cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Тркм приемы: Приёмы, используемые в технологии развития критического мышления.

Приёмы технологии развития критического мышления

Содержание

Приёмы технологии развития критического мышления

Характеристика приемов технологии

Прием “Корзина идей”

        Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Прием “Составление кластера”

Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом “Корзина идей”.

Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.

Прием “Верные и неверные утверждения”

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”

Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” — это работа с таблицей.

При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.

Знаю

(вызов)

Хочу узнать
(вызов)

Узнал
(реализация смысла или рефлексия)

Работа в паре: что я знаю о теме урока?

Формулирование целей

Соотношение старой и новой информации

Прием “Написание синквейна”

Синквейн — самая легкая форма стихотворений по алгоритму.

В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.

Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.

Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны. Например:

Звуки

Гласные и согласные.

Льются, звенят, гремят.

Используются в устной речи.

Фонетика.

Прием “ Толстые и тонкие вопросы”

Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.

“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.

Тонкие?

Толстые?

Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Будет…? Могли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите: что будет, если…?

Что, если…?

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. (Например: Какие производные предлоги пишутся в одно слово?)

В левой колонке — вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. (Например: Какие трудности существуют в правописании предлогов?)

Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.

Прием “Ключевые слова”

Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, «ключевые слова», по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Прием “Лови ошибку”

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

  • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Прием “Нарисуйте счастье”

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

Прием “Письмо по кругу”

Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Прием “Пометки на полях”

Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.

Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.

Маркировочные пометки:

  • Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.
  • Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.
  • Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.

Может быть несколько вариантов пометок:

2 значка — “+” и “V”, 3 значка — “+”, “V”, “?” или 4 значка — “+”, “V”, “?”, “-” (думал иначе).

После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки:

“V” — знаю

“+” — новое

“?” — есть вопросы

Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Прием “Написание эссе”

Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии — эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе — это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе — художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.

Модель написания эссе.

  1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и т.д.
  2. Работа над черновиком.
  3. Правка. Может осуществляться в паре.
  4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
  5. Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.

Возможный алгоритм написания эссе.

  1. Обсуждаемая тема (проблема).
  2. Собственная позиция.
  3. Краткое обоснование.
  4. Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.
  5. Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной.
  6. Заключение.

Научить учеников написанию эссе и других видов письменной рефлексии — довольно трудная задача. Выделим основные правила обучения письменной рефлексии:

  1. Регулярная возможность писать.
  2. Выбор интересной темы для письма.
  3. Наличие образцов.
  4. Читательская аудитория. Ученики должны понимать, что написанный ими текст востребован другими.
  5. Привычка править — значит понимать, что любой текст в любое время может быть откорректирован пишущим.
  6. Помощь друзей. Возможность делиться написанным.

 (Использованы материалы статьи Еремеевой Елены Матвеевны «Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку»)

Статья на тему: Методы и приемы ТРКМ

Название метода или приема

Описание

Стадия использования

«Мозговой штурм».

Цель использования:
1) выяснение того, что знают дети по теме;
2) набрасывание идей, предположений по теме;
3) активизация имеющихся знаний.

Вызов

«Верите ли вы, что…»

Учитель читает вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что…», а уч-ся обсуждают ответы в группе. Если верят, то во 2 строке ставят +, а если нет, то —

Вызов

«Корзина идей».

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Вызов

«Верные и неверные утверждения».

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Вызов

Осмысление

Рефлексия

«Ролевая игра».

Цель: заинтересовать учащихся, удивить, эффект неожиданности, постановка проблем. Инсценировка.

Вызов

«Лови ошибку».

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает найти допущенные ошибки.

Ошибки в задании 2 уровней:

1) явные, которые легко выявляются уч-ся, исходя из личного опыта и знаний;

2) скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Уч-ся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Затем изучают новый материал, возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить вначале урока.

Вызов

«Толстые и тонкие вопросы».

Метод используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке, парной и групповой работы.

?– фактический ответ
? – обстоятельный ответ, развернутый.

На стадии вызова – вопросы, на которые уч-ся хотели бы получить ответы при изучении темы.

На стадии рефлексии – демонстрация понимания прочитанного.

Тонкие ?

Толстые ?

Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Будет…? Могли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите: что будет, если…?

Что, если…?

Вызов

Рефлексия

«Инсерт».

Чтение текста с пометками:
V  уже знал,

 + новое,
— думал иначе,

? не понял, есть вопросы.
Составление таблицы, выписываются основные положения из текста.

Осмысление

«Дерево предсказаний».

Приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в произведении.

«Ствол дерева» – тема, «ветви» – предположения, которые ведутся по 2 основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено), «листья» — обоснование предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Осмысление

«Концептуаль-ная таблица».

Этот приём полезен, когда предполагается сравнение 3 и боле вопросов.

По горизонтали то, что подлежит сравнению,

По вертикали – черты и свойства, по которым происходит сравнение.

Что я знаю о пустыне?

Что я нового узнал о пустыне?

Осмысление

«Что? Где? Когда? Почему?»

Таблица заполняется по ходу работы с информацией.

Осмысление

«Письмо по кругу».

Прием предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Осмысление

«Ромашка вопросов».

Вопросы можно оформить в виде ромашки. Использовать и при проведении опроса, при работе в группах.

Чтение текста по частям и постановка вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете?  Опишите дальнейшие события и т.д.

Простые: Как выглядели герои?
Уточняющие: Ты так считаешь? То есть ты сказал?
Объясняющие: Почему?
Творческие: В вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
Оценочные: Выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»/
Практические: Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как поступили бы на месте героя?», «где в обычной жизни…?»

Осмысление

«Кластер»- гроздь винограда.

Карта мышления.
1) Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди (тема и подтемы):

2) 1 этап – мозговой штурм (идеи).
     2 этап – систематизация, оформление в кластер.
     3 этап – нахождение взаимосвязей между ветвями.
3) Составление ассоциаций по теме в виде кластера.

Осмысление

Рефлексия

«Перепутанные логические цепи».

Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку

Осмысление

Рефлексия

«Карусель».

Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп.

Необходимо подготовить ручки, листы с написанными на них вопросами (по одному на каждом). По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

Осмысление

«ЗХУ»

На 1 этапе уч-ся восстанавливают собственные знания по теме урока, записываю интересующие их вопросы в таблицу.

На протяжении изучения темы заполняется третья колонка (ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме).

Заполнение таблицы:

Знаю
(вызов)

Хочу узнать
(вызов)

Узнал
(реализация смысла или рефлексия)

Работа в паре: что я знаю о теме урока?

Формулиро-

вание целей

Соотноше-

ние старой и новой информации

Вызов

Осмысление

Рефлексия

«Взаимоопрос».

Чтение текста в парах по одной части.
Роли ученика и учителя меняются.
Учащиеся ставят толстые и тонкие вопросы по прочитанному друг другу.
Вопросы записываются.
Лучшие вопросы задаются классу .

Осмысление

«Свободное письмо».

Аргументированное письмо. В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме.

Рефлексия

«Галерея».

После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом, можно определить, какая группа дала лучший ответ.

Рефлексия

«Синквейн».

Пятистишие:

Тема,

— 2 прилагательных, описывающих тему,
— 3 глагола, характеризующих действие,
— фраза из 4 слов, содержит основную мысль,
— синоним к теме.
В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов, выразить типичные черты понятия.

Рефлексия

«Рафт».

Определим  параметра будущего текста.

Р – роль (Весна)

А – аудитория (кому вы будете писать – жителям леса)

Ф – форма (рассказ)

Т – тема (весенняя сказка «Как-то раз Весна…»)

Рефлексия

Ассоциации

«Какие ассоциации связаны с …»? « Что вы знаете о …»?

«вызов»

«Карта познания»

От ключевого понятия, помещённого в центр листа (доски), отходят изогнутые лини (ветви) первого порядка с помещенными на них словами, связанными с ключевым понятием; далее помещаются «ветви» второго порядка с понятиями, уточняющими первоначальные сведения. Надо стремиться использовать для создания «карты» меньше слов, но больше символов, рисунков, цвета.

«вызов», «рефлексия»

Лекция с остановками

После каждой смысловой части лекции учителя делается пауза, обсуждается проблемный вопрос, идет коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, выполняются дополнительные задания.

«осмысление»

Работа в динамических парах /группах («обучение сообща»)

«Зигзаг» (один из вариантов использования приемов). Класс разделен на четверки, у каждого школьника номер от 1 до 4. Дети работают с текстом, каждый сосредоточен на части с соответствующим номером, затем первые номера объединяются с первыми, вторые – со вторыми и т.д. для обсуждения своей части текста,  составления схемы рассказа по теме и выбора представителя, который проведет итоговую презентацию. Вернувшись в свою группу, школьники по схеме рассказывают о своей части текста, слушают других, делают записи в тетрадях, затем эксперты от каждого номера проводят презентации своих тем, все остальные вносят уточнения и дополнения.  

«осмысление»

Игра «Как вы думаете» («обучение сообща»)

Класс делится на группы по 4 – 6 человек, учитель каждой из них раздает карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда – всегда». Дети берут по очереди карточки, читают суждения и по своему усмотрению (ни с кем не советуясь) раскладывают карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение.

«осмысление», «рефлексия»

Дискуссия

Цель: не решить проблему, а углубить понимание её важности. Проблема должна быть спорной, неоднозначной, содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Дискуссии предшествует подготовительная работа с источниками информации. Часто используемый вариант – перекрестная дискуссия: две стороны формулируют и защищают аргументы «за» и «против».

все этапы, особая модель

«Зигзаг»

1 этап — учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп

2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы

3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал — взаимообучение

Осмысление

«Кубик»

Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани.

Осмысление
Рефлексия

«Шесть шляп»

Вот здесь есть небольшое отступление, вместо шляп мы раздаём цветные карточки с заданиями. После обсуждения в группах  выслушиваются ответы детей.

Белая группа. Факты.

Жёлтая. Позитивное мышление. 

Черная. Проблема.

Красная. Эмоции. 

Зеленая. Творчество.

Синяя .Философия. 

Вам приведён пример урок «Окружающий мир» для 2 класса по теме «О кошках и собаках»

1 группа. Белая шляпа. 

— С помощью атласа- определителя  расскажите о кошках и собаках только фактами, цифрами.

2 группа. Жёлтая шляпа. 

— Подумайте! Почему кошки и собаки были одомашнены?

3 группа. Чёрная шляпа.

-Докажите: что кошки и собаки необходимы людям.

 Используйте материал учебника на стр. 84-85.

4 группа.  Красная  шляпа. 

— Подумайте, какое эмоциональное состояние

вы испытываете, когда видите, как люди обижают или оберегают домашних животных?

5 группа.  Зелёная шляпа. 

— Что бы вы сделали для того, чтобы кошки и собаки всегда радовали нас?

 6 группа. Синяя шляпа. 

— Обобщите высказывания других групп.

Рефлексия

Учебно-методический материал: Приёмы технологии развития критического мышления

Выступление учителя начальных классов

 МАОУ СОШ №27

Тишиной Татьяны Александровны

Приёмы технологии развития критического мышления

Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу.

За последнее десятилетие произошли большие изменения в образовании. Появились вариативные системы обучения, организуются опытно-экспериментальные работы, касающиеся модернизации образовательного процесса в школе, совершенствуются содержание и структура образования.

     На современном этапе развития общества, работая по традиционной системе обучения, каждый учитель старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий. Этого требует время.

В процессе обучения учащихся  начальной школы перед педагогами часто встаёт проблема пробуждения у детей активности на уроке. Часто возникают ситуации, когда традиционные формы работы не способствуют включению учащихся в деятельность на уроке и возникновению у них познавательного интереса.
Как же можно повысить уровень мотивации  учащихся? Одним из способов пробуждения активности учащихся на уроке является использование технологии критического мышления.

 Цель данной технологии — развить мыслительные навыки учащихся, необходимых ему не только в учёбе, но и в обычной жизни, развить интеллектуальные способности ученика для самостоятельного освоения знаний.

Применение учителем данной технологии даёт возможность ученику научиться:

1. Работать самостоятельно;

2. Задавать вопросы;

3. Выслушивать чужое мнение;

4. Иметь своё мнение и защищать его;

5. Критически относиться к мнению оппонентов;

6. Осуществлять рефлексию своей деятельности;

7. Анализировать и классифицировать.

Какие приемы технологии критического мышления можно использовать на уроках в начальной школе? Поделюсь  опытом  своей работы.

Приём “Корзина идей” 

  Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы: 

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Приём “Составление кластера” 

Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом “Корзина идей”.

Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.

Приём “Письмо по кругу” 

Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика   лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Приём «Пометки на полях”


Технология «критическое мышление» предлагает педагогический прием, известный как ИНСЕРТ. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. 


Пометки  могут быть следующие: 

  • Знаком «галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.  
  • Знаком «плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. 
  • Знаком «минус” (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе. 
  • Знаком «вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. 

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. 

Приём “Лови ошибку” 

  Заранее  готовлю  текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагаю учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

  • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Приём «Пирамида» 


Этот приём помогает составлять тексты, превращать их в рассказы, отзывы.   Он универсален для работы с учащимися  3-4 класса. Урок, на котором применяется данный приём, строится так:

  1. Знакомство с текстом (чтение учителем вслух или индивидуальное чтение). 
  2. Письменные ответы учащихся – построение «пирамиды». 
  3. Дополнение каждой строки «пирамиды» — составление основы – заготовки текста. 
  4. Написание полноценного текста. 

Лучше всего не сообщать название рассказа, над которым будем работать. После первого знакомства с текстом предложить ребятам самим озаглавить текст и затем попросить одним словом сказать, о чём он и записать это на первой строчке (записи делаются в столбик, в левой части листа тетради). 

Затем задаётся второй вопрос и заполняется вторая строчка. Здесь нужно двумя словами сказать об особенностях рассказа.
Третья строка – и три слова о месте и времени действия. 

Четвёртая строка – четыре слова о главных событиях рассказа. 

Пятая строчка – пять слов о главных героях и их особенностях. 

Шестая – шесть слов о чувствах, возникших в ходе чтения – в начале, в середине и в конце рассказа. 

На седьмой строке надо попытаться дополнить первую уже семью словами.
Восьмая – при помощи восьми слов рассказать о личном восприятии рассказа или о том, посоветуют ли ребята прочитать его своим друзьям. 


Эту часть урока можно делать на доске и в тетрадях (особенно поначалу, когда прием ещё не знаком детям) можно – только индивидуально или в группах. 


Вопросы для построения «пирамиды» — основы написания отзыва. 

  1. О чём. 
  2. Особенности. 
  3. Место и время. 
  4. Главные события. 
  5. Главные герои. 
  6. Ваши эмоции. 
  7. Дополнение к п. 1 
  8. Собственное мнение о прочитанном. 

Затем предлагается дописать, дополнить новыми словами и мыслями каждую строчку. Для наглядности это лучше сделать пастой другого цвета, чтобы был виден ход работы над рассказом. При этом нужно помнить о правилах:

  1. Можно менять формы слов, части речи, число и род; 
  2. Порядок использования слов, записанных в одной строке, может быть любой, но надо использовать все слова; 
  3. Нельзя менять порядок строк, порядок изложения ответов. 

В тетради получается текст-заготовка, из которого можно составить сочинение, отзыв.
Достоинство данного приёма в том, что он позволяет ребятам создать опору для связного выражения собственных мыслей, передать их собственное видение и восприятие произведения. 


Самое интересное в том, что этот приём универсален. Он подходит для работы с текстами любого стиля, на любом уроке. В процессе построения «пирамид» происходит обсуждение, разговор, упорядочиваются и систематизируются мысли и знания как учащихся, так и педагога. 


«Пирамидный» приём «помогает выявлять мысли учеников, их понимание темы. Благодаря этому определяются проблемы и пути их решения. При общем обсуждении вырисовывается огромная панорама мнений, и зачастую ученики открывают для себя что-то совершенно новое, что может в дальнейшем действительно помочь в решении реальных проблем. 

Применение данных приемов на уроках   позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

И так, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. В этом нам помогают приемы технологии  развития критического мышления.

Приемы ТРКМ

Технология развития критического мышления: понятие и принципы организации

Определение 1

Критическое мышление – это одно из направлений интеллектуальной деятельности личности, имеющей высокую степень восприятия и понимания, характеризующееся наличием объективного взгляда на окружающее пространство.

Технология развития критического мышления – это одна из методик организации педагогического процесс, базирующаяся на оценочном мышлении и рефлексии и, воплощающаяся на практике, посредством наложения новой информации на жизненный опыт учащихся.

ТРКМ активно применяется в педагогической практике. Этот метод дает положительные результаты, поскольку позволяет развить такие качества личности учащегося, как:

  • Навыки осуществления плановой деятельности;
  • Развитие способности к восприятию идей и взглядов других людей;
  • Настойчивость в достижении основных целей обучения;
  • Адекватное отношение к своим ошибкам, стремление их исправлять и учиться на них;
  • Осознанное отслеживание своего мыслительного процесса, этапов его прохождения;
  • Умение идти на компромисс при принятии решений.

Готовые работы на аналогичную тему

Технология реализуется на практике за счет построения оптимальной структуры урока и подбора грамотного содержания. Она состоит из трех этапов: вызова, осмысления и рефлексии. Содержание включает в себя комплекс продуктивных приемов и стратегий развития мыслительной деятельности, позволяющих в максимально быстрые сроки и на качественном уровне освоить основные приемы критического мышления и сформировать его у учащихся.

Основными принципами ТРКМ являются:

  1. Принцип активности каждого учащегося в учебном процессе.
  2. Принцип коллективной работы на занятии.
  3. Принцип построения оптимальной коммуникативной среды.
  4. Принцип равноценности и равнозначности, предложенных учащимися идей.
  5. Принцип стимулирования к самообучению и саморазвитию, за счет применения приемов технологии.
  6. Принцип взаимосвязи и соответствия между содержанием образовательных программ с целями и задачами реальной жизнедеятельности. Содержание должно отвечать текущим реалиям развития общества и способствовать развитию навыков решения проблем, возникающих в действительности.
  7. Принцип применения графических методов преподнесения учебного материала. Это оказывает положительное воздействие на развитие мышления.

Прием ТРКМ «Кластер»

Данный прием основывается на графическом представлении информации. Кластер является универсальным способом преподнесения учебного материала, который может быть использован на любой стадии прохождения учебного занятия.

Применяется данный прием следующим образом: На доске строится схема. В ее центре прописывается ключевое понятие, вокруг которого должны быть размещены иные понятия, объекты, которые каким-то образом с ним связаны. Эти понятия предлагаются учащимися и соединяются стрелками с ключевым. Таким образом, происходит развитие ассоциативного мышления. Понятие может отражать тему учебного занятия или курса и требует от учащихся предложения ассоциаций, идей, применения, уже имеющихся знаний, связанных с данной темой.

Рисунок 1. Прием ТРКМ «Кластер». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Прием ТРКМ «Корзина идей»

Данный прием используется только на стадии вызова т.е. в начале учебного занятия. Применение «Корзины идей» может происходить и, при индивидуальной работе с отдельным учащимися и, при работе с коллективом учащихся.

Прием основывается на развитии ассоциативного мышления. На основании темы урока предлагается записать максимальное количество идей, понятий, связанных с ней. На это дается ограниченное время. Далее, ассоциации проверяются и анализируются. Педагог объясняет учащимся значение каждой, оценивает ее верность или объясняет, почему данную идею нельзя связать с этой темой.

Рисунок 2. Прием ТРКМ «Корзина идей». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Прием ТРК «Синквейн»

Этот прием основывается на построении текста, путем соблюдения четкой зависимости его содержательной и синтаксической структуры.

Педагогом озвучивается тема учебного занятия. Она должна состоять из одного слова – существительного, обозначающего конкретный объект или предмет. Учащимся требуется предложить пару понятий, являющихся прилагательными, характеризующие его признаки. Хорошо, если предлагаются какие-то специфические признаки, отражающие свойства и индивидуальность именно этого объекта. Затем необходимо подобрать несколько глаголов, деепричастий, отражающих действие, рассматриваемого объекта.

Следующий шаг является более трудоемким. Он уже требует построения фразы, выражающей отношение учащегося к рассматриваемому объекту. Фраза может быть небольшой, состоящей из нескольких слов, но емкой по содержанию.

В конце необходимо подвести итоги, предложив понятие-резюме, отражающее суть предмета или объекта.

Замечание 1

При построении синквейна можно отойти от строгих правил его написания, главное сохранить четкую содержательную зависимость.

Рисунок 3. Прием ТРК «Синквейн». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Прием для формирования нестандартного мышления «Дерево предсказаний»

Применение данного приема помогает развить представление того, какие ситуации и процессы являются реальными и имеется вероятность того, что они произойдут, а какие являются только плодом воображения и в действительно не случатся.

Педагогом задается тема урока и предлагается высказать по ней идеи и предположения. Учащиеся их озвучивают, после чего, педагог записывает все предложенные варианты, независимо от их верности.

Записи ведутся схематично: в виде дерева, ствол которого отражает тему занятия, а на ветвях располагаются идеи и предположения, которые не имеют количественного ограничения. На каждой ветви прорисовываются листья, которые аргументируют предположения и идеи учащихся.

После этого, педагог объясняет учащимся новую тему и затем они рассматривают, составленное дерево, чтобы выявить верность предположений учащихся.

Применение приема не обязательно должно иметь схематичное представление в виде дерева. Можно упростить его, составив стандартный кластер.

Рисунок 4. Приме «Дерево предсказаний». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Статья на тему: Систематизация приемов технологии развития критического мышления

Систематизация приемов технологии развития

критического мышления

 по формированию определенных универсальных учебных действий

Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения:

•                                           Кластеры.

•                                           Таблица «Инсерт».

•                                           Таблицы: концептуальная

•                                           Стратегия «Фишбоун».

•                                           «Бортовой журнал».

           Умение осознанного, «вдумчивого» чтения:

•                                           «Инсерт».                                          

•                                           Чтение с остановками.

•                                           Стратегия «Идеал».

•                                           Стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума», таблица «толстых» и «тонких» вопросов.

•                                           Таблица «Сравнение источников».

Умение формулировать и решать проблемы:

•                                           Стратегия «Фишбоун».

•                                           Стратегия «Идеал».

Умение работать с понятиями:

•                                                            Прием «Выглядит, как… Звучит, как …»

•                                           Синквейн.

                                      

 Умение вести аргументированную дискуссию:

•                                           Таблица «перекрестной дискуссии».

Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного:

•                                           Синквейн.

•                                           Кластеры.

•                                           Эссе и другие приемы рефлексивного письма.

•                                           Сводная таблица.

Умения в области само- и взаимооценки:

•                                           Лист взаимооценки.

•                                           Парная письменная взаимооценка.

•                                           Градация.

•                                           Совокупная оценка.

Умение планировать собственную учебную деятельность:

•                                           Таблица «Верные-неверные утверждения».

•                                           Вопросы «Верите ли вы?».

•                                           Кластеры.

•                                           Портфолио.

Коммуникативные умения:

•                                           Приемы парной и групповой работы: «Зигзаг», таблицы (концептуальная, сводная, стратегии решения проблем и многие другие).

Каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов–осмысление–рефлексия» они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.

 «Вопросы Сократа».

Вопросы, заданные с целью — помочь обучению других.

Вопросы для уточнения

  • Что вы имели в виду, сказав ______?
  • В чем основная мысль?
  • Как _____ связано с _____?
  • Не могли бы вы выразить мысль по-другому?
  • Уточните, пожалуйста, вы имели в виду _____ или _____?
  • Какое отношение имеет это к нашей проблеме/спору/расхождениям?
  • Джейн, подведите, пожалуйста, итог тому, что сказал Ричард, своими словами? … Ричард, вы это имели в виду?
  • Не могли бы вы привести пример?
  • Может ли _____ быть хорошим примером для этого?

Вопросы, проверяющие предположения

  • Какие вы делаете допущения?
  • Какие предположения делает _____?
  • Что мы можем предположить вместо этого?
  • Мне показалось, что вы предположили _____. Я вас правильно понял?
  • Все ваши утверждения основываются на предположении _____. Почему бы вам не основывать их на _____ вместо _____?
  • Вы предполагаете, что _____. Как вы можете оценить справедливость такого предположения?
  • Почему кто-нибудь может сделать такие предположения?

Вопросы, проверяющие факты

  • Объясните, пожалуйста, почему вы так решили?
  • Как это применимо к данной ситуации?
  • Есть ли причины сомневаться в этом факте?
  • Что бы вы ответили человеку, утверждающему, что ____?
  • Кто-нибудь может привести факты, подтверждающие эту точку зрения?
  • По какой причине вы пришли к этому выводу?
  • Как мы можем удостовериться, что это правда?

Вопросы, проверяющие понимание перспектив

  • Что вы этим предполагаете?
  • Когда вы говорите _____, вы делаете вывод _____?
  • Но, если это могло произойти, что еще может случиться в результате? Почему?
  • На что может это повлиять?
  • Произойдет ли это неизбежно, или скорее всего произойдет?
  • Какая альтернатива?
  • Если _____ и _____ условия, что тогда должно быть истинно?
  • Если мы говорим о ____ , то как же насчет _____?

Вопросы, проверяющие понятность задач

  • Как мы можем это обнаружить?
  • Что этот вопрос предполагает?
  • Не могла бы _____ задать этот вопрос по-другому?
  • Можем вы вообще опустить этот вопрос?
  • Вопрос понятен? Мы поняли его?
  • Сложно или легко ответить на этот вопрос? Почему?
  • Все ли согласны, что вопрос в этом?
  • На какие другие вопросы необходимо ответить, прежде, чем думать над этим вопросом?
  • Почему этот вопрос необходим?
  • Этот вопрос является наиболее важным, или в нем скрыт другой вопрос?
  • Видите ли вы, как это может соотноситься с ________?

Приемы ТРКМ

 «Составление кластера»

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Последовательность действий проста и логична:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;

– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

                      Прием «Фишбоун» (рыбий скелет) – чаще всего используется учителем на стадии содержания при работе с текстом проблемного характера. Слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку. В «голове» схемы записывается проблема, на верхних косточках схемы дети записывают причины, обусловившие возникновение  данной проблемы, на нижних косточках – факты, подтверждающие наличие вышеперечисленных причин, вывод в «хвосте» схемы. Все записи в схеме «Фишбоун» должны быть краткими, по существу. Рассмотрим на конкретном примере. Урок окружающего мира по теме «Пустыня». В «голове» — экологическая проблема; верхние косточки – браконьерство, неумелое орошение, люди создают каналы; на нижних косточках – погибают животные, погибают растения, не хватает воды; «хвост» — нужно беречь зону пустынь.

       Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. В технологии РКМЧП используются несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени — это стратегии ведения урока в целом.

           Приём «Концептуальная таблица»

      Помогает учащимся увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяет быстрее и прочнее запомнить информацию.

Приём  применён мной на уроках окружающего мира по учебнику «Мир вокруг нас.2класс». Например, по теме «Дикие и домашние животные»

Линии сравнения

Дикие животные

Домашние животные

Сами добывают пищу

             +

                  _

Сами устраивают себе жильё

           

              +

 

                   _

Выводят потомство и ухаживают за ним

               

               +

                   _    +

Защищаются от врагов

               +

                    _

                   Тема: Поверхность нашего края. ( Стадия осмысления)

Линии сравнения

Равнины

Возвышенности

Плоскогорья

Цвет на карте

зелёный

жёлтый

Светло – коричневый

Высота

0 – 200м

 200 – 500м

500 – 800м

                                   Концептуальная таблица

Линии сравнения

      Холм

Гора

подошва

         +

      +

склон

          +

      +

вершина

          +

      +

высота

           невысокий

       +

Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит:

  • Заполните свой «дневник исследователя»:

Что я знаю о тундре?

Что я узнал нового о тундре?

   Дети заполняют левую колонку. При работе с различными источниками информации, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку «дневника исследователя», исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Первые люди жили стаей, затем общинами.

Чтобы добыть себе питание люди кочевали.

Где появились первые люди?

Как люди заселили нашу Землю?

Почему сейчас люди не кочуют?

Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока.

Если нет ответа на поставленный вопрос –работа продолжается дома.

Таблица «Что? Где? Когда? Почему?». Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Почему?

   

   

   

   

   

     Прием работы с таблицей «Плюс, минус, интересно» формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.

Стадия вызова. Игра «Верите ли Вы, что…».

Правила игры:

  1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.
  2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что …». Вы обсуждаете ответы в группах.
  3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.

   При работе над художественным произведением использую прием «Чтение с остановками». Непременное условие для использования данного приема — найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки — своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую — совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Прием «Чтение с остановками» развивает у учащихся следующие умения: анализировать текст; задавать вопросы; доказывать свою точку зрения; выделять главную мысль текста.

                  Приём «Шесть шляп мышления» использован мной на уроке литературного чтения во 2 классе по произведению В.Драгунского «Тайное становится явным». Учащиеся легко восприняли задание для группы, соответствующее «Шляпе». Вот что получилось: «Белая шляпа» (факты):  (выдержка из текста) «Если кто – то поступает нечестно, всё равно про него это узнают, ему будет ему стыдно, и он понесёт наказание»,- сказала мама мне.

«Жёлтая шляпа» (позитивное): Надо съесть нелюбимую манную кашу до дна, потому что, выполнив это условие, можно пойти в Кремль, ведь я не знаю ничего красивее Кремля!

«Чёрная шляпа» (противоположное, негативное): Ужасно трудно есть густую невкусную кашу. Даже после того, как я  добавил сахар, кипятку, хрен. Лучше выплеснуть кашу в окно, на улицу. Но она попала в прохожего,  пришёл милиционер. Я сразу понял, что в Кремль я не пойду.

«Красная шляпа» (эмоции):Приход милиционера с пострадавшим, у которого была каша на шляпе, вызвал у меня чувство вины и наказания.

«Зелёная шляпа» (творческая): Если бы я съел эту кашу сразу, маме не пришлось бы краснеть перед чужими людьми и я пошёл бы в Кремль.

 «Синяя шляпа» (вывод, обобщение всего сказанного): «Действительно, тайное становится явным. Мальчик очень хотел  ещё раз увидеть красивую Грановитую и Оружейную палаты, Царь – пушку. Но для этого надо было съесть нелюбимую манную кашу. Выбросив её в окно,  мальчик попал ею в прохожего. Поэтому пострадавший, вместе с милиционером,  сказали много неприятного маме. Мальчик понял, что не пойдёт в Кремль. Он запомнит это на всю жизнь.

       Учащиеся были увлечены заданием и смогли представить свою работу в группе всему классу.

      Нужно установить правила работы группы и критерии оценки ее достижений. А в качестве критериев оценки работы использовать выступления групп перед классом, сценки и другие виды активности, которые дети любят.

                 Изучить и систематизировать большой по объему материал помогает стратегия «Зигзаг», которая  имеет несколько модификаций. Ее удобно применять при работе с текстами, которые «хорошо» разбиваются на смысловые отрывки. Стратегия используется для групповой работы, где каждый член группы становится экспертом по какому-то вопросу. Данная стратегия используется в течение  всего урока на всех его фазах. Сложность ее реализации состоит в обязательном одинаковом количестве членов каждой группы по числу отрывков текста. А это может не всегда получиться.

На уроках окружающего мира использую прием «Инсерт», или чтение с пометками.

Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:

V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;

+ — это новая для меня информация;

? — эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Каждому ученику раздать текст, который он читает, делая на полях пометки.

«Техника постановки вопросов»

             Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

Таблица «Тонких и толстых вопросов»

«Тонкие вопросы»

«Толстые вопросы»

Кто …?

Когда…?

Какая …?

Где…?

Куда…?

Что…?

Верно ли…?

Мог ли …?

Было ли …?

Может ….?

Как звали…?

Согласны ли вы …?

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете…

Почему вы считаете…

В чем разница…

Предложите, что будет, если…

Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их       противоположными…

На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.

                  Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.

               Работа ведется над составлением таких типов вопросов:

Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно — следственных связей.

  Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

  Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.

                                     

                На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной теме, активизировать учащихся. Для этого использовать прием «Верные и неверные высказывания». Ученики обсуждают в группах высказывания. Предположение групп выносятся на доску.

высказывание

до

после чтения

  1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным.

   

   

  2. Форма глаза напоминает яблоко.

   

   

  3. Глаза в сильные морозы мерзнут.

   

   

  4. Зрачок — это отверстие в глазу.

   

   

  5. В глазу имеется прозрачная линза.

   

   

  6. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым.

   

   

  7. Полезно смотреть на солнце без защитных очков.

   

   

На стадии размышления:
    1. Ученики возвращаются в прежние группы и по очереди рассказывают свой текст, используя опорный конспект.
    Аутотренинг.
    2. Защита опорных конспектов. Эксперт рассказывает, остальные ученики добавляют и поправляют, задают вопросы.
    3. Возврат к «Верным и неверным высказываниям».

Ученики вновь обсуждают в группах и на основе полученных знаний решают верно или неверно данное высказывание.

«Дерево предсказаний»

              Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя  Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

        

 «Синквейн»

Происходит от французского « cing» – пять.

Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна:

1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным

2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными;

3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:

  • инструмента для синтезирования сложной информации;
  • способа оценки понятийного багажа учащихся;
  • средства развития творческой выразительности.

                Использование технологии критического мышления обеспечивает:   формирование  культуры чтения,  включающей    в     себя   умение    ориентироваться    в   источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное,   сортировать   информацию   с   точки   зрения    ее   важности, “отсеивать” второстепенную,  критически  оценивать  новые  знания,  делать выводы   и    обобщения;    стимулирование     самостоятельной     поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Мастер-класс по теме «Методы и приемы технологии развития критического мышления»

Мастер-класс по теме «Методы и приемы технологии развития критического мышления»

Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.

Задачи:

— расширить понятие о критическом мышлении и методах развития критического мышления;

— показать приемы использования методов и приемов в своей работе;

— приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ;

— наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.

     Ожидаемые результаты:

В конце мастер – класса  учителя должны:

— знать  приемы технологии развития критического мышления;

— осуществлять отбор наиболее приемлемых приемов для формирования навыков  критического  мышления у учащихся по предмету.

Ход мастер-класса

— Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на мастер-классе.

— Наш мастер-класс будет посвящён образовательной технологии, которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.

1 этап. Мотивация

-А что это за технология, попробуйте определить, посмотрев мультфильм «Поросёнок и печенье» (просмотр м\ф)

— О чем мультфильм?

-Добивается ли своей цели поросенок? Какими способами? (разными).

Работа в группе (на обсуждение 2 мин)

— Итак, как Вы думаете, о какой технологии пойдёт речь, и почему Вы так считаете? (о ТРКМ)

— Сегодня мы будем говорить о ТРКМ.

2 этап. Цели нашей работы: (попробуйте поставить цели сегодняшней работе)

  • Узнаем, что такое критическое мышление

  • Познакомимся с приемами развития критического мышления учащихся на уроках

  • Применим на практике данную технологию.

  • Рефлексия

— На протяжении всего занятия, работая в группе, Вы будете заполнять таблицу «Знаю — Хочу узнать — Узнал» (таблицы на столах). Это один из приёмов ТКМ.

Работа в группе —1 задание (2 мин)

В 1 графу напишите всё, что Вы знаете или когда-то слышали о данной технологии. Во 2 графу, что бы Вы хотели узнать об этой технологии. Третью графу вы будете заполнять в течение всего занятия. (1 этап –стадия вызова)

— В своём мастер-классе мы хотим продемонстрировать некоторые методические приемы технологии развития критического мышления, которые чаще всего используются на уроках. Они универсальны.

Их можно применять не только на учебных занятиях, но и во внеурочной деятельности.

Мы используем далеко не все приёмы данной образовательной технологии, но как гласит народная мудрость «Дорогу осилит идущий».

3 этап.

— Предлагаю выполнить задание, используя Приём «Верите ли вы, что…?»

Если верите ставите на листочках «+», если нет «-».

1. Верите ли вы, что — Ученик не должен делать ошибок.

2. Верите ли вы, что — Учитель знает, как и что должен отвечать ученик.

3. Верите ли вы, что — Учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на уроке.

4. Верите ли вы, что — На вопрос, поставленный учителем всегда должен быть ответ. (заслушиваются несколько ответов).

-Я вижу, сегодня присутствуют профессионалы своего дела. Никто не согласился с утверждениями. И теория развития критического мышления (КМ) также подтверждает эти стереотипы.

(Первая стадия данной технологии – это стадия вызов ).Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. На данном этапе можно использовать следующие приемы и методы: составление списка «известной информации», рассказ – предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; рассматривание иллюстраций; мозговой штурм.)

— Итак, постараемся систематизировать наши имеющиеся знания и ответить на вопрос, что же такое критическое мышление (КМ)?

— Скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание – КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ? Запишите их на своих листочках.

(Запись слов на листочках, озвучивание ответов)

Например: Творчество, нестандартное мышление, любознательность, сознательность, умение самостоятельно думать, мыслить, новая точка зрения

— спасибо, далее, необходимо утвердиться в своём мнении или узнать, что же такое критическое мышление (КМ), поэтому мы плавно переходим к стадии осмысления). Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися.

— Предлагаю прочитать вам текст и во время чтения использовать систему маркировки, включая следующие значки (приём ИНСЕРТ).

V — если это уже знали;

+ — если информация новая;

— если думали иначе и не согласны;

? – если что-то непонятно, у вас самих возникли вопросы.

-Значки ставятся по ходу чтения на полях текста.

— Развивать умение чтения с карандашом очень полезно, так как этим приёмом заставляем учеников вдумываться, внимательно читать текст, тем самым превращая текст в увлекательное путешествие, а также развивать систематичность мышления и умения выделять новое, главное.

(Выполняется работа – чтение текста с пометками)

ТЕКСТ (Из книги Е.А. Генике, Е.А. Трифонова «Развитие критического мышления»)


Чтобы правильно составить урок по данной технологии надо соблюдать 3 этапа (стадии). Каждая имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов.

Первый этап работы по данной технологии называется стадия вызова — «создание мотива к обучению».

Второй этап – «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, информацией, причем работа, направленная, осмысленная.

Третий этап – «рефлексия» — стадия размышления. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.

После чтения текста

— Вы только что прочитали текст, посмотрим, что получилось.

— Что стало новым для вас, коллеги, что узнали? Против каких предложений вы поставили знак «+»?

— Что отметили знаком «-», т.е. о чём вы думали иначе?

— Возникли ли у вас новые вопросы. Что-то захотелось нового ещё узнать?

— Если у вас появились вопросы после прочитанного, значит, вы уже начали мыслить критически.

-Вернитесь, пожалуйста, к таблице «З-Х-У» и заполните последний столбик.

— А теперь, мы переходим к следующей стадии – стадии размышления –рефлексии.

Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения.

— Один из приёмов данной технологии, позволяющий систематизировать новые полученные знания — это кластер — рисуночная форма. Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. Суть заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от нее фиксируются идеи (слова, рисунки), как-то с ним связанные.

— А теперь, предлагаю вернуться к записям и критически отнестись к тем ассоциациям, которые возникли вначале, когда вы услышали словосочетание КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?

— Может быть, что- то и уберём?

— С чем-то согласимся?

— Следующий приём, который тоже можно использовать на данной стадии– это синквейн.

— Цель данного приёма – систематизировать имеющиеся знания,

— Научить излагать сложные понятия в краткой форме.

— В переводе с французского означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам. Познакомимся с правилами .

1строка — 1 существительное — Тема

2 строка- 2 прилагательных, описывающих тему
3строка -3 глагола, характеризующих действие
4строка -фраза из 4 слов, содержит основную мысль
— синоним к теме.
— Предлагаю поработать в парах и составить синквейн на данную тему.

— Итак, мы коротко прошли по стадиям урока и увидели, что можно использовать различные приемы технологии развития критического мышления.

В данной технологии меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая. Данная технология позволяет формировать у обучающихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД .

4 этап.

Рефлексия занятия.

Поделитесь своим мнением, насколько полезным для вас было сегодняшнее занятие (мастер-класс).

— На этом наш мастер-класс закончен. Я предлагаю Вам для работы раздаточный материал, в котором содержится информация о приёмах ТРКМ. В конце нам бы хотелось, чтобы вы ответили на несколько вопросов.

Вопросы:

1.Была ли полученная информация для Вас полезна? (да, нет, не совсем)

2.На каких уроках можно использовать приёмы ТРКМ? (на русском языке, на литературном чтении, на любом)

3.Возможно ли в Вашей практике использование данной технологии ? (да, нет, уже применяю)- Благодарю за участие. Надеюсь, что мы кого-то заинтересовали данной проблемой.

Список литературы

1.        Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. – 318с.

2.         Байбородова Л.В., В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. – 108 с.

3.         Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. – с. 12 — 14

4. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.

5.       Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. – с. 66 — 72

6.       Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. – 175 с.

7.       Кабанова – Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственного развития учащихся. – М., просвещение, 1968. – 288с.

8.       Кирикова З.З. Педагогическая технология: Теоретические аспекты. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. – пед. Ун-та, 2000. – 284с.

9.       Клустер Д. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005. – с. 5 — 13

10.       http://www.velib.com/shcool_ru_1.html

11.       http://www.infoliolib.info/philol/bogdanova/1.html

Мастер-класс «Методы и приемы развития критического мышления»

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель английского языка

Курс профессиональной переподготовки

Учитель немецкого языка

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-216611

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

ТКМ. Производители ножей.

      • Nederlands
      • Китайский — Сингапур
      • Deutsch
      • Deutsch — Österreich
      • английский
      • Английский — Канада
      • Английский Соединенные Штаты
      • Français
      • Франция — Канада
      • Мелау — Малайзия
      • 中文 (中国)
    • нл
    • Producten
      • Industriële messen voor de papierindustrie
        • Papier- en kartonindustrie
        • Tissuepapierindustrie
      • Grafische en verpakkingsindustrie
        • Графическая индустрия
        • Стансвормен
        • Rakels en slijtdelen
        • Vouwmessen en запасные части
      • Индустриальные мессены и загадки в промышленности
        • Producten voor zagerijen
        • Messen voor de fineer en multilexindustrie
        • Хакмессен
        • Producten voor de plaatindustrie
      • Industriële messen voor de metaalindustrie
      .

      лет завод — хитрости

      • Домой
      • Поиск
      • Блог
      • CUSTOM
      • хранить
        • Yoyos
        • Пятницы
        • Комбинированные пакеты
        • аксессуары
        • одежда
        • СЛУЧАИ
        • Спин топы
        • Подарочные карты
        • новые продукты
      • команда
      • Характеристики
      • Ухищрения
        • классический
        • перекручивание
        • Современный
      • контакт
      • Меню
      • Домой
      • Поиск
      • Блог
      • CUSTOM
      • хранить
        • Yoyos
        • Пятницы
        • Комбинированные пакеты
        • аксессуары
        • одежда
        • СЛУЧАИ
        • Спин топы
        • Подарочные карты
        • новые продукты
      • команда
      • Характеристики
      • Ухищрения
        • классический
        • перекручивание
        • Современный
      • контакт

      Рекомендуемые

      1 Wind Up 2 спальных места 3 Прогулка с собакой 4 Отколовшийся 5 Rock The Baby 8 за углом 9 НЛО 6 бикини 7 Лифт 10 Sky Rocket

      Рекомендуемые

      1 привязка 2 Brain Twister 3 Трапеция 4 Двойной или ничего 5 Атомная бомба 6 Find Grind 7 пластиковый кнут 8 Гироскоп Флоп 9 Эли Хопс 10 Slack Trapeze 11 Cold Fusion

      Рекомендуемые

      1 гравитация 2 Форвард Пасс 3 Вокруг света 4 над водопадом 5 внутри петли 6 Внешний цикл 7 Хоп Забор 8 Planet Hop 9 Стойл 10 Внутренний цикл 10x 11 двуручный

      скоро…

      ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *