cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Опера глинки иван сусанин презентация по музыке 4 класс – Презентация к уроку музыки 4 класс тема опера «иван Сусанин»

Презентация к уроку по предмету «Музыка» 4 класс на тему «Опера М.И.Глинки«Иван Сусанин».

М.И.Глинка опера «Иван Сусанин»

Михаил Иванович

Глинка

годы жизни:

1804-1857.

« Жизнь за Царя́ » (« Ива́н Суса́нин »)

  опера   Михаила Ивановича Глинки  в 4  актах  с  эпилогом . В опере рассказывается о событиях  1612 года , связанных с походом польской шляхты на  Москву .

Либретто

Автор либретто 1836 г. — барон  Егор Розен . В советский период  Сергеем Городецким  была сделана новая редакция либретто, но в записях того периода использовался смешанный текст Е. Ф. Розена и С. М. Городецкого.

Сюжет и литературные источники

Отечественная война 1812 года  всколыхнула самосознание русского народа, пробудила интерес к собственной истории. В литературе стали популярными сюжеты на русские исторические темы, среди них — история о подвиге костромского крестьянина  Ивана Сусанина . Известно, что поляки шли в Кострому, чтобы убить 16-летнего боярина  Михаила Романова , но в пути они заплутали. Дорогу им вызвался показать крестьянин Иван Сусанин, но вместо этого завёл их в болото, где погиб вместе с ними

Сюжет и литературные источники

Этот сюжет неоднократно встречается в литературе того времени, к нему обращались М. М. Херасков, А. А. Шаховской, С. Н. Глинка, позднее Н. А. Полевой (в драме «Костромские леса») и М. Н. Загоскин (по совету Жуковского). Особенно привлекла к себе внимание эта тема, воплощенная в книге «Думы» Рылеева. Ярко заметна близость глинкинской сцены в лесу монологу Сусанина из Рылеева

Декорации

Эскиз декорации

Эскиз декорации

Эскиз декорации

Эскиз декорации

Эскиз декорации

Эскизы костюмов

Эскизы костюмов

Эскизы костюмов

История создания.

Намерение написать русскую национальную оперу возникло у Глинки в Италии. По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей.

«…как бы по волшебному действию, —вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — все это разом вспыхнуло в голове моей».

  • ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: ИВАН СУСАНИН , крестьянин села Домнина (бас) АНТОНИДА , его дочь (сопрано) ВАНЯ , его приемный сын (контральто) БОГДАН СОБИНИН , ратник, жених Антониды (тенор) НАЧАЛЬНИК ПОЛЬСКОГО ОТРЯДА (бас) ВЕСТНИК (тенор) НАЧАЛЬНИК РУССКОГО ОТРЯДА (бас)

Иван Сусанин.

Иван Сусанин.

Иван Сусанин.

Константин Маковский «Иван Сусанин»

Памятник народному герою  ИвануСусанину  в Костроме.

Антонида, дочь Сусанина

Ваня, приемный сын Сусанина

Богдан Собинин, ратник, жених Антониды

Глинка назвал свое творение «отечественной героико-трагической оперой», сделав главным героем произведения, активным участником событий народ, придав опере эпический размах, насытив ее действие массовыми хоровыми сценами. Личные судьбы отдельных героев предстают в неразрывной связи с судьбами родины. Широкие картины жизни народа, быта, русской природы сочетаются в опере с глубоким раскрытием многогранных характеров.

Либретто к опере Глинки Иван Сусанин (Жизнь за царя) Опера в четырех действиях с эпилогом (семи картинах).

Действие первое.

Крестьяне села Домнина, среди которых Иван сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев. Народ полон решимости отстоять отчизну — «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет». Все расходятся, остается одна Антонида. Она тоскует о своем женихе Богдане, который ушел сражаться с поляками. Сердце подсказывает девушке, что милый жив и спешит к ней. И в самом деле, вдалеке слышится песня гребцов — это Богдан Собинин со своей дружиной. Собинин привез радостные вести: нижегородский крестьянин Минин собирает ополчение, чтобы освободить захваченную панами Москву и окончательно разбить поляков. Однако, сусанин печален — враги все еще хозяйничают на родной земле.. На просьбы Собинина и Антониды об их свадьбе он отвечает оказом:

«Нынче не до свадеб. Время боевое!»

 

Строение оперы.

Увертюра

Увертюра начинается величественным вступлением. Взволнованность и динамичность ее основного, быстрого раздела предвосхищает драматические события оперы.

Интродукция — «введение», «вступление» (лат.). В оперной и балетной музыке это оркестровое вступление ко всему произведению или отдельным действиям, а также хоровая сцена, следующая за увертюрой и открывающая первое действие

каватина и рондо Антониды

музыкальный портрет героини, раскрывающий ее душевный мир, нежность и верность в любви. 

Первый акт

Каватина и рондо Антониды «Ах ты, поле, поле», отмеченные то мечтательной грустью, то шаловливой грацией, создают поэтичный образ девушки. Мягким лиризмом проникнут терцет «Не томи, родимый».

В первом акте значительное место занимают хоры. Интродукция «Родина моя» — величавая народная сцена; основная мелодия хора, словно подсказанная широким раздольем русских просторов, напоминает народную песню.

Каватина

Каватина, неторопливая и задумчивая, близка своей распевностью русским протяжным песням.

Рондо

Мечтательно-грустные фразы солирующих кларнета и флейты подчеркивают народный характер музыки: Рондо, оживленное и шаловливо-грациозное, раскрывает светлый мир мечтательной Антониды.

каватина и рондо Антониды

ГлинкаОпера  » Иван   Сусанин » 1 д.  Трио   Не томи   родимый

Трио «Не томи, родимый» является лирической куль-минацией всего первого действия. Оно пронизано общим настроением грусти, поэтому вокальные партии Собинина, Антониды и Сусанина основаны на одних и тех же вырази-тельных задушевных интонациях, близких городскому бы-товому романсу:

Действие второе.

Пышный бал у польского короля Сигизмунда III. Опьяненные временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной на Руси добычей. Паненки мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях. В разгар веселья появляется посланец от гетмана. Он принес недобрые вести: русский народ восстал против врагов, польский отряд осажден в Москве, гетманское войско бежит. Танцы прекращаются, однако хвастливые рыцари в пылу задора грозятся захватить Москву и взять в плен Минина. Прерванное было веселье возобновляется.

 

Второй акт

Второй акт резко контрастирует с первым. Здесь основное место занимают блестящие бальные танцы. За торжественным полонезом следует энергичный, стремительный краковяк; плавный, легкий вальс сменяется темпераментной мазуркой.

Действие второе. Бал в тронном зале замка польского короля

Действие второе. Ослепительный бал в тронном зале замка польского короля резко контрастирует со сценами русской крестьянской жизни, представленной в первом акте.

Действие второе. Бал в тронном зале замка польского короля Полонез

Парадным и воинственный полонез с призывной и горделивой темой фанфарного характера. 

краковяк

Темпераментный краковяк с острым синкопированным ритмом строится на быстрой смене разнохарактерных эпи-зодов, то жизнерадостных и удалых, то грациозно-элегантных. Вальс, лирический и изящный, благодаря размеру 6/8 и синкопе на второй доле такта приобретает польский колорит. Среди всей сюиты он выделяется изысканностью оркестрового звучания, тонкой графикой партий солирующих инструментов. 

Вальс

Мазурка

Завершает сюиту блестящая мазурка с упругой мелодией и звонкими аккордами на третьей доле: В дальнейшем интонации и ритмы полонеза и мазурки будут постоянно сопровождать появление поляков;

Действие третье.

Ваня. применый сын Сусанина, мастерит себе копье, напевая песню о том, как названный отец пожалел и приютил его. Вошедший Сусанин сообщает, что пришел Минин с ополченцами и расположился в бору. Ваня поверяет отцу заветные мечты — поскорее стать воином и пойти защищать отчизну. Между тем. в семье Сусанина готовяться к свадьбе. Приходят крестьяне пожелать добра Антониде. Оставшись одни. Антонида, Собинин, Сусанин и Ваня говорят о своей радости — пришел, наконец, это долгожданный день. Затем уходит и Собинин. Внезапно в избу врываются поляки, угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к стану Минина. Вначале Сусанин отказывается:  «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь» , — гордо говорит он. Но затем у него созревает смелый, дерзкий план — завести врагов в лесную глушь и погубить. Притворно соблазнившись деньгами, Сусанин соглашается провести поляков в стан Минина. Тихо говорит он Ване. чтобы тот скорее бежал в посад собирать народ и предупредить Минина о нашествии врагов. Поляки уводят Сусанина, горько плачет Антонида. Тем временем приходят со свадебной песней ничего не ведающие подружки Антониды, а затем и Собинин с крестьянами. Антонида рассказывает им о случившемся, крестьяне во главе с Собининым бросаются в погоню за врагами.

 

Действие третье

Действие третье состоит из двух частей. Первая (до при-хода врагов), лирическая и светлая по настроению, отличается неторопливым и спокойным течением событий. 

Действие третье песня Вани «Как мать убили»

На-чинается она песней Вани «Как мать убили», выражающей, по словам Глинки, «тихую и беззаботную жизнь и благодарность благодетелю»

Третий акт

Первая часть лирическая, интимная по настроению, отличается светлым колоритом, спокойным, медленным течением действия; здесь преобладают сольные номера и ансамблевые сцены. 

Второй половине акта свойственно стремительное развитие действия, резкие контрасты, драматические столкновения; музыка выражает волнение, печаль, гнев, тревогу. 

Сцена Сусанина с поляками — центральный и наиболее драматичный эпизод акта. Композитор использует здесь ритмы полонеза и мазурки, в партии же Сусанина звучат широкие напевы хоровой интродукции.

Свадьба.

  Свадебному хору подруг Антониды «Разгулялися, разливалися» с его мягкими мелодическими оборотами присущ ярко выраженный народно-песенный склад. Полон душевного волнения романс Антониды с хором «Не о том скорблю, подруженьки».

Четвёртый акт.

Четвертый акт предваряется симфоническим антрактом, рисующим ночной зимний пейзаж.

Вторая и третья картины .

Вторую картину составляет большая героическая ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал».

Центральный эпизод третьей картины — ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря»; в ней слышатся глубокая скорбь, душевная боль и в то же время мужество.

Действие четвертое.  Картина первая.

Ночью к ограде монастырского посада прибегает Ваня, чтобы сообщить Минину о приходе поляков.Выбиваясь из сил, стучится он в тяжелые ворота, но все спят. Наконец Ваню услышали, в стане поднимается тревога, воины вооружаются и готовятся к походу.

Картина вторая. Все дальше в лесную глушь уводит Сусанин врагов. Кругом непроходимые снега. бурелом. Измученные стужей и метелью, поляки располагаются на ночлег. Сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его ждет неминуемая расправа. Смело он смотрит в глаза смерти: «Чуют правду! Смерть близка, но не страшна она, свой долг исполнил я.»  Мысленно прощается Сусанин с Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга, в её завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки. Просыпаются враги, они начинают допытываться куда завел их русский крестьянин. » Туда завел я вас… где вам от лютой вьюги погибать! Где вам голодной смертью помирать! » — с достоинством отвечает Сусанин. В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.

Эпилог.  Картина первая.

У ворот, ведущих на Красную площадь, проходят нарядные толпы народа. Празднично гудят колокола, все славят царя, великую Русь, русский народ и родную Москву. Здесь же Антонида, Ваня, Собинин. На вопрос одного из воинов, почему они так грустны, Ваня рассказывает о подвиге и смерти отца. Воины утешают их: » Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин «.

Картина вторая.  Красная площадь в Москве заполнена народом, можно звучит слава Руси. Со словами утешения обращаются воины к детям Сусанина. Появляются Минин и Пожарский, народ приветствует славных полководцев. Звучит торжественная здравица.

Эпилог.

Эпилог оперы — грандиозная массовая сцена, среднюю часть которой составляет терцет Антониды, Вани и Собинина, оплакивающих гибель Сусанина. Оперу завершает величественный хор «Славься» — светлый гимн русскому народу, выдающийся художественный памятник беззаветному народному патриотизму.

multiurok.ru

Урок по музыке в 4 классе по теме «Дух патриотизма в музыке на примере оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»»

Цель урока: На примере оперы «Иван Сусанин» выяснить, что такое патриотизм, патриотизм в истории, в наше время.

Задачи урока:

Образовательная: Познакомить обучающихся с музыкальным произведением М. И. Глинки «Иван Сусанин», вспомнить пройденный материал.

Воспитательная: Воспитать в детях чувство патриотизма, любовь к родине, чувство гордости за историческое прошлое.

Развивающая: Развить эстетические вкусы учащихся, музыкальный слух, вокальные данные, чувство ансамбля.

Ход урока.

Вход учащихся под музыку А. П. Бородина симфонии №2 «Богатырская»

Приветствие.

-Какой характер музыки?

Ответы детей.

-По характеру музыки скажите, о чем мы сегодня на уроке будем говорить?

Ответы детей.

-А как мы по-другому назовём защитников, героев?

Ответы детей.

-А кто такой патриот?

Ответы детей.

А можно ли музыкой рассказать о патриотах?

А какие музыкальные произведения об этом нам говорят?

Ответы детей (в операх “Иван Сусанин”, “Князь Игорь”, “Война и мир”; кантате “Александр Невский”, Бородин симфония №2 «Богатырская», в былинах баянах) — Например, подвиги богатырей не всегда имели определенную историческую дату, битвы с кочевниками происходили на протяжении многих веков, но богатыри были наделены лучшими чертами русского национального характера, духом патриотизма.

-Как обозначим тему нашего урока?

Ответы детей.

-Запишем на доске и в тетрадях. А эпиграфом будет: «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь…» строки из арии Ивана Сусанина.

-Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке, что слушали?

Ответы детей.

-Вспомним о композиторе и его произведении? (кроссворд, работаем по группам, рядам.)

Немного о М. И. Глинки (интересные факты),из истории создания оперы: Намерение написать русскую национальную оперу возникло у Глинки в Италии. Подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина был созвучен беззаветному героизму русских людей в борьбе с наполеоновскими полчищами. В 1815 году образ Сусанина попытался воплотить на оперной сцене композитор К. А. Кавос. В 1823 году появилась стихотворная поэма К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», оказавшая заметное влияние на образ главного героя глинкинской оперы. Мысль, поданная поэтом Жуковским, всецело захватила воображение композитора: «…как бы по волшебному действию, — вспоминал он, — вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — все это разом вспыхнуло в голове моей».

-Откроем учебник (стр. 96-97) «За Русь мы все стеной стоим» рассказывает о первом столкновении Сусанина с врагами. Сначала мягко, в сопровождении струнных инструментов звучит голос отца, это тема семейного счастья. (стр. 96 — учебник), («Ну вот и дожил, слава Богу, до свадьбы дочери моей»).

Но музыка не просто спокойна, здесь находит место «печальная тень», в момент наивысшей радости – предчувствие боли разлуки.

-Есть ли здесь знакомые интонации? (слушание фрагмента сцены Сусанина с поляками 3 действие). (Можно учителю показать фрагмент фразы полонеза на фортепиано)

-Можем мы только по музыке, не видя сцены, определить, в какой момент поляки входят в дом Ивана Сусанина?

Ответы детей.

-Итак… Опрятная изба Сусанина. В избе готовятся к предстоящей свадьбе дочери Ивана Сусанина – Антониды… Вдруг в русских напевах оперы проскальзывает мелодия полонеза! В избу врываются поляки. Они требуют, чтобы Сусанин отвёл их в посад, где стоит русское войско.

В противовес музыки поляков Глинка использует ряд музыкальных приёмов, чтобы подчеркнуть силу русского народа.

-Отличается ли музыка Сусанина?

-Облик кого воссоздаёт музыка М. И. Глинки?

-Как на Вас повлияла музыка, какие чувства, переживания возникли? (слушание фрагмента сцены Сусанина с поляками 3 действие). Спокойные, полные достоинства ответы Сусанина сохраняют присущий ему степенный и серьезный характер. Его музыкальная речь величава и полна достоинства.

В ответах Сусанина полякам воссоздается облик простого человека, патриота своей родины, готового пожертвовать собой ради нее.

В своём произведении Михаил Иванович Глинка прославил героический подвиг простого русского крестьянина, пожертвовавшего своей жизнью во имя Родины.

-Развязка наступает в четвёртом действии. Сцена в лесу: непроходимая лесная глушь, морозная ночь – сюда Сусанин завел поляков. Звучит ария Сусанина. (Учитель играет фрагмент, стр. 99.)

Поляки убивают Сусанина, но он умирает непобеждённым!!

-В заключительной части, в эпилоге, мы можем говорить о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина, способствовавшего победе над врагом; на Красной площади – ликование русского народа. Звучат три хора, два оркестра, звон колоколов. В заключительном хоре «Славься» народ славит родную землю и погибших героев, славит всех воинов во главе с Мининым и Пожарским, отстоявших свободу России. (Обычно при постановке финала оперы на сцену под всеобщее приветствие выезжают Минин и Пожарский на настоящих – живых! – конях.) Несмотря на довольно быстрое движение, музыка хора величава и торжественна, и это придает ей черты гимна. Сам Глинка назвал этот хор гимном-маршем. Этот хор является непревзойдённым

по мощи отражения патриотического чувства русского народа.

Динамическая пауза, распевка.

Исполнение хора «Славься».

Опера с большим успехом была поставлена 27 ноября 1836 года на сцене Большого театра в Петербурге. И хотя нашлись те, кто насмешливо называли музыку «ямщицкой», так как главным героем был небогатый, незнатный человек, передовые люди русского общества высоко оценили её.

-Ребята, давайте выберем качества, которыми по вашему мнению должен обладать патриот (карточки, работа по группам, рядам). Проверка работы.

-Вначале урока мы перечисляли музыкальные произведения, в которых говорится о героях, настоящих патриотах. Предлагаю вспомнить песни и фрагменты таких произведений с помощью музыкальной эстафеты. (исполнение песен: «Солдатушки», «Вспомним братцы Русь и славу», «Славны были наши деды», «Вставайте, люди русские»)

-А сейчас мы присядем на свои места и обратимся к средствам музыкальной выразительности. (характеристика исполненных песен средствам музыкальной выразительности. Карточки – работаем по парам) Проверка задания.

-Какой вывод мы можем сделать по пройденному произведению?

Итак, мы сегодня говорили о произведении М. И. Глинки, который своей музыкой рассказал нам о подвиге Сусанина, настоящего патриота.

— А самого композитора мы можем назвать патриотом?

-Спасибо композиторам, которые в своих произведениях увековечивают подвиги, героизм, помогают прочувствовать исторические события. Благодаря великим творениям мировой классики мы помним о патриотах прошлого, говорим о патриотах настоящего, воспитываем патриотов будущего!

Если мы обратимся к определению, то (по словарю Ушакова)

патриот (от греч. Patriots – земляк) – человек, преданный своему народу, любящий своё отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины. Патриот – человек, проникнутый патриотизмом.

Понятие «патриотизм» включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;

  • уважительное отношение к языку своего народа;

  • заботу об интересах Родины;

  • осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;

  • проявление гражданских чувств;

  • гордость за своё Отечество, за символы государства;

  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;

  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;

  • гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.

В одном из выступлений президент Российской Федерации В. В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете». 

-А в наше время существуют патриоты? Александр Прохоренко — имя этого 25-летнего парня из Оренбургской области стало известно всей стране. Российский офицер, вызвавший огонь на себя. В Сирии во время боев за Пальмиру корректировщик, работавший в тылу ИГИЛ, дававший точные координаты для ударов, он был глазами тех, кто шел в наступление неделю в одиночку. Когда террористы его вычислили и окружили, попросил своих накрыть огнем квадрат, где находился. Погиб, не сдавшись врагу. У него остались жена, которая до последнего не знала, куда уезжает отец ее будущего ребенка, и мама в маленькой оренбургской деревне. Александр Прохоренко — дно из имен, цена победы — в страшной войне с террористами, цена освобождения древней Пальмиры. Герои прошлого, настоящего и будущего будут жить вечно!

-Возьмём карточки с вопросами, ответим на них.(рефлексия)

-В заключение урока исполним песню Б. Окуджавы «Мы за ценой не постоим».

Благодарю всех за работу и внимание!

(1)   Понравилось ли вам это произведение композитора?

 

               да, очень              да                 не очень            не понравилось

(2)   Что вы чувствовали, когда слушали музыку?

              волнение                       гордость                   радость        

                        ничего не чувствовал          музыка не понравилась

(3)   Ощутили ли вы гордость за нашего соотечественника Ивана Сусанина?

               да            нет        

(4)   Считаете ли вы его поступок подвигом?

               да             нет

Что должен делать патриот?

Охранять природу
Уважительно относится к окружающим людям
Ломать ветки и деревья
Убирать территорию около школы, во дворе дома
Ответственно выполнять поручения
Равнодушно относится к природе
Ругать свою страну
Изучать историю и культуру своей страны
Знать традиции своего народа
Добросовестно учится
Помогать пожилым людям
Защищать свою страну
Прославлять её в музыке, в стихах
Честно работать на своем месте
Воровать когда никто не видит
Мусорить 
Изучать и соблюдать законы своей страны

infourok.ru

Презентация к уроку по предмету «Музыка» 4 класс на тему «Опера М.И.Глинки«Иван Сусанин».

М.И.Глинка опера «Иван Сусанин»

Михаил Иванович

Глинка

годы жизни:

1804-1857.

« Жизнь за Царя́ » (« Ива́н Суса́нин »)

  опера   Михаила Ивановича Глинки  в 4  актах  с  эпилогом . В опере рассказывается о событиях  1612 года , связанных с походом польской шляхты на  Москву .

Либретто

Автор либретто 1836 г. — барон  Егор Розен . В советский период  Сергеем Городецким  была сделана новая редакция либретто, но в записях того периода использовался смешанный текст Е. Ф. Розена и С. М. Городецкого.

Сюжет и литературные источники

Отечественная война 1812 года  всколыхнула самосознание русского народа, пробудила интерес к собственной истории. В литературе стали популярными сюжеты на русские исторические темы, среди них — история о подвиге костромского крестьянина  Ивана Сусанина . Известно, что поляки шли в Кострому, чтобы убить 16-летнего боярина  Михаила Романова , но в пути они заплутали. Дорогу им вызвался показать крестьянин Иван Сусанин, но вместо этого завёл их в болото, где погиб вместе с ними

Сюжет и литературные источники

Этот сюжет неоднократно встречается в литературе того времени, к нему обращались М. М. Херасков, А. А. Шаховской, С. Н. Глинка, позднее Н. А. Полевой (в драме «Костромские леса») и М. Н. Загоскин (по совету Жуковского). Особенно привлекла к себе внимание эта тема, воплощенная в книге «Думы» Рылеева. Ярко заметна близость глинкинской сцены в лесу монологу Сусанина из Рылеева

Декорации

Эскиз декорации

Эскиз декорации

Эскиз декорации

Эскиз декорации

Эскиз декорации

Эскизы костюмов

Эскизы костюмов

Эскизы костюмов

История создания.

Намерение написать русскую национальную оперу возникло у Глинки в Италии. По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей.

«…как бы по волшебному действию, —вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — все это разом вспыхнуло в голове моей».

  • ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: ИВАН СУСАНИН , крестьянин села Домнина (бас) АНТОНИДА , его дочь (сопрано) ВАНЯ , его приемный сын (контральто) БОГДАН СОБИНИН , ратник, жених Антониды (тенор) НАЧАЛЬНИК ПОЛЬСКОГО ОТРЯДА (бас) ВЕСТНИК (тенор) НАЧАЛЬНИК РУССКОГО ОТРЯДА (бас)

Иван Сусанин.

Иван Сусанин.

Иван Сусанин.

Константин Маковский «Иван Сусанин»

Памятник народному герою  ИвануСусанину  в Костроме.

Антонида, дочь Сусанина

Ваня, приемный сын Сусанина

Богдан Собинин, ратник, жених Антониды

Глинка назвал свое творение «отечественной героико-трагической оперой», сделав главным героем произведения, активным участником событий народ, придав опере эпический размах, насытив ее действие массовыми хоровыми сценами. Личные судьбы отдельных героев предстают в неразрывной связи с судьбами родины. Широкие картины жизни народа, быта, русской природы сочетаются в опере с глубоким раскрытием многогранных характеров.

Либретто к опере Глинки Иван Сусанин (Жизнь за царя) Опера в четырех действиях с эпилогом (семи картинах).

Действие первое.

Крестьяне села Домнина, среди которых Иван сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев. Народ полон решимости отстоять отчизну — «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет». Все расходятся, остается одна Антонида. Она тоскует о своем женихе Богдане, который ушел сражаться с поляками. Сердце подсказывает девушке, что милый жив и спешит к ней. И в самом деле, вдалеке слышится песня гребцов — это Богдан Собинин со своей дружиной. Собинин привез радостные вести: нижегородский крестьянин Минин собирает ополчение, чтобы освободить захваченную панами Москву и окончательно разбить поляков. Однако, сусанин печален — враги все еще хозяйничают на родной земле.. На просьбы Собинина и Антониды об их свадьбе он отвечает оказом: «Нынче не до свадеб. Время боевое!»

 

Строение оперы.

Увертюра

Увертюра начинается величественным вступлением. Взволнованность и динамичность ее основного, быстрого раздела предвосхищает драматические события оперы.

Интродукция — «введение», «вступление» (лат.). В оперной и балетной музыке это оркестровое вступление ко всему произведению или отдельным действиям, а также хоровая сцена, следующая за увертюрой и открывающая первое действие

каватина и рондо Антониды

музыкальный портрет героини, раскрывающий ее душевный мир, нежность и верность в любви. 

Первый акт

Каватина и рондо Антониды «Ах ты, поле, поле», отмеченные то мечтательной грустью, то шаловливой грацией, создают поэтичный образ девушки. Мягким лиризмом проникнут терцет «Не томи, родимый».

В первом акте значительное место занимают хоры. Интродукция «Родина моя» — величавая народная сцена; основная мелодия хора, словно подсказанная широким раздольем русских просторов, напоминает народную песню.

Каватина

Каватина, неторопливая и задумчивая, близка своей распевностью русским протяжным песням.

Рондо

Мечтательно-грустные фразы солирующих кларнета и флейты подчеркивают народный характер музыки: Рондо, оживленное и шаловливо-грациозное, раскрывает светлый мир мечтательной Антониды.

каватина и рондо Антониды

ГлинкаОпера  » Иван   Сусанин » 1 д.  Трио   Не томи   родимый

Трио «Не томи, родимый» является лирической куль-минацией всего первого действия. Оно пронизано общим настроением грусти, поэтому вокальные партии Собинина, Антониды и Сусанина основаны на одних и тех же вырази-тельных задушевных интонациях, близких городскому бы-товому романсу:

Действие второе.

Пышный бал у польского короля Сигизмунда III. Опьяненные временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной на Руси добычей. Паненки мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях. В разгар веселья появляется посланец от гетмана. Он принес недобрые вести: русский народ восстал против врагов, польский отряд осажден в Москве, гетманское войско бежит. Танцы прекращаются, однако хвастливые рыцари в пылу задора грозятся захватить Москву и взять в плен Минина. Прерванное было веселье возобновляется.

 

Второй акт

Второй акт резко контрастирует с первым. Здесь основное место занимают блестящие бальные танцы. За торжественным полонезом следует энергичный, стремительный краковяк; плавный, легкий вальс сменяется темпераментной мазуркой.

Действие второе. Бал в тронном зале замка польского короля

Действие второе. Ослепительный бал в тронном зале замка польского короля резко контрастирует со сценами русской крестьянской жизни, представленной в первом акте.

Действие второе. Бал в тронном зале замка польского короля Полонез

Парадным и воинственный полонез с призывной и горделивой темой фанфарного характера. 

краковяк

Темпераментный краковяк с острым синкопированным ритмом строится на быстрой смене разнохарактерных эпи-зодов, то жизнерадостных и удалых, то грациозно-элегантных. Вальс, лирический и изящный, благодаря размеру 6/8 и синкопе на второй доле такта приобретает польский колорит. Среди всей сюиты он выделяется изысканностью оркестрового звучания, тонкой графикой партий солирующих инструментов. 

Вальс

Мазурка

Завершает сюиту блестящая мазурка с упругой мелодией и звонкими аккордами на третьей доле: В дальнейшем интонации и ритмы полонеза и мазурки будут постоянно сопровождать появление поляков;

Действие третье.

Ваня. применый сын Сусанина, мастерит себе копье, напевая песню о том, как названный отец пожалел и приютил его. Вошедший Сусанин сообщает, что пришел Минин с ополченцами и расположился в бору. Ваня поверяет отцу заветные мечты — поскорее стать воином и пойти защищать отчизну. Между тем. в семье Сусанина готовяться к свадьбе. Приходят крестьяне пожелать добра Антониде. Оставшись одни. Антонида, Собинин, Сусанин и Ваня говорят о своей радости — пришел, наконец, это долгожданный день. Затем уходит и Собинин. Внезапно в избу врываются поляки, угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к стану Минина. Вначале Сусанин отказывается:  «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь» , — гордо говорит он. Но затем у него созревает смелый, дерзкий план — завести врагов в лесную глушь и погубить. Притворно соблазнившись деньгами, Сусанин соглашается провести поляков в стан Минина. Тихо говорит он Ване. чтобы тот скорее бежал в посад собирать народ и предупредить Минина о нашествии врагов. Поляки уводят Сусанина, горько плачет Антонида. Тем временем приходят со свадебной песней ничего не ведающие подружки Антониды, а затем и Собинин с крестьянами. Антонида рассказывает им о случившемся, крестьяне во главе с Собининым бросаются в погоню за врагами.

 

Действие третье

Действие третье состоит из двух частей. Первая (до при-хода врагов), лирическая и светлая по настроению, отличается неторопливым и спокойным течением событий. 

Действие третье песня Вани «Как мать убили»

На-чинается она песней Вани «Как мать убили», выражающей, по словам Глинки, «тихую и беззаботную жизнь и благодарность благодетелю»

Третий акт

Первая часть лирическая, интимная по настроению, отличается светлым колоритом, спокойным, медленным течением действия; здесь преобладают сольные номера и ансамблевые сцены. 

Второй половине акта свойственно стремительное развитие действия, резкие контрасты, драматические столкновения; музыка выражает волнение, печаль, гнев, тревогу. 

Сцена Сусанина с поляками — центральный и наиболее драматичный эпизод акта. Композитор использует здесь ритмы полонеза и мазурки, в партии же Сусанина звучат широкие напевы хоровой интродукции.

Свадьба.

  Свадебному хору подруг Антониды «Разгулялися, разливалися» с его мягкими мелодическими оборотами присущ ярко выраженный народно-песенный склад. Полон душевного волнения романс Антониды с хором «Не о том скорблю, подруженьки».

Четвёртый акт.

Четвертый акт предваряется симфоническим антрактом, рисующим ночной зимний пейзаж.

Вторая и третья картины .

Вторую картину составляет большая героическая ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал».

Центральный эпизод третьей картины — ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря»; в ней слышатся глубокая скорбь, душевная боль и в то же время мужество.

Действие четвертое.  Картина первая.

Ночью к ограде монастырского посада прибегает Ваня, чтобы сообщить Минину о приходе поляков.Выбиваясь из сил, стучится он в тяжелые ворота, но все спят. Наконец Ваню услышали, в стане поднимается тревога, воины вооружаются и готовятся к походу.

Картина вторая. Все дальше в лесную глушь уводит Сусанин врагов. Кругом непроходимые снега. бурелом. Измученные стужей и метелью, поляки располагаются на ночлег. Сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его ждет неминуемая расправа. Смело он смотрит в глаза смерти: «Чуют правду! Смерть близка, но не страшна она, свой долг исполнил я.»  Мысленно прощается Сусанин с Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга, в её завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки. Просыпаются враги, они начинают допытываться куда завел их русский крестьянин. » Туда завел я вас… где вам от лютой вьюги погибать! Где вам голодной смертью помирать! » — с достоинством отвечает Сусанин. В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.

Эпилог.  Картина первая.

У ворот, ведущих на Красную площадь, проходят нарядные толпы народа. Празднично гудят колокола, все славят царя, великую Русь, русский народ и родную Москву. Здесь же Антонида, Ваня, Собинин. На вопрос одного из воинов, почему они так грустны, Ваня рассказывает о подвиге и смерти отца. Воины утешают их: » Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин «.

Картина вторая.  Красная площадь в Москве заполнена народом, можно звучит слава Руси. Со словами утешения обращаются воины к детям Сусанина. Появляются Минин и Пожарский, народ приветствует славных полководцев. Звучит торжественная здравица.

Эпилог.

Эпилог оперы — грандиозная массовая сцена, среднюю часть которой составляет терцет Антониды, Вани и Собинина, оплакивающих гибель Сусанина. Оперу завершает величественный хор «Славься» — светлый гимн русскому народу, выдающийся художественный памятник беззаветному народному патриотизму.

multiurok.ru

Конспект и презентация по музыке на тему «Опера Иван Сусанин» М. И. Глинка (4 класс)

Муниципальное автономное образовательное учреждение

ЛИЦЕЙ №21 г. Иваново

учитель музыки Тарасова Надежда Николаевна

4 класс

Тема: Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Танцы: полонез, мазурка. Музыкальная драматургия.

Новый материал.

Сегодня мы окажемся в музыкальном театре.

Откройте стр.94.

Прочитаем.

«Театр оперы и балета – знакомое сочетание слов. В опере, как ты помнишь, действующие лица поют, а в балете – танцуют. Однако так бывает не всегда. Есть балеты, в которых поёт хор, и оперы, в которых очень много танцевальных сцен, как, например, в опере М.Глинки «Иван Сусанин»


С оперой «Иван Сусанин» вы познакомились в 3 классе.

Опера рассказывает о подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, совершенном в начале 1613 года. В это время Россия была оккупирована польскими войсками, и один из военных отрядов отправился под Кострому, чтобы захватить в плен 16-летнего Михаила Романова, которого народ хотел избрать новым русским царем. Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам. 


Слайд №3. Первое действие оперы показывает село Домнино и его жителей.

Слайд №4. А во втором действии мы переносимся в замок польского короля Сигизмунда. Рыцари и шляхтичи (польская знать) кичатся своей силой, мечтают о полном завоевании Руси и о богатой добыче. В торжественном полонезе горделиво проходят пары. К звукам оркестра присоединяются голоса пирующих.

Характер этих людей М.И.Глинка показывает в танцах.

На стр. 94 партитура полонеза. Мужской хор поет: «Лей вина! Пей до дна! Добычу нам дает война!». Им вторит женский хор: «Весь их край – земной рай. Владеть им пора нам. Меха их, шелка их носить только нам!».

ЗВУЧИТ «ПОЛОНЕЗ» 2 ДЕЙСТВИЕ

(музыка звучит уверенными, громкими аккордами, ритм пунктирный, диапазон музыки широкий, размашисты, горделивые, воинственные, грозные, заносчивые, высокомерные поляки)

Потому что характер этого танца – гордый, своенравный, заносчивый, и он в наибольшей степени может изобразить картину польского вторжения. 

Давайте послушаем мазурку, которая тоже звучит на балу.  Слайд №5.

  • Способна ли мазурка показать характер польского вторжения? 

  • Как меняется звучание мазурки после неожиданного сообщения гонца об окружении польского отряда в Москве?

ЗВУЧИТ «МАЗУРКА» 2 ДЕЙСТВИЕ
(мазурка способна показать этот характер, так как она звучит громко, уверенно, воинственно, имеет быстрый ритм, «наскакивающий» характер, но после блеска – недолгое раздумье, музыка звучит медленно, исчез пунктирный ритм)

3 действие оперы возвращает нас в село Домнино, где Иван Сусанин со своими детьми – Антонидой и Ваней.

Послушаем, как напевно и задушевно звучит речь Сусанина: Слайд №6.

«Ну вот, и дожил, слава Богу, до свадьбы дочери моей…»

1. ЗВУЧИТ ПЕСНЯ СУСАНИНА

2. ЗВУЧИТ СЦЕНА ВСТРЕЧИ СУСАНИНА С ПОЛЯКАМИ

(ответы – предположения ребят)

В дом ворвались поляки «Эй, кто тут? Чей дом здесь? Здорово, хозяин! Где стан? Где войска? Где обоз их? Где Минин? Где он станом стоит?», Сусанин отвечает, что ничего не знает, что тут глушь, что он живёт тут со своей семьёй, что сейчас у них праздник — свадьба, Сусанин предлагает быть им на свадьбе гостями, а поляки отвечают – Мы не гости мы! Веди нас на Москву!

Звуки полонеза снова рисуют поляков.

3. ЗВУЧИТ ОТВЕТ СУСАНИНА ПОЛЯКАМ

(ответы – предположения ребят)

«Велик и свят наш край родной» — уверенно, гордо, смело, но поляки угрожают Сусанину: «Ты долго нам головы будешь морочить?… Тут же на месте тебя мы убьём!», он отвечает «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!» — мужественно, уверенно.

4. ЗВУЧИТ СЦЕНА ПОДКУПА СУСАНИНА

(ответы – предположения ребят)

Сусанин поспешно рассказывает Ване о своём замысле завести врагов в лесную глушь. От угроз поляки переходят в подкупу. Сусанин делает вид, что соблазнён щедрой платой за измену: Да, ваша правда» Деньги сила! И в этот момент снова слышна интонация танца – Мазурки – как будто Сусанин подделывается под поляков, и только в басах мы слышим суровую мелодию, которая передаёт сложное душевное состояние: притворная готовность уступить настоянию врагов и скрытые презрение и гнев. В заключении звучат слова Сусанина: «Панам вельможным служу, прямым путём вас поведу!»

Решив завести вражеский отряд в лесную непроходимую глушь и предупредить ополченцев о грозящей опасности, Сусанин прощается с Антонидой. Слайд №10.

5. ЗВУЧИТ СЦЕНА ПРОЩАНИЯ С ДОЧЕРЬЮ

(ответы ребят)

«Не плачь, не плачь, возлюблено чадо!
Дай Бог тебе счастливо жить с семьёй! – так обращается Сусанин к дочери.

«Сыграйте свадьбу без меня», «всю жизнь прожить не зная зла и слёз» — просит и желает Отец Антониде, поляки торопят Сусанина…прощается с дочерью….чувства тревоги, беды, горечи расставания, скорбь, нежность и любовь – переданы в песне.

4 действие происходит в лесу. Давайте послушаем сцену, действие которой происходит именно в густом, непроходимом лесу, занесённом снегом. Слайд №11.

ЗВУЧИТ СЦЕНА И ХОР ПОЛЯКОВ «МЫ УСТАЛИ!»

(ответы ребят)

«Устали мы, продрогли мы, нет сил идти!» Всю ночь ты водил нас в морозном тумане. В проклятом снегу мы потеряли след. Кружиться по лесу мы больше не станем. Признайся сейчас: ты хитришь или нет? – говорят поляки.

  • Узнали ли вы мазурку, звучащую в оркестре? (интонации знакомы)

  • Почему она так изменилась? (потому что тут поляки уже не такие смелые и бодрые, как на балу, они устали, сомневаются – слышна интонация плача)

  • Что осталось неизменным? (пунктирный ритм)

Слайд №12.

Поляки останавливаются на ночлег. Сусанин остаётся один. И звучит его предсмертная ария, которую мы слушали в 3 классе. Давайте вспомним её.

  • К кому обращается Сусанин в арии?

  • О ком вспоминает?

  • С кем прощается?

ЗВУЧИТ ПРЕДСМЕРТНАЯ АРИЯ СУСАНИНА

(звучит ария мужественно, сдержанно, трагично, суровые и скорбные краски, вспоминает детей)

После скорбных размышлений и мольбы к Господу подкрепить его в смертный час Сусанин вспоминает о семье. Он мысленно прощается с Антонидой, Собинину поручает заботу о ней, сокрушается о Ване. 

Сусанин осматривается: все кругом спят. Он тоже ложится. Вьюга усиливается. Поляки просыпаются, буря затихает. Но теперь им становится ясно, что Сусанин нарочно завёл их в эту глушь.

Слайд №13. Они подходят к Сусанину, будят его и допытываются, хитрит он или нет. И тут он открывает им правду: «Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал!». Поляки приходят в бешенство и убивают Сусанина.

Заканчивается опера заключительным хором «Славься!» Слайд №14.

Площадь перед московским Кремлём. Москва празднует победу русского войска, освободившего страну от врага. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Под звон колоколов народ чествует память Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью за Родину, и окружает вниманием его осиротевшую семью.

Послушаем хор и подпоём.

ЗВУЧИТ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ХОР ОПЕРЫ «Иван Сусанин»

Итог урока:

  • О каком произведение мы говорили? (опера «Иван Сусанин»)

  • Какой поступок его прославил? (он отдал свою жизнь, заведя врага в непроходимые леса)

  • Какие музыкальные номера дали характеристику полякам? (танцы Полонез и Мазурка)

  • Какие музыкальные номера помогли нам прочувствовать всё то, что происходило много лет назад? (сцена — встреча Сусанина и поляков, ответ Сусанина полякам, подкуп Сусанина, сцена прощания Сусанина с Антонидой, предсмертная ария Сусанина, хор «Славься»!)

РАЗУЧИВАНИЕ И РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ «Дорога Добра» под плюс и минус песни. Слайд №15-16

(текст на экране)

infourok.ru

Михаил Иванович Глинка. Опера «Иван Сусанин»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Презентация к уроку музыки для 4 класса «Опера Иван Сусанин»

1612г. Период, известный в истории под названием “смутного времени”. Поляки пытаются поработить Русь. Путь польского войска отмечен грабежами и пожарами. В родном селе Сусанина ждут возвращения из похода своих родных воинов. Женщины с грустью смотрят на реку и поют о красоте родного края. Вдруг с реки доносится та же песня. Это они, долгожданные родные воины! Вся деревня высыпала на берег им навстречу. Сусанин на крыльце своей хаты. Его дочь Антонида ждет своего жениха, предводителя воинского отряда Богдана Собинина. Собинин и воины выходят на берег. Они поют песню о трудной судьбе своей Родины и о стойкости её бойцов. Навстречу им выходят молодые ополченцы деревни. Командир отряда ополченцев поет об их готовности защищать Родину вместе с воинами.Горьки минуты поминания тех, кто не вернулся с поля боя. Но радость встречи и победы перевешивает горе. Вот и девушка с хлебом-солью! Все вспоминают прежних супостатов- и немецких псов-рыцарей, потопленных в Чудовом озере, и татарскую орду, полёгшую на поле Куликовом. Все они уходили с русской земли не солоно хлебавши. Сцена заканчивается весёлой, но и угрожающей песней:”Беда всем незваным злым гостям!”Отрезвляюще звучат слова Сусанина:“ Ликовать еще рано нам…”. Антонида между тем осторожно пытается выспросить, когда же свадьба с Собининым. Свадьбы не будет, пока не прогонят всех врагов с родной земли. Это известие потрясает Собинина- ведь для свадьбы он вырвался домой в перерыве между боями. Звучит одна из лучших страниц оперы – трио “Не томи, родимый…”, которое заканчивается общей – почти молитвой – о мире. Рассказ Собинина о том, что поляки заперты русскими войсками в Кремле и о том, что Минин собирает ополчение для полного разгрома врагов, снова вселяет надежду на радостный победный час, на мир – и весёлую свадьбу. Все расходятся по домам. Зима. В доме Сусанина идут приготовления к свадьбе, но девушки, пришедшие со свадебной песней на девичник, застают в хате одну рыдающую Антониду. Она рассказывает (романс Антониды), что отряд поляков, спешащих в Москву на выручку польскому войску, заставил Сусанина служить им провожатым и Сусанин, тайно послав своего приемного сына Ваню за помощью, ушёл с врагами. Согласившись служить проводником полякам, Сусанин намеренно завел их в лесную глушь и бездорожье, откуда им нет выхода. Усталый отряд спит. Сусанину не спится: он предчувствует свою гибель от рук разъяренных врагов. Звучит потрясающая по музыке ария “Чуют правду”.Тем временем Ваня, загнав коня, уже бегом, прибежал к воротам лесного посада, где ночует ополчение во главе с Мининым. Ваня сообщает ополченцам, что враг близко. Ополчение с Ваней уходит на выручку Сусанину. Но они опоздали. Сусанин погиб, зарубленный саблями разъяренных врагов. Отряд поляков был разгромлен и уничтожен. Сусанин погиб как погибали русские люди, самоотверженно и героически отдававшие свою жизнь за родную землю, за свой народ. И вот — враги изгнаны с родной земли. Русь снова свободна и независима. Победа! На Красной площади в Москве народ славит свою Родину, бойцов, отстоявших её от захватчиков, и поминает героев, отдавших жизнь за Русь.

ПЕРЕД СКАЧИВАНИЕМ
поделитесь материалом:

znanio.ru

Презентация на тему: М.И. Глинка опера «Иван Сусанин»

Слайд 1

Работа ученицы 7-го класса «б» Глебовой Анны М.И.Глинка опера «Иван Сусанин»

Слайд 2

История создания. Намерение написать русскую национальную оперу возникло у Глинки в Италии. По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. «…как бы по волшебному действию, —вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — все это разом вспыхнуло в голове моей».

Слайд 3

Глинка назвал свое творение «отечественной героико-трагической оперой», сделав главным героем произведения, активным участником событий народ, придав опере эпический размах, насытив ее действие массовыми хоровыми сценами. Личные судьбы отдельных героев предстают в неразрывной связи с судьбами родины. Широкие картины жизни народа, быта, русской природы сочетаются в опере с глубоким раскрытием многогранных характеров.

Слайд 4

Строение оперы. Увертюра Увертюра начинается величественным вступлением. Взволнованность и динамичность ее основного, быстрого раздела предвосхищает драматические события оперы.

Слайд 5

В первом акте значительное место занимают хоры. Интродукция «Родина моя» — величавая народная сцена; основная мелодия хора, словно подсказанная широким раздольем русских просторов, напоминает народную песню . Первый акт Каватина и рондо Антониды «Ах ты, поле, поле», отмеченные то мечтательной грустью, то шаловливой грацией, создают поэтичный образ девушки. Мягким лиризмом проникнут терцет «Не томи, родимый».

Слайд 6

Второй акт резко контрастирует с первым. Здесь основное место занимают блестящие бальные танцы. За торжественным полонезом следует энергичный, стремительный краковяк; плавный, легкий вальс сменяется темпераментной мазуркой. Второй акт

Слайд 7

Третий акт Первая часть лирическая , интимная по настроению, отличается светлым колоритом, спокойным, медленным течением действия; здесь преобладают сольные номера и ансамблевые сцены. Второй половине акта свойственно стремительное развитие действия, резкие контрасты, драматические столкновения; музыка выражает волнение, печаль, гнев, тревогу. Сцена Сусанина с поляками — центральный и наиболее драматичный эпизод акта. Композитор использует здесь ритмы полонеза и мазурки, в партии же Сусанина звучат широкие напевы хоровой интродукции.

Слайд 8

Свадебному хору подруг Антониды « Разгулялися , разливалися » с его мягкими мелодическими оборотами присущ ярко выраженный народно-песенный склад. Полон душевного волнения романс Антониды с хором «Не о том скорблю, подруженьки». Свадьба. Четвёртый акт. Четвертый акт предваряется симфоническим антрактом, рисующим ночной зимний пейзаж.

Слайд 9

Вторая и третья картины . Вторую картину составляет большая героическая ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал ». Центральный эпизод третьей картины — ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря»; в ней слышатся глубокая скорбь, душевная боль и в то же время мужество.

Слайд 10

Эпилог. Эпилог оперы — грандиозная массовая сцена, среднюю часть которой составляет терцет Антониды , Вани и Собинина, оплакивающих гибель Сусанина. Оперу завершает величественный хор «Славься» — светлый гимн русскому народу, выдающийся художественный памятник беззаветному народному патриотизму.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *