cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Художественное развитие дошкольников – — . , — .

Содержание

Художественное развитие детей

Важность искусства в развитии ребенка трудно переоценить. В последние годы  школьные программы перешли к общим основным предметам чтению, русскому языку и математике, но как насчет художественного развития? Хотя некоторые могут считать художественное образование роскошью, научиться создавать и ценить визуальную эстетику может быть так же важно для ребенка, как и решение уравнений.

 

Художественное развитие детей через изобразительное искусство

 

Дети любят внимательно разглядывать даже обычные вещи, умение подмечать детали может хорошо повлиять на умение передавать это на бумаге и других материалах. Умение рисовать развивает внимание, память и усидчивость. Один очень интересный эксперимент, который вы можете попробовать, представляет собой как раз упражнение на внимательность. Попросите своих детей описать свою любимую игрушку и нарисовать ее. Обратите внимание на детали. Дети, скорее всего, нарисуют предмет символически, но обязательно задумаются, какие усы у кошки или какой формы ухо собаки, сколько перьев в хвосте попугая. Затем попросите их нарисовать картину, глядя на своего питомца или игрушку. Они будут очень внимательны. Вы будете очень удивлены тем, какая разница будет между этими двумя рисунками.

Просто давайте детям спокойно порисовать каждый день, не осуждая и не критикуя их творения. Не должно возникнуть и чувства, что они должны «производить продукт», учите просто следовать вдохновению и не огорчаться из-за неудач. В любом случае, рисование будет стимулировать детское воображение и обогащать жизнь новыми красками.

 

Художественное развитие детей через чтение книг

 

Чтение является фундаментальным навыком для функционирования в современном обществе. В школе детям прививают не только само умение складывать буквы в слова, но и любить родной язык и хорошую литературу. Многим знаком тот факт, что при обилии детской литературы дети не любят читать. Родители должны обратить на это внимание и с раннего возраста подавать личный пример, чтобы развитие малыша было гармоничным.

Чтение развивает ум. Обучение маленьких детей читать помогает им развивать свои языковые навыки. Чтение также помогает им научиться слушать. Нигде, как в книгах они не откроют столько новых вещей.

Чтение развивает воображение. Читая, ребенок может оказаться в любой точке мира. Он может почувствовать  себя царем или авантюристом, принцессой или волшебницей. Думая и переживая жизни героев, юный человечек ищет свое место в жизни, учиться жить и принимать важные решения.

Чтение стимулирует творчество. После чтения интересной захватывающей книги можно предложить ребенку придумать лучшее окончание или что-нибудь, что улучшило бы сюжет. Историю можно проиллюстрировать своими рисунками или составить другую с теми же персонажами.

 

Художественное развитие детей через прослушивание музыки

 

Не важно, обладает ли ваш ребенок выдающимися музыкальными данными или нет, исследования показывают, что обучение музыке благотворно влияет на умственное и духовное развитие детей. Недавние исследования показали, что музыка использует оба полушария мозга, что делает ее ценным инструментом развития. Музыка благотворно влияет на успехи ребенка в учебе, эмоциональное, физическое и духовное развитие.

Музыка влияет на развитие грамотности. Дети, которые поют, играют на музыкальном инструменте или слушают музыку под руководством учителя,  слышат и воспринимают ее по-новому. Это активизирует мозговую деятельности и все психические процессы.

Музыка пробуждает эмоциональность. Каждый ребенок нуждается в художественном «источнике питания», музыка может дать ему это. Звуки помогают чувствовать этот мир, восхищаться прекрасным, они способны пробудить все хорошее в человеке.

Музыка – это подарок, который вы можете дать своему ребенку, и он останется у него на всю жизнь.

 

Художественное развитие детей через просмотр фильмов

 

Иногда родители недовольны тем, что детей не оторвать от телевизора. Воспользуйтесь привычкой ребенка сидеть у телеэкрана и посмотрите вместе с ним хорошее семейное кино. Формируйте хороший вкус ребенка. В детских фильмах часто показывают мир глазами ребенка, они несут важную информацию для юного зрителя. Там можно найти ответы на вопросы, выбрать модель поведения и посмотреть на себя со стороны.

Совместный просмотр хороших фильмов благотворно влияет на психическое развитие ребенка: у него развивается уверенность в себе и чувство общности, вовлеченности в социум. Важно делиться мнением и впечатлениями после просмотра. Это имеет положительное влияние на восприимчивость детей к обучению, на их способность критически мыслить и грамотно излагать идеи. На сегодняшний момент существует великое множество документальных фильмов, которые развивают любознательность, повышают интеллектуальный уровень.

 

Художественное развитие детей через создание чего-либо своими руками

 

Создание творческих проектов, вообще, создание чего-то своими руками имеет важное значение для ребенка любого возраста. Часто эти попытки пугают родителей тестом в ковре, шалашом из одеял и подушек  и клеем в волосах. Тем не менее, мастерить поделки с детьми это очень увлекательно.

Манипулирование предметами с самого раннего возраста обеспечивает хорошую моторику. Это является основой для чистого и четкого письма. Со временем, после большего количества практики, пальцы малыша становятся способными управляться с ножницами, пластилином или напильником.

В дополнение к двигательным навыкам и выносливости, развивается творческий потенциал. Ребенок способен создавать настоящие произведения искусства.

В принципе, для создания поделки подходит все, что не является опасным для ребенка. Это могут быть повседневные вещи, такие как пакеты, прищепки или пробки, а также  природные материалы: камни, листья, ракушки или мох. В магазинах или специализированных магазинах, вы найдете огромное количество материалов: специальная бумага, войлок, поролон, бусины из стекла, дерева или пластика и т.д. Работа с различными материалами стимулирует творчество и способствует развитию мозга.

 

Художественное развитие детей должно стать важнейшей стороной воспитания и образования. Ребенок должен развиваться гармонично. Это происходит за счет развитие всего его потенциала и всех задатков. Обучение творчеству в разных его формах развивает визуально-пространственные навыки, предоставляет источник информации о мире. Художественное образование учит ребенка интерпретировать, критиковать и использовать визуальную информацию. В искусстве дети могут выразить себя и свою индивидуальность и стать полноценной личностью.

 

Автор статьи: Погодаева Ольга Александровна

www.rastut-goda.ru

Художественное развитие детей дошкольного возраста

Развитие ребенка должно быть всесторонним и учитывающим его желания и склонности. Важным элементом в становлении личности является художественное развитие, которое включает в себя не только живопись, но и музыку, чтение, творческое воображение. Занятия каждым из этих направлений должны проводиться с учетом возраста детей, и ориентироваться на совершенствование их навыков.

Роль живописи в развитии ребенка

Роль живописи в развитии ребенка Источник: Maffi / Shutterstock.com

В своем стремлении обучить ребенка как можно большему количеству умений, многие родители забывают о воспитании в малышей чувства прекрасного, которое хорошо прививается посредством живописи. Маленькие дети обладают цепким взглядом, способны подмечать малейшие нюансы и детали, которые многие взрослые просто упускают из виду. Родителям следует выделять время на совместное рассматривание альбомов с репродукциями различных знаменитых картин. Это могут быть натюрморты, пейзажи, портреты и даже абстракция. Важно внимательно слушать своего ребенка, отвечать на его вопросы, давать пояснения.

Помимо просмотра картин известных художников, следует занять малыша рисованием. Это поможет развить в нем терпение и усидчивость, а также память и внимательность. Темы для рисунков могут быть самыми разными: все члены его семьи, обстановка комнаты, двора или природа, которую он видел. Полезно давать малышу рисовать с натуры, поставив перед ним любимую игрушку и попросив изобразить ее. Когда ребенок научится справляться с этой задачей, можно усложнить задание, дав за образец картинку.

Еще одним средством для развития ребенка является свободное творчество: детям следует давать возможность изображать то, что им хочется, о чем их мечты и желания. Нельзя ругать их за криво проведенные линии, несоответствие цветов и форм действительности — следует давать детям возможность выплеснуть свои мысли на бумагу. Каждый рисунок нужно хвалить так, чтобы ребенок понял, что его работу признали и оценили, но без излишней восторженности.

В качестве средств рисования можно использовать любые методы: самым маленьким деткам подойдут специальные пальчиковые краски или раскраски с тонким слоем извести, которые необходимо проявлять кисточкой с водой. Дети постарше справятся с рисунками карандашами, акварелью, гуашью. Не менее интересным занятием для детей любого возраста станет рисование песком на стекле или руками по тонкому слою крупы. Это занятие дополнительно стимулирует мелкую моторику и сенсорное восприятие малыша.

Книги как средство художественного развития ребенка

Книги как средство художественного развития ребенка

Современные технологии сильно потеснили роль книги в жизни ребенка, ведь посмотреть красочный фильм или поиграть на планшете или компьютере гораздо проще. Не нужно ничего придумывать, умная вещь сделает все сама. В этом и заключается большая опасность электроники для развития ребенка. Малыш быстро утрачивает способность к фантазированию, которое хорошо стимулирует мозг и воображение. Все заменяется уже готовыми картинками, шаблонами, по которым он и представляет дальнейшую действительность.

Книги же учат задумываться, воссоздавать прочитанное в голове, примерять альтернативные варианты событий и развивать их до логического конца. Читая сказку, ребенок придумывает образы главных героев, место действий и сами движения персонажей. Каждая книга является уникальным миром, где ребенок строит свою действительность. Поэтому так важно привить любовь к чтению с самого раннего детства. Начать следует с совместного чтения, когда один из взрослых читает вслух, а малыш слушает, задает вопросы. Если он принимается фантазировать по сюжету книги, то не следует его обрывать — лучше помочь ему и закончить рассказ вместе.

Обучение детей должно проходить на личном примере. Если взрослый вручает малышу книгу, а сам утыкается взглядом в телефон или монитор компьютера, то не стоит ждать, что малыш проявит большой интерес к ней. Родители, которые хотят от ребенка любви к чтению, сами должны много читать. Это помогает расширять словарный запас и формировать грамотную речь с правильно построенными предложениями.

Музыка в развитии детей

Музыка в развитии детей

Средства развития ребенка также включают в себя музыку. Многие мамы начинают приучать малыша к ней еще до его рождения. Музыка положительно воздействует на оба полушария головного мозга, гармонизируя и развивая их. Малыш с самого раннего возраста способен узнавать мелодии, производить движения, соблюдая ритм, а также выполнять простые действия в такт: хлопать в ладошки, топать ножками или покачивать головой. Медленные мелодии или природные звуки способны успокоить ребенка, привести его эмоциональный фон в умиротворенное состояние.

Музыка оказывает большое влияние на моральный облик ребенка: классическая музыка стимулирует эстетическое восприятие; детские песни учат сопереживанию, общению, доброте; песни о Родине развивают патриотизм; песни народов мира раскрывают многообразие существующих традиций и учат уважать чужие обычаи. Таким образом, развитие ребенка идет по пути культуры и духовной нравственности. Занятия музыкой и вокалом оказывают положительное влияние на организм малыша: укрепляют дыхательную систему, улучшают кровообращение, развивают голосовые связки.

Средства развития ребенка могут быть разными, главное — не запрещать детям заниматься, опасаясь за целостность окружающей обстановки. Следует заранее осознать, что в процессе рисования ребенок может запачкать стену, стол и себя; в процессе лепки уронить пластилин на пол, к которому он прилипнет мелкими кусочками; рассыпать цветной песок и залепить тестом волосы. Отсутствие этих занятий у детей или регулярное одергивание в процессе приведут к тому, что ребенок вырастет нервным, сомневающимся и бедным духовно. Разумеется, многим родителям проще дать в руки ребенку планшет, где он безопасно порисует, соорудит башенку из заданных кубиков, покормит нарисованное животное, но это не заменит полноценный процесс творчества, где под руками малыша возникает воплощение мечты и его собственных фантазий.


medaboutme.ru

Статья на тему: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников по ФГОС»

Художественно-эстетическое развитие дошкольников

по ФГОС

Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству

Н.А. Ветлугина

В соответствии с ФГОС, эстетическое и художественное развитие имеет смысл расценивать как самостоятельные сферы развития ребёнка-дошкольника. Дети наделены природным естественным тяготением к открытию и познанию мира прекрасного, поэтому перед педагогом стоит задача по трансформации этого интуитивного чувства в осознанную деятельность.

Художественно-эстетическое развитие — процесс и результат становления и углубления способностей визуального и эмоционального восприятия красоты внешнего мира, сферы искусства, а также развитие самостоятельной творческой активности в мире прекрасного.

Программа для детей-дошкольников включает несколько этапов:

3–4 года — позитивная эмоциональная реакция на изображение при узнавании знакомых или ценных в понимании ребёнка предметов на картинке. Психоэмоциональный уровень развития, а также степень развития абстрактного мышления и воображения пока не позволяет говорить о восприятии художественного образа. Оценочная мотивация носит простой, житейский, субъективный характер, например, выбрал эту фотографию, потому, что на ней изображена игрушка, а она мне нравится.

5 лет — ребёнок не только обращает внимание, но и начинает осознанно воспринимать привлекательные эстетические качества произведения искусства. Дети в этом возрасте способны испытывать чувства эмоционального удовлетворения, созерцая цветовую палитру картины, реже они отреагируют на композиционное решение и особенности формы.

6–7 лет — воспитанники способны преодолеть ограниченность буквального восприятия внешних очевидных признаков изображённых объектов. Уровень развития образного мышления даёт возможность улавливать тонкую внутреннюю характеристику изображённых художественных предметов.

Условия, стимулирующие переход ребёнка на новый качественный уровень художественно-эстетического развития: грамотное обустройство материально-культурной пространственной среды, она должна включать объекты, привлекательные для созерцания и изучения; высокий уровень профессиональной компетентности и личностных качеств педагогического коллектива, осуществляющего эстетическое воспитание детей; интерес и внимание к творческим экспериментам ребёнка, желание заметить и услышать его мысли и переживания; продуманная целенаправленная педагогическая деятельность по организации эстетического восприятия воспитанников.

Цель эстетического воспитания в педагогическом определении:        

  • Формирование и совершенствование эстетического вкуса, воспитание чувства прекрасного.
  • Становление и развитие в личности ребёнка способности любить и ценить красоту окружающего мира, наслаждаться созерцанием прекрасного в сфере искусства и в обыденной жизни.
  • Выработка глубокого понимания и грамотной оценки объектов искусства.
  • Актуализация созидательных способностей личности и их воплощение в активной самостоятельной творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.
  • Формирование морально-этических общечеловеческих норм и ценностей, достижение высокого уровня общей эрудированности, расширение сферы эстетических интересов.
  • Осознанная творческая работа способствует развитию культуры мышления и речи, волевых качеств личности, навыков самоорганизации, внутреннего контроля и дисциплины.

Задачи художественно-эстетического развития уточняются в соответствии с особенностями возрастной психологи детей и делятся на четыре группы:

  • Развитие эмоциональной сферы эстетических чувств, личных приоритетов и интересов — формирование собственной коллекции художественных образов, благодаря чему внутренняя жизнь личности ребёнка приобретёт насыщенность и содержательность.
  • Знания и суждения — накопление базового арсенала эстетических знаний и внутреннего личного опыта чувственных переживаний, без которого невозможно пробуждение живого личного интереса к миру эстетических явлений. Для реализации этой задачи воспитанников вводят в мир эталонов сенсорного восприятия, красоты, эстетических категорий, эмоционального поведения и т. д.
  • Становление на основе приобретённых знаний и опыта социально-психологических качеств личности, позволяющих испытывать чувство эмоционального удовлетворения от восприятия эстетических объектов и явлений. При этом необходимо развить у ребёнка умение анализировать, критически и аргументировано оценивать любое произведение.
  • Воспитание и развитие способностей к созидательной деятельности в области искусства — проявление и совершенствование художественных, музыкальных, пластических сторон творческих наклонностей.

Принципы педагогической работы по художественно-эстетическому развитию:

  • Индивидуальный подход, основанный на уважении и внимании к психологическим и интеллектуальным особенностям воспитанников. Создание индивидуальных условий для развития предполагает разработку оптимальной траектории педагогической стратегии для каждого ребёнка с учётом его природных способностей и наклонностей.
  • Единство воспитательного и образовательного процесса. Этот принцип носит магистральный развивающий характер и обеспечивает целостность этического, эстетического и интеллектуального развития личности ребёнка.
  • Глубокая внутренняя связь детского творчества с реальной жизнью — определяет многообразие содержания, техник и методов организации и реализации художественной практики.
  • Интеграция различных видов искусства — способствует более глубокому и целостному познанию и пониманию явлений и объектов окружающего мира, разностороннему восприятию и гармоничному воплощению детского воображения и фантазии в музыкальной, речевой, театрально-сценической или изобразительной деятельности ребёнка.
  • Принцип народности и культуросообразности — помогает дошкольникам понять глубинные генетические связи между культурной картиной мира и традиционным самосознанием народа. Кроме того, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир воспитанников новыми познавательными фактами из жизни других стран и континентов, прививает навыки уважительного отношения к своеобразию и оригинальности жизнедеятельности и художественного творчества других народов.
  • Преемственность в художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольником и младших школьников.

Виды художественно-эстетического развития: 

  • Эстетическое общение — пробудит любознательность у детей, поможет им поверить в себя и ощутить вкус творческой активности, кроме того, разовьёт интерес к самопознанию, подготовит к осознанию смысла своего существования. Общение на темы возвышенного и прекрасного проявит в ребёнке желание нести добро и красоту в мир, дарить любовь и свет окружающим людям.
  • Контакт с природой — сформирует культуру дружеского стиля взаимоотношения с миром природы, поможет тоньше чувствовать и понимать богатство и уникальность окружающего мира, посеет семена чуткости в душе ребёнка.
  • Самостоятельная деятельность (музыка, поэзия, рисование, театр, ремесленное творчество) – теоретическое и практическое погружение в мир искусства научит ценить и понимать его, испытывать эстетическое наслаждение от общения с различными видами и жанрами искусства, сформирует художественные представления и ориентиры.
  • Организация предметно-пространственная среды — эстетически привлекательные вещи и предметы формируют вкус, создают настроение и атмосферу, стимулируют художественно-эстетическую работоспособность детей.
  • Проведение праздников и организация игр — воплощение эстетической идеи в интеграционном сплаве музыки, слова, декораций и пластики. Праздник позволяет объединить эстетическую и интеллектуальную сферы развития, усилить эмоциональный эффект художественного воздействия.
  • Радость рукотворного созидательного труда в саду или на клумбе.
  • Спортивные игры, формирование физической культуры тела.

Формы организации эстетического развития: 

  • Игровая деятельность — средство интеграции творческой деятельности ребёнка со всеми видами искусства.
  • Учебные занятия — обучение рисованию, музыке, конструированию, лепке, аппликации.
  • Выставка детских работ — позволяет продемонстрировать динамику, а также является мониторингом результатов образовательной работы.
  • Экскурсии — организация наблюдения и изучения различных объектов в природных условиях или в музеях.
  • Праздники — детские концерты, конкурсы, театральные тематические и литературные постановки и вечера, игры-развлечения, прогулки-сюрпризы, музыкальные сказки. 

Эстетическое развитие ребёнка в детском саду — это ежедневный труд во всех видах творческой деятельности малыша, таких как лепка, рисование, пение, конструирование. Помимо совершенствования природных способностей в области различных видов художественной деятельности, перед ребёнком открываются перспективы всестороннего развития личностных качеств, расширяется круг его познаний о мире и природе, облагораживаются мысли и чувства. Стоит помнить, что, так же как и этические, эстетические чувства не являются врождёнными, а требуют внимания и воспитания со стороны взрослых, окружающих ребёнка.

nsportal.ru

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Кабанова Н. Н. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №2. — С. 13-16. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/87/3142/ (дата обращения: 27.07.2019).



В настоящее время в условиях современного гуманистически ориентированного образования личность ребенка определяется как центральная фигура образовательного процесса, особое внимание уделяется необходимости накопления опыта творческой деятельности, определяющемуся гармоничным объединением личностных новообразований, посредством которых ребенок может реализовать ценностно-смысловые ориентации, в свою очередь формирующие культуру его личности. На данный момент рассматриваются моменты полноценного личностного саморазвития ребёнка в образовательной среде, и не последнее место в этой дискуссии занимает вопрос художественно- эстетического развития дошкольников. Сегодня, как никогда, в процессе изменения подходов к целеполаганию в образовательном процессе дошкольного образования, актуальна проблема сохранения целостности личности в связи с гуманизацией образования. [1. c. 76]

Центром аспектов реализации содержания дошкольного образования во всех его аспектах выступает взрослый, призванный осуществлять обучение, воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста. Для дошкольника педагог является образцом, носителем культуры, организующим взаимодействие дошкольника с культурным содержанием, которое проектируется исходя из компетентности взрослого, а так же личностного социокультурного опыта и направлений развития ребенка в этот момент.

В условиях введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования очевидно то, что проблемы художественно-эстетического образования дошкольников смогут успешно разрешиться при соблюдении следующих условий: повышение качества научно-методического сопровождения образовательного процесса в ДОУ; развитие и совершенствование личности педагога в плане компетентностного подхода к своей педагогической деятельности.

Воспитателей детских садов иногда затрудняет работа по изобразительной деятельности с детьми раннего возраста, и они механически переносят педагогические приемы и методы работы, приемлемые для более старших возрастов, при этом не учитывается специфика развития и возрастные особенности детей.

Н. А. Ветлугина пишет: «Прекрасное доходит до ребенка отнюдь не одним лишь путем созерцания. Значительно интенсивнее проходит процесс его освоения в условиях активных действий ребенка — посильных, понятных, привлекательных. У ребенка возникает желание действовать радостно, творчески». Исходя из этого подбор методов должен быть направлен на развитие у ребенка эстетического восприятия; на развитие способности отражать в лепке, рисунках, аппликации окружающую действительность, воплощать художественные замыслы; на поиски детьми способов изображения, формируя умение оперировать этими способами во время занятий.

Ещё в раннем возрасте необходимо формировать у детей предпосылки к творчеству, развивать способности передавать художественные образы в своих работах. Грамотный, заинтересованный в творческом развитии воспитанников педагог должен найти и подобрать индивидуально такие специфические методы и приемы, которые способны возбудить интерес у каждого ребенка, вызвать эмоциональный отклик к изображаемому на бумаге, желание видеть прекрасное в окружающем, желание правильно оценить свои работы и работы сверстников в группе, заметить в них разнообразие форм, разнообразие и яркость цветовых сочетаний, ритмический повтор, расположение на листе бумаги и в пространстве и так далее.

Развитие эстетического восприятия будет осуществляться гораздо успешнее и плодотворнее, только в том случае, если индивидуально подобранные приемы формирования художественных навыков будут связаны с практической деятельностью: в процессе воспитательно-образовательного процесса дети формируют умение рассматривать и оценивать рисунки, лепку, аппликацию, находить наиболее красочные выразительные работы среди предложенных.

В зависимости от выбранного вида художественной деятельности и от целей и задач занятия педагог использует наиболее эффективную комбинацию словесных и наглядных методов, что позволяет существенно повысить практическую ценность деятельности детей. Например, на занятиях рисованием, воспитатель стремится как можно ярче передать образ с помощью художественного слова. Благодаря этому, у детей возникает эмоциональный отклик, чувство радости, эмпатии, и они с интересом передают ритмом мазков листья, капель, снежинки и так далее. В другом случае, используя демонстративные методы и объяснения, воспитатель формирует у детей умение рисовать замкнутую форму, которую дети неоднократно повторяют на листе бумаги.

Для формирования у детей способов самостоятельных действий педагог использует метод творческих заданий, в процессе реализации которых он применяет приемы развития замыслов, помогает малышам выбирать цветовые сочетания, форму, композицию, художественные материалы. В таком варианте реализации замысла процессы обучения и формирования предпосылок творчества находятся в тесной взаимосвязи.

При подборе творческих заданий на основе личностно-ориентированного подхода, основное внимание следует уделить образному характеру этих заданий. Окружающая действительность может и должна служить для дошкольника источником эстетических переживаний, а также способствует формированию выразительного образа. Так, ритм природы придает неповторимость каждому процессу и важно показать красоту падающих листьев, снежинок, дождевых капель. Природные явления имеют временную последовательность в определенном ритме, и эта сменность явлений в окружающей действительности способствует пробуждению у детей различных чувств. Непрерывное наблюдение за этими явлениями не только накапливает у дошкольников жизненные впечатления, но и обогащает сенсорный опыт.

В изобразительной деятельности явления окружающего мира ребенок передает доступными ему средствами изображения: ритмом мазков, штрихов, контрастностью цветовых пятен, наклеиванием готовых форм.

При восприятии действительности дошкольником воспитатель способствует включению в работу как можно большего количества анализаторов, ведь это способствует лучшему запоминанию и восприятию предметов и явлений. Дети овладевают способностью передавать не только явления окружающей действительности, но и предметный мир. В связи с этим, при организации детской художественной деятельности, воспитателю необходимо подобрать и использовать такие методические приемы и методы работы, которые способствовали бы умению ребенка изображать форму, цвет предмета, его расположение в пространстве.

В образовательном процессе дошкольников особое место занимает совместная деятельность ребенка и взрослого (педагога) — сотворчество.

Воспитатель демонстрирует детям способы выполнения заданий на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией. Действуя совместно с педагогом, дети легче и быстрее осваивают изобразительные навыки и умения. В то же время, выполняя задания на закрепление ранее изученного, дети могут выполнять задания самостоятельно. Сотворчество помогает действовать детям коллективно. К. И.Чуковский пишет: «Стоит одному из детей выкрикнуть какое-либо ритмическое сочетание звуков, эти звуки мгновенно подхватываются всеми другими детьми и, таким образом, личное творчество поэта-ребенка становится хоровым, коллективным». [6. c. 316]

В творческих процессах рисования, лепки, аппликации, подчиняясь общему ритму, дети с удовольствием выполняют коллективные задания на одном большом листе или лепят предметы для общей композиции.

Методы и приемы подбираются в соответствии с индивидуальными способностями детей и спецификой возраста. Педагог обязан изучить каждого ребенка, умело используя индивидуальный подход к детям. С учетом особенностей каждого ребенка в.группе применяются задания разной трудности, способствующие художественному развитию каждого ребенка.

Многие моменты окружающей действительности ребенок не может сам четко воспринимать, запоминать, видеть. В этих случаях на помощь педагогу приходят различные виды искусств. А. Н. Толстой о роли искусства писал следующим образом: «Искусство, как на клавиатуре, разыгрывает на рефлексах и эмоциях дивную музыку образов и через систему образов осмысливает явления жизни». [5.c. 237]

Взаимосвязь музыкальных произведений и художественного слова, восприятие картин, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства создает условия для вхождения дошкольника в образ, для воспитания у него эстетических чувств, переживаний.

Развитию изобразительной деятельности способствует выполнение ряда педагогических условий:

  1. Последовательная система заданий строится с учетом конкретных программных целей и задач художественного развития.
  2. Построение работы детей с использованием разнообразных форм работы (по образцу, индивидуально).
  3. Комплексное воздействие различных видов искусств обеспечивает активное вхождение ребенка в образ.
  4. Взаимосвязь методов и приемов способствует формированию способов самостоятельных действий.

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования художественно-эстетической культуры. Эстетическое воспитание призвано активизировать деятельность самого дошкольника, поскольку важно сформировать его умение воспринимать прекрасное и создавать его своими руками. Приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер, развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает к эстетическим ценностям.

Эстетическое развитие ребёнка в детском саду — это ежедневный кропотливый труд во всех видах творческой деятельности как самого дошкольника, так и окружающих его взрослых, специалистов разного уровня (воспитатель, музыкальный руководитель и т. д.). Кроме совершенствования природных способностей в области различных видов художественной деятельности, перед ребёнком открываются перспективы всестороннего развития личностных качеств, расширяется круг его познаний о мире и природе, облагораживаются мысли и чувства.

Литература:

  1. Баранова, Е. В., Савельева, А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2–7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 288 с.
  2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.:ИНТОР, 1996.
  3. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 315 с.
  4. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. — 347 с.
  5. Толстой А. Н. Собрание сочинений, т. 10. М.,1961.
  6. Чуковский К. И. От двух до пяти. М.,1966.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, окружающая действительность, дошкольное образование, педагог, образовательный процесс, художественная деятельность, изобразительная деятельность, ранний возраст, дошкольный возраст, самый дошкольник.

Похожие статьи

Развитие композиционного мышления дошкольников средствами…

ребенок, окружающая действительность, педагог, художественная деятельность, образовательный процесс, дошкольное образование, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, ранний возраст, самый дошкольник.

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее…

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте ребенка.

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества.

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей

изобразительная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, творческое воображение, развитие воображения, техник рисования, Детский сад, изобразительное искусство, экспериментальная группа…

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии…

изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка, рисунок, процесс рисования, нравственное воспитание, младший дошкольный возраст, дошкольный возраст.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

дети дошкольного возраста, художественная деятельность, художественное воспитание, художественное восприятие.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Авторы: Кондрашева Юлия Викторовна, Прудских Эльвира Викторовна.

Формирование творчества дошкольников средствами…

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс рисования, образ воображения, вид деятельности.

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

самостоятельная изобразительная деятельность, изобразительная деятельность, ребенок, федеральный государственный стандарт, старший дошкольный возраст, самостоятельная деятельность, изобразительная

Этапы развития способностей к изобразительной деятельности

изобразительная деятельность, ребенок, способность, движение, дошкольное детство, дошкольный возраст, цвет, ранний возраст, изобразительный период, выразительное средство.

Особенности творческой работы детей старшего дошкольного

изобразительная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, творческое воображение, развитие воображения, техник рисования, Детский сад, изобразительное искусство, экспериментальная группа, разнообразная техника…

moluch.ru

Эстетическое и художественное развитие дошкольников по ФГОС

Детский возраст – это тот период жизни, когда закладываются основные понятия, черты характера и способности. Для поддержания разносторонности, сохранения уникальности развития личности и полноценного проживания всех этапов детства были разработаны государственные стандарты образования. (ФГОС). Эстетическое и художественное развитие дошкольников по ФГОС направлено на организацию интереса к искусству и творчеству, совершенствования приобретенных навыков, потребности к самовыражению.

Цели и задачи ФГОС

Государственные стандарты являются базой для разработки художественной и эстетической программы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), а также для ориентира и помощи родителям в домашнем воспитании и формировании творческих способностей.

Эстетические качества у детей являются приобретенными и должны прививаться с младенчества. Художественное восприятие окружающего мира происходит поэтапно. Сначала малыши чутко реагируют на голос родителей, прослушивание музыки, затем с интересом рассматривают картинки, слушают сказки, потом начинают самовыражаться в творчестве (рисовании, пении, танцах).

Художественно эстетическое развитие дошкольников по ФГОС преследует следующие цели:

  • Формирование положительных эмоций;
  • Организация эстетического вкуса;
  • Начальные понятия о видах искусства и его понимание;
  • Развитие воображения и мышления.

Дети не просто наблюдают за животными и растениями, они восхищаются, любуются, иногда пугаются. Прослушивая сказки – переживают события вместе с героями, двигаются под музыку в соответствии с эмоциями, которые она вызывает. Педагоги должны направлять малышей в нужное «русло», прививая вкус, любовь к искусству и чувство гармонии.

Задачи художественно эстетического развития дошкольников по ФГОС:

  • Понимание музыкальных, изобразительных, литературных шедевров;
  • Формирование начальных понятий об искусстве;
  • Развитие творческого восприятия окружающего мира;
  • Организацию желания к самореализации в творчестве;
  • Закрепление практических эстетических и художественных навыков.

Примечание. В дошкольном возрасте формируются как позитивные, так и негативные эмоции по отношению к различным персонажам, прививается понятие красоты и эстетики, которое будет влиять на дальнейшее развитие личности.

Методы культурного воспитания

Эстетическое воспитание дошкольников по ФГОС проводится с учетом возраста и личных успехов ребенка. В течение всего образовательного периода проводятся познавательные беседы, рассматривание и обсуждение репродукций и рисунков, наблюдение за окружающим миром, животными, природой. В старшей и подготовительной группах дошкольников ведется диалог со сравнением образцов искусства, анализом и оценкой творческих работ детей, воспроизведением объектов по памяти.

Методы эстетического и художественного воспитания по ФГОС включают в себя:

  • Изобразительное искусство;
  • Театральную направленность;
  • Творчество и рукоделие;
  • Музыкальное восприятие;
  • Познание детской литературы.

Художественный метод

В процессе рисования ребенок получает возможность самовыражения, раскрывается его способности, формируется личность и отношение к миру.

При составлении программы ДОУ должен преследовать следующие задачи художественного развития дошкольников по ФГОС:

  • Развитие навыков рисования, владению кистью, карандашом;
  • Совершенствование моторики рук;
  • Желание к самовыражению;
  • Развитие воображения и зрительной памяти;
  • Эстетическое удовлетворение.

Художественное развитие дошкольников по ФГОС, его этапы и используемые техники в соответствии с возрастной группой.

ВозрастЭтапы развитияТехника
2-3 летЗнакомство с художеством и цветовой гаммой.Пальчиковое рисование, оттиски готовыми штампами.
4-5 летРазвивающие упражнения.Тычки кистями, печать пробками, штамповка поролоном, рисование восковыми мелками.
5-6 летСамостоятельная творческая деятельность.Рисование мыльными пузырями, песком, скомканной бумагой, акварельными красками.
6-7 лет
(подготовительная группа)
Выполнение полноценных работ с размещением на выставки.Выполнение простейших пейзажей, развитие воображение с помощью кляксографии, рисование и раскрашивание предметов карандашами.

Примечание. Первым этапом становится знакомство с изобразительным искусством, затем дети рисуют предметы с натуры, к концу дошкольного образования рисунки делаются по памяти.

Метод театральной деятельности

Творчество дошкольников по ФГОС включает в себя театральную деятельность. Это прекрасная возможность раскрыть потенциал малыша, помочь преодолеть стеснительность и неуверенность.

Выбирая материал для развития театральных навыков, воспитатели отталкиваются от возраста дошкольников и их индивидуальных особенностей. Для младшей группы подходят игры-имитации, с подражанием животных, сказочных персонажей, чтение коротких прибауток.

Работая со средней группой, педагогу следует объединить кукольный театр с театрализованной постановкой. Дети запоминают слова и пантомимику, могут повторять и переносить эмоции персонажей. Для постановки театра выбирают простые произведения Маршака, Михалкова, Зубкова.

В старшей группе дети могут самостоятельно участвовать в театрализованных представлениях, передавать эмоции радости и печали. К выпуску из ДОУ дошкольники учатся реагировать на поведение партнеров, могут инсценировать героев со сложным характером.

Для развития используют:

  • Кукольный театр;
  • Маски;
  • Книжку с движущимися картинками;
  • Пальчиковых персонажей;
  • Театр теней;
  • Марионеток.

Ролевым играм отводится особое время, при помощи их дошкольники учатся общению, развивают театральные навыки, фантазию, мышление.

Метод музыкального развития

ФГОС в музыкальном развитии дошкольников стремиться привить детям любовь к музыкальным произведениям, развить художественное восприятия, чувство уважения и восхищения к музыке.

Основные задачи:

  • Знакомство со звуками;
  • Развитие музыкальной ориентации;
  • Формирование сенсорного восприятия;
  • Знакомство с музыкальным искусством.

В младенчестве музыкальное развитие происходит в легкой форме при общении с родителями. Малыш слушает колыбельные, детские песни, стихи, участвует в тактильных играх с прибаутками.

Музыкальное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС проводится в виде ролевых игр, пения, активных движений под аккомпанемент, прослушивание различной музыки.

Организация пространственной среды

Для организации и выполнения задач художественного и эстетического развития по ФГОС в ДОУ используют окружающее пространство, оборудованное специальным образом.

Пространственная среда образуется в виде уголков познавательной активности:

  1. Рекомендованы столы, стулья и посуда в фольклорном стиле.
  2. В уголке рисования – репродукции картин известных художников и выставка детского творчества, полки с карандашами и акварелью.
  3. Театральный уголок должен содержать декорации для сценок, кукол для пальчиков, маски, костюмы для ролевых игр, книги с двигающимися фигурками.
  4. В музыкальной зоне должен находится проигрыватель с коллекцией детских песен, звуков природы, инструментальных композиций. Кроме этого, на полках располагают простейшие музыкальные предметы: дудки, свистульки, бубны, ложки, мелафоны, барабан.

Развивающая среда должна быть богатой, разнообразной, безопасной, доступной и соответствовать возрастной группе и особенностям дошкольников.

Целевые ориентиры

Для оценки достижений на каждом этапе развития ФГОС разработаны целевые ориентиры. Они определяются не зависимо от разработанных программ и не являются критериями сравнений с реальными достижениями детей.

Требования необходимы для ориентации дошкольного образования, анализа профессионализма воспитательного состава, информирования родителей о целях дальнейшего образования.

Для возраста до 3-х лет характерны следующие навыки:

  • Интерес в кругу общения:
  • Решение вопросов с педагогами и сверстниками;
  • Подражание движениям;
  • Владение элементарными навыками самообслуживания;
  • Обращение с вопросами и логическими ответами на сопутствующие просьбы;
  • Наличие развитой моторики.

По завершении дошкольного образования по ФГОС ребенок владеет культурными, художественными и эстетическими навыками, проявляет инициативу в играх, имеет понятие об искусстве, музыке, рисовании. Дошкольники имеют развитое воображение, могут выразить мысли в рисунках, скульптурах, ролевых играх. У детей развита координация, моторика, они знакомы с художественными книгами, знают песни и стихи, владеют азами математики, истории.

Художественное и эстетическое развитие ребенка до школы по ФГОС обеспечивает равные возможности для каждого малыша получить качественное и достойное образование на основе единых требований. Культурное и разностороннее воспитание позволяет развить в детях самостоятельное мышление, целеустремленность, любовь к искусству подготавливает их к новому этапу – школьному возрасту и общению в социуме.

Видео

017

onlymama.ru

Методы художественно эстетического воспитания дошкольников

Тяга к прекрасному присуща людям с самого рождения. Даже самые маленькие дети легко отмечают красоту вокруг себя: будь то красивый цветок, услышанная где-то песня. По мере своего взросления дети стремятся не просто разглядеть красоту вокруг себя, но и принять участие в ее создании – вылепить что-нибудь из пластилина, спеть песенку, нарисовать приглянувшуюся игрушку. А может быть, написать первое стихотворение. Все то, что окружает дошкольников, в будущем будет порождать определенные мысли и чувства внутри них. Упорядочить этот процесс позволяет художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое как в дошкольных образовательных учреждениях, так и самими родителями.

Роль эстетического воспитания — цитата

Что такое эстетическое воспитание?

Под эстетическим воспитанием дошкольников чаще всего понимается одно из направлений современной педагогики, призванное сформировать в человеке способность видеть и понимать прекрасное, его роль, ценность и значимость в жизни. Художественно-эстетическое воспитание начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всего жизненного пути, претерпевая некоторые изменения (например, смену целей, задач, методов организации и т.д.).

 «Эстетика» представляет собой довольно широкую категорию, охватывающую многие стороны и аспекты жизни человека.

Методы эстетического воспитания очень разнообразные

Успешное художественно-эстетическое воспитание позволяет ребенку успешно и гармонично развиваться, совершенствуя художественный вкус в литературе, музыке, живописи и других видах искусства; культуру поведения, внешнего вида и т.д. Поскольку эстетика в равной степени затрагивает понятие прекрасного в форме и содержании, во внутреннем мире человека и его общественной жизни, задачи эстетического воспитания масштабны и многогранны. Ребенок приобретает навыки восприятия прекрасного, оценки (на ранних этапах), а впоследствии учится и создавать продукты, имеющие ту или иную эстетическую ценность.

Сформировать в сознании ребенка понятие о прекрасном – вот фундаментальная задача художественно-эстетического воспитания.

Причем, следует уточнить, что в данном случае категорию «прекрасное» следует несколько отграничить от «красивого». Если представление о красоте менялось со временем и было использовано для характеристики формы, то прекрасное затрагивает содержание и остается неизменным даже по прошествии веков. «Прекрасное» — это глобальная категория, в которую изначально входят и гуманизм, и совершенство, и духовность.

Детям доступны все средства эстетического воспитания

Цели художественного-воспитания

  1. Формирование в ребенке комплексной эстетической культуры.
  2. Способность дошкольников замечать различные проявления прекрасного в окружающем мире.
  3. Способность давать эмоциональную оценку прекрасному.
  4. Формирование потребности в ощущении, созерцании, оценке прекрасного.
  5. Формирование навыков и потребностей в созидании прекрасного.
  6. Формирование художественного вкуса, проявляющегося в умении сопоставить и соотнести явления и предметы окружающей действительности с принятыми эстетическими идеалами.
  7. Наличие четкого представления о прекрасном во всех его проявлениях, сформированных идеалов.

Задачи художественного воспитания

Рассуждая о художественном воспитании ребенка, необходимо выделить в нем как общие цели, так и менее масштабные, но значимые задачи:

  1. Воспитание всесторонне развитой гармоничной личности.
  2. Развитие умения видеть прекрасное и понимать его ценность.
  3. Развитие потребности в совершенствовании своих творческих способностей и навыков.
Основные задачи эстетического воспитания

Средства художественно-эстетического воспитания

  • Изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация).
  • Драматургия (театральные постановки).
  • Литература.
  • Средства массовой информации (Телевидение, Интернет, газеты, журналы).
  • Музыка.
  • Природа.
Развитие художественных споспобностей — один из методов эстетического воспитания

Методы эстетического воспитания

Важнейшие методы художественно эстетического воспитания и развития дошкольников:

  1. Участие в кружковой деятельности (студиях, кружках и т.д.).
  2. Посещение дошкольных образовательных учреждений.
  3. Посещение тематических выставок, экскурсий.
  4. Личный пример.

Роль семьи в художественно-эстетическом воспитании

Какую бы важную роль в жизни ребенка не играл детский сад и всевозможные кружки и студии, наиболее значимую роль в формировании у него художественного вкуса и представления о прекрасном будет играть его семья. Именно родители и их вклад в воспитание ребенка сыграют решающую роль в становлении его личности в дальнейшем.

Только родители могут помочь ребенку начать занятия музыкой

На что же стоит обращать внимание в первую очередь и какие формы организации и проведения эстетического воспитания дошкольников будут более эффективны?

Личный пример. Кто является первым нравственно-эстетическим идеалом в жизни любого человека? Безусловно, его родители. Именно их поведение и привычки ребенок будет неосознанно копировать первые годы жизни и именно они впоследствии перерастут в устоявшиеся и укрепившиеся формы поведения. Поэтому, любой родитель, желающий вырастить воспитанного и культурного ребенка, должен быть в первую очередь заинтересован в саморазвитии и самовоспитании.

Принятые в семье манеры поведения, формы взаимодействия с окружающими, критерии, по которым прекрасное отделяется от безобразного, дозволенное от неприемлемого – все это впоследствии будет перенимать ребенок. И на этих основах будут строиться его мировоззрение, взгляд на мир и т.д.

Детская книга — одно из средств эстетического воспитания

Правильное эстетическое воспитание дошкольников в семье и его методы строится на многих базовых составляющих его организации:

  1. Культура внешнего вида выражается соблюдении культуры тела, правил элементарной гигиены, в умении подобрать наряд в соответствии с требованием окружающей обстановки, умении создать общую эстетически выдержанную композицию одежды и аксессуаров.
  2. Культура эмоций; способность искренне показывать свое состояние, не переходя при этом границы дозволенного.
  3. Разумная дисциплина; наличие обязательных для соблюдения режимных моментов.
  4. Общий художественный вкус. Ребенок должен иметь возможность видеть вокруг себя произведения искусства, использованные для оформления быта: это могут быть картины, произведения декоративно-прикладного искусства и т.д.
  5. Эстетика быта. Возможность эстетического оформления окружающего пространства дома помогает ребенку воспринимать как должное свой дом и ценить его. Именно с этого начинается воспитание уважения к своему жилищу, способности поддерживать в нем чистоту и порядок.
  6. Культура общения. Возможность вести с ребенком доверительные беседы на актуальные и волнующие его темы. Формирование у ребенка представления о субординации и дистанции в общении.
  7. Силой, пробуждающей художественный вкус ребенка, также является природа, воплощающая в себе гармоничность и красоту мира. Прогулки на свежем воздухе, сопровождаемые рассказами взрослого об окружающем мире, научит его видеть в ней красоту. А позже – использовать ее в качестве источника вдохновения для созидающей творческой деятельности.
  8. Задействовать творческие навыки ребенка также могут столь любимые ими праздники. Родители могут задействовать ребенка, подключив его к подготовке к празднику. Предложить ему придумать, нарисовать, а позже воплотить в жизнь оригинальное оформление помещения, игровой площадки. Благодаря этому ребенок получает возможность не только развивать и раскрывать в себе таланты, но и делиться своими первыми открытиями с другими детьми.
Культура быта -важный фактор в воспитании чувства прекрасного

Роль игровой деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольника

Не забывая о том, что в дошкольном возрасте игра по-прежнему играет основополагающую роль, родители могут эффективно применять ее для эстетического развития своего ребенка. К числу игр, служащих для эстетического воспитания ребенка, относятся методы организации:

  • Моделирование игровых ситуаций, требующих поиска необычных, нестандартных решений.
  • Просмотр эпизодов и фрагментов из фильмов или спектаклей.
  • Коллективное сочинение рассказов и сказок.
  • Декламация стихов, выразительное чтение отрывков из художественных произведений.
Декламация стихов — одно из средств эстетического воспитания

Роль творческих занятий в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Несмотря на всю важность теоретических аспектов художественно-эстетического воспитания, нельзя не отметить, что без практики результат будет минимальным. Сформировать в сознании ребенка любовь к искусству, не предлагая ему возможности соприкоснуться с ним и даже попробовать себя в этом деле сложно.

Именно поэтому одним из важнейших компонентов художественного воспитания ребенка являются творческие занятия, которые легко организовать и в домашних условиях.

Для эффективного музыкального воспитания ребенка можно определить в музыкальную школу, где ему смогут привить навыки игры на интересном ему музыкальном инструменте. Однако если у ребенка нет музыкального слуха и других задатков, переживать за его музыкальный вкус все же не стоит. С раннего возраста приобщая ребенка к музыке – начиная от элементарных потешек, прибауток и колыбельных, родители учат ребенка ценить искусство во всех его проявлениях, вырабатывают потребность в прекрасном и тягу к нему.

Аппликация — способ развивать чувство красоты и одновременно — моторики рук

Для эффективного развития тяги к творчеству также прекрасно подходит и рисование. Очень желательно, чтобы уже с раннего возраста ребенок смог освоить различные техники живописи при помощи карандашей, фломастеров, красок (акварельных и гуашевых) позволяет ребенку знакомиться с окружающим миром, отмечать его признаки и свойства, различать форму и содержание.

Рисование также играет неоценимую терапевтическую роль, позволяя ребенку получить огромный заряд положительных эмоций и неподдельного счастья.

Не менее важную роль в художественном воспитании играет также чтение. Начинать можно с простейших детских стихов, сказок. Регулярное чтение вслух и другие похожие методы  не только обогащает словарный запас ребенка и выводит его культуру речи на новый уровень. Но и развивает его морально: учит оценивать поступки героев с точки зрения нравственности, отличать положительных героев от отрицательных, делать выбор в пользу того или иного решения. Чтение книг также приучает ребенка к эффективному использования речи для выражения своих эмоций и потребностей.

Чтение книг — способ привлечь внимание к литературе

Для того, чтобы творчески занятия могли развивать художественно-эстетические представления ребенка, необходимо проводить их с учетом следующих закономерностей:

  1. Предоставление ребенку максимальной самостоятельности. Сосредоточившись на поиске собственного решения, а не действиях по шаблону, ребенок приложит гораздо больше усилий для того, чтобы получить конечный результат творчества. Это значительно повысит в его глазах ценность готового рисунка, вылепленной фигурки и т.д.
  2. Творчество ребенка должно отражать не только объективные свойства и характеристики предметов окружающего мира, но включать в себя эмоциональную составляющую. А именно – его впечатления, мысли, чувства, связанные с ними.
  3. Среда, в которой будет проводиться занятие, должна максимально располагать ребенка расслабиться и раскрепоститься.
  4. Очень важную роль в творческом процессе играет поддержка и похвала со стороны родителей. Критика и порицание должны быть сведены к минимуму.
  5. Прямые указания и наставления лучше заменить тактичными намеками и небольшими подсказками. Не стоит забывать, что родитель должен наставлять ребенка, но никак не давать ему жесткие наставления и инструкции.
  6. В распоряжении ребенка должен быть максимум доступных средств художественной выразительности. Рабочее место должно быть хорошо освещенным и удобным: от этого зависит не только физический, но также психологический комфорт на занятии.

Задачи художественно-эстетического воспитания необходимо формулировать в соответствии с возрастом ребенка и корректировать по мере его взросления.

Понятие прекрасного через изучение природы

Заключение

Умение видеть и ценить красоту вокруг себя – это не врожденное качество, а навык, который формируется путем упорядоченной и систематической работы.

Формирование художественного вкуса начинается с самого рождения ребенка, ненавязчиво и легко том случае, если среда, в которой он находится, будет культурно богатой и ребенку будут доступны различные виды творчества.

Используя методы эстетического воспитания младших и старших дошкольников, можно помочь ребенку увидеть мир по-настоящему ярким и незабываемым.

detki.guru

Консультация на тему: Художественно-эстетическое развитие дошкольников

Консультация для воспитателей.

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников».

Воспитатель МАДОУ-ЦРР-Д/С №17, г Кропоткин: Решетникова И.А.

Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое развитие, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности. Осуществляя художественно- эстетическое развитие детей через музыкальную, изобразительную и театрализованную деятельность, педагоги помогают детям наиболее полно раскрыть себя, свои возможности, реализовать себя как творческую личность. На это нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни — эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

Основные компетенции педагога:

обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

К художественно-эстетической деятельности относится:

• Изобразительная деятельность;

• Музыкальное восприятие;

• Восприятие художественной литературы.

 В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.

 Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:

— Тесная связь с искусством.

— Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

— Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.

— Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.

— Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.

— Создание эстетической развивающей среды.

К завершению дошкольного образования (к 7 годам) :

• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,

• ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движения, может контролировать свои движения и управлять ими;

• ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

• ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Все перечисленные характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности; степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др. ;

— ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Цель:

Формирование изобразительных навыков и умений, интереса к эстетической стороне окружающей действительности; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные: Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании. Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.

Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы.

Расширять знания детей об изобразительном искусстве.

Развивающие: Развивать творчество детей.

Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).

Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки.

Воспитательные: Поощрять проявления творчества. Учить аргументировано и развернуто оценивать свои работы и работы сверстников, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.

Содержание образовательной области

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

 Виды деятельности: изобразительная деятельность , музыкальная деятельность, конструктивно – модельная деятельность

 Изобразительная деятельность: лепка; рисование; аппликация.

 Рисование: прикладное рисование, сюжетное рисование, декоративное рисование, нетрадиционное рисование.

Лепка: пластилинография, отпечатки с поверхности.

Работа с шаблоном: барельеф, контур, мозаика.

Рисование пластилином: процарапывание, тестопластика.

Аппликация: предметная, сюжетная, пейзажная, декоративная.

 Конструктивно-модельная деятельность: конструирование строительным материалом (кубики, конструктор, мозаика), конструирование из бумаги (оригами, модульное оригами, аппликация из кругов, модульная аппликация), конструирование из природного материала.

 Формы работы: индивидуальная форма, фронтальная форма, звеньевая форма, работа в парах, коллективная работа.

 Методы: наглядные, практические, игровые, словесные

Коррекционно-развивающая работа: развитие эмоциональной сферы ребенка, сенсорных способностей, чувства ритма, композиции, фонематического слуха, крупной и мелкой моторики рук.

 Организация работы с семьей: совместные конкурсы, благотворительные ярмарки, коллективные работы, выставки, консультации для родителей, семейные праздники, театры, встречи с творческими людьми (художниками и композиторами)

Ожидаемые результаты

• Рисование: сформируется умение передавать в рисунке образы предметов, персонажей сказок, литературных произведений; выработаются навыки рисования контура предмета простым карандашом; научатся создавать сюжетные композиции; научатся составлять узоры по мотивам городецкой,  гжельской, хохломской росписи; научить ритмично располагать узор.

• Лепка: разовьется умение лепить с натуры и по представлению, научить передавать в лепке выразительность; сформируется умение лепить мелкие детали; научатся лепить птиц, животных и людей по типу народных игрушек; сформируется умение украшать узорами предметы декоративного искусства.

• Аппликация: научатся вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой или пополам; сформируются аккуратное и бережное отношение к материалам.

• Конструктивно-модельная деятельность: научатся строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал; разовьется умение работать коллективно, научатся объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять

    Работа по художественно-эстетическому развитию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей. Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются: создание и обновление предметно-развивающей среды; вариативность в выборе тем НОД, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов; взаимодействие с семьями воспитанников.

Так как предметно-развивающая среда играет большую роль в художественно-эстетическом развитии детей, то в групповых комнатах ДОУ педагоги организовали центры «Искусства», «Конструирования», «Игры», «Театра». Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки детских рисунков.

Педагогами нашего ДОУ для детей созданы условия для развития творческой активности. Так, реализуя задачи по изобразительной деятельности, педагоги предоставляют детям право выбора материала для выражения своих замыслов, поощряют детское экспериментирование в построении композиции, направляют детей на использование различных нетрадиционных техник рисования. В процессе художественной деятельности ребёнок получает большие возможности для раскрытия и совершенствования творческих способностей. Для этого нашими педагогами была разработана программа с использованием нетрадиционной техники рисования, образовательный процесс которой строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей и, носит инновационный характер, так как в работе используются нетрадиционные методы.

Полученные знания складываются в систему. Дети учатся замечать изменения, возникающие от применения в процессе работы нестандартных материалов.

 Сравнивая результаты диагностики по изобразительной деятельности за несколько лет, мы пришли к выводу, что некоторые дети неуверенны в себе, им не хватает самостоятельности, но, несмотря на это показывают хорошие результаты по таким критериям, как умение правильно держать кисть, карандаш, наносить мазки краски узкой и широкой кистью; узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их; правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе; изображать простейшие предметы и явления в действительности.

В основе современного образования лежит личностно – ориентированное обучение.

 Ведущее место в осуществлении художественно-эстетического развития детей конечно же принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач художественно- эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Пусть дети рисуют то, что поразило их воображение, вызвало восторг, удивление, чувство страха, грусти, открыло им красоту природы, искусства, чтобы период детства запомнился им как веселый праздник.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке. Решать возникшие проблемы. А это во многом зависит от нас.

Процесс познания творческий и наша задача — поддержать и развивать в ребёнке интерес.

Только от нас зависит. Будет ли жизнь ребёнка удивительной и интересной!

В дошкольном возрасте закладывается фундамент её творческого потенциала, её ценностные и эстетические установки.

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения.

Через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность. Детские сады призваны помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности через продуктивную деятельность. Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель: воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *