cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Характеристика синдрома раннего детского аутизма: Ранний детский аутизм — Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Детская Республиканская больница им. И.Н. Григовича»

Ранний детский аутизм — Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Детская Республиканская больница им. И.Н. Григовича»

Ранний детский аутизм (РДА) — это отклонение в психическом развитии ребенка, определяющими признаками которого являются аутистические формы контактов, расстройство речи, ее коммуникативной функции, нарушение социальной адаптации, расстройство моторики, стереотипная деятельность, нарушения развития.

В последние годы отмечено увеличение числа детей с ранним детским аутизмом. Соответствующие показатели в литературе колеблются в очень широких пределах – от 7 до 50 случаев на 10 000 детского населения.

Вопросы этиологии и патогенеза данного состояния еще недостаточно изучены. Наиболее распространенной является теория о наследственном происхождении РДА.

В раннем возрасте первыми признаками РДА могут быть парадоксальные реакции на сенсорные стимулы, слабо выраженный  «комплекс оживления». С возрастом нарастает слабость эмоциональных контактов с близкими. Дети с РДА  проявляют общую вялость, безынициативность, мало интересуются игрушками, не переносят новизны, появляются стереотипные движения.

Характерен внешний вид  больных  РДА – как правило, при обычной миловидности, обращает на себя внимание взгляд, обращенный в пустоту, «сквозь» собеседника. Моторика угловатая, движения неритмичные, неточные, с моторными стереотипиями в кистях рук, ходьба на цыпочках, однообразный бег, прыжки с опорой не на всю ступню.

Необходимо отметить наличие асинхронности развития разных функциональных сфер психической деятельности ребенка с РДА (моторной, речевой, познавательной, эмоциональной, поведенческой), дезинтеграции, проявляющейся одновременным сосуществованием примитивных и более сложных функций внутри каждой из сфер психической деятельности. Характерны страхи, которые могут быть непонятны окружающим и связаны с особой сенсорной ранимостью таких детей. У многих детей отмечаются нарушение сна, избирательность в еде.

Для детей с РДА характерны особые задержки и нарушения развития речи и прежде всего ее коммуникативной функции. Речь не направлена к собеседнику, отсутствует экспрессия, жестикуляция. Постоянны эхолалии, неправильное использование личных местоимений. Фразы носят характер штампованности. Нередко имеет место мутизм.

Указанные расстройства проявляются с раннего возраста (до 2,5 лет).

Лечение детей с РДА включает в себя медикаментозное лечение, психолого-педагогическую коррекцию.

Основные этапы психологической коррекции:

— Установление контакта с аутичным ребенком.

— Усиление психической активности детей (придание реального игрового эмоционального смысла действиям ребенка).

— Организация целенаправленного поведения аутичного ребенка.

— Работа с родителями аутичного ребенка, которая заключается в целенаправленных консультациях родителей по проблемам развития и воспитания ребенка, присутствии родителей на занятиях и активное участие в них (обучение родителей методам и приемам работы с ребенком).

Медикаментозная терапия направлена на облегчение коррекционной работы, купирование аффективных нарушений, явлений психомоторного возбуждения, расторможенности влечений, сглаживание резидуально-органических расстройств. Необходимо отметить, что медикаментозное лечение детей с РДА сопряжено с рядом трудностей. В первую очередь это выраженный негативизм к приему лекарств, высокая чувствительность к побочным действиям препаратов, особенно нейролептиков. Таким образом, медикаментозная терапия подбирается строго индивидуально.

Как показывает практика без своевременной диагностики и адекватной коррекции Раннего детского аутизма значительная часть таких детей становятся необучаемыми и не приспособленными к жизни в обществе. И наоборот, при ранней диагностике и своевременном начале коррекции большинство аутичных детей можно подготовить к обучению и нередко развить их потенциальную одаренность в отдельных областях знаний.

Сойникова М.Е.

Список литературы:

1.    Башина В.М. Аутизм в детстве. М. Медицина, 1999

2.    Глезерман Т.Б., Красов В.А., Дмитрова Е.Д. Нейропсихологоическое изучение состояния легкого интеллектуального недоразвития у детей . Журнал невропатолгии и психиатрии им. С.С.Корсакова 1987. №3

3.    Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М. Медицина, 1979

4.    Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М. Медицина, 1985

5.    Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб.: Питер, 2001.

Ранний детский аутизм

Аутизмом (от греческого autos – сам) называют состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. Аутизм может быть как вторичным симптомом шизофрении (см. раздел «Шизофрения»), так и самостоятельной нозологической единицей. В последнем случае он возникает в первые годы жизни и называется ранним детским аутизмом (РДА).

РДА, не входящий в спектр шизофренической симптоматики, характеризуется нарушениями всех сфер психики – сенсомоторной, перцептивной, познавательной, речевой и эмоциональной, а также недостаточно развитым социальным взаимодействием с окружающими. Согласно МКБ-10 среди нарушений психологического развития выделяют детский (типичный) аутизм и атипичный аутизм. Симптоматика детского аутизма проявляется в возрасте до трех лет, тогда как признаки психических нарушений при атипичном аутизме наблюдаются после трех лет. Более подробно классификация представлена в таблице 1.

Таблица 1. Классификация аутизма по МКБ-10.

1. ТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ

1.1. Аутистические расстройства,

1.2. Инфантильный аутизм,

1.3. Инфантильный психоз,

1.4. Синдром аутизма Каннера.

2. АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ

2.1. Атипичные детские психозы,

2.2. УМО с аутистическими чертами.

3. Синдром Ретта

Этиология и патогенез раннего детского аутизма неясны. В качестве объяснений выдвигаются «теория эмоциональной холодности родителей», наследственные нарушения и органические поражения ЦНС.

В связи с проблемой аутизма актуальны вопросы диагностики данного нарушения, симптоматика которого имеет сходство с другими нарушениями нервно-психического развития.

Детям с ранним детским аутизмом в первые 2-3 года жизни возможна постановка ошибочного диагноза, поэтому необходима четкая дифференциация РДА и других заболеваний, имеющих аналогичные внешние проявления.

Частота встречаемости РДА колеблется от 4 до 6 на 10000 детского населения. Соотношение мальчиков и девочек составляет примерно 4-5 / 1. IQ детей с РДА более чем в двух третях случаев ниже 70.

Клиническая картина аутистического синдрома у детей с РДА определяется проявлениями отрешенности, неспособностью к формированию общения, к осознаванию посторонних персон и неодушевленных предметов /явлениями протодиакризиса/, отсутствием подражания, реакций на комфорт и дискомфорт, монотонно-однообразным характером поведения с «симптомами тождества». Для них характерно господство влечений, противоположные желания, аффекты, представления, отсутствие единства и внутренней логики в поведении. Эмоциональная реакция на близких ослаблена вплоть до полного внешнего ареагирования (так называемой «аффективной блокады»).

Недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители придает детям сходство со слепыми и глухими. Во внешнем облике таких детей при обычной миловидности обращает на себя внимание взгляд, обращенный и пустоту, во внутрь себя, «взгляд мимо», с преобладанием зрительного восприятия на периферии поля зрения. Моторика, как правило, угловатая, движения неритмичные, «закостенелые» или неточные, с тенденциями моторных стереотипий в пальцах, кистях рук, ходьбы на цыпочках, однообразного бега, прыжков с опорой не на всю ступню. Речь обычно не направлена к собеседнику, отсутствует экспрессия, жестикуляция, голос то тихий, то громкий, произношение звуков варьирует от правильного до неправильного. Часто наблюдаются отклонения тональности, скорости, ритма, отсутствие интонационного переноса, эхолалии, бессвязность, невозможность вести диалог. Длительно сохраняется тенденция к манерному словотворчеству. Характерны краткие фразы с «рыхлыми» ассоциациями, смещением мыслей, отсутствием личных глагольных и местоименных форм.

У многих детей отмечаются нарушения инстинктивной жизни, инверсия цикла сна, перверзность аппетита, изменчивость  мышечного тонуса до гипотонии или гипертонии. После полутора- двух лет становится отчетливой диссоциация развития личности с нарушением последовательности вытеснения примитивных функций сложными в пределах всех сфер деятельности.

Степень выраженности аутизма неодинакова, что несомненно зависит от генетической предрасположенности и внешних факторов (большинство авторов выделяют 4 степени РДА). К 3-5 годам жизни ребенка дизонтогенетические проявления в круге аутистического синдрома достигают своей наибольшей выраженности; в дальнейшем этот тип расстройств нередко становится почти идентичным расстройствам при аутистической шизоидной психопатии типа Аспергера. Близкого порядка личностные расстройства аутистического типа могут иметь место и у детей с негрубыми резидуальными состояниями вследствие минимальной мозговой дисфункции или более явных органических резидуальных поражений головного мозга.

Лечебная помощь строится на базе индивидуальной клинической верификации состояния ребенка и представлена разными лечебными профилями: психофармакотерапией, психотерапией (индивидуальной и семейной), физиотерапией, массажем и др. Фармакотерапия направлена на купирование психопатологических проявлений болезни, профилактику вегето-сосудистой и всгето-висцеральной дистоний, активизацию ребенка и ослабление психического напряжения. Медикаментозное лечение должно соотноситься с высокой чувствительностью маленьких аутистов к нейролептикам, транквилизаторам и необходимостью пребывания ребенка в условиях дома, в пути, с неустойчивой его активностью.

Психотерапевтическая работа с самим аутистом и семьей направлена на коррекцию поведения ребенка, нивелировку тревожности, страха, а также на коррекцию и укрепление семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приемам работы с ним.

Признаки и симптомы расстройств аутистического спектра

Español (испанский)

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это нарушение развития, вызванное различиями в мозге. Люди с РАС часто имеют проблемы с социальным общением и взаимодействием, а также ограниченное или повторяющееся поведение или интересы. У людей с РАС также могут быть разные способы обучения, движения или концентрации внимания. Важно отметить, что у некоторых людей без РАС также могут быть некоторые из этих симптомов. Но для людей с РАС эти характеристики могут сильно усложнить жизнь.

Узнайте больше о РАС

Навыки социального общения и взаимодействия

Навыки социального общения и взаимодействия могут быть сложными для людей с РАС.

Примеры характеристик социального общения и социального взаимодействия, связанных с РАС, могут включать

  • Избегает или не поддерживает зрительный контакт
  • Не реагирует на имя к 9-месячному возрасту
  • Не показывает выражения лица, такие как счастливое, грустное, злое и удивленное на 9месяцев
  • Не играет в простые интерактивные игры, такие как лепешки, к 12 месяцам
  • К 12-месячному возрасту мало или совсем не использует жесты (например, не машет рукой на прощание)
  • Не разделяет интересов с другими к 15-месячному возрасту (например, показывает вам объект, который им нравится)
  • Не хочет показывать вам что-то интересное к 18-месячному возрасту
  • Не замечает, когда другие обижены или расстроены, к 24 месяцам жизни
  • Не замечает других детей и не присоединяется к ним в игре к 36 месяцам
  • Не притворяется кем-то другим, например учителем или супергероем, во время игры до 48-месячного возраста
  • Не поет, не танцует и не играет для вас к 60 месяцам

Ограниченное или повторяющееся поведение или интересы

Люди с РАС имеют поведение или интересы, которые могут показаться необычными. Такое поведение или интересы отличают РАС от состояний, определяемых только проблемами с социальным общением и взаимодействием.

Примеры ограниченного или повторяющегося поведения и интересов, связанных с РАС, могут включать

  • Выстраивает игрушки или другие предметы в ряд и расстраивается, когда меняется порядок
  • Повторяет слова или фразы снова и снова (эхолалия)
  • Каждый раз играет с игрушками одинаково
  • Ориентируется на части предметов (например, колеса)
  • Расстраивается из-за незначительных изменений
  • Имеет навязчивые интересы
  • Должен следовать определенным процедурам
  • Размахивает руками, раскачивает тело или вращается по кругу
  • Имеет необычные реакции на звук, запах, вкус, внешний вид или ощущения

Другие характеристики

Большинство людей с РАС имеют другие сопутствующие характеристики. Сюда могут входить

  • Отсроченные языковые навыки
  • Навыки движения с задержкой
  • Задержка когнитивных или учебных навыков
  • Гиперактивное, импульсивное и/или невнимательное поведение
  • Эпилепсия или судорожное расстройство
  • Необычные привычки в еде и сне
  • Проблемы с желудочно-кишечным трактом (например, запор)
  • Необычное настроение или эмоциональные реакции
  • Беспокойство, стресс или чрезмерное беспокойство
  • Отсутствие страха или больше страха, чем ожидалось

Важно отметить, что у детей с РАС могут отсутствовать все или некоторые виды поведения, перечисленные здесь в качестве примеров.

Узнайте больше о скрининге и диагностике РАС

Узнайте больше о лечении симптомов РАС

Последняя проверка страницы: 28 марта 2022 г.

Источник контента: Национальный центр врожденных дефектов и нарушений развития, Центры по контролю и профилактике заболеваний

Признаки аутизма у детей

Аутизм у маленьких детей

Признаки аутизма у маленьких детей включают:

  • отсутствие реакции на свое имя
  • избегание зрительного контакта
  • отсутствие улыбки, когда вы улыбаетесь им
  • сильное огорчение, если им не нравится определенный вкус , запах или звук
  • повторяющиеся движения, такие как взмахи руками, щелканье пальцами или раскачивание тела
  • меньше говорят, чем другие дети
  • не так много притворяются, что играют
  • повторяют одни и те же фразы

Аутизм у детей старшего возраста

Признаки аутизма у детей старшего возраста включают:

  • непонимание того, что думают или чувствуют другие например, повторять фразы и говорить «на» других
  • любить строгий распорядок дня и очень расстраиваться, если он меняется
  • очень сильно интересоваться определенными предметами или занятиями
  • очень расстраиваются, если вы просите их что-то сделать
  • им трудно заводить друзей или они предпочитают быть наедине с собой
  • воспринимают вещи очень буквально – например, они могут не понимать такие фразы, как «сломать ногу»
  • им трудно сказать, что они чувствуют

Аутизм у девочек и мальчиков

Иногда аутизм у девочек и мальчиков может быть разным.

Аутичные девочки могут:

  • скрывать некоторые признаки аутизма, копируя поведение и игру других детей
  • замыкаются в себе в трудных ситуациях
  • кажутся лучше справляющимися с социальными ситуациями
  • проявляют меньше признаков повторяющегося поведения

Это означает, что у девочек труднее обнаружить аутизм.

Национальное общество аутистов располагает дополнительной информацией об аутичных женщинах и девочках.

Несрочный совет: Получите совет, если:

  • вы думаете, что ваш ребенок может быть аутистом

Вы можете поговорить с:

  • врачом общей практики
  • патронажем (для детей до 5 лет)
  • любым другим медицинским работником, которого посещает ваш ребенок, например, другим врачом или терапевтом школа вашего ребенка

Диагноз может помочь вашему ребенку получить любую дополнительную поддержку, в которой он может нуждаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *