Ту дороженьку расчистил я богатырь чьи это слова и где были записаны ответы: Викторина по разделу «Летопись, былины, жития». 4-й класс
Викторина по разделу «Летопись, былины, жития». 4-й класс
Цели урока: обобщить знание учащихся по разделу; учить прислушиваться в мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мыслительные операции и творческие способности.
Комментарии к уроку: Урок основан на телевизионной игре “Своя игра”. Отличие в том, что ребята играют не индивидуально, а в коллективе. Класс делится на 3 команды (по рядам).
Карточка со значком O означает, что команда может сама задать вопрос любой из команд.
Оборудование: Презентация “Летописи, былины, жития”.
Летописи, былины, жития |
|||||
Машина времени |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Богатыри |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Живая картинка |
10 |
20 |
30\O |
40 |
50 |
Колесо истории |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Памятники культуры |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Ход урока
I.
Организационный момент
– Ребята у нас сегодня не обычный урок. Мы поиграем в “Свою игру” которая посвящена “Летописям, былинам, житию”. Прежде чем начать игру, разделимся на команды. Для того чтобы игра прошла организована, выберите капитана команды. Он будет называть тему, в которой будет играть команда и учащегося, который будет отвечать.
Заработанные очки складываются по командам, а в конце подсчитываются. Выявляется команда – победитель.
II. Проведение игры
Машина времени
10 – В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях? (В XI веке)
20 – Одним из первых русских летописцев был … (Монах Киева – Печерского монастыря Нестор)
30 – Царьград – название, какого древнерусского города? (г. Константинополь, ныне Стамбул)
40 – Этой датой начинается отрывок из летописи “И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда”, данный в учебнике? Назовите ее. (В лето 6415 (907) и в лето 6420 (912))
50 – Откуда мы узнаем, что Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским? (Из летописей)
Богатыри
10 – Прямо ехать – убитому быть!
Влево ехать – женатому быть!
Вправо ехать – богатому быть!
Все судьбой сие предписано!
Откуда эти строки? (из былины “Ильины три поездочки”)
20 – “Богатыри”. Кто автор этой картины и кто на ней изображен? (Виктор Михайлович Васнецов. Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец
30 – Объяснить значение слов:
Витязь – в Древней Руси: отважный воин.
Облатынивать – обращать в католическую веру.
Заподваливать – запирать в подвал.
40 – Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? (Сделал много всего для образования Древнерусского государства. В 822 году большинство племен объединил князь Олег, у которого была самая сильная дружина, правил в Киеве…)
50 – Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они отличаются?
Живая картинка
10 – Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.
20 – Однажды мальчик Варфоломей встретил старца монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик тоже решил стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь? (Сергей Радонежский)
30\O – Можно задать вопрос другой команде.
40 – К какому произведению относятся следующие предметы: булатная броня, палица, лук. (“Ильины три поездочки”)
50 – Какое авторское произведение написано про князя Олега. Кто автор и как называется? (
Колесо истории
10 – Объясни, что такое былина. (Былина – один из видов устного народного творчества. В них рассказывается о подвигах богатырей – бескорыстных защитников своей Родины, всех обиженных и о бездонных людей, их удивительной силе, мужестве и доброте.)
20 – Объясни словами, что такое летопись? Откуда появилось такое название? Зачем создавались летописи?
30 –
“Ту дороженьку расчистил я
Богатырь … .
Вырыл клад, да без клада назад
Воротился и опять небогат!
А судьбу я за гриву ловлю,
Норовистую объезживаю,
И судьбина для меня – за коня!”
Чьи это слова и где были записаны? (Илья Муромец выдолбил новую надпись на камне)
40 – Что напророчил князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажите. (Они напророчили Олегу умереть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня.)
50 – Почему авторы летописи и житья не названы? (В литературе древней Руси не обязательно было указывать имя автора. Главным становился рассказ о произошедших событиях, в них участвующих. Эти произведения не фольклорные.)
Памятники культуры
10 – Первая печатная книга. (Библия)
20 – Чем выводили каждую букву в летописи? (Гусиным пером)
30 – Объясни значение слов: знамение, черноризец, благословить.
(Знамение – знак, предзнаменование.
Черноризец – монах.
Благословить – напутствовать)
40 – Он основал монастырь, посвященный Святой Троице. Кто этот человек и назовите монастырь? (Сергей Радонежский основал Сергиеву лавру.)
50 – Назовите автора иконы “Троица”. (Ее создал ученик Сергея Радонежского великий иконописец Андрей Рублев.)
III. Подведение итогов
Подсчитывается количество очков у каждой команды, награждается победители. Включается “Бородинская симфония” А.П. Бородина и вручаются заранее приготовленные призы.
________________
Урок подготовлен с использование поурочных разработок по литературному чтению для 4 класса, Кутявиной С. В.
Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития». Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий»
Литературное чтение. 4. Класс. Тема: Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития». Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий»
Цели: обобщить знания по разделу; учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мышление и творческие способности.
Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составляя краткую аннотацию; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании.
Оборудование: табло на доске.
Тема | Цена вопроса | ||||
Машина времени | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Богатыри | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Живая картинка | 10 | 20 | 40 | 50 | |
Колесо истории | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Памятники культуры | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня мы поиграем в «Свою игру». Играть вы будете командой. Прежде чем назвать ответ, вы должны обсудить его в команде. Для того чтобы игра прошла организованно, выберите капитана команды. Он будет называть тему, которую выбирает команда, а затем после обсуждения давать ответ.
Заработанные командами очки подсчитываются. Так выявляется команда-победительница. Также мы проверим, как вы усвоили тему.
II. Работа по теме урока
Тема «Машина времени»
10 В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях? (В XI веке.)
20 Одним из первых русских летописцев был… (монах Киево- Печерского монастыря Нестор, одаренный человек).
30 В каком году Русь впервые услышала о набегах татаро-монгол на свои земли? (В 1224 г. )
40 Этой датой начинается отрывок из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», данный в учебнике. Назовите её. (В лето 6415(907).)
50 Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. Откуда мы это узнали? (Из летописей.)
Тема «Богатыри»
10 Прямо ехать — убитому быть!
Влево ехать — женатому быть!
Вправо ехать — богатому быть!
Все судьбой сие предписано!
— Откуда эти строки? (Из былины «Ильины три поездочки».)
20 «Богатыри», «Витязь на распутье». Кто автор этих картин и кто на них изображен? (Виктор Михайлович Васнецов. Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец — герои русских былин.)
30 В былине говорится, как Илья Муромец попадает в плен. А кто на самом деле попадает в плен? (Русский народ.)
— Как называется такой прием в литературе? (Аллегорией, или иносказанием.)
40 Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? (В 822 г. большинство племен объединил князь Олег, у которого была самая сильная дружина, правил в Киеве. В 907 г. совершил поход в Византию, в 907 и 911 гг. заключил с ней договоры. Стали именовать его великим князем и платить ему дань. Так возникло Древнерусское государство.)
50 Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они различаются?
Тема «Живая картинка»
10 Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.
20 Однажды мальчик Варфоломей встретил старца-монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь? (Сергий Радонежский.)
40 Мы находимся у стен храма Святой Софии, радостные новгородцы встречают победителей. На высокий деревянный помост поднялся сам князь в железных доспехах и ярко-красном плаще. Вся площадь затихла. Александр Невский поднял руку, указал на рыцарей, взятых в плен, и сказал… Что он сказал? («Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет! На том стояла, стоит и стоять будет земля Русская!»)
50 Перед Куликовской битвой к нему прибыл князь Дмитрий за советом. Кто это был? И что он князю сказал? (Это был Сергий Радонежский. Он благословил на этот подвиг и отправил с князем двух монахов-богатырей — Пересвета и Ослябю.)
Тема «Колесо истории»
10 Объясните, что такое былина. (Былина — один из видов устного народного творчества, где рассказывается о подвигах богатырей — бескорыстных защитников своей Родины, всех обиженных и обездоленных людей, богатырской удивительной силе, мужестве и доброте. )
20 Объясните своими словами, что такое летопись. Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи?
30 Ту дороженьку расчистил я,
Богатырь….
Вырыл клад, да без клада назад
Воротился и опять небогат!
А судьбу я за гриву ловлю,
Норовистую объезживаю,
И судьбина для меня — за коня!
— Чьи это слова и где были записаны? (Илья Муромец сделал новую надпись на камне.)
40 Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажите. (Они напророчили Олегу смерть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня.)
50
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.
А князя Дмитрия…
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших пор живет.
Н. Кончаловская
— Как прозвали князя Дмитрия? (Донским.)
Тема «Памятники культуры»
10 Первая отпечатанная книга. (Библия.)
20 Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге. (Буквица.)
30 Так называют изображения, сделанные красками на сырой штукатурке стены храма. Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. О чем речь? (Стены храма покрывались фресками.)
40 Он основал монастырь во славу Святой Троицы. Кто этот человек? Назовите монастырь. (Сергий Радонежский основал Свято-Троицкую Сергиеву лавру.)
50 Назовите автора иконы «Троица». (Ее создал ученик Сергия Радонежского великий иконописец Андрей Рублев.)
Подведение итогов
(На табло остается пустая ячейка. Это подарок участникам игры. Можно включить аудиозапись «Богатырской симфонии» А.П. Бородина или вручить заранее приготовленные призы. Подсчитывают количество очков, команду-победительницу награждают.)
III. Оценка достижений
Тест
Вариант 1
А1. Когда в летописях стали записывать сведения о важных событиях?
Л) многие тысячи лет назад
2) когда появилось устное народное творчество
3) с появлением письменности
4) когда стали печатать первые книги
А2. Почему Олег не принял вина от греков?
1) оно было отравлено
2) оно было разбавлено
3) оно прокисло на солнце
4) Олег не любил вино
A3. Что означает слово «паволоки»?
1) драгоценности, наряды
2) шелковые ткани, покрывала
3) деньги в Древней Руси
4) еда, кушанье
А4. Как долго Олег не видел своего коня?
1) четыре года 3) пять лет
2) шесть лет 4) три года
В1. Что такое былина?
1) сказка о богатырях
2) летопись о богатырях
3) быль
4) русская народная эпическая песня — сказание о богатырях
В2. Вставьте пропущенные слова.
Выгружал те сокровища Илья,
Созывал он всех вдов и …,
Раздавал без остатка все,
Оставался сам опять без ….
1) отцов, гроша 3) сирот, всего
2) сирот, гроша 4) отцов, всего
В3. Каким именем был назван в святом крещении Сергий Радонежский?
1) Кирилл 3) Сергий
2) Стефан 4) Варфоломей
С1. Почему обнищал отец Варфоломея — раб Божий Кирилл, обладавший большим имением в Ростовской области?
1) из-за частых хождений с князем в Орду
2) из-за частых набегов татар на Русь
3) из-за многих даней тяжких и сборов ордынских
4) из-за переезда с родной земли
С2. Что пытался сделать враг с Ильей Муромцем?
1) превратить в своего друга
2) в свою веру склонить
3) взять в плен
4) убить
Вариант 2
А1. От какого слова произошло название «летопись»?
1) от слова «запись» 3) от слова «лето»
2) от слова «год» 4) от слова «летать»
А2. Сколько кораблей составляло войско Олега?
1) тысяча кораблей
2) две тысячи кораблей
3) три тысячи кораблей
4) четыре тысячи кораблей
A3. Что означает слово «узорочье»?
1) драгоценности, наряды
2) шелковые ткани, покрывала
3) старинные монеты
4) еда, кушанье
А4. Сколько княжил Олег?
1) тридцать три года
2) тридцать лет
3) двадцать три года
4) тридцать два года
В1. Кто такой богатырь?
1) богатый человек
2) могучий человек
3) защитник Родины
4) воин, защитник своей Родины, наделенный чувством совет венного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью
В2. Вставьте пропущенные слова.
Ту дороженьку… я,
Богатырь Илья Муромец,
… клад, да без клада назад
Воротился и опять небогат!
1) нашел, отыскал
2) расчистил, вырыл
3) нашел, вырыл
4) расчистил, отыскал
ВЗ. Что делал Варфоломей, когда встретил старца святого, удивил неизвестного, благообразного и подобного ангелу?
1) гулял по лесу 3) искал скот (лошадь)
2) пастушил 4) играл с детьми
С1. Почему родители не давали благословения Варфоломею начать иноческую жизнь?
1) хотели, чтобы сын поухаживал за ними и похоронил
2) не хотели этого
3) сыновья Стефан и Петр женились и думали, как угодить женам, а не родителям
4) родители боялись жить одни
С2. Зачем нам нужны летописи?
1) чтобы мы могли лучше понять окружающий мир
2) летописи могут многое объяснять из происходящего в мире при помощи исторической памяти
3) читая их, интересно проводить время
4) чтобы их читать
Подведение итогов урока
(Учитель объявляет отметки.)
Домашнее задание
Выполнить задание 9 на с. 34 учебника.
Много шума из ничего Акт IV: Сцены I и II Краткий обзор и анализ
О герой! Каким героем ты был
Если бы половина твоей внешней милости была помещена
О твоих мыслях и советах твоего сердца!
См. объяснение важных цитат
Краткое содержание: Акт IV, сцена I
Все собираются в церкви, чтобы отпраздновать свадьбу Клаудио и Геро. Но когда монах Франциск спрашивает Клавдио, хочет ли он жениться на Геро, Клавдио начинает возмущенную речь. Он говорит Леонато, что снова отправляет Геро обратно к Леонато, потому что, хотя она кажется внешне чистой и краснеет от невинности, ее внешние черты опровергают ее внутреннюю испорченность и что она на самом деле нецеломудренная, неверная шлюха. Счастливая свадьба превращается в хаотический шум. Леонато и потрясенный Герой спрашивают, что имеет в виду Клавдио. Клавдио рассказывает Леонато на глазах у всех в церкви, что накануне вечером Клавдио, дон Педро и дон Хуан наблюдали, как Герой «говорил[k]» с подлым человеком у ее окна (IV.i.82). Этот мужчина также «признался» в сексуальных контактах с Героем много раз до этого (IV.i.9).2). Дон Педро поддерживает обвинения Клаудио, а они вместе с доном Хуаном обвиняют Геро в сексуальной распущенности. Леонато в отчаянии кричит, прося кинжал, чтобы покончить жизнь самоубийством. Ошеломленный Герой падает на землю без сознания. Бенедикт и Беатрис спешат предложить ей свою помощь, а Клаудио, Дон Педро и Дон Хуан без оглядки покидают церковь. Леонато, плача, говорит Бенедикту и Беатрис позволить Герою умереть, так как это будет лучше, чем для нее жить в позоре. Однако Беатрис по-прежнему абсолютно убеждена, что ее кузину оклеветали.
Внезапно и неожиданно входит монах. Спокойный наблюдатель за всем происходящим, он мудро определил по выражению шока, которое он увидел на лице Хиро, что она не виновна в неверности. Герой приходит в сознание и настаивает на том, что она девственница, что она была полностью верна Клаудио и что она понятия не имеет, о чем говорят ее обвинители. Умный Бенедикт понимает, что если обвинение ложно, то оно должно исходить от неприятного Дона Джона, который с радостью обманет этих двоих, чтобы испортить их счастье.
Монах придумывает неожиданный план: он предлагает скрыть существование Геро, а Леонато рассказать всем, что она умерла от потрясения и горя. Когда ее обвинители узнают, что погибла невинная женщина, их гнев превратится в сожаление, и они начнут вспоминать, какой добродетельной дамой была Герой. Если обвинение действительно уловка, то, возможно, предательство раскроется, и Герой сможет вернуться в мир. В худшем случае, Героя можно позже тихо снять и поместить в монастырь, чтобы он стал монахиней. Скорбящий, сбитый с толку Леонато соглашается следовать плану.
Остальные уходят с Героем, оставив Бенедика и Беатрис наедине. Бенедикт, пытаясь утешить Беатрис, спрашивает, может ли он как-нибудь показать ей свою дружбу. Он вдруг признается, что любит ее, признавая, как странно, что его чувства так внезапно изменились, и она, столь же пораженная и сбитая с толку, отвечает в том же духе. Но когда Бенедик говорит, что сделает все для Беатрис, она просит его убить своего друга Клаудио. Потрясенный Бенедикт отказывается. Разозлившись, Беатрис осуждает жестокость Клавдио, говоря, что если бы она была мужчиной, то сама убила бы его за клевету на ее кузена и жестокость его уловки. Выслушав ее, Бенедикт меняет свое мнение и трезво соглашается бросить вызов Клаудио — за то зло, которое он причинил Герою, и ради Беатрис.
Прочитать перевод Акта IV, сцена I
Краткое содержание: Акт IV, сцена II
В другом месте Догберри, Верджес и Дозор допрашивают Борачио и Конрада. Борачио признается, что получил деньги от дона Джона за то, что притворился, что занимается любовью с Геро, а затем солгал об этом Клаудио и дону Педро. Узнав о том, что произошло на свадьбе, сторожа связывают пленников и ведут в дом Леонато.
Разве ты не подозреваешь мое место?
Разве ты не подозреваешь мои годы?
О, если бы он был здесь, чтобы записать меня в задницу!
Но господа, помните, что я осел.
См. объяснение важных цитат
Прочитать перевод акта IV, сцена 2
Анализ
В сцене свадьбы — кульминации пьесы — тон резко меняется, переходя от высокой комедии к трагедии. Отказ Клаудио от Героя призван причинить как можно больше боли, а реакция Геро и Леонато на это, похоже, только усугубляют ситуацию. Немногие обвинения могли причинить женщине большего вреда в эпоху Возрождения, чем обвинение в нецеломудренности, и Клаудио намеренно использует театральный язык, чтобы публично обидеть Героя перед друзьями и семьей. Сцена отказа также ставит под сомнение другие отношения в пьесе: Клаудио и дон Педро оба предполагают, что это плохо отражается на социальных манерах Леонато, когда он пытался навязать Клаудио такую женщину, как Герой, а дон Педро намекает, что пострадала его собственная репутация. посредством очевидного открытия, которое он и Клаудио сделали относительно девственности Героя. Клаудио нападает на Леонато, очерняя Героя: «Не отдавай этот гнилой апельсин своему другу. / Она лишь знак и подобие своей чести» (IV.i.30–31).
Узнайте больше о социальной благодати и статусе в качестве темы.
Хотя обычно тихий Герой говорит в свою защиту, Клаудио не дает ей даже возможности защищаться. Когда она краснеет от шока и унижения, он плачет:
. . . Не поклялись бы вы, Все, кто ее видел, что она была девицей, Этими внешними показами? Но она — никто. Она знает тепло роскошной постели. Ее румянец — вина, а не скромность. (V.i.36–40)
Реакции ужаса Героя становятся в описании Клаудио ее лица свидетельством ее вины, что делает невозможным ее защиту. Клавдио также отбрасывает отрицание обвинения Геро, когда она говорит: «Я ни с кем не разговаривала в тот час, милорд» (IV.i.85). Клавдио убежден — по глазам, по собственной подозрительности и по уверенности в том, что он не мог ошибиться, — что он знает правду. Он уже судил и мысленно осудил Геро, и у нее нет шансов доказать свою добродетель.
Однако сразу же после этих моментов предательства и боли посеяны семена разрешения и искупления. Уловка, задуманная монахом, гениальна и кажется удачной. Он также хитро обыгрывает простой факт человеческой природы:
То, что у нас есть, мы ценим не по достоинству, Пока мы наслаждаемся этим, но, будучи недостатком и потерянным,. . . тогда мы находим добродетель, которую владение не показало бы нам, пока она была нашей. (IV.i.217–221)
Монах понимает, что как только обвинители Геро посчитают ее мертвой, большая часть гнева, двигавшего Клаудио и остальными, рассеется, и они начнут вспоминать ее хорошие качества и сожалеть о плохом обращении с ней. «Большее рождение», которое предвидит монах, превратит Героя из объекта насмешек и клеветы в кого-то оплакиваемого и более любимого, чем при жизни (IV.i.212). Чтобы смыть предполагаемый грех, Герою придется умереть и символически возродиться.
Эта сцена также знаменует собой критический поворотный момент в отношениях между Бенедиком и Беатрис. Бенедик, кажется, принимает важное решение, когда остается в церкви с Беатрис и ее семьей вместо того, чтобы уйти с Клаудио, доном Педро и доном Джоном. Его верность, которая была у его друзей-солдат, когда он прибывает в Мессину, теперь побуждает его остаться с Беатрис. В своих эллиптических манерах Беатрис и Бенедикт признаются друг другу в любви после того, как все остальные покинули церковь. Смущенный ответ Беатрис на заявление Бенедика о том, что он любит ее, показывает, что она что-то скрывает. В самом деле, когда Бенедикт восторженно восклицает, что она любит его, она, наконец, признается в этом: «Я люблю вас так сильно, что не остается возражать» (IV. i.284–285).
Подробнее о цитате «Я люблю тебя так сильно, что некому протестовать».
Погруженный в свою новообретенную любовь, Бенедикт, по-видимому, принимает образ мышления Беатрис. Он трезво спрашивает ее, действительно ли она верит, что Клаудио оклеветал Героя. Когда Беатрис отвечает «да», Бенедикт говорит: «Хватит, я помолвлен, я бросу ему вызов. Я поцелую твою руку, и потому я оставлю тебя» (IV.i.325–326). Побуждаемый собственной совестью, любовью к Беатриче и доверием к мнению Беатриче, Бенедик принимает радикальное решение вызвать Клаудио на смертельную дуэль за то, что он сделал с Героем. Линии лояльности в пьесе значительно изменились.
Подробнее о различиях женской и мужской чести в теме.
Много шума из ничего Акт V: Сцены I и II Краткое изложение и анализ
Краткое изложение: Акт V, сцена I
Леонато, отец Героя, впадает в состояние глубокого горя и шока. Раздираемый своими заботами о том, действительно ли Хиро целомудрен, как она утверждает, и его вопросами о том, что на самом деле произошло, он не может функционировать. Его брат Антонио пытается подбодрить его, говоря ему набраться терпения. Но Леонато отвечает, что, хотя люди могут легко давать советы, когда они сами не несчастны, люди, испытывающие сильную боль, не могут так легко следовать совету. Входят дон Педро и Клаудио, видят Леонато и Антонио и быстро пытаются уйти. Но Леонато следует за ними и обвиняет Клаудио в том, что он солгал о Геро и стал причиной ее смерти. Леонато объявляет, что, несмотря на свой преклонный возраст, он вызывает Клаудио на дуэль за преступление, которое Клаудио совершил против Геро, разрушив ее доброе имя; Леонато заявляет, что он не слишком стар, чтобы убивать или умирать за честь и из любви к своему ребенку. Смущенные Клаудио и Дон Педро делают вид, что игнорируют своих соперников. Наконец, Леонато и Антонио уходят, клянясь отомстить.
После ухода Леонато и Антонио входит Бенедик. Клаудио и дон Педро приветствуют его, прося Бенедика использовать свое знаменитое остроумие, чтобы подбодрить их. Но Бенедикт не в настроении шутить. Он говорит Клаудио, что, по его мнению, Клаудио оклеветал Героя, и тихо вызывает его на дуэль. Когда двое других продолжают пытаться шутить с ним, Бенедикт наконец сообщает, что он больше не может быть их компаньоном, поскольку их клеветнические обвинения убили невинную женщину. Бенедик сообщает дону Педро, что дон Джон бежал из города и уходит. Сначала Клаудио и дон Педро с шоком и замешательством воспринимают это изменение в поведении Бенедика и информацию о бегстве дона Джона. Постепенно они начинают понимать серьезность намерений Бенедика и справедливо предполагают, что его любовь к Беатриче, должно быть, была единственным, что могло побудить его бросить вызов своему самому дорогому другу на смертельную схватку.
Внезапно входят Догберри и Верджес в сопровождении других стражников, волоча за собой захваченных злодеев Конрада и Борачио. Догберри сообщает Клаудио и Дону Педро, что Борачио признался в предательстве и лжи, и Борачио снова признает свое преступление. Потрясенные и напуганные, Клаудио и Дон Педро понимают, что эта информация подтверждает истинную невиновность Геро и что она умерла (так они думают), потому что они ошибочно обвинили ее, навсегда запятнали ее репутацию и разрушили ее семью.
Леонато и Антонио возвращаются. Клаудио и Дон Педро умоляют Леонато о прощении, предлагая себе любое наказание, которое Леонато сочтет нужным за убийство своей дочери по неправомерным обвинениям. Леонато приказывает Клавдио очистить имя Геро, сказав всему городу, что она невиновна, и написать ей эпитафию — то есть стихотворение в честь ее смерти — и прочитать и спеть ее на ее могиле. Он также сообщает Клаудио, что у Антонио есть дочь, очень похожая на Героя, и просит Клаудио жениться на его племяннице вместо Героя, чтобы восполнить потерю Героя. Клавдио, плача от щедрости Леонато, принимает эти условия. Леонато приказывает увезти Борачио для дальнейшего допроса.
Прочитать перевод Акта V, сцены I
Краткое содержание: Акт V, сцена II
Тем временем возле поместья Леонато Бенедикт просит Маргарет привести Беатрис, чтобы поговорить с ним. В одиночестве он сетует на свою неспособность писать стихи. Он безуспешно пытался написать Беатрис любовный сонет в соответствии с цветочными и декоративными условностями любовной поэзии эпохи Возрождения. По иронии судьбы, несмотря на его большое умение импровизировать в разговоре, он совершенно не умеет писать. Приходит Беатрис, и двое влюбленных флиртуют и дразнят друг друга нежными оскорблениями, но также и с большой любовью — как теперь, кажется, они делали всегда. Бенедикт говорит Беатрис, что он вызвал Клаудио на дуэль в соответствии с ее желанием, и что Клаудио должен скоро ответить на его вызов. Внезапно прибывает горничная Урсула, чтобы сообщить им, что план против Героя раскрыт. Бенедикт снова клянется в любви Беатрис, и они следуют за Урсулой к Леонато и остальной части дома, который находится в смятении.
Прочитать перевод акта V, сцена 2
Анализ: Акт V, сцены i–ii
Показывая зрителям горе и гнев Леонато, Шекспир доводит до сознания всю силу боли и страданий, которые Клаудио обвинил в адрес Геро, причинив Геро и ее семье. Хотя Геро на самом деле не мертва, Леонато скорбит, как если бы она умерла, потому что потеряла свою репутацию. Он встал на ее сторону, полагая, что Клавдио, должно быть, ошибался насчет нее: «Моя душа говорит мне, что Герою лгут», — признается он Антонио (V. i.42). Но его беспокойства за нее в сочетании с шоком от публичного унижения Клаудио достаточно, чтобы переполнить его горем. Он отвергает попытки Антонио утешить его, говоря ему, что «люди / Могут советовать и утешать то горе / Которого сами не чувствуют» (V.i.20–22). Он предполагает, что, когда человек действительно становится несчастным, добрый совет не приносит ему пользы: «Ибо никогда еще не было философа / Который мог бы терпеливо переносить зубную боль» (V.i.35–36). Его гнев на Клавдио за то, что он погубил его дочь, вполне реален, и эта сцена дает зрителям захватывающий взгляд на Леонато. Он силен здесь в своем праведном гневе точно так же, как он охвачен отчаянием в Акте IV, сцена I.
Раскрытие преступления Борачио Клаудио и остальным знаменует собой еще один поворотный момент в пьесе. Обман Дона Джона неумолимо привел к тому, что Клаудио отверг Героя, омрачив атмосферу беззаботной комедии пьесы. Обвинения Догберри и Дозора в адрес Борачио и Конрада, кажется, открывают путь к пониманию и решению. Реакция Клавдио на эту информацию отражает то, что предсказывает мудрый монах в акте IV, сцена I: он начинает вспоминать хорошие качества Героя. «Милый Герой, теперь явился твой образ / В том редком подобии, что я полюбил его первым», — говорит он себе (V.i.235–236). Наказание, которое Леонато извлекает из него, может показаться легкой местью за смерть дочери, но, конечно, мы знаем, как и он, что Герой на самом деле не мертв. Наказание, очевидно, создает основания для счастливого конца. Если все пойдет хорошо, кажется, Клаудио женится на Хиро в своего рода искупительном маскараде.
Подробнее о смерти Героя как символе в пьесе.
Акт V, сцена 2, в которой развиваются развивающиеся отношения между Бенедиком и Беатрис, — одна из самых смешных и трогательных сцен ухаживания в произведениях Шекспира. Это дает зрителям возможность посмеяться над Бенедиком и Беатрис, когда они борются с очевидной глупостью своей любви друг к другу, а также увидеть, как их отношения развиваются в нежные и зрелые отношения. Более того, каким-то образом им удается мило разговаривать друг с другом, не теряя остроумия. Бенедикт, по сути, смеется над собой, когда сетует на свою неспособность писать любовные стихи. «Нет, — заключает Бенедикт, — я не родился под рифмованной планетой и не могу ухаживать в праздничных терминах» (V.ii.34–35). Неспособность Бенедика писать подчеркивает разницу между остроумной и импровизационной придворной риторикой, в которой он так хорош, и очень стилизованными условностями любовной поэзии эпохи Возрождения.
Прочтите подробный анализ жизни Бенедика, чтобы узнать, как углубляются его чувства к Беатрис.
Беатрис и Бенедикт перемежают свой разговор новостями о развитии основного сюжета пьесы, но на протяжении всего произведения поддразнивают друг друга нежной нежностью — и, конечно же, нескончаемыми оскорблениями. Бенедикт подводит итог их ситуации, говоря: «Ты и я слишком мудры, чтобы ухаживать мирно» (V.ii.61). Эта оценка кажется верной в нескольких отношениях — у них никогда не будет мира, ибо оба слишком живы и самостоятельны.