cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Тест три дерева интерпретация: Методика «Три дерева» — зеркало семейных отношений

Содержание

Три дерева на рисунке: тест на самоидентификацию ребенка

Рисуночные тесты — один из главных инструментов психологической диагностики. По ним можно определить многие личностные особенности и оценить психоэмоциональное состояние человека. Как правильно «прочитать» рисунок, расскажет детский аналитический психотерапевт, клинический психолог Анна Бородкина.

Ценность диагностического использования рисунков в том, что они отражают прежде всего бессознательные импульсы и переживания человека, а не его сознательные установки. Именно поэтому такие тесты трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть на самом деле.

Тест «Три дерева»

Проецировать на бумагу реальное и нереальное, иметь пространство для воображения и фантазии, решать, каким будет изображение, позволяют проективные рисуночные тесты. Впервые такая техника была предложена швейцарским психотерапевтом Робертом Корбозом (R.J. Сorboz). Далее немецкий психотерапевт Эдда Клессманн (E. Klessmann) успешно адаптировала методику в контексте символдрамы. Ее применяют в диагностической и психокоррекционной работе с детьми и подростками.

Проективный тест «Три дерева» — это возможность исследовать особенности внутрисемейных отношений.

Методика «Три дерева» — инструмент психологов и психотерапевтов. Она содержит в себе много нюансов, понятных специалистам, но не всегда — родителям.

Что тест расскажет родителям?

Каждому взрослому хочется лучше понимать своего ребенка. Игра и рисование — пространство творческой энергии, где психика ребенка свободно идет на диалог. Обращая внимание на фразы, выбранные цвета, форму и на то, что изображает ребенок, можно больше узнать о его внутреннем восприятии себя в пространстве семьи.

Рисуночная методика «Три дерева» может рассказать о том:

  1. как распределены роли в семье;
  2. каков стиль отношений между родителями и ребенком;
  3. с кем из родителей ребенок идентифицирует себя.

Число три выбрано не случайно — чаще всего это родители и сам ребенок. Рисунок помогает ребенку спроецировать и перенести на бумагу историю своих отношений с мамой и папой, в некоторых случаях среди деревьев могут появляться другие члены семьи и значимые объекты: братья, сестры, бабушки, дедушки и так далее.

Как провести тест

Дать дорогу фантазии

1. В ненавязчивой манере пригласите ребенка в мир рисунка — попросите его нарисовать три дерева. При этом изначально не просите сравнивать деревья с членами семьи.

2. Предложите цветные карандаши и фломастеры, расположите лист бумаги горизонтально.

3. Дайте ребенку инструкцию: «Нарисуй на бумаге три дерева!» (Любых). Интересно, что даже имея такую установку, ребенок может изобразить больше или меньше деревьев.

4. По окончании похвалите рисунок и вежливо пригласите ребенка пофантазировать про деревья.

Задать вопросы

  1. У какого дерева самые крепкие/слабые корни?
  2. У какого дерева самая пышная/бедная крона?
  3. Какое дерево самое большое/маленькое?
  4. Какое дерево больше всего нравится?
  5. Какое дерево самое молодое/старое?
  6. Нужен ли какому-то дереву или деревьям садовник? Если нужен, то что бы он мог сделать? (Например, полить, убрать листву и так далее).

Попросите ребенка отметить на бумаге характеристики, а если ребенок недостаточно хорошо управляется с письмом, спросите его, можете ли вы сделать пометки на рисунке за него.

Обсудить рисунок

В завершение работы предложите ребенку сравнить каждое дерево с членами семьи. «Как ты думаешь, эти деревья похожи на членов твоей семьи? Если да, какое дерево на кого?» Перед тем как начать фантазировать, переключите внимание ребенка на короткое упражнение. Попросите его проранжировать, например, его любимые мультфильмы — от самых любимых до неинтересных — или школьные предметы — от самых интересных до скучных.

Толкование теста

Расположение фигур на листе: часто ребенок располагает себя на рисунке в центре, между мамой и папой. Возможно, ребенок неосознанно занимает роль соединителя между родителями, и коммуникация происходит через него.

Расстояние между деревьями: чем дальше объекты расположены друг от друга, тем, скорее всего, слабее контакт между определенными членами семьи. Чем ближе — тем плотнее отношения родителя и ребенка.

Похожесть/непохожесть: на кого похоже дерево ребенка? С кем себя идентифицирует ребенок — с мамой или папой.

Количество деревьев исходя из состава семьи ребенка может варьироваться. Также ребенок может нарисовать больше, чем заданные три дерева.

Ответы на вопросы, данные ребенком ранее, помогут сориентироваться родителям в картине семьи, воспроизводимой глазами ребенка, и послужат хорошими подсказками в направлении гармонизации отношений между членами семьи.

О чем говорит цвет на рисунке?

  1. Красный цвет в рисунке может сигнализировать об эмоциональном напряжении, чувстве опасности, гневе, возможном желании разрушать.
  2. Оранжевый цвет — цвет энергии, возбуждения. В рисунке может говорить об эмоциональной заряженности в отношениях между членами семьи.
  3. Желтый цвет заряжен позитивно и тепло, говорит о потребности в перспективе, но также может говорить о завистливости или жадности.
  4. Зеленый цвет — уверенность, желание развиваться и расти, иногда зеленый цвет может сообщать о незрелости или неготовности к развитию.
  1. Синий цвет может рассказать о потребности в удовлетворении, спокойствии, устойчивой привязанности.
  2. Оттенки фиолетового могут сообщать о внутреннем беспокойстве, тревоге, пониженном эмоциональном фоне, грусти, меланхолии.
  3. Коричневый цвет — цвет плодородной земли, тепла, также может быть сигналом о внутреннем беспокойстве.
  4. Черный цвет часто символизирует негативные тенденции — страх, стресс, огорчения, траур, депрессию.
  5. Преобладание серого цвета сообщает о подавленном, депрессивном настроении.

Штриховка — сильный нажим, жирные линии могут говорить об эмоциональном возбуждении ребенка. Если сильная штриховка наблюдается в одном из цветов, родителям стоит уделить внимание переживаниям ребенка. Если речь идет, например, о красном — скорее всего, ребенок рассержен, злится или неудовлетворен. Черный цвет — подавлен или напуган.

Обратите внимание!

Родителям важно помнить о том, что экспертную оценку рисунка, как и общего психологического состояния ребенка, способен дать только квалифицированный специалист. Родитель может лишь заметить сигналы и сообщить о них психологу или психотерапевту.

Рисунок — это значимый, но не единственный фактор, через который выражаются чувства и страхи, и в «расшифровке» разных проявлений ребенка потребуется помощь компетентного эксперта. Совокупность всех имеющихся наблюдений и материалов позволит ему сделать точные и объективные диагностические выводы.

   

Фото: Unsplash

цель теста, инструкция, интерпретация результатов

Каждый ребенок является личностью с момента появления на свет. Он развивается, учится, отстаивает собственное мнение. Но его эмоциональное и психическое состояние неразрывно связано с атмосферой в семье. Ребенок и родители выстраивают свои отношения на протяжении всей жизни. И порой взрослым, которым сложно понять, что происходит с детьми, приходится обращаться к психологам.

Любая диагностическая работа с детьми начинается с анализа внутрисемейных отношений. Ребенок не всегда может объективно оценить обстановку в семье и собственное в ней место. Поэтому психологи пользуются различными методиками, в том числе и хорошо зарекомендовавшей себя проективной методикой «Три дерева».

Автор методики

Методика «Три дерева» была разработана швейцарским психологом Корбозом, но немецкий психотерапевт Эдда Клессманн изменила процедуру проведения теста. Изначально психолог наблюдал за тем, как ребенок рисовал деревья, которые ассоциировал с родителями и собой – папино дерево, мамино и свое. Но методика «Три дерева» Э. Клессманн предполагает, что ребенок сначала рисует деревья, а только потом соотносит их с людьми. По ее мнению, дети склонны приукрашивать родительский образ. Поэтому рисунок не отражает полной картины отношений ребенка и родителей. Свои исследования и работы Клессманн базировала на принципе символ-драмы. Она использовала работу с воображением, чтобы сделать наглядными бессознательные желания, фантазии, конфликты ребенка.

Цель диагностики

Без понимания специфики семейных отношений, места ребенка в семье, невозможно сделать выводы о причинах его психоэмоционального состояния и оказать необходимую помощь. Методика позволяет достаточно просто получить информативные результаты, определить возможные конфликты и подобрать оптимальный вариант налаживания отношений в семье. Цель методики «Три дерева» — ответить на важные для психолога вопросы о возможной самостоятельности ребенка, его идентичности и роли в семье, об эмоциях, которые доминируют в его жизни. Этот тест широко применяется для диагностики детей в приемных семьях и детских домах с учетом травмированной психики.

Характеристика методики

Психологи отмечают простоту рисункового теста. Его можно проводить с детьми с 4 лет при условии, что ребенок может рисовать и знает понятие «дерево». Методика «Три дерева» предполагает анализ рисунка, предварительную беседу с ребенком, обсуждение нарисованного и работу с самим рисунком. Препятствием для использования методики может стать нарушение цветовосприятия у ребенка, так как выбор цвета для рисования не менее важен, чем количество или вид деревьев. Проведение теста у маленьких детей затруднено не только вследствие того, что они не умеют изображать деревья, но и порой не знают их названий или не могут ответить на вопросы психолога. Важно понимать также, что проведение диагностики с помощью этой или других методик возможно, лишь если психолог сумеет расположить к себе ребенка и создать комфортные условия.

Инструкция к тесту

Тест можно проводить в присутствии родителей при условии, что они не будут пристально наблюдать за ребенком или вмешиваться. В предварительной беседе с ребенком психолог задает несколько детальных вопросов о семье. Поправлять или подсказывать, как, впрочем, предлагать альтернативные варианты, нельзя – на этом этапе уже делаются определенные выводы об отношениях в семье.

Инструкции в методике «Три дерева» должны быть четкими и ясными. Затем психолог дает задание ребенку нарисовать на горизонтальном белом альбомном листе три дерева. Важно удостовериться, что ребенок понял инструкции. В процессе рисования дети увлекаются, и психолог, по необходимости, может поговорить с родителями, не давая пока никаких оценок и не комментируя результаты предварительной беседы. Методика «Три дерева» хороша еще тем, что занимает достаточно большой промежуток времени, чтобы иметь возможность понаблюдать за ребенком, его позой и выражением лица. Эта информация может многое сказать специалисту. После окончания рисования психолог должен похвалить ребенка, чтобы поддержать положительную эмоциональную связь.

Работа с рисунком начинается, когда испытатель просит назвать каждое дерево (береза, дуб или конфетное дерево) и подписать подходящим по цвету карандашом. У детей, которые еще писать не умеют, нужно попросить разрешения подписать рисунок. В этом случае важен выбранный цвет карандаша и данное разрешение, которое отражает значимость ребенка и его мнения и уважения к нему со стороны взрослого.

После называния каждого дерева психолог спрашивает, какое из них больше всего нравится, и просит разрешения подписать рисунок. Затем следуют простые вопросы о деревьях: какое из них самое большое, маленькое, старое, молодое и самое красивое. Вопросы подобраны и выстроены так, чтобы ребенок постепенно подходил к самому важному – ассоциации семьи и рисунка. Все ответы психолог, получив разрешение ребенка, подписывает на рисунке выбранными карандашами.

Затем ребенку предлагается представить себя садовником и решить, что можно сделать для каждого дерева, чтобы ему стало лучше. Если необходимо, даются варианты ответов – добавить удобрения, пересадить, дать больше тепла, поставить забор. Обязательно предложить вариант, что дерево не нуждается ни в чем. Все ответы также фиксируются на рисунке.

Перед следующим этапом важно провести дополнительное задание, чтобы подготовить ребенка к работе с ассоциациями. Можно попросить рассказать о любимых фруктах и расположить их по порядку по степени удовольствия или нечто подобное.

На последнем этапе тестирования ребенку предлагается соотнести деревья с членами семьи. Подписывается рисунок по уже знакомой схеме выбранным ребенком цветом и после его разрешения. Важно не подсказывать и не оценивать работу ребенка, иначе результаты не будут информативными.

Проведение теста среди дошкольников и младших школьников

Специфика проведения диагностики по методике «Три дерева» для дошкольников и младших школьников заключается в том, что дети столь юного возраста не всегда обладают нужными навыками и знаниями. Поэтому важно выстраивать общение так, чтобы ребенок максимально точно понимал вопросы и инструкции. Тестирование можно проводить в школе или детском саду. Знакомая обстановка способствует спокойствию и максимальной открытости ребенка. Кабинет психолога не всегда обеспечивает такую возможность. Дома же, несмотря на максимально комфортную обстановку, условия для диагностики недостаточно чисты, так как ребенок может часто отвлекаться на знакомые вещи, звонки телефона или стук в дверь. Практика показывает, что дома родители чувствуют себя вправе вмешиваться в ход исследования, что, разумеется, не помогает получить результат, необходимый для дальнейшей работы.

Проведение теста среди подростков

Подростки, особенно имеющие проблемы психоэмоционального состояния, неохотно идут на сотрудничество с психологом. Здесь важно представить диагностику не как простой рисунок, а как способ выразить себя. На тест с подростком придется выделить большее количество времени. Не имея сложностей с рисованием, подростки часто не мотивированы на тщательное исполнение задания, считают его глупым и неинтересным. Задача психолога – убедить в обратном и сделать соответствующие выводы.

Результаты тестирования

Самый ответственный момент в диагностике – получение и интерпретация результатов. Свои наблюдения психолог должен фиксировать на протяжении всего тестирования. Результатом считается не только рисунок, но и поведение, ответы ребенка во время предварительной беседы, поза и выбор цветов во время рисования, ответы на вопросы после рисования, расположение, количество, цвет и вид деревьев, действия с деревьями и ассоциации с родственниками. Учитывается каждая мелочь для последующей интерпретации:

  • Выполнил ли ребенок инструкции в полном объеме.
  • Охотно ли рисовал.
  • Часто ли прибегал к эмоциональной помощи родителя или психолога (искал взглядом одобрения, задавал вопросы).
  • Расслабленной ли была поза.

Эти и другие мелочи должны быть зафиксированы и обработаны. Результат методики «Три дерева» — это как общее понимание ситуации, сложившейся в семье, так и возможные варианты выхода из скрытых конфликтов.

Интерпретация результатов проективного теста

Интерпретация методики «Три дерева» предполагает, что исследователь имеет представления о физиогномике, соотношениях цвета и психологических характеристик, семейной психологии. При анализе результатов принимают во внимание количество, расположение и вид деревьев, основной цветовой фон изображения, цвет отдельных элементов, цвета надписи, ответы на вопросы. В первоначальной интерпретации до рассматривания композиции психолог обращает внимание на самого ребенка.

Пример тестирования

В детском саду воспитатель обращает внимание психолога на то, что пятилетний мальчик неохотно идет домой с мамой, но радостно бежит к папе. При этом на первый взгляд мама обращается с сыном более ласково и терпеливо. Психолог заручается согласием родителей на проведение теста и приглашает мальчика в свой кабинет. Ребенок легко отвечает на вопросы о родителях, называет полные имена и места работы, описывает квартиру, но не может назвать любимые семейные занятия. На вопросы о том, что любят мама и папа, ребенок не отвечает и испытывает явный дискомфорт. Рисовать соглашается с радостью, посвящает занятию все свое внимание. Психолог фиксирует результаты наблюдения и делает вывод, что с ребенком мало проводят время совместно в играх и развлечениях. При этом, учитывая его подготовленность, умение правильно держать карандаши и вести линии, обучающих занятий достаточно много. Мальчик быстро заканчивает рисунок, называет деревья (все они соответствуют реально существующим) и может подписать. Вопросы не вызывают затруднений, но ассоциации с родственниками проводятся с трудом. Ребенок сомневается, можно ли считать маму деревом, и в итоге выбирает сестру, а маму рисует рядом в виде человека. Для психолога понятно, что мама играет в семье особенную роль, она отдалена от ребенка, возможно, всегда действует по правилам.

Рассмотрение композиции

Выбор числа деревьев для методики не случаен. Несмотря на то что прямой инструкции ассоциировать рисунок с семьей ребенок не получает, он интуитивно рисует себя и окружающих его людей. Поэтому три дерева – это, как правило, мама, папа, я. Если деревьев меньше, значит, ребенок подсознательно вычеркивает кого-то из членов семьи. Тревожным сигналом становится вычеркивание в первую очередь себя на стадии распределения деревьев между родственниками. Первым часто рисуется дерево того, кто несет в семье большую ответственность. Самым большим оказывается дерево самого авторитетного члена. «Детские» деревья самые маленькие и самые молодые. Психолог должен обратить внимание на все – кривизну и цвет ствола, ширину веток, наличие дупла. Плодовые деревья для ребенка означают доброту члена семьи. Хвойные могут нести в себе смысл отдаления определенного родственника. Фантазийные, выдуманные деревья отражают хорошую работу воображения, но вместе с тем могут быть тревожным знаком о неприятии ребенка окружающего мира.

Положительно трактуется рисунок, на котором деревья одного вида, расположены на устойчивой почве близко друг к другу. Ребенок подсознательно изображает крепкую дружную семью.

Толкование оттенков рисунка

При анализе выбора цвета и оттенков для рисунка важно понимать не только символ, который заложен в каждом цвете, но и смысл, который в него закладывает сам ребенок. Каждый оттенок имеет как положительную, так и отрицательную характеристику, и эту характеристику можно выявить только после беседы с ребенком. Проективная методика «Три дерева» особенно полезна, так как в рисунке ребенок отражает не свой опыт или знания, а внутренние ощущения и эмоции. Например, нарисовано большое красное дерево. Красный цвет означает одновременно любовь, страсть, вдохновение и агрессию, ненависть, опасность. В одном случае ребенок назвал красное дерево самым красивым, а позже ассоциировал его с мамой. В другом тесте ребенок решил, что большое красное дерево следует пересадить, потому что оно закрывает солнце другим деревьям, а позже ассоциировал его с папой. Из беседы становится понятно, что трактовать однозначно выбор цвета нельзя.

Беседа является самой важной частью тестирования. Для более точной интерпретации результатов психолог может спросить, почему ребенок выбрал именно этот цвет или именно это дерево. Каким цветом можно изобразить радость? Почему это дерево нужно пересадить? В процессе ребенок, увлекаясь, все больше и точнее раскрывает картину семейной обстановки. Его поза, положение рук и выражение лица, когда он говорит о каждом дереве (родственники), показательны и также должны быть интерпретированы. Если одно из деревьев изображено больным или упавшим, нужно обязательно спросить, когда это произошло. Это важно для понимания длительности конфликта или отчуждения. Не все дети могут объяснить, почему они нарисовали то или иное, поэтому задача психолога задать наводящие вопросы, не всегда связанные с рисунком, чтобы помочь составить ассоциативную цепочку. Роль садовника, которую берет на себя ребенок, самая показательная часть беседы. Она отражает желание ребенка что-то изменить во внутрисемейных отношениях. При этом если ребенок считает, что дереву ничего не нужно, это может означать, что он не чувствует себя в силах что-то изменить. Все эти детали выясняет психолог во время беседы.

Важные моменты проведения диагностики

Подготовка к тесту «Три дерева» достаточно проста. Нужен лист бумаги и карандаши разных цветов. При этом следует учитывать, что дети обладают хорошим воображением и иногда хотят выбрать оттенки основных цветов – розовый, голубой, сиреневый. Заменять серый цвет простым карандашом нельзя, как нельзя и заменять карандаши фломастерами или ручками. Дело в том, что рисование карандашами требует определенного положения кисти и нажима. Наклон штриховки, интенсивность цвета, ширина движений – все это показатели состояния ребенка. Ни фломастеры, ни ручки не дают полной картины. Обязательно следует учитывать не только возраст тестируемого, но и его рост. Посадить подростка за стол небольшой высоты будет ошибкой, так как создаст дискомфорт и помешает проведению диагностики. И наоборот, маленький ребенок за большим столом может чувствовать себя более значимым.

Важно расположить ребенка к себе, наладить контакт и поддерживать эмоциональную связь. Во время выполнения задания многие дети обращаются за поддержкой, задают вопросы. Специалист должен понимать, что его задача лишь поддержать, а не подсказать или поправить. В вопросах также не допустимы подсказки или вопросы с альтернативной концовкой или-или. Никаких оценок во время беседы или рисования делать нельзя. Анализ и интерпретация результатов происходит после окончания тестирования.

Проведение теста для взрослых

Тест «Три дерева» для взрослых может дать интересные результаты. Взрослым сложнее отдаться на волю воображения, и они стараются угадать, что имел в виду специалист. Но именно это может стать показателем, насколько человек зависим от чужого мнения, насколько свободен в выражении себя. Изображение семьи чаще всего включает в себя мужа, жену и ребенка. Такой тест помогает понять не только специалисту, но и самому тестируемому, какую роль он играет в семье. Выбор цвета чаще всего обусловлен логикой и опытом, поэтому показателем становится интенсивность и штриховка. Методика «Три дерева» помогает не столько психологу, сколько самому взрослому понять, какие возможные конфликты существуют в семье, и подсказать варианты выхода.

Тестирование дерева, часть 2: интерпретация результатов

Эта статья является продолжением части 1 тестирования дерева: быстрая итеративная оценка меток и категорий меню.

 

Тестирование дерева оценивает категории и метки в информационной архитектуре. Недавно мы объясняли процесс разработки древовидного теста; после того как вы запланировали свое исследование, следующим шагом будет сбор данных и интерпретация результатов. В отличие от юзабилити-тестирования с размышлениями вслух, большинство древовидных тестов проводятся как немодерируемые исследования и дают только количественные результаты. Этот метод позволяет быстро собирать данные от большого количества пользователей, но требует другого подхода к извлечению информации. Вы не можете просто сидеть целый день за тестированием и делать заметки, вместо этого вам нужно провести систематический анализ, чтобы определить тенденции данных и оценить их значимость.

Сбор данных

Участники исследования . Как и в случае с юзабилити-тестированием, хорошее древовидное исследование должно включать репрезентативных пользователей в качестве участников исследования, особенно для продуктов со специализированной целевой аудиторией. Не нанимайте студентов колледжа для тестирования веб-сайта о страховании жизни.

Поскольку древовидное тестирование позволяет легко собирать данные от большой группы пользователей, стремитесь к не менее 50 пользователям , чтобы выявить тенденции в поведении пользователей и свести к минимуму влияние любых немотивированных участников, которые предоставляют данные низкого качества. Если вы планируете протестировать два дерева и сравнить их производительность, вам потребуется в два раза больше участников, поскольку для сравнения требуется междисциплинарный дизайн исследования (т. е. каждую версию тестируют разные люди).

Заданий на участника .

Убедитесь, что каждый участник выполняет только 10 заданий (или меньше). Несмотря на то, что задачи по древовидному тестированию можно выполнить быстро, все же не стоит заставлять людей выполнять 30 задач подряд. После того, как кто-то щелкнул одно и то же меню 15 раз, он находится в совершенно другом состоянии, чем обычный пользователь, который только что зашел на веб-сайт и, возможно, вообще никогда раньше не видел меню. Если вам нужно протестировать более 10 задач, наберите больше пользователей и используйте функцию рандомизации инструмента древовидного тестирования, чтобы назначить только 10 задач каждому участнику.

Пилотный тест . Наконец, пригласите небольшое количество пользователей пройти исследование и просмотреть их ответы, прежде чем отправить его всей группе. Пилотный тест может выявить любые непреднамеренные проблемы с вашей формулировкой задачи достаточно рано, чтобы исправить их.

Метрики тестирования дерева

После того, как результаты получены, различные показатели фиксируют, как пользователи поняли (или неправильно поняли) ваши категории. Treejack и UserZoom, два наиболее распространенных инструмента для тестирования дерева, используют немного отличающийся стиль представления этих показателей, но оба предоставляют следующие количественные показатели для каждой задачи в вашем исследовании:

Коэффициент успеха: Процент пользователей, которые нашли нужную категорию для этой задачи

Прямота: Процент пользователей, которые сразу же перешли к нужной категории, не возвращаясь и не пробуя другие категории

Затраченное время: Среднее количество времени, прошедшее с начала до конца задачи

Меры пути:

  • Частоты выбора для каждой категории
  • Первый клик: категория, которую большинство людей выбрали первой
  • Пункт назначения: категория, которую большинство людей назвали своим окончательным ответом

В зависимости от типа дерева и задач в исследовании некоторые из этих показателей могут быть более полезными, чем другие, для прогнозирования того, насколько хорошо информационная архитектура будет работать в реальной жизни.

Шанс успеха

Чтобы рассчитать вероятность успеха, вы должны назначить хотя бы один «правильный» ответ для каждой задачи. Уровень успеха для этой задачи указывает процент пользователей, которые нашли правильное место в дереве и определили его как правильное место для выполнения этой задачи. Любые испытания, в которых пользователи выбрали другое конечное местоположение, считаются неудачными. Например, если в ответ на просьбу найти информацию о государственной библиотеке Нью-Мексико 67 из 100 участников выбрали правильное место, вероятность успеха этой задачи составляет 67%.

Инструменты древовидного тестирования рассчитывают вероятность успеха для каждой задачи, для которой вы определяете «правильный» ответ. На этом снимке экрана из UserZoom показано, что 67 % пользователей нашли правильное место для задания  Где можно найти маршруты и часы работы Государственной библиотеки Нью-Мексико .

На первый взгляд, вероятность успеха кажется простой: чем больше, тем лучше. Но чтобы действовать на основе этой метрики, вам сначала нужна соответствующая система отсчета, чтобы определить, каков «хороший» показатель успеха как для дерева в целом, так и для конкретной задачи.

Помните, что по самой своей природе древовидное тестирование исключает многие полезные элементы дизайна, такие как функция поиска, вторичные параметры навигации (например, связанные ссылки) и любые контекстные подсказки из визуального дизайна или содержимого. Пользователи видят только само урезанное меню навигации.

Тест дерева показывает участникам только инструкции к задаче и урезанное меню меток категорий, как вы можете видеть в этом задании из теста дерева UserZoom. У пользователей нет доступа к функции поиска, содержимому, макету, раскрывающимся меню или любому другому контексту, помогающему интерпретировать параметры меню.

Поскольку древовидные тесты настолько просты, процент успешных результатов часто намного ниже, чем в обычных количественных исследованиях юзабилити.

67% успеха в тесте дерева могут легко превратиться в 90% успеха в окончательном дизайне. (Однако это увеличение произошло бы только в том случае, если остальная часть дизайна была выполнена хорошо; плохая реализация поиска или плохо разработанные меню также могут снизить показатели успеха ниже уровней, наблюдаемых в древовидном тесте.)

Вместо того, чтобы рассчитывать на достижение 100% успеха, используйте более реалистичную систему отсчета, чтобы оценить, какой уровень успеха является приемлемым для каждой задачи, принимая во внимание:

  • Важность этой задачи для общего взаимодействия с пользователем
  • Как каждый показатель успешности сравнивается с другими аналогичными задачами (например, задачами, нацеленными на контент того же уровня в иерархии)

Например, рассмотрим две задачи и их соответствующие показатели успешности в таблице ниже. Вероятность успеха в задаче на продовольственные талоны намного ниже, чем в другой задаче, но этот результат отчасти объясняется тем, что пользователи должны пройти еще три уровня, чтобы найти правильный ответ.

Задача Правильные ответы Шанс успеха
Где можно
найти маршрут
и часы работы
Государственной библиотеки Нью-Мексико
?

Гражданин

   >Образование

      >Библиотеки

         >Библиотека, штат Нью-Мексико

67%
Найдите правила
, определяющие
, который соответствует критериям
для получения продовольственных талонов
в Нью-Мексико.

Гражданин

   >Здоровье и благополучие

      >Общее здоровье и хорошее самочувствие

         >Отдел социальных служб

            >Ищу помощи

               >Продовольственная помощь

                  >Программа дополнительной продовольственной помощи

43%

Вместо того, чтобы сравнивать эти два коэффициента успешности, было бы более реалистично сравнить любой из них:

  • Показатель успешности выполнения задания на продовольственные талоны по сравнению с другим заданием, которое также нацелено на контент, находящийся на 6 уровней ниже; или
  • Показатель успешности выполнения задания на продовольственные талоны на двух разных деревьях с разными метками — в одном используется термин Продовольственная помощь , а в другом — термин Продовольственные талоны.

Прямота и потраченное время

В дополнение к измерению того, сколько пользователей попало в нужное место, важно также учитывать, с какими трудностями они столкнулись на этом пути. На это указывают два общих показателя древовидного тестирования:

затраченное время , которое указывает, сколько времени потребовалось пользователям, чтобы найти правильный ответ, и непосредственность , которая фиксирует, сколько пользователей сразу же перешли к правильному ответу, не возвращаясь и не меняя категории. Прямую навигацию также иногда называют «счастливым путем», потому что она предполагает плавное взаимодействие с минимальной путаницей или обходными путями.

Задачи с высокими показателями успешности могут по-прежнему создавать неудобства для пользователей, если пользователям приходится повторять свои шаги и пытаться выполнить их в нескольких местах, прежде чем наконец найти правильный ответ. Например, рассмотрим эту задачу на определение стоимости обучения.

Несмотря на то, что 74% пользователей в конце концов нашли правильный ответ, только 50% из них выбрали прямой путь. . Половине успешных пользователей приходилось повторять свои шаги хотя бы один раз, прежде чем найти ее, хотя на самом деле информация была доступна в 3 разных местах дерева.

Этот результат задачи из исследования Treejack показывает, что, несмотря на то, что 74% всех пользователей смогли найти сумму за обучение, половина из этих людей выбрала непрямой путь и должна была повторить свои шаги хотя бы один раз.

И затраченное время, и непосредственность указывают на то, насколько легкой была задача для пользователей. Непосредственность особенно важна для задач, которые часто выполняются новичками или случайными пользователями, потому что у них не будет преимуществ изучения и запоминания местоположения из прошлого опыта.

Пути

: первые клики к конечным пунктам назначения

Вероятность успеха и прямолинейность говорят вам о том, можно ли найти категорию ; подробный анализ пути поможет вам понять, как улучшить категории , которые не работают должным образом.

Первый щелчок для задачи — это категория, которую пользователи выбирают первой при запуске этой задачи. При тестировании дерева первый щелчок всегда относится к категории верхнего уровня, поскольку ни одна из подкатегорий не видна до тех пор, пока не будет выбрана родительская категория.

Первый щелчок имеет решающее значение, поскольку он часто предсказывает, сможет ли пользователь в конечном итоге найти нужный элемент. Представьте, что вы ищете фуд-корт в торговом центре. Если фуд-корт находится на верхнем уровне, и вы начинаете с спуска на эскалаторе, ваши шансы найти его в ближайшее время невелики. Но если вы начнете с перехода на нужный уровень, скорее всего, вы сможете немного побродить и найти его, хотя бы по запаху еды.

Первый щелчок работает так же. Как только пользователи оказываются рядом с нужной категорией, контекстные подсказки и локальная навигация повышают вероятность того, что они ее найдут. Но неправильные первые клики часто губительны; в таблице ниже показаны данные о первом клике для задачи, которая имела только 20% успеха. Правильная категория высшего уровня, 9Каталог 0003, получил только 14% первых кликов. Вместо этого пользователи начали с разделов Program или School , и большинство из них в конечном итоге блуждали по этим областям и никогда не возвращались в Directory .

Только 14 % пользователей щелкнули Справочник в качестве первого выбора при поиске списка преподавателей, преподающих экологическое право; это привело к тому, что общий показатель успеха задачи составил всего 20% в результате исследования Treejack.

Внимательно изучите данные о первом клике, когда:

  • Задача имеет низкий уровень успешности и/или прямолинейности. Первые клики показывают, где пользователи изначально ожидали найти эту информацию, и предлагают места, куда следует переместить элемент (или, по крайней мере, добавить его в перекрестный список).
  • Окончательный дизайн будет использовать мега-меню, в которых сразу отображаются категории уровней 2 nd и 3 rd . Возможность видеть и сравнивать несколько подуровней одновременно может значительно улучшить показатели успеха по сравнению с тем, что вы наблюдали бы в древовидном тесте, но это работает только в том случае, если первый щелчок был успешным, и пользователи попадают в нужное мегаменю.

Если у вас много задач, в которых первые клики распределены по нескольким категориям, возможно, у вас слишком много перекрывающихся категорий. Выполните карточную сортировку или еще раз просмотрите результаты древовидного теста и найдите другие возможные схемы организации.

Просмотрите конечных пунктов назначения , выбранных пользователями, когда первые клики были правильными, но процент успешных операций низок. Этот паттерн предполагает, что категории более низкого уровня слишком сильно перекрываются.

Первые клики и конечный пункт назначения для поиска информации о фестивале искусств; все пользователи правильно нажали на категорию Отдых , но 35 % выбрали  Искусство и культура  в качестве конечного пункта назначения, а 22 % выбрали Исследуйте страну очарования . Только 30% правильно выбрали Что происходит в Нью-Мексико . Этот результат указывает на то, что эти одноуровневые подкатегории слишком сильно перекрываются, и любая из них воспринимается как подходящая для пользователей.

Превращение данных в действие

Хотя тестирование деревьев дает количественные данные, выводы ни в коем случае не являются черно-белыми. Показатели успешных задач — это только первый шаг, и их следует интерпретировать в контексте того, насколько пользователи изо всех сил пытались получить правильный ответ (прямота), и где они ожидали получить правильный ответ (первые клики).

После завершения этого анализа вы можете определить подходящие решения. Например:

  • Когда первые клики равномерно распределены по нескольким областям, перечислите темы в нескольких категориях. Если эта проблема возникает для многих задач, рассмотрите возможность изменения общей схемы организации.
  • Если показатель успеха низкий, но первые клики правильные, измените метки подкатегорий, чтобы они были более четкими.

Узнайте больше о выборе организационных схем и меток в нашем однодневном курсе по информационной архитектуре.

Древовидный тест Карла Коха — Изучение своего сознания

5 минут

Написано и проверено психологом Валерия Сабатер .

Последнее обновление: 28 июля 2022 г.

Древовидный тест Карла Коха — это интересный проективный тест нашей личности, а также нашей лежащей в основе эмоциональной вселенной. Поскольку он прост в использовании, его обычно делают с детьми. Тем не менее, это также очень интересный инструмент для самоанализа, позволяющий попытаться узнать себя немного лучше.

Тест дерева, также известный как тест Баума, был разработан в 1950-х годах психологом Карлом (Чарльзом) Кохом. Ему уже несколько лет, но он по-прежнему часто используется. Если мы скажем, что этот тест состоит только в том, чтобы попросить ребенка или взрослого нарисовать дерево с его корнями, стволом и ветвями, возможно, вы почти сразу же усомнитесь в надежности и достоверности этого инструмента.

Преимущество теста «Дерево» заключается в том, что его можно быстро провести для широкого круга людей. Он предлагает интересную информацию об эмоциях, которую позже можно будет сравнить с результатами других тестов.

Прежде чем сделать такой вывод, мы должны принять во внимание одну деталь. Проективные тесты являются очень полезным клиническим инструментом. Благодаря им мы можем собирать различные данные о том, как наши пациенты воспринимают, понимают и управляют своим миром. Таким образом, такие инструменты, как тест Роршаха, тест «Нарисуй человека» или тест «Дерево», очень эффективны в качестве дополнительных (неисключающих) тестов, которые мы можем использовать вместе со многими другими.

С другой стороны, и просто из любопытства, доктор Кох выбрал эту фигуру для своего диагностического теста из-за символики, которую имеют деревья.  Во всех культурах, во всех странах деревья являются мифологическими и символическими фигурами, связанными с людьми. Пытаться поймать их, попытаться нарисовать их — это почти то же самое, что вытащить все, что мы носим внутри…

Что оценивает тест дерева Коха?

Тест дерева Коха требует от нас сделать рисунок, выбрать цвета, создать фигуру из ничего, запечатлев ее на пустой странице. Он предлагает некоторые подсказки о нашем стиле личности. В том же духе он показывает определенные эмоциональные состояния.

  • Также измеряет стабильность человека, наличие или отсутствие внутренних конфликтов, его уязвимость и чувствительность.
  • С другой стороны, некоторые психологические дисциплины, такие как психоанализ, указывают, что этот тест также раскрывает структуру психики или содержание нашего бессознательного.
  • Интересно знать, как показало недавнее исследование, что тест Баума оказался очень эффективным в диагностике когнитивных нарушений и даже начала слабоумия.

 

Как это применить?

Тест «Дерево» актуален для всех от 5 до 6 лет. Требуется только, чтобы у человека были определенные базовые моторные навыки, необходимые для рисования.

  • Человек получает чистый лист бумаги, цветные карандаши и ластик.
  • Рисуют дерево с его корнями, стволом, ветвями и т. д.
  • В случае, если у пациентов 5 или 6 летние дети, мы попросим их сделать два рисунка. Первым будет фристайл», нарисуй любое дерево, какое тебе нравится », — говорят они. Позже им говорят сделать новый рисунок, и теперь дерево отличается от первого. Таким образом, у нас будет два рисунка, чтобы сделать оценку более четкой.
  • Расчетное время варьируется от 10 минут до получаса, в зависимости от потребностей каждого человека.

 

 

Как мы анализируем тест дерева?

Мы должны посмотреть на эти элементы:

Земля
  • Рисунок, на котором нет линии почвы или корней, может указывать на отсутствие у пациента эмоциональной и личной стабильности.
  • Непропорциональные корни в форме молнии также могут указывать на проблемы, эмоциональное сдерживание, ярость и выкорчевывание.

Хобот
  • Очень тонкий ствол: очень чувствительный и нежный.  Или может означать  наличие внешних напряжений или требований , нарушающих спокойствие и самочувствие больного.
  • Очень широкий туловище: импульсивный, с высокой эмоциональностью и малой способностью к самоконтролю.
  • Туловище с нормальными пропорциями означает внутреннее равновесие.
  • Туловище, образованное прямыми линиями: праведник, с хорошей способностью к абстракции.
  • Хобот с волнистыми линиями: общительный, милый и не имеет проблем с общительностью.
  • Стволы с дилатациями, впадинами, шпильками, торчащими кончиками: наличие страхов, травм, сдерживаемых эмоций, торможения…

Ветви

Ветви дерева отражают взаимодействие с физической и внешней средой. В то время как корни и ствол больше связаны с внутренним и эмоциональным миром, ветви предположительно представляют другой психологический уровень.

  • Веточки: дети до 9 лет всегда рисуют веточки, это нормально. Это может означать незрелость или отношение к миру ребенка.
  • Большие ветки: рисующий человек обладает большим воображением, энтузиазмом или даже немного большим нарциссизмом, чем обычно.
  • Дерево без ветвей: вы можете сказать нам, что у человека, нарисовавшего рисунок, отсутствует развитие или возможная когнитивная проблема.
  • Спиралевидные ветки: общительный, с хорошим вкусом, нежный.
  • Ветви в форме молнии или стержня: упрямый человек, импульсивный, с некоторым гневом или вызывающими чувствами.
  • Ветки с листьями: живые.
  • Ветки с фруктами: человек с целями и желаниями.

 

Существует гораздо больше значений, чем те, которые мы здесь описываем, например, другие «аксессуары», такие как дома, птицы, холмы… То есть детали, о которых психолог не спрашивал, которые также могут предоставить соответствующую информацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *