Учит сказка – Чему учат сказки для детей и какие сказки лучше читать ребенку? | Интернет-журнал Pandaland | Читаем журналы онлайн бесплатно
Чему учат сказки для детей и какие сказки лучше читать ребенку? | Интернет-журнал Pandaland | Читаем журналы онлайн бесплатно
Все мы выросли на сказках. Эти чудесные истории, в которых волшебство переплеталось с интригой, добро всегда побеждало зло, героев ждали многочисленные приключения и страшные опасности, будоражили наше воображение и делали наши сны более красочными и волнующими. В детстве нам читали родители или бабушка с дедушкой, а теперь многие из нас читают сказки для детей уже своих.
Сказки для малышей – это не просто хорошее времяпровождение или способ усыпить детей, это очень действенный и при этом ненавязчивый метод обучения. Польза чтения известна всем, причем касается это не только каких-то учебных материалов, но и самых простых придуманных историй. Ежедневная сказка на ночь для ребенка может творить чудеса по части его развития. Он станет более внимательным и усидчивым, ведь, чтобы дослушать историю до конца нужно немало терпения. Словарный запас пополнится самыми разнообразными новыми словами и речевыми оборотами. Он научится размышлять и думать о последствиях своих и чужих действий. Не говоря уже о том, как сказки развивают воображение, расслабляют и даже мотивируют. Дети, которые научаться любить сказки в детстве, вне всякого сомнения, пронесут эту любовь к книгам во взрослую жизнь.
Чему учат сказки?
Сказки дают ребенку первое впечатление о мире и человеческих взаимоотношениях. Да, речь идет о придуманных мирах и придуманных людях, но ситуации, в которых находят себя герои детских рассказов неизменно несут в себе какую-то мораль или наглядный пример для подрастающего поколения. То, что добро всегда побеждает зло – это возможно страшнейшее клише для взрослых, но для детей – это единственно правильный вариант. Они часто ассоциируют себя с героями не только книжек, но и комиксов, которые без устали спасают людей и борются со злом. Многие наши идеалы и моральные ценности происходят из сказок, которые с младых лет учили нас, что хорошо, а что плохо:
- Доброта, справедливость, щедрость, самоотверженность – качества настоящего героя. Дети, которые хотят походить на своего любимого героя, будут стремиться развивать в себе хорошие качества
- Злодеям рано или поздно приходится отвечать за свои поступки. В сказках злодеи всегда лживые, трусливые и жестокие люди. И всегда, без исключения, их злодействам приходит конец. Проще говоря, они показывают детям, как нельзя себя вести и, что плохие поступки в результате несут за собой наказание.
- Героям тоже не все дается легко и сразу, им приходится преодолевать трудности на своем пути. Тот факт, что даже могучим богатырям и принцессам приходится работать и прилагать немало усилий ради победы учит детей тому, что ничего в жизни не дается просто так, что трудолюбие нужно даже тем, кто от природы талантлив и силен
- Героем может стать любой. Нередко в сказках героем становится добродушный и простоватый парень, над которым все потешались в начале. Люди, которых часто недооценивают, тоже могут восторжествовать, главное, не обращать внимание на насмешки и не позволять другим опускать себя и свои способности.
- Сила – это еще не все. Конечно, все любят сказки про богатырей, которые одной рукой могут выкорчевать столетний дуб, а другой зарубить дракона. Но физическое превосходство не всегда помогает найти выход из ситуации. Важно быть сообразительным и умным, чтобы иметь возможность перехитрить своих врагов.
- Справиться в одиночку не всегда возможно. Умение дружить, помогать друг другу и работать в команде – одни из самых важных знаний, которые нужны подрастающему члену общества. Как ни крути, а человеку постоянно приходится с кем-то общаться, с кем-то работать и ладить, поэтому сказки так часто делают акцент на командной работе, давая ребенку понять, что, каким бы сильным не был главный герой, ему тоже нужна помощь и поддержка друзей.
Какие сказки лучше читать?
Начать читать ребенку сказки никогда не будет рано. Сказки для детей различаются по возрастам, но начать лучше как можно раньше. Конечно, в самом начале новорожденный не будет понимать значения ваших слов, поэтому не суть важно, какие именно сказки вы будете ему читать. Успокаивающий голос матери или отца поможет ребенку расслабиться. До одного года можно начитывать или напевать маленькие стишки, песенки, показывать малышу цветные картинки. Затем перейти на простейшие классические истории вроде всеми любимого «Колобка». Лучше всего подойдут рассказы про животных с красивыми иллюстрациями.
После 3 лет можно уже вносить людей в картину, как они взаимодействуют с животными, между собой. При этом сюжет все еще остается простым и понятным с предсказуемым счастливым концом. С 4-х лет можно уже немного разнообразить истории. Внести немного волшебства и чудес, показать ребенку новые миры, где все по-другому. А уже с 5-ти перейти на более сложные и волнующие сказки с приключениями, героями, волшебниками и прочей сказочной братвой.
Если у вас кончаются книжки или сборники, вы всегда можете найти новые сказки для детей в интернете. Или попробуйте вместе придумать какую-нибудь историю.
Помните, что сказки – это прекрасная возможность провести время со своими детьми. Не отмахивайтесь от них, если они просят почитать сказку, найдите время и, вполне вероятно, что вам будет так же весело, как и вашим малышам.
Какие сказки читать летом? Узнай по ссылке летнее чтение.
pandaland.kz
Чему учат сказки: русские народные
Детство каждого из нас непрерывно связано с добрыми сказками. Они формировали нашу картину мира, из них мы впервые узнали о добре и зле, о преданности и коварстве, о дружбе и предательстве.
Придя к нам из глубины веков, сказки передавались из поколения в поколение. Большинство сказочных героев пришли к нам практически без изменений, некоторые с годами прошли литературную обработку.
Традиционно сказки делят на:
- Волшебные.
- Сказки о животных.
- Бытовые.
Хотя четкой границы между ними нет. В волшебных часто главные герои животные, социально-бытовые содержат элементы волшебства. В каждой истории есть свой скрытый смысл, который нужно увидеть, тогда чтение сказки будет интересным и полезным занятием.
Чему учат сказки «Теплый хлеб», «Золушка», «Сказка о царе Салтане»
Сказки учат нас любви, добру и взаимовыручке, понятия формируют нравственный мир человека. В сказке «Теплый хлеб», мальчик, обидев коня, жалеет о своем поступке и старается загладить свою вину, накормив раненое животное.
История учит быть добрее к окружающим, нельзя просто так обижать окружающих, ведь в любой момент их помощь может стать неоценимой.
Многие сказки учат трудолюбию и усердию. В «Золушке» главная героиня усердно трудилась и была щедро вознаграждена судьбой, которую олицетворяет крестная фея.
Некоторые поучительные истории учат доверию, доверять себе и своим близким. В «Сказке о царе Салтане», царь поверил сплетням и наговорам на свою возлюбленную и чуть не разрушил свою судьбу.
Другие сказки
Сказка | Чему она учит |
Маленький принц | Маленький принц — милая и трогательная история о дружбе и взаимовыручке. Она раскрывает мир глазами ребенка, каждый взрослый в душе всегда остается ребенком. История учит тому, что счастье — состояние души, оно не зависит от внешних обстоятельств. Человек — сам кузнец своего счастья, не всегда люди замечают, что его смысл кроется в мелочах — выращивании цветов или в восходе солнца. Главное в жизни — преданность и честность, крайне важно нести ответственность за тех, кто рядом с нами. |
Аленький цветочек | История учит ценить отношения между родителями и детьми. В сказке показано, как сильно отец любит свою дочь и готов на все ради нее. Дочь отвечает ему тем же, ради отца она идет к чудовищу, которое затем полюбила. Красной нитью проходит мысль о том, что нельзя судить о ком-то по его внешнему виду, и за не очень красивой маской может скрываться тонкая и добрая душа. |
Премудрый пескарь | Герой сказки мудрый пескарь считался мудрым, но его мнимая мудрость была в том, что он просто скрывался от окружающего мира. Жил он очень долго, жизнь его в итоге оказалась тусклой и никем незамеченной. История учит тому, что нельзя жить исключительно для себя, нужно приносить какое-то благо обществу и своим близким. |
12 месяцев | 12 месяцев — светлая история о добре. Она о том, что для доброго и искреннего человека возможны любые чудеса, даже подснежники зимой. Главная героиня своей добротой и трудолюбием завоевала уважение двенадцати месяцев. |
Кладовая солнца | «Кладовая солнца» учит ценить и любить природу и животных, которые намного преданнее, чем люди. История о том, что в любом общем деле нужна дисциплина и взаимоуважение. Если взялись вместе за одно дело, то идти вместе нужно до конца, не выясняя, кто старше, а кто главнее. |
Снежная королева | «Снежная королева» о том, что любовь и добро могут растопить даже самое холодное сердце. Она учит преодолевать ради чувств все преграды, никакое колдовство не сможет противостоять силе любви. |
Кот в сапогах | «Кот в сапогах» научит тому, как важно помогать друг другу в самых непростых ситуациях. В тяжелый момент выручить может тот, от кого меньше всего ожидаешь, в сказке главному герою помог кот. Богатое наследство, полученное старшими братьями героя, не сделали их счастливее. Младший брат получил в наследство настоящего друга, который хорошо отплатил ему за добро. |
Гадкий утенок | В нашей жизни многие люди судят о других по внешнему виду или материальному положению. Они сбиваются в группы и издеваются над теми, кто не похож на них. Об этом рассказывает история о гадком утенке, действие которой происходит в мире животных. Внешность обманчива, и за непримечательной оболочкой может скрываться прекрасный человек. История учит также тому, что нельзя падать духом, нужно надеяться на лучшее, из гадкого утенка в конце вырос красивый лебедь. |
Бременские музыканты | История учит тому, что нельзя бросать друзей и близких в сложной ситуации. В тяжелых ситуациях нужно объединяться, как сделали звери из сказки о бременских музыкантах. В свое время хозяева выгнали их за ненадобностью, но вместе они смогли освободить хижину от разбойника. Если кажется, что ты никому не нужен, можно найти своих людей и стать сильной командой. |
Царевна лягушка | «Царевна-лягушка» — кладезь народной мудрости. Она учит доверять своим близким. Если бы Иван сразу доверился царевне, то не пришлось бы ему идти к Кощею. История учит тому, что за неказистой внешностью может скрываться настоящая кудесница, надо только разглядеть. Она учит помогать другим, тогда они выручат в сложной ситуации. |
Красная шапочка | «Красная шапочка» учит слушаться старших, особенно родителей. Нельзя уходить далеко от дома без взрослых и разговаривать с незнакомцами, иначе можно попасть в беду. |
Дюймовочка | Сказка учит своих читателей быть отзывчивыми и добрыми. Если человек отличается от других, он всегда может найти таких же, как он. Счастье дается только добрым людям, которые помогают другим, как Дюймовочка, которая ухаживала за ласточкой. |
Сказка — доступный способ, позволяющий развивать ребенка и формировать его нравственные ценности. Важно читать малышам сказки, а затем обсуждать с ними, чему их научила сказка, какие выводы они для себя сделали.
При выборе сказки для чтения важно учитывать его возрастные и психоэмоциональные особенности, она положительно повлияет на эмоциональное состояния малыша и помогает скорректировать его поведение.
Поделитесь записьюladytrand.ru
Чему учат сказки?
Почему нужно читать сказки, чему они учат детей и взрослых, в чем польза. Для чего же любому человеку в раннем возрасте нужны сказки? И почему эти повествования остаются с нами далеко за пределами нашего детства, несмотря на все, что мы узнаем на жизненном пути? Данная статья поможет с этим разобраться.
В чем польза сказок? Для того, чтобы каждый человек был готов к жизненным ловушкам (как это не странно звучит) – нам нужно ещё с детства учиться ценным навыкам и урокам. В данной ситуации, именно сказки станут актуальным методом обучения и приобретения обучающего опыта из сказочных историй.
Многие учёные говорят о том, что чтение сказок всегда актуально независимо от нашего возраста – а ведь так и есть. Хотя, мы уже давно выросли и понимаем всю ответственность жизни, но, когда речь идет о сказках, которые формировали наше восприятие когда-то давно во время ночного маминого или бабушкиного чтения, по какой-то причине мы не можем отреагировать на это нейтрально – это цепляет наше сердце, наши воспоминания.Из-за необходимости «поцеловать нескольких лягушек», чтобы «найти нашего счастливого жениха»; наблюдать за ромашками, которые разговаривают с полем; чувствовать себя, как на празднике во время сказки о королевской свадьбе; – как не крути, но мы каким-то образом все еще привязаны к этим светлым рассказам, хотя они имеют совсем малое отношение к реалиям повседневной жизни.
Почему нужно читать сказки детям?
Сказки важны, потому что они создают в нашем подсознании форму глубоких страхов и мечтаний о жизни через фантазию. Многие детские психологи утверждают то, что сказки учат детей реально представлять жизнь, прочувствовать переживания, эмоции, реакции, которые формируют нас на протяжении всей жизни. В сказках понимаешь, что это не по-настоящему; знаешь, что персонажи – это незнакомые существа, но они способны всегда вызывать у нас определённые чувства, которые очень важны для будущей жизни. Сказки дают детям правильный путь, через рассказы, которые помогают формулировать восприятие мира.Простейший рассказ о действиях персонажей помогает детям переживать, сочувствовать, думать, размышлять. Сказки помогают детям чувствовать себя безопасно, комфортно, входя внутри себя в сказочную историю. Если какой-то персонаж испытывает трудности, то дети могут быть уверенные в том, что всё будет хорошо у этого героя, согласно своей логики, которая сформировалась благодаря движению событий.Злые персонажи делают жизнь труднее в сказке, но они помогают усвоить важные жизненные уроки. Для ребёнка они часто описывают мир с нечестными, злыми, агрессивными, способными на подлость людьми – и к этому детский светлый мир должен быть готов. Он должен понимать, что не все хорошие, и нужно присматриваться к человеку, чтобы в дальнейшем не попадаться на его уловки. Мы не должны говорить детям о том что существует всегда легкая и воздушная жизнь. Важно, чтобы они понимали что есть много людей, которые иногда будут вставлять «палки в колесо», и не забывать о том, что есть и другие хорошие и честные люди им нужно доверять, дружить и помогать им.
- Хорошие персонажи учат быть хорошим, честным, добрым, истинным человеком.
- Злые — позволяют понять то, что в жизни не всегда всё бывает отлично, и не всегда дела могут идти так, как нам хочется, но совершая правильные поступки мы получаем свое «вознаграждение» в жизни.
Такие истории успокаивают, заставляют задуматься, и это конечно же влияет на восприятие мира маленького человечка.
Чему учат сказки детей?
Разные сказки учат различным жизненным урокам. Например, а сказке «Гадкий утенок» дети видят некрасивого бедного маленького утёночка, над которым все издеваются, его не любят, ему противятся. Все, кто издевается над утёнком являются для ребенка хулиганами. Дети начинают анализировать и сравнивать эту историю с жизненными ситуациями, например, в садике или в школе. Они признают это чувство непригодности, которое некоторые «некрасивые» дети испытывают во многих ситуациях. Слушатель понимает, насколько такой ребенок не уверен в себе, насколько он перепуган, поэтому он учится сочувствовать. И когда в конце сказки утенок превращается в красивого лебедя, слушатель начинает понимать, что это добро привело к такому результату, дети начинают понимать, как люди могут меняться и развиваться в жизни.
Другие истории, например, такие, как, «Сказка о Пиноккио» даёт понять ребенку, что «его нос будет расти», и другие это будут видеть, если он будет говорить неправду; «Красная Шапочка» даёт важные уроки об безопасности, которые учат не говорить с незнакомыми людьми. Все такие рассказы могут быть использованы детьми в повседневной жизни.Даже когда мы вырастаем, сказки остаются с нами – так рассуждают психологи. Многие взрослые утешаются знакомством с новой сказкой, с новой интересной историей, они захватывающе изучают подробности жизни главных персонажей, их характер. Сказки напоминают про разноцветное время детства с важными обязанностями не пониманием поступков и не могли объяснить маме, папе, дяде, тёти, старшей сестре, что в их ситуации нужно делать всё элементарно, как нам казалось в то время, это же так просто… Но это понимали только мы тогда, это был наш мир, наш маленький, но такой большой детский сказочный мир.
Чему учат сказки детей и взрослых, для чего они нужны, польза и роль сказки в жизни человека. «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». Алексей Николаевич Толстой
Рекомендовано к прочтению:
ulybajsya.ru
Чему нас учит сказка (сочинение)
ЧЕМУ НАС УЧИТ СКАЗКА
конкурсное сочинение Молочной Марии, ученицы 3 класса
Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они становятся нашими друзьями на всю жизнь. Остаются советчиками в разных сложных ситуациях.
Мы приходим в восторг, когда путешествуем со своими любимыми героями по интересным сказкам, переживаем с ними их приключения.
Сказка учит: если герой прислушается к своему сердцу, то он найдет ответы на все свои вопросы.
Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Это поучительные истории на основе реальных и выдуманных событий, они хранят огромную информацию о русском народе, его обычаях.
Одни сказки учат быть щедрыми, другие сказки учат уважать старших и не обижать младших. Сказочные герои своими поступками помогают нам стать смелыми, справедливыми.
Сказка учит ценить в человеке самые важные человеческие качества — любовь, доброту, заботу. Она называет человека красивым только тогда, когда он красив душой. Сказка учит ценить самих людей, понимать разницу между добром и злом, правдой и ложью. Она учит нас жить.
Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее — самые могущественные волшебники. Сказки учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству.
Правильно говорится в пословице «сказка ложь, да в ней намек».
Главное, научиться понимать намек, который спрятан в сказке.
Например, в сказках очень много разных пословиц. Как явных, так и скрытых. Иван –дурак в начале сказки становится – Иваном-царевичем в конце. Тут можно применить пословицу – из грязи в князи… И таких примеров можно привести множество.
Кажется, что в сказке есть ответы на все вопросы. Возможно, так оно и есть.
ЧЕМУ НАС УЧИТ СКАЗКА
конкурсное сочинение Тужиковой Оксаны, ученицы 3 класса
Наверное, нет на свете человека, который бы не любил сказки.
Их любят с самого детства.
Сказка притягивает к себе выдуманным миром, где исполняются все желания. Каждый мальчишка, читая сказку, представляет себя смелым богатырем, готовым на любые подвиги, а девочка — необыкновенной красавицей, которая своим добрым сердцем разрушает злые чары.
В каждой сказке перед главным героем возникают трудности, которые необходимо преодолеть. Но герой ни перед чем не останавливается, идёт вперёд.
В мире много разных сказок. И все они чему-то нас учат, воспитывают. Для этого она и создавалась. Поэтому до сих пор живёт. Она даёт нам уроки жизни.
Они учат добру, почитанию родителей, справедливости, учат быть честными, справедливыми, отвечать за свои поступки. Например сказка «Колобок» учит не убегать из дома. Не хвастаться, не доверяться первому встречному. Особенно тому, кто тебя нахваливает.
В каждой сказке добро побеждает зло. Например, в сказке «Золушка»: справедливость восторжествовала, и Золушка была вознаграждена за все свои старания.
Все русские народные сказки заканчиваются хорошо, а значит, они учат детей верить только в хорошее. И хочется верить, что хорошее начало будет оставаться с человеком всю жизнь и помогут сохранять это хорошее в любых жизненных ситуациях.
«Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок» Так заканчивается множество сказок. И пусть каждый, кто читает сказку, усвоит данный урок на всю жизнь.
multiurok.ru
Проект «Чему учат сказки?»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
Информационный проект на тему:
«Чему учат сказки»
Проект подготовили ученики 1б класса Жафяров Прохор и Прончагина Анна.
Руководитель проекта Степаненко Валентина Ивановна.
Консультант проекта мама Жафярова Наталья Николаевна.
г. Лахденпохья
2017/2018уч. год
Паспорт проекта
1. Название проекта: «Чему учат сказки».
2. Цель проекта: — выяснить, чему учат сказки.
3. Задачи: — исследовать воспитательные моменты сказки
— учить извлекать из сказок уроки добра.
4. Гипотеза: Сказки с одной стороны развлекают нас, а с другой стороны учат нас. Сказки способствуют формированию нравственных ценностей
5. Авторы проекта: Жафяров Прохор и Прончагина Анна, ученики 1б класса, 8 лет.
6. Руководитель проекта: Степаненко Валентина Ивановна — учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.
7. Консультант — мама Жафярова Наталья Николаевна.
8. Тип проекта: информационно-поисковый.
9. По предметно – содержательной области: культурологический.
10. По количеству участников: личностный.
11. По характеру контактов: в рамках класса, школы, района.
12. Форма представления проекта: сообщение и презентация.
13. Источники информации: осуществление расширенного поиска информации с использованием сети Интернет.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап:
Сбор информации по теме проекта, выбор и чтение русских народных сказок. 2. Анкетирование:
Анкетирование одноклассников по теме: «Русские народные сказки». Сопоставление ответов и их анализ.
3. Обобщение:
Обобщение результатов сбора информации.
4. Подготовка к презентации:
Обобщение собранных материалов, выводы, подготовка наглядности. 5. Презентация:
Донести до одноклассников сведения о нашей работе «Чему учат сказки?».
Актуальность темы:
В настоящее время родители заняты работой, мало уделяют внимания воспитанию детей из-за нехватки времени.
Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.
Сказка не даёт забывать прошлое, историю. А самое главное, сказка несёт добро и свет, без которых невозможна жизнь человека.
Для нас, людей XXI века, сказка – не только «преданье старины глубокой», но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Мы верим, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.
Цель проекта: — выяснить, чему учат сказки.
Задачи:
— исследовать воспитательные моменты сказки;
— научиться извлекать из сказок уроки добра.
Гипотеза: Сказки с одной стороны развлекают нас, а с другой стороны учат нас. Сказки способствуют формированию нравственных и патриотических ценностей. Сказки могут объяснять ребенку «Что будет, если…?»
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно:
— Прочитать много сказок.
— Научиться анализировать сказки.
— Находить полезную информацию.
— Учиться делать выводы.
Сказка — это жанр литературного творчества. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказку можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Она прививает детям уважение к старшим, доброту, учит быть смелым и достойным.
Сказка – это жанр литературного творчества.
Сказка — это придуманный, вымышленный рассказ, который уже сотни лет «сказывается» многими людьми.
Сказка «сказывается» – то есть рассказывается складно, по особым правилам, по определенному порядку
Сказка состоит из 3-х основных частей:
1. Зачин (Жили- были….)
2. Содержание сказки
3. Окончание (Вот и сказке конец….)
С давних пор сложилась традиция разделения сказок на три большие группы:
1. Сказки о животных.
2. Бытовые.
3. Волшебные.
Сказки о животных — это сказки, в которых главные герои животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы.
В сказках о животных говорится о повадках, проделках и приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних зверей, о птицах и рабах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Например:
«Лисичка-сестричка и волк»
«Заяц- хваста»
«Зимовье зверей»
«Кот, петух и лиса»
«Колобок»
«Теремок»
Бытовые сказки – это сказки, в которых главные герои люди побеждают благодаря смекалке, мужеству и хитрости
Герои: мужик, барин, муж, жена. Местом действия бытовых сказок является русская часто крепостная деревня. Например:
«Каша из топора»
«Барин и мужик»
«Дочь-семилетка»
«Два Ивана — солдатских сына»
Волшебные сказки — это сказки, где главные герои люди, фантастические существа, животные обычно помощники сказочных героев.
Нередко в руки героя попадают чудесные предметы: гусли — самогуды, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Например:
«Царевна- Лягушка»
«Крошечка-Ховрошечка»
«Снегурочка»
«По щучьему велению»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Персонажи сказок делятся на две группы. К одной относятся положительные герои, а к другой – отрицательные. На положительных героев русских сказок мы стремимся быть похожим, отрицательных — боимся, победителей — уважаем, обиженных — жалеем.
Среди одноклассников провели анкетирование «Русские народные сказки».
Вопросы:
1. Любите ли читать сказки?
2. Какие сказки вы предпочитаете читать?
а) волшебные
б) социально — бытовые
в) про животных
3. Почему в сказках всегда побеждает добро?
4. Чему учат нас сказки?
В анкетировании приняло участие 26 учащихся нашего класса
1. Оказалось, что почти все дети любят читать сказки.
2. Большинство детей любят читать сказки о животных.
3. Все дети, участвующие в анкетировании, считают, что добро всегда побеждает зло, так как добро сильнее зла.
4. Сказки учат нас быть добрыми, умными, послушными.
Так чему же учат нас сказки.
Сказка «Гуси- лебеди»
Эта сказка рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. Но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций. Всегда есть выход – и убегать от опасности не унизительно. Даёт пример помощи в беде, пример торжества добра над злом.
Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, умей сам уважать других.
Сказка «Маша и медведь»
Эта сказка предостерегает нас, что в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.
Сказка «Петушок- золотой гребешок»
На примере героев сказки воспитываются чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту.
Сказка «Крошечка — Хаврошечка»
Сказка воспитывает в людях добро, учит взаимовыручке, взаимопомощи, помогает завести настоящих друзей. А так же учит смелости и честности.
Сказка «Репка»
Это сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но даже такие маленькие, как мышка.
Сказка «Колобок».
Из этой сказки можно сделать вывод, что важно научиться распознавать лесть и не доверять хитрым авантюристам, а жить своим умом и сердцем. Нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним людям
Сказка «Кот, петух и лиса».
Кот в этой сказке образец для подражания – трудолюбив, рассудителен, верный товарищ. В то же время петушок представляется непослушным, легковерным и слишком любопытным. Как только Лиса начинала петь свою песенку: «Петушок, петушок, золотой гребешок», — так петушок про всё на свете забывал и подкупался на лесть. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика. Так же и детям нужно поступать – громко звать на помощь. Эта сказка о вере, дружбе, справедливости, силе и смелости.
Наша гипотеза подтвердилась. Сказка – это не только способ нас развлечь. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Сказки способствуют формированию нравственных и патриотических ценностей. Сказки могут объяснять ребенку «Что будет, если…?»
Делаем вывод, что:
— сказка учит мир делить на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ;
— сказка формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову;
— сказка учит не бояться трудностей;
— сказка учит любить и уважительно относиться к родителям, ценить их за данное нам воспитание.
А что будет, если у народа не будет сказок? Люди не смогут передать своим детям, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь к свету, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.
Самое главное, что сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.
Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».
Приложение 1. Шуточные вопросы для литературной викторины по сказкам:
1. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)
2. Назовите — героиню русской народной сказки, которая была овощем. (Репка.)
3. Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной «жилплощади»? («Теремок», «Лиса и Заяц»)
4. Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистую силу.)
5. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)
Приложение 2.
Сайт русских бытовых сказок http://detyam-knigi.ru/skazki/bitovie/
Сайт русских волшебных сказок http://www.rodon.org/other/rnvs.htm
Сайт русских народных сказок о животных http://detyam-knigi.ru/skazki/o_jivotnih
Приложение 3. Ссылки на сайт с детскими народными сказками http://www.kostyor.ru/tales/
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Сказки, которые учат детей отстаивать свои границы
Личные границы – это то, чего нет у большей части героев и героинь старых и современных сказок. Нет – потому что границы постоянно нарушаются, личная неприкосновенность отсутствует как таковая.
Тем ценнее те редкие сказки, где героини и герои умеют четко и ясно отстаивать свои границы.
«Орел и овечка», Дональд Биссет
Сказка, которую должны прочесть все мамы своим дочкам. И все папы своим сыновьям.
Орел вернулся и сел опять за стол.
– Хочешь еще кусочек поджаренного хлеба, милая овечка? – спросила Мэри.
– Нет, спасибо, – ответила овечка, вспомнив, что ей шепнула Мэри.
– Пожалуй, я бы лучше съела орла.
Чему учит сказка?
Взрослых: вежливой и эффективной форме заступаться за детей, без агрессии к ребенку-обидчику.
Детей, которых обижают: не пугаться и не теряться, когда на тебя нападают.
Невоспитанных нахалов: понимать, что чувствует человек, которого хотят съесть, а также тому, что безнаказанность невечна.
Чем отличается «Орел и овечка» от других сказок, где обидчики и обманщики получают тем же самым по тому же месту? Например, от белорусской сказки «Лиса и тетерев» и русской «Лиса и журавль»?
Тем, что в этих сказках Лиса – манипулятор, и, даже когда она хочет съесть Тетерева, она хитрит, не нападает напрямую на Тетерева. И ответить ей относительно просто. И пережить это проще, чем прямую агрессию Орла из сказки Биссета.
Орел покушается на личную неприкосновенность Овечки и лишает ее личностной сущностности – он говорит о ней, как о еде, в третьем лице, при ней. Такая агрессия разрушает, и тот, на кого она направлена – нуждается в защите. Мэри ведет себя очень умно. Она не просто ставит Орла на место, она дает слово самой овечке, тем самым возвращая ей ее субъектность.
– Тетерев, а тетерев, в лесу новый закон вышел, чтобы все звери и птицы мирно жили, друг друга не трогали. Я сама читала.
Спускайся-ка на землю! Потолкуем.
Тетерев ей отвечает:
– Хороший закон. Только слышишь, где-то рядом собаки лают? Может, знакомиться с нами бегут?
«Мышонок и карандаш», Владимир Сутеев
В контексте сказок Сутеева – это скорее сказка о смекалке. Но по сути, она о борьбе против того, кто хочет разрушить тебя.
И мышонок больно укусил Карандаш.
– Ой!.. – сказал Карандаш. – Тогда дай мне в последний раз что-нибудь нарисовать, а потом делай что хочешь.
Чему учит сказка?
Бейся за свое спасение, как можешь.
Не теряй самообладания и спасайся, когда тебе грозит опасность. А если хочешь съесть другого, помни, что и тебя могут съесть.
«Про маленького поросенка Плюха», Инга Баллод, Ирина Румянцева
Плюх – самый младший в семье поросят. И, как и все дети, периодически попадает в разные истории. Причем истории не волшебные, а вполне жизненные.
– Скажите, почтенный Долдон, сколько дней вы еще прогостите у нас?
Козел раздраженно ответил:
– Я останусь у вас надолго, потому что мне тут нравится! Услышав это, поросята совсем расстроились.
Чему учит сказка?
В жизни бывает всякое, ты не виноват в том, что попал в сложную ситуацию. Но ты всегда можешь рассчитывать на поддержку и понимание семьи и на помощь взрослых.
«Колосок» в обработке Софьи Могилевской, «Курочка-хлопотунья» Алексея Гарнича
И другие сказки, где кто-то отказывается кому-то помогать, а потом претендует на обед, но ему не дают – не заработал. Изначально эти нравоучительные сказки писались как сказки про лентяев. Но по существу – они об уважении к своему труду.
– Все ты, – чуть слышно пропищали они.
– А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а Петушок их и не удерживает.
Чему учит сказка?
Не стесняйтесь требовать уважения к своему труду.
Вы не обязаны делиться результатами своего труда с кем бы то ни было.
Не стесняйтесь давать отпор тем, кто вас не уважает.
Не рассчитывайте, что те, кого вы не уважаете, будут к вам по-доброму относиться.
«Принцесса в бумажном мешке», Роберт Манш
В этой книге все ясно и все прямым текстом. Дочка просит книгу про принцесс? Это то, что надо.
Он посмотрел на свою спасительницу, поморщился и сказал:– Ну и вид у вас, Эльза! От вас пахнет гарью, вы не причесанны и на вас надет какой-то бумажный мешок. Будьте так любезны, возвращайтесь, когда будете выглядеть, как принцесса. – Дорогой мой Рональд, – ответила ему Эльза, – от вас пахнет лавандой, волосы у вас идеально причесаны, а платье великолепно. Вы выглядите как настоящий принц, но на самом деле вы просто ничтожество, и я никогда не выйду за вас замуж!
Чему учит сказка?
Ценить себя.
Ставить нахалов на место.
Без сомнений расставаться с теми, для кого важнее внешний облик, а не ты сама (ты сам).
Уважать людей и их поступки как таковых.
Быть готовым к тому, что если тебе важны не люди, а их внешность, ты сам можешь оказаться ненужным.
Что читать с детьми постарше?
Читайте Павла Бажова и Астрид Линдгрен.
Все героини и герои Бажова – цельные, ясные, самодостаточные люди, осознанные и умеющие отстаивать себя.
«Горный мастер» Бажова может стать поддерживающей книгой для подростков, особенно девочек, которым нередко приходится выслушивать чужие мнения, как им следует жить.
В произведениях Линдгрен, как правило, дети с четко выраженными границами, и окружение с ними считается.
Несказочные книги Линдгрен:
«На острове Сальткрока» – маленькая девочка с границами на замке;
«Эмиль из Леннеберги» – вот уж дитя с границами!
Сказки Линдгрен:
«Мио, мой Мио» – как бы отец и сын друг друга ни любили, сын пошел, куда надо, а отец, хоть и страдал, не удерживал его. Подростковая сепарация от родителей – это стремительное расширение и самоосознание границ личности ребенка, при которой родители уходят из центра их жизни. И уважение к процессу передела мира, и к новым границам ребенка – непростая тема.
«Пеппи Длинный чулок» – в этой книге очень много всего. Пеппи – пример храброй, сильной, самодостаточной девочки.
chips-journal.ru
Чему учат сказки?
Почти все дети (да и некоторые взрослые) любят сказки. Увлекательное повествование, интересный сюжет, любимые герои привлекают фантазию ребенка, развивая творческий взгляд на мир, заставляя малыша затаить свое дыхание в ожидании чуда.
Воспитательные функции
Но у многих сказок не только развлекательные и развивающие функции. Еще они, как бы исподволь, занимаются воспитанием наших детей, передавая народную мудрость и основные моральные принципы от поколения к поколению. Чему учат сказки, чем они привлекают детей и взрослых?
Модель мироздания
Малыш, который еще так мало знает об окружающем его мире, через сказку опосредованно знакомится с действительностью, проходя стадию обучения на чужом опыте. Ведь эти небольшие (и кажущиеся на первый взгляд простыми) произведения народного творчества являются для детей одним из способов познания мира, его усовершенствованной моделью, где добро обязательно побеждает зло, человеческие пороки наказуемы, богатство — не самое главное в жизни, а друзья ценятся превыше всего. Собственно, сказки кратко, емко описывают ребенку мир, каким он должен быть в идеале. Еще о том, зачем ребенку нужны сказки, читайте в нашей статье Что такое сказка.
Положительный герой
Немаловажную роль роль в воспитании детей сказкой играет формирование образа положительного героя: в первую очередь — доброго (ведь добро всегда побеждает), верного своему слову, иногда — умного, иногда — сильного, защитника своей Отчизны. Если говорить о русских сказках, то это такие произведения, как «Иван-царевич и серый волк», «Никита Кожемяка», «Летучий корабль», «Солдат избавляет царевну», «По щучьему велению», «Сивка-Бурка», различные сказки о русских богатырях (названия приведены по книге А. Н. Афанасьева).
Взаимопомощь
Положительный герой, как правило, берется за выполнение непосильной, казалось бы, работы. Одному ему явно не справиться. В том, что он одер
elhow.ru