У детей с онр выявляются следующие неверные формы сочетания слов: Особенности грамматического строя речи у дошкольников с ОНР
Исследование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи | Коррекционная работа
Автор: Сафина Светлана Александровна
Организация: МАДОУ № 240
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань
С каждым годом в нашей стране рождается всё больше детей с речевыми нарушениями, особенно с общим недоразвитием речи. Эти нарушения имеют стойкий характер, сходный по своим проявлениям с другими артикуляционными расстройствами, и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики. Самое важное для таких детей является формирование связной речи. Это необходимо как для полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Дети с общим недоразвитием испытывают значительные трудности в овладении навыками связной речи из-за недоразвития основных компонентов языковой системы. У детей общим недоразвитием речи грамматическая сторона речи нарушена и создаёт трудности для общения детей с взрослыми, со сверстниками.
В старшем дошкольном возрасте дети с развитием речи в норме систематизируют грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивают многие единичные формы, исключения. В этот период значительно сокращается свободное использование морфологических элементов ( словотворчество), так как дети овладевают не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами, системой «фильтров», накладываемых на использование общих правил. Усваивается согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах, глагольное управление. Таким образом к школьному возрасту ребёнок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребёнку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
В работах многих исследователей (Н.С.Жукова, В.А.Ковшиков, Л.Ф.Спирова, Е.Ф.Соботович, Т.Б.Филичева, С.Н.Шаховской) выделяются следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при общем недоразвитии речи:
- Неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных.
- Неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных.
- Неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями.
- Неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени.
- Неправильное употребление предложно-падежных конструкций.
При этом у детей выявляются как общие, так и специфические аграмматизмы. Они характерны как для нормального, так и для нарушенного речевого развития. Практически у всех детей наблюдаются отклонения при использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных.
Таким образом, у детей с нормальным речевым развитием и при общем недоразвитии речи формирование грамматического строя речи происходит в той же последовательности, однако у последних этот процесс наиболее затруднён. Часто в речи наблюдаются неправильные формы сочетания слов в предложении, что выражается в неправильном употреблении различных окончаний в частности, формирование связей согласования, управления и примыкания в словосочетании протекает в затруднённой форме.
Изучив особенности сформированности грамматического строя речи у детей с ОНР, нами установлено, что наиболее грубо нарушены процессы словообразования и словоизменения существительных, глаголов, прилагательных. В результате нами подобраны игровые упражнения, по формированию процессов словообразования и словоизменения существительных, глаголов, прилагательных. При этом учитывалось, что формирование данных процессов происходит последовательно-параллельно и включает в себя 3 этапа.
Процесс формирования словообразования включает в себя :
На I этапе – закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
На II этапе – работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
На III этапе – уточнение значения и звучание непродуктивных словообразовательных моделей.
В соответствии с данными этапами нами выделены следующие задачи логопедической работы.
На первом этапе:
- Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к, -ик, -чик-.
- Дифференциация совершенного и несовершенного вида, возвратных и невозвратных глаголов.
- Образование притяжательных прилагательных с суффиксом: -ин-.
На втором этапе:
- Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами–оньк-, -еньк-, -ышек-, -ышк-.
- Образование глаголов с приставками: в- -вы, на- -вы;
- Образование глаголов пространственного значения с приставкой при-.
- Образование притяжательных прилагательных с суффиксом-и- без чередования;
- Образование относительных прилагательных с суффиксами: -н-, -ан-, -ян-, -енн-.
- Образование качественных прилагательных с суффиксами: -н-, -ив-, -чив-, -лив-.
На третьем этапе:
- Образование существительных, обозначающих названия профессий.
- Образование глаголов пространственного значения с приставкамис-, у-, под-, от-, за-, пере-, до-.
- Образование притяжательных прилагательных с суффиксом: -и- с чередованием;
- Образование относительных прилагательных с суффиксами: -ан-, -ян-, -енн-.
- Образование качественных прилагательных с суффиксами: -оват-, -еньк.
Логопедическая работа по формированию процесса словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи мы предлагаем осуществлять также в 3 этапа.
На первом этапе решались следующие задачи:
- Формирование наиболее продуктивныхи простых по семантике форм
- Дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;
- Обработка беспредложных конструкций единственного числа.
- Согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.
На втором этапе логопедической работы нами решались следующие задачи:
- Понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа.
- Закрепление беспредложных форм множественного числа.
- Дифференциация глаголов 1,2,3-го лица настоящего времени;
- Согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде;
- Согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.
Третий этап включал работу по закреплению более сложных по семантике и внешнему оформлению менее продуктивных форм словоизменения, а именно:
- Употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.
- Согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.
Литература
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия: Преодоление ОНР у дошкольников –Екатеринбург: Литур 2004.
- Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие.- М.: Айрис-Пресс, 2005.
- Шаховская С.Н., Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.- М.: АРКТИ, 2002.
Ответы на онлайн тесты Педкампус Логопедия. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи 2021 на Курсар.
1. У детей со II уровнем развития речи фонетико-фонематическая сторона речи характеризуется:
• наличием множества искажений, замен и смешений
• нарушением произношения мягких и твердых звуков, шипящих и свистящих
• противопоставлением лишь следующих групп: гласные — согласные, ротовые — носовые, взрывные — щелевые
• нарушением произношения аффрикат, звонких и глухих
2. У детей с фонетико-фонематическим нарушением речи могут наблюдаться (в качестве сопутствующих):
• нарушения зрения
• нарушения счета
• дисграфия
• дислексия
3. Для развития речи сензитивным периодом является возраст:
• от полугода до 2 лет
• от 0,5 до 1,5 лет
• от 2 до 5 лет
4. У детей с I уровнем развития речи фонетико-фонематическая сторона речи характеризуется:
• диффузным характером произношения звуков
• фонематической неопределенностью
• нестойким фонетическим оформлением
• множеством искажений, замен и смешений
<p>
<p><strong>5. Общее недоразвитие речи у детей характеризуется следующими характеристиками:
• сформированность семантических полей
• недостаточная сформированность фонетико-фонематической стороны
• сходство в объемах активного и пассивного словаря
• ограниченность словарного запаса
6. Низкий уровень развития буквенного гнозиса проявляется в:
• выраженном дифференцировании нормального и зеркального написания букв
• трудностях в назывании букв печатного шифра, данных в беспорядке
• трудностях в назывании и сравнении букв, сходных графически
7. Диффузная артикуляция звуков — это:
• нестабильное использование звуков в различных формах речи
• амена звуков более простыми по артикуляции
• искаженное произнесение одного или нескольких звуков
• замена целой группы звуков
8. Укажите верные утверждения:
• у дошкольников с ОНР из числа прилагательных исключаются преимущественно качественные, обозначающие непосредственно воспринимающие признаки предметов
• у дошкольников с ОНР относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений
• у дошкольников с ОНР не возникает существенных искажений в глагольном словаре
• у дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных
9. По состоянию невербального интеллекта среди детей с фонетико-фонематическим нарушением речи самая многочисленная группа — это:
• дети, развитие невербального интеллекта которых соответствует нижней границе нормы
• дети, развитие невербального интеллекта которых соответствует норме
• дети, развитие невербального интеллекта которых несколько отличается от нормы
• дети, развитие невербального интеллекта которых существенно ниже нормы
10. Низкий уровень собственно фонематического восприятия выражается в следующем:
• нечеткое различение на слух фонем в собственной речи
• неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза
• затруднение при анализе звукового состава речи
• относительно четкое различение на слух фонем в чужой речи
11. Согласно какому принципу все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии?
• принцип активности
• принцип развития
• принцип дискретности
• принципа деятельности
12. При глубоком фонематическом недоразвитии ребенок:
• «не слышит» отдельных звуков в слове
• не различает отношения между звуковыми элементами
• неспособен выделить из звуковых элементов состав слова
• испытывает затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков, при этом остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно
13. Укажите специфические аграмматизмы, свойственные детям с ОНР:
• игнорирование чередования гласных
• устранение беглости гласных
• унификация места ударного слога
• наращение или изменение суффиксов
14. Дети с нарушением речи зачастую испытывают также затруднения в:
• восприятии чужой речи
• различении понятий «слева» и «справа»
• визуальном восприятии окружающего мира
• ориентировке в собственном теле
15. У детей с фонетико-фонематическим нарушением также нередко наблюдаются:
• нарушения пальцевого стереогноза
• нарушения орального стереогноза
• снижение темпа активности в процессе работы
• неустойчивость внимания
16. На основе каких семантических признаков осуществляется замена слов у детей с нарушениями речи?
• смешениее слов по родовым отношениям
• замены на основе сходства по признаку функционального назначения
• замены на основе общности ситуации
• замены названий действий названиями предметов
17. Укажите третий этап методики развития фонематического восприятия у детей по И.Карпухиной:
• различение слов, близких по звуковому составу
• различение силы, высоты и тембра голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова
• развитие у детей слухового внимания и памяти, дети учатся узнавать и различать неречевые звуки
• различение фонем родного языка
18. Взамен антонимов дети с общим нарушением речи могут использовать:
• слова другой части речи, семантически близкие
• слова той же части речи, семантически близкие антониму
• слова, семантически близкие антониму, но не антонимичные и другой части речи
• слова-стимулы с отрицанием «не»
19. У детей с фонетико-фонематическим нарушением:
• снижена слуховая память
• сохранна возможность смыслового, логического запоминания
• объем зрительной памяти не отличается от нормы
• нарушена возможность смыслового, логического запоминания
20. Нарушение процесса формировании произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем — это:
• тотальное недоразвитие речи
• частичное недоразвитие речи
• фонематическое недоразвитие речи
• общее недоразвитие речи
21. Общее недоразвитие речи у детей характеризуется следующими характеристиками:
• ограниченность словарного запаса
• сходство в объемах активного и пассивного словаря
• недостаточная сформированность фонетико-фонематической стороны
• сформированность семантических полей
22. Дети с нарушением речи зачастую испытывают также затруднения в:
• различении понятий «слева» и «справа»
• восприятии чужой речи
• ориентировке в собственном теле
• визуальном восприятии окружающего мира
23. При наиболее легкий степень фонетико-фонематического недоразвития ребенок:
• анализирует правильно не нарушенный звуковой состав слова и слоговую структуру
• не различает отношения между звуковыми элементами
• недостаточно различает и испытвает затруднения в анализе только нарушенных в произношении звуков
• неспособен выделить из звуковых элементов состав слова
24. При глубоком фонематическом недоразвитии ребенок:
• «не слышит» отдельных звуков в слове
• испытывает затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков, при этом остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно
• не различает отношения между звуковыми элементами
• неспособен выделить из звуковых элементов состав слова
25. Диффузная артикуляция звуков — это:
• замена целой группы звуков
• искаженное произнесение одного или нескольких звуков
• амена звуков более простыми по артикуляции
• нестабильное использование звуков в различных формах речи
26. Нарушение процесса формировании произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем — это:
• тотальное недоразвитие речи
• фонематическое недоразвитие речи
• частичное недоразвитие речи
• общее недоразвитие речи
27. Для развития речи сензитивным периодом является возраст:
• от полугода до 2 лет
• от полутора до 3 лет
• от 0,5 до 1,5 лет
• от 2 до 5 лет
28. У детей со II уровнем развития речи фонетико-фонематическая сторона речи характеризуется:
• противопоставлением лишь следующих групп: гласные — согласные, ротовые — носовые, взрывные — щелевые
• нарушением произношения мягких и твердых звуков, шипящих и свистящих
• нарушением произношения аффрикат, звонких и глухих
• наличием множества искажений, замен и смешений
29. Низкий уровень собственно фонематического восприятия выражается в следующем</strong>:
• затруднение при анализе звукового состава речи
• относительно четкое различение на слух фонем в чужой речи
• нечеткое различение на слух фонем в собственной речи
• неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза
30. У детей с фонетико-фонематическим нарушением также нередко наблюдаются:
• снижение темпа активности в процессе работы
• неустойчивость внимания
• нарушения орального стереогноза
• нарушения пальцевого стереогноза
31. Укажите верные утверждения:
• у дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных
• у дошкольников с ОНР не возникает существенных искажений в глагольном словаре
• у дошкольников с ОНР из числа прилагательных исключаются преимущественно качественные, обозначающие непосредственно воспринимающие признаки предметов
• у дошкольников с ОНР относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений
32. У детей с фонетико-фонематическим нарушением речи могут наблюдаться (в качестве сопутствующих):
• нарушения счета
• дисграфия
• дислексия
• нарушения зрения
33. У детей с фонетико-фонематическим нарушением:
• снижена слуховая память
• нарушена возможность смыслового, логического запоминания
• сохранна возможность смыслового, логического запоминания
• объем зрительной памяти не отличается от нормы
34. На основе каких семантических признаков осуществляется замена слов у детей с нарушениями речи?
• смешение слов по родовым отношениям
• замены на основе общности ситуации
• замены на основе сходства по признаку функционального назначения
• замены названий действий названиями предметов
35. У детей с I уровнем развития речи фонетико-фонематическая сторона речи характеризуется:
• диффузным характером произношения звуков
• фонематической неопределенностью
• нестойким фонетическим оформлением
• множеством искажений, замен и смешений
36. Укажите специфические аграмматизмы, свойственные детям с ОНР:
• наращение или изменение суффиксов
• игнорирование чередования гласных
• унификация места ударного слога
• устранение беглости гласных
37. По состоянию невербального интеллекта среди детей с фонетико-фонематическим нарушением речи самая многочисленная группа — это:
• дети, развитие невербального интеллекта которых несколько отличается от нормы
• дети, развитие невербального интеллекта которых существенно ниже нормы
• дети, развитие невербального интеллекта которых соответствует нижней границе нормы
• дети, развитие невербального интеллекта которых соответствует норме
38. Согласно какому принципу все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии?
• принцип развития
• принцип дискретности
• принципа деятельности
• принцип активности
39. Взамен антонимов дети с общим нарушением речи могут использовать:
• слова-стимулы с отрицанием «не»
• слова, семантически близкие антониму, но не антонимичные и другой части речи
• слова той же части речи, семантически близкие антониму
• слова другой части речи, семантически близкие
40. У детей с ОНР выявляются следующие неверные формы сочетания слов:
- неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных
- неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний прилагательных
- неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных и местоимений
- неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени
Как большинство детей учатся читать. комфортная скорость чтения приближается к 100 словам в минуту. Он должен научиться комбинировать слова на странице с полдюжиной закорючек, называемых знаками препинания, во что-то — голос или образ в его уме, которые возвращают смысл.
(Пол Кропп, 19 лет)96)Формирование грамотности
Формирование грамотности описывает постепенный, непрерывный процесс обучения пониманию и использованию языка, который начинается с рождения и продолжается в раннем детстве (т. е. до восьмилетнего возраста). В этот период дети сначала учатся использовать устные формы языка (аудирование и говорение), а затем начинают изучать и понимать письменные формы (чтение и письмо).
Слушание и говорение
Формирование грамотности начинается в младенчестве, когда родитель берет ребенка на руки, смотрит ей в глаза и тихо говорит с ней. Трудно поверить, что эта случайная, спонтанная деятельность ведет к развитию языковых навыков. Это приятное взаимодействие помогает малышу узнать о взаимной выгоде разговора и удовольствиях от общения с другими людьми.
Маленькие дети продолжают развивать навыки слушания и разговорной речи, сообщая о своих потребностях и желаниях с помощью звуков и жестов, бормоча себе и другим, произнося свои первые слова и быстро добавляя новые слова в свой словарный запас. Большинство детей, которые с рождения были окружены языком, уже к трем годам свободно говорят на нем, независимо от интеллекта и без сознательных усилий.
В каждом из 6000 языков мира используется разный набор фонем — отличительных звуков, используемых для образования слов. Когда взрослые слышат другой язык, они могут не заметить различий в фонемах, не используемых в их родном языке. Младенцы рождаются со способностью различать эти различия. Их лепет включает в себя гораздо больше звуков, чем те, которые используются в их родном языке. Примерно в возрасте от 6 до 10 месяцев дети начинают игнорировать фонемы, не используемые в их родном языке. Они бормочут только те звуки, которые издают люди, которые чаще всего с ними разговаривают.
В течение первого года жизни младенцы слышат речь как набор отдельных, но бессмысленных слов. К 1 году большинство детей начинают связывать слова со смыслом. Они понимают названия, используемые для обозначения знакомых предметов, частей тела, животных и людей. Дети на этом этапе упрощают процесс изучения этих ярлыков, делая три основных предположения:
- Ярлыки (слова) относятся к целому объекту, а не к частям или качествам ( Флопси — это любимая игрушка, а не ее голова или цвет).
- Ярлыки относятся к классам вещей, а не к отдельным предметам ( Doggie — это слово, обозначающее всех четвероногих животных).
- Все, что имеет имя, может иметь только одно имя (на данный момент папа папа , а не мужчина или Джейк ).
По мере того, как дети развивают свои языковые навыки, они отказываются от этих предположений и изучают новые слова и значения. С этого момента у детей быстро развиваются языковые навыки. Вот типичная последовательность:
- Примерно в 18 месяцев дети добавляют новые слова в свой словарный запас с поразительной скоростью: одно каждые 2 часа.
- К 2 годам большинство детей имеют от 1 до 2000 слов и объединяют два слова в простые предложения, такие как: «Выйди». «Все ушли.»
- В возрасте от 24 до 30 месяцев дети говорят более длинными предложениями.
- В возрасте от 30 до 36 месяцев дети начинают следовать правилам выражения времени и числа и использовать такие слова, как какой-то , бы и кто .
Чтение и письмо
Одновременно с приобретением навыков аудирования и разговорной речи маленькие дети учатся читать и писать.
Дома и в детском саду, Head Start или в школе слушают любимые сказки и пересказывают их самостоятельно, играют с кубиками алфавита, показывают логотип на вывеске любимого ресторана, рисуют, строчат и пишут буквы и слова, и смотреть, как взрослые читают и пишут для удовольствия и выполнения работы.
Маленькие дети делают многочисленные языковые открытия, играя, исследуя и взаимодействуя с другими. Языковые навыки являются основным средством когнитивного развития, поскольку они позволяют детям рассказывать о своем опыте и открытиях. Дети узнают слова, используемые для описания таких понятий, как «вверх» и «вниз», а также слова, которые позволяют им говорить о прошлых и будущих событиях.
Многие игры способствуют формированию у детей навыков грамотности. Сортировка, сопоставление, классификация и упорядочивание таких материалов, как бусы, коробка с пуговицами или набор цветных кубиков, способствуют формированию у детей навыков грамотности. Раскатывание пластилина и игра пальцами помогают детям укрепить и улучшить координацию мелких мышц рук и пальцев. Они используют эти мышцы для управления инструментами для письма, такими как мелки, маркеры и кисти.
По мере того, как их языковые навыки растут, маленькие дети рассказывают истории, идентифицируют печатные слова, такие как свои имена, пишут свои имена на картинах и творениях, а также используют письменность в своих придуманных играх. Выслушав рассказ, они рассказывают о людях, чувствах, местах, вещах и событиях в книге и сравнивают их со своим собственным опытом.
Навыки чтения и письма развиваются вместе. Дети учатся писать, видя, как печатные издания в их домах, классах и сообществах предоставляют информацию. Они смотрят и учатся, как пишут взрослые — составляют список, переписываются с другом или разгадывают кроссворд. Они также учатся, делая свои собственные записи.
В приведенной ниже таблице представлены примеры занятий, которыми занимаются дети дошкольного возраста, и описано, как они связаны с чтением и письмом.
Что могут делать дети | Как это связано с чтением и письмом |
---|---|
Составьте узор из таких предметов, как пуговицы, бусины, маленькие цветные кубики.![]() | Располагая предметы в определенном порядке, дети понимают последовательность. Это поможет им обнаружить, что буквы в словах должны идти в определенном порядке. |
Послушайте рассказ, а затем поговорите со своими семьями, учителями или репетиторами и друг с другом о сюжете, персонажах, о том, что может произойти дальше, и о том, что им понравилось в книге. | Детям нравится читать вслух. Они узнают, что книги могут знакомить с людьми, местами и идеями, а также описывать знакомые переживания. Умение слушать и говорить помогает детям расширять словарный запас. Они развлекаются, изучая основные понятия грамотности, такие как: печатный текст — это произносимые слова, которые записываются, печатный текст несет значение, и мы читаем слева направо, сверху вниз на странице и с начала на конец страницы. книга. |
Сыграйте в игру на совпадение, такую как концентрация или бинго с картинками. | Видя, что некоторые вещи абсолютно одинаковы, дети понимают, что буквы в словах должны каждый раз писаться в одном и том же порядке, чтобы нести смысл.![]() |
Двигайтесь под музыку, следуя указаниям, например, поднимайте руки вверх, вниз, вперед, назад, влево, вправо. Теперь шевелиться всем телом. | Дети начинают понимать такие понятия, как вверх/вниз, вперед/назад и влево/вправо, и добавляют эти слова в свой словарный запас. Понимание этих концепций приводит к знанию того, как слова читаются и пишутся на странице. |
Повторяйте рифмованные стихотворения, предложенные родителем, учителем или воспитателем, и сочиняйте новые рифмы самостоятельно. | Дети знакомятся с фонемами – мельчайшими звуковыми единицами, из которых состоят слова. Это осознание приводит к успеху в чтении и письме. |
Сделайте вывески для воображаемого продуктового магазина. | Дети тренируются использовать печатные формы для предоставления информации – в данном случае, цен на различные продукты. |
Перескажите любимую сказку другому ребенку или плюшевой игрушке.![]() | Дети обретают уверенность в своих способностях научиться читать. Они упражняются в том, чтобы рассказывать историю в том порядке, в котором она была прочитана им – от начала к середине и к концу. |
Используйте придуманную орфографию, чтобы написать список продуктов, в то время как родитель пишет свой собственный список. | Дети используют письмо, чтобы делиться информацией с другими. Наблюдая за тем, как пишет взрослый, он знакомится с правилами письма. Использование придуманного правописания способствует фонематическому восприятию. |
Подпишите свои имена (каракулями, рисунком, некоторыми буквами или «правильно») на графике посещаемости, картине или письме. | Дети узнают, что их имена обозначают их самих, а другие слова обозначают предметы, эмоции, действия и так далее. Они видят, что письмо служит цели сообщить учителю, что они прибыли, показать другим свои художественные работы или сообщить кому-то, кто отправил письмо.![]() |
Читатели и писатели
К тому времени, когда большинство детей переходят из дошкольного возраста в детский сад, они многое узнают о языке. В течение пяти лет они наблюдали, слушали и общались со взрослыми и другими детьми. Они играли, исследовали и делали открытия дома и в детских учреждениях, таких как Head Start и уход за детьми.
Детский сад
В начале или во время детского сада большинство детей имеют естественно развитые языковые навыки и знания. Они…
Знать печать означает:
- Переворачивать страницы в сборнике рассказов, чтобы узнать, что произойдет дальше
- «написание» (наброски или использование придуманной орфографии) для передачи сообщения
- Использование языка и голоса историй при повествовании их историй
- Диктовка рассказов
Знать, как выглядит письменная речь:
- Понимать, что слова представляют собой комбинации букв
- Определение конкретных букв в незнакомых словах
- Письмо «фиктивными» буквами или письмо, включающее черты настоящих букв
Может различать и называть буквы алфавита:
- Произносить алфавит
- Указание букв алфавита в своих именах и в письменных текстах
Знайте, что буквы связаны со звуками:
- Указание пальцем во время чтения или во время чтения на
- Фонетическое написание слов, связывание букв со звуками, которые они слышат в слове
Знать звуки, издаваемые буквами:
- Называть все предметы в комнате, начинающиеся с одной и той же буквы
- Указание на слова в тексте, начинающиеся с одной и той же буквы
- Подбор рифмующихся слов
- Попытка озвучить новые или незнакомые слова при чтении вслух
- Представление слов на письме по их первому звуку (например, написание d для представления слова собака )
Знать, что использование слов может служить различным целям:
- Указывая на знаки определенных мест, таких как игровая площадка, ресторан или магазин
- Письмо для различных целей, например, составление списка продуктов (воображаемого), написание благодарственного письма или составление меню для игры
Знать, как работают книги:
- Держать книгу правой стороной вверх
- Перелистывание страниц по одной
- Чтение слева направо и сверху вниз
- Начинать чтение спереди и последовательно двигаться к концу
Поскольку дети учат язык с рождения, большинство из них готовы перейти к следующему шагу – овладению обычным чтением и письмом. Чтобы научиться эффективно читать и писать, дети должны:
- Узнавать письменные символы, буквы и слова, используемые при чтении и письме
- Пишите буквы и формируйте слова, следуя общепринятым правилам
- Использовать рутинные навыки, мыслительные и логические способности для создания смысла при чтении и письме
Письменные символы, которые мы используем для чтения и письма, представляют собой 26 прописных и строчных букв алфавита. Традиционные правила, регулирующие написание букв и составление слов, включают в себя написание букв в правильном направлении, использование прописных и строчных букв, правильное написание слов и размещение пробелов между словами.
Рутинные навыки относятся к тому, что читатели делают автоматически, не останавливаясь, чтобы подумать, что делать. Мы делаем паузу, когда видим запятую или точку, распознаем часто встречающиеся слова и используем то, что уже знаем, чтобы понять прочитанное. Одним из важнейших рутинных навыков является фонематическая осведомленность — способность связывать определенные звуки с определенными буквами и буквосочетаниями.
Исследования показали, что фонематическая осведомленность является лучшим предиктором ранних навыков чтения. Фонемы, мельчайшие звуковые единицы, образуют слоги, а слова состоят из слогов. Детям, которые понимают, что разговорный язык состоит из отдельных звуков – фонем и слогов – легче научиться читать.
У многих детей фонематический слух развивается естественным образом с течением времени. Простые занятия, такие как частое чтение знакомых и любимых рассказов, стихов и стишков, могут помочь детям развить фонематический слух. Другим детям, возможно, потребуется принять участие в мероприятиях, предназначенных для развития этого базового навыка.
Способности к мышлению и рассуждению помогают детям понять, как читать и писать незнакомые слова. Ребенок может использовать значение предыдущего слова или фразы, посмотреть на знакомый префикс или суффикс или вспомнить, как произносится комбинация букв, которая встречалась в другом слове.
Первый и второй классы
К тому времени, когда большинство детей заканчивают первый и второй классы, у них естественным образом развиваются следующие языковые навыки и знания. Они…
Улучшить понимание при чтении различных простых текстов:
- Думать о том, что они уже знают
- Создание и изменение мысленных образов
- Создание, подтверждение и пересмотр прогнозов
- Перечитывание при замешательстве
Применять навыки анализа слов при чтении по:
- Использование фонетики и простых контекстных подсказок для понимания неизвестных слов
- Использование частей слова (например, корневых слов, префиксов, суффиксов, похожих слов) для понимания незнакомых слов
Понимать элементы литературы (например, автора, главного героя, обстановку) по:
- Делать выводы о событиях, персонажах и местах действия в рассказах
- Сравнение настроек, персонажей и событий в разных историях
- Объяснение причин поведения персонажей в рассказах
Понимать характеристики различных простых жанров (например, басни, реалистической фантастики, народных сказок, поэзии и юмористических рассказов) по:
- Объяснение различий между простыми жанрами
- Написание рассказов, содержащих характеристики выбранного жанра
Использовать правильные и подходящие языковые правила при ответе на письменный текст:
- Правильное написание часто встречающихся слов
- Правильное использование заглавных букв, запятых и знаков препинания
- Написание разборчивым шрифтом и/или курсивом
- Использование подходящего и разнообразного выбора слов
- Использование полных предложений
В приведенной ниже таблице представлены примеры занятий, которыми занимаются дети, и описано, как они связаны с чтением и письмом.
Что могут делать дети | Как это связано с чтением и письмом |
---|---|
Обсудите правила предстоящей экскурсии, посмотрите, как учитель записывает их на большом листе бумаги, и присоединяйтесь, когда она будет читать правила вслух. | Дети на собственном опыте узнают, как взаимосвязаны различные формы речи — аудирование, говорение, чтение и письмо. Они видят, что язык используется с какой-то целью, в данном случае для подготовки к поездке. Они видят свои слова записанными и слышат, как их читают вслух. |
Посмотрите в книге, чтобы найти ответ на вопрос. | Дети знают, что печать дает информацию. Они используют книги как ресурс для познания мира. |
Самостоятельно читать и перечитывать книгу в течение нескольких дней после того, как учитель прочитает ее вслух классу. | Дети читают и перечитывают книгу, потому что это весело и полезно.![]() |
Легко читайте некоторые слова, не останавливаясь на их расшифровке. | Дети постепенно создают зрительный словарный запас, который включает в себя большинство слов, наиболее часто используемых в английском языке. Они могут читать эти слова автоматически. |
Прочитайте слова, которые они никогда раньше не видели. | Дети используют то, что они уже знают о сочетаниях букв, корневых словах, префиксах, суффиксах и подсказках на картинках или в рассказе, чтобы угадывать новые слова. |
Используйте новые слова во время разговора и письма. | Дети пополняют свой словарный запас, читая и разговаривая, делясь идеями, обсуждая вопрос, слушая, что говорят другие, и исследуя свои интересы. Использование новых слов помогает им полностью понять значение слов. |
Распознавать собственные орфографические ошибки и обращаться за помощью для их исправления.![]() | Дети понимают, что правописание — это не просто сопоставление звуков с буквами. Они изучают основные правила правописания и исключения из правил. |
Задавайте вопросы о прочитанном. | Дети понимают, что чтение — это больше, чем правильное произношение слов. Они могут задавать вопросы, чтобы уточнить прочитанное или узнать больше по теме. |
Читайте в свободное время дома, в школе и во внешкольных программах. | Дети учатся получать удовольствие от самостоятельного чтения, особенно когда они могут читать книги по своему выбору. Чем больше дети читают, тем лучше они читают. |
Ключевые моменты развития
- Дети развиваются в четырех взаимосвязанных областях: когнитивной и языковой, физической, социальной и эмоциональной.
- Большинство детей следуют одной и той же последовательности и схеме развития, но в своем собственном темпе.
- Языковые навыки тесно связаны с когнитивным, социальным и эмоциональным развитием и зависят от него.
- Сначала дети учатся слушать и говорить, а затем используют эти и другие навыки, чтобы научиться читать и писать.
- Опыт и взаимодействие детей в раннем возрасте имеют решающее значение для развития их мозга и обучения в целом.
- Развитие грамотности — это постепенный, непрерывный процесс обучения пониманию и использованию языка.
- Дети делают многочисленные языковые открытия, играя, исследуя и взаимодействуя с другими.
- Дети опираются на свои языковые открытия, чтобы стать обычными читателями и писателями.
- Эффективные читатели и писатели распознают буквы и слова, следуют правилам письма и придают смысл тексту.
- Успешные программы поощрения чтения и развития грамотности у детей должны основываться на понимании развития ребенка, последних исследованиях развития мозга и естественном продолжающемся процессе, посредством которого большинство маленьких детей овладевают языковыми навыками и становятся читателями и писателями.
Телесные наказания и здоровье
Телесные наказания и здоровье- All topics »
- A
- B
- C
- D
- E
- F
- G
- H
- I
- J
- K
- L
- M
- N
- O
- P
- Q
- R
- S
- T
- U
- V
- W
- X
- Y
- Z
- Ресурсы »
- Бюллетени
- Факты в картинках
- Мультимедиа
- Публикации
- Вопросы и Ответы
- Инструменты и наборы инструментов
- Популярный »
- Загрязнение воздуха
- Коронавирусная болезнь (COVID-19)
- Гепатит
- оспа обезьян
- Все страны »
- A
- B
- C
- D
- E
- F
- G
- H
- I
- J
- K
- L
- M
- N
- O
- P
- Q
- R
- S
- T
- U
- V
- W
- X
- Y
- Африка
- Америка
- Юго-Восточная Азия
- Европа
- Восточное Средиземноморье
- Западная часть Тихого океана
- ВОЗ в странах »
- Статистика
- Стратегии сотрудничества
- Украина ЧП
- все новости »
- Выпуски новостей
- Заявления
- Кампании
- Комментарии
- События
- Тематические истории
- Выступления
- Прожекторы
- Информационные бюллетени
- Библиотека фотографий
- Список рассылки СМИ
- Заголовки »
- Сконцентрируйся »
- Афганистан кризис
- COVID-19 пандемия
- Кризис в Северной Эфиопии
- Сирийский кризис
- Украина ЧП
- Вспышка оспы обезьян
- Кризис Большого Африканского Рога
- Последний »
- Новости о вспышках болезней
- Советы путешественникам
- Отчеты о ситуации
- Еженедельный эпидемиологический отчет
- ВОЗ в чрезвычайных ситуациях »
- Наблюдение
- Исследовательская работа
- Финансирование
- Партнеры
- Операции
- Независимый контрольно-консультативный комитет
- Данные ВОЗ »
- Глобальные оценки здоровья
- ЦУР в области здравоохранения
- База данных о смертности
- Сборы данных
- Панели инструментов »
- Информационная панель COVID-19
- Приборная панель «Три миллиарда»
- Монитор неравенства в отношении здоровья
- Особенности »
- Глобальная обсерватория здравоохранения
- СЧЕТ
- Инсайты и визуализации
- Инструменты сбора данных
- Отчеты »
- Мировая статистика здравоохранения 2022 г.
- избыточная смертность от COVID
- DDI В ФОКУСЕ: 2022 г.
- Мировая статистика здравоохранения 2022 г.
- О ком »
- Люди
- Команды
- Структура
- Партнерство и сотрудничество
- Сотрудничающие центры
- Сети, комитеты и консультативные группы
- Трансформация
- Наша работа »
- Общая программа работы
- Академия ВОЗ
- мероприятия
- Инициативы
- Финансирование »
- Инвестиционный кейс
- Фонд ВОЗ
- Подотчетность »
- Аудит
- Бюджет
- Финансовые отчеты
- Портал программного бюджета
- Отчет о результатах
- Управление »
- Всемирная ассамблея здравоохранения
- Исполнительный совет
- Выборы Генерального директора
- Веб-сайт руководящих органов
- Дом/
- Отдел новостей/
- Информационные бюллетени/
- Деталь/
- Телесные наказания и здоровье
Ключевые факты
- Телесные или физические наказания широко распространены во всем мире как дома, так и в школах.
Около 60% детей в возрасте от 2 до 14 лет регулярно подвергаются физическому наказанию со стороны родителей или других опекунов. В некоторых странах почти все учащиеся сообщают о физических наказаниях со стороны школьного персонала. Риск физического наказания одинаков для мальчиков и девочек, а также для детей из богатых и бедных семей.
- Данные показывают, что телесные наказания со временем усугубляют поведенческие проблемы у детей и не дают положительных результатов.
- Все телесные наказания, какими бы легкими они ни были, несут в себе риск эскалации. Исследования показывают, что родители, применяющие телесные наказания, подвергаются повышенному риску жестокого обращения.
- Телесные наказания связаны с целым рядом негативных последствий для детей в разных странах и культурах, включая ухудшение физического и психического здоровья, нарушение когнитивного и социально-эмоционального развития, плохие результаты обучения, усиление агрессии и насилие.
- Телесные наказания – это нарушение прав детей на уважение физической неприкосновенности и человеческого достоинства, здоровье, развитие, образование и свободу от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
- Ликвидация насилия в отношении детей содержится в нескольких задачах Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, но наиболее явно в задаче 16.2: «положить конец жестокому обращению, эксплуатации, торговле людьми и всем формам насилия и пыток в отношении детей».
- Телесные наказания и связанный с ними вред можно предотвратить с помощью многосекторальных и многогранных подходов, включая правовую реформу, изменение вредных норм в отношении воспитания и наказания детей, поддержку родителей и опекунов, а также школьные программы.
Обзор
Телесные или физические наказания определяются Комитетом ООН по правам ребенка, который осуществляет надзор за Конвенцией о правах ребенка, как «любое наказание, при котором применяется физическая сила и которое предназначено для причинения определенной степени боль или дискомфорт, даже легкий».
По данным Комитета, это в основном включает в себя удары (шлепки, пощечины, порку) детей рукой или предметом (кнутом, палкой, ремнем, ботинком, деревянной ложкой и т. трясти или бросать детей, царапать, щипать, кусать, дергать за волосы или бить за уши, заставлять детей находиться в неудобном положении, прижигать, ошпаривать или насильно глотать.
Другие нефизические формы наказания могут быть жестокими и унижающими достоинство и, таким образом, также несовместимыми с Конвенцией, и часто сопровождают физические наказания и частично совпадают с ними. К ним относятся наказания, которые принижают, унижают, очерняют, делают козла отпущения, угрожают, пугают или высмеивают ребенка.
Scope
Данные ЮНИСЕФ, полученные в ходе национальных репрезентативных обследований в 56 странах в 2005–2013 годах, показывают, что примерно 6 из 10 детей в возрасте от 2 до 14 лет подвергались телесным наказаниям со стороны взрослых в своем домашнем хозяйстве за последний месяц. В среднем 17% детей подвергались суровым физическим наказаниям (удары по голове, лицу или ушам или сильные и неоднократные удары), но в некоторых странах этот показатель превышает 40%. Большие различия между странами и регионами показывают потенциал для профилактики.
За исключением некоторых стран, где показатели среди мальчиков выше, результаты сопоставимых обследований показывают, что распространенность телесных наказаний одинакова для девочек и мальчиков. Маленькие дети (в возрасте 2–4 лет) так же, а в некоторых странах и чаще, как и дети старшего возраста (в возрасте 5–14 лет), подвергаются физическому наказанию, в том числе жестким формам, а в некоторых странах даже больше. Методы физической дисциплины применяются даже к очень маленьким детям — сопоставимые исследования, проведенные в 29 странах в 2012–2016 годах, показывают, что 3 из 10 детей в возрасте 12–23 месяцев подвергаются порке.
Большинство детей подвергаются как психологическим, так и физическим наказаниям. Многие родители и опекуны сообщают об использовании ненасильственных дисциплинарных мер (таких как объяснение, почему поведение ребенка было неправильным, лишение привилегий), но они обычно используются в сочетании с насильственными методами. Дети, которые испытывают только ненасильственные формы дисциплины, составляют меньшинство.
Каждый второй ребенок в возрасте 6–17 лет (732 миллиона) живет в странах, где телесные наказания в школе не полностью запрещены. Исследования показали, что распространенность телесных наказаний в школах в течение жизни превышала 70% в Африке и Центральной Америке, распространенность за последний год превышала 60% в регионах ВОЗ Восточного Средиземноморья и Юго-Восточной Азии, а распространенность за последнюю неделю превышала 40%. в Африке и Юго-Восточной Азии. Более низкие показатели были обнаружены в Регионе Западной части Тихого океана ВОЗ, где распространенность в течение жизни и в прошлом году составила около 25%. Физические наказания широко распространены как в начальной, так и в средней школе.
Последствия
Телесные наказания вызывают вредные психологические и физиологические реакции. Дети не только испытывают боль, грусть, страх, гнев, стыд и вину, но чувство угрозы также приводит к физиологическому стрессу и активации нервных путей, поддерживающих борьбу с опасностью. Дети, подвергшиеся физическому наказанию, склонны к повышенной гормональной реакции на стресс, перегрузке биологических систем, включая нервную, сердечно-сосудистую и пищеварительную, а также к изменениям в структуре и функциях головного мозга.
Несмотря на широко распространенную приемлемость, шлепки также связаны с нетипичными функциями мозга, такими как более жестокое насилие, тем самым подрывая часто цитируемый аргумент о том, что менее суровые формы физического наказания не вредны.
Большое количество исследований показывает связь между телесными наказаниями и широким спектром негативных последствий, как немедленных, так и долгосрочных:
- прямой физический вред, иногда приводящий к серьезным повреждениям, длительной инвалидности или смерти;
- психические расстройства, включая поведенческие и тревожные расстройства, депрессию, безнадежность, низкую самооценку, членовредительство и попытки самоубийства, алкогольную и наркотическую зависимость, враждебность и эмоциональную нестабильность, которые сохраняются во взрослом возрасте;
- нарушение когнитивного и социально-эмоционального развития, в частности, навыков регуляции эмоций и разрешения конфликтов;
- ущерб образованию, включая отсев из школы и более низкие академические и профессиональные успехи;
- плохая моральная интернализация и усиленное антиобщественное поведение;
- повышенная агрессивность у детей;
- насильственное, антиобщественное и преступное поведение взрослых;
- косвенный физический вред из-за перегрузки биологических систем, включая развитие рака, проблемы, связанные с алкоголем, мигрень, сердечно-сосудистые заболевания, артрит и ожирение, которые сохраняются во взрослом возрасте;
- более широкое принятие и использование других форм насилия; и
- испорченные семейные отношения.
Имеются некоторые свидетельства зависимости доза-реакция: исследования показали, что связь с детской агрессией и более низкими достижениями в математике и способности к чтению усиливалась по мере увеличения частоты телесных наказаний.
Факторы риска
Существует несколько различий в распространенности телесных наказаний в зависимости от пола или возраста, хотя в некоторых местах мальчики и дети младшего возраста подвергаются большему риску. Дети с инвалидностью чаще подвергаются физическому наказанию, чем дети без инвалидности. Родители, которых физически наказывали в детстве, с большей вероятностью будут физически наказывать своих собственных детей.
В большинстве стран, по которым имеются данные, дети из более богатых домохозяйств с одинаковой вероятностью подвергаются жестокому обращению, как и дети из более бедных домохозяйств. Напротив, в некоторых условиях с ограниченными ресурсами, особенно там, где системы образования претерпели быстрое расширение, нагрузка на учителей, вызванная ограниченными человеческими и физическими ресурсами, может привести к более широкому использованию телесных наказаний в классе.
Предупреждение и реагирование
Технический пакет INSPIRE предлагает несколько эффективных и многообещающих мероприятий, в том числе:
- Внедрение и обеспечение соблюдения законов, запрещающих физические наказания. Такие законы обеспечивают детям равную защиту в соответствии с законом о нападении, как и взрослым, и выполняют воспитательную, а не карательную функцию, направленную на повышение осведомленности, изменение отношения к ненасильственному воспитанию детей и разъяснение обязанностей родителей в их роли по уходу.
- Программы норм и ценностей для изменения вредных социальных норм, касающихся воспитания детей и детской дисциплины.
- Поддержка родителей и опекунов путем предоставления информации и занятий по развитию навыков заботливого и ненасильственного воспитания.
- Вмешательства в области образования и жизненных навыков для создания благоприятного школьного климата и среды, свободной от насилия, а также для укрепления отношений между учащимися, учителями и администраторами.
- Службы реагирования и поддержки для раннего выявления и ухода за детьми-жертвами и семьями, чтобы помочь уменьшить повторение насильственных дисциплин и уменьшить их последствия.
Чем раньше такое вмешательство происходит в жизни детей, тем больше пользы для ребенка (например, когнитивное развитие, поведенческая и социальная компетентность, уровень образования) и для общества (например, снижение правонарушений и преступности).
Ответ ВОЗ
ВОЗ решает проблему телесных наказаний несколькими сквозными способами. В сотрудничестве с партнерами ВОЗ предоставляет рекомендации и техническую поддержку в области профилактики и ответных мер, основанных на фактических данных. Работа над несколькими стратегиями из технического пакета INSPIRE, в том числе по законодательству, нормам и ценностям, воспитанию детей и предотвращению насилия в школе, способствует предотвращению физических наказаний. Глобальный отчет о ситуации с насилием в отношении детей, 2020 г.