Тофалары традиции и обычаи: Тофалары (тофа, карагасы) — происхождение народа, где и как живут, фото
Тофалары (тофа, карагасы) — происхождение народа, где и как живут, фото
Народ с загадочным названием тофалары представляет собой немногочисленный российский этнос, сконцентрированный на востоке Сибири. Это коренное население Восточного Саяна. Родственным ему являются тюрки, саянские народы.
Численность
В настоящий момент насчитывается всего около 800 тофаларов. Стабильность низкой численности этого народа представляет собой удивительный факт. Известно, что с конца 17 века до начала 20 века их число не увеличивалось и не уменьшалось. Оно оставалось на уровне примерно 500 человек. При этом нет никаких упоминаний о гибели или уничтожении этого этноса другими народами. Такое низкое количество представителей отдельной этнографической группы является загадкой для историков.
Где живут
Тофалары являются автохтонным населением Тофаларии — исторической области Восточного Саяна. Это горная система на юге Сибири. Поселения преимущественно располагаются вдоль рек Ия, Бирюса, Уда, Кан, Гутара. Жители расселены по трем поселкам в центре Тофаларии:
- Алыгджер
- Нерха
- Верхняя Гутара.
Язык
Тофаларский язык принадлежит к саянской ветви восточнотюркских языков. На данный момент родным языком владеют всего 16% тофаларов. Это объясняется тем, что с приходом советской власти многие перешли на русский. Этому способствовали контакты с русскими поселенцами, которые жили на одной территории с тофаларами. Преподавание в советских школах велось на русском языке. Его знает 100% населения.
Религия
Христианство среди тофаларов начало распространяться с 18 по 19 век. До этого религиозные верования представляли собой анимизм, шаманизм. Большинство древних традиций распространено и сейчас.
Название
Самоназвание тофаларов — тофа (топа, тоха). Есть мнение, что тофа, или тоъфа, переводится как «человек», откуда и произошло название народа. Однако для обозначения этого слова в тофаларском языке есть термин «киши». Интересный факт, что тоъфа никак не переводится. Другим названием — карагасы — этот народ именовали до начала прошлого века, а местность, где они живут, называлась Карагасия. Этот термин переводят как «черные гуси».
История
Первые свидетельства существования народа можно найти в летописях древних китайцев. Они рассказывают о племени туба, или дубо, живущем возле реки Енисей. Это было время господства азиатских империй. С 17 века Тофаларию присоединила к себе Российская империя. Это была пограничная с Китаем территория. Жители платили дань пушниной и дичью. До прихода большевиков тофалары избирали местные органы самоуправления. У них была структура родоплеменного деления, между родами делились лесные угодья для охоты. Советская власть способствовала стиранию национальных устоев малочисленного народа.
Жизнь
Уклад жизни тофаларов был кочевой или полукочевой. Они перемещались по территории Восточного Саяна, занимаясь охотой и отгонным оленеводством. Зимой несколько семейств переезжало на равнину, в летнее время поднимались повыше в горы. Отыскивали место, богатое ягелем (для выпаса оленей). Стоянка размещалась на одном месте 2-3 недели, пока не заканчивался корм. Потом искали новое место. Стада оленей паслись вблизи стоянки, пастухи за ними не присматривали. Привязывали оленей только во время отела, который происходил в начале мая. После того, как самки отелялись, их начинали доить. Молоко получали до октября.
Летом оленеводы уводили стада подальше в горы, где был более благоприятный климат и больше корма, зимой спускались в долины рек. Оленей в основном использовали в качестве транспорта. Для перекочевки создавался караван: оленей связывали в длинную цепочку. Шатры, вещи складывали в тюки, сшитые из шкур животных, и привязывали к седлам. У одной семьи имелось стадо в несколько десятков особей. При переезде впереди ехала женщина, за ней везли детей, после них шли навьюченные олени-важенки. Муж и взрослые сыновья находились поблизости.
Большое значение в жизни тофаларов имела охота. Охотились на пушного зверя: белок, соболей, лисиц, выдр. Также стреляли тетеревов, глухарей, куропаток. Основным объектом охоты были крупные животные:
- медведи
- лоси
- косули
- маралы.
На пушных зверей охота начиналась в сентябре и заканчивалась с образованием снега. Для этого образовывали небольшие группы (2-4 человека), каждый брал свою собаку. Верхом на оленях уезжали в поисках добычи. Когда собака брала след, шли по нему несколько часов или даже дней, пока не находили животное. На крупных животных охотились круглогодично. Их добывали с помощью ловчих ям, облавным способом. Помимо этих промыслов, занимались рыболовством, собирательством. Рыбу ловили с помощью ловушек, острог. Крупную могли бить из ружья. Женщины собирали сарану, черемшу, съедобные коренья. Их засушивали на зиму. Также занимались сбором грибов, ягод, кедровых орехов. Из ремесел существовали:
- Кузнечное дело.
- Деревообработка.
- Резьба по рогу, бересте.
- Обработка кожи.
- Вышивка.
- Изготовление ювелирных изделий.
В древности народ разделялся на 8 родов, у каждого из которых имелся свой предок, давший начало роду. Каждый род заселял определенную территорию, у него были священные места поклонения богам. Несколько семей из одного рода образовывало союзы — аалы. Все члены аала кочевали, охотились совместно. Добыча делилась поровну между всеми охотниками. Существовал обычай взаимопомощи. Традиционно у тофаларов существовала многопоколенная семья с патриархальным укладом. О свадьбе договаривались родители, зачастую, еще когда дети были маленькие. Девушку выдавали замуж в 15-20 лет. Невеста имела хорошее приданое: летний и зимний шатры (со всеми составляющими), поголовье оленей, одежду, утварь. Жених платил родителям калым, который состоял из пушнины, оленей, шелка, предметов гардероба.
Жилище
Кочевые племена жили в шатрах (чумах). Основанием жилища являются длинные жерди, связанные вверху и расставленные по кругу. Летом их покрывали берестой, дранкой. Зимой утепляли звериными шкурами. Вверху оставляли отверстие для выхода дыма. В середине чума делали очаг. Над ним размещался большой котел, чугунный или бронзовый. Традиционно чум делился на мужскую и женскую части (женская — справа от входа). Спальным местом была кошма или шкура животного. Из шкур шили вьючные сумки, в которых хранили вещи. С приходом советской власти племена, перешедшие на оседлый образ жизни, стали делать срубные дома. Появилась возможность разводить коров, лошадей, свиней. Для животных сооружали хлев неподалеку от дома. На участке разбивали огород. Позднее появились деревни с русским типом застройки.
Одежда
Мужской костюм не отличалась разнообразием. Круглогодично мужчины носили кожаны — одежду из выделанных оленьих шкур. Зимой надевали кожаны с мехом внутри. Шкуры сшивали жилами зверей, также использовали подшейные волосы оленя. На мужской кожан прикрепляли черные ленты, выкладывая из них геометрические узоры. Женские расшивались цветными ленточками. Сверху кожан подвязывался поясом. Застежка делалась на правую сторону у мужчин и у женщин. Мужчины носили летом войлочные шапки, зимой — меховые, которые подвязывали под подбородком. Женщины летом носили штаны и платья из тонких материалов, которые покупали у русских купцов. Девушки шили узкие туники, женщины старшего возраста — более короткие и широкие. У платья делали отрезную верхнюю часть, от которой закладывали складки. Полочки, рукава украшали лентами, вышивкой. Кроме платьев, шили юбки в пол, халаты с поясом. Праздничные платья делали из шелка. Женщины покрывали голову платками, обматывая их вокруг головы. Нарядный головной убор представлял собой красный платок с кистями. Богатые тофаларки расшивали головные уборы и одежу бисером, низ одежды и рукавов отделывали мехом. На праздники надевали много украшений: бусы, кольца, браслеты. На ногах носили унты (теплые сапоги мехом внутрь), летом — тонкие сапоги из оленьей кожи.
Еда
Рацион тофаларов состоял в основном из мяса диких животных. Домашние олени использовались в транспортных целях, их забивали крайне редко. Рыба не играла большой роли, хотя ее вялили, ели сушеную и свежую. Зимой ели строганину (сырая рыба, нарезанная тонкими полосками). Мясо главным образом варили в котле, одновременно готовя похлебку. Жарили его нечасто, мелкую дичь запекали целиком. Рацион разнообразили засушенными кореньями, грибами, орехами. На основе ржаной муки, которую покупали у русских, пекли лепешки. Также готовили талкан (обжаренная мука) и заваривали его в кипятке. Пили травяной чай, оленье молоко. Из молока готовили простоквашу, сыр, сметану. Молоко замораживали на зиму, наливая его в кишки животных. С переходом на оседлый образ жизни меню тофаларов значительно разнообразилось. На столе появилась свинина, телятина, овощи, картофель.
Традиции
Тофалары не отказались от своих религиозных верований даже после принудительного обращения в христианство. Важное значение в их жизни имеют шаманские обряды. Раньше шаман был в каждой родовой общине. Искусство общения с духами передавалось по наследству. Шаман является связующим звеном между людьми племени и божествами. Через него люди узнавали будущее, передавали богам свои просьбы, просили их защитить. Шаман не только исполнял обряды и ритуалы, у него имелся широкий круг обязанностей. Это лечение соплеменников, поиск пропавших вещей, предсказание судьбы, помощь заболевшим домашним животным. Обряды проводились с различными целями: изгнание злых духов из людей или животных, привлечение удачи на охоте, сохранение семьи, рода. Ритуал мог исполнятся всю ночь беспрерывно. Во время обряда читались молитвы, совершались песнопения в определенной тональности. Шаман обращался к духам природы, зверей, птиц за помощью. Традиционным обрядом является посвящение оленя духу гор. Для этого выбирается лучшее животное в стаде, его украшают лентами, шерсть окрашивают в разные цвета. Олень у тофаларов ассоциируется с духовностью, возрождением, чистотой. Его ветвистые рога символизируют древо жизни, которое является основой всего. Кроме того, они олицетворяют солнце, плодородие. Ритуал проводился по указанию шамана в случаях, когда семью постигло какое-либо несчастье, давно не было добычи, кто-то заболел, случился падеж скота. Также поводом было желание расположить к себе хозяина гор — Даг-Ези. От него зависит жизнь тофалара, так как племена преимущественно находятся среди гор. Шамана приглашал тофалар, которого постигла какая-либо неудача. Тот спрашивал у духа, какого оленя он требует, его масть, приметы. Такое животное искали в стаде. Если подходящего не обнаруживалось, смотрели у соседей. После посвящения животное называли «шаман-олень». На него накладывалось табу. Ему нельзя было спиливать рога, ездить на нем. Разрешалось перевозить на нем только мешки с шаманскими вещами, так как они относились к священным. Стадо с посвященными оленями защищал сам Даг-Ези.
Культура
Важную роль в жизни тофаларов играет музыка. Существует множество различных песенных жанров:
- Лирический. Протяжные песни, повествующие о нелегкой судьбе или любви. Исполняются соло.
- Хоровой. Такие песни исполняли на свадьбах, гуляньях, во время отдыха, в пути.
- Эпический. Это сказания, истории о соседстве духов, животных с человеком, войнах, глобальных событиях. Их исполняли в особой горловой манере звучания.
- Ритуальный. Шаманские песнопения, состоящие из обрядовых возгласов, повторяющихся напевов, молитв. Сопровождаются ритмичными ударами в бубен, звуком специальных погремушек.
Песни часто исполняются на спортивных состязаниях, играх. Также их пели на собраниях рода, охотничьих праздниках. Песни сопровождаются игрой на музыкальных инструментах (щипковых, духовых, струнных). К ним относятся:
- варган
- флейта
- музыкальный лук
- лютня.
В настоящее время в тофаларских поселках принимаются меры по возрождению забытой культуры этого народа. Устраиваются фестивали, в которых принимают участие фольклорные ансамбли. Также проводятся ярмарки народного творчества.
Исчезающие народы России. Тофалары
Публикации раздела Традиции
С приходом современной цивилизации происходит активная ассимиляция людей разных культур. Многие народности постепенно исчезают с лица земли. Редкие их представители пытаются сохранить и передать традиции и обычаи своего народа. Благодаря им, история жизни коренного населения России раскрывает свои тайны — полезные и поучительные, не потерявшие своей актуальности до сих пор.
Тофалары Южной Сибири
Тофалары (самоназвание «тофо» — «человек», прежнее название — «карагасы», то есть «черные гуси») — коренной народ Южной Сибири, исторически проживавший в долине реки Уды и на северо-восточных склонах Восточных Саян.
Впервые тофы упоминаются в китайских летописях Вэйской династии V века. Племя дубо (туба, туво) проживало восточнее Енисея. Они являлись данниками (платящими дань) различных центральных азиатских империй. Лишь в XVII веке Тофалария вошла в состав Московского государства, став пограничной территорией с Китаем. Тофалары вели в основном полукочевой образ жизни. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории Иркутской области проживает 678 тофаларов.
Тофаларский шаман
Валерий Холямоев — последний тофаларский оленевод
У стенда из Тофаларии на выставке «Сокровища Севера»
Основными занятиями тофов были охота и рыболовство. В охоте наравне с мужчинами могли участвовать и женщины. Северные группы занимались отгонным оленеводством.
В пищу употребляли мясо диких животных и домашнего оленя, промысловых птиц, подсоленный зеленый чай, мясной бульон, лепешки из ржаной муки, замешанные на горячей воде, или мучную болтушку с солью. Молоко оленей пили в кипяченом виде, в основном добавляя в чай.
Жили тофалары в чумах конической формы, из жердей. Зимой чум покрывали ровдугой (замшей из шкуры изюбря или лося), летом — берестой. Чум делился на женскую (справа от входа) и мужскую (слева) половины. Стойбище (поселение в форме группы чумов) тофаларов обычно насчитывало от 2 до 5 чумов, летом — до 10.
Лишь с переходом на оседлый образ жизни в начале XIX века получили распространение рубленые дома.
Переход на оседлый образ жизни в поселках в конце 1920-х — начале 1930-х гг. резко изменил жизнь тофаларов. Они начинают разводить крупный рогатый скот, лошадей, свиней, заниматься огородничеством.
По религиозным представлениям тофы были шаманистами. В основе шаманизма у них, как и у других народов Сибири, лежало и лежит представление о способности шамана являться посредником между миром живых людей и сверхъестественными силами Верхнего и Нижнего миров. В каждом улусе был свой шаман, в обязанности которого входило лечение людей и домашних животных, поиск пропаж, предсказания будущего и посвящение домашних оленей.
Читайте также:
- Исчезающие народы России. Тазы
- Исчезающие народы России. Чулымцы
- Исчезающие народы России. Энцы
Обряд посвящения животных проводился с целью сохранения благополучия рода, для удачи на охоте, а также при падеже скота. Тофаларский шаман камлал, стоя ночью в углу чума. Обряд мог продолжаться, не прерываясь, несколько часов подряд. В чуме шамана висели вместилища духов — онгоны (фигурки, изображавшие людей и животных, вырезанные из дерева или выкроенные из ткани, сукна, шкуры соболя). Ритуал начинался с молитвы, которая являлась прологом будущего действия, через нее шаман обращался к звездам, небу, земле, воде, горам, птицам и животным.
При посвящении лучшего оленя хозяину гор по имени Даг-Ези шаман вешал оленю на шею шнурок с привязанными разноцветными ленточками. Шерсть оленя красилась синькой либо красной или желтой охрой. Уши прокалывали и вдевали разноцветные ленты или лоскуты. После обряда олень назывался «шаман-олень». Стада с такими оленями находились под особой охраной Даг-Ези. Посвященному животному не спиливали рога, зимой он сразу выделялся среди остального поголовья. Отныне олень становился таким же неприкосновенным, как священные коровы в Индии. Посвященную олениху позволялось доить, но ездить на таком животном запрещалось даже маленьким детям, на них перевозили лишь вьюк с «чистыми» вещами (принадлежностями культа, порохом, неношеными вещами и т. п.).
Христианизация тофаларов во второй половине XVII века не привела к их отказу от шаманизма.
Жительница села Верхняя Гутара
Традиционные жилища тофаларов
Село Верхняя Гутара в Тофаларии
Нынешние тофалары уже не ведут кочевого образа жизни, проживают оседло в трех поселках: Алыгджёр, Нерха и Верхняя Гутара. Добраться туда возможно только на вертолете и связаться только по рации.
Андрей Манченко — иркутский этнограф и официальный представитель тофаларских общин «Мадар», «Чептей» и «Тагул» в Иркутске, сначала просто по любительски изучал историю и жизнь оленных народов Прибайкалья, а затем решил оказывать постоянную поддержку и создал сайт «Оленный народ» (виртуальный музей коренных оленных народов Прибайкалья).
На своей странице Манченко пишет: «Тофалары очень озабочены возрождением своих национальных промыслов, культуры, религии-шаманизма, остро стоит проблема восстановления оленеводства, проблема организации общин, проблема борьбы с алкоголизмом, занятости молодежи, возрождения национального языка и т. д. Поэтому общение друг с другом, обмен опытом сохранения традиций людей с близкими, по сути, культурой и промыслами, с подобными радостями и проблемами, было бы очень полезно и нужно. Общение и заочное знакомство для многих может явиться хорошей поддержкой. Может быть, совместными усилиями будут найдены какие-либо пути разрешения тех или иных проблем».
До наших дней дошел богатый устный фольклор: пословицы и поговорки, сказки, легенды и предания.
Тофаларский язык относится к тюркской группе. Но в наши дни тофаларский разговорный язык сохраняется лишь среди представителей старшего поколения, большая часть тофаларов считает родным русский язык, некоторые тофалары знают бурятский. Несколько поколений тофаларов обучались в интернатах, поэтому взрослые, как правило, на своем языке не говорят, хотя и понимают его. Молодежь и дети также не говорят на родном языке. Незнание тофаларами своего языка не мешает им осознавать себя тофаларами. Интерес к их языку появился в связи с созданием в 1986 году проф. В.И. Рассадиным письменности для него. С 1989 года в Тофаларии идет целенаправленное изучение родного языка в детских садах и школах. Для тофаларских детей изданы букварь на родном языке, пособия по развитию тофаларской устной речи, учебник «Родной язык» для 2–3 классов, хрестоматия «Родная речь» для 3–4 классов, книга «Сказки седого Саяна» и др.
С 90-х годов активисты Ассоциации «Тофалария» прилагают немалые усилия и всячески стремятся воссоздать традиционную культуру.
В селе Алыгджёр существует Этнокультурный центр Тофаларии. Примечательно, что все сотрудники Этнокультурного центра — русские. И коренные жители считают их последними хранителями своих традиций. Гордость поселка — фольклорный ансамбль «Дыырак ибиллер», что переводится как «быстроногий олень». Творческий коллектив принимал участие во Всероссийской выставке-ярмарке «Северная цивилизация» в Москве, на раз становился дипломантом всероссийских конкурсов.
Девочка ухаживает за оленем
Тофалары из поселка Верхняя Гутара
Тофалары из поселка Верхняя Гутара
Теги:
Культура народов РоссииПубликации раздела Традиции
Тофалар | Encyclopedia.com
ЭТНОНИМЫ: Карагас, Тофа, Туба
Ориентация
Идентификация. Тофалары — этнолингвистическая группа и коренные жители области под названием Тофалария. Тофалария, как место проживания тофаларов, не является отдельной административной территорией в составе Российской Федерации. Таким образом, «тофалария» — грубо условное, хотя и общепринятое обозначение. Находится в двух сельсоветах: Тофаларском и Верхнегутарском, оба в Нижне-Неудинском районе ( район ) Иркутской области в России.
Местоположение. Тофалария расположена на северо-восточном склоне Восточно-Саянского хребта и граничит на севере и востоке с Красноярским краем, на юго-западе с Тувой, на юго-востоке с Бурятией, на востоке с другими сельсоветами того же Нижнего Неудинский район. Он расположен между 95 ° 37 ′ и 100 ° 05 ′ восточной долготы и 51 ° 53 ′ и 54 ° 59 ′ северной широты и, таким образом, относительно близок к Центральной Азии. Вся Тофалария находится в горах, покрытых преимущественно лиственницей и кедром. Возвышенности отрогов Восточного Саянского хребта и высокогорные плато покрыты альпийскими лугами и горными тундрами, богатыми ягелем. Северо-западная и юго-западная части территории представляют собой зону почти без флоры, а на высотах гор всегда лежат снег и лед. Высота многих гор составляет от 2200 до 2600 метров над уровнем моря, хотя Пик Триангулоиаторов достигает 2875 метров, а Пик Грандиозный 2742 метра. Климат Тофаларии типичен для горных районов юга Сибири, и чем выше горы, тем климат холоднее и суровее. В долинах между горами климат более мягкий. Зимние температуры колеблются от —15° до —20°С; лето умеренно теплое (около 20°С), с частыми дождями (особенно в июле и первой половине августа), вызывающими разлив рек. При повышении летней температуры до 30-35°С происходит значительное таяние горных ледников и снежных масс ( снежники ) увеличивает флуд.
Демография. По переписи 1979 года в России насчитывалось 763 тофалара, из них 476 в самой Тофаларии. К 1985 г. в Тофаларии насчитывалось 596 тофаларов из 710; к 1989 г. их стало 722. В последние десятилетия их число в целом увеличилось: 543 на 1851 г.; 456 в 1882 г.; 426 в 1885 г .; 417 в 1926 г .; 560 в 1959 году; 620 в 1970 г.
Языковая принадлежность. Тофаларский язык родственен тувинскому языку в России, языкам цаатанов и уйгур-урянхайцев, проживающих в Монголии, и языкам мончаков и саянов, проживающих в Монголии и Китае; все вместе они образуют саянскую подгруппу сибирской тюркской языковой семьи. Система письма на основе кириллицы была введена для тофаларов в 19 г.89, и в это же время было начато обучение языку в школах. До этого тофалар существовал только в разговорной форме.
История и культурные связи
Тофалары – коренные жители района. На территории Тофаларии археологи нашли не только остатки неолитических поселений, но и наскальные рисунки и изображения ( рисунков ) животных, петроглифы того же периода (Окладников 1979, 62-80). Родственные кетам племена кетов, асан и арин, а также саянские самодийцы, по-видимому, были историческими потомками этого же неолитического населения до недавнего времени. О языковом субстрате свидетельствуют самодийские и, в частности, кетские топонимы в Тофаларии. О кетском субстрате свидетельствуют также заметные кетские элементы, которые проявляются в фонологии и лексике тофаларов. Тюркизация аборигенного населения Присаянья происходила в древнетюркский период; свидетельствуют огузские и, в частности, древнетюркские элементы в сегодняшнем тофаларе, что объясняет включение тофаларского языка с другими языками в саянскую подгруппу (Баскаков 19). 69, 313). Существовало также значительное влияние Монголии в средние века, а затем и бурят.
Все это свидетельствует о глубоких и давних экономических и культурных связях между этими группами. Контакты с русскими начались в 1648 г., когда тофалары вместе с другими племенами, населявшими тогда Восточные Саяны и Прибайкалье, построили острог Удин (ныне г. Нижнеудинск). Район в это время был связан с Русским государством и начал платить дань мехами. В 1920 Советская власть была установлена в Тофаларии. В 1929-1930 гг. тофалары, до того времени кочевавшие по тайге, вынуждены были вести оседлый образ жизни и расселились в трех крупных населенных пунктах поселков (синг., посёлков ): Алыдж, Нерха и Верхняя Гутара. Кроме тофаларов здесь жили русские, украинцы, татары и другие народы России, имевшие, как и сейчас, тесные экономические, культурные и брачные связи с ними. Во времена кочевья тофалары имели контакт только с соседними камасинцами, турин-тойинами, нижнеудинами и окинскими бурятами, среди которых многие тофалары выбирали себе жен; Тойины живут среди тофаларов и говорят на тофаларе.
Поселения
До 1929-1930 гг. тофалары вели исключительно кочевой образ жизни и не имели постоянных поселений. Конические типи ( чум ) из жердей служили жилищами круглый год. Летом их покрывали ширинками ( полотнищ ), сшитыми из кусков бересты, проваренных в воде. Зимой покрытие состояло из сшитых между собой шкур домашнего или дикого северного оленя. Вся территория, принадлежавшая тофаларам, была поделена между родами тофаларов. Каждый клан вел кочевой образ жизни строго на своей территории ( аймак ). В ходе кочевья несколько семей, связанных кровным родством, обычно объединялись в аал (кочевье; мн. ааллар ), потому что, помогая друг другу, легче было пасти оленей и охотиться. Всю свою кочевую территорию тофалары делили на три части: 1) Бурунгу ааллар, восточную группу кочевий, включавшую территорию кочевых родов Чогды, Акчогды и Кара-Чогды на р. Ыда, Кара-Бурень. реки Ыткум, Ия; 2) Сонгы ааллар, западная группа кочевий, включавшая территорию родов Хааш и Сарыт-хааш по рекам Агул, Тагул, Гутара, Большой Бириус и Юглым; 3) ортаа ааллар, средняя группа кочевий, в которую входила территория рода чептай по рекам Малый Бирюс, Нерха, Ерма, Яга. После перехода к оседлому образу жизни первая группа стала жить в Алыгжерском поселении, вторая – в Верхней Гутаре, третья – в Нерхе.
Экономика
Средства к существованию и коммерческая деятельность. Традиционным занятием тофаларов является разведение домашних оленей. Их северные олени самые большие в мире. Тофалары используют их в качестве ездовых животных и перевозят грузы на спине. При езде используют конские седла бурятского типа, со стременами. Для перевозки они используют особый вид вьючного седла. Кобыл оленей доили, а молоко употребляли в пищу. Олени давали тофаларам шкуры для одежды и зимние покрытия их типи. В пищу использовалось и мясо северного оленя, хотя основу рациона тофаларов составляло мясо диких копытных (копытных) — марала, лося и кабарги. Использовали также мясо крупных птиц — глухарей, куропаток, гусей, уток. Они заботились о своих домашних северных оленях из-за их основной ценности как вьючных животных; без северного оленя нельзя было передвигаться по горной тайге и высокогорной тундре. Тофалары охотились на соболей, сибирских хорьков и белок из-за их меха с ружьями и в сопровождении собак. Меха использовались для уплаты налогов и покупки необходимых товаров. Рыболовство в реках и озерах было подсобным занятием и не имело большого значения в экономике тофаларов. Помимо посола (вяления) мяса и сушки оленьего молока на зиму, вяленое saran (табл., saran ) заготавливали в большом количестве клубни, также сушили дикий лук. Кроме того, в урожайные годы в тайге тофалары заготавливали мясо кедровых орешков в пищу. Таким образом, их традиционная экономика была тройственной: разведение домашних оленей, охота на дичь и меха и заготовка съедобных дикорастущих растений. Такие продукты, как мука, крупы, соль, сахар, чай, табак и спирт, покупались у торговцев в обмен на меха. Также тофалары покупали различные материалы для одежды. Сегодня они работают в государственном индустриальном хозяйстве, созданном на территории в 1967 на территории бывших совхозов.
Деятельность тофаларов в настоящее время остается такой же, как описано выше, хотя из собирательской деятельности сохранился только сбор кедровых орехов (приобретающий торговое значение). Оседлый образ жизни позволяет им содержать (помимо охотничьих собак) коров, свиней и лошадей, выращивать картофель и другие овощи. Домашние олени, коллективизированные в 1932 г. вместе с охотничьими угодьями, стали достоянием хозяйственной системы, в которой тофалары работали наемными оленеводами, государственными охотниками и разнорабочими.
Промышленное искусство. Не было специализированных ремесел или ремесленников. Все необходимое тофалары изготовляли сами из дерева, бересты и кожи. Изделия из металла, в том числе и личные украшения, обычно приобретались.
Торговля. До революции тофалары торговали в основном с русскими, бурятами и монгольскими торговцами; они приобрели седла бурятского и монгольского производства, охотничьи ножи, топоры, войлочные чепраки, сбрую, обработанную овчину, разнообразные ткани и украшения. В 1920-х годов, с введением у тофаларов потребительской кооперации и отменой налога на пушнину, они стали продавать пушнину государству за деньги, на которые затем приобретали товары.
Разделение труда. Мужчины охотились, ловили рыбу, пасли оленей, изготовляли различные полезные предметы из дерева и бересты. Женщины занимались домашним хозяйством, заботились о детях, готовили еду, а также готовили и хранили такие продукты, как вяленое мясо, сушеный сарана, лук и оленье молоко; рубили дрова, носили воду, доили оленей, выделывали шкуры, шили одежду из шкур и ткани. Кроме того, они управляли кочевым перемещением семьи: упаковывали и распаковывали оленей, снимали и снова собирали типи.
Родство
Родство Группа и происхождение. В своем прежнем кочевом образе жизни тофалары были организованы кланами. Племя возглавлял старейшина по имени улуг-баш (большая голова). Основной единицей был nyon (клан), в котором связи считались по отцовской линии. Официально названных кланов было пять, но на самом деле их было семь. Один из них назывался «карахааш» — отсюда дореволюционное название тофаларов «карагас»; этот клан, однако, вымер в начале двадцатого века из-за эпидемии. Род состоял из группы близкородственных семей, происходящих от одного предка. Такая группа называлась аалом и была экзогамной.
Терминология родства. Терминология тофаларского родства содержит отдельные наборы терминов, выражающих кровные узы, а также узы через брак, поэтому существует множество терминов для отношений по отцовской и материнской линиям. Кроме того, очень подробно разработаны термины обращения к старшим родственникам; например, старший брат называется ага , а старшая сестра uba, , тогда как младшие братья и сестры называются одним термином 9.0010 дунма.
Брак. Традиционный брак был родо-экзогамным и обычно заключался в раннем возрасте после предварительного сватовства, соглашения между родителями и уплаты выкупа ( калым ) отцу невесты. Свадьба, как правило, длилась три дня, а пир сопровождался особыми обрядами, песнями и танцами. Через три дня молодой муж увез жену в свое кочевье, где они завели свои типи и стали жить самостоятельной семьей. Если у невесты были добрачные дети, они оставались с отцом и считались его детьми. Сегодня браки заключаются в соответствии с общими нормами российского общества. Смешанные браки распространены.
Внутренний блок. Основной ячейкой тофаларского общества была и остается семья, состоящая, как правило, из мужа, жены и детей, а также, вполне возможно, из оставшихся в живых родителей. Не состоящие в браке взрослые дети продолжают жить с родителями.
Наследство. При вступлении в брак старшие сыновья обычно отделялись от родителей, образуя самостоятельные семьи. От родителей они получили имущество, необходимое для содержания семьи. Младший сын, как правило, оставался в типи отца и наследовал отцовский дом. Обычного левирата у тофаларов не существовало, но после смерти мужа его брат обычно оказывал материальную помощь вдове, которая продолжала жить самостоятельно и могла выйти замуж по своему желанию. Вдова унаследовала все имущество умершего мужа.
Социализация. Тофалары традиционно не практиковали телесные наказания в воспитании своих детей, выросших в суровых условиях кочевой жизни и рано включившихся в работу группы. К 16 годам мальчики, а нередко и девочки, охотились наравне со взрослыми. С этого возраста мальчики были обязаны платить налог мехами. Девочек выдавали замуж в 15-16 лет. В настоящее время дети тофаларов, как и дети всех народностей Крайнего Севера, пользуются привилегиями и находятся под опекой государства. Они бесплатно воспитываются в яслях и детских садах, получают бесплатное среднее и высшее образование. Даже сегодня для тофаларов характерно уважительное отношение к своим детям, отношение к ним как к членам семьи со своими интересами и желаниями.
Общественно-политическая организация
Тофалары никогда не имели политической автономии. Их кочевые группы всегда были удалены от социальных, политических и культурных центров; они всегда находились в зависимом, подчиненном положении. В средние века они подчинялись монгольским ханам и платили им дань. Позже их подчинили себе западнобурятские князья, и они оставались вассалами до объединения с Россией в XVII веке. Самоуправление впервые появилось у тофаларов в 1922 г., когда был организован их родовой совет. В 1927 года Карагасский Родовой Совет был выделен в особое национальное образование. В 1930 г. был образован Карагасский туземный совет, который в 1934 г. стал называться Тофаларским народным советом — народу было возвращено его настоящее имя. В 1939 году этот совет был преобразован в Тофаларский национальный округ, который функционировал до 1950 года, когда он был расформирован и на его месте были созданы два сельсовета: Тофаларский и Верхнегутарский, каждый из которых подчинялся Нижнеудинскому райсполкому (районная администрация). Это административное деление сохранилось до наших дней.
Конфликты. Тофалары всегда были миролюбивым народом, не воюющим с соседями. Наоборот, их всегда завоевывали более сильные соседи. Чтобы избежать конфликта, тофалары часто кочевали высоко в горы, где они пережидали, пока не пройдет беда. Так было во время гражданской войны, в которой они не участвовали. Но в 1941 году почти все взрослые мужчины пошли добровольцами на военную службу, несмотря на то, что у них не было оружия (9).0010 броня ). На войне они проявили себя умелыми бойцами и снайперами.
Религия и выразительные культуры
Религиозные верования и практика. Тофалары были шаманистами. Их обращение в христианство после присоединения к России было прежде всего формальным и не повлияло на их шаманские взгляды. Шаманы были среди тофаларов вплоть до их полного подавления в 1930 году.
Из-за кочевого образа жизни у тофаларов не было ни местных религиозных практиков, ни регулярных церемоний и служб; не было и профессиональных шаманов. Шаманом мог выступать любой человек, мужчина или женщина, почувствовавший влечение. Обряды шаманизма проводились по мере необходимости; остальное время шаман жил обычной, наполненной работой жизнью. В настоящее время среди тофаларов нет ни шаманов, ни жрецов.
Арт. Изобразительное искусство у тофаларов не было развито. Самым популярным и развитым жанром фольклора была и остается песня. Среди музыкальных инструментов преобладали чадыган (струнный инструмент типа гуслей ) и чарти-хобус (балалайка), которые использовались для сопровождения песен и танцев на праздниках.
Медицина. У тофаларов не было профессиональных врачей и знахарей. Почти все владели методами народной медицины, лечения травами. Иногда тофалары обращались за исцелением к бурятским ламам-целителям.
Смерть и загробная жизнь. Тофалары верили в жизнь после смерти, в то, что они называли Царством Эрлика. Личные вещи хоронили вместе с умершим, полагая, что они понадобятся ему или ей в следующей жизни. Поскольку мир мертвых осмысливался как мир, в котором все обстоит не так, предметы, сопровождавшие умершего, должны были быть повреждены. Современный ритуал погребения тофаларов подвергся значительному христианскому влиянию; вот почему тофалары, как и все русские христиане, отмечают девятый и сороковой дни, шестой месяц и первый год после смерти родственника.
Библиография
Баскаков, Х.А. (1969). Введение в изучение Тюркских языков (Введение в изучение тюркских языков). Москва.
Храмова В.В. (1964). «Западно-Сибирские татары». В Народы Сибири, под редакцией М.Г.Левина и Л.П.Потапова, 423-439. Перевод Стивена П. Данна и Этель Данн. Чикаго: Издательство Чикагского университета. Первоначально опубликовано на русском языке в 1956 году.
Мотэ, Виктор Л. (1984). «Татары». В Мусульманские народы: Всемирный этнографический обзор, , под редакцией Ричарда В. Уикса, 758-764. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
Окладников А.П. (1979). Открытие Сибири (Сибирское открытие). Москва.
ВАЛЕНТИН РАСАДИН (Перевод Пауля Фридриха)
Тофалары в России Профиль группы людей
Введение / ИсторияТофалары также известны как народ тофа или тоф. Их язык имеет тюркскую основу, но он также связан с языками других местных племен.
До коммунистической эпохи тофалары были оленеводами и охотниками.
Их семьи были патрилинейными, то есть они вели свое происхождение от линии отца. Они не женились в пределах одного клана. Они были кочевниками, и каждый клан пасся в определенном месте. Иногда они работали вместе для общих нужд.
В их пищу входили молоко и мясо северных оленей, а также мясо гусей, уток и диких животных, на которых они охотились. Часть их экономики была связана с мехами и шкурами. Они обменивали меха и шкуры на муку, алкоголь, соль, сахар, чай и ткань.
Где они находятся?
Тофалары живут в восточных Саянах рядом с ненцами.
Какова их жизнь?
Русские коммунисты положили конец их традиционному образу жизни и заставили их переселиться в постоянные деревни с деревянными домами в русском стиле. Эта ситуация позволяла им выращивать картофель и другие корнеплоды. Сегодня они занимаются кооперативным звероводством. Другие пастухи или простые рабочие.
У них не было письменности до 19 лет89. В то время в школах велось обучение на тофаларском языке. Это может уберечь их язык от вымирания, как у многих других племен России.
Каковы их убеждения?
Как и другие племена этого региона, они шаманисты. Это означает, что они верят в множество духов, которые будут реагировать только на шамана.
Каковы их потребности?
Тофалары должны иметь возможность развивать свою экономику через высшее образование.
Молитвенные очки
Молитесь о том, чтобы жизнь и культура народа тофаларов свидетельствовали о правлении и правлении Царства Божьего, когда они открываются Евангелию, и чтобы красота Иисуса была видна в них.
Молитесь, чтобы евангельские служители увидели видение о том, как прийти к народу тофаларов для Иисуса и чтобы в установленное Богом время сердца народа тофаларов были бы открыты и готовы следовать за Ним.