cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Адаптация студента первокурсника к обучению в высшей школе – Взаимосвязь личностных особенностей и адаптации студентов-первокурсников к обучению в высшей школе

Психологическая адаптация студентов к обучению в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

УДК 378.015.005.32-057.873

П. И. Александрович

Белорусский государственный технологический университет

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

В данной статье раскрываются психологические особенности адаптации студентов к обучению в вузе. Обращено особое внимание на раскрытие физиологической, социальной, биологической, профессиональной, социально-психологической адаптации. Раскрыты основные этапы и разновидности психологической адаптации, в частности такие, как организационная, деятель-ностная, профессиональная, бытовая адаптация. Основные этапы — это ознакомление с новым местом учебы, правами и обязанностями студента и начало учебы, углубленное освоение правил и норм учебного заведения, осознание творческого усовершенствования учебы в начальный период. Адаптационные этапы могут длиться: первый — 7-15 дней, второй — до 16-12 месяцев, третий — до двух лет. Обращено внимание на психологическое сопровождение адаптации студента. Выделяются следующие направления: психологическое просвещение, психологическое диагностирование, коррекционная деятельность, консультативная деятельность. Для этого используются активные формы проведения занятий и привлечение к работе с группой тех преподавателей, кто может помочь сформировать у студентов определенные знания, навыки по направлениям: организационно-ознакомительное, социально-практическое, социально-правовое, медико-нравственное, учебно-методическое, социально-психологическое. Обращается особое внимание на студентов, находящихся в затруднительном положении. В заключительной части статьи раскрываются элементы психологического управления процессом адаптации, предполагающие информирование студентов о трудностях адаптационного периода и способах их преодоления, формирование у студентов стремления к оптимальной адаптации, перестройке поведения, совершенствованию своей личности в соответствии с новыми вузовскими требованиями, помощь студентам в организации самовоспитания.

Ключевые слова: адаптация, физиологическая адаптация, профессиональная адаптация, биологическая адаптация, социальная адаптация, потребности, мотивация.

P. I. Aleksandrovich

Belarusian State Technological University

PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS TO STUDYING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

This article deals with the psychological characteristics of students’ adaptation to studying in high school. Particular attention is paid to the disclosure of the physiological, social, biological, professional, social and psychological adaptation. It outlines the main stages and types of psychological adaptation such as organizational, operational, professional, domestic adaptation in particular. The main stages of it are the introduction to a new place of study and students’ rights and obligations and the beginning of the studies, in-depth familiarization to the rules and regulations of the educational institution, realization of creative enhancements of studying process in the initial period. Adaptation steps can last: the first step — 7-15 days, the second step — up to 16-12 months, the third step — up to two years. Attention is paid to the psychological support of student’s adaptation. It’s divided into following directions: psychological education, psychological diagnosis, correctional activities, and advisory activities. For this purpose, the active forms of employment and the involvement with a group of those teachers who can help students form a certain knowledge and skills in following directions: organizational and introductive, social and practical, social and legal, medical and ethical, educational, social and psychological. Special attention is paid to students who are in a state of predicament. In the final part of the article the author reveals the psychological elements of adaptive management, involving informing students about the difficulties of the adaptation period and ways to overcome them, the formation of students striving for optimum adaptation, adjustment of behavior, improving personality in accordance with the new high school requirements, and assistance to students in self-organization.

Key words: adaptation, physiological adaptation, professional adaptation, biological adaptation, social adaptation, needs, motivation.

Введение. Поступив в высшее учебное заведение, студент-первокурсник сталкивается с совершенно новыми для него способами организации учебного процесса: с одной стороны, высокая интенсивность изучения учебного материала, с другой стороны — недостаточные навыки самостоятельной работы и привычка осваивать учебные знания в готовом виде. К тому же студент сталкивается с новыми видами деятельности (освоение профессии, производственная практика), новым коллективом учебной группы.

Основная часть. В связи с этим можно четко определить понятие «адаптация» как процесс приспособления студента к новым видам жизнедеятельности, новой социальной ситуации. Причем в этом процессе актуально сочетаются самооценка и притязания студента с его возможностями и реальностью социальной среды, что зачастую проявляется как согласование требований и ожиданий учеников образовательного процесса.

Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для студента, сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов. Постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, а также нарушение режима труда, отдыха, питания часто приводят к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда заболеваний.

Процесс адаптации к обучению в вузе — явление весьма сложное, многогранное. Период острой адаптации падает на 1-2-й курсы. Его продолжительность определяется индивидуальными особенностями студента, включающими способности, психические установки, материальную обеспеченность и, конечно, здоровье. На втором курсе у студентов возникает новая мотивация. Они приступают к изучению специальных дисциплин, требующих усвоения большого объема новой специальной информации. Считается, что процесс адаптации завершается, как правило, к концу второго курса.

Студенты сталкиваются с новыми формами и методами обучения, новыми эмоциональными переживаниями, у них меняется режим труда и отдыха, сна и питания.

Адаптация личности студента к обучению обусловлена необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и профессиональных затруднений.

Психолого-возрастные особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью, самоидентификацией. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они нахо-

дятся. Очень часто в одну группу попадают юноши и девушки с разным социальным уровнем, а именно провинциалы и городские жители. Период адаптации данных категорий будет различным [1, с 62-29].

Начало учебы на новом месте, обычно переход из общеобразовательной школы в высшее учебное заведение — достаточно резкая перемена в жизни, так как учеба в школе и университете сильно различаются по содержанию, формам, нагрузкам, требующимся результатам. Трудности возрастают тогда, когда студент не старателен в учебе, не вырабатывает в себе правильной организации времени. Очень трудно учиться также студенту с низкой мотивацией к достижению успеха, сказывается отдаленность студента от родительского дома при проживании в общежитии. Среди психологических детерминант качества адаптации на начальном периоде обучения в вузе следует отметить такие, как самооценка (этот показатель значимо связан с отношением к обучению, к преподавателям и к сокурсникам). Новая обстановка, новый режим, новые отношения, новая социальная роль, новый уровень отношений с родителями, иное отношение к себе.

У первокурсников происходит смена привычного образа жизни, что автоматически включает адаптационный процесс. Адаптация студентов к обучению в вузе представляет собой многоуровневый процесс, который включает основные элементы социально-психологической адаптации и способствует развитию интеллектуальных и личностных возможностей студентов.

Этапы и разновидности психологической адаптации студента.

Процесс адаптации студента на новом месте включает несколько ее психологических разновидностей:

— организованную адаптацию — изучение учебного заведения и организационной среды в нем, его требований и норм, внутреннее принятие и соответствующее построение своего организационного поведения;

— деятельностную — определение ответственности, прав и действий на своем месте студента, обязанностей, требований к качеству учебной деятельности;

— профессиональную — понимание характера профессии, места специальности в общей системе, также стремление овладеть профессией — возникновение мотивации;

— социально-психологическую — привыкание к студентам своей группы, налаживание деловых и личных доброжелательных отношений с ними, завоевание признания своей личности и, таким образом, самоутверждения в группе.

Важным аспектом этого вида адаптации является налаживание отношения с преподавателями, администрацией;

— бытовую — привыкание к рабочему режиму жизни, повышенным психологическим и умственным нагрузкам, решению вопросов питания, досуга, в том числе нередко и жилищных, особенно если студент иногородний.

Полноценная психологическая адаптация включает 3 этапа:

— ознакомление с новым местом учебы, правами и обязанностями студента и начало учебы;

— углубленное освоение правил и норм учебного заведения и качественной учебы;

— осознанное и творческое усовершенствование учебы [2, с. 15].

Первый этап обычно длится 7-15 дней, второй до 6-12 месяцев, а третий начинается после 1-2 лет. Эти сроки очень индивидуальны, могут сокращаться и увеличиваться, второй этап может и не завершиться, а третий — не начаться.

Результаты психологической адаптации находят выражение в разной степени адаптивности, которая может выражаться в следующем:

— психологической идентификации — внутреннем принятии всех норм и требований, существующих в учебном заведении; полном включении своих возможностей в учебную деятельность и в жизнь коллектива студенческой группы;

— приспособлении к учебной деятельности -внешнем соблюдении основных норм и требований учебного заведения (во избежание неприятностей), приспособлении к нормам учебной деятельности (официальным и неофициальным) при внутреннем неприятии части их; неполном включении своих возможностей в процесс обучения и получения специальности;

— психологической дезадаптации — полном внутреннем неприятии интересов, задач и требований учебного заведения при внешней демонстрации их принятия.

Студенческая жизнь начинается с первого курса, и поэтому успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсника к жизни и учебе в вузе является залогом дальнейшего развития студента как человека, гражданина, будущего специалиста.

Формирование личности профессионала строится не только на вооружении студента определенной суммой знаний, умений и навыков, но и в большей степени на способности быстро адаптироваться; на развитии личностных характеристик, активизирующих интерес к изучению выбранной специальности; на формировании правильного понимания сущности профессионального самоопределения; на раз-

витии мотивации к профессиональной деятельности, профессиональному становлению. Педагогическое сопровождение адаптации студента предполагает организацию работы по следующим направлениям:

— психологическое просвещение — формирование у студентов и их родителей, у педагогических работников вуза потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития. Личность должна быть психологически готова к восприятию воспитательного воздействия;

— психологическое диагностирование — проведение на протяжении всего срока обучения, а также на момент адаптации динамики личностного роста, адаптивности студента и выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии социальной адаптации студентов;

— коррекционная деятельность — разработка на основании выявленных причин коррекцион-ных программ успешной адаптации студента первого курса, коррекции личностных качеств и свойств, вовлечения студентов в различные виды деятельности с учетом корректирующих причин;

— консультативная деятельность — разработка конкретных рекомендаций по возникающим у студентов проблемам адаптации, самовоспитания и самореализации, по предупреждению возникновения явлений дезадаптации [3, с. 56].

Необходимым условием для быстрой адаптации первокурсника к вузу является его способность к постоянному и интенсивному совершенствованию, к обновлению и развитию собственных способностей и качеств, что предполагает наличие умений осознавать собственные эмоциональные ресурсы. Помочь студенту войти в социум вуза с минимальными потерями и быстро адаптироваться к его требованиям -одна из задач социально-психологического сопровождения студентов на первом курсе.

Помощь первокурснику состоит в информировании его о возможностях, которыми он располагает, обучаясь в высшем учебном заведении. Для этого используются активные формы проведения занятий и привлечение к работе с группой тех преподавателей, кто может помочь сформировать у студентов определенные знания и навыки по направлениям:

— организационно-ознакомительное — дать информацию о расположении кабинетов в вузе, комнат в общежитии, познакомить с администрацией и структурой учебного заведения, общественными организациями и кружками и т. п.;

— социально-практическое — особенно эффективны встречи с успешными выпускниками вуза;

— социально-правовое — предполагает знакомство с общественными структурами, защищающими их интересы в вузе;

— медико-нравственное — предполагает знакомство с условиями медицинского обслуживания;

— учебно-методические — знакомство с общей перспективой обучения в течение 2-4 лет, программами и направлениями подготовки;

социально-психологическое — исследование индивидуальных особенностей студентов, выделение актива группы, развитие коммуникативных навыков, привлечение к тренингам и прочее.

Адаптация студентов к новым условиям обучения в вузе — это сложный процесс, и именно поэтому помочь первокурсникам взрослеть, особенно тем, кто в этом нуждается, в первую очередь, может психолог или педагог-психолог и, конечно же, куратор группы. Во внимании и доверительной беседе нуждаются прежде всего те, кто испытывает трудности адаптации и по своим личностным, характерологическим особенностям склонен к рискованному поведению.

Сигналом необходимости оказания психологической поддержки должны служить признаки утраты эмоционального благополучия как в учебе, так и в общежитии. Оказать психологическую поддержку студенту, находящемуся в затруднительном положении, означает:

— снять беспокойство, успокоить для того, чтобы человек смог анализировать и правильно оценивать сложившуюся ситуацию, но это возможно лишь после того, как он справится со своими переживаниями;

— доверительный разговор о проблемах студента. В ходе разговора недопустимо использовать запугивание и оскорбления, провоцирующие к большему намерению действовать деструктивным образом;

— не подавлять — ни силой, ни авторитетом, ни знаниями, ни умениями, ни возрастом. Нужно показать студенту, что куратор вместе с ним, а не против него;

— ориентироваться на возможности студента;

— в отношениях со студентом куратор должен стараться не навредить ему;

— использовать критику по отношению к действиям, способам выполнения задания, а не применять ее к личности. Сфера поведения, суждений, отношений — это личностная сфера;

— в ходе разговора педагог должен уметь снимать ощущение безысходности, используя для этого приемы планирования или побуждения к словесному оформлению и проговарива-нию планов предстоящих действий;

— при беседе преподаватель должен показать, что он в состоянии помочь студенту.

Педагогическое управление процессом адаптации предполагает:

1) информирование студентов о трудностях адаптационного периода и способах их преодоления;

2) формирование у студентов стремления к оптимальной адаптации, перестройке поведения, совершенствованию своей личности в соответствии с новыми вузовскими требованиями, т. е. активизация самовоспитания;

3) помощь студентам в организации самовоспитания.

Одной из эффективных форм управления адаптационным процессом является кураторство.

От куратора группы во многом зависит успешность адаптации первокурсников к новой социальной среде, налаживание деловых и личных контактов между членами группы. Успех деятельности куратора группы первого курса зависит от четкого осмысления и определения основных направлений, от оптимального выбора форм и методов воспитания, значительно повышающих эффективность управления адаптационным процессом первокурсников к учебному заведению.

Основными направлениями комплексной системы организационно-педагогических мер, которые позволяют куратору оптимизировать работу и быстрее достичь необходимых результатов, являются:

— проведение работы по ознакомлению студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в вузе, профессиональному ориентированию;

— ознакомление куратора с социально-демографическими характеристиками студентов, изучение черт характера, уровня знаний и общественной активности;

— изучение формирующейся системы межличностных отношений;

— развитие у первокурсников недостающих организаторских умений и навыков;

— оказание помощи в научной организации труда студентов;

— оказание помощи студентам в организации самовоспитания.

Куратор как воспитатель направляет свои усилия на воспитание у студентов:

1) чувства патриотизма, гордости за свою Родину, за свой народ;

2) чувство гордости богатой и славной историей Беларуси, высокой культурой и духовностью ее народов;

3) чувство гордости достижениями белорусской науки и техники, ощущение сопричастности к одной из ведущих научных школ, чувство гордости за учебное заведение;

4) уважение к законам, другим нормам общественной жизни, гражданской и социальной ответственности;

5) приобщение к культуре своего народа, лучшим образцам мировой культуры, интеллигентности, культуре поведения и общения;

6) потребности в высоких культурных и духовных ценностях.

Заключение. Таким образом, проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшей школе представляет собой одну из важных задач, исследуемых в настоящее время в педагогике и дидактике высшей школы. Современная система профессионального образования служит не только для передачи специальных знаний, но и для развития будущего специалиста как представителя и носителя определенной культуры, характе-

ризующейся совокупностью знаний, умений, а также определенным мировоззрением, жизненными установками и ценностями, особенностями профессионального поведения.

Научная и практическая актуальность проблемы адаптации заключается в том, что современное общество заинтересовано сохранить и улучшить физическое и психическое здоровье человека, повысить его интеллектуальный потенциал. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

Литература

1. Андреева О. Д. О понятии «адаптация». Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество: уч. записки XIII. Л.: ЛГУ, 1973. 256 с.

2. Васильева С. А., Копеина Н. С. Психологическая идентичность как условие успешной адаптации студентов к учебному коллективу // Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах: тезисы докладов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. 332 p.

3. Федорова Е. Е. Адаптация студентов ВУЗов к учебно-профессиональной деятельности. М., Просвещение, 2007. 158 с.

References

1. Andreeva O. D. O ponyatii «adaptatsiya». Issledovanie adaptatsii studentov k usloviyam ucheby v vuze [About the definition «adaptation». Research of students’ adaptation to conditions of university education]. Leningrad, LGU Publ., 1973. 256 p.

2. Vasilyeva S. A., Kopeina N. S. Psikhologicheskaya identichnost’ kak uslovie uspeshnoy adaptatsii studentov k uchebnomu kollektivu [Psychological identity as a condition of successful adaptation of students to the university group. Modern problems of applied sociology and social psychology in work collectives]. Brief outline reports. Leningrad, Leningrad University Publ., 1984. 332 p.

3. Fedorova E. E. Adaptatsiya studentov VUZov k uchebno-professional’noy deyatel’nosti [Adaptation of university students to educational and professional activity]. Moscow, Prosveshenie Publ., 2007. 158 p.

Информация об авторе

Александрович Петр Иванович — кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры истории Беларуси и политологии. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Information about the author

Aleksandrovich Peter Ivanovich — Ph. D. Psycology, assistant professor, assistant professor of the Department of History of Belarus and Political Science. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Поступила 23.03.2015

cyberleninka.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Авторы учебника «Педагогика и психология высшей школы» считает, что необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности [1].

Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, основу которого составляет открытое И.П. Павловым психофизиологическое явление — динамический стереотип, иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других — ровно. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.

В проведенных исследованиях процесса адаптации первокурсников к вузу обычно выделяются следующие главные трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; наконец, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями.

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.

Социальная адаптация студентов в вузе делится на:

а) профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;

б) социально-психологическую адаптацию — приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения.

Иначе говоря, «под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой» [цит. по 1].

Адаптация — это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Исследователи различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:

1) адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям;

2) общественная адаптация, т.е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе [1].

Повторяем, что успешность обучения студентов зависит от многих факторов, среди которых одним из важнейших является его интеллектуальное развитие как показатель умственной деятельности и внимание — функция регуляции познавательной деятельности.

Спрашивая первокурсников технического вуза: «С чем непривычным, новым встречались вы на первом курсе?» — мы получили следующие ответы: «с иной, в отличие от школьной, организацией обучения» — 49,3%, «с большим объемом самостоятельной работы» — 39,0%, «с особенностями самостоятельной жизни в отрыве от семьи» — 20,2%, «с новыми для меня нормами студенческого коллектива» — 12,4%. Все эти факторы очень сильно влияют на процесс адаптации студента к новым для него условиям вузовской жизни. И от того, как вчерашний школьник или в особенности «приезжий студент», живущий в отрыве от семьи, пройдет этот период, будет во многом зависеть качество его учебы.

Исследования показывают, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки.

Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, некоторые первокурсники не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточно воспитаны навыки самообразования и самовоспитания [1].

Известно, что методы обучения в вузе резко отличаются от школьных, так как в средней школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям, заставляет его работать регулярно, иначе очень быстро появится масса двоек. В иную обстановку попадает вчерашний школьник, переступив порог вуза: лекции, лекции, лекции. Когда же начинаются семинары, к ним тоже оказывается можно не всегда готовиться. В общем, не надо каждый день что-то учить, решать, запоминать. В результате нередко возникает мнение о кажущейся легкости обучения в вузе в первом семестре, формируется уверенность возможности все наверстать и освоить перед сессией, возникает беспечное отношения к учебе. Расплата наступает на сессии.

Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.

Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изучения регуляторной функции психики) заканчивается в конце 2-го — начале 3-го учебного семестра.

Одной из главных причин, затрудняющих адаптацию к условиям обучения в институте, свыше 50% опрошенных назвали недостаток времени для самостоятельной работы при подготовке домашних заданий. В связи с этим почти 25% студентов приходят на занятия неподготовленными

Одной из основных задач работы с первокурсниками является разработка и внедрение методов рационализации и оптимизации самостоятельной работы.

Существующая система контроля за самостоятельной работой студентов через семинарские, практические и лабораторные занятия отнюдь не исключает пассивности и уклонения от выполнения соответствующих требований со стороны некоторой части студентов.

Большие резервы для повышения качества подготовки специалистов открывает совершенствование контроля за знаниями студентов. Система контроля успеваемости на экзаменационных сессиях порождает нередко лишь штурмовщину, когда студент в течение нескольких дней зазубривает записанные в конспекте основные положения данного учебного курса, а после экзамена забывает их. Не случайно часть студентов не умеют работать с книгой, систематически заниматься в течение всего семестра. Для усиления контроля за учебой студентов в течение каждого семестра устанавливаются три срока, к каждому из которых преподаватель обязан лично сообщить в деканат о текущей успеваемости своих питомцев.

Информация, полученная деканатами, распределяется по степени ее важности и содержанию и используется ими непосредственно или передается кафедрам и общественным организациям для оказания помощи отстающим студентам, поощрения успевающих, наказания нерадивых. Деканатам и кафедрам, по представлению преподавателей, дано право освободить регулярно работающих и хорошо успевающих в течение семестра студентов от зачетов и экзаменов, переводить их на индивидуальный график обучения.

Еще в школе формируется своего рода «психология тройки», стремление «учиться не уча». Этот настрой переходит и в вузы. Уверенность в том, что учеба на «тройки» не помешает стать настоящим специалистом, растет от курса к курсу.

Социологическое исследование бюджета времени показывает, что рабочий день студента достаточно уплотнен, и в соединении с аудиторными занятиями превышает 8 — 9 часов. Однако при этом обнаруживается очень большой «разброс» и разнобой в рабочем времени, определяемый различным отношением к учебе. В основном студенты ежедневно тратят от 2 и свыше 3 часов на подготовку по профилирующим предметам и только 22,8% расходуют на это меньше часа. По непрофилирующим предметам картина несколько иная. До 1 часа тратят 50,1%, до 2 — 22,5%. Система обучения в вузе в значительной степени рассчитана на высокий уровень сознательности, построена на интересе студентов, ибо формально в ней отсутствует жесткая система ежедневной школьной проверки, «страх» перед учителем, необходимость ежедневно готовить «уроки». Некоторые студенты, выдержав сложный и трудный вступительный конкурс, потом оказываются неподготовленными к ответственному отношению к учебе. «Берут в руки гитару» и забывают о занятиях. Система вузовского контроля допускает возможную неритмичность в работе, нередко ориентируя на штурм во время экзаменационной сессии.

На вопрос: «Как вы предпочитаете готовиться к экзаменам?» — только 9,6% ответили, что они обычно готовятся в течение семестра и во время сессии только просматривают материал, 47,6%, как правило, заново изучают материал всего курса по учебнику и конспектам и 42,8% — только по конспектам.

Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптимальную адаптацию студента к вузу, важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, систему доминирующих мотивов, уровень притязаний, самооценку, способность к сознательной регуляции поведения и т.д. Успешное решение этой проблемы связано с развитием психологической службы вуза [1].

Преподаватель, читающий лекцию потоку, естественно, не может учитывать индивидуальный темп усвоения учебного материала каждым студентом, способность каждого к анализу и синтезу, уровень развития мышления. Преподавателям труднее заметить изменения психических состояний студента в стрессовых ситуациях, к примеру, зачета или экзамена, уже хотя бы потому, что им не с чем сравнивать их — при слушании лекции студент «растворен» в общей массе аудитории. Не случайно многие студенты-первокурсники, чувствовавшие еще вчера внимание и опеку школьных учителей, в условиях вуза чувствуют себя на первых порах дискомфортно. Новые условия деятельности их в вузе — это качественно иная система отношений ответственной зависимости, где на первый план выступает необходимость самостоятельной регуляции своего поведения, наличие тех степеней свободы в организации своих занятий и быта, которые еще недавно были им недоступны.

Процесс адаптации каждого студента идет по-своему. Юноши и девушки, имеющие трудовой стаж, легче и быстрее адаптируются к условиям студенческой жизни и быта, вчерашние школьники — к академической работе. Задача студенческой группы — не поиск усредненного варианта включения учащихся в новые виды деятельности, а создание условий для общей оптимальной деятельности.

Во всех вузах обычно специально планируется система мероприятий, способствующая адаптации первокурсников к условиям вуза. К числу наиболее важных мероприятий относятся: работа по формированию и комплектованию академических групп; ритуал «Посвящение в студенты» и чтение курса «Введение в специальность»; выступления ведущих преподавателей в группах; знакомство с историей вуза и выпускниками, прославившими его; организация консультационных пунктов в общежитии силами преподавателей и студентов-первокурсников; введение ежемесячной аттестации, что позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, вовремя оказывать им необходимую помощь [1].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы видим, что проблема адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе активно изучается с различных позиций как теоретической, так и прикладной психологии. И все исследователи, работающие над данным вопросом, приходят к однозначному выводу о необходимости специальной психолого-педагогической, а иногда и медико-психологической помощи, которая может быть облечена в различные формы.

Так С.В. Шкилев, например, на основании результатов проведенного исследования (методика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда) утверждает, что наиболее эффективным видом деятельности в плане адаптации личности студентов-первокурсников является применение активных методов обучения, а именно, социально-психологического тренинга (СПТ). Анализ выявил тесную взаимосвязь сильных позитивных переживаний и опыта нового общения, в результате чего происходит сближение участников, а также взаимосвязь самопознания и познания других. Это позволяет говорить о том, что СПТ в многочисленной группе является как действенным средством, ускоряющим процесс адаптации первокурсников к новым условиям жизни, так и средством развития личностных качеств студентов [4].

Г.Д. Петрова рекомендует развивать в вузе психологические службы; проводить для студентов-первокурсников элективы, ориентированные на развитие ресурсов адаптации: тренинг коммуникативных умений, тренинг саморегуляции, тренинг поведения в ситуации конфликта и др

Авторы учебника «Педагогика и психология высшей школы» к числу наиболее важных мероприятий относят: работу по формированию и комплектованию академических групп; ритуал «Посвящение в студенты» и чтение курса «Введение в специальность»; выступления ведущих преподавателей в группах; знакомство с историей вуза и выпускниками, прославившими его; организацию консультационных пунктов в общежитии силами преподавателей и студентов-первокурсников; введение ежемесячной аттестации, что позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, своевременное оказание им необходимой помощи [1].

Что же касается практики применения этих рекомендаций, то в качестве примера можно привести следующее информационное сообщение Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета: «5 сентября 2000 г. в нашем университете состоялся первый психологический тренинг по адаптации первокурсников, который был проведен Центром по внеучебной работе со студентами. Это многоплановая работа, и осознается она не бывшими школьниками, а преподавателями и студентами старших курсов.

Главная проблема адаптации первокурсников — это проблема перехода от школьного состояния, когда правила игры всем известны, к состоянию, когда правила игры существуют, но тебе они не известны; контроль за тем, соблюдаешь ли ты эти правила, не систематический, и наказание может наступить неожиданно. Поэтому первокурсникам нужна помощь. Эта помощь должна осуществляться в нескольких направлениях.

В этом году Центр начал экспериментальную программу на ФРТ, чтобы понять, что нужно всему университету делать с первым курсом, чтобы отсев был меньше, чтобы жизнь первокурсников была комфортней, обучение фундаментальным дисциплинам было более эффективным.

Программа состоит из нескольких частей. Во-первых, это информирование первокурсников о правах и обязанностях. Поэтому Центр будет организовывать поточные встречи с деканами и заместителями деканов, чтобы первый курс был информирован о своих обязанностях, знал свои права. Студенты первого курса должны почувствовать, что они, с одной стороны, под контролем, а, с другой стороны, что их уважают, ценят, хотят сохранить. То есть, это работа профилактики учебных конфликтов, учебных недоразумений, провалов в сессию.

Вторая часть работы — социологическая. Центр планирует провести три опроса первого курса. Эти опросы будут связаны с реализацией ожиданий и проблемами студентов первого курса. Результаты этих опросов нужны всему университету для работы с первокурсниками.

Третья часть — психологическая работа. Необходимо не только превратить первый курс во внутреннюю общественность университета, но и помочь им преодолеть конфликты внутри групп. Для этого и проводятся психологические тренинги. Пока было проведено два экспериментальных тренинга по умению жить в группе с двумя группами кафедры телевидения. Психологи утверждают, что результаты достигнуты позитивные».

ЛИТЕРАТУРА

1. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.//http://www.krotov.info/lib_sec/shso/

2. Петрова Г.Д. Исследование стрессовых переживаний студентов-медиков первого курса // Вестник РГМУ, 2005, №3/42/, С. 41.

3. Солдатова О.Д. Проблема идентичности личности студентов в период адаптации к обучению в вузе // Материалы VIII региональной конференции “Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону”. Том второй. Общественные науки. — Ставрополь: СевКавГТУ, 2004.- 136 с.

4. Шкилев С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе как эффективный метод адаптации студентов-первокурсников// http://www.rusnauka.com/Article/Psyhology/30.html.

infourok.ru

Понятие социальной адаптации студентов-первокурсников к обучению в высшем учебном заведении



Поступление в высшее учебное заведение, а также процесс обучения в нем почти всегда связан с включением первокурсников, только вчера окончивших школу, в новую для них культурную и образовательную среду. Именно с этого момента начинается процесс социальной адаптации. Проблема адаптации в педагогической науке давно исследуется много и достаточно широко.Многочисленные исследования подтверждают, что успешность и эффективность процесса обучения зависит во многом от возможностей и способностей студента освоиться в новой среде, куда он попадает при поступлении в вуз. Успешное прохождение процесса адаптации закладывает фундамент, который является важной предпосылкой для дальнейших достижений студента. Успешная адаптация является одной из задач инновационного образования в России, о чем мы ранее писали в своей работе «К вопросу о содержании обучения профессиональному иностранному языку в техническом вузе в условиях инновационного образования (на примере ТПУ)». [1]

Сегодня проблема адаптации студентов имеет комплексный характер, являясь предметом изучения различных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, которая расположена на стыке различных областей знания.

Основными причинами обращения исследователей к этим проблемам стали осознание государством и обществом важности приобретения личностью адаптационного опыта именно в период обучения в вузе и потребностью использовать возможные ресурсы образовательных организаций в становлении личности будущего профессионала.

Задачи формирования социально активной личности, эффективно адаптирующейся в социуме, актуализированы многими нормативными актами, среди которых «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [2], Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [3], «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 годы» [4].

Для того, что правильно организовать процесс адаптации студентов к обучению в вузе, необходимо рассмотреть сущность понятий «адаптация студента» и «социальная адаптация».

Термин «адаптация» возник во второй половине XVIII в. В то время этот термин чаще всего трактовался как прямое и, главным образом, пассивное приспособление индивида к окружающей среде (лат. «adaptatio» — приспособление). Таким образом, складывались первые социологические трактовки процесса адаптации, которые отразились, в трудах таких ученых Г. Спенсер и Э. Дюркгейм.

Г. Спенсер выдвигал позицию «крайнего адаптационизма». Суть этой позиции заключалось в том, что социальная адаптация понималась как процесс, в котором качества личности индивида приспосабливаются к внешним социальным отношениям. Индивида, успешно приспособившегося к условиям среды, при этом удовлетворив потребности жизни в социуме, Спенсер называл «предельным человеком». Этим он подчеркивал возможность полного приспособления индивида к социальным институтам и социальным отношениям. [5]

Позиция Э. Дюркгейма по проблеме социальной адаптации несколько отличалась от позиции Г. Спенсера. Э. Дюркгейм утверждал, что способность адаптации человека заключается в умении подчиняться социальным нормам среды и игнорировать такие проявления индивидуальности, которые противоречат этим нормам. По мнению Э. Дюркгейма, в противном случае имеет место ситуация дезадаптации, которая обозначалась им термином «патология». Согласно позиции Дюркгейма, единственным адекватным способом адаптации индивида, является усвоение им норм социальной среды и приспособление к этим нормам. Однако, в дальнейшем Э. Дюркгейм, немного изменил свою позицию, отмечая «не только принудительный характер социальных норм, но и их «желательность» для индивида». [5]

Общим моментом в позициях Г. Спенсера и Э. Дюркгейма, является то, что в процессе адаптации признается доминирование среды над индивидом. В этом четко прослеживается идея приспособления индивида в качестве пассивного объекта внешнего воздействия. Интерпретации социальной адаптации Г. Спенсера и Э. Дюркгейма можно отнести как к социально-доминирующим, так как они не раскрывают позиции субъекта в процессе адаптации и не учитывают его индивидуальные качества и способности.

Противоположную точку зрения можно обнаружить в теоретических моделях, которые акцентируют внимание на том, внешняя среда подчинена индивиду. Такой подход определяют как личностно-доминирующий. Одним из первых, кто применил этот подход, был М. Вебер. Он подчеркивал актуальность личностного и субъективного в процессе социальной адаптации. В соответствии с концепцией «социального действия» М. Вебера, «каждый индивид может приспосабливаться к требованиям общества и его нормам посредством «согласия», либо отвергать и моделировать их в зависимости от собственных целей». [5] Другими словами, человек выступает как активный участник процесса адаптации, его действия являются осознанными, основанными на рациональном выборе способов его поведения. М. Вебер был первым, кто отметил такие характеристики индивида, как вариативность и целенаправленность его действий в процессе адаптации.

Таким образом, трактовки процесса адаптации, в которых индивид доминирует над средой, раскрывают адаптирующую целенаправленность субъекта. Но необходимо отметить, что не целесообразно рассматривать активность индивида отдельно от социальной среды.

Авторы некоторых концепций социальной адаптации предпринимали попытки «сбалансировать» объективное и субъективное в адаптационном процессе. В этих концепциях признается взаимное приспособление индивида и социальной среды, что предполагает, однако, автономность обеих сторон. Среди авторов этих «сбалансированных» концепций такие исследователи, как Э. Гидденс, Т. Парсонс, А. Н. Аверьянов, Л. Берталанфи, Р. Мертон и др. Такие трактовки позволяют проанализировать адаптационный процесс с двух сторон — с позиции среды как объекта процесса адаптации и с позиции индивида как субъекта адаптации.

Для изучения проблемы адаптации студентов к обучению в вузе необходимо определить, что несет в себе современный термин «адаптация».

В. Д. Цуркан, А. К. Гришанов под адаптацией студентов понимают процесс приведения в соответствие основных параметров личностных и социальных характеристик студента, а также приведение студента в состояние динамического равновесия с новыми условиями среды вуза как внешнего фактора по отношению к нему. [6]

Т. И. Ронгинская утверждает, что адаптация студентов — это достаточно сложный процесс перестройки психической деятельности, который проявляется в изменениях отдельных характеристик личности и взаимосвязей между ними. По мнению Т.И Ронгинской, важными являются изменения в различные периоды процесса адаптации. [7]

Таким образом, можно заключить, что адаптация — это динамический процесс, который включает в себя активность со стороны личности, определенным образом меняющий ее структуру. Необходимо также отметить, что процесс адаптации должен включать в себя совместную деятельность, как студентов, так и преподавателей и всего коллектива университета. Например, Томский политехнический университет проводит много различных мероприятий, реализующих такую совместную деятельность и способствующих более эффективной адаптации студентов, о чем мы писали в нашей статье «Профессиональный иностранный язык как инструмент интеграции выпускника российского вуз в международное образовательное пространство». [8]

Адаптацию студентовследует понимать как процесс приспособления студента к условиям образовательного процесса вуза, в результате чего студент становится субъектом новых видов отношений и деятельности и, таким образом, получает возможность оптимального выполнять свои функции. Это приспособление студента к новым условиям среды вуза, к новым видам деятельности. В основе процесса адаптации лежат противоречия между требованиями, которые предъявляются условиями новой среды вуза и готовностью студента к этим условиям на основе его предшествующего опыта.

Адаптация — это не простое приспособление к новым условиям, а противоречивый и сложный, процесс, который включает момент активности индивида и сопровождается определенными сдвигами в структуре его личности. Важнейшим педагогическим условием эффективной адаптации личности является формирование определенных способов поведения, позволяющих ей справляться с адаптационными трудностями и успешно овладевать новой деятельностью.

В заключении хочется отметить, что именно на первом курсе формируется отношение студента к учебе, к его будущей профессиональной деятельности, продолжается «активный поиск себя». Даже те студенты, кто отлично окончил среднюю школу, не сразу обретают уверенность в своих силах, поступив в высшее учебное заведение. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности. Поэтому одной из важнейших задач педагогов и руководства вуза является такая организация учебного процесса, когда студент имеет возможность максимально оптимально адаптироваться к обучению в вузе, а значит и к будущей профессии. Как справедливо заметила И. А. Зимняя — «оптимальная адаптация студентов-первокурсников к жизни и учебе в вузе — залог дальнейшего развития каждого студента как человека и будущего специалиста». [9]

Литература:

  1. Демьяненко Н. В., Ермакова Я. В. К вопросу о содержании обучения профессиональному иностранному языку в техническом вузе в условиях инновационного образования (на примере ТПУ). Молодой ученый. 2010. № 3. с. 272–274.
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.09.2010). — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=Law;n=90601
  3. Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 годы [Электронный ресурс] // Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 № 1244-р (ред. от 08.09.2010). — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902116523
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу 01.01.2014) [Электронный ресурс].Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148547
  5. История теоретической социологии. В 4-х т. Т.1 / Отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. М.: Изд-во. Канон+. ОИ Реабилитация, 2002.
  6. Гришанов Л. К., Цуркан В. Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов//Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. — Кишинев,1990 — с.29–41.
  7. Ронгинская Т. И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов.//Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. — Л., 1987–16 с.
  8. Демьяненко Н. В., Ермакова Я. В. Профессиональный иностранный язык как инструмент интеграции выпускника российского вуз в международное образовательное пространство. Молодой ученый. 2013. № 1. с. 334–336.
  9. Зимняя И. А. Педагогическая психология. И. А. Зимняя. Изд. 2-е, доп., испр., и перераб. М.: Логос, 2002. 384 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная адаптация, Спенсер, процесс адаптации, Российская Федерация, социальная среда, инновационное образование, высшее учебное заведение, адаптационный процесс, Профессиональный иностранный язык, совместная деятельность.

moluch.ru

Особенности адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе

Постановка проблемы. Актуальной проблемой современной психологии до сих пор является проблема социальной адаптации и развития личности. Успешная адаптация, по мнению отечественных и зарубежных ученых, является важнейшим условием полноценной жизнедеятельности человека. Проблема психолого-педагогической поддержки студентов- первокурсников в процессе адаптации к условиям обучения в вузе с каждым годом приобретает большую значимость. От того, насколько студент войдет в вузовскую систему требований, норм и социальных отношений, приспособится к новой системе обучения, режиму жизнедеятельности, зависит его дальнейшее отношение к учебной работе, взаимодействие с педагогами и сверстниками.

Цель статьи заключается в теоретическом обосновании психолого-педагогических особенностей эффективной адаптации первокурсников к вузовскому обучению.

Основное изложение материала.  Попадая в новую социальную среду, студент сталкивается с различными противоречиями в межличностном взаимодействии. Эмоционально-волевая сфера дает срывы в виде повышенной агрессии, тревожности, фрустрации. Нормальное и здоровое функционирование психологической сферы человека на этом этапе зависит от двух факторов: состояние организма и успешности прохождения личностью процесса адаптации к условиям новой среды.

В словаре В. Г. Крысько термин адаптация имеет следующее значение —  это результат взаимодействия живых организмов и окружающей среды, который приводит к оптимальному их приспособлению к жизни и деятельности[3].

В отечественной психологии проблемой изучения адаптации занимались такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов и др.

Значительный вклад в понимание сущности проблемы адаптации личности и ее развития внесли С. Л. Рубинштейн и Б.Г. Ананьев. Разработанная на положениях теории Л.С. Выготского концепция деятельности дала новый этап в разработке этой проблемы.

Выготским было выдвинуто предположение о том, что среда определяет развитие ребенка и оказывает на это развитие существенное влияние[1].

В зарубежной психологии проблемой адаптации занимались такие известные психологи как З. Фрейда, Э. Эриксон, А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, и другие.

Бандурой была предложена идея об активности индивида. Эта идея заключается в том, что индивид может активно управлять событиями, тем самым изменять среду оказывающую влияние на его жизнь, он может контролировать условия и выбирать способ реакции на них.

Б. Скиннер полагал, что успешность действий человека в различных ситуациях определяется набором ранее изученных моделей поведения.

В рамках когнитивного подхода, основанного на теории Ж. Пиаже, адаптация рассматривается, как процесс освоения понятий и норм общества, в которое попадает индивид. Тем самым личность подчиняет свое поведения требованиям общества, в котором она находится в данный момент времени.

Эффективность образовательных процессов и психическое здоровье, по мнению, В. С. Ильина и В. А. Никитина, зависят от того, как быстро и успешно студент адаптируется к новым условиям социальной среды[2]. В данной статье социально-психологическая адаптация рассматривается как результат (процесс) взаимодействия личности и социальной среды, который приводит к оптимальному согласованию (установлению оптимального соотношения) целей и ценностей личности и группы[3].

Наиболее распространенными трудностями, на первых порах обучения, является отсутствие навыков самостоятельной учебной работы[2].

Исследуя процесс адаптации студентов И. Ю. Мильковская выдвинула три блока факторов оказывающих воздействие на адаптацию студента в социальной среде ВУЗа.

 Она подразделила их на внешние и внутренние:

Первый социологический блок (возраст, социальное положение, тип довузовского образования), и второй педагогический блок (организация среды, материально-техническая база учреждения, уровень педагогического мастерства преподавателей) относится к внешним факторам

Третий психологический блок Мильковская отнесла к внутренним факторам, эта группа включает индивидуально-психологические факторы и социально-психологические (направленность, интеллект, мотивация, личностный адаптационный потенциал первокурсника).

В.Ю. Хицкая [7] выделила четыре категории факторов влияющих на адаптацию:

В первую группу вошли факторы, связанные со степенью готовности учащихся к учебной деятельности в ВУЗе: в первую очередь это широта и глубина знаний бывших школьников, профессиональная направленность и заинтересованность в процессе получения новых знаний.

Вторая группа факторов обобщающие индивидуальные особенности адаптации, например, уровень социальной и нравственной зрелости, уровень правосознания, индивидуально-личностные особенности развития психических процессов.

К третьей группе были отнесены те факторы, которые являются значимыми для успешного процесса адаптации: наличие института кураторства, подготовка теоретическая и методическая самих преподавателей, педагогический и психологический мониторинг хода учебного процесса, личностный подход к студенту, независимо от показателей успеваемости.

Факторы, связанные с условиями обучения и проживания, были выделены в отдельную группу. Это факторы благополучия внутригруппового общения, санитарно-гигиенические условия обучения и проживания и фактор устройства учебного процесса. Эти факторы составили четвертую группу.

Рассматривая вузовскую адаптацию, В. В. Лагерев выделил в ее структуре процессуальные составляющие: социально-психологическую, деятельностную, психологическую.

Социально-психологическая адаптация охватывает принятие новой социальной роли студента, усвоение норм, ценностей и традиций того учебного заведения, в котором он обучается.

 Психологическая составляющая включает в себя развития мышления, речи, зрительного восприятия, внимания, воли, креативных способностей.

Деятельностную составляющую образуют механизмы приспособления студента к учебному процессу, его ритму, методам и формам работы, знакомство и приобщения к новым видам учебной деятельности.

В течение первого курса формируется студенческий коллектив, складываются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности [4].

У молодых людей, поступивших в ВУЗ, адаптивные возможности развиты слабо, попав в новую социальную среду, они испытывают как психологические, так и физические трудности [6]. Выявление трудностей у студентов, во время периода адаптации и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность, успеваемость и, соответственно, качество знаний.

Выводы. Таким образом, мы можем считать, что социально-психологическая адаптация — это сложный процесс взаимодействия личности со средой в результате которого личность соотносит свои цели и ценности с целями и ценностями группы. Успешное прохождение процесса адаптации студентами первого курса способствует развитию умений и навыков образовательной деятельности, осознания призвания к выбранной профессии. Успешное преодоление трудностей связанных с процессом адаптации позволит повысить активность студентов и интерес к познавательной деятельности, сформировать навыки необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.

e-koncept.ru

Адаптации студентов первого курса в вузе

Социально-экономические преобразования, накопление новых знаний в различных отраслях науки, совершенствование процессов производства, стремительная информатизация общества — все это привело к возникновению новых требований к современному человеку. Обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать свой внутренний потенциал. Большая часть современной молодежи испытывает сложности в саморазвитии в условиях изменяющейся действительности.

Адаптации личности студентов является на современном этапе развития высшей школы одной из наиболее значимых проблем. От того, как они будут подготовлены на первом этапе, зависит уровень их дальнейшей профессиональной подготовки и деятельности.

Начальный период обучения в вузе связан с социальными переменами, изменением прежних стереотипов, стрессовыми ситуациями и т. д. У ряда студентов это может привести к подмене реального чувства взрослости такими действиями, как свобода посещений занятий, внешние формы реализации своего «Я». Все это может перейти в нежелание учиться, посещать учебное заведение, участвовать в общественной жизни [1].

По мнению многих ученых адаптация должна проходить как активное творческое приспособление студентов к условиям высшей школы, в процессе которой у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Адаптация происходит на протяжении всех лет обучения. Только к третьему курсу формируются значимые для студента навыки самоконтроля, организованности, ответственности. Адаптация личности студента к обучению — это сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс. Психолого-возрастные особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью, самоидентификацией. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся. Очень часто в одну группу попадают юноши и девушки с разным социальным уровнем, а именно — провинциалы и городские жители. Период адаптации данных категорий будет различным.

Средой адаптации студентов выступает образовательная система вуза в целом, которая характеризуется как структурными, так и функциональными компонентами.

Вузовская адаптация — процесс, во-первых, непрерывный, так как не прекращается ни на один день, а во -вторых, колебательный, поскольку даже в течение одного дня происходит переключение в самые различные сферы деятельность, общение, самосознание [2, 3].

Многочисленные исследования показали, что наиболее «хрупкими»и уязвимыми во многих отношениях являются именно студенты первого курса. Поэтому именно в первом семестре первого курса максимально необходима и возможна помощь первокурснику.

Анализ анкет, наблюдения и беседы с кураторами групп, преподавателями, студентами позволили выявить основные проблемы адаптации первокурсников к обучению в вузе:

—          неумение распределять свое время и силы;

—          неготовность к выполнению высоких требований преподавателей;

—          неготовность работать с большим объемом новой информации;

—          отсутствие привычного контроля и опеки со стороны родителей, учителей;

—          неготовность к обучению, основанному на полной самостоятельности;

—          отсутствие у некоторых студентов трудолюбия, силы воли, а главное — желания учиться.

На наш взгляд, ведущим условием эффективности процесса адаптации, как показывает теоретический анализ материалов, является целенаправленное педагогическое управление этим процессом. Управлять адаптивным процессом обучения на младших курсах вуза — значит сознательно и последовательно обеспечить переход от одной стадии развития личностных отношений и ценностей к другой, более совершенной. Поэтому педагогически целесообразно определить критерии и показатели, с помощью которых можно было бы замерять успешность процесса личностной адаптации в условиях обучения в вузе.

Ежегодно для студентов первых-вторых курсов назначаются кураторы, деятельность которых нацелена на формирование у студентов гражданско-патриотической позиции, духовной культуры, социальной и профессиональной компетентности, воспитание здорового образа жизни, оказание помощи в организации познавательного процесса, содействие самореализации личности студента, повышению интеллектуального и духовного потенциалов. Куратор знакомит первокурсников с законодательством в области образования, Уставом университета, Правилами внутреннего распорядка и Правилами проживания в общежитии, правами и обязанностями студента, работой библиотеки, здравпункта, организацией культурно-массовый и спортивно-оздоровительной деятельности; с историей и традициями университета; воспитывает уважение к ценностям, нормам, законам, нравственным принципам, традициям университетской жизни; контролирует текущую и семестровую успеваемость и внеучебную занятость; участвует в развитии различных форм студенческого самоуправления; помогает в культурном и физическом совершенствовании студентов; содействует привлечению студентов к научно-исследовательской работе и различным формам внеучебной деятельности и т. д.

На сайте нашего университета на странице по внеучебной и воспитательной работе размещается информация о проводимых в университете мероприятиях, новости воспитательной и внеучебной работы и другая полезная информация как для преподавателей, так и для студентов.

Для наилучшей адаптации студентов первого курса на базе института Инженерной экологии создан образовательный комплекс в состав, которого входят школы, лицеи, гимназии, техникумы и колледжи города. В них ежегодно проводятся работы с возможными абитуриентами, что позволяет заранее подготовить «почву» для успешной адаптации будущих студентов.

Таким образом, для более успешной адаптации первокурсников, на наш взгляд, необходимо:

1.         Учитывать трудности адаптации первокурсников при построении учебных планов;

2.         Использовать различные методы обучения, ориентированные не на зазубривание изучаемых дисциплин, а, в первую очередь, на обучение студентов умению выявлять главные и второстепенные причины, следствия и другие стороны изучаемых проблем;

3.         Проведение курса «Введение в специальность», в рамках которого студенты первого курса должны получить четкое представление о выбранной специальности, методах и формах обучения, видах, представляемых формах отчетных документов, организации их содержания, периодах сдачи текущего и итогового контроля знаний и др.;

4.         Использовать у студентов первого курса системы адаптационных тренингов;

5.         Повышение роли куратора в адаптации студентов к условиям обучения в вузе;

6.         Активное привлечение первокурсников к социально-культурной жизни вуза

7.         Привлечение студентов первого курса к участию в социальных и образовательных проектах [4], [5], [6].

Литература:

1.         Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — П., 2008. — 270 с.

2.         Пергаменщик Л. А. Психологические механизмы адаптации учащихся к новым условиям жизни и деятельности. — М., 2008.

3.         Смык Л. А. Психология стресса. — М., 2008.

4.         Гарькина И. А., Гарькин И. Н. Раскрытие творческого и научного потенциала школьников на примере реализации социально-образовательного проекта «Юные исследователи» [Текст] / И. А. Гарькина, И. Н. Гарькин // Молодой ученый. — 2013. — № 9. — С. 357–359.

5.         Гарькин И. Н., Гарькина И. А. Реализация социально-образовательных проектов «СтройКадры» и «Юные исследователи» как одна из форм профориентационной работы // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 1; URL: http://www.science-education.ru/115–12056

6.         Гарькина И. А., Гарькин И. Н. Профориентационная работа на примере реализации проекта «Стройкадры» в г.Пенза [Текст] / И. А. Гарькина, И. Н. Гарькин // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 744–746.

moluch.ru

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Социальная адаптация студентов-первокурсников

Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в новом учебном заведении. Это процесс «вхождения» вчерашнего школьника в новую систему студенческих отношений.

Психическая адаптация связана с психической активностью человека или группы и понимается как взаимодействие процессов приспособления к окружающей среде и преобразование среды «под себя».

Степень социальной адаптации первокурсника в СПОУ определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д.

Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в СПОУ является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Поступив в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, оторванность от родителей, неумение распорядиться «свободой», денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в техникуме.

Адаптационный процесс необходимо рассматривать комплексно, на различных уровнях его протекания, т.е. на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, психофизиологической регуляции.

Решающую роль в этом ряду имеет собственно психическая адаптация, которая в значительной мере оказывает влияние на адаптационные процессы, осуществляющиеся на иных уровнях.

Огромную роль играет психологическая поддержка, причем каждого преподавателя и сотрудника учебного заведения. Доброжелательность, внимание способствуют сокращению сроков адаптации к содержанию и организации учебного процесса в техникуме. Кураторам следует уделить особое внимание на совместную деятельность в группе, так как это способствует объединению и помогает каждому студенту (члену группы) раскрыть себя в той или иной сфере. Нужно приложить немало усилий в создании благоприятного климата среди студентов.

Индивидуальный подход к каждому студенту – должен стать основным принципом работы.

Конечно, главным в адаптации остается личность студента, его способности, умение и желание приспосабливаться к новым условиям. И здесь большую роль будет играть самостоятельная, творческая работа студента. Не стоит забывать, что подросток приходит в техникум на довольно короткий срок – 2-3-4 года и уже имеет установку на получение специальности (профессии).  Задачей учебного заведения является, прежде всего, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные производственные условия. Поэтому и помощь должна осуществляться всеми подразделениями техникума (учебными, научными, общественными) на основе их взаимодействия.

Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний.

Процесс адаптации студентов к жизни в техникуме непосредственно связан с социальными изменениями в современном обществе различных аспектов жизнедеятельности. Главными компонентами адаптации являются новая социальная среда, новый коллектив, система учебных отношений и новая роль, которые оказывают положительное и отрицательное влияние на процесс приспособления студентов. Процесс адаптации студентов имеет свои механизмы и осложнения.

В литературе адаптация это многосторонний динамичный процесс, обусловленный взаимодействием психологических, социально-психологических, субъективных и объективно- социальных факторов. Адаптация связана с трудностями принятия новых норм, установления и поддержания определенного статуса в новом коллективе. Сам процесс адаптации предполагает осознание статуса, ролевого поведения в системе межличностных отношений. Будем определять адаптацию как процесс включения студента в новую среду.

При первом знакомстве с группой классный руководитель выясняет, что знают студенты о выбранной профессии, как к ней относятся, кто из родственников связан с ней и чего достиг. Определяет, на кого будет можно потом положиться, кто может помочь.

Процессы адаптации происходят постоянно, т. к непрерывно возникают изменения и в условиях нашего существования, и в нас самих. Наши студенты попадают иногда под несколько вариантов адаптации:

— адаптация сельского жителя в городе,

— вживание в иную культурную среду,

— необходимость в которой возникает в результате смены обстановки при поступлении в техникум

— новый коллектив,

— проживание в общежитии,

— переезд в Самару,

— любовь.

Для нас должны быть значимыми все варианты адаптационного процесса, которые связаны с резкой ломкой стереотипов вчерашних школьников при вступлении в новую для них социальную среду с новым статусом — студента.

Очень важным элементом является первый выход на занятия.Здесь проявляется комплекс воспитательных моментов. Для одних — это первое знакомство с учёбой как физическим трудом, с полиграфическим производством. Для других — возможность показать себя, свои способности, выделиться среди остальных.

Формирование первых профессиональных умений и навыков, отношения к выполнению, понимания важности и необходимости этой работы. Отношение к труду не очень хорошее. Вот здесь-то и приходится проявлять свои способности классному руководителю. Доказывать, что качественное выполнение задания является обязательным для студента, это часть образовательного процесса.

Студенчество определяется как мобильная социальная группа, цель деятельности которой — организованная по определенной программе подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей.

На этапе вхождения в новую социальную среду общения с окружающими людьми происходит адаптация личности к определенным образцам поведения, действующим в данной микросфере, подчинение требованиям и контролю.  

Студенчество является самой веселой и важной частью в жизни каждого человека. Это переход от беспечного школьника к самостоятельному человеку, уверенного в себе и отвечающего за свои поступки.

И в этот момент самое главное выбрать правильный путь и не свернуть на скользкую тропинку. Во всех ситуациях оставаться твердым, решительным и принимать правильные решения, независимо от обстоятельств.

У нынешних студентов очень много проблем и много соблазнов. Самые страшные соблазны — это курение, алкоголь. Студенты оказываются беспомощными и не подготовленными к каким-либо трудностям и от бессилия перед проблемой теряются и не найдя нужного решения, выбирают тот путь, который принуждает их прибегать к легкому, как им кажется, решению проблемы, расслабиться и эта необдуманная слабость приводит их к совершению глупостей.  

Общение является составной частью учебной деятельности, кроме того, потребность в неформальном общении со своими сверстниками, понимании и признании в среде составляет отличительную особенность юношеского возраста.

Мы видим, что период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, а также возникновение ряда трудностей студентов, таких как:

— отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива,

— неопределенность мотивации выбора профессии,

— неумение регулировать поведение, усугубляемое отсутствием контроля со стороны родителей,

— отсутствие навыков самостоятельной работы,

— неумение конспектировать, писать лекции, работать с книгой,

— поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях,

— налаживание быта самообслуживания при переходе из домашних условий в общежитие.

Основной трудностью, возникающей на первых порах пребывания в студенческом коллективе, является неумение общаться и налаживать контакты со сверстниками и взрослыми.

На первых классных часах проводится тестирование. Цель тестирования — определение степени сознательности, гражданственности, зрелости студентов.

1-й курс — это особый курс, здесь происходит проверка сил, способностей, настойчивости студентов в овладении знаниями, умениями, выявляется уровень нравственных и волевых качеств и навыков общения. Адаптируясь, студент выбирает поведение к конкретным событиям. Результатом адаптации становится изменение личностных черт.

К трудностям адаптации сами студенты 1 курса относят:

— не проявление инициативы, ощущение стеснения и неуверенности в новом коллективе,

— утомление и нервное перенапряжение,

— большой объем и трудное усвоение материала,

— резкое увеличение нагрузки.

Студенты старших курсов отмечают, что им помогло в свое время справиться с этими проблемами: умение общаться, сложившиеся в группе отношения, умение вести себя в коллективе, работа классного руководителя, подготовка и участие в общих мероприятиях, спортивные секции.

infourok.ru

Адаптация студентов к обучению в высшем учебном заведении

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 5

1.1 Структура и понятие педагогической деятельности. 5

1.2 Мотивация педагогической деятельности. 9

1.3 Понятие психологической готовности. 13

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 30

2.1 Методики изучения уровня психологической готовности студента 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 38

Проблема личностного и профессионального становления студентов в педагогическом вузе — одна из наиболее актуальных. Это обусловлено интенсивными изменениями, происходящими в обществе. Сегодня от будущего выпускника требуется проявлять не только профессиональные умения, но и умения рисковать, быть предприимчивым, высоко мобильным, избегать стресса, устанавливать деловые контакты и продуктивно их развивать, разрешать конфликтные ситуации. Широкий и глубокий профессионализм – неотъемлемая черта личности учителя.

В связи с этим от высшей школы требуется разработка таких форм и методов обучения и воспитания студентов, которые могли бы помочь будущему учителю быстро включиться в свою профессиональную деятельность. С этими формами и методами студенты сталкиваются во время изучения психолого-педагогических дисциплин. Однако хорошее знание теории данных дисциплин не является залогом успешной деятельности будущего педагога, по этому вопрос о связи личностных особенностей субъекта деятельности и их поведенческих проявлений в сложной профессиональной ситуации остаётся открытым.

Психологическая готовность студентов к педагогической деятельности включает в себя множество аспектов: мотивационную готовность, коммуникативную, ценностно-смысловую, познавательную, волевую.

Психологически готовый студент является субъектом своей деятельности, который сам ставит цели и определяет пути и средства их достижения, несёт ответственность за последствие их реализаций.

Таким образом, вуз должен создавать оптимальные условия для профессионального становления и личностного роста студентов.

Цель данной курсовой работы: исследовать проблему психологической готовности к педагогической деятельности.

Методы исследования : работа с литературой, интервью, наблюдение, тестирование.

Гипотеза исследования: формирование ценностно-смыслового отношения будущих педагогов к психологическому знанию будет наиболее эффективным, если проектирование психологической подготовки студентов педвуза будет осуществляться, исходя из методики преподавания дисциплины, личного опыта студентов, житейских и научных знаний, соотношения целей и средств, способов и путей самостоятельной реализации психологических знаний в профессиональной деятельности.

Чтобы в полной мере понять, что такое психологическая готовность студентов к педагогической деятельности, необходимо разобраться с понятием педагогическая деятельность (Что это такое? Что она включает? В чем состоит ее суть?)

Педагогическая деятельность — особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя, воспитателя на ученика или учеников, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования. Для нее характерны педагогическое целеполагание и педагогическое руководство. Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в специально организованных образовательных учреждениях только педагогами. [14]

Педагогическая деятельность можно представить как совокупность таких ее взаимодействующих компонентов как:

1. Цель деятельности

2. Субъект деятельности

3. Объект деятельности

4. Содержание деятельности

5. Способы деятельности

6. Результат деятельности

Цель педагогическая деятельности формируется в связи с реализацией цели воспитания гармонично развитой личности. Она разрабатывается и формируется как совокупность социальных требований к каждому человеку с учетом его духовных и природных возможностей, а также основных тенденций общественного развития. Целью профессиональной педагогической деятельности является цель воспитания, которая трактуется как «личность способная строить свою жизнь, достойную человека».

Достижение цели требует от педагога высочайшего профессионализма и тонкого педагогического мастерства. В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация целей педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организации деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности. [7]

Содержанием преподавательской деятельности является процесс организации учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития, а процесс организации собственной деятельности.

Средствами деятельности учителя являются :

1. Научные теоретические и эмпирические знания, при помощи и на основе которых формируется тезаурус обучающихся.

2. В качестве носителей знаний выступают тексты учебников

3. В качестве вспомогательных средств выступают: технические, компьютерные, графические и т.д.

Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются объяснение, показ, совместная работа, непосредственная практика обучающихся, тренинги.

Продуктом преподавательской деятельности выступает формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-эстетических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт педагогической деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебных контрольных действий. [4]

Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели является развитие обучающегося: его личностное, интеллектуальное совершенствование, становление его личности как личности, как субъекта учебной деятельности.

Основной функциональной единицей, с помощью которой объясняются все свойства педагогическая деятельности, является педагогическая действие понимаемое как единство цели и содержания.

Таким образом, деятельность педагога представляет собой непрерывный процесс решения неиссякаемого множества задач различных типов, классов и уровней. Что бы педагогическая деятельность была эффективной, учителю надо знать:

1. Психологическую структуру деятельности, закономерности ее развития.

2. Природу человеческих потребностей, мотивов деятельности.

3. Ведущие виды деятельности в разные возрастные периоды.

Учителю надо уметь:

1. Планировать деятельность, учитывая избирательный характер человеческой деятельности, определять ее объект и предмет с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и подростков, их интересов и возможностей.

2. Формировать мотивацию и стимулировать деятельность.

3. Обеспечивать освоение детьми основных структурных компонентов деятельности, прежде всего умения и навыков планирования, самоконтроля, самооценки, выполнение действий и операций.

Педагогическая деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. От нее на прямую зависит насколько образование способствует развитию личности ученика. Ее следует определять не просто как социальную, воспроизводящую структуру, но как структуру культурно-смысловую. Понятие педагогическая деятельность одновременно должно содержать и позицию видения, и способ решения проблемы педагогического профессионализма.[8]

Педагогическая деятельность с современных теоретических позиций может быть объяснена следующим образом. С психологической точки зрения педагогическая деятельность является диалогичной.

Диалог одновременно направлен на пространство профессиональных действий и на самого себя. Он обусловлен как идеальной формой, сложившейся в культуре диалогическим способом деятельности учителя, так и наличной формой, степенью диалогичности самосознания учителя.

Диалогический способ в плане определенной психологической технологии есть последовательность коммуникативных актов учителя с разными субъектами знания (авторами текста, учеником, самим собой).

Диалогический тип педагогической деятельности обнаруживает себя как особая психологическая реальность лишь в инновационных системах образования. А сейчас во всех сферах современного образования происходит серьезная переоценка былых ценностей, изменяется содержание общественного бытия и сознания. Поэтому такой тип педагогическая деятельность особенно актуален на сегодняшний день.[14]

Таким образом, профессиональная деятельность учителя объясняется как культурно-смысловая реальность. Она подчинена логическим, индивидуально-творческим закономерностям той формы общения, которую избирает учитель в качестве средства взаимодействия с учеником. Значит решение проблемы психологической готовности студентов к педагогической деятельности следует искать в рамках изменения типа профессионализма учителя, его позиции профессионального видения и действования. Современная реформа школы показала, что уровень подготовки вузовских преподавателей, их представления о современном образовании не вполне отвечают реальным требованиям. Поэтому проблема изучения психологической культуры студентов стоит сейчас очень остро. Без решения этой проблемы, невозможен нравственный и духовный прогресс общества.[13]

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *