cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

В гостях у некрасова изложение: Развитие речи. Сжатое изложение «В гостях у Некрасова»

Развитие речи. Сжатое изложение "В гостях у Некрасова"

6 класс

Урок развития речи. Выборочное изложение – описание помещения.

Цель урока:

Задачи урока:

  • Обучать учащихся умениям осмысливать содержание исходного текста, вдумываться в особенности его языкового строя;

  • Формировать у учащихся умения отбирать факты для раскрытия поставленной дидактической задачи;

  • Формировать умения сохранять строение текста, языковые средства, характерные для стиля речи;

  • Формировать умение излагать мысли в соответствии с нормами русского литературного языка;

  • Расширять словарный запас, кругозор учащихся.

Оборудование: текст М.Басиной «В гостях у Некрасова»; презентация «В гостях у Некрасова»

Ход урока

1. Организационный момент

2. Краткое вводное слово учителя

Сегодня мы пишем выборочное изложение-описание помещения по рассказу М. Басиной «В гостях у Некрасова». (Слайд №1)

Нам предстоит совершить воображаемое путешествие в Санкт-Петербург. Мы побываем в Мемориальном музее-квартире Николая Алексеевича Некрасова.

На уроках литературы вы знакомились с произведениями этого автора. Давайте вспомним, с какими?

(«Дед Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин», «Крестьянские дети», «Мужичок с ноготок»)

Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877) – русский поэт, родился в семье небогатого помещика. Маленькому Николаю не дозволялось дружить с крепостными крестьянскими детьми, но он часто убегал к своим деревенским товарищам, купался с ними на речке, ходил за грибами. Впоследствии Некрасов никогда не забывал о своих друзьях детства. Он открыл школу для крестьянских детей, в которой они обучались бесплатно. Крестьянские дети навсегда остались его любимцами. Он общался с ними не только в жизни, но и в своей поэзии. Им он посвятил множество стихотворений. Дети для него – символ будущего России, мечта о честном и добром человеке.

(Слайд № 2,3,4,5)

А сейчас мы отправимся в гости к этому удивительному поэту, увидим кабинет, в котором он создавал свои произведения. (Слайд № 6)

Внимательно послушайте рассказ М Басиной «В гостях у Некрасова» и подумайте, какую часть текста мы используем для описания кабинета поэта, а какую часть опустим.

3. Чтение текста изложения

В ГОСТЯХ У НЕКРАСОВА

Мы поднимаемся по широкой пологой лестнице, по тем самым ступеням, по которым столько раз поднимались Некрасов, Тургенев, Лев Толстой, Островский… Всех не перечислишь.

На втором этаже останавливаемся перед дверью со скромной медной дощечкой, на которой написано: «Николай Алексеевич Некрасов».

Из прихожей через большую светлую комнату, обставленную старинной мебелью, - приемную – попадаем в кабинет поэта.

Как много сделано в этой комнате для русской литературы! Здесь Некрасов работал. Вот за этим самым столом, на котором, как и тогда, стоят бюсты Пушкина и Гоголя.

А вот в этих глубоких мягких креслах, что стоят у камина, он любил отдыхать, читать, беседовать с гостями. Между кресел – маленький курительный столик, подарок друзей. На камине часы и фигурки двух лошадок. У письменного стола – этажерка, на которой лежали рукописи и корректуры. В книжных шкафах, что разместились вдоль стен, есть подлинные книги из библиотеки Некрасова. (135 слов)

(Слайд №7,8,9,10)

4. Работа над текстом

Беседа по вопросам:

(художественный, описание)

(во второй части)

(описание лестницы, приемной опускается)

(Как много сделано в этой комнате для русской литературы!)

Именно с этого предложения рекомендуется начать изложение

(с письменного стола)

(потому что именно этот предмет интерьера говорит о работе писателя)

(этажерка с рукописями и корректурами)

(в глубоких мягких креслах, что стоят у камина)

(Книги занимают одно из главных мест, они находятся в шкафах вдоль стен. Среди них есть подлинные книги из библиотеки Некрасова)

(автор использует глагол «разместились» не случайно. Тем самым он подчеркивает, что книги играли важную роль в жизни писателя, и шкафы не просто стоят, они хранят в себе настоящие сокровища. Поэтому автор говорит о них, как о людях.)

Словарная работа:

(Некоторые слова вызывают затруднения у учащихся при определении их лексического значения. Данные слова записываю на доске с определением. Учащиеся записывают их в тетрадь или словарик)

Этажерка – предмет мебели в виде полочек, укрепленных на стойках друг над другом

Корректура – исправление ошибок на оттиске типографского набора

Рукопись – подлинник или копия текста, написанные от руки

Особенности описания в данном тексте:

Обращаю внимание учащихся на особенности описания: предметы не просто перечислены, а показаны как бы через действия самого Некрасова:

Вот за этим самым столом; в этих глубоких мягких креслах…любил отдыхать; маленький курительный столик – подарок друзей.

Синтаксическая разминка:

По теме, связанной с содержанием текста, составьте сложенное предложение. Расскажите о постановке в нем знаком препинания, составьте его схему

5. Повторное чтение текста учителем.

6. Написание учащимися выборочного изложения.

В слабых классах написание изложения можно провести на следующем уроке. А после повторного чтения текста предложить учащимся составить план изложения.

На данном уроке возможно использование мультимедийной презентации (по желанию учителя), подробно иллюстрирующей текст изложения.

Использованная литература:

1. Л.А.Виноградова, А.Н.Горчак «Сборник текстов для изложений» М., 1981

2.С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка» М., 1990

Использованные ресурсы сети «Интернет»:

1. www.museum.ru

2. www.spbflat.ru

3. www.wikimapia.org

4. www.nekrasov.org.ru

Урок развития речи. Выборочное изложение – описание помещения

Цель урока: научить писать выборочное изложение.
Задачи урока:

  • Обучать учащихся умениям осмысливать содержание исходного текста, вдумываться в особенности его языкового строя;
  • Формировать у учащихся умения отбирать факты для раскрытия поставленной дидактической задачи;
  • Формировать умения сохранять строение текста, языковые средства, характерные для стиля речи;
  • Формировать умение излагать мысли в соответствии с нормами русского литературного языка;
  • Расширять словарный запас, кругозор учащихся.
  • Воспитывать интерес к изучению творчества Некрасова

Оборудование: текст М.Басиной «В гостях у Некрасова»; презентация «В гостях у Некрасова»

ХОД УРОКА

1.  Организационный момент

2. Краткое вводное слово учителя

– Сегодня мы пишем выборочное изложение-описание помещения по рассказу М. Басиной «В гостях у Некрасова». Нам предстоит совершить воображаемое путешествие в Санкт-Петербург. Мы побываем в Мемориальном музее-квартире Николая Алексеевича Некрасова. На уроках литературы вы знакомились с произведениями этого автора. Давайте вспомним, с какими? («Дед Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин», «Крестьянские дети», «Мужичок с ноготок»)
Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877) – русский поэт, родился в семье небогатого помещика. Маленькому Николаю не дозволялось дружить с крепостными крестьянскими детьми, но он часто убегал к своим деревенским товарищам, купался с ними на речке, ходил за грибами. Впоследствии Некрасов никогда не забывал о своих друзьях детства. Он открыл школу для крестьянских детей, в которой они обучались бесплатно. Крестьянские дети навсегда остались его любимцами. Он общался с ними не только в жизни, но и в своей поэзии. Им он посвятил множество стихотворений. Дети для него – символ будущего России, мечта о честном и добром человеке.

А сейчас мы отправимся в гости к этому удивительному поэту, увидим кабинет, в котором он создавал свои произведения.
Внимательно послушайте рассказ М Басиной «В гостях у Некрасова» и подумайте, какую часть текста мы используем для описания кабинета поэта, а какую часть опустим.

3. Чтение текста изложения (текст взят из сборника Л.А.Виноградовой, А.Н.Горчак «Сборник текстов для изложений» М., 1981г.)

В ГОСТЯХ У НЕКРАСОВА

Мы поднимаемся по широкой пологой лестнице, по тем самым ступеням, по которым столько раз поднимались Некрасов, Тургенев, Лев Толстой, Островский…  Всех не перечислишь.
На втором этаже останавливаемся перед дверью со скромной медной дощечкой, на которой написано: «Николай Алексеевич Некрасов».
Из прихожей через большую светлую комнату, обставленную старинной мебелью, приемную – попадаем в кабинет поэта.
Как много сделано в этой комнате для русской литературы! Здесь Некрасов работал. Вот за этим самым столом, на котором, как и тогда, стоят бюсты Пушкина и Гоголя.

А вот в этих глубоких мягких креслах, что стоят у камина, он любил отдыхать, читать, беседовать с гостями. Между кресел – маленький курительный столик, подарок друзей. На камине часы и фигурки двух лошадок. У письменного стола – этажерка, на которой лежали рукописи и корректуры. В книжных шкафах, что разместились вдоль стен, есть подлинные книги из библиотеки Некрасова. (135 слов)

4. Работа с текстом

Беседа по вопросам:

  • Определите стиль и тип текста? (Художественный, описание)
  • В каком стиле вы будете писать изложение?
  • Какие средства выразительности характерны для этого стиля?
  • В какой части текста автор описывает кабинет Некрасова? (Во второй части)
  • Какую часть текста мы не включим в изложение? (Описание лестницы, приемной опускается)
  • В каком предложении автор подчеркивает значение Некрасова для русской литературы?
    (Как много сделано в этой комнате для русской литературы!)

    Именно с этого предложения рекомендуется начать изложение
  • С чего начинается описание кабинета Некрасова? (С письменного стола)
  • Почему именно с письменного стола? (Потому что именно этот предмет интерьера говорит о работе писателя)
  • Что еще в кабинете указывает на работу писателя? (Этажерка с рукописями и корректурами)
  • Где любил отдыхать Некрасов? (В глубоких мягких креслах, что стоят у камина)
  • Какое место в кабинете занимают книги? (Книги занимают одно из главных мест, они находятся в шкафах вдоль стен. Среди них есть подлинные книги из библиотеки Некрасова)
  • Какой глагол употребляет автор, говоря о книжных шкафах и почему? (Автор использует глагол «разместились» не случайно. Тем самым он подчеркивает, что книги играли важную роль в жизни писателя, и шкафы не просто стоят, они хранят в себе настоящие сокровища. Поэтому автор говорит о них, как о людях.)

Словарная работа:

(Некоторые слова вызывают затруднения у учащихся при определении их лексического значения. Данные слова записываю на доске с определением. Учащиеся записывают их в тетрадь или словарик)

Этажерка – предмет мебели в виде полочек, укрепленных на стойках друг над другом
Корректура – исправление ошибок на оттиске типографского набора
Рукопись –  подлинник или копия текста, написанные от руки

Особенности описания в данном тексте:

Обращаю внимание учащихся на особенности описания: предметы не просто перечислены, а показаны как бы через действия самого Некрасова:

Вот за этим самым столом; в этих глубоких мягких креслах…любил отдыхать; маленький курительный столик – подарок друзей.

Синтаксическая разминка:

По теме, связанной с содержанием текста, составьте сложенное предложение. Расскажите о постановке в нем знаком препинания, составьте его схему.

5. Повторное чтение текста учителем

6. Написание учащимися выборочного изложения

В слабых классах написание изложения можно провести на следующем уроке. А после повторного чтения текста предложить учащимся составить план изложения.
На данном уроке возможно использование мультимедийной презентации (по желанию учителя), подробно иллюстрирующей текст изложения (см. Приложение 1)

Использованные ресурсы сети «Интернет»:

1. www.museum.ru
2. www.spbflat.ru
3. www.wikimapia.org
4. www.nekrasov.org.ru

Методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме: Разработка урока развития речи. Выборочное изложение-описание помещения

Урок развития речи. Выборочное изложение – описание помещения.

Цель урока:

  1. Научить писать выборочное изложение

Задачи урока:

  1. Обучать учащихся умениям осмысливать содержание исходного текста, вдумываться в особенности его языкового строя;
  2. Формировать у учащихся умения отбирать факты для раскрытия поставленной дидактической задачи;
  3. Формировать умения сохранять строение текста, языковые средства, характерные для стиля речи;
  4. Формировать умение излагать мысли в соответствии с нормами русского литературного языка;
  5. Расширять словарный запас, кругозор учащихся.

Оборудование: текст М.Басиной «В гостях у Некрасова»; презентация «В гостях у Некрасова»

Ход урока

1.  Организационный момент

2. Краткое вводное слово учителя

Сегодня мы пишем выборочное изложение-описание помещения по рассказу М. Басиной «В гостях у Некрасова». (Слайд №1)

 Нам предстоит совершить воображаемое путешествие в Санкт-Петербург. Мы побываем в Мемориальном музее-квартире Николая Алексеевича Некрасова.

На уроках литературы вы знакомились с произведениями этого автора. Давайте вспомним, с какими?

(«Дед Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин», «Крестьянские дети», «Мужичок с ноготок»)

Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877) – русский поэт, родился в семье небогатого помещика. Маленькому Николаю не дозволялось дружить с крепостными крестьянскими детьми, но он часто убегал к своим деревенским товарищам, купался с ними на речке, ходил за грибами. Впоследствии Некрасов никогда не забывал о своих друзьях детства. Он открыл школу для крестьянских детей, в которой они обучались бесплатно. Крестьянские дети навсегда остались его любимцами. Он общался с ними не только в жизни, но и в своей поэзии. Им он посвятил множество стихотворений. Дети для него – символ будущего России, мечта о честном и добром человеке.

(Слайд № 2,3,4,5)

А сейчас мы отправимся в гости к этому удивительному поэту, увидим кабинет, в котором он создавал свои произведения. (Слайд № 6)

Внимательно послушайте рассказ М Басиной «В гостях у Некрасова» и подумайте, какую часть текста мы используем для описания кабинета поэта, а какую часть опустим.

3. Чтение текста изложения

В ГОСТЯХ У НЕКРАСОВА

Мы поднимаемся по широкой пологой лестнице, по тем самым ступеням, по которым столько раз поднимались Некрасов, Тургенев, Лев Толстой, Островский…  Всех не перечислишь.

На втором этаже останавливаемся перед дверью со скромной медной дощечкой, на которой написано: «Николай Алексеевич Некрасов».

Из прихожей через большую светлую комнату, обставленную старинной мебелью, - приемную – попадаем в кабинет поэта.

Как много сделано в этой комнате для русской литературы! Здесь Некрасов работал. Вот за этим самым столом, на котором, как и тогда, стоят бюсты Пушкина и Гоголя.

А вот в этих глубоких мягких креслах, что стоят у камина, он любил отдыхать, читать, беседовать с гостями. Между кресел – маленький курительный столик, подарок друзей. На камине часы и фигурки двух лошадок. У письменного стола – этажерка, на которой лежали рукописи и корректуры. В книжных шкафах, что разместились вдоль стен, есть подлинные книги из библиотеки Некрасова. (135 слов)

(Слайд №7,8,9,10)

4. Работа над текстом

Беседа по вопросам:

  1. Определите стиль и тип текста?

(художественный, описание)

  1. В какой части текста автор описывает кабинет Некрасова?

(во второй части)

  1. Какую часть текста мы не включим в изложение?

(описание лестницы, приемной опускается)

  1. В каком предложении автор подчеркивает значение Некрасова для русской литературы?

(Как много сделано в этой комнате для русской литературы!)

Именно с этого предложения рекомендуется начать изложение

  1. С чего начинается описание кабинета Некрасова?

(с письменного стола)

  1. Почему именно с письменного стола?

(потому что именно этот предмет интерьера говорит о работе писателя)

  1. Что еще в кабинете указывает на работу писателя?

(этажерка с рукописями и корректурами)

  1. Где любил отдыхать Некрасов?

(в глубоких мягких креслах, что стоят у камина)

  1. Какое место в кабинете занимают книги?

(Книги занимают одно из главных мест, они находятся в шкафах вдоль стен. Среди них есть подлинные книги из библиотеки Некрасова)

  1. Какой глагол употребляет автор, говоря о книжных шкафах и почему?

(автор использует глагол «разместились» не случайно. Тем самым он подчеркивает, что книги играли важную роль в жизни писателя, и шкафы не просто стоят, они хранят в себе настоящие сокровища. Поэтому автор говорит о них, как о людях.)

Словарная работа:

(Некоторые слова вызывают затруднения у учащихся при определении их лексического значения. Данные слова записываю на доске с определением. Учащиеся записывают их в тетрадь или словарик)

Этажерка – предмет мебели в виде полочек, укрепленных на стойках друг над другом

Корректура – исправление ошибок на оттиске типографского набора

Рукопись –  подлинник или копия текста, написанные от руки

Особенности описания в данном тексте:

Обращаю внимание учащихся на особенности описания: предметы не просто перечислены, а показаны как бы через действия самого Некрасова:

Вот за этим самым столом; в этих глубоких мягких креслах…любил отдыхать; маленький курительный столик – подарок друзей.

Синтаксическая разминка:

По теме, связанной с содержанием текста, составьте сложенное предложение. Расскажите о постановке в нем знаком препинания, составьте его схему

5. Повторное чтение текста учителем.

6. Написание учащимися выборочного изложения.

В слабых классах написание изложения можно провести на следующем уроке. А после повторного чтения текста предложить учащимся составить план изложения.

На данном уроке возможно использование мультимедийной презентации (по желанию учителя), подробно иллюстрирующей текст изложения.

Использованная литература:

1. Л.А.Виноградова, А.Н.Горчак «Сборник текстов для изложений» М., 1981

2.С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка» М., 1990

Использованные ресурсы сети «Интернет»:

1. www.museum.ru

2. www.spbflat.ru

3. www.wikimapia.org

4. www.nekrasov.org.ru

Урок развития речи. Выборочное изложение

Урок литературы в 5 классе

Урок развития речи. Выборочное изложение – описание помещения.

Цель урока:

  • Повторить стили и типы речи, дать понятие о выборочном изложении.

  • Научить писать выборочное изложение.

  • Воспитывать интерес к русской литературе.

Задачи урока:

  • Обучать учащихся умениям осмысливать содержание исходного текста, вдумываться в особенности его языкового строя;

  • Формировать у учащихся умения отбирать факты для раскрытия поставленной дидактической задачи;

  • Формировать умения сохранять строение текста, языковые средства, характерные для стиля речи;

  • Формировать умение излагать мысли в соответствии с нормами русского литературного языка;

  • Расширять словарный запас, кругозор учащихся.

Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения

известного, освоенного и неизвестного.

Познавательные УУД: уметь с большей долей самостоятельности работать с

моделями,соотносить результаты с реальностью в

рамках изученного материала.

Каммуникативные УУД: с полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с поставленной задачей.

Личностные УДД осознавать и определять интерес к созданию

собственных текстов, к письменной форме общения.

Оборудование: текст М.Басиной «В гостях у Некрасова»; презентация «В гостях у Некрасова», Толковый словарь С.И. Ожегова, словарные слова.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

2. Краткое вводное слово учителя

Сегодня мы пишем выборочное изложение-описание помещения по рассказу М. Басиной «В гостях у Некрасова».

Нам предстоит совершить воображаемое путешествие в Санкт-Петербург. Мы побываем в Мемориальном музее-квартире Николая Алексеевича Некрасова.

На уроках литературы вы знакомились с произведениями этого автора. Давайте вспомним, с какими?

(«Дед Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин», «Крестьянские дети», «Мужичок с ноготок», «Есть женщины в русских селеньях...», «На Волге», «Мороз, красный нос»).

Сообщение учащегося.

Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877) – русский поэт, родился в семье небогатого помещика. Маленькому Николаю не дозволялось дружить с крепостными крестьянскими детьми, но он часто убегал к своим деревенским товарищам, купался с ними на речке, ходил за грибами. Впоследствии Некрасов никогда не забывал о своих друзьях детства. Он открыл школу для крестьянских детей, в которой они обучались бесплатно. Крестьянские дети навсегда остались его любимцами. Он общался с ними не только в жизни, но и в своей поэзии. Им он посвятил множество стихотворений. Дети для него – символ будущего России, мечта о честном и добром человеке.

Учитель.

А сейчас мы отправимся в гости к этому удивительному поэту, увидим кабинет, в котором он создавал свои произведения.

Просмотр презентации.

Внимательно послушайте рассказ М Басиной «В гостях у Некрасова» и подумайте, какую часть текста мы используем для описания кабинета поэта, а какую часть опустим.

3. Чтение текста изложения

В ГОСТЯХ У НЕКРАСОВА

Мы поднимаемся по широкой пологой лестнице, по тем самым ступеням, по которым столько раз поднимались Некрасов, Тургенев, Лев Толстой, Островский… Всех не перечислишь.

На втором этаже останавливаемся перед дверью со скромной медной дощечкой, на которой написано: «Николай Алексеевич Некрасов».

Из прихожей через большую светлую комнату, обставленную старинной мебелью, - приемную – попадаем в кабинет поэта.

Как много сделано в этой комнате для русской литературы! Здесь Некрасов работал. Вот за этим самым столом, на котором, как и тогда, стоят бюсты Пушкина и Гоголя.

А вот в этих глубоких мягких креслах, что стоят у камина, он любил отдыхать, читать, беседовать с гостями. Между кресел – маленький курительный столик, подарок друзей. На камине часы и фигурки двух лошадок. У письменного стола – этажерка, на которой лежали рукописи и корректуры. В книжных шкафах, что разместились вдоль стен, есть подлинные книги из библиотеки Некрасова. (135 слов)

4. Работа над текстом

Беседа по вопросам:

(художественный, описание)

(во второй части)

(описание лестницы, приемной опускается)

(Как много сделано в этой комнате для русской литературы!)

(Именно с этого предложения рекомендуется начать изложение)

(с письменного стола)

(потому что именно этот предмет интерьера говорит о работе писателя)

(этажерка с рукописями и корректурами)

(в глубоких мягких креслах, что стоят у камина)

(Книги занимают одно из главных мест, они находятся в шкафах вдоль стен. Среди них есть подлинные книги из библиотеки Некрасова)

(автор использует глагол «разместились» не случайно. Тем самым он подчеркивает, что книги играли важную роль в жизни писателя, и шкафы не просто стоят, они хранят в себе настоящие сокровища. Поэтому автор говорит о них, как о людях.)

Словарная работа:

(Некоторые слова вызывают затруднения у учащихся при определении их лексического значения. Данные слова записаны на доске с определением)

Этажерка – предмет мебели в виде полочек, укрепленных на стойках друг над другом

Корректура – исправление ошибок на оттиске типографского набора

Рукопись – подлинник или копия текста, написанные от руки

Особенности описания в данном тексте:

Обращаю внимание учащихся на особенности описания: предметы не просто перечислены, а показаны как бы через действия самого Некрасова:

Вот за этим самым столом; в этих глубоких мягких креслах…любил отдыхать; маленький курительный столик – подарок друзей.

5. Повторное чтение текста учителем.

6. Самостоятельная работа учащихся – написание выборочного изложения.

7. Итог урока.

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Урок развития речи. Выборочное изложение – описание помещения.

Урок развития речи. Выборочное изложение – описание помещения.

Цель урока:

  • Научить писать выборочное изложение

Задачи урока:

  • Обучать учащихся умениям осмысливать содержание исходного текста, вдумываться в особенности его языкового строя;
  • Формировать у учащихся умения отбирать факты для раскрытия поставленной дидактической задачи;
  • Формировать умения сохранять строение текста, языковые средства, характерные для стиля речи;
  • Формировать умение излагать мысли в соответствии с нормами русского литературного языка;
  • Расширять словарный запас, кругозор учащихся.

Оборудование: текст М.Басиной «В гостях у Некрасова»; презентация «В гостях у Некрасова»

Ход урока

1.  Организационный момент

2. Краткое вводное слово учителя

Сегодня мы пишем выборочное изложение-описание помещения по рассказу М. Басиной «В гостях у Некрасова». (Слайд №1)

 Нам предстоит совершить воображаемое путешествие в Санкт-Петербург. Мы побываем в Мемориальном музее-квартире Николая Алексеевича Некрасова.

На уроках литературы вы знакомились с произведениями этого автора. Давайте вспомним, с какими?

(«Дед Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин», «Крестьянские дети», «Мужичок с ноготок»)

Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877) – русский поэт, родился в семье небогатого помещика. Маленькому Николаю не дозволялось дружить с крепостными крестьянскими детьми, но он часто убегал к своим деревенским товарищам, купался с ними на речке, ходил за грибами. Впоследствии Некрасов никогда не забывал о своих друзьях детства. Он открыл школу для крестьянских детей, в которой они обучались бесплатно. Крестьянские дети навсегда остались его любимцами. Он общался с ними не только в жизни, но и в своей поэзии. Им он посвятил множество стихотворений. Дети для него – символ будущего России, мечта о честном и добром человеке.

(Слайд № 2,3,4,5)

А сейчас мы отправимся в гости к этому удивительному поэту, увидим кабинет, в котором он создавал свои произведения. (Слайд № 6)

Внимательно послушайте рассказ М Басиной «В гостях у Некрасова» и подумайте, какую часть текста мы используем для описания кабинета поэта, а какую часть опустим.

3. Чтение текста изложения

В ГОСТЯХ У НЕКРАСОВА

Мы поднимаемся по широкой пологой лестнице, по тем самым ступеням, по которым столько раз поднимались Некрасов, Тургенев, Лев Толстой, Островский…  Всех не перечислишь.

На втором этаже останавливаемся перед дверью со скромной медной дощечкой, на которой написано: «Николай Алексеевич Некрасов».

Из прихожей через большую светлую комнату, обставленную старинной мебелью, - приемную – попадаем в кабинет поэта.

Как много сделано в этой комнате для русской литературы! Здесь Некрасов работал. Вот за этим самым столом, на котором, как и тогда, стоят бюсты Пушкина и Гоголя.

А вот в этих глубоких мягких креслах, что стоят у камина, он любил отдыхать, читать, беседовать с гостями. Между кресел – маленький курительный столик, подарок друзей. На камине часы и фигурки двух лошадок. У письменного стола – этажерка, на которой лежали рукописи и корректуры. В книжных шкафах, что разместились вдоль стен, есть подлинные книги из библиотеки Некрасова. (135 слов)

(Слайд №7,8,9,10)

4. Работа над текстом

Беседа по вопросам:

  • Определите стиль и тип текста?

(художественный, описание)

  • В какой части текста автор описывает кабинет Некрасова?

(во второй части)

  • Какую часть текста мы не включим в изложение?

(описание лестницы, приемной опускается)

  • В каком предложении автор подчеркивает значение Некрасова для русской литературы?

(Как много сделано в этой комнате для русской литературы!)

Именно с этого предложения рекомендуется начать изложение

  • С чего начинается описание кабинета Некрасова?

(с письменного стола)

  • Почему именно с письменного стола?

(потому что именно этот предмет интерьера говорит о работе писателя)

  • Что еще в кабинете указывает на работу писателя?

(этажерка с рукописями и корректурами)

  • Где любил отдыхать Некрасов?

(в глубоких мягких креслах, что стоят у камина)

  • Какое место в кабинете занимают книги?

(Книги занимают одно из главных мест, они находятся в шкафах вдоль стен. Среди них есть подлинные книги из библиотеки Некрасова)

  • Какой глагол употребляет автор, говоря о книжных шкафах и почему?

(автор использует глагол «разместились» не случайно. Тем самым он подчеркивает, что книги играли важную роль в жизни писателя, и шкафы не просто стоят, они хранят в себе настоящие сокровища. Поэтому автор говорит о них, как о людях.)

Словарная работа:

(Некоторые слова вызывают затруднения у учащихся при определении их лексического значения. Данные слова записываю на доске с определением. Учащиеся записывают их в тетрадь или словарик)

Этажерка – предмет мебели в виде полочек, укрепленных на стойках друг над другом

Корректура – исправление ошибок на оттиске типографского набора

Рукопись –  подлинник или копия текста, написанные от руки

Особенности описания в данном тексте:

Обращаю внимание учащихся на особенности описания: предметы не просто перечислены, а показаны как бы через действия самого Некрасова:

Вот за этим самым столом; в этих глубоких мягких креслах…любил отдыхать; маленький курительный столик – подарок друзей.

Синтаксическая разминка:

По теме, связанной с содержанием текста, составьте сложенное предложение. Расскажите о постановке в нем знаком препинания, составьте его схему

5. Повторное чтение текста учителем.

6. Написание учащимися выборочного изложения.

В слабых классах написание изложения можно провести на следующем уроке. А после повторного чтения текста предложить учащимся составить план изложения.

На данном уроке возможно использование мультимедийной презентации (по желанию учителя), подробно иллюстрирующей текст изложения.

Использованная литература:

1. Л.А.Виноградова, А.Н.Горчак «Сборник текстов для изложений» М., 1981

2.С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка» М., 1990

Использованные ресурсы сети «Интернет»:

1. www.museum.ru

2. www.spbflat.ru

3. www.wikimapia.org

4. www.nekrasov.org.ru

Презентация к уроку русского языка "Выборочное изложение: В гостях у Некрасова"
Инфоурок › Русский язык ›Конспекты›Презентация к уроку русского языка "Выборочное изложение: В гостях у Некрасова"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ В ГОСТЯХ У НЕКРАСОВА Описание слайда:

ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ В ГОСТЯХ У НЕКРАСОВА

2 слайд Николай Алексеевич Некрасов Описание слайда:

Николай Алексеевич Некрасов

3 слайд Фотография 1861 года Описание слайда:

Фотография 1861 года

4 слайд Фотография Н.А.Некрасова Описание слайда:

Фотография Н.А.Некрасова

5 слайд Обложка книги СТИХОТВОРЕНИЯ иллюстрация Описание слайда:

Обложка книги СТИХОТВОРЕНИЯ иллюстрация

6 слайд Мемориальный музей-квартира Н.А.Некрасова (дом Краевского) Описание слайда:

Мемориальный музей-квартира Н.А.Некрасова (дом Краевского)

7 слайд Кабинет Н.А.Некрасова Описание слайда:

Кабинет Н.А.Некрасова

8 слайд Кабинет Н.А.Некрасова Описание слайда:

Кабинет Н.А.Некрасова

9 слайд СТОЛ Н.А.НЕКРАСОВА Описание слайда:

СТОЛ Н.А.НЕКРАСОВА

10 слайд РУКОПИСИ И КОРРЕКТУРЫ КНИГИ ИЗ БИБЛИОТЕКИ ПОЭТА Описание слайда:

РУКОПИСИ И КОРРЕКТУРЫ КНИГИ ИЗ БИБЛИОТЕКИ ПОЭТА

РУКОПИСИ И КОРРЕКТУРЫ КНИГИ ИЗ БИБЛИОТЕКИ ПОЭТА

Курс повышения квалификации

РУКОПИСИ И КОРРЕКТУРЫ КНИГИ ИЗ БИБЛИОТЕКИ ПОЭТА

Курс профессиональной переподготовки

Учитель русского языка и литературы

РУКОПИСИ И КОРРЕКТУРЫ КНИГИ ИЗ БИБЛИОТЕКИ ПОЭТА

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-620410

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме: Урок развития речи Тема"Изложение с творческим заданием по тексту "Колокол". 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                   средняя общеобразовательная школа №4 г. Ак-Довурака

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Изложение с творческим заданием (по тексту «Колокол»-                   китайской народной сказки)  7 класс.

Учитель русского языка и литературы:  

Ооржак Шончалай Семеновна

МБОУ СОШ№4 г. Ак-Довурак

Ак-Довурак- 2011 г

Урок развития речи по русскому языку  (7 класс) с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

 (2 часа)

Образовательная цель:

Обучение учащихся излагать свои мысли, следуя нормам литературного языка.

Развивающие цели:

Развитие образного, логического, критического мышления речи, памяти, Развитие устной и письменной речи.

Воспитательные цели:

Воспитание нравственных качеств: памяти, жертвенности. Развитие творческих способностей.

Этапы урока

Цель этапа

Методы и приемы

Цели методов и приемов

Вызов

Актуализация каждого ученика. Актуализация знаний. Развитие речи. Развитие логического

мышления.

Синквейн Рассказ-предположение по ключевому слову синквейна. Рассказ- предположение по ключевым словам текста.

Развитие умения выделять главное. Актуализация знаний по теме текста. Развитие логического мышления, связанной речи.

Осмысление

Организация активного восприятия текста. Направление усилий на степень понимания текста. Повторение сложных случаев орфографии и пунктуации.

Чтение с остановками. Заполнение двухчастного дневника. .Возвращение к списку ключевых слов. Прогнозирование.

Активизация чтения. Развитие умений выделять главное систематизировать., Формировать умения составления связанного текста.

Рефлексия

Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта.

Обобщение на уровне личностных впечатлении.

Выделение ключевых слов в эпиграфе. Написание синквейна Написание изложения

с творческим заданием.

Развитие памяти. Формирование нравственных понятий

Формирование умений работы с черновым и чистовым вариантом. 

Ход урока

1 стадия – Вызов. Слово учителя: Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с текстом, по которому вам нужно будет написать изложение, близкое к тексту, продолжив работу своими размышлениями по данному вопросу. На доске написан синквейн, первое ключевое слово пропущено. Определите его тему, докажите свою точку зрения.

отлитый, медный,

звучит, созывает, наполняет.

Он гремит из синевы неоспоримо.

Святыня.

Высказывания учащихся с обоснованием своих мнений.

Текст, с которым мы будем работать называется также «Колокол», по ключевым словам, написанным на доске, спрогнозируйте сюжетную канву (кратко): ГОРОД - ПЕПЕЛ - КОЛОКОЛ - ТРЕЩИНА - ДОЧЬ - КРОВЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ - СЛАДКОЗВУЧНЫЙ ГОЛОС - ЧУЖЕЗЕМЦЫ

Учащиеся работают самостоятельно в течение пяти — семи минут, в это время звучит тихая запись колокольного звона. Затем идет обсуждение работ учащихся.

2 стадия – Осмысление.

Теперь давайте познакомимся с исходным текстом. У вас у каждого лежит текст, прочитайте первую часть, выделите ключевые слова, озаглавьте данную часть.

Много веков назад китайский император приказал построить новый город

- Я назову его Пекин,- сказал император,- и пусть он будет самым большим и самым прекрасным городом в Азии. Дважды народ возводил великий город, и дважды враги разрушали его, превращая дома в пепел, угоняя жителей в рабство. Тогда император решил отлить большой колокол, чтобы звуки его возвещали о наступлении врагов. Он приказал отыскать самого искусного мастера и поручил ему отлить колокол.

Чем является данная часть в тексте? Что мы узнаем? Какие вы выделили ключевые слова? Почему? На какие микротемы можно разделить эту часть? Как можно озаглавить эту часть? Какие слова нужно поместить в рабочие материалы с точки зрения орфографии?

План

  1. Рабочие материалы

1. Новый город -Пекин

Император

«П, - а, - п»

2. Колокол-спасение

Возводил - отстраивал

Возвещал - призывал -Искусный мастер Рабство.

- построил - основал предупреждал

Каким образом можно избежать пунктуационных ошибок при прямой речи? (Используя сложноподчиненное предложение). Объясните значение слова «возводил» и «возвещал», подобрав синонимы. Что общего в словах возвещал, возводил? Чем они отличаются от синонимов? (по мере заполнения таблицы работаем над орфографией и пунктуацией)

Самостоятельное чтение до 2 остановки, выделение ключевых слов, заполнение таблицы.

Мастер принялся за работу, но когда, наконец, колокол был готов, все увидели на его поверхности глубокую трещину. Дважды отливал колокол мастер, но трещина все увеличивалась. Тогда разгневанный император сказал:

- Если неудача постигнет тебя в третий раз,- простись со своей головой!

Что было делать бедному мастеру! Он принялся за работу, но не было уже в его глазах радости, а в руках - твердости.

3. Глубокая трещина

Разгневанный, неудача.

Чтение до 3 остановки, заполнение таблицы.

Была у него красивая дочь. Отправилась она к отшельнику и, плача, рассказывала о горе своего отца. Только на минуту задумался мудрец, а потом сказал:

- Голос колокола должен родить победу. Такой колокол нельзя отлить только из серебра, железа и золота. Надо, чтобы с металлом смешалась кровь человека, готового отдать жизнь за свою землю.

Какие слова вам не понятны? (некоторые затрудняются объяснить слово «отшельник», ребята тут же разъясняют, подбирают синонимы). Как вы понимаете фразу «готового отдать жизнь за свою землю»?

4. Совет мудреца

Отшельник - старец - мудрец. Пожертвовать собой, принести в жертву. Сяо Лиин. (Составляют схему предложения с деепричастным оборотом)

Спрогнозируйте дальнейшие события. (Обсуждение) Чтение текста до следующей остановки.

Утром девушка, как всегда, помогала своему отцу. Она стояла у печи, смотрела на расплавленный металл, и грустные мысли заставляли сжимать ее сердце. Сяо Лин знала, что колокол вновь будет с трещиной, если никто не принесет в себя жертву. Значит, снова враги Китая будут уводить в рабство юношей и девушек, убивая стариков и детей, сжигать города и села. Нет! Этого больше не будет! И не успел старый мастер понять, что случилось, как дочь его, прекрасная Сяо Лин, исчезла. Святая кровь ее смешалась с расплавленным серебром, железом и золотом.

Когда колокол был отлит, он оказался самым большим колоколом на земле, и на блестящей поверхности не было ни Единой трещины. По старинному обычаю, старый мастер первый ударил в колокол, и сладко звучный голос его наполнил все сердце радостью и покоем. В этом проникновенном звуке мастер слышал голос любимой дочери, отдавшей свою жизнь за счастье родной земли. А сердца людей, услышавших этот голос, становились мужественными и отважными.

5. Самопожертвование

  1. Сжигать, сжиматься, расплавленный

6. Сладкозвучный голос

Проникновенный звук, ни единой трещины, отдавшая.

Почему кровь Сяо Лин названа святой? Какова эмоциональное настроение части, которую вы озаглавили «Самопожертвование»? Почему девушка решила пожертвовать собой? Чтение текста до конца, выделение ключевых слов.

7.Сила колокола

Набат, в сердцах, людская память.

3 стадия — Рефлексия

Как бы вы озаглавили этот текст? Почему? (Сила любви. Самопожертвование. Героический поступок).

Учащиеся отмечают, что в данном тексте два главных образа и, на их взгляд, главным является Сяо Лин.

А.Безант сказал: «Самопожертвование состоит в том, что человек умирает для себя, дабы воссиял свет вокруг». Можно ли эти слова отнести к Сяо Лин? А взять в качестве эпиграфа? \

Напишите синквейн по данному тексту.

Сяо Лин

Отважная, героическая

Жертвует, спасает, вдохновляет.

Жизнь отдает ради земли родной.

 Героиня.

Колокол

Могучий, звонкий,

ударяет, зовет, воодушевляет.

Наполняет сердца радостью и покоем.

Сердце.

Обсуждение синквейнов.

Каждый ли человек способен на жертву? Назовите людей, которые погибли ради своей земли.

Домашнее задание: Напишите подробное изложение, продолжив его рассказом о людях, пожертвовавших собой ради отечества

MULTI 1.1 Программное обеспечение для сбора данных Некрасов Дмитрий Кёнпук Национальный университет Spring ppt скачать

Презентация на тему: «Программное обеспечение для сбора данных MULTI 1.1. Некрасов Национальный университет им. Дмитрия Кёнпука, весна 2005 г.» - стенограмма презентации:

1 МУЛЬТИ 1.1 Программное обеспечение для сбора данных Некрасов Дмитрий Кунгпук Национальный университет Весна 2005 MULTI 1.1 Data Acquisition Software Nekrasov Dmitriy Kyungpook National University Spring 2005

2 Введение MULTI PARAMETER DATA ACQUISITION, работающий на IBM или совместимом персональном компьютере, является мощной программой для многопараметрических экспериментов, основанных на стандарте CAMAC. Он включает в себя настройку оборудования, контроль эксперимента, быстрый сбор данных, доступ к файлам и управление ими, а также операции мониторинга, импорт и экспорт данных и графическое отображение.Introduction The MULTI PARAMETER DATA ACQUISITION working on an IBM or compatible personal computer is a powerful program for multiple-parameter experiments based on the CAMAC standard.

3 Свойства  До 23 модулей, расположенных в одном ящике CAMAC, с 512 параметрами могут быть легко включены в измерение. Character Открытый характер программы и промышленного стандарта CAMAC позволяет в принципе использовать любой модуль CAMAC. Directly Многие модули, такие как АЦП, ВМТ и масштабирующие устройства, поддерживаются напрямую. Simultaneously Одновременно могут отображаться до 16 графиков рассеивания цвета (отображение с 2 параметрами) или одноканальных спектров (отображение с 1 параметрами). Дополнительно возможен анализ спектра первого порядка, а также определение логических условий (4-кратный вентиль). Properties  Up to 23 modules, arranged in one CAMAC crate, with up to 512 parameters can easily be included into the measurement.

4 Архитектура  На основе высокоскоростного соединения CAMAC-с-ПК Architecture  Based on a high-speed CAMAC-to-PC link

5 Работа модуля  Все модули, включенные в измерение, работают в режиме «главный триггер», т.е.е. одновременный сбор данных всех параметров запускается LAM (CAMAC Look-At-Me), заданным одним конкретным определенным модулем. Этот модуль, который зафиксирован в , характеризуется включенной линией LAM в отличие от других модулей, где линии LAM автоматически отключаются. Module operation  All modules included into the measurement are operated in the master trigger mode, i.e.

6 Сбор данных  После получения LAM запускается следующий цикл сбора данных: Data taking  After getting the LAM the following data collection cycle is started :

,

PPT - Visiting Hour PowerPoint Presentation, free download

  • Visitor Hour Норман МакКейг

  • О чем это стихотворение? Это стихотворение о человеке, который описывает то, что он видит и переживает, когда он проходит через больницу, чтобы навестить умирающего друга / родственника. Он сталкивается со своими чувствами, наблюдая, как медсестры занимаются своей работой, и во время посещения. Он осознает тщетность жизни и ставит вопросы о смерти.

  • Используемые методы? Imagery Stanza 1 Персонификация, чтобы подчеркнуть интенсивность резкого больничного запаха Юмор, используемый при выборе слова «покачиваясь». «Зеленые и желтые стены» - что означают эти цвета? Позитивность? Веселые, яркие цвета оптимизма? Негатив? Серая тень, цвет больного и т. Д.?

  • Stanza 2 «кажется трупом» - неопределенность, с которой он сталкивается. Метафора - «исчезает в небесах».Это приятный, желанный вариант? Какова позиция рассказчика о том, что происходит после смерти? Выбор слова - «кажется», «исчезает», «сматывается». «Закрученный» звучит неуклюже, труп не имеет значения? «Исчезает», пытаясь скрыть это, забрать его там, где его нельзя увидеть - смерть не может быть решена?

  • Тон • Тон меняется на протяжении всего стихотворения. Это начинается как довольно юмористический / легкомысленный в строфе один. • По мере развития стихотворения оно становится более серьезным и мрачным.

  • Цель вашего эссе? - чтобы вы могли свободно писать о стихотворении, связывая тему / фокус с анализом техники и оценивая, насколько эффективно вы ее нашли.Помните - не просто упоминайте методы. Анализируйте и оценивайте их. Ваша собственная позиция должна быть очевидной в связи с вашей оценкой эффективности используемых методов и передаваемого сообщения.

  • Stanza 3 • Повторение - как мантра, песнопение - решено не чувствовать? • Пытаться заставить себя не концентрироваться на своих чувствах или окружении? • Не хочет признавать свои чувства? • Возможно, подчинение своим чувствам заставит его заняться собственной уязвимостью - может, он заплачет и не сможет остановиться, почувствовать стыд? • Enjambment - посмотрите на структуру строфы, всего одно предложение.Посмотрите, как пунктуация и как она используется.

  • Stanza 4 • Изменение перспективы - больше не «я», думая о медсестрах вокруг него. • Зачем? Отвлечение? • Часть работы медсестер - не показывать эмоции. • Обескураживает реальность, когда видят, что «заботливые» профессионалы могут когда-либо достичь стадии, когда смерть и страдания являются лишь частью их работы. • Их эмоциональная разъединенность резка и выглядит холодной, клинической, безличной.

  • Stanza 5 • Контрастная сюрреалистическая метафора «белая пещера забвения».Пещеры обычно темные, черные места. • Белый: чистый, небесный, чистота, невинность, клинический, мир. • Пустой - может быть связано с ее психическим состоянием, недостаточной осведомленностью, сознанием, облегчением боли? • «Пещера» - идея быть вдали, в темноте? Трудно определить, что не так? Тяжело с ней общаться? • Положительный аспект? Безопасность? Укрытие? Примитивный. Образ заставляет ее выглядеть меньше, чем человек.

  • «Иссохшая рука дрожит на стебле» Метафора - ее рука / рука похожа на умирающий цветок, как лепестки.• Ее тело стало слабым, хрупким, хрупким - они легко ломаются. • «Слишком тяжелые глаза…» - может быть, она «легкая»? • «Стеклянный клык…» капельница. Персонификация - клык рассматривается как жестокий, агрессивный, враг, пока не обнаружится, что он «не жрет, а отдаёт». • Это должно быть шокирующее / тревожное изображение. Это создает неожиданный поворот после драматического наращивания. • Это больше не рассматривается как угроза.

  • Является ли «дистанция» эмоциональной? • Есть ли эмоциональная пустота / разделение в результате того, что один не способен понять / испытать боль другого? (Возможно, это может работать в обе стороны).

  • Stanza 6 • Отсутствие цвета в комнате. • Черная фигура может представлять Мрачного Жнеца - это может быть просто посетитель, выходящий из комнаты. • «Черная фигура» - способна ли она воспринимать только размытые изображения? • «плывущие волны колокола», означает ли это конец часа посещения? Под водой ощущения от болеутоляющих и т. Д.? • Являются ли предметы, оставленные после подарков, которые он принес, которые больше не будут считаться полезными? Являются ли они предметами, которые она приобрела на протяжении всей своей жизни, и которые после ее смерти исчезнут?

  • .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *