Характеристика синдрома раннего детского аутизма: Ранний детский аутизм — Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Детская Республиканская больница им. И.Н. Григовича»
Ранний детский аутизм — Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Детская Республиканская больница им. И.Н. Григовича»
Ранний детский аутизм (РДА) — это отклонение в психическом развитии ребенка, определяющими признаками которого являются аутистические формы контактов, расстройство речи, ее коммуникативной функции, нарушение социальной адаптации, расстройство моторики, стереотипная деятельность, нарушения развития.
В последние годы отмечено увеличение числа детей с ранним детским аутизмом. Соответствующие показатели в литературе колеблются в очень широких пределах – от 7 до 50 случаев на 10 000 детского населения.
Вопросы этиологии и патогенеза данного состояния еще недостаточно изучены. Наиболее распространенной является теория о наследственном происхождении РДА.
В раннем возрасте первыми признаками РДА могут быть парадоксальные реакции на сенсорные стимулы, слабо выраженный «комплекс оживления». С возрастом нарастает слабость эмоциональных контактов с близкими. Дети с РДА проявляют общую вялость, безынициативность, мало интересуются игрушками, не переносят новизны, появляются стереотипные движения.
Характерен внешний вид больных РДА – как правило, при обычной миловидности, обращает на себя внимание взгляд, обращенный в пустоту, «сквозь» собеседника. Моторика угловатая, движения неритмичные, неточные, с моторными стереотипиями в кистях рук, ходьба на цыпочках, однообразный бег, прыжки с опорой не на всю ступню.
Необходимо отметить наличие асинхронности развития разных функциональных сфер психической деятельности ребенка с РДА (моторной, речевой, познавательной, эмоциональной, поведенческой), дезинтеграции, проявляющейся одновременным сосуществованием примитивных и более сложных функций внутри каждой из сфер психической деятельности. Характерны страхи, которые могут быть непонятны окружающим и связаны с особой сенсорной ранимостью таких детей. У многих детей отмечаются нарушение сна, избирательность в еде.
Для детей с РДА характерны особые задержки и нарушения развития речи и прежде всего ее коммуникативной функции. Речь не направлена к собеседнику, отсутствует экспрессия, жестикуляция. Постоянны эхолалии, неправильное использование личных местоимений. Фразы носят характер штампованности. Нередко имеет место мутизм.
Указанные расстройства проявляются с раннего возраста (до 2,5 лет).
Лечение детей с РДА включает в себя медикаментозное лечение, психолого-педагогическую коррекцию.
Основные этапы психологической коррекции:
— Установление контакта с аутичным ребенком.
— Усиление психической активности детей (придание реального игрового эмоционального смысла действиям ребенка).
— Организация целенаправленного поведения аутичного ребенка.
— Работа с родителями аутичного ребенка, которая заключается в целенаправленных консультациях родителей по проблемам развития и воспитания ребенка, присутствии родителей на занятиях и активное участие в них (обучение родителей методам и приемам работы с ребенком).
Медикаментозная терапия направлена на облегчение коррекционной работы, купирование аффективных нарушений, явлений психомоторного возбуждения, расторможенности влечений, сглаживание резидуально-органических расстройств. Необходимо отметить, что медикаментозное лечение детей с РДА сопряжено с рядом трудностей. В первую очередь это выраженный негативизм к приему лекарств, высокая чувствительность к побочным действиям препаратов, особенно нейролептиков. Таким образом, медикаментозная терапия подбирается строго индивидуально.
Как показывает практика без своевременной диагностики и адекватной коррекции Раннего детского аутизма значительная часть таких детей становятся необучаемыми и не приспособленными к жизни в обществе. И наоборот, при ранней диагностике и своевременном начале коррекции большинство аутичных детей можно подготовить к обучению и нередко развить их потенциальную одаренность в отдельных областях знаний.
Сойникова М.Е.
Список литературы:
1. Башина В.М. Аутизм в детстве. М. Медицина, 1999
2. Глезерман Т.Б., Красов В.А., Дмитрова Е.Д. Нейропсихологоическое изучение состояния легкого интеллектуального недоразвития у детей . Журнал невропатолгии и психиатрии им. С.С.Корсакова 1987. №3
3. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М. Медицина, 1979
4. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М. Медицина, 1985
5. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб.: Питер, 2001.
Ранний детский аутизм
Аутизмом (от греческого autos – сам) называют состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. Аутизм может быть как вторичным симптомом шизофрении (см. раздел «Шизофрения»), так и самостоятельной нозологической единицей. В последнем случае он возникает в первые годы жизни и называется ранним детским аутизмом (РДА).
РДА, не входящий в спектр шизофренической симптоматики, характеризуется нарушениями всех сфер психики – сенсомоторной, перцептивной, познавательной, речевой и эмоциональной, а также недостаточно развитым социальным взаимодействием с окружающими. Согласно МКБ-10 среди нарушений психологического развития выделяют детский (типичный) аутизм и атипичный аутизм. Симптоматика детского аутизма проявляется в возрасте до трех лет, тогда как признаки психических нарушений при атипичном аутизме наблюдаются после трех лет. Более подробно классификация представлена в таблице 1.
Таблица 1. Классификация аутизма по МКБ-10.
1. ТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ
1.1. Аутистические расстройства,
1.2. Инфантильный аутизм,
1.3. Инфантильный психоз,
1.4. Синдром аутизма Каннера.
2. АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ
2.1. Атипичные детские психозы,
2.2. УМО с аутистическими чертами.
3. Синдром Ретта
Этиология и патогенез раннего детского аутизма неясны. В качестве объяснений выдвигаются «теория эмоциональной холодности родителей», наследственные нарушения и органические поражения ЦНС.
В связи с проблемой аутизма актуальны вопросы диагностики данного нарушения, симптоматика которого имеет сходство с другими нарушениями нервно-психического развития.
Детям с ранним детским аутизмом в первые 2-3 года жизни возможна постановка ошибочного диагноза, поэтому необходима четкая дифференциация РДА и других заболеваний, имеющих аналогичные внешние проявления.Частота встречаемости РДА колеблется от 4 до 6 на 10000 детского населения. Соотношение мальчиков и девочек составляет примерно 4-5 / 1. IQ детей с РДА более чем в двух третях случаев ниже 70.
Клиническая картина аутистического синдрома у детей с РДА определяется проявлениями отрешенности, неспособностью к формированию общения, к осознаванию посторонних персон и неодушевленных предметов /явлениями протодиакризиса/, отсутствием подражания, реакций на комфорт и дискомфорт, монотонно-однообразным характером поведения с «симптомами тождества». Для них характерно господство влечений, противоположные желания, аффекты, представления, отсутствие единства и внутренней логики в поведении. Эмоциональная реакция на близких ослаблена вплоть до полного внешнего ареагирования (так называемой «аффективной блокады»).
У многих детей отмечаются нарушения инстинктивной жизни, инверсия цикла сна, перверзность аппетита, изменчивость мышечного тонуса до гипотонии или гипертонии. После полутора- двух лет становится отчетливой диссоциация развития личности с нарушением последовательности вытеснения примитивных функций сложными в пределах всех сфер деятельности.
Степень выраженности аутизма неодинакова, что несомненно зависит от генетической предрасположенности и внешних факторов (большинство авторов выделяют 4 степени РДА). К 3-5 годам жизни ребенка дизонтогенетические проявления в круге аутистического синдрома достигают своей наибольшей выраженности; в дальнейшем этот тип расстройств нередко становится почти идентичным расстройствам при аутистической шизоидной психопатии типа Аспергера. Близкого порядка личностные расстройства аутистического типа могут иметь место и у детей с негрубыми резидуальными состояниями вследствие минимальной мозговой дисфункции или более явных органических резидуальных поражений головного мозга.
Лечебная помощь строится на базе индивидуальной клинической верификации состояния ребенка и представлена разными лечебными профилями: психофармакотерапией, психотерапией (индивидуальной и семейной), физиотерапией, массажем и др. Фармакотерапия направлена на купирование психопатологических проявлений болезни, профилактику вегето-сосудистой и всгето-висцеральной дистоний, активизацию ребенка и ослабление психического напряжения. Медикаментозное лечение должно соотноситься с высокой чувствительностью маленьких аутистов к нейролептикам, транквилизаторам и необходимостью пребывания ребенка в условиях дома, в пути, с неустойчивой его активностью.
Психотерапевтическая работа с самим аутистом и семьей направлена на коррекцию поведения ребенка, нивелировку тревожности, страха, а также на коррекцию и укрепление семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приемам работы с ним.
Признаки и симптомы расстройств аутистического спектра
Español (испанский)
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это нарушение развития, вызванное различиями в мозге. Люди с РАС часто имеют проблемы с социальным общением и взаимодействием, а также ограниченное или повторяющееся поведение или интересы. У людей с РАС также могут быть разные способы обучения, движения или концентрации внимания. Важно отметить, что у некоторых людей без РАС также могут быть некоторые из этих симптомов. Но для людей с РАС эти характеристики могут сильно усложнить жизнь.
Узнайте больше о РАС
Навыки социального общения и взаимодействия
Навыки социального общения и взаимодействия могут быть сложными для людей с РАС.
Примеры характеристик социального общения и социального взаимодействия, связанных с РАС, могут включать
- Избегает или не поддерживает зрительный контакт
- Не реагирует на имя к 9-месячному возрасту
- Не показывает выражения лица, такие как счастливое, грустное, злое и удивленное на 9месяцев
- Не играет в простые интерактивные игры, такие как лепешки, к 12 месяцам
- К 12-месячному возрасту мало или совсем не использует жесты (например, не машет рукой на прощание)
- Не разделяет интересов с другими к 15-месячному возрасту (например, показывает вам объект, который им нравится)
- Не хочет показывать вам что-то интересное к 18-месячному возрасту
- Не замечает, когда другие обижены или расстроены, к 24 месяцам жизни
- Не замечает других детей и не присоединяется к ним в игре к 36 месяцам
- Не притворяется кем-то другим, например учителем или супергероем, во время игры до 48-месячного возраста
- Не поет, не танцует и не играет для вас к 60 месяцам
Ограниченное или повторяющееся поведение или интересы
Люди с РАС имеют поведение или интересы, которые могут показаться необычными. Такое поведение или интересы отличают РАС от состояний, определяемых только проблемами с социальным общением и взаимодействием.
Примеры ограниченного или повторяющегося поведения и интересов, связанных с РАС, могут включать
- Выстраивает игрушки или другие предметы в ряд и расстраивается, когда меняется порядок
- Повторяет слова или фразы снова и снова (эхолалия)
- Каждый раз играет с игрушками одинаково
- Ориентируется на части предметов (например, колеса)
- Расстраивается из-за незначительных изменений
- Имеет навязчивые интересы
- Должен следовать определенным процедурам
- Размахивает руками, раскачивает тело или вращается по кругу
- Имеет необычные реакции на звук, запах, вкус, внешний вид или ощущения
Другие характеристики
Большинство людей с РАС имеют другие сопутствующие характеристики. Сюда могут входить
- Отсроченные языковые навыки
- Навыки движения с задержкой
- Задержка когнитивных или учебных навыков
- Гиперактивное, импульсивное и/или невнимательное поведение
- Эпилепсия или судорожное расстройство
- Необычные привычки в еде и сне
- Проблемы с желудочно-кишечным трактом (например, запор)
- Необычное настроение или эмоциональные реакции
- Беспокойство, стресс или чрезмерное беспокойство
- Отсутствие страха или больше страха, чем ожидалось
Важно отметить, что у детей с РАС могут отсутствовать все или некоторые виды поведения, перечисленные здесь в качестве примеров.
Узнайте больше о скрининге и диагностике РАС
Узнайте больше о лечении симптомов РАС
Последняя проверка страницы: 28 марта 2022 г.
Источник контента: Национальный центр врожденных дефектов и нарушений развития, Центры по контролю и профилактике заболеваний
Признаки аутизма у детей
Аутизм у маленьких детей
Признаки аутизма у маленьких детей включают:
- отсутствие реакции на свое имя
- отсутствие улыбки, когда вы улыбаетесь им
- сильное огорчение, если им не нравится определенный вкус , запах или звук
- повторяющиеся движения, такие как взмахи руками, щелканье пальцами или раскачивание тела
- меньше говорят, чем другие дети
- не так много притворяются, что играют
- повторяют одни и те же фразы
Аутизм у детей старшего возраста
Признаки аутизма у детей старшего возраста включают:
- непонимание того, что думают или чувствуют другие например, повторять фразы и говорить «на» других
- любить строгий распорядок дня и очень расстраиваться, если он меняется
- очень сильно интересоваться определенными предметами или занятиями
- очень расстраиваются, если вы просите их что-то сделать
- им трудно заводить друзей или они предпочитают быть наедине с собой
- воспринимают вещи очень буквально – например, они могут не понимать такие фразы, как «сломать ногу»
- им трудно сказать, что они чувствуют
Аутизм у девочек и мальчиков
Иногда аутизм у девочек и мальчиков может быть разным.
Аутичные девочки могут:
- скрывать некоторые признаки аутизма, копируя поведение и игру других детей
- замыкаются в себе в трудных ситуациях
- кажутся лучше справляющимися с социальными ситуациями
- проявляют меньше признаков повторяющегося поведения
Это означает, что у девочек труднее обнаружить аутизм.
Национальное общество аутистов располагает дополнительной информацией об аутичных женщинах и девочках.
Несрочный совет: Получите совет, если:
- вы думаете, что ваш ребенок может быть аутистом
Вы можете поговорить с:
- врачом общей практики
- патронажем (для детей до 5 лет)
- любым другим медицинским работником, которого посещает ваш ребенок, например, другим врачом или терапевтом школа вашего ребенка
Диагноз может помочь вашему ребенку получить любую дополнительную поддержку, в которой он может нуждаться.