cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Педагогика соц – Социальная педагогика (Лекция вторая)

Социальная педагогика — Психологос

Социальная педагогика — обучение и воспитание детей и взрослых в социуме и для социума. Социальная педагогика исследует, как социальная среда может и должна влиять на формирование личности, и организует этот процесс. Ее главный вопрос: «Как нам лучше обустроить социализацию?»

Если воспитание осуществляется в семье, это семейная педагогика. Когда воспитание осуществляется религиозными организациями, это конфессиональная педагогика. Воспитание, осуществляемое обществом и государством — социальное воспитание, которое и изучается (выстраивается) социальной педагогикой.

Социальная педагогика рассматривает, какие социальные обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека в мас­штабах планеты, страны и места его проживания (региона, горо­да, села, микрорайона), какую роль играют в его жизни и воспи­тании средства массовой коммуникации, семья, общение с окру­жающими людьми и некоторые другие факторы.

В социальной педагогике две дополняющих друг друга стратегии: проактивная стратегия достижения (как воспитать людей, которых мы хотим) и реагирующая на проблемы, защитная стратегия избегания (как предотвратить проблемы в естественном процессе воспитания). Проактивную позицию занимал С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и другие педагоги-новаторы, защитная позиция представлена всей (достаточно консервативной) современной системой социальной педагогики в России.

А.В. Мудрик в учебнике «Социальная педагогика» так формулирует принцип этого подхода: «Воспитание образно можно определить как искусство предвидеть неизбежное и умень­шать эффект случившегося. Социальная педагогика — отрасль знания, изучив которую можно узнать, во-первых, о том, что неизбежно произойдет или может произойти в жизни человека того или ино­го возраста в тех или иных обстоятельствах. Во-вторых, как мож­но создать благоприятные условия для развития человека, для предотвращения «сбоев» в процессе его социализации. А в-третьих, как можно уменьшить эффект влияния тех неблагоприятных об­стоятельств, в которые человек попадает, эффект того нежела­тельного, что случается в процессе социализации человека». (с.5)

Социальная педагогика очень близка к психологии, но если психология в основном изучает механизмы и закономерности, изучает «почему» происходит то или иное, то социальная педагогика в большей степени сфера практической деятельности, направлена на «как сделать», на конкретные дела, на получение социального результата. Задача психологии — объяснить поведение разных людей, описать особенности поведения людей разного возраста в разных ситуациях. А вот как помочь людям развиваться, учиться, как их воспитать, чтобы они стали достойными людьми — этим уже в строгом смысле занимается не психология, а педагогика. Объяснение и описание, рекомендации по использованию методик — это психология. Формирование и воспитание, методы влияния и технологии — это педагогика.

Провести исследование, протестировать, насколько ребенок готов к школе — это психология. Подготовить ребенка к школе — это педагогика.

Психолог может только сидеть за столом, констратировать, оценивать, описывать и объяснять, в лучшем случае придумывать рекомендации для тех, кто будет с людьми что-то делать сам. Вступать во взаимодействие психолог может только, чтобы изучить, а не что-то в человеке изменить. Что-нибудь реально делать руками, реально влиять на человека, человека менять — это, считается, уже другая профессия: педагогика.

Психолог в сегодняшнем понимании — принципиально безрукое существо.

Однако с каждым годом растет понимание, что от непосредственной помощи людям с проблемами нужно переходить к профилактике, предупреждая появление проблем. Что нужно заниматься психологией развития, что именно это оказывается тем перспективным направлением, которое создаст нового человека и новое общество.. Психолог должен учиться становиться педагогом.

Психолог-педагог зовет людей к росту и развитию, показывает, как это — не быть Жертвой, как становиться Автором своей жизни. Психолог-педагог — тот, кто привносит в жизнь людей иногда забытый ими смысл, говорящий о том, что жизнь — бесценный подарок, сам факт которой есть величайшее счастье.

Среди современных подходов в практической психологии к задачам социальной психологии наиболее близок Синтон-подход.

www.psychologos.ru

Социальная педагогика — это… Что такое Социальная педагогика?

   — отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией. Термин «С.п.» введён в 19 в. Ф.А. Дистервегом. Как направление С.п. оформилась в середине 19 в.

   Предмет С.п. — исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации путём интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций с целью создания условий для развития и духовно-ценностной ориентации человека. Представление о педагогике как об интегративном знании позволяет предложить следующую структуру С.п. Одним из разделов С.п. является социология воспитания, которая исследует общество как воспитательную среду, процесс и факторы социализации человека и помогает определить пути и способы использования воспитательных возможностей общества, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации. Особый раздел С.п. — социально-педагогическая виктимология.

   Определение путей интеграции воспитательных сил общества может быть успешным в том случае, если С.п. поставит ряд фундаментальных вопросов и предложит ответы на них: «Что понимается под воспитанием в современном обществе?», «Каково соотношение воспитания с социализацией и развитием человека на протяжении его жизненного пути?», «Какие принципы воспитания сформировались в процессе исторического развития общества?», «Как понимается цель воспитания сегодня?». Все эти вопросы, имеющие методологическое и мировоззренческое значение, изучает философия социального воспитания.

   В С.п. разрабатывается теория социального воспитания, которая описывает, объясняет и прогнозирует его функционирование как социального института, а также исследует индивидуальные, групповые, социальные субъекты социального воспитания, их взаимодействие и т.д.

   Как раздел С.п. рассматривается психология социального воспитания, которая на основе данных о механизмах социализации личности определяет психологические особенности и условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания. Методика социального воспитания рассматривает, каким образом осуществляется интеграция воспитательных сил общества, как организуется взаимодействие индивидуальных, групповых и социальных субъектов воспитания; исследуются, с одной стороны, потребности развития общества в определённом качестве «человеческого капитала», а с другой — экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для организации социального воспитания, а также вопросы управления социальным воспитанием на общенациональном, региональном, муниципальном и локальном уровнях.

   Разрабатываемые во всех разделах С.п. проблемы социального воспитания предполагают конкретизацию применительно к функциям и особенностям тех или иных видов воспитательных организаций в рамках дошкольной педагогики, педагогики школы, педагогики профессионального образования, педагогики дополнительного образования детей, педагогики детских и юношеских организаций, педагогики социальной работы и др.

   С.п. как отрасль знания обладает рядом функций: теоретико-познавательной, прикладной и гуманистической. Теоретико-познавательная функция выражается в том, что С.п. накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их. Прикладная функция связана с поиском путей эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах. Гуманистическая функция вы- ражается в разработке целей и способов совершенствования процессов развития личности и её самореализации.

   Появились новые специальности: «социальный педагог», «социальный работник», в ряде педагогических вузов введён учебный предмет «С.п.», функционируют факультеты и кафедры С.п.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 267-268)

   — отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.

   (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2005. С. 420)

   Ч30в2

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

pedagogical_dictionary.academic.ru

1.Социальная педагогика как часть общей педагогике. Предмет и задачи соц.Пед.

НЕТ ОТВЕТОВ НА 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12,27.

Что изучает социальная педагогика. В самом общем виде ответ на этот вопрос таков: социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни.

Назначение (цель) социальной педагогики — способствовать со-

циальному формированию личности, группы с учетом ее своеобра-

зия и социокультуры государства (общества), в котором ей предсто-

ит жить. Под своеобразием понимается то, что отличает одного

человека (группу) от другого (другой). Оно может проявляться в

возрастных различиях, волевых особенностях, индивидуальных воз-

можностях (например, люди с особыми нуждами, ограниченными

возможностями).

Предмет социальной педагогики — социально-педагогический

процесс, определяющий принципы, формы, методы исследования

практической деятельности и условия сто реализации. Однако пере-

численное недостаточно полно раскрывает содержание предмета со-

циальной педагогики. Поэтому каждый раздел будет его дополнять.

Содержание социальной педагогики определяется ее функциями,

каждая из которых представляет собой одно из ее направлений, отра-

жающих ее содержание. Функции (от лат. functio — отправление, дея-

тельность) — обязанность, круг деятельности, назначение. Функции

социальной педагогики помогают понять ее содержание. К ним отно-

сятся:

• Познавательная — исследование практики педагогической дея-

тельности ее полномочными представителями (социальными педаго-

гами; лицами, выполняющими социально-педагогическую деятель-

ность) или специально подготовленными людьми (исследователями,

аспирантами, докторантами).

• Научная — изучение закономерностей социального развития,

социализации человека, влияния факторов среды на него, разработка

теоретической базы, обосновывающей социально-педагогические яв-

ления.

• Диагностическая (оценочная) —диагностика социального в

личности, социального своеобразия группы, осуществление социаль-

но-педагогической оценки (экспертизы) документов, деятельности

учреждений, отдельных специалистов, а также факторов социума,

протекающих в нем процессов.

• Прогностическая — определение перспектив (ближайших и

длительных во времени) развития социально-педагогических про-

цессов среды, проявления в ней человека, его индивидуальности, а

также возможностей целесообразного влияния на них (среду и че-

ловека).

• Объяснительная — описание социально-педагогических явле-

ний, условий их существования и возможностей преобразования.

• Адаптационная — деятельность, направленная на стимулирова-

ние приспособления человека к среде или среды к человеку с учетом

его индивидуальности (своеобразия).

• Преобразующая — социальная педагогика призвана изменять

педагогические реальности, педагогические отношения, учебно-вос-

питательный процесс, свое содержание.

• Коррекционная — направленная деятельность специалистов по

коррекции процесса социального развития и воспитания детей и под-

ростков, процесса воспитательной деятельности родителей, воспита-

телей.

• Реабилитационная — направленная деятельность специалистов

по восстановлению индивидуальных возможностей человека к разви-

тию, воспитанию, профессиональной деятельности.

• Мобилизационная — направленная деятельность специалистов

по активизации усилий человека, группы на определенные действия

и поступки.

• Профилактическая (защитно-профилактическая) — направлен-

ная деятельность специалистов по предупреждению и преодолению

различных социальных отклонений в формируемой личности, группе.

• Образовательная — исследование содержания, методики и обес-

печение подготовки кадров для социальной сферы.

• Управленческая — направленная деятельность специалистов по

управлению процессом социального формирования личности, соци-

ально-педагогических явлений в коллективе, группе.

Задачи педагогики. Они подразделяются на общие — теорети-

ческие, практические и частные — по отраслям практической деятель-

ности. Таких задач достаточно много. Их следует рассматривать по

основным блокам, составляющим социальную педагогику в целом, и

по каждому из них по направлениям — теоретическому, практическо-

му и образовательному.

Задачи социопедагогики:

— осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы)

деятельности государства, общественных организаций, движений,

партий, а также учреждений и коллективов;

— исследование влияний факторов среды на растущую личность,

группу;

— использование факторов среды в социальном развитии и воспи-

тании человека, при решении определенных социально-педагогичес-

ких задач;

— исследование влияния отдельных факторов (например, семьи,

средств массовых коммуникаций) на личность и др.

Задачи социального воспитания:

— исследование проблем содержания и способов обеспечения наи-

более оптимального социального воспитания различных групп насе-

ления, отдельных категорий людей, отдельных личностей;

— исследование проблем социального воспитания личности в ус-

ловиях семьи, образовательных и специальных учреждений;

— изучение опыта социального воспитания в различных типах

семей, учреждениях;

— изучение зарубежного опыта социального воспитания и адапта-

ция его к отечественным условиям и др.

Задачи изучения человека как социальной единицы:

— исследование особенностей социального развития, социализа-

ции человека как личности;

— исследование особенностей социального развития людей, отли-

чающихся своеобразием;

— выявление причин социальных отклонений в процессе развития

и воспитания человека, возможностей их профилактики и преодоле-

ния и др.

Задачи изучения личностной позиции и активности человека в со-

циальном самосовершенствовании:

— выявление роли человека в социальном самосовершенство-

вании;

— исследование возможностей активизации социального самосо-

вершенствования человека на различных возрастных этапах и др.

studfiles.net

история соц.педагогики

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Т.А. РОММ

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Утверждено Редакционно-издательскимсоветом

университета в качестве учебного пособия

Новосибирск

2005

УДК 37.0 (075.8) + 316.7 (075.8)ББК 74.000я 73-1+60.561.9.я.73-1Р 702

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор

Е.В. Андриенко

кандидат исторических наук, доцент

И.А. Скалабан

Ромм, Т.А.

Р 702 История социальной педагогики: учебное пособие. – Новосибирск:

Изд.НГПУ, 2005. – 370с.

ISBN 5-85921-585-1

Настоящее учебное пособие разработано на базе государствен- ных нормативных документов и программы, предназначено для сту- дентов специальности031300 «Социальная педагогика» очной и за- очных форм обучения с целью изучения ключевых тем курсов«Ис- тория социальной педагогики».

ISBN 5-85921-585-1

УДК 37.0 (075.8) + 316.7 (075.8)ББК 74.000я 73-1+60.561.9.я.73-1

© Новосибирский государственный педагогический университет, 2005

© Ромм Т.А., 2005

2

Приступая к изучению курса «История социальной педаго- гики», будущий социальный педагогволей-неволейдолжен отве- тить на вопрос: зачем ему необходимо изучать этот предмет? Из- вестно, что история социальной педагогики– наука сравнительно молодая, а потому в ней ещё пока исчерпывающе не определена предметная область, не сформулированы в полной мере цели и задачи, не устоялась методология, недостаточны труды и нара- ботки учёных. Ответ на этот не простой вопрос, как это обычно и бывает, прост и сложен в равной мере.

Познавая историю социальной педагогики, мы, во-первых,

удовлетворяем естественную для каждого человека потребность в информации о непростой и противоречивой истории взаимоот- ношений человека, социума и государства в сфере общественного воспитания; закономерностях становления, развития и функцио- нирования моделейсоциально-педагогическойдеятельности в разных странах и эпохах. Отсюда следует, что история социаль- ной педагогики, будучи историей решения этой глобальной про- блемы, интересна и поучительна для всех и каждого. Во-вторых, данная область научного знания обобщает и анализирует драго- ценные крупицы общечеловеческого опыта по оптимизации пе- дагогической деятельности в сфере социального становления че- ловека в различные исторические эпохи. И, наконец, в-третьих, историческая наука, отвечая на вопрос о целях и задачах изуче- ния социальной педагогики, опирается не столько на праздный интерес и банальную эрудицию, сколько на строгие исторические факты. Любому историческому знанию присущ ряд важнейших методологических функций:

1) теоретико-познавательная – ответственна за воспроиз-

водство и трансляцию исторического материала в пространстве и во времени и его теоретико-методологическоеосмысление;

2)эвристическая – расширяет исследовательский источни- коведческий фундамент, обогащая и развивая тем самым иссле- довательский инструментарий;

3)аксиологическая – призвана выявлять те общезначимые принципы, которые определяли и определяют ценностную на- правленность человеческой деятельности, мотивацию человече- ских поступков, смысл жизни и истории, отношения личности и общества и т. д.

4)прогностическая – в основе её реализации лежит объек- тивная детерминация будущего прошлым и настоящим: мы смо- жем заглянуть в будущее, только зная основные тенденции истори- ческого развития. Разумеется, это только наиболее важные функ- ции исторического знания, позволяющие наиболее достоверно оценивать структуру и логику развития тех или иных процессов.

Историю социальной педагогики интересует ряд проблем, которые не изучает никакая другая историческая дисциплина. Так, лишь история социальной педагогики рассматривает воз- никновение и обусловленность главных понятий(категорий) со- циальной педагогики, осмысливает процессы и законы развития социальной педагогики какнаучно-практическогознания, пока- зывает этапы и механизмы приращения новой социально значи-

мой информации для решения проблем социализации личности в процессе ее воспитания.

В структуре профессионального образования социального педагога история социальной педагогики – это одна из тех редких дисциплин, которые позволяют студенту постичь синкретиче- скую сущность социальной педагогики. История социальной пе- дагогики знакомит студентов с основными типами(моделями) социальной педагогики, логикой их развития и становления и в то же время демонстрирует генезис методов научного познания, характер и основные типы научных дискуссий, изменение целей

изадач науки в историческом процессе. Эта дисциплина и есть научное самосознание социальной педагогики, она не просто по-

полняет собой образовательный фрагмент будущего специалиста, но и формирует логический остов деятельности последнего. По- следнее особенно важно для формирования профессиональных, этических, моральных и нравственных установок будущих спе- циалистов социальной педагогики относительно их непосредст- венной деятельности.

** *

Курс «История социальной педагогики» является компонен- том профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности«социальная педагогика» – 031300. Предлагаемый курс является теоретическим, его содержание способствует по-

вышению качества подготовки студентов к профессиональной социально-педагогическойдеятельности, поскольку в нем нахо- дит отражение современный уровень развития социальной педа- гогики как науки и реальные потребности сегодняшней практики. Усвоение студентами научных фактов, касающихся становления

иразвития социально-педагогическихподходов к истории, по- зволит не только объяснять существующие в жизни проблемы, но

ипрогнозировать их дальнейшее развитие.

Основные задачи курса:

∙Формирование у студентов теоретических представлений о социальной педагогике как отрасли гуманитарного знания, ее объекте и предмете исследования и основных категориях.

∙Формирование целостного представления о закономерно- стях развития социального знания в педагогике.

∙Раскрытие специфики социально-педагогическойтеории и практики, ее гуманистической направленности в разные

эпохи, в разных странах.

Курс направлен на формирование у студентов собственных представлений о сущности социальной педагогики на основе комплекса знаний о возникновении, изменении социально-

педагогических взглядов в истории человечества; их взаимосвязи снационально-культурнымикомпонентами(религия, традиции народной педагогики, философские подходы).

Программа построена на генетическом, сравнительном принципах исследования исторических моделей, изучении раз- личных взглядов, идей, которые могут быть отнесены к теории и практике социального воспитания. Важное место в анализе исто- рическогосоциально-педагогическогопроцесса играл цивилиза- ционный подход. При построении курса важна не только хроно- логия развития тех или иных явлений, но и преемственность идей, практики.

Необходимость в подобном учебном пособии диктуется ря- дом обстоятельств: отсутствием доступных учебников и учебных пособий по истории социальной педагогики; потребностью дать

каждому студенту компактное по форме и содержанию пособие для групповой и самостоятельной работы. Именно с этой целью

пособие снабжено расширенным библиографическим аппаратом и вопросами и заданиями для самостоятельной работы.

Предлагаемое пособие не претендует на максимально пол- ное изложение материала. Главная его задача– представить, опи- сать и объяснить такую логическую структуру истории социаль- ной педагогики, которая способствовала бы её пониманию в ка- честветеоретико-прикладнойнауки. И хотя ряд положений даны в авторском изложении, остаётся надеяться, что это обстоятель- ство не помешает целостному восприятию учебного материала.

Данное учебное пособие разработано на основе программы, созданной в соответствии с действующим ГОСом. Каждая тема включает:

∙Программу, которая очерчивает круг вопросов, которые не- обходимо рассмотреть в рамках данной темы.

∙Рекомендации и материалы к изучению данной темы.

∙Вопросы и задания к теме.

∙Тематику сообщений и докладов, расширяющих содержание темы.

∙Список основной и дополнительной литературы.

Данный подход к организации пособия связан, с одной сто- роны, с тем, что сама история социальной педагогики еще недос- таточно оформилась, с другой стороны– чтобы активизировать самостоятельную позицию студентов.

Особое внимание в пособии уделяется взаимосвязи истори-

ческих и теоретических аспектов формирования представлений о сущности социального воспитания, его философии, социологии и организации.

По завершении изучения курса студенты должны знать:

∙исторические концепции, предвосхитившие научную соци- альную педагогику;

∙особенности развития социальной педагогики в различное время и в различных странах.

Иметь представление:

∙об основных тенденциях и направлениях развития мировой и отечественной социальной педагогики;

∙о теоретических основах и закономерностях функциониро- вания социальной педагогики;

∙о видах социокультурной преемственности поколений в различные периоды развития общества;

∙о формах и эффективности корректирующего воздействия социокультурной среды на поведение человека.

Т Е М А 1 Теоретико-методологическиепроблемы истории социальной педагогики

1.1. Программа

Сущность социальной педагогики как общественного явле- ния, научной отрасли и профессии. Место истории социальной педагогики в системе научного знания. Особенности историко- педагогического исследования в сфере социальной педагогики.

Социальное воспитание как центральное понятие социальной педагогики.

Основные подходы к изучению социально-педагогическогопроцесса.

Место и роль, задачи курса«История социальной педагоги- ки» в системе педагогического образования по специальности, в формировании профессионального мировоззрения и мышления. Логика построения курса.

Основные понятия: социальная педагогика, социальное воспитание, историко-педагогическийпроцесс, социально- педагогический процесс, цивилизационный подход, наука, теория, методология.

1.2. Рекомендации

Изучение курса «История социальной педагогики» предпо- лагает поиск ответа на вопросы:

Что такое социальная педагогика, каковы подходы к ее оп- ределению?

Что изучает история социальной педагогики? Что такое социальное воспитание?

Каковы основные подходы к рассмотрению истории соци- альной педагогики?

Что дает изучение истории социальной педагогики для формирования специалиста – социального педагога?

Особенности развития социальной педагогики. Совре-

менная социальная педагогика – формирующаяся область педаго- гической науки и практики. Для нее характерны проблемы мето- дологического, теоретического и методического уровня, это свя- зано со спецификой современного состояния социально- педагогической действительности. Каковы же особенности рос- сийской модели социальной педагогики на современном этапе? Возрождение специальности«социальная педагогика» идёт от- нюдь не на пустом месте, ее становление и развитие было подго-

товлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной деятельности в сфере общественного вос- питания, а также опытом воспитательной, культурно-массовойи просветительской работы среди населения в советский период. В этом, по-видимому, и состоитпервая особенность формирования отечественной модели социальной педагогики.

Вторая особенность определяется тем, что, с одной сторо- ны, у нас существует во многом уникальный исторический опыт, а с другой– эта, некогда могучая, традиция в дореволюционной России в ходе известных событий была безвозвратно утрачена. В итоге сложилась довольно грустная ситуация: мы имеем беспре- цедентный исторический опыт, который применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно. Иными словами, те уникальные наработки, что сохранились в архивных источниках и дошли до нас, вполне могут быть реконструированы, но лишь формально– слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития, – а потому результативность любого

слепого копирования в современных условиях вряд ли будет столь же эффективна, каккогда-то. Именно поэтому Россия вы- нуждена практически заново, хотя и не на пустом месте, созда- вать современную национальную систему социально- педагогической деятельности.

9

Третья особенность органично связана со второй: прихо- дится налаживать эффективную системусоциально-педагоги- ческой поддержки, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента. Фактически ста-

новление социальной педагогики как профессиональной сферы деятельности идёт одновременно с научно-практическойразра- боткой основных методологических, концептуальных положе- ний, определяющих сущность столь сложного явления, как соци- альная педагогика.

И, наконец, четвёртая особенность коренится в тесном единстве таких социальных понятий, процессов и феноменов, как«социальная работа» и«социальная педагогика». Исторически так сложилось, что социальная работа в России– это не только

деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологи- ческом, экономическом, правовом контексте. Социальная работа и социальная педагогика в России, будучи, вне всякого сомнения, самостоятельными областями теории и практики, имеют множе- ство точек соприкосновения, и, как показал исторический опыт,

практикуемое порой противопоставление социальной работы и социальной педагогики приносит больше вреда, чем пользы.

К началу 1990-хгг. в стране начался сложный процесс фор- мирования системысоциально-педагогическойдеятельности на основе ретроспективного научного анализа отечественного опы- та, осмысления ведущих тенденций развития мировой теории и практики. Однако современный этап теории и практики социаль-

ной педагогики характеризуется наличием различных подходов к определению ее целей и задач. Для чего необходимо изучать ис- торию социальной педагогики? Не может ли работающий прак- тик обойтись без нее? Не лучше ли просто быть хорошо осведом- ленным в современных теоретических идеях, не углубляясь в ис- торию? Современные аргументы направлены на то, чтобы дока-

studfiles.net

Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе — Мегаобучалка

СОЦ. ПЕДАГОГИКА

Социальная педагогика — это отрасль педагогики, кото­рая рассматривает социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей в специально созданных для этого организациях. Социальная педагоги­ка, или педагогика среды, это научная дисциплина, инте­грирующая научные достижения смежных наук и реализую­щая их в практике общественного воспитания. В основе социальной педагогики лежит прошлый педагогический опыт обучения и воспитания и практика воспитания и обу­чения в других странах. Социальная педагогика является основой для таких отраслей педагогики, как:

— дошкольная педагогика;

— педагогика школы;

— педагогика профессионального образования;

— воспитание в закрытых учреждениях;

— детских и юношеских организациях;

— педагогика клубной работы;

— педагогика среды;

— военная педагогика;

— производственная педагогика;

— педагогика временных объединений;

— педагогика социальной работы.

Каждое из этих направлений социальной педагогики имеет свои особенности, свои методы и может рассмат­риваться как самостоятельное направление.

Социальная педагогика включает в себя изучение фи­лософии воспитания, особенностей воспитания в совре­менном обществе.

Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, т. е. акцент на содружестве и сотрудничестве воспитателя и ребенка.

Гуманизм социального воспитания заключается в том, чтобы личности помочь, а не заставить. Гуманизм соци­ального воспитателя выражается в том, чтобы принимать человека, его поступки без осуждения, оказать поддержку в критической ситуации.

В настоящее время социальная педагогика — это само­стоятельный раздел педагогики, обладающий особой ме­тодикой социальной воспитательной и образовательной деятельности. Методика социальной педагогики направ­лена на личность, на ее самосовершенствование, само­организацию.

Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь семье, ребенку найти свой путь со­циального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравствен­ных человеческих отношений.



Социальная педагогика — не новый раздел в педагоги­ке, а сложившаяся система семейного, сословного, на­родного и христианского воспитания.

Функции социальной педагогики:

1)первостепенной задачей является изучение ребен­ка, его состояние в стадии конфликта;

2)оказание помощи ребенку, попавшему в беду, на­хождение путей, вариантов выхода из кризиса, поддерж­ка в трудное время;

3)анализ состояния социального воспитания в различ­ных социальных сферах, которые окружают ребенка и воз­действуют на него;

4)социальная педагогика призвана анализировать, изу­чать и распространять, пропагандировать позитивный опыт;

5)она должна направлять деятельность ребенка на са­мовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки;

6)социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка, имеющих отношение к со­стоянию его кризиса, к защите его прав;

7)одна из функций социальной педагогики сводится к организации исследований различных проблем соци­ального воспитания, анализу работы социальных педаго­гов, коллективов, различных педагогических центров.

Воспитательная функция обозначает включение ребен­ка в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в процессе обучения и воспитания.

Социально-правовая функция означает заботу государ­ства о детях, их правовую защиту.

Социально-реабилитационная функция — это воспита­тельная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основ­ные социальные функции выполняет педагог.

Прикладные задачи социальной педагогики состоят в том, чтобы:

1)воспитывать в сознании ребенка понятия добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию;

2)поставить перед ним цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научиться общению с ок­ружающими людьми, определить цель и смысл жизни;

3)развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные осо­бенности, права и обязанности в обществе;

4)развивать чувство собственного достоинства, само­стоятельности, уверенности в себе;

5)прививать подростку умение и желание общаться с детьми, в малых и больших группах, в объединении сверстников, в семье, в труде, в школе.

Здесь социальному педагогу необходимы знания воз­растных особенностей своих воспитанников, для того чтобы научиться разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом.

Основываясь на положениях «Кодекса этики социально­го работника и социального педагога», можно выделить следующие принципы.

1.Принятие человека таким, каков он есть. Клиентом социальной работы может быть отдельный человек или группа лиц, имеющих индивидуальные и групповые осо­бенности. Каждый клиент имеет право быть принятым и выслушанным любым социальным работником, право на получение помощи в улучшении социальной ситуации.

2.Уважение права клиента на принятие самостоятель­ного решения на любом этапе совместных действий. Это означает проявление уважения и соблюдение его прав. Клиент имеет право отказаться от предложенного вариан­та действий, от продолжения уже начатой работы, если его мнение или ситуация изменились. Клиент имеет пра­во отказаться от взаимодействия на любом этапе совмест­ной работы с уверенностью в сохранении конфиденциальности сведений о нем.

3.Конфиденциальность сотрудничества социального работника и социального педагога с клиентом. Конфиденциальной информацией является все, что касается усло­вий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, а также все остальное, что будет определено клиентом во взаимодействии с социальным работником и социальным педагогом.

Нарушение конфиденциальности возможно только в усло­виях непосредственной опасности для клиента.

4. Полнота информирования человека о предпринима­емых в его интересах действиях. Соблюдение принципа

защиты прав клиента обусловливают обязанность социаль­ного педагога информировать человека, обратившегося к нему за помощью, обо всех действиях, предпринимае­мых им для решения его проблем.

5. Ответственность социального педагога за результа­ты своей деятельности. Социальный педагог, занимаясь решением конкретных проблем клиента, несет личную ответственность за результаты своей деятельности, за качество и эффективность, своевременность и действен­ность социальной помощи и за ее последствия.

6. Порядочность социального работника и социально­го педагога во взаимодействии с клиентом. Порядочность социального педагога является весьма важным принци­пом в связи с необходимостью обеспечить баланс инте­ресов, как своих личных, так и интересов клиента и его социального окружения; интересов профессионального сообщества социальных работников и социальных педа­гогов, общества в целом. Социальные педагоги делают для своего клиента все, что, по их мнению, необходимо для разрешения проблемы.

 

megaobuchalka.ru

2.1. Социальная педагогика и социально-педагогическая деятельность

Социальная педагогика оказывает доминирующее влияние на становление в нашей стране профессиональной социально-педагогической деятельности, задача которой — гуманизация и педагоги-зация социокультурной среды, оказание компетентной педагогической помощи в процессе социального формирования личности.

Социальная педагогика — система знаний о педагогическом регулировании отношений личности и среды.

По определению В. Г. Бочаровой, социальная педагогика явля ется составной частью общей педагогики и раскрывает влияние

18

на педагогический процесс конкретных социокультурных условий среды. Социальная педагогика призвана, по ее мнению, вли ять на формирование в обществе педагогического мышления, способности и умения принимать в различных сферах социальной деятельности эффективные, педагогически целесообразные решения, адекватные конкретным личностно-средовым ситуациям и позволяющие приводить в движение реальные механизмы развития социальных инициатив.

Социальная педагогика призвана полноценно использовать воз можности семьи, различных социальных институтов, конкретного социума, микросреды, личности и общества в целом в обеспечении социальной заботы о благосостоянии каждого человека, и прежде всего детей1.

Социальная педагогика исследует существенные, объективно необходимые связи и явления, присущие конкретным социальным процессам и обусловливающие особый вид деятельности.

Деятельность — это философская, социологическая и психо лого-педагогическая категория, характеризующая взаимодействие человека (группы людей) с окружающей действительностью. Выполняется деятельность способами, в которых применяются различные средства, созданные в процессе общественной жизни. Средства деятельности являются продуктом общественно-исторического и индивидуального развития человека.

В данном контексте следует рассматривать социально-педагогическую деятельность как деятельность субъекта по преобразованию социальной ситуации, явления в социуме соответственно педагогическим целям и задачам.

2.2. Социальная работа

Социальная работа — это разновидность человеческой деятельности, содержанием которой является удовлетворение потребностей отдельного человека (группы людей) в процессе взаимодействия со средой обитания с социумом. Целью социальной работы является оптимизация осуществления субъектной роли личности во всех сферах жизни общества, связанных с поддержанием собственной жизни и социокультурным развитием.

В научных трудах (М. В. Фирсов) социальная работа рассмат ривается как социокультурный институт, выступающий системой поддержки и защиты различных субъектов исходя из следующих детерминант: пола, возраста, этноса, социального статуса, здоровья, образования. Различное сочетание этих детерминант вызывает к жизни многообразие институтов поддержки, которые об-

1 См.: Бочарова В. Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Дис…. докт. пед. наук. — М., 1991.

19

разуют основные сферы помощи нуждающимся: детская соци альная работа, геронтологическая, медицинская, психиатрическая, юридическая социальная работа, социальная работа с семьями, находящимися в неблагоприятных условиях жизнедеятельности, и т. д.

Понятие «социальная работа», по мнению М.В. Фирсова, «идентифицирует определенную область научного знания о процессе помощи и трудностях, возникающих в жизненном сценарии личности, в результате биосоциальных и социопсихологических факторов»1.

Рассматривая соотнесение понятий «социальная работа» и «социальная педагогика», М. В. Фирсов выдвигает предположение, что социальная работа не тождественна социальной педагогике, и раскрывает системные и качественные характеристики, которые дают возможность идентифицировать социальную педагогику как самостоятельный социокультурный процесс. Взаимосвязи этих понятий раскрываются ученым как соотношение целого и части: «Социальная работа не есть только социальная педагогика; социальная работа — это социальная педагогика в том числе»2.

studfiles.net

2. Предмет, функции, задачи соц. Педагогики

Предметом педагогики является воспитание как сознательно организованный процесс (В.Е.Гмурман), происходящий в семье и обществе, в государстве, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях.В основе педагогики лежит исследование педагогического процесса, в соответствии с которым создаются методы, методики и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.

Педагогика изучает деятельность и ребенка и воспитателя, изучает педагогический процесс передачи взрослым поколением знаний, умений и навыков молодежи. Старшее поколение передает молодым свой опыт общественных отношений, научные знания, нормы морали.

Функциями педагогики является ее практическая и теоретическая направленность.

Теория педагогики объясняет обществу и человеку процесс и законы воспитания и обучения, образования и просвещения. Теория педагогики направлена на то, чтобы обосновать процессы обучения и воспитания, дать практические рекомендации педагогам, как следует совершенствовать профессиональный труд. Этим педагогика помогает обществу развиваться, совершенствоваться, двигаться вперед. Практическая функция педагогики состоит в вооружении педагогов-практиков научно-теоретическими обоснованиями методов обучения и воспитания.

В систему педагогических наук входят: общая педагогика, дидактика, теория воспитания, школоведение, история педагогики, дефектология и др.

Общая педагогика — это теоретическая система педагогических наук. Исследование педагогических знаний, теории и практики, методов и функций, места педагогики среди других наук, взаимосвязь педагогики с другими науками.

Дидактика (теория обучения) часть общей педагогики, которая изучает сам процесс обучения как средство воспитания и развития и то, как обучение влияет на воспитание, развитие и образование ребенка. Обучение состоит из двух взаимосвязанных явлений — преподавания профессиональной деятельности взрослых и учения — специально организованной детской деятельности.

Дидактика разрабатывает ЦЕЛИ, содержание, принципы, методы и средства обучения. Определяет направление частных методик и потому тесно связана с различными науками. Каждая методика имеет свою специфику. На основе дидактики разрабатываются методы обучения, пособия, учебники и программы различных типов учебных заведений.

Теория воспитания изучает процесс развития личности, ее убеждений, анализирует конкретный процесс воспитания, его закономерности и перспективы. Теория воспитания ориентируется на исследование процессов воспитания в ходе учебной, трудовой, общественной, игровой, художественной и спортивной деятельности, а также организации межличностного общения; изучение методов воспитания личности. Учитываются интеллект, проявление воли, характера, чувств, потребностей, мотивов и интересов.

Теория воспитания анализирует связь между отдельными направлениями воспитания: трудовым, нравственным, умственным, правовым, эстетическим и физическим. Теория воспитания исследует процесс воспитания цельной личности.

Каковы ее социальные функции?

1. Первостепенной является изучение ребенка (подростка), его состояния, отношений в семье, в школе, с группой во дворе, его состояние в стадии конфликта.

2. Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.

3. Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.

4. Социальная педагогика призвана анализировать, обобщать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.

5. Она должна направлять деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовывать свою жизнь и поступки.

6. Социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка (подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.

7. Одна из функций социальной педагогики сводится к организации исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров.

Таким образом, функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом, включив те, что перечислены выше. Это:

— воспитательная,

— социально-правовая,

— социально-реабилитационная.

Воспитательная функция предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в ходе обучения и воспитания.

Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту.

Социально-реабилитационная функция — это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основные социальные функции, выполняет педагог.

Отсюда вытекают прикладные задачи социальной педагогики, на что ориентируется и в соответствии с чем строит свою работу социальный педагог, социальный работник.

Прикладные задачи социальной педагогики

Одна из прикладных задач педагогики состоит:

1. Воспитывать в сознании ребенка (подростка) понятия добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию.

2. Поставить цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научиться общению с окружающими людьми, определить цель и смысл жизни.

3. Развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе.

4. Развивать чувство собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе.

5. Прививать ребенку (подростку) умение и желание общения с людьми, в малых и больших группах, в объединениях сверстников, в семье, в труде, в школе. Здесь социальному педагогу необходимы знания возрастных особенностей своих воспитанников. Научить разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом, опираясь на нравственные и правовые нормы общественных отношений, окружающей среды ребенка.

Эти прикладные задачи (хотя могут быть и другие) кратко можно сформулировать так: воспитать делать добро, научить организовать свою жизнь, развивать познавательные интересы, помочь организовать свою индивидуальность, свои задатки и способности.

3. Сущность понятийно-категориальной системы социальной педагогики.

Развитие понятийного строя теории воспитания может осуществляться, с одной стороны, эволюционным путем как дальнейшее накопление признаков и свойств уже имеющихся понятий. С другой, они могут возникать путем «маленьких революций», врываясь как бы неожиданно в устоявшийся понятийный аппарат. В первом случае ученые имеют дело с сужением или расширением понятий и постоянным их определением как уточнением рамок и границ применения. Во втором — с утверждением и обоснованием нововведений.

Источниками развития понятийного словаря теории воспитания могут быть и практика, и эксперимент, и, конечно, сама теория, научное знание. Совершенствование понятийного строя за осуществляется посредством категорий и прежде всего основных. Они в процессе развития выполняет самые разнообразные роли: стимулятора, эталона, точки отсчета познаваемого явления, логической сетки, определяющего средства и т.д.

Развитие понятийного строя идет преимущественно эволюционным путем. Он заключается в непрерывающемся процессе определения понятий. Именно посредством определения идет постоянная корректировка объема, глубины, точности понятия в его соответствии с реально существующим отображающим педагогическим явлением.

Анализируя определения по их ведущему признаку обнаруживается несколько различных типов, которым условно дали определения: категориальные, соотношения части и целого, ролевые (по значимости), синонимичные (тавтология), формально-логические и процессуальные.

Категориальные — это определения, построенные на отнесении понятия к определенной основной категории теории воспитания, например: «Общение — форма социальной жизни», общественное мнение — метод мотивации деятельности» и т.д. Здесь категории и яеляются родовым определяющим понятием.

Определения по соотношению части и целого строятся го типу: «метод — компонент воспитательного процесса», «класс — ячейка общественного коллектива», «коллективное обсуждение проделанного — важнейший элемент коллективной жизни» и т.д. В них указывается общее социальное или педагогическое явление, куда относится определяемое.

Определения по значимости или ролевые заключаются в указании места определяемого явления в системе общего. Это: нравственное воспитание — ведущее звено всестороннего развития личности», «нравственное убеждение есть наиболее совершенное выражение нравственного сознания» и т.п.

Синонимичные определения — это те, которые соотносят выделенное понятие с ему подобными, но более простыми, доступными, всем известными. Например: «конфликт — острая ситуация», «быстрота — способность выполнять движения в минимальный отрезок времени», «прекрасное — это совершенство, идеал, приподнимающий человека над обыденным». Такие определения чаще даются качествам личности и строятся тавтологически.

Формально-логические определения характеризуют понятия с точки зрения их логической родословной. Это: «метод воспитания — это категории педагогики», «‘мировоззрение — это’обобщенная система взглядов». Как правило, в качестве рода здесь используются общенаучные понятия.

Наконец, процессуальные определения. Они в качестве сущностного выделяют в определяемом главное действие, которое совершается в соответствующем ему явлении, «воспитательный процесс — это руководство воспитанием», перевоспитание — исправление свойств личности», и т.д.

В текстах встречаются и такие определения, которые не входят в нами выделенные и представляют большую сложность для их характеристики и группировки.

Определенные понятия существуют и в педагогике.

Понятие формирование — это процесс развития, становления личности в конкретных условиях жизни общества.

Просвещение — распространение научных знаний в народе о мире, о человеке. Для России век просвещения — век XVIII, а затем XIX проявляется в стремлении просветить всех и поднять культуру народа. Для просвещения в XX в. характерно распространение самых широких знаний в области экономики, закона и права, музыки, искусства и педагогики.

Образование — в буквальном смысле ≪формирование образа мыслей, действий человека в обществе. Это процесс усвоения знаний, умений и навыков. Основной путь получения образования — обучение в различных учебных заведениях. Обратим внимание на определение образования забытым русским педагогом Сергеем Иосифовичем Гессеном (1887—1950). Он рассматривал образование как культуру личности, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики. В этом, считал он, основа развития личности .Ученый отмечал, что ≪подлинное образование заключается не в передаче того культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры.

Цели образования Гессен формулирует как иерархию целей- заданий. И первостепенным в них является становление личности, личности творческой, способной научно мыслить. Он обращает внимание на социальные факторы, которые влияют наличность, считая главным в образовании личности ее способность к деятельности и стремление к приобретению культурных ценностей.

Воспитание — это процесс влияния на человека с целью формирования личности, развития ее физических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями жизни.

Обучение — двусторонний процесс учения и преподавания.

Процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности. В учении ребенок познает окружающий мир, а преподавание — руководство педагогом процессапознавательной и учебной деятельностью ребенка.

≪Система образования≫ представляет существующее общее и специальное образование. Общее — это начальное и среднее образование, которое дает знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку. Специальное образование (среднее, высшее) дает знания, умения и навыки, необходимые работнику определенной профессии.

Содержание образования — система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека.

Педагогический процесс — воспитание личности в единстве обучения и воспитания, так называемый ≪учебно-воспитательный процесс≫. Чаще этот термин относится к школе, где происходит взаимодействие учителя и ученика, директора и учителей, воспитателей, коллектива педагогов, родительского актива, общественности, производств, окружающих школу. Педагогический процесс представляет единство развития, обучения и воспитания личности, противоречия и закономерности каждого из элементов.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *