cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект пословицы и поговорки: Конспект урока на тему «Пословицы и поговорки»

Конспект урока на тему «Пословицы и поговорки»

Пословицы и поговорки

Какие пословицы и поговорки вы знаете, какие употребляете в речи?

На этом уроке вы познакомитесь с еще одним жанром фольклора – пословицами и поговорками. Услышав их еще в детстве и употребляя в речи, трудно отличить пословицу от поговорки. На этом уроке мы постараемся научиться их различать, а также узнаем, когда появились поговорки и пословицы, кто первым заинтересовался этим жанром и стал собирать их.

Содержание урока

1. Что такое пословицы и поговорки?

2. Русские пословицы и поговорки.

3. Заключение.

Что такое пословицы и поговорки?

Пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен лет, передавая опыт одного поколения другому. Они – выражение мыслей, к которым пришел народ через многовековую историю. Мудрые и меткие выражении я возникают в народной речи до сих пор. Что же такое пословицы и поговорки?

Русские пословицы

Пословица – это краткое и мудрое изречение, часто с поучительным смыслом. Пословицы иногда имеют переносное значение, содержат в себе сравнение или метафору. Каждому известно, что пословица «Яблочко от яблоньки недалеко падает» говорит скорее о семейном сходстве родителей и детей, чем о садоводческих проблемах собирания яблок. Интересно, что аналогичные пословицы есть у других народов.

Образное отражение мира и людей в пословице связано с оценкой разнообразных явлений жизни. Поэтому пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И.Даль: пословица – это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыданье, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

Русские поговорки

Поговорка – это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. Поговорки чаще, чем пословицы сближаются с языковыми явлениями. В них больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах.

Таково выражение свинью подложить, то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.

В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как телеге пятое колесо, бить баклуши – все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.

Изучение пословиц и поговорок

Собирать и изучать русские пословицы и поговорки начали в XVII веке. Первое дошедшее до нас собрание называется «Повести и пословицы всенароднейшие по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.

В XIX веке вышел сборник В.И.Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.

Много раз вы слышали и употребляли пословицы и поговорки сами. Узнайте, какие еще бывают пословицы и поговорки.

Заключение

На этом уроке вы узнали:

  • что пословицы — это народные изречения, в которых выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народная мудрость. Они отражают духовный облик народа, суждения о самых разных сторонах жизни;

  • что поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие жизненные явления;

  • что источники появления пословиц и поговорок — народное художественное творчество, церковные книги, светская литература;

  • принцип создания пословиц и поговорок;

  • новые для себя пословицы и поговорки.

Тест

1. Чем отличаются пословицы от поговорок.

а) убедительностью Б) законченностью суждения в) происхождением

2. Пословица – это…

а) выражение, не имеющее прямого поучительного смысла

Б) краткое изречение, имеющее поучительный смысл

в) образное выражение, отражающее жизненное явление

3. Поговорка – это…

А) краткое изречение, имеющее поучительный смысл

б) образное выражение, отражающее жизненное явление

в) выражение, созданное группой людей

4. Употребление пословиц и поговорок…

а) делает речь неубедительной

Б) делает речь понятной и образной

в) выражает субъективное мнение человека

5. Началом собирания и изучения пословиц и поговорок считается…

А) XVII в. б) XVIII в. в) XIX в.

Интернет-ресурсы

http://www.govoril.ru Сайт содержит русские пословицы и поговорки

http://cab.al.ru/proverb.htm русские пословицы и поговорки

http://www.aphorism.ru/dal Поговорки и пословицы русского народа. Даль

http://pogovorka100.narod.ru/lovestory_rus. htm пословицы и поговорки народов Мира

Конспект урока по литературному чтению. Пословицы и поговорки. 2 класс | Начальная школа

Автор: Блошниченко Анастасия Павловна

Организация: МБОУ СОШ № 2 г. Химки

Населенный пункт: Московская область, г. Химки

Тип урока: Открытие нового знания.

Цель: вызвать интерес к пословицам и поговоркам, как яркой образной форме народного творчества.

Задачи:

1. Познакомить с русскими народными пословицами и поговорками.

2. Развивать умение анализировать народные пословицы и поговоркам, обогащать словарный запас, речь учащихся, логическое мышление, умение группировать слова и явления;

3. Воспитывать умение высказывать своё мнение.

Оборудование: презентация, учебник, раздаточный материал, орехи.

Предметные: относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами, дают полные ответы на вопросы учителя, по содержанию прочитанного; запоминают пословицы и поговорки.


Личностные: оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: учатся составлять план урока и работать по нему, высказывать свои мнения при работе с пословицами и поговорками
Познавательные: осознанно и произвольно высказываются; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; классифицируют пословицы и поговорки по определённым критериям.
Коммуникативные: выразительно читают и пересказывают пословицы и поговорки.

 

Ход урока

1. Орг. момент

Прозвенел звонок. Встаньте ровно посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сегодня на уроке у нас с вами должно присутствовать только позитивное настроение. Садитесь.

2. Проверка домашнего задания.

Для детей на парте приготовлены конверты с различными картинками книг, из всех представленных картинок они должны выбрать только ту на которой изображены книги устного народного творчества и поднять их в верх.

— Хорошо, молодцы, скажите мне пожалуйста, что же такое устное народное творчество? Какие особенности оно имеет?

— Замечательно.

3. Речевая разминка

Для развития речевого аппарата для детей заготовлены орехи. Работа происходит в группах. 1 ряд- 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа.

  • доске представлены 3 скороговорок. (Так же у каждой группы есть карточки с этими скороговорками)

1) У четырех черепашек четыре черепашонка.

2) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

3) От топота копыт пыль по полю летит.

Задача детей набрать в рот орехи и проговорить скороговорку. Затем проговаривание скороговорки повторяется без орехов. Благодаря этому речь детей становится чище, четче и внятней.

4. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

На экране представлено несколько пословиц и поговорок уже известных детям, но они все разбиты на части.

— Ребята для того что бы понять, о чем сегодня мы будем говорить на уроке нам с вами нужно собрать одну часть предложения с другой.

— И так что же у нас с вами получилось? Как можно назвать все эти предложения?

— Верно! Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

— Да, сегодня на уроке мы с вами поговорим о пословицах и поговорках, научимся их различать.

5. Изучение нового материала.

Слайд: «поговорка – цветок, пословица — ягодка»

— Как вы думаете почему так говорят?

— Что значит слово «цветок»? –

(У растений появляются красивые цветы.)

— Значит поговорка — это что-то красивое?

— А, можем ли мы сказать по отдельному цветку, какой из

него вырастет плод? (Нет.)

Микро-вывод: — Вот и поговорка красива, прекрасна, но

ещё не совсем завершённая мысль.

— О пословице сказано, что она ягодка. А что значит

слово «ягодка»? (Ягодка – это плоды)

Микро-вывод: — А раз ягода – это плод, а плоды мы с

вами употребляем в пищу, это не просто красиво и

вкусно, это ещё и полезно.

Пословицы поучают, советуют, наставляют, предупреждают.

Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.


Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь на смех», «Землю красит солнце, а человека – труд». Часто эти части рифмуются. «Без пословицы – речь не молвится», — говорили на Руси.

Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым, обиходным. Например, стучать зубами – замерзать, заморить червячка – перекусить, за двумя зайцами погнался – делаешь два дела сразу

Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.

6. Физминутка.

7. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником с.16 -17, для полного осмысления пословиц и поговорок с детьми проводится словарная работа, все слова что могут быть не понятны выводятся на слайд с пояснениями и картинками, если слово является устаревшим детям предлагается подыскать замену слова из современного русского языка.

— Ребята посмотри пожалуйста на пословицы и поговорки в учебнике, скажите можно ли у них что-то общее? И в чем их различие?

— Хорошо. Пословицы и поговорки действительно имеют много тематик, например, о дружбе, о труде, об учении, о Родине

Перед вами карточки с пословицами и поговорками, давайте прочтем их и подумаем, на какие темы мы можем разделить их. (Работа в группах).

Пословицы и поговорки о дружбе

Дружба — великая сила.

Друга на деньги не купишь.

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Пословицы и поговорки о труде

Терпенье и труд все перетрут.

Кто не работает, тот не ест.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

Пословицы об учении

Ученье свет, а не ученье тьма.

Повторенье — мать ученья.

Пословицы и поговорки о Родине

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Своя земля и в горсти мила.

Жить — Родине служить.

(Дети читают и объясняют, в каких ситуациях их можно употребить).

— Пословицы и поговорки отражают различные стороны жизни народа.

8. Рефлексия.

Ребенок выбирает афоризм, который подходит именно к нему на уроке.

— спустя рукава

— краем уха

— как рыба о лед

— шевелить мозгами

— ловить ворон

— комар носа не подточит

— в два счета

— войти во вкус

— зарубить на носу

— держать ухо востро

9. Итог урока.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что такое пословица?

— Что такое поговорка?

— Хочется завершить наш урок такой поговоркой: «Сделал дело – гуляй смело!».

10. Домашнее задание.

Подобрать пословицы и поговорки о дружбе. Не менее трех.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения:

  1. file0.docx.. 20,3 КБ
Опубликовано: 06. 12.2020

Ветхий Завет Библии

 

Резюме

Книга Притчей – это именно то, что следует из названия, сборник коротких изречений, собранных из разных мест и созданных в течение длительного периода времени. В целом, эти высказывания представляют собой мудрость, полученную из практического опыта. Хотя они не содержат глубокого вклада в богословские идеи, они представляют собой полезные советы о том, как человеку следует жить, чтобы достичь счастливой и удовлетворительной жизни. Поздняя традиция приписывала всю Книгу Притчей царю Соломону, но мы можем быть уверены, что это исторически неверно. Многие пословицы, особенно те, которые восхваляют достоинства моногамии, были бы совершенно неуместны, если бы они исходили от царя Соломона, у которого, как говорят, было много жен. Соломон, возможно, был автором некоторых притч, включенных в книгу, но большинство из них произошло из других источников. В самой книге есть различные сборники пословиц, некоторые из которых приписываются людям, которые не были евреями, что еще больше подчеркивает универсальный характер этого труда мудрецов.

В целом, можно сказать, что мудрость, содержащаяся в Книге Притчей, была почерпнута из широкого круга событий, включая опыт как евреев, так и неевреев.

В нынешнем виде книга состоит из различных сборников пословиц. Первый сборник, найденный в главах 1–9, состоит из серии наставлений, данных отцом своему сыну. Цель наставления состоит в том, чтобы направлять молодежь в том, чтобы делать то, что «правильно, справедливо и справедливо, чтобы давать благоразумие простым, знание и благоразумие молодым». Притчи второй группы, встречающиеся в главах 10–22 и озаглавленные «Притчи Соломона», обычно написаны двустишием и сильно отличаются от притчей, включенных в первый раздел. Поскольку этот сборник, вероятно, составлял первоначальное ядро ​​книги, первые девять глав служат введением ко всему сборнику, а остальные разделы — приложениями. Короткие разделы в главах 22–24 носят названия «Высказывания мудрецов» и «Дальнейшие высказывания мудрецов». Главы 25–29Начнем со слов: «Это еще притчи Соломона, переписанные людьми Езекии, царя Иудейского».

Последние две главы книги содержат две группы изречений, называемых «Изречения Агура» и «Изречения царя Лемуила». Поскольку и Агур, и Лемюэль имеют арабские, а не еврейские имена, включение их пословиц в окончательный сборник указывает на признание со стороны редакторов того, что подлинная мудрость может быть получена из нееврейских источников. Книга Притчей завершается важным стихотворением, написанным в честь достойной жены.

На протяжении всей Книги Притчей мудрость получает наивысшую похвалу. Типичны следующие высказывания: «Обрети мудрость, обрети понимание… Мудрость превыше всего, поэтому обретай мудрость. Хотя это стоит всего, что ты имеешь, обрети понимание».

В каком-то смысле мудрость, о которой идет речь, является человеческим достижением, но мудрость также имеет божественное происхождение. Он имеет свой источник в божестве, хотя и должен быть воспринят и понят человеческим разумом. Книга Притчей предполагает, что божественное откровение передается людям через тщательное и правильное мышление, а также через пророческое вдохновение. Эта концепция приводит к мнению, что мудрец живет в гармонии с божественной волей; глупец навлекает на себя беду. Эта концепция мудрости настолько тесно связана с концепцией божества, что в некоторых случаях оно олицетворяется и считается божественным агентом, участвующим в сотворении мира. Однако этот акцент на мудрости не предназначен для поощрения оригинального мышления; это мудрость, полученная людьми древности, которую следует передавать из поколения в поколение.

Практический характер Книги Притчей можно увидеть в наставлении относительно того, какое поведение следует соблюдать в делах повседневной жизни. Мудрый человек описывается как тот, кто смотрит в будущее, но строит планы на настоящее. Он не тратит ни время, ни деньги на сиюминутные удовольствия; он трудоголик, который не пытается зарабатывать себе на жизнь, ущемляя права других людей; он усерден в своем деле и вежлив с друзьями и соседями, и он хорошо управляет делами своего собственного дома; он щедр в своих даяниях, но он не щедро дарит подарки тем, кто не прилагает усилий для удовлетворения своих собственных нужд; наконец, он умерен в своих привычках, уважает права других и послушен законам страны.

Анализ

Книгу Притчей иногда считают учебником в области этики. Хотя он избегает каких-либо теоретических дискуссий относительно основы для определения того, что правильно и что неправильно, он защищает очень высокие стандарты личного поведения. Мудрый человек воздержится от пустых сплетен; он не будет искать общества праздных людей и не будет лжесвидетельствовать перед судьями земли. Он будет избегать распутных женщин, как чумы; он не будет тратить свое время в праздности, но он будет использовать часы досуга, чтобы размышлять о смысле жизни и о путях поведения, которым он должен следовать. Составитель Притчей хорошо осведомлен о жизненных невзгодах, но в отличие от писателей Иова и Екклесиаста считает, что счастье и материальное благополучие распределяются по заслугам. Ленивый человек или дурак приходит к нужде, и горе и страдание, которые он испытывает, — это именно то, что он заслуживает. С другой стороны, Яхве награждает мудрых и благоразумных благами в жизни.

Пословицы выражают убеждение, что верность Яхве крайне важна. В этом отношении они полностью согласны с учениями еврейских пророков. Однако они отличаются тем, что определяют эту лояльность с точки зрения личного поведения, а не национальной политики. Хотя в Книге Притчей большое внимание уделяется эгоистичным мотивам как средствам, способствующим хорошему поведению, такие мотивы, хотя и не самые высокие, все же лучше, чем отсутствие мотивов вообще.

Библия: Ветхозаветные притчи, сводка и анализ

Обзор

Притчи — главный том библейского сборник мудрой литературы, в который также входят Екклесиаст, Иов и части псалмов. Цель литературы мудрости в Библия должна учить, а не рассказывать повествование. Пословицы содержит тридцать одну главу, каждая из которых состоит из двадцати-тридцати пяти мудрые изречения, каждое из которых состоит из двух поэтических строк. Большая часть книги приписывается царю Соломону; но, как указывает сама книга, письменные учения в их нынешнем виде, вероятно, были собраны не ранее царствования Езекии, царя Иудейского, в конце восьмого и начало седьмого века до н. э. Другие разделы текста приписываются дополнительным, более малоизвестным авторам. Однако можно с уверенностью сказать, что Притчи представляют собой письменное запись устной традиции мудрых высказываний с неопределенным происхождением.

Пословица – это короткая содержательная поговорка, которая обычно привлекает сравнение двух форм поведения с целью придания морального или религиозная мудрость получателю. Несколько мудрых изречений в Притчах также принимают форму загадочных или загадочных высказываний которые получатель должен интерпретировать, чтобы понять смысл. Библейские пословицы религиозны, но они сосредоточены на конкретных человеческих переживания, а не божественное откровение. Тем не менее их суждения всегда влекут за собой вневременное качество, как мораль мифа или сказка. Библейское понятие мудрости подразумевает приобретение навыки или способности в области справедливости и нравственной добродетели, например ремесленник учится ремеслу. На самом деле, Притчи часто наставляют слушатель «приобрел» или «купил» мудрость (4:5 и 23:23). Высказывания в Притчах часто адресованы молодым людям, которые находятся в процессе становления мудрыми. Вероятно, Книга Притчей стали частью обучения еврейской молодежи после изгнание израильтян и возвращение в землю обетованную.

Структура

Книга Притчей разделена на четыре основных раздела: с тремя дополнительными разделами или приложениями в конце. Первая треть Притчей представляет собой расширенную лекцию, произнесенную персонифицированный голос «Мудрости». Этот раздел самый разговорный, описательной и тематической части книги. Мудрость говорит в от первого лица и обращается к читателю как к «моему ребенку», инструктируя читателю на различные темы для мудрой жизни. Голос Мудрости принимает различные формы. С одной стороны, Мудрость относится к себе в женском роде, используя местоимения «она» и «ее». Мудрость описывает себя, как женщина, стоящая на улицах города, выкрикивая свои предостережения Людям. Однако Мудрость также отождествляет себя с Богом. Он говорит, что стремление к мудрости — это то же самое, что и послушание Богу. Мудрость утверждает, что была партнером Бога в сотворении мира.

Следующие три раздела Притчей содержат пословицы Соломона и изречения мудрецов. Список притчей Соломона таков. состоит из двух длинных разделов, а пословицы организованы очень свободно. по теме. Говорящий обычно принимает на себя голос и авторитет король. Многие пословицы следуют формуле антитезиса. параллелизм , соглашение, при котором пословица излагается в двух поэтические строки, и одна строка описывает тип хорошего или мудрого поведения в то время как другой описывает свою злую или глупую противоположность. «изречения мудрых» составляют один небольшой раздел и менее риторичны, давать более прямые команды и советы читателю.

Последние три раздела книги Притчей включают краткие оракулы Агура и царя Лемуила и заключительный урок о как выбрать хорошую жену. Историческое существование Агура и Лемюэля неизвестно, но их загадочные высказывания продолжают требовать мудрости и темы воздержания и справедливости, которые являются общими для остальные Притчи. Последний отрывок восхваляет все черты хорошая и «способная» жена (31:10). Она трудолюбива, независима, сильна, щедра к бедным и, самое главное, она «боится» или повинуется Богу (31:30). Притчи заканчиваются призывом к ее семье и обществу хвалить ее. ей.

Темы

Притчи в основном связаны с неизбежностью Божьей справедливости и важности благоразумия и умеренности. Притчи Соломона утверждают, что злые дела неизменно приведут к божественному возмездию и каре в течение земной жизни человека. Людям, злословящим других, отрежут языки, у ленивых будет неурожай, а чрезмерная гордость приведет к падению личности. Один из способов насладиться благоприятной рукой Божьей справедливости заключается в умеренности и благоразумии. В соответствии согласно пословицам, умеренный человек избегает излишеств глупость, в том числе чрезмерное употребление алкоголя, еды, сна, сплетен, и ярость. Последовательный способ продемонстрировать мудрое поведение подбирая слова проницательно и тщательно. Пословицы также восхваляют тех, которые готовятся заранее, особенно те, кто строит свои дома при подготовке к более поздним обстоятельствам. Самый важный знак однако мудрость и благоразумие — это послушание и почтение к своему родители.

Значение женщин и женственности в Притчах необычно в контексте Ветхого Завета. В большинстве Ветхого Завета В нарративах женщины играют второстепенную роль по сравнению с мужчинами. Однако, Притчи предполагают, что женщины могут использовать мудрость в среде, где доминируют мужчины. общество утвердить свою силу и независимость. Последняя глава дает разрешение «хорошей жене» делать все, от продажи товаров к ремонту дома, и Соломон ранее отмечает, что это «мудрая женщина, строящая дом свой» (14:1). Интересно, что молодые люди в Притчах бесцельно бродят, ищет правильный путь, но становится жертвой соблазна. Мудрость, в образе женщины, стоит крепко, стоит у городских ворот или на улицах, доставляя сообщения в качестве оракула или прорицателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *