cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Адаптация к детскому саду в 3 года – 3 этапа, 4 фактора влияния на рабенка, 8 советов родителям

Содержание

Вся правда про адаптацию к детскому саду в 3 года — адаптация в детском саду — запись пользователя Alena (id1080737) в сообществе Детские сады, общение со сверстниками в категории Адаптация ребенка в детском саду.


Я опять про садик. Потому что у кого что болит, тот о том и говорит.

Вообще всё с чего началось. Пару недель назад я вступила в сообщество «Детские сады». И стала читать… А если выбрать раздел «Адаптация» и читать только его, то такое ощущение, что читаешь какие-то исторические хроники про самое ужасное, что происходило в мире. Как будто детей не в сад отдают, а на дворе 1942-й, Ленинград в блокаде и, чтобы спасти детей, их надо эвакуировать через Ладогу. Можно только детей. Поэтому снег бьет в лицо, ветер завывает, лед скрипит, а ты стоишь и прощаешься со своими детьми, и сердце у тебя вот-вот остановится. Декорации другие, но эмоции точно такие же. Особенно, когда про детей пишут. Как они рыдают, как прячутся в шкафчиках, как мамы лежат в засаде в кустах, слушают эти рыдания и рыдают сами прямо в подорожник. И всё это, между прочим, в 21 веке происходит. Дикая совершенно картина и дикий мир, в котором сад, зачастую, - это вынужденная мера, а не прихоть родителей.

Но! Есть такая особенность, что в интернете обычно чаще пишут о плохом, нежели о хорошем. Например, сходила я на УЗИ и всё мне просто невероятно понравилось. И врач душка, и гель теплый, и ребенок на экране улыбнулся. И что я сделаю? Правильно - ничего. Ничего и нигде не напишу. Буду просто счастливая и всё. А если я схожу на УЗИ, просижу два часа в очереди, врач окажется хамом, гелем меня вместе с трусами намажут, а ребенок на экране повернется попой, потому что ну издевательство настоящее, а не УЗИ, то что? Правильно - я дико захочу рассказать об этом всему миру. Чтобы никто ни ногой туда! Чтобы фамилию эту прочитали и забыли тут же!

Как правило, это так. Хотя я, например, из тех, кто крайне редко пишет какие-либо отзывы.

Так вот мне стало интересно, тяжелая адаптация к детскому саду в возрасте примерно 3-х лет - это правило или всё же исключение и эмоциональный выплеск в интернете? 3 года - здесь ключевое слово.

Вот, например, моя мама отдала и меня, и брата в сад в 3 года. И с ее слов мы прекрасно в этот сад пошли и почти сразу на целый день. Слова «адаптация к детскому саду» она впервые услышала от меня. Никто из нас не орал, в воспитательницу не плевался и в шкафчике не прятался. Прямо чудо, а не дети. Но одна ремарка - я ненавидела сад. Мне было там невообразимо плохо, одиноко и очень хотелось домой. Какое-то постоянное вязкое неприятное чувство внутри. Но видимо это чувство я только и делала, что носила внутри, потому что мои родители были ни сном, ни духом, о том, что мне психологически очень плохо в саду. И я не бука какая-то была, а обычный ребенок. Даже как-то писала об этом.

Поэтому этот пост я написала только ради одного - позитивных комментариев об адаптации к саду. Давайте условимся, комментарии пишем ТОЛЬКО о положительном опыте и только о детях, которые пошли в сад, в возрасте примерно 3-х лет, а в опросе отвечают все: и с легкой адаптацией, и с тяжелой.

Думаю, многим не помешает позитивная подпитка.

подорожник для лица отзывы

www.babyblog.ru

Адаптация ребенка к саду в возрасте 2-3 лет

Каждый родитель проходит через этап адаптации ребенка к саду, когда необходимо идти на работу, а малыша приучать к социальной жизни. Многие родители совершают здесь ошибки, которые мешают спокойному привыканию ребенка к новым условиям. Представьте себе, что вы никогда не выходили из дома – и тут вы покидаете родные стены, попадая в огромный, шумный, людный мир. Для ребенка 2-3 лет детский сад является таким же непознанным и страшным миром, как и все остальное, что находится за пределами дома. Вот почему эффективными здесь становятся рекомендации для родителей и советы психолога.

Адаптация ребенка к саду

У многих родителей возникают проблемы при отводе ребенка в детский садик. Каждое утро превращается в целую страшную историю, когда малыш плачет, истерит, не хочет кушать, одеваться и идти. Адаптация ребенка к саду занимает определенный период времени. Если родители и воспитатели совершают здесь ошибки, тогда первый опыт социального привыкания становится неудачным и запоминается надолго.

Проблемы при адаптации к саду возникают по причине того, что ребенок впервые  кардинально меняет свою жизнь. Если дома ему уделялось всецелое внимание, он мог сам решать, в какие игрушки играться, его кормили вкусно, он мог не спать, если не хотел, то теперь его режим меняется. Он вынужден подчиняться чужим взрослым, подстраиваться под некий режим, соблюдать правила и не получать той ласки, которую получает дома. Ребенок должен привыкнуть к данным изменениям, поскольку вскоре ему идти в школу, где его пожелания и капризы еще меньше будут учитываться.

Поскольку ребенок кардинально меняет свой распорядок дня, он должен к этому привыкнуть. Если родители и воспитатели его в этом не поддерживают, тогда данный процесс становится еще более тяжелым. Во-первых, не следует требовать от ребенка спокойствия. Даже взрослые люди, когда у них кардинально меняется жизнь, переживают, пребывают в стрессовом состоянии. Во-вторых, следует успокаивать малыша и устранять его страхи, которые часто обостряются в данный период.

Ошибкой многих родителей является то, что они игнорируют или принижают значение переживаний, которые происходят с малышом в период адаптации. Они не замечают, как их ребенок нервничает, боится, волнуется. Нередко он начинает заболевать или у него расстраивается аппетит, сон. Если родители пускают все на самотек, продолжая «насиловать» малыша походами в детский садик, еще больше усугубляют ситуацию.

перейти наверх

Адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду

Впервые ребенок приходит в детский садик в 2-3-летнем возрасте. В этот период адаптация становится самой тревожной.  Если обратить внимание, то многие детки идут с интересом в новое место. Рядом находится родитель, который держит за руку и показывает новое место, где есть много игрушек и деток. Естественно, ребенка это увлекает, он переключает свое внимание, начинает играться. Именно в этот момент родители часто без прощания уходят, оставляя ребенка в детском садике, чтобы избежать плача и истерик, если они скажут, что должны оставить ребенка. А теперь представьте, как себя чувствует малыш, который начинает искать маму или папу, с которым пришел в детский садик, а тот вдруг внезапно исчез.

Малыш ощущает себя ненужным, брошенным или потерянным. Для него это стресс, поскольку он думает, что потерялся навсегда. Но тут возвращается родитель и забирает ребенка. На следующий день малыш будет плакать при одном упоминании о том, что он идет в детский садик, поскольку уже пережил тот стресс, когда потерялся. Теперь оставить его в детском саду будет очень сложно, поскольку он просто боится, что за ним не вернутся (и он не знает, во сколько это будет).

В первые дни адаптации у разных детей наблюдаются различные расстройства. Это вполне нормально для периода адаптации.

  • Оскудневает словарный запас. Ребенок молчит.
  • Отгораживается от окружающих. Сидит в сторонке и наблюдает.
  • Перестает играть.
  • Теряет навыки самообслуживания.
  • Становится замкнутым, нервным, необщительным.
  • Снижается познавательная активность.
  • Ребенок становится либо заторможенным, либо слишком активным.
  • Меняется домашнее поведение.
  • Снижается аппетит.
  • Сон становится беспокойным.
  • Появляются болезни вследствие понижения иммунитета из-за стресса.

Вполне нормальны такие признаки, которые проявляются в ребенке в первые дни адаптации. Успешное привыкание к детскому саду отмечается тем, что ребенок постепенно выходит из своего «заторможенного» состояния, начинает играть, общаться с детьми, слушаться воспитателей, нормализуется его сон и аппетит. Обычно это занимает около месяца. Некоторым деткам нужно 4 месяца, чтобы привыкнуть.

перейти наверх

Как адаптировать ребенка к саду?

Самое активное участие в адаптации ребенка к саду принимают родители. Привыкание должно происходить еще до того, как он пойдет в ДОУ. Нужно рассказывать интересные истории о том, как будет ребенку в детском садике, говорить о новых знакомствах с детьми, прогуливаться вокруг детского садика и наблюдать за другими детками, которые уже в нем находятся, играть в ролевые игры «Детский сад» и т. д. Адаптировать ребенка к саду легко, если заранее ему рассказать о том, что его там ждет и как быстро он будет возвращаться домой к родителям.

Хорошо, если родители первые дни, когда ребенок начинает посещать детский садик, будут рядом. Пока он знакомится с новыми детками и общается с воспитателями, рядом должны быть мама или папа. Это даст ему уверенность и защиту, пока он только знакомится с новой обстановкой.

Сайт психологической помощи psymedcare.ru акцентирует внимание на том, что детям легче привыкается, если они заранее подготовлены к детскому саду, а также физически являются здоровыми. Поскольку любой ребенок первое время напрягается и переживает стресс, его силы будут брошены на восстановление эмоционального равновесия.

Будет благоприятным, если родители научат ребенка самым элементарным навыкам самообслуживания до вступления в детский сад. Он будет уметь одеваться, застилать кровать, самостоятельно принимать пищу и т. д. Это избавит его от необходимости срочно обучаться данным навыкам в детском саду.

Также рекомендуется родителям за пару месяцев до первого прихода крохи в детский сад изменить его режим дня. Узнайте в ДОУ, какого режима дня они придерживаются, и создайте такой же режим в домашних условиях, чтобы малыш к нему привык. Чем больше дом будет похож на детский садик, тем легче ребенку будет к нему привыкать.

Если необходимо, то позвольте ребенку взять в детский садик его любимую игрушку, чтобы она не только его защищала, но и создавала ощущение, что о нем не забыли.

перейти наверх

Рекомендации для родителей

Родители совершают очень много ошибок в период, когда их дети только привыкают к новым детсадовским условиям. Это лишь усугубляет процесс адаптации, делая ребенка агрессивным и нервным. Вот почему необходимо знать все этапы адаптации ребенка к саду, а также рекомендации, которые можно дать для родителей.

Подготовка ребенка к детскому саду проводится путем доброжелательного общения с ним о том, что его ожидает. Ошибкой является мнение взрослых о том, что ребенка необходимо сразу оставлять одного в новом учреждении. Психологи говорят о необходимости мам и пап первое время оставлять ребенка на 1-2 часа или на полдня, а иногда вместе с ним оставаться в группе. Пока малыш не узнает новой для себя обстановки, необходимо щадяще относиться к его детсадовскому режиму.

Максимально приблизьте режим дня ребенка в доме к режиму, которого он будет придерживаться в детском садике. Это не заставит его дополнительно адаптироваться к новому режиму, помимо того, что все в детском садике является для него новым.

Общаясь с малышом о детском садике, необходимо всегда отзываться только в положительной манере. Как говорится, учите ребенка искать что-нибудь хорошее в той ситуации, где ему бывает плохо.

Пока малыш проходит адаптационный период в детском саду, необходимо стать терпеливыми и менее требовательными к нему. Если еще и дома он будет переживать и находиться в стрессе, это только усугубит его душевное состояние. Родители должны окружить малыша заботой, он должен чувствовать, что делает все правильно, а также нужен маме и папе, которые просто иногда не находятся с ним рядом.

Очень важными становятся поступки родителей в момент адаптации ребенка к саду. Если они его поддерживают, искренне общаются, раскрывают свои планы («Я приду за тобой через 2 часа. Это когда маленькая стрелочка будет на цифре 12»), тогда уровень тревожности снижается. Ребенок все равно пребывает в стрессе, однако он уверен в остальных вопросах.

перейти наверх

Советы психолога

Со своей стороны психологи тоже дают советы, которые помогут в адаптации ребенка к саду. Учитывая особенности маленьких людей, они во многом перекликаются с рекомендациями педагогов. Однако здесь можно найти что-то новенькое.

  1. Подготовка ребенка к саду. Заранее следует сочинять сказки о том, как герой пойдет в детский садик, где ему сначала будет грустно, однако он там найдет много новых друзей, с которыми будет весело.
  2. Спокойное настроение. Отправляясь в детский сад, необходимо быть спокойными. Если мама плачет или переживает, каково будет ее ребенку в детском саду, данное настроение передастся малышу.
  3. Легкое расставание. Было замечено, что дети с одними родителями расстаются быстро, а с другими – мучительно. Если отправлять ребенка в детский сад с родителем, с которым он легко расстается, тогда данный процесс будет быстрым.
  4. Обозначьте время возвращения. Родители обязательно должны говорить ребенку о том, когда они за ним вернутся. При этом не следует опаздывать.
  5. Ритуал прощания. Хорошо, если ребенок со своими родителями придумает ритуал прощания, после которого они спокойно и решительно будут расставаться. Совершили определенный жест – и решительно уходите.

Психологи не рекомендуют родителям делать следующее:

  • Ругать малыша за то, что он плачет.
  • Высмеивать или обсуждать в его присутствии его переживания.
  • Пугать детским садом.
  • Отрицательно отзываться о садике, воспитателях или воспитанниках.
  • Обманывать ребенка о том, когда его заберут.

Нередко психологическая помощь необходима не только ребенку, но и его родителям. Есть очень любящие мамы, которые сами готовы лить слезы, когда их дети отправляются ежедневно в детский садик. Это не помогает в процессе адаптации. Родителям следует верить в возможности ребенка, который является сильной личностью. У него все получится, родители должны быть в этом уверены.

перейти наверх

Прогноз

Невозможно заранее поставить прогноз тех мероприятий, которые совершаются воспитателями, родителями и детьми. В каждой ситуации итог становится непредсказуемым. Многое зависит от внешних обстоятельств, психических и физических особенностей ребенка, поведения родителей и воспитателей.

Если взрослые воспользуются рекомендациями данной статьи, они значительно снизят переживания ребенка, которые он непременно будет ощущать. Невозможно заранее избавить малыша от стресса. В любом случае придется пройти процесс адаптации в первые дни пребывания малыша в детском саду. Однако при активном участии родителей данный процесс может стать менее долгим.

Рекомендуется общаться с воспитателями своего ребенка. Ваши меры по адаптации малыша должны быть согласованными и подкрепляющими. Хорошо, если воспитатель вашего ребенка заинтересован в стабилизации психического состояния ребенка и занимается данным вопросом. Если же воспитатель игнорирует переживания малыша, тогда следует задуматься о переводе ребенка в другую группу.

Успешное привыкание ребенка к саду характеризуется тем, что он постепенно возвращается к своему привычному настроению, активно общается с детками и воспитателями, играется, хорошо спит, кушает и не болеет. Данные факторы указывают на то, что ребенок адаптировался. Опыт поможет ему в дальнейшем точно так же адаптироваться к школе, где тоже будут новые условия, дети и учителя.

Если же процесс адаптации проходит медленно, эмоциональное и физическое состояние ребенка ухудшается, тогда следует привлечь психолога. Меры родителей и воспитателей не помогают, значит, они в чем-то ошибочны. Чтобы еще больше не навредить ребенку, следует посетить психолога не только крохе, но и его родителям. Даже на данном этапе малыш нуждается в присутствии мамы и папы.

psymedcare.ru

Адаптация к детскому саду: ошибки и заблуждения родителей

Ваш малыш подрастает… Вы задумываетесь о детском саде? Пойти или не пойти? Как подготовить себя и ребенка к детскому саду? Какой детский садик выбрать?

Много рекомендаций и советов специалистов можно найти в интернете и литературе. Благодаря многолетнему опыту работы с родителями и детьми в процессе адаптации к детскому саду, хочу поделиться самыми распространенными заблуждениями и ошибками не только родителей, но и работников дошкольного образования.

1. «Чем раньше отдавать ребенка в ясли (в год-два), тем легче он привыкает» (Еще добавляя «Вот раньше нас родители в год в ясли отдавали и даже раньше. И ничего, выросли…»)
Я всегда — «против» яслей (Ясли — группа детского дошкольного учреждения для детей раннего возраста, а именно до 3 лет). Это проект, который противоречит природе, здоровью и счастью детей. Детям важно до 3-х лет, а некоторым и до 4-5 лет быть с мамой или в доме, где проживает семья. Эмоциональная связь с мамой в этот период крепкая, дает ребенку опору и безопасность. Основные психологические и физиологические потребности ребенка связаны с мамой. Дети, которые пребывают с мамой весь ранний возраст, отличаются эмоциональной устойчивостью и благополучием. По наблюдениям всех специалистов дошкольного развития, в последнее десятилетие дети-дошкольники отличаются бОльшими трудностями развития, нежели предшествующее поколение. Поэтому быть до 3-4 лет с мамой – важно и полезно для здоровья! Можно посещать развивающие занятия вместе с мамой, игровые занятия для раннего развития — первая ступень социализации малыша.

2. «Исполнилось 3 года, значит надо идти в сад на полный день».
Детский сад принимает детей с трех лет. А готовность и возможность остаться в саду без мамы у всех детей разная. Кто-то может адаптироваться в три года, а кто-то и в 5 лет с трудом расстается с родителями на насколько часов. Адаптироваться – это значит ходить в сад с интересом, желанием, расставаться без боли и страданий, выдерживать нагрузки. Девочки привыкают к саду быстрее и могут начать ходить в 3- 3, 5 года. Мальчики адаптируются медленно, трудно и ближе к 4 годам. Они эмоционально сильнее привязаны к маме. Мамам мальчиков нужно запастись терпением и не форсировать события, медленно прибавляя время пребывания в саду. Очень важно ориентироваться на состояние ребенка: бодрость или унылость, стабильность или беспокойство, частые простудные заболевания. Какова последовательность прибавления нагрузок в саду? Сначала лучше приходить на период игры или прогулки. Затем добавлять время развивающих занятий. Потом прибавлять прием пищи: сначала – завтрак, позже – обед. Самое трудное по привыканию в режиме сада для детей – это дневной сон. Его лучше добавлять в последнюю очередь, когда все остальные периоды дня пройдены благополучно. Ориентироваться надо не на слова и желания ребенка, а на его состояние! Бывают случаи, когда ребенок 3-4 лет бодро и радостно говорит, что хочет остаться на целый день в 1-2 день посещения сада. И родители радостно соглашаются. Но для ребенка – остаться в саду – это игра, как и новые игрушки, красивая обстановка, интересные занятия. И сон в саду ему кажется занятной игрой до тех пор, пока его не уложат в кровать. Здесь игра заканчивается, и ребенок требует маму. Он привык спать с мамой, чтобы она была рядом. Привык к определенному ритуалу засыпания. Малыш возмущается и страдает, не может понять, почему нет мамы по его желанию. Может возникнуть стойкое нежелание посещать сад на фоне пережитых сильных неприятных чувств. Из-за того, что малыш еще не был готов к этому режимному моменту.

3. «В детский сад надо идти в сентябре месяце»
Самое лучшее время для адаптации детей к саду – весна (с мая месяца) и лето. В это время заканчиваются занятия познавательного цикла, больше творчества и прогулок. Световой день длинный, больше солнца и тепла. Дети легче утром просыпаются, они более окрепшие физически и эмоционально устойчивее. Осень – не удачное время для начала адаптации. В период привыкания к саду детям важна неспешность процессов, отсутствие суеты. Малышам важно осмотреть все вокруг, разглядеть, поиграть во все игрушки. Летом это сделать легче, так как меньше детей ходят в сад, воспитатели выполнили основные образовательные задачи и в группах больше времени для ролевой игры. У детей есть свои «осенние трудности». Как они проявляется:
— дети быстрее утомляются, им труднее концентрировать внимание
— эмоциональный фон несколько снижен из-за темного времени суток, дождей и недостатка солнца
— на улице холодно и по утрам нужно надевать много одежды, а родители, как правило, торопятся, боясь опоздать в сад, — создаются ситуации с неприятными эмоциями, еще одна из причин не хотеть идти никуда по утрам
— трудно проснуться утром, утренняя вялость
— осенью дети часто болеют простудными заболеваниями

4. «Адаптация к саду проходит 1-2 недели»
Многие родители, приводя в сад ребенка в 3 года, планируют только одну неделю адаптации (т. Е пребывание до обеда). А уже со второй недели хотят оставлять ребенка на сон, до вечера. 1-2 недели – это период адаптации эмоционально устойчивого ребенка, который уже посещал другой детский сад и ему 5-6 лет. Для детей 3-4 лет привыкание к саду – это период от месяца до полугода. Девочки – быстрее адаптируются и готовы выдерживать нагрузку полного дня через месяц- полтора, мальчики – сложнее. Бывает и так: ребенок начинает оставаться на полный день в саду, ему нравится, легко расстается с родителями. А через 1, 5-2 месяца мы наблюдаем последствия психического перенапряжения (тики, навязчивые движения, логоневроз, энурез, частые простудные заболевания как последствие снижения иммунитета), которое говорит, что нагрузка сада оказалась выше возможностей ребенка. Что является нагрузкой в детском саду? Это родителям трудно понять. Малыш получает много за день впечатлений. На занятиях и в различных видах деятельности ребенку необходимо слушать, направлять свое внимание, сосредотачиваться, задействовать все органы восприятия. В режимных моментах и быту дети стараются следовать правилам, отказывать себе в сиюминутных желаниях. А еще по несколько раз в день надо одеваться и раздеваться, активно играть на прогулке. Участвовать в игре со сверстниками, прикладывая усилия, чтобы договориться и понять партнера. Эмоционально проживает разные неприятные моменты контакта. На все эти процессы уходит много сил и ресурса ребенка. Поэтому лучше всего в период адаптации ориентироваться на актуальное состояние ребенка, наблюдая, как ребенок переносит возрастающую нагрузку.

5. «Дети при расставании с родителями в детском саду должны первое время плакать. Это нормально»
Если все важные моменты подготовки к адаптации соблюдены, и ребенок и родители готовы к посещению сада, дети не должны при расставании с родителями в детском саду плакать, особенно с душераздирающими криками и в тревоге. Конечно, все дети имеют право на грусть. Но в данной ситуации — это сигнал, что-то было сделано не правильно, что-то важное не учли. Или ребенок был к саду не готов, не были учтены какие-то особенности малыша. Поэтому необходима дополнительная помощь психолога в разработке этапов адаптации и в поддержке родителей.

6. «В первые дни посещения сада родителям лучше всего быстро уходить и не сидеть в коридоре»
Ребенок, жизнь которого все предыдущие 3-4 года была рядом с мамой, в стенах его дома, с близкими родственниками, не может сразу и надолго быть без этих составляющих. Поэтому первые дни в саду важно, чтобы мама или другой близкий был рядом. Это дает ребенку ощущение безопасности, возможность получить ресурс и поддержку. Сначала малыши выбегаю обняться и прижаться к маме часто, потом реже. Ребенку нужно время принять, что есть еще другой вариант бытия, жизнь в группе сверстников с чужим взрослым. В жизни ребенка до сада мама была главным человеком, она помогала ему и сопровождала во всех процессах. Теперь нужно время, чтобы принять необходимость ориентироваться на другого взрослого – воспитателя. Учиться обращаться к нему, получать помощь и поддержку. КАК родителям полезно пребывать в саду в первые дни? Я рекомендую взять книжку, журнал или что-то еще, чем можно занять себя. Когда ребенок выбегает к вам, важно быть спокойной и радостно его встречать. Если малыш просит вас помочь решить какую-то трудность в группе, обратитесь к воспитателю. Важно, чтобы ребенок слышал «Здесь воспитатель знает, как и что делать. Давай спросим его. Он здесь главный взрослый. Он тебе поможет». Пусть малыш услышит, как вы спрашиваете воспитателя, давая понять, как ему в дальнейшем надо делать это самому. Хорошо, если ребенок будет свидетелем вашего общения с воспитателем. Если вы говорите с доверием, радостью, то для ребенка это будет сигналом доверия новым взрослым. Бывает, что ребенку трудно оторваться от мамы и зайти в группу. Поэтому, хорошо в первый день зайти в группу вместе с малышом, обойти ее, рассмотреть всё вокруг, пообщаться при ребенке с детьми, воспитателями, поиграть вместе. Если в последующие дни ребенку всё-таки будет трудно расстаться – не отпихивайте его, не толкайте в сторону группу, не заставляйте идти, не злитесь за то, что ему трудно. Все эти действия приведут к обратному эффекту: ребенок «вцепится» в вас, так как окажется в вашем поле тревоги, и сам будет еще больше волноваться. И зайти в группу не сможет. Наоборот, наберитесь терпения и подождите, когда вашему ребенку станет скучно с вами, ведь в группе игрушки и дети. Любопытство возьмет верх. Надо только подождать и сохранять спокойствие.

7. «Об исчезнувшей маме»
Знакома ли вам такая ситуация? Первые трудные дни привыкания ребенка к саду. Малыш, с трудом оторвавшись от мамы, идет в группу. Ему интересны игрушки, новая обстановка, играющие дети. Он увлекается игрушкой, отвлекается от мамы. В это момент воспитатель шепчет маме «Идите! Видите, играет. Уходите, пока он отвлекся». И мама исчезает. Что происходит с ребенком, который несколько секунд назад видел маму, стоящей в коридоре, и вдруг – её НЕТ! Она исчезла! Куда, где мама?! Ребенок забывает про игрушки. Он испытывает смешанные сильные чувства: страх, удивление, непонимание, растерянность, беспокойство. Была мама и исчезла! Прожив стресс в такой ситуации, ребенок «привязывается» к маме, не отпускает, цепляется за руки, плачет, кричит. Он боится повторения травмирующей ситуации. Поэтому старается сделать всё, чтобы она не повторилась. После этого расставание в детском саду с мамой может стать ежедневной драмой.

Как можно было маме уйти? Она должна была попрощаться, сказать малышу, что уйдет, сообщить, когда вернется за ним. Маленькие дети лучше всего понимают время по режимным моментам: обед, тихий час, полдник, прогулка. Ребенок имеет право печалиться расставанию с мамой. Но, услышав мамино «Я уйду», у него будет ясность и понимание, что мама ушла, когда она придет. Ясность ребенку очень важна.

8. «Мы отдали в детский сад, вот пусть там воспитывают и развивают ребенка. Детский сад решит все трудности ребенка»
Детский сад – это услуга по оказанию помощи родителям. Но сад не отменяет первостепенной роли семьи в жизни ребенка. Все ценности, традиции, особенности контакта ребенок осваивает и присвоит именно в семье. Поэтому семье важно быть для своего малыша примером и образцом в общении и поведении. Эмоциональное состояние и способы поведения ребенка напрямую зависят от папы и мамы. В саду есть развивающая среда и занятия. Но ничто не заменит ежедневного общения ребенка с родителями обо всем происходящем вокруг и в семье; совместного времяпровождения в игре и семейных событиях; познавательных поездок и просто эмоционального проживания друг друга.

Пусть Ваш малыш с радостью говорит «Хочу в детский сад!».

 

www.psysovet.ru

как помочь ребенку справиться со стрессом

В этой статье:

Начнем с того, что период 3,5-4 года — это самое подходящее время для отправления ребенка в детский сад. Тем не менее нужно понимать, что, несмотря на видимую самостоятельность, ребенок, поступающий в детский сад, сталкивается с серьезными изменениями в своей жизни, и это не всегда проходит гладко.

Новая обстановка, новые взрослые и дети, окружающие его — малышу потребуется время, чтобы к этому привыкнуть. В одном случае это несколько дней или недель, в другом же могут потребоваться месяцы. Чем больше воспитатели будут принимать во внимание особенности развития детей в возрасте 3-4 лет, тем проще им будет наладить контакт с ребенком и помочь его адаптации.

Для детей в этом возрасте характерно внеситуативное общение. Многие из них уже часто бывают за пределами семейного круга и  четко осознают, что взрослые не только поддержка и опора, но и люди, которые выполняют определенную общественную функцию. Малыш стремится играть такую же роль, при этом четко осознает несоответствие желаний и своих возможностей. В задачу воспитателя входит разрешение противоречий с помощью развивающих игр.

В возрасте 3-4 лет у детей особенно активно развивается мелкая моторика. Малыш уже способен нарисовать то, что он хочет, а не просто начертить линии на бумаге. Самые терпеливые и усидчивые способны обводить фигуры, закрашивать, не выступая за контуры рисунка.

На этом же этапе развивается и восприятие ребенка. Детки в возрасте 4 лет различают цвета, знают геометрические формы и отличают размеры предметов. В развитии речи происходят впечатляющие улучшения.

Так, например, если в два года в словаре ребенка содержится не более 300 слов, к трем годам — 800 слов, то в возрасте 4 лет дети строят предложения из более чем 2000 слов. Сами же фразы и предложения становятся более сложными, с использованием местоимений, предлогов и прилагательных.

Рекомендации по планированию режима дня и развитию навыков

Чем дольше ребенок жил дома по режиму дня, схожему с распорядком в детском саду, тем проще в этом отношении пройдет для него период адаптации. Поэтому, если до сих малыш дома живет по собственному графику, в задачу родителей входит приблизить его к садовскому режиму дня. Подъем должен быть в 6-30 – 7-30, чтобы вовремя успевать в сад, отход ко сну – не позже 20-30, чтобы малыш успевал выспаться.

Для того чтобы в детском саду чувствовать себя комфортно, малыш должен обладать определенными навыками.

  1. Уметь самостоятельно раздеваться и одеваться (в сад лучше надевать детям одежду без сложных застежек).
  2. Уметь убирать за собой игрушки по требованию.
  3. Посещать туалет при необходимости или сообщать о позывах воспитателю.
  4. Уметь общаться с детьми.

Последний пункт в данном случае самый важный, так как именно умение наладить контакт с окружающими сделает период адаптации 4-летнего малыша в саду безболезненным. Чем проще для ребенка будет делиться игрушками, ожидать или выполнять поручения, тем проще ему будет привыкнуть к новой обстановке.

Важно, чтобы малыш понимал, что в группе он не один, как был дома, и все внимание воспитателя не может доставаться ему одному. Возможно,в какой-то момент с этим возникнут сложности, но родители должны быть готовыми к тому, что детский сад — это необходимый этап в гармоничном развитии ребенка.

Психологическая и физическая готовность малыша к саду

Степень готовности детей к поступлению в детский сад определяют не только режим дня и усвоенные навыки. Важную роль здесь будет играть состояние его здоровья. Родителям следует понять, что много детей в группе — это непременно инфекционные заболевания, обойти стороной которые вряд ли получится. Не стоит оттягивать момент оформления в сад именно по этой причине.

Периодические инфекции только закалят иммунитет крохи и подготовят его к поступлению в первый класс школы, когда пропуски из-за болезней негативным образом могут сказаться на успеваемости ученика. Готовьте малыша к садику, закаляя и укрепляя его иммунитет заранее, и определите поступление в сад на конец лета, когда меньше всего вероятности простудиться из-за непогоды.

Не менее важный момент — психологическая подготовка. Дети должны уметь справляться со стрессом, несмотря на первичные реакции, такие как плач, болезни или капризы.

Общие рекомендации для родителей и воспитателей

Чтобы ребенок как можно быстрее и проще адаптировался в детском саду, родителям нужно научиться соблюдать ряд простых правил:

  1. Не показывайте беспокойство и страх, оставляя ребенка в саду.
  2. Не ругайте малыша за проступки и капризы в саду в ваше отсутствие, чтобы не закреплять у него негативные ассоциации с садом.
  3. Не поддавайтесь уговорам ребенка оставить его дома на несколько дней. Таким способом вы только ухудшите ситуацию.
  4. Водите ребенка в сад только здоровым.
  5. Общайтесь с воспитателями, проявляйте интерес к жизни ребенка в группе детей.
  6. Дома смотрите с малышом позитивные мультики и читайте книжки на тему детского сада.
  7. Разговаривайте с ребенком, объясняя ему, что в саду он не останется навсегда.
  8. Поощряйте желание малыша пойти в садик.
  9. Не чувствуйте себя виноватыми за то, что отправили малыша в детский сад.

Воспитатели также могут помочь крохе быстрее влиться в коллектив, если будут соблюдать некоторые правила.

  1. Важно включить новенького в процесс деятельности, делая акцент на взаимодействии со взрослыми, что особенно важно для ребенка на этом этапе.
  2. Периодические задания, которые под силу ребенку, помогут осознать ему свою значимость и полезность, а похвала за выполнение только подтвердит эти мысли.
  3. Хвалить ребенка нужно как перед группой, так и перед родителями.
  4. Вечером, перед тем, как малыша заберут домой, можно ему рассказать о предстоящем новом дне во всех красках.
  5. Организовывая игры для деток, обязательно нужно будет присвоить главную роль самому робкому и застенчивому малышу, чтобы он смог почувствовать себя заводилой.
  6. Если у малыша плохое настроение в саду, нужно стараться не делать на этом акцента и убедить его в том, что скоро придет мама и все снова наладится.
  7. В первые дни новым деткам можно предлагать горшки, принесенные из дома.
  8. Нельзя угрожать ребенку или пугать его – даже при непослушании.
Если адаптация малыша протекает крайне тяжело, то совместно с родителями можно договориться о сокращении его пребывания в детском саду. Например, можно водить его в группу только до обеда.
Если малыш проявляет нежелание есть садовскую пищу, в первое время можно разрешить ему отказаться от еды. Главное, чтобы адаптация у ребенка происходила спокойно, в доброжелательной атмосфере. Но не стоит забывать и о соблюдении правил учреждения.

Адаптация и состояние малыша

Учитывая, что адаптация — это всего лишь способ детского организма и психики приспособиться к новым условиям, отметим, что она может проходить по-разному у детей 4 лет и зависеть от темперамента и здоровья малыша. Чтобы все прошло максимально гладко, нужно:

  • ограничить ребенку время просмотра телевизора и компьютерных игр;
  • больше читать малышу;
  • придумать для него спокойные и интересные игры;
  • активно проявлять понимание и любовь.

Чего делать нельзя:

  • ругать детей за плач и запугивать;
  • посещать места скопления народа;
  • негативно отзываться о саде или воспитателе в присутствии ребенка;
  • забирать малыша позднее всех;
  • успокаивать его фразами «не надо плакать», «не бойся» и прочими, способными вызвать негативное отношение к себе как к трусливому и капризному.

Нужно понимать, что адаптация в детском саду — это испытание для ребенка, а также особое эмоциональное состояние. Чаще всего малыш 3,5-4 лет испытывает из-за этого целый букет отрицательных эмоций, среди которых гнев и агрессия. Но также в этот период его одолевает жажда новых знаний и обычное детское любопытство. И на этом нужно стараться делать основной акцент.

Особенно тяжелая адаптация может сопровождаться нарушениями социальных навыков, речи и даже двигательной активности. Ребенок не в состоянии сам одеваться, мыть руки, становится излишне подвижным или медлительным. Как только все эти признаки начнут сглаживаться, можно будет сделать вывод о том, что адаптация подходит к концу.

Как помочь детям привыкнуть к детскому саду?

Помимо вышеперечисленных рекомендаций для воспитателей и родителей, существуют реальные способы сделать адаптацию малыша в детском саду более простой и непродолжительной. Очень важно проявлять интерес к процессу, своим примером показывая ребенку, как вам нравятся новые перемены и как хорошо вы относитесь к саду и воспитателям. Расстроенные родители, испытывающие чувство вины, станут для малыша доказательством того, что сад в жизни их семьи — это что-то действительно плохое.

Очень важно наладить контакт с воспитателем и настоять на том, чтобы он учитывал интересы и привычки ребенка хотя бы на начальном этапе. Чтобы малыш шел в садик если не с удовольствием, то хотя бы без слез, его нужно мотивировать. Расскажите крохе о том, какие там красивые игрушки и как интересно гулять вместе с детками на детской площадке.

Никогда не пытайтесь обмануть ребенка, оставляя его в детском саду и уходя, пока он не видит. Внезапные исчезновения закрепятся в памяти малыша, и он будет постоянно на гране срыва, ожидая, что вы можете исчезнуть так в любое время.
Лучше будет придумать особый ритуал прощания без слез и истерик, закрепляя его день за днем.

Забирая ребенка из садика, расспрашивайте его о проведенном дне, хвалите и подбадривайте, напоминайте о том, каким он стал самостоятельным и как сильно вы им гордитесь. На первых порах немного скрасить пребывание в саду могут игрушки, принесенные из дома. При этом задачей родителей будет научить его делиться с детьми в группе, чтобы эти игрушки не стали лишним поводом для конфликта.

И последнее: чтобы адаптация проходила с минимальными потерями покоя в вашей семье, постарайтесь правильно выбирать детский сад. Желательно, чтобы он находился недалеко от дома и у вас была информация о том, насколько профессиональный и ответственный там педагогический состав. Ведь именно от этого, а не от степени «элитности», будет зависеть комфорт и безопасность малыша в ваше отсутствие.

В заключение отметим, что родители должны понимать: сложно будет только на начальном этапе. Со временем, когда пройдет период адаптации, малыш будет с удовольствием ходить в сад навстречу новым друзьям.

rebenkoved.ru

Адаптация ребенка к саду — рекомендации для родителей

Адаптация ребенка к саду — это привыкание или приспособление детского организма к новой обстановке. Для малыша детский сад предстает как неизвестное пространство, с пугающими новыми отношениями и окружением. Кроха нуждается во времени, чтобы адаптироваться к новой жизни. Адаптация ребенка к саду требует повышенных затрат психической энергии, напряжения, а также физических сил организма.

Особенности поведения малыша в адаптационный период зачастую пугают взрослых настолько, что они нередко задумываются над тем, а сможет ли ребенок когда-нибудь адаптироваться и когда закончится этот «ужас»? Те особенности поведения, беспокоящие родителей, являются зачастую типичными для всех малышей, пребывающих в процессе адаптации к саду. Именно в этот период большинство мам считает, что их ребенок «несадовский», а вот другие малыши, гораздо лучше себя чувствуют и ведут в садике. Однако это не так. Обычно адаптация ребенка к саду проходит очень сложно с негативными сдвигами в детском организме. Эти сдвиги отмечаются во всех системах и на всех уровнях.

Детям всех возрастов довольно таки непросто начать посещать дошкольное учреждение. Каждый из малышей проходит период адаптации к детскому саду. В этот период кардинальным образом меняется вся его жизнь. В сложившуюся, привычную жизнь малыша в семье врываются изменения: отсутствие близких и родных, четкий режим дня, постоянное присутствие других детей, необходимость подчиняться и слушаться незнакомых взрослых, уменьшение количества персонального внимания.

Новая обстановка для малыша предстает как нервно-психическое напряжение, а также стресс, который не прекращается в первые дни ни на минуту. У малыша отмечаются изменения в период адаптации к детскому саду. Впервые дни, пребывая в детском саду, у каждого ребенка отмечаются сильно выраженные отрицательные эмоции: хныканье, плач за компанию или постоянный приступообразный плач.

Яркими выступают проявления детских страхов. Малыш зачастую боится встречи с незнакомыми детьми, неизвестной обстановки, боится новых воспитателей, а также того, что родители о нем забудут, уйдя из сада. Ребенок думает, что его предали и вечером за ним не придут, поэтому на фоне стрессового состояния у него вспыхивает гнев, вырывающийся наружу. Придя утром в сад, малыш не дает себя раздеть, закатывает истерику, нередко бьет взрослого, который собирается его оставить.

Адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду

Привыкание к дошкольному учреждению отмечается снижением социальной активности. Даже оптимистичные, общительные дети становятся беспокойными, напряженными, замкнутыми и малообщительными. Родителям необходимо помнить, что дети 2-3-х лет играют возле друг друга, но не вместе. Сюжетная игра у таких детей еще не развита, поэтому не стоит нервничать, если кроха не взаимодействует с другими сверстниками.

О том, что привыкание проходит успешно, можно сделать выводы по тому, как малыш с каждым днем все охотнее откликается на просьбы воспитателя, взаимодействует с ним, следует режимным моментам.

Адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду отмечается снижением познавательной активности или ее полнейшим отсутствием. Бывает, что ребенок не интересуется игрушками, не решается ними играть. Многие дети предпочитают посидеть в сторонке, для того чтобы сориентироваться.

В ходе успешной адаптации кроха постепенно осваивает пространство группы, а вылазки к игрушкам становятся наиболее частыми и смелыми. Ребенок начинает задавать вопросы воспитателю познавательного плана. Впервые дни адаптации ребенок под влиянием новых условий пребывания способен на короткое время утратить навыки самообслуживания. Успешная адаптация определяется тем, что малыш не только использует все свои домашние навыки, но и учится чему-то новому в садике.

У отдельных детей оскудевает словарный запас или малыш использует простые слова, а также предложения. Родителям не стоит волноваться. Речь крохи обогатится и восстановится, когда адаптация завершится.

Одни дети превращаются в заторможенных, а другие в неуправляемо активных. Это напрямую зависит от темперамента крохи. Меняется также и домашняя активность. Признаком успешной адаптации выступает восстановление прежней активности дома, а потом и в саду.

Оставляя кроху в саду на послеобеденный сон, надо быть готовым, что впервые дни сон будет плохой. Дети во время сна иногда вскакивают, а, уснув, просыпаются с плачем. Также и дома может наблюдаться беспокойный сон, который к моменту завершения адаптации обязательно нормализуется.

В первое время у малыша 2-3-х лет отмечается пониженный аппетит. Это связывают с непривычной пищей (на вкус и вид), и со стрессовыми реакциями — ребенку просто не хочется кушать. Хорошим признаком адаптации будет восстановление аппетита, даже если ребенок не все съедает, что предложено на тарелке, но он уже самостоятельно начинает есть.

Адаптация ребенка к саду и болезни нередко начинаются с первыми посещениями дошкольного учреждения. Причиной тому стресс, снижающий иммунитет и сопротивляемость детского организма к инфекциям. Одни дети начинают болеть в первую неделю, другие спустя месяц после посещения садика. Нередко случается, что причиной простуд и хронических ОРЗ является психологический фактор. Одним из известных механизмов психологической защиты является бегство в болезнь. Но это не означает, что малыш специально заболевает, чтобы остаться дома, он это делает неосознанно. Организм с легкостью подчиняется такой скрытой тенденции: демонстрируя удивительную слабость, отказываясь противостоять простуде.

Зачастую, добившись эмоционального равновесия, преодолеваются склонности к болезням. Однако большинство мам ожидает, что негативные моменты в поведении, а также реагировании исчезнут впервые же дни, поэтому расстраиваются и сердятся, если этого не происходит.

Адаптация ребенка к саду осуществляется к концу 4-й недели, однако бывает, что она затягивается на 4 месяца.

Адаптация ребенка к саду — рекомендации для родителей

В период адаптации к детскому саду кроха настолько ранима, что для детской агрессивности поводом выступает все. Нередки случаи проявления депрессивных реакций, заторможенности эмоций. Первые дни в саду проходят без положительных эмоций, кроха очень расстроена расставанием с мамой, а также с привычной средой. Если малыш и улыбается, то зачастую это реакция на яркий стимул или новизну (необычная игра, яркая игрушка).

Отрыв от матери для ребенка это стрессовая ситуация. Ребенок воспринимает детский сад, как новую ужасную обстановку с незнакомыми детьми, которым нет дела до него. Чтобы в новых обстоятельствах продержаться, ему следует вести себя по-другому и не так, как дома. Однако не зная новой формы поведения и от того страдая, малыш боится сделать что-то не так. Детский страх поддерживает стресс – отрыв от матери.

Адаптация мальчиков 3-5-лет к детскому саду проходит более тяжело, чем у девочек. В этот период мальчики болезненно реагируют на разлуку с матерью, поскольку очень сильно привязаны к ней.

Кризис трех лет, наслаивающийся на период адаптации ребенка к детскому саду, зачастую осложняет ее прохождение. Одна часть детей — легко проходит адаптацию к саду, и негативные моменты у них исчезают на 3-й неделе, другие же сложнее, и адаптация затягивается до 2-х месяцев. Если малыш не адаптирован по истечении 3-х месяцев, то такая адаптация относится к тяжелой и нуждается в помощи специалиста-психолога.

Особенно трудно приходиться тем малышам, которым не рассказывали о предстоящем посещении дошкольного учреждения и для них это неожиданность. Родители могут помочь своей крохе быстрее адаптироваться к новым условиям. Комплекс мер включает создание дома бережной обстановки, щадящей нервную систему ребенка.

Рекомендации для родителей по адаптации ребенка включают следующее:

— в присутствии малыша следует отзываться всегда положительно о воспитателях и самом саде, даже если что-то не нравится. Ребенку придется ходить в этот сад, а уважая воспитателей это делать легче;

— разговаривая о саде с крохой, необходимо рассказать еще кому-нибудь в его присутствии, о том, в какой замечательный теперь сад ходит малыш, и какие хорошие воспитатели там работают;

— в выходные дни необходимо соблюдать четкий режим дня ребенка. Чуть дольше можно позволить ему поспать, но не нужно давать отсыпаться очень долго. В период адаптации не следует перегружать малыша, ведь у него жизненные изменения, и ему ни к чему напряжение нервной системы.

В адаптационный период ребенка к саду родителям необходимо набраться терпения. Отрицательные эмоции непременно сменятся положительными, свидетельствующими об окончании данного периода. Некоторые малыши будут еще долго плакать при расставании, но это не свидетельствует о плохой адаптации. Если малыш успокаивается после ухода мамы спустя некоторое время, то привыкание идет хорошо.

Как адаптировать ребенка к саду

Родителям необходимо готовить кроху заранее к посещению сада: за несколько месяцев до этого события. Подготовка включает прочтение сказочных историй о посещении сада, игры «в детский сад», прогулки возле садика, рассказы малышу, о скором посещении этого заведения и приобретении новых друзей для совместных игр.

Если родители имели возможность познакомить ребенка заранее с воспитателями, то крохе будет легче психологически. Особенно, важно, чтобы в этот момент присутствовала мама, а ребенок походил по группе, пообщался с воспитателями.

Адаптировать ребенка к саду получится легче, если он будет физически здоровым, без хронических заболеваний и без предрасположенности к простудам. Поскольку период привыкания отмечается напряженностью, то все силы организма направляются на приспособление, и если организм не будет тратить силы на борьбу с болезнями, то это послужит хорошим стартом.

Адаптация пройдет успешно, если кроха будет иметь навыки самостоятельности в следующих моментах: частичное одевание, пользование горшком, самостоятельное принятие пищи. Если малыш все это умеет, то он не потратит силы на срочное обучение этому и будет пользоваться сложившимися навыками.

Легче привыкнуть тем малышам, чей режим приближен к садовскому режиму. За месяц до поступления в сад родителям следует привести режим ребенка к садовскому. Для этого следует заранее уточнить расписание дня дошкольного учреждения, а для легкого подъема утром, следует укладывать малыша спать не позднее 20:30.

Трудно приходится тем малышам в период привыкания, у которых не будут соблюдены несколько или одно из этих вышеперечисленных условий.

Необходимо, чтобы дома кроху окружала спокойная атмосфера. Чаще следует малыша обнимать, говорить ласковые слова, гладить по голове, отмечать его улучшение в поведении, успехи, а также больше хвалить, поскольку ему нужна поддержка родителей. Родителям следует проявлять терпимость к капризам, которые возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимая ребенка, можно ему помочь успокоиться и быстро переключиться на другую деятельность.

Согласовав с воспитателем, следует дать малышу в сад небольшую мягкую игрушку. Зачастую малыши нуждаются в игрушке, как заместителе мамы. Ребенку будет гораздо спокойнее, когда он прижмет что-то мягкое, являющееся частичкой дома.

Адаптация ребенка к саду — советы психолога

Придумав родителям свою сказку о маленьком зайчике, который впервые пошел в садик, и как ему было немного страшно и неуютно, но потом появились друзья, и стало весело, позволит крохе увереннее шагать в дошкольное учреждение. Психологи советуют проиграть эту сказку с игрушками. Ключевым моментом в сказке, а также в игре выступает возвращение мамы за малышом, поэтому пока этот момент не настанет — нельзя прерывать повествование. Все это затевается с тем, чтобы кроха поняла: мама обязательно вернется.

Подмечено, что больше всего ребенок и родитель расстраиваются вместе при расставании. Как правильно организовать утро, чтобы и у мамы, и у крохи день прошел удачно, а главное спокойно?

Совет психологов: спокойная мама — спокойный малыш. Ребенку передается неуверенность мамы, и он расстраивается еще больше. И в саду, и дома необходимо разговаривать с малышом уверенно и спокойно. Следует проявлять доброжелательную настойчивость утром при пробуждении, потом при одевании, а в дошкольном учреждении при раздевании. Разговаривать с малышом нужно не громким, но твердым и уверенным голосом. Зачастую при пробуждении хорошим помощником является та самая любимая игрушка, которую малыш берет с собой в сад. Видя, что мишка «очень сильно хочет в сад», ребенок заразится хорошим настроением и его уверенностью.

Психологи советуют отводить малыша тому взрослому, с которым легче ему расстаться. Давно подметили, что ребенок может с одним из родителей расстаться достаточно спокойно, а с другим тяжело, продолжая страдать после его ухода. Важно обозначить и сказать ребенку, когда его заберут: после обеда, после прогулки, или как он поспит.

Крохе легче знать, что мама за ним придет после какого-то режимного момента, чем каждую минуту ждать ее. Родителям нельзя задерживаться, а следует выполнять свои обещания. Необходимо придумать свой ритуал прощания: поцеловать, сказать «пока», помахать рукой. После этого сразу следует уходить: не оборачиваясь и уверенно. Чем дольше взрослые проявляют нерешительность, тем сильнее переживает малыш. Нередко взрослые совершают серьезные ошибки, затрудняющие адаптацию.

Родителям нельзя делать следующее в период адаптации:

— нельзя сердиться или наказывать малыша за плач дома или при расставании после упоминания о необходимости идти в дошкольное учреждение. Малыш имеет право на такую реакцию, а вот строгое напоминание об обещании ребенка не плакать является не эффективным. Малыши этого возраста не умеют еще «держать свое слово». Лучше сказать крохе о своей любви и что обязательно заберете его;

— стоит избегать разговоров с другими членами семьи о слезах ребенка в его присутствии. Дети на душевном тонком уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и этим еще больше усиливают свою тревогу;

— нельзя пугать садом, поскольку это место, таким образом, никогда не станет любимым;

— нельзя отрицательно отзываться о саде и воспитателях при крохе;

— нельзя обманывать, обещая, что скоро заберете, а малыш ждет полдня, теряя доверие к близкому человеку.

Родители также нуждаются в психологической помощи, поскольку поступление в сад – это испытание не только для детей, а и для родителей, испытывающих сильное волнение. Родителям необходимо быть уверенными в необходимости посещения детского сада, тогда малыш, видя уверенность мамы, адаптируется быстрее. Следует поверить, что ребенок на самом деле совсем не слабое создание и его адаптационная система выдержит, и он справиться. Гораздо хуже, если ребенок совсем не плачет и зажат стрессом. Плач выступает помощником нервной системы, не давая ей перегружаться. Поэтому не стоит бояться детского плача и сердиться на малыша. В тяжелых случаях можно воспользоваться помощью детского психолога, который расскажет родителям, как проходит адаптация, и уверит, что в саду работают действительно внимательные люди.

Зачастую родителям очень нужно знать, что их малыш быстро и легко успокаивается после их ухода, и эту информацию дает психолог и воспитатели, которые наблюдают за детьми в процессе адаптации. Взрослым также следует заручиться поддержкой от других родителей, чьи малыши посещают детский сад. Поддерживая друг друга, важно отмечать и радоваться успехам малышей, а также самих себя.

psihomed.com

4 ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду

А ваш малыш идет этой осенью в детский сад? Если так, вам наверняка хочется, чтобы ребенок как можно спокойнее принял перемены в своей жизни, ладил с воспитателями и другими детьми и каждое утро шел в садик с радостью и без капризов.
Но нередко родители ведут себя не совсем правильно и невольно мешают малышу адаптироваться к детскому саду. Как это происходит и как избежать самых распространенных ошибок, рассказывает детский и семейный психолог Екатерина Кес.
 
На протяжении многих лет моей психологической практики каждую осень ко мне обращаются родители, детям которых тяжело дается адаптация к детскому саду. В этой статье я хочу рассказать вам о наиболее распространенных ошибках, которые допускают родители, отдавая ребенка в детский садик. Из-за этих ошибок у малыша, как правило, формируется негативное отношение к садику, страхи и тревоги, и адаптация затягивается на долгие месяцы. Об этих ошибках важно знать, чтобы их не совершать и не навредить своему малышу.
 

Ошибка № 1 — «Исчезновение мамы».

Когда мама приходит с ребенком в детский сад впервые, малыш зачастую расслаблен и заинтересован тем, что видит. Дело в том, что у него еще не было опыта пребывания в саду без мамы. Именно поэтому дети часто первый день остаются в садике довольно бодро, а на второй и третий день уже идут с сопротивлением. Как мы знаем, внимание маленького ребенка легко привлечь чем-то новым и интересным. Поэтому малыш смело отходит от мамы и увлекается в группе новыми игрушками и детьми. Скорее всего, он уже слышал от мамы не раз, что мама его оставит в группе, но в его представлении, пока мама ждет его в коридоре. А может быть, он забыл, что мама собирается уходить.

И вот здесь происходит следующее. Мама очень рада, что ребенок увлекся игрой, и тихонечко, чтобы его «не вспугнуть», сбегает, не попрощавшись с ребенком и не сообщив ему, что уходит. Теперь представьте себе, что чувствует маленький ребенок, мама которого вдруг исчезла непонятно куда, не попрощавшись, и неизвестно, когда она придет и придет ли вообще. Это для ребенка все равно, что потеряться в огромном супермаркете. И даже если 10 самых добрых человек будут успокаивать малыша и предлагать ему сладости и игрушки, он будет ужасно напуган, охвачен страхом и тревогой. Даже если вы много раз рассказывали ребенку, что в садике он станется один, без мамы, никогда не уходите незаметно.

У ребенка возникает ощущение, что теперь мама может внезапно исчезнуть в любой момент его жизни, не предупредив и не попрощавшись с ним, то есть он может маму попросту потерять. И он буквально «прилепляется» к ней и психологически и физически на долгие месяцы, боясь упустить ее из виду. Во многих случаях садик просто приходится отложить как минимум на полгода, потому что ребенок впадает в истерику при малейшем упоминании о садике, не говоря уже о том, чтобы туда идти.


 

Ошибка № 2 — «Долгое пребывание»

Некоторые родители считают, что ребенка лучше сразу же оставить на полдня или целый день, чтобы он быстрее привыкал к детям и воспитателю. Это является ошибкой. Посещение садика нужно начинать постепенно. Есть разные схемы посещения, которых рекомендуют придерживаться психологи. Общая идея такая: сначала приходить и гулять на той же детской площадке, на которой гуляет группа, затем приводить ребенка в группу на 30 минут — 1 час во время свободной игровой деятельности и ждать ребенка в коридоре и затем забирать. Постепенно ребенок привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке. Затем его можно оставить одного на 1-2 часа, затем с утра и до обеда, затем с обедом, затем забрать уже после прогулки. Через некоторое время оставить на обед и забрать, затем – оставить на дневной сон и забрать. Затем уже оставлять на целый день. Нет четких рекомендаций, сколько времени должна длится каждая стадия. Нужно смотреть по самочувствию ребенка и на свою материнскую интуицию.


 

Ошибка № 3 — «Неправильный режим дня»

Многие родители не задумываются о том, насколько режим дня ребенка сегодня соответствует тому режиму дня, которого нужно будет придерживаться, когда начнется детский сад. Ребенку, который привык ложиться спать после 22.00, крайне сложно будет просыпаться в 7 утра. А в садик, как правило, нужно вставать очень рано. Вспомните, как чувствует себя ваш малыш, когда он не выспался? Он трет глазки, капризничает, сам не понимает, чего хочет, становится плаксивым. Деток, которых родители заранее не перевели на детсадовский режим дня, сразу видно в группе по утрам в первые дни. Они трут сонные глазки, они плаксивы и раздражительны, болезненно воспринимают все, что происходит вокруг.

То, как ребенок чувствует себя в первые дни в детском саду, накладывает отпечаток на все его последующее отношение к этому месту. Вспомните высказывание: У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Это в полной мере относится и к детскому саду. Чтобы первый опыт ребенка в детском саду был окрашен позитивными красками, не поленитесь заранее перевести вашего малыша на правильный режим. Тогда он сможет просыпаться легко и идти в группу в хорошем настроении!


 

Ошибка № 4 — «Быстрые сборы»

Эта ошибка отчасти перекликается с предыдущей. Так как родителям жалко будить малыша и хочется, чтобы он поспал как можно дольше, его будят практически «впритык» ко времени, когда уже нужно выходить в садик. В итоге, сборы получаются нервные, поспешные, у мамы нет времени дать малышу внимание и нежность, которые ему необходимы, особенно когда он еще нежится в постельке. Ребенок только и слышит: «Давай скорее», «Давай быстрее», «Опаздываем в садик», «Потом поговорим» и т.д. Часто малыш с утра еще не может хорошо соображать и мама раздражается, повышает голос и все утро получается сумбурным и конфликтным. Настроение испорчено у всех, и ребенок отправляется в садик в расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить какие-то добрые напутственные слова.

Поэтому, просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу, пока он в постели – сделать массаж, погладить ножки и головку, спеть песенку, пощекотать, поцеловать и другие нежные слова и действия. Все это так важно для хорошего настроение у вас обоих! Выходите в садик тоже заблаговременно, с большим запасом времени, чтобы вы не нервничали по дороге сами и могли настроить вашего ребенка на позитивный лад.
 

Что такое «Ритуал прощания»?

Ну что ж, мы разобрали с вами 4 распространенных ошибки, которые вы теперь точно не совершите! Уверена, вы сможете постепенно перевести вашего малыша на новый режим дня, в садик будете просыпаться и выходить заблаговременно, в группе будете оставлять ребенка постепенно и всегда будете сообщать ему о том, что уходите и прощаться правильно.

О других распространенных ошибках родителей и о том, как их избежать, вы узнаете из моих бесплатных обучающих видеоуроков «Как быстро и легко подготовить ребенка к детскому саду»

 

Чтобы получить эти уроки >> перейдите по этой ссылке.

 

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.


 

 
 

Другие интересные статьи:

 
 

ipsyholog.ru

Адаптация ребёнка в детском саду

Родители часто жалуются на то, что после первых недель посещения детского садика их малыши очень меняются, делаются агрессивными и неуправляемыми. Как же помочь ребенку адаптироваться к детскому саду, новому этапу в его жизни?

Если с ребенком сложно справиться вечером после садика, то основная причина такого его поведения – усталость. Раньше окружение малыша было ограничено членами семьи и друзьями по песочнице, а теперь ему приходится проводить целый день в большой и шумной компании. Оторванность от мамы и присутствие вокруг большого количества чужих людей – основные источники напряжения для крохи. Кроме того, дома он живет по одним правилам, а в садике они в большей или меньшей степени отличаются от домашних. И каждый день ему приходится переключаться то на ваш стиль общения, то на стиль общения воспитателей. Разумеется, заботливым родителям нужно смягчить ту травмирующую ситуацию, которую испытывает ребенок, и помочь ему адаптироваться, снять напряжение после пребывания в детском саду.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., как вы уже поняли, каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери (подробно о привязанности мы уже говорили ранее), и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко — у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы — в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.

Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: в яслях — 7-10 дней, в детском саду в 3 года — 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц. Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты.

Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.

Если вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем. Вашему ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом.

Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе. Что тут можно порекомендовать?

Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет — девочку и 3,5 лет — мальчика.

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ: РЕЖИМ

Нередко трудности адаптации к детскому саду бывают вызваны тем, что ребенку никак не удается привыкнуть к новому режиму. Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен, и резкая его смена – это, безусловно, дополнительный стресс. Узнайте режим вашего садика и начинайте постепенно вводить его дома, адаптировать к нему ребенка. Хорошо, если вы сделали это за месяц-полтора до того, как малыш впервые окажется в саду. Ребенку будет от этого только лучше, ведь все детские сады функционируют в одном режиме, рекомендованном педиатрами и детскими неврологами.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: СПАТЬ ПОРА

Позаботьтесь о том, чтобы ребенок хорошо высыпался ночью. Длительное недосыпание нередко является причиной невротических состояний, характеризующихся плаксивостью, ослаблением внимания, памяти. В этих случаях дети становятся возбужденными или, наоборот, вялыми. Невротические состояния могут сопровождаться снижением аппетита и сопротивляемости организма к заболеваниям. Для малыша крайне важно спать не менее 10 часов ночью и 2–2,5 часа – днем. При этом максимальная продолжительность непрерывного бодрствования не должна превышать 6 часов.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: ДОБРОЕ УТРО, МАЛЫШ!

Утреннее пробуждение ото сна тоже важный момент. Конечно, самое лучшее – это самостоятельное пробуждение, но такое в 7.30 утра происходит не всегда. Если ребенка будят, особенно в фазе глубокого сна, то просыпается малыш не сразу, тяжело, долго не может включиться в дневную деятельность, капризничает, бывает вял и пассивен. Разбудите малыша на 10 минут пораньше, позвольте ему немного понежиться в постели до полного пробуждения.

Одеваемся

Надевайте в садик только ту одежду, в которой ребенок сможет чувствовать себя раскованно и свободно, которую будет в состоянии самостоятельно легко снимать и надевать. Не обязательно она должна быть новой и дорогой. Ни ребенок, ни воспитатель не должны быть озабочены тем, что вещь помнется или испачкается, – это создает дополнительное эмоциональное напряжение. Время, проводимое ребенком в группе в первые недели, следует увеличивать очень постепенно, возможно, вначале по началу стоит оставлять только до обеда. Увеличить время пребывания можно только при хорошем эмоциональном состоянии ребенка.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: ТЫ УЖЕ БОЛЬШОЙ!

Старайтесь, чтобы малыш умывался, одевался, засыпал и аккуратно ел за общим столом, пользуясь вилкой и ложкой, пил из чашки. Проследите, сколько времени у него уходит на то, чтобы съесть обед, – обычно в саду на него отводят 30 минут. Важно также, чтобы ребенок мог обходиться без посторонней помощи в туалете и сообщать взрослым о такой необходимости.

Чем лучше эти навыки развиты у ребенка, тем меньший эмоциональный и физический дискомфорт он испытывает, оказавшись вдали от мамы в незнакомом коллективе.

Максимум внимания

Как бы хорошо ни был малыш подготовлен к детскому садику, на первых порах ему будет трудно. В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу. Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка. Не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домой, принимать у себя друзей. Малыш в этот период перегружен впечатлениями, следует щадить его нервную систему.

По возвращении домой из садика часто бывает, что ребенок засыпает раньше обычного, но при этом не просыпается рано. Значит, ему необходимо больше отдыхать для восстановления сил. Если вы пронаблюдали такую ситуацию, постарайтесь на следующий день забрать малыша пораньше и, приведя его домой, сразу вымыть и покормить. Возможно, ему еще трудно спать в садике, в новом помещении, с другими детьми. Если ребенку не удается поспать в тихий час, то это нормально, что он восполняет недостаток сна вечером. Спросите у воспитательницы, спит ли ваш ребенок в детском саду и сколько.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: НИКАКОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

Отложите на время все нововведения. Сейчас не подходящий момент, чтобы менять няню, делать в квартире ремонт или устраивать кроху в новый кружок. В детском саду ребенок расходует много энергии, как эмоциональной, так и физической. У него уже достаточно новых впечатлений. Он обычно перегружен новыми сведениями и устает к вечеру. Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку. После возвращения домой малыш ужинает и занимается тихими играми: ему надо успокоиться, а возможно, даже побыть наедине с собой.

Семья

Ребенок целый день не видит родителей. Когда он приходит домой, ему нужно от мамы с папой то, чего он не получает в садике: участия, позитивного внимания взрослых и возможности выговориться. Поэтому, приведя кроху домой, не бросайтесь сразу выполнять домашние дела. Побудьте с ним вдвоем, поиграйте или почитайте вместе. Дети разные. Для одного будет достаточно музыки и сказок в садике, и он предпочтет побегать по двору перед сном. Другой, напротив, набегался за день и с удовольствием послушает интересную историю.

Не спешите домой после садика, остановитесь по пути на детской площадке или просто побродите, сопровождая прогулку веселой беседой. Это поможет перестроиться с детского сад на домашнюю обстановку. Обсудите с малышом прошедший день, терпеливо выслушайте его, ответьте на все вопросы и обязательно поддержите, если произошла малейшая неприятность.

Не пугайте садиком

Если кроха возбужден и неуправляем, не пытайтесь приструнить его фразами типа: «Если ты не успокоишься, отведу тебя обратно в детский садик!» Не формируйте образ детского сада как места, которым наказывают.

ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если вы так не считаете, займитесь аутотренингом — возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен детский сад?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребенка расширится круг общения, а это очень полезно для его развития» — да-да, даже негативный опыт полезен, так как ребенок развивается только преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек, или «Я могу спокойно ходить в магазин, не отдирая орущего ребенка от ярких коробок» и т.п.

Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку возможность поучиться самому найти выход из ситуации, а себе возможность погордиться за ребенка «Вот какой молодец, как ловко забрал свою игрушку, значит может постоять за свое имущество».

Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть соседский двор (а сколько их вокруг?), парк, зоопарк, центр города, просто проехать 2 остановке на транспорте, а обратно вернуться пешком или наоборот и т.д.

Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать.

Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка. «Вот как Саша аккуратно кушает, как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».

Если вы определились с выбором дошкольного учреждения, начинайте осваивать его территорию, приходите на утренние и вечерние прогулки (что также поможет вам и ребенку привыкнуть к режиму детского сада), познакомьтесь с воспитателями, играйте с детьми, запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их ребенку. Посетите психолога детского сада, проконсультируйтесь с медицинской сестрой или врачом, т.е. сами получите как можно больше разнообразной информации о том месте, где ваш ребенок будет проводить большую часть времени. Самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.

Ваш ребенок пришел в детский сад

Если вы учли все предыдущие рекомендации, то уже 90% самого сложного позади.

Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский работник или психолог детского сада. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.

Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.

Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.

Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите нервную систему ребенка! Но самое главное условие успешной адаптации не столько ребенка, сколько всей семьи – это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад (государственный или частный), или как-то изменяться условия его жизни, например с ним будет сидеть няня, или на длительное время ребенок переедет к бабушке и т.п.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

Источник: Журнал «Малышок», http://www.parenting.ru, http://www.chelpsy.ru

http://www.mam2mam.ru/articles/children/article.php?ID=3023

www.baby.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *