Педагогика соц – Социальная педагогика (Лекция вторая)
Социальная педагогика — Психологос
Социальная педагогика — обучение и воспитание детей и взрослых в социуме и для социума. Социальная педагогика исследует, как социальная среда может и должна влиять на формирование личности, и организует этот процесс. Ее главный вопрос: «Как нам лучше обустроить социализацию?»
Если воспитание осуществляется в семье, это семейная педагогика. Когда воспитание осуществляется религиозными организациями, это конфессиональная педагогика. Воспитание, осуществляемое обществом и государством — социальное воспитание, которое и изучается (выстраивается) социальной педагогикой.
Социальная педагогика рассматривает, какие социальные обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека в масштабах планеты, страны и места его проживания (региона, города, села, микрорайона), какую роль играют в его жизни и воспитании средства массовой коммуникации, семья, общение с окружающими людьми и некоторые другие факторы.
В социальной педагогике две дополняющих друг друга стратегии: проактивная стратегия достижения (как воспитать людей, которых мы хотим) и реагирующая на проблемы, защитная стратегия избегания (как предотвратить проблемы в естественном процессе воспитания). Проактивную позицию занимал С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и другие педагоги-новаторы, защитная позиция представлена всей (достаточно консервативной) современной системой социальной педагогики в России.
А.В. Мудрик в учебнике «Социальная педагогика» так формулирует принцип этого подхода: «Воспитание образно можно определить как искусство предвидеть неизбежное и уменьшать эффект случившегося. Социальная педагогика — отрасль знания, изучив которую можно узнать, во-первых, о том, что неизбежно произойдет или может произойти в жизни человека того или иного возраста в тех или иных обстоятельствах. Во-вторых, как можно создать благоприятные условия для развития человека, для предотвращения «сбоев» в процессе его социализации. А в-третьих, как можно уменьшить эффект влияния тех неблагоприятных обстоятельств, в которые человек попадает, эффект того нежелательного, что случается в процессе социализации человека». (с.5)
Социальная педагогика очень близка к психологии, но если психология в основном изучает механизмы и закономерности, изучает «почему» происходит то или иное, то социальная педагогика в большей степени сфера практической деятельности, направлена на «как сделать», на конкретные дела, на получение социального результата. Задача психологии — объяснить поведение разных людей, описать особенности поведения людей разного возраста в разных ситуациях. А вот как помочь людям развиваться, учиться, как их воспитать, чтобы они стали достойными людьми — этим уже в строгом смысле занимается не психология, а педагогика. Объяснение и описание, рекомендации по использованию методик — это психология. Формирование и воспитание, методы влияния и технологии — это педагогика.
Провести исследование, протестировать, насколько ребенок готов к школе — это психология. Подготовить ребенка к школе — это педагогика.
Психолог может только сидеть за столом, констратировать, оценивать, описывать и объяснять, в лучшем случае придумывать рекомендации для тех, кто будет с людьми что-то делать сам. Вступать во взаимодействие психолог может только, чтобы изучить, а не что-то в человеке изменить. Что-нибудь реально делать руками, реально влиять на человека, человека менять — это, считается, уже другая профессия: педагогика.
Психолог в сегодняшнем понимании — принципиально безрукое существо.
Однако с каждым годом растет понимание, что от непосредственной помощи людям с проблемами нужно переходить к профилактике, предупреждая появление проблем. Что нужно заниматься психологией развития, что именно это оказывается тем перспективным направлением, которое создаст нового человека и новое общество.. Психолог должен учиться становиться педагогом.
Психолог-педагог зовет людей к росту и развитию, показывает, как это — не быть Жертвой, как становиться Автором своей жизни. Психолог-педагог — тот, кто привносит в жизнь людей иногда забытый ими смысл, говорящий о том, что жизнь — бесценный подарок, сам факт которой есть величайшее счастье.
Среди современных подходов в практической психологии к задачам социальной психологии наиболее близок Синтон-подход.
www.psychologos.ru
Социальная педагогика — это… Что такое Социальная педагогика?
— отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией. Термин «С.п.» введён в 19 в. Ф.А. Дистервегом. Как направление С.п. оформилась в середине 19 в.
Предмет С.п. — исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации путём интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций с целью создания условий для развития и духовно-ценностной ориентации человека. Представление о педагогике как об интегративном знании позволяет предложить следующую структуру С.п. Одним из разделов С.п. является социология воспитания, которая исследует общество как воспитательную среду, процесс и факторы социализации человека и помогает определить пути и способы использования воспитательных возможностей общества, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации. Особый раздел С.п. — социально-педагогическая виктимология.
Определение путей интеграции воспитательных сил общества может быть успешным в том случае, если С.п. поставит ряд фундаментальных вопросов и предложит ответы на них: «Что понимается под воспитанием в современном обществе?», «Каково соотношение воспитания с социализацией и развитием человека на протяжении его жизненного пути?», «Какие принципы воспитания сформировались в процессе исторического развития общества?», «Как понимается цель воспитания сегодня?». Все эти вопросы, имеющие методологическое и мировоззренческое значение, изучает философия социального воспитания.
В С.п. разрабатывается теория социального воспитания, которая описывает, объясняет и прогнозирует его функционирование как социального института, а также исследует индивидуальные, групповые, социальные субъекты социального воспитания, их взаимодействие и т.д.
Как раздел С.п. рассматривается психология социального воспитания, которая на основе данных о механизмах социализации личности определяет психологические особенности и условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания. Методика социального воспитания рассматривает, каким образом осуществляется интеграция воспитательных сил общества, как организуется взаимодействие индивидуальных, групповых и социальных субъектов воспитания; исследуются, с одной стороны, потребности развития общества в определённом качестве «человеческого капитала», а с другой — экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для организации социального воспитания, а также вопросы управления социальным воспитанием на общенациональном, региональном, муниципальном и локальном уровнях.
Разрабатываемые во всех разделах С.п. проблемы социального воспитания предполагают конкретизацию применительно к функциям и особенностям тех или иных видов воспитательных организаций в рамках дошкольной педагогики, педагогики школы, педагогики профессионального образования, педагогики дополнительного образования детей, педагогики детских и юношеских организаций, педагогики социальной работы и др.
С.п. как отрасль знания обладает рядом функций: теоретико-познавательной, прикладной и гуманистической. Теоретико-познавательная функция выражается в том, что С.п. накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их. Прикладная функция связана с поиском путей эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах. Гуманистическая функция вы- ражается в разработке целей и способов совершенствования процессов развития личности и её самореализации.
Появились новые специальности: «социальный педагог», «социальный работник», в ряде педагогических вузов введён учебный предмет «С.п.», функционируют факультеты и кафедры С.п.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 267-268)
— отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2005. С. 420)Ч30в2
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.
pedagogical_dictionary.academic.ru
1.Социальная педагогика как часть общей педагогике. Предмет и задачи соц.Пед.
НЕТ ОТВЕТОВ НА 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12,27.
Что изучает социальная педагогика. В самом общем виде ответ на этот вопрос таков: социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни.
Назначение (цель) социальной педагогики — способствовать со-
циальному формированию личности, группы с учетом ее своеобра-
зия и социокультуры государства (общества), в котором ей предсто-
ит жить. Под своеобразием понимается то, что отличает одного
человека (группу) от другого (другой). Оно может проявляться в
возрастных различиях, волевых особенностях, индивидуальных воз-
можностях (например, люди с особыми нуждами, ограниченными
возможностями).
Предмет социальной педагогики — социально-педагогический
процесс, определяющий принципы, формы, методы исследования
практической деятельности и условия сто реализации. Однако пере-
численное недостаточно полно раскрывает содержание предмета со-
циальной педагогики. Поэтому каждый раздел будет его дополнять.
Содержание социальной педагогики определяется ее функциями,
каждая из которых представляет собой одно из ее направлений, отра-
жающих ее содержание. Функции (от лат. functio — отправление, дея-
тельность) — обязанность, круг деятельности, назначение. Функции
социальной педагогики помогают понять ее содержание. К ним отно-
сятся:
• Познавательная — исследование практики педагогической дея-
тельности ее полномочными представителями (социальными педаго-
гами; лицами, выполняющими социально-педагогическую деятель-
ность) или специально подготовленными людьми (исследователями,
аспирантами, докторантами).
• Научная — изучение закономерностей социального развития,
социализации человека, влияния факторов среды на него, разработка
теоретической базы, обосновывающей социально-педагогические яв-
ления.
• Диагностическая (оценочная) —диагностика социального в
личности, социального своеобразия группы, осуществление социаль-
но-педагогической оценки (экспертизы) документов, деятельности
учреждений, отдельных специалистов, а также факторов социума,
протекающих в нем процессов.
• Прогностическая — определение перспектив (ближайших и
длительных во времени) развития социально-педагогических про-
цессов среды, проявления в ней человека, его индивидуальности, а
также возможностей целесообразного влияния на них (среду и че-
ловека).
• Объяснительная — описание социально-педагогических явле-
ний, условий их существования и возможностей преобразования.
• Адаптационная — деятельность, направленная на стимулирова-
ние приспособления человека к среде или среды к человеку с учетом
его индивидуальности (своеобразия).
• Преобразующая — социальная педагогика призвана изменять
педагогические реальности, педагогические отношения, учебно-вос-
питательный процесс, свое содержание.
• Коррекционная — направленная деятельность специалистов по
коррекции процесса социального развития и воспитания детей и под-
ростков, процесса воспитательной деятельности родителей, воспита-
телей.
• Реабилитационная — направленная деятельность специалистов
по восстановлению индивидуальных возможностей человека к разви-
тию, воспитанию, профессиональной деятельности.
• Мобилизационная — направленная деятельность специалистов
по активизации усилий человека, группы на определенные действия
и поступки.
• Профилактическая (защитно-профилактическая) — направлен-
ная деятельность специалистов по предупреждению и преодолению
различных социальных отклонений в формируемой личности, группе.
• Образовательная — исследование содержания, методики и обес-
печение подготовки кадров для социальной сферы.
• Управленческая — направленная деятельность специалистов по
управлению процессом социального формирования личности, соци-
ально-педагогических явлений в коллективе, группе.
• Задачи педагогики. Они подразделяются на общие — теорети-
ческие, практические и частные — по отраслям практической деятель-
ности. Таких задач достаточно много. Их следует рассматривать по
основным блокам, составляющим социальную педагогику в целом, и
по каждому из них по направлениям — теоретическому, практическо-
му и образовательному.
Задачи социопедагогики:
— осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы)
деятельности государства, общественных организаций, движений,
партий, а также учреждений и коллективов;
— исследование влияний факторов среды на растущую личность,
группу;
— использование факторов среды в социальном развитии и воспи-
тании человека, при решении определенных социально-педагогичес-
ких задач;
— исследование влияния отдельных факторов (например, семьи,
средств массовых коммуникаций) на личность и др.
Задачи социального воспитания:
— исследование проблем содержания и способов обеспечения наи-
более оптимального социального воспитания различных групп насе-
ления, отдельных категорий людей, отдельных личностей;
— исследование проблем социального воспитания личности в ус-
ловиях семьи, образовательных и специальных учреждений;
— изучение опыта социального воспитания в различных типах
семей, учреждениях;
— изучение зарубежного опыта социального воспитания и адапта-
ция его к отечественным условиям и др.
Задачи изучения человека как социальной единицы:
— исследование особенностей социального развития, социализа-
ции человека как личности;
— исследование особенностей социального развития людей, отли-
чающихся своеобразием;
— выявление причин социальных отклонений в процессе развития
и воспитания человека, возможностей их профилактики и преодоле-
ния и др.
Задачи изучения личностной позиции и активности человека в со-
циальном самосовершенствовании:
— выявление роли человека в социальном самосовершенство-
вании;
— исследование возможностей активизации социального самосо-
вершенствования человека на различных возрастных этапах и др.
studfiles.net
история соц.педагогики
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Т.А. РОММ
ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Утверждено Редакционно-издательскимсоветом
университета в качестве учебного пособия
Новосибирск
2005
УДК 37.0 (075.8) + 316.7 (075.8)ББК 74.000я 73-1+60.561.9.я.73-1Р 702
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор
Е.В. Андриенко
кандидат исторических наук, доцент
И.А. Скалабан
Ромм, Т.А.
Р 702 История социальной педагогики: учебное пособие. – Новосибирск:
Изд.НГПУ, 2005. – 370с.
ISBN 5-85921-585-1
Настоящее учебное пособие разработано на базе государствен- ных нормативных документов и программы, предназначено для сту- дентов специальности031300 «Социальная педагогика» очной и за- очных форм обучения с целью изучения ключевых тем курсов«Ис- тория социальной педагогики».
ISBN 5-85921-585-1
УДК 37.0 (075.8) + 316.7 (075.8)ББК 74.000я 73-1+60.561.9.я.73-1
© Новосибирский государственный педагогический университет, 2005
© Ромм Т.А., 2005
2
Приступая к изучению курса «История социальной педаго- гики», будущий социальный педагогволей-неволейдолжен отве- тить на вопрос: зачем ему необходимо изучать этот предмет? Из- вестно, что история социальной педагогики– наука сравнительно молодая, а потому в ней ещё пока исчерпывающе не определена предметная область, не сформулированы в полной мере цели и задачи, не устоялась методология, недостаточны труды и нара- ботки учёных. Ответ на этот не простой вопрос, как это обычно и бывает, прост и сложен в равной мере.
Познавая историю социальной педагогики, мы, во-первых,
удовлетворяем естественную для каждого человека потребность в информации о непростой и противоречивой истории взаимоот- ношений человека, социума и государства в сфере общественного воспитания; закономерностях становления, развития и функцио- нирования моделейсоциально-педагогическойдеятельности в разных странах и эпохах. Отсюда следует, что история социаль- ной педагогики, будучи историей решения этой глобальной про- блемы, интересна и поучительна для всех и каждого. Во-вторых, данная область научного знания обобщает и анализирует драго- ценные крупицы общечеловеческого опыта по оптимизации пе- дагогической деятельности в сфере социального становления че- ловека в различные исторические эпохи. И, наконец, в-третьих, историческая наука, отвечая на вопрос о целях и задачах изуче- ния социальной педагогики, опирается не столько на праздный интерес и банальную эрудицию, сколько на строгие исторические факты. Любому историческому знанию присущ ряд важнейших методологических функций:
1) теоретико-познавательная – ответственна за воспроиз-
водство и трансляцию исторического материала в пространстве и во времени и его теоретико-методологическоеосмысление;
2)эвристическая – расширяет исследовательский источни- коведческий фундамент, обогащая и развивая тем самым иссле- довательский инструментарий;
3)аксиологическая – призвана выявлять те общезначимые принципы, которые определяли и определяют ценностную на- правленность человеческой деятельности, мотивацию человече- ских поступков, смысл жизни и истории, отношения личности и общества и т. д.
4)прогностическая – в основе её реализации лежит объек- тивная детерминация будущего прошлым и настоящим: мы смо- жем заглянуть в будущее, только зная основные тенденции истори- ческого развития. Разумеется, это только наиболее важные функ- ции исторического знания, позволяющие наиболее достоверно оценивать структуру и логику развития тех или иных процессов.
Историю социальной педагогики интересует ряд проблем, которые не изучает никакая другая историческая дисциплина. Так, лишь история социальной педагогики рассматривает воз- никновение и обусловленность главных понятий(категорий) со- циальной педагогики, осмысливает процессы и законы развития социальной педагогики какнаучно-практическогознания, пока- зывает этапы и механизмы приращения новой социально значи-
мой информации для решения проблем социализации личности в процессе ее воспитания.
В структуре профессионального образования социального педагога история социальной педагогики – это одна из тех редких дисциплин, которые позволяют студенту постичь синкретиче- скую сущность социальной педагогики. История социальной пе- дагогики знакомит студентов с основными типами(моделями) социальной педагогики, логикой их развития и становления и в то же время демонстрирует генезис методов научного познания, характер и основные типы научных дискуссий, изменение целей
изадач науки в историческом процессе. Эта дисциплина и есть научное самосознание социальной педагогики, она не просто по-
полняет собой образовательный фрагмент будущего специалиста, но и формирует логический остов деятельности последнего. По- следнее особенно важно для формирования профессиональных, этических, моральных и нравственных установок будущих спе- циалистов социальной педагогики относительно их непосредст- венной деятельности.
** *
Курс «История социальной педагогики» является компонен- том профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности«социальная педагогика» – 031300. Предлагаемый курс является теоретическим, его содержание способствует по-
вышению качества подготовки студентов к профессиональной социально-педагогическойдеятельности, поскольку в нем нахо- дит отражение современный уровень развития социальной педа- гогики как науки и реальные потребности сегодняшней практики. Усвоение студентами научных фактов, касающихся становления
иразвития социально-педагогическихподходов к истории, по- зволит не только объяснять существующие в жизни проблемы, но
ипрогнозировать их дальнейшее развитие.
Основные задачи курса:
∙Формирование у студентов теоретических представлений о социальной педагогике как отрасли гуманитарного знания, ее объекте и предмете исследования и основных категориях.
∙Формирование целостного представления о закономерно- стях развития социального знания в педагогике.
∙Раскрытие специфики социально-педагогическойтеории и практики, ее гуманистической направленности в разные
эпохи, в разных странах.
Курс направлен на формирование у студентов собственных представлений о сущности социальной педагогики на основе комплекса знаний о возникновении, изменении социально-
педагогических взглядов в истории человечества; их взаимосвязи снационально-культурнымикомпонентами(религия, традиции народной педагогики, философские подходы).
Программа построена на генетическом, сравнительном принципах исследования исторических моделей, изучении раз- личных взглядов, идей, которые могут быть отнесены к теории и практике социального воспитания. Важное место в анализе исто- рическогосоциально-педагогическогопроцесса играл цивилиза- ционный подход. При построении курса важна не только хроно- логия развития тех или иных явлений, но и преемственность идей, практики.
Необходимость в подобном учебном пособии диктуется ря- дом обстоятельств: отсутствием доступных учебников и учебных пособий по истории социальной педагогики; потребностью дать
каждому студенту компактное по форме и содержанию пособие для групповой и самостоятельной работы. Именно с этой целью
пособие снабжено расширенным библиографическим аппаратом и вопросами и заданиями для самостоятельной работы.
Предлагаемое пособие не претендует на максимально пол- ное изложение материала. Главная его задача– представить, опи- сать и объяснить такую логическую структуру истории социаль- ной педагогики, которая способствовала бы её пониманию в ка- честветеоретико-прикладнойнауки. И хотя ряд положений даны в авторском изложении, остаётся надеяться, что это обстоятель- ство не помешает целостному восприятию учебного материала.
Данное учебное пособие разработано на основе программы, созданной в соответствии с действующим ГОСом. Каждая тема включает:
∙Программу, которая очерчивает круг вопросов, которые не- обходимо рассмотреть в рамках данной темы.
∙Рекомендации и материалы к изучению данной темы.
∙Вопросы и задания к теме.
∙Тематику сообщений и докладов, расширяющих содержание темы.
∙Список основной и дополнительной литературы.
Данный подход к организации пособия связан, с одной сто- роны, с тем, что сама история социальной педагогики еще недос- таточно оформилась, с другой стороны– чтобы активизировать самостоятельную позицию студентов.
Особое внимание в пособии уделяется взаимосвязи истори-
ческих и теоретических аспектов формирования представлений о сущности социального воспитания, его философии, социологии и организации.
По завершении изучения курса студенты должны знать:
∙исторические концепции, предвосхитившие научную соци- альную педагогику;
∙особенности развития социальной педагогики в различное время и в различных странах.
Иметь представление:
∙об основных тенденциях и направлениях развития мировой и отечественной социальной педагогики;
∙о теоретических основах и закономерностях функциониро- вания социальной педагогики;
∙о видах социокультурной преемственности поколений в различные периоды развития общества;
∙о формах и эффективности корректирующего воздействия социокультурной среды на поведение человека.
Т Е М А 1 Теоретико-методологическиепроблемы истории социальной педагогики
1.1. Программа
Сущность социальной педагогики как общественного явле- ния, научной отрасли и профессии. Место истории социальной педагогики в системе научного знания. Особенности историко- педагогического исследования в сфере социальной педагогики.
Социальное воспитание как центральное понятие социальной педагогики.
Основные подходы к изучению социально-педагогическогопроцесса.
Место и роль, задачи курса«История социальной педагоги- ки» в системе педагогического образования по специальности, в формировании профессионального мировоззрения и мышления. Логика построения курса.
Основные понятия: социальная педагогика, социальное воспитание, историко-педагогическийпроцесс, социально- педагогический процесс, цивилизационный подход, наука, теория, методология.
1.2. Рекомендации
Изучение курса «История социальной педагогики» предпо- лагает поиск ответа на вопросы:
Что такое социальная педагогика, каковы подходы к ее оп- ределению?
Что изучает история социальной педагогики? Что такое социальное воспитание?
Каковы основные подходы к рассмотрению истории соци- альной педагогики?
Что дает изучение истории социальной педагогики для формирования специалиста – социального педагога?
Особенности развития социальной педагогики. Совре-
менная социальная педагогика – формирующаяся область педаго- гической науки и практики. Для нее характерны проблемы мето- дологического, теоретического и методического уровня, это свя- зано со спецификой современного состояния социально- педагогической действительности. Каковы же особенности рос- сийской модели социальной педагогики на современном этапе? Возрождение специальности«социальная педагогика» идёт от- нюдь не на пустом месте, ее становление и развитие было подго-
товлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной деятельности в сфере общественного вос- питания, а также опытом воспитательной, культурно-массовойи просветительской работы среди населения в советский период. В этом, по-видимому, и состоитпервая особенность формирования отечественной модели социальной педагогики.
Вторая особенность определяется тем, что, с одной сторо- ны, у нас существует во многом уникальный исторический опыт, а с другой– эта, некогда могучая, традиция в дореволюционной России в ходе известных событий была безвозвратно утрачена. В итоге сложилась довольно грустная ситуация: мы имеем беспре- цедентный исторический опыт, который применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно. Иными словами, те уникальные наработки, что сохранились в архивных источниках и дошли до нас, вполне могут быть реконструированы, но лишь формально– слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития, – а потому результативность любого
слепого копирования в современных условиях вряд ли будет столь же эффективна, каккогда-то. Именно поэтому Россия вы- нуждена практически заново, хотя и не на пустом месте, созда- вать современную национальную систему социально- педагогической деятельности.
9
Третья особенность органично связана со второй: прихо- дится налаживать эффективную системусоциально-педагоги- ческой поддержки, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента. Фактически ста-
новление социальной педагогики как профессиональной сферы деятельности идёт одновременно с научно-практическойразра- боткой основных методологических, концептуальных положе- ний, определяющих сущность столь сложного явления, как соци- альная педагогика.
И, наконец, четвёртая особенность коренится в тесном единстве таких социальных понятий, процессов и феноменов, как«социальная работа» и«социальная педагогика». Исторически так сложилось, что социальная работа в России– это не только
деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологи- ческом, экономическом, правовом контексте. Социальная работа и социальная педагогика в России, будучи, вне всякого сомнения, самостоятельными областями теории и практики, имеют множе- ство точек соприкосновения, и, как показал исторический опыт,
практикуемое порой противопоставление социальной работы и социальной педагогики приносит больше вреда, чем пользы.
К началу 1990-хгг. в стране начался сложный процесс фор- мирования системысоциально-педагогическойдеятельности на основе ретроспективного научного анализа отечественного опы- та, осмысления ведущих тенденций развития мировой теории и практики. Однако современный этап теории и практики социаль-
ной педагогики характеризуется наличием различных подходов к определению ее целей и задач. Для чего необходимо изучать ис- торию социальной педагогики? Не может ли работающий прак- тик обойтись без нее? Не лучше ли просто быть хорошо осведом- ленным в современных теоретических идеях, не углубляясь в ис- торию? Современные аргументы направлены на то, чтобы дока-
studfiles.net
Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе — Мегаобучалка
СОЦ. ПЕДАГОГИКА
Социальная педагогика — это отрасль педагогики, которая рассматривает социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей в специально созданных для этого организациях. Социальная педагогика, или педагогика среды, это научная дисциплина, интегрирующая научные достижения смежных наук и реализующая их в практике общественного воспитания. В основе социальной педагогики лежит прошлый педагогический опыт обучения и воспитания и практика воспитания и обучения в других странах. Социальная педагогика является основой для таких отраслей педагогики, как:
— дошкольная педагогика;
— педагогика школы;
— педагогика профессионального образования;
— воспитание в закрытых учреждениях;
— детских и юношеских организациях;
— педагогика клубной работы;
— педагогика среды;
— военная педагогика;
— производственная педагогика;
— педагогика временных объединений;
— педагогика социальной работы.
Каждое из этих направлений социальной педагогики имеет свои особенности, свои методы и может рассматриваться как самостоятельное направление.
Социальная педагогика включает в себя изучение философии воспитания, особенностей воспитания в современном обществе.
Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, т. е. акцент на содружестве и сотрудничестве воспитателя и ребенка.
Гуманизм социального воспитания заключается в том, чтобы личности помочь, а не заставить. Гуманизм социального воспитателя выражается в том, чтобы принимать человека, его поступки без осуждения, оказать поддержку в критической ситуации.
В настоящее время социальная педагогика — это самостоятельный раздел педагогики, обладающий особой методикой социальной воспитательной и образовательной деятельности. Методика социальной педагогики направлена на личность, на ее самосовершенствование, самоорганизацию.
Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь семье, ребенку найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений.
Социальная педагогика — не новый раздел в педагогике, а сложившаяся система семейного, сословного, народного и христианского воспитания.
Функции социальной педагогики:
1)первостепенной задачей является изучение ребенка, его состояние в стадии конфликта;
2)оказание помощи ребенку, попавшему в беду, нахождение путей, вариантов выхода из кризиса, поддержка в трудное время;
3)анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, которые окружают ребенка и воздействуют на него;
4)социальная педагогика призвана анализировать, изучать и распространять, пропагандировать позитивный опыт;
5)она должна направлять деятельность ребенка на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки;
6)социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав;
7)одна из функций социальной педагогики сводится к организации исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров.
Воспитательная функция обозначает включение ребенка в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в процессе обучения и воспитания.
Социально-правовая функция означает заботу государства о детях, их правовую защиту.
Социально-реабилитационная функция — это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основные социальные функции выполняет педагог.
Прикладные задачи социальной педагогики состоят в том, чтобы:
1)воспитывать в сознании ребенка понятия добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию;
2)поставить перед ним цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научиться общению с окружающими людьми, определить цель и смысл жизни;
3)развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе;
4)развивать чувство собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе;
5)прививать подростку умение и желание общаться с детьми, в малых и больших группах, в объединении сверстников, в семье, в труде, в школе.
Здесь социальному педагогу необходимы знания возрастных особенностей своих воспитанников, для того чтобы научиться разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом.
Основываясь на положениях «Кодекса этики социального работника и социального педагога», можно выделить следующие принципы.
1.Принятие человека таким, каков он есть. Клиентом социальной работы может быть отдельный человек или группа лиц, имеющих индивидуальные и групповые особенности. Каждый клиент имеет право быть принятым и выслушанным любым социальным работником, право на получение помощи в улучшении социальной ситуации.
2.Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий. Это означает проявление уважения и соблюдение его прав. Клиент имеет право отказаться от предложенного варианта действий, от продолжения уже начатой работы, если его мнение или ситуация изменились. Клиент имеет право отказаться от взаимодействия на любом этапе совместной работы с уверенностью в сохранении конфиденциальности сведений о нем.
3.Конфиденциальность сотрудничества социального работника и социального педагога с клиентом. Конфиденциальной информацией является все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, а также все остальное, что будет определено клиентом во взаимодействии с социальным работником и социальным педагогом.
Нарушение конфиденциальности возможно только в условиях непосредственной опасности для клиента.
4. Полнота информирования человека о предпринимаемых в его интересах действиях. Соблюдение принципа
защиты прав клиента обусловливают обязанность социального педагога информировать человека, обратившегося к нему за помощью, обо всех действиях, предпринимаемых им для решения его проблем.
5. Ответственность социального педагога за результаты своей деятельности. Социальный педагог, занимаясь решением конкретных проблем клиента, несет личную ответственность за результаты своей деятельности, за качество и эффективность, своевременность и действенность социальной помощи и за ее последствия.
6. Порядочность социального работника и социального педагога во взаимодействии с клиентом. Порядочность социального педагога является весьма важным принципом в связи с необходимостью обеспечить баланс интересов, как своих личных, так и интересов клиента и его социального окружения; интересов профессионального сообщества социальных работников и социальных педагогов, общества в целом. Социальные педагоги делают для своего клиента все, что, по их мнению, необходимо для разрешения проблемы.
megaobuchalka.ru
2.1. Социальная педагогика и социально-педагогическая деятельность
Социальная педагогика оказывает доминирующее влияние на становление в нашей стране профессиональной социально-педагогической деятельности, задача которой — гуманизация и педагоги-зация социокультурной среды, оказание компетентной педагогической помощи в процессе социального формирования личности.
Социальная педагогика — система знаний о педагогическом регулировании отношений личности и среды.
По определению В. Г. Бочаровой, социальная педагогика явля ется составной частью общей педагогики и раскрывает влияние
18
на педагогический процесс конкретных социокультурных условий среды. Социальная педагогика призвана, по ее мнению, вли ять на формирование в обществе педагогического мышления, способности и умения принимать в различных сферах социальной деятельности эффективные, педагогически целесообразные решения, адекватные конкретным личностно-средовым ситуациям и позволяющие приводить в движение реальные механизмы развития социальных инициатив.
Социальная педагогика призвана полноценно использовать воз можности семьи, различных социальных институтов, конкретного социума, микросреды, личности и общества в целом в обеспечении социальной заботы о благосостоянии каждого человека, и прежде всего детей1.
Социальная педагогика исследует существенные, объективно необходимые связи и явления, присущие конкретным социальным процессам и обусловливающие особый вид деятельности.
Деятельность — это философская, социологическая и психо лого-педагогическая категория, характеризующая взаимодействие человека (группы людей) с окружающей действительностью. Выполняется деятельность способами, в которых применяются различные средства, созданные в процессе общественной жизни. Средства деятельности являются продуктом общественно-исторического и индивидуального развития человека.
В данном контексте следует рассматривать социально-педагогическую деятельность как деятельность субъекта по преобразованию социальной ситуации, явления в социуме соответственно педагогическим целям и задачам.
2.2. Социальная работа
Социальная работа — это разновидность человеческой деятельности, содержанием которой является удовлетворение потребностей отдельного человека (группы людей) в процессе взаимодействия со средой обитания — с социумом. Целью социальной работы является оптимизация осуществления субъектной роли личности во всех сферах жизни общества, связанных с поддержанием собственной жизни и социокультурным развитием.
В научных трудах (М. В. Фирсов) социальная работа рассмат ривается как социокультурный институт, выступающий системой поддержки и защиты различных субъектов исходя из следующих детерминант: пола, возраста, этноса, социального статуса, здоровья, образования. Различное сочетание этих детерминант вызывает к жизни многообразие институтов поддержки, которые об-
1 См.: Бочарова В. Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Дис…. докт. пед. наук. — М., 1991.
19
разуют основные сферы помощи нуждающимся: детская соци альная работа, геронтологическая, медицинская, психиатрическая, юридическая социальная работа, социальная работа с семьями, находящимися в неблагоприятных условиях жизнедеятельности, и т. д.
Понятие «социальная работа», по мнению М.В. Фирсова, «идентифицирует определенную область научного знания о процессе помощи и трудностях, возникающих в жизненном сценарии личности, в результате биосоциальных и социопсихологических факторов»1.
Рассматривая соотнесение понятий «социальная работа» и «социальная педагогика», М. В. Фирсов выдвигает предположение, что социальная работа не тождественна социальной педагогике, и раскрывает системные и качественные характеристики, которые дают возможность идентифицировать социальную педагогику как самостоятельный социокультурный процесс. Взаимосвязи этих понятий раскрываются ученым как соотношение целого и части: «Социальная работа не есть только социальная педагогика; социальная работа — это социальная педагогика в том числе»2.
studfiles.net
2. Предмет, функции, задачи соц. Педагогики
Предметом педагогики является воспитание как сознательно организованный процесс (В.Е.Гмурман), происходящий в семье и обществе, в государстве, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях.В основе педагогики лежит исследование педагогического процесса, в соответствии с которым создаются методы, методики и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.
Педагогика изучает деятельность и ребенка и воспитателя, изучает педагогический процесс передачи взрослым поколением знаний, умений и навыков молодежи. Старшее поколение передает молодым свой опыт общественных отношений, научные знания, нормы морали.
Функциями педагогики является ее практическая и теоретическая направленность.
Теория педагогики объясняет обществу и человеку процесс и законы воспитания и обучения, образования и просвещения. Теория педагогики направлена на то, чтобы обосновать процессы обучения и воспитания, дать практические рекомендации педагогам, как следует совершенствовать профессиональный труд. Этим педагогика помогает обществу развиваться, совершенствоваться, двигаться вперед. Практическая функция педагогики состоит в вооружении педагогов-практиков научно-теоретическими обоснованиями методов обучения и воспитания.
В систему педагогических наук входят: общая педагогика, дидактика, теория воспитания, школоведение, история педагогики, дефектология и др.
Общая педагогика — это теоретическая система педагогических наук. Исследование педагогических знаний, теории и практики, методов и функций, места педагогики среди других наук, взаимосвязь педагогики с другими науками.
Дидактика (теория обучения) часть общей педагогики, которая изучает сам процесс обучения как средство воспитания и развития и то, как обучение влияет на воспитание, развитие и образование ребенка. Обучение состоит из двух взаимосвязанных явлений — преподавания профессиональной деятельности взрослых и учения — специально организованной детской деятельности.
Дидактика разрабатывает ЦЕЛИ, содержание, принципы, методы и средства обучения. Определяет направление частных методик и потому тесно связана с различными науками. Каждая методика имеет свою специфику. На основе дидактики разрабатываются методы обучения, пособия, учебники и программы различных типов учебных заведений.
Теория воспитания изучает процесс развития личности, ее убеждений, анализирует конкретный процесс воспитания, его закономерности и перспективы. Теория воспитания ориентируется на исследование процессов воспитания в ходе учебной, трудовой, общественной, игровой, художественной и спортивной деятельности, а также организации межличностного общения; изучение методов воспитания личности. Учитываются интеллект, проявление воли, характера, чувств, потребностей, мотивов и интересов.
Теория воспитания анализирует связь между отдельными направлениями воспитания: трудовым, нравственным, умственным, правовым, эстетическим и физическим. Теория воспитания исследует процесс воспитания цельной личности.
Каковы ее социальные функции?
1. Первостепенной является изучение ребенка (подростка), его состояния, отношений в семье, в школе, с группой во дворе, его состояние в стадии конфликта.
2. Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.
3. Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.
4. Социальная педагогика призвана анализировать, обобщать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.
5. Она должна направлять деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовывать свою жизнь и поступки.
6. Социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка (подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
7. Одна из функций социальной педагогики сводится к организации исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров.
Таким образом, функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом, включив те, что перечислены выше. Это:
— воспитательная,
— социально-правовая,
— социально-реабилитационная.
Воспитательная функция предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в ходе обучения и воспитания.
Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту.
Социально-реабилитационная функция — это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основные социальные функции, выполняет педагог.
Отсюда вытекают прикладные задачи социальной педагогики, на что ориентируется и в соответствии с чем строит свою работу социальный педагог, социальный работник.
Прикладные задачи социальной педагогики
Одна из прикладных задач педагогики состоит:
1. Воспитывать в сознании ребенка (подростка) понятия добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию.
2. Поставить цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научиться общению с окружающими людьми, определить цель и смысл жизни.
3. Развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе.
4. Развивать чувство собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе.
5. Прививать ребенку (подростку) умение и желание общения с людьми, в малых и больших группах, в объединениях сверстников, в семье, в труде, в школе. Здесь социальному педагогу необходимы знания возрастных особенностей своих воспитанников. Научить разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом, опираясь на нравственные и правовые нормы общественных отношений, окружающей среды ребенка.
Эти прикладные задачи (хотя могут быть и другие) кратко можно сформулировать так: воспитать делать добро, научить организовать свою жизнь, развивать познавательные интересы, помочь организовать свою индивидуальность, свои задатки и способности.
3. Сущность понятийно-категориальной системы социальной педагогики.
Развитие понятийного строя теории воспитания может осуществляться, с одной стороны, эволюционным путем как дальнейшее накопление признаков и свойств уже имеющихся понятий. С другой, они могут возникать путем «маленьких революций», врываясь как бы неожиданно в устоявшийся понятийный аппарат. В первом случае ученые имеют дело с сужением или расширением понятий и постоянным их определением как уточнением рамок и границ применения. Во втором — с утверждением и обоснованием нововведений.
Источниками развития понятийного словаря теории воспитания могут быть и практика, и эксперимент, и, конечно, сама теория, научное знание. Совершенствование понятийного строя за осуществляется посредством категорий и прежде всего основных. Они в процессе развития выполняет самые разнообразные роли: стимулятора, эталона, точки отсчета познаваемого явления, логической сетки, определяющего средства и т.д.
Развитие понятийного строя идет преимущественно эволюционным путем. Он заключается в непрерывающемся процессе определения понятий. Именно посредством определения идет постоянная корректировка объема, глубины, точности понятия в его соответствии с реально существующим отображающим педагогическим явлением.
Анализируя определения по их ведущему признаку обнаруживается несколько различных типов, которым условно дали определения: категориальные, соотношения части и целого, ролевые (по значимости), синонимичные (тавтология), формально-логические и процессуальные.
Категориальные — это определения, построенные на отнесении понятия к определенной основной категории теории воспитания, например: «Общение — форма социальной жизни», общественное мнение — метод мотивации деятельности» и т.д. Здесь категории и яеляются родовым определяющим понятием.
Определения по соотношению части и целого строятся го типу: «метод — компонент воспитательного процесса», «класс — ячейка общественного коллектива», «коллективное обсуждение проделанного — важнейший элемент коллективной жизни» и т.д. В них указывается общее социальное или педагогическое явление, куда относится определяемое.
Определения по значимости или ролевые заключаются в указании места определяемого явления в системе общего. Это: нравственное воспитание — ведущее звено всестороннего развития личности», «нравственное убеждение есть наиболее совершенное выражение нравственного сознания» и т.п.
Синонимичные определения — это те, которые соотносят выделенное понятие с ему подобными, но более простыми, доступными, всем известными. Например: «конфликт — острая ситуация», «быстрота — способность выполнять движения в минимальный отрезок времени», «прекрасное — это совершенство, идеал, приподнимающий человека над обыденным». Такие определения чаще даются качествам личности и строятся тавтологически.
Формально-логические определения характеризуют понятия с точки зрения их логической родословной. Это: «метод воспитания — это категории педагогики», «‘мировоззрение — это’обобщенная система взглядов». Как правило, в качестве рода здесь используются общенаучные понятия.
Наконец, процессуальные определения. Они в качестве сущностного выделяют в определяемом главное действие, которое совершается в соответствующем ему явлении, «воспитательный процесс — это руководство воспитанием», перевоспитание — исправление свойств личности», и т.д.
В текстах встречаются и такие определения, которые не входят в нами выделенные и представляют большую сложность для их характеристики и группировки.
Определенные понятия существуют и в педагогике.
Понятие формирование — это процесс развития, становления личности в конкретных условиях жизни общества.
Просвещение — распространение научных знаний в народе о мире, о человеке. Для России век просвещения — век XVIII, а затем XIX проявляется в стремлении просветить всех и поднять культуру народа. Для просвещения в XX в. характерно распространение самых широких знаний в области экономики, закона и права, музыки, искусства и педагогики.
Образование — в буквальном смысле ≪формирование образа мыслей, действий человека в обществе. Это процесс усвоения знаний, умений и навыков. Основной путь получения образования — обучение в различных учебных заведениях. Обратим внимание на определение образования забытым русским педагогом Сергеем Иосифовичем Гессеном (1887—1950). Он рассматривал образование как культуру личности, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики. В этом, считал он, основа развития личности .Ученый отмечал, что ≪подлинное образование заключается не в передаче того культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры.
Цели образования Гессен формулирует как иерархию целей- заданий. И первостепенным в них является становление личности, личности творческой, способной научно мыслить. Он обращает внимание на социальные факторы, которые влияют наличность, считая главным в образовании личности ее способность к деятельности и стремление к приобретению культурных ценностей.
Воспитание — это процесс влияния на человека с целью формирования личности, развития ее физических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями жизни.
Обучение — двусторонний процесс учения и преподавания.
Процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности. В учении ребенок познает окружающий мир, а преподавание — руководство педагогом процессапознавательной и учебной деятельностью ребенка.
≪Система образования≫ представляет существующее общее и специальное образование. Общее — это начальное и среднее образование, которое дает знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку. Специальное образование (среднее, высшее) дает знания, умения и навыки, необходимые работнику определенной профессии.
Содержание образования — система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека.
Педагогический процесс — воспитание личности в единстве обучения и воспитания, так называемый ≪учебно-воспитательный процесс≫. Чаще этот термин относится к школе, где происходит взаимодействие учителя и ученика, директора и учителей, воспитателей, коллектива педагогов, родительского актива, общественности, производств, окружающих школу. Педагогический процесс представляет единство развития, обучения и воспитания личности, противоречия и закономерности каждого из элементов.
studfiles.net