cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Занятия по ритмике: подборка упражнений для детей 3-4 лет

подборка упражнений для детей 3-4 лет

 

 

  • Что такое ритмика
  • Как организовать занятия ритмикой в ДОО (ДОУ)
  • Подборка упражнений по ритмике для детей 3-4 лет

 

Основатель ритмики, швейцарский музыкант Эмиль Жак Делькроз, говорил, что главная задача ритмических упражнений — научить детей ощущать себя и свое тело с помощью музыки. Это поможет ребенку стать более свободным и раскрепощенным, понимать свои эмоции и выражать их через музыку. Поэтому важно, чтобы воспитатели и музыкальные руководители занимались с детьми ритмикой.

 

 

Ритмика – это выполнение простых танцевальных движений под музыку. Занятия ритмикой считаются первыми осознанными шагами ребенка в танцах. Дети знакомятся с такими понятиями как «быстро» и «медленно», «громко» и «тихо», «весело» и «грустно», учатся двигаться под музыкальное сопровождение.

В отличие от других музыкальных и физических занятий, на ритмике не делается акцент на технике выполнения движений или физическом развитии ребенка. Основной упор — на развитии координации, умении слышать музыку и воспринимать ритм (чередование звуков и пауз). 

 

При планировании занятий ритмикой важно учитывать возрастные особенности детей.

 

У детей 3-4 лет еще слабо развита координация, они неуверенно владеют телом и не понимают, как связать свои движения с музыкой. Основная задача музыкального руководителя — помочь ребенку развить координацию движений.

 

К пяти годам ребенок уже может координировать не только свои действия, но и работать в паре. Он неплохо фантазирует и может повторять за раз комбинацию из нескольких движений.

 

В 7 лет ребенок уже полностью владеет своим телом. Он может выразить эмоции и чувства с помощью движений, контролировать качество исполнения, придумывать собственные движения и комбинации.

 

Воспитателю важно подбирать упражнения для занятий таким образом, чтобы они соответствовали возрасту воспитанников.

 

 

Чтобы организовать интересные и полезные занятия ритмикой, рекомендуем придерживаться основных правил.

 

Свободное пространство.
Проводите занятия в музыкальном или физкультурном зале, чтобы было достаточно свободного места для упражнений.
 

Музыкальное сопровождение.


Обычно занятия ритмикой сопровождаются игрой музыкального руководителя на фортепиано. Также можно разнообразить музыку фонограммами детских песен.
 

Чередование упражнений.
Активные упражнения сбивают дыхание, поэтому их нужно чередовать с более спокойными, например, с ходьбой. Для спокойных упражнений лучше использовать спокойную музыку. Также следует учитывать индивидуальные особенности детей и их подготовку.
 

Участие двух педагогов.
Желательно, чтобы занятия вели два человека – воспитатель и музыкальный руководитель. Музыкальный руководитель обеспечивает музыкальное сопровождение, а воспитатель работает с детьми и следит за техникой выполнения упражнений.

 

 

Подбирайте упражнения для занятий ритмикой таким образом, чтобы дети с удовольствием их выполняли и в то же время получали ощутимую пользу — развивали координацию движений и чувство ритма.

 

Ритмическое эхо

Цель: научить детей слышать ритм музыки.

 

Дети становятся в круг. Начинает звучать короткий отрывок простого музыкального произведения, например, «Цыплята» или «Два веселых гуся». Задача детей — в точности повторить ритм музыки хлопками в ладоши. Если дети справились с простой мелодией, можно увеличить продолжительность музыкального отрезка.

 

Быстрее-медленнее

Цель:

научить детей реагировать на ритм музыки и быстро переключаться с одного ритма на другой, развить внимание и совершенствовать навыки ходьбы и бега.

 

Дети становятся в круг и начинают шагать друг за другом с левой ноги в такт музыке. Как только мелодия ускоряется, дети переходят на бег. Во время упражнения можно несколько раз менять скорость звучания композиций. Для музыкального сопровождения рекомендуем использовать мелодии «Полька» и «О чижике».

 

Солдатский марш

Цель: развить у детей чувство такта.

 

Дети становятся в шеренгу друг за другом и выбирают «командира». Воспитатель включает композицию «Солдатский марш». Задача детей — на каждую новую музыкальную фразу присесть-встать, на следующую фразу наклониться-встать. И так несколько раз подряд.

 

Замри

Цель: научить ребенка выражать свои чувства и эмоции с помощью танца.

 

Дети свободно передвигаются под музыку по залу и произвольно танцуют. Как только музыка перестает звучать, они должны застыть на месте в той позе, в которой были. Воспитатель проговаривает с малышами, почему они остановились именно в этой позе и что она означает с точки зрения эмоций. Затем начинает играть другая мелодия, и упражнение повторяется.

 

Ветер дует

Цель: расслабиться после активной части занятия и восстановить дыхание.

 

Дети становятся в круг, воспитатель включает медленную колыбельную мелодию и проговаривает: «Мы подуем далеко, мы подуем близко».

На словах «мы подуем далеко» дети начинают дуть сильно-сильно, а на словах «мы подуем близко», наоборот слабо-слабо. И так несколько раз.

 

Следуйте описанным рекомендациям при построении занятий ритмикой, и дети будут с радостью бежать на каждое занятие. В следующей статье вы узнаете об упражнениях по ритмике для детей 5-7 лет.

конспект занятия по ритмике. | План-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) на тему:

План конспект занятия по ритмике для до школьного возраста.

Тема «Простые движения в детском танце»

Цель: развитие способности передавать в пластике музыкальный образ,

используя перечисленные движения: ходьба, бег, прыжковые движения.

Задачи:

— Образовательные: научить правильному исполнению движений

(ходьба, бег, прыжковые движения). Разучить фрагмент танца с использованием этих движений.

— Развивающие:

развивать гибкость и подвижность суставов и связок.

Улучшить способность к восприятию музыки и двигательному ее

выражению.

— Воспитательные:

Воспитание интереса и любви к музыке, обогащение

слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру

музыкальными сочинениями.

Место проведения занятия:

класс хореографии.

Набор оборудования: зеркала, коврики, музыкальный центр, проектор,

ноутбук, экран.

Ход занятия:

Организационный этап (2 мин).

Педагог: Приглашает обучающихся в зал, дети встают

на свои места. Занятие

начинаем с поклона (приветствие).

Педагог сообщает тему, цель и задачи занятия.

— Сегодня на занятии мы познакомимся

с такими танцевальными движениями

как ходьба – бодрая, спокойная, на полу пальцах; бег –легкий, острый, пружинящий; прыжковые движения – на двух ногах на месте, с

продвижением, различные виды галопа.

Предлагаю просмотреть видео презентацию, чтобы наглядно вы смогли увидеть особенности правильного выполнения этих движений.

Подготовительная часть (8 мин).

Муз. М. Старокадомского «Веселые путешественники»

1 фигура

1 куплет

Дети стоят друг за другом

Ходьба друг за другом бодрым шагом по кругу

Припев:

И.П.

–стоя лицом в круг.

На слова «Тра-та-та» — 3 хлопка справа у головы

Повторение –3 хлопка слева.

На слова «Мы берем с собой кота» — прыжки на двух ногах на месте

На слова «чижика» — наклон вперед, руки назад «хвостиком», «собаку» —

слегка присесть, руки вытянуть вперед перед собой «Петьку-забияку» — марш на месте

«обезьяну» — наклон вправо, руки согнуты в локтях, кисти на поясе,

«попугая» -наклон в том же положении влево,

«вот» -руки вытянуть вперед

«компания какая» — нарисовать в воздухе круг руками (вверх, в сторону,

вниз) Повторение последней фразы – те же движения, в конце шаг вперед.

2 фигура

2 куплет

Дети двигаются по кругу легким бегом на

полу пальцах.

Припев –

движения те же

3 фигура

3 куплет

Запев: галоп по кругу лицом в центр круга, руки на поясе

Припев: движения те же.

На последний аккорд – прыжок на месте, руки вверх в сторону.

Основная часть (10 мин).

Упражнения на середине зала.

Дети встают на коврики, каждый на свое место.

Комплекс «Куклы-марионетки»

1.Упражнение на формирование осанки. Кукловод натянул ниточки

– спинки ровные, вытянутые; отпустил –упали куклы, спинки расслабились. Повторить 4 раза.

2.Упражнение для рук.

Кукле в руки дали мяч, (подготовительная позиция рук)

Заставляют поднимать. (1-я позиция)

Вверх несет, потом бросает, (3-я позиция)

Снизу снова поднимает (2-я позиция).

3.Упражнение для ног.

Поставили куклу в коробку – ножки ниточкой связали вместе (6

позиция). Не желает кукла стоять, хочет танцевать. Ниточки порвала,

сначала носочки (1 позиция), потом пяточки (2 позиция). Но затем

встала как надо (6 позиция).

Игра Принцессы и Старушки

Давайте покажем, как ходят принцессы.  А теперь, как ходят старушки.  

Под музыку называть Принцессы (с ровной спинкой,

приподнятым носиком), потом старушки (сгорбившиеся с палочкой).

4.Разучивание «батман тандю».

«Ботинки»

И.П. 6-я позиция

Посмотрите на ботинки: (вытягиваем правую ногу на носок вперед)

Настоящие картинки, (возвращаем ногу в и.п.)

И шнуровки, хоть куда, (вытягиваем левую ногу на носок вперед)

И начищены всегда. (возвращаем ногу в и.п.)

5. Разучивание прыжков «соте».

«Кузнечик»

Кто там прыгает в траве

Прямо на руку ко мне?

Прыг-скок, прыг-скок,

Как зовут тебя, дружок?

Я кузнечик-озорник!

Прыгать с детства я привык.

Мне поставил тренер пять.

Значит повод-поскакать.

Партерная гимнастика (7мин. ). Растягивание.

Упр.1. Сесть на колени, лечь спиной на пол, поддерживая корпус руками, и

затем вытянуть их. Вернуться обратно.

Упр. 2. Сесть, вытянуть ноги вперед, согнуться в «щучку», сесть в первую

позу.

Упр. 3. Встать на колени и, прогибаясь назад, взять руками подъемы. Сильно

прогнуться, слегка сгибая локти и подавая подтянутый живот вперед.

Вернуться на колени и поставить руки на пол.

Упр.  4.  В самой широкой второй позиции попытаться достать коленом

(насколько возможно) до пола, не сгибая другой ноги (предельный контроль–

«мениск») и возвратиться в позицию.

Упр. 5.  Лечь на спину и на согнутые ноги (на вытянутые голеностопы).

Подниматься и опускаться, одновременно отрывая от пола лопатки и колени

(мостик).

Подведение итогов занятия (3 мин).

Написать каждому ребенку в блокноте «Молодец!»

Уроки ритма по теории музыки — Семинар по теории музыки

Сосредоточение внимания на уроках ритма по теории музыки — небольшая, но важная часть обучения игре на музыке. Тем не менее, это важная часть.

Есть две части о том, как научиться ритму.

Оглавление:
  • Обучение ритму
  • Ритмические паттерны через нотацию
  • Ритмические упражнения
  • Как легко выучить ритм
  • Уроки ритма по теории музыки

Первый заключается в понимании теории ритма или ее академической части. Второй – на практике и на ощущении континуума ритма

Что такое ритм?

Цитата из Нотной записи и терминологии Карла В. Геркенса:

[quote] «Ритм — это регулярное повторение ударения в серии ударов (или импульсов), а такт — это группировка этих ударов в соответствии с некоторым указанная система».

«При прослушивании музыкального произведения два слушателя А и В могут чувствовать ритм одинаково сильно, но А может субъективно сгруппировать доли в— один , два | один , два | — и т. д., тогда как В считает группы — один , два, три , четыре | один , два, три , четыре |—и т. д. »

«Ритм, таким образом, рассматривается как фундаментальная вещь, присущая самой музыке, тогда как мера — это, по крайней мере, до некоторой степени произвольное группирование, которое музыканты приняли для практических целей.[/quote]

Таким образом, мы можем предположить этот ритм представляет собой последовательный образец ударов в синхронизированной среде.

Изучение ритма

Изучение ритма в музыке заключается не только в ощущении ритма или размера музыки, но и в понимании разделения тактов.

Мы все могли хлопать в ладоши или постукивать по чему-либо, чтобы услышать основной ритм. Затем мы часто пытаемся добавить больше. Вот где необходимо понимание разделения тактов. Ряд нот может выражать это как ритмические фигуры, формирующие реальную музыкальную концепцию.

Образцы нотной записи ритма

Чтобы выучить музыкальный ритм и прочитать его, вам необходимо выучить нотную запись, ритмические паттерны и физическое применение или практику этих паттернов.

Ритмические паттерны через нотацию

Вернемся к первому понятию того, что вы должны изучить. Это передача ритма через понимание нотации.

Нотация – это использование примечаний с различными точками или незакрашенными кружками, стеблями и флажками. Сила системы обозначений в том, что она является некоторой функцией числа 2.

Ноты представляют собой целое, половину, четверть, восьмерку, шестнадцатую и так далее. Каждая часть символа ноты позволяет нам быстро и наглядно увидеть, какое значение времени будет представлять нота.

Эти обозначения при использовании в тактовом размере обеспечивают основу для передачи вашего ритмического рисунка.

Используя эту систему, вы можете взять основной музыкальный ритм и разделить его на части. Таким образом, вы получаете мини-ритмические паттерны внутри более крупного базового ритмического паттерна.

Упражнения на ритм

После того, как вы потратили время на изучение системы обозначений, вам необходимо перейти к упражнениям на ритм.

Вы начинаете с основных битов и учитесь отстукивать последовательно и равномерно в тактовых размерах. Это включает в себя процесс из трех частей: изучение паттерна, обретение выносливости, а затем обретение контроля и выносливости, чтобы следовать или владеть паттерном.

Двигаясь дальше, вы учитесь и работаете над ритмическими упражнениями, которые начинают подразделять основной ритм. Процесс такой же, как и выше, с тремя шагами.

Процесс продолжается новыми уроками ритма при микшировании нот. Затем вы продолжаете процесс, подразделяя больше и применяя сыгранные и не сыгранные доли и части долей.

Как легко выучить ритм

Барабанщики обычно проходят полный курс ритма, и их внимание сосредоточено на отработке ритмических рисунков. Для большинства других инструментов ритм преподается как часть игры нот. Проблема в том, что ученик обычно очень долго пытается овладеть ритмом.

Чтобы облегчить изучение ритма, вам часто нужно отходить от инструмента и сосредотачиваться только на ритме. Этот фокус облегчает изучение и улучшение ваших навыков ритма.

Теория музыки Уроки ритма

Мы разработали мастер-класс по ритму, полностью посвященный ритму, независимо от того, на каком инструменте вы играете.

Rhythm Workshop разработан, чтобы быстро ознакомить вас с правилами нотной записи, где вы сразу же сможете получить общую картину.

Затем вы исследуете многие основные и промежуточные ритмы, используя ранее упомянутый подход с тремя элементами.

В полном музыкальном курсе это один из семинаров, в котором вы можете полностью погрузиться или использовать определенные уроки ритма как часть вашего текущего плана урока.

Наши индивидуальные уроки доступны в отдельных наборах, если вам нужно работать только понемногу за раз. Мы рекомендуем как минимум овладение основами ритма, так и базовую практику, чтобы начать полностью понимать ритм.

Чтобы узнать больше о нотах, см. Уроки по нотам по теории музыки

Top of Music Theory Rhythm Lessons

Ритмические игры для начальной школы – Музыкальная и научная лаборатория

Вместе во времени: Музыкальные ритмические игры для школьников

Ниже приводится серия музыкальных ритмических игр и занятий, составленных для проекта школьного семинара для детей 1–1-х классов.

2 (семинары «Вместе во времени», финансируемые ESRC Impact Acceleration Account). Музыкально-психологические исследования показали, что занятия музыкальным ритмом с раннего возраста могут быть полезны для когнитивного и социального развития. В частности, развитие способностей к музыкальному ритму может способствовать развитию языковой обработки (например, Patel, 2011) и двигательных навыков (например, Zachopoulou et al., 2004), а также может способствовать социальной сплоченности (например, Kirschner & Tomasello, 2010).

Упражнения, перечисленные ниже, основаны на существующих играх из различных ресурсов для обучения музыке. Они сгруппированы по типам навыков, которые они стремятся развить, и включают предложения по изменению уровня сложности по мере того, как дети прогрессируют и развивают свои ритмические способности.

Презентация учителей «Вместе во времени» (слайды для загрузки)

*Хотите узнать больше об исследованиях в области музыкальной психологии? Ознакомьтесь с нашим курсом «Магистр музыки и науки»!*


Координация/Синхронизация

Ниже приведены некоторые виды деятельности, в которых детей просят двигаться вместе синхронно. Такие действия могут помочь в координации движений и способствовать установлению чувственных групповых взаимопониманий.

  • Игра в имена: Хорошим вводным упражнением для начала занятий является «Игра в имена», когда учащихся просят поддерживать устойчивый ритмический рисунок, хлопая в ладоши/притопывая или используя простые ритмические инструменты (например, яйца-шейкеры или ритм-палочки). пока сидит в кругу. Как только установится устойчивый ритм, учащиеся по очереди называют свои имена в такт ритмическому рисунку. Это задание можно разнообразить, поэтому детей просят назвать свою любимую еду или цвет, что они ели на завтрак и т. д., чтобы они думали и каждый раз освежали занятие. Некоторые примеры двух вариантов игры в имена показаны ниже:
  • Упражнения на сочинение: Упражнение, которое поощряет как ритмическую координацию, так и творчество, заключается в том, чтобы попросить учащихся сочинять ритмические «стихи» на основе естественного ритма языка. Один из вариантов – дать небольшим группам из 3–5 детей круги или наклейки разного цвета, чтобы они наклеили их на большой лист бумаги. Дети могут выбрать порядок кругов, а затем их просят потренироваться и вместе произнести вслух свою «композицию». Например, короткая композиция может быть «красный, красный, желтый, желтый, синий, желтый, синий, желтый». Акцент должен быть сделан на поддержании ровного ритма во время исполнения, при котором вся группа координируется в чтении произведения. Более сложный вариант этой игры состоит в том, чтобы попросить детей составить стихотворение на определенную тему (например, о поездке на пляж), а более продвинутых учащихся можно попросить отметить ритм таких стихотворений в нотной записи (например, красный = одно вязание крючком, желтый = два дрожания). Подобные занятия могут помочь развить навыки обработки речи, подчеркивая ритмическую природу языка, а также обогащать способности к чтению, побуждая детей читать свои сочинения слева направо и заглядывать вперед на следующий элемент в каждой последовательности, чтобы оставаться во времени. при чтении композиции.


Восприятие ритма

Можно легко реализовать различные задания на восприятие ритма, в которых дети слушают музыку и просят найти и двигаться в соответствии с обычным ритмом музыки, хлопая в ладоши, используя простые ритмические инструменты. , или маршировать по комнате. Эти действия также можно разнообразить, попросив детей двигаться только в определенные доли (например, через каждую вторую долю) или делать разные движения в разные доли (например, «хлоп-топ-топ-топ»).

Музыка сильно различается в зависимости от того, насколько легко ее найти и двигаться в такт. Некоторая музыка имеет очень четкую барабанную дорожку, которая артикулирует регулярный ритм, который легко найти и к которому легко двигаться (мы использовали припев «Castle on the Hill» Эда Ширана, чтобы проиллюстрировать это в нашей работе). В другой музыке используется синкопа (ритмы, возникающие не в ритме), в которых ритм на самом деле не присутствует в звуке для восприятия, но должен быть мысленно определен слушателем. Хорошим примером более сложной песни, в которой используется синкопа, является начало «Here Comes the Sun» группы «Битлз».

В наших мастер-классах мы используем материалы, которые различаются по степени выраженности ритма (степень заметности ритма), от простых до более сложных примеров. Вот несколько примеров перехода от более простых к более сложным песням для детей, чтобы они не отставали от ритма:

  1. Простой метроном или барабанная дорожка с устойчивым, однозначным ритмом
  2. Детская песенка-стишок (например, «Лондонский мост» или «Мерцай, мерцай, звездочка»)
  3. Поп-песня с ровным барабанным треком (например, «YMCA» группы Village People или «I Gotta Feeling» группы The Black-Eyed Peas)
  4. Поп-песня или классическое произведение с синкопированными ритмами (например, «Smoke on the Water» Deep Purple или «The Entertainer» Скотта Джоплина)

Вы также можете варьировать сложность заданий на восприятие ритма, используя музыку разного темпа (скорости). Взрослые предпочитают музыку в темпе около 100-120 ударов в минуту (то есть около 2 ударов в секунду), так что музыку с такой скоростью легче понять и под нее двигаться. Предпочтительный темп для маленьких детей немного выше (около 150 ударов в минуту или 2,5 удара в секунду) и замедляется с возрастом.


Последовательность

Ритмичные задания по очереди могут помочь развить навыки внимания и память на временные паттерны.

Обычно такие задания начинаются с того, что учитель исполняет ритм (хлопая в ладоши, топая ногами, используя простые ударные инструменты и т. д.), пока ученики слушают. Затем учащиеся дословно повторяют ритм. Учитель может начать с простого ритмического рисунка, а затем постепенно увеличивать сложность ритма с точки зрения сложности, различных типов движений, необходимых для выполнения ритма, и длины рисунка.

После того, как ученики научились выполнять этот тип заданий, копируя учителя, можно реализовать версии, в которых каждый ребенок по очереди составляет ритм, а весь класс копирует его/ее. Можно также использовать такие игры, как «Саймон говорит», где дети должны копировать только в том случае, если перед ритмическим рисунком стоят слова «Саймон говорит». В качестве альтернативы, в начале игры можно определить один конкретный ритмический паттерн, который никогда не следует копировать, и дети должны помнить и воздерживаться от копирования этого паттерна на протяжении всей игры.

Типы копируемых ритмических рисунков также могут различаться по содержанию и сложности. Общие примеры:

  1. Паттерны, настроенные на ритм произносимых фраз («Мне нравится шоколадный пирог» или «Беги пони, прыгай пони»)
  2. Узоры, составленные из бессмысленных слогов, отражающих основной ритм («та-та-ти-ти-та» или «ти-ти-ти-та-та», где «та» = одно вязание крючком и «ти-ти» = два дрожания)
  3. Паттерны без сопровождающих разговорных слогов, которые необходимо запоминать и повторять только на основе их звучания и сопровождающих движений

Адаптивный и автономный ритм

Это самый сложный тип ритмической деятельности, обсуждаемый здесь, при котором дети должны поддерживать ритм с помощью музыки, которая меняет скорость или требуется поддерживать внутренний (воображаемый) ритм . Эти виды деятельности могут помочь детям развить навыки временного предсказания, которые необходимы для таких действий, как разговор и планирование движений.

  • Изменение темпа: детей просят двигаться в такт музыке, которая ускоряется (называется accelerando в музыкальном плане) или замедляется (называемый ritardando в музыкальном плане). Во время совместных игр по пению учитель может также вводить изменения темпа, которые дети должны прислушиваться, и адаптировать свое пение, чтобы оставаться в такт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *