный уровень знаний ведет к снижению интереса к книге, что мешает формированию активного гражданского поведения детей и молодёжи. Современное поколение мало читает. Падение интереса к чтению волнует всё прогрессивное общество. Подростки находятся под влиянием телевидения и Интернета, на чтение художественной литературы у них не остаётся ни времени, ни желания. А ведь классическая литература оказывает огромное воспитательное влияние на душу подрастающего поколения, а также на их речь.
Цель исследования: привлечь внимание к чтению как к важному фактору социализации личности.
Объектом исследования являются подростки в возрасте 11- 17 лет; предметом — уровень читательской активности учеников.
Гипотеза: исследование факторов снижения читательской активности детей и подростков поможет привлечь внимание сверстников и их родителей к проблеме формирования читательских интересов.
Ожидаемые результаты: Приведенные материалы помогут осознать, что активное и продуктивное чтение, особенно художественной книги, – неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, развивающая его образное мышление и творческие возможности в любой сфере деятельности.
Задачи исследования:
1.на основе анализа современной научной литературы рассмотреть роль чтения как важный фактор социализации личности.
2.провести констатирующий срез на базе исследования для выявления показателей читательских предпочтений современных школьников.
а)изучить формуляры школьной библиотеки с целью анализа читательской активности учащихся;
б) выяснить, что предпочитают читать современные школьники и каким жанрам литературы отдают предпочтение;
в) выявить, как часто читают школьники книги, помимо произведений школьной литературы;
г)определить: чему отдают предпочтение школьники в приобретении знаний о современной жизни.
3.разработать памятки-рекомендации по управлению домашним чтением детей, выбором «правильной » книги, по возрождению традиции семейного чтения.
4.ввести в план работы школы мероприятия и конкурсы, способствующие повышению интереса к чтению художественной литературы.
В процессе работы мною были использованы следующие методы:
Теоретические (анализ разработанности темы в литературе и других источниках)
Практические (анкетирование, сравнение, моделирование)
Выборку исследования составляют 112 школьников в возрасте с 11 до 17 лет.
2. Основное содержание.
Роль чтения в становлении личности.
Русская национальная культура складывалась на стыке нескольких культур, так как Россия формировалась и развивалась как многонациональная, полиэтническая держава, на территории которой жили многочисленные народы разных языковых групп, религий, культурных традиций. И историческая самобытность России ярко проявилась в ее культуре, особенно – в духовной культуре, в святости образа Родины, в душевном богатстве человека, в в преобладании духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами, в отсутствии культа богатства. И именно книга может и должна стать проводником идей великого русского народа, источником знаний детей о моральных принципах построения общества являются произведения литературы и искусства.
Только на взрослого ложится ответственность выбора «правильных» произведений, поступки героев которых помогают детям осмыслить причины и следствия их поведения. Целесообразно обсуждать, а не осуждать поступки героев, выслушивать мнение детей до того, как выскажется взрослый, не советовать, а советоваться, не ставить «клеймо», а давать детям возможность обдумать
Н. И. Новиков сыграл значительную роль в развитии педагогики детского чтения. Он возлагал на книгу большие надежды, считая, что именно чтение способствует воспитанию нравственности и любви к отечеству. В его журнале «Детское чтение для сердца и разума» публиковались литературные произведения, призванные оказывать целенаправленное и систематическое благотворное влияние на духовно-нравственное воспитание детей.
В XIX веке детское чтение по праву считалось важнейшим средством воспитания души подрастающего поколения. Так, В. Г. Белинский отмечал великую роль чтения в формировании нравственных качеств, патриотических чувств, эстетических представлений в подготовке юных граждан к труду и практической жизни, к бескорыстному служению общему благу.
В 1878 г. редакцией «Детского чтения» были сформулированы 5 основных задач воспитания посредством художественных произведений, печатавшихся на страницах журнала:– возбуждать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;– научить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;– способствовать облагораживанию юной души и воспитанию нравственного, возвышенного идеала;– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;– дать силы детям для борьбы со злом, т. е. нравственную поддержку в жизни.
Однако Д. И. Писарев, рассматривая вопрос о культуре чтения, отмечал, что ребенка необходимо научить читать книги, поскольку чтение – огромный труд, освоить который ребенок может с помощью взрослого: между ребёнком и книгой должен стоять человек, который поможет ему соединить книжные знания с жизнью, поможет осознать и прочувствовать содержание прочитанного. Книги К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского учат детей добру, справедливости, умению понимать себя и других людей. Однако Л.Н. Толстой предостерегал от бессмысленного чтения: важно научиться понимать прочитанное, сопереживать, самостоятельно осмысливать его и связывать с жизнью.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский важную роль в формировании личности человека отводил чтению, но советовал не спешить обучать детей чтению, так как считал, что само по себе чтение- не главное. Гораздо важнее ЧТО читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело». Важно подготовить ребенка к чтению, сделать его интересным. Книги К.Д. Ушинского и по сей день являются реальными морально-нравственными уроками для детей.
Н. А. Добролюбов, признавая неоценимую роль чтения в формировании личности ребенка, отмечал, что нужно учиться «выдерживать борьбу со злом», «отстаивать свою душевную чистоту и защищать общественную правду от лжи, насилия и своекорыстия». Современные произведения для детского чтения условно можно разделить на:– произведения, созданные специально для детей– адаптированные произведения классиков для детского чтения,а также на:– родную и– инонациональную литературу.
Кроме того, можно выделить:– художественные произведения (проза, поэзия, драматургия)– научно-популярные издания– справочные, информационные издания.
В конце 20-го века появился такой вид детского чтения, как «электронное детское чтение». Не запрет опровергаемого многими электронного варианта детских книг, а умелое сочетание различных видов и форм чтения с непосредственным участием взрослого будет служить формированию гармоничной личности ребенка.
По мнению М. М. Безруких, прежде всего, необходимо научить педагогов и родителей культуре чтения. В. П. Чудинова (2004, 2007) отмечает, что сегодня роль чтения детей в духовном развитии общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема. Главное – ЧТО будет читаться, как будет идти процесс восприятия, понимания и обсуждения прочитанного.
Семья и её роль в развитии детского чтения
Семья – это социальный институт, ядром которого является любовь и принятие. Поэтому на первых этапах развития ребенка чтение помогает реализовать потребность малыша в физической и эмоциональной близости с родителями (чаще – с мамой). Чуть позже совместное чтение вводит ребенка в мир культуры, помогает усвоить образцы читательского поведения, любовь к книге. Возможность находиться рядом с мамой (с папой, бабушкой) во время чтения сближает взрослого и ребенка, помогает прочувствовать отношение близкого человека к прочитанному (пусть пока это всего лишь сопереживание бабушке и дедушке, от которых укатился Колобок).
Ребенок учится Сопереживать героям сказки, накапливает опыт такого переживания, даже если сам еще не способен воспринимать смысл текста. Соучастие взрослого – обязательный воспитательный элемент чтения с детьми раннего возраста (от года до трех лет) и с дошкольниками (от трех до семи лет). Не снижается роль совместного чтения и в период обучения ребенка в начальной школе. Поэтому так важно сформировать и сохранить традицию семейного чтения.
Семейное чтение, как процесс приобщения современных детей и подростков к чтению должен решать следующие основные задачи:формировать умение общаться с книгами, самостоятельное раскрытие смысла произведений;· обогащать словарь знаний о литературе;· переходить от привычки читать к потребности в чтении;· создать духовную близость с родителями;· формировать взгляды и мировоззрение· приобщать к общечеловеческим и семейным ценностям
Отношение россиян к чтению
Газета «АИФ» провела акцию – за читающую Россию. На страницах указанной газеты высказали свое мнение известные люди.
Режиссёр Станислав Говорухин в №39 «АИФ» в статье «Поколение без души вырастет в России, если не будет читать» вот какие мысли высказал — Мы в последнее время процесс чтения воспринимаем только как процесс получения информации. Но это не совсем верно!
Информацию можно почерпнуть из Интернета или учебников. А книги дают нам пищу духовную, воспитывают чувства. Человек, который в детстве не приучил себя к чтению, не сделал его привычкой, без которой не может жить, человек, путешествующий по жизни без книги, — тщетный человек. Это моё глубокое убеждение».
Недавние исследования социологов «Левада-центра» свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы «кризиса чтения».
Результаты международного педагогического исследования PISA говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране.
Россия утратила статус «самой читающей страны в мире», и, по статистике, половина взрослого населения России не читает художественной литературы. Нация, утерявшая интерес к чтению, оказывается на грани культурной деградации, становится слабой и уязвимой. Исследования ВЦИОМ, посвященные читательским интересам россиян, проводятся регулярно на протяжении 13 лет. Согласно полученным данным, за этот срок жители нашей страны читать больше не стали. Так доля тех, кто старается читать ежедневно, за последние 10 лет снизилась на 9% (с 31% до 22%). Чаще всего это женщины (27%), граждане 25-44-лет (48-50%) и люди с высшим образованием (45%)43% респондентов читают книги иногда (в 1996 году таковых насчитывалось 49%). Никогда или очень редко читают 35% ответивших против 20% 13 лет назад.
Больше всего читающих граждан живёт в Северо-Западном федеральном округе (29%), а вот среди жителей Поволжья чаще всего встречаются те, кто читает книги крайне редко или никогда (41%).
Каждый пятый россиянин — постоянный читатель журналов. Любители журналов — это, как правило, жители Северо-Западного округа (29%) и респонденты с высшим образованием (26%). Журналы менее всего пользуются популярностью у южан и жителей Поволжья (41%), а также у пожилых (53%) и малообразованных (62%) граждан.
Ключевые показатели
Ежедневно читают книги 22% россиян, от случая к случаю 42%, очень редко или никогда – 35%
Число читающих книги граждан за 13 лет снизилось c 80% до 65%
79% россиян хотя бы иногда читают газеты и 64% — журналы
Самые читаемые жанры художественной литературы в России — классические историко-приключенческие романы (26%), русская и зарубежная классика (25%) и «женские» детективы (24%)
У 44% опрошенных граждан домашняя библиотека насчитывает менее 100 книг, вообще не имеют книг дома 16% сограждан
Отношение молодого поколения к чтению
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. В последние годы ведутся споры о том, что новое поколение перестало читать и на досуге развлекаются компьютерными играми, телевизором, «прогуливается» по широким «полям» Интернета. «Может ли компьютер заменить книгу?», «Дети не имеют желания читать произведения» — подобные высказывания, имеющие объективные основания, волнуют общественность, имеющую отношение к проблеме читаемости.
В 80-х годах 20 века наблюдается упадок издательского дела. Развивается «черный книжный рынок», формируется «читательская мода».
В 90-ые годы констатируется резкий спад читательской активности. Общество меньше интересуется высокоморальными произведениями, а телевидение вытесняет книжный досуг.
В настоящее время одним из главных мотивов обращения к книге остаётся учебное задание, школьная программа.
Часть времени, ранее тратившуюся на чтение, заменили телепросмотры и компьютерные игры, а также социальные сети.
Школьники не интересуются даже произведениями школьной программы. А это повод для тревоги, ведь именно в школьном возрасте формируется не только любовь к книге, но и жанровые предпочтения. Среди учащихся 9-11 классов я провел опрос «Тебе нужно написать сочинение по произведению, которое ты не читал, что ты будешь делать?»
Ответы между собой были схожи.
Вот некоторые из них:
« Не знаю, что буду делать. Скорее всего, воспользуюсь Интернет — источниками»
« Найду похожее сочинение и переделаю на свой лад»
« Прочитаю краткое содержание, найду в Интернете анализ произведения»
Так отвечали все опрошенные мною дети. Только один ученик ответил, что прочитает заданное произведение.
Результат интервью доказал, что современному школьнику проще воспользоваться Интернет-источниками, нежели обратиться к самой книге. Виной тому технический прогресс, легкодоступность информации. Школьник не желает тратить время на прочтение, ведь под рукой есть ПК, который за минуту найдет нужную информацию.
Тем самым подросток лишает себя не только приятного досуга вместе с книгой, но и развития нестандартного мышления.
Интересные факты о чтении:
-Книга снижает стресс.
-Богатство и ритм языка имеет свойство успокаивать психику и избавлять организм от стресса.
-Чтение защищает от болезни Альцгеймера.
-Когда вы читаете, активность мозга увеличивается, а это благотворно сказывается на его состоянии.
-Чтение придает уверенности.
-Чтение книг делает нас более грамотными. Когда в разговоре мы демонстрируем глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более собранно. Признание окружающими вашей эрудиции положительно влияет на личную самооценку.
-Улучшает мозговую активность.
-При чтении мы представляем много деталей: персонажей, окружающие их предметы. Поэтому необходимо запоминать множество вещей, которые нужны для понимания книги. Вот почему чтение тренирует память и логику.
Современные дети и чтение.
Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его — привычка ребенка читать. Но негативным фактором в формировании читателя- ребёнка является утрата традиции семейного чтения.
Я решил исследовать ситуацию в нашей школе и выяснить, что любят читать наши школьники и каковы их читательские интересы. Для этого я составил анкету, состоящую из 10 вопросов.
Самыми читающими классами у нас оказались 5, 9 и 11 классы, 80 % учеников ответили, что они любят читать, 6 класс 76%. Хотя 5 класс предпочитает больше читать журналы, чем книги. Зато 11 класс и 9 увлекаются художественной литературой. Как видите по диаграмме: газеты наши ученики читают мало, самый высокий процент-это 32% у 7 класса. На вопрос, читаете ли вы книги, помимо школьной программы в каждом классе положительный процент выше. Хотя читают учащиеся нашей школы художественную литературу не более 1 раза в неделю и чтение для них значит- просто найти интересующую информацию-65%. Как возможность отдохнуть- 55%, и чтобы выполнить задание- 38% . На вопрос « Чему вы отдаете предпочтение в приобретении знаний о современной жизни и современном человеке?» Большинство учащихся ответили, что обратятся в интернет, на втором месте- телевидение, и только потом книги. А радио в наше утратило свою популярность, как средство массовой информации. Большинство детей его слушают редко, либо совсем не слушают.
Предпочитаемые литературные жанры наших школьников- это фантастика- 60 %, детективы 40%, комедии 25% и что-то другое 60%. Практически все ученики любят читать литературу не по школьной программе и называют любимых литературных героев в среднем звене : Незнайка, Алиса, Гарри Поттер, в старших классах любимыми героями стали Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Печорин, Чацкий, Базаров из произведений русских классиков, изучающихся по школьной программе. И на вопрос «любимые писатели» все старшеклассники называют писателей-классиков, произведения которых изучаются по школьной программе. (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Грибоедов, Тургенев)
Я сопоставил процент качества по гуманитарным предметам с результатами читательских интересов и получилось, что самые читающие классы, о которых говорилось выше- это 5, 6, 9, 11 классы- имеют лучший процент качества образования по гуманитарным предметам- Литературе, русскому языку и истории и обществознанию.
3.Заключение.
В результате проведенных опросов и обработки информации, можно выделить пути решения проблем, связанных со снижением читательской активности школьников:
— родителям ежедневно читать с ребёнком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять по иллюстрациям рассказы;
-помогать ребенку вести читательский дневник
-учить читать,
-воспитывать творческого читателя,
-формировать у читателя отношение к книге как к источнику человеческого опыта, постоянному партнеру в общении,
-воспитывать отношение к библиотеке как к информационному центру, как к центру духовной культуры,
-презентации книг, тематические книжные выставки:
книжные выставки располагать и оформлять таким образом, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать его, удовлетворить читательский интерес или информационную потребность.
Книжные выставки:
книги-юбиляры;
писатели – юбиляры.
В школьной библиотеке организовать выставки в помощь учебному процессу:
«Новые учебные пособия»,
«За страницами учебника»,
«Чтобы глубже знать предмет, надо читать эти книги».
Для учащихся начального и среднего звена должны быть оформлены книжные полки:
«Советуем прочитать»,
«Здесь мир фантазии и сказок»,
«Дети, спешите в библиотеку…».
Чтобы приобщить к активному чтению учащихся, использовать такие формы как:
— реклама новых книг;
— библиотечные уроки;
— мероприятия в игровой форме;
— комментированное чтение;
— чтение вслух.
— индивидуальное информирование,
— литературные игры,
— обзоры книг.
Семья считается первичным институтом социализации человека, я уверен, что любовь к чтению необходимо прививать с детского возраста в семье. Поэтому я разработала памятки-рекомендации для родителей, в которых говорится о пользе семейного чтения, а также памятки для школьников, в которых говорится о необходимости чтения литературы как духовно-нравственном становлении личности.
4. Список литературы.
Байдан Е. Что читают дети // Библиотека. 2004. № 1. С. 21–23.
Голубева Е.И. Что происходит в детском чтении? // Книжное дело. 2004.
№ 1. С. 68.
Самохина М.М. Зеркало социальных перемен // Читающая Россия: мифы и реальность. М.: Либерея, 1997. С. 56.
Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена “модели чтения” // www.teacher.fio.ru.
PISA — международное педагогическое исследование оценивания знаний учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета: Определение читательских интересов:
1.Любите ли вы читать?
2.Что значит для вас чтение?
3.Читаете ли вы книги помимо школьной программы?
4. Как часто вы читаете?
5. Что значит для вас чтение?
6. Чему отдаете предпочтение в приобретении знаний о современной жизни и современном человеке?
7. Каким жанрам литературы отдаете предпочтение?
8. Назови свою любимую книгу.
9. Кто из литературных героев является вашим любимым героем?
10. Ваши любимые писатели?
Десять причин читать.
Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать тёплую и успешную почву для развития личности ребёнка.
1. Если Вы способны уделить детям внимание и время для семейного чтения, то они уверенны, что Вы их любите.
2. Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
3. Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
4. Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
5. Книги помогут Вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
6. До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.
7. Чтение вслух способствует развитию внимания у Вашего ребёнка.
8. Вы создаёте удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о тёплом общении с ребёнком.
9. Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
10. Рано или поздно, Вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребёнка.
Памятка для родителей
Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок читал? Учтите наши добрые советы, и Ваши желания исполнятся!
1. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
2. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку Вашего сына или дочери.
3. Систематически читайте сами. Это формирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу всегда.
4. Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию Вашей речи и речи Вашего ребёнка.
5. Рекомендуйте ребёнку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте Ваши и его впечатления.
Любите ли вы читать?
Что вы предпочитаете читать?
Читаете ли вы книги помимо школьной программы?
Как часто ты читаешь?
Что значит для тебя чтение?
Чему вы отдаете предпочтение в приобретении знаний о современном обществе и человеке?
Какие жанры литературы вы читаете?
Любимые книги.
Любимый герой.
Любимые писатели.
Процент качества по гуманитарным предметам.
38
Просмотров работы: 7747
school-science.ru
Читательская анкета — Литература — 5 класс
Читательская анкета предлагается ежегодно ученикам 5 — 11 классов в начале учебного года. Она позволяет представить сферу читательских интересов учеников класса и учитывать их при работе на уроках и во внеурочной деятельности. Помогает отслеживать влияние уроков литературы на развитие читательских интересов и вкуса, искать точки соприкосновения взрослого и ребёнка в мире культуры, платформу для литературных дискуссий.
Просмотр содержимого документа
«Читательская анкета»
Читательская анкета
_________________________________________________________________
Что заставляет вас обратиться к книге?
А. познаю мир и себя в нём;
Б. хочу быть эрудированной личностью;
В. читаю, когда хочу развлечься;
Г. хочу хорошо учиться;
Д. другое (укажите, что).
Читаете ли вы в данный момент какое-либо художественное произведение? Если да, то объясните свой выбор.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Каким произведениям вы отдаёте предпочтение?
А. научная фантастика, фэнтези;
Б. книги о дружбе и любви;
В. произведения о природе;
Г. исторические книги;
Д. детективная и приключенческая литература;
Е. мистические истории;
Ё. книги о современниках;
Ж. другое (укажите, что).
Какое произведение какого автора вы хотели бы прочитать? Почему?
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Какое из программных произведений, данных для летнего чтения, показалось вам самым скучным? Почему? А какое произвело наиболее сильное впечатление?
multiurok.ru